Что такое предметно-развивающая среда? Предметно-развивающая среда в ДОУ

Содержание

Предметно-развивающая среда – это совокупность объектов материального характера для развития ребенка, предметных и социальных средств обеспечения разного вида деятельности воспитанников. Она необходима для того, чтобы дети могли полноценно расти и знакомились с окружающим миром, умели взаимодействовать с ним и учились самостоятельности.

Понятие предметно-развивающей среды

Она способствует развитию самостоятельности, инициативности и дает детям возможность реализовать способности, которые у них имеются. Предметно-развивающая среда улучшает опыт эмоционального и практического взаимодействия ребенка с окружающими людьми, а также помогает поднять познавательную активность всех детей группы.

Она состоит из:

  • крупной игровой площадки;
  • игрового оборудования;
  • игрушек;
  • разных видов игровой атрибутики;
  • игровых материалов.

Эти средства должны находиться в специальной комнате, зале или во дворе детского садика.

Как создается развивающая среда?

Во время этого этапа нужно помнить, что предметно-развивающая среда должна давать место развитию образовательной, воспитывающей, стимулирующей и коммуникативной функций. Самой главной задачей является стремление повысить самостоятельность и самодеятельность ребенка. Такая среда должна быть просторной и приятной для детей, удовлетворять их потребности и интересы. Важным также является дизайн предметов и их форма: они должны быть ориентированы на безопасность и соответствовать возрасту дошкольников.

Создание предметно развивающей среды включает важный аспект: смену элементов декора, а также выделение в каждой группе мест для экспериментальной деятельности детей. В основу цветовой палитры должны входить теплые пастельные тона, чтобы атмосфера была легкой и не «давила» на воспитанников.

Что касается предметно-развивающей среды группы, то в ней должны происходить изменения в зависимости от возраста детей, их особенностей, периода обучения и, естественно, образовательной программы.

Развивающая предметно-пространственная среда должна иметь открытый характер, подлежать корректировке и развитию, не быть замкнутой системой. Хорошо, если она регулярно обновляется и удовлетворяет текущие потребности ребятишек. В любом случае и при разных обстоятельствах пространство вокруг малышей должно пополняться и обновляться в соответствии с требованиями к определенному возрасту воспитанника.

Исходя из этого при создании данной среды для любых возрастных групп в ДОУ обязательно нужно учитывать психологические факторы взаимодействия участников образовательно-воспитательного процесса и общую атмосферу, включая дизайн дошкольного учреждения.

Принцип позиций при взаимодействии

Он основан на организации пространства для общения родителей и педагогов с детьми. Достаточно известным является тот факт, что доверительные беседы и открытое общение взрослых с ребятами осуществляется на основе принципа пространственного общения «глаза в глаза». Соответствующая предметно-развивающая среда даст возможность сблизиться и уравнять позиции детей и взрослых. Будет уместно использовать разнообразную мебель, а именно уголки, подиумы и горки.

Принцип активности

Он дает возможность совместно участвовать взрослому и ребенку в делах по созданию окружающей среды, которая будет легко трансформироваться и меняться. Можно оборудовать групповые комнаты мастерскими, центрами песка и воды, используя ширмы.

Во время организации общей деятельности необходимо подобрать материалы, которые имеют способность активизировать познавательную деятельность. Ими могут быть технические устройства, магниты, игрушки, увеличительные стекла, пружинки, мензурки, модели, весы, а также можно предоставить разные природные материалы для экспериментирования и изучения.

Принцип стабильности-динамичности

Данный принцип способствует созданию условий, которые позволено изменять в соответствии с настроением, предпочтениями и возможностями детей. Необходимы игровые комнаты для разных возрастных групп, а для малышей нужно создать зону стабильности.

Должна быть правильно оборудована развивающая предметно-пространственная среда. ДОУ необходимо позаботиться, чтобы в наличии были игрушки, мебель, емкости для хранения, подиумы для отдыха, а также сборно-разборные конструкции. Это помещение должно быть наполнено разнообразными предметами, а также иметь много свободного пространства. Можно создать тематические зоны, поставить мягкую мебель и сделать ее частью игровой.

