План урока в 6 классе по русскому языку
План – конспект по русскому языку в 6 классе по теме «Род несклоняемых имён существительных»
Цель: Образовательная: сформировать понятие о категории рода несклоняемых имен существительных, выработать умение определять род несклоняемых имен существительных, совершенствовать навыки синтаксического и пунктуационного анализа предложения.
Развивающая: развитие умения употреблять в речи несклоняемые существительные, согласовывать прилагательные и глаголы прошедшего времени с несклоняемыми существительными, развитие умений создавать высказывания публицистического стиля, развитие творческих способностей.
Воспитательная: воспитание культуры владения языком, толерантности, личной ответственности за выполнение коллективной работы, желания выразить себя и обогатиться новыми знаниями, воспитание языкового чутья учащихся.
Ход урока
Проверка домашнего задания
Синтаксическая минутка. (Один ученик работает у доски, остальные- в тетрадях)
Костя принес в класс пучок тонких прутиков и поставил их в банку с водой.
( схема, синтаксический разбор, характеристика предложения)
Оценивается работа ученика.
— Сначала поиграем. Игра называется «Четвертый лишний».
1. лес – цветок – поле – река ( склонение )
2. осень – человек – весна – лето ( одушевленность – неодушевленность)
3. мама – юноша – дочь – сестра ( род )
4. море – шоссе – окно – поле (шоссе – несклоняемое)
Фронтальный опрос.
— Что такое склонение?(изменение по падежам и числам)
— Каковы особенности несклоняемых имен существительных? ( не изменяются по падежам, числам, не склоняются, имеют одну и ту же форму)
— Какие существительные относятся к несклоняемым?
А) сущ. иноязычного происхождения – собственные и нарицательные-
Б) иноязычные существительные, обозначающие лиц женского пола и оканчивающиеся на согласный: стихи поэтессы Алигер, к знакомой мадам.
В) русские и украинские фамилии на –о,-их (-ых): у Сухенко, о Шевченко.
Г) сложносокращенные слова звукового, буквенного и смешанного характера, оканчивающиеся на гласный: МГУ.
Изучение новой темы.
— Мы сегодня на уроке русского языка будем учиться чему? (определять род несклоняемых имен существительных). — Давайте вспомним, что мы знаем о несклоняемых именах существительных? (Не изменяются, являются иноязычными).
— Верно, несклоняемые имена существительные пришли к нам из других языков. Мы каждый день употребляем их в нашей речи, допуская ошибки, не задумываясь о том, что эти слова являются иностранными. Поэтому нам надо учиться находить эти слова в нашей речи и учиться правильно их употреблять.
(На доске записаны слова): мисс, месье, конферансье, кенгуру, пальто, пенсне, мадам.
— Нужно определить род этих существительных.
— Как мы это будем делать? Для того чтобы ответить на этот вопрос, откройте учебник на стр.89 и прочитайте как определить род несклоняемых имён существительных.
— А теперь давайте определим род существительных написанных на доске.
— Таким образом, у нас получается, что слово мисс— женского рода, месье – м. р., кенгуру – м.р., пальто – ср.р., пенсне – ср.р., мадам – ж.р.,
— А теперь давайте повторим как же определяется род несклоняемых существительных.
Несклоняемые неодушевлённые имена существительные- ср.р. К мужскому роду относятся такие слова, как пенальти, кофе, тюль и т.д. Запомните слово кофе мужского рода. К женскому роду относятся такие слова, как кольраби ( потому что кольраби – это капуста, а капуста женского рода), авеню (это улица, а улица женского рода.). Род сложносокращённых слов, образованных из начальных букв, определяется по роду главного слова, лежащего в основе соответствующего сочетания. Например, СНГ – Содружество Независимых Государств. Главное слово содружество среднего рода, значит, сложносокращённое слово СНГ, образованное из начальных букв, среднего рода.
Закрепление изученного материала.
— Выполнение упр.224
Определить род несклоняемых существительных и подобрать подходящие по смыслу прилагательные.
Депо, какао, метро, пальто, пианино, шимпанзе, эскимо, ателье, фойе, шоссе, колибри, кино, домино, кенгуру, кофе, тире, реле, жюри, такси, шасси, интервью, алиби.
-Выполнение упр.225
Разделить тетрадь на 3 столбика, в один выписать предложения с несклоняемыми существительными ж.р., в другой – м.р., а в третий – ср.р
1.Бурн.. Алазани впадает в Куру. 2. Древн.. Тбилиси – столица Грузи.. .
