педсовет «Профессиональный стандарт педагога»

Содержание

Выступление на педагогическом совете

«Профессиональный стандарт педагога»

Педагог – ключевая фигура реформирования образования. «В деле обучения и воспитания, во всем школьном деле ничего нельзя улучшить, минуя голову учителя» (К.Д. Ушинский).

В стремительно меняющемся открытом мире главным профессиональным качеством, которое педагог должен постоянно демонстрировать своим ученикам, становится умение учиться.

Профессиональный стандарт педагога, который должен прийти на смену морально устаревшим документам, до сих пор регламентировавшим его деятельность, призван, прежде всего, раскрепостить педагога, дать новый импульс его развитию. — все эти характОт педагога нельзя требовать то, чему его никто никогда не учил. Следовательно, введение нового профессионального стандарта педагога должно неизбежно повлечь за собой изменение стандартов его подготовки и переподготовки в высшей школе и в центрах повышения квалификации.

Готовность к переменам, мобильность, способность к нестандартным трудовым действиям, ответственность и самостоятельность в принятии решений – все эти характеристики деятельности успешного профессионала в полной мере относятся и к педагогу. Обретение этих ценных качеств невозможно без расширения пространства педагогического творчества. Труд педагога должен быть избавлен от мелочной регламентации, освобожден от тотального контроля.

Стремление к достижению консенсуса в обществе по вопросу введения профессионального стандарта педагога заложено в процесс его разработки, апробации и внедрения, начиная с широкого обсуждения проекта документа, заканчивая определением окончательных сроков его введения.

Зачем нужен профессиональный стандарт педагога

· Стандарт – инструмент реализации стратегии образования в меняющемся мире.

· Стандарт – инструмент повышения качества образования и выхода отечественного образования на

международный уровень.

· Стандарт – объективный измеритель квалификации педагога.

· Стандарт – средство отбора педагогических кадров в учреждения образования.

· Стандарт – основа для формирования трудового договора, фиксирующего отношения между

работником и работодателем.

Необходимость наполнения профессионального стандарта учителя новыми компетенциями:

· Работа с одаренными учащимися.

· Работа в условиях реализации программ инклюзивного образования.

· Преподавание русского языка учащимся, для которых он не является родным.

· Работа с учащимися, имеющими проблемы в развитии.

· Работа с девиантными, зависимыми, социально запущенными и социально уязвимыми учащимися, имеющими серьезные отклонения в поведении.

Требования к профессиональному стандарту педагога

Стандарт должен:

· Соответствовать структуре профессиональной деятельности педагога.

· Не превращаться в инструмент жесткой регламентации деятельности педагога.

· Избавить педагога от выполнения несвойственных функций, отвлекающих его от выполнения

своих прямых обязанностей.

· Побуждать педагога к поиску нестандартных решений.

· Соответствовать международным нормам и регламентам.

· Соотноситься с требованиями профильных министерств и ведомств, от которых зависят исчисление трудового стажа, начисление пенсий и т.п.

Характеристика стандарта

· Профессиональный стандарт педагога – рамочный документ, в котором определяются основные требования к его квалификации.

· Общенациональная рамка стандарта может быть дополнена региональными требованиями, учитывающими социокультурные, демографические и прочие особенности данной территории (мегаполисы, районы с преобладанием сельского населения, моноэтнические и полиэтнические регионы накладывают свою специфику на труд педагога).

· Профессиональный стандарт педагога может быть также дополнен внутренним стандартом образовательного учреждения (по аналогии со стандартом предприятия), в соответствии со спецификой реализуемых в данном учреждении образовательных программ (школа для одаренных, инклюзивная школа и т.п.).

· Профессиональный стандарт педагога является уровневым, учитывающим специфику работы педагогов в дошкольных учреждениях, начальной, основной и старшей школе.

· Учитывая особое место и роль в общем среднем образовании таких предметов, как математика и русский язык, обязательность их сдачи в форме ЕГЭ для всех без исключения выпускников школ, в приложениях к документу отдельно выделяются профессиональные стандарты педагога по этим специальностям.

· Профессиональный стандарт педагога отражает структуру его профессиональной деятельности: обучение, воспитание и развитие ребенка. В соответствии со стратегией современного образования в меняющемся мире, он существенно наполняется психолого-педагогическими компетенциями, призванными помочь учителю в решении новых стоящих перед ним проблем.

· Стандарт выдвигает требования к личностным качествам учителя, неотделимым от его профессиональных компетенций, таких как: готовность учить всех без исключения детей, вне зависимости от их склонностей, способностей, особенностей развития, ограниченных возможностей.

. Профессиональный стандарт педагога выполняет функции, призванные:

· Преодолеть технократический подход в оценке труда педагога.

· Обеспечить координированный рост свободы и ответственности педагога за результаты своего

труда.

· Мотивировать педагога на постоянное повышение квалификации.

Область применения профессионального стандарта педагога

Сфера дошкольного, начального и общего среднего образования.

Профессиональный стандарт педагога может применяться:

а) при приеме на работу в общеобразовательное учреждение на должность «педагог»;

в) при проведении аттестации педагогов образовательных учреждений региональными органами исполнительной власти, осуществляющими управление в сфере образования;

г) при проведении аттестации педагогов самими образовательными организациями, в случае предоставления им соответствующих полномочий.

Цель применения

Определять необходимую квалификацию педагога, которая влияет на результаты обучения, воспитания и развития ребенка.

Обеспечить необходимую подготовку педагога для получения высоких результатов его труда.

Обеспечить необходимую осведомленность педагога о предъявляемых к нему требованиях.

Содействовать вовлечению педагогов в решение задачи повышения качества образования.

При обучении детей педагог должен:

1. Иметь высшее образование. Педагогам, имеющим среднее специальное образование и работающим в настоящее время в дошкольных организациях и начальной школе, должны быть созданы условия для его получения без отрыва от своей профессиональной деятельности.

2. Демонстрировать знание предмета и программы обучения.

3. Уметь планировать, проводить уроки, анализировать их эффективность (самоанализ урока).

4. Владеть формами и методами обучения, выходящими за рамки уроков: лабораторные эксперименты, полевая практика и т.п.

5. Использовать специальные подходы к обучению, для того чтобы включить в

образовательный процесс всех учеников:

со специальными потребностями в образовании;

одаренных учеников;

учеников, для которых русский язык не является родным;

учеников с ограниченными возможностями и т.д.

6. Уметь объективно оценивать знания учеников, используя разные формы и методы контроля.

7. Владеть ИКТ-компетенциями (подробные разъяснения в отношении ИКТ-компетенций приведены в Приложении 1).

При построении воспитательной работы с детьми педагог должен:

1. Владеть формами и методами воспитательной работы, используя их как на уроке, так и во внеклассной деятельности.

2. Владеть методами организации экскурсий, походов и экспедиций.

3. Владеть методами музейной педагогики, используя их для расширения кругозора учащихся.

4. Эффективно регулировать поведение учащихся для обеспечения безопасной образовательной

среды.

5. Эффективно управлять классами, с целью вовлечения учеников в процесс обучения и воспитания, мотивируя их учебно-познавательную деятельность. Ставить воспитательные цели, способствующие развитию учеников, независимо от их происхождения, способностей и характера, постоянно искать педагогические пути их достижения.

6. Устанавливать четкие правила поведения в классе в соответствии со школьным уставом и правилами поведения в образовательной организации.

7. Оказывать всестороннюю помощь и поддержку в организации ученических органов самоуправления.

8. Уметь общаться с детьми, признавая их достоинство, понимая и принимая их.

9. Уметь находить (обнаруживать) ценностный аспект учебного знания и информации и обеспечивать его понимание и переживание учащимися.

10. Уметь проектировать и создавать ситуации и события, развивающие эмоционально-ценностную сферу ребенка (культуру переживаний и ценностные ориентации ребенка).

11. Уметь обнаруживать и реализовывать (воплощать) воспитательные возможности различных видов деятельности ребенка (учебной, игровой, трудовой, спортивной, художественной и т.д.).

12. Уметь строить воспитательную деятельность с учетом культурных различий детей, половозрастных и индивидуальных особенностей.

13. Уметь создавать в учебных группах (классе, кружке, секции и т.п.) детско-взрослые общности учащихся, их родителей и педагогов.

14. Уметь поддерживать конструктивные воспитательные усилия родителей (лиц, их заменяющих) учащихся, привлекать семью к решению вопросов воспитания ребенка.

