Здоровьесберегающие технологии — приоритетное направление в деятельности образовательных учреждений.

Здоровьесберегающие технологии — приоритетное направление в деятельности образовательных учреждений.

В современных условиях возрастает социальная и педагогическая значимость сохранения здоровья ребенка. Исследования последних лет констатируют ухудшение здоровья населения России. Увеличивается смертность, падает рождаемость, обостряется проблема бедности, значительная часть населения страны находится в состоянии хронического дистресса. Указанные негативные тенденции остро отражаются на здоровье подрастающего поколения. По данным Д. И. Зелинской, в течение последнего десятилетия наблюдается деселерация, т.е. замедление темпов развития юных россиян. Количество здоровых детей и подростков едва достигает пятой доли от их общего числа; около трети детей, поступивших в школу, уже имеют хроническую патологию.

Подготовка ребенка к здоровому образу жизни на основе здоровьесберегающих технологий должна стать приоритетным направлением в деятельности каждого образовательного учреждения, особенно для детей дошкольного возраста. По данным Минздравминпрома и Госкомэпиднадзора России лишь 14% детей практически здоровы, 50% имеют функциональные отклонения, 35-40% имеют хронические заболевания. Количество детей, которые уже в начальных классах оказываются не в состоянии за отведенное время и в необходимом объеме усвоить программу, колеблется от 20% до 30% от общего числа учащихся.

Необходимо совершенствовать систему образования, активизировать детскую деятельность по здоровьесбережению, осуществлять индивидуально-дифференцированный подход в воспитании основ здорового образа жизни, обучении и развитии ребенка в условиях ДОУ и семьи.

Большое внимание необходимо уделять организации и педагогической поддержке формирования полезных привычек, установок на здоровый образ жизни, понимания самоценности здоровья и способах его сохранения.

Здоровьесберегающий педагогический процесс ДОУ

  — процесс воспитания и обучения детей дошкольного возраста в режиме здоровьесбережения и здоровьеобогащения; процесс, направленный на обеспечение физического, психического и социального благополучия ребенка. Здоровьесбережение и здоровьеобогащение — важнейшие условия организации педагогического процесса в ДОУ.

В более узком смысле слова — это специально организованное, развивающееся во времени и в рамках определенной образовательной системы взаимодействие детей и педагогов, направленное на достижение целей здоровьесбережения и здоровьеобогащения в ходе образования, воспитания и обучения.

Сущность педагогической технологии заключается в том, что она имеет выраженную этапность (пошаговость), включает в себя набор определенных профессиональных действий на каждом этапе, позволяя педагогу еще в процессе проектирования предвидеть промежуточные и итоговые результаты собственной профессионально-педагогической деятельности.

Любая педагогическая технология должна быть здоровьесберегающей!

Здоровьесберегающая технология — это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития. В концепции дошкольного образования предусмотрено не только сохранение, но и активное формирование здорового образа жизни и здоровья воспитанников.

Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании направлены на решение приоритетной задачи современного дошкольного образования – сохранение, поддержание и обогащение здоровья субъектов педагогического процесса в детском саду: детей, педагогов и родителей.

Цель здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании применительно к ребенку – обеспечение высокого уровня реального здоровья воспитанника детского сада и воспитание  валеологической культуры, как совокупности осознанного отношения ребенка к здоровью и жизни человека, знаний о здоровье и умений оберегать, поддерживать и охранять его, валеологической компетентности, позволяющей дошкольнику самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения, задачи, связанные с оказанием элементарной медицинской, психологической самопомощи и помощи. Применительно к взрослым – содействие становлению культуры здоровья, в том числе культуры профессионального  здоровья воспитателей ДОУ и валеологическому просвещению родителей.

В настоящее время использование здоровьесберегающих технологий в деятельности учителя – логопеда, также становятся перспективным средством коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения речи. Эти методы работы принадлежат к числу эффективных средств коррекции, все чаще применяемых в специальной педагогике и помогающих достижению максимально возможных успехов в преодолении не только речевых трудностей, но и общего оздоровления детей дошкольного возраста. На фоне комплексной логопедической помощи здоровьесберегающие технологии, не требуя особых усилий, оптимизируют процесс коррекции речи детей и способствуют оздоровлению всего организма ребенка. Эффект их применения зависит от профессиональной компетенции педагога, умения использовать новые возможности, включать действенные методы в систему коррекционно-развивающего процесса, создавая психофизиологический комфорт детям во время занятий, предусматривающий «ситуацию уверенности» их в своих силах. Кроме того, альтернативные методы и приемы помогают организовывать занятия интереснее и разнообразнее.

infourok.ru

Основные направления здоровьесберегающей деятельности в дошкольном возрасте в условиях детского дома-школы

Решаются основные направления здоровьесберегающей деятельности педагогов.

Основные направления здоровьесберегающей деятельности в дошкольном возрасте в условиях детского дома-школы

Рябова Е.М., Пидякова  Н.И.