3. Пресноводн.. Онтарио – одно из крупнейших озёр Америки. 4. Полноводн.. Конго
Течёт среди тропических лесов. 5. Древн.. Конго славится искусными резчиками по дереву. 6. Суров.. и благодатн.. Гоби раскинул..сь в Монголии.
— Самостоятельная работа.
Раскройте скобки.
Зимой, чтобы не простудиться, нужно одевать (тёплый) пальто. Мы проснулись, а на кухне нас уже ждал (горячий) кофе. Кто-то играл на пианино (который стоял) в большой комнате. Исход игры (решил досадный) пенальти. Дом, который нам нужен находится на (пятый) авеню. Дверь (открыл пожилой) мадам. В начале концерта на сцену( вышел пожилой) конферансье. А вы любите жареный (кольраби)?
— Выполнение упр.224
Определить род несклоняемых существительных и подобрать подходящие по смыслу прилагательные.
— Задание вставьте в словосочетания подходящие по смыслу несклоняемые имена существительные. Такси, метро, пальто, фортепьяно, радио, кино, портмоне, ателье, салями, шоссе, пони.
Выйти из ——— , играть на——— , гулять без ———- ,
Ехать по ———- , бутерброд с——— , приехать на——— ,
Кататься на———- , вынуть из———- , слушать по——— ,
Пойти в———- , работать в———.
Правильно : Выйти из метро, играть на фортепьяно , гулять без пальто, ехать по шоссе, бутерброд с салями, приехать на такси, кататься на пони , вынуть из портмоне , слушать по радио, пойти в кино , работать в ателье.
Итог урока.
— Как же правильно определить род несклоняемых имён существительных? (Род несклоняемых имён существительных определяется по слову, которое оно обозначает, или род таких имён существительных нужно запомнить.
Домашнее задание.
infourok.ru
План-конспект урока по русскому языку в 6 классе.
Класс:6 Дата:18.11.2014
Тема: Повторение изученного в 5 классе об имени существительном
Цель: Цели урока:
I. Обучающие:
1. обобщить и расширить сведения о существительном как части речи;
2. повторить морфологические признаки имени существительного;
3. уметь определять синтаксическую роль существительного в предложении;
4. закрепить навыки правильного написания имен существительных с изученными орфограммами
IL Развивающие:
• создать мотивационную основу для восприятия учебного материала;
• формирование и развитие коммуникативных умений школьников, развитие связной речи, мышления;
III. Воспитательные:
• воспитание культуры общения, уважения к собеседнику и учителям;
• воспитание интереса к русскому языку и информатике.
Задачи:
1. Видеть, слышать, находить имена существительные.
2. Знать, грамматические значения имени существительного.
3. Правильно писать и безошибочно употреблять существительные в своей речи.
Тип урока: комбинированный
Ход урока.
1. Организационный момент.
Приветствие. Пожелание доброго дня.
2. Работа по теме урока.
1) Беседа с учащимися
— К. Г. Паустовский утверждал: « Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, что нельзя было бы передать русским словом: звучание музыки, блеск красок, игру света, шум и тень садов, неясность сна, тяжкое громыхание грозы, детский шепот и шорох морского гравия».
— Как вы думаете, ребята, а к какой части речи прежде всего относятся слова К.Г.Паустовского?
— Правильно, ведь в русском языке на каждые сто слов приходится 40 имен существительных. Недаром Л.Успенский говорит: «Имя существительное — хлеб языка». —
— Мы с вами уже знакомы с этой частью речи. Так чем же мы будем заниматься сегодня на уроке? ( Повторять и обобщать)
— Правильно.
— Давайте запишем тему урока: Имя существительное. Повторение изученного в 5 классе», определим его цели и задачи. (Формулирование целей и задач урока).
2) Словарный диктант.
Среди имен существительных много таких, написание которых надо запомнить. Сейчас мы напишем словарный диктант, состоящих из одних существительных. К доске пойдет (ученик), остальные работают в тетрадях. Я буду контролировать правильность написания диктанта.
Апельсин, аппетит, аромат, бульон, бутерброд, винегрет, завтрак, калач, крыжовник, морковь, ветчина, вермишель, котлета, макароны, пельмени.
— Ученик хорошо справилась с этим заданием, проверьте, ребята, чтобы у вас не было ошибок в написании этих слов.
— Ребята, а что обозначают имена существительные?
— Имена существительные обозначают предмет.
Ученик: Обозначать предмет — это основное значение существительного. Под предметом в русском языке подразумевают все слова, отвечающие на вопросы «кто?» или «что?».
