Урок №1 по музыке 4 класс на по теме «Мелодия»

Урок в 4 классе по программе Е. Д. Критской, Г. П. Сергеевой, Т. С. Шмагиной.

Тема урока: Мелодия

Задачи урока. Дать понятие о мелодии и вокализе. Размышлять о

музыкальных произведениях, как способе чувств и мыслей. Уметь проводить

сравнительный анализ музыки.

Музыкальный материал:

фрагмент концерта № 3 С. В. Рахманинова (использование ИКТ), В. Локтев.

Песня о России, вокализ С. В. Рахманинова.

Учитель наигрывает фрагмент 1 -й части концерта №3 С.В. Рахманинова

Ребята, что я наиграла?

Д. Вы наиграли мелодию.

У. Какая эта мелодия по характеру и что она выражает?

Д. Она выражает мысли, чувства, по характеру похожа на русскую народную

мелодию.

У. Мелодия — это одноголосно выраженная музыкальная мысль.

Давайте сейчас послушаем фрагмент 1 -й части концерта №3 С. В.

Рахманинова в исполнении нашего современника Д. Мацуева.

У. Вы правильно определили, что мелодия в этом концерте звучит как

русская народная мелодия. Вот почему сочинения Глинки, Чайковского,

Мусоргского, Рахманинова, Прокофьева во всём мире узнают — как музыку

русскую, Шопена — как польскую, Грига — как норвежскую.

У. Ребята, сравните главную мелодию 1 — й части концерта №3 С. В.

Рахманинова с мелодиями М. Мусоргского, П. Чайковского, с знакомыми вам

русскими народными песнями. Что их роднит?

Д. русская напевность.

У. Я хотела бы вам рассказать о великом русском композиторе, пианисте,

дирижёре С. В. Рахманинове. Он родился под Новгородом, на родине

былинного героя Садко. Так же как и Садко, Рахманинов любил свою землю и всегда тосковал в разлуке с ней. Ведь в 1917 году, в рассвете творческих сил, он навсегда покинул Россию.

Множество удивительных мелодий рассыпано в концертах, прелюдиях, сюитах и романсах С. В. Рахманинова. Многие из них, по выражению русского поэта А. Блока, звучат «как тихий гимн» красоте родной природы.

У. Дома найдите стихи о родном крае, созвучные этой музыке.

С давних времён человек связывал свои мысли, чувства, настроения с

картинами природы. Это отразилось и на народном творчестве и на

творчестве поэтов, писателей, художников и, конечно, композиторов,

которые воспевали родную природу в своих произведениях.

Вспомните и спойте русскую народную песню «Ты, река ль. моя реченька» и

«Песню о России» композитора В. Локтева. В чём сходство и различие этих

песен?

Д. «Ты, река ль, моя реченька» — народная песня, а «Песня о России» —

композиторская. Народная песня исполняется а капелла, а о России с

сопровождением. Обе песни о красоте русской природы. В песне «Ты, река

ль, моя реченька» — мелодия медленная, распевная, широкая, а в песне о

России — мелодия более подвижная, в припеве слышится двухголосие.

У. А что роднит мелодии этих песен с мелодией концерта №3 С. В. Рахманинова?

Д. Напевность мелодий, минорный лад, в песнях куплетная форма и от

куплета к куплету развивается сюжет, а в концерте мелодия развивается в

вариативной форме.

У. Ребята, послушайте произведение и определите в чём его особенность?

(звучит Вокализ С. Рахманинова)

Д. Это произведение исполняло S на гласный звук без слов.

У. Какие чувства у вас вызвала эта музыка?

Д. Нежные, грустные, печальные, красивые, добрые, лирические, возвышенные.

У. Пение без слов — это и есть вокализ.

В мелодии, душе музыки, выражены самые сокровенные чувства, которые не

всегда передашь словами. Так и возникли произведения для пения без слов

— вокализы. Слово это означает гласный звук, звучащий, поющий. Певческий

голос можно назвать самым одухотворенным и совершенным музыкальным

«инструментом».

С. Рахманинов написал свой вокализ для голоса и фортепиано и посвятил

его А. Неждановой — великой русской певице. «…Вы своим голосом и

исполнением, — сказал он певице, — сможете выразить все лучшее и

значительно больше, чем кто-нибудь словами».

infourok.ru

Конспект урока 4 класс «Мелодия»

КОНСПЕКТ 4-1-1

Тема: Мелодия

1. орг.момент

2. Беседа . Музыка композиторов полна нароными мелодиями . У русских композиторов – русскими мелодиямим , у итальянских – итальянскими , и т.д. В связи с этим можно ли узнать музыку русских компоиторов звучит или композиторов др.страны. ? Поэтому музыка Чайковского , Глинки, Рахманинова и др. русских композиторов лгко узнают в др.старанах.

ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ . ( показ ладошками)

Слушание: Чайковсский , Шопен, молд.нар.мелодия , Мусоргский

ПРЕЗЕНТАЦИЯ о Рахманинове

Рахманинов – композитор, писанист , дириже р ОБЪЯСНИТЬ (каждое слово). Родился под В.Новгородом , любил свои края и всегда тосковал если езжал из нее. В 1917 году уехал из России навсегда . Много его произведений передают любовь к Родине, красоте русской природы.

Однажды Р.написал новое пр-ие» Концерт для фо-но с орк» .Его спросили :Где вы взяли првую мелодию для своего пр-ия? Из какой либо русской песни? Или из церковных песнопей:?

— Нет , так написалось

ПЕНИЕ: мелодия Концерта

— чем она близка к русским народным мелодия м?

То же деладли Ч. и М

Слушание: Ч.Симфония №4

Мусоргский « Рассвет.

? – чем похожи эти ри мелодии разны х композиторов , написанные в разные времена ?

( певучестть, спокойствие, мелодичность ..)

Т.е Р.М.Ч. старались бы ть в музые похожими на песни из народа и значит показать свою лбовь к России .

?- почему мелодию называет душой музыки? ОТВЕТЫ 🙁 в ней чувства композитора)

В мире много музыки , но во всякой музыке сеть общее – мелодия. Это сердце музыки. Мелодия – самое главное что есть в музыке .с нее композитор начинает сочинение . Мелодия- самое главное в муз.сочинении.

3.Слушание: Рахманинов» Концерт №1»

— что узнаем из звучащего произведения

-национальность

— обосновать

— исполнитель музыки

— очем рассказ

— соло ин-тов? Почему скрипки?

Пение: мелодии рахманинова из Концерта

— чем похожа на русскую мелодию

— о чем были бы слова этого Клонцерта

— «Словно тропинка в поле « почему та к о ней говорят

Слушание: повторное

— услышь тропинку ( показ рукой )

3. Концерт – это соревнование

Беседа . История создания концертной музыки.

?- какие здесь соревнуются группы муз.ин-тов.( фо-но , симф.орк-р)

4. Биография Рахманинова .(под музыку Концерта)

Все композиторы свои чувства и переживания иередают в своей музыке.

ПРЕЗЕНТАЦИЯ . «Биография Рахманинова»

— подобрать цвет для мелодии Концерта

— раскрась линию мелодии в цвете

7. Муз.пауза. «Острова»

ИГРА: поем по руке

8. ПЕНИЕ: Ты река ли .

откуда появлялись такие красивые мелодии у композиторов ? ОТВЕТ : слушали р.н.песни

— разучивание пение по руке

8. ПЕНИЕ: Здравству йРодина моя милая –разучивание

9. Д\задание: стр. 8-9 читать , записи читать .

Песню петь и выучить наизсть. Текст в тетрадь

kopilkaurokov.ru

4 класс, 1 урок «Мелодия. Ты запой мне ту песню…»

Дата:

Класс: 4

Номер урока и четверть: 1:1

Тема раздела: “Россия-Родина моя”.