Принцип гибкого зонирования и комплексирования

Нужно построить непересекающиеся сферы активности и дать детям возможность заниматься разными делами одновременно, и при этом не мешать друг другу. Они могут легко отвлекаться и не всегда в достаточной мере концентрируют внимание на своей деятельности.

Студенты факультетов дошкольного воспитания не всегда четко понимают, что включает в себя предметно-развивающая среда. Презентация, которая нередко проводится В ДОУ, — лучший способ наглядно продемонстрировать будущим педагогам игровые центры и разные зоны (театральные, речи и грамотности, спортивные, экспериментирования и исследований, общения и строительно-конструктивных игр), которые дают возможность ребятам объединиться, если у них есть общие интересы. Также дошкольникам необходимы место отдыха и уединения.

Гендерный принцип

Предметно-развивающая среда в ДОУ дает малышам возможность проявить себя с учетом их способностей. Для этого уместно иметь материалы, которые будут учитывать интересы всех детей. Они должны быть познавательными и занимательными и для мальчиков, и для девочек. Это могут быть игры, какие-то инструменты для различных творческих работ. Девочкам необходимы предметы, которые будут развивать их женственность, а мальчикам – то, что вызовет в них «дух мужчины».

Принцип сочетания разнообразных элементов

В данном случае имеет значение эстетическая организация среды. Всем известно, что основная информация воспринимается человеком через зрение. Поэтому предметно-развивающая среда в ДОУ заслуживает серьезного отношения, и ей необходимо уделять достаточно внимания.

Речевая развивающая среда группы

Занятия такого характера должны проводиться в свободном месте, чтобы ребенок мог менять свое положение. В основном эта игровая комната должна иметь мягкое покрытие, на котором нужно поместить мягкую мебель. Можно расположить различные игры со своим сюжетом, в которые нужно будет играть при помощи взрослых.

Предметно-развивающая среда группы должна быть оборудована для таких игр: они могут храниться в специальных стеллажах или ящиках, которые будут доступны детям. Во время работы с ребятами младшего и среднего возраста, необходимо обращать достаточное внимание на пособия и материалы, которые имеют связь с развитием лексики.

Комплексные меры

Поскольку в современном обществе происходит много изменений, как экономических, так и социальных, развитие предметно-развивающей среды должно быть основано на образовании, в связи с чем должны возрасти и требования к его качеству. Для решения поставленной проблемы необходимо реализовать комплексные меры. Предметно-развивающая среда в ДОУ состоит из разных элементов, каждый из которых выполняет свою функциональную роль.

Для того чтобы достигнуть результата, в ДОУ необходимо создать определенные условия и усовершенствовать систему всего педагогического процесса. В том числе необходимо организовать хорошую среду для развития детской деятельности. Развивающая предметно-пространственная среда должна отличаться одним из главных нюансов – педагогической поддержкой детской деятельности.

Как создать развивающую среду в домашних условиях?

В основе построений должны быть принципы дистанции, активности, стабильности, творчества, гибкого зонирования, индивидуальной комфортности, самостоятельности, открытости. Чтобы ребенок всесторонне мог развиваться в домашних условиях, необходимо организовать создание предметно-развивающей среды и обеспечить соответствующие места.

Это позволит развивать речь и физическое развитие, обучать математике. Необходимо уделить внимание местоположению объектов в комнате: дети должны свободно передвигаться, отдыхать, играть и контактировать со взрослыми на занятиях по всестороннему развитию.

Как организовать развивающую среду в ДОУ в связи с введением ФГОС?

В структуру программы дошкольного образования был введен новый ФГОС. В связи с этим, вопросы об организации предметной среды, которая дает развитие в ДОУ, стали довольно актуальны.

Предметно-развивающая среда по ФГОС включает работу с дошкольниками. Развитием их деятельности являются игры. Это способствует тому, что интерес педагогов-практиков к постоянному изменению предметно-развивающей среды ДОУ повышается.

