Презентация проекта “Русские народные промыслы. Палех”

Слайд 1

Проект «Русские народные промыслы» Выполнила:ученица 6 «А»класса лицея «Серпухов» города Серпухова Капотова Александра Руководитель: Винниченко Л. Р.

Слайд 2

Тема проекта: «Палехская роспись»

Слайд 4

Этап первый Выбор русского народного промысла; исторические сведения о нем

Слайд 5

Палехская миниатюра- вид русской народной миниатюрной живописи на лаковых изделиях (главным образом из папье-маше), возникший в 1923 году в Палехе Ивановской области, ранее крупном центре иконописи. Искусство росписи Палеха еще совсем молодое, однако его мотивы и сюжеты известны не только на всей территории России, но и далеко за ее пределами.

Слайд 8

Палехские миниатюры выполняются на чёрном лаковом фоне и отличаются большой декоративностью, разнообразием образов и сюжетов (фольклорных, литературных, исторических, современных), богатством красок, тончайшей техникой. Обычно расписываются шкатулки, ларцы, кубышки, брошки, панно, пепельницы, заколки для галстука, игольницы и т. д.

Слайд 9

Отличительные черты палехской школы : общий мягкий тон письма; многообразие элементов композициии их живописность; узорчатость письма; разнообразие радужных сияний; удлинённость фигур; тонкость плави голов и обнажённых частей фигур; фоны разных тонов (вплоть до золотых).

Слайд 11

Как создаются палехские миниатюры Сначала изделие покрывается черной краской, она и служит фоном для дальнейшего нанесения рисунка. Далее мастер наносит на основу полностью весь рисунок белилами. В те места, где будут цветы, белила кладут слоем потолще, а то и в несколько слоев. После этого идет этап раскрытия цвета, его принято называть «раскрашью». Затем можно приступать к самой росписи, прорисовывается темным фоном все контуры и детали узора.

Слайд 13

Процесс «приплавки» (так его назвали палешане) представляет собой выявление световых и теневых частей композиции непосредственно после прорисовки. Последние штрихи – роспись сусальным золотом или «серебром» (в качестве серебрина используют алюминиевый порошок). Золото в палехской технике росписи является частью художественного восприятий мира художниками. Оно связано со старинными символами солнца, света, тепла и радости.

Слайд 15

Этап второй Сочинение- описание предмета народного промысла в научном стиле.

Слайд 16

Палехская миниатюра- вид русской народной живописи, основанной в 1923году. Мотивы и сюжеты этой росписи известны не только в России, но и далеко за её пределами. Перед нами шкатулка, сделанная из папье- маше. Её размер: десять сантиметров в длину, девять с половиной сантиметров в ширину, два с половиной сантиметра в высоту. На шкатулке изображена сцена из городской жизни. Как и для всех палехских миниатюр, ей свойственна яркость и сочность красок, чёткость линий. Этот предмет народного промысла может использоваться для хранения украшений, а также в качестве декоративного элемента интерьера.

Слайд 17

Этап третий Сочинение- описание палехской шкатулки в художественном стиле.

Слайд 18

Палехская шкатулка Палехская миниатюра появилась в нашем доме недавно, ее принес папа. Вещица лежала в маленькой аккуратненькой коробочке, заботливо завернутая в мягкий тканевый мешочек. Было ясно: вещица непростая! Мы освободили ее от упаковки, и в руках у нас оказалась небольшая гладкая шкатулочка темного цвета с ярким рисунком на крышке. Я внимательно рассмотрела ее, долго восхищалась сочностью красок, четкостью линий, замысловатым рисунком, изображающим сцены из народной жизни прошлого века. Было непонятно, из чего же сделана шкатулка? Только потом, прочитав в энциклопедии, я узнала, что палехские мастера используют технику папье- маше. Мы с мамой нашли шкатулке достойное применение– теперь в ней хранятся бусы. И надеюсь, эта вещь станет нашей семейной реликвией.

nsportal.ru

Презентация по ИЗО на тему “Палех- народный промысел”.

