Домашнее задание по русскому языку (28

birmaga.ru 1 Домашнее задание по русскому языку (28.11.2012)

  1. Определите гласный звук по описанию его артикуляции:

  1. Язык сильно продвинут вперед; кончик языка касается нижних зубов; средняя и передняя часть спинки языка высоко подняты к твердому небу; губы не вытянуты вперед; голосовые связки колеблются;

  2. Язык сильно отодвинут назад; кончик языка не касается нижних передних зубов, задняя часть спинки языка высоко поднята к мягкому небу, губы округлены и вытянуты вперед; голосовые связки дрожат;

  3. Язык оттянут назад; кончик языка не касается передних нижних зубов; задняя часть спинки языка приподнята к мягкому небу, губы вытянуты и округлены, голосовые связки колеблются;

  4. язык лежит плоско, кончик языка у нижних передних зубов; губы образуют ровный овал, небная занавеска поднята; голосовые связки вибрируют.

  1. Определите согласный звук по его артикуляции:

  1. Звук имеет сложную артикуляцию: кончик языка опушен и касается нижних зубов, передняя часть спинки языка смыкается с верхними зубами или альвеолами, края языка прижимаются к верхним боковым зубам, выдержка плавно и быстро переходит в щель, губы нейтральны, голосовые связки пассивны.

  2. Звук имеет сложную артикуляцию: кончик языка смыкается с альвеолами, выдержка плавно и быстро переходит в щель, губы слегка выпячиваются, мягкое небо поднято, голосовые связки пассивны.

  3. Губы сомкнуты; мягкое небо опущено, открывая проход воздуха в полость носа, голосовые связки дрожат.

  4. Кончик языка опущен к основанию нижних передних зубов, боковые края языка плотно прилегают к внутренней стороне верхних коренных зубов, голосовые связки не дрожат, мягкое небо поднято, закрывая проход воздуха в полость носа.
  5. Кончик языка напряжен, он выпрямлен и направлен к основанию верхних зубов, он вибрирует в проходящей воздушной струе, средняя часть спинки языка поднята к твердому небу, голосовые связки дрожат.

  1. Назовите классификационные признаки звуков : б, г, j, ц, х’, н’, з, с, д’, р, ш.

  2. Придумайте слова, где все согласные были бы губными (не менее 5 слов).

  3. Придумайте слова, где все согласные были бы глухими (не менее 5 слов).

  4. Придумайте слова, где все слова были бы сонорными (не менее 5 слов).

  5. Найдите три звука, которые были бы одинаково звонкими, щелевыми, твердыми, но различаются местом образования.

  6. Найдите три звука, которые одинаково являются неносовыми, глухими, зубными, но различаются способом образования.

  7. Проанализируйте скороговорки:

А) Карл у Клары украл кораллы, а Клара у Карла украла кларнет.

Б) Корабли лавировали, лавировали, да не вылавировали.

В) Шла Саша по шоссе и сосала сушку

Объясните, на каких свойствах каких звуков основана эта словесная игра?



  1. Дайте примеры скороговорок. Проанализируйте их фонетику и объясните причину их затруднительного произношения.

  2. Слово состоит из трех звуков, определите это слово:

  1. Согласный, зубной, аффрикат, глухой, твердый.

  2. Гласный, переднего ряда, среднего подъема, нелабиализованный

  3. Согласный, зубной, смычно-проходной, боковой, сонорный, мягкий

  1. Слово состоит из семи звуков, определите это слово:

  1. Согласный, зубной, взрывной, глухой, твердый

  2. Гласный, безударный, заднего ряда, среднего подъема, лабиализованный

  3. Согласный, губно-зубной, щелевой, звонкий, твердый

  4. Гласный, ударный, среднего ряда, нижнего подъема, нелабиализованный

  5. Согласный, переднеязычный, небно-зубной, дрожащий, сонорный, мягкий
  6. Гласный, безударный, переднего ряда, верхнего подъема, нелабиализованный

  7. Согласный, переднеязычный, небно-зубной, щелевой, глухой, мягкий

  1. Составьте собственные подобные задачи (не менее трех).

  2. Сколько звуков [с] в предложении: Скоро мы с друзьями будем расшифровывать старые рукописи? Свой ответ аргументируйте.

  3. Как в русском языке обозначается звук [ш’]? Приведите примеры слов, иллюстрирующих эти обозначения.

  4. Один и тот же предлог С в потоке речи может звучать по-разному. Как именно? Приведите примеры форм, употребленных с этим предлогом, и запишите их в транскрипции


birmaga.ru

Домашнее задание по русскому языку (на 27. 10. 2013) Определите гласный звук по описанию его артикуляции

Домашнее задание по русскому языку (на 27.10.2013)

  1. Определите гласный звук по описанию его артикуляции:

  1. Язык сильно продвинут вперед; кончик языка касается нижних зубов; средняя и передняя часть спинки языка высоко подняты к твердому небу; губы не вытянуты вперед; голосовые связки колеблются;

  2. Язык сильно отодвинут назад; кончик языка не касается нижних передних зубов, задняя часть спинки языка высоко поднята к мягкому небу, губы округлены и вытянуты вперед; голосовые связки дрожат;

  3. Язык оттянут назад; кончик языка не касается передних нижних зубов; задняя часть спинки языка приподнята к мягкому небу, губы вытянуты и округлены, голосовые связки колеблются;

  4. язык лежит плоско, кончик языка у нижних передних зубов; губы образуют ровный овал, небная занавеска поднята; голосовые связки вибрируют.

  1. Определите согласный звук по его артикуляции:

  1. Звук имеет сложную артикуляцию: кончик языка опушен и касается нижних зубов, передняя часть спинки языка смыкается с верхними зубами или альвеолами, края языка прижимаются к верхним боковым зубам, выдержка плавно и быстро переходит в щель, губы нейтральны, голосовые связки пассивны.

  2. Звук имеет сложную артикуляцию: кончик языка смыкается с альвеолами, выдержка плавно и быстро переходит в щель, губы слегка выпячиваются, мягкое небо поднято, голосовые связки пассивны.

  3. Губы сомкнуты; мягкое небо опущено, открывая проход воздуха в полость носа, голосовые связки дрожат.

  4. Кончик языка опущен к основанию нижних передних зубов, боковые края языка плотно прилегают к внутренней стороне верхних коренных зубов, голосовые связки не дрожат, мягкое небо поднято, закрывая проход воздуха в полость носа.

  5. Кончик языка напряжен, он выпрямлен и направлен к основанию верхних зубов, он вибрирует в проходящей воздушной струе, средняя часть спинки языка поднята к твердому небу, голосовые связки дрожат.

  1. Пользуясь таблицей, назовите классификационные признаки звуков : б, г, j, ц, х’, н’, з, с, д’, р, ш.

  2. Придумайте слова, где все согласные были бы губными (не менее 5 слов).

  3. Придумайте слова, где все согласные были бы глухими (не менее 5 слов).

  4. Придумайте слова, где все согласные были бы сонорными (не менее 5 слов).

  5. Найдите три звука, которые были бы одинаково звонкими, щелевыми, твердыми, но различались местом образования.

  6. Найдите три звука, которые одинаково являются неносовыми, глухими, зубными, но различаются способом образования.

  7. Проанализируйте скороговорки:

А) Карл у Клары украл кораллы, а Клара у Карла украла кларнет.

Б) Корабли лавировали, лавировали, да не вылавировали.

В) Шла Саша по шоссе и сосала сушку

Объясните, на каких свойствах каких звуков основана эта словесная игра?

  1. Дайте примеры скороговорок. Проанализируйте их фонетику и объясните причину их затруднительного произношения.

  2. Слово состоит из трех звуков, определите это слово:

  1. Согласный, зубной, аффрикат, глухой, твердый.

  2. Гласный, переднего ряда, среднего подъема, нелабиализованный

  3. Согласный, зубной, смычно-проходной, боковой, сонорный, мягкий

  1. Слово состоит из семи звуков, определите это слово:

  1. Согласный, зубной, взрывной, глухой, твердый

  2. Гласный, безударный, заднего ряда, среднего подъема, лабиализованный

  3. Согласный, губно-зубной, щелевой, звонкий, твердый

  4. Гласный, ударный, среднего ряда, нижнего подъема, нелабиализованный

  5. Согласный, переднеязычный, небно-зубной, дрожащий, сонорный, мягкий

  6. Гласный, безударный, переднего ряда, верхнего подъема, нелабиализованный

  7. Согласный, переднеязычный, небно-зубной, щелевой, глухой, мягкий

  1. Составьте собственные подобные задачи (не менее трех).

