Конспект занятия на тему: «Осень» в старшей группе

Цель: закрепление знаний детей о признаках осени, деревьях.

Задачи: образовательные – уточнить и закрепить знания детей о признаках осени, закрепить знания о деревьях;

коррекционно-развивающие – развивать мышление, учить отгадывать загадки по теме «Деревья», развивать логическое мышление (4-й лишний по теме «Листья деревьев»), упражнять детей в использовании существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами, образовывать относительные прилагательные от существительных; развивать речь (умение строить фразу с опорой на схему, продолжать учить составлять описательные рассказы; развивать умение  согласовывать речь и движение, развивать мелкую моторику;

воспитательные – воспитывать эмоциональную адекватность, доброжелательность по отношению друг к другу, адекватно реагировать на свою неудачу.

Демонстрационный материал: картинки (солнце, символы дня и ночи – черная и желтая  полоски разной длины. Синий зонтик, снежинка, «голое» дерево, листья под деревом, птицы, летящие клином, теплая одежда). Для фланелеграфа – дубовые, кленовые, рябиновые, березовые листья красного, желтого, оранжевого цветов. Картинки деревьев –береза, клен, дуб, рябина, ель.

Раздаточный материал: картинки – птицы, солнце, тучи, ель, земля с листьями, разноцветные осенние листья, «голые» деревья.

Ход занятия

Организационный момент

Дети садятся полукругом.

Игра «Повтори, не ошибись»

Зима-весна-лето, лето-осень-зима, весна-лето-осень, осень-зима-весна

Основная часть

Беседа

— Какие слова вы повторяли?  (Времена года)

— Какое сейчас время года ? (Осень)

— Сколько месяцев длится осень? (Три)

— Какой месяц обозначает начало осени?. (Сентябрь)

— Какой месяц обозначает середину осени? (Октябрь)

— Назовите месяцы осени по порядку. (Сентябрь, октябрь, ноябрь)

— Назовите последний месяц осени. (Ноябрь)

— Ноябрь —  какой по счету месяц? (Третий)

— Ноябрь – это последний месяц осени, поздняя осень.

Работа с демонстрационным материалом

Повторение признаков осени с одновременной демонстрацией каждого признака

— Картинка «Солнце» (Солнце мало светит и греет)

— Символы дня и ночи – черная и желтая полоски разной длины (День становится короче, ночь – длиннее)

— Зонтик синего цвета с каплями дождя и снежинками (Часто идут холодные дожди, бывает дождь со снегом)

— Снежинка (По ночам бывают заморозки)

— Дерево без листьев, листья под деревом (Деревья стоят «голые», листья опали)

— Птицы, летящие клином (Птицы улетают в теплые края)

— Куртка, шапка, сапоги  (Люди одевают теплую одежду, теплые головные уборы, теплую обувь).

Физкультминутка

Мы листики осенние

На веточках сидели.

Ветер дунул, полетели,

Мы летели, мы летели

И на землю тихо сели.

Ветер снова набежал

И листочки все поднял,

Повертел их, покружил

И на землю положил.

(Дети выполняют соответствующие  движения).

Пальчиковая гимнастика

Солнышко греет уже еле-еле;

Перелетные птицы на юг улетели;

Голы деревья, пустынны поля,

Первым снежком принакрылась земля.

(Поочередно  дети соединяют, начиная с большого, пальцы руки; сначала на левой руке, потом на правой, потом вместе обеими руками – на каждую примету осени).

Дети садятся за столы.

Игра «Повтори, не ошибись»

Дуб-рябина-береза, береза-ель-дуб, клен-рябина-ель, ель-дуб-клен.

— Что вы называли? (Деревья)

Игра «Отгадай загадку»

-Отгадайте, о каком дереве загадка.

* Зимой и летом одним цветом. (Ель)

*Красная ягодка летом – горька, зимой – сладка. На каком дереве растет? (Рябина)

*Не заботясь о погоде, в сарафане белом ходит, а в один из теплых дней май сережки дарит ей. (Береза).

*У какого дерева много маленьких овальных деток с  рождения в беретиках ходят? (Дуб).

* У какого дерева резные листья летом зеленого цвета, а осенью – желтого и красного? (Клен).

Выставляются на доску картинки-отгадки.

-Подумайте, какое одно дерево отличается от остальных деревьев? (Ель)

— Почему ?

Игра с мячом «Назови ласково»

Береза – березонька (дуб, рябина, клен, ель)

Игра с мячом «С какого дерева лист»

— Как называется лист с дуба? (Дубовый)

— Как называется лист с березы? (Березовый)

— Как называется лист с клена? (Кленовый)

— Как называется лист с рябины? (Рябиновый)

— Как называется веточка с елочки? (Еловая)

Игра «Четвертый лишний»

На фланелеграф выставляются осенние листья : три желтых дубовых и один желтый кленовый

— Посмотрите и скажите, какой листик лишний, не подходит? (Лишний желтый кленовый лист)

Выставляются  три желтых кленовых и один красный кленовый листы, один желтый дубовый и три желтых березовых листа, три оранжевых рябиновых и один желтый рябиновый.

Физкультминутка

— Как называется явление в природе, когда дует ветер, срывает листочки с деревьев, листики летят? (Листопад)

*Листопад, листопад,

Листья желтые летят.

Желтый клен, желтый дуб,

Желтый в небе солнца круг.

Желтый дом, желтый двор,

Вся земля желта кругом.

Желтизна, желтизна,

Это осень, не весна.

( Дети выполняют соответствующие движения)

Работа с раздаточным материалом

У детей на столах конверты с изображениями признаков осени.

