Здоровьесберегающие технологии — приоритетное направление в деятельности образовательных учреждений.
Здоровьесберегающие технологии — приоритетное направление в деятельности образовательных учреждений.
В современных условиях возрастает социальная и педагогическая значимость сохранения здоровья ребенка. Исследования последних лет констатируют ухудшение здоровья населения России. Увеличивается смертность, падает рождаемость, обостряется проблема бедности, значительная часть населения страны находится в состоянии хронического дистресса. Указанные негативные тенденции остро отражаются на здоровье подрастающего поколения. По данным Д. И. Зелинской, в течение последнего десятилетия наблюдается деселерация, т.е. замедление темпов развития юных россиян. Количество здоровых детей и подростков едва достигает пятой доли от их общего числа; около трети детей, поступивших в школу, уже имеют хроническую патологию.
Подготовка ребенка к здоровому образу жизни на основе здоровьесберегающих технологий должна стать приоритетным направлением в деятельности каждого образовательного учреждения, особенно для детей дошкольного возраста. По данным Минздравминпрома и Госкомэпиднадзора России лишь 14% детей практически здоровы, 50% имеют функциональные отклонения, 35-40% имеют хронические заболевания. Количество детей, которые уже в начальных классах оказываются не в состоянии за отведенное время и в необходимом объеме усвоить программу, колеблется от 20% до 30% от общего числа учащихся.
Необходимо совершенствовать систему образования, активизировать детскую деятельность по здоровьесбережению, осуществлять индивидуально-дифференцированный подход в воспитании основ здорового образа жизни, обучении и развитии ребенка в условиях ДОУ и семьи.
Большое внимание необходимо уделять организации и педагогической поддержке формирования полезных привычек, установок на здоровый образ жизни, понимания самоценности здоровья и способах его сохранения.
Здоровьесберегающий педагогический процесс ДОУ
— процесс воспитания и обучения детей дошкольного возраста в режиме здоровьесбережения и здоровьеобогащения; процесс, направленный на обеспечение физического, психического и социального благополучия ребенка. Здоровьесбережение и здоровьеобогащение — важнейшие условия организации педагогического процесса в ДОУ.В более узком смысле слова — это специально организованное, развивающееся во времени и в рамках определенной образовательной системы взаимодействие детей и педагогов, направленное на достижение целей здоровьесбережения и здоровьеобогащения в ходе образования, воспитания и обучения.
Сущность педагогической технологии заключается в том, что она имеет выраженную этапность (пошаговость), включает в себя набор определенных профессиональных действий на каждом этапе, позволяя педагогу еще в процессе проектирования предвидеть промежуточные и итоговые результаты собственной профессионально-педагогической деятельности.
Любая педагогическая технология должна быть здоровьесберегающей!
Здоровьесберегающая технология — это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития. В концепции дошкольного образования предусмотрено не только сохранение, но и активное формирование здорового образа жизни и здоровья воспитанников.
Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании направлены на решение приоритетной задачи современного дошкольного образования – сохранение, поддержание и обогащение здоровья субъектов педагогического процесса в детском саду: детей, педагогов и родителей.
Цель здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании применительно к ребенку – обеспечение высокого уровня реального здоровья воспитанника детского сада и воспитание валеологической культуры, как совокупности осознанного отношения ребенка к здоровью и жизни человека, знаний о здоровье и умений оберегать, поддерживать и охранять его, валеологической компетентности, позволяющей дошкольнику самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения, задачи, связанные с оказанием элементарной медицинской, психологической самопомощи и помощи. Применительно к взрослым – содействие становлению культуры здоровья, в том числе культуры профессионального здоровья воспитателей ДОУ и валеологическому просвещению родителей.
В настоящее время использование здоровьесберегающих технологий в деятельности учителя – логопеда, также становятся перспективным средством коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения речи. Эти методы работы принадлежат к числу эффективных средств коррекции, все чаще применяемых в специальной педагогике и помогающих достижению максимально возможных успехов в преодолении не только речевых трудностей, но и общего оздоровления детей дошкольного возраста. На фоне комплексной логопедической помощи здоровьесберегающие технологии, не требуя особых усилий, оптимизируют процесс коррекции речи детей и способствуют оздоровлению всего организма ребенка. Эффект их применения зависит от профессиональной компетенции педагога, умения использовать новые возможности, включать действенные методы в систему коррекционно-развивающего процесса, создавая психофизиологический комфорт детям во время занятий, предусматривающий «ситуацию уверенности» их в своих силах. Кроме того, альтернативные методы и приемы помогают организовывать занятия интереснее и разнообразнее.
infourok.ru
Основные направления здоровьесберегающей деятельности в дошкольном возрасте в условиях детского дома-школы
Решаются основные направления здоровьесберегающей деятельности педагогов.
