25. Взаимодействие олигофренопедагога с родителями. Основные направления в работе специалистов с семьей.

Содержание

по Лауткиной С.В.

Сотрудничество специального образовательного учреждения, семьи и общественных организаций способно принести самые полноценные плоды в сфере социализации личности, развитии интеллекта и чувства полноценности ребенка с проблемами в развитии. В данном случае необыкновенно важной представляется работа психолога, которая в первую очередь должна быть направлена на гуманизацию педагогического процесса, формирование культуры общения и эмпатического («чувствование») понимания в системах «ребенок – педагог», «ребенок – ребенок», «ребенок – родители», «ребенок – социум». Также необходимо педагогическое сотрудничество учителя с родителями. Психолог и педагоги должны помочь им понять содержание педагогической работы, увидеть в ней свои функции.

Речь идет о приучении ребенка к твердому распорядку дня, выполнению правил поведения и выполнению трудовых поручений.Также важно поощрение дружбы ребенка со сверстниками (если она возможна по медицинским показаниям). Родители должны быть ориентированы на гуманное отношение к ребенку, на приложение максимальных усилий в деле социальной адаптации ребенка. Основными путями взаимодействия образовательного учреждения, семьи и общественных организаций являются:

  1. совместная работа по повышению уровня педагогической культуры родителей, научно-методического уровня педагогов по рассматриваемой проблеме;

  2. совместное программирование содержания воспитательной и образовательной работы;

  3. совместная практическая деятельность по реализации намеченной программы;

  4. совместный анализ ее результатов с последующим учетом в дальнейших программах.

Цель такого взаимодействия

– перестройка семейного воспитания и образовательной работы в отношении детей с особенностями в развитии. Успешному решению задач подобной работы способствуют как общие методы (создание благоприятного психологического микроклимата в семье, специальном образовательном учреждении, устранение эмоционально-психологических перегрузок ребенка), так и специальные:

  • организация успеха ребенка в ролевой игре;

  • учение, руководство его поведением путем опоры на положительные качества;

  • формирование его взаимоотношений со сверстниками через привитие навыков жизни и деятельности в коллективе;

  • преодоление недостатков, пробелов, дисгармоничности интеллектуального, нравственного и эмоционально-волевого развития.

В сферу деятельности общественных организаций и органов соцзащиты может в данном случае входить:

  1. повышение психолого-педагогической грамотности родителей;

  2. организация психологического обследования ребенка и оказание ему необходимой психологической помощи;

  3. индивидуальные консультации и помощь родителям по вопросам воспитательного процесса; контроль за организацией нормального режима жизни и деятельности ребенка;

  4. помощь в приобретении лекарственных и иных необходимых средств;

  5. организация санаторно-курортного лечения.

Основные направления в работе специалистов с семьей

По В. В. Ткачевой это следующие направления.

• Гармонизация семейных взаимоотношений

• Коррекция психологического состояния матери

• Коррекция детско-родительских отношений

• Помощь в адекватной оценке возможностей ребенка

• Обучение матери специальным коррекционным и методическим приемам, необходимым для проведения занятий с ребенком в домашних условиях.

• Обучение матери специальным воспитательным приемам, необходимым для коррекции личности ребенка.

Ориентируясь на эти направления, педагог-дефектолог решает следующие задачи.

1. Коррекция неконструктивных форм поведения матери, таких как агрессивность, необъективная оценка поведения ребенка, негативные желания, стремление уйти от трудностей, примитивизация поведения, связанная со сниженной самооценкой.

2. Формирование понимания матерью проблем ее ребенка, а именно: постепенный отход от позиции, отрицающей наличие проблем («Он у меня такой же, как все»), и позиции противопоставления себя социуму («А как его научить? Я не умею»).

3. Постепенное исключение проблем гиперболизации проблем ребенка, представления о бесперспективности развития ребенка («Нет, из него никогда ничего не получится»).

4. Повышение личностной самооценки матери в связи с возможностью увидеть результаты своего труда в успехах ребенка.

5. Коррекция внутреннего психологического состояния матери: переживания, связанные с психофизической недостаточностью ребенка, должны постепенно перейти в осознание возможностей ребенка, в радость от его маленьких успехов.

6. Осуществление личностного роста матери в процессе взаимодействия со своим ребенком, в процессе его обучения и воспитания с помощью психолога; переход матери из позиции переживания за недуг ребенка в позицию творческого поиска реализации его возможностей.

7. Трансформация воспитательно-образовательного процесса, реализуемая матерью по отношению к ребенку, в психотерапевтический процесс по отношению к себе самой; созидательная деятельность матери, направленная на ее ребенка, помогает ей самой, излечивая ее от негативного воздействия психологического стресса.

Формы индивидуальной работы с родителями.

• Демонстрация матери приемов работы с ребенком.

• Конспектирование матерью уроков, проводимых педагогом.

• Выполнение домашних заданий со своим ребенком.

• Чтение матерью специальной литературы, рекомендуемой педагогом.

• Реализация творческих замыслов матери в работе с ребенком.

Этапы психолого-педагогической работы с матерью

В работе специалиста можно выделить три основных этапа. Первый этап направлен на привлечение матери к учебному процессу. Педагог должен убедить мать больного ребенка в том, что именно в ней очень нуждается ее малыш, что кроме нее, этим процессом заняться некому. Второй этап направлен на формирование увлечения матери процессом развития ребенка. Педагог показывает матери возможность существования маленьких, но очень важных для ее ребенка достижений. Мать обучается отрабатывать дома с ребенком те задания, которые дает психолог. Третий этап характеризуется раскрытием перед матерью возможности личного поиска творческих подходов к обучению ее ребенка и личного участия в исследовании его возможностей. Именно проявление творчества, по мнению В.В. Ткачевой, позволяет матери при столь длительном стрессе нейтрализовать негативное внутреннее психологическое состояние, переструктурировать свою иерархию установок и ценностей.

Предложенная Е.Г. Дементьевой психокоррекционная модель работы с семьей представлена следующими формами.

1. Индивидуальное консультирование родителей. Проводится с целью преодоления различных трудностей в обучении, воспитании и общении с ребенком в семье. Также служит основой установления личного контакта между педагогом и родителями.

2. Участие родителей в тематических собраниях, проводимых коррекционным педагогом совместно с другими специалистами системы образования. В результате осуществляется просвещение близких взрослых в области коррекционно-развивающей деятельности и эффективного взаимодействия с ребенком. Примерная тематика собраний: «Познание себя как родителя», «Конфликты с детьми и их преодоление», «Анализ различных подходов в воспитании детей», «Наказания и поощрения – за и против», «Как подготовить ребенка к школе».

3. Посещение индивидуальных занятий коррекционного педагога родителями. Направлены на формирование навыков сотрудничества при организации совместной деятельности, укрепление сплоченности и взаимопонимания в диаде «мать – ребенок». Благодаря демонстрации приемов работы с ребенком и конспектированию занятий дефектолога повышается уровень компетенции родителей в области обучения и воспитания детей.

4. Совместное проведение досугов (праздников, развлечений). Проводятся с целью раскрепощения, объединения родителей, детей и педагогов. Предлагалась следующая тематика праздников: «Встреча Нового года», «Рождественские забавы», «Масленица», «Наши милые мамы», «Лучший папа» и др.

5. Стенд для родителей. Рубрики обновляются ежемесячно. Здесь в занимательной форме собрана вся полезная информация. Большую практическую значимость имеет раздел «Родительские университеты». Родители, которые по тем или иным причинам не смогли встретиться с дефектологом, имеют возможность в письменной форме задать ему вопрос и проконсультироваться лично.