— Какое сейчас время года? (Осень)

— Возьмите конверты и посмотрите что у вас там лежит. (Солнце, тучи, птицы, «голые» деревья и т.д.)

— Давайте с вами составим картину «Поздняя осень».

— Какое осенью солнце ? (Ребенок прикрепляет солнце – солнце мало светит и греет).

— Какое небо? (Дети прикрепляют тучи с дождем – осенью часто идут холодные дожди)

— На земле осенью что лежит? (Дети прикрепляют землю с опавшими листьями – На земле лежат опавшие листья)

Далее прикрепляют «голые» деревья, птиц, летящих клином на юг, елку, опадающие желтые и оранжевые кленовые листья, снежинки.

Дети составляют рассказ-описание признаков поздней осень по сделанной картине.

Итог занятия

— Посмотрите, у меня есть еще одна игра про осень, но в нее вы поиграете вечером с воспитателем и те, кто сейчас не успел рассказать нам про середину осени, сможет сделать это вечером.

zanyatiya-v-detskom-sadu.ru

Конспект занятий в старшей группе «Осень»

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ «ОСЕНИНЫ»

Елена Орлова


Задачи:

1.Дать детям элементарные представления о том, что такое «осенины».

2.Учить видеть, наблюдать изменение в природе.

3.Воспитывать любовь к родному краю, к традициям и обычаям русского народа.

Оборудование: Картина «Осень», корзина с овощами, веточки с осенними листьями и гроздями рябины, мешок, загадки об осени.

Ход занятия

Воспитатель

Несу я урожаи,

Поля вновь засеваю,

Птиц к югу отправляю,

Деревья раздеваю,

Но не касаюсь сосен и елочек.

Я — …(Осень)

-Ребята, по каким приметам вы узнали осень?

-Какое время года сейчас?

-Какой месяц осени(Ответы детей, разговор о приметах осени).

Воспитатель

Как и у каждого времени года, у осени три месяца: сентябрь, октябрь, ноябрь. И каждый месяц не похож на другие, да и сам по себе каждый месяц вначале один, а к концу – другой. Самый красивый месяц – сентябрь. В первые дни в зеленой шляпке и в таком же платьице, а к концу в ярком пышном золотом уборе, в красных, оранжевых одеждах.

Физминутка «Осень пришла»

Стояла корзинка на полке без дела (присесть, округлить руки – изобразить корзину)

Скучала, наверно, все лето она (наклоны головы, вправо-влево)

Вот осень пришла и листва пожелтела, (встать, изобразить ветви деревьев)

Настала пора собирать урожай. (потянуться, изобразить срывание фруктов с деревьев)

Корзинка довольна (руки округлить перед собой, кивать головой)

Она удивилась (развести руки)

Что так много фруктов в саду уродилось! (подняться на носочки, показать руками большой круг)

Воспитатель. Ребята, а вы знали, что у осени тоже есть день рождение? (Ответы детей)

И сегодня мы будем праздновать

Осенины – день рождение осениОсень – пора щедрая, богатая! На огородах созрели овощи, в полях – хлеба, в лесах – грибы да ягоды. Издавна русский народ праздновал осенины как особый радостный праздник – праздник благодарности природе за хороший урожай.

Воспитатель Ребята, давайте посмотрим видео «Осенины на Руси», которое вам расскажет о том, как появился праздник «Осенины», как люди его отмечали, и как отмечают его в наше время.

Воспитатель Ребята, есть такие народные приметы об осени, это те знания о природе, ее явлениях, которые люди собирали и передавали друг другу:

Гром в сентябре — к теплой осени.

Если журавли летят высоко, не спеша и «разговаривают», будет стоять хорошая осень.

В лесу много рябины — осень будет дождливая, мало — сухая.

Игра «Что в мешке».

Для нее понадобится мешок и разные предметы, связанные с осенью: яблоки, груши, морковка, картошка, листья, каштаны. Вместо настоящих даров природы можно использовать их муляжи. Каждый ребенок засовывает руку в мешок, выбирает один предмет и на ощупь угадывает, что это такое. Если угадал, получает приз.

Появляется Осень с корзиной овощей.

Урожай-то мой неплох –

И капуста, и горох.

Что поспело, угадайте?

На вопросы отвечайте.

Под землей живут семейки,

Поливаем их из лейки.

И Полину, и Антошку

Позовем копать…

— картошку —

Листья собраны в кочан

В огороде у сельчан.

Без нее во щах не густо.

Как зовут ее?

— Капуста —

За кудрявый хохолок

Лису из норки поволок.

На ощупь – очень гладкая,

На вкус – как сахар сладкая.

— морковь —

Алый сапог в земле горит.

— свекла —

Пришла Таня в желтом сарафане:

Стали Таню раздевать,

Давай плакать и рыдать.

— луковица —

Голова, а сверху ус.

Нет, не сладок он на вкус.

Прибежали со всех ног

Мы к обеду рвать…

— чеснок —

Хоть чернил он не видал,

Фиолетовым вдруг стал,

И лоснится от похвал

Очень важный…

— баклажан —

Он бывает, дети, разный –

Желтый, травяной и красный.

То он жгучий, то он сладкий,

Надо знать его повадки.

А на кухне – глава специй!

Угадали? Это…

— перец —

Желтый мячик в землю врос,

Сверху лишь зеленый хвост.

Держится за грядку крепко

Круглый овощ. Это…

— репка —

Красная мышка

С белым хвостом

В норке сидит

Под зеленым листом.

— редиска —

Летом, не боясь жары,

Зрели красные шары.

Вызрели как на подбор.

Что за овощ?

— Помидор —

Свежий и солёный

Он всегда зеленый.