МКОУ «Детский дом-школа №95» «Дом детства»

Процессы, связанные с развитием маленьких детей, в последнее время вызывают огромный интерес во всем мире. ВОЗ подчеркивает, что «проблема сохранения жизни и здоровья детей является важнейшей стратегической задачей сохранения жизни и здоровья населения в целом; инвестиции в здоровье детей на ранних этапах развития предполагают получение большой отдачи на следующих этапах их жизни и полезны для всего населения». Актуальность проблемы сохранения и укрепления здоровья детей дошкольного возраста как утверждает ряд авторов обусловлена еще и тем, что это период постепенной подготовки ребенка к систематическому обучению, к восприятию учебных нагрузок в школе. Ни кто не станет отрицать, что от состояния здоровья во многом зависит успешность обучения, работоспособность и адаптация ребенка к школьным нагрузкам [1].

Создание условий для укрепления и сохранения здоровья детей является главной задачей, стоящей перед педагогами нашего образовательного  учреждения.  Эта задача может быть успешно решена  только в условиях здоровьесберегающей деятельности, целью которой является последовательное формирование уже в дошкольном возрасте здоровьесберегающего образовательного пространства  с обязательным использованием всеми сотрудниками элементов здоровьесберегающих технологий [2].

К основным направлениям здоровьесберегающей деятельности педагогов относятся:

1.     Обеспечение психологической безопасности детей;

2.     Формирование представлений у дошкольников о своем теле, организме;

3.     Создание гигиенических условий жизнедеятельности детей и организации санитарно-эпидемиологического режима;

4.     Организация лечебно-профилактической работы с детьми и сотрудниками;

5.     Понимание педагогами необходимости и роли двигательной активности в жизни детей.

В детский дом приходят дети, которые воспитывались в неблагополучных семьях, как правило, с невнимательным отношением к своему здоровью. У них изначально сформирован негативный образ жизни (девиантное поведение, поведение которое не соответствует общепринятым или официально установленным социальным нормам - курение, ранний алкоголизм, токсикомания, бродяжничество и т.д.). Неблагополучные социальные условия наряду с плохой наследственностью вызывают задержку физического развития, депривационные состояния, психоэмоциональную неустойчивость, хронические заболевания. Именно поэтому, здоровьесберегающая деятельность   рассматривается педагогами как средство эффективного формирования, укрепления и сохранения здоровья дошкольников. Перед педагогами стоят задачи: воспитывать интерес к собственному оздоровлению, развивать навыки ведения здорового образа жизни, укрепления своего здоровья. Период дошкольного возраста является благоприятным периодом для выработки правильных привычек, которые в сочетании с обучением дошкольников методом совершенствования и сохранения здоровья приведут к положительным результатам. Педагогический коллектив дошкольного отделения чётко определил пути своего развития в данном направлении. В настоящее время в детском доме-школе прослеживается  модель системы работы по сохранению и укреплению здоровья детей, разработанная нашим педагогическим коллективом, содержащая пять блоков (работа воспитателей, учителя-логопеда, музыкального работника, физкультурного работника, педагога-психолога) [3].   

Реализация данной модели обеспечивается:

а) направленностью воспитательно-образовательного процесса на физическое развитие дошкольников и их валеологическое образование;

б) комплексом оздоровительных мероприятий в режиме дня в зависимости от времени года.

Работа по укреплению физического и психического здоровья осуществляется комплексно: инструктор по физической культуре совместно с воспитателем и старшей медицинской сестрой анализируют состояние здоровья детей, решают вопросы физического воспитания детей, педагог-психолог занимается коррекцией психического здоровья детей. Для создания целостной системы здоровьесбережения детей в дошкольном образовательном учреждении очень важным является организация двигательной, развивающей среды. В детском доме-школе оборудованы физкультурный и тренажёрный залы, оснащенный необходимым традиционным и нестандартным оборудованием. В каждой группе имеются физкультурные уголки с учетом возрастных особенностей детей, где мелкое физкультурное оборудование доступно для детей большую часть дня, музыкальный зал.  На участке детского дома оборудована спортивная и игровые площадки, городки, где дети имеют возможность развития двигательных навыков в любое время года.  В группе дошкольного отделения детского дома-школы имеются сенсорная комната и комната развития, где созданы необходимые условия для повышения двигательной активности детей, а также для их расслабления и отдыха. Таким образом, можно сказать, оздоровительная среда нашего детского дома-школы является естественной комфортабельной обстановкой, рационально организованной и насыщено разнообразным оборудованием и материалами [4].   

Задачи физического воспитания решаются в разных формах работы:

— диагностика физического развития;

— система профилактических, оздоровительных мероприятий;

— физкультурные занятия;

— утренняя гимнастика;

— игры на свежем воздухе;

— закаливающие мероприятия;

— спортивные праздники и развлечения, досуги;

— детский фитнес.

Вся физкультурно-оздоровительная работа в детском доме-школе строится с учётом структуры усовершенствованного двигательного режима для детей каждого возраста. Организованной формой в этом двигательном режиме являются физкультурные занятия. При проведении занятий инструктор по физкультуре использует как традиционные, так и нетрадиционные формы: сюжетные, игровые, игры-эстафеты и т. д. Главное — чередовать активную деятельность с упражнениями на дыхание, релаксацией.

Одной из форм интересной физкультурно-оздоровительной работы является внедрение занятий детского фитнеса.

Основная идея внедрения детского фитнеса в дошкольном отделении детского дома-школы заключается в создании дополнительных, кружковых занятий по физическому воспитанию, с целью углубленного формирования у детей базы разнообразных движений; двигательной культуры; жизненно необходимых жестов; умения создавать двигательные образы; выразительности движений; двигательного воображения, фантазии и вместе с тем развивать двигательные качества; формировать у дошкольников представления о ценности здоровья, мотивацию дошкольников к здоровому образу жизни, способствовать приобретению навыков безопасности жизнедеятельности и здорового образа жизни.

