Педагогическая находка — Сайт Батраченко Юлия Владимировна

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №93» города Таганрога

 

 

 

Конкурсное задание первого тура заочного этапа областного конкурса «УЧИТЕЛЬ ГОДА ДОНА» — 2018

номинация «ВОСПИТАТЕЛЬ ДОУ»

 

«Педагогическая находка»

 

Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию

в подготовительной к школе группе

 

 «Экспериментальная лаборатория»

 

 

 

Конкурсант:

Батраченко Юлия Владимировна,

воспитатель

первой кв. категории

 

 

 

 

Цель: развитие познавательной мотивации и навыков экспериментирования как способа познавательной деятельности.

 

Задачи

Обучающие:

—  расширять знания детей о свойствах объектов окружающего мира (бумага, лед как твердое состояние воды, магнит), о зимнем явлении природы «гололедица»;

— познакомить с приёмом нетрадиционного рисования на молоке;

— закреплять знания детей о необходимости соблюдения мер предосторожности в процессе экспериментирования с предметами окружающего мира.

Развивающие:

развивать познавательную активность, любознательность и самостоятельность детей в процессе экспериментирования;

-развивать умения предполагать, делать выводы (умозаключения), излагать свои мысли в понятной для окружающих форме;

-развивать доказательную речь, память, творческой воображение.

Воспитывающие:

-воспитывать умение сотрудничать, находить общие решения в процессе совместной деятельности.

 

Оборудование: мультимедийные средства (ноутбук, проекционный экран, проектор, звуковые колонки), аудиофайл «Танец Феи Драже» из балета «Щелкунчик» П.И.Чайковского, презентация «Экспериментальная лаборатория» в формате «pptx», 4 стола для экспериментирования, стулья для сбора «Учёный совет», фартуки, сигнальные смайлики в избыточном количестве с изображением «радость», «задумался».

 

Оснащение экспериментальных центров:

стол №1 -в центре стола стоит закрытая коробка с поделками из бумаги – цветами (у цветов лепестки закрыты к серединке), на коробке лежит лист цветной бумаги, у каждого стоит емкость с водой;

стол №2 — в центре стола стоит коробка с различными камнями, среди которых есть магнит, коробочка с магнитами для индивидуальной работы, у каждого — тарелочка с различными мелкими предметами (металлическими и неметаллическими), квадраты из бумаги, из ткани и пластиковый стакан с водой и скрепками.

стол №3 — в центре стола стоит закрытая коробка, внутри — емкость с кусочками льда, 2 миски с солью у каждого пластиковая тарелочка, чайная ложка.

стол №4 — в центре стола в коробке стоит флакон с жидким мылом, в тарелочках у каждого налито молоко, ватная палочка, баночки с красками (разведенные пищевые красители), баночка с порцией жидкого мыла, салфетки.

 

Ход образовательной деятельности.

Задачи

Деятельность

воспитателя

Действия

детей

Содержание слайдов

 

Организационный этап (мотивация)

 

Установить положительный эмоциональный контакт с детьми.

 

 

 

 

Мотивировать детей на участие в совместной деятельности на основе диалогового общения.

 

Актуализировать знания детей об экспериментировании.

 

 

 

 

 

Вызвать у детей эмоциональный подъём, мотивировать на занятие экспериментированием.

Здравствуйте, ребята! Меня зовут Юлия Владимировна, я воспитатель.Я очень рада вас видеть. А еще вас рады видеть наши гости, посмотрите, как они вам улыбаются. Давайте поздороваемся и тоже улыбнемся им в ответ. Замечательно.

 

— Ребята, со своими детьми мы очень любим экспериментировать и часто делаем открытия в нашей научной лаборатории. Скажите, а вы любитеэкспериментировать?

(Да)

-А что такое эксперимент? (Это опыт, это когда что-то с чем-то смешивают, когда проводят опыт, смешивают вещества и получается новое вещество)

-А кто такие экспериментаторы? (Это люди, которые проводят опыты, эксперименты, это ученые, которые делают научные открытия)

-А где проводят эксперименты?

(В специальных комнатах,в лабораториях.)

 

-Верно, какие вы молодцы!

Эксперименты проводят лаборанты в лабораториях.  И сейчас…я хочу пригласить вас…в настоящую научную лабораторию. Хотите поэкспериментировать?

(Да)

А сможете? (Да) Здорово!

-Тогда я попрошу вас надеть специальную одежду. Я надеваю халат, буду старшим лаборантом, так как я уже знаю, чем интересным мы сможем заняться в лаборатории, а вы будете моими помощниками-лаборантами. Прошу вас надеть фартуки и собраться на «Ученый совет».

 

Дети улыбаются, положительно настроены на взаимодействие.

 

 

 

 

Дети отвечают на вопросы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дети положительно реагируют на предложение воспитателя, надевают фартуки, принимают на себя роль лаборантов.

 

 

 

 

№1

«Улыбающийся смайлик» (картинка)

 

 

№2

«Дети проводят опыты» (фото)

 

 

 

 

 

 

 

Основной этап (практическая деятельность)

 

 

Определить общую цель совместной деятельности в лаборатории, закрепить знания детей о необходимости соблюдения правил безопасного поведения в процессе экспериментирования.

«Учёный совет»

-Итак, начинаем совет. Уважаемые лаборанты, сейчас мы с вами пройдем в лабораторию, чтобы совершить важные научные открытия.

-Напоминаю, что в лаборатории необходимо соблюдать правила безопасного поведения.

-Вы знаете эти правила? (Внимательно слушать инструкцию, чётко соблюдать указания, быть наблюдательными, аккуратно работать с материалами, ничего не пробовать на вкус)

— Договорились? (Да)

— Отлично! Тогда пожелаем друг другу интересной работы, успешных открытий и приглашаю вас в лабораторию. Она состоит из  экспериментальных центров, в каждом из которых мы узнаем что-то интересное.

 

Дети проявляют эмоциональную готовность к экспериментированию, принимают цель и демонстрируют положительный настрой на участие в совместной деятельности, формулируют правила безопасного поведения в лаборатории.

 

№3

«Лаборатория»

(картинка)

 

 

Актуализировать знания детей о свойствах и значении бумаги в жизни человека.

Подвести детей к постановке и принятию проблемы.

Мотивировать детей на проведение эксперимента с бумагой.

Побудить детей:

·к выдвижению предположений, как раскрыть бумажный цветок без помощи рук;

·к определению общей гипотезы;

· к практической проверке гипотезы, проведению эксперимента.

Познакомить с изображением бумаги под микроскопом.

 

Подвести к формулированию вывода на основе наблюдения и сравнения результатов эксперимента и гипотезы.

 

 

 

 

 

Экспериментальный центр №1

Оснащение центра: в центре стола стоит закрытая коробка с поделками из бумаги – цветами (у цветов лепестки закрыты к серединке), на коробке лежит лист цветной бумаги, у каждого стоит емкость с водой.

— Ребята, посмотрите, что это? (Бумага, лист бумаги)

— Что вы можете сказать про бумагу? (Бумага рвется, мнется, на ней можно рисовать, её можно сложить, она бывает разной)

-Верно, у бумаги много свойств, а для чего нужна нам бумага в повседневной жизни? (Мы на бумаге пишем и рисуем, из бумаги делают тетради и блокноты, книги, в бумагу можно что-то завернуть, пакеты делают из бумаги)

— Я с вами согласна. А еще из бумаги можно делать красивые поделки. Вы любите делать поделки? (Да) Я тоже люблю. Посмотрите, какие поделки я сделала для вас.(Воспитатель открывает коробку и предлагает выбрать поделку).Выберите ту, которая вам больше нравится.

— Что это? (Цветы) Они какие? (Разного цвета, бумажные, красивые, с закрытыми лепестками). Я очень старалась и рада, что вам цветы нравятся. Лепестки этих цветов закрыты, они собраны в бутон. Если бы эти цветы раскрыли свои лепестки, они стали бы еще красивее. Вы хотите открыть лепестки? (Да).

-Но они очень хрупкие, и если их раскрывать руками, они могут испортиться…Как же их раскрыть? Кто догадался?  Какое свойство бумаги нам может помочь раскрыть лепестки? Ваши предположения, коллеги!(Бумага намокает, надо цветок опустить на воду)

-Хорошо, давайте проверим ваши предположения. (Дети выполняют опыт и наблюдают, как раскрывается цветок)

-Что произошло, когда мы опустили цветок на воду. (Лепестки стали раскрываться). А как вы думаете, почему? (Бумага намокла). Вы согласны? (Да) Молодцы, ребята, вы правильно мыслите. Посмотрите на экран, так бумага выглядит при рассматривании под микроскопом. Видите,бумага состоит из волокон.Когда бумага оказывается в воде, капли воды проникают в волокна, они набухают, бумага становится тяжёлой и начинает двигаться, менять свою форму.Так произошло и с лепестками. Они стали тяжелыми и начали двигаться.