— огурец —

Дом зеленый тесноват:

Узкий длинный, гладкий.

В доме рядышком сидят

Круглые ребятки.

Осенью пришла беда —

Треснул домик гладкий,

Поскакали кто куда

Круглые ребятки.

— горох —

В огороде, на дорожке,

Под моим окошком

Расцвело сегодня солнце

На высокой ножке.

— подсолнух —

На арбуз похожая —

Тоже толстокожая.

К платью желтому привыкла,

Греется на солнце…

— тыква —

Этот овощ тыкве брат —

Тоже с виду толстоват.

Лег под листик на бочок

Между грядок…

— кабачок —

Осень Молодцы, ребятки! Я вам предлагаю поиграть в игру «Листопад».

Понадобятся листья с деревьев или вырезанные из бумаги. Листья кладутся на стол, дети делятся на две команды. По сигналу выходит по одному участнику из каждой команды, и они начинают дуть на свой лист. Победит та команда, участники которой быстрее справятся с заданием.

Кто быстрее сдует его на пол, тот и победил.

Осень Вы, ребята, просто отлично справились с заданием! Но мне пора уходить. Давайте вместе встанем в круг, возьмемся за руки и споем песню «Листик-листопад»

Осень А теперь пора прощаться, надо зиму в гости ждать.

ОсениныОсенины будем долго вспоминать!

infourok.ru

Конспект интегрированного занятия по познавательному развитию в старшей группе по теме «Осень». — «Дошколенок.ру»

Конспект НОД в старшей группе по теме «ОСЕНЬ»

(образовательная область познавательное развитие).

Цель: обобщить знания детей по теме: “Осень”.

Задачи:

Образовательные:

• уточнить и расширить знания детей об осенней поре года;

• активизировать словарь детей по теме занятия;

• совершенствовать умения внимательно слушать, отвечать на вопросы;

• сформировать у детей обобщенное представление о лесе, деревьях в осенний период.

• закрепить знания детей об основных признаках осени, цвете и форме. Учить подбирать листочки для дерева по цвету. Развивать внимание, мышление, мелкую моторику рук.

Развивающие:

• развивать познавательный интерес детей, их внимание и память;

• развивать интерес к выполнению заданий.

• развивать культуру речевого общения детей друг с другом и педагогом.

Воспитательные:

• воспитывать у детей бережное отношение к природе;

• создание эмоционального комфорта и психологической безопасности.

Здоровьесберегаюшие:

• создание эмоционального комфорта и психологической безопасности.

Интеграция образовательных областей: речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие.

Оборудование:

• Конверт с письмом и заданиями от Злого разбойника.

• Маски деревьев берёзы, клёна, липы;

• Обручи для «кочек»

• Листочки из картона для дорожки;

• Познавательный мультфильм: «Почему опадают листья»

• Овощи и фрукты для салата, листочки разных цветов.

Ход НОД:

Ребята послушайте, что я вам хочу рассказать, сегодня утром, когда я как всегда открыла окно, чтобы проветрить группу, к нам залетело письмо. Но чтобы узнать от кого письмо, необходимо отгадать загадку, вот послушайте:

Время года отгадай:

Собираю урожай

Разноцветный лес красивый,

Мокнут скошенные нивы,

Тучи по небу гуляют,

Грибники в леса спешат,

Листья желтые летят,

Ежик листья собирает

Свою норку утепляет.

Дети: Осень.

Воспитатель: Да, ребята, правильно это письмо от Осени.

Давайте посмотрим, что же в конверте? (открывает конверт, достаёт письмо и читает).

Письмо:

Я – разбойник Злой, могучий.

Соберу сейчас я тучи,

Всю осеннюю листву

Я с собою заберу!

Не хотите Осень, дети?

Так не быть же ей на свете!

Будет сразу вам – зима!

Холод, лёд и снега – тьма!

Воспитатель: Ой ребятки, это проделки Злого разбойника, чтобы помочь освободить Осень нам необходимо выполнить все его задания. Ну что, готовы?

Дети: Да!

Воспитатель:

Но чтобы выполнить первое задание, необходимо пройти по

осенним листочкам и не сбиться с пути. Ну что, готовы? Тогда в путь.

(ребята идут по осенним листьям разложенным змейкой на полу).

Ну вот мы и добрались. Посмотрите перед нами Календарь природы, и вот

какого наше первое задание:

1. Назовите мне пожалуйста времена года? (Зима, весна, лето, осень).

2. Какие осенние месяцы вы знаете(Сентябрь, Октябрь, Ноябрь).

3. Скажите мне пожалуйста, как называют осень в сентябре? (Ранняя, а почему? (Потому что листья на деревьях ещё зеленые, солнышко светит ярко, греет тепло).

4. А как называют осень в октябре? (Золотая, а почему? (Потому что листья меняют цвет и становятся желтыми, красными, оранжевыми, начинается самое красивое явление природы листопад, солнце уже светит не так ярко).

5. Ну а как же мы называем осень в ноябре? (Поздняя, почему? (Потому что на улице становится очень холодно, ветрено, дождливо, деревья готовятся к зиме сбрасывая последние листья).

Воспитатель: Скажите мне пожалуйста, а зачем деревья сбрасывают листья?

Ответы детей: Деревья готовятся к зиме, сбрасывая листву, они защищают себя. Если листья не опадут, то зимой ветки могут сломаться от тяжести снега.

Воспитатель: Правильно, а сейчас присаживайтесь на свои места и давайте вместе с вами посмотрим познавательный мультфильм фильм и узнаем почему и для чего деревья сбрасывают свои листья.

Познавательный мультфильм «Почему опадают листья».