Основные направления здоровьесберегающей деятельности в дошкольном возрасте в условиях детского дома-школы
Рябова Е.М., Пидякова Н.И.
МКОУ «Детский дом-школа №95» «Дом детства»
Процессы, связанные с развитием маленьких детей, в последнее время вызывают огромный интерес во всем мире. ВОЗ подчеркивает, что «проблема сохранения жизни и здоровья детей является важнейшей стратегической задачей сохранения жизни и здоровья населения в целом; инвестиции в здоровье детей на ранних этапах развития предполагают получение большой отдачи на следующих этапах их жизни и полезны для всего населения». Актуальность проблемы сохранения и укрепления здоровья детей дошкольного возраста как утверждает ряд авторов обусловлена еще и тем, что это период постепенной подготовки ребенка к систематическому обучению, к восприятию учебных нагрузок в школе. Ни кто не станет отрицать, что от состояния здоровья во многом зависит успешность обучения, работоспособность и адаптация ребенка к школьным нагрузкам [1].
Создание условий для укрепления и сохранения здоровья детей является главной задачей, стоящей перед педагогами нашего образовательного учреждения. Эта задача может быть успешно решена только в условиях здоровьесберегающей деятельности, целью которой является последовательное формирование уже в дошкольном возрасте здоровьесберегающего образовательного пространства с обязательным использованием всеми сотрудниками элементов здоровьесберегающих технологий [2].
К основным направлениям здоровьесберегающей деятельности педагогов относятся:
1. Обеспечение психологической безопасности детей;
2. Формирование представлений у дошкольников о своем теле, организме;
3. Создание гигиенических условий жизнедеятельности детей и организации санитарно-эпидемиологического режима;
4. Организация лечебно-профилактической работы с детьми и сотрудниками;
5. Понимание педагогами необходимости и роли двигательной активности в жизни детей.
В детский дом приходят дети, которые воспитывались в неблагополучных семьях, как правило, с невнимательным отношением к своему здоровью. У них изначально сформирован негативный образ жизни (девиантное поведение, поведение которое не соответствует общепринятым или официально установленным социальным нормам - курение, ранний алкоголизм, токсикомания, бродяжничество и т.д.). Неблагополучные социальные условия наряду с плохой наследственностью вызывают задержку физического развития, депривационные состояния, психоэмоциональную неустойчивость, хронические заболевания. Именно поэтому, здоровьесберегающая деятельность рассматривается педагогами как средство эффективного формирования, укрепления и сохранения здоровья дошкольников. Перед педагогами стоят задачи: воспитывать интерес к собственному оздоровлению, развивать навыки ведения здорового образа жизни, укрепления своего здоровья. Период дошкольного возраста является благоприятным периодом для выработки правильных привычек, которые в сочетании с обучением дошкольников методом совершенствования и сохранения здоровья приведут к положительным результатам. Педагогический коллектив дошкольного отделения чётко определил пути своего развития в данном направлении. В настоящее время в детском доме-школе прослеживается модель системы работы по сохранению и укреплению здоровья детей, разработанная нашим педагогическим коллективом, содержащая пять блоков (работа воспитателей, учителя-логопеда, музыкального работника, физкультурного работника, педагога-психолога) [3].
Реализация данной модели обеспечивается:
а) направленностью воспитательно-образовательного процесса на физическое развитие дошкольников и их валеологическое образование;
б) комплексом оздоровительных мероприятий в режиме дня в зависимости от времени года.
Работа по укреплению физического и психического здоровья осуществляется комплексно: инструктор по физической культуре совместно с воспитателем и старшей медицинской сестрой анализируют состояние здоровья детей, решают вопросы физического воспитания детей, педагог-психолог занимается коррекцией психического здоровья детей. Для создания целостной системы здоровьесбережения детей в дошкольном образовательном учреждении очень важным является организация двигательной, развивающей среды. В детском доме-школе оборудованы физкультурный и тренажёрный залы, оснащенный необходимым традиционным и нестандартным оборудованием. В каждой группе имеются физкультурные уголки с учетом возрастных особенностей детей, где мелкое физкультурное оборудование доступно для детей большую часть дня, музыкальный зал. На участке детского дома оборудована спортивная и игровые площадки, городки, где дети имеют возможность развития двигательных навыков в любое время года. В группе дошкольного отделения детского дома-школы имеются сенсорная комната и комната развития, где созданы необходимые условия для повышения двигательной активности детей, а также для их расслабления и отдыха. Таким образом, можно сказать, оздоровительная среда нашего детского дома-школы является естественной комфортабельной обстановкой, рационально организованной и насыщено разнообразным оборудованием и материалами [4].
Задачи физического воспитания решаются в разных формах работы:
— диагностика физического развития;
— система профилактических, оздоровительных мероприятий;
— физкультурные занятия;
— утренняя гимнастика;
— игры на свежем воздухе;
— закаливающие мероприятия;
— спортивные праздники и развлечения, досуги;
— детский фитнес.