— Какое открытие мы сделали? (Бумага намокла, стала тяжелее)

— Все согласны? (Да)

— Замечательно, двигаемся дальше.

 

Дети отвечают на вопросы, выдвигают предположения, проводят эксперимент: опускают в ёмкость с водой бумажный цветок, наблюдают, формулируют вывод (умозаключение).

Сравнивают свой вывод с гипотезой и с выводом на слайде.

№4

«Знак вопроса»

(картинка)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

№5

«Бумага под микроскопом»

(фото)

 

 

 

 

№6

«Бумага намокает и меняет форму»

 

 

Актуализировать и уточнить знания детей о магните и его основном свойстве притягивать металлические предметы.

 

Развивать умение доказывать свою точку зрения, выдвигать предположения и проверять их истинность экспериментальным путем.

 

Подвести к формулированию вывода на основе проведения экспериментальных действий  и сравнения результатов с гипотезами.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Снять умственное и мышечное напряжение, переключить внимание.

 

Экспериментальный центр №2

Оснащение центра: в центре стола стоит коробка с различными камнями, среди которых есть магнит, коробочка с магнитами для индивидуальной работы, у каждого — тарелочка с различными мелкими предметами (металлическими и неметаллическими), квадраты из бумаги, из ткани и пластиковый стакан с водой и скрепками.

Что это? (Это камни). Что вы можете о них сказать? Какие они? (Твердые, разноцветные, разной формы). Среди этих камней есть камень, который обладает необычным свойством притягивать предметы. Как вы думаете, что это за камень? (Это магнит, он притягивает металлические предметы). Предположите, какой из этих камней магнит? (Дети предполагают)

А как проверить? (Поднести к нему металлический предмет, если предмет притянется к камню, то значит, это магнит) Почему металлический предмет? (Потому что магнит притягивает только металл).

-Хорошо, кто проверит? (Кто-то из детей выбирает на тарелочек металлический предмет и определяет магнит). — Отлично, мы нашли магнит, но, может быть, все-таки магнит может притянуть и другие предметы, неметаллические? (Нет, только металлические) — Вы уверены? (Да) — А как вы можете это доказать? (У нас на тарелочках есть различные предметы неметаллические  — деревянные палочки, нитки, пластиковые бусины, резиночки, и металлические — гвоздики, скрепки, гайки. Мы возьмем магнит и поднесем к предметам, неметаллические к магниту не притянутся)

-Давайте проверим. (Дети проверяют индивидуально с помощью магнита). Ваши выводы? (Предположение подтвердилось, магнит притягивает только металлические предметы, неметаллические остались на тарелочке, магнит на них не действует).

-Здорово, молодцы! А теперь, внимание, вопрос: а сможет ли магнит притянуть металлический предмет через преграду? Например, через бумагу или ткань? Ваши предположения? (варианты ответов детей) —А как проверить? (Накрыть металлические предметы бумагой или тканью и поднести к ним магнит) -Проверяйте! (дети выполняют опыт) Что получилось, сделайте вывод? Ваше предположение подтвердилось? (Магнит притянул металлический предмет через бумагу и через ткань).

Молодцы!

— А теперь скажите, как это открытие поможет мне достать скрепки из стакана с водой, не намочив рук? Кто догадался, как? (Надо приложить магнит к стакану снаружи) Давайте попробуем! (Воспитатель демонстрирует) Получилось? (Да)

— Так какое открытие мы сделали в этом экспериментальном центре? (магнит притягивает металлические предметы, магнит действует через преграды)

Давайте, подойдем к экрану и проверим наш вывод.

 

-Хорошо, молодцы! Впереди нас ждут еще несколько интересных открытий, а пока давайте немного отдохнем и разомнемся.

 

ФИЗМИНУТКА

Вверх рука и вниз рука.

Потянули их слегка.

batrachenko-yulia-vladimirovna.jimdo.com

Педагогическая находка — Конкурсные задания областного конкурса «Учитель года Дона — 2018» — Мои профессиональные находки — Каталог статей

 

Технологическая карта интегрированной образовательной деятельности с элементами социо-игровой технологии в подготовительной группе (6-7 лет), общеразвивающей направленности

Тема: «Звукоград — город наших фантазий»

Цель: создание условий для развития начальных социальных и учебно-познавательных компетенций у дошкольников через вовлечение их в решение проблемных задач посредством познавательной, продуктивной деятельности, художественного и технического творчества.

Обучающая задача: поддерживать проявление субъективной позиции ребенка в речевом общении со взрослыми и сверстниками; совершенствовать познавательные умения: формулировать познавательную задачу, использовать разные способы проверки предположений, применять результаты познания в разных видах детской деятельности; совершенствовать технические и изобразительно-выразительные умения

Развивающая задача: развивать речевое творчество, учитывая индивидуальные способности и возможности детей; учить устанавливать причинно-следственные связи; развивать творческую самостоятельность, фантазию, коммуникативные компетенции (умение договариваться со сверстниками, вырабатывать общее решение, воспринимать толерантно чужое мнение) а также эмоционально-эстетические, творческие, сенсорные и познавательные способности;

Воспитательная задача: поддерживать проявление самостоятельности, инициативности, индивидуальности, рефлексии, активизировать творческие проявления детей, создать оптимальные условия для обогащения жизненного опыта и личностного роста каждого ребенка.

Новизна, практическая значимость.

Степень новизны опыта заключается в комбинации элементов известных методов и дополнении их инновационными технологиями. Используемые игровые задания («нехитрые» игровые правила) заимствованные из театральной педагогики и детских народных игр эффективно сочетаются с любым видом детской деятельности и помогают по ходу выстраивать партнерские взаимоотношения воспитателя с детьми, и детей друг с другом.

Дидактические задания, применяемые на занятии, доступны и поэтому помогают детям совместно с воспитателем переходить от одного вида деятельности к другому.

Через работу во временных микрогруппах (игровых командах) уменьшается дистанция между детьми. Воспитанники находят подходы друг к другу, в некоторых случаях открывают в себе терпимость и видят ее пользу для дела, которым занята малая группа (команда).

Используемое нами занятие выстроено в контексте требований ФГОС ДО, способствует развитию активной, деятельностной позиции ребёнка в ходе решения игровых задач. В разработанном нами занятии были перенесены акценты с пассивной модели обучения (ребёнок выступает в роли «объекта», просто слушает и смотрит) на активную (ребёнок выступает «субъектом» обучения, т.е. работает самостоятельно, выполняет задания) и интерактивную (ребёнок взаимодействует с другими участниками образовательного процесса).

Современные педагогические технологии:

  • Здоровьесберегающая образовательная технология;
  • Технология интегрированного обучения;
  • Социо — игровая развивающая технология;
  • Информационно – коммуникативная технология.

Планируемые результаты:

— ребенок проявляет самостоятельность, инициативу, индивидуальность в процессе деятельности;

— проявляет эстетические чувства, откликается на прекрасное в окружающем мире и в искусстве; узнает, описывает некоторые известные архитектурные и скульптурные объекты, задает вопросы и интересуется мнением других;

— активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх;

— способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.

Образовательные области: приоритетные — речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, в интеграции – познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие.

Виды детской деятельности: коммуникативная, познавательная, конструирование.

Оборудование для педагога: компьютер, экран, колонки, письмо, корзина, фишки двух цветов, палочки разной длины по количеству детей.

Оборудование для детей: план-схема города, элементы для строительства (объемные геометрические фигуры), разнообразный бросовый материал, природный материал, клей, ножницы.

Этапы

 

Действия, деятельность педагога

 

Действия, деятельность детей, выполнение которых приведёт к достижению запланированных

I. Организационный этап. Психологический настрой на предстоящую деятельность (2-3 минуты)

Введение в ситуацию. Задача: мотивировать детей на включение в деятельность.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Побуждать детей вступать в диалог, используя речь рассуждение

Воспитатель: Ребята, я рада вас приветствовать! Пусть этот день принесет нам радость и много новых интересных впечатлений. Дети, возьмитесь за руки, сделайте круг. Покажите свои ладошки, потрите их друг о друга. Что вы чувствуете? (тепло)

Воспитатель: Это тепло добрых рук и добрых сердец. Мы предлагаем свое тепло, свои ладоши друзьям и говорим:

Давайте порадуемся солнцу и птицам,

(дети поднимают руки вверх)

А также порадуемся улыбчивым лицам

(Улыбаются друг другу)

И всем, кто живет на этой планете,

(разводят руками)

«Доброе утро!» скажем мы вместе.