Воспитатель: Молодцы! Справились с заданием! Вот вам следующее задание. Ребята, путь нам преградило болото, ну мы же с вами не боимся трудностей? Что будем делать?

Дети: Идём дальше.

Воспитатель: Ребята, нам нужно наступать прямо на кочки и не оступиться, а то попадёте в болото, осторожно, не упадите в реку.

(Проходят по кочкам, высоко поднимая ноги).

Какие же вы ловкие преодолели и это препятствие. А вот и следующее задание, слушайте внимательно.

Воспитатель: Скажите мне пожалуйста, какие осенние приметы вы знаете?

Ответы детей: – Трава желтеет, лес становится разноцветным, опадают листья. Дни становятся короче, а ночи длиннее, птицы улетают в теплые края, небо становится серым, часто идут холодные дожди. Звери готовятся к зиме, делают запасы, меняют летние шубки на зимние. Люди собирают урожай овощей и фруктов.

Воспитатель: Какие вы молодцы и с этим заданием справились успешно. Предлагаю не скучать, и немного поиграть.

Физминутка

«Мы идем в осенний лес»

Мы идем в осенний лес. — маршируем на месте

А в лесу полно чудес! — разводим руки в стороны, «удивляемся»

Дождь вчера в лесу прошел – потряхиваем ладонями обеих рук

Это очень хорошо. — хлопаем в ладоши

Будем мы грибы искать – приставляем ладонь ко лбу, смотрят то в одну, то в другую сторону

И в корзинку собирать. — сводят руки перед собой в «корзинку»

Вот сидят маслята, — загибают по одному пальцу на обеих руках одновременно на каждое название грибочка

На пеньке – опята,

А во мху – лисички,

Дружные сестрички. — делают манящие движения руками

«Подосиновик, груздок, — грозят указательным пальцем правой руки

Полезайте в кузовок! – присесть, обнять себя руками

Ну, а ты, мухомор, — встаем, разводим руками в стороны

Украшай осенний бор

Воспитатель: Ну, что – же продолжаем дальше выполнять задания от Злого разбойника. Обратите внимание на конверты, которые лежат у вас на столах, это не простые конверты, они с сюрпризом, но чтобы время года отгадать, нужно картинку нам собрать. Итак, будьте внимательными. Приготовились, начали! Скажите мне пожалуйста, что изображено на этих картинках? Какое время года? Что люди делают осенью? (собирают урожай и делают заготовки, какие овощи и фрукты вы знаете? (ответы детей). (В конвертах лежат разрезные картинки с различными временами года, дети собирают их и называют время года, которое изображено на картинке).

Воспитатель: Какие вы умнички и с этим заданием справились, осталось совсем немного и мы освободим Осень из плена Злого разбойника.

Воспитатель: А теперь пришла пора поиграть нам детвора. «Игра ДА или НЕТ» — Я буду читать вопросы, «будите мне отвечать «да» или «нет».

Осенью цветут цветы?

Осенью растут грибы?

Тучи солнце закрывают?

Колючий ветер прилетает?

Морозы осенью бывают?

Ну а птицы гнезда вьют?

А букашки прилетают?

Звери норки закрывают?

Урожай все собирают?

Птичьи стаи улетают?

Часто-часто льют дожди?

Солнце светит очень жарко?

Можно детям загорать?

Ну а что же надо делать — куртки, шапки надевать?

Воспитатель: Вы очень внимательные ребята и с этим заданием, вы справились успешно. Предлагаю не скучать, а в игру «С какого дерева листок?» поиграть. Послушайте правила игры: перед вами на ковре рассыпаны листья, вам необходимо найти с какого же дерева листок.

Если вы взяли листок с березы, как он будет называться (берёзовый, а если взяли листок с клёна (клиновый, а если с липы (липовый).

Итак 1,2,3 начало игры.

Воспитатель: Молодцы, вы так ловко справились со всеми заданиями

Практическая часть:

Мы выполнили все задания Злого разбойника, но что-то он не спешит освобождать нашу пленницу, так посмотрим, здесь ещё какая то записочка от него итак давайте прочитаем. Что же в ней написано (воспитатель достаёт записку и читает):

Освобожу я вашу Осень, если вы мне приготовите вкусный витаминный салат.

Воспитатель: Ну что-же ребята, давайте выполним пожелание нашего Злого разбойника и приготовим ему вкусный витаминный салат, он его попробует и обязательно подобреет, и освободит нашу красавицу Осень. (воспитатель совместно с детьми готовит витаминный салат из моркови, яблока и изюма).

Ну вот, посмотрите, какой у нас получился салат, мы его передаём злому разбойнику. А он сдержал своё обещание и освободил нашу Осень. Посмотрите в окно, как красиво на ветру шевелятся листочки, это Осень нас благодарит за то, что мы освободили её. Давайте помашем ей.

Воспитатель: Вам понравилось наше путешествие? (Ответы детей).

Сегодня мы вспомнили, что осень бывает разной.

Ответили на все вопросы-загадки и составили очень красивые картины осени. И показали себя настоящими знатоками природы!

Рефлексия: Ребята, вам понравилось наше занятие? Что мы сегодня узнали? Кому помогли? В какие игры играли? Что больше всего вам нравится в осенней поре?

blog.dohcolonoc.ru

Конспект занятия «Осень золотая» в старшей группе » Мир учителя

Россия,Республика Татарстан,Азнакаевский район,пгт. Актюбинский
МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №1 «Огонёк»
Воспитатель

Вишневская Л.В.

