Воронеж – колыбель русского флота

Содержание

          Во времена Петра I Воронежу предстояло сыграть важную роль в истории нашего государства.
          В конце XVII века Русское государство начало войну с Турцией за выход в Азовское и Черное моря. При впадении Дона в Азовское море стояла турецкая крепость Азов. Первый поход Петра I с целью завоевания турецкой крепости закончился поражением – русская армия в то время не имела военно-морского флота. Тогда царь решил заложить верфь и построить такой флот в Воронеже. Строительство началось зимой 1695 года.
          Петр избрал Воронеж колыбелью российского флота, поскольку город стоял на берегу р. Воронеж, недалеко от Дона. В окрестностях росли вековые дубы и сосны, служившие материалом для строительства судов. Неподалеку залегала липецкая железная руда, из которой можно было выплавить пушки и другое оружие.
          Тысячи жителей из окрестных городов были собраны на строительство флота в Воронеж. Стук топоров стоял с утра до вечера. Царь Петр I сам руководил строительством: его высокую фигуру с топором в руках постоянно видели в гуще работ.


Наконец наступил торжественный момент. К весне 1696 года были готовы два больших корабля и несколько десятков мелких. Так, 2 апреля 1696 года на воду была спущена большая галера «Принципиум», 26 апреля – многопушечный корабль «Апостол Петр».
          Уже летом 1696 строительство флота было закончено, и Петр I совершил второй поход против турок. Русские войска одержали победу, в результате которой Россия получила выход в Азовское море и вернула себе ранее принадлежащие земли.
          Немного позже Петр стал создавать флот и на Балтийском море, но колыбелью военно-русского флота по праву считается Воронеж. Строительство кораблей в нашем крае продолжалось до 1711 года.

***

Литература:

          Аббасов А. М. Воронеж исторический / А. М. Аббасов. – Воронеж: Центр. – Чернозем. кн. изд-во, 2003. – 352.

          Аббасов А. М. Петр I на земле Воронежской / А. М. Аббасов // Воронеж – колыбель флота русского: Петровский сборник. – Воронеж, 1995. – С. 54 – 72.
          Аббасов А.М. Воронеж исторический / А.М.Аббасов.- Воронеж: Центр. -Чернозем. кн. изд-во, 2003.- 352 с.
         Воронеж: встреча с прошлым и настоящим: историко-архитектурный иллюстрированный справочник-путеводитель по культурно-историческим памятникам / Сост. В. Мальцев. – Воронеж: Издательско-полиграфический центр ВГУ, 2008. – С. 10-14.
          Воронежские корабли: Зарождение Российского регулярного флота: Учебно — метод. пособие. – Воронеж: Родная речь, 1996. – 123 с.
          Воронежский край в XVIII веке. Документы и материалы по истории края.- Воронеж: Изд-во «ВГУ», 1980.
          Воронежский край на южных рубежах России (XVII – XVIII вв.). – Воронеж: Изд-во ВГУ, 1981.
          Глазьев В. И грянул бой! Полтавский бой! / В. Глазьев // Воронежский курьер. – 2009. – 11 июля.
          Дыгало В. История Корабля / В. Дыгало. – М.: Изобразительное искусство, 1991. – 62 с.
          Елагин С. И. История русского флота: Период Азовский // С.И.Елагин. – Воронеж: Центр. – Черноземн. кн. изд-во, 1997. – 352 с.
          Елецких В.Л. Воронеж. Город воинской славы / В.Л. Елецких. – Воронеж: ООО «Творческое объединение «Альбом», 2011. – 48 с.
          Загоровский В. П. Петр Великий на воронежской земле// В.П.Загорвоский. – Воронеж: Изд-во Воронежского ун-та, 1995. – 166 с.
          Загоровский В.П. История Воронежского края от А до Я / В.П. Загоровский. – Воронеж: Центр. -Чернозем. кн. изд-во, 1982. – 311 с.
          Загоровский В.П. История Воронежской области: учебное пособие для средней школы / В.П. Загоровский, Ф.С. Олейник, Е.Г. Шуляковский. – Воронеж: Центр.-Чернозем. кн. изд-во, 1976. – 160 с.
          Комолов Н.А. Город Воронеж от начала кораблестроения до губернской реформы Екатерины II. 1696-1775 / Н.А. Комолов. – Воронеж: НАУКА-ЮНИПРЕСС, 2011. – 44 с.
          Кретова О. К. Русский город Воронеж / О. К. Кретова. – Воронеж: Центр. – Чернозем. кн. изд-во, 1986. – 239 с.
          Кто есть кто: Новейший справочник школьника. – М.: Изд-во Эксмо, 2006. – С. 780 – 781.
          Наш Воронеж / Под ред. А. М. Фактор. – Воронеж: Кварта, 2002. – 30 с.
          Очерки истории Воронежского края. Том I / Под ред. Е.Г. Шуляковского. — Воронеж: Изд-во «ВГУ», 1961.
          Панова В.И. История Воронежского края: учебн. — методич. пособие / В.И. Панова. — 4-е изд., доп. – Воронеж: «Родная речь», 2004. – 287 с.
          Пульвер Е.А. Воронежская мозаика / Е.А. Пульвер, Ю.Е Пульвер. — Воронеж: Центр. Черноземное изд-во, 1983. – 207 с.
          Силин В. Предвидение / В. Силин // Коммуна. – 2010. – 7 мая.
          Тарасова Е. У истоков русского флота / Е. Тарасова // Здравствуй. – 2010. — № 20.
          Чубурин П.Ф. Земля Воронежская. Рассказы об истории и природе Воронежской области для учащихся 4-х классов / П.Ф. Чубурин. – Воронеж: Центр.- Чернозем. кн. изд-во, 1984. – 80 с.

www.okrae.odbvrn.ru

Колыбель русского флота — Balalaika24, новости по-русски

Сегодня российский флот считается гордостью городов славы ВМФ Санкт-Петербурга и Севастополя. Но мало кто знает, что, на самом деле, отечественный военный флот зародился не там, а в Воронеже. Мало того, именно Воронеж сегодня мог бы быть даже столицей нашей страны!

Ещё в начале 18 века Воронеж был самым большим городом не только на всей территории нашей страны, но даже и всей Европы. Сейчас в это трудно поверить, но на тот момент, когда население Лондона составляло 5 тысяч человек, в Воронеже проживало в десять раз больше — 50 тысяч. Тогда в этих местах можно было увидеть самых передовых учёных и специалистов изо всей Европы, военачальников, дипломатов, министров, и даже королей. И именно здесь был сосредоточен весь научно-технический и оборонный потенциал будущей Российской империи.

Но как могло такое случиться? Как уездная деревянная крепость Воронеж, существовавшая для обороны от кочевников, превратилась одновременно в русский пентагон и силиконовую долину того времени?

Историки утверждают – причина проста. Именно здесь, на берегах Воронежа, а не Невы, как принято считать, молодой и амбициозный царь Пётр решил построить первую русскую военно-морскую базу и главную военно-тренировочную школу своей державы.