(берутся за руки)

Друг на друга поглядим,

(смотрят в разные стороны)

Про себя проговорим:

«Кто у нас хороший?

Кто у нас пригожий?»

Воспитатель: Прежде чем начать занятие, я хочу вам кое-что рассказать…(речь воспитателя перебивает звукозапись).

Звукозапись: «Ай, ой, ну пододвиньтесь! Нам самим места мало! Ну, хоть немножко. Ай! Ох!»

Воспитатель: Ребята, я совсем забыла. По дороге в детский сад я встретила школьника, и он передал вам эту папку. А вы знаете, что это за папка? (касса букв).

Дети слушают и делают предположения, отвечают, выполняют движения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Информационно – коммуникативная технология.

Дети слушают и вступают в диалог, делают предположения

Постановка проблемы и мотивация детей.

 

 

 

 

 

Постановка детской цели

Воспитатель: Вы правы — это касса букв. Но, что-то буквы расшумелись. Узнаем, в чем тут дело? (открываем кассу и находим письмо)

Письмо: «Здравствуйте, ребята! Пишут вам жители кассы букв. Ребята, помогите, в кассе очень тесно, а нас 33 сестрички»

Воспитатель: Ребята, вы согласны помочь жителям кассы букв?

Воспитатель: А как мы можем им помочь?

Воспитатель: Хорошо, молодцы. А я предлагаю, построить для жителей кассы букв город.

Дети выдвигают версии (не менее 2-3х) и формируют предложение (цель) о строительстве города

 

 

 

Создание проблемной ситуации.

II. Основной этап — операционно-деятельностный компонент (25 минут)

Актуализация имеющихся представлений у детей о городе, в котором они живут, о его достопримечательностях. Активизация словаря.

Воспитатель: Но перед тем как приступить к строительству города для жителей кассы букв, хочу у вас спросить, а вы знаете, как называется город, в котором мы живем?

Воспитатель: Конечно наш город не очень большой, но в нём есть много улиц, больших и маленьких. Каждая улица имеет своё название, имеет своё прошлое. Ребята, а на какой улице живете вы?

Воспитатель: А кто может назвать улицу, на которой находиться ваш детский сад?

Воспитатель: В нашем городе есть замечательные, красивые места. И я хочу с вами поиграть. Я буду показывать вам фотографии нашего города, а вы постараетесь отгадать, что я показала (на экране педагог показывает достопримечательности города, а дети называют).

Информационно-коммуникативная технология.

Познавательный мотив.

Дети слушают и вступают в диалог. Отвечают на вопросы

 

 

 

 

Дети стоят у телевизора (интерактивной доской), вступают в диалог

Фиксация затруднений

Задача: способствовать формированию умения различать согласные и гласные звуки.

Настрой воспитанников на деловой лад и создание игровой атмосферы.

 

Воспитатель: Правильно, молодцы. Но это наш город. А для кого мы сегодня будем строить город? (для букв)

Воспитатель: Чтобы быстрее и слаженнее нам сконструировать город для сестричек из кассы букв, я предлагаю разделиться на команды. Выберите одну фишку из корзины.

Дети объединяются в команды по цвету, выбранной фишки.

Воспитатель: И так у нас получилось две команды. Ребята, а вы обратили внимание, что в кассе буквы двух цветов. А кто догадался, почему? (буквы обозначают звуками, а это согласные и гласные звуки)

Воспитатель: Правильно, молодцы. (Если воспитатель не услышит от детей нужного ответа – задает наводящие вопросы. Каждое слово состоит из звуков. Скажите, а какие бывают звуки? Каким цветом обозначены гласные и согласные звуки?) Каждое слово состоит из звуков. Чем отличаются буквы от звуков?

Воспитатель: Умницы. Чем гласные звуки отличаются от согласных?

Вступают в диалог

 

 

 

Социо — игровая развивающая технология

Объединяются в команды по цвету, выбранной фишки.

 

 

 

 

 

 

Рассуждают, делают вывод.

Пробными вариантами пытаются решить поставленную перед ними проблему

Совместная коллективная деятельность детей.

Задача: воспитывать умение работать совместно.

Воспитатель: Правильно. Посмотрите на свои фишки, которые вы выбрали. Они тоже двух цветов. Одна команда строит дом для гласных звуков, а другая – согласных.

А сейчас подойдите к столам. Здесь мы с вами видим, имеется план города, схема строительства домов и необходимые элементы. Каждая команда будет строить свой элемент города. Можете приступать к строительству.

 

Дети стоят вокруг макета города, внимательно рассматривают предложенные варианты схем; пробными вариантами пытаются решить поставленную перед ними проблему (собрать элемент города). Проявляют аккуратность, фантазию

Выдвижение гипотез.

Этап выстраивания своего отношения к происходящему, проживание ситуации

Воспитатель: Молодцы, хорошо постарались. А сейчас объединим ваши строения и получим один большой город.

Благодаря тому, что вы работали дружно и слаженно, у вас получился большой город, даже городище. Такие города в старину называли «град» – то есть городище. Мы с вами строили этот город для звонких, озорных сестричек, а как бы вы назвали город, который построили для жителей кассы букв?

Воспитатель: Хорошо. (Если воспитатель не услышит от детей нужного ответа – предлагает свое название. Мы с вами строили этот город для озорных сестричек, поэтому я предлагаю назвать город Звукоград. Согласны?)

Рассуждают, высказывают свои мысли, делают предположения,

по-возможности,

доказывают свою точку зрения.

 

Динамическая пауза

Воспитатель: Устали при строительстве города? Предлагаю отдохнуть и поиграть в игру «Если есть хороший друг…»

Игровая технология

Коммуникативная игра

Фиксация затруднений.

Этап выстраивания своего отношения к происходящему, проживание ситуации.

Задача: организация анализа детьми

возникшей ситуации, формирование опыта фиксации детьми затруднения в собственной деятельности и выявление места и причины затруднения.

Постановка проблемы и мотивация детей.

Настрой воспитанников на деловой лад и создание игровой атмосферы

 

Постановка детской цели

Воспитатель: Посмотрите на наш город. А, что нужно сделать для того чтобы жителям было уютно, комфортно и радостно жить в городе?

Воспитатель: Хорошо. (Если воспитатель не услышит от детей нужного ответа – задает наводящие вопросы. Ребята, представьте, что вы вышли с родителями на прогулку в парк и устали, что вы сделаете? (сядем на скамейку отдохнуть).

Воспитатель: хорошо. А если на улице стемнело? (нужен фонарь)

Воспитатель: если есть дорога, то, что еще необходимо?

Воспитатель: правильно. Значит, нам нужно благоустроить город всем необходимым, чтобы жителям города было комфортно.

А чтобы нам быстрее и слаженнее благоустроить наш город я предлагаю разделиться на команды.

На каждого ребенка готовят по одной метке-палочке (имеют разную длину). Потом все с одной стороны зажимаются в кулак, выравнивая наружные концы. По очереди каждый ребенок тянет жребий, занимает место в команде.

 

 

Воспитатель: И так у нас получилось две команды. Какой город мы с вами будем благоустраивать? (украшать, создавать условия для комфортного проживания). А кто в нем живет?

 

Создание проблемной ситуации. Рассуждают, высказывают свои мысли, делают предположения,

по-возможности,

доказывают свою точку зрения. Приходят к совместному выводу.

Приемы активизации самостоятельного мышления детей. Ситуативная беседа.

 

 

 

Социо — игровая развивающая технология

 

Дети делятся на команды.

 

Совместная коллективная деятельность детей.

Задача: побуждать детей самостоятельно выбирать средства и способы выполнения задания, проявляя инициативность

Воспитатель: Каждая команда будет благоустраивать город для своих звуков. Вам предлагается различный материал для работы.

Воспитатель: обратите внимание, перед вами схема изделия, которое вам нужно сделать. Можете дополнить его своими элементами.

Можете приступать к благоустройству.

 

Коллективная работа

Садятся за рабочие столы, рассматривают материал. Приступают к выполнению поставленной задачи. Обсуждают, что и как будут делать и что получилось. По ходу выполнения задания помогают друг другу.

По окончанию выполнения задания дети выставляют продукт своей деятельности на макет города, этим самым заполняя его, благоустраивая.

