План работы кружка «Умелые ручки»

План работы кружка «Умелые ручки»

Цель работы: развитие мелкой моторики рук, знакомство со способами аппликации из различных материалов, техникой моделирования, создания мозаики на пластилиновой основе.

Задачи:

1.Сформировать у детей интерес к видам труда.

2.Познакомить со свойствами материалов.

3.Способствовать выработке навыков работы с различными материалами.

4.Развивать умение пользоваться простейшими инструментами.

5.Способствовать развитию конструкторской деятельности.

6.Учить наклеивать готовые формы, составлять из них изображения готовых предметов, совершенствуя ориентировку на плоскости листа.

7.Развивать твёрдость руки, технические навыки.

8.Способствовать развитию внимания, памяти, воображения, эстетического восприятия, творческой фантазии.

9. формировать у детей положительно-эмоциональное восприятие окружающего мира, воспитывать художественный вкус. Радость от совместного творчества, проявляя усидчивость, терпение и умение.

Актуальность данного кружка в том, что художественный ручной труд – это работа с различными материалами, в процессе которой ребенок создает относительно полезные и эстетически значимые предметы и вещи. Художественный ручной труд объединяет в себе сущностные характеристики художественной и трудовой деятельности. Ребенок сам создает предметы, поделки, что очень привлекает его. Он видит, что его изделиями украшают интерьер группы, их можно использовать в играх, инсценировках. Так же, при художественном ручном труде развивается мелкая моторика рук, что очень хорошо способствует на развитие речи ребенка. Именно поэтому мы приняли решение работать в этом направлении.

Работа с родителями: в направлении личностно-ориентированного развития привлечь родителей и др. членов семьи для участия в кружке.

Материал:

бумага, бумажные салфетки, ножницы, вата, природный материал, крупы, текстильный материал, клей, спички, коробки, пластилин, тесто, гуашь, цветные карандаши, фломастеры.

Сроки работы кружка: октябрь — май.

Дни и время посещения кружка: вторник – 16.00 ч.-16.20 ч.

Участники: дети, педагоги, родители детей.

Критерии и оценки: творческий подход к идее организации кружка и его названии «Умелые ручки» с привлечением социума.

Способы работы:

1.Отрезание или обрывание полосок или кусочков от листа бумаги.

2.Вырезание по контуру предметов и комбинирование из них композиций.

3.Наклеивание комочков бумаги на плоскостное изображение.

4.Наклеивание кусочков и комочков бумажных салфеток.

5.Наклеивание ниток и ткани на плоскостное изображение.

6.Наклеивание сухих листьев на плоскостное изображение.

7.Скрепление различных деталей.

8.Скатывание ниток в клубок.

9.Нанизывание различных предметов.

10.Моделирование из природного материала: скорлупы грецкого орехо, семечек, гороха, веточек, камешков.

11.Комбинирование природных материалов с различными другими материалами.

12Конструирование из коробок с элементами аппликации.

13.Лепка предметов из теста.

14.Выкладывание мозаики на пластилиновой основе.

15.Барельеф.

16.Печатание штампами на пластилиновой основе.

Перспективный план работы кружка       «Умелые ручки»

п.п

Тема

Вид работы

октябрь

I

«Листопад»

Цель:  учить наклеивать  сухие листья на лист бумаги, создавать изображение листопада. Развивать воображение, творческие способности.

Аппликация из сухих листьев

II

«Витамины»

Цель: учить отделять от большого куска пластилина маленькие кусочки, закреплять на изображении. Развивать мелкую моторику рук, воображение.

Барельеф

III

«Дорожка из камешков»

Цель: учить закреплять кусочки пластилина на картоне способом расплющивания, закреплять камешки  на основе из пластилина

Мозаика на пластилиновой основе

IV

«Красивый браслет»

Цель: продолжать  учить нанизывать бусины на нитку. Развивать мелкую моторику рук, творческую фантазию.

Моделирование из бусин

ноябрь

I

«Кораблик»

Цель: учить вырезать из бумаги деталь и нанизывать   на спичку, с помощью пластилина закреплять готовую деталь внутри пластилина.

Моделирование из скорлупы грецкого ореха

II

«Черепашка»

Цель: учить аккуратно намазывать клеем край скорлупы, наклеивать на заготовки, прижимая салфеткой. Развивать мелкую моторику рук.

Моделирование из скорлупы грецкого ореха

III

«Ёжик»

Цель: учить подбирать детали, передавать выразительность образа. Развивать воображение, умение создавать композицию.

Моделирование из семечек и картофеля

IV

«Угощение»

Цель: учить раскатывать тесто между ладонями прямыми и круговыми движениями рук, сплющивать, соединять концы, прижимая их друг к другу.

Тестопластика с раскрашиванием

декабрь

I

«Снеговик»

Цель: учить наклеивать кусочки ваты и бумаги на изображение. Дополнять изображение деталями.

Аппликация из ваты

II

«Снегурочка»

Цель: закреплять навыки наклеивания кусочков ваты на картон . Развивать творческие способности.

Аппликация из ваты

III

«Фонарик»

Цель: продолжать учить приёму работы с ножницами, выполнять аппликацию на картоне в форме цилиндра. Развивать воображение, творческую фантазию.

Аппликация на основе цилиндра

IV

«Гирлянда»

Цель: учить намазывать клеем концы полосок, соединять в кольцо, склеивать. Закреплять умение пользоваться ножницами.

Конструирование из полосок бумаги

январь

I

«Подсолнух»

Цель: учить закреплять кусочки пластилина на картоне способом расплющивания, закреплять семена подсолнечника на основе из пластилина.

Мозаика на пластилиновой основе

II

«Стручки гороха»

Цель: учить закреплять горох на основе из пластилина. Развивать мелкую моторику рук, образное восприятие.

Мозаика на пластилиновой основе

III

«Сова»

Цель: развивать умение скреплять детали с помощью пластилина,  дополнять объект необходимыми деталями для выразительности образа.

Моделирование из шишек

IV

«Лесовик»

Цель: развивать умение работать с природными материалами, учить соединять детали с помощью пластилина.

Моделирование из шишек

февраль

I

«Цыплёнок»

Цель: учить выполнять аппликацию способом обрывания бумаги, заполнять пространство кусочками бумаги неправильной формы.

Аппликация из обрывков бумаги

II

«Рыбка»

Цель: продолжать учить выполнять аппликацию способом обрывания бумаги. Дополнять необходимыми деталями.

Аппликация из обрывков бумаги

III

«Зайка беленький»

Цель: продолжать учить выполнять аппликацию способом обрывания бумаги. Дополнять изображение при помощи фломастеров необходимыми деталями.

Аппликация из обрывков бумаги

IV

«Гусеница»

Цель: учить обрывать кусочки салфетки и скатывать в комочки, выполнять наклеивание кусочков друг к другу.

Аппликация из комочков бумаги

март

I

«Мимоза»

Цель: продолжать учить обрывать кусочки салфетки и скатывать в комочки, выполнять сюжетную аппликацию

Аппликация из комочков бумаги

II

«Овечка»

Цель: учить обрывать кусочки салфетки и скатывать в комочки, выполнять наклеивание кусочков друг к другу.

 

Аппликация из комочков бумаги

III

«Собачка»

Цель: учить выклеивать силуэт мелко нарезанными нитями, передавая эффект «пушистой шёрстки». Развивать технические навыки.

Аппликация из ниток

IV

«Котёнок с клубком»

Цель: продолжать  учить выклеивать силуэт мелко нарезанными нитями, передавая эффект «пушистой шёрстки». Развивать творческие способности.

Аппликация из ниток

апрель

I

«Верба»

Цель: учить наклеивать семена тыквы на готовое изображение. Развивать эстетическое восприятие.

Аппликация из семян тыквы

II

«Ромашка»

Цель: продолжать учить наклеивать семена тыквы на готовое изображение. Развивать чувство композиции, воображение, творчество.

Аппликация из семян тыквы

III

«Железная дорога»

Цель: учить закреплять спички на основе из пластилина, создавать композицию. Развивать воображение, творчество.

Мозаика на пластилиновой основе

IV

«Поезд» (коллективная работа)

Цель: учить соединять детали способом склеивания, создавать композицию. Развивать конструктивные способности.

Конструирование из коробок с элементами аппликации

май

I

«Гусеница»

Цель: учить создавать композиции способом печатания. Дополнять объект необходимыми деталями для выразительности образа.

Печатание на пластилиновой основе

II

«Неваляшка»

Цель: продолжать учить создавать композиции способом печатания. Подбирать крышки по размеру для создания образа. Дополнять деталями.