Отсюда 2 апреля 1696 года  на воду был спущен  первый военный корабль, созданный для петровского флота иностранными специалистами,   «Принципиум»,  а всего через 4 года с верфи сошёл «Гото Предестинация», в переводе с латыни Божье предвидение. Это было первое военное судно, построенное уже российскими мастерами по проекту самого Петра. За основу царь взял английские чертежи, но добавил в них свои ноу-хау…

Но иностранных мастеров впечатлила не только конструкция и внешняя отделка корабля, но и его вооружение. На верхней палубе корабля были установлены восьмифунтовые пушки. Это значит, что они заряжались четырёх килограммовыми ядрами для уничтожения мачт на кораблях противника. А на нижней палубе располагались ещё более крупнокалиберные орудия — 16 фунтовые, с ядрами по 8 килограммов, которые были способны навылет пробить борт любого турецкого судна… А всего таких пушек по периметру корабля было 58… Правда, грозой морей этому кораблю было стать не суждено. 

Будущее «Гота Предестинации» вопреки ожиданиям Петра оказалось бесславным. После потери крепости Азов и заключения мира с турками Петру пришлось продать свой самый красивый корабль, даже не успевший поучаствовать ни в одном морском сражении Османской империи. А уже через 4 года он попросту сгнил на турецких вервях.

Об этом мало кто знает, но деньги на строительство жемчужины петровского флота Петру дал епископ Успенской церкви Митрофан. Правда при этом поставил перед царём два условия: Пётр должен был убрать с территории своей резиденции обнажённые фигуры античных богов, которых епископ счёл идолами, и исповедаться в своих грехах перед самим Митрофаном. Условия были выполнены. С тех самых пор началась дружба царя со священником.

В это трудно поверить, но в то время когда все российские священники считали замыслы Петра бессмысленными, вредными и даже кощунственными, когда почти вся церковь была к царю в оппозиции и истинной государыней считала сестру Петра Софью, а его самого, едва ли не самозванцем, двойником царя, приехавшим из заморских стран на погибель Руси, Митрофан стал единственным священником, который не только начал разделять взгляды Петра, но и содействовать ему во всём. К примеру, когда царю липецкие заводы задержали поставку материала для пушек, Митрофан велел перелить чугунные купола своей церкви на корабельные орудия…

Кстати, именно с его благословения был построен Санкт-Петербург — будущая столица Российской Империи. Ведь именно он, Митрофан Воронежский, подарил Петру икону Казанской божьей Матери, которая стала главной святыней Санкт-Петербурга и которая сегодня хранится в Казанском соборе.

Через  15 лет после начала строительства русского флота  с  пристаней Воронежа  как с конвейера сойдёт 215 мощнейших  пушечных фрегатов, которые станут основой первого в истории  России регулярного Военно-морского флота. Построенные здесь корабли должны были спуститься по реке Воронеж, чтобы выйти в Дон и отправиться на завоевание турецкой крепости Азов.

Но в боях за Азов многим кораблям, построенным на верфях Воронежа, побывать не пришлось. А случилось это как ни странно, из-за неудачного сухопутного сражения между русской и турецкой армиями на реке Прут, в Молдавии летом 1711 года. Попавшему в окружение русскому командованию не оставалось ничего другого как заключить с Турцией мир, по которому многие корабли воронежского флота переходили в распоряжение Османской империи. Поняв, что теперь достаточных сил для войны на Азовском море у воронежского флота нет, Пётр решил оставить южное направление и отправиться на север, к Балтийскому морю. 

Именно так за много лет до Петра поступил Иван Грозный, который считал делом всей своей жизни войну с Ливонией. Ведь там, на севере, во времена Грозного в руках ливонского ордена находились русские города, построенные ещё Ярославом Мудрым. К примеру, древний город Юрьев, который теперь, кстати, называется Таллин. Кроме того, выход в Балтику давал право беспошлинной торговли с западной Европой.

Для того чтобы захватить Балтику от господствовавших там ливонцев и поляков, царь, наймёт каперские, то есть пиратские корабли, привлечёт наёмников из Дании, а российские морские и речные суда оборудует орудиями, превратив в военный флот. Весной 1559 года Ливония будет захвачена и орден перестанет существовать. Но воспользоваться успехами Ивану Грозному будет не суждено. В делёж земель включатся Швеция, Дания и Польша. Война затянется на много лет и русское государство вновь окажется отрезанным от моря. Но зато, выйти в Балтику удастся Петру и его новому северному флоту. Многие историки считают, что произошло это только благодаря опыту кораблестроения, который Пётр получил в Воронеже…

balalaika24.ru

Воронеж – колыбель российского флота

Содержание:


Город Воронеж по праву можно отнести к числу красивейших городов России. На его улицах гармонично соседствуют исторические памятники и памятники современности. Многие достопримечательности Воронежа и его интересные места связаны со знаменитыми людьми, например, Петром I, при котором в этом городе началась история русского флота (Воронеж считают колыбелью нашего флота), С.Я.Маршаком, И.А.Буниным, А.В.Кольцовым, И.С.Никитиным и т.д.


Архитектура Воронежа

К сожалению, как и во многих других городах, во время Великой Отечественной войны серьезно пострадали или были разрушены многие памятники Воронежа. Некоторые, конечно же, были отреставрированы, а другие находятся под угрозой уничтожения.

В Воронеже есть множество зданий гражданской архитектуры, представляющие собой историческую ценность. К их числу относятся дома губернатора Потапова и Савостьянова, возведенные в стиле барокко. Примечательны для туристов и дома первой трети XIX века Тулиновых, Нечаевых, Ненарокомовой и т.д.

Дом губернатора Потапова сейчас называют Воронежским дворцом. Построен он был в 1779 году в лучших традициях елизаветинского барокко. Похожий на маленький Эрмитаж, в свое время он вызвал немало толков. Ему приписывали чуть ли не воронежскую резиденцию Екатерины Великой, позже начали поговаривать, что построен он был для последнего крымского хана Шарин-Гирея. На самом же деле возвели его по проекту местного архитектора Н.Н.Иевского для генерала-поручика Потапова, являвшегося в то время губернатором Воронежа. После его кончины у Воронежского дворца был не один хозяин, и здание успело побывать и медико-санитарным, и военным учреждением, в начале советского времени – губархивбюро и губздравотделом, с 20-ых годов оно было передано краеведческому музею, в наши же дни здесь расположился художественный музей им. И.Н.Крамского.

Дом Тулиновых – не менее интересное архитектурное сооружение. Построен он был в начале XIX века в стиле ампир. Здание, украшенное пилястрами и лепнинами, привлекает к себе внимание гостей города. Примечательно, что в этом доме останавливались императоры Александр I, Николай I и Александр II. В разные годы в этом здании размещалась публичная библиотека, затем гимназия Чернозубовой, музей революции, редакция газеты «Молодой коммунар», в настоящее время – Центр научно-технической информации – филиал ФГБУ «Российское энергетическое агентство».

К сожалению, российские граждане не могут похвастаться трепетным обращением чиновников к зданиям, представляющим историческую ценность. Воронеж не стал городом-исключением. Примером этому может быть снос усадьбы Александрова, построенный в 1820-1830-е годы, или дома Перелыгиной, сооруженного в 1919 году и имевшего статус памятника истории. Остается надеяться, что в будущем мы будем бережнее относиться к нашей истории.


