Родители, дети, педагоги: взаимопонимание и взаимодействие

Содержание

Библиографическое описание:

Нимаева Е. Г. Родители, дети, педагоги: взаимопонимание и взаимодействие // Образование и воспитание. — 2016. — №3. — С. 53-54. — URL https://moluch.ru/th/4/archive/35/991/ (дата обращения: 12.04.2019).



Родители, дети, педагоги: взаимопонимание и взаимодействие

Нимаева Елена Геннадьевна, учитель начальных классов

МБОУ Селендумская СОШ (Республика Бурятия)

Всем известно, что воспитание подрастающего поколения остаётся актуальной проблемой современной школы. Педагогу хочется не только научить своих учеников читать, писать и считать, но и воспитать их настоящими людьми. Без участия семьи это сделать сложно, а иногда и невозможно. «Какими бы прекрасными ни были наши школьные учреждения, самыми главными «мастерами», формирующими разум, мысли детей, являются мать и отец», — утверждал В. А. Сухомлинский.

С семьи начинается развитие каждого из нас. Именно семья была, есть и будет важнейшей сферой формирования личности ребёнка. Уверенность в себе, в своих силах и возможностях, умение бороться с трудностями зарождаются в дружной, тёплой атмосфере дома.

Концепция модернизации российского образования подчёркивает исключительную роль семьи в решении задач воспитания. В статье 18 «Закона об образовании» РФ говорится: «Родители являются первыми педагогами своих детей. Они обязаны заложить основы физического, нравственного, интеллектуального развития личности ребёнка».

Одной из причин кризиса в духовно-нравственной сфере современного общества является разрушение традиционных устоев семьи:

– утрачен традиционный уклад семейной жизни;

– нарушены родовые и семейные связи между поколениями;

– традиционные отношения послушания, почитания, уважения старших вытеснены и заменены активным противостоянием авторитету взрослых, игнорированием мнения родителей, педагогов;

– утрачено традиционное понимание семейного воспитания как добровольного «крестонесения», жертвенной родительской любви, труда и усилий, направленных на установление духовной общности с детьми;

– прервана преемственность педагогической традиции в семье.

Выход из кризисной ситуации один — содействовать укреплению семьи посредством восстановления в общественном сознании традиционной ценности брака, семьи, престижа материнства и отцовства; возрождения отечественной культурно-исторической и религиозной традиции.

Важна роль учителя в просвещении родителей своих учеников. Мой педагогический стаж составляет 30 лет, и все это время я работаю в тесном контакте с детьми и родителями.

Семья — это действительно ячейка общества, в которой заключено не только настоящее, но и наше будущее. Именно во имя будущего мы, педагоги, должны найти подход к каждой семье, к каждому ребенку.

Родителям хочется видеть своих детей успешными. Для этого надо постараться всем: и родителям, и учителю, и детям. Наши дети видят мир совсем по-другому, тянутся к взрослым, но часто мы, взрослые, их не понимаем или не хотим понимать. Чтобы сохранить взаимопонимание между взрослыми и детьми, надо потрудиться! А чтобы были положительные результаты, необходимо сотрудничество учителя, родителей и детей.

Из чего складывается сотрудничество с родителями?

Основываясь на собственном опыте, я пришла к выводу, что в семейном воспитании существует глобальное противоречие — все родители считают себя воспитателями, но далеко не все обладают необходимыми для этого знаниями. И здесь школа может оказать неоценимую услугу родителям. Педагог должен пополнить багаж их знаний об особенностях воспитания детей, но пассивно полученное знание непродуктивно. Для того чтобы знание приобрело личностный смысл, оно должно быть усвоено в активном процессе.

Сформулировав данное противоречие, я определила основную цель работы с семьями учащихся — повышение психолого-педагогической компетентности родителей. Основные задачи этой работы:

1) привлечение родителей к активному участию в учебно-воспитательном процессе;

2) формирование у родителей положительного отношения к школе;

3) содействие развитию взаимопонимания между родителями и детьми, учителями и родителями;

4) предоставление родителям информации о психолого-педагогических особенностях воспитания ребенка в семье.

Решая эти задачи, мы помогаем учащимся успешно пройти процесс социализации в школе.

Основными принципами работы с семьей для меня являются:

1) принцип искренности, уважения и заинтересованности в общении с каждой семьей;

2) принцип блага — каждая встреча с родителями должна нести благо, а не вред ребенку и семье;

3) принцип объективной уникальности — каждая семья уникальна и неповторима, каждый член семьи заслуживает того, чтобы быть услышанным;

4) принцип полезности информации — работа с семьями учащихся должна быть направлена на повышение их психолого-педагогической компетентности.

Работа с семьями учащихся проводится по трем основным направлениям: психолого-педагогическое просвещение родителей; их вовлечение в учебно-воспитательный процесс; участие семей учащихся в управлении этим процессом.

При организации работы с родителями очень важно проводить интегрированные мероприятия, когда дети и взрослые собираются вместе. Таким образом создается единое воспитательное поле, родители приобщаются к реальной жизнедеятельности детей в школе, проживая вместе с ними определенные ценностные отношения. Для детей в эти моменты стирается граница между семьей и школой, и они начинают видеть единство мира.

Достичь положительного взаимодействия семьи и школы в развитии нравственного сознания (нравственных представлений, понятий, убеждений, системы оценочных суждний) можно через:

– совместное планирование деятельности;

– совместную подготовку и проведение праздников;

– тематику родительских собраний;

– систему работы с портфолио;

– оформление и ведение классного альбома, классного уголка;

– анкетирование;

– индивидуальные консультации;

– родительские конференции;

– проективные методики.

Для того чтобы ребёнок желал общаться с родителями, необходимо помнить, что основой общения родителей с детьми являются шесть правил воспитания, которые можно записать в виде рецепта: взять принятие, добавить к нему признание, смешать с определённым количеством родительской любви и доступности, добавить собственной ответственности, приправленной отцовским и материнским авторитетом.

Жизнь показывает, что совместная деятельность родителей, учителя и детей способствует укреплению внутрисемейных связей, общих интересов и увлечений, взаимопонимания, взаимодоверия, взаимопомощи и в целом семейного микросоциума.

Литература:

  1. Аракелов Г. Т. Учителям и родителям о психологии подростка/Г. Т. Аркелов,- М.: Знание, 1980
  2. Сухомлинский В. А. О воспитании/В. А. Сухомлинский.-М.:Политиздат,1985
  3. Урбанская О. Н. Работа с родителями младших школьников/О. Н. Урбанская.-М.,1986

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, родитель, семья, семья учащихся, школа, педагог, учебно-воспитательный процесс, семейное воспитание.