15. Уметь сотрудничать (конструктивно взаимодействовать) с другими педагогами и специалистами в решении воспитательных задач (задач духовно-нравственного развития ребенка).

16. Уметь анализировать реальное состояние дел в классе, поддерживать в детском коллективе деловую дружелюбную атмосферу.

17. Уметь защищать достоинство и интересы учащихся, помогать детям, оказавшимся в конфликтной ситуации и/или неблагоприятных условиях.

18. Поддерживать уклад, атмосферу и традиции жизни школы, внося в них свой положительный вклад.

Личностные качества и профессиональные компетенции, необходимые педагогу для осуществления развивающей деятельности

1. Готовность принять разных детей, вне зависимости от их реальных учебных возможностей, особенностей в поведении, состояния психического и физического здоровья. Профессиональная установка на оказание помощи любому ребенку.

2. Способность в ходе наблюдения выявлять разнообразные проблемы детей, связанные с особенностями их развития.

3. Способность оказать адресную помощь ребенку своими педагогическими приемами.

4. Готовность к взаимодействию с другими специалистами в рамках психолого-медико-педагогического консилиума.

5. Умение читать документацию специалистов (психологов, дефектологов, логопедов и т.д.).

6. Умение составлять совместно с другими специалистами программу индивидуального развития ребенка.

7. Владение специальными методиками, позволяющими проводить коррекционно-развивающую работу.

8. Умение отслеживать динамику развития ребенка.

9. Умение защитить тех, кого в детском коллективе не принимают.

10. Знание общих закономерностей развития личности и проявления личностных свойств, психологических законов периодизации и кризисов развития, возрастных особенностей учащихся.

11. Умение использовать в практике своей работы психологические подходы: культурно-исторический, деятельностный и развивающий.

12. Умение проектировать психологически безопасную и комфортную образовательную среду, знать и уметь проводить профилактику различных форм насилия в школе.

13. Умение (совместно с психологом и другими специалистами) осуществлять психолого-педагогическое сопровождение образовательных программ начального и среднего общего образования, в том числе программ дополнительного образования.

14. Владение элементарными приемами психодиагностики личностных характеристик и возрастных особенностей учащихся, осуществление совместно с психологом мониторинга личностных характеристик ребенка.

15. Умение (совместно с психологом и другими специалистами) составить психолого-

педагогическую характеристику (портрет) личности учащегося.

16. Умение разрабатывать и реализовывать индивидуальные программы развития с учетом личностных и возрастных особенностей учащихся.

17. Умение формировать и развивать универсальные учебные действия, образцы и ценности социального поведения, навыки поведения в мире виртуальной реальности и социальных сетях, навыки поликультурного общения и толерантность, ключевые компетенции (по международным нормам) и т.д.

18. Владение психолого-педагогическими технологиями (в том числе инклюзивными), необходимыми для работы с различными учащимися: одаренные дети, социально уязвимые дети, попавшие в трудные жизненные ситуации, дети-мигранты, дети-сироты, дети с особыми образовательными потребностями (аутисты, СДВГ и др.), дети с ОВЗ, дети с девиациями поведения, дети с зависимостью.

19. Умение формировать детско-взрослые сообщества, знание их социально-психологических особенностей и закономерностей развития.

20. Знание основных закономерностей семейных отношений, позволяющих эффективно работать с родительской общественностью.

Профессиональные компетенции педагога, отражающие специфику работы

в начальной школе

Педагог начальной школы должен:

1. Учитывать своеобразие социальной ситуации развития первоклассника в связи с переходом ведущей деятельности от игровой к учебной, целенаправленно формировать у детей социальную позицию ученика.

2. Обеспечивать развитие умения учиться (универсальных учебных действий) до уровня, необходимого для обучения в основной школе.

3. Обеспечивать при организации учебной деятельности достижение метапредметных

образовательных результатов как важнейших новообразований младшего школьного возраста.

4. Быть готовым, как самый значимый взрослый в социальной ситуации развития младшего школьника, к общению в условиях повышенной степени доверия детей учителю.

5. Уметь реагировать на непосредственные по форме обращения детей к учителю, распознавая за ними серьезные личные проблемы. Нести ответственность за личностные образовательные результаты своих учеников.

6. Учитывать при оценке успехов и возможностей учеников неравномерность индивидуального психического развития детей младшего школьного возраста, а также своеобразие динамики развития учебной деятельности мальчиков и девочек.

multiurok.ru

Деловая игра для педагогов. «Внедрение стандарта профессиональной деятельности педагога новый шаг к качеству образования»

Профессиональный стандарт педагога

Профессиональный стандарт педагога Зачем нужен профессиональный стандарт педагога Стандарт инструмент реализации стратегии образования в меняющемся мире. Стандарт инструмент повышения качества образования

Подробнее

Продолжила выступление Кирилина С.В.

После группового обсуждения выбираются 10 наиболее значимых и важных качеств, составляющих профессиональную компетентность педагога, пять из них личностные, пять профессиональные. Время работы 5 мин. «Оформительный

Подробнее

Профессиональный стандарт педагога

Профессиональный стандарт педагога Педагог ключевая фигура реформирования образования. В стремительно меняющемся открытом мире главным профессиональным качеством, которое педагог должен постоянно демонстрировать

Подробнее

Профессиональный стандарт педагога

Профессиональный стандарт педагога Надым 2014 Профессиональный стандарт педагога Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ 544н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая

Подробнее

Критерии результативности

Семинар практикум «Развитие профессиональной компетенции педагога в современных условиях». (Методическая работа в ДОУ по внедрению ФГОС ДО) Заместитель заведующего: Г.Н. Гашева ЦЕЛЬ: Обеспечивать выявление,

Подробнее

З. Функции методической деятельности ДОУ

создание условий для повышения профессиональной компетенции, роста педагогического мастерства и развития творческого потенциала каждого педагога; организация активного участия педагогов в планировании,

Подробнее

2. ПРЕДНАЗНАЧЕНИЕ ПОРТФОЛИО

1 Портфолио является современной эффективной формой оценивания и помогает решать важные задачи: поддерживать высокий уровень мотивации; поощрять активность и самостоятельность; расширять возможности обучения

Подробнее

2. Предназначение портфолио

рефлексивная мониторинг личностного развития педагогических работников; 1.1 Срок данного положения не ограничен (действует до принятия нового) 2. Предназначение портфолио 2.1. Портфолио предназначается

Подробнее

Организация методической работы в ДОУ

Организация методической работы в ДОУ Успех работы дошкольного учреждения во многом зависит от качества методической работы с кадрами. Методическая работа занимает особое место в системе управления дошкольным

Подробнее

ПОЛОЖЕНИЕ о методической работе

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Центр развития ребенка — детский сад 37 Приморского района Санкт-Петербурга ул. Королева, д. 14, Санкт-Петербург, 197227 Тел / факс (812)

Подробнее

в МДОУ «Благоевский детский сад»

Принят Утвержден на заседании педагогического совета, Приказом ДОУ от 21.04.2017 г. протокол 3 от 20.04.2017 г. 02-13/18 План внедрения профессионального стандарта в МДОУ «Благоевский детский сад» 2017

Подробнее

Предполагаемый результат

профессиональной деятельности; обозначены особые условия допуска к работе; описаны обобщенные трудовые функции (А, В) и соответствующий им уровень квалификации; конкретизированы квалификационные требования

Подробнее

docplayer.ru

Педсовет«Готовность педагога к профессиональной деятельности в контексте ФГОС ДО. Профессиональный стандарт педагога» — Для педагогов — копилка идей

Педсовет

Круглый стол «Готовность педагога к профессиональной деятельности в контексте ФГОС ДО. Профессиональный стандарт педагога»

Цель: выяснить спектр мнений по поставленной проблеме с разных точек зрения; обсудить неясные или спорные моменты, связанные с проблемой; наметить способы ее решения.
Задачи:
• Рассмотрение разных подходов к понятиям «профессиональная компетентность педагога ДО» и «готовность педагога к профессиональной деятельности».
• Обогащение представлений о формах повышения профессиональной компетентности педагогов.
Форма проведения: круглый стол.
Оборудование: компьютер, проектор, доска, карточки с определениями на каждого участника, столы, стулья по кругу для всех участников.

План проведения:
1. Вводная часть (упражнение-тренинг, определение и обсуждение понятий).
2. Дискуссионная часть (выделение вопросов для обсуждения, представление гипотезы, работа педагогов в подгруппах).
3. Заключительная часть (рефлексия).

Ход мероприятия

Вводная часть.
Слайд 1
Доклад к педсовету.