Тема урока: «Мелодия. «Ты запой мне ту песню…»».

Цель урока: – воспитание-формирование музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры школьников на примере знакомства с творчеством С.В.Рахманинова.

ЗадачиОбразовательная:

  • Размышлять о музыкальных произведениях как способе выражения чувств и мыслей человека, высказывать мнение о его содержании.

  • Знакомство с музыкальной мелодией, как средством музыкальной выразительности на примере концерта для фортепиано с оркестром № 3 С.В.Рахманинова

  • Знакомство с биографией и творчеством С.В.Рахманинова

  • Обогащение словаря музыкальных эмоций.

Воспитательная:

  • Воспитание умения работать в коллективе.

  • Воспитание уважения друг к другу.

  • Воспитания любви и интереса к музыке.

Развивающая:

  • Развитие музыкальной отзывчивости.

  • Развитие музыкальных способностей (мелодического, гармонического слуха, чувства ритма)

  • Развитие творческого отношения к музыке.

Тип урока: Вводный

Музыкальный материал:

  • Музыкальное приветствие «Музыка здравствуй».

  • Фрагмент Чайковского симфония №4,

  • Фрагмент Мусоргского «Рассвет на Москве-реке»

  • «Концерт №3 для фортепиано с оркестром» С.В. Рахманинова.

  • Музыкальная переменка. Чунга-чанга.

  • «Ты река ль, моя реченька» р.н.п.

  • «Песня о России» В.Локтев.

  • «Вокализ» С.Рохманинова

  • «Мы эту землю Родиной зовем» Ю. Чичкова

Методы: Прием новизны, наглядно-слуховой, наглядно-зрительный, словесный.

Оборудование:

  • Инструмент-Фортепиано;

  • магнитофон, колонки,

  • Наглядный материал-ноты мелодий Чайковского, Мусоргского, Рахманинова.

  • Портреты композиторов,

  • портрет А.В.Неждановой.

Ход урока.

1 этап. Организационный момент.

Вход.

Музыкальное приветствие. Музыка здравствуй.

-Ребята расскажите о летних встречах с музыкой?

-Какие песни о России, о Родине помните из 3 класса?

Исполняем 1 песню по желанию учеников.

2 этап. Подготовка к новому материалу.

-Ребята, давайте прочитаем и подумаем над эпиграфом «Вся Россия проситься в песню…» как вы понимаете эти слова? (рассуждаем).

-Ребята, замечали ли вы, что среди песен, которые вы пели, одни назывались народными, а другие носили имя какого-нибудь композитора?

(Показываю ноты, и указываю, где пишется имя автора и композитора).

-А какое же различие между песнями народными и композиторскими?

Многие народные песни слагались в то далекое от нас время, когда музыке ни кого не учили, когда не было музыкальных инструментов, музыкальных школ. В то время песни сочиняли самоучки, любители петь и играть на музыкальных инструментах, которое тоже сочиняли сами. Народные песни не записывались, а передавались от поколения к поколению. Позже когда появились обученные музыканты, они стали записывать народные песни нотами, а авторы народных песен так и остались неизвестными.

-Ребята, какие народные песни вы знаете. (Вспоминают «Во поле береза стояла», «Ой блины», «Калинка» и т.д.)

Исполняем по желанию детей любую песню.

А композиторские песни сочиняли и сочиняются профессиональными музыкантами. Авторы этих песен сами их записывали и подписывали своими именами. Поэтому мы всегда знаем, кто сочинил стихи и музыку. (Показываю ноты, у нее есть автор, это композиторское произведение).

-Чтоб нам дальше окунуться в мир музыки и узнать что то новое нам нужно узнать тему урока. Давайте с вами отгадаем кроссворд и откроем тему урока. (Отгадываем кроссворд)

3 этап. Изучение нового материала.

-Давайте вспомним, что такое мелодия? (ответ детей)

-Мелодия — последовательность звуков, которые образуют напев, песню.

-Музыка обладает своим особенным языком-языком звуков. У нее тоже есть свои выразительные средства. Главное из них- мелодия. Она является основой всякого музыкального произведения.

-Сегодня мы познакомимся с композитором, пианистом, дирижером С.В.Рахмановым. (Показываю портрет).

— Родился под Новгородом, на родине былинного героя Садко. Так же как и Садко, Рахманинов любил свою землю и всегда тосковал в разлуке с ней. Ведь в 1917году в расцвете творческих сил он навсегда покинул Россию. Множество удивительных мелодий рассыпано в концертах, сюитах, прелюдиях и романсах С.Рахманинова. Многие из них, по выражению русского поэта А.Блока, звучат как «тихий гимн» красоте родной природы. Современники С.Рахманинова предполагали, что в концерте №3 для фортепиано с оркестром он использовал народную песню или церковную мелодию. Однако это не так. «Первая тема моего 3 концерта, — писал Рахманинов, — ни из народных, ни из церковных источников не заимствована. Просто так «написалось»! Я хотел спеть мелодию на фортепиано, как ее поют певцы, и найти подходящее, вернее, не заглушающее это «пение» сопровождение. Вот и все!»)

(обращаю внимание детей на нотную запись рядом с портретом).

-Обратите внимание на нотную строчку. Это начало «Концерта №3 для фортепиано с оркестром» С.В.Рохманинова. Послушайте, как она звучит на фортепиано.

(исполняю строчку на фортепиано)

(Обращаем внимание на небольшой диапазон, постепенное движение, минорный лад, остановки на длинных звуках в конце фраз, на широту, певучесть.)

-Давайте пропоем ее на слог «лю» (пропеваем вместе на слог)

-Давайте с вами споем эту мелодию a`cappella — что это значит (без музыки. Поем)

-А теперь споем под аккомпанемент. Будьте внимательны, я буду играть только аккомпанемент, а вы поете мелодию. (Поем)

-Давайте сядем все как слушатели и прослушаем «Концерт №3 для фортепиано с оркестром» Проследите за мелодией как она будет развиваться (Раздаю словарь эстетических эмоций)

Слушаем «Концерт №3 для фортепиано с оркестром» С.В. Рохманинов

-главная мелодия звучит сначала у солиста – пианиста, а затем её «подхватывает» и «распевает» весь оркестр. Солист, соревнуясь с оркестром, в то же время согласует с ним свою игру. В этом – особенность жанра концерта.

-Какой характер у произведения? (ответ детей)

-А кто мне скажет, что такое концерт? (в переводе с латинского означает – состязаться, а с итальянского – согласие.)

-Ребята, давайте вспомним мелодии русских композиторов Чайковского «Симфония №4, 2 часть» и Мусоргского «Рассвет на Москве-реке»

Вспоминаем, пропеваем мелодии

-Давайте сравним их с мелодией Рахманинова, что у них общего? (отвечают дети)

-Они похожи на народные? (делаем вывод, что все три мелодии интонационно схожие и похожи на народные).

Музыкальная переменка. Чунга-чанга.

-Сегодня мы познакомимся и разучим песню «Песня о России». Послушайте и скажите в чем сходство мелодии этой песни с мелодией концерта С.Рахманинова.

Слушаем, учим 1 куплет «Песня о России» В.Локтев.

(необходимо стремиться к кантилене, устремленности каждой фразы к кульминации, мягкому нефорсированному звучанию высоких звуков.)

-В вокальной музыке передать разнообразные чувства человека может не только пение со словами, но и пение без слов.

Слушаем «Вокализ» Рахманинова

Читаем текст на с. 12. (В мелодии-душе музыки-выражены самые сокровенные чувства, которые не всегда передаешь словами. Не случайно возникли произведения для пения без слов – вокализы. Слово это означает гласный звук, звучащий, поющий. Певческий голос можно назвать самым одухотворенным и совершенным музыкальным инструментом.

