Урок ИЗО по теме «Орнаменты » с ИКТ. 5-й класс

Разделы: Информатика, МХК и ИЗО, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (1,5 МБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.


Основными задачами курса ИЗО являются воспитание художественного вкуса, формирование навыков работы с инструментами и умения видеть линии и формы в повседневной жизни. В начальной школе на уроках ИЗО и в быту дети наблюдали предметы, украшенные разнообразными узорами, поэтому тема «Орнаменты» включена в курс предмета. Данная разработка урока и презентация могут быть применены также в курсе пропедевтики черчения и геометрии в 5-6-х классах.

Тип  урока — «Урок комбинированного типа».

Основная цель урока: формирование у учащихся понятия «орнамент», показать многообразие форм и видов орнамента. Для достижения главной цели ставятся задачи:

  • Образовательная: знакомство с классификацией, научить школьников определять характер и вид орнамента;
  • Воспитательная: формирование художественного вкуса, воспитание любви к русскому национальному искусству;
  • Развивающая: развитие познавательного интереса к предмету, наблюдательности.

Оборудование урока:

  • Объяснение материала ведётся с применением ТСО — компьютерной презентации POWERPOINT, поэтому необходимо наличие комплекта: персональный компьютер + проектор + экран (мультимедийная доска).

Для учителя: предметы быта и искусства, украшенные орнаментом.

Для учеников: альбом «Простые узоры и орнаменты» (автор Ю. Дорожин, изд-во «Мозаика-Синтез», 2006-2007г.), цветные карандаши.

Оформление доски: учитель заранее пишет тему урока, опорные понятия («орнамент», виды орнамента, названия народных промыслов).

Структура урока

  1. Организационная часть — 3 мин.
  2. Сообщение темы, цели и задач урока, мотивация учебной деятельности школьников — 2 мин.
  3. Актуализация знаний учащихся — 5 мин.
  4. Объяснение нового материала — 13 мин.
  5. Закрепление нового материала — 5 мин.
  6. Практическая работа учащихся — 10 мин.
  7. Подведение итогов урока, задание на дом — 2 мин.

Ход урока

При сообщении темы учитель определяет главную цель урока: знакомство учеников с орнаментом и многообразием его видов и форм. Для того чтобы учащиеся не были пассивными зрителями, учитель помогает вспомнить некоторые необходимые сведения из геометрии и повседневной жизни (проводит фронтальный опрос).

Вопросы предлагаются следующие:

  • Какие геометрические фигуры вы уже знаете?
  • Какие предметы квадратной формы вы можете назвать?
  • Какие предметы круглой формы вы можете назвать?
  • Какие народные промыслы вам знакомы?
  • Почему изделия народных промыслов такие яркие и разноцветные?

Подготовив учащихся таким образом к восприятию нового материала, учитель показывает компьютерную презентацию «Орнаменты».

Основное внимание следует уделить классификации орнаментов и их назначению.

Рассказывая о русских народных промыслах, необходимо сказать о том, что очень часто орнамент нёс важную смысловую нагрузку: это украшение предметов-оберегов, защита от злых духов и тёмных сил; знаки — символы на одежде показывали социальный статус человека, состав его семьи и т.д. В конце презентации ученики отвечают на контрольные вопросы по теме урока.

Далее учитель с учениками обсуждают увиденное. Учитель показывает ребятам реальные предметы, оформленные с помощью орнамента (полотенце, расписную тарелку, глиняный резной колокольчик, книгу сказок и др.)

Графические средства создания орнамента (линии, точки, цвет и фон) учащиеся определяют с помощью учителя и записывают в рабочую тетрадь.

Для закрепления знаний предлагается выполнить задание №1 по альбому «Простые узоры и орнаменты». Учитель следит за выполнением работы, при необходимости оказывает школьникам дифференцированную помощь.

В конце урока учитель оценивает работу учащихся на уроке, объявляет отметки, даёт домашнее задание.

Задание на дом

  • Закончить работу в альбоме (задание №1).
  • Подготовить устный рассказ об одном из предметов с орнаментом из своего дома.

3.04.2012

Поделиться страницей:

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

Урок ИЗО в 5 классе по теме «Орнамент»

Урок изобразительного искусства в 5 классе по теме «Орнамент»

Автор: Пилевина И.Э. учитель ИЗО

КГУ «Новодонецкая ОШ»

  Цели урока.

1.     Познакомить учащихся с историей возникновения и с различными видами национального орнамента.

2.     Развивать творческое воображение, эстетический вкус, настроить детей на творческий поиск в своих работах

3.    Воспитывать в детях чувство гордости за родной Казахстан, развивать умение сравнивать, различать цвета, форму. Воспитать интерес к декоративно- прикладному искусству.

План урока.

1.     Организационный момент.

2.     Теоретическая часть.

3.     Практическая часть.

4.     Закрепление.

Тип  урока — «Урок комбинированного типа».