Современная практика образования характеризуется активным включением

педагогов в инновационную деятельность, процесс внедрения новых программ и

технологий, методов и приемов взаимодействия с детьми. В таких условиях особое значение придается состоянию профессиональной деятельности, уровню

компетентности педагогов, повышению их квалификации, стремлению к

самообразованию, самосовершенствованию.

Решающим фактором развития ребенка становится личность педагога.

Профессия воспитателя ДОУ постепенно переходит в разряд специальностей,

характеризующихся высочайшим уровнем мобильности. Она становится все более сложной, что связано с появлением новых профессиональных задач, поведенческих взглядов, с необходимостью освоения новых функций, востребованных современным обществом.

На первый план сегодня выходят такие личностные и профессиональные

качества и компетенции воспитателя:

  • четкое видение современных задач дошкольного образования;
  • ценностное отношение к ребенку, культуре, творчеству;
  • гуманная педагогическая позиция;
  • умение заботится об экологии детства, сохранении духовного и физического здоровья детей;
  • проявление заботы о развитии индивидуальности каждого ребенка;
  • умение создавать и постоянно обогащать культурно-информационную и предметно-развивающую образовательную среду;
  • умение работать с содержанием обучения и разнообразными педагогическими технологиями, придавая им личностно-смысловую направленность;
  • умение осуществлять экспериментальную деятельность по внедрению
  • субъективно и объективно новых подходов и технологий, оценивать их соответствие принятым на государственном уровне целям образования, задачам гуманизации образовательного процесса, возможностям и потребностям детей;
  • способность к самообразованию, самовыращиванию личностных структур сознания, придающих гуманный смысл деятельности педагога.

 

Педагогическая профессия   является одновременно преобразующей и управляющей. А для того чтобы управлять развитием личности, нужно быть компетентным.

Понятие «профессиональной компетентности» рассматривается во многих источниках. 

В.- Кто из педагогов может предложить определение данного понятия?

2 Ведущий: Как любое изучение материала, предлагаем вам начать с определения основных понятий.
Участники должны высказать свою точку зрения в определении понятий, а затем предлагается пример определения в презентации.
Участникам круглого стола предлагаются для обсуждения следующие понятия: «квалификация педагога», «профессиональная компетенция педагога», «самореализация».
Слайд 2.
1 Ведущий: То есть, если расширить понятие, то тему нашего круглого стола можно озвучить так: «Как изменяются требования к профессиональной компетентности и квалификации педагогов в связи с введением нового профессионального стандарта педагога».
Слайд 3.
Как мы с вами знаем, новый стандарт дошкольного образования предъявляет требования не только к содержанию образования, к его результатам, но и, самое главное,к условиям реализации образовательного процесса. В плане внедрения ФГОС ДО особое внимание уделено кадровому обеспечению и подготовке педагогов дошкольного образования. Основные требования к педагогам определены в тексте Профессионального стандарта педагога. Главной фигурой, способной осуществить поставленные образовательные и воспитательные задачи, становится педагог. И не просто педагог, а специалист, отличающийся высоким уровнем профессиональной компетентности. 
От того, насколько грамотно будет выстроен образовательный процесс в дошкольном учреждении, зависит качественный уровень воспитания и развития ребенка-дошкольника.
2 Ведущий: Как показывает практика, качество дошкольного образования неоднозначно воспринимается разными людьми.

разделить педагогов на три группы (родители, администрация, педагоги)
Обсудить,  что включает в себя понятие «качество дошкольного образования»?
Мнение участников круглого стола.

 Слайд 4.
2 Ведущий: Ксения Юрьевна Белая предлагает следующее содержание данного понятия: «Качество дошкольного образования — это такая организация педагогического процесса в детском саду, при которой уровень воспитанности развития КАЖДОГО РЕБЕНКА увеличивается в соответствии с учетом его личностных возрастных и физических особенностей в процессе воспитания и обучения».
От чего же зависит качество работы дошкольного образовательного учреждения? (выслушивается мнение участников, подводится итог).
Слайд 5.
1. От качества работы педагогов, в первую очередь, воспитателей.
2. Сложившихся в педагогическом коллективе отношений.
3. Условий, созданных руководителем для творческого поиска новых методов и форм работы с детьми.
4. Объективной оценки результатов деятельности КАЖДОГО СОТРУДНИКА.
1 Ведущий: Таким образом, качество — это результат деятельности всего педагогического коллектива, в тоже время налицо тот факт, что каждый педагог яаляется  лично ответственным за уровень (качество) своего профессионализма.   Прежде всего, он сам определяет, что, когда и в какой форме ему делать, дабы измениться самому и таким образом повлиять на результаты своего труда (а значит, и на результаты работы дошкольного учреждения).
 

Слайд 6.
 2 Ведущий: Для отдыха, уважаемые слушатели, предлагаем вам небольшую мозговую разминку, давайте попробуем подобрать определения-характеристики для творческого воспитателя:
Раздаются карточки с буквами.
В— Внимательный, выразительный, всесторонне развитый, вариативный, волевой
О— Образованный, общительный, одаренный, ответственный, открытый, обучаемый, оптимист
С— Справедливый, самостоятельный, свободный, самокритичный, счастливый, симпатичный, стильный, стратег, специалист
П— Познавательный, понимающий, понятливый, практичный, прогрессивный, профессионал, психолог, прогнозист, патриот
И— Индивидуальный, интеллигентный, интересный, инициативный, инновационный, игривый, исследователь
Т— Трудолюбивый, тактичный, талантливый, творческий,
А— Активный, адекватный, авторитетный, азартный, артистичный, аналитик
Т— Темпераментный, терпеливый, толерантный
Е— Естественный, единомышленник
Л — Ласковый, любящий, лидер
Ь— Добрый, мягкий, светлый, нежный.
Слайд 7
Слайд 8.
К.Д.Ушинский сказал: «В деле обучения и воспитания: ничего нельзя улучшить, минуя голову учителя».
2 Ведущий: 

Какие же формы повышения профессиональной компетентности педагогов вы могли бы назвать самыми эффективными?
Мнения участников.
Практика показывает, что для того, чтобы осуществлять свою деятельность на высоком профессиональном уровне, применять педагогически обоснованные и обеспечивающие высокое качество образования формы, методы обучения и воспитания, необходимо повышать свой профессиональный уровень.

Требования современного мира таковы,  что полученных однажды знаний недостаточно. Необходимо совершенствовать свою профессиональную компетенцию.

 Какие же формы повышения профессиональной компетентности педагогов вы могли бы назвать самыми эффективными?
Мнения участников

 Выделим основные пути её развития:

-курсы повышения квалификации,

-исследовательская, экспериментальная деятельность,

-инновационная деятельность, освоение новых педагогических технологий,

— активное участие в педагогических  конкурсах, мастер- классах,

-участие в методических объединениях,

— умение ориентироваться в информационном потоке,

-обобщение собственного педагогического опыта,

и самое главное- самообразование.

Самообразование- составная часть системы непрерывного образования- выступает как связующее звено между базовым образованием и  периодическим повышением квалификации.

Большинство воспитателей не могут (а в некоторых случаях не хотят) самостоятельно повышать свой профессионализм. Сказываются внешние факторы (оплата труда, материально- техническое оснащение, перегрузки в работе., бытовые трудности и др.), но есть и субъективные причины, которые зависят от самих воспитателей. Им не хватает настойчивости, целеустремлённости, навыков самообразовательной работы.

Поэтому, очень важно понимать значимость самообразования и стремиться к собственному развитию. Как говорил К. И. Чуковский «Только те знания прочны и ценны, которые Вы добыли сами, побуждаемые собственной страстью…» 

Самообразование- целенаправленная познавательная деятельность, управляемая  самой личностью, приобретение систематических знаний в какой- либо области.

Критериями самообразования являются:

-эффективность профессиональной деятельности,

-творческий рост педагога,

-внедрение новых педагогических технологий в образовательный процесс.

Существуют различные формы самообразования. Приведём основные из них: 

 изучение литературы, обзор информации в интернете, прослушивание лекций, докладов, консультаций, посещение семинаров, конференций, тренингов,  а также практическая деятельность.

1 Ведущий: Таким образом, в условиях реализации нового ФГОС ДО, в рамках профессионального стандарта педагога неотъемлемой частью педагогической деятельности является непрерывное повышение своей профессиональной квалификации, непрерывное самообразование. 
 

ardatov-2ds.ucoz.ru

Педагогический совет на тему «Профстандарт педагога

Педагогический совет

«Образовательный стандарт педагога – новое качество образования»

Цель: Создание условий для включения педагогического коллектива школы в реализацию профессионального Стандарта педагога.