III. Заключительный этап — аналитический компонент (2 минуты)

Этап анализа ситуации и релаксации

 

 

 

 

 

 

 

Ритуал «Прощание».

Релаксация

 

Воспитатель: Молодцы. Ребята, скажите, а как вы думаете, будет ли комфортно жить в этом городе? Почему?

Воспитатель: А для кого мы строили город?

 

 

 

 

 

 

Воспитатель: Ребята, огромное спасибо вам за те знания, которые вы показали во время занятия. Занятие окончено.

Я хочу, чтобы вы были самыми добрыми, самыми дружелюбными, самыми умными, самыми честными, самыми заботливыми.

Приготовьте свои ладошки, потрите их хорошенько, сделайте из ладошек лодочку, скажите в ладошку доброе пожелание и подарите его своим друзьям и нашим гостям.

Дети подходят к макету города, осматривают, общаются со сверстниками и взрослыми по содержанию пройденного, высказывая свое отношение и делая выводы. Происходит осмысление способов и приёмов работы.

 

Психогимнастика. Ритуал «Прощание»

Выполняют движения в соответствии с текстом

 

stepanko.my1.ru

Педагогическая находка. Материал на конкурс «Воспитатель года 2017»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 5 комбинированного вида города Бокситогорска»

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ НАХОДКА

«Использование развивающих игр с логико-математическим содержанием

в познавательном развитии»

Автор:

воспитатель высшей

кв. категории

С.А. Новикова

Использование развивающих игр

с логико-математическим содержанием в познавательном развитии детей

Федеральные государственные образовательные стандарты дошкольного образования диктуют ряд достаточно серьезных требований к познавательному развитию дошкольников. Частью образовательной области «Познавательное развитие» является формирование элементарных математических представлений детей дошкольного возраста.

Дети дошкольного возраста проявляют спонтанный интерес к математическим категориям: количество, форма, время, пространство, которые помогают им лучше ориентироваться в вещах и ситуациях, упорядочивать и связывать их друг с другом, способствуют формированию понятий. Наблюдая за работой детей с дидактическими материалами, я обратила внимание на то, что не у всех детей это получается хорошо. Одному ребенку нужно немного помочь, а другому требуется длительное обучение и тренировка. У детей старшей группы слабо развито логическое мышление, они затрудняются в решении простых задач, не умеют доказывать свое решение, сравнивать, классифицировать по нескольким признакам. И всё это сказывается на дальнейшем развитии и обучении детей в школе. Демонстрация образцов и приемов работы приводила к тому, что в группе более половины детей не могли самостоятельно приступить к работе, боясь, что выполнят «не так, неправильно»; ждали указаний от воспитателя.

В связи с этим меня заинтересовала проблема: как обеспечить математическое развитие детей, отвечающее современным требованиям и подготовить детей к обучению в школе.

Воплощая идею Л.С. Выготского о том, что только то обучение является хорошим, которое «забегает вперед развития» ребенка, я стремилась ориентироваться не на достигнутый детьми уровень, а чуть забегая вперед, чтобы дети могли приложить некоторые усилия для овладения материалом. Интеллектуальный труд очень нелегок и, учитывая возрастные особенности детей, понимаю и помню, что основной метод развития – проблемно-поисковый и главная форма организации детской деятельности – игра.

Связь дошкольного развития и формирования логических приёмов умственных действий – одна их основных методических проблем математического образования дошкольников. Этой проблеме уделяли особое внимание такие педагоги, как Михайлова З.А., Венгер Л.А., Е.А. Носова и Р.Л. Непомнящая. В методике под формированием логического мышления ребенка имеют в виду развитие логических приемов мыслительной деятельности, а так же умение понимать, прослеживать причинно – следственные связи явлений, выстраивать на их основе простейшие заключения. Как известно, особую умственную активность ребенок проявляет в ходе достижения игровой цели, как в непосредственной образовательной деятельности, так и в повседневной жизни.

Игровые занимательные задачи содержатся в разного рода увлекательном математическом материале. В процессе организации деятельности, направленной на реализацию задач математического развития, мною была изучена методическая литература таких авторов как, Л.А.Венгер, Е.С. Евдокимовой, З.А. Михайловой, Б.И. Никитина, А.А. Столяра, Л.Ф. Тихомировой, Н.В Волчковой., Носовой Е.А., Непомнящей Р.Л., Б.Б. Филькинштейн и др.

  • Для организации образовательного процесса, отобрала формы, методы и приемы, используемые при работе с детьми, с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей: наглядный, практический, проблемно-поисковый, словесный, элемент загадочности, создание воображаемой ситуации, использование технических средств, музыкального образа.

Формы и методы организации работы с детьми:

    • совместная игра воспитателя с ребенком;

    • самостоятельная деятельность детей;

    • математические праздники и развлечения;

    • занятия — игры

    • отгадывание загадок, занимательных вопросов, шуточных задачек, чтение математических сказок.

Эффективность реализации математических задач во многом зависит от содержания предметно-игровой среды; наиболее значимыми элементами которой являются: настольно-печатные игры; логические задачи, художественно — литературный материл; танграмм, пифагор, внимание — угадай, лабиринты; логические блоки Дьенеша; кубики «Сложи узор»; счётные палочки Кюизенера и др.

На основании выше сказанного мною была разработана система специальных игровых заданий и упражнений, направленных на развитие познавательных возможностей и способностей.

Задачи, поставленные игрой, требуют сосредоточения внимания, активной деятельности анализаторов, процессов различения, сравнения, обобщения. В процессе дидактической игры разнообразные умственные процессы активизируются и принимают произвольный характер. Чтобы дети понимали и принимали замысел игры, усваивали игровые действия и правила, стараюсь давать четкие указания, объяснения. Направляю игру репликами, вопросами, незаметно поддерживала инициативу детей, усилия более слабых и поощряю их успехи, создаю условия для проявления самостоятельности.

Палочки Кюизенера использую как игровой материал. Дети играют с ними, как с обыкновенными палочками, создают различные конструкции. При обследовании палочек, установлении их свойств, подвожу детей к тому, что с помощью палочек можно считать, измерять, выполнять вычисления и разнообразные практические действия. Использование чисел в цвете позволяет развивать у дошкольников представление о числе на основе счета и измерения. Выделение цвета и длины палочек помогает детям освоить ключевые для их возраста средства познания – сенсорные эталоны (эталоны цвета, размера) и такие способы познания, как сравнение, сопоставление предметов (по цвету, длине, ширине, высоте). Например:

    • «Цветная лестница». Цель: Упражнять различать и группировать палочки по длине, цвету. Учить использовать в речи слова: такая же, одинаковые и т.д.;

    • « Вагончики». Цель: Развивать у детей количественное представление. Развивать умение соотносить цвет и число, и, наоборот, число и цвет.

    • «Путешествие Карандаша». Цель: Развивать пространственные представления; продолжать изучение состава чисел и подготовку к пониманию позиционного принципа записи чисел.

    • « Дели – давай». Цель: Использование палочек при освоении детьми деления целого на части (дробных чисел).

В процессе разнообразных действий с логическими блоками (разбиение, выкладывание по определенным правилам, перестроение) дети овладевают различными мыслительными умениями. К их числу относятся умение анализа, абстрагирования, сравнения, классификации, обобщения, кодирования, а также логические операции «не», «и», «или».

Пример:

    • «Помоги Чебурашке ». Цель: Упражнять детей в группировке геометрических фигур. Развивать наблюдательность, внимание, память.

    • «Автотрасса» Цель: Развитие умений выделять свойства в предметах, абстрагировать эти свойства эти свойства от других, составлять алгоритм простейших действий.

    • « Помоги Незнайке» Цель: Учить осуществлять зрительно – мыслительный анализ способа разложения фигур. Закрепить представления о свойствах геометрических фигур.

    • « Игры с обручами». Цель: Формирование операции классификации блоков по двум, трём, четырьмя признакам с использованием кодов и без них. Определение областей пересечения в играх с обручами.

Во время игры с кубиками дети анализировали, рассматривали, сравнивали, манипулировали кубиками. Задачи даю ребенку в различной форме: в виде модели, плоского рисунка, чертеже, письменной или устной инструкции и т. п., и таким образом знакомила его с разными способами передачи информации. Постепенное возрастание трудности задач в играх позволяет ребенку идти вперед и совершенствоваться самостоятельно, т. е. развивать свои творческие способности, в отличие от обучения, где все объясняется и где формируются только исполнительские черты в ребенке. Поэтому нельзя объяснять ребенку способ и порядок решения задач и нельзя подсказывать ни словом, ни жестом, ни взглядом.