— Среди существительных есть такие, которые обозначают действие как предмет и признак как предмет. Задание: продолжите тематические классы слов.
1. Бег, выстрел,….
2. Белизна, сырость,….
Учитель. Какой можно сделать вывод? {Как бы не различались имена существительные по лексическому значению, у них есть общее грамматическое значение.)
(Учитель: Настало время повторить морфологические признаки существительного. Вспомнить все морфологические признаки поможет нам схема морфологического разбора.)
I. Начальная форма, т.е. Им.п. ед.ч.
П. Пост, признаки: собственное/нарицательное; одушевленное/неодушевленное; род, склонение.
III. Непостоянные признаки: падеж, число
IV. Синтаксическая роль
Учитель: Среди постоянных признаков существительных выделяются собственные и нарицательные. Вы помните, какие существительные мы называем собственными, какие -нарицательными? Давайте проверим во время игры. Игра «Третье лишнее»
Учитель: Вы хорошо справились с этим заданием. От себя же могу добавить, что многие имена собственные могут переходить в нарицательные, напр. Слова галифе, маузер, пломбир произошли от фамилий людей, их придумавших. Этот процесс идет и в обратном направлении.
Учитель : Следующим пунктом в нашем разборе идет категория одушевленности / неодушевленности
— На какой вопрос отвечают существительные одушевленные, а неодушевленные?
Учитель: А еще наши предки видели мир не так, как мы, и считали
одушевленными траву, деревья, цветы. А сейчас одушевленными считаются только люди,
животные, насекомые. Поэтому так трудно разграничить одушевленные и
неодушевленные существительные.
Учитель: А теперь давайте вспомним постоянный признак имени существительного — род. У меня для вас есть стишок-подсказка.
СТИШОК — ПОДСКАЗКА:
Женский род запомню я
И скажу: «Она — моя».
И запомню род мужской
И опять скажу: «Он — мой».
Средний род — оно — моё!
Это правило твоё.
Если вы хорошо умеете определять род имен существительных, то без труда выполните следующее задание
Учитель : мы вспомнили о родах, смело можем говорить о склонении.
А что такое склонение? ( Изменение существительных по падежам называется склонением, а совокупность падежных окончаний помогает нам отнести слово к одному из трех склонений)
Учитель : Посмотрите на экран и запиши имена существительные в три столбика в зависимости от склонения.
Учитель: настало время поговорить об непостоянных признаках имен существительных.
Учитель: Раз уж мы сказали, что склонение — это изменение по падежам, давайте вспомним падежи вместе с падежными вопросами. Внимание на экран.
Он ещё не родился, а уже думали, какое ему дать имя, и решили назвать его……………….
Родился — и стал……………Первое слово, которое он выучил, было «на», он очень любил со
всеми делиться, раздавать всё. что имел, и его называли.…………… Но он был большим
озорником, за проделки его винили, и он стал……………Потом подрос, начал творить
добрые дела и стал называться…………….. Он всем предлагал свою помощь, о нём
заговорили и называли теперь…………
Учитель: Вы знаете названия падежей, но легко ли определяете падеж? Проверим! Я читаю стихотворение, вы выписываете из него только слово дорожка и определяете, в каком падеже стоит это слово.
Дорожка домой
Мне мила с детских лет,
Дорожки знакомей, красивее нет!
И если б зашёл я,
Не знаю куда,
Дорожку домой
Отыскал бы всегда
На этой дорожке
И в трудные дни
Я пел бы без устали
Песни свои.
(Высвечивается следующий слайд, уч-ся по-очереди называют падеж имен
существительных).
Учитель: Посмотрите на предложение. Чего тебе надобно, старче? Можете ли вы
определить падеж выделенного слова? Каким современным словом заменим?
(Учитель: Этот падеж называется звательным, он использовался нашими предками специально для обращения к какому-нибудь лицу. Современный вариант — старик)
Физкультминутка
Продолжаем урок.
Учитель:
— Ребята, в чем разница между существительными «карандаш» и «карандаши»? Значит нам осталось поговорить о категории числа имен существительных. Все существительные могут быть в единственном и множественном числе? (Существительные изменяются по числам, но есть существительные, имеющие форму только множественного или только единственного числаО
— Приведите примеры (ед ч.:листва, молодежь, мн.ч. сани щипцы,) Сколько форм имеют такие существительные (Вдвое меньше: 6 вместо 12).
Учитель: Очень часто нам трудно образовать форму родительного падежа
множественного числа. У Зощенко даже есть рассказ на эту тему : «Как правильно
сказать: пять кочергов или кочерег, а может быть кочережек?»