Святые места города Воронеж

Одним из самых старых монастырей Воронежской области является Алексиево-Акатов монастырь, основанный еще в 1620 году. Возведен он был в честь победы над войсками литовцев и черкес, а так как сражение происходило в день памяти святителя Алексия, то и монастырь назвали его именем. Кстати, колокольня монастыря дожила до наших дней в своем первозданном виде.

Одним из «свидетелей» пребывания Петра I в Воронеже является древняя Успенская адмиралтейская церковь, построенная еще в конце XVI века. Правда, изначально она была деревянной, но после одного из разливов реки, ее пришлось перестраивать, в результате чего мы можем лицезреть ее каменное строение.

Еще одним примечательным святым местом города Воронеж является Толшевский Спасо-Преображенский монастырь, построенный в середине XVII века. Изначально в этом месте поселился отшельник, который жил в дупле и занимался пчеловодством. Позднее здесь основали обитель, и только после строительства деревянного храма монастырь получил название Спасо-Преображенского. Он известен и тем, что какое-то время здесь обитал и Задонский чудотворец Тихон.

Самая новая достопримечательность Воронежа расположилась в центре города. Я говорю о Благовещенском соборе, являющемся третьим по величине в России и одним из самых высоких в мире (его длина составляет 97 метров). Строительство его велось десять лет и завершилось лишь в 2009 году. Собор известен и тем, что в нем находятся мощи первого воронежского епископа Святителя Митрофана, который во времена Петра I освящал корабли российского флота.

В 2000-е годы также был возведен храм Ксении Петербургской, представляющий собой интерпретацию древнерусского стиля храмового зодчества, а также попытку вписать органично крупное культовое здание в многоэтажную жилую застройку.

Популярностью среди туристов пользуется и святой источник святителя Митрофана Воронежского, находящегося на улице Софьи Перовской, 96. Существует поверье, что его вода исцеляет от многих болезней. По приданию к этому источнику приходил святитель Митрофан, для того чтобы помолиться в уединении. И до сих пор люди идут на это место напиться святой воды и обратиться с молитвой к святителю.


Интересные места

Каждому гостю города Воронеж стоит посетить Адмиралтейскую площадь и остров Петра I (Петровский остров). Ведь именно с этими местами связана история русского флота. Остров также называют Заячьим и Адмиралтейским. Располагается он в Воронежском водохранилище. В конце XVII века здесь было построено здание адмиралтейства, вблизи от него находилась воронежская верфь, на которой, в общем-то, и строились первые военные корабли для второго азовского похода. Верфь пришлось перенести по мере обмеления реки, после чего сначала здание адмиралтейства перешло в частные руки, но спустя недолгое время, по высочайшему указу была передана городу. Вскоре, на острове создали яхт-клуб. Сейчас же остров пустует, но в планах у администрации города присутствует строительство моста на остров и создание на нем гостинично-развлекательного комплекса.

На берегу Воронежского водохранилища находится Адмиралтейская площадь. На ней, символизируя выход России в море в качестве военно-морской державы, расположились красивые воздушные (или как их еще называют, триумфальные) арки. Именно на этой площади и находится Успенская адмиралтейская церковь (в прошлом Успенский монастырь). Кстати, во времена Петра Великого вокруг монастыря селились иностранные мастера, поэтому место это называли Немецкой слободой. В настоящее время на площади проводят различные городские праздники и концерты.

Недалеко от города Воронеж (с. Новоживотинное) сохранилась усадьба Веневитиновых. Это великолепное двухэтажное здание, построенное в стиле русского классицизма в конце XVIII века. Усадьба находится на берегу реки Дон, где когда-то стояла беседка. В настоящее время сохранился прекрасный парк, в котором до сих пор вы можете найти многовековые дубы, объять которые вы сможете только в составе человек семи. Веневитиновых можно отнести к лучшим представителям просвещенной аристократии. История рода связана с российским кораблестроением, также свой род прославил и создатель русской идеалистической философии Дмитрий Веневитинов (кстати, считается, что именно он служил прототипом образа Ленского в «Евгении Онегине»). С усадьбой связано и имя английской писательницы Э.Войнич (автор романа «Овод»), которая служила здесь гувернанткой. В настоящее время усадьба предназначена не только для проведения экскурсий, но и для литературных и музыкальных вечеров. Кстати, в Воронежской области находится и полуразрушенная летняя усадьба Веневитиновых. Ей повезло меньше, чем той, о которой велось повествование выше, так как от прекрасного здания остались лишь развалины, по которым любят лазить дети из детского дома, находящегося по соседству, а во дворе о былой красоте усадьбы напоминает римский фонтан.

В поселке Рамонь Воронежской области находится не типичный для среднерусской возвышенности замок, поражающий своим величием и красотой – замок принцессы Ольденбургской. В 1879 году великая княжна Евгения Романова вышла замуж за принца Ольденбургского. Император Александр II подарил молодоженам поместье Рамонское, где в том же году началось строительство замка. Сама принцесса была не похожа на праздных светских дам, она отличалась острым умом, наличием предпринимательской жилки и практичностью. В Рамонском Евгения разбила фруктовые сады, протянула ж/д ветку, перестроила сахарный завод, построила конфетную фабрику, которую, кстати, сожгли крестьяне во время февральской революции 1905 года. Последнее событие было страшным ударом для принцессы, но, к сожалению, это было лишь начало их целой череды. В советское время замок был разграблен, а в конце 70-х годов здание его было признано аварийным. К величайшему сожалению администрация Воронежа так и не выделила средств на его реставрацию, а очень жаль, ведь если замок нельзя отнести к самым красивым замкам мира, то включить в число красивейших сооружений России можно было бы. Не смотря на то, что здание подлежит реставрации, экскурсии здесь проводят, рассказывая страшные легенды о призраках, обитающих в замке.

Воронеж является городом воинской славы, поэтому первые памятники, о которых хотелось бы рассказать – это памятники военной тематики.

Памятник Славы – это мемориальный комплекс с вечным огнем на братской могиле. В ней похоронено около 10 тысяч воинов, погибших в боях за Воронеж в 1942-1943 годах. О ВОВ напоминает и Воронежская Ротонда – остатки детской больницы, на территории которой велись бои на протяжении 203 суток! До 2008 года еще оставались очертания здания, но в феврале того года, купол обрушился, отреставрировать Ротонду не успели.

На площади победы возведена Стела в память о погибших защитниках Воронежа.


Об эпохе Петра первого в Воронеже много напоминаний. В Петровском сквере вы насладитесь красотой и покоем, а также увидите памятник Петру Великому. О том, что Воронеж – «колыбель русского флота» напомнит вам макет корабля Меркурий – это один из первых российских кораблей. Конечно, он не может потягаться с самыми большими современными кораблями в мире, но это маленькая часть нашей великой истории.

Среди современных памятников популярностью пользуются памятник Белому Биму (который обожает молодежь, видимо потому, что он напоминает об их детстве), котенку с улицы Лизюкова и памятник Коню с яйцами.

О разных сторонах жизни города Воронеж вам расскажет Воронежский краеведческий музей. В его экспозиции есть, например, бивень мамонта и обломок древней лодки, а также слепок с лица Петра Первого, отпечаток его руки и т.д.