6. Ведение дневника «События нашей жизни». Это специально организованная и систематическая работа самого ребенка, предметом которой является его собственная жизнь, отраженная в доступных ему знаковых формах. Цель этого направления – наладить сотрудничество и сотворчество между родителями и детьми.

7. Работа с родительской группой включает: анализ конкретных проблем, связанных с воспитанием и обучением, выбор адекватных форм общения и поведения во взаимодействии с ребенком, установление конструктивных отношений со специалистами учреждения.

Информация для родителей, воспитывающих детей с нарушениями интеллекта

Старайтесь придерживаться следующих правил, это облегчит вашу жизнь.

1. Преодолевайте страх и отчаяние.

2. Не тратьте время на поиски виновного. Его просто не бывает.

3. Определите, какая помощь необходима вашему ребенку и вашей семье, и начинайте обращаться к специалистам: медицинская помощь (консультация у детского психоневролога и других специалистов), психолого-педагогическая помощь (обучение в специализированном учреждении на основе рекомендаций ПМПК).

studfiles.net

Основные направления в работе специалистов с семьей — Студопедия.Нет

По В. В. Ткачевой это следующие направления.

· Гармонизация семейных взаимоотношений

· Коррекция психологического состояния матери

· Коррекция детско-родительских отношений

· Помощь в адекватной оценке возможностей ребенка

· Обучение матери специальным коррекционным и методическим приемам, необходимым для проведения занятий с ребенком в домашних условиях.

· Обучение матери специальным воспитательным приемам, необходимым для коррекции личности ребенка.

Ориентируясь на эти направления, педагог-дефектолог решает следующие задачи.

1. Коррекция неконструктивных форм поведения матери, таких как агрессивность, необъективная оценка поведения ребенка, негативные желания, стремление уйти от трудностей, примитивизация поведения, связанная со сниженной самооценкой.

2. Формирование понимания матерью проблем ее ребенка, а именно: постепенный отход от позиции, отрицающей наличие проблем («Он у меня такой же, как все»), и позиции противопоставления себя социуму («А как его научить? Я не умею»).

3. Постепенное исключение проблем гиперболизации проблем ребенка, представления о бесперспективности развития ребенка («Нет, из него никогда ничего не получится»).

4. Повышение личностной самооценки матери в связи с возможностью увидеть результаты своего труда в успехах ребенка.

5. Коррекция внутреннего психологического состояния матери: переживания, связанные с психофизической недостаточностью ребенка, должны постепенно перейти в осознание возможностей ребенка, в радость от его маленьких успехов.

6. Осуществление личностного роста матери в процессе взаимодействия со своим ребенком, в процессе его обучения и воспитания с помощью психолога; переход матери из позиции переживания за недуг ребенка в позицию творческого поиска реализации его возможностей.

7. Трансформация воспитательно-образовательного процесса, реализуемая матерью по отношению к ребенку, в психотерапевтический процесс по отношению к себе самой; созидательная деятельность матери, направленная на ее ребенка, помогает ей самой, излечивая ее от негативного воздействия психологического стресса.

Формы индивидуальной работы с родителями.

· Демонстрация матери приемов работы с ребенком.

· Конспектирование матерью уроков, проводимых педагогом.

· Выполнение домашних заданий со своим ребенком.

· Чтение матерью специальной литературы, рекомендуемой педагогом.

· Реализация творческих замыслов матери в работе с ребенком.

Этапы психолого-педагогической работы с матерью

В работе специалиста можно выделить три основных этапа. Первый этап направлен на привлечение матери к учебному процессу. Педагог должен убедить мать больного ребенка в том, что именно в ней очень нуждается ее малыш, что кроме нее, этим процессом заняться некому. Второй этап направлен на формирование увлечения матери процессом развития ребенка. Педагог показывает матери возможность существования маленьких, но очень важных для ее ребенка достижений. Мать обучается отрабатывать дома с ребенком те задания, которые дает психолог. Третий этап характеризуется раскрытием перед матерью возможности личного поиска творческих подходов к обучению ее ребенка и личного участия в исследовании его возможностей. Именно проявление творчества, по мнению В.В. Ткачевой,позволяет матери при столь длительном стрессе нейтрализовать негативное внутреннее психологическое состояние, переструктурировать свою иерархию установок и ценностей.

Предложенная Е.Г. Дементьевой психокоррекционная модель работы с семьей представлена следующими формами.

1. Индивидуальное консультирование родителей. Проводится с целью преодоления различных трудностей в обучении, воспитании и общении с ребенком в семье. Также служит основой установления личного контакта между педагогом и родителями.

2. Участие родителей в тематических собраниях, проводимых коррекционным педагогом совместно с другими специалистами системы образования. В результате осуществляется просвещение близких взрослых в области коррекционно-развивающей деятельности и эффективного взаимодействия с ребенком. Примерная тематика собраний: «Познание себя как родителя», «Конфликты с детьми и их преодоление», «Анализ различных подходов в воспитании детей», «Наказания и поощрения – за и против», «Как подготовить ребенка к школе».

3. Посещение индивидуальных занятий коррекционного педагога родителями. Направлены на формирование навыков сотрудничества при организации совместной деятельности, укрепление сплоченности и взаимопонимания в диаде «мать – ребенок». Благодаря демонстрации приемов работы с ребенком и конспектированию занятий дефектолога повышается уровень компетенции родителей в области обучения и воспитания детей.

4. Совместное проведение досугов (праздников, развлечений). Проводятся с целью раскрепощения, объединения родителей, детей и педагогов. Предлагалась следующая тематика праздников: «Встреча Нового года», «Рождественские забавы», «Масленица», «Наши милые мамы», «Лучший папа» и др.

5. Стенд для родителей. Рубрики обновляются ежемесячно. Здесь в занимательной форме собрана вся полезная информация. Большую практическую значимость имеет раздел «Родительские университеты». Родители, которые по тем или иным причинам не смогли встретиться с дефектологом, имеют возможность в письменной форме задать ему вопрос и проконсультироваться лично.

6. Ведение дневника «События нашей жизни». Это специально организованная и систематическая работа самого ребенка, предметом которой является его собственная жизнь, отраженная в доступных ему знаковых формах. Цель этого направления – наладить сотрудничество и сотворчество между родителями и детьми.

7. Работа с родительской группой включает: анализ конкретных проблем, связанных с воспитанием и обучением, выбор адекватных форм общения и поведения во взаимодействии с ребенком, установление конструктивных отношений со специалистами учреждения.

studopedia.net

Основные направления в работе специалистов с семьей

Психология Основные направления в работе специалистов с семьей

просмотров — 110

По В. В. Ткачевой это следующие направления.

· Гармонизация семейных взаимоотношений

· Коррекция психологического состояния матери

· Коррекция детско-родительских отношений

· Помощь в адекватной оценке возможностей ребенка

· Обучение матери специальным коррекционным и методическим приемам, необходимым для проведения занятий с ребенком в домашних условиях.

· Обучение матери специальным воспитательным приемам, необходимым для коррекции личности ребенка.

Ориентируясь на эти направления, педагог-дефектолог решает следующие задачи.

1. Коррекция неконструктивных форм поведения матери, таких как агрессивность, необъективная оценка поведения ребенка, негативные желания, стремление уйти от трудностей, примитивизация поведения, связанная со сниженной самооценкой.

2. Формирование понимания матерью проблем ее ребенка, а именно: постепенный отход от позиции, отрицающей наличие проблем («Он у меня такой же, как всœе»), и позиции противопоставления себя социуму («А как его научить? Я не умею»).

