Осень Трутнева стихотворение с иллюстрациями

Осень Трутнева стихотворение с иллюстрациями

Рейтинг:   / 53

Стало вдруг светлее вдвое,

Двор как в солнечных лучах —

Это платье золотое

У берёзки на плечах.

 

У калины и рябины

Вьются стаями дрозды…

Под окошком георгины

Красотой своей горды.

 

Утром мы во двор идём —

Листья сыплются дождём,

Под ногами шелестят

И летят… летят… летят…

 

Пролетают паутинки

С паучками в серединке,

И высоко от земли

Пролетели журавли.

 

Всё летит! Должно быть, это

Улетает наше лето. 

Е. Трутнева

Похожие по содержанию произведения раздела:

ЯСОЧКИН САДИК ЗАБИЛА Н.Л.  Наталья Львовна Забила  — перевод с украинского 3.Александровой  З …

ЯСОЧКА НА РЕЧКЕ ЗАБИЛА Н.Л. Наталья Львовна Забила — перевод с украинского 3.Александровой  Н …

ЯСОЧКА НА ПРАЗДНИКЕ ЗАБИЛА Н.Л. Наталья Львовна Забила — перевод с украинского 3.Александровой …

Я у мальчиков спросила…  А. Барто Я у мальчиков спросила: — Это что за деревце? — Говорят …

  • < Осеннее Исаковский стихотворение
  • Мечты о будущем Забила стихотворение с иллюстрациями >
Добавить комментарий

russkay-literatura.net

Стихи про осень Евгении Трутневой

Евгения Трутнева
Интересные стихи про осень Евгении Трутневой:

***
Под ногой похрустывают льдинки,
Ничего не видно. Темнота.
И шуршат листочки — невидимки,
Облетая с каждого куста.
Осень ходит по дорогам лета,
Всё притихло, отдыхать легко.
Только в небе празднично от света –
Небо все созвездия зажгло!..
С золотыми листиками схожи,
Звёзды с неба сыплются… летят…
Будто в тёмном, звёздном небе тоже
Наступил осенний листопад.

автор: Евгения Трутнева

Осень. Поздняя пора

Осень. Поздняя пора
Потемнели вечера.
Встанет вечер над ветвями –
Набросает звезд горстями.

В темном небе, между звезд,
Протянулся белый мост.
Верно, звезды по нему
Пробегают через тьму.

автор: Евгения Трутнева

Осень

На тропинки желтый лист ложится.
Собрались и улетели птицы.
Старый дятел спрятал топоришко,
Опустели гнездышки-домишки.

«Фью… фью… фью… — свистит осенний ветер –
Скучно одному на белом свете».
Лезет ветер в каждую трубу
И стучит заслонкой «Бу-бу-бу!»

В чистом поле холодно былинке.
У нее ни шубы, ни перинки.
Яблоня в саду загоревала.
Холодно и ей без покрывала.

Ночью туча пролетела низко.
Прыгнула с нее парашютистка.
А потом другие – друг на друга!
И пошла, и закрутила вьюга.

Облепила снегом каждый кустик.
Шапки нахлобучила капусте.
Яблони на зимние деньки
Завернула в теплые платки.

Утром разворчался дед Гаврила:
«Все дороги снегом завалило».
И достал в дровянике в углу
Новую хорошую метлу.

автор: Евгения Трутнева

Осенью над лесом и болотом

Осенью над лесом и болотом
Туча пролетела самолётом.
Пролетела туча низко-низко…
Прыгнула с нее парашютистка.
А за ней сейчас же и другая,
И уже летит за стаей стая.
Спрыгивали легкие снежинки
На пустые нивы, на тропинки.
На высокий берег у реки,
В тёмные лесные уголки.
И тогда в притихшие дома
Через окна глянула зима.

автор: Евгения Трутнева

В темный лес дремучий заглянула осень

В темный лес дремучий заглянула осень.
Сколько свежих шишек у зеленых сосен.
Сколько алых ягод у лесной рябинки!
Выросли волнушки прямо на тропинке.

И среди брусники, на зеленой кочке,
Вылез гриб-грибочек в красненьком платочке.
Разыгрался ветер на лесной поляне,
Закружил осинку в красном сарафане.

И листок березы золотистой пчелкой
Вьется и летает над колючей елкой.
А под ёлкой грузди замостили мостик…
До свиданья, елка! Приезжай к нам в гости!

автор: Евгения Трутнева

***
Добро пожаловать! Пора!
Открыты настежь двери школы.
Сегодня с раннего утра
Похож на улей зал веселый.

А в классы, в каждое окно
Влетает золотая осень:
То лист, раскрашенный давно
Высокий клен сюда забросит,
То вдруг в каком-нибудь окне
Блеснет на солнце паутинка…
А солнце шарит по стене…
Скрипит кузнечик-невидимка.

На партах комышки руды,
Жуки, личинки в твердой коже.
И маленький стакан воды
Большой букет вместить не может.