Похожие статьи

Работа с родителями как один из аспектов взаимодействия…

ребенок, родитель, семья, семья учащихся, школа, педагог, учебновоспитательный процесс, семейное

воспитание. Педагогика семейного воспитания | Статья в журнале…

родитель, семья, школа, семейное воспитание, ребенок

родитель, семейное воспитание, школа, семья, воспитание детей, ребенок, педагогический процесс, воспитание, педагог, образовательное

классный руководитель, родитель, родительский комитет, семья, семейное воспитание, ребенок, учебно

воспитательный

Партнерские взаимоотношения с родителями воспитанников как…

ребенок, родитель, семья, семья учащихся, школа, педагог, учебновоспитательный процесс, семейное воспитание. Взаимодействие детского сада и семьи в воспитании ребенка.

ребенок, родитель, семья, семья учащихся, школа, педагог

Родители, дети,

педагоги: взаимопонимание и взаимодействие. ребенок, родитель, семья, семья учащихся, школа, педагог, учебновоспитательный процесс, семейное воспитание.

Извечная проблема: семья и школа | Статья в сборнике…

родитель, ребенок, школа, воспитание детей, семья, учитель, взаимное доверие, воспитательная работа, воспитательный процесс, педагогическая культура.

Семейный клуб — одна из эффективных нетрадиционных форм…

ребенок, родитель, семья, семья учащихся, школа, педагог, учебновоспитательный процесс, семейное воспитание.

семья, родитель, ребенок, воспитание детей, друг друга, классный руководитель, особая забота, воспитательный процесс, родительский комитет…

Педагогика семейного воспитания | Статья в журнале…

Сегодня гуманизация отношений внутри семьи, внутри школы так же актуальна, как и взаимоотношения семьи и школы.

Чтобы помочь родителям, испытывающим трудности в воспитании детей, учителю нужно понять, что именно хотят они воспитать в своих детях

Взаимодействие семьи, школы и социума | Статья в журнале…

родитель, ребенок, семейный клуб, семья, учебновоспитательный процесс, воспитание детей, образовательный процесс, образовательное учреждение, класс, школа.

Взаимодействие школы и семьи в воспитании

классный руководитель, родитель, семья, школа, ребенок, семейное воспитание, нравственное воспитание, берег.

moluch.ru

Проект. Единый творческий союз «ребенок – родитель

Единый творческий союз «ребенок – родитель — педагог ».

Описание проекта

Формирование сотрудничества между обучающимся, родителями и педагогами зависит, прежде всего, от того, как складывается взаимодействие взрослых в этом процессе. Родители и педагоги — воспитатели одних и тех же детей, и результат воспитания может быть успешным тогда, когда педагоги и родители станут союзниками. В основе этого союза — единство стремлений, взглядов на воспитательный процесс, вместе выработанные общие цели и воспитательные задачи, пути достижения намеченных результатов.

Родители — это взрослые люди, имеющие большой жизненный опыт, знания, умения осмысливать события, поэтому в решении ряда вопросов, воспитательных проблем педагог может получить нужный совет родителей. Сотрудничество педагогов и родителей позволяет лучше узнать ребенка, посмотреть на него с разных сторон и позиций, увидеть в разных ситуациях, а, следовательно, помочь ему:

— в понимании его индивидуальных особенностей;

— в развитии способностей;

— в преодолении его негативных поступков, проявлений в поведении;

— в формировании ценных жизненных ориентации и т.д.

Родители могут выступать в роли ассистентов, помощников при проведении какого-либо вида деятельности с детьми (например, практическое занятие или лекция), в роли экспертов (если педагог готовит занятие по теме, которой хорошо владеет родитель), в роли консультантов, в роли организаторов мероприятия и др. От совместной работы родителей и педагогов выигрывают все стороны педагогического процесса: родители принимают активное участие в жизни детей, тем самым лучше понимая и налаживая взаимоотношения; педагоги, взаимодействуя с родителями, узнают больше о ребенке, что позволяет подобрать эффективные средства воспитания и обучения. Главное же заключается в том, что дети, оказавшись в едином воспитательном пространстве, ощущают себя комфортнее, спокойнее, увереннее, в результате чего лучше учатся и имеют гораздо меньше конфликтов со взрослыми и сверстниками.

В настоящее время все чаще используются интерактивные формы взаимодействия с родителями. Это могут быть клубы по интересам, кружки, семейные клубы, посещение семей на дому, конференции, «круглые столы», семинары, спортивные соревнования, КВНы и др.

Родители являются активными участниками мероприятия, они выполняют все задания предложенные педагогом, вместе с детьми поют, танцуют и играют.

Совместными мероприятиями мы создаем эмоционально-тактильное взаимодействие родителя и ребенка, что способствует укреплению эмоциональных отношений.

Цель: создание единого творческого союза детей, родителей, педагогов на основе свободы выбора и поиска сотрудничества, педагогической компетентности, доверия друг к другу для всестороннего развития ребенка.

Задачи:

  1. Изучить воспитательные и образовательные запросы родителей;

  2. Повысить роль семьи в социализации личности ребенка;

  3. Организовать родительскую сеть взаимопомощи;

  4. Расширить сферы участия родителей в организации жизни школы.

Достигнутые результаты.

Расширение группы инициативных родителей; гармонизация детско-родительских отношений.

Социальная значимость.

«Угасание родительской инициативы» — одна из проблем сегодняшнего дня, о которой с тревогой говорят специалисты по работе с семьёй. Она выражается в том, что современные родители, в лучшем случае, склонны препоручать образование и воспитание своего ребенка «третьим лицам»; доля времени, посвящаемого ими семейному общению ничтожно мала; потеряна преемственность в традиции домашнего воспитания, вопросы педагогической культуры лежат вне сферы интересов родителей.

Несомненно, то, что необходимо привлечение родителей ко всем аспектам образования. Семья и школа – это союзники, а не конкуренты. Пусть они всегда идут навстречу друг другу. Не все родители откликаются на стремление педагога к сотрудничеству с ним, проявляют интерес к объединению усилий по воспитанию своего ребенка. Педагогу необходимы терпение и целенаправленный поиск путей решения этой проблемы. Следует начинать работу и взаимодействие с теми, кто желает участвовать в жизни объединения, поддерживает педагогов, даже если таких родителей будет меньшинство. Постепенно, тактично вовлекать остальных родителей, опираясь на родителей-единомышленников, учитывая интересы каждого ребенка и его семьи.

