Организация физкультурно- оздоровительной работы в ДОУ с использованием здоровьесберегающих технологий .

Организация физкультурно- оздоровительной работы в ДОУ

с использованием здоровьесберегающих технологий .

Романова Раиса Петровна

воспитатель МБДОУ «Жабыльский детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением физического развития воспитанников «Кэскил»» МР «Мегино-Кангаласский улус» Республики Саха (Якутия).

Под физическим воспитанием понимается организованный педагогический процесс, направленный на разностороннее морфологическое и функциональное совершен- ствование организма в соответствии с требованиями общества, развитие физических качеств (способностей), формирование двигательных навыков и умений, специальных знаний в области физической культуры и спорта. Физическое воспитание дошкольного возраста направлено на охрану жизни и укрепление здоровья, полноценное физическое развитие, формирование двигательных навыков и развитие физических качеств , на освоение культурно-гигиенических навыков, воспитание привычек к упорядоченному ритму жизни.

В первые годы жизни физическое воспитание является основой всестороннего развития ребенка. В детстве закладываются фундамент здоровья и формируются некоторые важные части личности. Успех в любой деятельности во многом определяется физическим состоянием ребенка. Детский организм остро реагирует на незначительные отклонения от нормы в окружающей среде, что связано с его развитием и недостаточной функциональной зрелостью отдельных органов и систем.

Дошкольное образование, являясь первым звеном системы общего среднего образо-вания, призвано обеспечить разностороннее развитие ребенка дошкольного возраста в соответствии с его индивидуальными и возрастными особенностями, потребностями и возможностями. Однако полная реализация ребенком своих способностей невозможна при нарушениях физического и психического здоровья.

Наш детский сад имеет 2 разновозрастные группы: младше-средняя, старше-подготовительная . Педколлектив состоит из 6 педагогов, из них имеют высшую квалификационную категорию- 2, первую категорию- 4 педагога.

В ДОУ разработана Программа развития, основная образовательная программа, годовой план работы, которые позволяют целенаправленно проводить всю физкультурно-оздоровительную работу.

Для создания целостной системы здоровьесбережения детей очень важным

является организация предметно-развивающей среды в ДОУ. Анализ созданных условий показал, что в нашем учреждении созданы благоприятные условия для повышения двигательной активности детей, проведения физкультурно-оздоровительных и профилактических мероприятий.

Детский сад имеет штат инструктора по физической культуре с высшим образованием, медицинский кабинет.

В ДОУ имеется физкультурный зал, который оснащен спортивными оборудованиями, инвентарями, имеется детский спортивный комплекс, различные тренажеры, гимнастические маты, а также пособия, изготовленные педагогами, которые повышают интерес детей к физкультуре и спорту, развивают жизненно-важные качества, увеличивают эффективность непосредственно образовательной деятельности.

Педагогами нашего учреждения уделяется большое внимание организации физкультурно-оздоровительной работы на свежем воздухе. На участке ДОУ имеется спортивная площадка, оборудованная рукоходом, гимнастической стенкой, бревнами для равновесия, мишенью для метания, полосой препятствий, ямой с песком для прыжков, а также зимой оформляем спортивно-игровое оборудование.

Имеется большая богатая игровая площадка, где имеются 2 большие веранды для групп, 2 горки для катания, 2 качеля , 2 песочницы, самолет, кораблик, грузовая машина, паровозик, спортивные машины, домик-теремок.

Отдельно имеется «Поляна чудес», где имеются разные фигурки животных из дерева: жираф, крокодил, бегемот, аист, слон, олень, лебедь, панда, где детям очень нравится играть, лазать.

В 2009 году по итогам улусного смотра-конкурса детских площадок наш детский сад занял 1 место, в 2011 году улусном конкурсе «Здоровый дошкольник»- 2 место, в 2014 году смотре-конкурсе спортивных площадок среди наслегов улуса -3 место.

Большое внимание уделяется организации здоровьесберегающего режима обучения. Для этого в ДОУ созданы следующие необходимые условия:

– Соответствующая освещенность помещений.

– Чередование активных и малоактивных видов НОД в расписании .

– Чередование в расписании НОД по сложности с усложнением к середине недели.

– Соблюдение длительности НОД согласно нормам Сан ПиНа

– Соблюдение длительности и содержания прогулки в соответствии с нормами Сан ПиН.

– Максимально допустимая недельная учебная нагрузка и время перерыва между НОД соответствует возрасту детей, нормам Сан ПиН.

– Правильно подобранная и расположенная мебель (расстояние между рядами столов, расстояние между первым столом и доской, левосторонняя освещенность).

– Соблюдение температурного режима, график проветривания и влажной уборки помещений перед НОД.

– Чередование активных и малоактивных видов деятельности детей .

Педагоги используют разнообразные формы организации физической активности детей: утренняя гимнастика и гимнастика после сна, НОД по физкультуре, физминутки на НОД и в перерывах между ними, подвижные игры в помещении и на воздухе, спортивные игры, развлечения и физкультурные праздники, Дни здоровья. Также проводят работу по профилактике и снижению заболеваемости детей.

Врачом-педиатром Жабыльской врачебной амбулатории разработан годовой план профилактической работы, план мероприятий по снижению острой заболеваемости в детском саду. В целях оздоровления организма ребёнка во всех группах проводятся различные виды закаливания.

С целью повышения иммунитета два раза в год все воспитанники получают витамины «Ревит», витаминизированный компот. Для профилактики инфекционных заболеваний гриппа, ОРВИ используются в пищу лук, чеснок, проводятся смазывания носа оксолиновой мазью, употребление фитонцидов (чесночные бусы).

На повышение двигательного статуса детей оказывает большое влияние организация двигательного режима в течение дня.

Организованной формой в этом двигательном режиме являются непосредственно образовательная деятельность по физкультуре. При проведении НОД инструктор по физической культуре использует как традиционные, так и нетрадиционные формы НОД: НОД -зачеты, НОД -соревнования, НОД из подвижных игр, на спортивных снарядах и др. Процесс обучения на НОД носит дифференцированный, вариативный характер.