Строя модель, осуществляя практические действия, ребенок учится все делать сам.

Например в играх:

    • «Магазин ковров». Цель: Учить определять стороны куба в соответствии с образцом узора. Развивать пространственное воображение, внимание.

    • « Путешествие в лесу». Цель: Упражнять детей выкладывать образы животных из кубиков, по принципу зеркального отражения.

    • « Строители». Цель: Учить переносить узор на квадратный лист бумаги, разбитый на 16 квадратов. Развивать логическое мышление, комбинаторику, внимание.

Разрабатывая содержание игровых занятий, и применяя их в своей работе, я пришла к выводу, что использование игровых ситуаций в обучающем процессе не должно быть случайным. Каждое использование игровой ситуации имеет свое место и время: определенный период изучения тех или иных тем, когда дети уже приобрели необходимые знания и овладели нужными способами деятельности и могут перенести их в нестандартные ситуации, использовать при решении свой практический опыт, знания, умения.

На игровые занятия в гости к детям приходили различные персонажи, знакомые по литературным произведениям, мультфильмам: Красная Шапочка, Буратино, Карлсон, Незнайка, зверюшки, насекомые. Привычные игрушки обращались к детям за помощью, попадая в затруднительное положение, или просили детей научить их тому, чего не знают. Обычное занятие превращалось в путешествие, а дети попадали то в волшебный лес, то в чудесную сказку или мастерскую. Они становились фотографами или художниками, следопытами или волшебниками, космонавтами или строителями. Часто по окончании подобных занятий дети спрашивали: «А когда мы еще так поиграем?».

Данные занятия я строила на интеллектуальном развлекательном содержании и использовала в вариативной образовательной работе с детьми. Исходя из сказанного, я сделала вывод, что проведение занятий в игровой форме, с использованием дидактических игр и занятий – развлечений помогает детям легче усваивать материал, закреплять полученные ранее знания и умения. Значение этих занятий состоит в том, что они выполняют различные функции: выявление, закрепление знаний и умений, способов действий, сообщение новых знаний и помогают детям более легко усвоить сложный математический материал.

В нашем детском саду существует сочетание традиционного дошкольного образования с дополнительным образованием. Наши воспитанники имеют возможность заниматься в различных кружках по интересам в Центре социально-игровой поддержки, открытом на базе нашего ДОУ как структурное подразделение.

Для работы в ЦСИП мною разработана и апробирована программа предматематической подготовки детей к школе «МИР – в математику играя, развиваемся». Учебная программа разработана на основе современных требований, рекомендована для применения в ДОУ предматематической подготовки детей старшего дошкольного возраста. Тематическое планирование разработано на основе дидактических игр и упражнений различной направленности, развивающих логико-математическое абстрактное мышление дошкольников, как базу навыков учебной деятельности. Все игры систематизированы по трём основным видам: игры с логическими блоками, игры с палочками Кюизенера, игры с кубиками « Сложи узор». В программе представлен разнообразный дидактический материал: дидактические игры, ребусы, мнемомеханические таблицы, карточки с поисковым заданием, подборка стихотворного материала.

Большое значение также имеет приобщение детей дошкольного возраста в условиях семьи к занимательному математическому материалу. Для этого я использовала разнообразные формы работы с родителями. Проводила индивидуальные беседы, консультации, открытые занятия. Родителям были предложены следующие дидактические игры: «счет в дороге», «сколько вокруг машин?», «мячи и пуговицы», «далеко ли это? », «угадай сколько, в какой руке», «счет на кухне», «сложи квадрат».

Во время бесед с родителями, рекомендовала им собирать занимательный материал, организовывать совместные игры с детьми, постепенно создавать домашнюю игротеку, рассказывала, какие игры вместе с детьми можно сделать своими руками: «Составь узор», «Какая фигура лишняя?», «Какой день недели спрятался?» и многие другие. Для родителей оформила стенд «Занимательная математика» и папки-передвижки. Организовывала с детьми математические праздники, КВН, вечера досуга, приглашала на них родителей, чтобы они сами могли увидеть и оценить знания и умения детей.

Организация такой работы с родителями способствовала формированию у них творчества, изобретательности, повышению их педагогической культуры. Считаю, что только совместная работа воспитателей и родителей по обучению детей математике через игру, будет способствовать всестороннему развитию детей, подготовке к обучению в школе.

И в конце хочу подтвердить мысль Людмилы Георгиевны Петерсон о том, с дошкольниками заниматься нельзя. «С ребенком надо играть, играть заинтересованно и увлеченно, и тогда наградой нам будут их горящие глаза и желание играть еще и еще»

Пусть радость развлечения постепенно перейдет в радость учения!!!

multiurok.ru

Педагогические находки молодого воспитателя | Дошкольное образование

Педагогические находки молодого воспитателя

Автор: Аминева Гузель Аскатовна

Организация: МАДОУ д/с №10

Населенный пункт: г. Стерлитамак

Что может написать воспитатель со стажем работы всего 3 года? Но мне хочется поделиться одним из своих методов работы с детьми в детском саду. Мне на помощь пришла художественная литература. Она помогает мне донести до маленьких детей многие непонятные, но нужные для них понятия.

В дошкольных учреждениях особое место занимает ознакомление детей с художественной литературой как искусством и средством развития речи, позитивного отношения к миру, любви и интереса к книге, потребности в чтении.
У меня филологическое образование. Еще с института я люблю читать. Нас научили анализировать прочитанные произведения. Читать между строк. Любое произведение (сказки, устное народное творчество, стихотворения, рассказы) — поучительное, со смыслом. Почему бы этим не воспользоваться в воспитании детей?

Одной из основных задач является укрепление и сохранение здоровья детей, где огромное значение имеют гигиенические процессы. Но многие дети не любят мыться и умываться. И тут на помощь приходят сказки Корнея Чуковского. Это классика детской литературы. Наши любимые произведения.

«Мойдодыр» — учит детей быть опрятными, соблюдать чистоту с самого детства. Чисто и аккуратно кушать, тщательно мыть руки, причесываться после сна. Следить за чистотой и опрятностью одежды, своим внешним видом. Дети не хотят быть похожими на мальчика – грязнулю, от которого убежали игрушки, одежда, посуда.
«Федорино горе»- дети знают, как нужно бережно обращаться с игрушками, с посудой, любым предметом, мебелью в детском саду. Они могут остаться без них. Сказка спасает после игр, когда нет сил и желания собирать за собой игрушки. В сказке много предметов старины (самовар, кочерга, корыто, ухват и др.), многие из которых уже не используются. Дети знакомятся с бытом русской деревни, с прошлым предметов, сравнивают их с современными.
«Айболит» — учит быть добрыми, сострадательными и заботливыми к людям. Быть отзывчивым, помогать другим. Соблюдать гигиену, вести здоровый образ жизни, что вкупе дает крепкое здоровье. С младшего возраста можно и нужно говорить о здоровье и как его сохранить. Также сюжетно-ролевая игра «Больница» — помогает детям справиться с боязнью людей в белых халатах, даёт понимание о важности этой профессии. Дети охотно играют во врача. Вместе с детьми рассуждаем, почему зайчик попал под трамвай. Повторяем правила дорожного движения.
«Путаница» — учит быть собой. Не стесняться и не играть чужие роли. Каждый должен быть на своем месте. Все дети разные. Но они все личности. И нужно принять их такими, какие они пришли к нам. Не ломать, не подгибать, а направлять, поддерживать и верить. А также сказка дает детям понять, к чему могут привести баловство и шалости. Это сказка очень полезна для развития речи малышей. Можно поупражняться в звукоподражании животным, рассуждать что перепутано.
«Краденое солнце» — учит детей верить в себя, в свои силы. Никогда не сдаваться, не бояться. И тогда можно одолеть даже такого страшного зверя, как крокодил. Быть сильным, смелым. Нужно помогать и защищать маленьких и слабых. Во время знакомства с неживой природой можно прочитать эту сказку. Она помогает понять, как необходимо солнце для всего живого.
«Тараканище» — это сказка также о наших страхах. О том, что нужно уметь постоять за себя. Некоторых вещей мы до смерти боимся, что не можем ничего предпринять. А на самом деле, страх может быть всего лишь «жидконогой козявочкой букашечкой». А мы превратили его в громадного чудовища. Сказка помогает развивать у дошкольников математические представления. Дети знакомятся с количеством (считают животных), порядковым счетом (кто за кем едет).
«Муха-цокотуха» — учит быть хорошим другом, любить окружающих, взаимовыручка и поддержка. Ребенок понимает, как важно приходить на помощь тем, кто попал в беду. В детском саду многие дети находят себе друзей. И дружба может продолжаться уже после выпуска из дошкольных учреждений. Мне кажется, мы можем помочь им найти друзей в группе. Или стать самой другом для них. И тогда воспитанники будут с удовольствием посещать детский сад.
Невозможно оставить без внимания русские народные сказки.