Печатание на пластилиновой основе

III

«Красивое платье»

Цель: учить выполнять аппликацию из ткани, правильно располагать элементы украшения. Развивать творческую фантазию.

Аппликация из ткани

IV

«Чудесное окошко»

Цель: продолжать учить выполнять аппликацию из ткани, правильно располагать элементы украшения. Развивать умение составлять экспозиции.

Аппликация из ткани

multiurok.ru

Рабочая программа кружка «Умелые ручки».

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя образовательная школа № 24»

ГО Краснотурьинск, Свердловская область

Рабочая программа

кружка «Умелые ручки»

для 1-3 классов

1 час в неделю (всего 34 часа)

Составитель:

учитель технологии Постникова И.В.

МБОУ «СОШ № 24»

2014 – 2015 учебный год

Пояснительная записка

Рабочая программа к курсу «Умелые ручки» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основе методических рекомендаций Д.В.Григорьева по организации внеурочной деятельности учащихся.

Курс введен в часть учебного плана, формируемого образовательным учреждением в рамках художественно-эстетического направления.

Программа данного курса представляет систему творческих занятий для учащихся начальных классов и рассчитана на четыре года обучения. В первом классе 34 часов (1 час в неделю). Программа первого класса реализована в рамках «Внеучебной деятельности» в соответствии с образовательным планом

Актуальность выбора определена следующими факторами:

  • на основе диагностических фактов установлено, что у учащихся слабо развиты: наблюдательность, воображение, мелкая моторика.

Новизна данной рабочей программы определена федеральным государственным стандартом начального общего образования 2010 года. Отличительными особенностями являются:

1.Определение видов организации деятельности учащихся, направленных на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного курса.

2. В основу реализации программы положены ценностные ориентиры и воспитательные результаты.

3.Ценностные ориентации организации деятельности предполагают уровневую оценку в достижении планируемых результатов.

4.Достижения планируемых результатов отслеживаются в рамках внутренней системы оценки: педагогом, администрацией, психологом

5. В основу оценки личностных, метапредметных и предметных результатов освоения программы факультатива, воспитательного результата положены методики, предложенные Григорьевым Д.В., Степановым П.В

6. При планировании содержания занятий прописаны виды деятельности учащихся по каждой теме.

Цель данного курса: развитие художественно-эстетического мировоззрения учащихся через социальную, трудовую, игровую и исследовательскую деятельность.

Основные задачи курса:

  1. развитие художественного вкуса, внимания, зрительного восприятия, воображения;

  2. формирование навыков творческого мышления и развитие умения ре­шать нестандартные задачи;

  3. развитие активности и самостоятельной мыслительной деятельности учащихся;

  4. формирование и развитие коммуникативных умений: умение общаться и взаимодействовать в коллективе, работать в парах, группах, уважать мнение других, объективно оценивать свою работу и деятельность одноклассников;

  5. формирование навыков применения полученных знаний и умений в процессе изучения школьных дисциплин и в практической деятельности;

  6. формировать интерес к декоративно-прикладному творчеству.

Таким образом, принципиальной задачей предлагаемого курса является именно развитие художественно-эстетического вкуса, а не усвоение каких-то конкретных знаний и умений.

Описание ценностных ориентиров содержания

курса

Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества.

Ценность человека как разумного существа, стремящегося к познанию мира и самосовершенствованию.

Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой деятельности и жизни.

Ценность свободы как свободы выбора и предъявления человеком своих мыслей и поступков, но свободы, естественно ограниченной нормами и правилами поведения в обществе.

Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.

Ценность патриотизма одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, в осознанном желании служить Отечеству.

Особенности организации учебного процесса.

Материал каждого занятия рассчитан на 35 минут. Во время занятий у ребенка происходит становление развитых форм самосознания, самоконтроля и самооценки. Отсутствие отметок снижает тревожность и необоснованное беспокойство учащихся, исчезает боязнь ошибочных действий. В результате у детей формируется отношение к данным занятиям как к средству развития своей личности. Данный курс состоит из системы тренировочных упражнений, специальных заданий, развивающих игр. На занятиях применяются занимательные и доступные для выполнения задания и упражнения, что привлекательно для младших школьников.

Основное время на занятиях занимает самостоятельное изготовление­ детьми поделок из разных материалов. Благодаря этому у детей формируют­ся умения самостоятельно действовать, принимать решения, уп­равлять собой в сложных ситуациях.

На каждом занятии проводится коллективное обсуждение ре­шения задачи определенного вида. На этом этапе у детей форми­руется такое важное качество, как осознание собственных действий, самоконтроль, возмож­ность дать отчет в выполняемых шагах при решении задач любой трудности.

На каждом занятии после самостоятельной работы проводится коллективное обсуждение полученного результата. Такой формой работы создаются условия для нормализации самооценки у всех детей, а именно: повышения самооценки у детей, у которых хорошо разви­ты творческие способности, но слабо — моторика рук. У других детей может происходить снижение самооценки, потому что их успехи продиктованы, в основном, прилежанием и стара­тельностью,

В курсе используются задания разной сложности, поэтому сла­бые дети, участвуя в занятиях, могут почувствовать уверенность в своих силах (для таких учащихся подбираются задания, кото­рые они могут решать успешно).

Ребенок на этих заняти­ях сам оценивает свои успехи. Это создает особый положительный эмоциональный фон: раскованность, интерес, желание научиться выполнять предлагаемые задания.

Задания построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим, различные темы и формы подачи материала активно чередуются в течение занятия. Это позволяет сделать работу динамичной, насыщенной и менее утомляемой.

В системе заданий реализован принцип «спирали», то есть возвращение к одному и тому же заданию, но на более высоком уровне трудности. Задачи по каждой из тем могут быть включены в любые занятия другой темы в качестве закрепления. Изучаемые темы повторяются в следующем учебном году, но даются с усложнением материала.

Модель занятия в 1-2 классе такова:

«МОЗГОВАЯ ГИМНАСТИКА» (1-2 минуты).

Выполнение упражнений для улучшения мозговой деятельности является важной частью занятия по РПС. Исследования ученых убедительно доказывают, что под влиянием физических упражнений улучшаются показатели различных психических процессов, лежащих в основе творческой деятельности: увеличивается объем памяти, повышается устойчивость внимания, ускоряется решение элементарных интеллектуальных задач, убыстряются психомоторные процессы.

РАЗМИНКА (3 минуты).

Основной задачей данного этапа является создание у ребят определенного

положительного эмоционального фона, вызов интереса у детей, подготовка ребенка к активной деятельности.

ИЗГОТОВЛЕНИЕ ПОДЕЛКИ (25минут) + ВЕСЕЛАЯ ПЕРЕМЕНКА (3-5 минут)

Выполнение задания не только способствуют развитию творческих способностей и художественного вкуса, но и позволяют углублять знания ребят, совершенствовать умения и навыки. Все задания подобраны так, что степень их трудности увеличивается от занятия к занятию.

ВЕСЕЛАЯ ПЕРЕМЕНКА (3-5 минут)

Динамическая пауза, проводимая на данных занятиях, будет не только развивать двигательную сферу ребенка, но и способствовать развитию умения выполнять несколько различных заданий одновременно.

Основные принципы распределения материала:

1) системность: задания располагаются в определенном порядке;

2) принцип «от простого — к сложному»: задания постепенно усложняются;

3) увеличение объема материала;

4) наращивание темпа выполнения заданий;

5) смена разных видов деятельности.

Таким образом, достигается основная цель обучения — расши­рение зоны ближайшего развития ребенка и последовательный перевод ее в непосредственный актив, то есть в зону актуально­го развития.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса

Личностными результатами изучения курса в 1-м и 2-м классе является формирование следующих умений:

  • Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).

  • В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.

Метапредметными результатами изучения курса в 1-м и 2-м классе являются формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

  • Определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя.

  • Проговаривать последовательность действий.

  • Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрациями.

  • Учиться работать по предложенному учителем плану.

  • Учиться отличать верно, выполненное задание от неверного.

  • Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.

Познавательные УУД:

  • Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.

  • Добывать новые знания: находить полезное в книгах и журналах, использовать свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя.

  • Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы детского коллектива.

  • Преобразовывать информацию из одной формы в другую: находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем).

Коммуникативные УУД:

  • Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной речи.

  • Слушать и понимать речь других.

  • Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.

  • Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

Предметными результатами изучения курса в 1- 3-х классах являются формирование следующих умений и знаний:

  • знать место и роль декоративно-прикладного искусства в жизни человека и общества;

  • определять виды материалов, используемых в работе;

  • знать безопасные приёмы работы с инструментами и приспособлениями;

  • определять последовательность действий в работе;

  • знать основы композиции;

  • уметь правильно пользоваться материалами и инструментами;

  • уметь действовать по образцу в определенной последовательности, вырезать части и декоративные элементы, склеивать их и закреплять на основном фоне изделия;

  • выполнять поделки по собственному замыслу;

  • работать аккуратно, экономно расходовать материалы.