3. Постепенное исключение проблем гиперболизации проблем ребенка, представления о бесперспективности развития ребенка («Нет, из него никогда ничего не получится»).

4. Повышение личностной самооценки матери в связи с возможностью увидеть результаты своего труда в успехах ребенка.

5. Коррекция внутреннего психологического состояния матери: переживания, связанные с психофизической недостаточностью ребенка, должны постепенно перейти в осознание возможностей ребенка, в радость от его маленьких успехов.

6. Осуществление личностного роста матери в процессе взаимодействия со своим ребенком, в процессе его обучения и воспитания с помощью психолога; переход матери из позиции переживания за недуг ребенка в позицию творческого поиска реализации его возможностей.

7. Трансформация воспитательно-образовательного процесса, реализуемая матерью по отношению к ребенку, в психотерапевтический процесс по отношению к себе самой; созидательная деятельность матери, направленная на ее ребенка, помогает ей самой, излечивая ее от негативного воздействия психологического стресса.

Формы индивидуальной работы с родителями.

· Демонстрация матери приемов работы с ребенком.

· Конспектирование матерью уроков, проводимых педагогом.

· Выполнение домашних заданий со своим ребенком.

· Чтение матерью специальной литературы, рекомендуемой педагогом.

· Реализация творческих замыслов матери в работе с ребенком.

Этапы психолого-педагогической работы с матерью

В работе специалиста можно выделить три базовых этапа. Первый этап направлен на привлечение матери к учебному процессу. Педагог должен убедить мать больного ребенка в том, что именно в ней очень нуждается ее малыш, что кроме нее, этим процессом заняться некому. Второй этап направлен на формирование увлечения матери процессом развития ребенка. Педагог показывает матери возможность существования маленьких, но очень важных для ее ребенка достижений. Мать обучается отрабатывать дома с ребенком те задания, которые дает психолоᴦ. Третий этап характеризуется раскрытием перед матерью возможности личного поиска творческих подходов к обучению ее ребенка и личного участия в исследовании его возможностей. Именно проявление творчества, по мнению В.В. Ткачевой,позволяет матери при столь длительном стрессе нейтрализовать негативное внутреннее психологическое состояние, переструктурировать свою иерархию установок и ценностей.

Предложенная Е.Г. Дементьевой психокоррекционная модель работы с семьей представлена следующими формами.

1. Индивидуальное консультирование родителœей. Проводится с целью преодоления различных трудностей в обучении, воспитании и общении с ребенком в семье. Также служит основой установления личного контакта между педагогом и родителями.

2. Участие родителœей в тематических собраниях, проводимых коррекционным педагогом совместно с другими специалистами системы образования. В результате осуществляется просвещение близких взрослых в области коррекционно-развивающей деятельности и эффективного взаимодействия с ребенком. Примерная тематика собраний: «Познание себя как родителя», «Конфликты с детьми и их преодоление», «Анализ различных подходов в воспитании детей», «Наказания и поощрения – за и против», «Как подготовить ребенка к школе».

3. Посœещение индивидуальных занятий коррекционного педагога родителями. Направлены на формирование навыков сотрудничества при организации совместной деятельности, укрепление сплоченности и взаимопонимания в диаде «мать – ребенок». Благодаря демонстрации приемов работы с ребенком и конспектированию занятий дефектолога повышается уровень компетенции родителœей в области обучения и воспитания детей.

4. Совместное проведение досугов (праздников, развлечений). Проводятся с целью раскрепощения, объединœения родителœей, детей и педагогов. Предлагалась следующая тематика праздников: «Встреча Нового года», «Рождественские забавы», «Масленица», «Наши милые мамы», «Лучший папа» и др.

5. Стенд для родителœей. Рубрики обновляются ежемесячно. Здесь в занимательной форме собрана вся полезная информация. Большую практическую значимость имеет раздел «Родительские университеты». Родители, которые по тем или иным причинам не смогли встретиться с дефектологом, имеют возможность в письменной форме задать ему вопрос и проконсультироваться лично.

6. Ведение дневника «События нашей жизни». Это специально организованная и систематическая работа самого ребенка, предметом которой является его собственная жизнь, отраженная в доступных ему знаковых формах. Цель этого направления – наладить сотрудничество и сотворчество между родителями и детьми.

7. Работа с родительской группой включает: анализ конкретных проблем, связанных с воспитанием и обучением, выбор адекватных форм общения и поведения во взаимодействии с ребенком, установление конструктивных отношений со специалистами учреждения.


Читайте также


  • — Основные направления в работе специалистов с семьей

    По В. В. Ткачевой это следующие направления. · Гармонизация семейных взаимоотношений · Коррекция психологического состояния матери · Коррекция детско-родительских отношений · Помощь в адекватной оценке возможностей ребенка · Обучение матери специальным… [читать подробенее]


  • oplib.ru

    Основные направления в работе специалистов с семьей. Семейное воспитание умственно отсталых детей

    Похожие главы из других работ:

    Методики социально-педагогической работы с семьей

    2 Основные социально-педагогические направления в работе с семьёй

    Новые информационные технологии во внеклассной и внеурочной работе

    Глава II. Основные направления использования НИТ во внеклассной работе

    Процесс адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольного учреждения

    Глава 2. Создание целостной системы взаимосвязанной деятельности специалистов ДОУ с семьей в период адаптации

    Работа классного руководителя с родителями учащихся: содержание и формы

    2. Диагностика в работе классного руководителя с семьёй

    Сотрудничество классного руководителя и семьи на любом этапе начинается с изучения условий и микроклимата семейного воспитания, индивидуальных особенностей детей и родителей. Это и понятно. Классный руководитель получает класс…

    Работа классного руководителя с родителями учащихся: содержание и формы

    2. Диагностика в работе классного руководителя с семьёй

    Сотрудничество классного руководителя и семьи на любом этапе начинается с изучения условий и микроклимата семейного воспитания, индивидуальных особенностей детей и родителей. Это и понятно. Классный руководитель получает класс…

    Работа методиста-инструктора с семьей в ДЮСШ «Самбо и Дзюдо»

    1.3 Роль методической службы в работе с семьей

    В современных условиях возросла роль методической службы, которая переходит от функции простого информирования к научному обеспечению инновационных процессов, диагностике и анализу их эффективности…

    Работа социального педагога по формированию здорового образа жизни среди детей

    2.1 Основные направления в деятельности социального педагога при работе с учащимися, склонными к употреблению спиртных напитков

    Если рассматривать содержание социально-педагогической деятельности с детьми, склонными к употреблению алкоголя, то можно выделить основные направления в деятельности социального педагога при работе, с учащимися…

    Работа тренера с семьей в спортивной школе

    2.1 Роль тренера-преподавателя в работе с семьей

    Современная семья сталкивается с весьма сложными проблемами. Это обусловлено увеличением числа малообеспеченных семей, ухудшением состояния здоровья населения, изменением традиционных ролей членов семьи, особенно женщин…

    Разработка и модели педагогического сопровождения семьи, воспитывающей ребёнка-инвалида

    2.1 Принципы и направления работы с семьей, имеющей ребенка с ограниченными возможностями

    В рамках развивающегося в России института социальной работы осуществляется напряженный поиск оптимальных моделей как долговременных, так и кратковременных видов помощи и поддержки семьи и детей…

    Семейная педагогика

    2.1. Деятельность социального педагога по работе с семьей

    Объектом воздействия социального педагога могут быть ребенок в семье, взрослые члены семьи и сама семья, в целом, как коллектив…

    Семейная педагогика

    2.3. Квалификационная характеристика социального педагога по работе с семьей

    Квалификационная характеристика социального педагога по работе с семьей составлена на основе постановления Государственного комитета СССР по труду и социальным вопросам от 20 марта 1991 года № 70…