Традицией стало проведение в ДОУ спортивных игр, праздников, досугов «Мама, папа я -спортивная семья», «День здоровья», «Неделя здоровья», «Праздник Чистоты и Здоровья», соревнований «Пятиборье для мальчиков», «Зов джунглей», где дети показывают уровень физического развития, получают эмоциональный заряд от своих достижений. Праздники, проводимые совместно с родителями, вызывают чувство единения, общей радости и азарта у детей и взрослых.

В ДОУ традиционно проводятся детские чтения по физическому воспитанию, где дети защищают проекты в виде планшетов, слайдовой презентации. Так проведены чтения по темам: «Лекарственные растения», «Витамины вокруг нас», «Движение- основа здоровья», «Вредные привычки» , «Молочные продукты», «Спортивные игры» и.т.д.

Для детей старше-подготовительной группы проводится кружок «Час здоровья». Детям даются знания о заботе своем здоровье и безопасности жизнедеятельности, правильном питании, строении человека, влиянии физических упражнений на организм. С детьми разучиваются комплексы упражнений, направленных на профилактику плоскостопия, дыхательной системы, формируются навыки самомассажа. Работа проводится в форме бесед, дидактических игр, чтений художественной литературы, разучиваний стишков, изодеятельности.

Инструктор по физической культуре Стручкова МП проводит для детей секцию стэп-аэробики, где дети учатся двигаться под ритмическую музыку. Воспитанники научились делать сложные упражнения как «шпагат», «мостик», «самолет», «корзина» и.т.д.

Воспитатель Свешникова ОН ведет кружок по пению. Здесь дети учатся правильно дышать, петь грамотно, соблюдая скорость пения, красиво двигаться под музыку. Работа ведется в форме дыхательных упражнений, прослушиваний грамзаписи, бесед. Воспитанники становятся лауреатами, дипломантами улусного конкурса песни «Чугдаарар чуорааннар», республиканского конкурса «Полярная звезда».

В совместной работе детского сада и семьи мы широко используем педагогические всеобучи в форме консультаций для родителей, бесед, тематических выставок, анкетирований, тестирований. Наиболее эффективными признаны педагогические семинары- практикумы, диспуты, встречи со специалистами, где родители учатся ближе видеть сложный многогранный процесс воспитания ребёнка, осваивают практические навыки.

Широко используется информация в родительских уголках, в папках-передвижках (“Движение- основа здоровья”, “Как выработать у детей правильную осанку”, «Воспитание выносливости у детей дошкольного возраста» и т.д.). Родителям даются индивидуальные консультации воспитателей, медиков ЖВА, инструктора по физической культуре, музыкального руководителя.

Инструктор по физическому воспитанию, педагоги проводят совместную работу с социумом наслега. Так проводятся совместные работы с учителями физической культуры средней школы, врачом-педиатром, фельдшером, акушером Жабыльской врачебной амбулатории. Организуются взаимопосещения, анализ НОД, уроков по физкультуре, специалисты ЖВА дают консультации по физическому воспитанию для родителей на педвсеобучах. Ежегодно среди воспитанников подготовительной к школе группы и учащихся 1 класса организуется эстафета «Веселые старты».

В течение учебного года в торговом доме «Байдам» для населения организуются выставки, фотовыставки по проводимой физкультурно-оздоровительной работе.

Сотрудники ДОУ принимают активное участие в проводимых спортивных мероприятиях наслега.

Эффективность оздоровительной педагогической деятельности ДОУ определяем следующими показателями:

– за период внедрения работы по оздоровлению детей совместно с семьей улучшилось состояние здоровья детей;

– повысилось физическое развитие, улучшились функциональные возможности детей, скоростно-силовые качества физической подготовленности;

– дети вместе с родителями стали больше приобщаться к ведению здорового образа жизни.

infourok.ru

Доклад “Система физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ”

Система физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ

Физкультурно-оздоровительная работа в ДОУ – это целенаправленная и систематически спланированная работа всего коллектива образовательного учреждения, рассчитанная на длительный срок. Она строится на разделе образовательной области «Физическое развитие», примерной общеобразовательной программы дошкольного образования “От рождения до школы” под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.

Цель физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ – сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей, совершенствование их физического развития, приобщение к здоровому образу жизни.

Основные задачи физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ

– Охрана и укрепление здоровья детей;

– Формирование жизненно необходимых двигательных умений и навыков ребёнка;

с учётом его индивидуальных особенностей. Развитие физических качеств;

– Создание условий для реализации потребности детей в двигательной активности;

– Воспитание потребности в здоровом образе жизни;

– Обеспечение физического и психического благополучия.

В систему физкультурно-оздоровительной работы ДОУ входят:

-создание материально-технических условий в ДОУ;

– выполнение санитарно-гигиенических требований;

-организация полноценного питания и рационального режима дня;

– создание оптимальной двигательной деятельности детей;

– организация профилактических, оздоровительных и закаливающих мероприятий;

– диспансеризация и медицинский контроль;

– работа по формированию здорового образа жизни;

-работа с родителями.

Физкультурно-оздоровительная работа не может состояться без создания специальных условий в ДОУ: материально – технической базы и предметно развивающей среды: пищеблок, медицинский блок с подсобными помещениями; физкультурный и музыкальный зал, спортивная площадка, уголки физической культуры, прогулочные участки, оснащенные необходимым спортивным оборудованием и инвентарём для двигательной активности детей, проведения закаливающих процедур; «уголки здоровья», оснащенные наглядно-демонстрационным материалом, книгами, дидактическими играми, материалами по ОБЖ.

Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы устанавливают санитарно-эпидемиологические требования и содержат рекомендации по созданию наиболее благоприятных и оптимальных условий содержания и воспитания детей, направленных на сохранение и укрепление их здоровья. Физическое воспитание детей должно быть направлено на улучшение здоровья и физического развития, расширение функциональных возможностей детского организма, формирование двигательных навыков и двигательных качеств.

Двигательный режим, физические упражнения и закаливающие мероприятия следует осуществлять с учетом здоровья, возраста детей и времени года.

Рекомендуется использовать формы двигательной деятельности: утреннюю гимнастику, занятия физической культурой в помещении и на воздухе, физкультурные минутки, подвижные игры, спортивные упражнения, ритмическую гимнастику, занятия на тренажерах, плавание и другие.