С.Рахманинов написал свой «Вокализ» для голоса и фортепиано и посвятил его А.Неждановой –великой русской певице, оюладательнице чудесного сопрано. «…Вы своим голосом и исполнением, -сказал он певце, — сможете выразить все лучшее и значительно больше, чем кто-нибудь словами».)

-Давайте с вами пропоем мелодию вокализа на слог «лё» следя по нотной записи.

-А теперь давайте вслушаемся в сопровождение. ( Исполняем группами класса мелодию на воображаемых скрипках, подголосок – на виолончели, аккорды – на «немой» клавиатуре воображаемого пианино.) Слушаем «Вокализ» Рахманинова

Какие чувства передает эта музыка? (печаль и радость, покой и взволнованность, тревога и умиротворение).

-В чём красота этого сочинения?

-В какой части «Вокализа» слышен диалог между голосом и фортепиано?

-Чем жанр вокализа отличается от жанров песни и романса?

Просматриваем портреты Неждановой и Рахманинова (одухотворенность, сосредоточенность на своём творчестве, погружённость в мир человеческих чувств и эмоций).

-Ребята, сейчас я вам прочитаю рассказ «Русь», а вы мне скажите, какое по характеру произведение могло бы завершить этот рассказ. Читаем рассказ «Русь» (тетрадь с. 3) на фоне звучания I ч. Концерта № 3.(ответы детей)

4 этап. Подведение итогов урока.

-С каким композитором вы сегодня познакомились?

-С каким его произведением вы познакомились?

-Что такое мелодия?

Что такое концерт?

-Что такое вокализ?

5 этап. Домашнее задание. Выполнить задания в тетради на развороте «Мелодия – душа музыки» (с. 4-5).

multiurok.ru

Урок музыки 4 класс 1 четверть тема»С чего начинается Родина»

Урок музыки в 4-м классе.

1-я четверть

Тема урока: «С чего начинается Родина?»

Музыкальный материал:

Русская народная песня «Дубинушка» в исполнении Ф.Шаляпина.

Русская народная песня «За реченькой».

Русская народная песня «Мы бьем первую залогу».

Шестопсалмие (знаменный распев).

Колокольные звоны.

Каччини. Соната.

М.И.Глинка. Хор «Славься» из оперы «Иван Сусанин».

«Моя Россия» сл.Н.Соловьевой, муз. Г.Струве.

«С чего начинается Родина?» сл.М. Матусовского, муз. В. Баснера

Изобразительный ряд:

Репродукции картин и фотографии: русские пейзажи, Кижский архитектурный ансамбль, И.Е.Репин «Бурлаки на Волге», И. Левитан «Над вечным покоем»,

интерьер Эрмитажа, Петродворца, фотографии русских городов, рек и озер.

Цель урока: знакомство с музыкальной культурой России во всем ее многообразии.

Задачи урока: через произведения музыки и живописи показать учащимся красоту родной земли, помочь ребятам испытать чувство гордости и восхищения русским народом, его историей, его культурой.

Ход урока:

Словно музыка степная,

Золотая рожь встает,

В полный голос слышен колос-

Это Родина поёт!

В.Семернин

Слайд №1

Исполнение: распевание «Родина моя»

У. Друзья мои, есть на свете слова вечные, те слова, которые веками повторяют люди с благоговением и нежностью, первые слова, которые произносит ребенок.

Как вы думаете, какие это слова?

(Ответы детей)

Наше занятие мы начали неслучайно с распевания «Родина». Сегодня мы будем говорить о Родине. Наша Родина- это Россия, наш общий дом, который достался нам в наследство. Наши предки любили его и берегли, именно поэтому до сих пор мы слышим голоса птиц, шум Беловежской пущи, любуемся красотой лесов и полей. В жизнь каждого человека чувство Родины приходит по-разному. Для кого-то родина-это дом, для кого-то – хлеб на столе, а кто-то слышит родину в шелесте трав.

Для меня родина началась в детстве.

Рассказ учителя о детских впечатлениях, связанных со словом «родина».

Слушание: «С чего начинается Родина?» сл. М. Матусовского, муз. В. Баснера

На фоне музыки начинается рассказ.

У.Этим летом я совершила удивительное путешествие. Мы проплыли на небольшом пароходике по всем северным рекам России и увидели потрясающие по красоте пейзажи, посетили ряд русских городов и сел, узнали много интересного из истории нашей из страны.

Слайд №2-6

Рано утром мы отплыли из Москвы. Позади остались золотые купола церквей и кремлевские башни, новые районы многоэтажек и широкие проспекты.

Слайд №7

Впереди лежали просторы Земли Русской: спокойная гладь реки, ясное небо, зеленые склоны холмов да небольшие поселки на живописных берегах. Скоро мы увидели Волгу.

Слайд №8

Могучая, величавая — сколько песен посвятил народ своей кормилице матушке-Волге.

А почему, как вы думаете, люди так называли реку?

(Ответы детей)

Кормилицей ее называли еще и потому, что по воде доставляли в русские города разные товары, и всегда шла у реки оживленная торговля.

Наш пароход двигался вверх по Волге. За кормой пенилась вода от дизельного мотора — не просто тянуть пароход против течения. А ведь раньше моторов не было. Корабли могли сами по себе плыть только по течению, либо с попутным ветром. А если нужно доставить груз против течения, да такой тяжелый, что ни один ветер не поможет, что тогда? А тогда люди брали длинные веревки и тянули баржу против течения. Назывались такие люди бурлаками. Труд бурлаков был очень тяжелый, и тот, кто хоть раз видел их работу, потом помнил эту страшную картину всю жизнь.

Однажды художник Савицкий уговорил И.Е.Репина поехать на этюды по Неве до

Усть — Ижоры. Когда пароход причалил к берегу, среди деревьев замелькали пестрые платья женщин, цветные зонтики, мундиры офицеров. Но вдруг вдали, на берегу, возникло какое-то темное пятно. Оно приближалось и странно наползало на картину.

-А это бурлаки бечевой барку тянут — сказал Савицкий.

Обросшие, бородатые мужики, тяжело ступая босыми ногами, налегая на лямки. У некоторых из них на груди виднелись кровоподтеки. Руки устало раскачивались в мерном ритме шагов. Плотные загорелые лица блестели на солнце. Одежда давно истлела и превратилась в грязные лохмотья. Бурлаки двигались молча. Глаза смотрели тяжело, хмуро, будто вовсе не замечая прелести летнего дня. Увиденное на Неве, взволновало Репина. Бурлаки не шли из головы. И вскоре Репин стоял на палубе волжского парохода компании «Самолет», который медленно двигался от Твери к Сызрани. Пароход остановился недалеко от Самары. Именно здесь художник написал картину «Бурлаки на Волге».

Слайд № 9. И.Репин «Бурлаки на Волге»

С утра Репин мчался на берег к своим бурлакам. Вот они бредут, увязая в прибрежном песке. Художник старается пристроиться в ногу и с восторгом смотрит на них день за днем, запоминая, зарисовывая десять характеров, десять судеб вплетенных в бечеву.

Бурлаки шли по берегу, а чтобы было полегче — затягивали песню.

Я предлагаю вам выучить припев знаменитой бурлацкой песни «Дубинушка».

Разучивание: припев русской народной песни «Дубинушка».

А теперь послушайте эту песню в и исполнении русского баса Федора Ивановича Шаляпина.

Слушание русской народной песни «Дубинушка» в исполнении Ф.Шаляпина.

К какому жанру народных песен относится «Дубинушка»?

Д.Это трудовая песня. (Формулируем понятие трудовых песен).