Контроль и оценка планируемых результатов.

В основу изучения кружка положены ценностные ориентиры, достижение которых определяются воспитательными результатами. Воспитательные результаты внеурочной деятель­ности оцениваются по трём уровням.

Первый уровень результатовприобретение школьни­ком социальных знаний (об общественных нормах, устрой­стве общества, о социально одобряемых и неодобряемых фор­мах поведения в обществе и т. п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.

Для достижения данного уровня результатов особое значе­ние имеет взаимодействие ученика со своими учителями как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.

Второй уровень результатов — получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к со­циальной реальности в целом.

Для достижения данного уровня результатов особое значе­ние имеет взаимодействие

школьников между собой на уровне класса, школы, то есть в защищенной, дружественной социальной среде. Именно в такой близкой социальной сре­де ребёнок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает).

Третий уровень результатов — получение школьником опыта самостоятельного общественного действия. Только в са­мостоятельном общественном действии, действии в открытом социуме, за пределами дружественной среды школы, для дру­гих, зачастую незнакомых людей, которые вовсе не обязатель­но положительно к нему настроены, юный человек действи­тельно становится (а не просто узнаёт о том, как стать) социальным деятелем, гражданином, свободным человеком. Именно в опыте самостоятельного общественного действия приобретается то мужество, та готовность к поступку, без ко­торого немыслимо существование гражданина и гражданского общества.

Динамика развития учащихся фиксируется учителем совместно со школьным психологом (внутренняя система оценки) на основе диагностик по Асмолову А.Г.

В 1 классе возможно достижение результатов первого уровня и частично второго.

Для отслеживания результатов предусматриваются в следующие формы контроля:

  • Стартовый, позволяющий определить исходный уровень развития учащихся по методикам Холодовой О, Криволаповой Н.А.

  • Текущий:

-прогностический, то есть проигрывание всех операций учебного действия до начала его реального выполнения;

— пооперационный, то есть контроль за правильностью, полнотой и последовательностью выполнения операций, входящих в состав действия;

-рефлексивный, контроль, обращенный на ориентировочную основу, «план» действия и опирающийся на понимание принципов его построения;

-контроль по результату, который проводится после осуществления учебного действия методом сравнения фактических результатов или выполненных операций с образцом.

— практические работы;

— творческие работы учащихся.

  • Самооценка и самоконтроль определение учеником границ своего «знания — незнания», своих потенциальных возможностей, а также осознание тех проблем, которые ещё предстоит решить в ходе осуществления деятельности.

Содержательный контроль и оценка результатов учащихся предусматривает выявление индивидуальной динамики качества усвоения предмета ребёнком и не допускает сравнения его с другими детьми. Результаты проверки фиксируются в зачётном листе учителя.

Для оценки эффективности занятий можно использовать следующие показатели:

  • степень помощи, которую оказывает учитель учащимся при выполнении заданий: чем помощь учителя меньше, тем выше самостоятельность учеников и, следовательно, выше развивающий эффект занятий;

  • поведение учащихся на занятиях: живость, активность, заинтересованность школьников обеспечивают положительные результаты занятий;

Содержание курса

В основе построения курса лежит принцип разнообразия творческих задач. При этом основными выступают два следующих аспекта разнообразия: по содержанию и по сложности задач.

Развитие восприятия. Развитие слуховых, осязательных ощущений. Формирование и развитие пространственных представлений. Развитие умение ориентироваться в пространстве листа. Развитие восприятия формы, цвета, движения. Формирование навыков правильного и точного восприятия предметов и явлений. Развитие внимания. Упражнения на развитие способности переключать, распределять внимание, увеличение объёма устойчивости, концентрации внимания.

Развитие мышления. Формирование умения находить и выделять признаки разных предметов, явлений, давать описание предметов, явлений в соответствии с их признаками. Формирование умения выделять главное и существенное, умение сравнивать предметы, выделять черты сходства и различия, выявлять закономерности.

Тема 1 Вводное занятие. Начало творческого пути.

Знакомство учащихся с программой. Значение творческого труда в жизни человека. Выставка образцов изделий и фотографий. Беседа о многогранности и разнообразии прикладного искусства. Изготовление поделки на свободную тему с целью выявления среза знаний и умений.

Тема 2 Материалы. Инструменты. Техника безопасности.

Ознакомление с оборудованием кабинета, организацией рабочего места, инструментами и приспособлениями. Правила охраны труда и техники безопасности. Экскурсия на выставку декоративно-прикладного творчества в ЦДТ.

Тема 3 Работа с бумагой. Аппликация. Поздравительные открытки.

Исторические сведения о возникновении бумаги. Разновидности клея. Технология использования сортов и свойств бумаги. Понятие о цвете, сочетание цветов бумаги. Цветовой круг. Понятие о шаблонах. История возникновения открыток в России.

Аппликация. История аппликаций, виды аппликаций. Составление сюжета аппликации, подбор бумаги, вырезание деталей поделки, расположение на листе-фоне, наклеивание деталей.

Поздравительные открытки: «Мир цветов», «Краски осени дружат», «Поздравления пожилым», «День матери» и т.п.

Тема 4 «Бумажная пластика»

Знакомство с техниками «Квилинг», «Торцевание». Изготовление объемных цветов.

Основные приемы изготовления:

  1. Изготовление шаблонов лепестков, листьев, центра, цветка (из полоски, нескольких деталей, целого листа).

  2. Подготовка к сборке цветов.

  3. Изготовление фона для цветов.

Изготовление цветов по интересам детей. Подбор бумаги по цвету и фактуре, обработка бумаги после вырезания деталей. Различные способы соединения деталей в целое изделие и оформление работы.

Тема 5. Изготовление сувениров из нетрадиционных материалов.

Беседа об экологии окружающей среды: «Человек и природа», «Вторая жизнь ненужных вещей». Разнообразие формы и цвета материалов. Методы изготовления поделок из различных материалов. Сбор нетрадиционного материала для поделок (упаковки от пищевых продуктов, пластиковые бутылки, старые бусы, украшения и т.д.). Изготовление сувениров в виде животных, птиц, бабочек, цветов и др.

Тема 6. В «Мастерской Деда Мороза».

Беседа «Традиции празднования Нового года в странах мира». Рассматривание иллюстраций, книг, фотографий на новогоднюю тему. Подбор материала разного происхождения для изготовления поделок. Изготовление елочных украшений: «Зайчики», «Снежинки», «Звездочки», «Фонарики», «Подвески». Оформление новогодних масок по интересам детей. Работа над дизайном новогодних панно, открыток.

Тема 7. Креативные поделки.

Подбор материала для игрушек-сюрпризов. Проявление своего «Я» в использовании различных материалов.

Тема 8. Экскурсии в выставочный зал, ЦДТ.

Тема 9. Итоговое занятие

Оформление итоговой выставки творческих работ. Награждение детей по итогам года.

Учебно-тематический план для 1 класса (34 часа)

Темы

кол-во

примечания

п/п

 

часов

 

 

 

 

 

1

Вводное занятие. Начало творческого пути.

1

 

 

 

 

 

2

Материалы, инструменты, правила охраны труда и техники

1

 

 

безопасности

 

 

 

 

 

 

3

Работа с бумагой. Аппликация. Поздравительные открытки.

6

 

 

 

 

 

4

Бумажная пластика.

9

 

 

 

 

 

5

Изготовление сувениров из нетрадиционных материалов.

5

 

 

 

 

 

6

В мастерской Деда Мороза.

3

 

 

 

 

 

7

Креативные поделки.

6

 

 

 

 

 

8

Экскурсии.

2

 

 

 

 

 

9

Итоговое занятие.

1

 

 

 

 

 

 

Итого:

34

 

 

 

 

 

Учебно-тематический план для 2 класса (34 часа)

Темы

кол-во

примечания

п/п

 

часов

 

 

 

 

 

1

Вводное занятие. Материалы, инструменты, правила охраны труда и техники безопасности.

1

 

 

 

 

 

2

Работа с бумагой. Аппликация. Поздравительные открытки.

7

 

 

 

 

 

3

Бумажная пластика.

9

 

 

 

 

 

4

Сувениры из нетрадиционных материалов.

5

 

 

 

 

 

5

Зимние узоры.

3

 

 

 

 

 

6

Креативные поделки.

6

 

 

 

 

 

7

Экскурсии.

2

 

 

 

 

 

8

Итоговое занятие.

