Основные виды деятельности педагога — психолога школы
Основные виды деятельности педагога — психолога школы
Основными видами деятельности школьного психолога являются:
- психологическое просвещение,
- психологическая профилактика,
- психологическое консультирование,
- психологическая диагностика,
- психологическая коррекция.
В любой конкретной ситуации каждый вид работы может быть основным в зависимости от той проблемы, которую решает психолог.
1. Психологическое просвещение
В нашем обществе существует дефицит психологических знаний, отсутствует психологическая культура, предполагающая интерес к другому человеку, уважение особенностей его личности, умение и желание разобраться в своих собственных отношениях, переживаниях, поступках и пр.
Психологическое просвещение – это приобщение взрослых (воспитателей, учителей, родителей) и детей к психологическим знаниям.
Основной смысл психологического просвещения заключается в том, чтобы:
1) знакомить учителей и родителей с основными закономерностями и условиями благоприятного психического развития ребенка;
2) популяризировать и разъяснять результаты новейших психологических исследований;
3) формировать потребность в психологических знаниях, желание использовать их в работе с ребенком или в интересах развития собственной личности;
4) знакомить учащихся с основами самопознания, самовоспитания, саморегуляции.
5) достичь понимания необходимости практической психологии и работы психолога в учебном учреждении.
Формы психологического просвещения:
- лекции,
- беседы,
- семинары,
- выставки,
- подборка литературы,
- выступления на родительском собрании и пр.
2. Психологическая профилактика
Психопрофилактика – это специальный вид деятельности детского психолога, направленный на сохранение, укрепление и развитие психологического здоровья детей на всех этапах дошкольного и школьного детства.
Психологическая профилактика предполагает:
1) ответственность за соблюдение в детском образовательном учреждении психологических условий, необходимых для полноценного психического развития и формирования личности ребенка на каждом возрастном этапе;
2) своевременное выявление таких особенностей ребенка, которые могут привести к определенным сложностям, отклонениям в его интеллектуальном и эмоциональном развитии, в его поведении и отношениях;
3) предупреждение возможных осложнений в связи с переходом детей на следующую возрастную ступень.
Отечественные психологи считают, что смысл психопрофилактической деятельности в том, чтобы поддержать и укрепить психическое и психологическое здоровье детей и школьников.
Содержание психопрофилактической работы
· Психолог разрабатывает и осуществляет развивающие программы для детей разных возрастов с учетом задач каждого возрастного этапа.
· Психолог выявляет такие психологические особенности ребенка, которые могут в дальнейшем обусловить возникновение определенных сложностей или отклонений в его интеллектуальном или личностном развитии.
· Психолог предупреждает возможные осложнения в психическом развитии и становлении личности детей в связи с их переходом на следующую возрастную ступень.
· Психолог ведет работу по подготовке детей, подростков и старших школьников к постепенному осознанию тех сфер жизни, деятельностей, профессий, которые им интересны и в которых они хотели бы реализовать свои способности и знания.
· Психолог заботится о создании психологического климата в детском образовательном учреждении. Комфортный психологический климат – результат взаимодействия многих компонентов, его составляющих, но центральным моментом здесь является общение детей со взрослыми и сверстниками, а также взрослых между собой.
· Психологу следует постараться создать человеческие отношения между родителями и педагогами.
3. Психологическая консультация
Консультативная деятельность – существенное направление работы практического психолога.
Консультативная работа в школе имеет принципиальное отличие от той, которую осуществляет психолог в районных или иных консультациях по вопросам обучения и воспитания детей и школьников. Психолог образования находится непосредственно внутри того социального организма, где зарождаются, существуют, развиваются как положительные, так и отрицательные стороны взаимоотношений педагогов и детей, те или иные их качества, их успехи и неудачи и т. д. Он видит каждого ребенка или взрослого не самого по себе, а в сложной системе межличностного взаимодействия и осуществляет консультирование в единстве с другими видами работы и при анализе всей ситуации в целом.
Консультации проводятся для воспитателей, учителей, администрации образовательного учреждения, учащихся, родителей: они могут быть индивидуальными или групповыми.
Основные проблемы, по которым обращаются к психологу родители: как готовить детей к школе, отсутствие интересов у детей, нежелание учиться, плохая память, повышенная рассеянность, неорганизованность, несамостоятельность, лень, агрессивность, повышенная возбудимость или, наоборот, робость, боязливость; профориентация, отношение ребенка к взрослым в семье, к младшим (старшим) сестрам или братьям.
К школьному психологу обращаются и сами учащиеся, главным образом по вопросам своих взаимоотношений со взрослыми и сверстниками, самовоспитания, профессионального и личностного самоопределения, культуры умственного труда и поведения и т. п.
В непосредственном контакте с детьми психолог работает вместе с ними над решением возникающих у них проблем. Это так называемое прямое консультирование. Иногда он консультирует учителей или родителей по поводу тех или иных проблем детей, т. е. прибегает к непрямому, опосредованному консультированию, требующему соблюдения определенных условий.
Психологическую консультацию мы проводим тогда, когда к нам пришли с проблемой, т. е. проблема уже имеется, предупреждать ее появление уже поздно, нужно оказывать помощь. При этом необходимо: а) сначала уточнить и осмыслить проблему, найти средства для ее решения; б) только затем пытаться предупредить, предотвратить возникновение подобных проблем в будущем.
Психологический смысл консультации состоит в том, чтобы помочь человеку самому решить возникшую проблему. Только таким образом он сможет накапливать опыт решения подобных проблем и в будущем.
Важно, чтобы консультация основывалась на добровольных началах. Многие психологи свидетельствуют, что очень трудно «заставить» воспитателя, учителя проконсультироваться. Лучше, когда инициатива исходит от них самих, так как в этом случае они сознают существование проблемы и мотивированы на ее решение. Кроме того, нужно понимать, что психолог – не волшебник, у которого в арсенале есть волшебная палочка, а также не врач, который может дать таблетку для снятия симптома. Поэтому самое главное при консультировании взрослых и детей – это принятие ответственности за то, что произошло, и желание работать над проблемой.
Если проблема требует глубинной проработки, то психолог может порекомендовать других специалистов, практикующих данное направление, чаще всего, ими оказываются психотерапевты. Психотерапевтическая работа в школе не осуществляется, даже если профессиональный уровень специалистов это позволяет.
Осуществляя консультативную работу в школе, психолог решает следующие конкретные задачи:
1. Консультирует администрацию школы, учителей, родителей по проблемам обучения и воспитания детей. Консультации могут быть как индивидуальными, так и коллективными. Опыт свидетельствует, что учителя разных классов, с различным педагогическим опытом обращаются чаще всего к психологу по поводу неуправляемости отдельных учащихся, в которых видят злоумышленников и виновников осложненных взаимоотношений.