Методы обучения.  Иллюстративнно-демостративный.

Оборудование: плакаты, рисунки с изображением орнамента, предметы быта (тюбетейка, ыдыс — аяк), макет юрты с убранством, куклы в национальных костюмах.

Ход урока

1.Организационный момент

2.Теоретическая часть.

Вступительная беседа.

— Что такое орнамент? (Это узор, состоящий из ритмически чередующихся элементов)

— Что подсказало человеку в создании орнамента? (Природа, животные, растения)

-Для чего служит орнамент? (Для украшения)

Сообщение учителя об истории возникновения и видах казахского орнамента.

Орнаменты — один из видов древнего народного искусства. Истоки возникновения этого искусства исходят из далекой древности. Сюжетное содержание и название орнаментов менялись и совершенствовались соответственно особенностям жизненной ориентации и быта народа в каждую новую эпоху. В настоящее время искусство создания орнаментов, обретя качественно новое богатое содержание и новаторские черты, превратилось в духовное и материальное достояние казахского народа.

     Казахский орнамент формировался на основе искусство древних кочевых, скотоводческих племен. Орнамент-это узор, составленный из повторяющих элементов. Орнамент используется для украшений различных предметов, одежды, предметов быта. Искусство орнамента настолько широко распространено на территории Казахстана, что даже «

говорят- казахский народ живёт в мире орнамента, потому что им украшено практический всё: дома, юрты, мебель, посуда музыкальные инструменты, одежда, ювелирные украшения».

Изучением орнамента занимались многие ученые:австралийские (В.Куррер, Ф.Т. Куглер), русские (С.В. Иванов, В.В. Стасов, Ф.К.Волков, С.А. Давыдов, Н.Ф. Сумцов), казахские (А. Маргулан, Т. Басенов, А., М. Муканов и др.). В своих трудах они описали виды орнамента, егоклассификацию, историю возникновения на основе собранного ими богатого этнографическогоматериала. Указанные исследователи с особым интересом изучили орнаментальноеискусство восточных народов, символическое значение узоров, изображающих полумесяцы, рога, листья, геометрические фигуры, возникновение их названий на основе определенных представлений. Например, изучая происхождение геометрических композиций из ломаных, параллельных, круговых линий, треугольных, четырехугольных, ромбовидных узоров, одни исследователи пришли к выводу, что их основой явилась своеобразная форма предметов, другие же предполагают, что в основе лежат различные картины геометрического орнамента из растительного мира (например,сломанные стебли камыша, ветки дерева и т. д.). Отдельная группа ученых считает, что геометрические узоры являются результатом развития орнаментального искусства, продуктом воображения и фантазии народных умельцев. Поэтому история возникновения орнамента, его сюжетного содержания, названия еще ждет своего исследования.

Орнамент на памятниках архитектуры

Многие архитектурные памятники Казахстана украшены орнаментом — кумбезы Омара и Тура, Алаша- хана, мавзолей Ходжи Ахмеда Ясави, Баба- ата, Айша- биби и др. У мавзолеев Бабаджи- хатун и Карахана архитектурный декор представляет собой скромную кирпичную орнаментацию лишь в портальной части. Мавзолей Айша- биби сплошь украшен терракатовой облицовкой с богатыми и разнообразными геометрическими и растительными мотивами узоров. При солнечном освещении игра света и тени оживляет легкую ажурность здания.

В архитектурном украшении известного памятника архитектуры — мавзолея Ясави — использована резьба по дереву, кости, художественная обработка камня и металла, орнаментальные мотивы: растительные, геометрические и т. д.

Своими архитектурно-художественными элементами выделяется мавзолей

Алаша- хана. Прочная ниша окаймлена полосой, облицованной орнаментированными плитками. Центральная часть боковых стен портала украшена геометрическим, растительным орнаментом; задние и боковые стены покрыты геометрическими узорами типа рисунка «кереге» и ромбовидными фигурами. Какую бы группу казахской орнаменталистики мы не рассматривали, во всех из них присутствуют орнаменты, изображающие рог.

Некоторые обычаи и традиции казахского народа тоже нашли свое отражение в орнаментах.

По происхождению казахский орнамент делится на две группы:

К первой относятся те орнаменты, которые возникли на собственной

национальной почве, являются истинно казахским орнаментом.

Вторая — это те орнаменты, которые казахи переняли у других народов, т. е. интернациональные орнаменты.

Казахский национальный орнамент насчитывает очень много видов и названий — более 200.

По содержанию орнамент можно классифицировать по следующим группам:

1. Зооморфный-связанный с дикими и домашними животными, птицами. Орнамент с изображением диких животных и отдельных и отельных частей их фигур: рог архара, олений рог и др. Орнамент, связанный с домашними животными  частей их фигур  бараний рог, голова лошади, верблюжий след, сломанный рог др.

2.Космогонический орнамент — связанный с космосом: звездный, луна, полумесяц.