  2. Сколько звуков [с] в предложении: Скоро мы с друзьями будем расшифровывать старые рукописи? Свой ответ аргументируйте.

  3. Как в русском языке обозначается звук [ш’]? Приведите примеры слов, иллюстрирующих эти обозначения.

  4. Один и тот же предлог С в потоке речи может звучать по-разному. Как именно? Приведите примеры форм, употребленных с этим предлогом, и запишите их в транскрипции

gigabaza.ru

Домашнее задание по русскому языку (28. 11. 2012) Определите гласный звук по описанию его артикуляции

Домашнее задание по русскому языку (28.11.2012)

  1. Определите гласный звук по описанию его артикуляции:

  1. Язык сильно продвинут вперед; кончик языка касается нижних зубов; средняя и передняя часть спинки языка высоко подняты к твердому небу; губы не вытянуты вперед; голосовые связки колеблются;

  2. Язык сильно отодвинут назад; кончик языка не касается нижних передних зубов, задняя часть спинки языка высоко поднята к мягкому небу, губы округлены и вытянуты вперед; голосовые связки дрожат;

  3. Язык оттянут назад; кончик языка не касается передних нижних зубов; задняя часть спинки языка приподнята к мягкому небу, губы вытянуты и округлены, голосовые связки колеблются;

  4. язык лежит плоско, кончик языка у нижних передних зубов; губы образуют ровный овал, небная занавеска поднята; голосовые связки вибрируют.

  1. Определите согласный звук по его артикуляции:

  1. Звук имеет сложную артикуляцию: кончик языка опушен и касается нижних зубов, передняя часть спинки языка смыкается с верхними зубами или альвеолами, края языка прижимаются к верхним боковым зубам, выдержка плавно и быстро переходит в щель, губы нейтральны, голосовые связки пассивны.

  2. Звук имеет сложную артикуляцию: кончик языка смыкается с альвеолами, выдержка плавно и быстро переходит в щель, губы слегка выпячиваются, мягкое небо поднято, голосовые связки пассивны.

  3. Губы сомкнуты; мягкое небо опущено, открывая проход воздуха в полость носа, голосовые связки дрожат.

  4. Кончик языка опущен к основанию нижних передних зубов, боковые края языка плотно прилегают к внутренней стороне верхних коренных зубов, голосовые связки не дрожат, мягкое небо поднято, закрывая проход воздуха в полость носа.

  5. Кончик языка напряжен, он выпрямлен и направлен к основанию верхних зубов, он вибрирует в проходящей воздушной струе, средняя часть спинки языка поднята к твердому небу, голосовые связки дрожат.

  1. Назовите классификационные признаки звуков : б, г, j, ц, х’, н’, з, с, д’, р, ш.

  2. Придумайте слова, где все согласные были бы губными (не менее 5 слов).

  3. Придумайте слова, где все согласные были бы глухими (не менее 5 слов).

  4. Придумайте слова, где все слова были бы сонорными (не менее 5 слов).

  5. Найдите три звука, которые были бы одинаково звонкими, щелевыми, твердыми, но различаются местом образования.

  6. Найдите три звука, которые одинаково являются неносовыми, глухими, зубными, но различаются способом образования.

  7. Проанализируйте скороговорки:

А) Карл у Клары украл кораллы, а Клара у Карла украла кларнет.

Б) Корабли лавировали, лавировали, да не вылавировали.

В) Шла Саша по шоссе и сосала сушку

Объясните, на каких свойствах каких звуков основана эта словесная игра?



  1. Дайте примеры скороговорок. Проанализируйте их фонетику и объясните причину их затруднительного произношения.

  2. Слово состоит из трех звуков, определите это слово:

  1. Согласный, зубной, аффрикат, глухой, твердый.

  2. Гласный, переднего ряда, среднего подъема, нелабиализованный

  3. Согласный, зубной, смычно-проходной, боковой, сонорный, мягкий

  1. Слово состоит из семи звуков, определите это слово:

  1. Согласный, зубной, взрывной, глухой, твердый

  2. Гласный, безударный, заднего ряда, среднего подъема, лабиализованный

  3. Согласный, губно-зубной, щелевой, звонкий, твердый

  4. Гласный, ударный, среднего ряда, нижнего подъема, нелабиализованный

  5. Согласный, переднеязычный, небно-зубной, дрожащий, сонорный, мягкий

  6. Гласный, безударный, переднего ряда, верхнего подъема, нелабиализованный

  7. Согласный, переднеязычный, небно-зубной, щелевой, глухой, мягкий

  1. Составьте собственные подобные задачи (не менее трех).

  2. Сколько звуков [с] в предложении: Скоро мы с друзьями будем расшифровывать старые рукописи? Свой ответ аргументируйте.

  3. Как в русском языке обозначается звук [ш’]? Приведите примеры слов, иллюстрирующих эти обозначения.

  4. Один и тот же предлог С в потоке речи может звучать по-разному. Как именно? Приведите примеры форм, употребленных с этим предлогом, и запишите их в транскрипции

stom.tilimen.org

Задания для самостоятельной работы фонетика и фонология устройство речевого аппарата

Задания для самостоятельной работы

Фонетика и фонология

Устройство речевого аппарата

1. Произнесите 10 русских звуков, при артикуляции которых голосовые связки работают (дрожат), и 10 звуков, при артикуляции которых голосовые связки не работают.

2. Произнесите 2 звука, при артикуляции которых небная занавеска опущена, и 2 звука, при артикуляции которых небная занавеска поднята.

3. Определите, работой каких органов речи различаются звуки [п – б — м], [д – т — н], [ш – ж — р].

4. Назовите звуки русского и изучаемого иностранного языка, при произнесении которых: а) участвуют губы, б) работают кончик и передняя часть спинки языка.

5. Определите согласные звуки, образованные с помощью следующей артикуляции:

а) губы сомкнуты, голосовые связки не дрожат, небная занавеска прижата к стенке зева;

б) кончик языка смыкается с верхними зубами, голосовые связки дрожат, небная занавеска прижата к стенке зева, боковые края языка опущены;

в) губы сомкнуты, голосовые связки дрожат, небная занавеска опущена;

г) кончик языка приподнимается и загибается назад, периодически соприкасаясь с твердым небом, голосовые связки дрожат, небная занавеска поднята;

д) нижняя губа сближается с верхними зубами, голосовые связки дрожат, небная занавеска поднята.

6. Определите гласные звуки, образованные с помощью следующей артикуляции:

а) голосовые связки дрожат, губы вытянуты вперед, задняя часть спинки языка высоко поднята к небу;

б) голосовые связки дрожат, губы растянуты в стороны, средняя часть спинки языка высоко поднята к твердому небу;

в) голосовые связки дрожат, губы нейтральны, язык слегка приподнят средней частью спинки к средней части неба, рот широко раскрыт;

г) голосовые связки дрожат, губы нейтральны, кончик языка упирается в нижние зубы, рот широко раскрыт;

д) голосовые связки дрожат, губы округлены, но не вытянуты, задняя часть спинки языка поднимается к средней части неба.

7. Установите, какие звуки и слова получатся, если первый звук в названных ниже примерах произнести:

а) без напряжения голосовых связок: зову, бар, ваза, дело, жаль, густ;

б) с опущенной небной занавеской: бак, бал, боль, дог, доска, дочь;

в) с поднятой средней частью спинки языка: воз, ваза, суда, лот, мать, лук, саду.

8. Опишите артикуляцию при произнесении звуков, входящих в состав слов: день, лицо, верх, ночь.

Звуки речи

1. Охарактеризуйте все звуки в следующих словах: яма, ехать, чай, ошибка, еж, день, лист, фильм, цепь, ночь, штурм, друзья, взять, люблю, читаю, юный.

2. Определите слова русского языка, в состав которых последовательно входят следующие звуки:

А. 1) согласный, шумный, фрикативный, среднеязычный, палатализованный; 2) гласный полного образования, задний ряд, средний подъем, лабиализованный, ударный; 3) согласный, сонорный, боковой, переднеязычный, зубной, твердый; 4) согласный, шумный, взрывной, заднеязычный, глухой, твердый; 5) редуцированный гласный, средний ряд, средний подъем.

Б. 1) согласный, шумный, взрывной, губно-губной, глухой, палатализованный; 2) гласный (количественная редукция), передний ряд, верхний подъем, безударный; 3) согласный, сонорный, дрожащий, небно-зубной, твердый; 4) гласный полного образования, задний ряд, средний подъем, лабиализованный, ударный; 5) согласный, шумный, взрывной, заднеязычный, глухой, твердый;

В. 1) согласный, шумный, фрикативный, зубной, звонкий, палатализованный; 2) гласный (количественная редукция), передний ряд, верхний подъем, безударный; 3) согласный, сонорный, носовой, губно-губной, твердый; 4) гласный полного образования, задний ряд, средний подъем, лабиализованный, ударный; 5) согласный, шумный, фрикативный, губно-зубной, звонкий, палатализованный; 6) согласный, фрикативный, среднеязычный; 7) редуцированный гласный, передний ряд, верхне-средний подъем.