Не менее сложно консультировать родителей. Нередко родители приходят к психологу по настоятельной рекомендации директора или классного руководителя и в большинстве случаев трудно принимают версии психологических причин отклонений в поведении и обучении их детей. Они довольно часто стараются отвести разговор от поиска причин возникновения того или иного психологического качества ребенка в сферу семейных отношений, быта. Психологу всегда в центре внимания следует удерживать интересы ребенка и стараться избегать опасности погружения в разбирательство бесконечных супружеских или личностных проблем родителей. Хотя, конечно же, нужно понимать, что проблемы детей – это проблемы родителей. Ребенок выступает как симптом семьи. Если родители это видят и принимают – проблема решится, если не принимают и не хотят видеть – то вряд ли им кто-то поможет.
2. Проводит индивидуальные консультирования учащихся по вопросам обучения, развития, проблемам жизненного самоопределения, взаимоотношений со взрослыми и сверстниками, самовоспитания и т. п.
3. Консультирует группы учащихся и школьные классы по проблемам самовоспитания, профессиональной ориентации, культуры умственного труда и т. п.
4. Способствует повышению психологической культуры педагогов и родителей путем проведения индивидуальных и групповых консультаций, участием в педсоветах, методобъединениях, общешкольных и классных родительских собраниях.
5. По запросам народных судов, органов опеки и попечительства, комиссий и инспекций по делам несовершеннолетних, а также других организаций проводит психологическую экспертизу психического состояния ребенка, условий семейного воспитания с целью вынесения соответствующими инстанциями более обоснованных решений, связанных с определением дальнейшей судьбы учащихся (лишение родительских прав, направление школьника в специальные учебные заведения и пр.)
4. Психологическая диагностика
В компетенцию и обязанности школьного психолога входит выявление особенностей психического развития ребенка, сформированности определенных психологических новообразований, соответствия уровня развития умений, знаний, навыков, личностных и межличностных особенностей возрастным ориентирам, требованиям общества и др. Поэтому именно психодиагностика как деятельность по выявлению психологических причин проблем, трудностей в обучении и воспитании отдельных детей, по определению особенностей развития их интересов, способностей, сформированности личностных образований находится в центре внимания психологической службы образования и имеет свою специфику.
Задача психодиагностики – дать информацию об индивидуально-психических особенностях детей, которая была бы полезна им самим и тем, кто с ними работает, – учителям, воспитателям, родителям.
Перед практическим психологом стоит задача изучения того, как конкретный ребенок познает и воспринимает сложный мир знаний, социальных отношений, других людей и самого себя, как формируется целостная система представлений и отношений конкретного ребенка, как происходит развитие его индивидуальности. Измерение той или иной психической функции или выявление личностной характеристики вне контекста целостного развития ребенка не имеет смысла для практического психолога.
Психолог должен владеть самыми разнообразными методами. Чтобы более глубоко и тонко определить причины того или иного психологического явления или образования, психологу нужно уметь соответствующим образом сочетать данные наблюдения и свои собственные впечатления с заключениями, полученными в результате применения тестов и других объективных методик.
С планом диагностического направления вы можете познакомиться здесь.
· Психологический диагноз
Важный этап психодиагностической работы психолога – формулировка заключения об основных характеристиках изучавшихся компонентов психического развития или формирования личности ребенка, иными словами – психологический диагноз. Это центральный этап, во имя которого развертываются все предшествующие и исходя из которого могут строиться последующие. Диагноз не просто ставится по результатам психологического обследования, но обязательно предполагает соотнесение полученных в обследовании данных с тем, как выявленные особенности проявляются в так называемых жизненных ситуациях (жизненные показатели). Большое значение при постановке диагноза имеет возрастной анализ полученных данных, причем с учетом зоны ближайшего развития ребенка.
· Практические рекомендации
Последний этап – разработка рекомендаций, программы психокоррекционной работы с детьми, составление долговременного (или иного) плана развития способностей или других психологических образований.
Программы коррекции и развития обычно включают психологическую и педагогическую часть. Психологическая часть развития и коррекции планируется и осуществляется психологом. Педагогическая часть составляется на основе психологических рекомендаций совместно психологом и учителем, классным руководителем, директором образовательного учреждения, родителями – в зависимости от того, кто будет работать с ребенком, и выполняется педагогами и родителями с помощью и под постоянным наблюдением практического психолога.
Рекомендации, даваемые психологом педагогам, родителям, детям должны быть конкретными и понятными тем, кому они предназначены.
www.gymnasia23.ru
Основные направления деятельности педагога-психолога в ОУ.
Основные направления деятельности педагога-психолога в ОУ:
Психологическое просвещение – формирование у обучающихся, воспитанников и их родителей, у педагогических работников и руководителей образовательных учреждений потребности в психологических знаниях, желания использовать их в интересах собственного развития; создание условий для полноценного личностного развития и самоопределения обучающихся, воспитанников на каждом возрастном этапе, а также в современном предупреждении возможных нарушений в становлении личности и развитии интеллекта;
Психологическая профилактика – предупреждение возникновения явлений дезадаптации обучающихся, воспитанников в образовательных учреждениях, разработка конкретных рекомендаций педагогическим работникам, родителям по оказанию помощи в вопросах воспитания, обучения и развития;
Психологическая диагностика (индивидуальная и групповая; комплексная, оперативная, углубленная) — психолого-педагогическое изучение обучающихся, воспитанников на протяжении всего периода обучения. Определение индивидуальных особенностей и склонностей личности, ее потенциальных возможностей в процессе обучения и воспитания, в профессиональном самоопределении, а также выявление причин и механизмов нарушений в обучении, развитии, социальной адаптации.
Психологическая коррекция — активное воздействие на процесс формирования личности в детском возрасте и сохранение ее индивидуальности, осуществляемое на основе совместной деятельности педагогов-психологов, дефектологов, логопедов, врачей, социальных педагогов и других специалистов;
Консультативная деятельность – оказание помощи обучающимся, воспитанникам, их родителям, педагогическим работникам и другим участникам образовательного процесса в вопросах развития, воспитания и обучения посредством психологического консультирования.
Основными функциями работы психолога в образовательном учреждении являются:
Гностическая – изучение специфических особенностей деятельности педагогов и их воспитанников в данном учреждении, а также изучение ряда психофизиологических, индивидуально-психологических и личностных особенностей учащихся, сотрудников, их социального статуса, особенностей межличностных отношений как в коллективе педагогов, так и в группе учащихся.