Вся физкультурно-оздоровительная работа в детском доме-школе строится с учётом структуры усовершенствованного двигательного режима для детей каждого возраста. Организованной формой в этом двигательном режиме являются физкультурные занятия. При проведении занятий инструктор по физкультуре использует как традиционные, так и нетрадиционные формы: сюжетные, игровые, игры-эстафеты и т. д. Главное — чередовать активную деятельность с упражнениями на дыхание, релаксацией.
Одной из форм интересной физкультурно-оздоровительной работы является внедрение занятий детского фитнеса.
Основная идея внедрения детского фитнеса в дошкольном отделении детского дома-школы заключается в создании дополнительных, кружковых занятий по физическому воспитанию, с целью углубленного формирования у детей базы разнообразных движений; двигательной культуры; жизненно необходимых жестов; умения создавать двигательные образы; выразительности движений; двигательного воображения, фантазии и вместе с тем развивать двигательные качества; формировать у дошкольников представления о ценности здоровья, мотивацию дошкольников к здоровому образу жизни, способствовать приобретению навыков безопасности жизнедеятельности и здорового образа жизни.
При выборе направления фитнеса в программе «Детский фитнес» инициативная группа нашего отделения, с учетом пожеланий детей и воспитателей, выбрала кружковые занятия по фитбол-аэробике и «гибкой силе».
Сбор информации и наблюдения за каждым воспитанником помогают установить динамику его психических, физических и эмоциональных качеств.
Цель каждого педагога, работающего с детьми, оставшиеся без попечения родителей заключается не только в том, чтобы дать качественные знания детям, но и в том, чтобы сформировать сознательную установку на здоровый образ жизни, научить их с малых лет жить в гармонии с собой и окружающим миром.
Значимость педагога в привитии здорового образа жизни детям раскрыл В. А. Сухомлинский: «Забота о здоровье детей-это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы». Всё вышесказанное особенно актуально для воспитанников детского дома-школы.
Литература
1. Алямовская, В.Г. Новые подходы к планированию образовательной работы в детском саду [Текст] / В.Г. Алямовская.- М.: Управление ДОУ, №3, 2002 г. 2. Сократов, Н.В. Современные технологии сохранения и укрепления здоровья детей [Текст]/ Н.В. Сократов. — М.: ТЦ Сфера, 2005 г. 3. Малярчук, Н.Н., Вешкурцева, Е.В. Направления здоровьеразвивающей деятельности в дошкольном учреждении [Текст]/ Н.Н. Малярчук, Е.В. Вешкурцева. // Медработник. — 2012. — № 7. — С. 27.
4. Чимаров, В.М. О воспитании культуры здоровья субъектов образовательного процесса дошкольных учреждений [Текст] / В. М. Чимаров. // Тюменская область сегодня. — 2012. — № 49. — С. 6.
pedsovet.org
Школа №24 г.Новошахтинск — Основные направления здоровьесберегающей деятельности
Здоровье есть высочайшее богатство человека.
Гиппократ
Отличительной особенностью Федеральных государственных образовательных стандартов является программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни, представляющая собой комплексную программу формирования знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического, психологического и социального здоровья обучающихся, как одной из ценностных составляющих, способствующих познавательному и эмоциональному развитию ребенка.
Здоровьесберегающие основы образовательного процесса в школе.
Многочисленные физиолого-гигиенические и психофизиологические исследования убедили педагогов и руководителей системы образования в том, что необходимо принимать специальные меры по сохранению и укреплению здоровья школьников. Эти положения вошли в последнее время в важнейшие государственные документы, определяющие стратегию развития образования. В частности, «Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года» предусматривает создание условий для повышения качества общего образования и в этих целях, наряду с другими мероприятиями, предполагает проведение оптимизации учебной, психологической и физической нагрузки учащихся и создание в образовательных учреждениях условий для сохранения и укрепления здоровья обучающихся, в том числе за счет:
— реальной разгрузки содержания общего образования;
— использования эффективных методов обучения;
— повышения удельного веса и качества занятий физической культурой;
— организации мониторинга состояния здоровья детей и молодежи;
— улучшения организации питания обучающихся в образовательных учреждениях;
— рационализации досуговой деятельности, каникулярного времени и летнего отдыха детей и молодежи.
mousoch24.ucoz.ru
Формы организации здоровьесберегающей работы
Формы организации здоровьесберегающей работы
Современные здоровьесберегающие технологии используемые в системе дошкольного образования отражают две линии оздоровительно-развивающей работы:
приобщение детей к физической культуре
использование развивающих форм оздоровительной работы.
Акцент смещается от простого лечения и профилактики болезней на укрепление здоровья как самостоятельно культивируемой ценности, необходим комплекс эффективных лечебно-профилактических мер, система надежных средств коррекции психофизического развития на протяжении всего дошкольного детства.