3.Растителый орнамент— с цветами, листвой, насекомыми.

4.Орнамент связанный с насекомыми –бабочка, змея, мыший след, гусеница.

5.Геометрический орнамент —  геометрические фигуры; круг, квадрат, треугольник, овал.

6.Орнамент, связанный с изображением птиц отдельных частей и фигур; птичий хвост, крыло, птичий след. 

7. Орнамент связанный с изображением  инструментов, предметов быта, топор, зубья, пилы, гребень, кольцо.

У казахского народа очень много изделий прикладного искусства, украшенных узором. Орнамент всегда очень популярен среди народов, выходит что это один из декоративно-прикладного искусства передаваемый из поколения в поколения. Мастера -искусники старались вести в орнамент новые элементы, обогатить композицию. В народе таких людей называют » ОЮШЫ» -«ОРНАМЕНТЩИК»,и в народе считали что«Резва мысль у того, кто рисует орнамент«. 

Теперь, ребята, я познакомлю наиболее часто встречающимися видами орнамента. 

           Қошқар мұйіз- бараний рог-  похож на завитки пара рогов у барана. Его часто изображают на одежде, коврах, сырмаках, текеметах, корпешках,в юрте, мечах, ножах,ювелирных украшений,посуде,изделия из войлока, сумках, головных уборах как женских и мужских. Считается самым главным орнаментом из всех видов, из которого происходят остальные виды.

  Жұлдыз-звезда — подобен звезды на небе. Используют для украшения ковров.

     Сломанный рог- узор напоминающий изогнутый рог. Им украшают циновки из чия(песчаного тростника) паласы.

         Гұл -цветок — цветы тюльпана, ромашки, подснежника, розы. Им украшают женскую национальную одежду, головной  убор, украшения.

Ознакомимся наглядно с некоторыми видами орнамента.(приложение 1)

При выполнении орнамента следует соблюдать следующие правила:

1. Орнамент должен соответствовать объему и форме изделия.

2. Орнаментальная композиция должна сочетаться по цвету с фоном основы.

3. Узоры в композициях должны располагаться симметрично.

4. Декоративный центр и бордюры орнаментальной композиции должны выделяться с помощью различных цветов.

3.Практическая часть.

  Теперь, ребятам, нарисуем орнамент «Домбыра.»(приложение 2)

Последовательность выполнения орнамента.

А.  На альбомном листе выполняем линию, делим лист на 2 части. При этом лист располагаем  вертикально, рисуем середину орнамента, соблюдая симметричность при выполнении рисунка.

Б. Затем, отступив небольшое расстояние, рисуем внешнюю часть домбры, также соблюдая законы симметрии. Основные формы орнамента относятся к зооморфным. 

В. Красим орнамент в красный цвет.

 

 4.Закрепление.

 -На сколько групп делится  казахский орнамент?

— Какие виды вы знаете?

— Где используется орнамент?

.

  Подведение итогов: Проводим выставку всех работ, выставляем оценки.

Приложение 1

Приложение 2

multiurok.ru

Урок ИЗО , 5 класс. Виды орнамента. Основные мотивы казахского орнамента. «Волшебный ковер».

Тема: Виды орнамента. Основные мотивы казахского орнамента. «Волшебный ковер».

Тип урока: комбинированный.

Оборудование урока: интерактивная доска, раздаточный материал, краски, кисти, альбом, формат А3

Предметные: знать элементарные эстетические сведении об элементах казахского орнамента

Системно-деятельностные: применять творческое воображение, графические умения в передаче  декоративного образа.

Личностные:  проявлять эстетическое отношение к действительности и искусству.

                                                   Ход урока:

Деление на 3 группы по цветам (красный, синий, желтый). Ребята, у вас есть жетоны, объединитесь, пожалуйста по основным цветам, (ребята занимают места, где на столах лежат кружочки основных цветов)

Все расселись по местам, никому не тесно, 
По секрету скажу вам: «Будет интересно!” 

Пусть этот урок несет вам 
Радость общения, 
Наполнит сердце благородными чувствами. 

Для того чтобы узнать о чем мы сегодня будем говорить вам необходимо ответить на мои вопросы, определить ключевые слова. Слайд 1

На полу улёгся мило,
По нему с утра ходила.
Ноги тонут, как в песке.
Но шагают налегке.
И ещё! — на нём  летают!
В сказке  всякое бывает!
И красив, не нужен спор!- 
Мягкий  ласковый … . (КОВЁР)

Тема нашего урока: Виды орнамента. Основные мотивы казахского орнамента. «Волшебный ковер». Слайд 2

Сегодня мы будем говорить о декоративно – прикладном искусстве.   А точнее о казахском орнаменте и его применении.

Что такое орнамент? (слайд № 3)

Орнамент – это узор, построенный на ритмическом чередовании и организованном расположении элементов.

Термин «орнамент» связан со словом «украшение».