Описание слайда:

. Художнику нужны краски разные по консистенции, поэтому их постоянно приходится разбавлять на фарфоровом блюдце, палитре. На нем же смешивают краски основных цветов и составляют нужные тона. Приготовление яичной эмульсии  — дело кропотливое и требует большой сноровки и опыта. Нужно суметь тщательно отделить желток от белка, потому что даже мельчайшая капля белка помешает художнику проводить тонкие линии. Для разведения желтка во Мстере используют воду, а в Палехе — столовый уксус или хлебный квас. Краски, растворенные на квасе, ложатся мягче и сохраняются дольше, но сейчас им пользуются редко. Для жирных летних и тощих зимних яиц количество растворителя будет разным. Яичная эмульсия не должна быть слишком жирной или слишком жидкой: жирная краска будет ложиться грубо и быстро растрескается, а жидкая — краски будут блеклые и будет плохо поддаваться нужной живописной технике. Для работы над миниатюрой  разным художникам требуется разное количество  беличьих кистей. Все кисти палехских мастеров – ручной работы. Купленной в магазине кистью, даже самой качественной, писать миниатюру нельзя, слишком «не послушная» нет достаточной тонкости и упругости, во время письма кончик такой кисти может раздваиваться. Миниатюристы обычно применяют листовое золото. Каждый листок имеет размер 9*9 см, на одну порцию идет от 2 до 10 листов. Листы эти настолько тонки, что взлетают при малейшем дуновении воздуха. Их берут лампемзелем — специальным инструментом, изготовленным из кончика беличьего хвоста. В фарфоровом блюдце золото смешивают со связующим веществом, гуммиарабиком, и растворяют в воде, получая жидкую массу. «Творение» золота, как и краски,  требует большого умения и терпения. В растворенное золото добавляют чистую воду, размешивают, процеживают, отстаивают, сливают лишнюю воду и просушивают в духовке, под лампой или на солнце. Ни одна пылинка или соринка не должна в него попасть, иначе им будет трудно писать. Готовое к работе золото блестит мягким чарующим блеском, словно приглашая поскорее взять кисть. Палешане для работы над миниатюрой используют и серебро. Но при просушке оно желтеет от высокой температуры, и потому его заменяют алюминием.

infourok.ru

Презентация «Палехская миниатюра»

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1

Палехская миниатюра
Лопатина Нина Павловна. 1948 г. р. Свадьба. Ларец. 1994

Слайд 2

Палехская миниатюра — народный промысел, развившийся в поселке Палех Ивановской области.
В 1762—1774 годах в центре Палеха был построен Крестовоздвиженский храм, расписанный и богато украшенный палехскими мастерами
В 1628 году Палех был пожалован Ивану Матвеевичу Бутурлину «за московское осадное сидение королевичево». Село принадлежало роду Бутурлиных до 1861 года.

Слайд 3

Первое упоминание о Палехе относится к началу 17 века. В различных документах тех лет говорится о развитом иконописном промысле в Палехе. К середине 17 века молва о прекрасных работах палехских мастеров достигла Москвы, и их стали приглашать для росписи в столицу. Иконы, написанные в Палехе, были достаточно дорогими, так как писались они долго и тщательно, по старинным образцам.

Слайд 4

Тро́ице-Се́ргиева Ла́вра, Гранови́тая пала́та, Новодевичий монастырь

Слайд 5

Палех. Середина XIX в. Дерево, левкас, яичная темпера, золото. 31 × 26.5 см. Государственный музей палехского искусства, Палех, Россия. ”Покров Пресвятой Богородицы”
У родника. Пластина. 1992 Ливанова Ирина Вадимовна. 1937 г. р. Зотов Вадим Григорьевич. 1936 г. р.

Слайд 6

Глазунов Александр Александрович
Родился 19 (31) августа 1884 года в Москве. Учился в иконописной мастерской Д.П.Салаутина. В 1903-1908 годах работал иконописцем и реставратором в Художественном иконописном товариществе в Москве.
Битва. Портсигар, 1940. ВМДПиНИ

Слайд 7

(8 января 1887 (27 декабря 1886) — 30 марта 1937) — русский художник-миниатюрист, заслуженный деятель искусств РСФСР (1935 год), непосредственный инициатор и учредитель Артели древней живописи Палеха 4-5 декабря 1924 года. Аллегорическое представление III Интернационала. Палехская миниатюра, Иван Голиков, 1927
Иван Иванович Голиков

Слайд 8

Лаковая миниатюра исполняется темперой на папье-маше. Обычно расписываются шкатулки, ларцы, кубышки, брошки, панно, пепельницы, заколки для галстука, игольницы и т. д.