    Система высшего профессионального образования в сфере физического воспитания и спорта Финляндии

    Глава 3. Основные программы и направления подготовки в специалистов в области физического воспитания и спорта в вузах Финляндии

    Государственный Ювяскюльский университет Магистерская программа в области физического воспитания состоит из 120 кредитов, срок очного обучения длится два года. Каждый студент выбирает индивидуальный план проекта обучения…

    Система профессиональной подготовки социального работника

    2 СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА КАК УЧЕБНАЯ ДИСЦИПЛИНА. ПОДГОТОВКА СПЕЦИАЛИСТОВ ПО СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЕ

    Наука и учебная дисциплина могут иметь одинаковое наименование, однако это не означает их схожесть, так как они решают различные задачи. Основные задачи науки — познание той области, которая не исследована или недостаточно исследована…

    Система профессиональной подготовки социального работника

    3 ФОРМИРОВАНИЕ МНОГОУРОВНЕВОЙ СИСТЕМЫ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ ПО СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЕ

    Система профессиональной подготовки социального работника

    3.1 Модели подготовки специалистов по социальной работе

    Организация подготовки и переподготовки кадров различной квалификации имеет в нашей стране давние и прочные традиции. Начиная с XVIII в. развивается университетское и институтское образование, затем среднее специальное образование…

    ped.bobrodobro.ru

    цели, задачи, принципы и направления диагностической работы.

    Психологическое изучение семьи, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии, предполагает системный подход, включающий определение как основных целей, задач, принципов изучения семьи ребенка с отклонениями в развитии, так и направлений ее психологической диагностики.

    Цели и задачи психологического изучения семей

    Основная цель психологического изучения семьи – выявление причин, препятствующих адекватному развитию ребенка с ограниченными возможностями здоровья и нарушающих гармоничную внутрисемейную жизнедеятельность.

      В качестве задач психологической диагностики семьирассматриваются:

    • определение степени соответствия условий, в которых растет и воспитывается ребенок дома, требованиям его возрастного развития;

    • выявление внутрисемейных факторов, как способствующих, так и препятствующих гармоничному развитию ребенка с психофизическими нарушениями в семье;

    • определение причин, дестабилизирующих внутрисемейную атмосферу и межличностные отношения;

    • определение неадекватных моделей воспитания и деструктивных форм общения в семье;

    • определение путей гармонизации внутрисемейного климата;

    • определение направлений социализации как детей с отклонениями в развитии, так и их семей.

          

    Психологическое изучение семьи включает диагностику личностных особенностей членов семьи (родителей, близких родственников) ребенка с отклонениями в развитии, что связано с определением индивидуальных психологических характеристик лиц, находящихся под воздействием длительно действующего психотравмирующего стресса. Психологическая диагностика осуществляется для изучения специфики внутрисемейного климата, характера взаимодействия родителей с проблемным ребенком, моделей воспитания, используемых родителями, особенностей родительского восприятия проблем ребенка.

    Именно процедура психологического изучения личностных особенностей родителей (и значимых близких) детей с отклонениями в развитии позволяет установить те слабые зоны в области межличностных внутрисемейных контактов, отношения к проблемному ребенку, реагирования его близких на стресс, которые нуждаются в дальнейшем психокоррекционном воздействии.

    Определение характеристик этого спектра проблем дает возможность предупредить усугубление и ухудшение микросоциальной ситуации, в которой растет и развивается ребенок с психофизическими недостатками, а также определить прогноз развития каждой конкретной семьи.

    Следует подчеркнуть особую актуальность изучения личностных особенностей родителей больного ребенка. Именно личностные характеристики родителей во многом предопределяют степень его социализации и адаптации в жизни, т. е. его будущее. Характерологические особенности родителей позволяют определить, насколько они могут обладать стрессоустойчивыми качествами, необходимыми для поддержания ребенка, его воспитания и социального сопровождения в течение всей его жизни.

    Также огромное значение в плане будущей успешной жизнедеятельности семьи имеет изучение личностных качеств самих детей с отклонениями развитии. Следует подчеркнуть, что у всех детей с отклонениями в развитии имеются нарушения в эмоционально-волевой и личностной сферах (Л. C. Выготский, Ж. И. Шиф). Личность ребенка, особенности его контактов с социальным окружением, в первую очередь близкими и значимыми людьми, во многом могут определять возможности и степень его профессионально-трудовой и социальной адаптации в будущем. Правильное воспитание ребенка и формирование адекватных личностных качеств в целом позволят облегчить бремя семьи и, в свою очередь, гармонизировать внутрисемейную атмосферу.

    Принципы изучения семьи ребенка с отклонениями в развитии

    Принципы изучениясемьи ребенка с отклонениями в развитии определяют основные положения, которыми должны руководствоваться специалисты при проведении психодиагностических мероприятий.

    В первую очередь следует назвать принцип комплексности и многоаспектности изучения проблем семьи. На современном этапе в качестве субъекта исследования уже не может рассматриваться только ребенок с отклонениями в развитии. В спектр диагностических мероприятий включаются все лица и факторы, влияющие на развитие ребенка. Выбор психодиагностического инструментария должен также отвечать поставленным требованиям

    Важнейшим принципом решения проблем семьи на разных этапах является принцип гуманного и чуткого отношения к членам семьи и к самому ребенку. Исследовательская работа не должна быть направлена на «потрясение» семьи и ухудшение взаимоотношений между ее членами. Напротив, она должна включать кроме диагностических и психокоррекционные, психотерапевтические аспекты. Этот принцип обязывает следовать и другому положению — принципу единства диагностики и коррекции, в соответствии с которым точное выявление причины нарушений предполагает и возможность ее максимально успешного исправления

    Огромное значение для установления адекватного контакта с семьей приобретает принцип конфиденциальности и профессиональной этики психолога. Этот принцип предполагает создание между членами семьи и психологом необходимых доверительных отношений. Информация личного характера, которую сообщают психологу близкие ребенка, не может быть разглашена или использована против членов семьи и ребенка с отклонениями в развитии.

    Принцип выявления факторов, оказывающих негативное воздействие на внутрисемейную атмосферу и развитие ребенка. Этот принцип, представленный многоаспектно, позволяет определить причины, нарушающие гармоничное развитие ребенка, а также факторы, оказывающие деструктивное влияние на членов семьи и внутрисемейные отношения.

    Специализированная реабилитационная помощь семье должна осуществляться с момента установления диагноза ребенку с отклонениями в развитии. Ее осуществление должно не ограничиваться рамками детского или подросткового возраста, а продолжаться в юношеский и взрослый периоды. В связи с этим важное значение приобретает принцип изучения семьи и ее проблем на разных возрастных этапах жизни лица с психофизическими нарушениями (ребенка, подростка, молодого инвалида).

    Одним из приоритетных является принцип учета психологических особенностей родителей, воспитывающих детей с отклонениями в развитии, или лиц, их заменяющих. Реализация этого принципа позволяет наметить пути коррекции негармоничных типов воспитания, деструктивных форм общения в семье, нейтрализовать конфликты, смягчить проявление личностных акцентуаций членов семьи в целом, гармонизировать атмосферу в семье и отношение ее здоровых членов к проблемному ребенку.

    Основные направления психологического изучения семей, воспитывающих детей с отклонениями в развитии.

    В связи с разнородностью субъектов исследования (дети и их родители) и вариативностью возможных нарушений диагностику проблемной семьи необходимо проводить в нескольких направлениях.

    Направления психологического изученияпроблем семей, воспитывающих детей с отклонениями в развитии, с учетом перечисленных выше особенностей могут быть объединены в блоки.