Для того чтобы вы вспомнили какие бывают виды орнамента, вам нужно выполнить в группе задание

Из каждой группы выходят по одному ученику выбирают конверт с заданием. (В конвертах лежат элементы видов орнамента, определить вид).

В зависимости от характера мотивов различают следующие виды орнаментов: геометрический, растительный, зооморфный, антропоморфный.

Демонстрация орнаментов.

Орнамент состоит из одного или нескольких декоративных элементов. Различные сочетания этих элементов создают три основные формы орнамента- замкнутый, ленточный, сетчатый

·      Составные части орнамента, формы орнамента (слайд №4)

·         Что значит «замкнутый орнамент»? (слайд № 5)

·         Что значит «ленточный орнамент»? (слайд № 6)

·         Что значит «сетчатый  орнамент»? (слайд № 7)

Ребята, а где применяют орнамент в жизни?

Использование орнамента в быту и в современном дизайне (слайд № 8, 9)

 Орнамент – это «волшебное письмо предков». А почему его так называют, вы узнаете из старой-старой легенды. 

Слушание легенды.

Давным — давно на белом свете жила красавица Карашаш.

И была Карашаш  не только красавицей, но и умницей, и искусной рукодельницей. И был у Карашаш жених, батыр Ермагамбет. Поехал как-то Ермагамбет на охоту, а в это время на аул, где жила красавица Карашаш, напал злой великан. Захватил он всех жителей аула в плен, увел далеко в горы, в свою пещеру, и заставил работать на себя. Вернулся Ермагамбет с охоты, а аул разорен, людей нет, а красавица невеста пропала. И отправился наш батыр на поиски своей Карашаш. Долго странствовал он по горам и степям, пока не остановился на отдых у реки. Решил напоить  коня, глядь… а по реке плывет ковер . Вытащил Ермагамбет ковер из реки на берег, развернул его, и затрепетало сердце его от радости! Такие узоры только его искусница Карашаш могла выткать. Стал рассматривать батыр ковер да, как письмо, читать его орнаменты. Вот зигзаги – это волны реки, вот волнистые линии – это холмы вдалеке, вот треугольники- это горные вершины за холмами, круг – это солнце, полумесяц – луна. День  и ночь шел батыр вдоль, перевалил через холмы, вышел к горным вершинам и разыскал пещеру. Сразил Ермагамбет злого великана, освободил из плена всех жителей аула и свою невесту, красавицу  Карашаш и смекалка батыра Ермагамбета помогли людям.

Многое ушло уже в историю, но и сейчас используемая современная одежда, предметы быта украшены казахским орнаментом. Перед вами образцы предметов быта  слайд 10

Беседа о коврах.

Из легенды вы узнали, что у казахов ковер имеет большое значение.
(Показ страницы , где изображены каз.нац. ковры)  слайд 11

Слайд 12

Ковер – это художественное текстильное изделие из шерсти, войлока, хлопчатобумажной или шелковой ткани. Ковры бывают ручной работы и машинной. 
Казахские ковры можно разделить на несколько групп с характерными особенностями для каждой группы. 

Сообщения ребят о коврах

А с группами орнаментов вас познакомят девочки, у них было задание подготовить сообщение (звучит кюй Курмангазы)

Вика

Текемет – ковер войлочный постилочный с цветным узором (войлок – плотный нетканый текстильный материал из валяной шерсти). 
Текемет делается следующим образом. Обычно на белый полуготовый войлок накладываются узорные фигуры из влажного окрашенного войлока. Затем войлок свертывается в рулон и укатывается вначале локтями. потом следует процесс удлинения, пропарки. И так до полного создания текемета. при обработке узор вваливается. 
Лера
Сырмақ –
ковер войлочный постилочный. Войлок для его основы обычно чёрного (или темного) цвета, на который накладывается композиция орнамента из войлока белого цвета. Узор врезается в фон вровень с его поверхностью — эта композиция накладывается на войлок и простёгивается, а затем прошивается цветным шнуром по контуру узора. 
Сырмак — один из главных предметов убранства казахского народного жилища — юрты). 
Сырмаки и текеметы — это постилочные войлочные казахские ковры. Настенный же войлочный казахский ковер называется «тускииз». 
Виолетта

Тускииз – ковер настенный войлочный или на тканевой основе , украшенный аппликацией из красного и черного сукна, часто сочетающейся с вышивкой. На войлок нашиваются накладные разноцветные узорные фигуры из войлока, шелковой и хлопчатобумажной ткани. 

6. Практическая работа.

Работа в группах.

Ребята из каждой группы выбирают конверт с заданием.

В конвертах шаблоны элементов орнамента. Им надо изобразить казахский ковер, применяя предложенные шаблоны.