Итог этой работы: психологическая характеристика личности воспитанника, сотрудника, составление психологических паспортов на группу учащихся, позволяющих наметить и осуществить коррекционные психотерапевтические мероприятия;
Просветительская – работа по профилактике и предупреждению конфликтов, вызванных психологическими причинами; сообщение учителям и воспитателям основных сведений по социальной психологии, формирование приемов и навыков общения; планирование исследований и профилактических мероприятий; моделирование индивидуальных программ развития.
Виды работ: консультации с администрацией, психотерапевтические беседы с различными категориями сопровождения, семинары.
Консультационная – объяснение и психологическая интерпретация отдельных состояний, настроений воспитанников, родителей и педагогов или особенности их поведения в профессиональной и семейной жизни;
Виды работ: индивидуальные, групповые консультации по инициативе самих клиентов и по приглашению психолога.
Психопрофилактическая и психотерапевтическая – предупреждение трудностей в интеллектуальном и личностном развитии, организация восстановительных мероприятий (обучение психической саморегуляции, формирование уверенности в своих силах, развитие творческих потенций, выработка навыков мобилизации в стрессе).
Виды работ: разные виды психотерапии – игровая терапия, арт-терапия, социально-психологический тренинг.
Организационно-методическая – разработка методов диагностики и психопрофилактики по запросу администрации, работа по созданию новых и адаптации старых методов обучения и воспитания, участие в организации предметно-развивающей среды.
Что еще почитать?
l-pankova.ru
Основные направления и виды деятельности педагога-психолога — МегаЛекции
Раздел 3.
«Профессиональная деятельность бакалавров психолого-педагогического образования»
Понятие социального заказа на работу педагога-психолога
Появление практической психологии как одного из направлений психологической науки связывают с формированием социального заказа на обоснованное воздействие на человека и группы людей.
Социальный заказ на профессию педагога-психолога формируется не в науке, а скорее в публицистической и научно-популярной литературе, анализирующей проблемы современного человека.
Социальный заказ на работу практического психолога ориентирован на категорию психически нормальных людей, способных к проявлению ответственности за свою индивидуальность (группами населения, которые являются психически больными, занимаются врачи-психиатры).
О необходимости конкретного психологического знания о человеке начинают говорить и представители смежных практических областей: учителя, врачи, юристы. Им это знание необходимо, так как они не могут решать главную задачу своей профессии – целенаправленно воздействовать на человека.
Вот в этих сферах и рождается доступное общественному сознанию представление о содержании профессиональной деятельности практического психолога, человека, который мог бы получить объективные данные об индивидуальных особенностях внутреннего мира человека.
Практический психолог должен четко представлять, с кем и чем он имеет дело в своей работе. Это та реальность его профессиональной деятельности, кᴏᴛᴏрая связана с понятиями – заказчика, клиента и пользователя.
Кто они, данные люди? Общий ответ – ϶ᴛᴏ взрослые и дети. Чтобы ϶ᴛᴏт ответ не остался таким неопределенно общим, вспомним, что в соответствии с юридическими нормами за ребенка его родители отвечают до 14 лет, с 14 лет подросток уже несет юридическую ответственность за свои действия. Это исходное положение для работы практического психолога с ситуацией получения и использования психологической информации, для решения вопросов об ответственности за психологическую информацию, которую он несет как профессионал.
Основные понятия:
Клиент –человек, сообщающий психологическую информацию, знание о себе или о других людях. Он указывает свою роль в происхождении этого знания, считает себя прямо или косвенно ответственным за содержание этой психологической информации.
Заказчик – человек, обращающийся к психологу за психологической информацией (о себе или других людях) и предоставляющий психологическую информацию. Он не видит своей роли в происхождении этой информации и не считает себя ответственным за ее происхождение.
Пользователь –человек, получающий от психолога психологическую информацию.
Особенность работы практического психолога состоит в том, чтобы в ситуации принятия заказа определить, с кем он имеет дело – с заказчиком или с клиентом. Стоит сказать, для решения этого вопроса психологу приходится выполнять одну очень важную роль, которую можно было бы обозначить как роль психолога-следователя. Суть ее заключается в том, чтобы с высокой степенью достоверности воспроизвести происхождение психологической информации, с которой он собирается работать. Стоит сказать, для этого он должен обладать соответствующими профессиональными навыками, позволяющими определить происхождение психологической информации, среди данных навыков главный – ϶ᴛᴏ навык ведения интервью с клиентом или заказчиком.
Аспекты психолого-педагогической деятельности.
Основные направления и виды деятельности педагога-психолога
Аспекты деятельности педагога-психолога:
§ Научный аспектпредполагает разработку методологических основ деятельности психологической службы образования, а также способов, средств и методов профессионального применения психологических знаний в условиях современной системы образования.
§ Прикладной аспектпредполагает составление образовательных программ, создание учебников и учебных пособий по психологии, разработку психологических оснований дидактических и методических материалов, программ подготовки и переподготовки психолого-педагогических кадров.
§ Практический аспектсвязан с решением конкретных проблем непосредственно в образовательном учреждении, специализированных психологических кабинетах и центрах в форме оказания психологической помощи.
Основные направления деятельности психологической службы в образовании:
§ Актуальное направлениеориентировано на решение конкретных проблем, связанных с трудностями в обучении и воспитании, отклонениями в поведении школьников и т.д., а также на оказание психологической помощи учителям, учащимся, родителям.
§ Перспективное направление ориентировано на развитие становление индивидуальности каждого субъекта обучения, на формирование психологической готовности к самоопределению.
Основные виды деятельности педагога-психолога:
§ Психологическое просвещениесвязано с приобщениемвсех субъектовобразовательного процесса (учителей, учащихся, родителей) к психологическим знаниям.
§ Психологическая профилактикасвязана с предупреждением возможного неблагополучия в психическом и личностном развитии учащихся (предупреждение дезадаптации детей в образовательном учреждении, создание благоприятного психологического климата, предупреждение психологической перегрузки и т.д.)
§ Психологическая диагностикасвязана с получением психологической информации о человеке или группе, посредством применения методов научного познания.
§ Психологическая коррекция и работа по развитиюсвязаны с целенаправленным воздействием на те или иные сферы психики клиента, ориентированы на приведение ее показателей в соответствие с возрастными или иными нормами и на дальнейшее их развитие.
§ Психологическое консультированиесвязано с оказанием психологической помощи человеку в становлении его как продуктивной личности, обладающей высоким уровнем самосознания, способной осуществлять собственную, самостоятельно выбранную жизненную стратегию, готовой нести ответственность за свою судьбу.