Тип занятия: комплексное

Вид занятия:познавательное

Программное содержание:

  1.      Систематизировать знания детей об осени и осенних явлениях;
  2.      Продолжать учить составлять предложения по картинкам, а из них короткий рассказ.
  3.      Продолжать учить детей отвечать на вопросы полным предложением.
  4.      Развивать мелкую моторику пальцев рук, через пальчиковую гимнастику.
  5.      Продолжать развивать память, мышление через игры и упражнения.
  6.      Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу и окружающей среде.

Методические приемы:
Наглядные: рассматривание иллюстраций, показ;
Словесные: образец педагога, вопросы, речевые упражнения,
Практические: дидактические игры и упражнения.

Материал:

  • фланелеграф
  • картинки с признаками осени
  • сюжетные картинки  для составления рассказов
  • мяч
  • осенние листья

Словарная работа: желтеют, роняют, листопад, сухими, солнце, листья.

Предварительная работа: чтение стихотворений об осени Ф. И. Тютчева, А. К. Толстого, П. М. Плещеева, А. С. Пушкина. Игра «Подбери предмет к признакам», разучивание стихотворений об осенних месяцах.

ОРГАНИЗАЦИЯ ЗАНЯТИЯ

 Ход занятия

— Ребята,послушайте рассказ-загадку. Попробуйте отгадать, о каком времени года пойдет речь.

«В   лесу  шуршали листья, и казалось, что будто кто — то ходит под кленами и  березами и там, где пройдет, листья краснеют и золотятся. Теперь и не узнать родного леса, родной полянки, родного озера. Цветы увяли и засохли, трава потемнела. Все были заняты, все готовились к приходу зимы. Птицы снимались  с мест, и стаями летели к теплым синим морям.»

(отрывок из рассказа О.Иваненко «спокойной ночи»)

— Ребята,о каком времени года здесь говорится? (об осени)

— А как вы догадались? (трава пожелтела, птицы стали улетать)

— А кто еще знает признаки наступления осени? (ответы детей)

— А еще,ребята осенью чаще дует ветер. Вот и сегодня он дует с самого утра, я его встретила по дороге в детский сад и он мне подарил волшебный мяч.

«Мяч осенний и волшебный будет в руки к вам скакать и вопросы задавать.» Давайте встанем в кружок. Кому я брошу мяч, тот должен ответить на мой вопрос. За правильный ответ я буду давать осенний лист.

— листья осенью (что делают?) –листья осенью желтеют и опадают

-дождь осенью (что делает?) –дождь осенью моросит,идет.

-урожай осенью (что делают?)  –урожай осенью уберают.

— птицы осенью(что делают?) — Птицы осенью улетают.

-деревья осенью(что делают?) — Деревья осенью роняют листья.

-звери осенью (что делают?)— Звери осенью готовятся к зиме, меняют шубки.

Физминутка(Пальчиковая гимнастика) “Осенний букет”.

— Ребята, давайте соберём осенний букет.
Хором.
Раз, два, три, четыре, пять –
Будем листья собирать. (Сжимать и разжимать кулачки).
Листья берёзы.
Листья рябины,
Листики тополя,
Листья осины,
Листики дуба (Загибать поочерёдно пальцы).
Мы соберём
В вазу осенний
Букет отнесём. (Сжимать и разжимать кулачки).

-Молодцы ребята!

Составление рассказов по индивидуальным сюжетным картинкам.

Звучит музыка ветра. Забегает мальчик в костюме осеннего ветра и разбрасывает разноцветные листья возле доски. Мальчик убегает.

— Ребята, это ветер к нам забегал, и разбросал листочки, посмотрите какие они красивые, надо их собрать. Поднимите по одному листочку. (На листьях приклеены сюжетные картинки об осенних признаках.)

— Ребята, придумайте к своей картинке короткий рассказ, а мы все листики соединим, и у нас получится большая осенняя книга.

(Составление рассказов по сюжетным картинкам на тему «Осень».)

Наступила осень. Солнышко все реже и реже выглядывает из—за туч. Деревья надели разноцветный наряд. Красные, желтые листья опадают, кружатся, укрывают землю золотым ковром. Часто идет холодный дождик.  Птицы собираются и улетают в теплые края. Животные делают запасы на зиму. Дети осенью пошли в школу. В лесу выросли грибы и ягоды. Люди собирают урожай и готовятся к зиме.

Итог занятия.

Посмотрите, какая красивая, большая книга получилась у нас. Мы положим её в уголок природы и в дальнейшем сделаем другие книги о зиме, весне и лете.

— Вот наше занятие подошло к концу, скажите, ребята:
О каком времени года мы говорили на занятии?
Что бывает только осенью? (Сбор урожая, отлет птиц, листопад.)

скачать dle 12.1

worldofteacher.com

Конспект НОД в старшей группе по теме: «Осень золотая»

Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста на тему: «Осень золотая»

Программное содержание:

1.Обобщение, уточнение и расширение представлений знаний детей об сени;

2.Формировать у детей представления об осени, как о красивейшем времени года,

используя средства художественной выразительности (стихи, песни, пословицы, загадки).

3.Развивать познавательный интерес, память, речь, внимание.

4.Закрепление умений выполнять коллективную аппликацию

Предварительная работа:

1.Наблюдения на прогулке за явлениями природы (ветер, дождь, смена цветового колорита листьев и их опадание).

2.Чтение художественной литературы, заучивание стихов, пословиц, народных примет.

Оборудование: нарисованные деревья (имитирующие лес), листья с разных деревьев (кленовые, дубовые, берёзовые), овощи и фрукты , листы бумаги, восковые мелки, нарисованная корзина, шкатулочка (в форме овоща или фрукта), мяч.

Ход занятия

Установка на доброжелательное отношение друг к другу.