Педагог, работающий с коллективом обучающихся должен хорошо представлять себе формирующую роль семьи и зависимость этой роли от ценностных ориентаций ее членов. Владение такой информацией позволяет предвидеть, как отношения в семье могут повлиять на личностное развитие ребенка, его характер, поведенческие реакции. Учитывая все эти факторы следует выбирать направления и формы работы с родителями.

Мероприятия.

Данный проект является долгосрочным и затрагивает очень многие сферы работы в школе с детьми и их родителями. Я, как учитель физкультуры работаю в данном направлении:

— 2015 – 2016 год работа с родителями в рамках занятий фитнес – аэробикой.

— организация соревнований и мероприятий спортивной направленности для учащихся начальной школы и их родителей (Наши мамы – лучше всех!; Супер мама!; веселые старты; скакалочные состязания; танцуй, пока молодой; последний герой, малые Олимпийские игры;).

Охват проекта: В реализации проекта задействованы учащихся начальной школы и их родители.

Затраченные ресурсы: с сентября 2015 г.

infourok.ru

Работа педагога с родителями ребенка дошкольника


Для того, чтобы соответствовать своей профессии педагог должен ценить свою работу, иметь высокий уровень мотивации выполнять ее как можно лучше, обладать твердой гражданской позицией, гуманистически смотреть на мир, иметь мышление педагога, уметь проявлять креативность и оптимизм, быть высокоразвитым с точки зрения своей профессии и общественной культурной жизни.

Существуют нормативные документы, которые определяют обязанности сотрудника детского образовательного учреждения. Например, к таким документам относятся: трудовой договор, нормативная документации санэпиденстанции, должностная инструкция и другие.

Все эти документы подробно описывают деятельность педагога в детском саду. Дошкольное воспитание в нашей стране сегодня активно развивается и учитывает последние инновационные открытия в сфере педагогики.

Поэтому требования, которые предъявляются к воспитателям ДОУ сегодня значительно отличаются от тех, что еще были недавно. Всю работу дошкольного педагога можно условно разделить на четыре главных составляющих: развитие личности и коммуникативных навыков детей, развитие их художественного и эстетического восприятия, развитие их речи и познавательных качеств, а также физическое развитие.

Весь процесс пребывания в коллективе основан на постоянном взаимодействии детей с педагогами. Именно поэтому педагог должен поддерживать свою профессиональную компетенцию.

Тема взаимодействия с близкими малыша сегодня очень актуальна. Часто возникают трудности, связанные с тем, что ожидания воспитателей не совпадают с ожиданиями родителей.

Иногда также они не до конца доверяют воспитателям. Все эти трудности во взаимоотношениях между родителями и воспитателями ложатся на плечи детей.

Часто трудности возникают из за того, какие формы сотрудничества были выбраны.

Главными и первыми педагогами для детей являются их родители. Их задачей является помочь развиваться нравственно и физически.

Также взрослые ответственны за то, чтобы формировать личности своих малышей и помогать им развиваться интеллектуально. Но невозможно достичь успеха в этом деле, если родители действуют разобщено с воспитателями ДОУ.

К сожалению сегодня знания в области педагогики, которыми обладают большинство родителей, практически не удовлетворяют потребностей их детей. Именно поэтому стоит нелегкая задача помочь каждому расти в понимании педагогических принципов и навыков воспитания.

Поэтому актуальной является проблема совершенствования методов сотрудничества с семьями детей с целью обеспечить этим детям полноценное воспитание. Получается, что воспитатель является воспитателем не только для самих детей, но и для их родителей.

Родители очень нуждаются в том, чтобы их поддерживали грамотные специалисты, даже если сами этого и не осознают.

Именно поэтому во многом педагогическая культура родителей очень зависит от действий воспитателя ДОУ.

Педагог должен сам правильно относиться к успехам и неудачам каждого ребенка и доносить это до его близких. Нужно рассказывать родителям о том, как живут их дети в пределах детского сада – их график жизни, какие занятия проводятся, что делали во время прогулок и так далее.

podrastu.ru

Родитель – учитель – ребёнок: как наладить взаимоотношения

Чем ближе начало нового учебного года, тем сильнее чувствуется волнение в рядах родителей. Особенно сильно переживают те, чей собственный школьный опыт был не самым удачным. Вдруг ребёнок не сумеет найти общий язык с педагогом? Или учитель будет придираться к нему по пустякам, обижать, недооценивать?
Как справиться со своими страхами и наладить контакт со школой в своей новой статье рассказывает эксперт «О!» психолог Анна Скавитина.

Анна Скавитина, психолог, аналитик, член IAAP (International Association of Analytical Psychology)

Мне всегда везло с учителями. У меня была замечательная первая учительница — заслуженный учитель России, Таисия Яковлевна, прекрасные учителя в старших классах, благодаря которым я полюбила математику, физику, биологию и литературу, университетские профессора, с которыми нас связала дружба на долгие годы, поэтому мне очень хотелось, чтобы моим детям тоже повезло и у них были замечательные педагоги.

Как психолог, я знаю, что всё начинается ещё до школы, с отношений с мамой. Если они складываются, то малыш многому учится у мамы, он не боится рассказывать ей про страшное, с интересом слушает её рассказы, книги, которые она читает, бесконечно задаёт ей вопросы и знает, что получит ответ, или они будут искать ответы вместе. Такие отношения задают атмосферу познания и любопытства. На первого учителя ребенок невольно проецирует модель, к которой привык, которая ему понятна: модель отношений с мамой. Часто, если отношения с учителями у детей, да и у родителей не складываются, психологи начинают задавать вопросы про детство, чтобы найти там источники сложностей, и пытаются изменить сначала что-то в системе ребёнок — родитель, а потом в системе учитель — ребёнок — родитель. Это важно в ситуациях, когда отношения у ребёнка не складываются ни с одним-двумя конкретными учителями, а системно — «все учителя ужасны, не справедливы, не компетентны, школа — страшное место».

Помню, как одна мама захотела привести ребёнка в школу, в которой училась сама, но сходив туда, отказалась от этой идеи наотрез, потому что зашла и увидела, что там работают «страшные тётки со страшными лицами». Но и в другой школе она увидела то же самое. После того, как школу пришлось сменить в третий раз, ребёнок и мама оказались у детского психолога, а мама отдельно — у специалиста для взрослых. И постепенно «страшные тетки» в школе перестали быть настолько страшными, а отношения у ребёнка, мамы и школьных учителей наладились.

