Осенние эксперименты для детей

Осенняя прогулка — настоящее приключение. Желуди, каштаны, листья и шишки — гуляя по осеннему парку, обязательно соберешь целый мешок добра. А дома и поколдовать можно. Всем любознательным ребятам Пустунчик желает незабываемой осени и предлагает увлекательные научные и творческие эксперименты для детей. Присоединяйся!

Гигрометр из шишки

Знаешь ли Ты, что обычная шишка может превратиться в уникальный прибор для прогнозирования погоды?

Дело в том, что шишки имеют свойство закрываться и открываться в зависимости от влажности воздуха. Когда на улице сухо, шишка «распускается», чтобы ветер подхватил ее семена и рассеял как можно дальше от материнской особи. А накануне дождя или снега, когда влажность воздуха повышается, шишка обычно закрывается, чтобы сохранить семена до лучших времен, поскольку ветру легче переносить их сухими.

Подготовь, пожалуйста:

  • сосновую шишку,
  • синельную проволоку.

Для создания гигрометра (прибора для определения влажности воздуха) привяжи к одной из чешуек синельную проволоку и сделай из неё стрелочку. Прикрепи шишку к тарелке кусочком пластилина. Отметь, куда показывает стрелка, когда шишка сухая. Теперь Тебе нужно дождаться дождя, но это та-а-ак долго! Поэтому просто налей в миску воды и проверь положение стрелки через час. Чешуйки закроются, а стрелка немного изменит направление, показывая, что влажность воздуха увеличилась.

Если ежедневно делать отметки, сверяясь с электронным гигрометром, уже через две-три недели у Тебя будет достаточно точный прибор для предсказания погоды.

Младшему братику или сестренке можешь просто продемонстрировать изменения в природе во время дождя и в солнечную погоду. А проверить достоверность эксперимента вместе с родителями отправляйтесь в ближайший хвойный лес.

Почему листья меняют цвет осенью?

Изменение цвета листьев осенью— настоящее чудо. Но, как и все трюки фокусника, это осеннее явление можно объяснить.

Летом, когда жилки активно поставляют листьям воду и минеральные вещества, деревья зеленые. Такой цвет дает листве особый пигмент — хлорофилл. Его в листьях так много, что он затмевает другие цвета. С наступлением осени жилки начинают закрываться, количество минералов уменьшается, хлорофилл покидает лист. Вот тут и начинается игра цветов. Ведь внутри листьев есть еще

каротиноиды, отвечающие за желтый и оранжевый цвета, и антоцианы, которые дарят листьям багровую окраску.

Разделить каждый осенний листик по цветам и пигментам поможет эксперимент.

Подготовь, пожалуйста:

  • банки (для каждой группы листьев),
  • ступки и ложки для растирания листьев,
  • медицинский спирт,
  • фильтры для кофе (плотные белые салфетки),
  • разноцветные листья.

Разорви несколько зеленых листьев на кусочки и растирай в ступке до появления сока. Переложи толченые листья в банку. То же самое сделай с листьями, которые успели изменить цвет. Подпиши каждую банку. Возьми несколько бутылочек спирта и разлей по банкам. С помощью водяной бани нагрей содержание каждой баночки. Нарежь полоски из фильтров и помести один конец в банку, а другой свесь через край. Спустя 30 минут Ты увидишь, как фильтры впитали пигменты. Разглядывать их — невероятное удовольствие.

Если в одну из банок Ты поместишь разноцветное листья, то пигменты разделятся и образуют на фильтре радугу. Чудеса да и только!

Дыхание листьев

Тебе, конечно же, известно, что деревья выделяют кислород. Но бьюсь об заклад: наблюдать, как им это удается, Тебе не приходилось. А ведь лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать об этом на уроках биологии . Согласен?

Подготовь прозрачную миску с теплой водой. Положи в воду сорванный с дерева лист (Не поднимай из земли!) и прижми ко дну камнем, чтобы листок полностью оказался в воде. Поставь сосуд на солнце. Осталось самое трудное — подождать несколько часов. Когда заглянешь внутрь миски в следующий раз, увидишь на листе и стенках миски крохотные пузырьки. Это и есть кислород, который выделяют листья в результате фотосинтеза.

Радуга в стакане

Зрелищный эксперимент с водой и красителями наглядно расскажет Тебе о плотности материй.

Подготовь, пожалуйста:

  • воду,
  • сахар,
  • пищевые красители,
  • прозрачный стакан.

В отдельных сосудах смешивай воду с различным количеством сахара и добавляй красители. Осторожно перелей все жидкости в пустой стакан (снизу — вода с наибольшим количеством сахара, сверху — с наименьшим). Из-за разной плотности жидкостей они не смешаются.

Рисуем по листьям

Рисовать с помощью листьев — одно удовольствие. Попробуем?
Подготовь, пожалуйста:

  • пергамент,
  • алюминиевую фольгу,
  • кальку,
  • мягкие цветные карандаши (масляную пастель),
  • несколько крупных листьев.

Подкладывай листья под различные виды бумаги: пергамент (вощеную бумагу) или кальку — и проявляй узор, заштриховывая лист. Выбирай осенние цвета: красный, желтый или оранжевый, и у Тебя выйдут замечательные атмосферные рисунки.

На глянцевой поверхности вощеной бумаги рисунок мягкими карандашами будет выглядеть непревзойденно. С калькой же будь осторожен: не нажимай на карандаш слишком сильно. На фольге у Тебя получится объемный рисунок. Одно занятие — а сколько открытий!

