План по самообразованию воспитателя старшей группы Майоровой В.И.

Срок

Тема

Содержание работы

Практический выход

Сентябрь

2015 г.

Подбор и изучение литературы по теме,

дидактических игр и упражнений; сюжетных картин.

Посещение курсов повышения квалификации по ФГОС.

Памятка для родителей по изучению связной речи.

Написание итогового проекта.

Октябрь

Работа по составлению рассказов по сюжетной картинке.

Составление рассказа «Осень».

Учить детей рассматривать картину и выделять её главные характеристики.

Учить составлять рассказ с опорой на образец воспитателя.

Тематическое занятие «Здравствуй , осень !»

Ноябрь

Игры и упражнения для развития связной речи.

Разучивание дидактической игры «Кто я»?

Совершенствовать речевой слух, закрепить навыки выразительной речи и коммуникативные качества дошкольника.

Познакомить родителей с играми , влияющими на развитие речи детей.

Консультация для родителей «Речевые игры и упражнения в развитии речи ребёнка».

Декабрь

Развитие речи через театральную деятельность.

Инсценировка сказки «Теремок»

Развитие творческой самостоятельности, эстетического вкуса в передаче образа, раскрытие творческих способностей детей.

Практический показ.

Январь

2016г.

Работа по составлению загадок.

Показать роль загадки на формирование выразительности речи. Учить отгадывать загадки.

Консультация для родителей «Использование загадок как средство выразительности речи».

Февраль

Март

Составление описательного рассказа(описание животных)

Чтение и обсуждение, пересказ сказок.

Расширить словарный запас детей, упражнять в описании предметов по схеме.

,

Учить ребёнка внимательно слушать сказку, отвечать на вопросы, закрепить коммуникативные качества.

Активизировать речь.

Беседа с родителями «Роль описательного рассказа для расширения словарного запаса детей».

Консультация для родителей «Роль сказки в развитии детской эмоциональности».

Апрель

Разучивание считалок, скороговорок,потешек с детьми.

Закрепить навыки выразительности речи, совершенствовать речь.

Памятка для родителей «Уровень развития речи 4-5 лет».

Май

Отчёт по теме самообразования.

Выступление на педсовете.

Тема: Развитие связной речи детей дошкольного возраста(средняя группа)

Актуальность темы: Это тема для меня важна, потому что речь ребёнка является ключевым моментом в его развитии. Успехи воспитанников в связной речи обеспечивают в будущем и в большей мере определяют успех при поступлении в школу, способствуют формированию полноценного навыка чтения и повышению орфографической грамотности. Мне как педагогу это очень импонирует. Ведь работа по развитию речи-это умение выбирать нужные слова и правильно употреблять их в речи, строить предложения связную речь.

Как показала практика, дети очень любят творческий характер, а также самостоятельность и возможность самим сочинять и рассказывать друзьям.

. Я добиваюсь, чтобы дети показали отношение к тому, что они видели, что им особенно понравилось, заинтересовало их и почему, какие выводы они сделали. Всё это побудило меня значительно больше уделять внимание развитию связной речи.

Цель: Развитие навыков свободного общения со взрослыми и детьми.

Задачи: – совершенствовать диалогическую форму речи;

– развивать монологическую форму речи;

-учить связно пересказывать небольшие сказки;

– учить по образцу рассказывать о предмете; содержании сюжетной картины;

– развивать умение составлять рас сказы .

МБДОУ Темниковский детский сад комбинированного вида «Золотой петушок »

Индивидуальный план по самообразованию

Тема: «Развитие связной речи детей дошкольного возраста

Ф.И.О. : Майорова В.И.

Специальность: «Русский язык и литература»

Образование: Высшее

Стаж педагог работы:31г.

Квалификационная категория: Соответствие занимаемой должности

Курсы повышения квалификации: МРИО, 2015г.

Дата начала работы над темой: С 1.09.2014г.

Предполагаемая дата окончания работы: 1.09.2018г.

infourok.ru

План самообразования воспитателя старшей группы «Развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста через нетрадиционную технику рисования- пластилинографию в условиях внедрения ФГОС».

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №8  Колосок»

План самообразования воспитателя старшей группы «Развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста через нетрадиционную технику рисования- пластилинографию в условиях внедрения ФГОС».

Подготовила: воспитатель

старшей группы Пешкова Татьяна Владимировна

п. Метлино

 2016 г.

Цель:

-Повышение своего теоретического, практического уровня, профессионального

 мастерства и компетентности.

-Систематизировать работу по реализации мероприятий, направленных на

 развитие творческих способностей детей через занятия пластилинографией.