3. Определите, какие звуки различают следующие пары слов, с помощью каких признаков эти звуки противопоставлены друг другу.

Там – дам, мал – мял, ночь – дочь, пыл – пыль, дом – дым, жар – пар.

4. Решите следующие звуковые пропорции: [д : т = б : ? = ? : х], [с : с’ = б : ? = ? : л’], [п : т = б : ? = ? : ш = м : ?], [п : ф = б : ?], [в : п = з : ? = ? : к], [д : з : б = т : ? : ?].

5. Какие получаются слова, если звуки, из которых они состоят, произнести в обратном порядке: ель, лен, куль, толь, ноль, лед, лоб, ток, мог, ложь, лезь.

Фонетические процессы

1. Нижеследующие слова и словосочетания разделите на две группы:

а) случаи с полной ассимиляцией,

б) случаи с неполной (частичной) ассимиляцией.

Укажите признаки полной ассимиляции (по месту образования, по способу образования): сделать, отдать, свадьба, бесстрашный, косьба, ложка, умываться, иссякший, отбить, сбруя, изжога, учиться, сшитый, весь дом, рог коровы, отец Горио, воз песка, лепет девочки, каприз природы, голос жалости.

2. Определите, какие фонетические процессы происходят при произношении следующих слов, укажите их признаки: березка, барабанщик, расчет, листовка, есть, редкий, птенчик, отгладить, пусть, обезжиренный, переводчик, венчик, космонавт, вокзал, летчик, одуванчик, подписать, развязка, сжалиться, кончик, ведомость, докладчик, повозка, зубчатый, сдача, счастье, мягкий, извозчик, расширение, легкий, расчистить, все, лесть, мостик, резче, ягодка, бегство, бантик, последний.

3. Подумайте, в результате каких фонетических процессов возникло просторечное звучание слов: колидор, бонба, хто, хулюган, секлетарь, транвай, пролубь, дохтур, лесора.

4. Определите фонетические процессы, сопровождающие произношение следующих слов: что, чтобы, скучно, нарочно, конечно, поздно, бездна, солнце, сердце, радостный, честный, праздный, чувство, доблестный.

5. Определите, какой фонетический процесс обусловливает изменение произношения в следующих словах: играть – сыграть, искры – от искры, Виталию – в Италию, имя – безымянный, искать – изысканный, известие – с известием, июль – в июле, изба – к избе, жизнь, живой, сердце, дальше, шить, широкий, шелест, шепелявый, фонема.

6. Определите, какие фонетические процессы происходят при произношении следующих слов: подход, снег, пирог, повторив, код, много ответов, лошадь.

7. Подумайте, какие процессы обеспечивают одинаковое восприятие на слух вне контекста следующих слов: частота – чистота, леса – лиса, паз – пас, милок – мелок, дров – дроф, кот – код, столб – столп.

8. Укажите случаи качественной и количественной редукции: волна, место, читал, разговор, весенний, увеличить, проигрыватель, одиннадцать, подписал, деревянный, дыхание, удивительно, известный, журналист.

9. Разделите слова на слоги, охарактеризуйте их (открытый – закрытый, прикрытый – неприкрытый, ударный – безударный). Назовите сонанты. Детство, исследование, зверье, станция, мужественный, яркий, ответственный, восемнадцать, отошел, радоваться, взволнованно, оса, братство, армия, столовая, краеугольный, учащийся, осторожнее, успокоить, отдыхаю, здание, улица, южный, город, ежик, каток, тетрадь, костюм, лампочка, пространство, солнечный, интересный, подводный, распространять, путешествовать, картина, шапка, лестница, тепло.

Фонема

1. Определите, какими фонемами различаются следующие слова. Выявите дифференциальные признаки, противопоставляющие эти фонемы как смыслоразличительные единицы:

Борт – порт, ваза – фаза, быль – пыль, коза – коса, долг – толк, жить – шить, грот – крот, сдал – стал.

Вол – вел, поток – потек, брат – брать, мел – мель, ложа – лежа, ваз – вяз, нов – новь, в зал – взял, раб – рябь, пуст – пусть.

Быть – бить, лыс – лис, мыл – мил, рысь – рис, сыт – сито, мышка – мишка, высок – висок, дыня – Дина, рады – ради, темы – теми, возы – вози.

Бор – гор, блина – длина, вал – зал, вол – зол, навожу – на возу, сом – сон, дом – Дон, сами – сани, кол – пол, куст – пуст, как – так, пост – тост.

2. Какие из следующих слов содержат одинаковые а) гласные и б) согласные фонемы:

а) шина, лето, мама, этот, быль, век, лук, доля, лен, якорь, люстра;

б) власть, крюк, его, рама, том, река, свет, мед, дело, семь, явь.

3. Укажите, какими признаками (отдельными фонемами, количеством фонем, порядком следования фонем) различаются пары слов:

Гайка – галька, куль – люк, удар – ударь, нос – нес, кот – ток, еж – нож, мода – меда, ель – лей, ешь – шей, боец – борец, лента – Лена, елка – полка.

4. Выявите сильные и слабые позиции гласных и согласных фонем:

Сад – сады – садовник – садовод – высадил, вода – воды – водяной – водянистый – водовоз, белый – белок – белить – белизна – беловатый, ряд – ряды – рядок – рядовой.

Дуб, глава, сказка, сугроб, мазь, полоска, нож, ров, бровь, просьба, посадка, испытать, сдать, расспросить, отступить, отбросить, спилить.

Морфемика

Упражнения на выделение окончания

1.Укажите, какие слова из данных ниже имеют основу и окончание, а какие состоят из одной основы. В словах с окончанием выделите его и определите, какие функции оно выполняет: дома, дом, домой, дома, просто, зимой, вы, галочий, мою, мою, кораблю, колосья, свиней, двум, ешь.

2.Выделите в следующих далее словах окончания и определите, чем они отличаются друг от друга:

1) Ста, оба, города, дитя, вёсла, весла, (острая) пила, пила (воду).

2) Черти, земли, сени, радости, несли.

3.Определите, отличаются ли по морфемному составу и если отличаются, то чем, приводимые ниже слова:

1) Окно, танго, пальто.

2) Маша, Александра, Саша.

4 Определите (если оно есть) окончание в словах: стол, сани, верно, ружье, линия, верхом, сел, три, лекций, перьев, брось, бросив, мы.

5. Выделите окончания в словах лисий, дам, ест, себя, колоколен, щей, щец.

6.Определите, чем разнятся окончания в словах вода кума плакса, портной молодой часовой.

7.Укажите окончание в словах пламя и пламень (ср. у Пушкина: «Они сошлись. Волна и камень, Стихи и проза, лед и пламень Не столь различны меж собой»).

8. Определите, отличаются ли, если отличаются, то чем, окончания в следующих парах слов: земля соня, весной весною, чая чаю, сыны сыновья, на дубу — на дубе, учители — учителя, ко­стями костьми?

9. Определите, какое окончание содержится в словах тот, сунь, нес (от сунуть и нести). Какие морфемы, кроме корня и окончания, в них выделяются?

10.Выделите окончания в словах триста, шестьсот, потусторонний, сумасшедший, повсеместный, пятиэтажка.

Упражнения на выделение морфем

1. Назовите, какие служебные морфемы выделяются в следующих словах: суперобложка, отчехвостить, регресс, сухофрукты, игротека, по-хорошему, волнистый, волнообразный, лентяй, озадачить, силком, пирожковая, обезболивание, обеспокоить, трезвон, треножник, прилуниться, космовидение.

2.Определите, какие суффиксы выделяются в перечисленных далее словах, какое значение они имеют:

1) Шиповник, церковник, тутовник, словник.

2) Бочка, звездочка, трубочка, юбочка, дочка, одиночка, заточка.

3) Замок, теремок, лесок, песок, венок, мирок, курок, листок, приток, уголок, носок, голосок.

3.Назовите, какие приставки содержатся в словах слетать сформировать — стесать; одурачить окутать — одеть.

4.Определите, в каких словах, из данных ниже, выделяется непроизводная основа, а в каких — производная. Укажите, из каких морфем состоит производная основа: провести, врач, сотоварищ, наклейка, шило, бронхит, засуха, нельзя, эгоизм, диктант, поддакивать, золото.