Для реализации двигательной деятельности детей используются оборудование и инвентарь физкультурного зала, спортивных площадок в соответствии с возрастом и ростом ребенка.

Давно доказано, что ведущая роль в сохранении и укреплении принадлежит правильному питанию детей. Оно обеспечивает нормальный рост и развитие, способствует профилактике заболеваний, устойчивости к воздействию инфекций.

Правильный, соответствующий возрастным возможностям ребенка режим дня укрепляет здоровье, обеспечивает работоспособность, успешно чередует разнообразную деятельность, предохраняет от переутомления.

Двигательная деятельность – одно из необходимых условий поддержания нормального функционального состояния детей, естественная биологическая потребность в движении. Она способствует совершенствованию деятельности основных физиологических систем организма (нервной, сердечно сосудистой, дыхательной), физическому и нервно-психическому развитию.

К ней относится:

Утренняя гимнастика

Физическая культура

Плавание

Подвижные игры

Гимнастика после дневного сна

Спортивные игры и упражнения

Кружки

Секции

День здоровья

Олимпиада

Прогулки-экскурсии

Занятия по валеологии и экологии

Занятия по ОБЖ

Спортивные праздники

Развлечения

Спортивные досуги

Профилактические мероприятия – совокупность мер по сохранению и укреплению здоровья детей, предупреждения и снижения заболеваемости, которые способствуют формированию у ребенка сознательного стремления к здоровью, развитию навыков собственного оздоровления.

К ним относятся: витаминотерапия, смазывание носа чесночным маслом, оксалиновой мазью, полоскание горла солёным раствором и настоями трав, гимнастика для глаз и т. д., коррекционно-развивающие занятия у психолога, занятия по валеологии и экологии, занятия по ОБЖ.

Традиционные формы оздоровления повышают устойчивость ребенка к различным неблагоприятным факторам окружающей среды; позволяют детям полнее узнать свой организм, свои возможности и слабые места. К ним относятся: полоскание горла отварами трав, фито чай витаминный, фитонцидотерапия (лук, чеснок), коррекционные физкультминутки, коррекционная гимнастика, подвижные игры с элементами основных видов движений, спортивные игры с элементами футбола, баскетбола и т.д.

Нетрадиционные формы оздоровления помогают мгновенно поднять уровень своей энергетики, быстро улучшить самочувствие, активизировать защитные силы организма: музыкотерапия, аутотренинг, психотерапия, психогимнастика, пальчиковая гимнастика, «Дорожки здоровья», элементы дыхательной гимнастики, релаксация, игрогимнастика, игротанец, ароматотерапия.

Закаливание – это комплекс мероприятий с использованием естественных факторов природы, которые формируют и совершенствуют функциональные системы организма, направляют их на повышение иммунитета. Дети меньше болеют, легче переносят заболевания: солнечные ванны, ходьба босиком, облегченная одежда детей, мытье рук, лица, шеи прохладной водой, сон без маек, полоскание горла настоями трав, обтирание тела и др.

Мониторинг, диспансеризация – это система медицинского контроля за ростом и развитием детей.

Основная цель работы по формированию здорового образа жизни в ДОУ в том, чтобы обеспечить правильное и бережливое отношение детей к своему здоровью, развить быстроту реакции, ловкость, силу и скорость, научить регулировать свое эмоционально состояние, принимать правильное решение, гарантировать квалифицированную диагностику состояния здоровья ребенка.

Здоровый образ жизни для детей – основополагающий фактор физического и нравственного развития ребенка, его гармоничного существования в обществе.

Вопросы оздоровления ребенка должны решаться в тесном контакте с семьей.

От того, как правильно организован режим дня дошкольника, какое внимание уделяют родители здоровью ребёнка, зависит его настроение, состояние физического комфорта.

Работа с родителями – это консультирование родителей по вопросам оздоровления детей, здорового образа жизни, беседы, анкетирование, тематические родительские собрания, совместные досуги, развлечения и т. д.

Главное в работе педагога – научить детей с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять своё здоровье. Только в этом случае можно надеяться, что будущие поколения станут более здоровыми и развитыми не только интеллектуально, духовно, но и физически.

«Я не боюсь еще и еще раз повторить: забота о здоровье – это важнейший труд педагога. От жизнерадостности, бодрости детей зависят их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы.» В. А. Сухомлинский

infourok.ru

Формы физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ



Одна из основных задач в дошкольном учреждении — охрана и укрепление здоровья детей, всестороннее физическое развитие и закаливание организма. В нашем детском саду создана система физкультурно-оздоровительной работы, которая способствует формированию здорового, крепкого, закалённого, жизнерадостного, отзывчивого, инициативного ребёнка, хорошо владеющего своими движениями, любящего спортивные и физические упражнения, способного к обучению в школе и к активной последующей творческой деятельности. Для этого созданы все условия, которые отвечают медицинским и учебно-воспитательным требованиям по сохранению и укреплению здоровья детей. Педагоги детского сада используют различные формы физкультурно-оздоровительной работы с детьми с учётом уровня их развития и состояния здоровья. Физическое воспитание в дошкольном учреждении осуществляется не только на образовательной деятельности по физической культуре, но и в повседневной жизни. Ежедневно в течение дня проводится несколько форм физкультурно-оздоровительной работы. [4,32]

Утренняя гимнастика.

Утренняя гимнастика — это постепенное введение организма в благоприятную двигательную активность. В детском саду гимнастика является одним из режимных моментов. И средством для поднятия эмоционального тонуса детей. Чтобы повысить интерес детей к утренней гимнастике и разнообразить двигательную активность, изменяем ее форму и место проведения.

Наряду с традиционной утренней гимнастикой в практику дошкольных учреждений могут быть введены разные ее типы и варианты как в содержательном плане, так и в методике проведения. Предлагаем разные варианты. Утренняя гимнастика игрового характера включает 2–3 подвижные игры или 5–7 игровых упражнений имитационного характера «Утро в лесу», «Колобок», а также разной степени интенсивности, которые выполняются как комплекс упражнений общеразвивающего воздействия. Упражнения на полосе препятствий — детям можно предложить упражнения с постепенным увеличением нагрузки: усложнение двигательных заданий с включением разных основных видов движений увеличение числа повторов, усиление темпа движений, смена чередования физкультурных пособий: «Кто первый», «Через болото». Утренняя гимнастика может проводиться в форме оздоровительной пробежки. Этот тип утренней гимнастики обязательно проводится на воздухе — в течение 5–7 мин. непрерывный бег в среднем темпе с постепенным увеличением расстояния и времени. В конце гимнастики предлагаются дыхательные упражнения. Комплекс музыкально-ритмических упражнений (состоящий из разминки, 5–6 основных развивающих упражнений в танцевальных движениях.)