Стремление к комплексности понятно и оправдано, т.к. здоровый ребенок рассматривается в качестве целостного телесно-духовного организма, требующего индивидуально-дифференцированного подхода. Результат должен заключаться в том, что эффект одной оздоровительной меры закрепляется в виде устойчивого, константно-целостного психосоматического состояния, которое дает начало воспроизведения в режиме саморазвития.
С точки зрения современных подходов к педагогике, совместная творческая деятельность детей и педагога, является внутренним основанием единства телесного и духовного в жизни ребенка.
Принципы, лежащие в формировании единства:
принцип развития творческого воображения – внутреннее условие оздоровительной работы, здесь ребенок условно предстает объектом тех или иных педагогических и медицинских воздействий. И, как показала статистика, благодаря включению ребенком воображения, можно добиться существенных результатов в профилактике и лечении ряда заболеваний: ОРЗ, диатеза, ануреза, отдельных нарушений сердечнососудистой системы и ЖКТ;
принцип формирования осмысленной моторики – движение может стать произвольным и управляемым только тогда, когда оно будет осмысленным и ощущаемым. Ребенку предстоит научиться слушать, понимать, уважать и любить свое тело;
принцип создания и закрепления целостного позитивного психосоматического состояния при различных видах деятельности, который реализуется благодаря многофункциональным развивающим формам здоровьесберегающей работы;
принцип формирования у детей способности к сопереживанию и содействию.
Формы организации здоровьесберегающей работы:
физкультурные занятия
самостоятельная деятельность детей
подвижные игры
утренняя гимнастика (традиционная, дыхательная, звуковая)
двигательно-оздоровительные физкультминутки
физические упражнения после дневного сна
физические упражнения в сочетании с закаливающими процедурами
физкультурные прогулки (в парк, на стадион)
физкультурные досуги
спортивные праздники
оздоровительные процедуры в водной среде.
Существующие здоровьесберегающие образовательные технологии можно выделить в три подгруппы:
Организационно-педагогические технологии, определяющие структуру воспитательно-образовательного процесса, способствующие предотвращению состояния переутомления, гиподинамии и других дезадаптационных состояний;
Психолого-педагогические технологии, связанные с непосредственной работой педагога с детьми;
Учебно-воспитательные технологии, которые включают программы по обучению заботе о своем здоровье и формированию культуры здоровья.
Здоровьсберегаюшие технологии,
технологии сохранения и стимулирования здоровья:
Стретчинг – не раньше чем через 30 мин. после приема пищи, 2 раза в неделю по 30 мин. со среднего возраста в физкультурном или музыкальном залах, либо в групповой комнате, в хорошо проветренном помещении специальные упражнения под музыку. Рекомендуется детям с вялой осанкой и плоскостопием.
Динамические паузы – во время занятий, 2-5 мин., по мере утомляемости детей. Рекомендуется для всех детей в качестве профилактики утомления. Могут включать в себя элементы гимнастики для глаз, дыхательной гимнастики и других в зависимости от вида занятия.
Подвижные и спортивные игры – как часть физкультурного занятия, на прогулке, в групповой комнате — малой, средней и высокой степени подвижности Ежедневно для всех возрастных групп. Игры подбираются в соответствии с возрастом ребенка, местом и временем ее проведения. В детском саду мы используем лишь элементы спортивных игр.
Релаксация – в любом подходящем помещении, в зависимости от состояния детей и целей, педагог определяет интенсивность технологии. Для всех возрастных групп. Можно использовать спокойную классическую музыку (Чайковский, Рахманинов), звуки природы. В нашем детском саду создан специальный релаксационный кабинет.
Гимнастика пальчиковая – с младшего возраста индивидуально либо с подгруппой ежедневно. Рекомендуется всем детям, особенно с речевыми проблемами. Проводится в любой удобный отрезок времени (в любое удобное время).
Гимнастика для глаз – ежедневно по 3-5 мин. в любое свободное время в зависимости от интенсивности зрительной нагрузки с младшего возраста. Рекомендуется использовать наглядный материал, показ педагога.
Гимнастика дыхательная – в различных формах физкультурно-оздоровительной работы. Обеспечить проветривание помещения, педагогу дать детям инструкции об обязательной гигиене полости носа перед проведением процедуры.
Динамическая гимнастика – ежедневно после дневного сна, 5-10 мин.
Гимнастика корригирующая – в различных формах физкультурно-оздоровительной работы. Форма проведения зависит от поставленной задачи и контингента детей.
Гимнастика ортопедическая – в различных формах физкультурно-оздоровительной работы. Рекомендуется детям с плоскостопием и в качестве профилактики болезней опорного свода стопы
Технологии обучения здоровому образу жизни
Физкультурное занятие – 2-3 раза в неделю в спортивном или музыкальном залах. Ранний возраст — в групповой комнате, 10 мин. Младший возраст – 15-20 мин., средний возраст – 20-25 мин., старший возраст – 25-30 мин. Перед занятием необходимо хорошо проветрить помещение.