5. Определите корень в данных словах: разуть, заснуть, начнут, разъехаться, ушла, переел, мной, ихний, никто, сожжение, безработный, навсегда.

6.Разбейте данные слова на морфемы и укажите последовательность их присоединения к корню с помощью словообразовательной формулы: очаровательность, недовыполнить, сладкоречивый, возгордиться, немотивированный, переподготовка, кровопролитие.

7. Определите, чем в структурном отношении отличаются данные слова:

1) Бодрый мокрый, опешить обожать, богатый рогатый.

2) Жена супруга, терка — порка — шторка утка пешка теплушка пастушка.

8.Выделите корень в словах: перегнуть перегибать, измятый — изомнешь, пришла ушедший – приходил – пришел, присел — сидел усаживаться сесть сяду, беру добрать сборище.

9.Определите морфемный состав следующих слов: осточертеть, выносливость, идемте, вековечный, соловей, славяноведение, паводок, бахвалиться, зелень, женитьба, кофейник, грязеводолечебница, трижды, разглагольствовать, загорала, наладчик, пришкольный, выпрашивать, учительствовать, рассеявшийся, крылечко, украшений, переправляясь, разросся, подьячий, расплавленном, дождливый, лживый, доверчивый.

10. Подберите слова, соответствующие следующим морфемным структурам:

— приставка, корень, один суффикс, окончание;

— корень, суффикс, окончание;

— корень;

— приставка, корень;

— корень, окончание, корень, окончание;

— две приставки, корень, два суффикса;

— приставка, корень, суффикс, окончание, постфикс;

— приставка, корень, три суффикса, окончание;

— корень, соединительная гласная, корень, суффикс, окончание;

— корень, суффикс, соединительная гласная, корень, суффикс, окончание.

11. Подберите слова, морфемная структура которых соответствует предложенным схемам:

— корень, суффикс ат, окончание ый;

— корень, суффиксы ив и ость;

— корень, суффиксы ин, н, окончание ый;

— корень, суффиксы а, лк, окончание а;

— корень, суффиксы ар, н, окончание ый.

Словообразование

1. Попытайтесь определить, как — в результате словообразования или посредством единого акта словопроизводства — возникли следующие далее слова. Если они образованы каким-либо способом словопроизводства, укажите, каким именно: здравомыслящий, зернохранилище, столпотворение, перегибать, зубоскал, заблагорассудится, сног­сшибательный, по-братски, чуть-чуть, до упаду, тотчас, вековечный, зимой (не летом), столовая, цимлянское, скоростной, скоропортящийся, долгожданный, долгорукий, надомница, сегодня.

2. Определите, в результате какого типа словопроизводства — прямого или обратного — появились слова дояр, доярка, вдохновение, вдохновить, пускать, фляжка, приземлить.

3. Поясните, как были образованы слова каша, винегрет, окрошка — в значении «путаница, мешанина»; страшно, жутко, ужасно — в значении «очень»; море, река, потоки (слез)— в значении «очень много».

4. Укажите, каким морфологическим способом словопроизводства образованы следующие слова: белочка, лампочка, понаговорить, запуск, разливать, БСЭ, телешоу, плащ-палатка, садовод, половодье, треволнение, суглинок, досрочный, солнцезащитный, распад, подстаканник, шапка-ушанка, взрыв, спец, неуд, литературоведение, водопроводчик, головокружение, путь-дорога, аморально, распродажа, выпускница, тошнотворный, РАН, ваучеризация, забытый.

5. Определите, какие слова образованы с помощью циркумфикса, а какие — суффикса или приставки. Пришкольный, непромокаемый, выдвиженец, обеспокоить, обессилеть, сокамерник, соразмерность, соискательница, по-человечески, срезаться, сработаться, выработка, выбросить, вжиться, повернуться, непроходимый, переоформить, прикарманить, прилечь, побережье.

6. Установите, к какой разновидности слов, образованных сложением, относятся следующие лексические единицы: снегопад, ГОСТ, СНГ, космовидение, диван-кровать, собес, зоосад, железнодорожный, ЧП, загс, вуз, руки-ноги, отец-мать, самбо, завуч, медсестра, вода-снабжение, корпункт, сельскохозяйственный.

7. Определите, с помощью какого способа словопроизводства образованы данные слова: атомоход, головокружение, черноморец, редколесье, квартплата, лермонтовед, шагомер, орденоносец, кожимит, ТЭЦ, рация, игротека, космонавт, Каспий, блинная, волнообразный, обезболить, удаль, контра, боеголовка, обнадеживать, заинтересовать, многонациональный, зарубежье, НИИ, повзводно.

8. Определите, посредством суффикса или приставки образованы следующие слова: разбрасывать, рассердиться, аполитичный, пригород, приморье, вооружаться, безграмотный, неграмотный, поинтересоваться, погрузиться, безотказно.

9. Определите, на базе какого фразеологического оборота и как образованы данные ниже слова: заполярье, осадки, смотаться «убежать», неформал, демисезон, песок, электричка, осточертеть, взбелениться, перегибать, насобачиться.

10. Определите, по какой модели, как и на базе чего образованы приведенные ниже индивидуально-авторские неологизмы: Я опьянен, я очарован. Короче я огончарован (Пушкин), толкастика (Чехов), полуподлец, полуневежда (Пушкин), бездарь (Северянин), громокипящий (Тютчев), тарел (Вознесенский), русал (Нагибин), головотяп (Салтыков-Щедрин), нимф (Илъфи Петров), спаха (А. Белый).

11. Определите, каким способом словопроизводства созданы приведенные ниже неологизмы Маяковского: пошляпно, щен, бегня, бредь, калекши, косоного, провитязь, раздождитъся, нянь, щекопузье, юбилеить, боксеровидный, вкресленный, гора-вулкан, жизнестроение, заграничник, зыч «сильный крик», легендарь «все легендарное» (собир.), ор «крик», плоскокрыший, работца, рай-страна, словопады, стихозы, стрезветь, фыркож, экспрессионер.

12. Постройте словообразовательное гнездо данных слов:

Вариант 1. Красный, плыть.

Вариант 2. Черный, мороз.

Вариант 3. Теплый, бить.

Вариант 4. Старый, рвать.

Вариант 5. Низкий, дом.

Вариант 6. Высокий, рука.

Вариант 7. Глухой, скорый.

Вариант 8. Тихий, думать.

Вариант 9. Дуб, писать.

Вариант 10. Варить, молодой.

Лексикология

Синонимы

1. Определите, какие слова находятся в синонимических отношениях:

А. Энергичный, способный, активный, вежливый, правдивый, одарённый, корректный, честный, деятельный, догадливый, деликатный, сметливый, талантливый, обходительный.

Б. Высокомерный, надоедливый, надменный, равнодушный, бесчувственный, докучный, робкий, бесстрастный, гордый, боязливый, безучастный, трусливый, назойливый, несмелый, навязчивый, заносчивый.

В. Извещение, щедрый, состоятельный, мыслить, сообщение, размышлять, информация, богатый, кумекать, обеспеченный, оповещение, помышлять, раздумывать, думать, денежный, зажиточный, имущий, уведомление.

2. Все ли сгруппированные слова находятся в синонимических отношениях?

1. Бусы, колье, ожерелье. 2. Бедствие, наводнение, ураган. 3. Друг, товарищ, приятель. 4. Кольцо, перстень. 5. Арбитр, судья, посредник. 6. Выпускник, абитуриент. 7. Сладкое, десерт, пирожное. 8. Синий, васильковый. 9. Нужно, надо, необходимо. 10. Врач, доктор. 11. Путешествие, круиз. 12. Пафос, восторг. 13. Букварь, азбука. 14. Теплица, оранжерея. 15. Груз, багаж. 16. Враг, неприятель, противник. 17. Съезд, конференция, симпозиум.

3. Выясните различия в значении и употреблении синонимов, укажите их тип: мокрый – влажный, есть – кушать, быстро – стремительно, высокий – рослый, губы – уста, веселый – радостный, искренний – прямой, грустить – унывать, девчонка – девица, повар – кок, платформа – перрон, лицо – персона, подарок – дар, неудачник – горемыка, молодой – юный, ударить – влепить, интересный – занятный, специальный – особый, бой – брань – битва – сеча – сражение – баталия, лобзание – поцелуй, красота – краса – красотища, мученик – страдалец, мрак – тьма – темнота, миг – мгновение, безмолвный – молчаливый, тягостный – тяжёлый – тяжкий.