В содержание утренней гимнастики включаются различные построения и перестроения, различные виды ходьбы, бега, прыжков с постепенным увеличением двигательной активности детей. Предлагаются упражнения на равновесие и развитие координации, подвижные игры и основные развивающие упражнения.


Комплекс утренней гимнастики следует повторять в течение двух недель.

В старшем дошкольном возрасте дети должны самостоятельно воспроизводить весь комплекс целиком после 2–3 повторений. Во время организации необходимо музыкальное сопровождение. [8,58]

Физкультминутка

Физкультминутка — кратковременные физические упражнения — проводится в средней, старшей и подготовительной группах в перерыве между занятиями, а также в процессе занятий, требующих интеллектуального напряжения (развитие речи, рисование, математика и др.) Общеизвестно, что физкультминутки применяются с целью поддержания умственной работоспособности на хорошем уровне. В тот момент, когда у детей снижается внимание и появляется двигательное беспокойство (как правило, на 12–15 мин.), наступает утомление, можно предложить несколько физкультурных упражнений стоя у своих столов или на свободном месте в группе «Колка дров», «Часы», «Ныряние». Это упражнения общеразвивающие: наклоны туловища, движение рук вверх, в стороны, полуприседания и приседания, подпрыгивание, подскоки, ходьба. Физкультминутка может сопровождаться текстом, связанным или не связанным с движением занятия. При произнесении текста детьми необходимо следить, чтобы выдох выполнялся при произнесении слов одной строки, а до начала следующей строки делался глубокий и спокойный вдох. После физкультминутки дыхание у ребенка остается спокойным. Можно проводить физкультминутку с музыкальным сопровождением, во время которой дети могут выполнять танцевальные упражнения или импровизированные движения.

Двигательная разминка (динамическая пауза) проводится во время большого перерыва между занятиями, позволяет активно отдохнуть после умственной нагрузки и вынужденной позы. Она состоит из 3–4 упражнений, а также произвольных движений детей с использованием разнообразных физкультурных пособий. В конце разминки рационально провести упражнение на расслабление 1–2 мин. Продолжительность разминки не более 10 мин. [2,112]

Подвижные игры, физические упражнения на прогулке. Подвижные игры — сложная двигательная, эмоционально окрашенная деятельность. Подвижные игры служат методом совершенствования уже освоенных детьми двигательных навыков и воспитание физических качеств. Подвижные игры подразделяются по содержанию на подвижные игры с правилами и спортивные игры.

Гимнастика пробуждения. После дневного сна важно поднять настроение и мышечный тонус у каждого ребенка, а также позаботиться о профилактике нарушений осанки и стопы. Этому может способствовать комплекс гимнастики после дневного сна, который носит вариативный характер, в зависимости от этого будет меняться и её продолжительность (от 7–15 минут).


Комплекс упражнений проводится в постели. Дети постепенно просыпаются под звуки мелодичной музыки, лёжа в постели, в течение 3–4 минут, выполняют 4–5 общеразвивающих упражнений. Можно предложить упражнения из различных положений: лёжа на боку, на животе, сидя. После этого дети выполняют ходьбу, постепенно переходящую в бег — выбегают из спальни в хорошо проветренную группу с температурой 17–19 градусов, после чего переходят к массажным дорожкам. Дети занимаются в одних трусах и босиком. После проведения разных вариантов гимнастики переходят к водным закаливающим процедурам: обтирание влажной варежкой с последующим растиранием сухим полотенцем. В нашем дошкольном учреждении большое внимание уделяется проведению закаливающих процедур, которые особенно влияют на укрепление здоровья и снижение заболеваемости.

Закаливание — важнейшая часть физического воспитания детей дошкольного возраста. Лучшими средствами закаливания являются естественные силы природы: воздух, солнце и вода. Цель закаливания — выработать способность организма быстро приводить работу органов и систем в соответствие с меняющейся внешней средой. В результате закаливания ребенок становится менее восприимчивым к резким изменениям температуры и простудным и инфекционным заболеваниям. Закаленные дети обладают хорошим здоровьем и аппетитом, спокойны, уравновешенны, отличаются бодростью, жизнерадостностью, высокой работоспособностью. Таких результатов можно добиться лишь при правильном выполнении закаливающих процедур.

Положительных результатов от закаливающих процедур можно ожидать только при соблюдении таких принципов, как постепенность, последовательность, систематичность, комплексность, учет индивидуальных особенностей каждого ребенка, а также активное и положительное отношение детей к закаливающим процедурам.

Закаливание воздухом — наиболее доступное средство закаливания в любое время года. Систематическое пребывание ребенка на воздухе способствует более быстрой адаптации организма к смене температурных условий. Положительное воздействие воздушных ванн повышается, если сочетается с физическими упражнениями. Помимо организованной деятельности по физической культуре в режиме дня детей старшего дошкольного возраста значительное место должна занимать самостоятельная двигательная деятельность. Однако и здесь действия детей во многом зависят от условий, создаваемых взрослыми. При правильном руководстве самостоятельной деятельностью можно в значительной мере влиять на разнообразие игр, движений, не подавляя при этом инициативы самого ребенка.

Самостоятельная двигательная деятельность детей организуется в разное время дня: утром до завтрака, между занятиями, в часы игр после дневного сна и во время прогулок (утренней и вечерней). Активные действия детей должны чередоваться с более спокойной деятельностью. При этом важно учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка, его самочувствие.

При планировании самостоятельной деятельности важно позаботиться о создании физкультурно-игровой среды (пространство, достаточное для движений, разнообразие и чередование пособий и игрушек), выделить в режиме дня специальное время для самостоятельных игр детей. Для создания разнородности и новизны физкультурно-игровой среды педагог в течение дня может вносить различные физкультурные пособия и по-разному группировать их. Это позволяет избежать однообразия движений и способствует всестороннему развитию детей.