Рекомендуемые страницы:
Воспользуйтесь поиском по сайту:
megalektsii.ru
6.5. Виды деятельности практических психологов в сфере образования
Основные виды деятельности практического психолога в образовании в значительной степени сходны с видами практической психологической работы в других сферах, однако, имеют специфику, связанную с особенностями объектов психологической работы (дети, родители, воспитатели, учителя) и соответствующими проблемами, с которыми они сталкиваются. Это — психологические просвещение, профилактика, консультирование, диагностика, коррекция и развитие ребенка (Практическая психология образования, 1997; Битянова, 1997).
Психологическое просвещение. Необходимость данной деятельности психолога связана с тем, что в обществе существует дефицит психологических знаний, у участников образовательного процесса часто отсутствует психологическая культура. Воспитатели, учителя нередко располагают довольно однообразными сведениями о психологических особенностях своих воспитанников, учащихся. То же самое можно сказать и о многих родителях, которые не уделяют достаточно внимания изучению психолого-педагогической литературы. В педагогических коллективах и в семьях нередко возникают конфликты, причина которых — в неумении и нежелании прислушаться друг к другу, понять, уступить, посочувствовать. Поэтому практическому психологу очень важно приобщать к психологическим знаниям, повышать уровень психологической культуры всех тех людей, которые работают с детьми, а также самих детей.
Формы психологического просвещения могут быть разными: лекции, беседы, семинары, подбор литературы, уроки психологии.
Психологическая профилактика. Профилактика — это совокупность предупредительных мероприятий. Психологическая профилактика — это работа психолога, направленная на предупреждение возникновения каких-либо трудностей, проблем в жизни детей, учителей, родителей, школьного коллектива в целом. Для этого психолог:
1) разрабатывает развивающие программы и проводит развивающие занятия с детьми;
2) выявляет психологические особенности ребенка, которые могут в будущем обусловить определенные сложности в его интеллектуальном и личностном развитии;
3) следит за соблюдением в детском саду, школе психологических условий обучения и воспитания, необходимых для нормального психического развития детей;
4) предупреждает возможные осложнения в психическом развитии детей, связанные с их переходом на следующую возрастную ступень;
5) заботится о создании благоприятного психологического климата в детском образовательном учреждении.
Важная форма психопрофилактической работы — психолого-педагогический консилиум. Задача психолога в консилиуме — помочь учителям с разных сторон подойти к оценке интеллектуального развития, личностных качеств и поведения школьника, помочь избежать субъективизма в оценке отдельных учащихся. Психопрофилактическую работу в целях предупреждения следует начинать тогда, когда проблем еще нет.
Психологическое консультирование. Психологическая консультация предназначена для того, чтобы помочь человеку самому решить возникшую проблему. Консультации школьным психологом проводятся для воспитателей, учителей, учащихся, родителей, администрации образовательного учреждения. Они могут быть индивидуальными или групповыми.
Воспитатели и учителя чаще всего обращаются к психологу по следующим поводам: трудности в усвоении детьми программы обучения, материала по отдельным учебным предметам, нежелание и неумение детей учиться, эмоциональные, личностные нарушения, конфликтные отношения с другими детьми и взрослыми, неэффективность собственных педагогических воздействий, проблемы формирования детского коллектива, возможности расширения собственных профессиональных умений, выявление и развитие интересов, склонностей и способностей учащихся, профориентационная работа со школьниками.
Основные проблемы, по которым обращаются к психологу родители: как готовить детей к школе, отсутствие интересов у детей, нежелание учиться, плохая память, повышенная рассеянность, неорганизованность, несамостоятельность, лень, агрессивность, повышенная возбудимость или, наоборот, робость, боязливость; отношение ребенка к взрослым в семье, к сестрам и братьям; выбор профессии.
К школьному психологу обращаются и сами учащиеся, главным образом по вопросам своих взаимоотношений со взрослыми и сверстниками, самовоспитания, профессионального и личностного самоопределения, культуры умственного труда и поведения (цит. по Практическая психология образования, 1997, с. 75—76).
Психологическая диагностика. Психологическая диагностика — это определение особенностей психического развития ребенка, сформированное™ определенных психологических качеств, соответствия уровня развития умений, навыков, личностных качеств возрастным нормам; выявление психологических причин трудностей в обучении и воспитании отдельных детей. Задача психодиагностики — получить информацию об индивидуально-психологических особенностях детей, которая была бы полезна им самим и тем, кто с ними работает, — учителям, воспитателям, родителям. Средствами психологической диагностики могут быть наблюдение, беседа, психологическое тестирование. Частой ошибкой недостаточно квалифицированных психологов является чрезмерное увлечение психологическими тестами и пренебрежение другими методами психодиагностики.
Психологическая коррекция и развитие ребенка. Это работа по устранению отклонений в психическом развитии учащегося, формированию его способностей и личности. Программы коррекции и развития обычно включают психологическую и педагогическую части. Психологическая часть планируется и осуществляется школьным психологом. Педагогическая часть составляется на основе психологических рекомендаций совместно психологом и учителем, воспитателем, родителями и выполняется педагогами и родителями с помощью школьного психолога. Коррекционная работа школьного психолога с детьми нередко стакивается с медико-психо-логопедагогическими проблемами. Многие из них требуют психотерапевтической работы с семьей и детьми (Спиваковская, 1999а, 19996). Поэтому актуальным для школьной практики оказывается участие клинических психологов.
В конкретной ситуации учебного заведения один вид работы может стать главным в зависимости от той проблемы, которую решает школьный психолог.
Психологи, работающие при управлениях образования, в основном выполняют следующие виды деятельности:
— организуют циклы лекций для учителей и родителей с целью повышения их психологической культуры;
— проводят консультации для учителей, родителей по интересующим их психологическим проблемам и оказывают информационную помощь;
— помогают в подготовке и проведении психолого-педагогических консилиумов в отдельных школах;
— организуют постоянно действующие семинары для учителей района по детской и педагогической психологии, психологии личности и межличностных отношений;
— создают психологический «актив» из числа учителей школ района;
— участвуют в определении уровня готовности детей к обучению в школе при наборах в первые классы;
— осуществляют углубленную работу в каком-либо классе для того, чтобы помочь классному руководителю в выявлении конкретных причин неуспеваемости и недисциплинированности.
Работа районного психологического центра оказывается полезной формой психологической службы, особенно в условиях, когда обеспечить психологами все школы трудно.
Литература
Бишянова М.Р. Организация психологической работы в школе. — М.: Совершенство, 1997. — 298 с.