4. С каждым словом из приведенных ниже синонимических рядов составьте предложение таким образом, чтобы другие синонимы в нем были неуместны: друг, приятель, товарищ, дружок; работа, труд; лицо, личность, особа, персона; личный, индивидуальный, персональный.

5. Составьте синонимические ряды, в которых опорными словами будут следующие: лицо, дорога, большой, маленький, смеяться, бежать, петь, драка, автор, радость, смелость, дом, говорить, препятствие, ошибка, печаль, пища, спор, мокрый, родной, роскошный, скупой, слабый, способный, хвалить, хотеть, найти, пренебрегать, слушаться, спасти, сторожить, кратко, навсегда, вероятно, много, медленно.

6. Учитывая многозначность следующих слов, подберите к ним синонимы: глаз, голова, бросать, глубокий, думать, путь, большой, лаять, свобода, быть, важный, пустить, любовь, полный, дорогой, яркий.

7. Подберите синонимы к следующим устаревшим словам: лобзанье, веление, знамение, отмщение, деяние, лукавство, козни, стезя, наитие, глагол, возмездие, судилище, бренный, зреть, внимать, глаголати, чаять, уповать, лицедействовать, гласить, сущий, днесь, зело, издревле, доколе.

8. Подберите синонимы к следующим заимствованным словам: абстрактный, абсурд, авангардный, архитектор, дидактический, игнорировать, идентичный, имитация, инцидент, легальный, легитимный, индифферентный, пассивный, презентовать, рафинированный, фатальный.

9. Выпишите из поэтических или прозаических текстов контекстуальные синонимы.

Антонимы

1. Укажите слова, находящиеся в антонимических отношениях друг с другом и выпишите их попарно: восход, яркий, свой, вспомнить, далеко, шум, тусклый, удлинить, забыть, закат, аккуратно, близко, чужой, тишина, разговорчивый, можно, отказаться, богатство, выиграть, нельзя, дорогой, опрятно, небрежно, бедность, согласиться, проиграть, нежный, грубый, радоваться, укоротить.

2. Подберите антонимы к следующим словам: чистый, входить, здоровый, богатство, красивый, старый, смелый, строить, грусть, покупать, длинный, друг, победа, активный, передовой, постоянный, разрешать, искусственный, прогресс, радоваться, рентабельный, увеличить, полезный, правдивый, прибыль, потерять, новосёлы, говорить, зажечь, отрицательный, вооружение, война, начало.

3. Учитывая многозначность слов, подберите к ним антонимы: близкий, легкий, тупой, краткий, чистый, полный, тёплый, грубый, свежий, тихий, защита.

4. Выпишите из поэтических или прозаических текстов контекстуальные антонимы.

Паронимы

1. Объясните различия в значении паронимов и составьте с ними словосочетания или предложения:

А. Удачный – удачливый, понятный – понятливый, соседский – соседний, хозяйский – хозяйственный, обидный – обидчивый, бережный – бережливый, абонент – абонемент, адресат – адресант, экономный – экономичный, мнительный – мнимый.

Б. Бережный – бережливый, боязливо – боязно, ветровой – ветреный, вправить – выправить, встать – стать, гнездовье – гнездо, горделивый – гордый, деловой – деловитый, значимый – значительный, командированный – командировочный.

В. Терпимый – терпеливый, объёмный – объёмистый, почтительный – почтенный, практический – практичный, поступок – проступок, рекомендательный – рекомендованный, убеждённо – убедительно, финал – финиш, величавый – величественный, действенный – действительный.

Г. Духовный – душевный, индиец – индеец, факт – фактор, добротный – добрый, доверие – доверчивость, встряхнуть – стряхнуть, сигнализировать – сигналить, гоночный – гончий, невежа – невежда, желанный – желательный.

textarchive.ru

практика по фонетике

Практические задания по теме:

«Звуковой состав русского языка»

1. Определите количество букв и количество звуков: 1) в парах слов; 2) в словах.

1) Быть — быт, брат — брать, ест — есть, жест — жесть, нов — новь, дал — даль, стал — сталь, ел — ель, мел — мель, цел — цель;

2) Рожь, молодежь, ложь, дрожь; багаж, пейзаж, экипаж, морж; карандаш, шалаш, ковш, реванш, ландыш; наотмашь, гуашь; помочь, дочь, стричь.

2. Сколько звуков обозначают буквы я, е, ё, ю в следующих словах?

1) Я: я, яма, ясень, яркий; вязь, вялый, дядя, дятел, зябь, зять, ляг, мять, мяч, нянчить, пять, ряд, тяга; свая, борзая, аллея, батарея, фея, коллегия, элегия, соя, стоя, передняя, синяя, семья, скамья, свинья, ладья, судья, ничья, съязвить;

2) Е: есть, ей, если, ехать, ель; тень, день, пень, лень, мел, жезл; будущее, действие, легкие, жаркое, насекомое, скорее, белые, новые; аканье, тиканье, сиденье; съезд, съехать, въезд;

3) Ё: ёж, ёлка, ёрш, ёкать, ещё, всё, сёмга, жёлтый, лёжка, нёс, пёс, ружьё, жильё, гнильё, жнивьё; съёмка, съёмщик;

4) Ю: юг, юбка, юрта, юнга; бюро, бюст, дюжина, дюйм, жюри, нюанс, нюхать, пюре, пюпитр, рюкзак, пью, бью, вьюк, вьюн.

3. Определите, различаются ли конечные согласные в парах слов и, если различаются, то чем. Какую роль выполняет буква Ь?

1) Дренаж — залежь, тренаж — настежь, витраж — упряжь, мираж — блажь;

2) мякиш — сушь, финиш — тушь, малыш — брошь, камыш — роскошь, вкладыш — чушь;

3) завуч — ночь, ключ — прочь, мяч — дичь, обруч — обжечь, луч — завлечь, меч — течь.

4. Какими общими и различительными признаками обладают следующие пары гласных: [а] — [ы], [у] — [о], [и] — [э], [и] — [у], [э] — [о]? Охарактеризуйте гласные звуки в приведенных ниже словах. Сгруппируйте слова с одинаковыми ударными гласными.

Атом, вьюн, глаз, грязь, еж, ель, жизнь, клад, ключ, плуг, поэт, ряд, сук, сыр, цирк, черный, чохом (наречие), шелк, шест, шип, шок, эвенк, юг, ялик.

5. Одинаково ли качество ударных гласных в следующих парах слов: каюры каурый, крюк круг, позер позор, ряд рад, тапер топор, фляга флаг? Если произнесение ударных гласных неодинаково, то чем это объясняется?

6. Раскройте признаки классификации согласных: а) по способу образования; б) по месту образования; в) по характеру paботы голосовых связок; г) по положению средней части спинки языка. По какому из названных признаков классификации различаются согласные: [б] — [б’], [т] — [с] — [ц], [г] — [к], [ф] — [х]?

7. В следующих текстах выделите все согласные одного способа образования:

Вода наконец-то поднялась, собрала и подчистила лед по берегам, затопила ложки и луговину ниже поскотины. Заревел и помчал мутную воду захмелевший от короткого водополья Енисей — батюшко (В. Астафьев).

8. В следующих текстах выделите все согласные одного места образования:

В яркие ночи, когда по небу хлещет сплошной звездопад, я люблю бывать один, в лесу, смотрю, как звезды вспыхивают, кроят, высвечивают небо и улетают куда-то. Говорят, что многие из них давно погасли, погасли еще задолго до того, как мы родились, но свет их все еще идет к нам, все еще сияет нам (В. Астафьев).

9. В следующих текстах выделите все согласные, тождественные по работе голосовых связок:

Солома прогорела. Веточки акаций лежали горсткой раскаленных гвоздиков, и от них шел сухой струйный жар (В. Астафьев).

10. Подберите слова, в которых согласные [в], [т], [ж], [р’], [г], [н], [ц], [б’], [с’] находились бы в сильной позиции (по три — пять примеров для каждого согласного).

11. Определите позиции согласных в следующих словах.

Звать, излом, князь, подберезовик, подвиг, полночь, построение, почта, расход, ружье, сварка, снаряжение, снежинка, храбрец.

12. В приведенных ниже словах укажите сначала, где мы произносим звуки, которые в транскрипции обозначаются значком [^], а потом — [и(э)]. Обратите внимание на то, в каких позициях по отношению к ударению произносятся эти звуки.

Парад, песок, пятак, дымок, контроль, булат, мясной, кисель, мосты, завод, лесок, тяжел, сырок, кино, гудок, посты, билет, весной, замок, печать, мятеж, игрок, курок, тылы, ходы, длина, лесной.

13. Подчеркните буквы, на месте которых произносится звук [^], одной чертой, а звук [и(э)] — двумя чертами.