    Первый блок. Психологическое изучение ребенка (подростка, молодого инвалида) с отклонениями в развитии

          Этот блок представлен исследованием факторов, влияющих на развитие ребенка с психофизическими нарушениями:

    • изучение особенностей личности различных категорий детей с отклонениями в развитии;

    • изучение факторов, определяющих личностное развитие детей, подростков и молодежи с психофизическими нарушениями на разных возрастных этапах;

    • изучение особенностей межличностного взаимодействия ребенка, страдающего психофизическими недостатками развития, со сверстниками, братьями, сестрами, друзьями и их влияния на его развитие;

          Второй блок. Психологическое изучение родителей (лиц, их замещающих) и членов семьи ребенка с отклонениями в развитии

          Данные, полученные при изучении психологических особенностей родителей (лиц, их замещающих) и членов семей, позволяют оптимизировать условия жизни ребенка и привлечь родителей к активному и плодотворному участию в коррекционно-развивающем процессе.

    К направлениям второго блока относится:

    • изучение личностных особенностей родителей и членов семьи, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии;

    • изучение внутрисемейного климата и межличностных контактов в семьях, воспитывающих ребенка с отклонениями в развитии;

    • определение основных типов взаимодействия в семьях с проблемным ребенком;

    • изучение моделей воспитания в семьях, воспитывающих детей, страдающих различными аномалиями развития;

    • изучение форм родительского участия в формировании навыков социальной и трудовой адаптации ребенка с отклонениями в развитии;

    • изучение влияния родительской позиции на формирование личности ребенка с отклонениями в развитии;

    • изучение особенностей отношения здоровых братьев и сестер к ребенку с отклонениями в развитии;

    Третий блок. Психологическое изучение социального окружения семьи ребенка с отклонениями в развитии и факторов, влияющих на его социальную адаптацию

     Владея информацией о социальных факторах, препятствующих созданию благоприятных условий для развития ребенка, специалист имеет возможность оптимизировать ситуацию, исключив или снизив значимость отрицательно влияющих факторов, и тем самым способствовать процессу адаптации ребенка.

    Здесь выделяются следующие направления психологической диагностики:

    • изучение отношения различных социальных групп населения к детям, подросткам и лицам с психофизическими нарушениями;

    • изучение макросоциальных условий, определяющих развитие и социально-трудовую адаптацию детей, подростков и молодых людей с психофизическими недостатками;

    • изучение макросоциальных условий, определяющих максимально возможную реабилитацию семей, в которых воспитываются и живут дети, подростки и молодые люди с психофизическими недостатками.

    studfiles.net

    Глава 2. Социальная работа с неполными семьями в России

    2.1 Основные направления социальной работы с неполными семьями

    В России с середины 1990-х годов, т.е. с самого начала зарождения и становления сети российских территориальных социальных служб нового типа, неполные семьи стали считаться одной из основных категорий семей, находящихся в трудной жизненной ситуации и потому особо нуждающихся в мерах социальной защиты и поддержки.

    Сегодня в Российской Федерации таких семейных социальных служб насчитывается уже более 1200. Практически в каждом российском регионе существует развитая сеть территориальных служб (центров, отделений) социальной помощи семье и детям.

    На сегодняшний день в этих центрах и отделениях социальной помощи семье и детям накоплен достаточно обширный опыт социальной работы с неполными семьями. Он включает в себя деятельность по оказанию различных видов и форм непосредственной социальной поддержки неполных семей, включая оказание материальной и бытовой поддержки, консультативной помощи (юридической, социально-педагогической, психологической и пр.), оказание социальной поддержки в рамках патронажа, привлечение детей и родителей из неполных семей в специально организуемые для них клубы общения, «службы знакомств» и т.д.[14,с.75-99].

    Суть этой широкой и многоплановой деятельности — оказание помощи одинокому родителю и его ребенку (детям) на личностном уровне в решении любых проблем их жизнедеятельности, начиная от получения положенного по закону пособия, содействия в трудоустройстве до оказания психологических, юридических, социально-бытовых и иных услуг. Как правило, потребность в этих услугах возникает в периоды кризисного состояния, при возникновении каких-либо затруднений (в семье, школе, на работе, с ближайшим окружением), при появлении различных психологических проблем и т.д.

    В целом можно выделить четыре основных направления, сложившиеся на сегодняшний день в практике социальной работы с неполными семьями учреждений социальной защиты:

    — оказание экстренных, неотложных мер, направленных на выживание семьи;- среднесрочные меры различного характера, направленные на поддержание стабильности неполной семьи; — долгосрочные меры различного характера, направленные на социальное развитие неполной семьи и ее членов; — профилактические меры различного характера, направленные на предотвращение возникновения «случайных» неполных семей.

    Экстренные меры включают в себя экстренную помощь, оказание разовой или регулярной материальной поддержки неполной семье, предоставление натуральной помощи (детская одежда, обувь, школьные принадлежности и т.п.). Экстренные меры также необходимы в тех ситуациях, когда обнаруживается, что в неполной семье дети подвергаются жестокому обращению со стороны одинокого родителя, оставлены им без родительского попечения и т.п. В этих случаях должно быть немедленное удаление детей из неблагополучной семьи, предоставление им убежища через помещение их на временное пребывание в социальный приют, постановка перед органами опеки и попечительства вопроса о лишении такого одинокого родителя родительских прав, сбор необходимых для этого документов.

    Среднесрочная социальная и психологическая работа, ориентированная на стабилизацию семейных отношений, на социальное развитие неполной семьи и ее членов, включает в себя нормализацию и гармонизацию отношений между членами семьи, взаимоотношений всех членов семьи с окружающими. По мере достижения конкретных результатов, эта работа может вылиться в программу более долгосрочного характера, направленную на постепенное повышение психологической устойчивости матери и ребенка, формированию у них навыков здорового образа жизни, выработке активной социальной позиции, навыков самодостаточности и т.д. Мероприятия, проводимые центрами и отделениями социальной помощи семье и детям в этих случаях, включают в себя, как правило, и «детские», и «взрослые», и совместные мероприятия, акции, групповые занятия.[23,с.187 ]

    Важно отметить, что социальная работа с неполными семьями имеет ярко выраженный межведомственный характер. Социальному работнику, осуществляющему поддержку конкретной неполной семьи, часто приходится взаимодействовать с социальными службами различной ведомственной подчиненности (школа, служба занятости, детская комната милиции и пр.), а также с общественными и религиозными организациями, и с самыми разными людьми — учителями, соседями и др. При этом схема действий социального работника не должна ограничиваться только организацией разовой материальной помощи, но и дополняться решением педагогических, психологических и иных проблем семьи.

    Одним из значимых направлений поддержки неполных семей в рамках среднесрочной и долгосрочной работы является оказание им психологической помощи и поддержки. Дети и подростки, растущие в неполных семьях, особенно в неблагополучных, в большинстве случаев остро нуждаются в проведении с ними постоянной психологической работы. Как правило, острую потребность в психологической поддержке испытывают и их одинокие родители или опекуны.

    Следует отметить, что оказание индивидуальной психологической помощи неполным семьям проводится в рамках среднесрочной и долгосрочной социальной работы, через социальный патронаж и по отдельным индивидуальным запросам. В каждом центре и отделении социальной помощи семье и детям работают психологи. Они берут на себя основную ответственность за психологическое состояние своих подопечных, в числе которых дети и родители и из семей после развода, и семей одиноких родителей, никогда не состоявших в браке, и из многодетных неполных семей, и из опекунских. Число проживающих в неполной семье лиц, обращаются за психологической поддержкой из года в год растет, что говорит о большой значимости такого вида социальной работы.