Требования ФГОС к предметно-развивающей среде

Она обязана обеспечить максимальную реализацию образовательного развития. Организация предметно-развивающей среды должна подразумевать:

  • доступность для воспитанников всех помещений, в которых осуществляется процесс образования;
  • возможность для каждого ребенка развивать свою индивидуальность, учитывая его склонности, интересы и уровень активности;
  • неограниченный доступ детей к играм, книгам, игрушкам, пособиям и материалам, которые обеспечивают их деятельность;
  • обогащение среды элементами, которые будут способствовать стимулированию эмоциональной, познавательной и двигательной деятельности детей.

Требования к организации предметно-развивающей среды в свете ФГТ

Предметно-развивающая среда детского сада должна улучшать в малыше его физические функции, формировать сенсорные навыки, помогать набираться жизненного опыта, учиться сопоставлять и упорядочивать явления и предметы, получать знания самостоятельно.

Ребенок развивается в процессе обучения, во время которого он активен и занимается каким-то видом деятельности. Она организовывается педагогом в различных формах общения с окружающими. Для этого должна создаваться специальная педагогическая обстановка, где ребенок будет жить и учиться самостоятельно.

Предметно-развивающая среда младшей группы должна предоставлять детям возможности выявить разные качества личности и возможности развития. Достаточно часто выходит совсем наоборот, и предоставленное детям пространство может стать преградой, которая мешает им проявлять свои уникальные способности.

В основе общеобразовательной программы данных учреждений заложен принцип интеграции, который осуществляется в соответствии с возрастом и индивидуальностью воспитанников. Очень важно своевременно и правильно воплощать в жизнь все основные правила – это даст возможность ребенку развиваться.

В каждом возрасте малыш имеет собственные особенности и предпочтения, поэтому постоянное их неудовлетворение может привести к плачевным последствиям. Если интерес и любознательность детей постоянно не будут удовлетворены, то это закончится пассивностью и апатией. Воспитание и развитие ребенка – процесс трудоемкий, кропотливый и непростой, поэтому халатное отношение в этом деле недопустимо.

fb.ru

Предметно-развивающая среда в ДОУ

Введение.

В детском саду ребёнок приобретает опыт эмоционально-практического взаимодействия с взрослыми и сверстниками в наиболее значимых для его развития сферах жизни. Возможности организации и обогащения такого опыта расширяются при условии создания в группе развивающей предметно-пространственной среды; при этом определяющим моментом является цель, которой руководствуется педагогический коллектив.

Развивающая предметно-пространственная среда — это естественная комфортная, уютная обстановка. Рационально – организационная и насыщенная разнообразными сенсорными раздражителями и игровыми материалами. Современные философы трактуют понятие «среда» как систему, включающую взаимосвязь предметного и личностного характера. Через среду воспитание адаптирует личность к обстоятельствам, а образование выступает при этом моделью социума.

Ребенок — это не маленькое подобие взрослого человека, а полноценный человек, уникальный в своей индивидуальности, великий подражатель, увлеченный исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя окружающий мир, стремящийся использовать все, что ему дано для разнообразных видов активной деятельности.

Предназначение педагога — дать каждому малышу возможность жить полноценной жизнью здесь и сейчас. Чтобы каждый малыш, перешагнувший порог своей группы и доверчиво вложивший ладошку в руку воспитателя, раскрылся навстречу миру как волшебный сундучок, удивляя и восхищая взрослых великолепием своих талантов.

Задача педагогических работников в ДОУ состоит в умении моделировать пространственно-предметную развивающую среду, которая бы позволила ребенку проявить творческие способности, познавать способы образного воссоздания мира и языка искусств, реализовывать познавательно-эстетические и культурно-коммуникативные потребности в свободном выборе. Моделирование предметной среды создает условия и для взаимодействия, сотрудничества, взаимообучения детей. Именно поэтому, важной задачей на сегодняшний день становится осмысление особенностей развивающей среды, которая через свое содержание и свойства влияет на всестороннее развитие ребенка. Среда развития может и должна служить фоном и посредником в взаимодействии взрослого и детей, где ребенок может поделиться с другими своими переживаниями, строить свою жизнь и себя в группе. Эта среда должна быть вторым домом, куда хочется с радостью ходить и оставаться как можно дольше. Необходимо так построить окружающее пространство, чтобы каждый ребенок чувствовал бы себя в нем комфортно, имел бы возможность реализовать свою индивидуальность, быть личностью среди других личностей в группе.