Инструктаж по выполнению казахского орнаментального ковра

Для орнамента также важно соблюдение законов симметрии:

  • При создании орнамента необходимо знать, что особую красоту ему придают краски. В казахском прикладном искусстве используются традиционные цвета, которые применяют мастера в течение многих веков: красные, синие, желтые, зеленые, белые и черные. Эти цвета имеют только им одним присущую символику.

Синий – цвет неба;

Белый – символ истины;

Желтый – цвет мудрости, нравственности, печали;

Зеленый – молодости, весны и т.д.

Презентация работы.

Каждая группа демонстрирует и защищает свою работу

 Итог.

Что вызвало у вас затруднения при выполнении работы? 
Что не совсем получилось? Почему не получилось? 

Красивые получились ковры?

Что помогло сделать их такими красивыми?

Можем ли мы сказать, что знаем о культуре Казахского народа все?

Эта тема неисчерпаема и мы с вами каждый год будем узнавать все больше и больше.

 Оценивание работ.

Давайте оценим работы групп. У вас на столе лежат элементы орнамента разного цвета: зеленый и желтый.

Если работа вам понравилась — поднимите зеленый, если не очень – желтый.

Оценивают по очереди 1,2, 3 группы

Домашнее задание

Придумать орнаменты в круге (нарисовать круг и там орнамент)

Наш урок подходит к концу. Закончить урок я хочу пожеланием-благословением. Этот обряд издревле существовал в народе. Люди верили, что доброе слово, поможет стать человеку лучше.

Стань опорой всего народа,
А не только опорой дома своего.
Стань талантливым человеком, 
Достойным народа своего.

Чего и вам желаю.

Урок окончен. До свидания.

КГУ «Токаревская СОШ»

Открытый урок

изобразительного искусства в 5 классе

Тема: Виды орнамента. Основные мотивы казахского орнамента. «Волшебный ковер».

Разработала учитель ИЗО,

черчения, технологии

Писклич Т. Г.

П. Г. Мустафина 2016 г.

Вспомним основные цвета.

Позитивный настрой на урок.

Дети сами определили тему урока.

Повторили виды орнамента.

Путешествие в сказку.

Сообщения о разновидности казахских ковров,

Практическая работа.

Вот что получилось.

Наша оценка пять.

infourok.ru

Конспект урока изобразительного искусства 5 класс по теме: «Орнаменты».

Конспект урока изобразительного искусства 5 класс по теме:

«Орнаменты».

Составил: учитель изобразительного искусства Мицейкене Наталья Алексеевна ГБОУ школа№ 407 Пушкинского района Санкт-Петербурга.

Цель урока: формирование у учащихся понятия «орнамент», показать многообразие форм и видов орнамента. Для достижения главной цели ставятся задачи:

Образовательная: знакомство с классификацией, научить школьников определять характер и вид орнамента;

Воспитательная: формирование художественного вкуса, воспитание любви к русскому национальному искусству;

Развивающая: развитие познавательного интереса к предмету, наблюдательности.

Вид урока: декоративное рисование

Тип урока: Закрепление и совершенствование умений и навыков. Комбинированный.

Форма урока: творческая мастерская.

Материалы и оборудование:

Объяснение материала ведётся с применением компьютерной презентации POWERPOINT, поэтому необходимо наличие комплекта: персональный компьютер + проектор + экран (мультимедийная доска).

Для учителя: предметы быта и искусства, украшенные орнаментом.

Для учеников: альбом «Простые узоры и орнаменты» (автор Ю. Дорожин, изд-во «Мозаика-Синтез», 2006-2007г.), цветные карандаши.

Ход урока

1. Организация занятия:

— установление в классе должной дисциплины

— регистрация отсутствующих в журнале

— проверка готовности учащихся к занятию.

2. Сообщение темы и задач урока:

При сообщении темы учитель определяет главную цель урока: знакомство учеников с орнаментом и многообразием его видов и форм. Для того чтобы учащиеся не были пассивными зрителями, учитель помогает вспомнить некоторые необходимые сведения из геометрии и повседневной жизни (проводит фронтальный опрос).

Вопросы предлагаются следующие:

Какие геометрические фигуры вы уже знаете?

Какие предметы квадратной формы вы можете назвать?

Какие предметы круглой формы вы можете назвать?

Какие народные промыслы вам знакомы?

Почему изделия народных промыслов такие яркие и разноцветные?

Подготовив учащихся таким образом к восприятию нового материала, учитель показывает компьютерную презентацию «Орнаменты».

3. Актуализация знаний:

Основное внимание следует уделить классификации орнаментов и их назначению.

Рассказывая о русских народных промыслах, необходимо сказать о том, что очень часто орнамент нёс важную смысловую нагрузку: это украшение предметов-оберегов, защита от злых духов и тёмных сил; знаки — символы на одежде показывали социальный статус человека, состав его семьи и т.д. В конце презентации ученики отвечают на контрольные вопросы по теме урока.