При выборе направления фитнеса в программе «Детский фитнес» инициативная группа нашего отделения, с учетом пожеланий детей и воспитателей, выбрала кружковые занятия по фитбол-аэробике и «гибкой силе».

Сбор информации и наблюдения за каждым воспитанником помогают установить динамику его психических, физических и эмоциональных качеств.

Цель каждого педагога, работающего с детьми, оставшиеся без попечения родителей  заключается не только в том, чтобы дать качественные знания детям, но и в том, чтобы сформировать сознательную установку на здоровый образ жизни, научить их с малых лет жить в гармонии с собой и окружающим миром. 

Значимость педагога в привитии здорового образа жизни детям раскрыл В. А. Сухомлинский: «Забота о здоровье детей-это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы». Всё вышесказанное особенно актуально для воспитанников детского дома-школы.

Литература

1. Алямовская, В.Г. Новые подходы к планированию образовательной работы в детском саду [Текст] / В.Г. Алямовская.-  М.: Управление ДОУ, №3, 2002 г. 2. Сократов, Н.В. Современные технологии сохранения и укрепления здоровья детей  [Текст]/  Н.В. Сократов. — М.: ТЦ Сфера, 2005 г.                      3. Малярчук, Н.Н., Вешкурцева, Е.В. Направления здоровьеразвивающей деятельности в дошкольном учреждении [Текст]/ Н.Н. Малярчук, Е.В. Вешкурцева. // Медработник. — 2012. — № 7. — С. 27.

4. Чимаров, В.М. О воспитании культуры здоровья субъектов образовательного процесса дошкольных учреждений [Текст]  / В. М. Чимаров. // Тюменская область сегодня. — 2012. — № 49. — С. 6.

pedsovet.org

Школа №24 г.Новошахтинск — Основные направления здоровьесберегающей деятельности


Здоровье есть высочайшее богатство человека.

Гиппократ 

  

Отличительной особенностью Федеральных государственных образовательных стандартов является программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни, представляющая собой комплексную программу формирования знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического, психологического и социального здоровья обучающихся, как одной из ценностных составляющих, способствующих познавательному и эмоциональному развитию ребенка.

Здоровьесберегающие  основы образовательного процесса в школе.

         Многочисленные физиолого-гигиенические и психофизиологические исследования убедили педагогов и руководителей системы образования в том, что необходимо прини­мать специальные меры по сохранению и укреплению здоровья школьников. Эти положения вошли в последнее время в важнейшие государственные документы, определяющие стратегию развития образования. В частности, «Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года» предусматривает создание условий для повышения качества общего образования и в этих целях, наряду с другими мероприятиями, предпола­гает проведение оптимизации учебной, психологической и физической нагрузки учащих­ся и создание в образовательных учреждениях условий для сохранения и укрепления здо­ровья обучающихся, в том числе за счет:

— реальной разгрузки содержания общего образования;

— использования эффективных методов обучения;

— повышения удельного веса и качества занятий физической культурой;

— организации мониторинга состояния здоровья детей и молодежи;

— улучшения организации питания обучающихся в образовательных учреждениях;

— рационализации досуговой деятельности, каникулярного времени и летнего отдыха детей и молодежи.



mousoch24.ucoz.ru

Формы организации здоровьесберегающей работы

Формы организации здоровьесберегающей работы

Современные здоровьесберегающие технологии используемые в системе дошкольного образования отражают две линии оздоровительно-развивающей работы:

  • приобщение детей к физической культуре

  • использование развивающих форм оздоровительной работы.

Акцент смещается от простого лечения и профилактики болезней на укрепление здоровья как самостоятельно культивируемой ценности, необходим комплекс эффективных лечебно-профилактических мер, система надежных средств коррекции психофизического развития на протяжении всего дошкольного детства.

Стремление к комплексности понятно и оправдано, т.к. здоровый ребенок рассматривается в качестве целостного телесно-духовного организма, требующего индивидуально-дифференцированного подхода. Результат должен заключаться в том, что эффект одной оздоровительной меры закрепляется в виде устойчивого, константно-целостного психосоматического состояния, которое дает начало воспроизведения в режиме саморазвития.

С точки зрения современных подходов к педагогике, совместная творческая деятельность детей и педагога, является внутренним основанием единства телесного и духовного в жизни ребенка.

Принципы, лежащие в формировании единства:

  • принцип развития творческого воображения внутреннее условие оздоровительной работы, здесь ребенок условно предстает объектом тех или иных педагогических и медицинских воздействий. И, как показала статистика, благодаря включению ребенком воображения, можно добиться существенных результатов в профилактике и лечении ряда заболеваний: ОРЗ, диатеза, ануреза, отдельных нарушений сердечнососудистой системы и ЖКТ;

  • принцип формирования осмысленной моторики – движение может стать произвольным и управляемым только тогда, когда оно будет осмысленным и ощущаемым. Ребенку предстоит научиться слушать, понимать, уважать и любить свое тело;

  • принцип создания и закрепления целостного позитивного психосоматического состояния при различных видах деятельности, который реализуется благодаря многофункциональным развивающим формам здоровьесберегающей работы;

  • принцип формирования у детей способности к сопереживанию и содействию.