автор: Евгения Трутнева

Сад

На юг журавли
Пролетали над нивой,
За речкой сгущалась
Туманная мгла.
В осенний денёк,
Невесёлый, дождливый,
У школы работа
Горячая шла.

Свинцовые тучи
Бежали куда-то,
И ветры друг с другом
Вели разговор.
Охотно и дружно
Трудились ребята:
Царапались грабли,
Врезалась лопата —
И в сад превращался
Заброшенный двор.

С укутанных яблонь
Снимались рогожи,
И прямо от серых
Ступенек крыльца,
На девочек-школьниц
Немного похожи, —
Линейками встали
Кругом деревца.

автор: Евгения Трутнева

В саду за школой бродит осень

В саду за школой бродит осень.
В траве шуршит опавший лист,
И горн торжественно выносит
В аллею старых лип горнист.

По росту на линейке встали,
Проверил каждый сам себя.
И, улыбаясь, смотрит Сталин
С плакатов школьных на ребят.

С кустов взлетают птичьи стайки;
Как пламя, вспыхнув у лица,
На пиджаки, рубашки, майки
Ложится галстук в три конца.

А солнце сыплет искры с горна
И вдруг отметит заодно
Какой-нибудь вихор задорный
Или чернильное пятно
На пальце поднятой в салюте
Шершавой маленькой руки.

Застыв в торжественной минуте,
В саду стоят ученики.

автор: Евгения Трутнева

www.stihomaniya.ru

Подготовительная группа | Детский сад № 99

Сентябрь

Е. Трутнева «Осень»

Стало вдруг светлее вдвое, двор как в солнечных лучах —

Это платье золотое у березы на плечах.
Утром мы во двор идем — листья сыплются дождем,
Под ногами шелестят и летят… летят… летят…
Пролетают паутинки с паучками в серединке.
И высоко от земли пролетают журавли.
Все летит! Должно быть, это улетает наше лето.

А. Барто «Вам нужна сорока?»

Вам не нужна сорока, сорока без крыла?
Она у нас два срока -два месяца жила.
Ее нашли в июне, ее назвали Дуней.
Скакала, как зайчонок, сорока по траве,
Любила у девчонок сидеть на голове.
Она однажды ложку стащила со стола,
Но, поиграв немножко, Андрюшке отдала.
Он был ее любимцем, Андрюша Челноков.
Она ему гостинцы носила – червяков.
Мы к ней привыкли очень, а Дуня в тихий час
Твердила по-сорочьи: « Скучаю я без вас…»
Но осень, осень скоро, в саду желтеет лист,
Уже уехал в город Володя-баянист.
И мы уедем… Осень… Но как мы Дуню бросим?
Она у нас два срока-два месяца жила…

Вам не нужна сорока, сорока без крыла?

Октябрь

А. С. Пушкин « Уж небо осенью дышало»

Уж небо осенью дышало,
Уж реже солнышко блистало,
Короче становился день,
Лесов таинственная сень
С печальным шумом обнажалась.
Ложился на поля туман,
Гусей крикливых караван
Тянулся к югу: приближалась
Довольно скучная пора;
Стоял ноябрь уж у двора.

К. Бальмонт «Осень»

Поспевает брусника,
Стали дни холоднее,
И от птичьего крика
В сердце стало грустнее.

Стаи птиц улетают
Прочь, за синее море.
Все деревья блистают
В разноцветном уборе.

Солнце реже смеется,
Нет в цветах благовонья.
Скоро Осень проснется
И заплачет спросонья.

И. Бунин «Листопад»

Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Веселой, пестрою стеной
Стоит над светлою поляной.

Березы желтою резьбой
Блестят в лазури голубой,
Как вышки, елочки темнеют,
А между кленами синеют
То там, то здесь в листве сквозной
Просветы в небо, что оконца.
Лес пахнет дубом и сосной,
За лето высох он от солнца,
И Осень тихою вдовой
Вступает в пестрый терем свой.

М. Волошин «Осенью»

Рдяны краски, воздух чист;
Вьется в пляске красный лист, —
Это осень, далей просинь,
Гулы сосен, веток свист.
Ветер клонит ряд ракит,
Листья гонит и вихрит
Вихрей рати, и на скате
Перекати- поле мчит.
Воды мутит, гонит гам,
Рыщет, крутит здесь и там —
По нагорьям, плоскогорьям,
Лукоморьям и морям.
Заверть пыли чрез поля
Вихри взвили, пепеля;
Чьи-то руки напружили,
Точно луки, тополя.
В море прянет —вир встает,
Воды стянет, загудёт,
Рвет на части лодок снасти,
Дышит в пасти пенных вод.
Ввысь, в червленый солнца диск —
Миллионы алых брызг!