4. Объяснение нового материала:

Далее учитель с учениками обсуждают увиденное. Учитель показывает ребятам реальные предметы, оформленные с помощью орнамента (полотенце, расписную тарелку, глиняный резной колокольчик, книгу сказок и др.)

Графические средства создания орнамента (линии, точки, цвет и фон) учащиеся определяют с помощью учителя и записывают в рабочую тетрадь.

5. Закрепление нового материала:

Практическая работа.

Для закрепления знаний предлагается выполнить задание №1 по альбому «Простые узоры и орнаменты». Учитель следит за выполнением работы, при необходимости оказывает школьникам дифференцированную помощь.

6. Итог занятия:

В конце урока учитель оценивает работу учащихся на уроке, объявляет отметки, даёт домашнее задание.

Задание на дом: Подготовить устный рассказ об одном из предметов с орнаментом из своего дома.

infourok.ru

Открытый урок по ИЗО «Орнамент тувинской подушки» 5 класс

Тема: Орнамент тувинской подушки.

(Тыва сыртык арнынын угулзазы)

Цели: 1. Познакомить учащихся с символическим значением подушки. Мотивами орнамента на нем

2. воспитывать любовь к национальному искусству. К различным видам народного творчества

3. развивать эстетический и художественный вкус творческую и познавательную активность

Оборудование и материалы:

1. художественные материалы

2. таблица с изображением тувинской подушки и знаков-символов тувинского орнамента

3. подборка иллюстраций с изображением тувинского орнамента на предметах быта

План урока

1. Беседа о древних орнаментах игровой ситуации (открыть тайну рисунков на «старинной» сосуды)

2. Закрепление понятия о символах в тувинском орнаменте и их культовом значении

3. Постановка художественной задачи

4. Практическое выполнение задания

5. Подведение итогов и обсуждение работ

Ход урока

— Ребята! Сегодня у нас очень интересный урок, открытый урок по композиции. Мы будем изучать декоративно-прикладное искусство и его место в жизни человека.

Декоративное искусство наиболее прочно связано в повседневной жизнью и бытом человека. С произведениями декоративного искусства люди встречаются повсеместно. Оно получило название от латинского- украшаю. Все предметы. Окружающие человека. Должна быть не только удобными. Практичными. Но и красивыми.

Декоративно-прикладное искусство – это создание художественной изделий. Имеющих практическое назначение в быту и отличающихся декоративной образности (посуда, мебель, ткани, одежда, украшения и.т.д. )

Давайте назовем такие предметы в нашем быту.

Образный язык декоративного искусства имеет свои особенности. Цвет и форма часто имеют символическое значение.

Большую тайну хранят древние тувинские орнаменты, полные глубокого смысла для тех, кто любовно и трепетно запечатлевал в них понимая устроения мира и его красоты.

Какая тайна скрывается в рисунках на предметах тувинских народах? Можем ли мы что-нибудь разузнать о ней? Оказывается, люди верили в то, что если есть желание «изобразить», то оно обязательно сбудется. Какое же самое большое желание было у людей? Жить. Человек спрашивал себя: почему разливаются реки, кто посылает с небес огненные молнии, кто заставляет лить дождь? И все его главные вопросы были связаны с небом, солнцем, землей и водой. Человек понимал, что именно от них зависит его жизнь, поэтому, восхищаясь силой и могуществом неба, солнца, земли и воды, он всегда обращался к ним с поклоном за помощью.

Жизнь природы меняется: зимой все спит, весной – расцветает, летом – плодоносит, осенью – увядает. И все это зависит от великого и могущественного светила – Солнца.

Чтобы солнце светило. Надо изобразить это желание. Где же знаки солнца в орнаменте? Конечно. Прежде всего кружок. Кружок, разделенный крестом на четыре части, — это тоже знак Солнца. Почему? Верно, в году четыре времени года.

Элементы тувинского орнамента

орнаменты

Сегодня мы открыли тайну тувинских орнаментов. Украшение предметов наши предки вкладывал не только свое понимание красоты, но и определенный смысл в изображаемый им мир, свое желание жить в согласии с природой свободней и уверенней.

В жизни тувинского человека подушка имеет особое значение. Говорят, не уснуть без подушки.

Лицевая часть тувинской подушки

Подушка для кровати. Тувинской юрты должна быть специальная подушка для хозяина и хозяйки. Лицевую часть такой подушки украшали разноцветными бусинами. В подушке хранили самые редкие и дорогие предметы, например, частицы пуповины детей, женские ценные вещи. Посторонний человек не должен трогать эту подушку.

Кожаная подушка. Наши предки делали подушку из хорошо обработанной, мягкой кожи. Сами хозяева редко пользовались, в основном, дети и родственники.

А теперь, ребята, пусть каждый из вас украсить свою подушку тувинскими узорами и бусинами.

Ребята могут придумать свою подушку и самостоятельно сочинить еще

2-3 линейных орнамента на лицевой части подушки.