Помочь запомнить написание слов в Р.п. мн.ч. поможет «мнемоника» — «искусство
запоминания», когда то, что необходимо запомнить , облекается в рифмованные строки.
Это не стихи, в них нет образности, но они дают возможность выучить нужное правило,
например:
В детской сказке колобок
По траве катиться мог
Без ботинок, без сапог,
Без носков и без чулок.
Или
Шесть гектаров апельсинов Яблок, груш и мандаринов. Баклажанов — грядок пять, Помидоров — не собрать!
— А теперь проверим, как вы умеете хорошо слушать. Слова, прозвучавшие в стихотворении, вы должны вспомнить и правильно образовать от них форму Р.п. мн.ч. (учащиеся выполняют работу в тетрадях с последующей взаимопроверкой) Практическая исследовательская работа
Учитель: Прочитайте внимательно предложения, сделайте разбор каждого, проанализируйте, какую роль играет существительное дерево в каждом предложении, и сделайте вывод. (Учащиеся работают по цепочке у доски
Дерево поднялось выше дома
На косогоре мы увидели дерево с белоснежным стволом и ярко-зеленой кроной.
Сосна — это хвойное дерево.
Из-за редких деревьев вырисовывались белоснежные корпуса домов.
Вывод: существительное может выспупать в роли любого члена предложения.
VII. Рефлексия. Подходит к концу наш урок. Поднимите, пожалуйста, руки те, кому показалось, что урок длился дольше, чем обычно? А кто почувствовал, что урок прошёл быстрее, чем обычно? У кого за время урока снизилось, ухудшилось настроение? А у кого повысилось, стало лучше? Кто из вас очень устал? А у кого прибавилось сил? Определите одним словом или короткой фразой ваше душевное состояние сейчас.
Итог урока
Оценки за урок. Домашнее задание.
kopilkaurokov.ru
План-конспект урока по русскому языку в 6 классе / Открытый урок
Игровая форма уроков русского языка – одно из важных средств обучения, так как они формируют у обучающихся устойчивый интерес к учению, снимают напряжение, скованность, которые свойственны многим школьникам, помогают формировать навыки учебной работы, учебной деятельности. Такие уроки оказывают глубокое эмоциональное воздействие на детей, благодаря чему у них формируются более прочные, глубокие знания. А. Макаренко писал «Каков ребенок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет. Поэтому воспитание происходит прежде всего в игре ».
Игра один из приемов преодоления пассивности учеников.
Предлагаемая методическая разработка содержит подробное описание урока с использованием компьютерной презентации. Она поможет учителю проверить теоретические и практические знания обучающихся по данной теме, позволит создать атмосферу активного творческого труда, усилит учебную мотивацию и познавательный интерес учащихся к предмету. Данный материал надолго остается в памяти.
Предлагаемый урок рассчитан на 45 минут, направлен на закрепление знаний по теме «Имя существительное» в 6 классе.
Цели урока:
- Обобщить и закрепить знания учащихся об имени существительном;
- Развивать культуры речи: обогатить лексический запас новыми словами, речевыми конструкциями.
- Способствовать воспитанию эмоционально чутких людей.
Оборудование: компьютер, мультимедиа проектор, презентация, магнитофон, жетоны, карточки, медаль.
Ход урока
I. Организационный момент
— Кто спешит так рано в школу?
— Всё спешат ученики!
— Что несут они в портфелях?
— Книги, ручки, дневники.
— Как вы сделали открытие
Это удивительное?
— Помогло нам всем ответить
Имя существительное
II. Сообщение темы и цели урока.
Слово учителя
Сегодня у нас урок – обобщение по теме «Имя существительное». Как вы уже догадались , урок проведем в форме игры «Что? Где? Когда?».
Вопросы будут задавать родители, ученики, учителя. За правильный ответ знатоки получают по жетону.(Учитель достает из конверта текст задания и карточки).
III. Работа над темой урока.
Раунд 1
Вопросы задает учитель
— Что такое имя существительное?
— На какие группы делятся имена существительные по склонению?
— Что нужно сделать, чтобы определить склонение?
— Как определить склонение у существительного, если оно стоит в косвенном падеже?
— К какому склонению относятся существительные мужского рода?
— К какому склонению относятся существительные женского рода?
— К какому склонению относятся существительные среднего рода?
Послушайте стихотворение Н. Рыленкова о маме.
Я помню руки матери моей,
Хоть нет её, давно уж нет на свете.