Охота за деревьями

Искать деревья по листьям — увлекательнейшее занятие. Все, что Тебе нужно, —разнообразные листья с прошлой прогулки. «Примеряй» листочки к деревьям в парке и отыщи те, на которых они растут. Представь себя знаменитым охотником за деревьями — поймай их все!

Если Ты на прогулке с друзьями, устройте соревнования. Разделите листья поровну и по команде начинайте искать их обладателей. Кто найдет нужное дерево, оставляет метку с листком и лентой своего цвета. Победит самый ловкий.

А еще деревья можно искать по плодам и семенам.

Осень на ощупь

Даже если за окном дождь, скучать не придется. Вместе с другом наберите в мешочки осенние дары (яблоки, шишки, желуди, орехи, каштаны, несколько тыквенных семечек и т. д.). Смешайте их с домашними предметами (отлично подойдут маленькие игрушки, пластмассовые буквы, ластик, карандаши, мячик для тенниса). Обменяйтесь мешочками и попробуйте определить на ощупь, какой предмет оказался в руке. Только чур не подглядывать!

Читай также: 

Заметили орфографическую ошибку? Выделите её мышкой и нажмите Ctrl+Enter

pustunchik.ua

8 осенних экспериментов для детей

Думаете, осенние прогулки грустны и монотонны? Готовы поспорить, что нет. А главное, осенью открывается возможность провести интересные научные и творческие эксперименты. Попробуем вместе?

Яблочная гравитация

Поиграйте в маленьких Ньютонов. Сезон яблок – лучшее для этого время.

Вам понадобится:
  • Яблоки разных размеров
  • Пластиковые водосточные трубы
  • Лестницы, стол или стулья для создания различных возвышений
Тут даже описывать почти нечего. Просто спускайте яблоки по желобам и смотрите, как они скатываются вниз. Самое интересное – это изменять углы наклона и определять, при каком из них яблоки катятся вниз быстрее всего, а при каком – медленнее. Пусть дети подумают сами!
http://littlebinsforlittlehands.com/preschool-physics-apple-gravity-experiment-science-play/ 

Гигрометр из шишки


Дождливая осенняя нашептала нам, что из всего одного предмета, валяющегося под ногами, можно создать удивительный прибор для прогнозирования погоды.
Вам понадобится:
  • Сосновая шишка
  • Синельная проволока
Наша фото-инструкция подробно описывает процесс изготовления гигрометра, все очень просто. Смысл в том, что сосновые шишки открываются и закрываются в зависимости от влажности, чтобы помочь рассеивать семена только. Когда сухо. Когда же повышается влажность, шишка закрывается, чтобы семена не выселись близко от родительской особи.
Для изготовления гигрометра привяжите к одной из крупных чешуек шишки проволоку и сделайте из нее стрелку. Сделайте наклейки с надписью сухо/ влажно и поставьте шишку в воду (предварительно запомнив, куда указывает стрелка в сухом состоянии).  Буквально через некоторое время чешуйки шишки раскроются, а стрелка отклонится, показывая, что влажность воздуха изменилась. Ну не чудеса ли?
http://www.tavika.ru/2015/06/gigrometr.html 

Тыква, выросшая в тыкве

Необычный эксперимент, наглядно показывающий круговорот всего живого в природе. Нужно просто разрезать маленькую тыкву и убедиться, что там есть семена. Теперь наполните тыкву землей (доверьте этот этап детям) и поливайте ежедневно. Где-то примерно через неделю семена должны проклюнуться. Росток тыквы внутри старой тыквы – настоящий круговорот жизни в природе. И это завораживает не только детей, но и взрослых! Теперь главное придумать. Что делать с молодым ростком!
http://lifewithmoorebabies.blogspot.ru/2013/04/growing-pumpkins-in-pumpkins.html   

Дыхание листьев

Вам понадобится:

  • Миска с водой
  • Листья
Этот эксперимент интересен по двум причинам. Во-первых, дети не всегда думают о растениях и деревьев, как о «живых» существах. А, во-вторых, это способ реально увидеть то, что обычно скрыто от глаз. Налейте в миску теплую воду. Лучше чтобы миска была прозрачной. Сорвите с дерева листок (не подбирайте с земли!). Поместите лист в миску и придавите его небольшим камнем, чтобы он был полностью погружен под воду. Затем поместите миску на солнце. Теперь самое сложное для ребенка — подождать несколько часов. Поэтому начните его перед прогулкой, а завершите после нее. Заглянув в миску через несколько часов, вы сможете увидеть небольшие пузырьки, которые образуются вокруг листа и краев чаши. Внимание, вопрос детям: что произойдет, если они нырнут под воду и начнут дышать там. Правильно – пойдут пузыри! С листьями происходит нечто подобное. В процессе фотосинтеза лист выделяет кислород, который можно увидеть в виде пузырьков в воде.
http://www.kcedventures.com/blog/how-do-leaves-breathe-a-simple-science-experiment-for-kids 

Рисование по листьям

Это не эксперимент, а творческое занятие. Но уж очень интересное.   Вам понадобится: 
  • Пергамент/ вощеная бумага
  • Калька 
  • Алюминиевая фольга
  • Мелки
  • Масляная пастель
  • Цветные карандаши
  • Несколько крупных листьев
Творчество заключается в том, чтобы подложить лист под разные типы бумаги – фольгу, вощеную, кальку – и заштриховать сверху, проявляя узор листа. Вощеная бумага имеет глянцевую поверхность, и масляная пастель на ней выглядит очень эффектно, немного акварельно, по-осеннему. С калькой нужно быть аккуратнее, тщательно регулировать нажим карандаша. А на фольге получается объемный рисунок. В общем, для маленького ребенка такое занятие – целый ворох открытий!
http://www.kcedventures.com/blog/art-and-science-of-leaf-rubbings-nature-activity 