Слайд 9

Художественное училище

Слайд 10

Процесс создания заготовки состоит из следующих операций:

Слайд 11

:
Процесс создания заготовки

Слайд 12

Процесс создания заготовки

Слайд 13

Грунтовки и шпатлёвки изготавливаюся вручную с применением традиционных приспособлений.

Слайд 14

Роспись изделия.

Слайд 15

После того, как художник поставил свою подпись на изделии, оно покрывается лаком и просушивается.

Слайд 16

Затем изделие полируется на механическом круге, обтянутом плюшем или бархатом.

Слайд 17

Окончательная доводка при полировке выполняется только рукой. Поверхность покрывается салом и обрабатывается в течение часа ладонью, смоченной водой. От трения поверхность лака нагревается, выравнивается окончательно и приобретает зеркальный блеск.

Слайд 18

миниатюрное (мелочное) многоклеймное письмо; общий мягкий тон письма; многообразие элементов композиции и их живописность; узорчатость палатного письма; разнообразие радужных сияний; вписание гор остроконечными лещадками; деревья с натуральной листвой; удлинённость фигур подобно строгановским; тонкость плави голов и обнажённых частей фигур; пробелы краской, широкие и светлые, с резкой и очень тонкой белой оживкой, а иногда золотом “в полуперо”; фоны разных тонов (вплоть до золотых).
Отличительными чертами палехской школы являются:

Слайд 19

Композиция
Древнерусские иконописцы не только совершенствовали свои технические приёмы, но в такой же мере совершенствовали и композиции. Композиции древнерусской живописи можно разделить на четыре основных типа. Первый вид – ярусное построение.
Композиция в древнерусской живописи XV века (с иконы “Чудо о Флоре и Лавре”). Первый ярус – пасущийся табун лошадей, второй ярус – Флор, Лавр и их спутники охраняют этот табун, третий ярус – два прекрасных, изящных коня и четвёртый – фигуры архангела Михаила, Флора и Лавра, как бы возглавляющие всю композицию.

Слайд 20

Слайд 21

Композиция в миниатюре “Демьянова уха” А.А.Дыдыкина. Композиция выполнена с учётом круглой формы тарелки. Здесь налицо традиционное ярусное построение композиции, её декоративный принцип, условность перспективы. Все элементы во всех планах имеют сильную и чёткую проработку деталей.

Слайд 22

Слайд 23

Швея. Пудреница. 1992
Ватагин Алексей Иванович. 1881 – 1947 Гусляр. Пудреница. 1932

Слайд 24

Второй тип – однофигурная композиция с житием. В древнерусской живописи был весьма распространённым.
Композиция в древнерусской живописи XVII века (с иконы “Иоанн Предтеча”). Средняя часть композиции – однофигурная. Она окружена сценами, посвящёнными различным событиям жизни святого. В таких композициях одна фигура всегда главенствует. Она обычно выполнялась в полный рост и во всю величину иконы. В большинстве случаев она помещалась в центре.

Слайд 25

Слайд 26

Третий тип – единая композиция повествовательного характера.

Слайд 27

Слайд 28

Четвёртый тип – односюжетная многофигурная композиция. Данный тип является самым распространённым.

Слайд 29

Слайд 30

Изображения облаков и сияний

Слайд 31

Изображения гор
Древнерусская живопись XIV века
Новгородская школа XV века
Строгановская школа XVII века.
Палехская школа XVIII века
Ярославская школа XVII века
Школа Симона Ушакова XVII века

Слайд 32

Изображения воды
Северокарельское письмо XVII века.
Школа Симона Ушакова XVII века
Палехская живопись конца XVII – начала XVIII века
Вода в произведениях И.П.Вакурова.
Вода в произведениях И.И.Зубкова.
Вода в произведениях А.А.Дыдыкина.