Формы организации здоровьесберегающей работы:

  • физкультурные занятия

  • самостоятельная деятельность детей

  • подвижные игры

  • утренняя гимнастика (традиционная, дыхательная, звуковая)

  • двигательно-оздоровительные физкультминутки

  • физические упражнения после дневного сна

  • физические упражнения в сочетании с закаливающими процедурами

  • физкультурные прогулки (в парк, на стадион)

  • физкультурные досуги

  • спортивные праздники

  • оздоровительные процедуры в водной среде.

Существующие здоровьесберегающие образовательные технологии можно выделить в три подгруппы:

  • Организационно-педагогические технологии, определяющие структуру воспитательно-образовательного процесса, способствующие предотвращению состояния переутомления, гиподинамии и других дезадаптационных состояний;

  • Психолого-педагогические технологии, связанные с непосредственной работой педагога с детьми;

  • Учебно-воспитательные технологии, которые включают программы по обучению заботе о своем здоровье и формированию культуры здоровья.

Здоровьсберегаюшие технологии,

технологии сохранения и стимулирования здоровья:

Стретчинг не раньше чем через 30 мин. после приема пищи, 2 раза в неделю по 30 мин. со среднего возраста в физкультурном или музыкальном залах, либо в групповой комнате, в хорошо проветренном помещении специальные упражнения под музыку. Рекомендуется детям с вялой осанкой и плоскостопием.

Динамические паузы во время занятий, 2-5 мин., по мере утомляемости детей. Рекомендуется для всех детей в качестве профилактики утомления. Могут включать в себя элементы гимнастики для глаз, дыхательной гимнастики и других в зависимости от вида занятия.

Подвижные и спортивные игры как часть физкультурного занятия, на прогулке, в групповой комнате — малой, средней и высокой степени подвижности Ежедневно для всех возрастных групп. Игры подбираются в соответствии с возрастом ребенка, местом и временем ее проведения. В детском саду мы используем лишь элементы спортивных игр.

Релаксация в любом подходящем помещении, в зависимости от состояния детей и целей, педагог определяет интенсивность технологии. Для всех возрастных групп. Можно использовать спокойную классическую музыку (Чайковский, Рахманинов), звуки природы. В нашем детском саду создан специальный релаксационный кабинет.

Гимнастика пальчиковая – с младшего возраста индивидуально либо с подгруппой ежедневно. Рекомендуется всем детям, особенно с речевыми проблемами. Проводится в любой удобный отрезок времени (в любое удобное время).

Гимнастика для глаз ежедневно по 3-5 мин. в любое свободное время в зависимости от интенсивности зрительной нагрузки с младшего возраста. Рекомендуется использовать наглядный материал, показ педагога.

Гимнастика дыхательная – в различных формах физкультурно-оздоровительной работы. Обеспечить проветривание помещения, педагогу дать детям инструкции об обязательной гигиене полости носа перед проведением процедуры.

Динамическая гимнастика ежедневно после дневного сна, 5-10 мин.

Гимнастика корригирующая в различных формах физкультурно-оздоровительной работы. Форма проведения зависит от поставленной задачи и контингента детей.

Гимнастика ортопедическая в различных формах физкультурно-оздоровительной работы. Рекомендуется детям с плоскостопием и в качестве профилактики болезней опорного свода стопы

Технологии обучения здоровому образу жизни

Физкультурное занятие 2-3 раза в неделю в спортивном или музыкальном залах. Ранний возраст — в групповой комнате, 10 мин. Младший возраст – 15-20 мин., средний возраст – 20-25 мин., старший возраст – 25-30 мин. Перед занятием необходимо хорошо проветрить помещение.

Проблемно-игровые (игротреннинги и игротералия) – в свободное время, можно во второй половине дня. Время строго не фиксировано, в зависимости от задач, поставленных педагогом. Занятие может быть организовано не заметно для ребенка, посредством включения педагога в процесс игровой деятельности.

Коммуникативные игры 1-2 раза в неделю по 30 мин. со старшего возраста. Занятия строятся по определенной схеме и состоят из нескольких частей. В них входят беседы, этюды и игры разной степени подвижности, занятия рисованием, лепкой и др.

Занятия из серии «Здоровье» 1 раз в неделю по 30 мин. со старшего возраста. Могут быть включены в сетку занятий в качестве познавательного развития.

В утренние часы проведение точечного самомассажа. Проводится в преддверии эпидемий, в осенний и весенний периоды в любое время дня. Проводится строго по специальной методике. Рекомендуется детям с частыми простудными заболеваниями и болезнями органов дыхания. Используется наглядный материал (специальные модули).

Коррекционные технологии

Технологии музыкального воздействия в различных формах физкультурно-оздоровительной работы; либо отдельные занятия 2-4 раза в месяц в зависимости от поставленных целей. Используются в качестве вспомогательного средства как часть других технологий; для снятия напряжения, повышения эмоционального настроя и пр.

Сказкотерапия 2-4 занятия в месяц по 30 мин. со старшего возраста. Занятия используют для психологической терапевтической и развивающей работы. Сказку может рассказывать взрослый, либо это может быть групповое рассказывание, где рассказчиком является не один человек, группа детей, а остальные дети повторяют за рассказчиками необходимые движения.