Вот так покоряли в старину силу могучей реки. Но и в наше время упорный труд творит не меньшие чудеса. Волгу соединили каналами с другими реками, построили плотины, электростанции — и все это дело человеческих рук. Пройдя через несколько плотин, мы попали из Волги в другую реку — Шексну.

Слайд№10

Отсюда начинался путь на север. Тяжелые тучи встретили нас на суровых каменистых берегах. Ни одной деревеньки, и только чайки пронзительно кричали над вековыми лесами, спускавшимися к самой воде.

Исполнение: а сареllа русскую народную песню «За реченькой». Очень важно, чтобы, песня звучала задушевно и проникновенно.

Такие песни называются «протяжные». Как вы думаете, почему?

Д. Мелодия у них длинная, протяжная.

У. А что это за река такая, Невага?

Д. Возможно это река Нева.

Слайд№11. Фотография Невы.

У. А почему в ней поется, что душа добра молодца шатается в поле?

Д. Потому что на Руси люди считали, что если умершего или убитого человека не похоронят, то душа его будет вечно скитаться по свету.

У. А край этот северный действительно суровый, и погибали здесь люди и в

непроходимых лесах, и на болотах… Много людей погибало и на строительстве. Поистине удивительна история создания города Санкт-Петербурга.

Более трехсот лет назад задумал царь Петр I построить в устье реки Невы город. Места здесь были для строительства неудобные — все больше болота да топи непроходимые. Немало рабочих умерло здесь от сурового климата и непосильной работы. Поэтому говорили, что Санкт-Петербург построен на костях человеческих. Десятками тысяч сгонялись к болотистым берегам Невы крепостные крестьяне для строительства будущей столицы. От зари до зари стучали они топорами, валили лес, вбивали сваи. И только старинная трудовая песня помогала им в этой тяжелой, изнурительной работе.

Исполнение: русская народная песня «Мы бьем первую залогу»

Слайд№12. Фотография Санкт-Петербурга

Но родился тогда чудо-город с дворцами, парками, мостами и фонтанами. Золотом и мрамором были украшены дворцы. Иностранные послы только изумлялись роскоши и великолепию русского императорского двора.

Красивые картины и скульптуры украшали жизнь русских вельмож, и, конечно, звучала во дворцах музыка. Правда, это была, в основном, музыка итальянских ком-уторов. Но в то время считалось модным говорить на иностранных языках, одеваться по европейской моде, танцевать на западный манер.

Слайд №13-20. Слушание. Соната Каччини.

Вдохновленные красотой северной столицы, мы двинулись дальше и всего лишь через день пути оказались на острове Валаам.

Слайд №21-27

Остров этот необычный. С давних времен селились здесь люди, для которых развлечения мирской жизни были не интересны. Эти люди посвящали себя служению Богу. На отрезанном от остального мира острове основали они Валаамский монастырь. Жизнь в монастыре была суровая. Скудная пища, убогие монашеские кельи, многие часы поста и молитв. Но монахи сами выбирали для себя такой образ жизни и считали свое служение Богу очень важным делом: ведь они возносили молитвы не только за себя, за свою душу, но и за всех! Монастырь возник задолго до основания Санкт-Петербурга, еще в XII веке. Затем неоднократно он прекращал свое существование. Дело в том, что он находился на самом краю русской земли и много раз появлялись на острове враги. Но проходило время, и вновь возрождался монастырь, вновь горели свечи перед иконами, и звучала сосредоточенная молитва о православной Руси…

Слайд№28

Слушание: знаменный распев (может быть другая русская духовная музыка сдержанного характера). Напоминаю ребятам фразу из учебника «О России петь, что стремиться в храм…». Говорим о том, как они сами относятся к своей Родине, что они чувствуют, когда думают о ней.

Кто из вас знает, как называется такая музыка?

Д.Духовная

У.Как вы думаете, почему?

(Ответы детей)

Душа делает человека человеком. Она позволяет ему печалиться и радоваться, понимать окружающий мир и любоваться его красотой. Кстати, Валаамские монахи стараются жить в гармонии с природой. На этом острове нельзя рвать цветы, ломать ветки. Получается, что монастырь охраняет не только духовную культуру, но и природу Российского севера. Бережное отношение к природе жителей острова позволило сохранить его в первозданной красоте.

Слайд №29-31

Мы покинули остров, любуясь его каменистыми склонами и вековыми соснами.

Наш путь лежал через Ладожское озеро и дальшев озеро Онежское. На Онежском озере множество островов, и тоже есть свое чудо — Кижи.

Слайд №32-34

Кижский архитектурный ансамбль — прекрасное творение рук человеческих. Все архитектурные сооружения острова построены из дерева. Кровля храмов покрывалась досками, а купола — дранкой или лемехом, т.е. набольшими осиновыми дощечками, каждая из которых вытесывалась отдельно топором. На покрытие церкви их шло несколько десятков тысяч! Пластичная, легко поддающаяся обработке осина использовалась неслучайно. Она плотно облегала округлые поверхности куполов, разбухая во время дождя, уплотнялась и не пропускала воду внутрь церкви. Осиновые дощечки по-разному выглядят в зависимости от освещения. При ярком солнце лемех серебрится и сияет, в пасмурный день имеет матовый, стальной оттенок, на закате приобретает розоватый отсвет.

Слайд №35

На острове сохранилась легенда, согласно которой Преображенскую церковь построил один – единственный мастер. Окончив работу, последний раз взмахнув топором, он отошел подальше на берег озера, оттуда долго смотрел на творение рук своих, потом бросил топор в воду и сказал: «Построил эту церковь мастер Нестор. Не было, нет, и не будет такой».

Вечером наш пароход медленно отчалил от берега.

В золотых лучах заходящего солнца светились купола храмов, а над островом плыл колокольный звон…

Слайд№36. Слушание: праздничные колокольные звоны.

Ответьте, пожалуйста, на вопрос: когда может звонить колокол? Всегда ли он звонит одинаково? Бывают ли тревожные удары колокола?

(Ответы детей)

И вновь наш пароход вернулся на Волгу.

Слайд №37-38

Мы подходили к старинному русскому городу Костроме. А с Костромой в истории России связано немало интересного. Всем хорошо известно имя костромского крестьянина Ивана Сусанина. Какой подвиг совершил этот человек?

(Ответы детей)

Слайд№39-45

Подвиг Ивана Сусанина увековечен в литературе и музыке. Великий русский композитор Михаил Иванович Глинка написал оперу «Иван Сусанин».

Слайд №46

Слушание и исполнение: хор «Славься» из оперы «Иван Сусанин». Обращаю внимание на общий характер музыки, выделяю праздничное звучание колоколов.

Подходило к концу наше путешествие. Мы вновь оказались на Москве-реке.

Слайд №47

Странное чувство охватило меня при виде нашей столицы. Я и раньше слышала, что Москва — это сердце России, но в тот день я вдруг почувствовала какой-то особенный смысл этих слов. Хотелось ликовать и плакать одновременно… Наверное, это и есть любовь к своей Родине — счастье, гордость и ответственность за ее природу, ее историю и ее культуру.

Исполнение: «Песня о России» сл. Н.Соловьевой, муз .Г.Струве.

Комментарии

Данная разработка в увлекательной форме позволяет сразу же включить детей в активную работу после каникул. Неожиданный ход, когда не они, а учитель рассказывает о своих каникулах, делает урок нетрадиционным, интересным.

Музыкальный материал подобран таким образом, чтобы представить все значимые пласты русской музыкальной культуры: это и фольклор, и профессиональная композиторская музыка, духовная музыка, колокольные звоны. Включение сонаты Каччини также не случайно, так как отражает влияние европейской музыки на русскую культуру.

На уроке осваивается ряд важных понятий: жанры русских народных песен — протяжные и трудовые; понятие духовной музыки.