Я рук не знал нежнее и добрей,
Чем жесткие, мозолистые эти…
Я помню руки матери моей,
Суровой ласки редкие мгновенья.
Я становился лучше и сильней
От каждого её прикосновенья.
Я помню руки матери моей,
Широкие шершавые ладони.
Они, что ковш. Приникни к ней и пей.
И не сыскать источника бездонней.
Я помню руки матери моей,
И я хочу, чтоб повторяли дети:
«Натруженные руки матерей,
Святее вас нет ничего на свете!»
Беседа о маме
У всех у нас есть наши любимые мамы . Но почему-то у них руки жесткие, мозолистые?
Да потому что они трудятся днем и ночью. (Натруженные руки). Все мы их очень любим.
Задание 1
-Кто больше образует слова с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов от слова мама.
(маменька, мамочка, мамуля, мамуся, мамушка, мамка, мамаша, мамашенька)
Задание 2
Заполните таблицу склонений имен существительных примерами из стихотворения.
1 скл. |
2 скл. |
3 скл. |
Рука Ласка |
Свет Мгновенье Ковш Источник |
Мать Ладонь |
Раунд 2
Вопрос задает ученица 9 класса (ФИО ученицы) (Включается магнитофонная запись)
— Уважаемые знатоки! Перед вами на экране слова. Что объединяет данную группу слов?
Какое слово лишнее и почему?
Очки ( Очки — многозначное слово. Очко – Единица счета для обозначения Каникулы количества выигрыша в спорте )
Ножницы
Санки
Мозоль (Мозоль – ж.р.)
Тюль
Шампунь
Четырехугольник (Четыре – имя числительное)
Четыре
Четверка
Раунд 3
Вопрос задает мама ученицы … (Включается магнитофонная запись)
— Уважаемые знатоки! Прочитайте отрывок из текста передачи «Радионяня». Правильно ли употреблены неизменяемые имена существительные? А как правильно?
Как – то рано поутру
С другом сели мы в метру
И поехали в метре
Фильм смотреть о кенгуре.
Вот сидим мы с ним в кине
Без пальта и без кашне,
А вернее, я и ты
Без кашны и без пальты.
Любит кины детвора,
Если в кинах кенгура,
Ходит-бродит по шоссу,
Носит в сумке шимпанзу.
Вдруг огрмный обезьян
Стал играть на фортепьян.
Тут и взрослый, сняв пенсню,
Хохотал на всю киню.
Интересное кино.
Жаль, закончилось оно.
В гардероб пора бежать –
Будут польта выдавать.
Раунд 4
Вопрос задает ученица 2 класса .
Уважаемые знатоки! Я учусь во втором классе. Очень люблю читать стихи. Предлагаю вам задание: правильно сложить полоски бумаги со словами, чтобы прочитать стихотворение. (Учитель достает из конверта полоски бумаги со словами и раздает знатокам.)
Полученный текст
Я пришел из школы:
Мамы дома нет.
На столе оставлен
Для меня обед:
Полбатона хлеба,
Полсудка борща,
И на сковородке
Ровно пол-леща.
Если мамы дома нету,
Полминуты не теряй
И варенье из буфета
Поскорее доставай!
У меня сегодня
Был такой обед:
Полкило варенья,
Полмешка конфет,
Пол-арбуза с тортом,
Апельсин с халвой
(Я еще не мертвый,
Но полуживой),
Я не ем уж полнедели,
Я не сплю уж пять ночей,
У моей стоит постели
Ровно пол-Москвы врачей.
Дополнительное задание дает учитель .
— Выпишите выделенные слова в тетради.
-Вспомните правило правописания пол- с именами существительными.
Вот теперь нам стало ясно
Не забудем никогда:
Слово ПОЛ с любой согласной
Слитно пишется всегда.
Перед Л и перед гласной,
Перед буквой прописной
Слово пол, любому ясно,
Отделяется чертой!
VI.Физкультминутка
Музыкальный раунд
На экране имена существительные «Детство», Юрий Шатунов, песня, исполнитель.
Вопросы:
-Составьте с помощью этих существительных предложение и запишите.
(Юрий Шатунов – исполнитель песни «Детство».)
-Почему поставили тире? Найдите грамматическую основу предложения.
(Включается музыкальная запись в исполнении Ю. Шатунова «Детство»
Ученики танцуют)
Раунд 5
Вопрос задает учитель русского языка … (Включается магнитофонная запись)
— Уважаемые знатоки! Прочитайте текст. Выделите основную мысль , которая доказывается автором. Определите тип речи.