Технологии воздействия цветом – как специальное занятие 2-4 раза в месяц в зависимости от поставленных задач. Правильно подобранные цвета интерьера в нашей группе снимают напряжение и повышают эмоциональный настрой ребенка.

Используемые в комплексе здоровьесберегающие технологии в итоге формируют у ребенка стойкую мотивацию на здоровый образ жизни.

Закаливание, важное звено в системе физического воспитания детей. Оно обеспечивает тренировку защитных сил организма, повышение его устойчивости к воздействию постоянно изменяющихся условий внешней среды. Закаливание дает оздоровительный эффект только при условии его грамотного осуществления и обязательного соблюдения следующих принципов:

  • закаливающие мероприятия гармонично вписываются во все режимные моменты;

  • проводятся систематически на фоне оптимального теплового состояния детей, на фоне их положительного эмоционального настроя;

  • проводятся с учетом индивидуальных, возрастных особенностей детей, состояния здоровья, уровня закаленности;

  • сила воздействия и длительность закаливающих процедур увеличивается постепенно.

Любая закаливающая процедура дает положительный результат только в комплексе закаливающих мероприятий, проводимых в повседневной жизни ДОУ. Необходимо составить программу закаливания по каждой группе с учетом возраста, группы здоровья детей, разработать схему индивидуальных программ заливания на год, где отражается перечень закаливающих мероприятий, проводимых в течение дня. Программа согласовывается с врачом дошкольного учреждения и утверждается заведующим ДОУ.

Из всего богатого выбора существующих форм закаливания можно выделить наиболее доступные:

  • нахождение детей в групповой комнате в облегченной одежде в течение дня;

  • проведение утренней гимнастики на свежем воздухе в течение года;

  • прогулки на свежем воздухе. При правильной организации прогулка является одним из важных моментов закаливания. Летом, когда температура воздуха достигает в тени 18 -20 градусов, вся жизнь детей переносится на участок. В холодное время года длительность пребывания детей на воздухе 3.5-4 часа в любую погоду в одежде, не стесняющей активную деятельность ребенка;

Солевое закаливание с младшего возраста (после динамической гимнастики на дорожки выкладываются мокрые одеяла и дети проходят притопывая по дорожке. В яслях проходят по 3 круга, в младшей группе — 3-4 круга, в средней 4-5 кругов. Первые 5-6 закаливаний воспитатель проходит вместе с детьми по дорожке, показывая каким шагом идти).

В среднем возрасте дополнительно включается применение воздушного душирования это эффективный способ выработки устойчивости к сквознякам (разработал врач В.Л.Лебедь). В процессе душирования происходит повышение работоспособности всех систем, обеспечивающих терморегуляцию. Благодаря воздушным процедурам ребенок становится более уравновешенным, спокойным, незаметно исчезает повышенная возбудимость, улучшается сон.

В старшем возрасте использование горячего обтирания проводимое при температуре воздуха в помещении не ниже 23 градусов мягкой варежкой, смоченной водой определенной температуры.

При карантинном режиме применение полоскания горла: водой комнатной температуры 3 раза в день температура воды снижается постепенно с 36 градусов до 27.

В подготовительной группе введение «рижского метода» топтание на гальке в солевом растворе.

В повседневной работе использование начиная с младшей группы схемы индивидуальных программ закаливания, в которых чётко расписывается в какую закаливающую процедуру должны проводить в определённый отрезок времени (утром, днём, вечером).

Использование специальных форм здоровьесберегающих технологий с применением развивающей программы оздоровления, приводит не только к сохранению, но и к развитию здоровья воспитанников.

Только здоровый ребенок с удовольствием включается во все виды деятельности, он жизнерадостен, оптимистичен, открыт в общении со сверстниками и педагогами. Это залог успешного развития всех сфер личности, всех ее свойств и качеств.

Словарь терминов по здоровьесберегающим технологиям

(по Деркунской В А.)

Технология – это инструмент профессиональной деятельности педагога, соответственно характеризующаяся качественным прилагательным-педагогическим.

Сущность педагогической технологии заключается в том, что она имеет выраженную этапность (пошаговость), включает в себя набор определенных профессиональных действий на каждом этапе, позволяя педагогу еще в процессе проектирования предвидеть промежуточные и итоговые результаты собственной профессионально-педагогической деятельности.

Педагогическую технологию отличают:

  • конкретность и четкость цели и задач;

  • наличие этапов: первичной диагностики;

  • отбора содержания, форм, способов и приемов его реализации;

  • использования совокупности средств в определенной логике с организацией промежуточной диагностики для достижения обозначенной цели;

  • итоговой диагностики достижения цели,

  • критериальной оценки результатов.

Важнейшей характеристикой педагогической технологии является ее воспроизводимость.

Здоровьесберегающие образовательные технологии (ЗОТ):

1) системно организованная совокупность программ, приемов, методов организации образовательного процесса, не наносящего ущерба здоровью его участников;

2) качественная характеристика педагогических технологий по критерию их воздействия на здоровье учащихся и педагогов;

3) технологическая основа здоровьесберегающей педагогики.

Здороеьесберегающие технологии в дошкольном образовании- технологии, направленные на решение приоритетной задачи современного дошкольного образования-задачи сохранения, поддержания и обогащения здоровья субъектов педагогического процесса в детском саду: детей, педагогов и родителей.