    Сегодня для российских социальных служб это направление является одним из приоритетных. Утилитарные задачи проведения профилактической работы с подростками, особенно с девушками, — просветить их в вопросах планирования семьи, методах предотвращения нежелательной беременности; в целом помочь им стать сексуально образованными и воспитать у них половую культуру, и, тем самым, предотвратить их риск оказаться в юношеском возрасте брошенными «мадоннами». Одновременно с предоставлением подросткам чисто утилитарных знаний о том, как лучше предохраняться от беременности, необходимо также воспитывать в них уважение к духовным началам отношений полов, пропагандировать такие понятия, как «гордость», «девичья честь», «мужское поведение» и т.п.

    Социальная поддержка неполных семей  — это форма социальной работы, когда в течение длительного времени клиенту оказываются различные виды помощи, направленные на комплексное решение его проблем [16, с. 148]. Социальная поддержка в условиях учреждения дополнительного образования обеспечивает создание условий для принятия ребенком из неполной семьи оптимальных решений в различных жизненных ситуациях выбора. Термин «поддержка» дополнительно подчеркивает самостоятельность субъекта в принятии решения.

    Социальная поддержка в учреждении дополнительного образования может быть индивидуальной (поддержка одного индивида или семьи) и групповой (поддержка нескольких индивидов, неполных семей, имеющих схожие проблемы). Поддержка — это комплексная форма, в основе которой лежит единство четырех функций:

    — диагностики существа возникшей проблемы;

    — информация о путях возможного решения проблемы;

    — консультация на этапе принятия решения и проектирования плана решения проблемы;

    — первичная помощь, направленная на решение возникшей проблемы.

    В теории социальной поддержки важным положением выступает утверждение о том, что носителем социальных проблем в каждом конкретном случае выступает сам ребенок из неполной семьи.

    Специалист по социальной работе — это специалист, призванный непосредственно выполнять функции социальной защиты прав клиента, помогать в решении его социальных проблем.

    Основными принципами поддержки клиента в условиях жизнедеятельности являются:

    1. Рекомендательный характер совета специалиста по социальной работе. Ведущей идеей социальной поддержки в учреждении дополнительного образования выступает положение о необходимости развития самостоятельности ребенка из неполной семьи в решении актуальных для него проблем. Все советы специалиста по социальной поддержке могут носить только рекомендательный характер.

    Ответственность за решение остается за клиентом (при работе с ребенком, ответственность за решения остается за родителем). На разных стадиях решения проблем специалист может стремиться дополнить своими советами.

    2. Приоритет интересов социальной поддержки в учреждении дополнительного образования в возникновении проблемной ситуации выступает социальное окружение ребенка из неполной семьи.

    3. Непрерывность социальной поддержки в учреждении дополнительного образования. Гарантирована непрерывная поддержка на всех этапах решения социальной проблемы.

    Специалист по социальной работе учреждения дополнительного образования прекратит поддержку только тогда, когда проблема будет решена или тенденция решения будет очевидна. Этот принцип обозначает, что дезадаптированные клиенты будут обеспечены непрерывной социальной поддержкой в течение всего периода их социального становления.

    4. Мулътидисциплинарностъ социальной поддержки в учреждении дополнительного образования означает согласованную работу «команды» специалистов, проповедующих единые ценности, требования, включенных в единую организационную модель и владеющих единой системой методов.

    5. Принцип автономности. Автономность ребенка из неполной семьи выступает гарантом защиты от административного давления со стороны социального работника, с другой — от ближайшего окружения, которое тоже может пытаться навязать ей свои интересы [20, с. 145].

    Содержание деятельности специалиста по социальной работе в учреждении дополнительного образования в процессе поддержки:

    выяснение и устранение социальных проблем ребенка из неполной семьи;

    осуществление наблюдения за ребенком и его семьёй;

    оказание психологической, педагогической, медицинской, правовой консультативной помощи; моральная поддержка, повышение жизненных ориентиров и жизненного потенциала при столкновении с социальными проблемами. Социальная поддержка детей из неполных семей в учреждении дополнительного образования будет эффективна при использовании тренинга, консультаций, бесед направленных на решение социальных проблем.

    Тренинг  проигрывание каких-либо ситуаций, осмысление проблем клиента. Тренинги способны донести необходимую информацию до неполных семей через участие в деятельности.

    Консультация — форма социальной коррекции, при осуществлении которой специалист по социальной работе помогает изучить и понять суть существующей проблемы и предложить различные варианты поведения.

    studfiles.net

    2.2 Особенности работы специалиста по социальной работе в неполной семье

    Деятельность социального работника с такой семьей включает в себя три основных составляющих социально-педагогической помощи: образовательную, психологическую, посредническую.

    Рассмотрим последовательно каждую из составляющих.

    1.Образовательная составляющая включает в себя два направления деятельности специалиста по социальной работе : помощь в обучении и воспитании.

    Помощь в обучении направлена на предотвращение возникающих семейных проблем и формирование педагогической культуры матери.

    К наиболее типичным ошибкам в воспитании относятся: недостаточное представление о целях, методах, задачах воспитания; отсутствие единых требований в воспитании со стороны всех членов семьи; слепая любовь к ребенку; чрезмерная строгость; перекладывание забот о воспитании на образовательные учреждения; отсутствие педагогического такта во взаимоотношениях с ребенком; применение физических наказаний и др.

    Поэтому деятельность социального работника предусматривает проведение широкого просвещения матери по следующему кругу вопросов: роль матери в формировании у ребенка адекватного поведения в отношении к сверстникам; воспитание ребенка в семье с учетом пола и возраста; поощрение и наказание в воспитании детей в семье; трудовое воспитание в семье, помощь ребенку в выборе профессии, проблемы выявления и развития профессиональных склонностей и задатков детей; организация режима труда, учебы, отдыха и досуга ребенка в семье; нравственное, физическое, эстетическое, половое воспитание детей; развитие представлений об общении в детском возрасте. Наряду с передачей матери такого рода знаний, социальный работник может организовать практические занятия, помогающие в значительной мере упорядочить быт семьи и повысить ее социальный статус.[11, с.34].

    Помощь в воспитании проводится социальным работником , в первую очередь, с матерью – путем ее консультирования, а также с ребенком посредством создания специальных воспитывающих ситуаций для решения задачи своевременной помощи семье в целях ее укрепления и наиболее полного использования ее воспитательного потенциала. Основными сферами семейной жизни, в которых реализуется воспитательная функция, являются сферы родительского долга, любви и интереса. Отсутствие активной содержательной жизнедеятельности в этих сферах лишает мать возможности эффективного влияния на детей. Акцентирование на какой-то одной из сфер в ущерб другим искажает воспитательный процесс, лишает его полноты и целостности.[27,с.179].

    Содержание сферы долга раскрывается через ответственность мать и ребенка за характер жизни и нормальное функционирование семьи. Если мать не добивается позитивного результата в воспитании, то в семье наблюдаются неадекватные методы воспитания. Социальному работнику при оказании помощи семье необходимо разобрать с родителями применяемые в их семье методы воспитания и помочь определить наиболее адекватные. Известно, что методы семейного воспитания можно разделить на две группы. Первую группу методов составляют методы повседневного общения, делового, доверительного взаимодействия и взаимовоздействия. Данная группа методов включает в себя: метод уважения детской личности и метод убеждения. Социальный работник должен показать родителям, через какие приемы может реализовываться этот метод. Ими могут быть: обсуждение разнообразных вопросов жизни в доверительном разговоре, понимание, доверие, побуждение, сочувствие, предостережение, критика.[1, с.22]

    Вторую группу методов составляют методы педагогического и психологического воздействия воспитателя на личность ребенка в целях коррекции его сознания и поведения. Этими методами могут пользоваться родители, если у ребенка возникают какие-либо проблемы. Данная группа методов включает в себя: метод обращения к сознанию, метод обращения к чувству, метод обращения к воле и поступку. Специалист по социальной работе также должен показать, через какие приемы реализуется данная группа методов. Обращаться к сознанию ребенка можно через пример, разъяснение, возбуждение психического состояния радости, актуализацию мечты, снятия напряжения в отношениях.