Почему, когда люди становятся взрослыми, они получают меньше подарков? Потому что меньше дарят! Считается, что сувенир, подарок, презент – это пустяк, детское дело! Но это совсем не пустяки! Подарки украшают жизнь. Дарят людям радость. Это очень хорошее дело. Серьезное дело. НЕ забывайте об этом, ребята, когда станете взрослыми. Ходите друг к другу с подарками. Если вам с ними некуда ходить – дарите их своим соседям по лестнице. Можно дарить подарки и совсем незнакомым людям.
(По Ю. Коренцу)
Сувенир – подарок на память
Презент – подарок
Беседа с учениками. (Дарили ли вы когда-нибудь подарки? Дарили ли вам когда-нибудь подарки?…)
Сегодня мы с вами говорили о мамах , о подарках. Давайте сделаем нашим мамам маленький подарок ,ведь скоро Новый год. Напишем поздравительные открытки.
Ребята, что мы можем пожелать им ? (Ученики по очереди называют существительные в родительном падеже :Здоровья, счастья, удачи, радости, добра, успеха, тепла, благополучия, солнца ясного, не знать горя, слез и бед)
(Ученики пишут поздравительные открытки)
Раунд 6
Вопрос задает Дедушка Мороз. (Включается магнитофонная запись)
С Наступающим Новым годом, уважаемые знатоки!
Мне тоже хочется принять участие в вашей игре. Отгадайте, что это за слово и угадаете, что находится в черном ящике.
Корень этого слова, как в слове дарить,
суффикс , как в слове шнурки,
приставка, как в слове покрышка,
а окончание, как в слове очки (Подарки)
Желаю удачи!
Раунд 7
Вопрос задает ученица 8 класса (Включается магнитофонная запись)
Уважаемые знатоки! Прочитайте Вставьте в шуточное стихотворение А. Хайта пропущенные слова, каким общим морфологическим признаком они объединены?
Желаю удачи.
В стародавнее древнее…
В шалашах без окон и дверей
Жило-было лохматое…
Первобытных людей-дикарей.
Они не знали, для чего корове …
Как написать свою фамилию и …
Зачем на лошадь надевать седло и …
Необразованное было это…
Трудно было им жить в эти годы
Угнетало их … забот.
И страдали они от погоды
Без плащей, без зонтов и без бот.
Никто не знал, как развевает ветер …,
Что кислород всегда поддерживает …,
Над тем, как в булку превратить простое …,
С утра до вечера они чесали …
Раунд 8
Игра-соревнование «Собери ромашку».
Закройте каждый лепесток ромашки соответствующим лепестком.
V. Закрепление.
Тестовая проверка знаний.
VI. Подведение итогов.
Определение лучших знатоков. Выставление оценок.
Использованная литература:
1.Г. Александрова. Занимательный русский язык. Серия «Нескучный учебник». Тригон. Санкт- Петербург 1998г.
2.Дидактические материалы по русскому языку. 6 класс. Москва «Просвещение » 1997
3.Учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений с русским (неродным) и родным (нерусским) языком обучения. Санкт-Петербург. Филиал издательства «Просвещение» 2005г
4. Т.А. Костяева. Тесты, проверочные и контрольные работы по русскому языку. 6 класс. Пособие для учителя. Москва «Просвещение» 1997г.
5. В. А. Иванова, З. А. Потиха, Д. Э. Розенталь. Занимательно о русском языке. Ленинград. «Просвещение» Ленинградское отделение 1990.
open-lesson.net
План-конспект урока по русскому языку «Глагол» (6 класс)
Урок по русскому языку в 6 классе « Глагол»
Цели:
· повторить и обобщить изученный материал по теме «Глагол»;
· продолжить развитие у детей орфографических и речевых навыков, умения определять морфологические признаки глагола и его роль в тексте;
· воспитывать у шестиклассников любовь к родному языку и красоте родной природы.
Оборудование: презентация по теме «Глагол», рисунки детей на тему «Портрет глагола»
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Постановка цели, эмоциональный настрой.
Звучит быстрая музыка
– Здравствуйте, ребята! Давайте послушаем музыку и настроимся на плодотворный урок русского языка.
─ Что можно делать под эту музыку? (танцевать, веселиться, плясать, петь, двигаться)
─ Какие части речи вы назвали? (глаголы)
— Сегодня тема нашего урока: «Глагол». Цель урока: повторить и обобщить изученный материал по теме «Глагол»
─ А каков же портрет глагола?
Прочитайте высказывание А. Югова о глаголе, которое будет эпиграфом к нашему уроку.