Гребней взвивы, струй отливы,
Коней гривы, пены взвизг…

Ноябрь

К. Чолиев «Деревья спят»

Вот и мороз, забыта осень,
Застыл, затих зеленый лес,
Под низкой крышею небес.
Деревья спят одежды сбросив,
И не тревожит их немало,
Ни ветра свист, не вьюги вой,
Закутала их с головой,
Зима в свой снег, как в одеяло.
Теперь их только по весне,
С дождем желанным, гром разбудит,
Деревья спят, совсем как люди,
И день за днем, растут во сне.

И. Бунин «Первый снег»

Зимним холодом пахнуло на поля и на леса.
Ярким пурпуром зажглися пред закатом небеса.
Ночью буря бушевала, а с рассветом на село,
На пруды, на сад пустынный первым снегом понесло.

И сегодня над широкой белой скатертью полей
Мы простились с запоздалой вереницею гусей.

В. Степанов «Ты мети, метла, мети»

Ты мети, метла, мети,
Скоро должен гость прийти.

Прогони осенний сор,
Сделай чистым старый двор,
Чтобы белый снег — снежок
Не испачкал сапожок.

Декабрь

Е. Трутнева «Первый снег»

Что такое за окном?
Сразу в доме посветлело!
Это снег лежит ковром,
Самый первый, самый белый!
Вот о чем всю ночь свистел
За моим окошком ветер!
Он про снег сказать хотел
И про то, что зиму встретил.
Нарядилась и рябина
В белый праздничный наряд.
Только гроздья на вершине
Ярче прежнего горят.

С. Есенин «Пороша»

Еду. Тихо. Слышны звоны
Под копытом на снегу.
Только серые вороны
Расшумелись на лугу.

Заколдован невидимкой,
Дремлет лес под сказку сна.
Словно белою косынкой
Повязалася сосна.

Понагнулась, как старушка,
Оперлася на клюку,
А под самою макушкой
Долбит дятел на суку.

Скачет конь, простору много.
Валит снег и стелет шаль.

Бесконечная дорога
Убегает лентой вдаль.

К. Чуковский «Ёлка»

Были бы у ёлочки ножки,
Побежала бы она по дорожке.
Заплясала бы она вместе с нами,
Застучала бы она каблучками.
Закружились бы на ёлочке игрушки —
Разноцветные фонарики, хлопушки.
Завертелись бы на ёлочке флаги
Из пунцовой, из серебряной бумаги.
Засмеялись бы на ёлочке матрёшки
И захлопали б от радости в ладошки.
Потому что у ворот постучался Новый год!
Новый, новый, молодой,
С золотою бородой!

Январь

С. Есенин «Белая береза»

Белая береза
Под моим окном
Принакрылась снегом,
Точно серебром.

На пушистых ветках
Снежною каймой
Распустились кисти
Белой бахромой.

И стоит береза
В сонной тишине,
И горят снежинки
В золотом огне.

А заря, лениво
Обходя кругом,
обсыпает ветки
Новым серебром.

А. Фет «Печальная береза»

Печальная береза
У моего окна,
И прихотью мороза
Разубрана она.

Как гроздья винограда,
Ветвей концы висят,-
И радостен для взгляда
Весь траурный наряд.

Люблю игру денницы
Я замечать на ней,
И жаль мне, если птицы
Стряхнут красу ветвей.

Ф. Тютчев «Чародейкою Зимой»

Чародейкою Зимою
Околдован, лес стоит —
И под снежной бахромою,
Неподвижною, немою,
Чудной жизнью он блестит.

И стоит он, околдован,-
Не мертвец и не живой —
Сном волшебным очарован,
Весь опутан, весь окован
Легкой цепью пуховой…

Солнце зимнее ли мещет
На него свой луч косой —
В нем ничто не затрепещет,
Он весь вспыхнет и заблещет
Ослепительной красой.

Февраль

М. Лермонтов «На севере диком…»

На севере диком стоит одиноко
На голой вершине сосна,
И дремлет, качаясь, и снегом сыпучим
Одета, как ризой, она.

И снится ей все, что в пустыне далекой,
В том крае, где солнца восход,
Одна и грустна на утесе горючем
Прекрасная пальма растет.

С. Маршак «Пудель»

На свете старушка
Спокойно жила,
Сухарики ела
И кофе пила.

И был у старушки
Породистый пес,
Косматые уши
И стриженый нос.
Старушка сказала:
— Открою буфет
И косточку
Пуделю
Дам на обед.
Подходит к буфету,
На полку глядит,
А пудель
На блюде
В буфете сидит.
Однажды
Старушка
Отправилась в лес.
Приходит обратно,
А пудель исчез.
Искала старушка
Четырнадцать дней,
А пудель
По комнате
Бегал за ней.
Старушка на грядке
Полола горох.
Приходит с работы,
А пудель издох.
Старушка бежит
И зовет докторов.
Приходит обратно,
А пудель здоров.
По скользкой тропинке
В метель и мороз
Спускаются с горки
Старушка и пес.
Старушка в калошах,

А пес — босиком.
Старушка вприпрыжку,
А пес — кувырком!
По улице
Курица
Водит цыплят.
Цыплята тихонько
Пищат и свистят.
Помчался вдогонку
За курицей пес,
А курица пуделя
Клюнула в нос.
Старушка и пудель
Смотрели
В окно,
Но скоро на улице
Стало темно.
Старушка спросила:
— Что делать, мой пес? —
А пудель подумал
И спички принес.