Проблемно-игровые (игротреннинги и игротералия) – в свободное время, можно во второй половине дня. Время строго не фиксировано, в зависимости от задач, поставленных педагогом. Занятие может быть организовано не заметно для ребенка, посредством включения педагога в процесс игровой деятельности.
Коммуникативные игры – 1-2 раза в неделю по 30 мин. со старшего возраста. Занятия строятся по определенной схеме и состоят из нескольких частей. В них входят беседы, этюды и игры разной степени подвижности, занятия рисованием, лепкой и др.
Занятия из серии «Здоровье» —1 раз в неделю по 30 мин. со старшего возраста. Могут быть включены в сетку занятий в качестве познавательного развития.
В утренние часы проведение точечного самомассажа. Проводится в преддверии эпидемий, в осенний и весенний периоды в любое время дня. Проводится строго по специальной методике. Рекомендуется детям с частыми простудными заболеваниями и болезнями органов дыхания. Используется наглядный материал (специальные модули).
Коррекционные технологии
Технологии музыкального воздействия – в различных формах физкультурно-оздоровительной работы; либо отдельные занятия 2-4 раза в месяц в зависимости от поставленных целей. Используются в качестве вспомогательного средства как часть других технологий; для снятия напряжения, повышения эмоционального настроя и пр.
Сказкотерапия – 2-4 занятия в месяц по 30 мин. со старшего возраста. Занятия используют для психологической терапевтической и развивающей работы. Сказку может рассказывать взрослый, либо это может быть групповое рассказывание, где рассказчиком является не один человек, группа детей, а остальные дети повторяют за рассказчиками необходимые движения.
Технологии воздействия цветом – как специальное занятие 2-4 раза в месяц в зависимости от поставленных задач. Правильно подобранные цвета интерьера в нашей группе снимают напряжение и повышают эмоциональный настрой ребенка.
Используемые в комплексе здоровьесберегающие технологии в итоге формируют у ребенка стойкую мотивацию на здоровый образ жизни.
Закаливание, важное звено в системе физического воспитания детей. Оно обеспечивает тренировку защитных сил организма, повышение его устойчивости к воздействию постоянно изменяющихся условий внешней среды. Закаливание дает оздоровительный эффект только при условии его грамотного осуществления и обязательного соблюдения следующих принципов:
закаливающие мероприятия гармонично вписываются во все режимные моменты;
проводятся систематически на фоне оптимального теплового состояния детей, на фоне их положительного эмоционального настроя;
проводятся с учетом индивидуальных, возрастных особенностей детей, состояния здоровья, уровня закаленности;
сила воздействия и длительность закаливающих процедур увеличивается постепенно.
Любая закаливающая процедура дает положительный результат только в комплексе закаливающих мероприятий, проводимых в повседневной жизни ДОУ. Необходимо составить программу закаливания по каждой группе с учетом возраста, группы здоровья детей, разработать схему индивидуальных программ заливания на год, где отражается перечень закаливающих мероприятий, проводимых в течение дня. Программа согласовывается с врачом дошкольного учреждения и утверждается заведующим ДОУ.
Из всего богатого выбора существующих форм закаливания можно выделить наиболее доступные:
нахождение детей в групповой комнате в облегченной одежде в течение дня;
проведение утренней гимнастики на свежем воздухе в течение года;
прогулки на свежем воздухе. При правильной организации прогулка является одним из важных моментов закаливания. Летом, когда температура воздуха достигает в тени 18 -20 градусов, вся жизнь детей переносится на участок. В холодное время года длительность пребывания детей на воздухе 3.5-4 часа в любую погоду в одежде, не стесняющей активную деятельность ребенка;
Солевое закаливание с младшего возраста (после динамической гимнастики на дорожки выкладываются мокрые одеяла и дети проходят притопывая по дорожке. В яслях проходят по 3 круга, в младшей группе — 3-4 круга, в средней 4-5 кругов. Первые 5-6 закаливаний воспитатель проходит вместе с детьми по дорожке, показывая каким шагом идти).
В среднем возрасте дополнительно включается применение воздушного душирования – это эффективный способ выработки устойчивости к сквознякам (разработал врач В.Л.Лебедь). В процессе душирования происходит повышение работоспособности всех систем, обеспечивающих терморегуляцию. Благодаря воздушным процедурам ребенок становится более уравновешенным, спокойным, незаметно исчезает повышенная возбудимость, улучшается сон.
В старшем возрасте использование горячего обтирания проводимое при температуре воздуха в помещении не ниже 23 градусов мягкой варежкой, смоченной водой определенной температуры.
При карантинном режиме применение полоскания горла: водой комнатной температуры 3 раза в день температура воды снижается постепенно с 36 градусов до 27.