Предметно-развивающая среда в ДОУ.

Исследователи доказывают, что среда это окружающие социально — бытовые, общественные, материальные и духовные условия существования ребенка. Она как бы является материальной средой мысли ребенка. Л.С. Выготский отмечал, что «ребенок, как человек, начинает свое развитие в процессе формирования с материальной действительностью. В процессе развития он встречается с уже готовыми, исторически сложившимися условиями, которые и определяют его бытие, как общественного существа». Таким образом, развитие ребенка зависит от того, как его воспитывают, как организовано воспитание, где, в каком окружении он растет. В настоящее время появилось понятие «образовательная среда».

Образовательная среда дошкольного учреждения — это совокупность условий, оказывающих прямое и косвенное влияние на всестороннее развитие ребёнка в дошкольном учреждении, состояние его физического и психического здоровья, успешность его дальнейшего образования; а также взаимодействие всех участников образовательного процесса в ДОУ.

Из положений А.И.Леонтьева, А.В.Запоржца, вытекают основные исходные позиции, подтверждающие воспитательную роль предметно — пространственной среды детского сада при условии:

• содержательности и эстетической значимости этой среды;

• целенаправленного и систематического отношения детей с эстетическими качествами интерьера, где роль воспитателя является ведущей, организующей восприятие и деятельность ребенка;

• активного приобщения детей к созданию эстетически значимого интерьера, к насыщению его продуктами своей художественной деятельности.

Особенности развития ребенка — дошкольника делают средством его образования окружающий предметный мир. Как компонент образовательной среды ДОУ предметная среда включает все, что доступно его непосредственному восприятию и использованию в практической деятельности.

Предметно-развивающая среда — это система материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание его духовного и физического развития Понятие предметно — развивающая среда рассматривается в педагогике как фактор стимулирующий, направляющий, развивающий деятельность ребенка. Она оказывает влияние на развитие личности в широком смысле и на формирование у нее более узких качеств, таких как самостоятельность, активность, наблюдательность, любознательность и т.д.

В дошкольной педагогике под термином «развивающая среда» понимается комплекс психолого-педагогических условий развития интеллектуальных, специальных, творческих способностей в организованном пространстве креативного поля. Предметно-развивающая среда должна быть наполнена достижениями в знаниях открытиях, умениях, которые многие дети уже освоили, присвоили и начинают создавать багаж для следующей ступени развития, а так же тем, которое для некоторых детей еще остается в стадии движения к достижению.

Требования к организации предметно — развивающей среды в ДОУ

При создании среды развития необходимо исходить из эргономических требований к жизнедеятельности детей, которые находятся в этой среде: антропометрических, физиологических и психологических особенностей.

Р.Б. Стеркина отмечает, что развивающая среда в ДОУ с точки зрения психолого-педагогических требований должна отвечать заботе о его эмоциональном благополучии

и создавать условия для его развития, обязательно строиться с учетом возможностей ребенка общаться не только с детьми единого возраста, но и в разновозрастных сообществах, не только с педагогом, который его ведет, но и с другими взрослыми (поваром, сторожем, родителями и др.). Личность развивается полноценно только тогда, когда есть весь спектр общения с людьми разного возраста, представителями разных профессий, семьи.

В игровую предметно — развивающую среду входят: крупное организующее игровое поле, игровое оборудование, игрушки, атрибутика разного рода, материалы, необходимые для деятельности детей в течение дня. Все эти средства находятся не в каком-то абстрактном пространстве, а в групповой комнате. Важно, что предметная среда имеет характер открытой, незамкнутой системы, способной к изменению, корректировке и развитию. Иначе говоря, среда не только развивающая, но и развивающаяся. Практика подсказывает: полностью заменять предметную среду в группе сложно. Но все-таки при любых обстоятельствах предметный мир, окружающий ребенка, необходимо пополнять и обновлять, что мы и делаем. Только тогда среда способствует формированию познавательной, речевой, двигательной и творческой активности. Организация «Предметно-развивающей среды» в детском саду несет эффективность воспитательного воздействия, направленного на формирование у детей активного познавательного отношения к окружающему миру предметов, людей, природы. Предметно-игровая среда групп детского сада организована таким образом, что каждый ребенок имеет возможность заниматься любимым делом.