Охотники за деревьями

Простая идея для прогулок – поиски деревьев по листьям. Все, что вам нужно сделать, — это заранее собрать листья с разных деревьев. Перед прогулкой выдайте десяток разных листков и попросите ребенка найти все 10 деревьев, на которых они растут. Просто и увлекательно. В конце можете выдать малышу подарок за находчивость.
http://amomwithalessonplan.com/outside-fall-activity/ 

 

Осень на ощупь

Сенсорные коробки и игры – актуальны в любом возрасте (ну, до школы точно), а идей по их наполнению и не сосчитать. Соберите на прогулке желуди, сосновые шишки, яблоки, разные листья, добавьте к ним домашние вещи, перемешайте и положите в мешок.  Вариант для дошкольника: наденьте ребенку повязку на глаза и попросите его угадать предмет на ощупь. Пусть сравнит потом свой вариант с оригиналом. Очень полезное занятие, честно-честно.
Вариант для годовасика: пусть просто вытаскивает предметы из мешка и ощупывает их. А вы называйте такие слова, как шершавый, колючий, гладкий, бархатистый. Это формирует словарный запас и обогащает тактильный опыт.
http://www.pleasantestthing.com/fall-guess-bags-focus-on-touch   

Занимательная хроматография

Смена цвета листьев осенью – волшебство не только для детей, но часто и для взрослых. С помощью простой активности, вы с ребенком сможете разложить каждый найденный осенний лис по цветам. Поехали?  Вам понадобится:
  • Банки (столько, сколько листьев)
  • Ступки и пестик (или ложка) для растирания листьев
  • Медицинский спирт
  • Фильтры от кофе (идеальная для впитывания поверхность)
  • Листья
Возьмите несколько листьев, которые уже поменяли цвет, и несколько еще зеленых листьев. Начните с зеленого. Разорвите листок и положите его в ступку. Растирайте, пока не выдавится сок. Затем переместите месиво в банку. Повторите со всеми листьями всех цветов. Не забудьте надписать банки, чтобы не забыть, в какой из них находится тот или иной лист. Теперь самая пахнущая часть эксперимента! Возьмите пару медицинского спирта и налейте в каждую банку с листьями. Потом надо аккуратно нагреть спирт с помощью водяной бани. Можно и не нагревать, но тогда нужно будет подождать ночь или даже сутки. Если вы нагрели спирт, то уже через 30 минут увидите, как пигменты листа окрашивают спирт. Нарежьте полоски фильтра и поместите один его конец в банку, а другой свесьте через край. Через час-два вы уже увидите, как пигменты впитались в фильтр. Разглядывать их – особое удовольствие. Например, если у вас был разноцветный лист, то пигменты расслоятся на фильтре, как радуга. Кстати, очень интересно, что пигменты разных цветов впитываются с разной скоростью. Так, зеленый пигмент оказался менее растворим, чем желтовато-зеленый, поэтому он впитывался и двигался по бумаге медленнее.
 http://www.playdoughtoplato.com/leaf-chromatography/

www.odevaika.ru

Картотека опытов на прогулке старшая группа

Осень

Опыт 1

Радуга

Цель: познакомить детей с радугой как с природным явлением.

Ход опыта: Вы видели когда-нибудь радугу после дождя? А хотите посмотреть на радугу прямо сейчас? Воспитатель ставит зеркало в таз с водой под небольшим углом. Ловит зеркалом солнечный луч и направляет его на стену. Поворачивает зеркало до тех пор, пока на стене не появится радуга. На что похоже слово «радуга»? Что такое «дуга»? Какая она? Покажите дугу руками? С земли радуга напоминает дугу, а из самолёта она кажется кругом.

Вывод: радуга видна только при наличии солнечного света.

Осень

Опыт 2

Потребность растений в воде

Цель: формировать представления детей о важности воды для жизни и роста растения.

Ход опыта: из букета выбирается один цветок, нужно оставить его без воды. Через некоторое время сравнивают цветок оставшийся без воды с цветами из вазы: чем они отличаются? Почему это произошло?

Вывод: вода необходима растениям, без неё они погибают.

Осень

Опыт 3

Состояние почвы в зависимости от температуры

Цель: выявить зависимость состояния почвы от погодных условий.

Ход опыта: в солнечный день предложить детям рассмотреть землю, потрогать её руками: тёплая, сухая, светло-коричневая. Педагог поливает землю из лейки, предлагает опять потрогать её, рассмотреть (земля потемнела, стала мокрой, липкой, склеивается в комочки, от холодной воды почва стала холоднее).

Вывод: изменение погодных условий приводит к изменению почвы.

Осень

Опыт 4

Таяние снега

Цель: познакомить детей со свойствами снега.

Ход опыта: набрать на прогулке вместе с детьми снег в стеклянную баночку. Принести в группу и поставить в тёплое место. От комнатной температуры снег растает, образуется вода. Обратить внимание детей на то, что вода грязная.

Вывод: снег под действие тепла тает, превращаясь в воду.

Зима

Опыт 1

Прозрачность льда

Цель: познакомить со свойствами льда.

Ход опыта: В прозрачную ёмкость необходимо положить мелкие предметы, залить водой и поставить на ночь за окно. Утром рассмотреть, как сквозь лёд видны замёрзшие предметы.

Вывод: предметы видны через лёд потому, что он прозрачен.

Зима

Опыт 2

Уличные тени от фонарного света

Цель: показать на опыте, как образуется тень; рассмотреть зависимость тени от источника света и предмета, их взаиморасположение.