Задачи:  

-Повысить собственный уровень знаний путем изучения литературы, методик и

 технологий по теме.

-Выявить особенности развития творческих способностей детей.

-Способствовать развитию интереса к пластилинографии .

-Побуждать к проявлению индивидуальности, своих способностей в изобразительной деятельности.

-Освоить разные способы и приемы работы с пластилином.

Актуальность выбранной темы:

         Проблемы развития творческих способностей дошкольников находится

сегодня в центре внимания многих исследователей и практиков, работающих

в сфере образования. В соответствии с новыми Федеральными Требованиями

к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования

одним из направлений содержания образовательной области «Художественное

творчество», направленного на достижение целей формирования интереса к

эстетической стороне окружающей действительности, удовлетворение потребности

детей в самовыражении явления- развитие детского творчества.

       Творчество- это универсальное средство развития индивидуальности, которое

Обеспечивает устойчивую адаптацию к новым условиям жизни.

Все больше внимания уделяется изобразительной деятельности, как средству развития талантливой, творческой личности. Опыт показывает, что в детских

образовательных учреждениях можно и нужно уделять большое внимание

нетрадиционной изобразительной деятельности.

      Изобразительная деятельность приносит много радости дошкольникам, но

учитывая огромный скачок умственного развития и потенциал нового поколения,

для развития творческих способностей недостаточно стандартного набора изобразительных материалов и традиционных способов передачи полученной

информации. Изначально всякое детское художество сводится не к тому, что рисовать, а на чем и чем.

В нашей группе рисование пластилином-именно то, что позволит полностью раскрыться потенциал ребенка. Более ясному, точному выражению своих внутренних переживаний, проблем с одной стороны, а также творческому самовыражению- с другой. В процессе творчества ребенок гораздо ярче и нагляднее может проявить себя.

Это особенно важно для детей, которые не могут выговориться потому, что выразить свои чувства, фантазии в рисунке легче, чем о них рассказать.

Пластилинография- это один из сравнительно недавнего появления нового

вида в изобразительной деятельности Основной материал- пластилин, а основным инструментом является рука, вернее обе руки, следовательно, уровень умения зависит от владения собственными руками Данная техника позволяет быстро достичь желаемого результата и вносит определенную новизну в творчество детей,

делает его более увлекательным и интересным, что очень важно для работы с детьми (Г.Н.Давыдова)

Работу по формированию навыков по пластилинографии проводила в несколько этапов, на каждом из которых перед ребенком ставила определенные задачи.

1 Подготовительный:

Освоить приемы надавливания, размазывания пластилина пальцами, выработать правильную постановку пальца, овладеть приемом отщипывания маленького кусочка пластилина, скатывания шарика, жгутика, косички; научиться работать на

ограниченном пространстве.

2. Основной:

Научиться не выходить за контур рисунка, размазывать пластилин по всему рисунку,

использовать несколько цветов, вспомогательных предметов для придания выразительности работам.

3. Итоговый:

Научиться самостоятельно решать творческие задачи, выбирать рисунок для работы, самостоятельно выполнять задания, опираясь на имеющийся опыт и свое

Отношение к изображаемому.

Действия и мероприятия, проводимые в процессе работы над темой:

– Изучение литературы по теме.

-Уточнение основных моментов при разработке  рабочей программы в соответствии с Ф.Г.О.С.

-Посещение Н.О.Д. воспитателей, специалистов Д.О.У.

-Посещение педсоветов, методических объединений, сенминаров,конференций.

-Проведение открытых  мероприятий для  анализа со стороны коллег.

-Обобщение результатов на заседании  педагогического совета.

Информационно-аналитический этап работы над темой самообразования.

Этапы

Пути реализации и формы работы.

Содержание работы

Сроки

Способы оформления материала для использования в практической работе.

Практическая деятельность.

Диагностический

Изучение литературы по проблеме и имеющегося опыта.

Изучение образовательных технологий (выбор одной или нескольких для получения прогнозирующих результатов).

Оценка имеющихся условий для формирования и развития творческих способностей детей.

Анкетирование родителей «Как вы развиваете творчество детей дома?»

Подбор игр и материалов для оснащения центра художественного творчества.

Познакомится с интернет-ресурсами, пособиям Г.Н.Давыдовой «Пластилинография для дошкольников».

Создание копилки занятий в электронной форме.

Изучить ФГОС (раздел инклюзивное образование и целевые ориентиры ребенка-дошкольника).

Прогностический

Определение целей и задач темы.

Прогнозирование результатов.

Разработка системы мер, направленных на решение проблемы.