Я не хочу сказать, что плохих учителей не бывает. Бывают. Так же, как бывают некомпетентные люди в других профессиях. А бывает, что в учителях оказываются даже личности с психическими нарушениями, которые могут травмировать детей, и тогда родителям приходится объединяться и брать ситуацию в свои руки: обращаться к администрации школы, требовать увольнения учителя, защиты детей, менять класс или школу. Но эти истории обычно находятся вне системно-плохих отношений почти со всеми учителями. Моим детям с педагогами повезло. Я попросила рассказать про свой опыт отношений с учениками и родителями школьного учителя школы-ВУЗ «Современное образование» Верещагину Ларису Николаевну, первую и любимую учительницу одного из моих детей.

Лариса Верещагина, учитель школы-ВУЗ «Современное образование»

«Родитель — учитель»

Хотите вы того или нет, но пока ваши дети учатся в школе, вы будете общаться с учителями. Главное в любых отношениях — вежливость. Конечно, взаимная. На нас смотрят наши дети, поэтому общаемся вежливо. Большинство родителей боятся, что их ребёнка обидят или недооценят. И что самое главное — учитель будет оценивать не только ребёнка, но и их самих — родителей, ведь каждый знает, что не идеален. Но эти опасения исчезают, когда родители понимают, что с учителем можно поговорить, обсудить проблему и найти понимание. Учитель и родитель находятся не по разные стороны баррикад. Они на одной стороне — на стороне ребёнка.

Я недавно читала статью о детском гепатологе Аре Рейзис. В ней она пишет, что самый большой грех для врача — это безразличие. Это в полной мере относится и к учителям. Безразличие, равнодушие к ученикам — это большой грех. И это сразу почувствуют и родители, и дети.

Часто родители приходят в школу не просто поговорить, а уже с целью — «поставлю всех на место», «я им покажу». Проблемы в обучении, отношения с одноклассниками и учителями — для тревоги и возмущения могут быть разные поводы. И такие родители должны увидеть перед собой спокойного, уверенного и вежливого человека, который сразу даст понять: «Мы оба на стороне ребёнка. Что мы можем сделать вместе?»

Конечно, бывают случаи антипатии. Ну вот не нравится учительница маме. Просто так не нравится или есть причина — не столь важно. Постарайтесь не обсуждать это при ребёнке, не нагружайте его таким негативом. Это уже ваша проблема, решите её. Если есть за что терпеть неприятного лично вам учителя, терпите, если нет — поменяйте класс или школу. Здесь педагог вам явно не помощник. Самое главное — мы всегда на стороне детей. И родители, и учителя.

Наверное, мне повезло: у меня трое замечательных детей, и они неидеальные. Поэтому я вижу ситуацию с разных сторон. Я — учитель, к которому приходят родители учеников, и как родитель я хожу к учителям своих детей. И знаете, учусь и там, и там. Как маме мне важно видеть, что учитель готов к разговору, что он неравнодушен и компетентен. Конечно, беседу, выходящую за рамки вежливости, надо прекращать сразу. В школе можно найти человека, с которым получится спокойно поговорить — обычно такие люди находятся там, где администрация, но мне только один раз за длинную карьеру мамы пришлось прибегнуть к таким крайним мерам.

У меня был такой случай в самом начале моей работы в школе, сразу после университета. Дали мне восьмой класс, 34 ученика. Мне и так страшно, а тут ещё штатный классный хулиган. На уроках шумит, домашнее задание не выполняет, классную работу срывает, грубит. Терпение моё скоро лопнуло, и я вызвала его маму в школу. Приходит ко мне уставшая женщина с потускневшим и обречённым лицом. Она уже привыкла, что сын хулиганит и его все ругают. И я собиралась, честно, собиралась его ругать, но вдруг увидела, что он подслушивает за дверью. Не знаю, чем объяснить моё решение, опыта у меня не было никакого (даже не было младших братьев-сестёр), но я стала его хвалить, сказала, что позвала её, чтобы рассказать об успехах сына, и говорила только о том, что было хорошего. Вы бы видели, как расцвела мама, как она робко говорила о том, что да, он хороший, помогает и заботится о ней и о младшем брате. Мне кажется, что ухо за дверью даже покраснело от удивления. И знаете, после этого у меня в классе появился замечательный ученик и первый мой помощник. А для меня это был колоссальный урок!

«Ученик — учитель»

В этой связке, конечно, главный — учитель. Он задаёт тон этому общению, и он будет нести ответственность за то, что в итоге получится. И опять я о своём: общаемся вежливо. Со стороны учителя — это обязательно, просто непременное условие. Даже с самыми маленькими! Хотя с ними, наверное, это ещё важнее, ведь они нас, взрослых, копируют. Не зря же говорят, что трём вещам надо учить с детства: языкам, плаванию и вежливости. Желательно, чтобы общение было ещё и позитивным. Все наши проблемы должны остаться за порогом класса.

В разряд запретов попадают, конечно же, оскорбления и насмешки. Унижать человеческое достоинство не позволено никому. Унижая и оскорбляя, не удивляйтесь полученному обратно негативу. Ни в коем случае нельзя давать оценку личности ребёнка или его семье. Но и родители должны приложить все усилия, чтобы воспитать в ребёнке уважение к учителю. Многое зависит от настроя в семье. Не надо поощрять детей передразнивать учителей или акцентировать внимание на их физических недостатках. Дети не смогут скрывать свои чувства, это точно помешает нормальному общению вашего ребёнка с учителем.

Хорошо, когда учитель видит в ученике личность, как бы банально это не звучало. Хорошо, когда учитель знает своих учеников не только по выполнению классной работы. Кто любит больших собак, кто увлекается ирландскими танцами, кто замечательно поёт, кто может сделать инопланетянина из лего — вот что должен знать учитель. Все дети разные. У меня был мальчик, которого я никогда не вызывала ни на какие соревновательные упражнения, ничего не давала ему выполнять на скорость. Ну не для него это. А есть дети с темпераментом, который требует выхода именно в таких заданиях.

Детям должно быть интересно с учителем. То, что надо знать свой предмет и иметь широкий кругозор, даже не обсуждается. Я, например, стараюсь быть в курсе всех новостей: музыки, гаджетов, спорта, кино, даже игрушек. Конечно, как говорят учителя, школа не цирк, никто не говорил, что здесь будет весело. Но хорошо, если учитель обладает чувством юмора и способен удивить своих учеников.