Перекрыть, самолет, телевизор, образование, запятая, береза, земляника, абажур, язык, смородина, областной, черника, переплыть, пароход, сосновый, полотенце, кипяток, ордена, янтарь, аромат, телетайп, рябина, соловей, явление, перелить, паровоз, телефон, организм, водяной, королева, аппарат, январь, черемуха, плясать, орфография, километр.

14. В приведенных ниже словах укажите, где мы произносим звуки, которые в транскрипции обозначаются значками [ъ] и [ь]. Обратите внимание на то, в каких позициях по отношению к ударению произносятся эти звуки.

Порошок, разорву, читают, подали, сыровар, пятачок, впечатление, парашют, волокно, профессор, токарь, листопад, мухомор, чистого, плакала, щелевой, заправляют, рядовой, дымоход, пересмотреть, общежитие, колет, министерство, колорит, борона, дырокол, агрессор, луноход, рыцарь, бюрократический, черепаха, тяготеть, моет, ястребиный, обаяние, едут, украшают.

15. Затранскрибируйте текст.

Бьется в тесной печурке огонь.

На поленьях смола, как слеза,

И поет мне в землянке гармонь

Про улыбку твою и глаза.

Про тебя мне шептали кусты

В белоснежных полях под Москвой.

Я хочу, чтобы слышала ты,

Как тоскует мой голос живой (Сурк.).

16. Затранскрибируйте предложения. Дайте характеристику всех гласных, используя таблицу. артикуляции гласных звуков.

1. …Вновь Я посетил тот уголок земли, где я провел изгнанником два года незаметных. 2. Цветок засохший, бездыханный, забытый в книге вижу я; и вот уже мечтою странной душа наполнилась моя… 3. На холмах Грузии лежит ночная мгла; шумит Арагва предо мною. (А. С. Пушкин)

17. Затранскрибируйте предложения. Дайте характеристику всех согласных, используя таблицу артикуляции согласных звуков.

1. О доблестях, о подвигах, о славе я забывал на горестной земле, когда твое лицо в простой оправе передо мной сияло на столе. 2. О, я хочу бездумно жить: все сущее увековечить, безличное — очеловечить, несбывшееся — воплотить! (А. Блок).

18. 3атранскрибируйте стихотворный текст. Объясните употребление фонетических знаков. Укажите фонетические процессы в области гласных и согласных звуков.

1. Люблю грозу в начале мая,

Когда весенний первый гром,

Как бы резвяся и играя,

Грохочет в небе голубом. (Ф. Тютчев)

Еще в полях белеет снег,

А воды уж весной шумят —

Бегут и будят сонный брег,

Бегут и плещут и гласят… (Ф. Тютчев)

19. По данным характеристикам определите гласные звуки. Отметьте, произносятся ли они под ударением или встречаются в безударной позиции.

1. Заднего ряда, верхнего подъема, лабиализованный.

2. Среднего ряда, среднего подъема, нелабиализованный.

3. Переднего ряда, среднего подъема, нелабиализованный.

4. Среднего ряда, нижнего подъема, нелабиализованный.

5. Заднего ряда, среднего подъема, лабиализованный.

6. Переднего ряда, средне-верхнего подъема, нелабиализованный.

7. Заднего ряда, среднего подъема, нелабиализованный.

8. Переднего ряда, верхнего подъема, нелабиализованный.

9. Заднего ряда, среднего подъема, лабиализованный.

20. Определите согласные звуки по их характеристике.

1. Согласный, шумный, глухой; губно-губной; смычный, взрывной; твердый.

2. Согласный, сонорный; переднеязычный, зубной; смычно-проходной, боковой; мягкий.

3. Согласный, шумный, звонкий; переднеязычный, зубной; щелевой; мягкий.

4. Согласный, сонорный; переднеязычный, нёбно-зубной; дрожащий; мягкий.

5. Согласный, шумный, глухой; губно-зубной; щелевой; твердый.

6. Согласный, сонорный; губно-губной; смычно-проходной, носовой; твердый.

7. Согласный, шумный, глухой; заднеязычный; щелевой; твердый.

8. Согласный, сонорный; среднеязычный; щелевой; мягкий.

9. Согласный, шумный, глухой; переднеязычный, нёбно-зубной; аффриката; мягкий.

10. Согласный, шумный, звонкий; переднеязычный, зубной; смычный, взрывной; твердый.

11. Согласный, шумный, глухой; переднеязычный, нёбно-зубной; щелевой; мягкий.

12. Согласный, шумный, глухой; переднеязычный, зубной; аффриката; твердый.

13. Согласный, сонорный; переднеязычный, зубной; смычно-проходной, боковой; твердый.

14. Согласный, шумный, глухой; переднеязычный, нёбно-зубной; щелевой; мягкий.

15. Согласный, шумный, глухой; переднеязычный, зубной; смычный, взрывной; твердый.

21. Затранскрибируйте пары слов, укажите, где имеют место чередования согласных (исторические чередования), а где — мена согласных или их изменение (живые фонетические чередования).

1. Косить — кошу, корова — коровка, лоб — лба, мост — мостик, блеск — блещу, шить — сшить, тетя — с тетей, дом — к дому, подруга — друзья, дом — о доме, кружок — кружка, мыть — мыться, Зоя — с Зоей, водить — вождение.

2. Носить — ношу, береза — березка, мороз — мороза, куст — кустик, писк — пищу, жечь — сжечь, тень — с тенью, дело – к делу, рука — ручка, кран — на кране, мазок — мазка, брить — бриться, дать — отдать, грозить — грожу.

22. Определите в словах позиции, где наблюдается редукция гласных. Определите ее тип.

1) (а): рука, задание, ананас, книга; ряд, вязать;

2) (о): огни, дорого, уголь, колокол, облака; нёс, ковёр, самолёт;

3) (э): небесный, невезение, вечер, человек; эхо, экран, эксперимент;

4) (и): линия, линкор, линовать;

5) (ы): сын, сыны, сыновья;

6) (у): друг, друзья, дружелюбный, вытянуть.

24. Учитывая тенденцию к восходящей звучности, разделите следующие слова на слоги. Дайте характеристику каждого слога. Укажите открытые и закрытые слоги, прикрытые и неприкрытые, ударные и безударные.

Садовод, форточка, яблоко, дедушка, карман, ведро, санки, чайник, заявление, подбитый, водопровод, карточка, вокзал, игрушка, кустарник, война, кресло, Ялта, почта, романтичный, занавеска, поэзия, шахта, окно, мостик, просторный, тайна, горловина, закалка, точка.

25. Приведите примеры слов, состоящих из указанных слогов:

1. 1. I-й слог — прикрытый, открытый, 2-й слог — прикрытый, закрытый.

2. Все три слога — прикрытые, закрытые.

2. 1. I-й слог — неприкрытый, открытый, 2-й слог — прикры тый, открытый.

2. Первые два слога — прикрытые, открытые, З-й слог — прикрытый, закрытый.

3. 1. I-й слог — прикрытый, закрытый, 2-й слог — прикрытый, открытый.

2. Первые два слога — прикрытые, закрытые, З-й слог — прикрытый, открытый.

26. (обобщающее). 1) Затранскрибируйте текст; 2) подчеркните все случаи ассимиляции и дайте соответствующие комментарии; 3) охарактеризуйте каждый звук выделенных слов; 4) в этих же словах подчеркните одной чертой абсолютно сильные фонемы, а двумя чертами абсолютно слабые фонемы; 5) дайте фонематическую транскрипцию выделенных слов.

Я приближался к месту моего назначения. Вокруг меня простирались печальные пустыни, пересеченные холмами и оврагами. Все покрыто было снегом. Солнце садилось. Кибитка ехала по узкой дороге. Лошади бежали дружно. Ветер между тем час от часу становился сильнее. Пошел мелкий снег — и вдруг повалил хлопьями. Ветер завыл; сделалась метель. (А.С. Пушкин)

3

studfiles.net

Языкознание (Фонетика)

ФОНЕТИКА

1. Выберите типы переднеязычных согласных по положению кончика языка:

-какуминальные

—  дорсальные 

— апикальные 

— ретрофлексные

2. Какие аспекты звуков речи изучает каждый из указанных разделов фонетики:

-акустическая фонетика – изучает физические характеристики звуков речи

— перцептивная фонетика – изучает восприятие звуков речи, их обработку и оценку.