Изобразительный ряд очень важен на этом уроке. Он позволяет детям как бы представить себе воочию все красоты русской земли, мысленно побывать и на Волге, и в Санкт-Петербурге, и на Валааме, почувствовать те природные истоки, которые лежат в основе русской музыки.

Важным смысловым акцентом урока является личная позиция учителя, возможность искренне поделиться с учениками собственными чувствами и мыслями.

infourok.ru

Конспект урока музыки в 4 классе на тему «Мелодия

Урок № 1

Россия – Родина моя

Вводный раздел сценария первого урока музыки в IV классе учитель может разработать с учетом музыкальных «пристрастий» конкретного класса: исполнение знакомых песен о России, русских народных песен разных жанров (из программы предыдущих лет обучения), рассказов о летних «встречах» с музыкой, исполнения с помощью музыкальных инструментов народных инструментальных наигрышей («Камаринская», «Светит месяц и др.). Главное, помочь школьникам задуматься над смыслом эпиграфа к этому разделу Учебника: «Вся Россия просится в песню…».

Пусть учащиеся внимательно прочитают текст, помещенный на развороте Учебника «Мелодия» (с. 8–9), вспомнят (узнают знакомые им темы, сыгранные учителем) и споют мелодии М. Глинки – ария Ивана Сусанина и хор «Славься!» из оперы «Иван Сусанин», М. Мусоргского – «Рассвет на Москве-реке» из оперы «Хованщина», П. Чайковского – 2-я часть «Симфонии № 4», Э. Грига –«Утро» из сюиты «Пер Гюнт» и др. Такое обращение к фрагментам известных детям сочинений поможет им убедиться в том, что все они обладают общим качеством – песенностью.

В центре урока – знакомство младших школьников с музыкой «нового» для них русского композитора – Сергея Васильевича Рахманинова (1873–1943). Чтобы четвероклассники смогли почувствовать русский характер музыки этого композитора, рекомендуется спеть мелодию 1-ой части «Концерта № 3» для фортепиано с оркестром с ориентацией на нотную запись (с. 9), подчеркивая ее широту, певучесть, кантилену. Вслушиваясь в особенности строения мелодии, учащиеся смогут определить ее небольшой диапазон, поступенное движение, минорный лад, остановки на длинных звуках в конце фраз. Исполнение этой мелодии a capella и под аккомпанемент учителя требует от хористов распределения дыхания на протяженную фразу, точности вступления на слабую долю такта, чистоты интонирования (сопровождение не поддерживает главную тему), лирического мягкого звукоизвлечения.

Сравнение мелодии Рахманинова с другими мелодиями русских композиторов, которые уже прозвучали в начале урока, поможет школьникам убедиться в их интонационной близости, родстве с напевами народных протяжных песен.

Прослушивание 1-й части «Концерта № 3» Рахманинова в записи (в исполнении автора и Филадельфийского симфонического оркестра под управлением Л. Стоковского) даст возможность юным слушателям убедиться в том, что главная мелодия звучит сначала у солиста-пианиста, а затем ее «подхватывает» и «распевает» весь оркестр. С жанром фортепианного концерта учащиеся знакомились во II и III классах. Пусть школьники вспомнят, что слово «концерт» – в переводе с латинского означает состязаться, а с итальянского – согласие. В концерте Рахманинова, солист, соревнуясь с оркестром, в то же время согласует с ним свою игру. В этом – особенность жанра концерта.

На первом уроке можно начать разучивать две новые песни – русскую народную «Ты, река ль, моя реченька» и «Песню о России» В. Локтева (слова О. Высоцкой), мелодии которых записаны на развороте «Ты запой мне ту песню…». И мелодия народной песни, и мелодия песни Локтева интонационно близки главной теме 1-й части «Концерта № 3». При разучивании свадебной песни «Ты, река ль, моя реченька» по нотной записи нужно, прежде всего, нацелить детей на передачу образа девушки-невесты, которая грустит при мысли о предстоящем замужестве, печалится потому, что ей придется покинуть отчий дом, родителей. Необходимо при исполнении этой народной песни стремиться к поиску характера звучания – негромкого, сдержанного, словно затаенного. Особую трудность будет представлять распевание одного слога на несколько звуков. Подвижность мелодии напевного характера придает такая особенность песни как переменный размер (5/4 и 3/2).

При исполнении «Песни о России» необходимо стремиться к кантилене, устремленности каждой фразы к кульминации (вершине), мягкому нефорсированному звучанию высоких звуков, короткому дыханию между фразами.

Если уровень развития слуха и степень вокальной подготовки учащихся не позволяет выучить припев песни целиком в двухголосном варианте, то можно использовать терцовое двухголосие фрагментарно (в каденциях, на кульминациях фраз), а целиком выучить предлагаемый в Хрестоматии музыкального материала для 4 класса (с. 5–6) вариант можно с хоровым коллективом.

Разворот Учебника «Что не выразишь словами, звуком на душу навей…» (с. 12–13) продолжает знакомить четвероклассников с музыкой С. Рахманинова. Новый жанр вокальной музыки «вокализ» поможет им убедиться в том, что пение без слов также может передать разнообразные чувства человека.

Прежде чем послушать вокализ в записи (исполняет Б. Руденко), предложите ребятам сначала напеть его мелодию на какой-либо слог (лё, лю), следя за ее развитием по нотной записи, а затем вслушаться в сопровождение (играет учитель), в котором отчетливо выделяются два «пласта» – мерно повторяющиеся аккорды и выразительный нисходящий подголосок. При помощи пластического интонирования группами класса (исполнения мелодии смычком воображаемой скрипки, подголоска – смычком воображаемой виолончели, аккордов – на «немой» клавиатуре воображаемого пианино) учащиеся смогут осмысленно передать выразительными движениями рук характер вокализа.

Прослушивание «Вокализа» Рахманинова в записи направлено на то, чтобы четвероклассники услышали в нем разнообразные чувства: печаль и радость, покой и взволнованность, тревогу и умиротворение. Предложите учащимся ответить на вопросы: в чем красота этого сочинения? в какой части «Вокализа» слышен диалог между голосом и фортепиано? чем жанр вокализа отличается от жанров песни и романса? какие чувства вызывает эта музыка у слушателей? каким человеком предстает перед слушателями создатель «Вокализа» – композитор Рахманинов?

Восприятие портретов первой исполнительницы «Вокализа» – знаменитой русской певицы Надежды Васильевны Неждановой (сопрано) и композитора С. Рахманинова, которые помещены на данном развороте Учебника, поможет школьникам задуматься над тем, какими людьми предстают перед слушателями композитор и исполнительница (одухотворенными, сосредоточенными на своем творчестве, погруженными в мир человеческих чувств и эмоций).

В качестве домашнего задания, которое поможет закрепить знания учащихся об особенностях музыки русских композиторов, можно предложить учащимся выполнение заданий на развороте Рабочей тетради «Мелодия – душа музыки» (с. 4–5).

В заключение урока можно обратиться к рассказу С. Романовского «Русь» из Рабочей тетради (с.3), который может быть прочитан учащимися на фоне звучания 1-й части «Концерта № 3» С. Рахманинова.

infourok.ru

урок музыки в 4 классе

Конспект урока музыки в 4 классе по программе Г.П. Сергеевой, Е.Д. Критской.

Тема урока: «Счастье в сирени живёт»

Раздел: «В концертном зале»

Тип урока: изучение нового материала.

Цель урока: знакомство с жанром романса на примере творчества С.В. Рахманинова.

Задачи:

Обучающая: закрепить понятие: музыкальные жанры: песня, романс, вокализ.

Развивающие: — развивать эмоционально-ценностное отношение к жизни через искусство;

— развивать способность размышлять о музыке и выражать собственную позицию относительно творчества С. Рахманинова.