Читайте другие статьи Анны Скавитиной:

Как помочь ребёнку адаптироваться к школе: общие правила для родителей

9 советов, которые помогут вернуться к школьному режиму после каникул

5 главных отличий современного ребенка от детей прошлых лет

Фото: ESB Professional, Syda Productions/Shutterstock.com

www.kanal-o.ru

Взаимоотношения в системе Педагог- ребенок

Взаимоотношения в системе

«Педагог – ребенок – родители»

Сегодня ряд теоретиков и практиков педагогики выдвигают идею о том, что система образования – это социальный институт, призванный помочь ребенку, подростку стать человеком во всей полноте этого понятия, подготовить учащихся к жизни в современно новых условиях цивилизации. Без этого не может состояться ни полноценный гражданин, ни творческий специалист.

Поэтому задача современной школы состоит в том, чтобы определить, какую роль играют взрослые, находящиеся в ближайшем окружении ребенка. По мере того как дети растут, социальные связи семьи расширяются: сюда входят и контакты со школой, с учителями, и с одноклассниками, с классным коллективом сына или дочери. Все эти связи рождаются в процессе учебы ребенка. Как велик авторитет учительницы для подрастающего человека, как серьезны эти новые для него отношения? Хорошо, когда взаимоотношения с учителем протекают спокойно, радостно для ребенка, когда есть взаимопонимание.

Но вот начинается недовольство – где-то учительница поставила не ту отметку – начинаются мелкие обиды, которые ребенок, естественно, несет родителям. Как тут поступить?

«Учитель всегда прав!» – говорят одни родители. «Я поговорю с учителем и выясню, за что она поставила тебе «двойку»!» – обещает другая мама.

Разумеется, нельзя ребенку говорить об учителе плохо. Разумеется, нельзя угрожать учительнице или оскорблять ее. Родители думают, если учительница строгая – это хорошо: будешь лучше учиться, больше знать.

Учителя бывают разные. И выдержка у них разная. Да, конечно, профессия учителя очень сложная.

Родители должны ориентироваться на требования школы – педагогически грамотные, продуманные. И детей ориентировать на послушание, на понимание этих требований.

Кажется естественной и разумной такая система взаимоотношений между родителями и учителями: мать или отец, когда приходят в школу, беседуют с учителями. Разговор двусторонний: учителя рассказывают об ученике и дают рекомендации и, в свою очередь, интересуются поведением ребенка в семье – тем, что скрыто от учительских глаз.

Иногда учитель приходит домой к ученику, и это желанный гость, ибо такой визит говорит о заинтересованности учителя в судьбе ученика.

И вот ребенка «взяли в руки». Он меняется на глазах: становится пунктуален – боится опоздать в школу. Становиться аккуратным – как огня боится помарок в своей тетради.

Очень важно, чтобы родители понимали, что только совместные, единые требования учителя и родителей приведут к общей цели: воспитанию здорового в нравственном и физическом отношении ребенка.

Что делать, к примеру, если ребенок просит: «Можно я сегодня не пойду в школу?»

• Конечно, капризничает, ленится, хитрит. И правильнее во всех отношениях было бы отправить его в школу, строго запретив раз и навсегда пропускать уроки без причин. Но что нам стоит согласиться?

• Почему-то для хороших отношений и в семье, и, как ни странно, в классе нужно разрешать иногда не ходить в школу, когда ребенок этого очень хочет.

• Сказать «да» всегда сложнее, чем «нет» – тут думать надо, и не только. А ответственность какая, а страхи – вдруг завтра тоже не захочет учиться?

• Проверено – захочет. Детям бывает нужен этот день, чтобы, посидев в тишине, разрядиться, успокоиться, подумать.

• Оставшись дома с согласия родителей, дети бывают искренни как никогда. Оставьте на время дела, посидите с ребенком. Вдруг ему есть что вам рассказать.

• И ни о чем не жалейте. Завтра утром он соберется и пойдет в школу, как ни в чем не бывало.

О необходимости тесной связи школы с семьей, и, в частности, родителей с классом, в котором учится их ребенок, говорится много. Сегодня это стало законом, нормой нашей жизни.

Но вот как осуществляется эта так называемая связь, что она такое?

Идет урок химии. Вызывают к доске Сашу Морозова.

– Напиши формулу окиси меди.

Саша не торопится взять в руки мелок. У него испуганное лицо. Учитель смотрит в окно. В классе разыгрывается целая пантомима: умоляющие взгляды, жесты, выражающие одно: «Помогите».

Подсказывают: одни шепчут, другие пишут формулу огромными буквами и, пользуясь моментом, поднимают бумагу над головой, как плакат. В общем, идет спасательная работа.

Учитель знает и видит все их хитрости, но почему-то не сердится.

Хорошо, когда все взбудоражены одной идеей. Ведь детьми овладела сейчас отчаянная решимость спасти товарища. Между прочим, они многим рискуют.

– Садись, Саша. А вот ты, Фролов, так активно ему помогал, порадуй нас своими знаниями.

Фролов, который вовсе не стремится к публичным выступлениям, оправдывается:

– Да, я ничего… Я так.

Они знают, на что идут. Заработать «двойку» ни за что – вот как это называется. И все-таки подсказывают, хотя в школе давно, испокон веку установлено гласное и даже негласное правило: подсказывать нельзя, и на подсказках далеко не уедешь. Категоричность наших требований, самых четких, самых, казалось бы, непререкаемых, – нужна ли она?

Наша школа стремится быть центром успешного обучения. И учителя все делают для того, чтобы в школе была налицо здоровая социальная среда.

Нередко школьник обращается за помощью к родителям не потому, что не может сам решить задачу, а потому что у него возникает острая потребность именно в сотрудничестве, в общении с отцом или матерью. Просьба о помощи – это просто предлог для общения.

Отказывать в этой потребности, как и в самой учебной помощи, нельзя, чтобы не потерять контакты с сыном или дочерью, те психологические душевные связи, без которых полноценное воспитание в семье практически невозможно. В семьях, где родители проявляют интерес, активную заинтересованность в учебных делах детей, принимают в них живое участие, связь между поколениями оказывается более прочной, а дети более собранными, организованными, воспитанными.

Воспитание – это медленный, непростой путь, требующий зачастую комплексного подхода. Поэтому воспитанию нужно постоянно всем учиться.

videouroki.net

«Педагоги и родители — творческий тандем».

«Педагоги и родители — творческий тандем».