Дубовская Е.М., Тихомандрицкая О.А. О Стратегиях работы психолога в школе // Введение в практическую социальную психологию / Под ред. Ю.М. Жукова, Л.А. Петровской, О.В. Соловьевой. — 2-е изд. — М.: Смысл, 1996. — С. 200-213.
Дубровина И.В. Предмет и задачи школьной психологической службы // Вопросы психологии. — 1988. — № 5. — С. 47—54.
Дубровина И. В. Школьная психологическая служба: Вопросы теории и практики. — М.: Педагогика, 1991.
Ждан А.Н. История психологии: от античности к современности: Учебник для студентов психологических факультетов университетов. — Изд. 2-е. — М.: Изд-во «Российское педагогическое агентство», 1997.-442 с.
Инструктивное письмо от 27 апреля 1989 г. «О введении должности психолога в учреждениях народного образования» // Вопросы психологии. — 1989. — № 5. — С. 10.
Кала У.В., Раудик В.В. Психологическая служба в школе. — М.: Знание, 1986.
О состоянии и перспективах развития службы практической психологии образования в Российской Федерации. Решение Коллегии Министерства образования РФ от 29 марта 1995 г. — № 7/1. — С. 3—54.
Положение о психологической службе в системе народного образования (Утверждено 19 сентября 1990 г.) // Вопросы психологии. — 1991.-№ 1.-С. 182-185.
Практическая психология образования: Учеб. для студентов высших и средних специальных учебных заведений / Под ред. И.В. Дубровиной. — М.: ТЦ «Сфера», 1997.
Психологическая служба школы / М.К. Акимова, Е.М. Борисова, Н.И. Гуткина и др.; Под ред. И.В. Дубровиной. — М.: Международная педагогическая академия, 1995.
Психологическая наука в России XX столетия: проблемы теории и истории / Под ред. А.В. Брушлинского. — М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 1997.
Рабочая книга школьного психолога / И.В. Дубровина, М.К. Акимова, Е.М. Борисова и др.; Под ред. И.В. Дубровиной. — М.: Просвещение, 1991.
Спиваковская А.С. Психотерапия: игра, детство, семья. — М.: Апрель Пресс, ЗАО Изд-во ЭКСМО-Пресс, 1999а. — Т. 1. — 304 с.
Спиваковская А.С. Психотерапия: игра, детство, семья. — М.: Апрель Пресс, ЗАО Изд-во ЭКСМО-Пресс, 19996. — Т. 2. — 464 с.
Farrell, Peter. The Future of School / Educational Psychology Services in Europe: the Report of an EFPPATask Force // Fifth European Congress of Psychology. July 6—1 lth 1997 Dublin, Ireland. Abstracts. — P. 92.
Psychologists in the Educational System in Europe: Summary of the Task Force Report. — European Federation of Professional Psychologists Association (EFPPA). July, 1997.
Контрольные вопросы
1. Назовите ученых, внесших существенный вклад в развитие педагогической психологии в конце XIX — начале XX века.
2. Кто разработал первую шкалу для измерения интеллекта, позволявшую выявлять детей с задержкой умственного развития?
3.В каких странах существовали наиболее давние традиции школьной психологии?
4.В чем заключалось содержание педологии как научной и практической сферы деятельности?
5. Где в СССР начала в 70-х годах создаваться школьная психологическая служба?
6. Когда началось интенсивное становление школьной психологической службы в нашей стране?
7. Когда была введена ставка школьного психолога во все учебно-воспитательные учреждения страны?
8. Назовите три основных звена психологической службы образования.
9. Какой статус может иметь психологическая служба в зависимости от административной подчиненности и организационной структуры?
10. Назовите основные задачи практических психологов в образовании.
11. Перечислите типичные задачи, в решение которых включены школьные психологи в Европе.
12.В чем заключается главное содержание работы школьных психологов в европейских странах ?
13.В чем заключается основная цель деятельности школьной психологической службы в нашей стране?
14.Какие задачи может решать психолог, работая в школе?
15. Перечислите основные виды деятельности практического психолога в образовании.
studfiles.net
Основные виды деятельности педагога-психолога
⇐ ПредыдущаяСтр 18 из 47Следующая ⇒Круг задач, который решает педагог-психолог, широк и многообразен, качество решения этих задач в значительной степени зависит от уровня профессиональной и личностной культуры психолога. Основными видам деятельности педагога-психолога являются:
• психологическое просвещение;
• психологическая профилактика;
• психологическая диагностика;
• психологическая коррекция;
• психологическое консультирование.
Все перечисленные виды работы на практике существуют только в единстве, во взаимодействии. В любой конкретной ситуации каждый из видов работы может выдвигаться на первый план в зависимости от той проблемы, которую решает психолог в настоящий момент, и от специфики, профиля учреждения, где он работает. ‘ Содержание и методическое обеспечение всех видов деятельности весьма полно представлено в научной и научно-методической литературе (см., например, «Практическая психологиязвания» — СПб., 2007). Подчеркнем лишь несколько моментов. ‘Психологическое просвещение. В нашем обществе пока еще существует определенный дефицит психологических знаний, недостаточно развита психологическая культура, предполагающая интерес к другому человеку, уважение особенностей его личности, умение и желание разобраться в своих собственных отношениях, переживаниях, поступках и пр.
‘Воспитатели, учителя, проработавшие с детьми не один год, подчас раполагают скупыми и однообразными сведениями о психологических особенностях своих воспитанников, учеников. Это можно сказать | о многих родителях, которые при всей своей любви к ребенку нередко Плохо знают его внутренний мир и не могут его понять.
В педагогических коллективах, как и в семьях, часто случаются различные конфликты, в основе которых — «психологическая глухота» Взрослых людей, неумение и нежелание прислушаться друг к другу, Понять, простить, уступить, посочувствовать и пр.
68
Поэтому практическому психологу очень важно повышать уровень психологической культуры всех тех людей, которые работают с детьми.
Психологическое просвещение — это приобщение взрослых (воспитателей, учителей, роди гелей) и детей к психологическим знаниям. Его основной смысл заключаемся в том, чтобы:
1) знакомить воспитателей, учителей и родителей с основными закономерностями и условиями благоприятного психического развития ребенка;
2) популяризировать и разъяснять результаты новейших психологических исследований;
3) формировать потребность в психологических знаниях, желание использовать их в работе с ребенком или в интересах развития собственной личности;
4) знакомить учащихся с основами самопознания, самовоспитания;
5) достичь понимания необходимости практической психологии и работы психолога в детском учебно-воспитательном учреждении.