Музей имени Крамского, расположившийся в Воронежском дворце (который уже сам по себе является достопримечательностью Воронежа), будет интересен тем, кто увлекается изобразительным искусством. В экспозицию музея входят древнегреческие керамические изделия 9-8 вв. до н.э., собрание древнеегипетского искусства, широко представлена отечественная и зарубежная живопись и т.п.

Если вы не знаете, куда пойти с ребенком в Воронеже, то следующая информация вам будет полезна. Во-первых, вы можете посетить кукольный театр. А после его посещения (перед или вместо) вы можете заглянуть в Музей театральной куклы имени А.А.Веселова. Музей открыли чуть больше 10 лет назад (не смотря на то, что сам театр является одним из самых старых в России). В нем насчитывается около 4-х тысяч экспонатов, среди которых выделяются своей неординарностью сицилийские марионетки, теневая кукла Боливии и индонезийская кукла принца Гатоткачао.

К числу уникальных достопримечательностей Воронежа можно отнести Музей забытой музыки. Здесь хранятся музыкальные инструменты разных народов мира, некоторые из которых уже давно не используются, а другие считаются исчезнувшими. Музей расположился в ДК Машиностроителей. Ценители музыки этот музей отнесли бы если не к числу самых интересных музеев мира, то уникальных уж точно.

В Воронеже есть и галерея современного искусства. Называется она попросту Х.Л.А.М. Галерея является пристанищем творческой интеллигенции, за недолгие годы ее существования (с 2008 года) она обрела звание самой неформальной картинной галереи города.


Чем можно себя развлечь в Воронеже

В Воронеж можно ехать не только за культурным просвещением. Подобный отдых здесь вы легко совместите с развлечениями, которые порадуют не только взрослых, но и детей.

Развлечения в Воронеже:

  • Океанариум – открыт с 2011 года, единственный в своем роде в Центральном Черноземье
  • Планетарий – действует с 2013 года, программы, представленные здесь, рассчитаны не только на взрослых, но и на детей старше 4-х лет
  • Crazy park – детский парк развлечений
  • Star&Mlad – парк аттракционов, расположившийся на двух этажах центра развлечений «Град», аттракционы находятся в закрытом помещении, что делает их доступными в любое время года
  • Аквапарк Fishka – водный аттракцион, занимающий 5 тысяч квадратных метров, конечно, он не сможет составить конкуренцию самым большим аквапаркам мира, но вам здесь будет весело – это точно!
  • Парк развлечений Максимир – включает детскую и взрослую зону развлечений
  • Развлекательный комплекс Парнас – включает в себя ночной клуб, аквацентр, бильярд, боулинг и кафе
  • Центр развлечений Out-Hall – порадует вас таким же набором услуг, как и Парнас


Город также предлагает широкий выбор магазинов любителям шопинга. Магазинов в Воронеже огромное количество, но среди торговых центров выделяется Сити-парк «Град» и «Галерея Чижова».


Где остановиться

Не важно, приехали вы в Воронеж, чтобы познакомиться с местными достопримечательностями, или вам пришлось сюда приехать по работе, в любом случае, вы сможете без труда найти себе ночлег. Отели в Воронеже вы можете выбрать исходя из ваших индивидуальных требований: уровень обслуживания и номеров, цена, дополнительные услуги.

Большинство отелей Воронежа расположено в центре города, что, несомненно, способствует знакомству с основными достопримечательностями города.

Среди пятизвездочных отелей выделяются:

  • Арт-Отель – ул.Дзержинского, д5б
  • Ветряков – пос.Солнечный, Московское шоссе, д.62/а


Четыре звезды:

  • О’Хара – ул.Хользунова, д.121
  • Авторский отель Бронзовый кабан – ул.Кольцовская, д.1
  • Петровский Пассаж – ул. 20-летия ВЛКСМ, д.54/А
  • Бенефит Плаза Конгресс Отель – ул. Владимира Невского, д.29
  • Hampton by Hilton Voronezh – ул. Донбасская, д.12Б


Три звезды:

  • Азимут Отель – ул.Плехановская, д.9
  • Valeri Classic – пр-т Московский, д.109а
  • Амакс Парк Отель – пр-т Московский, д.145

turizmik.ru

Почему Воронеж и край Воронежский являются родиной регулярного русского военного флота

 Какой российский регион считать родиной русского флота? Право на это почетное звание оспаривают сразу несколько городов России. А в Архангельске, например, в Арктическом морском институте имени Воронина даже прошла научно-историческая конференция «Архангельск – колыбель государственного судостроения России», по итогам которой принято обращение к органам государственной власти о закреплении на государственном уровне статуса Архангельска как города — родоначальника флота России.

Памятник Петру I в Архангельске

Хотя по справедливости таких городов в Российской Федерации несколько. Вместе с Архангельском родоначальниками флота можно назвать Санкт-Петербург, Воронеж, Переславль-Залесский и даже подмосковное село Измайлово

Основатель русского военного флота император Петр I

Как известно, эра кораблестроения в Санкт-Петербурге началась в ноябре 1704 года, когда на левом берегу Большой Невы возникли знаменитые Адмиралтейские верфи. И 29 апреля 1706 года с их стапелей на воду был спущен 18-пушечный прам (крупное плоскодонное судно в виде короба, применявшееся в качестве плавучей батареи), который стал первым кораблем, построенным корабелами Санкт-Петербурга.

Памятник Петру I (Царь-плотник) на Адмиралтейской набережной в Санкт-Петербурге

За десять лет до Санкт-Петербурга, основанного лишь в мае 1703 года, эпоха кораблестроения началась в Воронеже, где связи с подготовкой первого азовского похода Петра I зимой и весной 1695 года начали строиться корабли первой Азовской флотилии.

Воронежская верфь в эпоху Петра I

А затем именно Воронеж и край Воронежский был «указан» Петром I в качестве основной базы для дальнейшего строительства кораблей русского военного флота, что подтвердил «приговор» Думы: «Морским судам быть!» — официально положивший начало созданию в России регулярного военного флота, государственный акт от 30 октября (20 октября по старому стилю) 1696 года, день принятия которого ныне отмечается как День рождения Военно-морского флота Российской Федерации.

Памятник Петру I в Воронеже

А всего с 1695 по 1711 год в Воронеже и еще на нескольких верфях Воронежского края, относящихся к Воронежскому адмиралтейству, было построено 215 военных кораблей. И стоит обратить особое внимание, что именно в Воронеже был впервые пошит и освящен Андреевский флаг, который был поднят на 58-пушечном военном корабле «Гото Предестинация» — первом линейном корабле Российского военно-морского флота, созданном в России по проекту Петра I без участия иностранных специалистов и спущенном на воду 27 апреля 1700 года.

«Гото Предестинация» на рисунке Питера Бергмана (1700 г.)

Двумя годами раньше Воронежской судостроительной эпопеи в 1693 году Петром I на Соломбальской судоверфи в Архангельске был заложен трехпалубный торговый корабль «Святой Павел» (полное название «Святой апостол Павел», также известен как «Апостол Павел»), который по обычаю того неспокойного времени имел на вооружении 24 пушки. Спущенный на воду 20 мая 1694 года, он был первым из шести подобных трёхпалубных торговых судов, построенных на Соломбальской верфи в период с 1694 по 1701 год и получивших «проездную грамоту» на право заграничной торговли. В этом смысле Архангельск — единственный в то время торговый порт страны – имеет неоспоримое право именоваться колыбелью российского коммерческого флота.