Исследовательская работа в малых группах (внедрение элементов выбранных технологий, отслеживание результатов работы).

Разработка перспективного плана на учебный год по нетрадиционной технике рисования

Практический

Внедрение опыта работы.

Формирование методического комплекса.

Корректировка работы.

Исследовательская работа

(применение выбранной технологии для работы с детьми).

Оформление информационного-наглядного материала в родительском уголке.

Результаты анкетирования родителей.

Консультация для родителей «Волшебный пластилин».

Информационный стенд : «Развитие творческих способностей детей при помощи пластилинографии».

Выставка совместных работ (дети+ родители) «Мастерская пластилина».

Выставка детских работ для родителей конспекты занятий (разработка).

Картотека развивающих игр по развитию творческих способностей детей и игр с пластилином для родителей.

Обобщающий

Подведение итогов.

Оформление результатов работы.

Распространение опыта своей работы.

Обобщение результатов инновационной деятельности на педагогических советах.

Выступление с докладом на педсовете по теме: «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста через пластилинографию».

Показ открытого занятия.

Перспективный план по самообразованию.

Тема

Месяц

Задачи

Цель. Развитие творческих способностей детей средствами различных видов пластилинографии.

«Букет из листьев»

Сентябрь

Познакомить детей с одним из видов изобразительной техники-прямой многослойной пластилинографией, развивать у детей видение художественного образа и замысла через природные формы; воспитывать интерес к осенним явлениям природы.

«Осенний натюрморт»

Октябрь

Закрепить знания о натюрморте, как о жанре живописи. Формировать умение детей создавать образы в нетрадиционной изобразительной технике- пластилинографии (прямой, многослойной, модульной). Продолжать учить использовать возможности стеки для придания объекту завершенности и выразительности.

«Ваза для мамы»

Ноябрь

Познакомить детей с контурной пластилинографией. Формировать умение сочетать ее с другми видами пластилинографии. Развивать чувства цвета, композиции. Способствовать развитию стремления радовать своих близких.

«Снегурочка»

Декабрь

Добиваться реализации выразительного яркого образа с опорой на жизненный опыт детей, развивать образное мышление, умение использовать в работе нетрадиционную технику изображения-прямую, контурную, модельную пластилинографию.

«Снегири на ветке»

Январь

Расширить представления детей о зимующих птицах, развивать умение передавать свои наблюдения за живой природой в художественно-изобразительной деятельности.

Закреплять приёмы скатывания, расплющивания, примазывания, соединяя прямую и многослойную пластилинографию, воспитывать бережное отношение к природе.

«Кораблик для папы»

Февраль

Закреплять умения и навыки в работе с пластилином4 побуждать к самостоятельному выбору цветов пластилина и деталей интерьера картинки. Воспитывать самостоятельность, инициативу.

«Матрешки»

Март

Развивать умение отражать характерные особенности оформления матрешки в нетрадиционной технике- обратной пластилинографии. Воспитывать интерес к народной игрушке.

«Ракета»

Апрель

Заинтересовать детей рисованием ко Дню космонавтики в технике пластилинография. Формировать умение использовать знакомые виды пластилинографии, сочетать их в своей работе. Побуждать дополнять свою работу звездами, планетами, кометами и т.д. по выбору детей.

«Открытка к Дню обеды»

Май

Продлжать знакомить детей с различными видами пластилинографии, как видом изобразительной деятельности. Закрепить приемы примазывания, разглаживания, работа с накладными деталями. Воспитывать патриотические чувства и чувство уважения к ветеранам В.О.В.

Список используемой литературы:

1.Богоявленская Д.Б        «Психология творческих способностей» 2002 г.

2.Лыкова И.А.        «Лепим, фантазируем, играем» Москва Творческий центр

        « Сфера» 2001 г.

3.Головчиц Л.А.        «Воспитание детей»

4.Григорьева Г.Г.        «Развитие дошкольника в изобразительной деятельности»

   Москва 2000 г.

5.Давыдова Г. Н.        «Пластилинография» Москва 2008 г.

6.Заика Е.В.        «Комплекс игр для развития воображения.» 1993 г. №2.

7.Комарова Т. С.        «Детское художественное творчество.Ф.Г.О.С.»

nsportal.ru

План воспитателя по самообразованию

ОсновнойОО

. Обыгрывание сюжета любимого мультфильма.

Цель: развивать умение составлять словесные описания по восприятию мультфильма.

. Сюжетно-ролевая игра «Детский сад»

Цель: расширить и закрепить представления детей о содержании трудовых действий сотрудников детского сада.