Воспитатель должен влиять на выбор детьми соответствующих упражнений и игр, предоставляя в их распоряжение необходимый инвентарь, пособия, поясняя способы движений. Он учит детей играть сообща, побуждает более ловких детей, хорошо владеющих движениями, помогать своим сверстникам.


Очень важной частью работы по развитию мелкой моторики являются пальчиковые игры. Игры эти очень эмоциональны, увлекательны. Они способствуют развитию речи, творческой деятельности. Пальчиковые игры как бы отображают реальность окружающего мира — предметы, животных, людей, их деятельность, явления природы. В ходе пальчиковых игр дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.

Пальчиковые игры — это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. Многие игры требуют участия обеих рук, что даёт возможность детям ориентироваться в понятиях «вправо», «влево», «вверх», «вниз» и т. д. [7,52]

Дыхательные упражнения могут проводиться во время утренней гимнастики, гимнастики после пробуждения или на прогулке.

На первых порах дыхательные упражнения кажутся детям одними из самых сложных. И тем важнее помочь детям, превратив скучные упражнения в веселую игру.

Не следует ставить цель выполнить все упражнения сразу. Можно выполнять несколько хорошо знакомых, постепенно дополняя их новыми, или менять, разбив по дням недели.

Обучив дошкольника простым и веселым дыхательным упражнениям, вы сделаете неоценимый вклад в его здоровье + профилактику ОРВИ.

Гимнастика для глаз используется в профилактических и оздоровительных целях, чтобы предупредить зрительное утомление у детей. Комплекс упражнений гимнастики для глаз проводят под музыку в течение 3–5 минут. Он включает в себя до 5 упражнений, включающих упражнения массажа, растираний, снятия зрительного напряжения, упражнений на внимание.


Литература:

  1. Афонин, И. Как прекрасен этот мир / И. Афонин. — СПб.: Питер, 2006. — 206 с.
  2. Богина, Л. Охрана здоровья детей в дошкольных учреждениях: методическое пособие / Л. Богина. — М.: Мозаика-Синтез, 2005. — 112 c.
  3. Бузунова, А. Медико-педагогическая оздоровительная работа / А. Бузунова, П. Волков. // Дошкольное воспитание. — 2003. — № 4. — С. 64.
  4. Вавилова, Е. Н. Учите прыгать, бегать, лазить, метать / Е. Н. Вавилова. — М.: Просвещение, 2003. — 174 с.
  5. Веселая, З. А. Игра принимает всех / З. А. Веселая. — Минск: Полымя, 2007. — 58 с.
  6. Голицына, Н. С. Нетрадиционные занятия физкультурой в дошкольном образовательном учреждении / Н. С. Голицына. — М.: Скрипторий 2003, 2003. — 72 с.
  7. Голубева, Г. Н. Программа — «Будь здоров!» (научно-исследовательская программа по укреплению здоровья детей дошкольных образовательных учреждений) / Г. Н. Голубева. — Наб. Челны: Салат 1999. — 32с.
  8. Горькова, Л. Г. Занятия физической культурой в ДОУ: Основные виды, сценарии занятий / Л. Г. Горькова, Л. А. Обухова. — М.: 5 за знания, 2005. — 38–40, 55 с.

Основные термины (генерируются автоматически): утренняя гимнастика, упражнение, ребенок, игра, детский сад, дошкольное учреждение, дневный сон, физкультурно-оздоровительная работа, музыкальное сопровождение, самостоятельная двигательная деятельность.

moluch.ru

Формы физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ШУГАРОВСКИЙ ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА Д/С – «КОЛОСОК»

ФОРМЫ ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ

РАБОТЫ В ДОУ

Подготовила: воспитатель

Лещенко Светлана Игорьевна

2015г.

Здоровье – это не только отсутствие болезней или физических дефектов, но и полное физическое, психическое и социальное благополучие.

Российская Академия медицинских наук

Одна из основных задач в дошкольном учреждении – охрана и укрепление здоровья детей, всестороннее физическое развитие и закаливание организма. В нашем детском саду создана система физкультурно-оздоровительной работы, которая способствует формированию здорового, крепкого, закалённого, жизнерадостного, отзывчивого, инициативного ребёнка, хорошо владеющего своими движениями, любящего спортивные и физические упражнения, способного к обучению в школе и к активной последующей творческой деятельности. Для этого созданы все условия, которые отвечают медицинским и учебно-воспитательным требованиям по сохранению и укреплению здоровья детей. Педагоги детского сада используют различные формы физкультурно-оздоровительной работы с детьми с учётом уровня их развития и состояния здоровья. Физическое воспитание в дошкольном учреждении осуществляется не только на образовательной деятельности по физической культуре, но и в повседневной жизни. Ежедневно в течение дня проводится несколько форм физкультурно-оздоровительной работы.

Утренняя гимнастика является одним из важных компонентов двигательного режима, ее организация должна быть направлена на поднятие эмоционального и мышечного тонуса детей. Ежедневное выполнение физических упражнений способствует проявлению определенных волевых усилий, вырабатывая полезную привычку у детей начинать день с утренней гимнастики.

Утренняя гимнастика должна проводится ежедневно до завтрака в течение 6-12 мин. на воздухе или в помещении (в зависимости от экологических и погодных условий).

При составлении комплексов утренней гимнастики в течение года важно помнить об их вариативности содержания и характера. Наряду с традиционной утренней гимнастикой в практику дошкольных учреждений могут быть введены разные ее типы и варианты как в содержательном плане, так и в методике проведения. Предлагаем разные варианты.

Утренняя гимнастика игрового характера включает 2-3 подвижные игры или 5-7 игровых упражнений имитационного характера, а также разной степени интенсивности, которые выполняются как комплекс упражнений общеразвивающего воздействия.

Упражнения на полосе препятствий детям можно предложить упражнения с постепенным увеличением нагрузки: усложнение двигательных заданий с включением разных основных видов движений увеличение числа повторов, усиление темпа движений, смена чередования физкультурных пособий.