1

 

 

 

 

 

 

Итого:

34

 

 

 

 

 

Учебно-тематический план для 3 класса (34 часа)

Темы

кол-во

примечания

п/п

 

часов

 

 

 

 

 

1

Вводное занятие. Материалы, инструменты, правила охраны труда и техники безопасности.

1

 

 

 

 

 

2

Работа с бумагой. Аппликация. Поздравительные открытки.

7

 

 

 

 

 

3

Бумажная пластика.

10

 

 

 

 

 

4

Сувениры из нетрадиционных материалов.

5

 

 

 

 

 

5

Зимние узоры.

3

 

 

 

 

 

6

Креативные поделки.

5

 

 

 

 

 

7

Экскурсии.

2

 

 

 

 

 

8

Итоговое занятие.

1

 

 

 

 

 

 

Итого:

34

 

 

 

 

 

Требования к личностным, метапредметным и предметным результатам освоения курса

В результате изучения данного курса в 1- 3-х классах обучающиеся получ

kopilkaurokov.ru

План работы кружка » Умелые ручки»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Усть- Брянский детский сад «Чебурашка»

Программа кружка «Умелые ручки»

во второй младшей группе

« Смешарики»

Воспитатель: Шестакова Н.Ф.

Пояснительная записка

Кружок «Умелые ручки» направлен на развитие мелкой моторики рук посредством занятий по ручному труду. Рассчитан на детей младшего дошкольного возраста.

В процессе реализации программы «Умелые ручки» у дошкольников развивается способность работать руками под контролем сознания, совершенствуется мелкая моторика рук, точные действия пальцев, развивается глазомер, устная речь, что немаловажно для подготовки к письму, к учебной деятельности.

Занимательность работы по созданию композиций, панно, аппликаций способствует концентрации внимания, так как заставляет сосредоточиться на процессе изготовления, чтобы получить желаемый результат. Стимулируется и развивается память, так как ребенок должен запомнить последовательность приемов и способов изготовления аппликации, композиции.

Во время творческой деятельности у детей появляются положительные эмоции, что является важным стимулом воспитания трудолюбия.

Изготовление композиций, панно, аппликаций способствуют развитию личности ребенка, воспитанию его характера, формированию его волевых качеств, целеустремленности, настойчивости, умения доводить начатое дело до конца.

Дети учатся анализировать собственную деятельность.

Организационно-методическое обеспечение программы

Для успешного усвоения программы, занятия проводятся по подгруппам по 8-10 человек в группе. Занятия проводятся один раз в неделю с сентября по май во второй половине дня. Продолжительность занятия 15 минут.

Развитие мелкой моторики рук и развитие творчества детей в процессе деятельности с различными материалами.

Развивать и совершенствовать мелкую моторику рук детей.

Формировать речевую деятельность.

Развивать творческие способности ребенка.

Формировать у детей умения трудится в коллективе, помогать друг другу, обращаться за помощью к сверстникам, радоваться совместным успехам.

Развивать у детей технические навыки с материалами (семена, крупы, бумага, ткань, нити), инструментами (ножницы, шило, иголка).

  1. Дети освоят правила безопасности во время работы.

  2. Дети смогут создавать сюжеты и образы и объединять их в коллективные композиции.

  3. Освоят техники рисования нетрадиционными способами, разные техники аппликации, лепки.

  4. У детей выявятся улучшения показателей мелкой моторики пальцев рук, умение ориентироваться на плоскости, и как следствие, улучшение речевой активности.

Первая часть занятия – упражнения на развитие координации пальцев рук – пальчиковые игры и упражнения. Вторая часть занятия – продуктивная деятельность.

  • Специально организованные занятия;

  • Совместная работа воспитателя с детьми вне занятий; Совместная деятельность родителей с детьми в условиях семьи.

Игровые, показ способа действия, объяснение, совет, контроль.

  • Представлена работа с разнообразными материалами.

  • Адаптирована технология с различными материалами для детей дошкольного возраста. Разработаны циклы занятий и разнообразные формы их организации.

— Акварельные краски, гуашь, кисти, баночки для воды;

— Клей, клеевые кисти, клеенки, ножницы, бумага разной текстуры и размера, шаблоны для вырезания, бросовый и природный материал, различные макаронные изделия, крупы, семечки, ткань.

Тема занятия

Образовательные задачи

Материал

1.Вводное занятие

Беседа, ознакомление детей с особенностями кружка. Требования к поведению учащихся во время занятия. Соблюдение порядка на рабочем месте. Соблюдение правил по технике безопасности. Проведение входного контроля.

2. «Осень наступила…»

(Рисование)

Учить рисовать в технике «пальчиковая живопись». Закреплять умение работать гуашью, салфеткой, ватной палочкой для изображения капелек.

Развивать моторику рук, речь, в работе аккуратность, знания о цвете.

Кисти, гуашь разного цвета, баночки с водой, бумага для рисования

3. «Холодный дождь»

(Рисование пластилином)

Продолжать знакомить детей с нетрадиционной изобразительной техникой рисования. Учить отщипывать маленькие кусочки пластилина и наносить равномерно на всю поверхность бумаги.

Лист формата А4 с изображением туч, синий пластилин, салфетки.

4. «Осеннее дерево» (аппликация).

Показать приемы приклеивания «обрывная аппликация» на листы с изображением дерева.

Лист формата А4 с изображением дерева, цветная бумага.

(Рисование)

Учить рисовать фрукты (апельсин, яблоко, груша) округлых форм по спирали. Закреплять умение работать в технике «пальчиковая живопись», салфеткой, ватной палочкой.

Развивать речь, знания о цвете, аккуратность, умение ориентироваться на альбомном листе, моторику рук.

Воспитывать положительные эмоции от работы.

Кисти, гуашь разного цвета, баночки с водой, бумага для рисования

2. «Фрукты на тарелочке» (аппликация).

Учить детей наклеивать круглые предметы. Закреплять представления о различии предметов по величине. Закреплять правильные приемы наклеивания.

Клей, кисточки для клея, цветная бумага.

3. «Фрукты на тарелочке» (лепка).

Закреплять умение лепить предметы округлой формы, раскатывая пластилин между ладонями круговыми движениями. Развивать мелкую моторику рук.

Лист картона, пластилин.

4. «Веселые мухоморы» (рисование ватными палочками).

Продолжать знакомить детей с нетрадиционной изобразительной техникой рисования. Учить наносить ритмично и равномерно точки на всю поверхность бумаги.

Лист формата А4 с изображением гриба, белая гуашь, салфетки.

Тема занятия

Экспериментирование, рисование на тесте).

Ознакомление с тестом как художественным материалом, экспериментальное узнавание и «открытие» пластичности материала, создание изображения на пласте теста: отпечатки ладошек.

Пласт соленого теста.

2. «Цветик-семи цветик» (аппликация коллективная).

Вовлечение в сотворчество с воспитателем. Освоение элементов бумажной пластики. Создание коллективной композиции из комочков мятой бумаги.

Клей, кисточки для клея, цветная гофрированная бумага.

3. «Листочки танцуют» (рисование).

Освоение техники рисования кисточкой (промывание, набирание краски, примакивание), рисование осенних листьев – отпечатки на голубом фоне (небе), развитие чувства цвета и ритма.

Кисти, гуашь разного цвета, баночки с водой, бумага для рисования.

4. «Дождик дождик веселей!»

(Рисование ватными палочками, коллективная композиция).

Рисование дождя ватными палочками на основе тучи, изображенной воспитателем, развитие чувства цвета и ритма.

Гуашь синего цвета, ватные палочки, бумага для рисования.

Создание образа ёлочки в сотворчестве с воспитателем: раскатывание жгутиков из пластилина зеленого цвета и прикрепление к стволу (колбаске). Развитие мелкой моторики. Практическое освоение пластических особенностей пластилина.

Лист картона, пластилин зеленого и коричневого цвета.

2. «Снежок порхает, кружится»

(Рисование кисточкой).

Создание образа снегопада с помощью кисточки и гуашевой краски белого цвета, закрепление приема примакивания ворса кисти, развитие чувства цвета и ритма.

Кисть для рисования, гуашь белого цвета, бумага для рисования.

3. «Праздничная ёлочка» (аппликация, бумажная пластика».

Украшение ёлочки, нарисованной и вырезанной воспитателем, новогодними игрушками – кружками разного цвета и формы, звездочкой; закрепление техники приклеивания.

Кисти, краски, цветная бумага разного цвета, клей.

4. «Снеговик»

(Аппликация из ватных дисков).

Создание образа снеговика в сотворчестве с воспитателем: выкладывание и приклеивание ватных дисков: развитие чувства формы и ритма, глазомера и мелкой моторики.