Ход опыта: Когда появляется тень? (Когда есть источник света). Что такое тень, почему она образуется? (Это тёмное пятно: тень образуется, когда световые лучи не могут пройти сквозь предмет, за этим предметом лучей света меньше, поэтому темнее.) Наблюдение за тенью.

Вывод: тень появляется при наличии света и предмета. Очертания тени и предмета схожи. Чем выше источник света, тем короче тень. Чем прозрачней предмет, тем светлее тень. Тень может образовываться не только от солнца, но от любого источника света.

Зима

Опыт 3

Зависимость состояния воды от температуры воздуха

Цель: продолжать знакомство со свойствами воды.

Ход опыта: В две банки налить одинаковое количество воды. Одну банку утром вынести на улицу, ода в ней замёрзнет или покроется корочкой льда, другая останется в помещении, вода в ней тёплая, комнатной температуры. Измерить температуру воздуха на улице, затем в помещении. Определить причины замерзания воды.

Вывод: при температуре ниже нуля вода замерзает.

Зима

Опыт 4

Вода и лёд

Цель: закрепить знания о различных состояниях воды.

Ход опыта: внести в группу снег и лёд – где вода быстрее растает? В одно ведёрко поместить рыхлый снег, во второе – утрамбованный, в третье – лёд.

Вывод: рыхлый снег растает первым, затем – утрамбованный, лёд растает последним.

Весна

Опыт 1

Определение зависимости роста растений от температуры окружающего пространства.

Цель: продолжать учить устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями.

Ход опыта: педагог предлагает потрогать воду в луже. Какая она? (Холодная, потому что дождь холодный, земля не прогрелась). Ещё не все растения «проснулись» после зимнего сна. Как только солнышко лучше прогреет землю, условия для роста станут более комфортными и растения начнут расти.

Вывод: для роста растения необходима прогретая земля.

Весна

Опыт 2

Весенние кораблики

Цель: учить отмечать различные свойства предметов.

Ход опыта: воспитатель вместе с детьми опускает в ручейки или лужи предметы, сделанные из разных материалов (деревянные брусочки, палочки, металлические пластины, бумажные кораблики и т.д.) Наблюдают, какие из них тонут, а какие остаются на плаву.

Вывод: не все предметы плавают, всё зависит от материала, из которого они сделаны.

Весна

Опыт 3

Кто как двигается?

Цель: углублять и расширять знания об особенностях внешнего вида и жизненных проявлениях насекомых.

Ход опыта: педагог предлагает поймать майского жука и большого муравья, насыпать на лист картона тонкий слой песка. Пойманным насекомым дать подвигаться по песку. Наблюдение за способом передвижения, сравнение следов, оставляемых на песке жуком и муравьём.

Вывод: жук и муравей оставляют разные следы на песке.

Весна

Опыт 4

Передача «Солнечного зайчика»

Цель: показать на примере, как можно многократно отразить свет и изображение предмета.

Ход опыта: в солнечный день дети рассматривают «солнечного зайчика». Как он получается?(Свет отражается от зеркала). Что произойдёт, если в том месте на стене куда попал «солнечный зайчик», поставить ещё одно зеркало? (Он отразится ещё один раз).

Вывод: «солнечного зайчика» можно передавать многократно.

Лето

Опыт 1

Что будет, если огород не пропалывать?

Цель: познакомить со значением пропалывания для будущего урожая.

Ход опыта: систематически пропалывая огород, дети оставляют одну небольшую делянку с посевами нетронутой. Через некоторое время дети убеждаются, что сорняки растут значительно быстрее, чем культурные растения. Последние страдают от недостатка света, становятся тонкими, хилыми, значительно замедляют в росте.

Вывод: сорняки мешают нормальному росту посаженных растений.

Лето

Опыт 2

Что быстрее?

Цель: формировать представления об атмосферном давлении.

Ход опыта: воспитатель предлагает подумать. Что будет, если одновременно выпустить из рук два листа: один горизонтально, другой – вертикально. Какой быстрей упадёт? Почему первый лист падает медленно, что его задерживает? (воздух давит на него снизу). Второй лист падает быстрее (он падает ребром, поэтому воздуха под ним меньше).

Вывод: вокруг нас воздух, и он давит на все предметы – это атмосферное давление.

Лето

Опыт 3

Почему не тонут корабли?

Цель: формировать представление, почему не тонут корабли.

Ход опыта: в ёмкость с водой опустить металлические предметы, наблюдая за тем, как они тонут. Опустить в воду жестяную банку, постепенно заполняя её металлическими предметами: банка останется на плаву.

Лето

Опыт 4

Что быстрее?

Цель: формировать представления об атмосферном давлении.

Ход опыта: педагог демонстрирует падение двух листов бумаги: один из них ровный и гладкий, другой скомкан в шарик. Просит объяснить, почему бумажный шарик падает очень быстро, а гладкий лист планирует в воздухе.

Вывод: гладкий лист лёгкий и широкий. При падении опирается на воздух, поэтому может немного полетать.

infourok.ru

Опыты на прогулке для детей 2-4 лет в осенне-весенний период

ПАМЯТКА ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ

ЭЛЕМЕНТАРНЫЕ ОПЫТЫ НА ПРОГУЛКЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ 2-4 ЛЕТ В ОСЕННЕ-ВЕСЕННИЙ ПЕРИОД

Составила Шелементьева Ю.И., воспитатель МБДОУ города Кургана «Детский сад комбинированного вида №2 «Дружная семейка»

Солнце

Дать понятие о солнце как о небесном светиле, которое освещает все вокруг и согревает людей, растения, животных, землю, воду.