Утренняя гимнастика может проводиться в форме оздоровительной пробежки. Этот тип утренней гимнастики обязательно проводится на воздухе – в течение 5-7 мин. непрерывный бег в среднем темпе с постепенным увеличением расстояния и времени. В конце гимнастики предлагаются дыхательные упражнения.

Комплекс музыкально-ритмических упражнений (состоящий из разминки, 5-6 основных развивающих упражнений в танцевальных движениях.)

В содержание утренней гимнастики включаются различные построения и перестроения, различные виды ходьбы, бега, прыжков с постепенным увеличением двигательной активности детей. Предлагаются упражнения на равновесие и развитие координации, подвижные игры и основные развивающие упражнения.

Комплекс утренней гимнастики следует повторять в течение двух недель.

В старшем дошкольном возрасте дети должны самостоятельно воспроизводить весь комплекс целиком после 2-3 повторений. Во время организации необходимо музыкальное сопровождение.

Физкультминутка проводится воспитателем по мере необходимости (в течение 3-5 мин.) в зависимости от вида и содержания образовательной деятельности, главным образом в момент появления признаков утомляемости детей. Перед началом физкультминутки следует открыть фрамуги.

Общеизвестно, что физкультминутки применяются с целью поддержания умственной работоспособности на хорошем уровне. В тот момент, когда у детей снижается внимание и появляется двигательное беспокойство (как правило, на 12-15 мин.), наступает утомление, можно предложить несколько физкультурных упражнений стоя у своих столов или на свободном месте в группе. Это упражнения общеразвивающие: наклоны туловища, движение рук вверх, в стороны, полуприседания и приседания, подпрыгивание, подскоки, ходьба.

Физкультминутка может сопровождаться текстом, связанным или не связанным с движением занятия. При произнесении текста детьми необходимо следить, чтобы выдох выполнялся при произнесении слов одной строки, а до начала следующей строки делался глубокий и спокойный вдох. После физкультминутки дыхание у ребенка остается спокойным.

Можно проводить физкультминутку с музыкальным сопровождением, во время которой дети могут выполнять танцевальные упражнения или импровизированные движения.

Двигательная разминка (динамическая пауза) проводится во время большого перерыва между занятиями, позволяет активно отдохнуть после умственной нагрузки и вынужденной позы. Она состоит из 3-4 упражнений, а также произвольных движений детей с использованием разнообразных физкультурных пособий. В конце разминки рационально провести упражнение на расслабление 1-2 мин. Продолжительность разминки не более 10 мин.

Подвижные игры, физические упражнения на прогулке. Подвижные игры сложная двигательная, эмоционально окрашенная деятельность. Подвижные игры служат методом совершенствования уже освоенных детьми двигательных навыков и воспитание физических качеств. Подвижные игры подразделяются по содержанию на подвижные игры с правилами и спортивные игры.

После дневного сна важно поднять настроение и мышечный тонус у каждого ребенка, а также позаботиться о профилактике нарушений осанки и стопы. Этому может способствовать комплекс гимнастики после дневного сна, который носит вариативный характер, в зависимости от этого будет меняться и её продолжительность (от 7-15 минут).

Комплекс упражнений проводится в постели. Дети постепенно просыпаются под звуки мелодичной музыки, лёжа в постели, в течение 3-4 минут, выполняют 4-5 общеразвивающих упражнений. Можно предложить упражнения из различных положений: лёжа на боку, на животе, сидя. После этого дети выполняют ходьбу, постепенно переходящую в бег – выбегают из спальни в хорошо проветренную группу с температурой 17-19 градусов, после чего переходят к массажным дорожкам. Дети занимаются в одних трусах и босиком. После проведения разных вариантов гимнастики переходят к водным закаливающим процедурам: обтирание влажной варежкой с последующим растиранием сухим полотенцем.

В нашем дошкольном учреждении большое внимание уделяется проведению закаливающих процедур, которые особенно влияют на укрепление здоровья и снижение заболеваемости.

Закаливание важнейшая часть физического воспитания детей дошкольного возраста. Лучшими средствами закаливания являются естественные силы природы: воздух, солнце и вода. Цель закаливания – выработать способность организма быстро приводить работу органов и систем в соответствие с меняющейся внешней средой.

В результате закаливания ребенок становится менее восприимчивым к резким изменениям температуры и простудным и инфекционным заболеваниям. Закаленные дети обладают хорошим здоровьем и аппетитом, спокойны, уравновешенны, отличаются бодростью, жизнерадостностью, высокой работоспособностью. Таких результатов можно добиться лишь при правильном выполнении закаливающих процедур.

Положительных результатов от закаливающих процедур можно ожидать только при соблюдении таких принципов, как постепенность, последовательность, систематичность, комплексность, учет индивидуальных особенностей каждого ребенка, а также активное и положительное отношение детей к закаливающим процедурам.

Закаливание воздухом наиболее доступное средство закаливания в любое время года. Систематическое пребывание ребенка на воздухе способствует более быстрой адаптации организма к смене температурных условий. Положительное воздействие воздушных ванн повышается, если сочетается с физическими упражнениями.

Помимо организованной деятельности по физической культуре в режиме дня детей старшего дошкольного возраста значительное место должна занимать самостоятельная двигательная деятельность. Однако и здесь действия детей во многом зависят от условий, создаваемых взрослыми. При правильном руководстве самостоятельной деятельностью можно в значительной мере влиять на разнообразие игр, движений, не подавляя при этом инициативы самого ребенка.

Самостоятельная двигательная деятельность детей организуется в разное время дня: утром до завтрака, между занятиями, в часы игр после дневного сна и во время прогулок (утренней и вечерней). Активные действия детей должны чередоваться с более спокойной деятельностью. При этом важно учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка, его самочувствие.

При планировании самостоятельной деятельности важно позаботиться о создании физкультурно-игровой среды (пространство, достаточное для движений, разнообразие и чередование пособий и игрушек), выделить в режиме дня специальное время для самостоятельных игр детей. Для создания разнородности и новизны физкультурно-игровой среды педагог в течение дня может вносить различные физкультурные пособия и по-разному группировать их. Это позволяет избежать однообразия движений и способствует всестороннему развитию детей.