Кисти, ватные диски, клей, цветная бумага, картон.

Тема занятия

Лепка угощений для игрушек; получение силуэтных изображений из теста: выдавливание формочками для выпечки, обведение и украшение форм пальчиками; развитие тактильных ощущений, чувства формы и мелкой моторики.

Соленое тесто, формочки, гуашь, кисти.

2. «Колобок покатился по лесной дорожке»

(Аппликация с элементами рисования).

Создание образа колобка из ватного диска и наклеивание на дорожку, нарисованную фломастером; развитие восприятия; сравнение объемной формы и плоскостного рисунка, воспитание интереса к изодеятельности.

Ватные диски, клей, кисточки для клея, гуашь.

3. «Северное сияние» (рисование солью).

Познакомить с новой техникой рисования, развитие чувства цвета и ритма.

Цветная соль, баночки для создания композиции.

4. «Ёлочка» (рисование зубной щеткой).

Познакомить детей с нетрадиционной техникой рисования зубными щетками; развить познавательный интерес, умение наблюдать и использовать свои наблюдения в практической деятельности. Способствовать развитию мелкой моторики рук; закрепить навыки рисования; развить творческие способности детей. Воспитывать усидчивость, внимание, аккуратность и настойчивость в достижении поставленной цели.

Бумага для рисования, гуашь зеленого цвета, зубная щетка.

Лепка баранок, раскатывание колбасок и замыкание в кольцо. Оформление лепных изделий (посыпание манкой, маком, протыкание дырочек зубочисткой), развитие глазомера и мелкой моторики.

Соленое тесто, мак, манка, зубочистки.

2. «Свитер для папы»

(Аппликация из крупы).

Создание образа свитера, нарисованного и вырезанного воспитателем, наклеивание крупы.

Шаблон свитера, вырезанного из цветного картона, макаронные изделия разной формы, клей, кисти для клея.

3. «Лоскутное одеяло» (аппликация из фантиков).

Создание образа лоскутного одеяла из красивых фантиков:

наклеивание фантиков на основу и составление коллективной композиции из индивидуальных работ; освоение понятия «часть» и «целое».

Картон белого цвета, фантики из-под конфет, клей, кисти для клея.

4. «Солнышко, солнышко, раскидай колечки!» (Рисование).

Самостоятельный выбор материалов и средств художественной выразительности для создания образа фольклорного солнышка.

Кисти для рисования, карандаши, фломастеры, бумага для рисования.

Познакомить детей с новым способом аппликации. Закреплять навыки рисования гуашью. Способствовать развитию мелкой моторики рук. Закреплять навыки работы с клеем. Развивать чувство формы, композиции, творческое воображение, художественный вкус, творческую инициативу.

Цветной картон, цветная бумага, клей, кисти для клея, макаронные изделия разной формы, гуашь, кисти для рисования, баночки с водой.

2. «Флажки» (аппликация, выкладывание готовых форм).

Составление линейной композиции из флажков, чередующихся по цвету или форме. Оформление флажков декоративными элементами (наклейками), развитие чувства формы и цвета.

Картон белого цвета, флажки разной формы и

цвета, вырезанные воспитателем, клей, кисти для клея.

3. «Вот какие ножки у сороконожки!» (Лепка).

Освоение нового способа лепки: раскатывание жгутиков прямыми движениями ладоней. Создание выразительного образа сороконожки в сотворчестве с педагогом: прикрепление «ножек» к туловищу, вылепленному воспитателем.

Пластилин, стека.

4. «Постираем полотенца» (рисование).

Освоение техники рисования прямых горизонтальных линий, развитие чувства цвета и ритма, создание композиции на основе линейного рисунка

(бельё сушится на веревочке).

Бумага для рисования, цветные карандаши.

Знакомство с новой техникой; обогащение интеллектуальной сферы. Развивать мелкую моторику, образное и логическое мышление, эстетическое восприятие. Вызывать эмоциональный отклик, воспитывать самостоятельность, усидчивость и аккуратность.

Цветная бумага, картон, пластилин, кисти для клея, клей.

2. «Носит одуванчик жёлтый сарафанчик…»

(Обрывная аппликация).

Создание выразительных образов луговых цветов – желтых и белых одуванчиков – в технике обрывной аппликации, развитие мелкой моторики, синхронизация движения обеих рук.

Лист бумаги с изображением одуванчика, цветная гофрированная бумага, клей, кисти для клея.

3. «Пора в космос»

(Объемная аппликация).

Совершенствование навыка ручного труда средством скручивания бумаги в трубу, развивать мелкую моторику пальцев рук.

Картон синего цвета, цветная бумага, клей, кисти для клея.

4. «Почки и листочки»

(Рисование и аппликация).

Освоение изобразительно выразительных средств для передачи трансформации образа: рисование ветки с почками и наклеивание листочков.

Лист бумаги с изображением ветки дерева, цветная бумага, клей, кисти для клея.

Вызвать интерес к экспериментальному (опытному) освоению цвета, развивать чувство цвета,

воспитывать самостоятельность, инициативность.

Кисть для рисования, бумага для рисования, гуашь разного цвета.

2. «Дерево»

(Пластилинография).

Создание образа дерева, раскатывание жгутиков из пластилина и прикрепление к стволу, отрывание кусочков пластилина и примазывание к фону.

Картон белого цвета, пластилин.

3. «Вот ёжик – ни головы, ни ножек!» (лепка экспериментирование)

Моделирование образа ёжика:

дополнение «туловища» – формы, вылепленной воспитателем, иголкамиспичками, зубочистками, развитие чувства формы, мелкой моторики.

Пластилин коричневого и черного цвета, зубочистки.

4. «Дети – цветы жизни!» (Аппликация, коллективная композиция).

Создание образа цветов на поляне, наклеивание шаблонов цветов на лист ватмана.

Лист ватмана, шаблоны цветов, вырезанные воспитателем, фото детей, клей, кисти для клея.

  1. «Азбука соленого теста» О.Чибрикова. – М.: Эксмо, 2008. – (Азбука рукоделия).

  2. «Объемные картинки» Учебно-методическое пособие для дошкольников. – Спб: Детство-Пресс: 2010г.

  3. «Секреты бумажного листа» Учебное издание «Издательство «Мозаика Синтез», 2004г.

  4. «Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет» И. А. Лыкова. – Москва, 2011. – Издательский дом «Цветной мир».

  5. Амоков В.Б. «Искусство аппликации» М. 2002г.

  6. Малышева А.Н., Н.В.Ермолаева «Аппликация в детском саду» Ярославль «Академия развития» 2006г.

  7. Доронова Т.Н., Якобсон С.Т. «Обучение детей рисованию, лепка, аппликации в игре» М. 1992г.

  8. Выготский Л.С. «Воображение и творчество в детском возрасте» М.1991г.

infourok.ru

План работы кружка «Умелые руки»

Перспективный план работы кружка       «Умелые ручки»

октябрь

I

«Листопад»

Цель:  учить наклеивать  сухие листья на лист бумаги, создавать изображение листопада. Развивать воображение, творческие способности.

Аппликация из сухих листьев

II

«Витамины»

Цель: учить отделять от большого куска пластилина маленькие кусочки, закреплять на изображении. Развивать мелкую моторику рук, воображение.

Барельеф

III

«Дорожка из камешков»

Цель: учить закреплять кусочки пластилина на картоне способом расплющивания, закреплять камешки  на основе из пластилина

Мозаика на пластилиновой основе

IV

«Красивый браслет»

Цель: продолжать  учить нанизывать бусины на нитку. Развивать мелкую моторику рук, творческую фантазию.

Моделирование из бусин

ноябрь

I

«Кораблик»

Цель: учить вырезать из бумаги деталь и нанизывать   на спичку, с помощью пластилина закреплять готовую деталь внутри пластилина.

Моделирование из скорлупы грецкого ореха

II

«Черепашка»

Цель: учить аккуратно намазывать клеем край скорлупы, наклеивать на заготовки, прижимая салфеткой. Развивать мелкую моторику рук.

Моделирование из скорлупы грецкого ореха

III

«Ёжик»

Цель: учить подбирать детали, передавать выразительность образа. Развивать воображение, умение создавать композицию.

Моделирование из семечек и картофеля

IV

«Угощение»

Цель: учить раскатывать тесто между ладонями прямыми и круговыми движениями рук, сплющивать, соединять концы, прижимая их друг к другу.

Тестопластика с раскрашиванием

декабрь

I

«Снеговик»

Цель: учить наклеивать кусочки ваты и бумаги на изображение. Дополнять изображение деталями.