Петр I в Архангельске

Родоначальником русского флота иногда называют город Переславль-Залесский, где в 1692 году юный Петр заложил на горе Гремяч у села Веськово верфь, на которой были построены около сотни небольших кораблей, предназначенных для плавания по Плещееву озеру. Об историческом значении тех кораблей красноречиво говорит их собирательное название — «потешная флотилия».

Памятник Петру I и «потешная флотилия» молодого царя на Плещеевом озере

На первенство в отеческом кораблестроении претендует и подмосковное село Измайлово, где совсем молодым Петром был обнаружен знаменитый ботик, который был привезен англичанами в подарок еще царю Алексею Михайловичу в 1688 году, а после плавания на нем будущего императора Петра Алексеевича стал именоваться летописцами «дедушкой русского флота».

Памятник Петру I в селе Измайлово и ботик юного царя («дедушка русского флота)

Можно и дальше продолжить список претендентов на почетное звание родоначальника флота России, вспомнив, что еще до славных дел крестного отца русского флота, коим принято считать Петра I, в числе приказов (министерств) его кровного отца – царя Алексея Михайловича существовал Корабельный приказ, то есть, «морское министерство» Московской Руси XVII века. И первенец военного кораблестроения в России, большой боевой корабль «Орел», был построен еще в 1668 году при царе Алексее Михайловиче под Коломной — в селе Дединове на реке Ока.

Первенец русского военного флота, корабль «Орел» и стела в его честь в селе Дединове

И, вообще, если кто-то серьезно хочет почивать на лаврах под пальмой первенства российского судостроения, то, ради исторической объективности, надо говорить не только о XVI и XVI I веках корабельной истории России, но и о более ранних временах.

Задолго до Азовских походов Петра I за выход в Черное море с турками воевали донские казаки. Закрепившись на древнем пути «из варяг в греки», они жили по рекам и близ морей, а потому не могли без существовать без флота. На легендарных казачьих стругах, именуемых «чайками» и выстроенных донскими корабелами, казаки совершали дальние набеги на берега Турции, Крыма, Каспия (Хвалынского моря) и Средиземноморья. Так в 1350 году казачье войско, приплывшее под Очаков на своих «чайках», с боем захватило крепость.

Казачий флот в XIV веке

А до казаков судостроением занимались славяне. В 882 году новгородский князь Олег овладел Киевом, куда перенес столицу своего княжества, отныне именуемого Киевской Русью. Здесь на берегах Днепра он приступил к строительству первого в истории России государственного флота, который был создан к лету 906 года в составе двух тысяч морских ладей. Тем же летом со своей армией и флотом двинувшись на Царьград, князь Олег взял город и, таким образом, доказал силу нового русского государства, как сражении, так и в морском походе.

Поход князя Олега на Царьград (миниатюра из древнерусской летописи)

И уж совсем к далекому прошлому относятся два долблёных дубовых челна эпохи неолита, которые были найдены в середине 1950-х годов на донских берегах близ воронежского села Щучье. Один из них ныне хранится в Воронежском областном краеведческом музее, а другой является экспонатом Государственного Исторического музея.

Дубовый чёлн эпохи неолита, найденный на территории Воронежского края

Таким образом, однозначно ответить на вопрос о том, где находится родина русского флота, не представляется возможным. И точно так же нельзя на государственном уровне закрепить за каким-нибудь одним городом или регионом официальный статус родоначальника флота России.

Памятник Петру I в Москве

Однако, можно с полным на то основанием говорить о Воронеже и Воронежском крае, как родине и колыбели регулярного русского военного флота – Азовской флотилии Петра Великого, как первом в России крупном объединении военных кораблей, построенных на воронежских верфях. И так же неоспоримо, что построенный на воронежских верфях флот обладал всеми его атрибутами регулярной военной силы, главным из которых был Андреевский флаг, впервые освященный и поднятый на одном из первых кораблей регулярного военного флота России «Гото Предестинация» или, говоря по-русски, «Божественное Предвидение».

Андреевские флаги над кораблем-музеем «Гото Предестинация»

bravo-voronezh.ru

Историк: «Воронеж, как колыбель военного флота России, подзабыт» | история | ОБЩЕСТВО

30 июля в России отмечают День военно-морского флота. В Воронеже к этому дню подготовили насыщенную программу с «Петровской регатой», концертами и шествиями моряков. Тысячи горожан выходят в центр города, чтобы присоединиться к празднику, но мало кто знает, что улицы, на которых проходят гуляния, когда-то были маршрутами Петра Первого. За день до праздника историк Владимир Размустов провел поход-беседу по «пути Петра».

Столица на 65 дней

Воронеж до приезда Петра Фото: Из личного архива/ Владимир Размустов

Для Петра Великого всегда большое значение имела борьба за свободный выход России к морю на юге. В конце XVII столетия русская армия не только обороняла страну от набегов крымских татар, но и все чаще организовывались походы до турецкой крепости Азов. Большой поход Петра I под Азов в 1695 году обернулся неудачей. Вражеский флот без препятствий плавал в Азовском море, а турецкие солдаты всегда были снабжены всем необходимым. Петр понимал, что для овладения Азовом требуется военный флот. Он вернулся в Москву с целью повторить поход следующей весной и  за это время построить в Воронеже военную флотилию.

29 февраля 1696 года Петр прибыл в Воронеж, чтобы лично руководить строительством. О его приезде узнали лишь за три дня, и в крепости началась суета и активная подготовка. Жил Петр во время своего пребывания в Воронеже в доме подъячего Ивана Моторина, который находился на пересечении улиц Большой Стерлецкой и Софьи Перовской ближе к реке. Во дворе избы был размещен государев шатер, то есть Воронеж на 65 дней стал неофициальной столицей России.

В городе было все для быстрого возведения флота — люди, которые имели опыт в судостроении, и вековые дубовые леса поблизости.

«Петр все же безусловно нанес крупный урон экологии»,- говорит историк Владимир Размустов. -Место современной Адмиралтейской площади заполнилось людьми — плотниками, судостроителями. Приехало много иностранных мастеров, особенно немецких, с чем и связано появление в городе немецкой слободы. 2 апреля была спущена на воду большая галера «Принципиум», 26 апреля — многопушечный корабль «Апостол Петр». Суда с войсками двинулись из Воронежа к Азову несколькими отрядами. Петр I отплыл 3 мая на галере «Принципиум» во главе отряда из 8 галер. Во время плавания по рекам Воронежу и Дону он составил «Указ по галерам» первый российский военно-морской устав. Русские войска одержали победу. Азовская крепость сдалась, но выйти к Черному морю через Керченский пролив Петру так и не удалось».

Вернувшись в Москву, Петр сразу же задумался о постройке флота в Воронеже для действий в Азовском море. Он настаивал на постройке не менее 40 кораблей под Воронежем и в записке под названием «Статьи удобные, которые принадлежат к взятой крепости или фартеции от турок Азова» писал «Понеже время есть и фортуна сквозь нас бежит, которая никогда так к нам близко на юг не бывала».