В подготовительной группе введение «рижского метода» — топтание на гальке в солевом растворе.
В повседневной работе использование начиная с младшей группы схемы индивидуальных программ закаливания, в которых чётко расписывается в какую закаливающую процедуру должны проводить в определённый отрезок времени (утром, днём, вечером).
Использование специальных форм здоровьесберегающих технологий с применением развивающей программы оздоровления, приводит не только к сохранению, но и к развитию здоровья воспитанников.
Только здоровый ребенок с удовольствием включается во все виды деятельности, он жизнерадостен, оптимистичен, открыт в общении со сверстниками и педагогами. Это залог успешного развития всех сфер личности, всех ее свойств и качеств.
Словарь терминов по здоровьесберегающим технологиям
(по Деркунской В А.)
Технология – это инструмент профессиональной деятельности педагога, соответственно характеризующаяся качественным прилагательным-педагогическим.
Сущность педагогической технологии заключается в том, что она имеет выраженную этапность (пошаговость), включает в себя набор определенных профессиональных действий на каждом этапе, позволяя педагогу еще в процессе проектирования предвидеть промежуточные и итоговые результаты собственной профессионально-педагогической деятельности.
Педагогическую технологию отличают:
конкретность и четкость цели и задач;
наличие этапов: первичной диагностики;
отбора содержания, форм, способов и приемов его реализации;
использования совокупности средств в определенной логике с организацией промежуточной диагностики для достижения обозначенной цели;
итоговой диагностики достижения цели,
критериальной оценки результатов.
Важнейшей характеристикой педагогической технологии является ее воспроизводимость.
Здоровьесберегающие образовательные технологии (ЗОТ):
1) системно организованная совокупность программ, приемов, методов организации образовательного процесса, не наносящего ущерба здоровью его участников;
2) качественная характеристика педагогических технологий по критерию их воздействия на здоровье учащихся и педагогов;
3) технологическая основа здоровьесберегающей педагогики.
Здороеьесберегающие технологии в дошкольном образовании- технологии, направленные на решение приоритетной задачи современного дошкольного образования-задачи сохранения, поддержания и обогащения здоровья субъектов педагогического процесса в детском саду: детей, педагогов и родителей.
Цель здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании
Применительно к ребенку – обеспечение высокого уровня реального здоровья воспитаннику детского сада и воспитание валеологической культуры как совокупности осознанного отношения ребенка к здоровью и жизни человека, знаний о здоровье и умений оберегать, поддерживать и сохранять его, валелогической компетентности, позволяющей дошкольнику самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения, задачи, связанные с оказанием элементарной медицинской, психологической самопомощи и помощи.
Применительно к взрослым – содействие становлению культуры здоровья, в том числе культуры профессионального здоровья воспитателей ДОУ и валеологическому просвещению родителей
Виды здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании
медико-профилактические;
физкультурно-оздоровительные;
технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребенка;
здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов дошкольного образования;
валеологического просвещения родителей; здоровьесберегающие образовательные технологии в детском саду.
Медико-профилактические технологии в дошкольном образовании – технологии, обеспечивающие сохранение и преумножение здоровья детей под руководством медицинского персонала ДОУ в соответствии с медицинскими требованиями и нормами, с использованием медицинских средств. К ним относятся следующие технологии: организация мониторинга здоровья дошкольников и разработка рекомендаций по оптимизации детского здоровья; организация и контроль питания детей раннего и дошкольного возраста, физического развития дошкольников, закаливания; организация профилактических мероприятий в детском саду; организация контроля и помощь в обеспечении требований СанПиНов; организация здоровье сберегающей среды в ДОУ.
Физкультурно-оздоровительные технологии в дошкольном образовании – технологии, направленные на физическое развитие и укрепление здоровья дошкольников: развитие физических качеств, двигательной активности и становление физической культуры дошкольников, закаливание, дыхательная гимнастика, массаж и самомассаж, профилактика плоскостопия и формирование правильной осанки, воспитание привычки к повседневной физической активности и заботе о здоровье и др.
Реализация этих технологий, как правило, осуществляется специалистами по физическому воспитанию и воспитателями ДОУ в условиях специально организованных форм оздоровительной работы.
Здоровье сберегающие образовательные технологии в детском саду – технологии воспитания валеологической культуры или культуры здоровья дошкольников. Цель- становление осознанного отношения ребенка к здоровью и жизни человека, накопление знаний о здоровье и развитие умений оберегать, поддерживать и сохранять его, обретение валеологической компетентности, позволяющей дошкольнику самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения. Это технология личностно-ориентированного воспитания и обучения дошкольников. Ведущий принцип таких технологий- учет личностных особенностей ребенка, индивидуальной логики его развития, учет детских интересов и предпочтений в содержании и видах деятельности в ходе воспитания и обучения.
Технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребенка –технологии, обеспечивающие психическое и социальное здоровье ребенка-дошкольника. Основная задача этих технологий- обеспечение эмоциональной комфортности и позитивного психологического самочувствия ребенка в процессе общения со сверстниками и взрослыми в детском саду и семье. К ним относятся: технологии психологического или психолого-педагогического сопровождения развития ребенка в педагогическом процессе ДОУ
Технологии здоровье сбережения и здоровье обогащения педагогов – технологии, направленные на развитие культуры здоровья педагогов, в том числе культуры профессионального здоровья, развитие потребности к здоровому образу жизни.
Технологии валеологического просвещения родителей – задача данных технологий-обеспечение валеологической образованности родителей воспитанников ДОУ.
infourok.ru
№ | Мероприятия | Дата | Ответственные | |
1. | Плановый медосмотр учащихся: -индивидуальная оценка физического состояния. | Сентябрь, январь | Медицинский работник | |
2. | Плановая диспансеризация учащихся. | Октябрь | Врачи — специалисты ЦРБ | |
3. | Ознакомление педагогического коллектива с конечным результатом диспансеризации. | Ноябрь | Медицинский работник | |
4. | Выработка рекомендаций по здоровье-сбережению для классных руководителей, родителей. | В течение года | Заместитель директора по УВР, учитель физической культуры | |
5. | Мониторинг санитарно – гигиенического состояния учебного здания (температурный режим, вентиляция, освещение). | В течение года | Медицинский работник | |
6. | Контроль пищевого рациона, сбалансированности питания, витаминизации и питьевого режима. | Ежедневно | Директор, медицинский работник | |
7. | Контроль качества готовой пищи. | Ежедневно | Медицинский работник, дежурный учитель, повар | |
8. | Контроль ведения журналов установленного образца: -журнал бракеража готовых блюд; -журнал бракеража скоропортящихся продуктов; -журнал «С» — витаминизации; -журнал осмотра персонала на гнойничковые и острые респираторные заболевания; -журнал учёта проведения мероприятий по контролю; -журнал для замечаний представителей других контролирующих организаций и ведомств; -личные медицинские книжки персонала пищеблока; -товарно-транспортные накладные с указанием сортности, категории поступающего сырья, жирности молокопродуктов, датой конечного срока реализации, копиями ветсвидетельства на мясо, рыбу, птицу, яйцо. | Еженедельно | Директор, завхоз | |
9. | Производственный лабораторный контроль по основным гигиеническим показателям качества выпускаемой продукции. | Ежемесячно | Директор, завхоз | |
10 | Контроль за соблюдением санитарно-гигиенических норм и правил в школьной столовой. | Еженедельно | Директор, завхоз | |
11. | Контроль за соблюдением правил личной гигиены работниками пищеблока. | Ежедневно | Медицинский работник ФАПа | |
12. | Инструктаж сотрудников школы и учащихся по правилам техники безопасности. | Каждую четверть | Медицинский работник | |
13. | Организация классных часов по правилам дорожного движения и профилактике травматизма. | В течение года | Классные руководители | |
№ | Мероприятия | Срок | Класс | Ответственный |
1.Исследование и комплексная оценка состояния образовательной среды и состояние здоровья учащихся. Медицинская диагностика, оздоровление. | ||||
1. | Углубленное медицинское обследование учащихся. | Сентябрь | 1-11 | Врачи — специалисты, классные руководители |
2. | Оформление медицинских карт и листков здоровья в классных журналах. | Сентябрь | 1-11 | Медицинский работник , классные руководители |
3. | Анализ посещаемости и пропусков занятий по болезни. | В течение года | 1-11 | Классные руководители |
4. | Анализ случаев травматизма в школе. | В течение года | 1-11 | Медицинский работник, директор |
5. | Оздоровление учащихся через санаторное лечение. | По согласованию с филиалом соц. страхования | 1-11 | Медицинский работник, директор |
6. | Организация работы летнего оздоровительного лагеря в школе. | Июнь | 1-6 | Администрация |
2.Мониторинг психофизического здоровья учащихся. | ||||
1. | Психологический мониторинг здоровья учащихся: -тест на адаптацию в начальной и средней школе; -тест на тревожность. | Сентябрь, январь | 1, 3, 5 | Психологи центра «Семья» |
2. | Анкетирование родителей учащихся. | Сентябрь, март | 1-11 | Психологи центра «Семья» |
3. | Составление социального паспорта школы. | Сентябрь | Классные руководители, заместитель директора по УВР | |
4. | Составление мониторинга представлений о ЗОЖ. | Ноябрь | 1-11 | Психологи центра «Семья» |
5. | Определение психологического климата в классе. | Октябрь | 7-11 | Психологи центра «Семья» |