Опыт: Могут ли наши ручки почувствовать солнышко? Что посылает солнышко к нашим ладошкам? (Дети за воспитателем тянут руки к солнцу, ладошками вверх, чтобы они ощутили солнечное тепло.)

Опыт: Где ночует солнышко. Обратить внимание на то, что солнышко в течение дня меняет свое положение на небе: восход солнца можно наблюдать из одного окна, а заход из другого.

Опыт: Выявить свойства солнечных лучей: мокрые резиновые мячи выносятся в солнечный день на участок. Дети наблюдают, как мячи постепенно высыхают.

Опыт: Сравнить температуру предметов на солнце и в тени. Положите два камешка: один на солнышко, другой в тени. Закройте плотным деревянным ящиком, чтобы было темно. Через некоторое время проверьте с детьми, какой камешек теплее. Почему?

Опыт: Что значит «солнышко пригревает»? Пусть дети убедятся в этом сами, бегая по участку, прикладывают ладошку то к поверхности скамейки, то к стволу дерева, то к своей одежде, находящимся в тени и на солнце.

Опыт: Познакомить со свойствами солнечных лучей – высушивать все вокруг.

1.Намочить песок и понаблюдать с детьми, как он сохнет.

2.Повесить на солнце, выстиранное кукольное белье, понаблюдать, как оно будет высыхать.

Опыт: Уточнять представления детей о солнечном свете. Солнечный зайчик. Возьмите на прогулку зеркальце и покажите детям, как «бегает» по стене и по ладошкам солнечный зайчик.

Опыт: Тень. Солнечный свет яркий. Если встать на асфальтовой дорожке спиной к солнышку, то на асфальте появится тень. Свет от солнца не может пройти через твое тело. Образуется тень.

Воздух

Дети узнают, что воздух есть везде, он прозрачный, незаметный.

Опыт: Действие ветра. Вместе с детьми определить силу ветра. На прогулку вынести вертушки, султанчики, флажки и наблюдать за их движением. Меняется ли положение вертушки? Предложить детям поднять флажки и посмотреть, что с ними происходит? (Они колышутся). Подвести детей к выводу, что ветер может дуть с разных сторон. В ветреные дни понаблюдать, как падают листья с деревьев (в осенний период).

Опыт: Есть ли сейчас ветер? Вынести на прогулку флажки, вертушки и обсудить, почему они вертятся, почему качаются деревья.

1.Проверим, есть ли сейчас ветер. Предложить поднять вверх игрушки, побегать с ними по участку, держа их в руке.

2.Встанем сбоку здания и проверим, есть там ветер? Здесь его нет. Почему? Мы спрятались за здание, оно нас защитило от ветра.

Опыт: Движение воздуха. Помашите рукой у лица. Какое ощущение? Подуйте на руку. Что чувствуете? Все ощущения называются движением воздуха.

Песок

Опыт: Сыпучий песок. Возьмите чистый песок и насыпьте его в большой лоток. Рассмотрите через лупу форму песчинок. Возьмите песок в руки, он сыпучий.

Опыт: Возьмите горсть сухого песка и выпустите ею струйкой так, чтобы он падал в одно место. Постепенно в месте падения образуется конус, растущий в высоту и занимающий все большую площадь у основания. Если долго сыпать песок, то в одном месте или в другом возникают сплавы. Движение песка похоже на течение.

Опыт: Мокрый песок нельзя сыпать струйкой из ладони, зато он может принимать любую нужную форму, пока не высохнет.

Опыт: Песочные часы. Проследить, как сыплется песок, ощутить длительность минуты.

Вода

Формировать начальные представления об объекте неживой природы – воде, вызвать интерес к объекту.

Опыт: Почему осенью бывает грязно? В чашку с землей набрызгать воды (дождик идет). Пощупать руками образовавшуюся грязь. Вывод: при соединении земли с водой образуется грязь, поэтому после дождя на улице грязно.

Опыт: Познакомить со свойствами некоторых материалов (камень и щепка, палочка). Днем лужи тают, увеличиваются и несутся по двору с журчанием ручьи. Предложить детям бросить в ручеек палки, щепки, камешки и посмотреть, что происходит. Щепки и палочки плывут, а камешки нет. Что с ними случилось? Где они? (Камни тяжелые, они утонули, а щепочки плавают, они легкие).

Снег (лед)

Продолжать знакомить детей со свойствами снега, льда.

Опыт: Лед хрупкий и тонкий. Для этого необходимо разбить лед лопатой и рассмотреть кусочки льда.

Опыт: Лед от тепла тает. Кусочек льда положить на ладошку и понаблюдать, что будет происходить.

Опыт: Снег пушистый и легкий. Подбросьте снег на лопате вверх и понаблюдайте, как он падает, легко рассыпается.

Опыт: Снег от тепла тает. Возьмите снег в ладошку и понаблюдайте, как он начнет таять (объясните детям, что ладошка теплая).

Опыт: Что быстрее тает? Положить снег и сосульку на асфальт. Посмотреть, что быстрее растает. Что получилось? (Лужица с ручейками).

Опыт: Почему сосулька плачет? Прикрепите над ванночкой ситечко и положите в него сосульку. Понаблюдайте вместе с детьми, как через некоторое время из ситечка в ванну начнет капать вода. Подведите детей к мысли, что в тепле сосулька начала таять. А на улице ее согревает солнышко, и она начинает капать, «плакать».