Смотала старушка
Клубок для чулок,
А пудель тихонько
Клубок уволок.
Весь день по квартире
Катал да катал,
Старушку опутал,
Кота обмотал.
Старушке в подарок
Прислали кофейник,
А пуделю — плетку
И медный ошейник.
Довольна старушка,
А пудель не рад
И просит подарки
Отправить назад.

Март

Ф. Тютчев «Зима недаром злится…»

Зима недаром злится,
Прошла ее пора —
Весна в окно стучится
И гонит со двора.

И все засуетилось,
Все нудит Зиму вон —

И жаворонки в небе
Уж подняли трезвон.

Зима еще хлопочет
И на Весну ворчит:
Та ей в глаза хохочет
И пуще лишь шумит…

Взбесилась ведьма злая
И, снегу захватя,
Пустила, убегая,
В прекрасное дитя…

Весне и горя мало:
Умылася в снегу
И лишь румяней стала
Наперекор врагу.

Е. Серова «Подснежник»

Выглянул подснежник
В полутьме лесной —
Маленький разведчик,
Посланный весной;
Пусть еще над лесом
Властвуют снега,
Пусть лежат под снегом
Сонные луга;
Пусть на спящей речке
Неподвижен лед, —
Раз пришел разведчик, И весна придет!

В. Берестов « Праздник мам»

Восьмое марта, праздник мам,
Тук-тук! — стучится в двери к нам.
Он только в тот приходит дом,
Где помогают маме.
Мы пол для мамы подметем
На стол накроем сами.
Мы сварим для нее обед,
Мы с ней споем, станцуем.
Мы красками ее портрет
В подарок нарисуем.
— Их не узнать! Вот это да! —
Тут мама скажет людям.
А мы всегда,
А мы всегда,
Всегда такими будем!

Апрель

Г.Новицкая «Вскрываются почки»

Вскрываются почки,
Как реки!
Такая стоит трескотня!
Тяжёлые сонные веки
Весна
Наконец подняла!
Заждались
Прекрасную соню
Давно и луга, и поля.
Не зря её громом будили
Разгневанные небеса!
И вот поднялась лежебока,
Взглянула с улыбкой
Вокруг.
И сразу
Жужжаньем, как соком,
Оживший
Наполнился луг.
И пробует каждая почка
Зелёным своим языком
Парную,
Апрельскую ночку,
Залитую всю молоком!

Ф. Тютчев «Весенние воды»

Еще в полях белеет снег,
А воды уж весной шумят —
Бегут и будят сонный брег,
Бегут, и блещут, и гласят…

Они гласят во все концы:
«Весна идет, весна идет,
Мы молодой весны гонцы,
Она нас выслала вперед!

Весна идет, весна идет,
И тихих, теплых майских дней
Румяный, светлый хоровод
Толпится весело за ней!..»

Май

Э. Успенский «Память»

— Я не зря себя хвалю,
Всем и всюду говорю,
Что любое предложенье
Прямо сразу повторю.

— «Ехал Ваня на коне,
Вел собачку на ремне,
А старушка в это время
Мыла кактус на окне».

— Ну о чем тут говорить?
Стал бы я себя хвалить.
Мне историю про Ваню
Очень просто повторить:

Ехал Ваня на коне,
Вел собачку на ремне,
Ну, а кактус в это время
Мыл старушку на окне.

Ехал кактус на коне,
Вел собачку на ремне,
А старушка в это время
Мыла Ваню на окне.

Ехал Ваня на окне,
Вел старушку на ремне,
Ну, а кактус в это время
Мыл собачку на коне.

Знаю я, что говорю.
Говорил, что повторю.
Вот и вышло без ошибок,
А чего хвалиться зрю?

Е. Серова «Ландыш»

Родился ландыш в майский день,
И лес его хранит.
Мне кажется: его задень –
Он тихо зазвенит.
И этот звон услышит луг,
И птицы, и цветы…
Давай послушаем, а вдруг
Услышим – я и ты?