Сказка «Колобок» — учит детей быть осторожным, осмотрительным. Не доверять чужим, незнакомым людям. И наконец, не уходить из дома одному гулять. Говорим о дисциплине. Нельзя убегать от группы, или отставать вовремя прогулки. Без взрослых выходить за пределы детского сада.

Сказка «Волк и семеро козлят» — в настоящее время очень актуально. Козлята преподносят детям очень важный урок. Не открывать незнакомым людям двери. А так же, хочу обратить внимание родителей. Мне лично дети, незнающие меня, говорили свои адреса, имена, фамилии свои и родителей. И это меня пугает. Знать эту информацию важно, но всем подряд говорить – опасно. С помощью этой сказки можно это донести до ребят.

Сказки «Коза Дереза» и «Лиса и заяц» — тоже помогают объяснить, как опасно впускать в свой дом чужого, незнакомого человека. Как важно слушаться маму.
«Репка», «Теремок» — любая работа спориться в дружном коллективе. Тяжело вытянуть одному репку (построить дом), но как легко сделать это дружно всем вместе. Обе сказки способствуют развитию речи детей, повторением отдельных строк. Легко запоминаются, тренируют память.

Стихотворение «Мы делили апельсин!» Жадному волку досталась кожура. Дети сразу понимают, что нужно делиться. Как легко можно поделить один апельсин на всех. Нельзя обижать, отбирать у маленьких детей. В группе поровну делятся карандаши во время свободного рисования. Конструктор лего, машинки, куклы хватают всем.

А еще сказки можно сочинить самим. Когда нужно помочь в конкретной ситуации, а сказки на эту тему нет. Сказкотерапия помогла мне в период адаптации своего ребенка. Каждый вечер, перед сном я рассказывала, как мальчик по имени Малик (имя вашего ребенка) пойдет в одно удивительное место. Где ждут его много интересных игрушек, друзей, игр и т.д. И с каждым днем, он все легче и легче расставался со мной.

Этот же прием применила для детей младшей группы во время адаптации. Вместе с родителями мы рассказывали детям увлекательные сказки, где они главные герои. В сказках дети становятся сильными, смелыми, умными, общительными, открытыми. Им это очень нравится.

И таких примеров ещё много можно привести. Главное читать детям. Прививать любовь к чтению в детском саду и дома. Художественная литература открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Она развивает мышление и воображение ребенка, обогащает его эмоции. Дает прекрасные образы русского литературного языка.

Приложения:

  1. file0.docx.. 21,0 КБ
Опубликовано: 13.03.2019

www.1urok.ru

Педагогическая находка участницы конкурса «Воспитатель года — 2018»

Интегрированное занятие в средней группе по художественно – эстетическому развитию на тему: «Морское путешествие».

Программное содержание:

— закрепить виды транспорта;

— закрепить геометрические фигуры;

— расширить знания о свойствах воды, о её назначении в жизни людей;

— учить рисовать пипетками;

— способствовать запоминанию названия метода рисования: «каплетерапия»;

— воспитывать чувство сопереживания;

— развивать воображение, творческие способности детей;

— развивать мелкую моторику рук.

Интеграция областей: «Познавательное развитие», «Художественно – эстетическое развитие», «Физическое развитие», «Социально – коммуникативное развитие».

Материал и оборудование: проектор, ноутбук, презентация, кубики деревянные, заготовки морских обитателей, пипетки, краски, сундучок.

Ход занятия.

Приветствие.

Воспитатель: — Все в сборе!

Взрослые и дети!

Мы можем начинать!

Но для начала,

Надо «Здравствуйте» сказать!

 

Дети:- Здравствуйте.

  1. Орг. Момент

— Ребята, сегодня нас ждет очень интересное путешествие.

— Посмотрите, сколько у нас гостей, которые пришли проводить нас. 1 слайд (приветствие)

— Ребята, по дороге к вам, мне встретился почтальон и передал вот это письмо. Давайте прочтем его? «На дне моря случилась беда. Морской Царь рассердился и заколдовал морских обитателей: теперь они стали белыми, некрасивыми существами. Ребята, помогите нам стать снова красочными!» 2 слайд (морской царь)

— Поможем морским обитателям?

Дети: — Да.

— Тогда пора отправляться в путешествие.

— На чем можно путешествовать? Какой транспорт вы знаете? 3 слайд (транспорт)

— Ответы детей.

— А какой вы знаете водный транспорт? 4 слайд (водный транспорт)

— Ответы детей.

— Я предлагаю отправиться в путешествие на корабле?

— Вы хотите?  5 слайд (корабль)

— Как вы думаете, корабль относится к миру природы или сделан руками человека?

— Ответы детей.

— Вот и мы с вами отправимся на корабле, который построили своими руками.

— Но чтобы попасть на корабль, надо приобрести билеты. Выбирайте.

— Занимайте места, согласно своим билетам. Звучит музыка

Дети вместе с воспитателем сели в корабль 6 слайд (корабль плывет по морю)

-Все на своих местах? Отправляемся! (Гудок)

Сюрпризный момент.

В корабле находят сундучок.

— Посмотрите, что это?

Дети: — Сундучок.

-Вам интересно узнать от кого этот сундучок и что в нем находится? Тогда будьте внимательны, слушайте, ведь это не простой сундучок, а волшебный.

Звучит текст от лица сундучка.\

Сундучок:

«Друзья!

Сама Волшебница вода

Прислала к вам меня сюда,

Вы сможете помочь морским жителям,

Когда пройдете испытания»

Воспитатель — Как же мы узнаем, какие испытания пройти?

Сундучок:

«На капельках волшебных

Задание прочти.

Они подскажут вам

Какие испытания пройти.

А дальше будь внимателен,

Что будет, посмотри…»

— Ребята, что же для нас приготовила Волшебница вода? Что же это за волшебные капельки с испытаниями?

2. Основная часть

Воспитатель берет капельку и знакомит детей с заданием.

1-е задание

-Кому нужна вода?

— Ребята, давайте подумаем, кому нужна вода?

Ответы детей:

Вода нужна людям, животным, птицам растениям, рыбам, насекомым. 7- 12 слайды (кому нужна вода)

Обобщение ответов детей

— Так, что же получается, вода нужна –всем.

— Молодцы! С первым испытанием вы справились!

2-е задание

что же написано на второй капельке?

«Для чего человеку нужна вода?»

— Давайте посмотрим на экран. 13 слайд (схема)

— Вода нужна для того, чтобы…

Ответы детей: Вода нужна для того, чтобы пить, готовить еду, умываться, стирать белье, мыть посуду, мыть окна и т. д

— Молодцы, правильно.

— Вода нужна, чтобы пить, готовить пищу, поддерживать чистоту своего тела и чистоту помещения.

— И с этим испытанием вы справились.

— В нашем сундучке есть еще капелька, что же следующая капелька нам приготовила?

3-е задание:

Загадки.

  1. Растет она вниз головою,

Не летом растет, а зимою.

Но солнце ее припечет-

Заплачет она и умрет.

(Сосулька)                14 слайд (сосулька)

2.Покружилась звездочка

В воздухе немножко,

Села и растаяла

На моей ладошке.

(Снежинка)          15 слайд (снежинка)

4. С неба пришел,

В воду ушел.

(Дождь)                16 слайд (дождь)

5. Бегу я, как по лесенке,

По камушкам звеня

Издалека по песенке

Узнаете меня.

(Ручей)                  17 слайд (ручей)

— Ребята, о чем все эти загадки?

Дети: — О воде.

— Поэтому воду и называют волшебницей, потому что она может быть снежинкой и сосулькой, а так же шумною рекою, и даже капелькой дождя.

— Вот мы все задания выполнили.

— Ой, ребята, смотрите мы приплыли к острову. (слайд остров)

Сундучок:                     (звучит голос сундучка)

«Мои милые друзья!

Все испытания прошли вы,

И поэтому я вас

Приглашаю в Подводное царство,

Чтобы помочь морским обитателям!»