Игровые ситуации:

  1. «Утренний прием»,

  2. «Наши занятия»,

  3. «На прогулке»,

  4. «На музыкальном занятии»,

  5. «На физкультурном занятии»,

  6. «Осмотр врача»,

  7. «Обед в д/саду» и др.

Предварительная работа:

1.Наблюдение за работой воспитателя, помощника воспитателя. 2. Беседа с детьми о работе воспитателя, помощника воспитателя, повара, медсестры и др.

3. Составление детьми рассказов на тему «Мой самый лучший день в детском саду». Показ сценок на темы «Наша жизнь в детском саду».

. Сюжетно-ролевая игра «Семья»

Цель и задачи: Побуждать детей творчески воспроизводить в играх быт семьи. Совершенствовать умение самостоятельно создавать для задуманного сюжета игровую обстановку. Раскрывать нравственную сущность деятельности взрослых людей: ответственное отношение к своим обязанностям, взаимопомощь

Игровые проблемные ситуации:

  1. «Когда мамы и папы нет дома» (забота о младших, выполнение посильной домашней работы),

  2. «Мы готовимся к празднику» (совместные дела с семьей),

  3. «Встречаем гостей» (правила приема гостей, поведение в гостях),

  4. «Наш выходной день» и др.

Предварительная работа:

1. Беседа о труде родителей с использованием иллюстрированного материала.

2. Рассматривание семейных фотографий.

3. Составление детьми рассказов на тему «Как я живу дома».

. Сюжетно – ролевая игра «Школа»

Цель и задачи: Расширять знания детей о школе. Помогать детям в овладении выразительными средствами реализации роли (интонация, мимика, жесты). Самостоятельно создавать для задуманного игровую обстановку. Способствовать формированию умения творчески развивать сюжеты игры. Помогать детям усвоить некоторые моральные нормы.

Игровые действия: Учитель ведет уроки, ученики отвечают на вопросы, рассказывают, считают и др.

. Сюжетно – ролевая игра «Библиотека»

Цель и задачи: показать социальную значимость библиотек; расширять представления о работниках библиотеки, закреплять правила поведения в общественном месте; знакомить с правилами пользования книгой; пробуждать интерес и любовь к книгам, воспитывать бережное к ним отношение.

Игровые действия:

  1. Приём заявок библиотекарем.

  2. Работа с картотекой.

  3. Выдача книг.

  4. Читальный зал.

Предварительная работа:

  1. Экскурсия в библиотеку с последующей беседой.

  2. Открытие «Книжной мастерской» по ремонту книг.

  3. Выставка рисунков по мотивам прочитанных произведений.

. Сюжетно – ролевая игра «Больница»

Цель и задачи: вызвать у детей интерес к профессиям врача, медсестры; воспитывать чуткое, внимательное отношение к больному, доброту, отзывчивость, культуру общения.

Игровые действия:

  1. Больной поступает в приемный покой.

  2. Медсестра регистрирует его, проводит в палату.

  3. Врач осматривает больных, внимательно выслушивает их жалобы, задает вопросы, смотрит горло и пр.

  4. Медсестра выдает лекарства больным, измеряет температуру, в процедурном кабинете делает уколы, перевязки, обрабатывает раны и т.д. Больных посещают родные, друзья.

Предварительная работа:

  1. Экскурсия в медицинский кабинет д/с.

  2. Наблюдение за работой врача (прослушивает фонендоскопом, смотрит горло, задает вопросы).

  3. Чтение лит. произведения: Я. Забила «Ясочка простудилась»,

  4. Э. Успенский «Играли в больницу»,

  5. Беседа с детьми о работе врача, медсестры.

  6. Рассматривание иллюстраций.

. Сюжетно – ролевая игра «Магазин»

Цель и задачи: вызвать у детей интерес к профессии продавца, формировать навыки культуры поведения в общественных местах, воспитывать дружеские взаимоотношения.

Игровые действия:

  1. Водитель привозит на машине товар, грузчики разгружают, продавцы разлаживают товар на полках.

  2. Директор следит за порядком в магазине.

  3. Приходят покупатели.

  4. Продавцы предлагают товар, показывают, взвешивают.

  5. Покупатель оплачивает покупку в кассе, получает чек.

  6. Кассир получает деньги, пробивает чек, дает покупателю сдачу, чек.

Игровые ситуации: «В овощном магазине», «Одежда», «Продукты», «Ткани», «Книги», «Спорттовары».

Предварительная работа:

  1. Чтение литературных произведений: Б. Воронько «Сказка о необычных покупках» и др.