    Таким образом, подсказанная родителям система методов и приемов в воспитательном процессе должна быть трансформирована, воплощена в реальные отношения, которые образуют воспитательную среду, комфортную для всех членов семьи, особенно для ребенка. Существующие проблемы в семье могут быть связаны с неправильно выбранными тактиками семейного воспитания.

    2.Психологическая составляющая социально-педагогической помощи включает в себя 2 компонента; социально-психологическую поддержку и коррекцию. Здесь социальный работник определяет проблему, анализируя межличностные отношения семьи, положение ребенка в семье, отношения семьи с обществом; психолог посредством психологических тестов и других методик выявляет те психические изменения каждого члена семьи, которые приводят к конфликту; психиатр или психотерапевт проводит лечение.

    Коррекция межличностных отношений происходит, в основном, когда в семье существует психическое насилие над ребенком, приводящее к нарушению его нервно-психического и физического состояния. До недавнего времени этому явлению не уделялось должного внимания. К такому виду насилия относится запугивание, оскорбление ребенка, унижение его чести в достоинства, нарушение доверия. Социальный работник должен так скорректировать отношения в семье, чтобы все необходимые меры для обеспечения установленного порядка и дисциплины в семье поддерживались с помощью методов, основанных на уважении человеческого достоинства ребенка в соответствии с Конвенцией о правах ребенка.

    3. Посреднический компонент социально-педагогической помощи включает в себя 3 составляющие: помощь в организации, координации и информирование. Помощь в организации направлена на организацию семейного досуга, включающую в себя: организацию клубов по интересам, организацию семейных праздников, конкурсов, летнего отдыха и другое. Помощь в координации направлена на активизацию различных ведомств и служб по совместному разрешению проблемы конкретной семьи и положения конкретного ребенка в ней. Помощь в информировании направлена на обеспечение семьи информацией по вопросам социальной защиты. Такая помощь оказывается любому члену семьи, в том числе и детям, с которыми плохо обращаются или о которых не заботятся.[26,с.192]

    Социальный работник при работе с неполной семьей выступает в 2 основных ролях: Советник – информирует семью о важности и возможности взаимодействия матери и ребенка в семье; рассказывает о развитии ребенка; дает советы по воспитанию детей. Консультант – консультирует по вопросам межличностного взаимодействия в семье; информирует о существующих методах воспитания, ориентированных на конкретную семью; разъясняет матери способы создания условий, необходимых для нормального развития и воспитания ребенка в семье.

    В условиях низкой мотивации обращения семей именно за социально-педагогической, психологической помощью необходимо применение такой формы работы с семьей, как патронаж– одна из форм работы социального работника, представляющая собой посещение семьи на дому с диагностическими, контрольными, адаптационно-реабилитационными целями. Эта форма работы позволяет установить и поддерживать длительные связи с семьей, своевременно выявляя ее проблемные ситуации, оказывая незамедлительную помощь. Патронаж дает возможность наблюдать семью в ее естественных условиях, что позволяет выявить больше информации, чем лежит на поверхности. Проведение патронажа требует соблюдения ряда этических принципов: принципа самоопределения семьи, добровольности принятия помощи, конфиденциальности, поэтому следует находить возможность информировать семью о предстоящем визите и его целях. Патронажи могут быть единичными или регулярными в зависимости от выбранной стратегии работы (долгосрочной или краткосрочной) с данной семьей. Наряду с патронажем, занимающим важное место в деятельности социального работника, следует выделить консультационные беседы, как одну из форм работы с семьей. Специалист по социальной работе, работая с семьей, может использовать наиболее распространенные приемы консультирования: внушение, убеждение, мини-тренинг и пр. При этом консультационная беседа может быть наполнена различным содержанием и выполнять различные задачи – образовательные, психологические, психолого-педагогические. Если семья не является инициатором взаимодействия с социальным работником, консультирование может проводиться в завуалированной форме. Конечная цель консультационной работы – с помощью специально организованного процесса общения актуализировать внутренние ресурсы семьи, повысить ее реабилитационную культуру и активность, откорректировать отношение к ребенку.

    Наряду с индивидуальными консультативными беседами, могут применяться групповые методы работы с семьей (семьями) – тренинги.  Групповые методы работы дают возможность родителям обмениваться друг с другом опытом, задавать вопросы и стремиться получить поддержку и одобрение в группе. Кроме того, возможность принимать на себя роль лидера при обмене информацией развивает активность и уверенность родителей.

    Социальный работник не может решить за семью все проблемы, он должен лишь активизировать ее на решение семейных проблем, добиться осознания возникшей проблемы, создать условия для ее успешного решения.[25,с234]. Воспитание ребенка в неполной семье – это воспитание, которое осуществляется в трудных условиях. Поэтому чрезвычайно разумно поступает мать, одна воспитывающая сына или дочь, когда осмысливает, понимает ситуацию и ищет правильные пути для определения препятствий, чтобы избежать опасности. Ребенок всегда глубоко страдает, если рушится домашний очаг. Разделение семьи или развод, даже когда все происходит в высшей степени вежливо и учтиво, неизменно вызывает у детей психический надлом и сильные переживания. Ребенок ощущает отсутствие отца, даже если не выражает открыто свои чувства. Кроме того, он воспринимает уход отца как отказ от него. Ребенок может сохранять эти чувства многие годы. Необходимо помочь ребенку в формировании важных качеств, которые будут способствовать проявлению мальчика как мужчины. Это непростая задача. Здесь нужна социально-педагогическая помощь семье, которую может оказать социальный работник. Он призван решать сложные проблемы, связанные с социальным и эмоциональным развитием этой категории детей, оказывать им всестороннюю помощь и поддержку, способствуя адекватному развитию ребенка.[8,с.321].

    Заключение

    В процессе эволюции брачно-семейных отношений семья утратила свою целостность и традиционное значение. Стал распространяться такой тип семей как неполные семьи. Сегодняшние семьи не обладает стопроцентной устойчивостью. Наука ориентирует общество на то, чтобы принимать и понимать разные стили жизни. Семья с одним родителем неполна с демографической точки зрения, она имеет свои психологические и социальные трудности, тем не менее, это одна из разновидностей современной семьи. «Отменить» ее нельзя.

    Неполные семьи – это девиация, отклонение от нормы. В таких семьях нарушается процесс воспитания и социализации детей, уменьшается уровень рождаемости из-за материальных трудностей, которые испытывают эти семьи, увеличивается количество нервных срывов у женщин, на почве чего появляются различные заболевания, дети переживают уход одного из родителей, это сказывается на их настроении, учебе, поведении. Таким семьям, несомненно, требуется помощь социальных служб и государства, так как появление монородительских семей тесно связано с материальными трудностями. Воспитывая детей в неполных семьях, прежде всего, нужно опираться на поддержку государства, как с материальной стороны, так и в социальном плане. Неполная семья является наиболее проблематичной и уязвимой в воспитательном плане. Ее удельный вес в числе других семей довольно высок. Согласно мнению Р. Тамотюнене, структура семьи влияет на формирование ценностных ориентаций и трудовых установок детей. “…У рабочих, вышедших из неполных семей, доминирует ориентация на труд как на возможность стать независимым, самостоятельным”.