Задачи:

1.Изучить основные положения Стандарта педагога;

2.Проанализировать отдельные пункты Стандарта, выявить положительные и

отрицательные стороны;

3. Наметить пути совершенствования профессиональной компетенции учителя.

Форма проведения: педсовет-экспедиция

Регламент работы:

— выступление – 15 минут

— работа в группах – 45 минут

-Добрый день, уважаемые коллеги! Мы начинаем заседание педагогического

совета. Внимание на экран. https://www.youtube.com/watch?v=ZMNe1u_RMJQ&feature=player_embedded

Кадры из кинофильма «Большая перемена». Как Вы думаете, справится ли главный герой с трудностями, которые выпадут на его педагогическую деятельность? Учителя отвечают.

Не случайно в начале были продемонстрированы кадры из известного кинофильма «Большая перемена», режиссера Алексея Коренева. В фильме показано, что человек способен претерпеть любые перемены, а особенно учитель в современном обществе.

Педагог – ключевая фигура реформирования образования.

Профессионализм учителей, как известно, является одним из факторов эффективности системы образования, определяющим качество реализации ими основных функций.

В стремительно меняющемся открытом мире главным профессиональным качеством, которое педагог должен постоянно демонстрировать своим ученикам, становится умение учиться. Готовность к переменам, мобильность, способность к нестандартным трудовым действиям, ответственность и самостоятельность в принятии решений – все эти характеристики деятельности успешного профессионала в полной мере относятся и к педагогу. Обретение этих ценных качеств невозможно без расширения пространства педагогического творчества.

Стандарт разработан рабочей группой из 12 человек, в число которых вошли ведущие эксперты в области образования, директора школ, ученые.

Возглавил группу член Общественного совета при Министерстве образования и науки Российской Федерации, директор Центра образования № 109 города г.Москвы Е. А. Ямбург.

Евгений Ямбург о стандарте: https://yandex.ru/video/search?filmId=1033216145163796527&text=%D1%84%D1%80%D0%B0%D0%B3%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D1%82%20%D0%B2%D1%8B%D1%81%D1%82%D1%83%D0%BF%D0%BB%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%8F%20%D0%95%D0%B2%D0%B3%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%8F%20%D0%AF%D0%BC%D0%B1%D1%83%D1%80%D0%B3%D0%B0%20%D0%BE%20%D1%81%D1%82%D0%B0%D0%BD%D0%B4%D0%B0%D1%80%D1%82%D0%B5&noreask=1&path=wizard&reqid=1514486010314322-499049152157638328900392-man1-3598-V

Итак, мы приглашаем вас обсудить сегодня профессиональный стандарт.

Групповая дискуссия «Что такое стандарт? Зачем нужен новый стандарт педагога»

Продолжим педсовет в форме образовательной экспедиции по группам. Каждая станция нашей экспедиции будет анализировать профессиональный

стандарт по трудовым функциям.

Девизом для работы в группах будет: «Бороться, искать, найти и не сдаваться», который перекликается с тремя функциями профессионального стандарта педагога: обучение, воспитание и развитие.

Экспедиция проходит по трём станциям:

Первая станция — «И КоТ учёный»– обучающая.

Вторая станция – «У семи нянек дитя ….» — воспитательная.

Третья – станция «В поисках сокровищ» — развивающая.

На столах каждой станций лежат задания, выдержки из стандарта.

1 задание группам. «Синквейн «Профстандарт для нас…»»

Нам уже знаком Профстандарт, поэтому предлагаем вам составить синквейн «Профстандарт для нас..». Напоминаем правила составления синквейна (слайд презентации). Выступают от группы у доски – создание новогодней елки.

Итак профстандарт является документом, в котором прописаны качества и критерии современного педагога.

2 задание группам. Выявить, что появляется нового в перечне трудовых действий, необходимых умений и знаний для учителей Вашего уровня образования/предметной области? (Приложение №1).

После заполнения таблицы выступает каждая группа.

Зачем нужен профессиональный стандарт педагога?

Стандарт это:

-инструмент реализации стратегии образования в меняющемся мире.

-инструмент повышения качества образования и выхода отечественного образования на международный уровень.

-объективный измеритель квалификации педагога.

-средство отбора педагогических кадров в образовательной организации.

-основа для формирования трудового договора, фиксирующего отношения между работником и работодателем.

3 задание. Работа в группах «Составление плана-действий (дорожной карты) по совершенствованию педагогов школы».

Какие трудности могут возникнуть в работе в связи с введением с 1 января 2018 года Профессионального стандарта педагога?

После работы демонстрируют свои дорожные карты.

Мы сегодня убедились в том, что профессиональный стандарт учителя это новое знание, главное сокровище учителя. По окончании экспедиции мы выявили те компоненты стандарта, которые вызывают затруднения, и над которыми будем работать на заседаниях методических объединений. Да и сами приемы педагогической техники, с помощью которых велось «погружение» в документ можно взять на вооружение и использовать на уроке. Детально анализируя все характеристики трудовых функций, каждый чётко определил задачи, над которыми необходимо работать. Кто-то определиться с темой самообразовательной работы. Эффективность курсов повышения квалификации, семинаров, конференций не велика, если они не сопровождаются самообразованием педагога. Для того чтобы самообразование было целенаправленным, каждому педагогу необходимо иметь соответствующий план работы. Формой представления такого плана может быть «Индивидуальный образовательный маршрут». Однако в современных условиях для повышения своего профессионального мастерства, своей квалификации учителю необходимо строить свою работу с использованием индивидуального образовательного маршрута.

Необходимость наполнения профессионального стандарта педагога новыми компетенциями:

-Работа с одаренными учащимися.

-Работа в условиях реализации программ инклюзивного образования.

-Преподавание русского языка учащимся, для которых он не является родным.

-Работа с учащимися, имеющими проблемы в развитии.

-Работа с девиантными, зависимыми, социально запущенными и социально уязвимыми учащимися, имеющими серьезные отклонения в поведении.

Итогом нашей работы экспедиции будет портрет современного педагога.

Оцените, все то, о чем мы сейчас говорили. Давайте попробуем составить словесный портрет современного педагога.

Я предлагаю вам творческое задание «Портрет педагога»

Вашим группам предлагается составить портрет современного учителя.

1 группа — личностные качества педагога,

2 группа — профессиональные качества педагога сформированные, но требующие усовершенствования,

3 группа — профессиональные качества педагога полностью сформированные.

Рефлексия. «Мелодия школьной жизни». На столах каждой группы лежат ноты – до, ре, ми, фа, соль, ля, си, до. Предлагается записать на них слова, начинающиеся с начальных букв нот и приклеить на нотной доске.

Хочется закончить наш педсовет словами доктора педагогических наук, заслуженного учителя РФ Евгения Александровича Ямбурга «Внедрение стандарта педагога может принести бедствия, а может дать импульс движению вперед»

Решение педсовета:

  1. Педагогам школы планировать направление профессионального развития с учетом анализа профессиональных компетенций в условиях введения профстандарта (курсы повышения квалификации и переподготовка).

  2. Скорректировать темы самообразования педагогов с учетом изучения и

применения активных форм обучения, личностно-ориентированных педагогических технологий, соответствующих профессиональной, психолого-педагогической компетентности педагога.

  1. Совершенствовать свою педагогическую практику, позволяющую эффективно вовлечь в образовательный процесс учеников с разными стартовыми возможностями.

Приложение №1

Общепедагогическая функция. Обучение

Приложение №1

Воспитательная деятельность

Приложение №1

Развивающая деятельность

Приложение №2

«Составление плана-действий (дорожной карты) по совершенствованию педагогов школы».

Какие трудности могут возникнуть в работе в связи с введением с 1 января 2018 года

Профессионального стандарта педагога?

«В поисках сокровищ»

infourok.ru

Сообщение к педсовету «Профессиональный стандарт педагога»

Сообщение к педагогическому совету

ПРОЕКТ

Профессиональный стандарт педагога

Содержание

1. Область применения.

2. Цель применения.

3. Термины и определения применительно к педагогу.

4. Содержание профессионального стандарта педагога.

4.1. Часть первая: обучение.

4.2. Часть вторая: воспитательная работа.

4.3. Часть третья: развитие (Личностные качества и профессиональные компетенции, необходимые учителю для осуществления развивающей деятельности).

4.4. Часть четвертая: профессиональные компетенции педагога, отражающие специфику работы в начальной школе.