«Глагол — самая огнепышущая часть речи, самая живая и
яркая. В глаголе струится самая алая, самая свежая,
артериальная кровь языка. Да ведь и назначение глагола –
выражать само действие!” – такую яркую характеристику глаголу дал писатель.
-Как вы понимаете их смысл? (Глагол обозначает движение, без него невозможно передать события, невозможно представить будущее, узнать прошлое.)
– Итак, ребята, глагол – необыкновенная часть речи. Необыкновенна она уже тем, что обозначает действие, и поэтому глагол обладает огромным потенциалом для выражения бесчисленных действий, сопровождающих человека и многообразные аспекты его деятельности (трудовой, научной, общественной и др.), различные явления природы.
Знаете ли вы, что….
По частоте употребления занимает второе место после имён существительных. На 9 тысяч слов приходится 2,5 тысячи глаголов. Самыми частыми из них являются мочь, сказать, говорить, знать, стать, видеть, хотеть, пойти, дать, есть, стоять, жить, иметь, смотреть, казаться, взять, понимать, сделать, делать, значить.
IV. Актуализация знаний.
Игра » Не прерви цепочку”, которая поможет обобщить наши знания. Цепочку начинаю я, задавая вопрос по теме «Глагол».
Учащиеся отвечают на вопросы, приводя примеры.
1. Как доказать, что слово «ухожу» является глаголом?
2. Расскажите о начальной форме глагола. Почему она называется неопределённой?
3. Какого вида бывают глаголы?
4. Все ли глаголы в русском языке относятся к одному из спряжений?
5. В каком наклонении глаголы могут оканчиваться только на -ите, а в каком на -ите и -ете?
6. В чём особенность безличных глаголов?
7. Расскажите, как определить, к какому спряжению относятся глаголы?
8. Расскажите о переходных и непереходных глаголах.
9. Как пишется глагол ненавидеть с НЕ? (слитно)
10. Пишется или нет в Н.Ф. после буквы Ч – мягкий знак? (да)
11. Какие окончания имеет глагол в неопределенной форме? (-ТЬ, -ТИ, и нулевое окончание в глаголах на -ЧЬ)
12. Изменение глагола по лицам и числам – это … (спряжение)
13. Какое окончание у глагола зависит? (ит) бреет? (ет) стелешь? (-ешь)
14. Во 2 лице единственного числа пишется мягкий знак? (да) Приведи пример.
15. Продолжите цепочку: -Бер- — -бир-…(-пер-пир, дер-дир, тер-тир, мер-мир, стел- стил, блест-блист). Объясните орфограмму.
Подведение итогов игры.
— Итак, мы повторили важные моменты нашей сегодняшней темы. На нашем уроке у нас будут очень хорошие помощники, которые помогут провести остальную часть урока. Но сначала — небольшая разминка.
Предлаг Предлагаю учащимся решить орфографическую задачу.
На доске выведены слова, которые нужно разделить с учётом их правописания на две группы. Ответить на вопрос: По какому признаку каждую группу, в свою очередь, можно разделить на подгруппы? Приведите по 1-2 примера.
Слова: раскаиваешься, багаж, молодёжь, сберечь, дач, стеречь, упряжь, пастбищ, ориентируешься.
— А теперь, знакомьтесь – мои помощники.
Ведущий. В некотором царстве, в некотором государстве жил-был царь. И было у него три сына.
Старший сын:
Епифан был старший брат,
Сам себе он был не рад.
Все б у парня получалось,
Если б что-то не случалось.
-Я бы сделал, я бы смог,
если б кто-нибудь помог!
Средний сын:
Брат Тимоня средний был,
Тот командовать любил.
Только слышно от него:
-То возьми! Подай того!
Младший сын:
Меньший брат Иваном звался.
Тот во все дела совался.
Он зимою дров наколет,
А весной засеет поле.
-Слов на ветер не бросаю,
что надумал – выполняю!
Ведущий. Жили братья, не тужили, да напал на то царство-государство враг, Змей девятиглавый. Обратился царь к сыновьям, чтобы они защитили землю Русскую от врага.
Епифан.
Я пошел бы воевать,
Если б не любил поспать,
Я сразился б со злодеем,
Самозванцем, лиходеем,
Я бы Змея победил,
Если б папка разбудил!
Тимоня.
Эй, Ванюшка! Эй, дурак!
Снаряжайся! В царстве враг!
Есть и спать не любишь вволю-
Так ступай во чисто поле,
Заруби дракона злого
Аль доставь сюда живого!
Иван.
Вижу: час настал мой, братцы,
В путь-дорожку собираться.