Детский сад — целая эпоха в жизни малыша, большой новый этап, к которому важно подготовиться как ребенку, так и родителям. Придя в детский сад, первыми знакомятся с воспитателями именно родители, оценивают их характер и стремление работать с детьми, ведь залог успешного посещения ребенком садика — налаженный контакт родителей и воспитателей, умение и желание взаимно сотрудничать.

К сожалению, не все родители откликаются на стремление воспитателей к сотрудничеству, проявляют интерес к объединению усилий по воспитанию своего ребенка. Многие ошибочно рассматривают дошкольное учреждение как место, где только присматривают за ребенком или как плацдарм для старта в школу.

Бесспорно, родителям необходимо знать, как ведет себя ребенок в группе, играет ли с другими детьми, легко ли сходится со сверстниками, умеет ли выполнять элементарные требования? В чем ребенку надо помочь, что подкорректировать дома? В большинстве случаев педагоги всегда готовы поделиться с родителями такой информацией. Только самим родителям это не всегда интересно. А жаль. Ведь наиболее успешное окончательное формирование личности с помощью садика будет только тогда, когда и в группе, и в семье требования будут ОДИНАКОВЫЕ. Скажем, если воспитательница приучает детей убирать за собой, а мама говорит ребенку дома «Оставь, потом я уберу» — ребенок и в саду будет вести себя так же, ссылаясь на то, что ему так разрешила мама. Если в группе принято аккуратное поведение за едой, а дома ребенку позволяется есть чуть ли не руками, в таком случае конфликты с педагогом и с товарищами по группе ребенку обеспечены. Потом вскоре начнется «я в садик не хочу», капризы и так далее: Именно поэтому педагоги сегодня целенаправленно ищут пути решения проблемы взаимодействия между родителями и воспитателем.

Современные родители образованны, обладают широким доступом к научно-популярной информации из области педагогики и психологии. Однако высокий уровень общей культуры, эрудированность и информированность родителей не являются гарантией достаточного уровня их педагогической культуры. Родители испытывают затруднения в воспитании детей, выборе оптимальных воспитательных методов и приемов, в применении почерпнутой из Интернета и научно-популярной литературы информации непосредственно на практике. Они нуждаются в получении конкретной адресной помощи по вопросам воспитания детей. В этом случае именно педагоги дошкольных учреждений способны прийти на помощь родителям.

В основе новой концепции взаимодействия семьи и дошкольного учреждения лежит идея о том, что за воспитание детей несут ответственность родители, а все другие социальные институты призваны помочь, поддержать, направить, дополнить их воспитательную деятельность. Уходит в прошлое официально осуществляемая в нашей стране политика превращения воспитания из семейного в общественное.

Признание приоритета семейного воспитания требует новых отношений семьи и дошкольного учреждения. Новизна этих отношений определяется понятиями «сотрудничество» и «взаимодействие».

Сотрудничество — это общение «на равных», где никому не принадлежит привилегия указывать, контролировать, оценивать.

Взаимодействие представляет собой способ организации совместной деятельности. которая осуществляется с помощью общения. В «Словаре русского языка» С. Ожегова значение слова » взаимодействие » объясняется так: 1) взаимная связь двух явлений; 2) взаимная поддержка.

Главный момент в контексте «семья — дошкольное учреждение» — личное взаимодействие педагога и родителей по поводу трудностей и радостей, успехов и неудач, сомнений и размышлений в процессе воспитания конкретного ребенка в данной семье. Неоценима помощь друг другу в понимании ребенка, в решении его индивидуальных проблем, в оптимизации его развития.

Перейти к новым формам отношений родителей и педагогов невозможно в рамках закрытого детского сада: он должен стать открытой системой. Результаты зарубежных и отечественных исследований позволяют охарактеризовать, из чего складывается открытость дошкольного учреждения, включающая «открытость внутрь» и «открытость наружу».

Придать дошкольному учреждению «открытость внутрь» значит сделать педагогический процесс более свободным, гибким, дифференцированным, гуманизировать отношения между детьми, педагогами, родителями. Создать такие условия, чтобы у всех участников воспитательного процесса (дети, педагоги, родители) возникала личная готовность открыть самого себя в какой-то деятельности, мероприятии, рассказать о своих радостях, тревогах, успехах и неудачах и т.д.

Пример открытости демонстрирует педагог. Педагог может продемонстрировать свою открытость детям, рассказав им о чем-то своем — интересном, увиденном и пережитом в праздничные дни, инициируя тем самым у детей желание участвовать в беседе. Общаясь с родителями, педагог не скрывает, когда в чем-то сомневается, он просит совета, помощи, всячески подчеркивая уважение к опыту, знаниям, личности собеседника. Вместе с тем педагогический такт, важнейшее профессиональное качество, не позволит педагогу опуститься до панибратства, фамильярности.

Личной готовностью открыть самого себя педагог «заражает» детей, родителей. Своим примером он вызывает родителей на доверительное общение, и они делятся своими тревогами, трудностями, просят помощи и предлагают свои услуги, свободно высказывают свои претензии и т.д.

«Открытость детского сада внутрь» — это вовлечение родителей в образовательный процесс детского сада. Родители, члены семьи могут значительно разнообразить жизнь детей в дошкольном учреждении, внести свой вклад в образовательную работу. Это может быть эпизодическое мероприятие, которое по силам каждой семье. Одни родители с удовольствием организуют экскурсию, «поход» в ближайший лес, на речку, другие помогут в оснащении педагогического процесса, третьи — чему-то научат детей. Некоторые родители и другие члены семьи включаются в проводимую систематически образовательную, оздоровительную работу с детьми. Например, ведут кружки, студии, обучают малышей некоторым ремеслам, рукоделию, занимаются театрализованной деятельностью и т.д. Таким образом, от участия родителей в работе дошкольного учреждения выигрывают все субъекты педагогического процесса. Прежде всего — дети. И не только потому, что они узнают что-то новое. Важнее другое — они учатся с уважением, любовью и благодарностью смотреть на своих пап, мам, бабушек, дедушек, которые, оказывается, так много знают, так интересно рассказывают, у которых такие золотые руки. Педагоги, в свою очередь, имеют возможность лучше узнать семьи, понять сильные и слабые стороны домашнего воспитания, определить характер и меру своей помощи, а иногда просто поучиться.

Таким образом, можно говорить о реальном дополнении семейного и общественного воспитания.