Воспитатель:

«Ну-ка, дети, встаньте в круг!

Ты мой друг и я твой друг!

Дружно за руки возьмемся

И друг друга улыбнёмся!»

Вы любите отгадывать загадки? (ответы).

Тогда послушайте загадку:

«Снега нет, но холодает,

Лист деревья покидает.

Скрылась в тучах неба просинь,

Это время года… (Осень)».

Воспитатель: Правильно. Вы, наверное, уже догадались, что сегодняшнее занятие посвящено осени. Давайте отправимся на лесную осеннюю поляну(перемещаемся на другую сторону группы)

Скажите, как можно узнать, что наступила осенняя пора?

Дети: листья на деревьях пожелтели, листья опадают с деревьев, стало холодно

Воспитатель: Какие вы умные ребята. Я хочу с вами сыграть в одну очень интересную игру.

У меня в руках разноцветный мяч: Мяч осенний и волшебный,

Будет в руки к вам скакать и вопросы задавать.

Воспитатель: Какая бывает погода осенью?

Когда идет дождь – дождливая.

Когда дует ветер – ветреная.

Когда холодно – холодная.

Когда хмуро – хмурая.

Когда ясно – ясная.

Когда пасмурно – пасмурная.

Когда светит солнце – солнечная.

Когда холодно – холодная.

Воспитатель: Замечательно. Вы правильно говорите, о погоде. Хочется похвалить, что говорили четко, внятно, интересно.

Воспитатель: Ребята, вы когда-нибудь слышали такое выражение «Золотая осень»?

Дети: Да

Воспитатель: А как вы думаете, почему её так называют?

Дети: потому – что, листья желтеют, потому – что осенью поспевает урожай.

Воспитатель: Совершенно верно. Осень бывает разная, говорят даже, что на самом деле есть две осени. Одна — осень радостная, яркая, богатая урожаем, её ещё называют «Золотой», а другая — грустная, с тихим плачем мелкого дождика, туманами, поникшей, опадающей листвой, холодными ветрами, ночными заморозками, первым снегом. Этот период года зовут в России поздней осенью.

Первую, золотую, любят за ясные дни, за красоту лесов, писанных золотой и багряной краской. Днём ещё тепло и солнце посылает на землю прощально-нежные лучи.

Воспитатель: Ребята, кто-нибудь из вас знает стихотворение про осень?

Дети: Да(2 детей рассказывают стихотворение)

Осень

Осень. Обсыпается весь наш бедный сад,
Листья пожелтелые по ветру летят;
Лишь в дали красуется, там, на дне долин,
Кисти ярко — красные вянущих рябин…»
(А. Толстой)

Осень в тайге

Осень. По утрам морозы

Листья словно листопад

Листья около берёзы золотым ковром лежат

В лужах лед прозрачно синий

На листочках белый иней.

Воспитатель: Молодцы. Ребята  посмотрите, какой сказочный букет из листьев приготовила нам Осень. Вот сейчас мы с ними и поиграем. ( Встаём на ковёр, бросаем листья на пол, становимся в круг)

Игра «Осенние листочки»

Дети становятся в круг. На полу разбросаны листья. Воспитанники вместе с педагогом проговаривают слова и выполняют движения:

Осень в гости к нам пришла,

Дождь и ветер принесла

( берутся за руки и идут по кругу.)

Ветер дует, задувает,

С веточек листы сдувает.

( поднимают руки вверх и качают ими из стороны в сторону).

Листья по ветру кружатся

И под ноги нам ложатся.

( разбегаются в разные стороны, кружатся и приседают).

Ну а мы гулять пойдем

И листочки соберем (ребята поднимают с пола листья)

Воспитатель:

 Осенние листочки, летите ко мне в кузовок (обращение к детям)

Ребята посмотрите, какие красивые листочки, знаете ли вы, с каких деревьев упали они?

Дети: Да. Этот с клёна, лист-кленовый; Этот с дубы-дубовый лист и т. д.

Воспитатель: Молодцы! Но осень славиться не только своими красками, но и богатым урожаем. В народе говорят «Красна весна цветами, а осень плодами».

Ребята, а что вы понимаете под словом – урожай?

Дети: Фрукты и овощи, которые люди вырастили на огороде.

Воспитатель: Какие вы знаете овощи? А фрукты?

Игра «Чудесный мешочек»

А чем они полезны?

Дети: в них много витаминов, если их есть, то никогда болеть не будешь и т. д.

Воспитатель: Совершенно верно. Ой, ребята посмотрите, какое большое, красивое яблоко, необычное и в нем что-то есть. (Смотрит).

А там задание – загадки.

Наверное, это нам осень прислала. Вы любите отгадывать загадки?

Воспитатель читает загадки, отгадки лежат в корзине (овощи и фрукты).

Загадки:

1. Сто одежек и все без застежек. (Капуста).

2. Ни окон, ни дверей — полна горница людей. (Огурец).

3. Сидит дед, во сто шуб одет, кто его раздевает, тот слезы проливает.  (Лук).

4. Красная девица, сидит в темнице, а коса на улице. (Морковь).

5. В огороде вырастаю, а когда я созреваю, варят из меня томат, в щи кладут и так едят. (Помидор).

6. Маленький, горький, луку брат. (Чеснок).

7. Над землей трава, под землей алая голова. (Свекла).

8. Круглый бок, желтый бок, растет на грядке колобок. Врос в землю крепко. Что это? (Репка).

9. Сочный, желтый, очень кислый. (Лимон).

10. Сочный, круглый, вкусный на вкус сладкий. (Апельсин).

Дети отгадывают, находят фрукты или овощи.

Молодцы ребята, а вы любите рисовать?