Воспитатель должен влиять на выбор детьми соответствующих упражнений и игр, предоставляя в их распоряжение необходимый инвентарь, пособия, поясняя способы движений. Он учит детей играть сообща, побуждает более ловких детей, хорошо владеющих движениями, помогать своим сверстникам.

Очень важной частью работы по развитию мелкой моторики являются пальчиковые игры. Игры эти очень эмоциональны, увлекательны. Они способствуют развитию речи, творческой деятельности. Пальчиковые игры как бы отображают реальность окружающего мира – предметы, животных, людей, их деятельность, явления природы. В ходе пальчиковых игр дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.

Пальчиковые игры – это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. Многие игры требуют участия обеих рук, что даёт возможность детям ориентироваться в понятиях “вправо”, “влево”, “вверх”, “вниз” и т. д.

Дыхательные упражнения могут проводиться во время утренней гимнастики, гимнастики после пробуждения или на прогулке.
На первых порах дыхательные упражнения кажутся детям одними из самых сложных. И тем важнее помочь детям, превратив скучные упражнения в веселую игру.

Не следует ставить цель выполнить все упражнения сразу. Можно выполнять несколько хорошо знакомых, постепенно дополняя их новыми, или менять, разбив по дням недели.

Обучив дошкольника простым и веселым дыхательным упражнениям, вы сделаете неоценимый вклад в его здоровье + профилактику ОРВИ.

Гимнастика для глаз используется в профилактических и оздоровительных целях, чтобы предупредить зрительное утомление у детей. Комплекс упражнений гимнастики для глаз проводят под музыку в течение 3—5 минут. Он включает в себя до 5 упражнений, включающих упражнения массажа, растираний, снятия зрительного напряжения, упражнений на внимание. По мере привыкания к комплексу в него включаются новые упражнения или усложняются условия выполнения уже разученных ранее упражнений.

В нашем детском саду, кроме традиционных форм по физкультурно-оздоровительной работе, которые я перечислила выше, проводятся комплексы упражнений по методике профессора Э. Джекобсона (США): релаксационное растягивание, упражнения на расслабление и напряжение отдельных групп мышц, мышечная релаксация по представлению, дыхательная гимнастика расслабления. Эти упражнения положительно влияют на физическое состояние детей и на эмоциональную атмосферу в группе. Они могут проводиться не только в специализированных, но и в обычных детских садах.

Лишь осуществляя комплексный подход, можно добиться выполнения главных задач воспитательно-образовательной работы по укреплению физического, психического и сексуального здоровья детей и их оптимального физического развития. Ю.Ф.Змановский

infourok.ru

Организация физкультурно- оздоровительной работы в ДОУ с использованием здоровьесберегающих технологий .

Организация физкультурно- оздоровительной работы в ДОУ

с использованием здоровьесберегающих технологий .

Романова Раиса Петровна

воспитатель МБДОУ «Жабыльский детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением физического развития воспитанников «Кэскил»» МР «Мегино-Кангаласский улус» Республики Саха (Якутия).

Под физическим воспитанием понимается организованный педагогический процесс, направленный на разностороннее морфологическое и функциональное совершен- ствование организма в соответствии с требованиями общества, развитие физических качеств (способностей), формирование двигательных навыков и умений, специальных знаний в области физической культуры и спорта. Физическое воспитание дошкольного возраста направлено на охрану жизни и укрепление здоровья, полноценное физическое развитие, формирование двигательных навыков и развитие физических качеств , на освоение культурно-гигиенических навыков, воспитание привычек к упорядоченному ритму жизни.

В первые годы жизни физическое воспитание является основой всестороннего развития ребенка. В детстве закладываются фундамент здоровья и формируются некоторые важные части личности. Успех в любой деятельности во многом определяется физическим состоянием ребенка. Детский организм остро реагирует на незначительные отклонения от нормы в окружающей среде, что связано с его развитием и недостаточной функциональной зрелостью отдельных органов и систем.

Дошкольное образование, являясь первым звеном системы общего среднего образо-вания, призвано обеспечить разностороннее развитие ребенка дошкольного возраста в соответствии с его индивидуальными и возрастными особенностями, потребностями и возможностями. Однако полная реализация ребенком своих способностей невозможна при нарушениях физического и психического здоровья.

Наш детский сад имеет 2 разновозрастные группы: младше-средняя, старше-подготовительная . Педколлектив состоит из 6 педагогов, из них имеют высшую квалификационную категорию- 2, первую категорию- 4 педагога.

В ДОУ разработана Программа развития, основная образовательная программа, годовой план работы, которые позволяют целенаправленно проводить всю физкультурно-оздоровительную работу.

Для создания целостной системы здоровьесбережения детей очень важным

является организация предметно-развивающей среды в ДОУ. Анализ созданных условий показал, что в нашем учреждении созданы благоприятные условия для повышения двигательной активности детей, проведения физкультурно-оздоровительных и профилактических мероприятий.

Детский сад имеет штат инструктора по физической культуре с высшим образованием, медицинский кабинет.

В ДОУ имеется физкультурный зал, который оснащен спортивными оборудованиями, инвентарями, имеется детский спортивный комплекс, различные тренажеры, гимнастические маты, а также пособия, изготовленные педагогами, которые повышают интерес детей к физкультуре и спорту, развивают жизненно-важные качества, увеличивают эффективность непосредственно образовательной деятельности.

Педагогами нашего учреждения уделяется большое внимание организации физкультурно-оздоровительной работы на свежем воздухе. На участке ДОУ имеется спортивная площадка, оборудованная рукоходом, гимнастической стенкой, бревнами для равновесия, мишенью для метания, полосой препятствий, ямой с песком для прыжков, а также зимой оформляем спортивно-игровое оборудование.

Имеется большая богатая игровая площадка, где имеются 2 большие веранды для групп, 2 горки для катания, 2 качеля , 2 песочницы, самолет, кораблик, грузовая машина, паровозик, спортивные машины, домик-теремок.

Отдельно имеется «Поляна чудес», где имеются разные фигурки животных из дерева: жираф, крокодил, бегемот, аист, слон, олень, лебедь, панда, где детям очень нравится играть, лазать.