4.5. Часть пятая: профессиональные компетенции педагога дошкольного образования (воспитателя), отражающие специфику работы на дошкольном уровне образования.

5. Методы оценки выполнения требований профессионального стандарта педагога.

6. Заключительные положения.

Приложения:

Приложение № 1. Расширенный, ориентированный на перспективу перечень ИКТ-компетенций педагога, которые могут рассматриваться в качестве критериев оценки его деятельности только при создании необходимых и достаточных условий.

Приложение № 2. Психолого-педагогические требования к квалификации учителя.

Приложение № 3. Часть А. Профессиональный стандарт учителя математики и информатики.

Часть Б. Профессиональный стандарт учителя русского языка.

Приложение № 4. Рекомендации по внедрению профессионального стандарта педагога.

Профессиональный стандарт педагога

(Концепция и содержание)

Введение

     Педагог – ключевая фигура реформирования образования. «В деле обучения и воспитания, во всем школьном деле ничего нельзя улучшить, минуя голову учителя» (К.Д. Ушинский). В стремительно меняющемся открытом мире главным профессиональным качеством, которое педагог должен постоянно демонстрировать своим ученикам, становится умение учиться. Готовность к переменам, мобильность, способность к нестандартным трудовым действиям, ответственность и самостоятельность в принятии решений – все эти характеристики деятельности успешного профессионала в полной мере относятся и к педагогу. Обретение этих ценных качеств невозможно без расширения пространства педагогического творчества. Труд педагога должен быть избавлен от мелочной регламентации, освобожден от тотального контроля.

     Существующие громоздкие квалификационные характеристики и должностные инструкции, сковывающие инициативу учителя, обременяющие его формальными требованиями (например, предписывающими составлять образовательные программы) и дополнительными функциональными обязанностями, отвлекающими от непосредственной работы с детьми, не отвечают духу времени.

     Профессиональный стандарт педагога, который должен прийти на смену морально устаревшим документам, до сих пор регламентировавшим его деятельность, призван, прежде всего, раскрепостить педагога, дать новый импульс его развитию.

     Федеральный закон № 273-ФЗ от 29.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации» (далее – ФЗ) относит дошкольное образование к одному из уровней общего. Кроме того, в ФЗ, наряду с такой функцией, как уход и присмотр за ребенком, за дошкольными организациями закрепляется обязанность осуществлять образовательную деятельность, выделяемую в отдельную услугу. В соответствии с законом, сегодня любая школа вправе реализовывать программы дошкольного образования. Отсюда возникает необходимость единого подхода к профессиональным компетенциям педагога дошкольного образования и учителя.

     Соответственно уровням образования, определяющим специфику педагогической деятельности, выделяются следующие специальности: педагог дошкольного образования (воспитатель), педагог начальной, основной и старшей школы. В перспективе предполагается расширить сферу применения профессионального стандарта педагога, введя специальности: педагог дополнительного образования и педагог системы профессионального образования. Учитывая необходимость работы в образовательных организациях с детьми, имеющими проблемы в развитии и ограниченные возможности, планируется рассмотреть введение дополнительных специальностей: педагог-психолог, специальный педагог (дефектолог), осуществляющий свою деятельность в дошкольном учреждении общего типа и массовой школе, тьютор, оказывающий индивидуальную поддержку и сопровождение ребенка-инвалида и т.п. Таким образом, профессиональный стандарт педагога является открытым документом, который может быть дополнен и расширен.

    Меняется мир, изменяются дети, что, в свою очередь, выдвигает новые требования к квалификации педагога. Но от педагога нельзя требовать то, чему его никто никогда не учил. Следовательно, введение нового профессионального стандарта педагога должно неизбежно повлечь за собой изменение стандартов его подготовки и переподготовки в высшей школе и в центрах повышения квалификации.

     Расширяя границы свободы педагога, профессиональный стандарт одновременно повышает его ответственность за результаты своего труда, предъявляя требования к его квалификации, предлагая критерии ее оценки.

С учетом различного уровня квалификации педагогов страны предусматривается процедура постепенного, поэтапного введения профессионального стандарта педагога.

     Различаются не только уровни квалификации педагогов, но и те условия, в которых они осуществляют свою профессиональную деятельность. Поэтому в рамках профессионального стандарта педагога предусматривается введение региональной и школьной компоненты, учитывающей как региональные особенности (преобладание сельских школ, работа учителя в мегаполисе, моноэтнический или полиэтнический состав учащихся и т.п.), так и специфику реализуемых в школе образовательных программ (математический лицей, инклюзивная школа и т.п.). Наполнение региональной и школьной компоненты профессионального стандарта педагога потребует совокупных творческих усилий учителей, администраторов, родительской общественности, экспертного сообщества и должно быть принято и утверждено на основе консенсуса.

     Стремление к достижению консенсуса в обществе по вопросу введения профессионального стандарта педагога заложено в процесс его разработки, апробации и внедрения, начиная с широкого обсуждения проекта документа, заканчивая определением окончательных сроков его введения.

     Для обеспечения действенного общественного контроля на всех этапах работы над профессиональным стандартом предлагается в полной мере задействовать механизмы государственно-общественного управления. С этой целью предполагается создать независимую общественную ассоциацию «Профессиональный стандарт педагога – 2013», наделив ее необходимыми правами и полномочиями.

Зачем нужен профессиональный стандарт педагога

  • Стандарт – инструмент реализации стратегии образования в меняющемся мире.
  • Стандарт – инструмент повышения качества образования и выхода отечественного образования на международный уровень.
  • Стандарт – объективный измеритель квалификации педагога.
  • Стандарт – средство отбора педагогических кадров в учреждения образования.
  • Стандарт – основа для формирования трудового договора, фиксирующего отношения между работником и работодателем.
  • Работа с одаренными учащимися.
  • Работа в условиях реализации программ инклюзивного образования.
  • Преподавание русского языка учащимся, для которых он не является родным.
    • Работа с учащимися, имеющими проблемы в развитии.
    • Работа с девиантными, зависимыми, социально запущенными и социально уязвимыми учащимися, имеющими серьезные отклонения в поведении.
      • Соответствовать структуре профессиональной деятельности педагога.
    • Не превращаться в инструмент жесткой регламентации деятельности педагога.
    • Избавить педагога от выполнения несвойственных функций, отвлекающих его от выполнения своих прямых обязанностей.
    • Побуждать педагога к поиску нестандартных решений.
    • Соответствовать международным нормам и регламентам.
    • Соотноситься с требованиями профильных министерств и ведомств, от которых зависят исчисление трудового стажа, начисление пенсий и т.п.

Необходимость наполнения профессионального стандарта учителя новыми компетенциями:

Требования к профессиональному стандарту педагога

Стандарт должен:

Характеристика стандарта

üПрофессиональный стандарт педагога – рамочный документ, в котором определяются основные требования к его квалификации.

üОбщенациональная рамка стандарта может быть дополнена региональными требованиями, учитывающими социокультурные, демографические и прочие особенности данной территории (мегаполисы, районы с преобладанием сельского населения, моноэтнические и полиэтнические регионы накладывают свою специфику на труд педагога).

üПрофессиональный стандарт педагога может быть также дополнен внутренним стандартом образовательного учреждения (по аналогии со стандартом предприятия), в соответствии со спецификой реализуемых в данном учреждении образовательных программ (школа для одаренных, инклюзивная школа и т.п.).

üПрофессиональный стандарт педагога является уровневым, учитывающим специфику работы педагогов в дошкольных учреждениях, начальной, основной и старшей школе.

üУчитывая особое место и роль в общем среднем образовании таких предметов, как математика и русский язык, обязательность их сдачи в форме ЕГЭ для всех без исключения выпускников школ, в приложениях к документу отдельно выделяются профессиональные стандарты педагога по этим специальностям.

üПрофессиональный стандарт педагога отражает структуру его профессиональной деятельности: обучение, воспитание и развитие ребенка. В соответствии со стратегией современного образования в меняющемся мире, он существенно наполняется психолого-педагогическими компетенциями, призванными помочь учителю в решении новых стоящих перед ним проблем.

üСтандарт выдвигает требования к личностным качествам учителя, неотделимым от его профессиональных компетенций, таких как: готовность учить всех без исключения детей, вне зависимости от их склонностей, способностей, особенностей развития, ограниченных возможностей.

Профессиональный стандарт педагога

выполняет функции, призванные:

  • Преодолеть технократический подход в оценке труда педагога.
  • Обеспечить координированный рост свободы и ответственности педагога за результаты своего труда.
  • Мотивировать педагога на постоянное повышение квалификации.