Я за землю за свою
Постою в любом бою!
Меч возьму с собой в подмогу…
Тимоня.
Ну, иди, Ванюша, с Богом!
А кто вам больше всего понравился в сказке? Почему? А почему не понравились Епифан и Тимоня? А ведь братья, ребята, познакомили нас с наклонениями глагола. Каким наклонениям глагола соответствуют наши братья?
А теперь давайте вернемся к теме нашего урока и вспомним, какие глаголы любят употреблять братья.
Задание: из предложений выбрать и записать глаголы в таблицу изъявительного, условного, повелительного наклонений. Приготовиться к проверке.
1. С людьми советуйся, а ума не теряй.
2. Наградила бы я тебя по-царски, да не послушался ты моего совета.
3. Не спеши языком, торопись делом.
4. Делом к Отчизне любовь докажи, лучше учись, больше трудись.
5. Я бы в летчики пошел, пусть меня научат.
6. Берегите силы, улучшайте жизнь, всегда учитесь и никогда не падайте духом.
7. Я бы уступил свое место, да не бывать Марту прежде Февраля.
Давайте, ребята. Снова вернемся к нашей сказке.
Ведущий.
Царь-отец рассержен очень,
Братьев он зовет пред очи:
-брат Иван пошел сражаться-
вам без дела грех слоняться!
Вот решите-ка задачку!
Будет худо вам иначе!
Отдает Епифану карточки-задания (по любой орфограмме глагола)
Епифан.
Головы мне не сносить-
Надо помощи просить
Епифан раздаёт задания классу.
Задание. Помогите Епифану найди третье лишнее:
возвратиться выскочить пить
бежать копать пилить
рассеяться поливать таять
Проверка.
— По какому принципу вы находили ответ?
1 группа слов– по суффиксу –ся ( какой признак имеет глагол с суффиксом –ся? –возвратность)
2 группа слов – по виду глагола (какие виды имеет глагол?)
3 группа слов – по спряжению глагола (рассказать о спряжении глагола).
Ведущий.
И опять поближе к ночи
Братьев царь зовет пред очи:
-Не хотите наказанья?
Вот-ка вам ещё заданье!
Отдаёт карточки Тимоне.
Тимоня.
Головы мне не сносить-
Надо помощи просить
Тимоня раздаёт задания классу.
Поскольку глагол по своей употребительности занимает 2-е место, известно, что 17605 слов в русском языке составляют глаголы с безударными личными окончаниями.
Задание. На доске записаны слова с пропущенными гласными:
держ…тся , жал…т, руб…т, стро…т, кле…т, леч…т, ве…т, се…т, стро…мся, пиш…м, помо…шь,вытр…шь, рису…м.
Вставьте нужную гласную. Запишите слова, выделяя окончание глаголов, укажите спряжение, пользуясь алгоритмом.
Проверка коллективная.
Ведущий.
А Иван-то где, ребята?
Ой, Ивану трудновато!..
Камень на его дороге,
Обойдётся ль без подмоги?
На слайде — «камень», на нём написаны задания:
Из данных пословиц выпишите глаголы в форме 2-го лица единственного числа. Графически выделите орфограмму.
Ø Бе… смелости (не)возьм…ш… и крепости.
Ø Днём раньше посе…ш…– неделей раньше пожн…ш….
Ø По твоим делам о тебе суд…т.
Ø Глубже вспаш…ш…– больше хлеба возьм…ш….
Ø В.лков разбуд…ш…– и сам (не) усн…ш….
Учитель собирает работы, которые дети выполняли в течение урока для оценивания.
Слово учителю.
Ребята, а кто знает, как заканчивается русская народная сказка, которую мы сегодня использовали на уроке русского языка? (говорят дети). В сказке всегда счастливый конец. Добро победило Зло и в нашей сказке. Так хочется, чтобы так было всегда и в жизни.
Итог урока
Составление синквейна. Работа в парах.
Существительное (тема)
НАПРИМЕР:
Глагол
2 прилагательных действующий, движущий
3 глагола обозначает, изменяется, спрягается
4 слова (отношение автора) Глаголы делают речь живой.
Синоним действие
— Ребята, я очень благодарна вам за активную работу на уроке. Какие вы молодцы! Как много вы сумели сегодня сделать! Я уверена, что, повторив, обобщив и систематизировав изученное по теме «Глагол», вы успешно справитесь дома с творческой работой.
VIII. Домашнее задание: сочинить сказку о глаголе по данному началу: «Жил-был Глагол…»
infourok.ru