Аппликация из ваты

II

«Снегурочка»

Цель: закреплять навыки наклеивания кусочков ваты на картон . Развивать творческие способности.

Аппликация из ваты

III

«Фонарик»

Цель: продолжать учить приёму работы с ножницами, выполнять аппликацию на картоне в форме цилиндра. Развивать воображение, творческую фантазию.

Аппликация на основе цилиндра

IV

«Гирлянда»

Цель: учить намазывать клеем концы полосок, соединять в кольцо, склеивать. Закреплять умение пользоваться ножницами.

Конструирование из полосок бумаги

январь

I

«Подсолнух»

Цель: учить закреплять кусочки пластилина на картоне способом расплющивания, закреплять семена подсолнечника на основе из пластилина.

Мозаика на пластилиновой основе

II

«Стручки гороха»

Цель: учить закреплять горох на основе из пластилина. Развивать мелкую моторику рук, образное восприятие.

Мозаика на пластилиновой основе

III

«Сова»

Цель: развивать умение скреплять детали с помощью пластилина,  дополнять объект необходимыми деталями для выразительности образа.

Моделирование из шишек

IV

«Лесовик»

Цель: развивать умение работать с природными материалами, учить соединять детали с помощью пластилина.

Моделирование из шишек

февраль

I

«Цыплёнок»

Цель: учить выполнять аппликацию способом обрывания бумаги, заполнять пространство кусочками бумаги неправильной формы.

Аппликация из обрывков бумаги

II

«Рыбка»

Цель: продолжать учить выполнять аппликацию способом обрывания бумаги. Дополнять необходимыми деталями.

Аппликация из обрывков бумаги

III

«Зайка беленький»

Цель: продолжать учить выполнять аппликацию способом обрывания бумаги. Дополнять изображение при помощи фломастеров необходимыми деталями.

Аппликация из обрывков бумаги

IV

«Гусеница»

Цель: учить обрывать кусочки салфетки и скатывать в комочки, выполнять наклеивание кусочков друг к другу.

Аппликация из комочков бумаги

март

I

«Мимоза»

Цель: продолжать учить обрывать кусочки салфетки и скатывать в комочки, выполнять сюжетную аппликацию

Аппликация из комочков бумаги

II

«Овечка»

Цель: учить обрывать кусочки салфетки и скатывать в комочки, выполнять наклеивание кусочков друг к другу.

 

Аппликация из комочков бумаги

III

«Собачка»

Цель: учить выклеивать силуэт мелко нарезанными нитями, передавая эффект «пушистой шёрстки». Развивать технические навыки.

Аппликация из ниток

IV

«Котёнок с клубком»

Цель: продолжать  учить выклеивать силуэт мелко нарезанными нитями, передавая эффект «пушистой шёрстки». Развивать творческие способности.

Аппликация из ниток

апрель

I

«Верба»

Цель: учить наклеивать семена тыквы на готовое изображение. Развивать эстетическое восприятие.

Аппликация из семян тыквы

II

«Ромашка»

Цель: продолжать учить наклеивать семена тыквы на готовое изображение. Развивать чувство композиции, воображение, творчество.

Аппликация из семян тыквы

III

«Железная дорога»

Цель: учить закреплять спички на основе из пластилина, создавать композицию. Развивать воображение, творчество.

Мозаика на пластилиновой основе

IV

«Поезд» (коллективная работа)

Цель: учить соединять детали способом склеивания, создавать композицию. Развивать конструктивные способности.

Конструирование из коробок с элементами аппликации

май

I

«Гусеница»

Цель: учить создавать композиции способом печатания. Дополнять объект необходимыми деталями для выразительности образа.

Печатание на пластилиновой основе

II

«Неваляшка»

Цель: продолжать учить создавать композиции способом печатания. Подбирать крышки по размеру для создания образа. Дополнять деталями.

Печатание на пластилиновой основе

III

«Красивое платье»

Цель: учить выполнять аппликацию из ткани, правильно располагать элементы украшения. Развивать творческую фантазию.

Аппликация из ткани

IV

«Чудесное окошко»

Цель: продолжать учить выполнять аппликацию из ткани, правильно располагать элементы украшения. Развивать умение экспозиции.

Аппликация из ткани

Положение о работе кружка

«Умелые ручки»

Цель работы: развитие мелкой моторики рук, знакомство со способами аппликации из различных материалов, техникой моделирования, создания мозаики на пластилиновой основе.

Задачи:

Обучающие:

1.Сформировать у детей интерес к видам труда.

2.Познакомить со свойствами материалов.

3.Способствовать выработке навыков работы с различными материалами.

Развивающие:

4.Развивать умение пользоваться простейшими инструментами.

5.Способствовать развитию конструкторской деятельности.

6.Учить наклеивать готовые формы, составлять из них изображения готовых предметов, совершенствуя ориентировку на плоскости листа.

7.Развивать твёрдость руки, технические навыки.

8.Способствовать развитию внимания, памяти, воображения, эстетического восприятия, творческой фантазии.

Воспитательные: формировать у детей положительно-эмоциональное восприятие окружающего мира, воспитывать художественный вкус. Радость от совместного творчества, проявляя усидчивость, терпение и умение.

Материал: бумага, бумажные салфетки, ножницы, вата, природный материал, крупы, текстильный материал, клей, спички, коробки, пластилин, тесто, гуашь, цветные карандаши, фломастеры.

Сроки работы кружка: с 1 октября по 23 мая.

Время посещения кружка: пятница– 16.00-16.15 ч.

Способы работы:

1.Отрезание или обрывание полосок или кусочков от листа бумаги.

2.Вырезание по контуру предметов и комбинирование из них композиций.

3.Наклеивание комочков бумаги на плоскостное изображение.

4.Наклеивание кусочков и комочков бумажных салфеток.

5.Наклеивание ниток и ткани на плоскостное изображение.

6.Наклеивание сухих листьев на плоскостное изображение.

7.Скрепление различных деталей.

8.Скатывание ниток в клубок.

9.Нанизывание различных предметов.

10.Моделирование из природного материала: скорлупы грецкого орехо, семечек, гороха, веточек, камешков.

11.Комбинирование природных материалов с различными другими материалами.

12Конструирование из коробок с элементами аппликации.

13.Лепка предметов из теста.

14.Выкладывание мозаики на пластилиновой основе.

15.Барельеф.

16.Печатание штампами на пластилиновой основе.

Актуальность данного кружка в том, что художественный ручной труд – это работа с различными материалами, в процессе которой ребенок создает относительно полезные и эстетически значимые предметы и вещи. Художественный ручной труд объединяет в себе сущностные характеристики художественной и трудовой деятельности. Ребенок сам создает предметы, поделки, что очень привлекает его. Он видит, что его изделиями украшают интерьер группы, их можно использовать в играх, инсценировках. Так же, при художественном ручном труде развивается мелкая моторика рук, что очень хорошо способствует на развитие речи ребенка. Именно поэтому мы приняли решение работать в этом направлении.

infourok.ru

Программа кружка «Умелые ручки»

по развитию конструктивных навыков у детей дошкольного возраста посредством нетрадиционных техник аппликации

Дошкольное детство — возрастной этап в решающей степени определяющий дальнейшее развитие человека. Общепризнанно, что это период рождения личности, первоначального раскрытия творческих сил ребёнка, становления основ индивидуальности (Л.С.Выготский, А.В.Запорожец, А.Н.Леонтьев, Ж.Пиаже, С.Л.Рубинштейн, Д.Б.Эльконин и др.).

В дошкольном возрасте процесс познания у ребёнка происходит эмоционально-практическим путём. Каждый дошкольник — маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя окружающий мир. Ребёнок стремиться к активной деятельности, и важно не дать этому стремлению не угаснуть, способствовать его дальнейшему развитию. Чем полнее и разнообразнее детская деятельность, чем более она значима для ребёнка и отвечает его природе, тем успешнее идёт его развитие, реализуются потенциальные возможности и первые творческие проявления.

Непременными компонентами любой деятельности являются разнообразные навыки и умения. Следует различать элементарные умения, идущие вслед за знаниями и первым опытом действий, и умения, выражающие ту или иную степень мастерства в выполнении деятельности, которая возникает после выработки навыков. Элементарные умения — это действия, возникающие на основе знаний в результате подражания действиям или самостоятельных проб и ошибок в обращении с предметом. Умение-мастерство возникает на основе уже выработанных навыков и широкого круга знаний. Деятельность будет выполнена квалифицированно, если человек овладел навыками. Навык — упрочнившийся способ выполнения действий. В основе выработки навыка у человека лежат развёрнутые осознанные действия и движения, интегрируемые в навыке, выступающие несвязанными. В основе любого навыка лежат выработка и упрочение условно-рефлекторных связей. Повторение нервного пути и его закрепление в результате постоянного повторения действий приводят к точной локализации процессов возбуждения в определённых нервных структурах.. Двигательные навыки включены в самые различные виды деятельности. Без выработки двигательных навыков невозможно воздействие на предмет труда, упражнение техническими процессами, устная и письменная речь, передвижение в пространстве и т.п.