Слайд 33

Изображения злаков и зимнего пейзажа

Слайд 34

Изображения растительности
Древнерусская живопись XIV века.
Древнерусская живопись XV-XVI веков.
Палехская живопись XVII века.
“Цветообразное” дерево И.М.Баканова.
Растительность в произведениях И.П.Вакурова.
Палехская живопись XVIII века

Слайд 35

Изображения палат
Древнерусская живопись XV века.
Палехская живопись XVII века.
Палаты в произведениях И.М.Баканова.
Палехская живопись XVIII века

Слайд 36

Изображения людей

Слайд 37

Пробелы
Пробелы – это линии, накладываемые по определённой системе для выявления формы, обозначения складок одежды. Пробел как приём имеет свои разновидности. Ниже показаны разные способы выполнения пробелов.

Слайд 38

Изображения крыльев
В древнерусской живописи крылья часто встречаются как принадлежность фигур ангелов, архангелов, серафимов, херувимов и т.д. Их изображения тоже имеют свои традиции. В современном палехском искусстве крылья можно встретить в изображениях птиц. Ниже показаны примеры изображения крыльев.

Слайд 39

Изображения животных

Слайд 40

Изображения карет и повозок

Слайд 41

Изображения кораблей

Слайд 42

Слайд 43

Слайд 44

Слайд 45

lusana.ru

«Декоративно- прикладное творчество Палех» – изо, презентации


Презентация на тему: «Декоративно- прикладное творчество Палех»

Выполнил: Брызжев Илья 9А


Происхождение Палех

Палех – название угро-финского происхождения. Результаты археологических раскопок бес курганного могильника VIII века подтверждают, что издавна на территории края обитало одно из многочисленных угро-финских племен. Угро-финны полностью растворились среди славян, которые постепенно заселяли северо – восточные земли Руси и их языковая культура прослеживается лишь в географических названиях – Пурех, Палех, Ландех, Сезух, лух, Люлех.        


История Палеха

История Палеха уходит в глубокую древность. В XV веке село Палех входило в состав Владимиро-Суздальских земель. По Духовному завещанию Ивана Грозного 1572 года село Палех было в поместном владении его сына Иоанна. В 1616 году Палех значится поместьем Василия Ивановича Острогубова и вдовы Юрия Ивановича Острогубова. Вскоре оно было пожаловано в вотчинное владение Ивану Бутурлину “за московское осадное сидение королевичево”, то есть за участие в войне против польско-литовской интервенции. По писцовым книгам 1628-1630 годов Владимирского уезда Боголюбского стана Палех является вотчиной Ивана Бутурлина и его детей.


Палехская иконопись

Точная дата возникновения палехской иконописи письменными источниками не установлена. В основе стиля палехской иконописи лежат традиции древне-суздальской школы и некоторые особенности московской иконописи 15-16 вв. Для палехской иконы характерны мягкие плавные линии и сдержанная гармоничная красочная гамма. Один из самых ранних образцов палехского стиля – икона “Всех скорбящих радости” начала XVIII века. Ее многофигурная композиция строга и лаконична.


Иконопись

Вершина палехского иконописания – “Акафист Спасителю” середины XVIII века. Рисунок иконы отличается изяществом и утонченностью. Все пропорции удлиненных форм. Колорит иконы теплый, золотисто-коричневый с использованием темной зелени и киновари. Одежды Христа и Богоматери расписаны золотом. Близки по стилю “Акафисту Спасителю” многие произведения конца XVIII – начала XIX веков. Среди них – “Акафист Богоматери”, “Преображение”, “Покров Богоматери”.


Характерные черты

Один из характерных признаков палехского иконописания – сложная многоклеймовая композиция. Икона “Николай Чудотворец в житии и чудесах” второй половины XVIII века – яркий образец такой композиции. В центре иконной доски – в среднике – располагается образ святого. Средник окружает 38 клейм – миниатюр, повествующих о деяниях Николая Чудотворца. Многие произведения палехской иконописи создавались под влиянием западно-европейского искусства и русской академической школы. Иконы такого стиля в Палехе назывались “фряжскими”. Одна из первых икон “фряжского” стиля – “Не рыдай мене, Мати” Ильи Балякина, датируемая 1769 годом. Она выполнена в широкой живописной манере.


Усовершенствование Палехи

На рубеже XVIII – XIX веков в палехской иконе становится преобладающей нежная, светлая цветовая гамма. Композиции усложняются, усиливается орнаментальность, обильно применяется листовое и твореное золото. Особой популярностью пользовались иконы с композициями, выполненными на золотом чеканном фоне. Нимбы и поля на них расписывались “под эмаль”. Иконы в Палехе писали до 1917 года, затем иконописные традиции надолго были прерваны. С 90-х годов ХХ века в Палехе начала возрождаться русская религиозная живопись.