Дети: Да.

Воспитатель: Я предлагаю вам нарисовать те фрукты и овощи, которые вам нравятся, ведь осень это время сбора урожая. Давайте наполним нашу корзину овощами фруктами.

Дети наклеиваю свои фрукты и овощи на нарисованную корзину.

После этого воспитатель предлагает отдохнуть и провести

Физкультминутка “Урожай”.
В огород пойдем, урожай соберем (маршируют)
Мы морковки натаскаем (“Таскают”)
И картошки накопаем. (“Копают”)
Срежем мы кочан капусты, (“Срезают”)
Круглый, сочный, очень вкусный, (Показывают круг руками-
3раза.)
Щавеля нарвем немножко (“Рвут”)
И вернёмся по дорожке (маршируют)

Воспитатель: Ребята, какие мы с вами молодцы, сколько всего про осень знаем. Вам понравилось наше занятие? А что нового вы сегодня узнали? Молодцы.

infourok.ru

Конспект занятия в старшей группе на тему :»Осень золотая».

Конспекты занятий

По познавательному развитию

«Золотая Осень» в старшей группе

Воспитатель: Крылова Е.В.

Детский сад № 107 «Ягодка»

г. Тольятти

Цель: закрепить представления детей о характерных признаках осени и осенних явлениях.

Задачи:

Закрепить умения устанавливать связь между признаками в природе и умения отстаивать свою точку зрения, делать выводы.

Учить детей называть приметы осени, изменения в природе, использую образные слова и выражения.

Закрепить навык образования прилагательного от существительного.

Продолжать развивать память, внимание, мышление через игры и игровые упражнения.

Воспитывать любовь к природе, заботливое отношение к животным.

Развивающая среда:

Стулья расставлены полукругом по количеству детей.

Доска с таблицей, фломастер, шкатулка.

Ларчик с овощами и фруктами, письмо, мячик.

Две ветки в вазах.

Иллюстрация картин «Ранняя осень», «Поздняя осень».

Магнитофон, аудиозапись «звуки пробуждающегося леса».

Словарная работа

Термометр, золотая, величавая, очаровательная, разноцветная, ранняя, поздняя.

Педагогические технологии: ТРИЗ, музыкальное воздействие.

Здоровьесберегающие технологии: ароматерапия, динамическая пауза.

ХОД:

Воспитатель: Сегодня мы с вами совершим путешествие. А куда вы узнаете, если отгадаете загадку:

Воспитатель:

Прошла по лугам,

По лесам, по полям.

Припасы она заготовила нам,

Упрятала их в погреба, в закрома,

Сказала: За мною нагрянет зима.

Дети: Осень. Открывается дверь и выглядывает мордочка зайца. Он приносит письмо.

Воспитатель: Посмотрим от кого же это письмо?

Детский сад № 204 детям группы «Затейники».

Обратный адрес: Заячья поляна пригородного леса.

Здравствуйте! На заячьей поляне состоялось собрание зайцев. Мы хотели принять решение: пора ли нам менять серые шубки на белые. Получилось так, что одна половина считала, что пора, а другие зайцы говорили что рано.

Одни говорили, что осень заканчивается, другие говорят, что зима уже наступила. Мы не знаем, что делать. Посоветуйте, пожалуйста. Мы не можем понять, кончается осень или нет? Говорят, что зима идет к нам через ваш город. подскажите когда она будет в лесу.

Только мы просим, представьте убедительные доказательства. Ведь менять шубки дело для зайцев не простое.

Воспитатель: Этот вопрос очень даже интересный. Но мы с вами постараемся на него ответить. Дети, зайцам повезло, сейчас мы совершим путешествие в осень и сможем помочь зайчикам принять правильное решение.

Воспитатель: Вы смотрите по телевизору прогноз погоды, диктор рассказывает про температуру воздуха, направление ветра, осадки. Осадки? Что это такое? (дождь, снег, туман). Воспитатель записывает.

Воспитатель: Дети, а как можно узнать какая будет погода? (посмотреть телевизор, послушать радио, по термометру).

Игра «Погода осенью»

У меня разноцветный мяч: мяч осенний и волшебный,

Будет в руки к вам скакать и вопросы задавать.

Воспитатель: Дети, а какая бывает погода осенью:

Когда идет дождь — дождливая.

Когда дует ветер — ветреная

Холодно — холодная

Пасмурно — пасмурная

Сыро — сырая

Хмуро — хмурая

Ясно — ясная

Воспитатель: Отлично. Вы правильно говорите, о погоде. Хочется похвалить, что говорили четко, внятно, интересно.

Воспитатель: А как вы думаете, вся осень бывает одинаковая? Какие периоды осени вы знаете?

Дети: (Ранняя, поздняя)

Воспитатель: Вы видите несколько картин с изображением осени. Покажите, какая на них изображена осень. (Дети показывают и называют)

Воспитатель: Вы знаете, каждое время года состоит из 3 месяцев. Назовите месяцы осени.

Дети: Сентябрь, октябрь, ноябрь.

Воспитатель: Молодцы! Вы правильно назвали месяцы. А что происходит с природой осенью?

Дети: Погода теплая, на деревьях разноцветные листочки, летают серебряные нити паутины, дуют холодные ветры, желтеет и высыхает трава, идет теплый и моросящий дождь, на небе серые облака, по утрам бывают туманы, лужи покрываются корочкой льда, созревают желуди, орехи, поспевают клюква.

Дети: Дни короче, ночь длиннее, солнце светит мало, ветер срывает листья с деревьев, идет мелкий холодный дождь, небо серое, травы буреют, цветы вянут, ночью заморозки, деревья покрываются инеем, насекомые исчезли, солнце светит редко.