В аппликации употребляются самые различные материалы: кожа, войлок, сукно, береста, мех, ткань, соломка, бумага. Разные народы мира используют аппликацию для оформления национальных костюмов, предметов быта, жилища. Аппликация — один из любимых детьми видов изобразительной деятельности: их радуют яркий цвет бумаги, удачное ритмическое расположение фигур, большой интерес вызывает техника вырезывания и наклеивания. Дети, выполняя аппликационные работы, приобретают новые знания, закрепляют представления , полученные на других занятиях. Аппликация, направлена на формирование у детей определенных знаний, развитие умений, отработку навыков и воспитание личности. Специфика аппликации дает возможность усваивать знания о цвете, строении предметов, их величине, о плоскостной форме и композиции. В аппликации есть возможность передвигать вырезанные формы, сравнивать, накладывая одну форму на другую. Это позволяет быстрее приобрести композиционные знания и умения.

Индивидуальные и коллективные формы аппликации могут быть различного содержания. В зависимости от этого принято подразделять занятия по видам: предметная, сюжетная, декоративная аппликация.

В предметной аппликации дети овладевают умением вырезать из бумаги и наклеивать на фон отдельные предметные изображения, которые в силу специфики деятельности передают несколько обобщенный, даже условный образ окружающих предметов или их отображений в игрушках, картинках, образцах народного искусства.

Сюжетно-тематическая аппликация предполагает наличие умения вырезать и наклеивать различные предметы во взаимосвязи в соответствии с темой или сюжетом (“цыпленок клюет зерна”, “рыбки плавают в аквариуме”).

Декоративная аппликация вид орнаментальной деятельности, во время которой дети овладевают умением вырезать и объединять различные элементы украшения (геометрические, растительные формы, обобщенные фигуры птиц, животных, человека) по законам ритма симметрии, используя яркие цветовые сопоставления. Здесь ребенок учится стилизовать, декоративно преобразовать реальные предметы, обобщать их строение, наделять образцы новыми качествами.

Актуальность исследования развития конструктивных навыков, определяется тем, что их развитие связано с познавательной, волевой и эмоциональной сфер психики. У дошкольников уровень развития умений и навыков обусловливает возможности познавательной деятельности и существенно влияет на эффективность обучения. Вместе с тем в нетрадиционных техниках аппликации заложены колоссальные воспитательные резервы и огромные педагогические возможности, которые влияют на художественно-эстетическое и образно-пространственное восприятие окружающего мира детьми дошкольного возраста. Таким образом изобразительная деятельность, а в частности аппликация имеет большое значение для всестороннего развития и воспитания дошкольника.

Развитие конструктивных навыков у детей дошкольного возраста посредством нетрадиционных видов аппликации

1. Познакомить с различными видами аппликации.

1) Владение ножницами (ребёнок должен правильно держать ножницы при

вырезании, знать правила техники безопасности при работе с ножницами.)

2) Владение различными техниками вырезания деталей для аппликации (по

прямой, по диагонали, плавно срезая углы, по контору, симметричное,

силуэтное, многослойное вырезание).

3) Владение техникой обрывания, плетения.

4) Владение техникой намазывания деталей клеем и приклеивания.

5) Работа с бумагой ( создание основ для оригами (складывание квадрата

пополам, складывание углов к центру, складывание сторон к центральному сгибу, складывание складкой), умение скручивать, сминать, скатывать бумагу)

6) Умение создавать аппликацию из нетрадиционных материалов (крупы,

ткани, спичек, песка).

7)Умение создавать аппликацию в технике «коллаж», используя разные виды материалов и техник.

3. Воспитывать у детей уверенность в самих себе и в своих возможностях.

4. Воспитывать желание получать результат своей работы.

Кружковая работа рассчитана на старший дошкольный возраст.

Занятия проводятся подгруппой по 9-10 человек, один раз в неделю, во второй половине дня. Продолжительность деятельности не более 25 – 30 минут с проведением физ.минуток и музыкальных пауз. Все работы обязательно демонстрируются родителям.

Несколько первых занятий являются своего рода диагностическими. Их цель не только привлечь детей к новому виду деятельности, но и выявить сформированность конструктивных навыков у детей.

Изготовление сложных композиций целесообразно осуществлять в процессе коллективной деятельности. Это позволяет не только быстро увидеть результат своего труда, но и учить взаимодействовать с друг другом: совместно ставить перед собой цель, добиваться её достижения, согласовывая свои действия с действиями товарищей.

На занятиях возможно присутствие родителей. Ведь такие занятия призваны не только продемонстрировать умения детей, но и показать родителям, как можно организовать досуг ребёнка дома. Предполагаемые домашние задания не являются обязательными, а представляют собой вариант увлекательной совместной работы взрослых и детей в семье.

СЕНТЯБРЬ

ТЕМА

ЦЕЛЬ

МАТЕРИАЛ

1

Аппликация из геометрических фигур

Закрепить приёмы вырезания геометрических элементов (круг, полукруг, треугольник), упражнять детей в составлении изображения из геометрических фигур

Шаблоны геометрические фигур разной формы и размера, клей, ножницы, простой карандаш, альбомный лист

2

Аппликация из семян

«Корзина с цветами»

Познакомить с новым видом аппликации, упражнять детей в составлении композиции, развивать конструктивные навыки, аккуратность

Картон, цветная бумага, ножницы, клей, арбузные семечки, горох

3

Аппликация из салфеток

«Гроздья рябины»

Познакомить со способом скручивания шариков и жгутиков из цветных салфеток

Картон, красные и коричневые салфетки, зелёная цветная бумага, клей, клеевая кисточка и ножницы

4

Обрывная аппликация

«Роняет лес осенний свой убор»

Познакомить детей с обрывной аппликацией, учить детей создавать красивый образ осеннего дерева, развивать творческое воображение, чувство цвета, конструктивные навыки, умение координировать движения глаз и рук.

Альбомный лист, цветная бумага жёлтого, красного и оранжевого цвета, клей, клеевая кисточка,

ОКТЯБРЬ

1

Аппликация из осенних листьев

«Жар-птица»

Познакомить с техникой выполнения работы из осенних листьев, учить создавать сюжетные композиции из природного материала; развивать чувство цвета и композиции, вызвать желание сохранить её красоту в своих работах.

Картон, осенние листья, клей, ножницы

2

Аппликация из крашеного песка «Солнышко»

Познакомить с новым видом аппликации; учить аккуратно намазывать клеем необходимый участок работы, аккуратно засыпать этот участок песком соответствующего цвета

Песок жёлтого цвета, картон, клей, цветные фломастеры

3

Аппликация из ткани

«Утёнок»

Учить создавать яркие образы из материала на своё усмотрение, учить правильно отбирать материал для поделки по предложенной теме, развивать творческое воображение и конструктивные навыки при работе с ножницами и клеем

Картон, кусочки ткани жёлтого, синего, зелёного и коричневого цвета, ножницы, клей

4

Аппликация айрис-фолдинг

«Яблоко»

Познакомить детей с новым видом аппликации; учить составлять композицию согласно образцу; закреплять навыки аккуратного наклеивания деталей, добиваться сходства с оригиналом. Развивать глазомер, мелкую моторику, согласованность движений руки и глаза.

Альбомный лист, осенние листья, ножницы, клей, шаблон айрис-фолдинг.

НОЯБРЬ

1

Аппликация из ладошек

«Сова»

Учить создавать образ совы, закрепить умения обводить ладошку и вырезать её по контуру.

Белая, коричневая и жёлтая цветная бумага, простой карандаш, ножницы, клей

2

Аппликация из скрученных жгутиков «Весёлый паучок»

Продолжить работу в технике торцевания, учить создавать композицию, используя всю площадь листа, гармонично размещать детали аппликации, развивать тактильное восприятие, используя бумагу различной фактуры.

Картон, цветные салфетки, клей

3

Силуэтная аппликация

«Любимая игрушка»

Познакомить детей с силуэтной аппликацией и понятием «имитации витражей», закреплять умение применять алгоритм силуэтного изображения образов в процессе симметричного вырезания на глаз; рисовать и вырезать изображение из бумаги; учить подбирать цветовую гамму, соблюдая гармонию цвета; развивать эстетическое восприятие, чувство радости и удовлетворения от создания своей картины.