Формы психологического просвещения могут быть самыми разными: лекции, беседы, семинары, выставки, подборка литературы и пр. При этом совсем необязательно всю эту работу проводить самому психологу — можно приглашать других специалистов.
Однако содержание всех этих форм работы обеспечивает психолог. Важно, чтобы лекции, беседы, семинары не проходили на абстрактно-теоретическом уровне, а имели предметом своего обсуждения конкретные проблемы данного детского сада, данной школы, данного контингента детей, то есть наглядно показывали бы, что психологические знания имеют непосредственное отношение к решению конкретных проблем обучения и воспитания детей.
Эффект от психологического просвещения больше, если психологические знания давать в качестве средства решения жизненных проблем.
Психологическая профилактикастановится главным направлением профессиональной деятельности практического психолога. Не бесконечная диагностика детей, а анализ всех воздействий на них, условий их жизни, воспитания, обучения с целью заранее предупредить или предохранить от чего-то нежелательного, опасного для развития и жизни детей. Хотелось бы подчеркнуть, что, к сожалению, мы сейчас скорее готовы решать уже появившиеся проблемы, нежели предупреждать их появление. Последнее, конечно, труднее, ведь чтобы предупредить, надо выявить, понять причины возникновения проблемы и попытаться,
69
прежде всего, ликвидировать эти причины. Поэтому умение интегрировать и грамотно интерпретировать все данные о ребенке является важным показателем профессиональной подготовки психолога и его психологической культуры.
Психологическая коррекция.Необходимость в коррекционной работе появляется тогда, когда своевременно не реализуются возрастные И индивидуальные возможности, не создаются условия для формирования возрастных психологических новообразований и ярких индивидуальных особенностей у всех детей и школьников, находящихся на том или ином этапе онтогенеза. Поэтому в случаях возникновения различных проблем с детьми возникает необходимость в корректировке развивающей среды, имеющей свои специфические особенности для каждого возрастного периода и для каждого ребенка, вступившего В этот период.
Психологическая диагностикав работе педагога-психолога, во-первых, направлена на контроль динамики психического развития детей И школьников с целью создания оптимальных условий развития как для «слабых», так и для «сильных» детей, а также для детей, обнаруживающих особые способности. А во-вторых, она позволяет осуществить сравнительный анализ эффективности различных образовательных программ, вариативных систем воспитания и обучения с целью определения их развивающих возможностей и выработки рекомендаций для их использования.
Диагностика в работе практического психолога не может быть самоцелью, она необходима и допустима для решения конкретной психологической проблемы. Данные, полученные в диагностическом обследовании ребенка, необходимо сопоставить с данными, полученными В результате наблюдений за ребенком, бесед с воспитателями или учителями, родителями и пр. Очень важно умение психолога грамотно интерпретировать все полученные данные, выявить существенные связи между ними.
Высокий профессиональный уровень психолога включает безусловное знание научных основ психологии, безупречное владение самыми разнообразными психологическими техниками, методиками, психологическую культуру, развитой ум и незаурядность личности. Это проявляется в самостоятельности мышления, в желании и умении работать не По стандарту, не по шаблону, не на основе прописных истин, в безукоризненном владении родной речью, в (античности поведения и общения.
Только все вместе взятое позволяет ему грамотно интерпретировать полученные диагностические данные, делать заключение на основании
70
этих данных о невидимых психических процессах, состояниях и признаках, об условиях, необходимых для дальнейшего развития ребенка, находить общий язык со всеми участниками образовательного процесса, устанавливать с ними профессиональное эффективное взаимодействие.
stydopedya.ru
Тема 3. Виды и области деятельности психолога
Основные виды деятельности в профессиональной психологии.
Цель профессиональной деятельности психолога-исследователя.
Цель профессиональной деятельности практического психолога.
Цель профессиональной деятельности преподавателя психологии. Основные виды профессиональной
деятельности психолога-исследователя. Основные виды профессиональной деятельности преподавателя
психологии. Основные виды профессиональной деятельности практического психолога. Психологическое
просвещение как вид деятельности психолога. Психологическая профилактика как вид деятельности пси-
холога. Психодиагностика как вид деятельности психолога. Психологическое консультирование как вид
деятельности психолога. Развивающая работа как вид деятельности психолога. Коррекционная работа как
вид деятельности психолога. Профессиональные умения психолога.
Профессиональные навыки и умения психолога. Позиции обращающихся к психологу как специалисту
по Г.С. Абрамовой.
Позиции психолога-практика по Ю.М. Жукову. Основные сферы деятельности практического психолога.
1. Основные виды деятельности в профессиональной психологии
научные исследования, направленные на поиск новых психологических знаний;
практическая психологическая работа, связанная с применением психологических знаний для решения практических задач;
обучение психологическим знаниям и психологическое просвещение.
2. Цель профессиональной деятельности психолога-исследователя
Основная цель деятельности психолога-исследователя – это поиск новых психологических знаний .
Психологи-исследователи работают в научных институтах и центрах, в психологических лабораториях университетов и институтов, в отделах прикладной психологии отраслевых научно-исследовательских институтов и университетов.
Основные виды деятельности:
объяснение психологических феноменов,
доказательство теоретических положений (гипотез),
прогнозирование психологических фактов.
3. Цель профессиональной деятельности практического психолога
Основная цель практической психологической работы — непосредственная психологическая помощь людям, которые в ней нуждаются.
Практические психологи работают в:
социальных учреждениях ,
образовательных учреждениях,
производственных учреждениях,
медицинских учреждениях,
в службах психологической, педагогической, медицинской, социальной помощи населению.
4. Цель профессиональной деятельности преподавателя психологии
5. Рабочее место психолога
6. Основные виды профессиональной деятельности психолога-исследователя
Основная цель деятельности психолога-исследователя – это поиск новых психологических знаний .
Психологи-исследователи работают в научных институтах и центрах, в психологических лабораториях университетов и институтов, в отделах прикладной психологии отраслевых научно-исследовательских институтов и университетов.
Основные виды деятельности:
объяснение психологических феноменов,
доказательство теоретических положений (гипотез),
прогнозирование психологических фактов
7. Основные виды профессиональной деятельности преподавателя психологии
Умение самостоятельно подбирать учебный материал, определять оптимальные средства и эффективные методы обучения;
Владение логикой и лексическим богатством речи, выразительными средствами общения, ораторскими и артистическими способностями;
Умение доступно объяснять учебный материал, обеспечивать его понимание и усвоение студентами;
Обладание наблюдательностью, требовательностью и умением понять студента;
Умение создавать и поддерживать мотивацию студентов;
Учтет возрастных, социально-психологических особенностей аудитории.