  2. Этическая беседа о поведении в общественных местах.

  3. Составление детьми рассказов на тему «Что мы умеем?», «Как перейти дорогу, чтобы попасть в магазин?», «Где продают тетради, карандаши?» и т.д.

  4. Изготовление с детьми атрибутов к игре (конфеты, фрукты, овощи из пластилина)

. Сюжетно – ролевая игра «Салон красоты»

Цель и задачи: расширить и закрепить знания детей о работе в «Салоне красоты», вызвать желание выглядеть красиво, воспитывать культуру поведения в общественных местах, уважение, вежливое обращение к старшим и друг к другу.

Роли: парикмахер, мастер маникюра, мастер косметического кабинета, кассир, уборщица, клиенты.

Игровые действия:

  1. Парикмахер моет волосы, причесывает, делает стрижки, красит волосы.

  2. Мастер маникюра делает маникюр, покрывает ногти лаком, дает рекомендации по уходу за руками.

  3. Мастер косметического кабинета делает массаж лица, смазывает кремом, красит глаза, губы и др.

  4. Кассир выбивает чеки.

  5. Посетители вежливо здороваются с работниками салона, советуются с мастерами, платят в кассу, благодарят за услуги.

Предварительная работа:

  1. Посещение детьми парикмахерской с родителями.

  2. Рассказы детей о том, что они делали в парикмахерской.

  3. Рассказ воспитателя о культуре поведения в общественных местах.

  4. Рассматривание альбома с образцами причесок.

  5. Рассматривание каталогов с образцами косметических средств.

  6. Изготовление атрибутов к игре с привлечением родителей (полотенца, салфетки и др. из цветной бумаги)

Игровой материал: зеркало, набор расчесок, ножницы, фен для сушки, лак для волос, одеколон, лак для ногтей, детская косметика, альбом с образцами причесок, халаты, полотенца и пр.

. Импровизация ЦИРК! ЦИРК! ЦИРК!

Цель и задачи: закреплять представления детей об учреждениях культуры, правилах поведения в общественных местах; закреплять знания о цирке и его работниках.

Предварительная работа:

  1. Рассматривание иллюстраций о цирке.

  2. Беседа по личным впечатлениям детей о посещении цирка. Чтение произведений «Девочка на шаре» В. Драгунского, «Цирк» С. Маршак,

  3. Рисование на тему «Афиша для цирка»

. Сюжетно-ролевая игра «Мы – военные разведчики»

Цель и задачи: развить тематику военизированных игр, учить детей быть внимательными, осторожными, воспитать уважение к военным профессиям, желание служить в армии, расширить словарный запас детей – «разведка», «разведчики», «часовой», «охрана», «солдаты».

Игровые действия:

  1. Воспитатель предлагает вспомнить фильмы, рассказы о жизни военных разведчиков, предлагает детям поиграть в них.

  2. Дети распределяют между собой роли Разведчиков, Часовых, Командиров, Солдат охраны, определяют цели и задачи, следят за их выполнением.

. Сюжетно – ролевая игра «Космонавты»

Цель и задачи: расширить тематику сюжетных игр, познакомить с работой космонавтов в космосе, воспитать смелость, выдержку, расширить словарный запас детей: «космическое пространство», «космодром», «полет».

МОНИТОРИНГ

Мониторинг достижений детей по теме «Сюжетно-ролевая игра как средство развития речи дошкольников», осуществляется по следующим критериям и показателям:

ПОКАЗАТЕЛИ:

  • организует игровое пространство в соответствии с замыслом игры;

  • умеет взаимодействовать с партнёрами;

  • вступает в разнообразные ролевые диалоги с партнерами по игре;

  • в игре отражает самостоятельно придуманные события на основе бытовых, литературных и фантазийных сюжетов;

multiurok.ru

План по самообразованию воспитателя старшей группы. Тема: «Развитие элементарных математических представлений. Ориентировка в пространстве и времени»











Месяц Источники Цель Результат Формы работы
Сентябрь «Педагогическая диагностика» Е.Г.Юдина.

«Работа с родителями в ДОУ» О.И.Давыдова.

Выявление уровня знаний детей по данной теме.

Грамотное проведение социального опроса родителей.

Диагностика детей, составление списка.

Родительское собрание на тему: «Возрастные особенности детей 5-6 лет.

 

Организационно-диагностический

1. Исследования количественных представлений. – «Зажги звёзды». – «Сосчитай сколько раз хлопну».

2. Исследование знаний о геометрических фигурах. – «Геометрическая мозаика». – «Почини коврик».