Воспитательные: — воспитание любви и уважения к Родине через призму творчества С.В. Рахманинова;

— пробудить у учащихся интерес к музыке композитора, желание слушать её не только на уроке, но и вне его.

Коммуникативная: понимать и принимать различные позиции других людей, отличные от собственной.

Регулятивные:

— оценивать правильность выполнения действия по заданным внешним и сформированным внутренним критерием;

— вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок.

Виды деятельности на уроке: слушание, пение, импровизация, пластическое интонирование.

Комплексно – методическое обеспечение: ИКТ, инструмент, фонохрестоматия.

Новизна идей: внедрение ФГОСов на уроке музыки в начальной школе, метапредметные связи (музыка, МХК, изобразительное искусство, литература.)

Ход урока:

Слушание.

1.Звучит музыкальный фрагмент — «Вокализ» — С. Рахманинова.

(Слайд 3.)

Учитель читает на фоне музыки:

«Я — русский композитор, и моя родина наложила отпечаток на мой характер и мои взгляды. Моя музыка — это плод моего характера, и потому это русская музыка… У меня нет своей страны. Мне пришлось покинуть страну, где я родился, где я боролся и перенёс все огорчения юности и где я, наконец, добился успеха».

Ребята, вы узнали музыку, под которую я прочла цитату композитора? Кто её написал, какой композитор мог так о себе сказать?

Дети: Это Сергей Рахманинов – «Вокализ».

(Слайд 4 – портрет композитора)

Учитель: Верно. Сергей Рахманинов написал много незабываемых музыкальных произведений. В начале учебного года мы познакомились с мелодией 1-ой части Третьего концерта для фортепиано с оркестром — С. Рахманинова, с «Вокализом». Что такое вокализ?

Дети: Так называется мелодия, которая поётся голосом без слов.

Продолжим знакомство с творчеством замечательного русского музыканта, композитора, дирижера, прекрасного пианиста — С.В. Рахманинова.

Открываем рабочие тетради, запишем число, и оставим строчку для темы урока, которую мы с вами выведем к концу урока.

Знакомясь с биографическими фактами жизни композитора, всегда можно найти их отражения — в творчестве. Предлагаю вам послушать сообщение о композиторе, которые подготовили ваши одноклассники.

Дети: выступают с короткими сообщениями о жизни и творчестве С.В. Рахманинова.

(Слайд 5,6.)

Учитель: Молодцы! (Учащиеся за сообщения получают наклейки.) Как вы думаете, анализируя сообщения одноклассников, какого жанра, музыкальное произведение, мы сейчас будем слушать? Почему вы так решили? Как оно может называться?

Дети: Наверное, мы будем слушать, произведение вокального жанра, т.к. в последнем сообщении говорилось о любви композитора к поэзии, а поэзия – это стихи, а слова – это песня. Романсы Рахманинова.

Учитель: Мы с вами, сегодня знакомимся с одним из самых известных романсов С. Рахманинова – «Сирень». Романс был написан композитором в 1902г., когда он решил обвенчаться с Н.А. Сатиной. Душевное состояние влюбленного композитора, вылилось в прекрасное, лирически утонченное, музыкально-живописное вокальное произведение на стихи поэтессы Екатерины Бекетовой.

(Слайд 7.)

Запишите название романса и автора слов — в тетрадь.

(Слайд 8.)

Цитата: «…в творчестве Рахманинова, этот романс выделяется своей поэтичностью, возвышенностью и особой одухотворенностью. Мелодия его и проста, и напевна, а мысль, выраженная в романсе, вопреки содержанию стихов, положенных в основу, светла и жизнеутверждающа».

Слушаем романс в исполнении превосходной, уже теперь бывшей, солистки БТ – Елизаветы Владимировны Шумской.

(после прослушивания) Каково ваше впечатление? Кто из вас искал своё счастье, в пяти лепестках цветка сирени?

Ответы детей.

Учитель: Для того, что бы понять произведение, необходимо разобраться с вокальным жанром – «романс». (пишу слово на доске) Какое у этого слова определение?! Обратимся за знаниями к различным источникам.

Задание: 1 и 3 ряд ищет значение этого слова в дополнительной литературе (раздаю книги), 2 ряд – в энциклопедии, а Кирилл в интернете.

Дети: В книгах мы нашли, что романс – это …. Энциклопедия трактует слово романс, как …. Интернет ресурс – романс – это… Отвечают «по руке», получают наклейки.

(Слайд 9.)

Учитель: Запишите в тетрадь понравившееся вам определение.

Обратите внимание, на сопровождение романса: в нем – завораживающее своей неизменностью легкое колыхание — ветерка летнего воздуха, душистых веток сирени. Слышно начальную интонацию романса. Послушайте нижний басовый голос сопровождения, как он вторит светлому сопрано.

(Слайд 10.)

Напомню: Сопрано (итал. soprano от sopra — над, сверх) — высокий женский певческий голос. Бас (от итал. basso — «низкий») — наиболее низкий мужской певческий голос. Отличается большой глубиной и полнотой звучания.

Послушайте и подумайте, что это – музыкальный монолог или диалог голосов? Попытайтесь услышать кульминацию романса. Что такое кульминация?

Дети: Вершина в музыке.

Учитель: Кульминация – верх, вершина; в музыке – момент наибольшего эмоционального напряжения, наиболее яркого и сильного раскрытия образа; кроме того вершина подъёма мелодической линии.

Слушаем.

Дети: (за правильные ответы – получают наклейки). Кульминация в ярком звучании аккомпанемента и голоса «Мое бедное счастье…»

Учитель: споем первых два предложения романса, ориентируясь на нотную запись в учебнике – стр.80. Исполним еще раз – только спокойно и непринужденно. (стр. 80 учебника проецируется на экран (доску), для того, чтобы посадка ученика, во время исполнения, соответствовала правильному звукообразованию – спина ровная, плечи расправлены).

Пластическое интонирование с элементами импровизации.

Учитель: А теперь мы немного подвигаемся. Вставайте около парт, попробуйте проинтонировать романс «Сирень» пластическими, танцевальными движениями — импровизируйте движениями. Движения плавные, покачивающиеся, большей частью – руками, поклоны, повороты.

Двигаемся под музыку.

Хорошо, у некоторых из вас, получилось точно уловить темп; некоторые интересно импровизируют. Попробуем все вместе продирижировать пару предложений. По трехдольной сетке. Внимание: на первую долю – приходится пауза – смотрите в учебник на нотную запись.

Дирижируем.

Молодцы! Садитесь, ребята, продолжим наш урок.

С. Рахманинов как пианист объездил весь мир. И где бы он ни выступал, ему всегда дарили букет белой сирени. Для композитора сирень стала символом Родины. Посмотрите на портрет С.В. Рахманинова – художника К. Сомова.

(Слайд 11.) и (Проекция стр.80 учебника)

Композитор изображен на фоне родной природы, не в интерьере в стиле рококо, не на однотонном темном фоне – а именно весной в саду. Может это потому, что в его музыке удивительные музыкальные пейзажи?! Послушаем, что сказал сам художник о замысле этой картины.

Один из учеников класса, зачитывает цитату. (Сообщение7).

Учитель: Назовите произведение С.В. Рахманинова, которое также как и романс «Сирень» — пронизано русской песенностью, любовью к родной природе, к Родине.

Дети: Это мелодия 1-ой части Третьего концерта для фортепиано с оркестром – С. Рахманинова.

Учитель: Послушайте фрагмент этого произведения, услышьте русскую песенность инструментальной мелодии Рахманинова. Помните, что главное качество музыки романса – песенность. Постарайтесь для себя отметить особенные черты музыки Рахманинова, чтобы по ним потом отличить ее, вспомнить.

Рефлексия.