Умения организовывать и лично проводить:
психологическую диагностику;
психологическую профилактику;
психологическое консультирование;
психологическую коррекцию;
развивающую работу;
психологическую реабилитацию;
психологическое просвещение.
8. Основные виды профессиональной деятельности практического психолога
Прикладная психология сегодня включает самые разнообразные сферы применения. Широкое внедрение психологии в практику закономерно привело к развитию таких областей, как:
психологическая служба в школе;
психология управления;
психология чрезвычайных ситуаций;
индивидуальное и семейное консультирование;
профориентация и профотбор.
Основными сферами деятельности практического психолога являются: медицина, образование, социальная, производство.
9. Психологическое просвещение как вид деятельности психолога
Психологическое просвещение – это распространение психологических знаний и повышение психологической культуры населения, формирование потребности в психологических знаниях и желания использовать их в жизни и практической деятельности
10. Психологическая профилактика как вид деятельности психолога
Психологическая профилактика (др.-греч. prophylaktikos — предохранительный) – это работа по предупреждению социальной дезадаптации и отклоняющегося поведения, снижению нервно-психической заболеваемости среди населения
11. Психодиагностика как вид деятельности психолога
Психодиагностика (от греч. ψυχή — душа, и греч. διαγνωστικός — способный распознавать) – это изучение индивидуально-психологических особенностей человека или группы людей и постановка психологического диагноза.
12. Психологическое консультирование как вид деятельности психолога
Психологическое консультирование или психологический консалтинг (англ. consulting – консультирование) – это обеспечение человека необходимой информацией и создание условий для преодоления жизненных трудностей и продуктивного существования в конкретных обстоятельствах жизни.
13. Развивающая работа как вид деятельности психолога
Развивающая работа – это вид деятельности практического психолога, направленный на дальнейшее развитие качеств, способностей, умений человека
14. Коррекционная работа как вид деятельности психолога
Коррекционная работа или психокорре́кция (лат. correctio — исправление) — это целенаправленное, длительное, глубокое воздействие психолога на определенные психические функции, качества или формы поведения личности, направленное на преодоление отклонения, приведение показателей в соответствие с возрастной или иной нормой
15. Профессиональные умения психолога
16. Профессиональные навыки психолога
Профессиональные навыки психолога – это упрочившиеся, легко и уверенно выполняемые профессиональные действия, которые позволяют психологу эффективно выполнять работу.
17. Профессиональные умения и навыки психолога-исследователя
Владение языком и стилем письменной и устной научной речи для изложения результатов исследования;
Умение работать с научной литературой, выявлять существующие подходы к изучению психологических проблем, систематизировать научные факты, полученные и описанные другими учеными;
Умение разрабатывать, организовывать и проводить психологические исследования, направленные на сбор
эмпирического материала;
Владение методами квалифицированной обработки эмпирических данных;
Умение анализировать, систематизировать и интерпретировать полученные и обработанные данные.
18. Профессиональные умения и навыки практического психолога
Умения организовывать и лично проводить:
психологическую диагностику;
психологическую профилактику;
психологическое консультирование;
психологическую коррекцию;
развивающую работу;
психологическую реабилитацию;
психологическое просвещение.
19. Профессиональные умения и навыки преподавателя психологии
Умение самостоятельно подбирать учебный материал, определять оптимальные средства и эффективные методы обучения;
Владение логикой и лексическим богатством речи, выразительными средствами общения, ораторскими и артистическими способностями;
Умение доступно объяснять учебный материал, обеспечивать его понимание и усвоение студентами;
Обладание наблюдательностью, требовательностью и умением понять студента;
Умение создавать и поддерживать мотивацию студентов;
Учтет возрастных, социально-психологических особенностей аудитории.
20. Позиции обращающихся к психологу как специалисту по Г.С. Абрамовой
Клиент — человек, который передает психологу знание о себе или о других людях; при этом он считает себя прямо или косвенно ответственным за содержание этой психологической информации.
Заказчик — человек, обращающийся к психологу за психологической информацией (о себе, своей организации или других людях).
Пользователь — человек, получающий от психолога психологическую информацию.
21. Позиции психолога-практика по Ю.М. Жукову
Психолог-учитель
Психолог-консультант
Психолог-эксперт
22. Основные сферы деятельности практического психолога
Основными сферами деятельности практического психолога являются: медицина, образование, социальная, производство.
studfiles.net
Основные виды деятельности детского психолога | Детский сад №21
Деятельность психолога предусматривает ряд форм и методов работы с родителями, детьми, педколективом, а также: самостоятельные виды деятельности психолога, направленные на организацию и проведение разных психолого-педагогических мероприятий.1. Организационно-методическая работа:
Цель. Подготовка к участию в разных: коллективных психолого-педагогических мероприятиях дошкольного учреждения, города, области (психологические консилиумы, творческие встречи, семинары, родительское собрание, педсоветы, участие в методических объединениях практических психологов; курсы повышения квалификации и супервизия, методическая помощь в организации и проведении открытых занятий, изучение психолого-педагогической литературы. и т.п.).
Разработка психолого-педагогических и методических материалов (коррекционных и развивающих программ, методических рекомендаций родителям и педагогам, психологических карт, таблиц, бланков протоколов для фиксации диагностической и другой информации, оформление документации и много другое.
2. Работа психолога с детьми
Цель. Создать психологический портрет нормально развивающегося ребенка, который включает в себя характеристику поведения, особенности познавательного и личностного развития ребенка, и на этой основе организовать целенаправленную коррекционную работу.
3. Работа психолога с педагогическим коллективом дошкольного учреждения
Целью сотрудничества психолога с педагогическим коллективом являются повышения уровня психологической компетентности, поддержка заинтересованности к изучению каждого ребенка, личностно-ориентированная модель образования, развитие психологического мышления, помощь воспитателю в овладении методами индивидуального и личностно-ориентированного подхода, умение признавать каждого ребенка как молодую личность, уважать ее и предоставлять соответствующую помощь.
4. Работа с родителями
Цель работы психолога с членами семьи воспитанников привлечь их внимание к судьбе собственного ребенка, помочь понять решающее значение ранних и дошкольных лет в формировании личности, в формировании чувства уверенности, защищенности, умения радоваться, сочувствовать, проявлять творческую инициативу, заботиться о доброжелательных отношениях с членами семьи, с друзьями, уметь достойно вести себя при победах и поражениях, помочь родителям принимать своего ребенка таким, какой он есть, ни с кем не сравнивая и не упрекая, помочь хорошо подготовиться к школе.