В каждой группе мебель и оборудование установлены так, что каждый ребенок может найти удобное и комфортное место для занятий с точки зрения его эмоционального состояния: достаточно удаленное от детей и взрослых или, наоборот, позволяющее ощущать тесный контакт с ними, или же предусматривающее в равной мере контакт и свободу. С этой целью используется различная мебель, в том числе и разно уровневая: всевозможные диванчики, пуфики, а также мягкие модули. Их достаточно легко передвигать и по-разному компоновать в группе. Все групповое пространство распределено на центры, которые доступны детям: игрушки, дидактический материал, игры. Дети знают, где взять бумагу, краски, карандаши, природный материал, костюмы и атрибуты для игр-инсценировок. В центре уединения – за ширмой, они могут полистать любимую книжку, и просто посидеть и отдохнуть от детского коллектива. Деревянные переносные ширмы и стойки служат и как стены для индивидуальных игр детей. Используя их, ребенок может сделать комнату для игры, таким образом, отгораживаясь от общего пространства, создавая свой собственный мирок. Этим простым способом достигается персонифицированность среды, т. е. создание «своего» личного пространства.

Организация пространства является одним из условий среды, которое дает возможность педагогу приблизиться к позиции ребенка.

Принципы построения окружающей среды в ДОУ:

— принцип открытости;

— гибкого зонирования;

— стабильности-динамичности развивающей среды;

— полифункциональности;

— принцип открытости.

Кроме уголков природы в группах, где дети наблюдают и ухаживают за растениями, во всех группах оборудованы уголки экспериментирования, для проведения элементарных опытов, экспериментов. Вместе с взрослыми дети пересаживают и поливают цветы, кормят рыб, черепах. Обобщать результаты своих наблюдений за объектами природы дети учатся при ведении календаря погоды. Если в младшем возрасте на нем отмечаются лишь основные явления погоды (дождь, снег), то в старшем, происходит его усложнение. Немаловажно чтобы в дизайн интерьера детского сада были включены элементы культуры – живописи, музыки, литературы, театра.

Предметно развивающая среда организуется на основе следующих принципов:

Необходимо создать принцип открытости обществу, для этого в группах оформлены выставки фотографий «Наша жизнь в саду». Немаловажна и гибкость зонирования, организация различных пересекающихся сфер активности. Это позволяет детям в соответствии со своими интересами и желаниями свободно заниматься в одно и то же время, не мешая друг другу, разными видами деятельности: физкультурой, музыкой, рисованием, экспериментированием, инсценировать сказки, устраивать игры-драматизации. Оснащение групповых комнат помогает детям самостоятельно определить содержание деятельности, наметить план действий, распределять свое время и активно участвовать в деятельности, используя различные предметы и игрушки. Предметно-развивающая среда группы меняется в зависимости от возрастных особенностей детей, периода обучения, образовательной программы. Если в группе больше мальчиков, то в группе больше конструкторов, кубиков, машин, что позволяет детям строить дома, мосты, арки, гаражи не только на столе, но и на полу. Если девочек больше, чем мальчиков, то чаще разворачиваются игры в «семью», «больницу», «магазин».

Развивающая среда всегда меняется постоянной, создаваемой на длительный срок: оформление кабинетов, музыкального и физкультурного залов, и более динамичной – при оформлении зала, групповой, вестибюля на какой-то конкретный праздник, досуговое мероприятие, на время постановки сказки.