После неудачного похода на Турцию в 1711 Петр был вынужден подписать унизительный Прутский мирный договор, следуя которому необходимо было вернуть Азов и вырубить под корень кораблестроение в Воронеже. «Гото Предестинацию» — первый российский линейный корабль, созданный без участия иностранных мастеров — купили турки.

Гото Предестинация Фото: Commons.wikimedia.org/ рисунок Питера Бергмана

История поросла бурьяном

«Петровские постройки погибли в пожаре 1748 года, а единственным свидетельством пребывания Петра в современном Воронеже является Успенская адмиралтейская церковь, которая каким-то удивительным образом вмещала в себя огромное количество человек во время работ на нынешней Адмиралтейской площади, хотя само строение относительно небольшое», — рассказывает Владимир Размустов.

Спустя три века улицы, местечки и знаковые исторические уголки, рассказывающие о Воронеже как о колыбели военно-морского флота, никак и ничем не обозначены. Они зарастают бурьяном, и никто кроме местных краеведов не знает о том, что здесь или вот здесь свершались значительные исторические события.

«Воронеж, как колыбель ВМФ России, подзабыт, а самые большие празднества проходят в городах покрупнее», — сетует Владимир. 

Смотрите также:

www.chr.aif.ru

Воронеж — колыбель российского флота.

Воронеж – колыбель российского флота.

Цели урока: 1. Раскрыть значение Воронежского края в создании русского флота.

2. Способствовать развитию познавательных процессов и творческого

воображения младших школьников.

3. Формировать у детей устойчивый интерес к истории

родного края.

Оборудование: портрет Петра I ; ребусы; изображения кораблей; демонстрационный материал, иллюстрирующий о кораблестроительных работах в крае; тесты;

Ход урока:

I. Эмоциональный настрой.

У нас сегодня день особый.

Вы к путешествию готовы?

По бурным рекам и морям

Вперёд – навстречу знаниям!

II. Сообщение темы путешествия.

— А на чём мы с вами отправимся в поисках исторических знаний, вы узнаете, если отгадаете загадку:

Бежит при ветре скоро

Без вёсел и мотора.

( Парусный корабль).

III. Актуализация знаний.

1. Логическое упражнение « Кто лишний?»


1 2 3 4

— Какое судно является лишним и почему?

( Корабль № 2, т.к., это не парусное судно).

2. « Доскажи словечко».

Сколько кораблей плывёт!

Называем это…( флот).

3. Постановка проблемного вопроса.

— А знаете ли вы, где возник русский флот?

IV. Совместное открытие нового.

1. Дидактическая игра « Угадай имя».

— Расположите эти парусники в порядке возрастания числа мачт, и вы узнаете имя основателя российского флота.



П Ё Т Р

( Русский царь Пётр I – создатель русского флота и первый флотоводец).

— С первых лет своего царствования Пётр I понял, что России необходим выход к морям.

« России нужна вода». Эти слова явились девизом его жизни.

Строительство флота самодержец решил начать в Воронеже. Он приехал в город, осмотрел местность и решил строить корабли именно здесь, чтобы овладеть на юге г.Азовом и прекратить татарские набеги.

Царь в старину нас посетил,

Его Воронеж восхитил.

Здесь корабельная сосна растёт,

Здесь полноводная река течёт,

Народ умелый здесь живёт,

И здесь построен должен флот

Петр прибыл в Воронеж 29 февраля 1696 года, он руководил строительством кораблей и сам работал на верфи. Жил Петр в небольшом двухкомнатном домике у пристани Стрелецкого лога (вблизи от пересечения улиц Софьи Перовской и Большой Стрелецкой).

К сожалению, облик Воронежа петровских времён сохранился лишь в записях и рисунках современников. Творения талантливых зодчих погибли от пожаров, а также во время Великой Отечественной войны. Уцелел лишь цейхгауз Воинский склад для хранения обмундирования, снаряжения и т. п. да каменная адмиралтейская церковь напротив. Этой Успенской церкви как бы выпала судьба указывать потомству место, где строился первый русский флот.

2. Тестирование.

— Местом зарождения азовской флотилии Воронеж стал не случайно. Прочитайте высказывания, выберите среди них те, которые характеризуют причины строительства флота в Воронеже.

  • Вековые леса.

  • Полноводная река.

  • Плодородная почва.

  • Запасы железных руд.

  • Кораблестроительный опыт местного населения.

  • Разнообразная фауна.

3. « История глазами художника». Беседа по картине художника В.П.Криворучко.

Строили флот 15 лет. В 1695 году была заложена судостроительная верфь ( место постройки и ремонта судов). Каждый день от зари до зари тысячи людей создавали российский флот.

Рассмотрите репродукцию картины воронежского художника, повествующую о событиях тех лет.

— Кого мы видим на переднем плане картины?

( Петра I).

— Каким предстаёт перед нами царь?

( На картине царь энергичный, целеустремлённый. С гордостью осматривает он развернувшееся строительство. Строительная горячка, царившая в Воронеже того времени, как нельзя больше подходила деятельной натуре Петра. Художник изобразил его не в царском облачении, а в одежде мастерового, с пилой в руке. Действительно, молодой царь сам принимал активное участие в строительстве .Он часто хватался за топор или молот, отстраняя плечом оторопелых мастеровых, рубил и стучал истово, подгоняя время…)

— Как вы думаете, почему рядом с Петром изображён епископ?

( В 1682 году на территории края была образована Воронежская епархия. Её первый епископ Митрофан

(позднее канонизированный Русской Православной Церковью как святой) оказывал царю большую помощь и поддержку).

— Как художнику удалось передать масштабность строительства?

( Вокруг строящегося корабля и на берегу реки, среди несметного количества брёвен и досок, снуёт масса рабочего люда. Самую тяжёлую работу выполняли « работные люди»: вырубали и возили лес, производили погрузочно-разгрузочные, земляные и другие работы. Другую группу строителей составляли « мастеровые люди»:плотники, кузнецы, канатчики, кузнецы, столяры, мастера оружейного дела, угольного жжения и смоляного варения.)

— Какие краски использовал художник?

— Как вы считаете, какое настроение хотел передать живописец?

4. Старинное предание « Царь и плотник».

— Существует много преданий о необычном царе, например « Царь и плотник».

« Царь приезжал в Воронеж корабли строить. Сказывали, что он иногда вроде как рабочим был: сам рубил и пилил.

Созвали в Воронеже лучших плотников и всех к работе приставили. А был среди них лучший из лучших мастер. Вот начали работать, работает с ним и Пётр. А мастеру и невдомёк, что с ним работает сам царь, думал – какой-нибудь новичок из приезжих. Посмотрел он, как Пётр плотничает, и выругал его крепким словом: то не так, другое не эдак. Стал ему показывать, и Пётр быстро всё перенял.

А когда стали шабашить, он и говорит мастеру:

— Хоть ты меня крепко ругал, но я зла на тебя не имею, спасибо за науку.

Снял он со своей руки кольцо и отдал мастеру.

— Носи, — говорит, — да вспоминай, что науку царю преподал.»