Многие родители полагают, что если с их ребенком в саду работает психолог, то их сын или дочь психически ненормальные. Это не так. Практический психолог в детском саду работает с НОРМАЛЬНЫМИ детьми и их индивидуальными ОСОБЕННОСТЯМИ, а не отклонениями.
Существует еще одно ошибочное мнение, что: психолог, психоневролог, невропатолог, — это все одно и то же. На основании этого родители требуют от психолога невозможного.
Практический психолог не врач, он располагает информацией, касающейся психического состояния ребенка. Он может только обнаружить проблему, предположить диагноз и направить ребенка к соответствующему специалисту. Поставить диагноз может только врач.
При необходимости психолог работает не один. А совместно с психоневрологом, невропатологом, дефектологом, логопедом. Каждый из этих специалистов начнет с вами работу с вопросов, поэтому лучше сразу максимально честно отвечать на вопросы.
Скрывая истинное положение вещей, вы усугубляете проблемы своего ребенка, ведь тогда специалисты не могут правильно оценить положение вещей и дать правильные рекомендации, оказать необходимую помощь.
Психолог выявляет скрытые причины некоторых детских неудач, поступков, нарушение развития психических процессов, эмоциональной сферы и особенностей поведения. Для того чтобы вместе с родителями и другими специалистами ДУУ помочь ребенку справиться с ними еще до школы.
В детском саду психолог присутствует для того, чтобы всеми сторонами «соблюдались интересы ребенка». Его труд не всегда очевиден родителю, и не сразу виден, но малышу он необходим.
Направления деятельности практического психолога в ДУУ
1. Психологическая диагностика
Основная цель обследования — выявление индивидуальных особенностей, развития познавательных и личностных качеств, их динамики ;выявление условий, препятствующих полноценному развитию и становлению личности ребёнка-дошкольника.
Содержание и методы диагностической работы:
1. Изучение эмоционального отношения детей к ровесникам и воспитателям. Определение самочувствия ребенка в группе и уровня адаптации (ранний и младший дошкольный возраст — путем наблюдений; средний и старший возраст — к наблюдению прибавить индивидуальные беседы, разговора, игры.)
2. Изучение уровня эмоционального благополучия детей в группах; определение самооценки
3. Изучение особенностей детей, их интересов, способностей, уровня развития познавательных процессов, коммуникативных умений, способностей, с целью определения потребности в дополнительных или коррекционных занятиях, изготовления рекомендаций для индивидуализации воспитательной работы.
4. Определение уровня школьной зрелости. (диагностика для определение потребности в дополнительных или коррекционных занятиях и обеспечения преемственности в работе со школой)
5. Участие в работе медицинской-психолого-педагогической комиссии.
Помимо планового обследования проводятся и «ситуативные» исследования по запросу родителей.(тревожность, детско-родительские отношения, ревность к младшим сестрам или братьям и т.д)
Анализируя данные обследования, психолог стремиться к созданию целостного психологического портрета ребенка, выявлению общего типа поведения ребенка и на основе полученного материала может выработать конкретные рекомендации для родителей и воспитателей.
Рекомендации составляются на основе анализа конкретной ситуации развития ребенка. Они могут касаться коррекции познавательного развития, особенностей его эмоциональной сферы, детско-родительских отношений, взаимоотношений ребенка со взрослыми и детьми.
Особой проблемой является принятие этих рекомендаций родителями (воспитателями) — только в этом случае они становятся действенными. Чем более связаны советы психолога с проблемами, сформулированными в запросе, чем большее тот, кто обратился к психологу за консультацией расскрыл правды, тем продуктивнее окажутся рекомендации.
Этика психолога в работе с родителями и воспитателями предполагает неразглашение полученных сведений; заключения и рекомендации, даваемые родителям или конкретному воспитателю по их запросу, никому больше не передаются.
2.Коррекционно-развивающая работа
Она включает в себя следующие формы работы:
- групповые психокоррекционные занятия (работа с проблемами в личностной и познавательной сферах), развивающие игры;
- индивидуальные психокоррекционные занятия;
- занятия по подготовке детей к школьному обучению.
Дошкольники с удовольствием играют в различные игры, разгадывают различные задания, находят отличия в картинках, у них развивается связная речь, ориентировка в пространстве, внимание, память, мышление, восприятие, воображение, моторика.
На таких занятиях психолог имеет возможность наблюдать за динамикой развития каждого ребёнка.
3. Психологическое просвещение и психологическая профилактика
Психологическое просвещение родителей и педагогов носит профилактический, т.е. предупреждающий характер.
Основным средством профилактики отношений в развитии детей служит информированность родителей, повышение их психолого-педагогической культуры.
Психологом проводятся тематические беседы и групповые консультации с педагогами и родителями, лекции по психологическим вопросам развития и воспитания ребенка на групповых родительских собраниях, факультативы для родителей.
Оформляются стенды, папки с психологической информацией.
Проводятся активные формы психологического обучения (тренинги родительской эффективности, партнерского общения, и т.п.).
Так же проводятся индивидуальные беседы с родителями, во время которых психолог знакомит их с результатами психологического обследования ребенка.
Также психолог заботится о создании психологически благоприятного климата в ДОУ. Особое внимание уделяется стилю взаимодействия взрослых и детей, изучение которого включает и личностные особенности педагогов. Важным является и изучение особенностей взаимодействия в коллективе сотрудников.
4. Психологическое консультирование
Психологическое консультирование в ДУУ проводится по поводу проблем ребёнка, особенностей его развития.
Консультации бывают двух видов: те, которые планирует сам психолог, и по «запросу родителей».
«Запланированные» — психолог проводит в течение года по темам, которые, по его мнению, актуальны для конкретного детского сада, возрастной группы и контингента родителей. К ним же относятся консультации, которые психолог дает воспитателям. На них обращается внимание на особенности развития детской психики, связанные с ними изменения в поведении и эффективность усвоения детьми знаний.
О «плановых» консультациях родителей оповещает воспитатель. И очень важно, чтобы мама, или папа, выкраивали время для посещения подобных мероприятий.
Консультации «по запросу» — это консультации проводимые после обращения родителей с волнующей их проблемой. Родители могут и должны обращаться к психологу, когда им кажется, что с ребенком что-то не так. И это необязательно вопросы, связанные с развитием ребенка или его поведением.
5. Психологическая поддержка деятельности ДУУ
В рамках данного направления психолог оказывает помощь в построении системы управления коллективом ДУУ, в разрешении конфликтов, при необходимости кадровых перестановок.
Клименко И.Н., практический психолог
veselka21.org.ua