3. Исследование умения ориентироваться в пространстве. – «Скажи что справа, слева, сзади, спереди от тебя, за». – «Где лежит игрушка?» (на верхней, средней, нижней полке).

4. Исследование ориентировки во времени. – «Обозначений части суток». – «Обозначений времени, как «вчера», «сегодня», «завтра».

Октябрь

 

«Ориентировка в пространстве» Т.Мусейнова – кандидат пед. наук.

«Развиваем восприятие и воображение» А.Левина.

Формирование представлений о собственном теле, отдельных частях тела, о парных органах. Совершенствование умения ориентироваться в окружающем пространстве с помощью слуха.

Развитие умения понимать смысл пространственных отношений.

Формирование дружеских взаимоотношений

со сверстниками.

 

Конкурс рисунков на тему «Это я».

Создание фотоальбома «Мы растём».

Создание картотек: «Артикуляционная гимнастика», «Пальчиковые игры», «Дыхательные упражнения».

Консультация для родителей «Береги себя».

Основная часть.

Ориентировка в пространстве.


1.Ориентировка на себе.

Изучение строения тела человека (плакат).

Практические упражнения (показать назначение каждого сустава, органа).

Дидактические игры: «Кто это?», «Узнай по голосу», «Угадай по запаху», «Найди на ощупь», «Определи на вкус».

Подвижная игра «Замри»

2. Ориентировка с помощью слуха. Передвижение в названном направлении.

Игры:

– «Иди в ту сторону, откуда позвали»;

– «Угадай, кто позвал»;

– «Иди на звук колокольчика»;

– «Быстро движется или медленно?».

Дидактические игры: «Дударь», «Лабиринт дорожек».

 

Ноябрь «Сюжетно – дидактические игры с математическим содержанием» А.А. Смоленцева

«Развиваем восприятие и воображение» А. Левина.

«Здравствуй мир» А.А.Вахрушев, Е.Е.Кочемасова.

Активизация в речи пространственных терминов: выше, ниже, спереди, сзади, между, выше, чем, над, под и т.п.

Совершенствование умения ориентироваться в окружающем пространстве относительно предмета.

Продолжение совершенствования умения ориентироваться относительно себя.

Развитие умения понимать смысл пространственных отношений относительно себя.

Создание картотеки с дидактическими играми на пространственные представления.

Практические задания на ориентировку вправо, влево.

Консультация для родителей «Ориентировка детей в окружающем мире».

 

Ориентировка в пространстве относительно предмета –впереди, сзади, вверху, внизу, справа, слева, впереди справа, впереди слева, сзади справа, сзади слева относительно предмета.

Игры:

– «Поставь чайник справа от чашки, за чашкой, перед чашкой….»;

– «Что находится слева от …?»;

– «Расскажи, где находится шкаф, стул…».

Ориентировка относительно себя – назад, вверх, вниз, направо, налево, назад направо, назад налево, впереди, сзади, вверху, внизу, справа, слева, впереди справа, впереди слева, сзади справа, сзади слева.

Игры:

– «Найди игрушки»;

– «Куда пойдёшь, что найдёшь»;

– «Покажи флажком вперёд, направо…»; –

– «Назови все игрушки, которые стоят

впереди, справа от тебя»

Декабрь «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой.

«Математика в старшей группе» В.П. Новикова.

 

Совершенствование умения ориентироваться в здании детского сада. Развитие зрительно – двигательной ориентировки, понимание словесных инструкций и соотношение их с практическими действиями, использование пространственных терминов: ближе чем, дальше чем, справа от, слева от. Экскурсия по детскому саду с Незнайкой. Изготовление плана – здания.

Домашнее задание: составление рассказа «Моя комната».

Конкурс рисунков «Наша группа».

Изготовление карт – схем для поиска сокровищ.

Создание фотоальбома «Путешествуем по родному посёлку».

Конкурс рисунков «Мой детский сад». Консультация для родителей «Есть ли правила на улице».

Ориентировка в помещении детского сада.


Знакомство с планом детского сада.

Дидактические игры: «Где чей дом?»

Подвижные игры: «Угадай, где я?», «Спрятанные предметы», «Где старшая группа?».

Ориентировка на участке. Подвижные игры: «Наш участок», «Охотники за кладом», «Изучаем схемы».

Ориентировка на улице.

Беседы по ПДД. Беседа «Мой дом, моя крепость».

Практическое занятие «Улица полна неожиданностей».

 

Январь «Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста» А. М. Леушина.

«Формирование приставлений о времени у детей дошкольного возраста» Т.Д. Рихтерман.

«Математика в детском саду» Л.С.Метлина.