5. « Корабли флота российского» .

— Всего в Воронеже было построено около 200 кораблей и галер.

« Плоскодонные суда-галеры были гребными. Голландские галеры имели по 32 весла, у нас же стали делать 48. Нос у галеры узкий, длинный. На корме – рубленый домик-каюта. Галеры могли ходить и под парусами, поэтому на них устанавливались мачты. Посередине, вдоль всего судна, шёл дощатый помост, с которого матросы должны были управлять парусами.»

Военные корабли-галеасы были большего размера, чем галеры, и с очень длинными вёслами. На каждое весло полагалось семь гребцов. С носа и кормы кораблей глядели жерла пушек.

Третьим типом военных кораблей были зажигательные суда – брандеры. Брандер снаряжался так, что мог загореться сразу и внутри и снаружи. Он наполнялся бочками и ящиками с горючим веществом, смоляными факелами. Для зажигания употреблялись длинные мешки с составом из селитры и серы. На зажжённом брандере надо было поднять паруса, наставить руль по цели и пустить пылающее судно на неприятельский флот.

Царь торопил рабочих и мастеров, чтобы успеть с постройкой флота к полой воде. В начале апреля 1696 года начался спуск кораблей на воду. В этот день стоял мороз, и над городом бушевала пурга со снегом. 2 апреля спустили первую галеру «Принципиум» (начало), 26 апреля первый галеас «Апостол Петр«.

23 апреля 1696 года флот выступил в военный поход. Флотилию вёл сам царь. Турки были ошеломлены тем, что у России – доселе сухопутной державы – вдруг оказался морской флот. Вскоре Азов капитулировал, русские добились победы.

Взятие Азова окрылило Петра. Спустя некоторое время царь снова прибыл в наши края, чтобы продолжить строительство кораблей флота российского.

«Наступило время, когда уже были готовы корпус, канаты и паруса, и рабочие, трудившиеся пять месяцев над постройкой корабля по проекту его величества московского царя, увидели, что корабль уже готов, что его можно спустить на воду…» это был крупный боевой корабль, названный

« Предестинация» ( « Божье предвидение»). Этот корабль получил высокую оценку даже у иностранцев. Немало удивлялись они богатству отделки корабля. Нос его заканчивался золочёной фигурой богини. На корме была вырезана мифологическая сцена, стены кают покрыты ореховым деревом. Спуск « Предестинации» сопровождался барабанным боем и пушечными залпами. Всю ночь на реке гремела музыка, а в небе вспыхивали огненные столбы и рассыпались бесчисленные искры фейерверка.

6. Разгадывание ребусов.

— А какие красивые и гордые названия носили военные корабли!

Разгадайте ребусы и прочитайте их названия.

С 5´´ щий

( « Спящий лев»).


С Ш Т ый

( « Старый орёл»)




С ´´´´ ый

( « Старый дуб»).

От Воронежской земли

Отплывают корабли.

Поднимают якоря,

Расправляют паруса.

И плывут, плывут по речке,

Набирая полный ход,

Рассекая носом волны,

Всё вперёд, вперёд, вперёд!

VI. Закрепление изученного на уроке.

  1. Кому принадлежат слова:

— Всякий государь, « который только сухопутные войска имеет – одну руку имеет, а который и флот имеет – обе руки имеет»? (Петру I).

  1. Назовите дату рождения русского флота. ( 2 апреля 1696г.).

  2. Сколько кораблей было построено в нашем крае? ( Около 200).

  3. Почему первый русский флот носит имя Азовский? ( Под Азовом с помощью флота русские войска одержали победу).

  4. Как назывался пятидесятивосьмипушечный корабль, выстроенный по чертежам самого царя? ( « Предестинация» — « Божье предвидение»).

  5. Сколько лет шло строительство флота? ( 15 лет).

VII. рисунок Андреевского флага

— На мачте каждого корабля развевается флаг.

С 1712 года флагом военно-морского флота России стал Андреевский флаг. Его название связано с косым крестом, на котором распяли святого апостола Андрея. Четыре конца флага символизируют четыре моря, побережьями которых владела Россия – Азовское, Каспийское, Белое, Балтийское.

В настоящее время есть в нашем городе «молчаливый свидетель» деятельности Петра I. Это Успенская церковь на набережной Воронежского водохранилища. По традиции служители этой церкви освещали суда, построенные на Воронежской верфи.

К 300-летию Российского флота на Адмиралтейской площади летом 1996 года состоялось открытие памятника в честь этой знаменитой даты – ростральной колонны. Здесь же был сооружен своеобразный вход на площадь в виде прекрасной тройной триумфальной арки. А сама площадь с той поры превратилась в место проведения различных культурных мероприятий и торжеств.

Воронежцы всегда помнили и помнят о деятельности Петра I в Воронежском крае, о той известности, которую он принес ему в результате этой деятельности. Современный памятник Петру I был открыт 10 января 1956 года.

— Воронежцы не забыли о той роли, какую сыграл Пётр I в преобразовании нашего края.

В 1860 году на площади города на гранитном пьедестале была установлена бронзовая статуя царя. Основатель русского флота Пётр I правой рукой опирался на кольцо якоря, левой указывал в сторону Азова. Первый монумент был творением городского архитектора Александра Антоновича Кюи и скульптора Антона Евграфовича Шварца. В день открытия памятника почётный караул несли солдаты Азовского полка, который некогда прославился при штурме турецкой крепости. Вокруг пьедестала жерлами вверх были вкопаны вражеские пушки – трофеи, вывезенные по приказу царя. В композиции использовались также два якоря, один из которых – настоящий, выкованный по преданию самим Петром I. В годы Великой Отечественной войны фашисты свалили бронзовый монумент и увезли на переплавку.

Сейчас в Петровском сквере стоит новый памятник. Он установлен в 1956 году. Автором его является скульптор Н.П.Гаврилов. В своей работе он использовал посмертную маску царя, старинные гравюры и рисунки, экспонаты различных музеев. Пушки и якоря остались те же. Памятник Петру – гордость Воронежа! — В Петровскую эпоху лицо Воронежа необычайно изменилось.

VIII. Итог урока.

— Какие знания вы добыли во время нашего «плавания»?

( Русский военный парусно-гребной флот родился в Воронеже! И построен он был русскими, из русского леса, укомплектован в основном русскими солдатами и моряками).

Воронеж, как говорят историки, едва ли не прежде других городов столкнулся с реформами Петра.

Была пущена первая лесопилка – « пильная мельница» ( до этого доски изготовлялись с помощью ручных пил), устроены магазины-склады для хранения корабельных припасов, основаны пороховые магазины. Появляются : первый каменный дом, кирпичные, суконные, канатный, пушечный заводы, оружейные мастерские.

Наиболее выдающиеся здания в городе – адмиралтейство, цитадель, цейхгауз, царский дворец, дворцы Апраксина, Головнина, Меншикова. Их строили талантливые зодчие, имена которых остались неизвестны.

Цитадель – это адмиралтейство, здание европейского типа. Его строительством руководил, по-видимому, иностранец. А строили адмиралтейство воронежские каменщики и плотники, и, как свидетельствуют старые книги, Пётр был их работой весьма доволен.