Чтобы детский сад стал реальной, а не декларируемой открытой системой, родители и педагоги должны строить свои отношения на психологии доверия. Родители должны быть уверены в хорошем отношении педагога к ребенку. Поэтому педагогу необходимо вырабатывать у себя «добрый взгляд» на ребенка: видеть в его развитии, личности, прежде всего положительные черты, создавать условия для их проявления, упрочения, привлекать к ним внимание родителей. Доверие же родителей к педагогу основывается на уважении к опыту, знаниям, компетентности педагога в вопросах воспитания, но, главное, на доверии к нему в силу его личностных качеств (заботливость, внимание к людям, доброта, чуткость).

Итак, основная цель всех форм и видов взаимодействия ДОУ с семьей — установление доверительных отношений между детьми, родителями и педагогами, объединение их в одну команду, воспитание потребности делиться друг с другом своими проблемами и совместно их решать.

Взаимодействие педагогов и родителей детей дошкольного возраста осуществляется в основном через:

  • приобщение родителей к педагогическому процессу
  • расширение сферы участия родителей в организации жизни образовательного учреждения
  • создание условий для творческой самореализации педагогов, родителей, детей
  • информационно-педагогические материалы, выставки детских работ, которые позволяют родителям ближе познакомиться со спецификой учреждения, знакомят его с воспитывающей и развивающей средой
  • разнообразные программы совместной деятельности детей и родителей
  • объединение усилий педагога и родителя в совместной деятельности по воспитанию и развитию ребенка: эти взаимоотношения следует рассматривать как искусство диалога взрослых с конкретным ребенком на основе знания психических особенностей его возраста, учитывая интересы, способности и предшествующий опыт ребенка
  • проявление понимания, терпимости и такта в воспитании и обучении ребенка, стремление учитывать его интересы, не игнорируя чувства и эмоции
  • уважительные взаимоотношения семьи и образовательного учреждения.

Педагоги же в свою очень серьезно работают над собой, готовят себя к грамотному общению с родителями посредством практикумов, тренингов, ролевых игр, творческих заданий и др. Дискуссии помогают педагогам увидеть разные точки зрения, высказать свое мнение, прийти к некому общему знаменателю. Важно отметить, что успех взаимодействия педагога и родителей напрямую связан с активной позицией самого педагога, с его желанием научится, измениться. Верно говорит древняя мудрость: сложно изменить мир, но если ты хочешь этого — начни меняться сам.

< Предыдущая   Следующая >

doshkolnik.ru

Родители — первые учителя | Статья в сборнике международной научной конференции

Детство — важнейший период человеческой жизни, это не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь. И от того как, прошло детство, кто вел ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира — от этого в решительной степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш. Познания человека начинаются в семье, с того самого момента, когда убаюкиваемый песнью матери, ребенок впервые улыбается ей. Как важно, чтобы первые мысли о добром, сердечном, прекрасном, что есть в этом мире — о любви человека к человеку — пробуждались на личном опыте, чтобы самыми дорогими для ребенка стали его отец и мать. Детская натура весьма склонна к подражанию, и, если она будет оставлена самой себе, то в короткое время может приобрести такое умственное и нравственное направление, что впоследствии самые лучшие наставления и требования не в силах будут искоренить дурные навыки. Разумное воспитание требует, чтобы уже в самом раннем возрасте детям внушалось стремление ко всему доброму, истинному, прекрасному и благородному; они как бы инстинктивно должны в это время привыкать к нравственной жизни. Ранние привычки для дальнейшей жизни будут служить основанием, на котором строится жизненное здание нравственности и благородства.

Родители становятся учителями ребенка с самого его рождения, потому что они являются объектом его наблюдения. Младенец смотрит на родителей, которые для него являются людьми, за которыми он может наблюдать, а затем и практиковать то, что он видит. Малыши учатся переворачиваться, ползать для того, чтобы добраться до желаемой цели, затем они учатся сидеть, стоять, бросать что — либо и т. д., поскольку они готовы к этой стадии развития, благодаря своим родителям. Исключительно важным элементом семейного воспитания является трудовая закалка детей, идеалом здесь служит мудрая заповедь народной педагогики: ребенку нужно трудиться с того момента, как он научился держать ложку в руках и нести из тарелки пищу в рот.

Одной из важных сторон родительского воспитания является помощь детям в социальном развитии. Ребенка нужно воспитать так, чтобы он чувствовал сердцем другого человека. Если ребенку безразлично, что в сердце его товарища, друга, матери, отца, любого соотечественника, с которым он встретился, если ребенок не умеет видеть в глазах другого человека то, что у него на сердце, — он никогда не станет настоящим человеком. Учить чувствовать — это самое трудное, что есть в воспитании. Школа сердечности, чуткости, отзывчивости, участливости — это дружба, товарищество, братство. Ребенок чувствует тончайшие переживания другого человека тогда, когда он делает что-нибудь для счастья, радости, душевного спокойствия людей. Нужно воспитать в детском сердце подлинно человеческую любовь — тревогу, волнения, заботы, переживания за судьбу другого человека, которая рождается только в сердце, пережившем заботы о судьбе другого человека. Поэтому как важно, чтоб у ребенка был друг, о котором нужно заботиться. В этом родители обязательно должны ему помочь. Бывает так, что мать пытается отвлечь внимание ребенка от всего мрачного, грустного, заботясь о том, чтобы сын не пролил ни одной капли из полной чаши радости. Не следует уводить детей от мрачных сторон человеческой жизни, пусть они знают, что в нашей жизни есть не только радости, но и горе. Пусть горе других людей входит в сердце ребенка. Это послужит к его же благу, ведь чем раньше человек узнает все тонкости жизни, тем ему легче будет полноценно развиваться.

Из ребенка получается именно то, что закладывают в него родители в процессе его роста и развития. Они влияют на формирование характера ребенка своим собственным примером, манерой общения с ним, запретами, требованиями, мерой свободы и ответственности, которые дают маленькому человечку. Поэтому у родителей должна быть ясная цель, определенная программа воспитания. Они должны хорошо знать, что они хотят воспитать в своем ребенке. Родители должны не только воспитывать ребенка хорошим человеком, заинтересованным гражданином, патриотом, но и сами быть такими. Самое главное в воспитании детей — это личный пример родителей. Бесполезно втолковывать ребенку, что нужно с уважением относиться к старшим, если родители сами не могут найти общий язык со своими родителями. Ведь ребенок все видит и запоминает, а затем копирует поведение родителей, а еще у него возникает непонимание — почему взрослые говорят одно, а делают совершенно другое.