Дети: Листья все облетели и почернели, сосны и ели стоят зеленые, травы побурели, небо в свинцовых тучах, идут долгие холодные дожди со снегом, ночью мороз лед на лужах, земля промерзла, ветки деревьев звенят и покрываются инеем.

Воспитатель: Молодцы вы точно назвали осенние месяцы и рассказали об изменениях в природе. Да, осень бывает прекрасна. С давних времен люди складывали стихи, песни, сочинили загадки и пословицы. Послушайте, я расскажу вам о приметах осени.

Приметы осени

Осень подойдет неслышно,

Тихо встанет у ворот.

В огороде листик вишни,

На дорогу упадет.

Это первая примета,

Что от нас уходит лето.

А вторая куст малины,

В нитях белой паутины.

Чуть короче станет день,

Потемнеют облака,

Словно их накроет тень,

Станет пасмурной река —

Третья верная примета:

Осень бродит близко где-то

Ранним утром на поляны,

Лягут белые туманы.

А потом уж жди, не жди

Моросящие дожди

Пеленой затянут просинь

Значит, наступила осень. У нас в детском саду есть копилка народных мудростей, дети складывают в нее пословицы и приметы времен года. А вы хотите положить туда свои знания? (Да).

В круг ребята становитесь,

Крепче за руки держитесь.

Я шкатулочку возьму,

И приметы соберу.

Воспитатель: Открывает крышку, а дети называют приметы и пословицы.

Пословицы

Коли ясно, то и осень прекрасна.

Осень идет, и дождь за собой ведет.

Красна весна цветами, а осень пирогами.

От осени к лету, поворота нету.

Лето со снопами, осень с пирогами.

Грибок в кузовок — зимой будет пирожок.

Приметы

Осенью паутина на ясную погоду.

Гром в сентябре — теплая осень.

Если орехов много, а грибов нет — зима будет снежная, суровая.

Большие муравьиные кучи — к мягкой зиме.

Когда гусь улетает, снег выпадает.

Воспитатель: Дети, вы замечательно все говорили, наша шкатулочка пополнилась вашими мудростями. Мне понравились ответы, вы назвали много интересных примет, позволяющих предсказать погоду.

(Дети садятся на стульчики)

А сейчас прочитайте стихотворение «Осень», написанное на таблице.

Плакали ночью желтые клены,

Вспомнили клены, что были зелены.

С желтой березы тоже капало,

Значит, береза тоже плакала.

Воспитатель: Как вы думаете, почему плакала береза?

Дети: (Жалела, что кончилось лето, что опадают листочки).

Воспитатель: А почему у деревьев опадают листочки?

Дети: (Мало солнца, стало холодно)

Воспитатель: Дети, а можно ли что — либо сделать, чтобы листочки остались на дереве?

Дети: (Приклеить, пришить).

Воспитатель: А будут ли, такие листочки держатся?

Дети: (Нет, скрутятся, почернеют, будут не красивые, опадут).

Воспитатель: Представьте себе, что вы листочки, подул ветер, и вы закачались (звучит музыка, дети танцуют).

Физминутка «Листочки».

Осенние листочки закружились.

Веселый ветер зашумел над ними,

Весело они летели

И на землю сели.

Вот ветер снова тихо набежал,

Вдруг листочки красивые поднял.

Весело они летели

И на землю сели.

Ой, как много на ковре листочков. А давайте поиграем в игру.

Раскрась листья в соответствии со значками

Подойдите к столам и раскрасьте листья в соответствии со значками. Будьте внимательны, посмотрите где стоит значок.

Воспитатель: Умницы, мне не удалось поймать вас в ловушку. Вы точно определили листья.

Воспитатель: Из ваших ответов, я поняла, что осень вам нравиться, а какие красивые слова вы могли бы сказать про осень.

Игра осенние слова

Дети: Золотая, печальная, хмурая, красивая, разноцветная, дождливая, долгая, затяжная, пестрая, теплая, холодная, ранняя, поздняя, средняя, хорошая, дивная, задумчивая, замечательная, интересная, величавая, унылая, очаровательная, тихая, невеселая, таинственная, скучная, грустная, ласковая.

Воспитатель: Вот подошло наше путешествие к концу. Расставаясь с осенью, давайте поиграем с лесным эхом.

Эхо лесное, спросить могу?

Ау-ау-ау!

Куда это листья лесные пропали?

Опали-опали-опали:

Птички певички, давно ли галдели?

Летели, летели, на юг улетели:

Белки и зайцы, про вас не знаем?

Линяем, линяем, линяем:

Так что же творится в лесу? — спросим.

Осень, осень, осень.

Итог занятия

Воспитатель: Дети, подумайте и скажите, что мы напишем зайцам.

Дети: Осень наступила. Уже выпадает снег по ночам. Пора менять шубки на белые, а то лиса или волк заметят. Деревья голые, травка повяла, исчезли насекомые жуки, червяки, улетели птицы на юг.

Воспитатель: Я рада, что вы сами нашли убедительные доказательства, что осень прошла через наш город и направилась в лес. Сегодня после прогулки мы напишем зайцам ответ. Дети, а кто сегодня на занятии был самым активным? Чьи ответы вам понравились. А кому понравились свои ответы и почему? (Ответы детей)

Воспитатель: Молодцы, вы старались, я довольна вами. У меня для вас небольшой секрет: осень прислала нам посылочку. Примите от нее послание. Осень прислала вам листочки, которые вы можете раскрасить.

Источник: http://doshvozrast.ru/konspekt/poznovrazv45.htm

infourok.ru

Советы рукодельницам