Опыт: Как тает град быстро или медленно? Положить горошинку на ладошку и посмотреть, что произойдет.

doc4web.ru

Картотека опытов и экспериментов, проводимых на прогулке


Картотека опытов и экспериментов,
проводимых на прогулке
Картотека опытов и экспериментов,
проводимых на прогулке
старший дошкольный возраст
Воспитатель: Скорнякова Е.М
МБДОУ № 33 «Аленький цветочек» г.Сургутстарший дошкольный возраст
Воспитатель: Скорнякова Е.М
МБДОУ № 33 «Аленький цветочек» г.Сургут

Свойства воздуха
«Игры с воздушными шариками»
Задачи:
познакомить детей с тем, что внутри человека есть воздух и обнаружить его;
— развивать любознательность, внимание;
— поддерживать интерес к познанию окружающей действительности с помощью постановки проблемных вопросов;
— развивать связную речь;
— активизировать словарь: упругий, мягкий, плавно,.Оборудование: 2 воздушных шарика
Методические приемы :
Предложить детям рассмотреть 2 воздушных шарика.
Игры с шариками. С каким шариком удобнее играть? Почему? ( с тем, который больше надут, т.к. он легко отбивается, «летает» , плавно опускается).
Обсудить причину различий: один упругий, а другой мягкий. Что надо сделать со вторым шариком, чтобы с ним тоже было хорошо играть? (больше надуть). Что находиться внутри шарика? Откуда берется воздух? (его выдыхают).
Воспитатель показывает, как человек вдыхает и выдыхает воздух, подставив руку под струю воздуха.
«Почему появляется ветер»
Задачи:
— познакомить детей с причиной возникновения ветра, поддерживать интерес к познанию окружающей действительности с помощью постановки проблемных вопросов, учить устанавливать причинно — следственные связи.
Оборудование
Полоски бумаги
Методические приемы.
Предложить детям подуть на полоску бумаги слегка, сильно, умеренно.
Вывод: если сильно дуть на полоску бумаги, то движения воздуха будет очень быстрым, получится « ветрище», а если дуть легко — движение воздуха будет слабым, получится
« ветерок». Ветер — это движение воздуха.
«Вертушка»
Цель: Выявить, что воздух обладает упругостью.
Понять, как может использоваться сила воздуха (движение).
Материал:
Вертушка, материал для ее изготовления на каждого ребенка: бумага, ножницы, палочки, гвоздики.
Ход опыта:
Взрослый показывает детям вертушку в действии. Затем обсуждает вместе с ними, почему она вертится (ветер ударяет в лопасти, которые повернуты к нему под углом, и этим вызывает движение вертушки).
Взрослый предлагает детям изготовить вертушку по алгоритму, рассмотреть и обсудить особенности ее конструкции.
Затем организует игры с вертушкой на улице; дети наблюдают, при каких условиях она вертится быстрее.
«Реактивный шарик»
Цель:
Выявить, что воздух обладает упругостью.
Понять, как может использоваться сила воздуха (движение).
Материал:
Воздушные шары.
Ход опыта:
Дети с помощью взрослого надувают воздушный шар, отпускают его и обращают внимание н

educontest.net

Организация экспериментальной деятельности детей на прогулке

Организация экспериментальной деятельности детей на прогулке

Эксперименты и опыты в сентябре.

ОПЫТ «Свойства мокрого песка»

Цель: познакомить детей со свойствами песка

Ход опыта: Намочить песок и понаблюдать, как он будет высыхать. Попробовать сделать торт из сухого и мокрого песка при помощи формочек, слепить другие фигурки.

Вывод: мокрый песок лепиться, сухой песок рассыпается. Мокрый песок на солнце высыхает.

ОПЫТ «Состояние почвы в зависимости от температуры»

Цель: выявлять зависимость состояния почвы от погодных условий.

Ход опыта: В солнечный день предложить рассмотреть землю, потрогать руками, какая она: теплая (ее нагрело солнце, сухая (рассыпается в руках, цвет (светло- коричневая, полить землю (как будто прошел дождь) ; предложить опять потрогать ее, рассмотреть. Земля потемнела, она стала мокрой, дети нажимают кончиками пальцев на поверхность- она стала липкой, склеивается в комочки. От холодной воды почва стала холоднее, как от холодного дождя.

ОПЫТ «Свойства песка»

Ход опыта: Воспитатель дает детям пластмассовые бутылочки, наполненные сухим и мокрым песком, и показывает, как можно делать дорожки и узоры на земле. Мокрый песок не выпадает из бутылки, тогда как сухой свободно высыпается.

Эксперименты и опыты в октябре.

ОПЫТ «Движение воздуха»

Цель: показать детям, что хотя воздух невидим, его можно почувствовать.

Ход опыта: Помашите рукой у лица. Какое ощущение. Подуйте на руки. Что почувствовали? Все эти ощущения вызваны движением воздуха.

Вывод: воздух не «невидимка», его движения можно почувствовать, обмахивая лицо.

ОПЫТ «Бумажные кораблики»

Цель: познакомить со свойством бумаги намокать в воде.

Воспитатель делает бумажные кораблики, дает потрогать детям, спрашивает, какие они (твердые, бумажные). Выносит на прогулку и дает детям. Дети пускают кораблики в лужу или ручеек. Наблюдают, как они намокают. Спрашивают, почему кораблики намокают.

ОПЫТ «Свойство солнечных лучей»

В группе вместе с детьми выстирать кукольное белье, дать потрогать, какое оно мокрое, тяжелое. На прогулке выстиранное белье повесить на солнышко сушиться. Понаблюдать, что произойдет. Белье высохнет, станет легким и сухим.

Вывод: на солнце и ветерке белье сохнет.

Эксперименты и опыты в ноябре.