М. Карим «Здравствуй, солнце»

-Здравствуй, лес!-
Кричит мальчишка.
-Здравствуй, мальчик!-
Крикнул лес.
-Луг, привет!-
Кричит мальчишка.
-Добрый день!-
Ответил луг.
-А со мной?-
Сказало солнце.-
Поздоровайся со мной!
Ты забыл меня, Как будто мы поссорились с тобой!
-Я кричал тебе все утро:
«Здравствуй, солнце!»,
Но в ответ
Доносился почему-то
Только слабый, сонный свет.
Ты еще спало, наверно,
Завернувшись в облака…
Здравствуй, солнце!
Здравствуй, небо!
Я бегу к тебе река!

xn--99-6kcq7d.xn--p1ai

Заучивание стихотворения Е. трутневой «Осень»

Ұйымдастырылған оқыту қызметінің технологиялык картасы

Технологическая карта организованной учебной деятельности

                                                                 Для старшей группы Білім  саласы/ Образовательная область: Коммуникация

Бөлімі /Разделы: Художественная литература

Тақырыбы/Тема: Заучивание стихотворения  Е.Трутневой «Осень»

Мақсаты/Цель: Познакомить детей с новым литературным жанром – стихотворением; научить определять характер произведения, чувствовать общий тон, настроение автора; развивать способность образно воспринимать красоту и поэтичность стихотворения, память, мышление, воображение. Воспитывать любовь к природе.

Екі тiлдiк компонент:/ Билингвальный компонент: листья – жапырақ, осень – күз.

Сөздік жұмыс/Словарная работа: светлее вдвое, листопад, сыплются (листья).

Предварительная работа/Алдын ала дайындық жұмысы: Рассматривание картин на тему «Осень», беседы об осени, Чтение «детской энциклопедии о животных», Прослушивание аудиозаписи «Шум леса»; фотовикторина «Узнай по листочку».

Іс-әрекет-кезеңі/Этапы деятельности

Тәрбиешінің  іс-әрекеті

Действия педагога

Баланың іс-әрекеті

Действия детей

Ұйымдаст.қозғаушы қыз.түрі/Мотивационно-побудительный

Дети входят в группу под музыкальное произведение А.Вивальди «Осень»

-Ребята, вам понравилось это музыкальное произведение?

-К какому времени года больше подходит эта музыка?

Да, действительно, осень бывает разная и только осенью бывает такое буйство красок. Вот это все и показал известный итальянский композитор А.Вивальди, в своем муз. произведении «Осень», отрывок которого мы с вами прослушали.

Заинтересованно и внимательно слушают музыку.

Отвечают на вопросы.

Ұйымдастыру іздестіру

Организационно – поисковый

– Осенняя природа побуждает людей творить. Изображать осеннюю природу можно по-разному. Вы были художниками и изображали осень с помощью акварельных красок, композиторы передают настроение осеннего дня с помощью музыки, а поэтесса Евгения Трутнева «нарисовала» картину осени словами. (Приход Буратино.)

Выразительное чтение стихотворения «Осень»

Стало вдруг светлее вдвое,

 Двор как в солнечных лучах,

 Это платье золотое     

 У березы на плечах.

 Утром мы  идем во двор

 Листья сыплются дождем,

 Под ногами шелестят

 И летят, летят, летят.

 Пролетают паутинки

 С паучками в серединке.

 И высоко от земли

 Пролетели журавли.

 Все летит! Должно быть, это

 Улетает наше лето.

Беседа после первичного восприятия.

—  Вам понравилось? О чем это стихотворение?       

-Ребята, о каком периоде осени, это стихотворение?

Как вы это поняли? Отчего на дворе стало светлее вдвое?

-Вспомните, с какой любовью автор описывает березу?

И действительно, березка, как девушка в золотом платьице, стоит модница, летом зеленое платье носила, а осенью – золотое.

Ветер обрывает листья, и они что делают?

-В стихотворении говорится:  «листья сыплются дождем». Подумайте, почему так сказала поэтесса?    

-С конца лета и до самого листопада паучки плетут паутинку, будто хотят задержать листья на деревьях, но ветер уносит вместе с листьями и паучков. Вспомните, как об этом сказано в стихотворении.

-Ребята, как вы думаете, каким голосом нужно прочесть слова «Все летит, должно быть это, улетает наше лето»? Почему немножко грустно?

Я прочту стихотворение еще раз. Постарайтесь его запомнить. Заметьте, каким голосом я буду читать.

Повторное чтение 2-3 раза.

Подбор картинок – моделей к частям стихотворения.

Физминутка «Найди пару»

-Ребята, мне Буратино шепнул на ушко, что он ничего не знает об осени. Давайте ему поможем?

 -Что происходит осенью с растениями? —

 -Что  насекомые делают?

 -Что происходит с птицами?

-Какая погода осенью?

-Как люди стали одеваться?

Буратино:

-Ребята, спасибо вам.  Я сегодня многое узнал об осени. И стихотворение я тоже запомнил, пойду,  расскажу своим друзьям. До свидания, ребята!

Рассматривают портрет писательницы.

Внимательно слушают стихотворение.

Ответы детей:

(Золотая осень)

(Деревья стали золотыми.)

(«Это платье золотое у березки на плечах»).

(Летят, сыплются, шелестят.)

(Листопад)

(Пролетают  паутинки

 с  паучками в серединке.)

Ответы детей.