Формирование знаний детей о временных рамках при использовании различных моделей часов

Развитие исследовательского интереса, любознательности, творческого воображения детей.

Активизация деятельности родителей в творческой, познавательной, практической областях жизни ДОУ.

Подбор иллюстраций о часах.

Обновление и дополнение экспонатов в мини-музее «Тик-так».

Картотека стихотворений о времени, о часах

Просмотр слайд – шоу «Как возникли часы?», «Время и часы».

Просмотр: «Сказка о потерянном времени».

Эксперименты: «Солнечные часы», «Песочные часы».

Конкурс рисунков «Часы – мечты».

Выставка поделок «Мои наручные часы».

Создание и оформление папки – энциклопедии «Часы».

Консультация для родителей «Как научить ребёнка разбираться с часами и временем».

Ориентировка во времени 1.Время, часы.

Беседа: «Для чего нужны часы?» Стихи о времени, о часах («Минута», «Часы», «Королевство минуток», «Там на мамином комоде», «Время времечко бежит»). Пословицы (про минуту, про час, про время). Загадки.

Составление сказки «В стране часов».

Дидактические игры: «Поставь стрелку на часах», «Точное время», «Определи который час», «Правильное время». Игра – пазл «Время». Игра – лото «Детям о времени». Сложи картинку «Часы». Сюжетно – ролевые игры: «В магазине часов», «Часовая мастерская», «Часовщик».

Подвижные игры: «Часы пробили ровно час», «Стрелки», «Бой курантов».

Физкультминутки: «Часы», «А часы идут – идут», «Часики», «Утро – день – вечер – ночь».

Зарядка «Часы»

Пальчиковая гимнастика «Часы».

Февраль «Беседы о пространстве и времени» Т.А.Шорыгина.

«Обучение математике детей дошкольного возраста с нарушением речи» А.В.Каменченко.

 

Совершенствование умения ориентироваться во времени (части суток, вчера, сегодня, завтра)

Развитие активного словаря по теме.

Изготовление модели «машины времени».

Калейдоскоп математических игр «Ориентировка во времени».

Брейн–ринг.

Практикум «Делу время, потехе – час».

Выставка рисунков «День и ночь».

Консультация для родителей

«Развитие представлений о времени у детей дошкольного возраста».

2. Части суток, вчера, сегодня, завтра, дни недели.

Беседа «Наша неделя», «Каков Емеля, такова и неделя».

Составление рассказа по картине «Режим дня».

Беседа «Что мы делали вчера, будем делать сегодня и завтра».

Чтение Г.Остер «38 попугаев. Завтра будет завтра».

Заучивание стихотворения Е. Стеквашова «Неделя».

Словесная дидактические игры: «Дни недели», «Назови скорее», «Продолжай», «Распорядок дня», «Когда это бывает» (части суток).

Подвижные игры: «Неделька стройся», «Живая неделя», «День – ночь».

Март «Пословицы и поговорки детям дошкольного возраста (о годе, временах года, месяцах).И.Л.Гейченко, О.Г.Шавина.

«Путешествие во времени» Т.В.Владимирова, Л.А.Халидулина.

Совершенствование представлений о временных изменениях, взаимосвязи между временем и природными явлениями.

Закрепление представления о временах года.

Коллективная аппликация «Модель года».

Создание картотеки с загадками, пословицами, поговорками, стихами по данной теме.

Выставки детских работ по месяцам: «Портрет Марта» и т.д.

3. Времена года. Месяцы.

Составление рассказов о годе, опираясь на коллаж «Времена года».

Чтение Т.Бобкова «Круглый год».

Беседа «Времена года и одежда человека».

Дидактические игры: «Времена года», «Как мы меняемся», «Так бывает или нет?», «Четвёртый лишний», «Времена года, месяцы по порядку становись».

Подвижные игры: «Лови – бросай месяцы называй», «Лови – бросай времена года называй».

 

Апрель «Детям о времени.

Популярное пособие для родителей и педагогов» Т.И.Тарабарина, Е.И.Соколова.

«Учим играя»

Э.Л.Сухарева.

Развитие познавательно – исследовательской деятельности.

Обогащение познания о календарях.

Формирование интереса к разным видам конструирования календарей.

«Изготовление календаря» (практическое пособие).

Создание коллекции «Календари» (привлечение родителей).

Викторина «Наш весёлый календарь».

Коллективные работы:

«Календарь дней рождений детей группы», «Календарь праздников в детском саду».

 

4. Календарь.

Беседы: «Как появился календарь?», «Древние календари», «Календари разных народов».