6. | Изучение и анализ познавательной активности, эмоционального состояния, трудностей в обучении. | Ноябрь | 1-11 | Психологи центра «Семья» |
3.Контроль за соблюдением санитарно – гигиенического режима в школе. | ||||
1. | Эстетическое оформление класса и школы. | В течение года | 1-11 | Завхоз, заведующие кабинетами |
2. | Рациональное расписание уроков, не допускающее перегрузок (соблюдение требований СанПиНа). | В течение года | 1-11 | Заместитель директора по УВР |
3. | Смотр кабинетов, их соответствие гигиеническим требованиям: -проветривание; -уборка. | 1 раз в неделю 1 раз в неделю; 2 раза в неделю; 2 раза в неделю; ежедневно ежедневно | Все помещения | Завхоз, медицинский работник |
4. | Контроль за качеством питания. | В течение года | Директор, завхоз | |
5. | Контроль за ведением соответствующей документацией. | В течение года | Директор, завхоз | |
6. | Контроль за соблюдением санитарно-гигиенических норм и правил в школьной столовой. | В течение года | Директор, завхоз | |
7. | Диагностика загруженности учащихся домашними заданиями. | В течение года | Заместитель директора по УВР | |
8. | Организация активного отдыха на переменах. | Постоянно | 1-11 | Классные руководители, учитель физической культуры |
9. | Проведение физкультминуток на уроках, валеологических пауз. | Постоянно | 1-11 | Учителя – предметники |
4.Медицинское обслуживание и профилактика заболеваний. | ||||
1. | Прививки детей согласно приказам МинЗдравСоцразвития. | В течение года | 1-11 | Медицинский работник |
2. | Профилактическая работа во время эпидемий. | В течение года | 1-11 | Медицинский работник |
3. | Профилактическая работа через беседы, уголки здоровья, сан.бюллетени, полезные советы. | В течение года | 1-11 | Медицинский работник |
4. | Организация контроля за горячим питанием учащихся. | В течение года | Медицинский работник | |
5. | Контроль за соблюдением правил личной гигиены сотрудниками пищеблока. | В течение года | Медицинский работник | |
5.Физическое воспитание, организация активного двигательного досуга. | ||||
1. | Профилактика нарушений осанки на уроках. | В течение года | 1-11 | Учитель физической культуры, учителя – предметники |
2. | Подвижные перемены с использованием возможностей спортивного зала, рекреаций. | В течение года | 1-11 | Учитель физической культуры, классные руководители |
3. | 3-й двигательный урок физкультуры. Динамический час. | Еженедельно | 2-4 1 | Учитель физической культуры, |
4. | Привлечение учащихся к занятиям в спортивных секциях. | В течение года | 1-11 | Учитель физической культуры, |
5. | Организация индивидуального подхода и дифференциации заданий для детей, отнесённых к специальным и подготовительным группам по данным медиков. | В течение года | 1-11 | Учитель физической культуры, |
6. | Организация школьных соревнований и участие школьников в районных, окружных, областных соревнованиях. | В течение года | 1-11 | Учитель физической культуры, классные руководители |
7. | Организация дней здоровья, прогулок, поездок, экскурсий. | В течение года | 1-11 | Классные руководители |
8. | Работа спортивных секций. | В течение года | 1-11 | Учитель физической культуры, |
6.Профилактика травматизма. | ||||
1. | Занятия по правилам дорожного движения (выступления сотрудников ГИБДД, тематические классные часы, конкурс рисунков и плакатов). | В течение года | 1-11 | Классные руководители, педагог – организатор |
2. | Тематические уроки по профилактике травматизма в рамках курса ОБЖ. ОЖС | По программе | 8, 10-11 2-4 | Учитель ОБЖ Учителя начальных классов Учитель биологии |
3. | Инструктаж сотрудников школы и учащихся по правилам техники безопасности. | Сентябрь | 1-11 | Директор, классные руководители |
4. | Статистика и анализ случаев травматизма в школе. | В течение года | 1-11 | Медицинский работник, директор |
7.Пропаганда здорового образа жизни и профилактика вредных привычек. | ||||
1. | Тематические уроки по профилактике травматизма в рамках курса ОБЖ. ОЖС | По программе | 8, 10-11 2-4 | Учитель ОБЖ Учителя начальных классов Учитель биологии |
2. | Тематические классные часы. | В течение года | 1-11 | Классные руководители |
3. | Тематические родительские собрания. | В течение года | 1-11 | Классные руководители |
4. | Встречи с врачами — специалистами (нарколог, психиатр, фтизиатр). | По плану | 1-11 | Заместитель директора по УВР |
5. | Оздоровительная работа: -дни здоровья; совместная работа с ресурсным центром округа по профориентации молодёжи; -проведение месячника здоровья; -внеклассные мероприятия по здоровому образу жизни. | Сентябрь, май В течение года В течение года В течение года | Классные руководители, заместитель директора по УВР |
netnado.ru