Цель здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании

Применительно к ребенку обеспечение высокого уровня реального здоровья воспитаннику детского сада и воспитание валеологической культуры как совокупности осознанного отношения ребенка к здоровью и жизни человека, знаний о здоровье и умений оберегать, поддерживать и сохранять его, валелогической компетентности, позволяющей дошкольнику самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения, задачи, связанные с оказанием элементарной медицинской, психологической самопомощи и помощи.

Применительно к взрослым содействие становлению культуры здоровья, в том числе культуры профессионального здоровья воспитателей ДОУ и валеологическому просвещению родителей

Виды здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании

  • медико-профилактические;

  • физкультурно-оздоровительные;

  • технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребенка;

  • здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов дошкольного образования;

  • валеологического просвещения родителей; здоровьесберегающие образовательные технологии в детском саду.

Медико-профилактические технологии в дошкольном образовании – технологии, обеспечивающие сохранение и преумножение здоровья детей под руководством медицинского персонала ДОУ в соответствии с медицинскими требованиями и нормами, с использованием медицинских средств. К ним относятся следующие технологии: организация мониторинга здоровья дошкольников и разработка рекомендаций по оптимизации детского здоровья; организация и контроль питания детей раннего и дошкольного возраста, физического развития дошкольников, закаливания; организация профилактических мероприятий в детском саду; организация контроля и помощь в обеспечении требований СанПиНов; организация здоровье сберегающей среды в ДОУ.

Физкультурно-оздоровительные технологии в дошкольном образовании – технологии, направленные на физическое развитие и укрепление здоровья дошкольников: развитие физических качеств, двигательной активности и становление физической культуры дошкольников, закаливание, дыхательная гимнастика, массаж и самомассаж, профилактика плоскостопия и формирование правильной осанки, воспитание привычки к повседневной физической активности и заботе о здоровье и др.

Реализация этих технологий, как правило, осуществляется специалистами по физическому воспитанию и воспитателями ДОУ в условиях специально организованных форм оздоровительной работы.

Здоровье сберегающие образовательные технологии в детском саду – технологии воспитания валеологической культуры или культуры здоровья дошкольников. Цель- становление осознанного отношения ребенка к здоровью и жизни человека, накопление знаний о здоровье и развитие умений оберегать, поддерживать и сохранять его, обретение валеологической компетентности, позволяющей дошкольнику самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения. Это технология личностно-ориентированного воспитания и обучения дошкольников. Ведущий принцип таких технологий- учет личностных особенностей ребенка, индивидуальной логики его развития, учет детских интересов и предпочтений в содержании и видах деятельности в ходе воспитания и обучения.

Технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребенка –технологии, обеспечивающие психическое и социальное здоровье ребенка-дошкольника. Основная задача этих технологий- обеспечение эмоциональной комфортности и позитивного психологического самочувствия ребенка в процессе общения со сверстниками и взрослыми в детском саду и семье. К ним относятся: технологии психологического или психолого-педагогического сопровождения развития ребенка в педагогическом процессе ДОУ

Технологии здоровье сбережения и здоровье обогащения педагогов – технологии, направленные на развитие культуры здоровья педагогов, в том числе культуры профессионального здоровья, развитие потребности к здоровому образу жизни.

Технологии валеологического просвещения родителей – задача данных технологий-обеспечение валеологической образованности родителей воспитанников ДОУ.

infourok.ru

Программа «здоровьесберегающая деятельность школы»

Поиск оптимальных средств сохранения и укрепления здоровья учащихся, создание наиболее благоприятных условий для формирования у школьников отношения к здоровому образу жизни как к одному из главных путей в достижении успеха.

Любая образовательная деятельность не может считаться эффективной, если в процессе её осуществления происходит ухудшение здоровья субъектов этой деятельности. В настоящее время особенно остро стоит проблема сохранения и укрепления здоровья человека. Необходимость работы по подпрограмме «Здоровьесберегающая деятельность школы» обусловлена рядом причин, среди которых немаловажное значение имеет тот факт, что в последнее время отмечается снижение уровня здоровья детей и подростков, распространение вредных привычек. Анализ материалов многочисленных исследований состояния здоровья школьников свидетельствует, что в настоящее время могут считаться здоровыми только 10% выпускников школ.

Эксперты всемирной организации здравоохранения утверждают, что здоровье человека лишь на 10% зависит от качества медицинского обслуживания, на 20% от экологии, на 20% от генетических факторов и 50% от образа жизни.

«Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года» предусматривает создание в учебных заведениях условий для сохранения и укрепления здоровья обучающихся.

Подростки, чувствуя себя взрослыми, стремятся изменить отношение с ближайшим окружением, требуют признать себя взрослыми, не умея построить ответственные отношения, сохранить и укрепить своё психологическое и физическое здоровье.

Утрачивается духовно-нравственная сторона межличностных отношений. В газетах и на телеэкранах нередко можно увидеть откровенную пропаганду насилия. Подросток, будучи психологически незрелым, ещё не в состоянии критически осмыслить весь поток воспринимаемой им информации, дать сопротивление изощрённому психологическому давлению. Поэтому на сегодняшний день актуальной становится проблема духовного и физического здоровья молодёжи, здоровья общества.