Профессиональный стандарт педагога

1. Область применения.

Сфера дошкольного, начального и общего среднего образования. Профессиональный стандарт педагога может применяться:

а) при приеме на работу в общеобразовательное учреждение на должность «педагог»;

в) при проведении аттестации педагогов образовательных учреждений региональными органами исполнительной власти, осуществляющими управление в сфере образования;

г) при проведении аттестации педагогов самими образовательными организациями, в случае предоставления им соответствующих полномочий.

2. Цель применения

2.1. Определять необходимую квалификацию педагога, которая влияет на результаты обучения, воспитания и развития ребенка.

2.2. Обеспечить необходимую подготовку педагога для получения высоких результатов его труда.

2.3. Обеспечить необходимую осведомленность педагога о предъявляемых к нему требованиях.

2.4. Содействовать вовлечению педагогов в решение задачи повышения качества образования.

3. Термины и определения применительно к педагогу

3.1. Квалификация педагога – отражает уровень профессиональной подготовки учителя и его готовность к труду в сфере образования. Квалификация учителя складывается из его профессиональных компетенций.

3.2. Профессиональная компетенция – способность успешно действовать на основе практического опыта, умения и знаний при решении профессиональных задач.

3.3. Профессиональный стандарт педагога: документ, включающий перечень профессиональных и личностных требований к учителю, действующий на всей территории Российской Федерации.

3.4. Региональное дополнение к профессиональному стандарту: документ, включающий дополнительные требования к квалификации педагога, позволяющие ему выполнять свои обязанности в реальном социокультурном контексте.

3.5. Внутренний стандарт образовательной организации: документ, определяющий квалификационные требования к педагогу, соответствующий реализуемым в данной организации образовательным программам.

3.6. Ключевые области стандарта педагога: разделы стандарта, соответствующие структуре профессиональной деятельности педагога: обучение, воспитание и развитие ребенка.

3.7. Профессиональная ИКТ-компетентность: квалифицированное использование общераспространенных в данной профессиональной области в развитых странах средств ИКТ при решении профессиональных задач там, где это необходимо.

3.8. Аудит: систематический, независимый и документируемый процесс получения свидетельств аудита и их объективного оценивания в целях установления степени выполнения требований.

3.9. Внутренний аудит: аудит, осуществляемый самой организацией или другой организацией от ее имени для внутренних целей. Например, внутренний аудит может быть проведен для подтверждения результативности системы менеджмента или оценки квалификации работников, а также оценки соответствия предъявляемым к ним профессиональным требованиям.

3.10. Внешний аудит: аудит, проводимый независимой от образовательной организации стороной. Внешний аудит может быть осуществлен надзорными органами или организациями, представляющими интересы потребителей.

4. Содержание профессионального стандарта педагога

4.1. Часть первая: обучение

Педагог должен:

1. Иметь высшее образование. Педагогам, имеющим среднее специальное образование и работающим в настоящее время в дошкольных организациях и начальной школе, должны быть созданы условия для его получения без отрыва от своей профессиональной деятельности.

2. Демонстрировать знание предмета и программы обучения.

3. Уметь планировать, проводить уроки, анализировать их эффективность (самоанализ урока).

4. Владеть формами и методами обучения, выходящими за рамки уроков: лабораторные эксперименты, полевая практика и т.п.

5. Использовать специальные подходы к обучению, для того чтобы включить в образовательный процесс всех учеников: со специальными потребностями в образовании; одаренных учеников; учеников, для которых русский язык не является родным; учеников с ограниченными возможностями и т.д.

6. Уметь объективно оценивать знания учеников, используя разные формы и методы контроля.

7. Владеть ИКТ-компетенциями (подробные разъяснения в отношении ИКТ-компетенций приведены в Приложении 1).

4.2. Часть вторая: воспитательная работа

Педагог должен:

1. Владеть формами и методами воспитательной работы, используя их как на уроке, так и во внеклассной деятельности.

2. Владеть методами организации экскурсий, походов и экспедиций.

3. Владеть методами музейной педагогики, используя их для расширения кругозора учащихся.

4. Эффективно регулировать поведение учащихся для обеспечения безопасной образовательной среды.

5. Эффективно управлять классами, с целью вовлечения учеников в процесс обучения и воспитания, мотивируя их учебно-познавательную деятельность. Ставить воспитательные цели, способствующие развитию учеников, независимо от их происхождения, способностей и характера, постоянно искать педагогические пути их достижения.

6. Устанавливать четкие правила поведения в классе в соответствии со школьным уставом и правилами поведения в образовательной организации.

7. Оказывать всестороннюю помощь и поддержку в организации ученических органов самоуправления.

8. Уметь общаться с детьми, признавая их достоинство, понимая и принимая их.

9. Уметь находить (обнаруживать) ценностный аспект учебного знания и информации и обеспечивать его понимание и переживание учащимися.

10. Уметь проектировать и создавать ситуации и события, развивающие эмоционально-ценностную сферу ребенка (культуру переживаний и ценностные ориентации ребенка).

11. Уметь обнаруживать и реализовывать (воплощать) воспитательные возможности различных видов деятельности ребенка (учебной, игровой, трудовой, спортивной, художественной и т.д.).

12. Уметь строить воспитательную деятельность с учетом культурных различий детей, половозрастных и индивидуальных особенностей.

13. Уметь создавать в учебных группах (классе, кружке, секции и т.п.) детско-взрослые общности учащихся, их родителей и педагогов.

14. Уметь поддерживать конструктивные воспитательные усилия родителей (лиц, их заменяющих) учащихся, привлекать семью к решению вопросов воспитания ребенка.

15. Уметь сотрудничать (конструктивно взаимодействовать) с другими педагогами и специалистами в решении воспитательных задач (задач духовно-нравственного развития ребенка).

16. Уметь анализировать реальное состояние дел в классе, поддерживать в детском коллективе деловую дружелюбную атмосферу.

17. Уметь защищать достоинство и интересы учащихся, помогать детям, оказавшимся в конфликтной ситуации и/или неблагоприятных условиях.

18. Поддерживать уклад, атмосферу и традиции жизни школы, внося в них свой положительный вклад.

4.3. Часть третья: развитие (Личностные качества и профессиональные компетенции, необходимые педагогу для осуществления развивающей деятельности)

1. Готовность принять разных детей, вне зависимости от их реальных учебных возможностей, особенностей в поведении, состояния психического и физического здоровья. Профессиональная установка на оказание помощи любому ребенку.

2. Способность в ходе наблюдения выявлять разнообразные проблемы детей, связанные с особенностями их развития.

3. Способность оказать адресную помощь ребенку своими педагогическими приемами.

4. Готовность к взаимодействию с другими специалистами в рамках психолого-медико-педагогического консилиума.

5. Умение читать документацию специалистов (психологов, дефектологов, логопедов и т.д.).

6. Умение составлять совместно с другими специалистами программу индивидуального развития ребенка.

7. Владение специальными методиками, позволяющими проводить коррекционно-развивающую работу.

8. Умение отслеживать динамику развития ребенка.

9. Умение защитить тех, кого в детском коллективе не принимают.

10. Знание общих закономерностей развития личности и проявления личностных свойств, психологических законов периодизации и кризисов развития, возрастных особенностей учащихся.

11. Умение использовать в практике своей работы психологические подходы: культурно-исторический, деятельностный и развивающий.

12. Умение проектировать психологически безопасную и комфортную образовательную среду, знать и уметь проводить профилактику различных форм насилия в школе.

13. Умение (совместно с психологом и другими специалистами) осуществлять психолого-педагогическое сопровождение образовательных программ начального и среднего общего образования, в том числе программ дополнительного образования.

14. Владение элементарными приемами психодиагностики личностных характеристик и возрастных особенностей учащихся, осуществление совместно с психологом мониторинга личностных характеристик ребенка.

15. Умение (совместно с психологом и другими специалистами) составить психолого-педагогическую характеристику (портрет) личности учащегося.

16. Умение разрабатывать и реализовывать индивидуальные программы развития с учетом личностных и возрастных особенностей учащихся.

17. Умение формировать и развивать универсальные учебные действия, образцы и ценности социального поведения, навыки поведения в мире виртуальной реальности и социальных сетях, навыки поликультурного общения и толерантность, ключевые компетенции (по международным нормам) и т.д.