Чёрный цветной картон и белая бумага, ножницы, клей

4

Аппликация из макарон

«Фоторамка»

Познакомить детей с аппликацией из макарон, основными способами приклеивания макаронных изделий; расширить знания об использовании и художественной обработке современных материалов .

Цветной картон, разные виды макарон, клей

ДЕКАБРЬ

1

Аппликация из поделок в технике оригами «Снегири на ветке»

Продолжать учить мастерить из бумажных квадратов несложные поделки, используя уже известные приёмы складывания бумаги, развивать конструктивное мышление; улучшить навыки мелких и точных движений пальцев как на правой, так и на левой руке.

Квадраты двух цветов 10*10 см (одна сторона чёрная, другая красная), ножницы, клей.

2

Аппликация из ватных дисков

«Весёлый снеговик»

Учить выполнять аппликацию из ватных дисков, украшать свою работу бисером и палетками

Картон, ватные диски, клей, ножницы, бисер, палетки

3

Мозаичная аппликация из пластилина «Дед Мороз»

Познакомить детей с техникой обратной аппликации, учить детей самостоятельно выполнять работу, отщипывая мелкие кусочки пластилина, катать из них между пальцами маленькие шарики и наклеивать их на форму приготовленную педагогом, контролируя совпадение цветов рисунка и пластилина

Прозрачная пластмассовая крышка, пластилин

4

Аппликация из «Символ года»

Познакомить с новым видом аппликации, учить мелко нарезать шерстяные нитки нужного цвета, равномерно намазывать клеем небольшие участки изображения и посыпать их мелко нарезанными нитками, соответствующие участку изображения цветом

Шерстяные нитки разного цвета, ножницы, клей, картон

ЯНВАРЬ

1

Аппликация из крупы риса

«Иней на деревьях»

Продолжить работу в технике наклеивания крупы, развивать творческое воображение, композиционные и конструктивные навыки, аккуратность.

Рисовая крупа, цветной картон, клей

2

Аппликация айрис-фолдинг

Совершенствовать умение работать в технике «радужное складывание», продолжать учить работать по схеме; развивать координацию глаза и руки, работу обеих рук; воспитывать аккуратность, вызвать желание украсить интерьер.

Картон, полоски цветной бумаги, клей, шаблон айрис-фолдинг

3, 4

Аппликация из поделок в технике оригами«На лесной поляне»

Продолжать учить мастерить из бумажных квадратов несложные поделки, используя уже известные приёмы складывания бумаги, упражнять детей в составлении композиции по собственному замыслу

Квадраты разного размера и цвета, цветная гофрированная бумага, ножницы, клей

ФЕВРАЛЬ

1

Аппликация из поделок в технике оригами

«Пингвины на льдине»

Продолжать учить мастерить из бумажных квадратов несложные поделки, используя уже известные приёмы складывания бумаги, развивать конструктивное мышление; улучшить навыки мелких и точных движений пальцев как на правой, так и на левой руке.

Квадраты двух цветов 10*10 см (одна сторона чёрная, другая белая), бумажная обрезь, ножницы, клей.

2

Аппликация из салфеток

«Валентинка»

Закрепить скручивание шариков из цветных салфеток, скатывая их круговыми движениями в шарики; закреплять у детей навыки прикладывания снежков-комочков к силуэту нарисованного контура, не выходя за него; развивать чувство формы; воспитывать аккуратность и самостоятельность, интерес к совместной продуктивной деятельности

Картон в форме сердечка, салфетки красного цвета, клей

3

Аппликация из шпагата

«Подставка для кружки»

Научить создавать поделки из шпагата, выполнять работу в соответствии с намеченным планом, пользоваться ножницами и клеем.

Картон круглой формы, шпагат, клей

4

Аппликация из

«Заснеженный дом»

Учить детей применять разные техники аппликации (симметричная, обрывная, накладная) . Расширять спектр технических приемов обрывной аппликации (разрывание, обрывание, выщипывание, сминание) и показать её изобразительно-выразительные возможности; развивать чувство формы и композиции, воспитывать аккуратность в работе с бумагой и клеем, самостоятельность.

Цветная и белая мягкая бумага, салфетки бумажные белого цвета, ножницы, клей, клеевые кисточки, салфетки матерчатые, цветные карандаши и пастельные мелки для дополнения аппликационной композиции графическими средствами.

МАРТ

1

Аппликация из салфеток

«Гиацинт в горшочке»

Учить создавать из бумаги объёмные цветы; развивать эстетические чувства, эмоции; желание делать приятное своим близким; воспитывать самостоятельность, аккуратность в работе, любовь к близким

Разноцветная крепированная бумага, цветные салфетки, пластиковые бутылочки для изготовления горшочков, клей, зелёная двухсторонняя бумага для листьев, белая бумага для изготовления стебля.

2

Аппликация из пуговиц

«Золотая рыбка»

Научить применять различные пуговицы в отделке изделия и аппликации; познакомить детей с историей и техническими сведениями о пуговицах, с технологией приклеивания пуговиц; развивать мелкую моторику; творческое мышление.

Пуговицы разного размера и цвета, картон в форме рыбы, клей

3

Аппликация из карандашной стружки «Ёжик»

Познакомить детей с новым видом нетрадиционной техники аппликации, учить создавать композицию по собственному замыслу; совершенствовать навыки работы с клеем, осторожного обращения с ножницами.

Шаблоны изображения ёжика, клей, точилки, карандаши, ножницы

4

Аппликация из салфеток

«Дерево желаний»

Продолжать знакомить детей с нетрадиционными видами аппликации и конструирования; учить создавать цветочное деревце из подручного материала ;развивать творческое воображение, мелкую моторику рук, глазомер

Кашпо, ЦПС (цементно-песочная смесь), одна толстая веточки ивы длиной 30см и две тонкие длиной 35 см, газеты, нитки, салфетки, степлер, ножницы, клей (лучше подойдет клей-карандаш)

АПРЕЛЬ

1

Аппликация из крупы

«Жираф»

Закреплять умение детей выполнять работу с использованием природного материала, дополнять сюжет по своему усмотрению.

Пшено и арбузные семечки, салфетки жёлтого и зелёного цвета, гофрированная бумага зелёного цвета

2

Аппликация из бросового материала «Паровозик»

Познакомить с новым видом аппликации, учить аккуратно разрезать остатки самоклеящейся плёнки на одинаковые квадратики размером 1*1 см и наклеивать на работу соответствуя цвету заготовки, выполненой педагогом, быть внимательным и аккуратным.

Шаблон паровозика, остатки самоклеящейся плёнки

3

Аппликация из ваты

«Разноцветное настроение»

Формировать умение создавать композицию из ваты на бархатной бумаге, развивать конструктивные навыки, творческое воображение, эстетическое восприятие

Бархатная бумага, вата

4

Аппликация 3D

«Городская улица»

Познакомить детей с новым видом аппликации; учить составлять композицию согласно образцу; закреплять навыки аккуратного наклеивания деталей, добиваться сходства с оригиналом. Развивать глазомер, мелкую моторику, согласованность движений руки и глаза

Альбомный лист, цветная бумага, ножницы, клей, толстый двухсторонний скотч

МАЙ

1

Аппликация из яичной скорлупы «Весёлые черепашки»

Познакомить с нетрадиционной техникой аппликации, упражнять детей в составлении композиции по собственному замыслу, по заданному сюжету

Картон, яичная скорлупа, гуашь, клей, цветная бумага, ножницы

2

Аппликация из гофрированной бумаги «Сирень»

Продолжать знакомить детей с объемной аппликацией, научить изготавливать цветы из гофрированной бумаги, дать возможность каждому из детей проявить самостоятельность в выборе способов украшения работы и творческие способности

Белая бумажная тарелка, зеленая гофрированная бумага 9квадраты 5х5 см, полоски 5х10 см), сиреневая и белая гофрированная бумага (квадратики 2х2 см), простой карандаш, трафарет половинки листа сирени, ножницы, клей

3

Аппликация из цветного песка «Гусеница»

Научить изготавливать аппликацию из цветного песка на картоне; развивать творческие и конструктивные навыки, внимание, память, мелкую моторику рук.

Картон, цветной песок, клей

4

Итоговое занятие

«Иллюстрация к сказке «Колобок»

Закрепить умение использовать разные виды аппликации и конструктивные навыки при пользовании ножницами и клеем; развивать мелкую моторику, творческое мышление; воспитывать аккуратность и интерес к русским народным сказкам.

Шаблоны колобка; клеенки, ножницы, клейстер, кисточки; различные виды круп, цветная бумага, салфетки разных цветов.

multiurok.ru

Советы рукодельницам