ОПЫТ «Снег и лед- вода, изменившая свое состояние под воздействием температуры»

Цель: развивать наблюдательность, умение сравнивать, анализировать, обобщать, устанавливать причинно- следственные зависимости и делать выводы.

Ход опыта: Внести кусочки льда в теплое помещение и понаблюдать, как они будут таять. Сделать вывод: лед- это вода, только в твердом состоянии, которая при повышении температуры снова превращается в жидкость.

Эксперименты и опыты в декабре.

Опыт «Установление зависимости свойства снега от температуры»

Принести снег в помещение и попробуйте вылепить снежки. Почему снег стал липким?

На вечерней прогулке продолжить наблюдение за падающим снегом. Потрогайте снег. Какой он? (Рассыпчатый, белый, искристый, холодный, пушистый).

ОПЫТ «Первые заморозки»

Цель: показать зависимость состояния воды от температуры воздуха.

Ход опыта: В две банки налить одинаковое количество воды. Одна банка в холодный день выноситься на улицу, другая остается в группе. Вместе с детьми измерить температуру воздуха на улице, в группе. Наблюдается, что произошло с водой: в одной банке вода замерзла, в той, что была в группе, вода осталась прежней.

Вывод: на холоде вода замерзает, превращаясь в лед; жидкость превращается в твердое вещество.

ОПЫТ «Защитные свойства снега»

Цель: познакомить со свойствами снега.

Поместить баночки с одинаковым количеством воды: на поверхности сугроба, заройте неглубоко в снег, заройте глубоко в снег.

Понаблюдайте за состоянием воды в баночках. Сделайте выводы, почему снег защищает корни растений от замерзания.

Выводы: чем глубже находиться баночка, тем теплее будет вода; корням под снегом и почвой тепло, чем больше снега, тем теплее растениям.

ОПЫТ «Узоры на стекле»

Приложите пальчик к стеклу и подержите несколько секунд. Что произойдет? (Узор растает) Почему?

Вывод: Если солнца не было, то морозные узоры хорошо видны весь день. На улице, если потрогать стекло, оно будет гладким. Узоры расположены внутри помещения.

Эксперименты и опыты в январе.

ОПЫТ «Таяние снега»

Цель: знакомство со свойствами снега.

Набрать на прогулке вместе с детьми снег в стеклянную баночку. Принести в группу и поставить в теплое место. От комнатной температуры снег растает, образуется вода. Обратить внимание детей на то, что вода грязная.

Вывод: снег под действием температуры тает, превращаясь в воду.

ОПЫТ «Лед- твердая вода».

Цель: познакомить детей со свойствами воды.

Взять сосульки в группу. Дети должны следить за состоянием сосулек в теплом помещении. Обращайте их внимание на то, как постепенно уменьшаются сосульки. Что с ними происходит? Возьмите одну большую сосульку и несколько маленьких. Следите, какая из них растет быстрее. Важно, чтобы дети обратили внимание на то, что отличающиеся по величине куски льда растают через разные промежутки времени.

Вывод: лед, снег- это тоже вода.

Эксперименты и опыты в феврале.

ОПЫТ «Свойства солнечных лучей»

Цель: познакомить детей со свойством солнечных лучей нагревать предметы.

Предложить потрогать стенки дома на солнечной стороне и на теневой. Спросить, почему в тени стена холодная, а на солнечной теплая. Предложить поставить ладошки солнышку, почувствовать как они нагреваются.

ОПЫТ «Снег и лед- вода, изменившая свое состояние под действием температуры».

Цель: развивать наблюдательность, умение сравнивать, анализировать, устанавливать причинно- следственные зависимости и делать выводы.

Вместе с детьми сломать сосульку. Рассмотреть ее, потрогать, сказать, какая она. Внести сосульку в теплое помещение и понаблюдать, как она будет таять, что от нее останется.

Вывод: под действием температуры сосулька превращается в воду.

ОПЫТ со льдом.

Цель: познакомить со свойством льда.

Разбейте лед лопаткой и рассмотрите кусочки льда (Лед от тепла тает, так же как и снег). Положите на ладошку кусочек льда и понаблюдайте за его таянием.

Эксперименты и опыты в марте.

ОПЫТ «Что в пакете? »

Цель: выявить свойства воздуха, сравнивать свойства воды и воздуха.

Ход опыта: Предложить детям обследовать два пакета (с водой и воздухом, узнать, что в них, объяснить, почему они так думают. Дети взвешивают их на руке, ощупывают, открывают, нюхают. Чем похожи и чем отличаются воды и воздух? Сходства- прозрачные, не имеют вкуса и запаха, принимают форму сосуда, в котором находятся. Различия- вода тяжелее, льется, в ней растворяются некоторые вещества и застывают, принимая форму сосуда; воздух- невидим, невесом.

ОПЫТ «Песчаный конус»

Цель: показать свойство песка- сыпучесть.

Материал: песок.

Ход опыта: Возьмите горсть сухого песка и выпустите его струйкой так, чтобы он падал в одно место.

Постепенно в месте падения образуется конус, растущий в высоту и занимающий все большую площадь у основания. Если долго сыпать песок то в одном месте, то в другом, возникают сплывы; движение песка похоже на течение.

Вывод: свойство песка- сыпучесть.

Эксперименты и опыты в апреле.

ОПЫТ «Свойства солнечных лучей»

Цель: опытным путем показать свойства солнечных лучей»

Ход опыта: В солнечный день на прогулке намочить резиновые мячи, положить на солнце и понаблюдать, как они будут высыхать.

Предложить потрогать стенки дома на солнечной стороне и на теневой. Спросить, почему в тени стена холодная, а на солнечной теплая. Предложить поставить ладошки солнышку, почувствовать как они нагреваются.