Учитель: Для того чтобы закрепить наши знания, давайте ответим на следующие вопросы.

( Слайд 12.)

1. Что такое «романс»?

А) Вокальное сочинение.

Б)Темп музыки.

В) Веселый танец.

2.Какое название цветов-кустарников использует Рахманинов для названия своего романса:

А) Роза.

Б) Жасмин.

В) Сирень.

(Слайд 13.)

3.На стихи, какой поэтессы написан романс Сирень?

А) Анны Ахматовой.

Б) Екатерины Бекетовой.

В) Агнии Барто.

4. Какой художник написал портрет С. Рахманинова в весеннем саду?

А) И.Е. Репин.

Б) Б.М. Кустодиев.

В) К. Сомов.

(Слайд 14.)

5. Чем романс отличается от песни?

А) Текст романса более точно и детально отражён в музыке. Аккомпанемент дополняет поэтические образы романса и подчас выступает как равноправный участник ансамбля.

Б) Ничем.

Учитель: Вы молодцы!

Давайте сформулируем тему сегодняшнего урока и запишем ее.

(Слайд 15.)

Учитель: Елизавета, раздай, пожалуйста, одноклассникам, миниатюрный портрет Сергея Васильевича. Дома, вы приклейте портрет композитора в тетрадь «под темой урока».

(Слайд 16.)

Я советую Вам прочитать повесть Ю. Нагибина «Рахманинов», особенно 1-ую часть – «Белая сирень»; послушать и другие романсы Рахманинова (всего 83 романса) – «Не пой, красавица, при мне» на стихи А.Пушкина, романс на слова Константина Бальмонта «Островок», «Здесь хорошо» на слова Галины Галиной. (я «скину», вам на флешки или слушайте online) Можно посмотреть кинофильм «Ветка сирени».

Вывод: Мы сегодня снова послушали музыку замечательного русского композитора Сергея Васильевича Рахманинова. И вновь оценили потрясающую мелодичность, русскую песенность его произведений. Познакомились с вокальным жанром – романс.

6. Домашнее задание: выучить слова двух предложений романса «Сирень» — исполнять.

7. Оценки за урок. (Оценка «5»: за 5 наклеек; за полноту и оригинальность ответов, за сообщения; за исполнение и импровизацию и т.д.)

infourok.ru

Конспект урока по музыке в 4 классе (по ФГОС) «Мелодия. Ты запой мне ту песню…».

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 4

Краснодарский край, Кавказский район, город Кропоткин

Конспект урока по музыке
в 4 классе (по ФГОС)
«Мелодия. Ты запой мне ту песню…»

подготовила

учитель музыки

Шевцова Татьяна Петровна.

г. Кропоткин
2013

Класс: 4.

Тема: «Мелодия. Ты запой мне ту песню…».

Тип урока: урок формирования новых знаний.

Жанр урока: тематический.

Вид урока: урок-размышление

Цель урока: сформировать понимание сферы народного и композиторского музицирования. Выявить жанровое начало (песенность мелодий) как способ передачи состояния человека.

Задачи:

— включить учащихся в учебную деятельность; актуализировать учебное содержание, необходимое и достаточное для восприятия нового материала; организовать коммуникативное взаимодействие; зафиксировать новое содержание во внешней речи; оценить собственную деятельность на уроке;

— раскрыть характерные черты стиля С.В.Рахманинова, познакомить с «Третьим концертом для фортепиано с оркестром»;

— развивать интонационный слух в процессе постижения музыки, обогащать музыкально-слуховой опыт, способность слышать музыку и размышлять о ней, развивать музыкальные и творческие способности, формировать вокально-хоровые навыки; формировать родственное внимание к родной культуре; тренировать чувственную сферу; развивать способность диалогического общения с автором; развивать образное и интонационное мышление.

Межпредметные связи: окружающий мир, изобразительное искусство, чтение.

Метапредметные связи: осуществлять поиск музыкально – образовательной информации в сети Интернета;

Планируемые результаты:

Личностные: формирование личностного смысла постижения искусства и расширение ценностной сферы в процессе общения с музыкой; учатся делиться впечатлениями о прослушанных музыкальных произведениях.

Универсальные учебные действия.

познавательные УУД: извлечение необходимой информации из прослушанного произведения и из текста; учиться давать оценку результатам деятельности.

регулятивные УУД: развитие умения осмыслить полученную информацию, формирование умения анализировать;

коммуникативные УУД: формирование умения слушать и вступать в диалог со сверстниками, учителем в процессе всех видов работы на уроке; формирование умения грамотно строить речевые высказывания.

Формы работы учащихся: коллективные, групповые ( пение, слушание, анализ, рассуждение, работа с таблицами).

Предметные результаты. Научатся:

  • вставать на позицию другого человека, вести диалог, участвовать в обсуждении значимых для человека явлений жизни.

  • проводить интонационно-образный анализ инструментального произведения – чувства, характер, настроение;

  • использовать элементарные умения и навыки при воплощении художественно-образного содержания музыкальных произведений в различных видах музыкальной и учебно-творческой деятельности.

Метапредметные результаты.

  • Умение понимать учебную задачу урока;

  • умение воспринимать окружающий мир во всем его социальном, культурном, природном и художественном разнообразии;

  • планирование, контроль и оценка собственных учебных действий, понимание их успешности или причин не успешности, умение корректировать свои действия;

  • готовность к логическим действиям: анализ, сравнение, обобщение;

  • наблюдение за различными явлениями жизни и искусства в учебной и внеурочной деятельности, понимание их специфики и эстетического многообразия;

  • освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии.

Методы: деятельностный подход, музыкальные обобщения, эмоциональная драматургия,

ассоциативные связи, звуковая и зрительная наглядность, сравнение.

Технологии:

  • Технология развивающего обучения (ТРО). В конспекте

  • Технология педагогики сотрудничества, обозначено

технология диалогического обучения (ТПС). применение

  • Информационно-коммуникационная технология (ИКТ). технологий

  • Технология проблемного обучения (метод проектов) (ТПО). аббревиатурами

  • Здоровьесберегающие технологии (ЗДСТ).

  • Индивидуально-ориентированная технология (ИОТ).

Оборудование урока:

  • ноутбук, экран, слайдовая презентация;

  • тексты песни «Журавлёнок»; нотный материал;

  • музыкальные фонограммы;

  • портреты П.И.Чайковского, М.И.Глинки, С.Рахманинова;

  • раздаточный материал «Выразительные характеристики мелодии», учебники;

  • авторский видеоролик «Русская народная пляска «Камаринская» с аннимацией».

Музыкальный материал:

  • песня Э.Колмановского и И.Шаферана «Журавлёнок»,

  • «Третий концерт для фортепиано с оркестром» С.Рахманинова,

  • русская народная пляска «Камаринская»

Ход урока:

I.Организация урока.

1.Введение в атмосферу урока музыки:

  • Попевка для встречи в начале учебного года «Вот и стали мы на год взрослей»;

  • Беседа о летних музыкальных впечатлениях;

  • Беседа-напоминание о том, чему мы учимся на уроках музыки (Быть слушателями).

II этап (основной) – погружение в тему урока.

1.Первичное усвоение новых знаний. ИКТ).

У.: Хочу начать урок вот такими словами П.И.Чайковского (На экран проецируется портрет П.И.Чайковского, пейзаж берёзовой рощи и цитата): «…я ещё не встречал человека, более меня влюблённого в матушку Русь…Я страстно люблю русского человека, русскую речь, русский склад ума, русскую красоту лиц, русские обычаи». Слайд 1. (ТРО).

— Мне – по душе эти слова, потому что я тоже люблю всё русское: люблю русское раздолье, люблю певучие русские мелодии, широкие, просторные, как русское раздолье.