— артикуляторная фонетика – изучает строение и работу органов речи

3. Выберите термины, обозначающие типы переднеязычных согласных:

— кончик языка опущен вниз, передняя часть спинки языка сближается с зубами – дорсальные

— кончик языка загибается вверх и назад, смыкаясь с передней частью твердого неба – ретрофлексные

— весь край передней части спинки языка поднят к переднему небу, а спинка слегка прогнута – какуминальные

— кончик языка устремлен вперед – апикальные

4. Выберите признаки классификации гласных звуков:

—  назализация 

-ряд

—  подъем 

-длительность

— лабиализация

5. Выберите типы согласных по способу образования преграды:

—  фрикативные 

-смычные

-дрожащие

6. Выберите типы согласных по месту образования преграды:

-губные

-язычные

— фарингальные 

— увулярные

-гортанные

7. Выберите термины, обозначающие этапы произнесения звука:

— подготовка органов речи к произнесению звука – экскурсия

— возвращение органов речи в нейтральное положение – рекурсия

— непосредственное произнесение звука – выдержка

8.Какие из перечисленных органов произношения являются активными?

-язык

— небная занавеска 

-губы

-голосовые связки

9. Выберите синонимы термину «щелевые»:

-спиранты

— фрикативные 

10. Выберите термины, обозначающие типы гласных звуков по сложности артикуляции:

— качественно неоднородный гласный, имеющий в своем составе призвук другого гласного, близкого ему по артикуляции – дифтонгоид

— сложный гласный, возникший в результате слияния двух гласных в одном слоге, произносимый единым артикуляторным движением – дифтонг

— гласный, характеризующийся артикуляционной и акустической однородностью – монофтонг

11. Гласный, характеризующийся артикуляционной и акустической однородностью – монофтонг

12. Назовите синоним термину «носовые»: назальные

13. Назовите синоним термину «боковые»: латеральные

14. Работа органов речи, направленная на производство звуков – артикуляция

15. Назовите синоним термину «смычно-щелевые»: аффрикаты

16. Выберите термины, обозначающие дополнительные артикуляторные признаки согласных звуков:

— дополнительный к основной артикуляции звука подъем задней части языка к мягкому небу – веляризация

— сопровождение взрыва (при произнесении смычных) трением (фрикацией) воздуха о связки – придыхание

— наличие гортанного взрыва при произнесении звуков – абруптивность

— наложение дополнительной (йотовой) артикуляции на основную, при которой средне-передняя часть языка поднимается к твердому небу – палатализация.

17. Выберите типы переднеязычных согласных по взаимодействию с пассивными органами:

— интердентальные

— передненебные

— дентальные

—  альвеолярные

18. Округление губ при произнесении звука – лабиализация

19. Назовите синоним термину «губно-зубные»: лабиотентальные

20. Назовите синоним термину «зубные»: дентальные

21. Прохождение струи воздуха через носовую полость при произнесении звука – назализация

22. Какие из перечисленных органов произношения являются пассивными?

-зубы

—  альвеолы

-десны

-твердое небо

23. Выберите признаки классификации согласных звуков:

— соотношение шума и тона 

-палатализация

-место преграды

— способ преграды

-лабиализация

24. Выберите термины, обозначающие типы дифтонгов:

— оба составных элемента являются равноправными – равновесные

— слогообразующим является первый элемент дифтонга – нисходящий

— слогообразующим является второй элемент дифтонга – восходящий

25. Движение языка по горизонтали, степень продвинутости вперед или отодвинутости назад – ряд

26. Назовите синоним термину «губно-губные»: билабиальные

27. Назовите синоним термину «язычковые»: увулярные

28. Выберите термины, обозначающие типы согласных по способу образования преграды

— органы речи, сближаясь, образуют щель, в которой струя воздуха создает шум – фрикативные

— смычка, образованная органами речи, периодически размыкается до свободного прохода и опять смыкается- вибранты

— на пути струи воздуха органы речи воздвигают полную преграду – смычные

29. Назовите синоним термину «межзубные»: интердентальные

30. Качественно неоднородный гласный, имеющий в своем составе призвук другого гласного, близкого ему по артикуляции — дифтонгоид

31. Интонационно-смысловое единство, которое выражает в данном контексте и в данной ситуации одно понятие – синтагма

32. Выберите синонимы термину «долготное ударение»:

-количественное

— квантитативное

33. Выделение слога из цепи слогов – ударение

34. Какие звуки являются самыми звучными (по шкале сонорности)? – гласные

35. Выберите акустические теории слога:

— слог – отрезок речи, ограниченный звуками с наименьшей звучностью, между которыми находится слоговой звук с наибольшей звучностью

— слог – волна сонорности, вершину которой образует звук большей степени звучности, а склоны – меньшей

36. Слова, неспособные иметь собственное ударение, и поэтому примыкающие в потоке речи к другим словам – клитики

37. Если в языке ударение может падать на любой слог слова, то такое ударение называется – свободное

38. Выберите синонимы термину «силовое ударение»:

-динамическое

— экспираторное

39. Каждому определению выберите соответствующий термин, обозначающий функцию интонации:

— формирование и выражение синтаксических типов предложения – синтаксическая

— передача какого-либо содержания, выделение наиболее важного компонента – смыслоразличительная

— внешнее оформление коммуникативных единиц языка – организующая

40. Для каждой функции ударения выберите верное определение:

— словоформирующая – ударение обеспечивает цельность и отдельность слова путем выделения его интонационного центра

— словоразграничивающая – ударение служит показателем границы слова

— дистинктивная – ударение различает звуковые оболочки слов или словоформ

41. Согласно теории сонорности ядром слога является – гласный

42. Выберите термины, обозначающие типы ударения по месту в слове

-фиксированное

-свободное

43. Каждому определению выберите соответствующий термин, обозначающий компонент интонации:

— изменение высоты основного тона — мелодика

— сила произнесения, степень напряженности речевых органов – интенсивность

— выделение наиболее существенного слова – логическое ударение

— скорость произнесения — темп

— перерыв звучания, смена интонационных конструкций – пауза

— повторяемость чередующихся фонетических явлений – ритм

— специфическая окраска речи – тембр

44. выберите термины, обозначающие типы ударения по характеру выделения слога:

-долготное

-силовое

-музыкальное

45. Выберите синонимы термину «музыкальное ударение»

-тоническое

-мелодическое

46. Если в языке ударение не зависит от морфемного состава слова, а определяется по отношению к границе слова, то такое ударение называется – фиксированное

47. Отпадение конечного безударного гласного или безударного слога – апокопа

48. Добавление звука в середине слова – эпентеза

49. Артикуляционное уподобление гласного звука гласному, или согласного звука – согласному – ассимиляция

50. Перестановка в слове звуков или слогов – метатеза

51. Выберите термины, обозначающие разновидности редукции:

— полное исчезновение гласного в безударном слоге — полная

— изменение характера артикуляции звука — качественная

— сокращение времени артикуляции звука – количественная

52. Утрата одного из двух следующих непосредственно друг за другом одинаковых слогов в сложных словах – гаплология

53. Изменение артикуляционных и акустических характеристик гласного звука, вызванное слабой фонетической позицией в слове – редукция

54. Выберите термины, обозначающие разновидности полной редукции:

-синкопа

-апокопа

55. Добавление звука в абсолютном начале слова – протеза

56. Расподобление звуков, в результате чего наблюдается утрата их общих (схожих) признаков – диссимиляция

57. Выпадение звуков в сложном сочетании звуков – диереза

58. Приспособление произнесения соседних гласного и согласного звуков – аккомодация

59. Выберите термины, обозначающие типы ассимиляции:

— взаимодействуют рядом стоящие (соседние) звуки – контактная

— второй (последующий) звук влияет на предыдущий — регрессивная

— оба взаимодействующих звука становятся совершенно одинаковыми – полная

— после ассимиляции звуки сохраняют различие — частичная

— первый (предшествующий) звук влияет на последующий — прогрессивная

— взаимодействуют звуки, находящиеся на определенном расстоянии (между ними стоят другие звуки) – дистактная

60. Гармония гласных; уподобление гласных суффиксов гласным корня – сингармонизм

61. Выберите термины, обозначающие позиционные изменения звуков в потоке речи:

-редукция

— оглушение звонкого согласного в конечной позиции

62. Приспособление произнесения соседних гласного и согласного звуков – аккомодация

ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ

  1. Составьте «звуковые пропорции» (напишите, какого слова не хватает): пир : мир = тёс : ?. – нёс

  2. Укажите звук русского языка, зная его свойства – среднеязычный, фрикативный, сонорный –й

  3. Если, стремясь произнести [б], ошибочно заменить смычную артикуляцию на щелевую, какой получится согласный? – в

  4. Какое слово получится, если произнести звуки слова «ель» последовательно в обратном порядке? – лей

  5. Если к правильной артикуляции [ш] добавить колебания голосовых связок, какой получится согласный? – ж