Ухудшение социального положения семей в наших посёлках, высокий уровень безработицы приводит к тому, что увеличивается уровень необеспеченности детей полноценного питания. Зачастую многие дети получают достаточно полноценную пищу в школе, а не дома.

Анализируя результаты медицинского обследования учащихся школы, следует отметить, что происходит увеличение количества детей с нарушением осанки, хотя снижено количество учащихся с заболеваниями органов пищеварения, сердечно-сосудистых заболеваний.

Горячее питание детей во время пребывания в школе является одним из важных условий поддержания их здоровья и способности к эффективному обучению. Организация полноценного горячего питания (школьных завтраков и обедов) должна соответствовать современным научным принципам оптимального (здорового) питания и обеспечивать детей всеми необходимыми им пищевыми веществами. Организация питания школьников является важной составляющей Концепции государственной политики в области здорового питания населения РФ и принадлежит к числу приоритетных направлений деятельности органов здравоохранения, госсанэпидслужбы и органов образования.

Немаловажное значение приобретает профилактика общих заболеваний, простудных заболеваний. Необходимо формирование установки на творчество, эмоционально-психическое развитие, т.е. формирование основ здорового образа жизни. Именно это позволит сохранить духовную ценность личности и, несмотря на жизненные трудности и вопреки им, укрепить физическое и психическое здоровье, столь необходимое для создания здорового окружения и полноценной семьи. Движение за здорового человека, духовно зрелую личность может принести плоды, если оно будет массовым и реальным, если в него будут вовлечены не только взрослые, но и дети.

Мероприятия и основные направления деятельности по реализации.

План мероприятий здоровьесберегающей деятельности школы.

3.Методическая и опытно – экспериментальная работа:

4.Пропаганда здорового образа жизни и профилактика вредных привычек:

5.Функции различных категорий работников школы в контексте

реализации программы.

Прогнозируемый результат.

План реализации программы «Здоровьесберегающая деятельность школы».




Мероприятия

Дата

Ответственные

1.

Плановый медосмотр учащихся:

-индивидуальная оценка физического состояния.


Сентябрь, январь

Медицинский работник

2.

Плановая диспансеризация учащихся.

Октябрь

Врачи — специалисты ЦРБ

3.

Ознакомление педагогического коллектива с конечным результатом диспансеризации.

Ноябрь

Медицинский работник

4.

Выработка рекомендаций по здоровье-сбережению для классных руководителей, родителей.

В течение года

Заместитель директора по УВР, учитель физической культуры

5.

Мониторинг санитарно – гигиенического состояния учебного здания (температурный режим, вентиляция, освещение).

В течение года

Медицинский работник

6.

Контроль пищевого рациона, сбалансированности питания, витаминизации и питьевого режима.

Ежедневно

Директор, медицинский работник

7.

Контроль качества готовой пищи.

Ежедневно

Медицинский работник, дежурный учитель, повар

8.

Контроль ведения журналов установленного образца:

-журнал бракеража готовых блюд;

-журнал бракеража скоропортящихся продуктов;

-журнал «С» — витаминизации;

-журнал осмотра персонала на гнойничковые и острые респираторные заболевания;

-журнал учёта проведения мероприятий по контролю;

-журнал для замечаний представителей других контролирующих организаций и ведомств;

-личные медицинские книжки персонала пищеблока;

-товарно-транспортные накладные с указанием сортности, категории поступающего сырья, жирности молокопродуктов, датой конечного срока реализации, копиями ветсвидетельства на мясо, рыбу, птицу, яйцо.


Еженедельно

Директор, завхоз

9.

Производственный лабораторный контроль по основным гигиеническим показателям качества выпускаемой продукции.

Ежемесячно

Директор, завхоз

10

Контроль за соблюдением санитарно-гигиенических норм и правил в школьной столовой.

Еженедельно

Директор, завхоз

11.

Контроль за соблюдением правил личной гигиены работниками пищеблока.

Ежедневно

Медицинский работник ФАПа

12.

Инструктаж сотрудников школы и учащихся по правилам техники безопасности.

Каждую четверть

Медицинский работник

13.

Организация классных часов по правилам дорожного движения и профилактике травматизма.

В течение года

Классные руководители



Мероприятия

Срок

Класс

Ответственный

1.Исследование и комплексная оценка состояния образовательной среды и состояние здоровья учащихся. Медицинская диагностика, оздоровление.

1.

Углубленное медицинское обследование учащихся.

Сентябрь

1-11

Врачи — специалисты, классные руководители

2.

Оформление медицинских карт и листков здоровья в классных журналах.

Сентябрь

1-11

Медицинский работник , классные руководители

3.

Анализ посещаемости и пропусков занятий по болезни.

В течение года

1-11

Классные руководители

4.

Анализ случаев травматизма в школе.

В течение года

1-11

Медицинский работник, директор

5.

Оздоровление учащихся через санаторное лечение.

По согласованию с филиалом соц. страхования

1-11

Медицинский работник, директор

6.

Организация работы летнего оздоровительного лагеря в школе.

Июнь

1-6

Администрация

2.Мониторинг психофизического здоровья учащихся.

1.

Психологический мониторинг здоровья учащихся:

-тест на адаптацию в начальной и средней школе;

-тест на тревожность.


Сентябрь, январь

1, 3, 5

Психологи центра «Семья»

2.