Еще более динамичной является развивающая среда многих занятий. Микросреда, включающая оформление конкретного занятия, определяется его содержанием и является специфичной для каждого из них. Она, безусловно, должна быть эстетичной, развивающей и разносторонней, побуждать детей к содержательному духовному общению. Принцип полифункциональности предметного мира реализуется с помощью различного модульного оборудования, которым оснащены все помещения детского сада. Использование модулей наряду с конструкторами, мозаиками, физкультурным оборудованием (обручами, мячами, скакалками), предметами и играми, которые не несут в себе определенной смысловой информации, способствует развитию воображения и знаково-символической функции мышления дошкольников. Организуя предметно-пространственную среду в детском саду необходимо высокотворческая деятельность всех педагогов ДОУ. Ведь разнообразие игрушек не является основным условием развития ребенка. Целенаправленно организованная предметно-развивающая среда в дошкольном учреждении играет большую роль в гармоничном развитии и воспитании ребенка. Созданная эстетическая среда вызывает у детей чувство радости, эмоционально положительное отношение к детскому саду, желание посещать его, обогащает новыми впечатлениями и знаниями, побуждает к активной творческой деятельности, способствует интеллектуальному развитию детей дошкольного возраста.

Развивающая среда, построенная на основе личностно-ориентированного взаимодействия детей и взрослых должна предоставлять каждому ребенку равные стартовые возможности, в рамках которых осуществляется систематическое развитие его личности. Однако, равные возможности не значит одинаковые. Развивающая среда с начала ее создания должна быть вариативной, многофункциональной, адаптационной и доступной для каждого ребенка. В этой среде дошкольник развивает свои физические функции, формирует сенсорные навыки, накапливает жизненный опыт, учится упорядочивать и сопоставлять разные предметы и явления, на собственном опыте приобретает знания. Предметную среду необходимо проектировать в соответствии с той программой, которая реализуется в образовательном учреждении. При этом педагог должен учитывать особенности группы, знать как группу в целом, так и индивидуальные особенности каждого ребенка, их интересы, способности, желания. Требования к предметно — развивающей среде. Среда должна быть: обеспечивающей полноценное и своевременное развитие ребенка; побуждающей детей к деятельности; способствующей развитию самостоятельности и творчества; обеспечивающей развитие субъектной позиции ребенка. Предметно-пространственная среда должна быть разнообразной и постоянно меняющейся. Нет определенных жестких требований к наличию в группе тех или иных уголков и центров, утвержденных перечней оборудования. Среда группы отражает индивидуальность педагога и детей, она неповторима и индивидуальна. И это здорово! Создание современной развивающей среды обеспечивает целостное развитие ребенка как субъекта посильных дошкольнику видов деятельности.

Окружающая предметная среда — это один из факторов, влияющих на развитие детей. Ребенок постоянно находится в мире предметов. Одни привлекают его, а другие остаются без внимания. Роль предметов особенно велика для еще не читающих детей, которым надо организовать свою деятельность. Если школьник может уже самостоятельно заниматься самообразованием, используя книги и учебники, то у дошкольника такой возможности нет. Его деятельность целиком зависит от обустройства предметного пространства вокруг него, окружающих его игрушек и предметов. Воспитатель должен знать, какие материалы нужны для того или иного вида деятельности, в том или ином возрасте. Тогда из множества окружающих детей материалов и игрового оборудования он сможет выбрать те, которые могут создать обстановку, имеющую свои специфические и отличительные для каждого возраста признаки. В связи с этим при определении содержания предметной среды и особенностей его размещения необходимо выделить приоритетные задачи для каждого возрастного этапа, решение которых должно привести к динамическому развитию психических и познавательных процессов у дошкольников.

Заключение

Каждый ребенок в своем развитии испытывает несомненное влияние семьи, ее быта, культурных предпочтений. В детском саду обстановка всех помещений служит одной задачей: для воспитания и развития ребенка в коллективе. Создание такой благоприятной обстановки — большое искусство, включающее в себя разумную и красивую организацию пространства и его элементов. В развивающей среде, окружающей ребенка, должна быть заложена возможность того, что и ребенок становится творцом своего предметного мира, в процессе личностно-развивающего взаимодействия с взрослыми, сверстниками становится творцом своей личности.