Повторное слушание с установкой на запоминание.

Сначала читают  дети с хорошей памятью, затем послабее.

В руках у детей осенние листочки. Дети выполняют танцевальные движения. По окончании музыки – находят пару.

Дети рассказывают о признаках осени.

 Отвечают на вопросы.

Прощаются с Буратино.

Рефлексивті- түзетушілік

Рефлексивно корригирующий

-Ребята, с каким произведением сегодня познакомились? Кто написал?

-О чем говорится в стихотворении?

-Молодцы, ребята! Вы все справились, хорошо запомнили стишок.

Отвечают на вопросы, высказывают свои впечатления.

Күткен нәтиже/Ожидаемый результат:

Жаңғыртады/Воспроизводят: содержание стихотворения;

Түсінеді/  Понимают:  смысл стихотворения;

Қолдана алады/Применяют: интонационную выразительность при чтении стихотворения.

kopilkaurokov.ru

Стихи про осень

ОСЕНЬ
Стало вдруг светлее вдвое,
Двор как в солнечных лучах —
Это платье золотое
У берёзки на плечах.

У калины и рябины
Вьются стаями дрозды…
Под окошком георгины
Красотой своей горды.

Утром мы во двор идем —
Листья сыплются дождём,
Под ногами шелестят
И летят… летят… летят…

Пролетают паутинки
С паучками в серединке,
И высоко от земли
Пролетели журавли.

Всё летит! Должно быть, это
Улетает наше лето.
Е. Трутнева

СЕНТЯБРЬ
Осень достала краски,
Ей много покрасить нужно:
Листья – желтым и красным,
Серым – небо и лужи.

ОКТЯБРЬ
Дождь льет с самого утра,
Льет как будто из ведра,
И как крупные цветы
Распускаются зонты.

НОЯБРЬ
Руки мерзнут в ноябре:
Холод, ветер на дворе,
Осень поздняя несет
Первый снег и первый лед.
А. Берлова

ОСЕННЕЕ
Жито убрано, скошено сено,
Отошли и страда и жара.
Утопая в листве по колено,
Снова осень стоит у двора.

Золотистые копны соломы
На токах на колхозных лежат.
И ребята дорогой знакомой
На занятия в школу спешат.
М. Исаковский

В ЛЕСУ
Кружат листья над дорожкой.
Лес прозрачен и багрян…
Хорошо бродить с лукошком
Вдоль опушек и полян!

Мы идём, и под ногами
Слышен шорох золотой.
Пахнет влажными грибами,
Пахнет свежестью лесной.

И за дымкою туманной
Вдалеке блестит река.
Расстелила на полянах
Осень жёлтые шелка.

Через хвою луч весёлый
В чащу ельника проник.
Хорошо у влажных ёлок
Снять упругий боровик!

На буграх красавцы клёны
Алым вспыхнули огнём…
Сколько рыжиков, опёнок
За день в роще наберём!

По лесам гуляет осень.
Краше этой нет поры…
И в лукошках мы уносим
Леса щедрые дары.
А. Балонский

СЕНТЯБРЬ
Полетели в небе птицы.
Что им дома не сидится?
Просит их сентябрь: «На юге
Спрячьтесь вы от зимней вьюги».

ОКТЯБРЬ
Нам октябрь принёс подарки:
Расписал сады и парки,
Стали листья словно в сказке.
Где же взял он столько краски?

НОЯБРЬ
В ноябре лесные звери
Закрывают в норках двери.
Бурый мишка до весны
Будет спать и видеть сны.
Ю. Каспарова


ОСЕННЕЕ УТРО

Жёлтый клён глядится в озеро,    
Просыпаясь на заре.                     
За ночь землю подморозило,       
Весь орешник в серебре.   

Запоздалый рыжик ёжится,         
Веткой сломанной прижат.           
На его озябшей кожице                
Капли светлые дрожат.    

Тишину вспугнув тревожную
В чутко дремлющем бору
Бродят лоси осторожные,
Гложут горькую кору.

Улетели птицы разные,
Смолк их звонкий перепев
А рябина осень празднует,
Бусы красные надев.
О. Высотская
 

СЕНТЯБРЬ
Кончается лето,
Кончается лето!
И солнце не светит,
А прячется где-то.
И дождь-первоклассник,
Робея немножко,
В косую линейку
Линует окошко.
И. Токмакова


ОСЕННИЕ ЛИСТОЧКИ
Листочки танцуют, листочки кружатся
И ярким ковром мне под ноги ложатся.
Как будто ужасно они занятые,
Зелёные, красные и золотые…
Листья кленовые, листья дубовые,
Пурпурные, алые, даже бордовые…
Бросаюсь я листьями вверх наугад —
Я тоже устроить могу листопад!
Ю. Каспарова


ОСЕНЬЮ
Осень наступила,
Высохли цветы,
И глядят уныло
Голые кусты.
Вянет и желтеет
Травка на лугах,
Только зеленеет
Озимь на полях.
Туча небо кроет,
Солнце не блестит;
Ветер в поле воет;
Дождик моросит.
Воды зашумели
Быстрого ручья,
Птички улетели
В тёплые края.
А. Плещеев

ОСЕНЬ
Берёзы косы расплели,
Руками клёны хлопали,
Ветра холодные пришли,
И тополи затопали.