18. Владение психолого-педагогическими технологиями (в том числе инклюзивными), необходимыми для работы с различными учащимися: одаренные дети, социально уязвимые дети, попавшие в трудные жизненные ситуации, дети-мигранты, дети-сироты, дети с особыми образовательными потребностями (аутисты, СДВГ и др.), дети с ОВЗ, дети с девиациями поведения, дети с зависимостью.

19. Умение формировать детско-взрослые сообщества, знание их социально-психологических особенностей и закономерностей развития.

20. Знание основных закономерностей семейных отношений, позволяющих эффективно работать с родительской общественностью.

4.4. Часть четвертая: профессиональные компетенции педагога, отражающие специфику работы в начальной школе

Педагог начальной школы должен

1. Учитывать своеобразие социальной ситуации развития первоклассника в связи с переходом ведущей деятельности от игровой к учебной, целенаправленно формировать у детей социальную позицию ученика.

2. Обеспечивать развитие умения учиться (универсальных учебных действий) до уровня, необходимого для обучения в основной школе.

3. Обеспечивать при организации учебной деятельности достижение метапредметных образовательных результатов как важнейших новообразований младшего школьного возраста.

4. Быть готовым, как самый значимый взрослый в социальной ситуации развития младшего школьника, к общению в условиях повышенной степени доверия детей учителю.

5. Уметь реагировать на непосредственные по форме обращения детей к учителю, распознавая за ними серьезные личные проблемы. Нести ответственность за личностные образовательные результаты своих учеников.

6. Учитывать при оценке успехов и возможностей учеников неравномерность индивидуального психического развития детей младшего школьного возраста, а также своеобразие динамики развития учебной деятельности мальчиков и девочек.

4.5. Часть пятая: профессиональные компетенции педагога дошкольного образования (воспитателя), отражающие специфику работы на дошкольном уровне образования

Педагог дошкольного образования должен

1. Знать специфику дошкольного образования и особенности организации образовательной работы с детьми раннего и дошкольного возраста.

2. Знать общие закономерности развития ребенка в раннем и дошкольном детстве; особенности становления и развития детских деятельностей в раннем и дошкольном возрасте.

3. Уметь организовывать ведущие в дошкольном возрасте виды деятельности: предметно-манипулятивную и игровую, обеспечивая развитие детей. Организовывать совместную и самостоятельную деятельность дошкольников.

4. Владеть теорией и педагогическими методиками физического, познавательного и личностного развития детей раннего и дошкольного возраста.

5. Уметь планировать, реализовывать и анализировать образовательную работу с детьми раннего и дошкольного возраста в соответствии с ФГОС дошкольного образования (ФГТ).

6. Уметь планировать и корректировать образовательные задачи (совместно с психологом и другими специалистами) по результатам мониторинга, с учетом индивидуальных особенностей развития каждого ребенка раннего и/или дошкольного возраста.

7. Реализовывать педагогические рекомендации специалистов (психолога, логопеда, дефектолога и др.) в работе с детьми, испытывающими трудности в освоении программы, или детьми с особыми образовательными потребностями.

8. Участвовать в создании психологически комфортной и безопасной образовательной среды, обеспечивая безопасность жизни детей, сохранение и укрепление их здоровья, поддерживая эмоциональное благополучие ребенка в период пребывания в образовательной организации.

9. Владеть методами и средствами анализа психолого-педагогического мониторинга, позволяющего оценить результаты освоения детьми образовательных программ, степень сформированности у них необходимых интегративных качеств детей дошкольного возраста, необходимых для дальнейшего обучения и развития в начальной школе.

10. Владеть методами и средствами психолого-педагогического просвещения родителей (законных представителей) детей раннего и дошкольного возраста, уметь выстраивать партнерское взаимодействие с ними для решения образовательных задач.

11. Владеть ИКТ-компетенциями, необходимыми и достаточными для планирования, реализации и оценки образовательной работы с детьми раннего и дошкольного возраста.

5. Методы оценки выполнения требований профессионального стандарта педагога

5.1. Общие подходы

     Итоговая оценка профессиональной деятельности педагога производится по результатам обучения, воспитания и развития учащихся. Производя такую комплексную оценку, необходимо учитывать уровни образования, склонности и способности детей, особенности их развития и реальные учебные возможности.

     Так, в оценке работы педагога с сохранными, способными учащимися в качестве критериев могут рассматриваться высокие учебные достижения и победы в олимпиадах разного уровня.

     По отношению к учащимся, имеющим особенности и ограниченные возможности, в качестве критериев успешной работы педагогами совместно с психологами могут рассматриваться интегративные показатели, свидетельствующие о положительной динамике развития ребенка. (Был – стал.) Или, в особо сложных случаях (например, ребенок с синдром Дауна), о сохранении его психоэмоционального статуса.

     Профессиональная деятельность педагога дошкольного образования оценивается только комплексно. Высокая оценка включает сочетание показателей динамики развития интегративных качеств ребенка, положительного отношения ребенка к детскому саду и высокой степени активности и вовлеченности родителей в решение образовательных задач и жизнь детского сада.

     Интегративные показатели оценки деятельности педагога преобладают и в начальной школе.

5.2. Оценивая профессиональные качества педагога, необходимо обеспечить обратную связь с потребителями его деятельности. В качестве таких потребителей выступают сами учащиеся и их родители. Отсюда следует, что оценка деятельности учителя выходит за узкие ведомственные рамки и требует закрепления организационных форм и соответствующего им порядка проведения, обеспечивающего общественное участие в этой процедуре.

5.3. Возможные способы достижения и демонстрации учителем соответствия требованиям настоящего профессионального стандарта приведены в Приложениях № 1–2.

5.4. Оценка соответствия требованиям, предъявляемым к учителю, может быть проведена посредством внутреннего аудита, включающего анализ планов и отчетов, посещение проводимых им уроков, или в иной форме. Сбор данных для оценивания может быть осуществлен посредством результативного опроса, выслушивания, наблюдений и анализа документов, записей и данных.

5.5. Внутренние аудиторы образовательного учреждения должны назначаться из числа наиболее уважаемых и авторитетных учителей данного учреждения и быть обучены принципам, процедурам и методам проведения аудитов (см. ГОСТ Р ИСО 19011 как руководство по проведению аудита). Объем и частота проведения внутреннего аудита в отношении конкретного учителя устанавливаются самой образовательной организацией, исходя из ее политики в области повышения качества образовательных услуг.

5.6. Результаты внутренних аудитов должны учитываться при проведении государственной аттестации учителя и присвоении ему соответствующей категории.

6. Заключительные положения

     Введение профессионального стандарта педагога предоставляет регионам РФ и образовательным организациям дополнительные степени свободы, вместе с тем накладывая на них серьезную ответственность.

     Региональные органы управления образованием совместно с профессиональным сообществом могут разработать дополнения к нему. В свою очередь, образовательные организации имеют возможность сформулировать свои внутренние стандарты, на основе которых нужно будет разработать и принять локальные нормативные акты, закрепляющие требования к квалификации педагогов, соответствующие задачам данной образовательной организации и специфике ее деятельности.

     Профессиональный стандарт педагога, помимо прочего, – средство отбора педагогических кадров в образовательные организации. Международный опыт доказывает, что наиболее эффективной формой отбора, выявляющей уровень квалификации персонала в любой сфере деятельности, является стажировка будущих сотрудников. Предстоит определить те правовые, организационные, кадровые и экономические условия, которые позволят ввести стажировку будущего учителя, как оптимальный способ введения его в профессию.

     Очевидно, что повсеместное введение профессионального стандарта педагога не может произойти мгновенно, по команде сверху. Необходим период для его доработки и адаптации к нему профессионального сообщества. В связи с этим к документу прилагаются рекомендации по процедуре внедрения профессионального стандарта учителя.

xn--80adgbbc8fhn.xn--p1ai

ПЕДСОВЕТ НА ТЕМУ «ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ПЕДАГОГА»

10 мая на педагогическом совете  педагоги МДОУ № 55  обсуждали очень важный документ «Профессиональный стандарт «Педагог». Старший воспитатель Давыденко Марина Геннадьевна представила презентацию по данной теме. Педагоги получили сведения о том, какие организации разработали данный документ, когда он будет внедряться, а так же обсудили общие сведения, трудовые функции в форме деловой игры.

Стандарт – инструмент реализации стратегии образования в меняющемся мире.

Стандарт – инструмент повышения качества образования и выхода отечественного образования на международный уровень.

Стандарт – объективный измеритель квалификации педагога.

Стандарт – средство отбора педагогических кадров в учреждения образования. Стандарт – основа для формирования трудового договора, фиксирующего отношения между работником и работодателем.