Моделирование предметной среды создает условия и для взаимодействия, сотрудничества, взаимообучения детей. Если в среде рядом оказались дети с достаточно высоким уровнем культурно-познавательного развития, то они смогут создать интересные модели, образы, развернув их в творческую импровизацию или, наоборот, если в ней оказались дети с низким уровнем развития сенсорного опыта, то заложенные в среде поэлементные образцы также позволяют им получить успешный результат.

Успешность влияния развивающей среды на ребенка обусловлена его активностью в этой среде. Вся организация педагогического процесса ДОУ предполагает свободу передвижения ребенка по всему детскому саду, а не только в пределах своего группового помещения. Способность наших детей-выпускников свободно ориентироваться в пространстве и времени помогает им легко адаптироваться к особенностям школьной жизни.

Список литературы.

1. Гринявичене Н.Т. Игра и новый подход к организации предметно-игровой среде: Материалы Всесоюзной научно-практической конференции. /Н.Т. Гринявичене. — М., 2006.

2. Кирьянова Р.А. Проектирование предметно-развивающей среды. /Р. Кирьянова. — Спб.: КАРО, 2007.

3. Нищева Н.В. Предметно-пространственная развивающая среда в детском саду. /Н.В. Нищева. — Спб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2006.

4. Петровский В.А. Построение развивающей среды в дошкольном учреждении. /В.А.Петровский. — М, Новая школа, 1993.

5. Рыжова Н.А. Развивающая среда дошкольных учреждений (Из опыта работы). М., ЛИНКА-ПРЕСС, 2003.-192 с.

infourok.ru

Понятия «предметная среда», «развивающая среда». Структура развивающей среды и принципы ее построения в условиях дошкольного учреждения.

Развивающая предметная среда детства – это система условий, обеспечивающая всю полноту развития деятельности ребёнка и его личности. Она включает ряд базовых компонентов, необходимых для полноценного физического, эстетического, познавательного и социального развития детей.

Предметная среда детства предоставляет ребёнку условия для творческого духовного развития и возможность ‘’вычерпать‘’ из неё информацию, необходимую для постановки и решения задач той или иной деятельности. Эта среда должна отвечать принципам обогощенности и наукоемкости, содержать природные и социокультурные средства для разнообразной деятельности ребёнка.

Развивающая среда выступает в роли стимулятора, движущей силы в целостном процессе становления личности ребёнка, она обогащает личностное развитие, способствует раннему проявлению разносторонних способностей.

Под развивающей предметно- пространственной средой следует понимать естественную комфортную обстановку, рационально организованную в пространстве и времени, насыщенную разнообразными предметами и игровыми материалами. В такой среде возможно одновременное включение в активную познавательно-творческую деятельность всех детей в группе.

Развивающая среда способствует установлению, утверждению у дошкольника чувства уверенности в себе, дает ему возможность испытывать и использовать свои способности, стимулирует проявление им самостоятельности, инициативности , творчества. Правильно организованная развивающая среда – это система условий, обеспечивающая всю полноту развития личности ребёнка. В условиях развивающей среды ребёнок реализует свое право на свободу выбора деятельности.

В создании развивающей среды очень важно учитывать особенности каждой группы: возраст, уровень развития, интересы, склонности, способности, половой состав, личностные характеристики детей. Специальным образом организованная среда способна оказывать активирующее влияние на деятельность, способствовать самообучению, стимулировать становление ребёнка как субъекта разных видов деятельности, обеспечивать самоутверждение, свободу выбора и направление действий.

Предметно – развивающая среда выступает в роли движущей силы становления и развития личности, а также присущих ей видов деятельности. Она способствует формированию разносторонних способностей, субъектных качеств дошкольника, обозначает его индивидуальность, стимулирует разные виды активности, создает благоприятный психологический климат в группе, создавая реальные и разнообразные условия для её проявления. Наличие адекватной среды развития является необходимым условием действия личностно – ориентированной модели дошкольного образования.

Принципы построения развивающей предметной среды:

· дистанции-позиции при взаимодействии взрослого и ребёнка. Партнёрство в общении. Возможность уединения.

· Принцип активности. Условия для самостоятельной детской деятельности и творчества.Уважение результатов детской деятельности

· Принцип стабильности-динамичностивозможность гибкого изменения.Развивающая среда не может быть построена окончательно.