Поникли ивы у пруда,
Осины задрожали,
Дубы, огромные всегда,
Как будто меньше стали.

Всё присмирело. Съёжилось.
Поникло. Пожелтело.
Лишь ёлочка пригожая
К зиме похорошела
М. Садовский

ОСЕНЬ
Осенние денечки,
В саду большие лужи.
Последние листочки
Холодный ветер кружит.

Вон листочки желтые,
Вон листочки красные.
Соберем в кошелку
Мы листочки разные!

Будет в комнате красиво,
Скажет мама нам «спасибо»!
О. Высотская


В ШКОЛУ

Листья желтые летят,
День стоит веселый.
Провожает детский сад
Ребятишек в школу.

Отцвели цветы у нас,
Улетают птицы.
— Вы идете в первый раз,
В первый класс учиться.

Куклы грустные сидят
На пустой террасе.
Наш веселый детский сад
Вспоминайте в классе.

Вспоминайте огород,
Речку в дальнем поле.
Мы ведь тоже через год
Будем с вами в школе.
З. Александрова

* * *
Меж редеющих верхушек                 
Показалась синева.                           
Зашумела у опушек                           
Ярко-жёлтая листва.     
Птиц не слышно. Треснет мелкий    
Обломившийся сучок,
И, хвостом мелькая, белка
Лёгкий делает прыжок.
Стала ель в лесу заметней,
Бережёт густую тень.
Подосиновик последний
Сдвинул шапку набекрень.
А. Твардовский

 

Помоги другим! Жми

< Предыдущая   Следующая >

doshkolenok.kiev.ua

Заучивание стихотворения Е. трутневой «Осень»

Ұйымдаст.қозғаушы қыз.түрі/Мотивационно-побудительный

Дети входят в группу под музыкальное произведение А.Вивальди «Осень»

-Ребята, вам понравилось это музыкальное произведение?

-К какому времени года больше подходит эта музыка?

Да, действительно, осень бывает разная и только осенью бывает такое буйство красок. Вот это все и показал известный итальянский композитор А.Вивальди, в своем муз. произведении «Осень», отрывок которого мы с вами прослушали.

Заинтересованно и внимательно слушают музыку.

Отвечают на вопросы.

Ұйымдастыру іздестіру

Организационно – поисковый

– Осенняя природа побуждает людей творить. Изображать осеннюю природу можно по-разному. Вы были художниками и изображали осень с помощью акварельных красок, композиторы передают настроение осеннего дня с помощью музыки, а поэтесса Евгения Трутнева «нарисовала» картину осени словами. (Приход Буратино.)

Выразительное чтение стихотворения «Осень»

Стало вдруг светлее вдвое,

Двор как в солнечных лучах,

Это платье золотое

У березы на плечах.

Утром мы идем во двор

Листья сыплются дождем,

Под ногами шелестят

И летят, летят, летят.

Пролетают паутинки

С паучками в серединке.

И высоко от земли

Пролетели журавли.

Все летит! Должно быть, это

Улетает наше лето.

Беседа после первичного восприятия.

— Вам понравилось? О чем это стихотворение?

-Ребята, о каком периоде осени, это стихотворение?

Как вы это поняли? Отчего на дворе стало светлее вдвое?

-Вспомните, с какой любовью автор описывает березу?

И действительно, березка, как девушка в золотом платьице, стоит модница, летом зеленое платье носила, а осенью – золотое.

Ветер обрывает листья, и они что делают?

-В стихотворении говорится: «листья сыплются дождем». Подумайте, почему так сказала поэтесса?

-С конца лета и до самого листопада паучки плетут паутинку, будто хотят задержать листья на деревьях, но ветер уносит вместе с листьями и паучков. Вспомните, как об этом сказано в стихотворении.

-Ребята, как вы думаете, каким голосом нужно прочесть слова «Все летит, должно быть это, улетает наше лето»? Почему немножко грустно?

Я прочту стихотворение еще раз. Постарайтесь его запомнить. Заметьте, каким голосом я буду читать.

Повторное чтение 2-3 раза.

Подбор картинок – моделей к частям стихотворения.

Физминутка «Найди пару»

-Ребята, мне Буратино шепнул на ушко, что он ничего не знает об осени. Давайте ему поможем?

-Что происходит осенью с растениями? —

-Что насекомые делают?

-Что происходит с птицами?

-Какая погода осенью?

-Как люди стали одеваться?

Буратино:

-Ребята, спасибо вам. Я сегодня многое узнал об осени. И стихотворение я тоже запомнил, пойду, расскажу своим друзьям. До свидания, ребята!