«Знакомство с календарём» (практические задания).

Чтение Е.Шварца «Народный календарь – месяцеслов».

Дидактические игры: «Восточный календарь»

Игры с отрывным календарём «Разложи по порядку».

Прослушивание песни «Звёздный календарь» муз. А. Ермолова, сл. А.Морозова.

Лепка (пластилинография) «Восточный календарь».

Май Педагогическая диагностика» Е.Г.Юдина.

«Работа с родителями в ДОУ»

О.И.Давыдова.

Проверка уровня сформированности знаний детей по данной теме самообразования. Итоговая диагностика детей за год.

Итоговое родительское собрание

«Вот и стали мы на год взрослее».

Заключительная часть.

1. Исследования количественных представлений. – «Зажги звёзды». – «Сосчитай сколько раз хлопну».

2. Исследование знаний о геометрических фигурах. – «Геометрическая мозаика». – «Почини коврик».

3. Исследование умения ориентироваться в пространстве. – «Скажи что справа, слева, сзади, спереди от тебя, за». – «Где лежит игрушка?» (на верхней, средней, нижней полке). 4. Исследование ориентировки во времени. – «Обозначений части суток». – «Обозначений времени, как «вчера», «сегодня», «завтра».

dohcolonoc.ru

“Воспитание дошкольников посредством трудовой деятельности”.

Содержание работы Практические выходы
Изучение методической литературы Сентябрь – май 1. Буре Р.С. Организация труда
детей и методика руководства // Нравственно-трудовое воспитание детей в
детском саду. – М.: Просвещение, 1987.

2. Година Г.Н. Воспитание положительного отношения к труду
// Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников / Под ред. А.М.
Виноградовой. М.: Просвещение, 1998

3. Куцакова Л.В. Творим и
мастерим. Ручной труд в детском саду и дома. – Мозаика-Синтез, Москва 2010.

4. Куцакова Л.В. «Трудовое
воспитание в детском саду» – Мозаика-Синтез, Москва 2014.

5. Маркова Т.А. Воспитание
трудолюбия у дошкольников. – М.: Просвещение, 1991

6. Нечаева В.Г., Буре Р.С. Воспитание
дошкольника в труде. – М.: Просвещение, 1980

Анализ изученной литературы  (в плане по самообразованию).
Работа с детьми Совместная деятельность по
оформлению уголка дежурств в группе.
Оформление уголка дежурств.
Знакомство с профессией
почтальона.
Экскурсия на почту.
Беседы, дидактические игры по
ознакомлению с трудом взрослых. Знакомство с пословицами и поговорками о
труде.
Конкурс рисунков «Кто любит труд,
того люди чтут».
Знакомство с профессией пекаря. Экскурсия на хлебозавод.
Изготовление поделок из лоскутков
ткани.
Серия занятий по ручному труду,
обучающих изготавливать простейшие поделки из лоскутков ткани.
Посадка семян на рассаду. Трудовой десант «Мы – огородники».
Запись рассказов детей о том, кем
они хотят стать, когда вырастут. Оформление сборника рассказов. (Или
подготовка видеосюжета, в котором дети рассказывают, кем они хотят стать,
когда вырастут.)
Сборник детских рассказов (или
видеосюжет для показа родителям на итоговом родительском собрании) «Кем я
хочу стать, когда вырасту».
Работа с семьёй Анкетирование родителей с целью
выявления их отношения к трудовому воспитанию детей в семье.
Анкетирование родителей на тему:
«Воспитание трудолюбия в семье».
Подготовка информации для
повышения педагогической компетентности родителей.

Папка-передвижка для родителей на
тему: «Трудовое воспитание в семье».
Консультирование родителей.

Консультация для родителей «Какой
труд доступен детям?»
Привлечение родителей к
изготовлению снежных построек на участке.
Трудовой десант «Зимние фантазии».
Привлечение родителей к уборке
территории детского сада.
Субботник «В апрельский день
трудиться нам не лень».
Подготовка выставки фотографий
детей во время трудовых действий.
Фотовыставка «Мы любим труд!»
Самореализация Изучение педагогического опыта
(интернет, книги, журналы).
Разработка картотеки игр по
трудовому воспитанию.
Подготовка консультации для
воспитателей «Трудовое воспитание дошкольников».
Выступление на педагогическом
совете.
Подготовка консультации для
педагогов «Труд и формирование личности ребёнка».
Выступление на педагогическом
совете.
Отчёт о проделанной работе по теме
самообразования на итоговом педсовете.
Выступление на педсовете.

prodetskiysad.blogspot.com

Советы рукодельницам