В 2009 году по итогам улусного смотра-конкурса детских площадок наш детский сад занял 1 место, в 2011 году улусном конкурсе «Здоровый дошкольник»- 2 место, в 2014 году смотре-конкурсе спортивных площадок среди наслегов улуса -3 место.

Большое внимание уделяется организации здоровьесберегающего режима обучения. Для этого в ДОУ созданы следующие необходимые условия:

– Соответствующая освещенность помещений.

– Чередование активных и малоактивных видов НОД в расписании .

– Чередование в расписании НОД по сложности с усложнением к середине недели.

– Соблюдение длительности НОД согласно нормам Сан ПиНа

– Соблюдение длительности и содержания прогулки в соответствии с нормами Сан ПиН.

– Максимально допустимая недельная учебная нагрузка и время перерыва между НОД соответствует возрасту детей, нормам Сан ПиН.

– Правильно подобранная и расположенная мебель (расстояние между рядами столов, расстояние между первым столом и доской, левосторонняя освещенность).

– Соблюдение температурного режима, график проветривания и влажной уборки помещений перед НОД.

– Чередование активных и малоактивных видов деятельности детей .

Педагоги используют разнообразные формы организации физической активности детей: утренняя гимнастика и гимнастика после сна, НОД по физкультуре, физминутки на НОД и в перерывах между ними, подвижные игры в помещении и на воздухе, спортивные игры, развлечения и физкультурные праздники, Дни здоровья. Также проводят работу по профилактике и снижению заболеваемости детей.

Врачом-педиатром Жабыльской врачебной амбулатории разработан годовой план профилактической работы, план мероприятий по снижению острой заболеваемости в детском саду. В целях оздоровления организма ребёнка во всех группах проводятся различные виды закаливания.

С целью повышения иммунитета два раза в год все воспитанники получают витамины «Ревит», витаминизированный компот. Для профилактики инфекционных заболеваний гриппа, ОРВИ используются в пищу лук, чеснок, проводятся смазывания носа оксолиновой мазью, употребление фитонцидов (чесночные бусы).

На повышение двигательного статуса детей оказывает большое влияние организация двигательного режима в течение дня.

Организованной формой в этом двигательном режиме являются непосредственно образовательная деятельность по физкультуре. При проведении НОД инструктор по физической культуре использует как традиционные, так и нетрадиционные формы НОД: НОД -зачеты, НОД -соревнования, НОД из подвижных игр, на спортивных снарядах и др. Процесс обучения на НОД носит дифференцированный, вариативный характер.

Традицией стало проведение в ДОУ спортивных игр, праздников, досугов «Мама, папа я -спортивная семья», «День здоровья», «Неделя здоровья», «Праздник Чистоты и Здоровья», соревнований «Пятиборье для мальчиков», «Зов джунглей», где дети показывают уровень физического развития, получают эмоциональный заряд от своих достижений. Праздники, проводимые совместно с родителями, вызывают чувство единения, общей радости и азарта у детей и взрослых.

В ДОУ традиционно проводятся детские чтения по физическому воспитанию, где дети защищают проекты в виде планшетов, слайдовой презентации. Так проведены чтения по темам: «Лекарственные растения», «Витамины вокруг нас», «Движение- основа здоровья», «Вредные привычки» , «Молочные продукты», «Спортивные игры» и.т.д.

Для детей старше-подготовительной группы проводится кружок «Час здоровья». Детям даются знания о заботе своем здоровье и безопасности жизнедеятельности, правильном питании, строении человека, влиянии физических упражнений на организм. С детьми разучиваются комплексы упражнений, направленных на профилактику плоскостопия, дыхательной системы, формируются навыки самомассажа. Работа проводится в форме бесед, дидактических игр, чтений художественной литературы, разучиваний стишков, изодеятельности.

Инструктор по физической культуре Стручкова МП проводит для детей секцию стэп-аэробики, где дети учатся двигаться под ритмическую музыку. Воспитанники научились делать сложные упражнения как «шпагат», «мостик», «самолет», «корзина» и.т.д.

Воспитатель Свешникова ОН ведет кружок по пению. Здесь дети учатся правильно дышать, петь грамотно, соблюдая скорость пения, красиво двигаться под музыку. Работа ведется в форме дыхательных упражнений, прослушиваний грамзаписи, бесед. Воспитанники становятся лауреатами, дипломантами улусного конкурса песни «Чугдаарар чуорааннар», республиканского конкурса «Полярная звезда».

В совместной работе детского сада и семьи мы широко используем педагогические всеобучи в форме консультаций для родителей, бесед, тематических выставок, анкетирований, тестирований. Наиболее эффективными признаны педагогические семинары- практикумы, диспуты, встречи со специалистами, где родители учатся ближе видеть сложный многогранный процесс воспитания ребёнка, осваивают практические навыки.

Широко используется информация в родительских уголках, в папках-передвижках (“Движение- основа здоровья”, “Как выработать у детей правильную осанку”, «Воспитание выносливости у детей дошкольного возраста» и т.д.). Родителям даются индивидуальные консультации воспитателей, медиков ЖВА, инструктора по физической культуре, музыкального руководителя.

Инструктор по физическому воспитанию, педагоги проводят совместную работу с социумом наслега. Так проводятся совместные работы с учителями физической культуры средней школы, врачом-педиатром, фельдшером, акушером Жабыльской врачебной амбулатории. Организуются взаимопосещения, анализ НОД, уроков по физкультуре, специалисты ЖВА дают консультации по физическому воспитанию для родителей на педвсеобучах. Ежегодно среди воспитанников подготовительной к школе группы и учащихся 1 класса организуется эстафета «Веселые старты».

В течение учебного года в торговом доме «Байдам» для населения организуются выставки, фотовыставки по проводимой физкультурно-оздоровительной работе.

Сотрудники ДОУ принимают активное участие в проводимых спортивных мероприятиях наслега.

Эффективность оздоровительной педагогической деятельности ДОУ определяем следующими показателями:

– за период внедрения работы по оздоровлению детей совместно с семьей улучшилось состояние здоровья детей;

– повысилось физическое развитие, улучшились функциональные возможности детей, скоростно-силовые качества физической подготовленности;

– дети вместе с родителями стали больше приобщаться к ведению здорового образа жизни.

infourok.ru

Советы рукодельницам