Голландский путешественник Корнелий де Бруин, посетивший Воронеж оставил такое описание цитадели:

« Цитадель сия есть четвероугольное строение, имеющее башни по четырём углам, великие жилья, и снаружи оно очень видное…Цитадель есть главный магазин, и её так называют. На ней находится великое множество пушек…Сия цитадель снабжена весьма хорошим гарнизоном так, как и окрестности города, для противоборствия набегам варваров. Верфи, или подмостки, для постройки судов находятся при самой цитадели с одного боку. Магазин же стоит на другом боку. Сей магазин есть великое строение в три этажа, из коих два первые – каменные, а третий, самый вышний, — из дерева. Он разделяется на многие покои, наполненные всеми самыми необходимыми вещами для флота…»

Здание цейхгауза было построено по образцу амстердамского арсенала. Стены фундамента имели толщину в четырнадцать футов.

В противоположность адмиралтейству и цейхгаузу, сооружённым в голландском стиле, парадный царский дворец был настоящим старорусским деревянным теремом, с богатой резьбой, с высокой крышей, со всякими хозяйственными постройками и пристройками. При постройке царского дворца впервые вместо слюды применили оконное стекло.

Улицы, где жили иностранцы — Немецкая слобода, представляли собой диковинное зрелище. Воздушные галереи швейцарских домиков перемешались с тяжёлыми крышами голландцев.

Богатые воронежцы любили пышно и пёстро одеваться. Все наряды были сшиты по дедовскому обычаю. Но при Петре многим воронежцам пришлось волей-неволей расстаться с долгополыми кафтанами и старинными телогреями. По указу царя в Воронеже работало десять портных, одевая горожан в новомодное « францужское» платье.

Некоторое время Воронеж фактически играл роль столицы. Царь со двором – здесь. Центр важнейших событий здесь. Удивительно, но факт: многие « морские» термины, должности, предприятия в России появились не на берегах моря, а в глубинном Воронеже на небольшой реке. Наряду с судостроительными верфями строились фабрики и заводы:

Кирпичные; суконные, канатный; пушечный.

Была учреждена почтовая служба. Почту доставляли ямщики ( они жили в Ямской слободе).

На одиннадцать лет раньше, чем в других городах появилась в Воронеже « цифирная»

(начальная) школа. Одной из первых в стране в Воронеже возникла школа для обучения будущих офицеров флота.

Подолгу живя в Воронеже, Пётр I очень интересовался природными богатствами края и его достопримечательностями. При Петре была проведена гидрографическая съёмка Дона, составлен и издан в Амстердаме первый атлас Дона.

Вырубая много леса на постройку судов, Пётр в то же время заботился о сбережении наиболее ценных массивов: он объявил заповедными Шипов лес, Хреновской бор и Теллермановскую рощу.

Пётр I способствовал развитию растениеводства края. Он ставил опыты по акклиматизации в Воронеже « заморских» фруктов и винограда. По указу царя воронежские крестьяне выращивали картофель, анис. На Битюге Пётр учредил учредил придворные конские заводы. Из Голландии и других стран были выписаны лошади для улучшения местной породы. Так была создана новая порода лошадей тяжеловозов – знаменитые воронежские битюги. В наш город устремились артисты, художники, архитекторы, учёные. Воронеж приобщался к большой культуре.

multiurok.ru

Воронеж Колыбель русского флота | Мир невидимого

Старинный русский город Воронеж появился на месте древнейшего славянского поселения как крепость для защиты тогдашних южных рубежей Руси от набегов степных кочевников. Первые упоминания о Воронеже встречаются в летописях начиная с 1177 года. Когда же границы страны отодвинулись далеко на юг, город потерял свое военное значение.

С конца XVII века в истории города начался новый период. На берегах реки Воронеж застучали топоры корабельных мастеров Петра Великого – и город, лежащий в нескольких сотнях километров от моря, стал колыбелью русского флота. Здесь спускали на воду не только галеры, но и крупные для того времени военные корабли. Именно на воронежских верфях был создан флот, сыгравший решающую роль в борьбе России за побережье Азовского и Черного морей.

Архитектура города достаточно разнообразна: Успенская церковь, Арсенал, построенный в конце XVII века, Митрофаньевский монастырь конца XVIII века и другие. Все эти здания являются свидетелями славного прошлого Воронежа.

Воронежская земля связана с именами многих великих людей. Здесь родились нобелевский лауреат И.А. Бунин и любимейший детский поэт и переводчик С.Я. Маршак, замечательный писатель А.П. Платонов и поэт А.В. Кольцов, имя которого носит Воронежский драматический театр. Воронеж является родиной художников-передвижников И.Н. Крамского и Н.Н. Ге. В Воронеж был сослан в ссылку Осип Мандельштам. В городе по сей день сохранился дом, где родился Иван Бунин.

В городе есть современные и несколько неожиданные памятники – например, памятник котенку с улицы Лизюкова, герою одноименного мультфильма. А в 1998 году в Воронеже появился памятник Белому Биму Черное ухо – как вечное воплощение нечеловеческой любви и преданности.

Воронежская земля – это прекрасная природа и интересные исторические места. На левом берегу одноименной реки расположился Воронежский заповедник, задача которого – изучение биологии и экологии бобров, охрана и обогащение природных богатств. Песчаные речные террасы покрыты густыми сосновыми борами, кроме того, здесь в изобилии растут широколиственные липа, клен, дуб, ясень.

Любители природы очень любят посещать речные долины Воронежа, Дона, Хопра, Усманский и Хреновский боры, район Белогорья. Путешествовать здесь можно в любое время года.

Проект корабля Орион

Проект Орион представляет собой амбициозную идею построить космический корабль, движущей силой которого были бы взрывы ядерной бомбы. Эта идея была разработана …


Проект ЭкзоМарс

Российская космическая программа освоения космос включает в себя лунную и марсианскую программы. Пилотируемый полет на Марс является отдаленной перспективой: …


Лунная программа России

О возобновлении освоения Луны говорится уже давно, однако в последние годы, похоже, разговор перешел в практическую плоскость и существенно ускорился. …


Меровинги — тайна королевской династии

Меровинги стали первой королевской семьей на территории современной Франции. Свою фамилию они получили от предка по имени Меровей. По поводу происхождения …


Тевтонские рыцари

В то время эта страна называлась Орденштаат[i] и простиралась от Пруссии до Финского залива. Тевтонские рыцари были военно-религиозным орденом, который отчитывался …


Сотворение или эволюция

Две модели: сотворение или эволюция Дарвина Вопрос происхождения мира, зарождения жизни на Земле является принципиальным, определяющим мотивацию и цели человека. До …


Русский язык и история народа

Любое слово, любая фраза в языке не могут возникать ниоткуда. Каждое слово – это кусочек жизни людей, какая-то важная …


Остров Атолл Альдабра

Атолл Альдабра входит в состав группы островов Альдабра, одного из архипелагов Сейшельских островов. Альдабра — второй по величине атолл в …


Супернаркотик

Среди различных вариантов возможного апокалипсиса встречаются самые разные сценарии. Большинство из них связано с природными или техногенными катаклизмами, которые способны …


www.objectiv-x.ru

Советы рукодельницам