— Очень хочу, чтобы и в ваших сердцах всё сильнее разгорелся огонёк любви ко всему русскому, потому на уроках мы так часто поём песни русские и о русском. А ещё слушаем музыку русских композиторов, которые тоже восторгались, как и Чайковский, и русской природой, и русским человеком, и, конечно, русскими песнями.

Слайд 2. Таким был М.И.Глинка, о котором вот как сказал В.В. Стасов: «Глинка имеет в русской музыке такое же значение, как и Пушкин в русской поэзии. Оба – великие таланты, оба – родоначальники нового русского художественного творчества,…оба создали новый русский язык – один в поэзии, другой в музыке».

Слайд 3. Как у Пушкина была любимая няня Арина Родионовна, так у Глинки – няня Авдотья Ивановна. Эта молодая весёлая женщина знала много разных сказок и песен и приобщила будущего композитора к русскому народному творчеству. Песни нянюшки Авдотьи были первыми музыкальными впечатлениями Глинки, на которых возникла его глубокая любовь к родной русской песне. Не мог наслушаться песен Авдотьи маленький Миша. Едва дослушает одну песню до конца, тут же просит спеть другую: «Ты запой мне ту…».

У.: Мне сейчас тоже захотелось спеть вам песню. Песню о маленьком журавлёнке. Вы её послушайте и решите: (ТПС).

— журавлёнок любит свою, русскую, сторонку?

— что советует ему вожак стаи?

— о чём песня?

Исполняю песню «Журавлёнок» Э.Колмановского и И.Шаферана

Текст песни

Ушло тепло с полей,

И стаю журавлей

Ведёт вожак в заморский край

зелёный.

Летит печально клин,

И весел лишь один,

Один какой-то журавлёнок

несмышлёный.

Он рвётся в облака,

Торопит вожака.

Но говорит ему вожак

сурово:

«Хоть та земля теплей,

А Родина милей,

Милей – запомни, журавлёнок,

это слово.

Запомни шум берёз

И тот крутой откос,

Где мать тебя увидела

летящим;

Запомни навсегда,

Иначе никогда,

Дружок, не станешь журавлём

ты настоящим.

Уч-ся понимают, что песня – о любви к Родине, цитируют слова песни.

У.: Перефразируйте слова из песни «…иначе никогда, дружок, не станешь журавлём ты настоящим». Как можно сказать этими словами о людях?

Уч-ся: Если не любишь Родину, хорошим человеком не станешь.

У.: Песня понравилась? Будем её учить? (ТПС).

Давайте сначала подготовим голоса для пения.

3.Организация вокально- хоровой деятельности: (ТРО).

а). Настрой на вокально- хоровую работу:

«Если хочешь сидя петь, (ИОТ).

Не садись ты как медведь,

Ноги в пол упри смелей,

Спинку выпрями скорей,

Руки, плечи все свободно,

Петь приятно и удобно».

б). Упражнения из фонопедической системы В.Емельянова. (ЗДСТ).

в). Разучивание 1 куплета песни.

У.: Давайте проанализируем характер мелодии этой песни, используя слова из табличек «Выразительные характеристики мелодии», которые лежат на ваших столах. (ТРО).

Выразительные характеристики мелодии

Плавная

Протяжная

Простая

Спокойная

Певучая

Чистая

Лёгкая

Проникновенная

Трепетная

Задушевная

Задумчивая

Лукавая

Загадочная

Энергичная

Стремительная

Грациозная

Порывистая

Уверенная

Смелая

Решительная

Волевая

Неумолимая

Патетическая

Романтическая

Взволнованная

Уч-ся выбирают слова: плавная, певучая, проникновенная, задушевная… (ИОТ).

У.: Как вы думаете, почему композитор написал мелодию этой песни именно такого характера?

Ответы уч-ся.

У.: (подытоживаю их ответы) Конечно, когда композиторы хотят выразить свою любовь к Родине, к России, они пишут мелодии певучие, проникновенные. Во всём мире русскую музыку узнают по таким мелодиям – песенным, певучим.

У.: Пришло время отдохнуть. (ЗДСТ).

2. Динамическая пауза под видеоролик «Русская народная пляска «Камаринская» с аннимацией».

3. Первичное усвоение новых знаний.

У.: Сейчас мы вокализом споём одну мелодию и решим: можно ли сказать, что она – русская?

Поём главную тему «Третьего концерта для фортепиано с оркестром» С.Рахманинова.

Ответы уч-ся. Они слышат певучую, песенную мелодию, вспоминают, что это – характерная особенность русской музыки. (ИОТ).

У.: Мы послушаем фрагмент «Третьего концерта для фортепиано с оркестром», мелодию из которого только что пропели, великого русского композитора С.Рахманинова (демонстрирую портрет). Он так же, как и П.И.Чайковский, и М.И.Глинка, очень любил всё русское, любил свою Родину-Россию.

Послушайте и решите: Рахманинов взял для этого «Концерта» народную мелодию или сочинил свою?

Слушаем фрагмент Третьего концерта для фортепиано с оркестром .Рахманинова.

Ответы уч-ся. Мнения, обычно, бывают полярные.

У.: Вот как сказал об этом сам Рахманинов. (ИКТ).

На экран проецируется портрет С.Рахманинова и его слова: «Первая тема моего 3-го концерта ни из народных… ни из церковных не заимствована. Просто так «написалось»!.. Я хотел спеть мелодию на фортепиано, как её поют певцы, и найти подходящее, вернее, не заглушающее это «пение» сопровождение…». (ИОТ).

У.: А как вы думаете, что вдохновило Рахманинова на сочинение этой музыки? (ТПС).

Ответы уч-ся: «… родные места вспоминал или любовался чем-то».

У.: Правильно. Композиторы вдохновляются на сочинение музыки воспоминанием о чём-то дорогом в своём Отечестве, любовью к родным местам, любованием каким-либо русским пейзажем, русским характером и т.д.

IV этап – итог урока.

1.Рефлексия.

У.: Наш урок подходит к концу, а я так и не назвала вам его тему. Как бы вы обозначили тему урока?

Ответы уч-ся: «… О любви к России великих русских композиторов …».

У.: Давайте посмотрим, как обозначены темы первых двух уроков в учебнике.

Стр. 8 – «Мелодия». Стр. 10 – «Ты запой мне ту песню…».

У.: Хотелось бы, чтобы вы сумели дома родителям пересказать, о чём были наши размышления на сегодняшнем уроке. Тогда и им станут понятны названия этих тем.

А ещё я вам предлагаю поработать над проектом по очень интересной теме, «Ты откуда русская, зародилась, музыка?» (ТПО).

— И нельзя обойти вниманием – хотелось, чтобы это тоже было отражено в проектах – то, в этом, 2013 году исполнилось 140 лет со дня рождения (1 апреля 1873) и 70 лет со дня смерти (28 марта 1943) выдающегося русского пианиста и композитора Сергея Васильевича Рахманинова. Юбилеи эти отмечались во всем мире, в том числе в Берлине, Вене, Лондоне, Нью-Йорке. Темы проектов могут быть обозначены так: «Что мы знаем о С.В.Рахманинове», «Почему весь мир отмечал юбилеи русского композитора С.В.Рахманинова».

(напоминаю, что результатом работы над проектом может быть газета, презентация, устное выступление. Предлагаю разделиться на группы и выбрать «руководителя проекта», а так же тему проекта).

У.: И в заключение урока давайте вспомним, чем выделяются русские мелодии?

Ответы уч-ся: «…песенностью, …певучестью…».

У.: Время оценок. Как оцениваем свою работу? (ИОТ).

Самооценка деятельности учащимися.

Д/з: Читать дома в рабочих тетрадях рассказ «Русь».

kopilkaurokov.ru

Советы рукодельницам