В заключении педагоги получили листы самооценивания, анкеты, которые помогут каждому педагогу определить насколько его профессиональные качества соответсвуют данному стандарту, а так же определить для себя проблемные зоны в своей деятельности, так называемые педагогические дефициты. В дальнейшем это поможет определить стратегию профессионального развития каждого педагога в стремлении улучшить качество своей профессиональной деятельности.

Профстандарт для педагога ДОУ должен стать новым и эффективным способом упорядочения работы детских садов и других дошкольных учреждений, повысить эффективность воспитательной и образовательной деятельности в них, а также добиться большей компетентности от работников.

estalsad55.edumsko.ru

Готовность педагогов дошкольного образовательного учреждения к реализации профессионального стандарта педагога

Доклад на тему:

«Готовность педагогов дошкольного образовательного учреждения к реализации профессионального стандарта педагога»

Уважаемые члены коллегии, присутствующие!

Слайд 2

В последнее время педагогические коллективы детских садов уделяли серьезное внимание изучению закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗи Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. Безусловно, это важнейшие документы, регламентирующие нашу деятельность. Реализовывать Федеральный государственный образовательный стандарт предстоит педагогам. Сейчас требования к профессиональным качествам педагога также возросли.

Приказом Минтруда России №544н от 18 октября 2013 года был утвержден профессиональный стандарт «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» (далее профстандарт педагога). Что касается понятия профессионального стандарта, то оно было внесено в Трудовой кодекс РФ еще в 2012 году и закреплено в статье 195.1.

Слайд 3

К работе дошкольных учреждений сегодня предъявляются всё более высокие требования. Эти требования выстраиваются в систему задач, стоящих перед педагогами ДОУ, так как уровень и характер достижений ребёнка зависят, прежде всего, от профессиональной компетентности педагога, его умения работать над собой, постоянно совершенствоваться профессионально. Сегодня обществу нужен педагог компетентный, всесторонне подготовленный, гуманный, владеющий педагогическим мастерством.

Следовательно, введение нового профессионального стандарта педагога должно неизбежно повлечь за собой изменение стандартов его подготовки и переподготовки в высшей школе и в центрах повышения квалификации, а также в дошкольном учреждении в рамках корпоративного обучения.

Слайд4

Первое требование содержания профессионального стандарта педагога– это обучение.

Педагог должен: Иметь высшее образование.

В нашем детском саду из 23 педагогических работников высшее образование имеют 14 человек, т.е. только 61% педагогов соответствуют требованиям стандарта. Мы эту проблему видим, но решить её до 1сентября 2017 года не реально, потому что из неимеющих высшее образование 8 человек (35%) пенсионного и предпенсионного возраста, которые учиться не пойдут, поэтому мы уже сегодня на перспективу учим пять помощников воспитателей и в перспективе они начнут работать педагогами.

Слайд 5

Профстандарт также требует от педагога знания специфики дошкольного образования и особенности организации образовательной деятельности с детьми раннего и дошкольного возрастов. Для этого в 2015 году шесть педагогов нашего учреждения, на личные средства успешно прошли профессиональную переподготовку на учебно-методическом портале издательства «Учитель» по программе «Педагогика и методика дошкольного образования» и получили дипломы о профессиональной переподготовке.

В настоящее время все педагоги детского сада имеют дошкольное педагогическое образование.

Слайд 6

Хочу отметить, что 100% педагогов нашего учреждения повысили свою квалификацию в соответствии с требованиями ФГОС ДО.

Слайд 7

В рамках корпоративного обучения мы продумали систему методического сопровождения воспитателей. Она направлена на профессиональное адаптирование, становление, развитие и саморазвитие воспитателей и включает разнообразные технологии: деловые игры, брифинги, тренинги, викторины, конкурсы профессионального мастерства, дискуссии, поисково-творческие задания, ориентированные на осознание, апробацию и творческую интерпретацию инновационных программ и технологий в рамках введения ФГОС ДО. Нетрадиционные формы проведения педсоветов способствуют тому, что педагоги чаще стали делиться опытом своей работы на мероприятиях разного уровня.

Слайд 8

Реализуя одну из задач требования стандарта — сформировать у воспитанника модель математической деятельности, детский сад выбрал инновационное направление развития – популяризация научных знаний. Для реализации мы используем фиолетовый лес В.В.Воскобовича и его развивающие игры, в основу которых положены развитие математических представлений. Два педагога прошли авторские курсы «Сказочные лабиринты игры» — игровая технология интеллектуально-творческого развития детей дошкольного и младшего школьного возраста.

Слайд 9

Следующее, очень важное направление, в котором должен развиваться педагог дошкольного образования – это ИКТ компетентность. Большинство педагогов владеют информационно-компьютерными технологиями, используя сеть Интернет.

Возросло посещение ими вебинаров в режимах офлайн и онлайн, что помогает педагогу самостоятельно повышать свою профессиональную компетентность.

Вебинары стали отличным решением организации самообразования педагогов. Интернет предоставляет возможность видеть и слышать выступления ученых-преподавателей института развития образования (ИРО), педагогов в сопровождении мультимедийных презентаций по актуальным вопросам дошкольного образования. Есть возможность «обратной связи» – насущные вопросы можно задавать прямо в чате. Но, к сожалению, скорость трафика в детском саду не высока, это не дает возможность участия в вебинарах на рабочем месте. Наши педагоги все интересующие вебинары посещают в домашней обстановке, в свободное от работы время, что не даёт возможности совместного обсуждения, дискуссирования по проблемам вебинаров.

Слайд10

Интернет дал возможность нашим педагогам проходить дистанционные курсы, посещать мастер–классы, участвовать в конкурсе олимпиад, педагогических форумах.

Слайд 11

С публикациями наших педагогов можно ознакомиться в журналах: «Логопед», издательство творческий центр «Сфера»; «Обруч», издательство «Линка-Пресс» Федерального института развития образования; в сборнике докладов и мастер — классов управления образования администрации Солнечного муниципального района Хабаровского края, а также на страницах нашей местной газеты «Солнечный меридиан».

Слайд 12

Одно из главных требований стандарта – умение взаимодействовать с другими специалистами: психологом, социальным педагогом, дефектологом и т.д. Умение педагога работать с разными категориями детей.

В нашем дошкольном учреждении для работы с детьми, педагоги разрабатывают индивидуальные маршруты. Индивидуальная работа с одаренными воспитанниками – это высокие достижения и победы в конкурсах и олимпиадах разного уровня.

Слайд 13

Работа с воспитанниками, имеющими проблемы в развитии и серьезными отклонениями в поведении, ведется совместно с узкими специалистами: учителем-логопедом и педагогом–психологом. Воспитатели и родители (законные представители), выполняя педагогические рекомендации специалистов в работе с детьми, чаще наблюдают положительную динамику развития ребенка.

Для детей с проблемами нарушения речевого развития осуществляет деятельность логопункт, в который по результатам медико-психолого-педагогической комиссии уже зачислено 26 детей на 2016-2017 учебный год.

Слайд 14

Наши усилия по повышению профессионального уровня педагогов дают положительный эффект. Возросло количество педагогов с первыми и высшими квалификационными категориями. Наши показатели выше районных и краевых.

Сегодня педагогический коллектив готов к изменениям, обучению и развитию. Для того, чтобы применить требование профстандарта в условиях реализации программ инклюзивного образования с детьми, имеющими проблемы в развитии, с социально запущенными детьми, необходимо педагогам пройти обучение по профильным программам магистратуры по направлению «Психолого-педагогическое образование». На сегодняшний день есть необходимость введения ещё одной штатной единицы учителя — логопеда или дефектолога, т.к. с каждым годом увеличивается количество детей с речевыми нарушениями.

Слайд 15

Для повышения профессиональной ИКТ компетентности педагогов, нам необходимо приобрети интерактивные доски, ноутбуки, подключить скоростной интернет. Пропускная способность канала должна быть оптимизирована для того, чтобы была возможность работать в Федеральной автоматизированной информационной системе (АИС) – это требование Федерального законодательства.  В системе информационно-аналитического обеспечения сопровождения процесса повышения квалификации и принятия решения по аттестации (САПКА), а также работа на официальном сайте для размещения информации о государственных (муниципальных) учреждениях (http://bus.gov.ru/pub/home) – это современное требование российского законодательства.

Иначе говоря, наш коллектив готов работать в условиях профессионального стандарта педагога.

Слайд 16

Спасибо за внимание!

Доклад окончен.

xn--j1ahfl.xn--p1ai

Советы рукодельницам