Очень часто родители забывают о самой важной проблеме — об обучении и воспитании своего ребенка дома. Обучение ребенка дома — это не обязательно уроки в официальной форме, как в школе. Прежде всего, это обучение ребенка ежедневным заботам и составление из них «учебного плана». Домашнее воспитание и обучение ребенка не должно быть чем-то скучным, а наоборот, это занятие должно быть очень интересным и увлекательным как для ребенка, так и для родителей. Необходимо просто подумать о том, что вы делаете, и как ваш ребенок это воспринимает. Например, часто родители спешат домой с работы, забрав по пути детей из школы, а затем, усаживая их перед телевизором, чтоб они не мешали, готовят ужин и одновременно думают о том, что сегодня был тяжелый день, и все, о чем они мечтают — это просто сесть и расслабиться, но сначала ведь нужно покормить детей. Но было бы гораздо лучше, если бы родители поступали иначе: попросили детей помочь им с приготовлением ужина, вместо того чтобы сидеть, уткнувшись в телевизор. Это было бы полезней как для родителя, так и для ребенка, потому что ребенок приобретет необходимые навыки приготовления пищи, а вы устраните частую ошибку родителей — нехватку общения с детьми, поговорите с ребенком о его успехах и проблемах, а заодно и расслабитесь, так как произойдет смена обстановки. Следует поставить приоритет наслаждения обществом своих детей перед работой и проблемами. Это самый лучший способ отдохнуть после рабочего дня, сменив обстановку.

Гармоничное развитие личности немыслимо без семейного воспитания, которое должно подкрепляться общественным. Цель и смысл семейного воспитания — создание духовной, эмоциональной основы личности.

Обучение — это не только учителя и школа. Обучение детей дома, их воспитание приносит огромную пользу.

Золотые слова В. А. Сухомлинского «Только тот станет настоящим учителем, кто никогда не забывает, что он сам был ребенком» не должны остаться без внимания. Насколько это правдиво! Ведь частые неполадки родителей с детьми, непонимание между ними происходят в семье именно из — за того, что родители неправильно подходят к воспитанию и требуют от ребенка того, чего сами, будучи детьми, не делали или не хотели делать. Они забывают, что когда — то были такими же детьми, так же хотели бегать и веселиться, и требуют от ребенка выше меры, да еще и сравнивают ребенка с собой нынешним. Но как важно, воспитывая ребенка, обучая его, заставляя его что-либо делать, вспоминать свои давно ушедшие годы и снисходить к своему ребенку.

Ребенок — это зеркало нравственной жизни родителей. Самая ценная нравственная черта хороших родителей, которая передается детям без особых усилий — это душевная доброта матери и отца, умение делать добро людям. В семьях, где отец и мать отдают частицу своей души другим, принимают близко к сердцу радости и горести людей, дети вырастают добрыми, чуткими, сердечными. Самое большое зло — индивидуализм отдельных родителей. Иногда это зло выливается вслепую — инстинктивной любовью к своему ребенку. Если отец и мать все силы своего сердца отдают детям, если за ними не видят других людей — эта гипертрофированная любовь в конце концов оборачивается несчастьем. Такое проявление любви оказывает плохое влияние на процесс воспитания и на формирование личности ребенка. Цель всякого воспитания — содействовать развитию разумного человека, но никак не эгоиста. Бесспорно, родители обязаны любить детей, но это должно быть в пределах разумного. Любовь всегда должна присутствовать в семье, без неё семья будет неполноценной. Самое главное, чтоб в семье присутствовала любовь между супругами, отцом и матерью, отсюда и произойдет закладка любви между детьми и к окружающим. В семье должно быть равновесие любви: мать — отец, родители — дети, дети — дети. Если такое равновесие нарушается хотя бы в одном звене, это сказывается на благополучии семьи. А. С. Макаренко писал, что счастье человека нельзя считать полным, если он не познал сестринской ласки, преданности и заботы брата. А обо всем этом должны заботиться родители, ведь дать каждому ребенку счастья — это одна из их основных задач.

Конфликт отцов и детей заключается в том, что родители не хотят тратить время и силы, чтобы правильно воспитать своих детей, а думают, что все произойдет само собой, дети поумнеют с возрастом. Они ожидают хорошей жизни для потомков, строят планы на будущее, только вот общие проблемы никуда не деваются. А родители должны выполнять свои функции — обеспечивать потребности ребенка, учить его правильно жить, стремиться к получению новых знаний, воспитывать из него хорошего человека, достойного гражданина, помогать ему в любой жизненной ситуации, направлять в нужное русло. Дети — это сокровища. И воспринимать их нужно как настоящие драгоценности, которые были доверены им.

Мать и отец должны воспитывать ребёнка вместе, сообща. Они должны быть осторожными в своих словах, ласковыми. Родителям следует вежливо и с уважением относиться друг к другу, чтобы и ребёнок, следуя вашему примеру, был таким же. Ссориться на глазах у ребёнка — неправильно.

Мама является главным учителем ребёнка. И, не смотря на то, что на отца возлагается управление домом, мать, с помощью частого общения, становится лучшим другом своего дитя.

Родителям желательно (даже обязательно!) анализировать собственную работу. Ведь главная задача любых родителей — это объяснение своим детям того, что в жизни следует помогать своим ближним.

Родители — первые и самые значительные учителя ребенка, закладывающие в него с самого рождения то, что не заложит больше никто на протяжении всей его жизни. Родители готовят своего ребенка к успешному обучению в школе, что весьма немаловажно как для ребенка, так и для самих родителей. Родители готовят своего ребенка и к предстоящей сложной жизни, которая полна так называемых сюрпризов и неожиданностей, и без подготовки к которой невозможно обойтись.

 

Литература:

 

1.      Амонашвили Ш. А. Здравствуйте, дети — М, 1988–208 с

2.      Восхождение к гармонии — Библиотека молодой семьи — М, 1989–381

3.      «Вако» «Родительские собрания» -М, 2008

4.      Ежемесячный научно-методический журнал «Начальная школа» — М, № 12 2008 г.

5.      П. Ф. Лесгафт «Семейное воспитание ребенка и его значение» — М, 1997

6.      Сухомлинский В. А. Сердце отдаю детям — Киев, 1973–244 с

7.      Хрестоматия по педагогике / Под ред. З. И. Равкина — М, 1976

8.      Синяк Е. А. статья «Использование методов поощрения и наказания в семье как методов стимулирования поведения и деятельности ребёнка»

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, родитель, семейное воспитание, мать, отец, воспитание, обучение ребенка, человеческая жизнь, хороший человек, семья.

moluch.ru

Советы рукодельницам