Задание лучше выполнить гуашью на бумаге А3.

infourok.ru

Урок ИЗО -5 класс. ТЕМА:Замкнутый и ленточный орнамент.Этапы выполнения орнамента.

План урока  5 класса                     

ТЕМА: 

Замкнутый и ленточный орнамент.

Этапы выполнения орнамента.

Цель и задачи урока:

-научить определять по форме классификацию орнамента 

-ознакомить с основными формами орнамента

-развивать пространственное и логическое мышление

-воспитывать уважение к культуре народности.

 ХОД УРОКА

1. Орг. момент

 2. Основная часть: беседа-диалог

 — Замкнутый орнамент— это узор, декоративные элементы которого сгруппированы так, что создают замкнутое движение.

Ленточный орнамент представляет собой узор, располагающийся на ленте. Декоративные элементы этого орнамента создают ритмический ряд с открытым односторонним движением.

                                ПРАВИЛА СОСТАВЛЕНИЯ ОРНАМЕНТА:

1.Орнамент должен соответствовать объему и форме изделия.

2. Орнаментальная композиция должна сочетаться по цвету с фоном основы.

3. Узоры располагаться симметрично.

4.Декоративный центр и бордюры орнамент. Композиции должны выделяться с помощью различных цветов.

5. Использовать один мотив ( растит., зооморфный, геометрический, космогонический)

3. Практическая часть.

— задача составить ленточный орнамент из пластилина.

— наглядность элементы узоров (на доске)

— демонстрация учителя по составлению орнамента

 — самостоятельное выполнение

  — помощь, контроль

4.Заключительное:

           — С чем сегодня познакомились?

           — Что получилось лучше всего?

           — Какие трудности?

Выставление оценок

 — Д/з  клей, бумагу белую и цветную, картон, ножницы.

Просмотр содержимого документа
«Урок ИЗО -5 класс. ТЕМА:Замкнутый и ленточный орнамент.Этапы выполнения орнамента. »

План урока 5 класса

ТЕМА: Замкнутый и ленточный орнамент.

Этапы выполнения орнамента.

Цель и задачи урока:

научить определять по форме классификацию орнамента

ознакомить с основными формами орнамента

развивать пространственное и логическое мышление

воспитывать уважение к культуре народности.

ХОД УРОКА

1. Орг. момент

2. Основная часть: беседа-диалог

Замкнутый орнамент— это узор, декоративные элементы которого

сгруппированы так, что создают замкнутое движение.

Ленточный орнамент представляет собой узор, располагающийся на

ленте. Декоративные элементы этого орнамента создают ритмический ряд с

открытым односторонним движением

ПРАВИЛА СОСТАВЛЕНИЯ ОРНАМЕНТА:

1.Орн. должен соответствовать объему и форме изделия.

2. Орнаментальная композиция должна сочетаться по цвету с фоном основы.

3. Узоры располагаться симметрично.

4.Декоративный центр и бордюры орнамент. Композиции должны выделяться с помощью различных цветов.

5. использовать один мотив ( растит., зооморфный, геометрический,

космогонический)

3. Практическая часть.

— задача составить ленточный орнамент из пластилина

— наглядность элементы узоров (на доске)

— демонстрация учителя по составлению орнамента

— самостоятельное выполнение

— помощь, контроль

4.Заключительное:

— С чем сегодня познакомились?

— Что получилось лучше всего?

— Какие трудности?

Выставление оценок

— Д/з клей , бумагу белую и цветную, картон, ножницы.

kopilkaurokov.ru

Урок изобразительного искусства в 5-м классе по теме «Русский народный орнамент»

Урок изобразительного искусства в 5-м классе по теме «Русский народный орнамент»

Цели урока:

Образовательные: познакомить учащихся с основными видами орнамента, его символами и принципами композиционного построения; дать представление о солярных знаках и их символическом значении, углублять эстетические познания о народном декоративно-прикладном искусстве;

Развивающие: развивать эстетическое восприятие и индивидуальные творческие способности, чувство ритма, цвета, способствовать творческому подходу в работе.

Воспитательные: воспитывать любовь к искусству, интерес и уважение к народным традициям, аккуратность, трудолюбие, усидчивость, внимание.

Оборудование:

Для учителя:

презентация «Русский народный орнамент»; ПК, мультимедийный проектор, экран; плакат-таблица «Солярные знаки»; рисунки детей прошлых лет.

Для учащихся – белая бумага, простые карандаши, гуашь, кисти тонкие, шаблоны посуды.

Ход урока

I.Организационный момент.

II. Беседа.

Мир крестьянина был заполнен красочным цветением росписи, резными узорами, вышивкой и затейливыми кружевами. Они доставляли радость людям и несли глубокое символическое значение. Их дарили на свадьбу, новоселье, крестины с пожеланиями добра и счастья. Считалось, что человек будет под защитой от злых сил и напастей.

Б.Дубровин.

Орнамент.