  6. Укажите звук русского языка, зная его свойства – средний ряд, нижний подъем, нелабиализованный  — а

  7. Составьте «звуковые пропорции» (напишите, какого слова не хватает): соты : соды = крушить : ?. – кружить

  8. Какое слово получится, если произнести звуки слова «мог» последовательно в обратном порядке? – ком

  9. Если, стремясь произнести [к], ошибочно заменить смычную артикуляцию на щелевую, какой получится согласный? – х

  10. Укажите звук русского языка, зная его свойства – переднеязычный, сонорный, носовой – н

  11. Составьте «звуковые пропорции» (напишите, какого слова не хватает): бок : док = пакт : ?. – такт

  12. Укажите звук русского языка, зная его свойства – задний ряд, средний подъем, лабиализованный – о

  13. Определите русское слово, в состав которого последовательно входят звуки со следующими признаками: 1) согласный, переднеязычный, щелевой, шумный, глухой, твердый – 2) согласный, переднеязычный, взрывной, шумный, глухой, твердый – 3) гласный, верхнего подъема, заднего ряда, лабиализованный – 4) согласный, переднеязычный, взрывной, шумный, звонкий, мягкий – 5) гласный, среднего подъема, переднего ряда, нелабиализованный – 6) согласный, сонорный, переднеязычный, носовой, звонкий, твердый – 7) согласный, шумный, передне¬язычный, взрывной, глухой, твердый. – студент

  14. Какое слово получится, если произнести звуки слова «лён» последовательно в обратном порядке? – ноль

  15. Составьте «звуковые пропорции» (напишите, какого слова не хватает): ликом : лыком = Нил : ?. – ныл

  16. Укажите звук русского языка, зная его свойства – средний ряд, верхний подъем, нелабиализованный – ы

  17. Какое слово получится, если произнести звуки слова «ешь» последовательно в обратном порядке? – шей

  18. Укажите звук русского языка, зная его свойства – шумный, переднеязычный, аффриката, глухой, твердый – ц

  19. Укажите звук русского языка, зная его свойства – передний ряд, верхний подъем, нелабиализованный – и

ФОНОЛОГИЯ

  1. Как называется оппозиция, в которой различие между фонемами может исчезнуть в определенных условиях?– нейтрализуемая

  2. Условие реализации фонемы в плане сохранения своей отличимости – позиция

  3. Если два звука встречаются в одной и то же позиции и могут замещать друг друга, меняя при этом значение слова или искажая его до неузнаваемости, то это … (назовите термин Н.С. трубецкого) – реализация двух разных фонем

  4. Признак, по которому одна фонема противопоставлена другой – дифференциальный

  5. Как называется оппозиция, в которой один член характеризуется наличием, а второй отсутствием признака? – приватная

  6. Если два акустически (или артикуляторно) сходных звука никогда не встречаются в одной и той же позиции, то это … (назовите термин Н.С. трубецкого) – комбинаторные варианты одной фонемы

  7. Минимальная смыслоразличительная единица языка есть – фонема

  8. Для каждого термина Н.С. Трубецкого выберите соответствующий термин, принадлежащий представителям Американского структурализма:

-реализации двух разных фонем – контрастная дистрибуция

— комбинаторные варианты одной фонемы – дополнительная дистрибуция

— факультативные варианты одной – свободное варьирование

9. Противопоставление фонем по их дифференциальным признакам – оппозиция

10. Если два звука встречаются в одной и то же позиции и могут замещать друг друга, не меняя при этом значения слова, то это … (назовите термин Н.С. трубецкого) – факультативные варианты одной фонемы

11. Для каждого определения фонемы выберите соответствующего лингвиста:

— кратчайшая часть фонологической оппозиции – Трубецкой

— кратчайший элемент общих акустических представлений данного языка, способный ассоциироваться в этом языке со смысловыми представлениями – Щерба

— фонетическое представление, возникшее в душе путем психического слияния впечатлений, полученных от произнесения одного и того же звука – Бодуэн де Куртенэ

12. Как называется оппозиция, в которой отношения между членами оппозиции тождественны отношениям между членами другой оппозиции? – пропорциональная.

studfiles.net

Домашнее задание по русскому языку (28. 11. 2012)

Домашнее задание по русскому языку (28.11.2012)

  1. Определите гласный звук по описанию его артикуляции:

  1. Язык сильно продвинут вперед; кончик языка касается нижних зубов; средняя и передняя часть спинки языка высоко подняты к твердому небу; губы не вытянуты вперед; голосовые связки колеблются;

  2. Язык сильно отодвинут назад; кончик языка не касается нижних передних зубов, задняя часть спинки языка высоко поднята к мягкому небу, губы округлены и вытянуты вперед; голосовые связки дрожат;

  3. Язык оттянут назад; кончик языка не касается передних нижних зубов; задняя часть спинки языка приподнята к мягкому небу, губы вытянуты и округлены, голосовые связки колеблются;

  4. язык лежит плоско, кончик языка у нижних передних зубов; губы образуют ровный овал, небная занавеска поднята; голосовые связки вибрируют.

  1. Определите согласный звук по его артикуляции:

  1. Звук имеет сложную артикуляцию: кончик языка опушен и касается нижних зубов, передняя часть спинки языка смыкается с верхними зубами или альвеолами, края языка прижимаются к верхним боковым зубам, выдержка плавно и быстро переходит в щель, губы нейтральны, голосовые связки пассивны.

  2. Звук имеет сложную артикуляцию: кончик языка смыкается с альвеолами, выдержка плавно и быстро переходит в щель, губы слегка выпячиваются, мягкое небо поднято, голосовые связки пассивны.

  3. Губы сомкнуты; мягкое небо опущено, открывая проход воздуха в полость носа, голосовые связки дрожат.

  4. Кончик языка опущен к основанию нижних передних зубов, боковые края языка плотно прилегают к внутренней стороне верхних коренных зубов, голосовые связки не дрожат, мягкое небо поднято, закрывая проход воздуха в полость носа.

  5. Кончик языка напряжен, он выпрямлен и направлен к основанию верхних зубов, он вибрирует в проходящей воздушной струе, средняя часть спинки языка поднята к твердому небу, голосовые связки дрожат.

  1. Назовите классификационные признаки звуков : б, г, j, ц, х’, н’, з, с, д’, р, ш.

  2. Придумайте слова, где все согласные были бы губными (не менее 5 слов).

  3. Придумайте слова, где все согласные были бы глухими (не менее 5 слов).

  4. Придумайте слова, где все слова были бы сонорными (не менее 5 слов).

  5. Найдите три звука, которые были бы одинаково звонкими, щелевыми, твердыми, но различаются местом образования.

  6. Найдите три звука, которые одинаково являются неносовыми, глухими, зубными, но различаются способом образования.

  7. Проанализируйте скороговорки:

А) Карл у Клары украл кораллы, а Клара у Карла украла кларнет.

Б) Корабли лавировали, лавировали, да не вылавировали.

В) Шла Саша по шоссе и сосала сушку

Объясните, на каких свойствах каких звуков основана эта словесная игра?


  1. Дайте примеры скороговорок. Проанализируйте их фонетику и объясните причину их затруднительного произношения.

  2. Слово состоит из трех звуков, определите это слово:

  1. Согласный, зубной, аффрикат, глухой, твердый.

  2. Гласный, переднего ряда, среднего подъема, нелабиализованный

  3. Согласный, зубной, смычно-проходной, боковой, сонорный, мягкий

  1. Слово состоит из семи звуков, определите это слово:

  1. Согласный, зубной, взрывной, глухой, твердый

  2. Гласный, безударный, заднего ряда, среднего подъема, лабиализованный

  3. Согласный, губно-зубной, щелевой, звонкий, твердый

  4. Гласный, ударный, среднего ряда, нижнего подъема, нелабиализованный

  5. Согласный, переднеязычный, небно-зубной, дрожащий, сонорный, мягкий

  6. Гласный, безударный, переднего ряда, верхнего подъема, нелабиализованный

  7. Согласный, переднеязычный, небно-зубной, щелевой, глухой, мягкий

  1. Составьте собственные подобные задачи (не менее трех).

  2. Сколько звуков [с] в предложении: Скоро мы с друзьями будем расшифровывать старые рукописи? Свой ответ аргументируйте.

  3. Как в русском языке обозначается звук [ш’]? Приведите примеры слов, иллюстрирующих эти обозначения.

  4. Один и тот же предлог С в потоке речи может звучать по-разному. Как именно? Приведите примеры форм, употребленных с этим предлогом, и запишите их в транскрипции

tnu.podelise.ru

Советы рукодельницам