Рассматривают портрет писательницы.

Внимательно слушают стихотворение.

Ответы детей:

(Золотая осень)

(Деревья стали золотыми.)

(«Это платье золотое у березки на плечах») .

(Летят, сыплются, шелестят.)

(Листопад)

(Пролетают паутинки

с паучками в серединке.)

Ответы детей.

Повторное слушание с установкой на запоминание.

Сначала читают дети с хорошей памятью, затем послабее.

В руках у детей осенние листочки. Дети выполняют танцевальные движения. По окончании музыки – находят пару.

Дети рассказывают о признаках осени.

Отвечают на вопросы.

Прощаются с Буратино.

eduboss.ru

Стихотворение Е.Трутневой «Осень» | Босс учёбы

Скачать документ

Технологическая карта

организованной учебной деятельности

Образовательная область: «Социум»

Раздел: Художественная литература

Тема: Стихотворение Е.Трутневой «Осень»

Цели: познакомить с произведениями двух жанров, в которых

описывается тема осени: рассказ и стихотворение; учить видеть

единство содержания произведения и его художественной формы;

закреплять умениенаходить изобразительно- выразительные средства,

используемые автором для передачи настроения; развивать поэтический

слух ребенка.

Словарная работа: рассказ, стихотворение

Этапы

деятельности

Действия воспитателя

Действия детей

Мотивационно-

побудительный

Предлагает поиграть в пальчиковую игру «Цветочек»:

Утром рано он закрыт

Но к полудню ближе

Раскрывает лепестки,

Красоту их вижу

К вечеру цветок опять

Закрывает венчик

И теперь он будет спать

До утра как птенчик

А теперь цветочки проснулись, и мы улыбнулись друг другу. И в это доброе утро, надеюсь, у всех хорошее настроение. Моё настроение сегодня похоже на белоснежное легкое облако на тихом, спокойном, голубом небе. А на что похоже ваше настроение?

Игра «На что похоже ваше настроение?» (с мячом).

Хвалит детей за их хорошее, веселое настроение.

(кисти рук в сомкнутом состоянии)

(ладони отходят друг от друга)

(пальцы плавно расходятся)

(пальцы сомкнуты)

(исходное положение рук)

(имитация сна).

Стоят в кругу, передают мяч друг другу. Тот, у кого мяч, описывает свое настроение.

Играют в игру с мячом.

Организационно – поисковый

1. Дети видят перед собой красивую корзину с осенними подарками природы.

2.Знакомит детей со стихотворением Е.Трутневой «Осень»

3.Проводит беседу по содержанию, делая акцент на описание осеннего леса:

— Почему рассказ так называется?

— Как автор рассказывает об осени?

— Как вы думаете, нравиться ли писателю осень и почему?

— Какие слова он использует для описания осеннего леса?

4.Знакомит детей со стихотворением «Осень».

Проводит беседу по содержанию:

— Как поэт описывает наступление осени?

— Что это за золотые пожары вспыхнули вокруг?

— С чем сравнивает поэт разноцветные осенние листья?

Объясняет значение слова – рассказ, стихотворение.

5.Физминутка «Мы в лесу осеннем»

Мы в лесу осеннем целый день гуляли

Любовались травкой

Воздухом дышали

Под ногами листьями выслана земля

Идем на носочках, ступаем слегка

Вот деревья встали у нас на пути

Обежать их надо или обойти

Тучка невеличка

Дождь принесла нам

Побежим под дерево

Спрячемся мы там

6.Работа в тетрадях

Определи с какого дерева листья?

7.Игра «Плохо-хорошо» (воспитатель бросает мяч и называет загадочным словом осень)

Рассматривают корзину с подарками природы.

Слушают

Отвечают на вопросы, размышляя о красках осени.

Слушают

Отвечают на вопросы.

Анализируют ситуации, делают выводы, умозаключения.

Слушают, запоминают

Выполняют упр.

(шагают по кругу, друг за другом)

(наклоняясь трогают травку)

(машут на себя руками)

(идут на носочках, руки на поясе)

(бег змейкой)

(дети перемещаются свободно по группе)

(один ребенок встает посередине, на корточках дети вокруг него).

Работают

Раскладывают листья.

Ловят мяч, отвечая воспитателю, бросют мяч обратно.

Рефлексивно – корригирующий

Предлагает детям сделать вывод по теме.

Хвалит за хорошую работу.

Узанали много интересного, как можно красиво и загадочно рассказать об осени.

Ожидаемый результат: дети закрепят тему занятия.

Знать:

— значение слов: стихотворение;

— содержание стихотворения «Осень »;

Иметь:

представление о красках осеннего леса и о том, как можно красиво

высказать свои мысли о нем;

Уметь:

— оценивать и анализировать прочитанное;

-отвечать на вопросы полным ответом, делать выводы.

eduboss.ru

Советы рукодельницам