На вид орнамент неприметен,

Но он столетия живёт.

Не зря его на белом свете

Народ издревле бережёт.

Быть может, нитками

Зигзаги

В узоры вытканы не зря,

И мы с тобою видим знаки

Славянского календаря.

Учитель: ребята, сегодня я хочу познакомить вас с символами, с помощью которых крестьяне украшали и оберегали свой быт.

На доске плакат — таблица “Солярные знаки

Особенно любили изображать чудо — птиц, коней, древо жизни и женщину.

Берегиня – женщина в широкой юбке с поднятыми к небу руками. Изображалась Берегиня всегда посередине и была главной фигурой вышитых изделий.

Её голова могла быть украшена венком из цветов или сияющими лучами. В руках могла держать по солнечному дису или руки могли, постепенно, переходить в молодое зеленеющее дерево или туловище птицы. Она символизировала плодородие, урожай, тепло и защиту для человека.

Древо жизни – символ вечной жизни и счастливого продолжения рода человеческого. Выглядело оно как разветвлённое растение с цветами и плодами, на ветках которого сидели сказочные птицы.

Конь – самый излюбленный мотив в русском народном искусстве, кормилец и опора всей семьи. Донца прялок, ковши, гребни, кровли изб украшаются изображениями коня.

Птица – весна, тепло, свет, счастье.

Орнамент – это узор, основанный на повторе и чередовании составляющих его элементов.

Русский народный орнамент имеет обобщённые декоративные формы. Птицы, кони и цветы зачастую не похожи на своих природных собратьев.

В русском народном орнаменте декоративные элементы выражают чувства, мысли и интересы земледельца. Сам орнамент очень разнообразен. Он изображает природные формы разных областей.

Русский народный орнамент можно разделить на два вида:

1. Северный.

Традиционно изображали: снежинки, клюкву, рыбу, оленей, ёлочки.

Цветовое решение: нежное, мягкое, с преобладанием белого, голубого, зелёного и золотистого оттенка.

2. Центральных областей.

Преобладают пышные цветы, солнце, птицы. Изредка изображали тигров и барсов. Цветовое решение строилось на сочетании контрастных цветов.

Выделяют три основных вида орнаментов:

  1. Замкнутый.

  2. Ленточный.

  3. Сетчатый.

Замкнутый орнамент отличается тем, что его элементы создают замкнутое движение. Обычно его использовали в украшении скатертей, тарелок, ковров, окон.

Ленточным орнаментом называют узор, декоративные элементы которого создают ритмический ряд с открытым двусторонним движением. Чаще он использовался в вышивке.

Сетчатый орнамент — это узор в виде ячеек, заполненных декоративными элементами. Традиционно использовался в украшении тканей.

Излюбленным на Руси был, пожалуй, ленточный орнамент. Изделия украшались декоративными полосами. Но, часто в центре изделия располагался замкнутый орнамент со стилизованными (упрощённое изображение) всадниками, растениями, фантастическими животными и птицами.

Основным источником для создания орнаментом служила ПРИРОДА. На шкурках зверей, змей, гусениц, крыльях птиц и бабочек, на растениях, цветах и плодах “природа нарисовала” чудесные узоры, открыв человеку бесконечное множество орнаментов и цветовых оттенков.

В древних русских узорах нет кричащих цветов, все они согласованы между собой и построены в единой цветовой гамме.

В вышивке преобладал белый, красный, чёрный, жёлтый и коричневый цвет. Иногда использовали нежный синий и натуральный зелёный цвет.

Цвет имел своё символическое значение. Например, белый олицетворял женское начало и был символом чистоты и бессмертия. Белый цвет в древности понимался как “сияющий белизной и сравнивался со светом, но не отражённым, а излучаемым изнутри, т.е. обозначал светоносность предмета. Красный цвет обозначал мужское начало и символизировал собой солнце, огонь, жизнь.

В.Дубровин.

Русские умельцы.

Творения русских умельцев дороже

Душе моей всяких иных

И чем – то особым и звонким похожи

На тех, кто задумывал их.

Вглядишься:

И что – то былое воскреснет,

И вспомнится отблеск костров.

И видишь:

Становится дерево

Песней

Задумчивых мастеров.

В резьбе и узоре,

В раскраске весенней

Остались умельцев черты:

Внезапная грусть

И лихое веселье

Которые с виду просты…

III. Практическая работа.

Задание: придумать и нарисовать орнамент (по выбору учащихся можно украсить шаблоны посуды)

IV. Подведение итогов.

— Что такое орнамент?

— С какими видами орнаментов вы сегодня познакомились?

— Назовите мне солярные знаки и что они обозначают.

V. Анализ детских работ, оценивание.

Выставка детских работ на доске.

— Какие красивые получились работы! Вы все постарались.

VI. Домашнее задание.

Выполнить эскиз орнамента для украшения наличников, используя солярные знаки.

videouroki.net

Советы рукодельницам