ОПЫТ «Веселые кораблики (плавучесть предметов)

Цель: экспериментальным путем показать различные свойства предметов.

Ход опыта: Воспитатель вместе с детьми опускает в воду кораблики, сделанные из разных материалов. Наблюдают, какие тонут, а какие остаются плавать.

Вывод: не все предметы плавают, все зависит от материала, из которого они сделаны.

Эксперименты и опыты в мае.

ОПЫТ «Свойства мокрого песка»

Цель: продемонстрировать свойство песка.

Ход опыта: Вместе с детьми засыпать сухой песок в формочки, перевернуть их, посмотреть, что получиться. Посыпать струйкой на ладонь. Затем песок намочить и проделать те же операции. Сделать вывод.

Вывод: мокрый песок нельзя сыпать струйкой на ладонь, зато он может принимать любую нужную форму, пока не высохнет. Когда песок намокает, воздух между песчинками исчезает, мокрые песчинки слипаются друг с другом.

Опыт «Зависимость расстояния от силы ветра»

Подбросить семена одуванчика вверх и подуть в их сторону с разной силой. Определите расстояние падения семян.

Эксперименты и опыты в июне.

Опытно-Экспериментальная деятельность «Что будет, если огород не пропалывать? »

Цель опыта: экспериментальным путем показать роль прополки для будущего урожая.

Ход опыта: Систематически пропалывая огород, дети оставляют одну небольшую делянку с посевами нетронутой. Через некоторое время они убеждаются, что сорняки растут значительно быстрее, чем культурные растения. Последние, страдая от недостатка света, становятся тонкими, хилыми, значительно отстают в росте. Чтобы увидеть посеянные семена, придется долго искать их в траве.

Вывод: сорняки мешают нормальному росту посаженных растений.

Эксперименты и опыты в июле.

ОПЫТ «Почему на тропинках не растут растения».

Ход опыта: Обратите внимание на то, что на тропинках не растут растения. При помощи палочек попробовать плотность земли. Она плотная, а за пределами тропинки намного мягче. Растению легко прорасти в мягкой земле, тогда как на тропинке они не могут пробить землю, а если и смогут, то их все равно затопчут.

ОПЫТ «Потребность растений в воде»

Цель: показать детям важность воды для жизни и роста растения.

Материал: два цветка, вазочка с водой.

Ход опыта: Из букета выбирается один цветок и оставляется без воды. Через некоторое время сравнить цветок без воды и цветы в вазе. Чем они отличаются? Почему это произошло?

Вывод: вода необходима растениям, без нее они погибают.

Эксперименты и опыты в августе.

ОПЫТ «Муравейник»

Ход опыта: Положите на муравейник кусочек сахара. Муравьи сразу же облепят его и постараются отнести вовнутрь: они любят сладкое. Муравьиные домики нельзя разорять, наступать на них.

ОПЫТ «Следы»

Воспитатель аккуратно ловит жука и большого муравья (положить после опыта их на место). Насыпать на лист картона тонкий слой песка. Пойманным насекомым дать побегать по песку. Сравнить, какие следы оставляют на песке жук и муравей. Зарисовать следы.

kopilkaurokov.ru

ЗИМНИЕ ОПЫТЫ И ЭКСПЕРИМЕНТЫ НА ПРОГУЛКЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.docx

(Для определения прозрачности используем книгу, покрытую пищевой пленкой для защиты
от воды: на одну страницу насыпаем снег, а на вторую кладем лед.)
Воспитатель: А сейчас мы с вами немного отдохнем и поиграем в подвижную игру «Зимние
забавы»
Подвижная игра «Зимние забавы» (Воспитатель называет зимние объекты природы – дети
изображают их : «сосулька» ­ прямые руки над головой домиком, «горка» – прямые руки
под острым углом вперед, «сугроб» ­ дети присаживаются, «снежинка» ­ дети
группируются по 6 человек, одна прямая рука соединена под углом с руками детей, другая
в сторону и т.д.)
Воспитатель: Ну, а теперь мы познакомимся еще с некоторыми свойствами снега и льда.
Опыт «Плавают ли лед и снег?»
Нам понадобятся: Пластиковые стаканчики, кусочки льда, снег в комочках , большая
емкость для воды.
Ход эксперимента:
Давайте узнаем, могут ли лед и снег плавать. Для этого кусочек льда положим в одну
емкость с водой, а комочек снега в другую. И кусочек льда и кусочек снега не утонут, а
будут плавать.
Воспитатель с детьми делает вывод : снег и лед легче воды, поэтому они не тонут.
Опыт «Лед, снег и соль»
Материалы: Кубики льда, снег , соль, блюдца.
Ход эксперимента:
Ребята, а вы знаете, что иногда для того, чтобы расчистить дорогу, дворники посыпают ее
солью? Почему они это делают? (ответы детей) Давайте посмотрим, что при этом
происходит.
Возьмите два кубика льда, положите на блюдце, на другое блюдце положить снег. Один
посыпьте лед и снег солью, на других блюдцах оставьте как есть (это будет контрольный
экземпляр). Понаблюдайте, что будет, что происходить с льдинками и со снегом. Что
быстрее начнет таять.
Кусочек льда и снега, посыпанный солью, начнут таять гораздо раньше, чем простые снег и
лед. Если приглядеться, то можно увидеть, что соль как бы «проедает» во льду и в снеге
дырочки и червячные ходы.
Дети и воспитатель делают вывод : соль разогревает снег и лед, поэтому они тают.
Воспитатель: А сейчас мы с вами посмотрим какие сосульки выросли из наших коробочек.

znanio.ru

Советы рукодельницам