    Имеются данные, что люди из неполных семей обладают менее выраженным или отрицательным опытом подготовки к семейной жизни, поэтому вероятность распада брака у воспитанников неполных семей значительно выше по сравнению с теми, кто воспитывался в обычных семьях. Неполная семья способна оказывать негативное влияние на успеваемость детей, их нравственный облик, активность, будущую жизненную позицию, подготовку к семейной жизни и т.д.

    Ограниченные воспитательные возможности неполной семьи порождены факторами материального, педагогического и морально-психологического порядка. Забота о воспитании ребенка в неполной семье, которая целиком падает на плечи женщины — это, прежде всего забота о создании необходимых материально-бытовых условий жизни. При этом замечено, что в случае распада брачной связи сохранение и даже повышение для ребенка прежнего материального уровня женщина нередко рассматривает как вопрос собственного престижа и поэтому берется за более трудную работу, находя дополнительный приработок и т.д. Поэтому вполне естественно, что ценностные ориентации матерей-одиночек меняются, основное место начинает занимать желание материального благополучия. Постоянная занятость матери на производстве, заботы по ведению домашнего хозяйства и связанные с этим непрерывное напряжение, усталость отрицательно сказываются на отношении к ребенку, оборачиваются урезанными возможностями воспитания, дефицитом общения, ведут к недостатку внимания к ребенку, его подлинным интересам и потребностям, ослаблению контроля за его поведением.

    Исходя из вышесказанного, можно сказать, что изучение российского опыта в области защиты детства свидетельствует о том, что благополучие детей и их нормальное развитие возможно при наличии обоих родителей. Социальная политика, законодательство и работа соответствующих служб должны быть направлены на укрепление семьи, создание у родителей расходов на воспитание и образование детей. Если уж случилось так, что семья стала неполной, все должны понять, что состав семьи — далеко не первоочередная составляющая душевного здоровья детей и родителя. Намного важнее психологический климат в доме, эмоциональное состояние членов семьи, их отношение друг к другу и взаимная поддержка.

    Подводя итоги можно сказать, что родительский дом для ребенка — это первая, главная и ничем не заменимая школа жизни. Рост неполных семей в обществе порождает немалые проблемы: экономические, демографические, педагогические. Поэтому специалист по социальной работе занимает не последнее место в решении этих проблем. Благодаря деятельности специалиста многие проблемы разрешаются.

    Можно сделать вывод, что именно семья оказывает решаю­щее влияние на развитие личности, закладывает фундамент человеческих качеств. И чтобы фундамент этот был прочным, семья должна быть благополучной. Семейное благополучие во многом зависит от того, является семья пол­ной или неполной. Ну а если семья является неполной, то органы государственной власти должны приложить все силы, чтобы помочь такой семье, а лучше способствовать уменьшению таких семей.

    Список источников и литературы

    1 .Башкирова Н. Ребенок без папы. Решение проблем неполной семьи. М.: Наука и техника, 2007 г.- 34 с.

    2 . Вишневский, Ю.Р. Практикум по социологии молодежи / Ю.Р. Вишневский. — М.: Социум, 2000г.-11 с.

    3.Галагузова, М.А. Социальная педагогика: Курс лекций/ М.А. Галагузова. — М.: Гуманит. Изд. Центр Владос, 2000г. — 416 с.

    4 . Голод С.И. Семья и брак: Историко-социологический анализ. Спб. 1998г. – 229с

    5 . Гурко Т.А. Актуальные проблемы семей в России [Текст] Гурко Т.А.- М.: Институт Социологии РАН, 2006г.-223с.

    6 .Гурко Т.А.Тенденции развития института семьи в России// Женщина. Общество. Образование. Материалы 12 международной научной конференции (18-19 декабря 2009 г.). Минск 2010. С.140-143.

    7 .Гурко Т.А. Актуальные проблемы молодых семей в России [Текст] Гурко Т.А.- М.: Институт Социологии РАН, 2007г.-187с.

    8 . Гурко Т.А. Брак и родительство в России[ Текст].- Российская Академия Наук Институт Социологии. -М.: 2008.-326с.

    9 . Женщина. Общество. Образование. Материалы 12международной научно-практической конференции (18-19 декабря 2009 г.) Минск 2010

    10.Захаров, А.И. Как предупредить отклонения в поведении ребенка: Книга для воспитателей детского сада и родителей. -2-е изд., доп. — М.: Просвещение, 1993г. — 192 с.

    11 . Зубкова Т.С., Тимошина Н.В. Организация и содержание работы по социальной защите женщин, детей и семьи: Учеб. пособие для студ. сред. проф. учеб. заведений. — М.: «Академия», 2008г. — 75с.

    12 Ивер-Жалю, Э. Неполные семьи во Франции / Э. Ивер-Жалю. // Социс..1991 — №5. — 118 с.

    13. Кахуто, С.В. Организация и содержание работы по оказанию социальных услуг в центре социального обслуживания / С.В. Кахуто // Работник социальной службы. – 2002г. — №4. — С 11-12.

    14 . Кокуева. Т.А. Программа психолого- педагогической реабилитации неполных, многодетных, опекунских семей и семей, имеющих детей- инвалидов, через работу клуба «Семья». Работник социальной службы.- 2006г. — №1. 75-99с.

    15 Лангмейер, И. Психическая депривация в детском возрасте / И. Лангмейер, И. Матейчек. — 1-е изд. Русское. Прага. ЧССР.: Авиценум, — 1992. — 320 с.

    16 .Лещенко А.Н. Об уровнях профилактики семейного неблагополучия. Работник социальной службы.-2011г.-№9. 50с.

    17. Маркович Д. Общая социология: Пер. с серб.-хорв. — Ростов н/Д: Изд-во Рост. ун-та, 2007г. — 198с.

    18 . Мельников В.П. Холостова Е.И. История социальной работы в России. Учеб. пособие.- М.: Дашков и Ко, 2005г.-344с.

    19. Поддубная Т.Н.Управление системой социальной защиты детства. Учеб. пособие для вузов.- Ростов н/Д: Феникс, 2005г.-347с.

    20 .Савинов. Кузнецова Е.В. Социальная работа с детьми в семьях разведенных родителей. Учеб. пособие. -М.: Издательско- торговая корпорация Дашков и Ко, 2007г.-216с.

    21. Синельников А.Б. Прогноз века. Какой будет семья XXI века? // Семья. 1999г.- 15 с. № 52/624.

    22 . Созонов, В.П. Организация воспитательной работы в классе: Методическое пособие для классного руководителя.М.: Педагогический поиск – 2002г. — 84 с.

    23. Тюрина.Э.И, Кучукова Н.Ю, Пенцова Е.А. Социальная работа с семьей и детьми. – М.: Издательский центр « Академия», 2009г.-288с.

    24. Феминология. Семъеведение. Под ред Л.Т. Шинелевой. М.: Издательство МГСУ 1999г, 220 стр.

    25 . Фирсов М.В., Студенова Е.Г. Теория социальной работы. М., 2000. 432с.

    26 . Холостова Е.И. Социальная политика: Учеб. пособие для вузов. – М.: ИНФРА – М, 2002г.-204с.

    27 . Холостова Е.И. Социальная работа с семьей. Учеб. пособие. — М.: Дашков и Ко, 2009г.-211с.

    28Хорни К. Невротическая личность нашего времени. — М., 1993г.-146 с.

    .

    34

    studfiles.net

    Советы рукодельницам