Анкетирование родителей учащихся.

Сентябрь, март

1-11

Психологи центра «Семья»

3.

Составление социального паспорта школы.

Сентябрь

Классные руководители, заместитель директора по УВР

4.

Составление мониторинга представлений о ЗОЖ.

Ноябрь

1-11

Психологи центра «Семья»

5.

Определение психологического климата в классе.

Октябрь

7-11

Психологи центра «Семья»

6.

Изучение и анализ познавательной активности, эмоционального состояния, трудностей в обучении.

Ноябрь

1-11

Психологи центра «Семья»

3.Контроль за соблюдением санитарно – гигиенического режима в школе.

1.

Эстетическое оформление класса и школы.

В течение года

1-11

Завхоз, заведующие кабинетами

2.

Рациональное расписание уроков, не допускающее перегрузок (соблюдение требований СанПиНа).

В течение года

1-11

Заместитель директора по УВР

3.

Смотр кабинетов, их соответствие гигиеническим требованиям:

-проветривание;
-освещение;
-вентиляция;
-отопление;

-уборка.


1 раз в неделю
1 раз в неделю;

2 раза в неделю;

2 раза в неделю;

ежедневно

ежедневно


Все помещения

Завхоз, медицинский работник

4.

Контроль за качеством питания.

В течение года

Директор, завхоз

5.

Контроль за ведением соответствующей документацией.

В течение года

Директор, завхоз

6.

Контроль за соблюдением санитарно-гигиенических норм и правил в школьной столовой.

В течение года

Директор, завхоз

7.

Диагностика загруженности учащихся домашними заданиями.

В течение года

Заместитель директора по УВР

8.

Организация активного отдыха на переменах.

Постоянно

1-11

Классные руководители, учитель физической культуры

9.

Проведение физкультминуток на уроках, валеологических пауз.

Постоянно

1-11

Учителя – предметники

4.Медицинское обслуживание и профилактика заболеваний.

1.

Прививки детей согласно приказам МинЗдравСоцразвития.

В течение года

1-11

Медицинский работник

2.

Профилактическая работа во время эпидемий.

В течение года

1-11

Медицинский работник

3.

Профилактическая работа через беседы, уголки здоровья, сан.бюллетени, полезные советы.

В течение года

1-11

Медицинский работник

4.

Организация контроля за горячим питанием учащихся.

В течение года

Медицинский работник

5.

Контроль за соблюдением правил личной гигиены сотрудниками пищеблока.

В течение года

Медицинский работник

5.Физическое воспитание, организация активного двигательного досуга.

1.

Профилактика нарушений осанки на уроках.

В течение года

1-11

Учитель физической культуры, учителя – предметники

2.

Подвижные перемены с использованием возможностей спортивного зала, рекреаций.

В течение года

1-11

Учитель физической культуры, классные руководители

3.

3-й двигательный урок физкультуры.

Динамический час.


Еженедельно

2-4
1

Учитель физической культуры,

4.

Привлечение учащихся к занятиям в спортивных секциях.

В течение года

1-11

Учитель физической культуры,

5.

Организация индивидуального подхода и дифференциации заданий для детей, отнесённых к специальным и подготовительным группам по данным медиков.

В течение года

1-11

Учитель физической культуры,

6.

Организация школьных соревнований и участие школьников в районных, окружных, областных соревнованиях.

В течение года

1-11

Учитель физической культуры, классные руководители

7.

Организация дней здоровья, прогулок, поездок, экскурсий.

В течение года

1-11

Классные руководители

8.

Работа спортивных секций.

В течение года

1-11

Учитель физической культуры,

6.Профилактика травматизма.

1.

Занятия по правилам дорожного движения (выступления сотрудников ГИБДД, тематические классные часы, конкурс рисунков и плакатов).

В течение года

1-11

Классные руководители, педагог – организатор

2.

Тематические уроки по профилактике травматизма в рамках курса ОБЖ.

ОЖС
«Человек и здоровье»


По программе

8, 10-11

2-4
5-11

Учитель ОБЖ

Учителя начальных классов

Учитель биологии


3.

Инструктаж сотрудников школы и учащихся по правилам техники безопасности.

Сентябрь

1-11

Директор, классные руководители

4.

Статистика и анализ случаев травматизма в школе.

В течение года

1-11

Медицинский работник, директор

7.Пропаганда здорового образа жизни и профилактика вредных привычек.

1.

Тематические уроки по профилактике травматизма в рамках курса ОБЖ.

ОЖС
«Человек и здоровье»


По программе

8, 10-11

2-4
5-11

Учитель ОБЖ

Учителя начальных классов

Учитель биологии


2.

Тематические классные часы.

В течение года

1-11

Классные руководители

3.

Тематические родительские собрания.

В течение года

1-11

Классные руководители

4.

Встречи с врачами — специалистами (нарколог, психиатр, фтизиатр).

По плану

1-11

Заместитель директора по УВР

5.

Оздоровительная работа:

-дни здоровья;
-сотрудничество с центром «Семья»;

совместная работа с ресурсным центром округа по профориентации молодёжи;

-проведение месячника здоровья;

-внеклассные мероприятия по здоровому образу жизни.

Сентябрь, май

В течение года

В течение года
Ноябрь, апрель

В течение года

Классные руководители, заместитель директора по УВР

netnado.ru

Советы рукодельницам