     — Ребята, повторяйте за мной и мы окажемся на дне морском:

3. Физминутка:            (звучит музыка)

Тихо плещется вода,
      Мы плывём по тёплой речке. (Плавательные движения руками)
      В небе тучки, как овечки,
      Разбежались, кто куда. (Потягивания — руки вверх и в стороны)
      Мы из речки вылезаем,
      Чтоб обсохнуть, погуляем. (Ходьба на месте)

Акваланги одеваем (имитируем)

И на дно ныряем (имитируем)

      А теперь глубокий вдох.
      И садимся на песок.       18 слайд (морское дно)

(Дети подходят к столу, на котором лежит ватман – морское дно, на нем звезды, осьминоги, коньки и т.п. 

— Ребята, посмотрите на морских обитателей. Что с ними не так?

Дети рассуждают. Они белого цвета.

— Как вы думаете, как мы можем помочь им?

Дети: — Оживим их. Раскрасим.

— А оживим мы их с помощью волшебных красок и пипеток. Этот прием рисования называется каплетарапия. Давайте повторим все вместе.

— Чтобы у вас все получилось. Надо взять пипетку тремя пальчиками, как вы держите карандаш, зажать резинку, опустить в краску, разжать пальчики – краска наберется. Поднести пипетку к фигурке, нажать на резинку и краска выльется.

Пальчиковая гимнастика.

Чтобы нашим пальчикам было легко рисовать, сделаем пальчиковую гимнастику.

Под музыку дети выполняют движения.

Рисование звучит музыка

— А теперь пробуем.

Дети рисуют. Воспитатель ходит, помогает.

— Ребята, посмотрите, морские жители стали красивыми? Вам нравятся они? Мы справились с заданием?

— Молодцы. Теперь давайте выпустим их в море.

— Морские жители говорят вам «спасибо»!

— Теперь нам пора возвращаться в детский сад.

Садимся в корабль. 19 слайд (корабль плывет по морю)

4. Итог.

Вот и мы и вернулись. Выходите

— Понравилось вам путешествие?

— Что вам больше всего понравилось?

— Ребята, давайте вспомним, кому нужна вода? Для чего?

— Чем вы сегодня раскрашивали морских жителей? Как называется этот прием рисования? (каплетерапия)

— Мне очень понравилось с вами заниматься. Вы молодцы.

— А в следующий раз мы отправимся в  звездное путешествие. Вы хотите? Договорились.

— А  в память о нашем сегодняшнем морском путешествии я дарю вам эти морские звездочки.

— Давайте попрощаемся с нашими гостями. 21 слайд (Спасибо, за внимание)

Прощаемся, уходим.

Видео можно посмотреть по ссылке: http://youtu.be/0oTKM3rpBHw

nsportal.ru

Моя педагогическая находка | Дошкольное образование

Моя педагогическая находка

Автор: Данилькевич Ирина Юрьевна

Организация: МДОУ д/с № 24

Населенный пункт: Челябинская область, город Кыштым

               Моя педагогическая находка.

 

Я работаю воспитателем в детском саду уже 15 лет. Очень люблю детей. Беру их трехлетними малышами и четыре года веду до школы. Маленькие человечки, у каждого свой характер, свои привычки, свои особенности. Кто-то общительный, шустрый, легко осваивается в коллективе. Кто-то скромный, застенчивый, всего боится, стесняется. Особенно тяжело привыкать ребятишкам к детскому саду в самом начале, трудно оторваться от мамы, страшно перейти порог групповой комнаты.

Я долго думала, как помочь малышам быстрее адаптироваться в новой для них обстановке. И придумала вот что. Я взяла обычную небольшую коробку из-под детской обуви, обклеила ее яркими кусочками цветной бумаги, приклеила красивый замочек из золотистого картона и сделала такой же ключик. Назвала я свою коробочку «шкатулочкой для слезок». И однажды на утреннем приеме, когда моя воспитанница со слезами никак не хотела уходить от мамы, я предложила ей спрятать свои слезки в шкатулочку и закрыть на ключик. Девчушка с интересом посмотрела на меня, глазки заблестели и малышка с удовольствием стала «складывать» слезки в коробочку, закрыла замочек ключиком поставила коробочку на полку и побежала играть с детьми!

Таким игровым приемом я пользовалась очень часто и всегда срабатывало! Иногда ребята сами просили меня достать коробочку и прятали туда свои слезки. Им это очень нравилось, капризы улетучивались и настроение поднималось.

На родительском собрании я поделилась своей идеей с родителями, и многие родители ею воспользовались, сделали дома такие коробочки и с их помощью легко успокаивали малышей. Когда мои детки подрастали мы вместе стали придумывать разные шкатулочки: «Шкатулочка для вежливых слов», «Шкатулочка любимых сказок», «Шкатулочка веселых игр», «Шкатулочка шалостей», «Шкатулочка ссор». Детям нравится придумывать, фантазировать, обыгрывать разные ситуации.

Вот такой игровой прием в воспитании помог мне найти подход к детям.

Приложения:

  1. file0.docx.. 13,5 КБ
Опубликовано: 08.02.2018

www.1urok.ru

Педагогическая находка. Материал на конкурс «Воспитатель года 2017»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 5 комбинированного вида города Бокситогорска»

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ НАХОДКА

«Использование развивающих игр с логико-математическим содержанием

в познавательном развитии»

Автор:

воспитатель высшей

кв. категории

С.А. Новикова

Использование развивающих игр

с логико-математическим содержанием в познавательном развитии детей

Федеральные государственные образовательные стандарты дошкольного образования диктуют ряд достаточно серьезных требований к познавательному развитию дошкольников. Частью образовательной области «Познавательное развитие» является формирование элементарных математических представлений детей дошкольного возраста.

Дети дошкольного возраста проявляют спонтанный интерес к математическим категориям: количество, форма, время, пространство, которые помогают им лучше ориентироваться в вещах и ситуациях, упорядочивать и связывать их друг с другом, способствуют формированию понятий. Наблюдая за работой детей с дидактическими материалами, я обратила внимание на то, что не у всех детей это получается хорошо. Одному ребенку нужно немного помочь, а другому требуется длительное обучение и тренировка. У детей старшей группы слабо развито логическое мышление, они затрудняются в решении простых задач, не умеют доказывать свое решение, сравнивать, классифицировать по нескольким признакам. И всё это сказывается на дальнейшем развитии и обучении детей в школе. Демонстрация образцов и приемов работы приводила к тому, что в группе более половины детей не могли самостоятельно приступить к работе, боясь, что выполнят «не так, неправильно»; ждали указаний от воспитателя.

В связи с этим меня заинтересовала проблема: как обеспечить математическое развитие детей, отвечающее современным требованиям и подготовить детей к обучению в школе.

Воплощая идею Л.С. Выготского о том, что только то обучение является хорошим, которое «забегает вперед развития» ребенка, я стремилась ориентироваться не на достигнутый детьми уровень, а чуть забегая вперед, чтобы дети могли приложить некоторые усилия для овладения материалом. Интеллектуальный труд очень нелегок и, учитывая возрастные особенности детей, понимаю и помню, что основной метод развития – проблемно-поисковый и главная форма организации детской деятельности – игра.

Связь дошкольного развития и формирования логических приёмов умственных действий – одна их основных методических проблем математического образования дошкольников. Этой проблеме уделяли особое внимание такие педагоги, как Михайлова З.А., Венгер Л.А., Е.А. Носова и Р.Л. Непомнящая. В методике под формированием логического мышления ребенка имеют в виду развитие логических приемов мыслительной деятельности, а так же умение понимать, прослеживать причинно – следственные связи явлений, выстраивать на их основе простейшие заключения. Как известно, особую умственную активность ребенок проявляет в ходе достижения игровой цели, как в непосредственной образовательной деятельности, так и в повседневной жизни.

Игровые занимательные задачи содержатся в разного рода увлекательном математическом материале. В процессе организации деятельности, направленной на реализацию задач математического развития, мною была изучена методическая литература таких авторов как, Л.А.Венгер, Е.С. Евдокимовой, З.А. Михайловой, Б.И. Никитина, А.А. Столяра, Л.Ф. Тихомировой, Н.В Волчковой., Носовой Е.А., Непомнящей Р.Л., Б.Б. Филькинштейн и др.

  • Для организации образовательного процесса, отобрала формы, методы и приемы, используемые при работе с детьми, с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей: наглядный, практический, проблемно-поисковый, словесный, элемент загадочности, создание воображаемой ситуации, использование технических средств, музыкального образа.