Современный Палех

Современный Палех – один из признанных центров лаковой миниатюры

После революции 1917 года иконописцам Палеха пришлось искать новые пути применения своих творческих сил. Палешане создали новый стиль миниатюрного письма, отличающегося особой тонкостью художественных приемов. Драгоценные миниатюры палехских мастеров с триумфом прошли по многим выставкам Европы, Америки, Азии, получили “Гран-при” на Всемирной выставке в Париже. Палех оказался способным соперничать с признанными лаками Брауншвейга, Японии, Персии, Китая


Изготовление миниатюры

Процесс рождения палехской миниатюры долог и сложен. Художники используют особый материал – папье-маше, покрываемый черной шпатлевкой, на которую наносится белильная подготовка – подмалевок. Затем в несколько приемов тщательно расписываются внутренний (роскрышь) и внешний контурный (роспись) рисунки. Поверхность изделия пемзуют, покрывают лаком, полируют, расписывают золотом.


Известнейшая работа

Самая известная работа палехских мастеров – роспись Грановитой палаты Московского Кремля, выполненная в 1880 – 1882 годах семьей Белоусовых. Василий и Иван Белоусовы – крестьяне из Палеха за роспись были удостоены золотых медалей.


Спасибо за внимание

kopilkaurokov.ru

Материал Для презентации Палехская Роспись

Палехская роспись — вид народно-прикладного творчества, возникшего из иконописных традиций и представляющего собой русскую миниатюрную живопись темперными красками на папье-маше и предметах из дерева.

Палехская роспись возникла в селе Палех Ивановской области в советское время, однако её корни уходят в прошлые века. Первое упоминание об искусстве палехских живописцах относится к 17 веку, а само слово «Палех» относится к финно-угорской группе.

Общие черты палехской росписи Как и любое народно- прикладное искусство относящиеся к определённой местности , палехская роспись имеет ряд своих особенностей и черт основанных на традициях мастеров данной школы. Так как родоначальником палехской росписи были иконописцы, этот факт не мог, не отразится на стиле написания художественных композиций создаваемых палехскими живописцами. Так же палехская роспись отличается от других школ тем, что не изображают орнаменты или отдельные фигуры, а прорисовывают целые композиции.

Искусство палеха – это «поэзия в рисунке»

Черный фон, выполняемый лаком и являющийся основным «пространством» для будущей композиции, в палехской миниатюре не случаен. Дело в том, что искусство лаковой миниатюры зародилось в древних странах Дальнего Востока, где материалом, на котором писалось изображение, было лаковое дерево — натуральное природное сырье. В России такового не нашлось, поэтому русские мастера стали использовать для росписи папье-маше, покрытое чёрным лаком. Это покрытие стало визитной карточкой палехской росписи. Помимо этого, черный фон для палехской миниатюры символизирует тьму, из которой в процессе работы написания картины, рождаются жизнь и цвет. К тому же черный фон обладает своим внутренним объемом, что придает готовым рисункам глубину в композиции.

Ещё одной отличительной чертой палехской росписи является то, что с начала зарождения искусства миниатюрной живописи Палеха и до сего времени художники пишут картины яичной темперой, которая использовалась для написания икон.

Золотой цвет — это не только часть цветовой гаммы рисунка и отличительная особенность работ палехских живописцев. Тонкие линии золота и серебра служат для выявления света и теней, выявляют форму фигур и отдельных элементов композиции. Кроме этого, золото символизирует свет, которое в христианском мировосприятии означает нечто Божественное, вечное.

Работа художника-миниатюриста требует филигранной точности, выветренности каждой линии, аккуратности. Частенько палехским мастерам приходится применять при написании своих миниатюрных шедевров увеличительное стекло. Неповторимая манера и изящество палехской лаковой миниатюры базируется на вековых традициях древнерусской живописи и богатого опыта народного творчества.

В настоящее время палехская роспись также актуальна, как и в прошлые времена. Каждый год палехская художественная школа выпускает новых мастеров, которые впитали традиции и стиль исконной палехской живописи.

infourok.ru

Советы рукодельницам