Формы и методы организации работы с детьми:

    • совместная игра воспитателя с ребенком;

    • самостоятельная деятельность детей;

    • математические праздники и развлечения;

    • занятия — игры

    • отгадывание загадок, занимательных вопросов, шуточных задачек, чтение математических сказок.

Эффективность реализации математических задач во многом зависит от содержания предметно-игровой среды; наиболее значимыми элементами которой являются: настольно-печатные игры; логические задачи, художественно — литературный материл; танграмм, пифагор, внимание — угадай, лабиринты; логические блоки Дьенеша; кубики «Сложи узор»; счётные палочки Кюизенера и др.

На основании выше сказанного мною была разработана система специальных игровых заданий и упражнений, направленных на развитие познавательных возможностей и способностей.

Задачи, поставленные игрой, требуют сосредоточения внимания, активной деятельности анализаторов, процессов различения, сравнения, обобщения. В процессе дидактической игры разнообразные умственные процессы активизируются и принимают произвольный характер. Чтобы дети понимали и принимали замысел игры, усваивали игровые действия и правила, стараюсь давать четкие указания, объяснения. Направляю игру репликами, вопросами, незаметно поддерживала инициативу детей, усилия более слабых и поощряю их успехи, создаю условия для проявления самостоятельности.

Палочки Кюизенера использую как игровой материал. Дети играют с ними, как с обыкновенными палочками, создают различные конструкции. При обследовании палочек, установлении их свойств, подвожу детей к тому, что с помощью палочек можно считать, измерять, выполнять вычисления и разнообразные практические действия. Использование чисел в цвете позволяет развивать у дошкольников представление о числе на основе счета и измерения. Выделение цвета и длины палочек помогает детям освоить ключевые для их возраста средства познания – сенсорные эталоны (эталоны цвета, размера) и такие способы познания, как сравнение, сопоставление предметов (по цвету, длине, ширине, высоте). Например:

    • «Цветная лестница». Цель: Упражнять различать и группировать палочки по длине, цвету. Учить использовать в речи слова: такая же, одинаковые и т.д.;

    • « Вагончики». Цель: Развивать у детей количественное представление. Развивать умение соотносить цвет и число, и, наоборот, число и цвет.

    • «Путешествие Карандаша». Цель: Развивать пространственные представления; продолжать изучение состава чисел и подготовку к пониманию позиционного принципа записи чисел.

    • « Дели – давай». Цель: Использование палочек при освоении детьми деления целого на части (дробных чисел).

В процессе разнообразных действий с логическими блоками (разбиение, выкладывание по определенным правилам, перестроение) дети овладевают различными мыслительными умениями. К их числу относятся умение анализа, абстрагирования, сравнения, классификации, обобщения, кодирования, а также логические операции «не», «и», «или».

Пример:

    • «Помоги Чебурашке ». Цель: Упражнять детей в группировке геометрических фигур. Развивать наблюдательность, внимание, память.

    • «Автотрасса» Цель: Развитие умений выделять свойства в предметах, абстрагировать эти свойства эти свойства от других, составлять алгоритм простейших действий.

    • « Помоги Незнайке» Цель: Учить осуществлять зрительно – мыслительный анализ способа разложения фигур. Закрепить представления о свойствах геометрических фигур.

    • « Игры с обручами». Цель: Формирование операции классификации блоков по двум, трём, четырьмя признакам с использованием кодов и без них. Определение областей пересечения в играх с обручами.

Во время игры с кубиками дети анализировали, рассматривали, сравнивали, манипулировали кубиками. Задачи даю ребенку в различной форме: в виде модели, плоского рисунка, чертеже, письменной или устной инструкции и т. п., и таким образом знакомила его с разными способами передачи информации. Постепенное возрастание трудности задач в играх позволяет ребенку идти вперед и совершенствоваться самостоятельно, т. е. развивать свои творческие способности, в отличие от обучения, где все объясняется и где формируются только исполнительские черты в ребенке. Поэтому нельзя объяснять ребенку способ и порядок решения задач и нельзя подсказывать ни словом, ни жестом, ни взглядом.

Строя модель, осуществляя практические действия, ребенок учится все делать сам.

Например в играх:

    • «Магазин ковров». Цель: Учить определять стороны куба в соответствии с образцом узора. Развивать пространственное воображение, внимание.

    • « Путешествие в лесу». Цель: Упражнять детей выкладывать образы животных из кубиков, по принципу зеркального отражения.

    • « Строители». Цель: Учить переносить узор на квадратный лист бумаги, разбитый на 16 квадратов. Развивать логическое мышление, комбинаторику, внимание.

Разрабатывая содержание игровых занятий, и применяя их в своей работе, я пришла к выводу, что использование игровых ситуаций в обучающем процессе не должно быть случайным. Каждое использование игровой ситуации имеет свое место и время: определенный период изучения тех или иных тем, когда дети уже приобрели необходимые знания и овладели нужными способами деятельности и могут перенести их в нестандартные ситуации, использовать при решении свой практический опыт, знания, умения.

На игровые занятия в гости к детям приходили различные персонажи, знакомые по литературным произведениям, мультфильмам: Красная Шапочка, Буратино, Карлсон, Незнайка, зверюшки, насекомые. Привычные игрушки обращались к детям за помощью, попадая в затруднительное положение, или просили детей научить их тому, чего не знают. Обычное занятие превращалось в путешествие, а дети попадали то в волшебный лес, то в чудесную сказку или мастерскую. Они становились фотографами или художниками, следопытами или волшебниками, космонавтами или строителями. Часто по окончании подобных занятий дети спрашивали: «А когда мы еще так поиграем?».

Данные занятия я строила на интеллектуальном развлекательном содержании и использовала в вариативной образовательной работе с детьми. Исходя из сказанного, я сделала вывод, что проведение занятий в игровой форме, с использованием дидактических игр и занятий – развлечений помогает детям легче усваивать материал, закреплять полученные ранее знания и умения. Значение этих занятий состоит в том, что они выполняют различные функции: выявление, закрепление знаний и умений, способов действий, сообщение новых знаний и помогают детям более легко усвоить сложный математический материал.

В нашем детском саду существует сочетание традиционного дошкольного образования с дополнительным образованием. Наши воспитанники имеют возможность заниматься в различных кружках по интересам в Центре социально-игровой поддержки, открытом на базе нашего ДОУ как структурное подразделение.

Для работы в ЦСИП мною разработана и апробирована программа предматематической подготовки детей к школе «МИР – в математику играя, развиваемся». Учебная программа разработана на основе современных требований, рекомендована для применения в ДОУ предматематической подготовки детей старшего дошкольного возраста. Тематическое планирование разработано на основе дидактических игр и упражнений различной направленности, развивающих логико-математическое абстрактное мышление дошкольников, как базу навыков учебной деятельности. Все игры систематизированы по трём основным видам: игры с логическими блоками, игры с палочками Кюизенера, игры с кубиками « Сложи узор». В программе представлен разнообразный дидактический материал: дидактические игры, ребусы, мнемомеханические таблицы, карточки с поисковым заданием, подборка стихотворного материала.

Большое значение также имеет приобщение детей дошкольного возраста в условиях семьи к занимательному математическому материалу. Для этого я использовала разнообразные формы работы с родителями. Проводила индивидуальные беседы, консультации, открытые занятия. Родителям были предложены следующие дидактические игры: «счет в дороге», «сколько вокруг машин?», «мячи и пуговицы», «далеко ли это? », «угадай сколько, в какой руке», «счет на кухне», «сложи квадрат».

Во время бесед с родителями, рекомендовала им собирать занимательный материал, организовывать совместные игры с детьми, постепенно создавать домашнюю игротеку, рассказывала, какие игры вместе с детьми можно сделать своими руками: «Составь узор», «Какая фигура лишняя?», «Какой день недели спрятался?» и многие другие. Для родителей оформила стенд «Занимательная математика» и папки-передвижки. Организовывала с детьми математические праздники, КВН, вечера досуга, приглашала на них родителей, чтобы они сами могли увидеть и оценить знания и умения детей.

Организация такой работы с родителями способствовала формированию у них творчества, изобретательности, повышению их педагогической культуры. Считаю, что только совместная работа воспитателей и родителей по обучению детей математике через игру, будет способствовать всестороннему развитию детей, подготовке к обучению в школе.

И в конце хочу подтвердить мысль Людмилы Георгиевны Петерсон о том, с дошкольниками заниматься нельзя. «С ребенком надо играть, играть заинтересованно и увлеченно, и тогда наградой нам будут их горящие глаза и желание играть еще и еще»

Пусть радость развлечения постепенно перейдет в радость учения!!!

multiurok.ru

Советы рукодельницам