· Принцип комплексирования и гибкого зонирования. Построение непересекающихся сфер активности позволяет детям в соответствии со своими интересами и желаниями в одно и тоже время свободно заниматься , не мешая друг другу , разными видами деятельности.Организация функциональных помещений

· Принцип эмоциогенности среды, индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия ребёнка

· Принцип сочетания привычных и неординарных элементов в эстетической организации среды.

· Принцип открытости-закрытости

· Принцип учёта половых и возрастных различий

Понятие, цель, задачи, особенности, методы и приемы трудового воспитания дошкольников.

Трудовое воспитание – целенаправленный процесс формирования у подрастающего поколения готовности трудиться положительного отношения к труду.

Своеобразие детского труда:

1.Ребенок не создает общественно значимых материальных ценностей.

2.Труд детей носит воспитывающий характер.

3. Труд детей дошкольного возраста тесно связан с игрой..

4.В процессе труда у ребенка формируются непрофессиональные навыки и умения, а навыки, помогающие ребенку стать независимым, самостоятельным.

5.Труд ребенка носит ситуативный, необязательный характер.

6.В детском труде формируются все компоненты деятельности (цель, мотив, планирование, сам процесс деятельности, результат), но они находятся в стадии развития и обязательно предполагают участие и помощь взрослого.

Кроме того, труд дошкольников не имеет постоянного ма­териального вознаграждения.

ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ ТРУДОВОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ:

— ознакомление с трудом взрослых и воспитание уважения к нему;

— обучение простейшим трудовым умениям и навыкам;

— воспитание интереса к труду, трудолюбия и самостоятельности;

— воспитание общественно-направленных мотивов труда, умений трудиться в коллективе и для коллектива.

Трудовое воспитание детей дошкольного возраста мо­жет быть эффективно ПРИ ОПРЕДЕЛЕННЫХ УСЛОВИЯХ:

— создание эмо­ционально-положительной атмосферы;

— организация материальной среды и трудового оборудования;

— учет нагрузки, которую может испы­тать ребенок;

— учет индивидуальных интересов, склонностей к тому или иному виду труда;

— трудом нельзя наказывать.

Трудовое воспитание дошкольников осуществляется с помощью РЯДА СРЕДСТВ:

— собственной трудовой деятельности детей,

— ознакомления с трудом взрослых,

— художественных средств.

Собственная трудовая деятельность детей является необходимым и ведущим средством трудового воспитания. Дети обучаются в ней конкретным тру­довым умениям и навыкам, добиваются результата, удовлет­воряют свою потребность в реальном приобщении к миру взрослых. С помощью этого средства решаются прикладные, практические задачи трудового воспитания.

Ознакомление с трудом взрослых. Это средство позво­ляет расширить представления ребенка о содержании дея­тельности человека, об общественной значимости труда, об отношении к труду. Таким образом, ознакомление с тру­дом взрослых направлено на решение интеллектуально-нравственных задач трудового воспитания.

Художественные средства: художественная литература, музыка, изобразительное искусство. С помощью данной груп­пы средств у детей формируются представления о содержа­нии труда, об отношении людей к труду, о том, как оценива­ют окружающие труд других людей и др. Эти средства слу­жат для воспитания нравственных чувств и отношений.

 

studopedia.net

Понятие и сущность развивающей среды

Министерство образования Республики Саха (Якутия)

АОУ РС (Я) ДПО «Институт развития образования и повышения квалификации».

 «Понятие и сущность развивающей среды»

Работу выполнила:

Павлова Августина Федоровна

Курс переподготовки ДО «Воспитатель детей   дошкольного возраста»

IV группа

                                                      Якутск 2014

  1. Дать определение понятию «развивающая среда»

        В самом широком контексте развивающая образовательная среда представляет собой любое социокультурное пространство, в рамках которого стихийно или с различной степенью организованности осуществляется процесс развития личности.

Развивающая среда – это определенным образом упорядоченное образовательное пространство, в котором осуществляется развивающее обучение.

  1. Охарактеризовать структурные компоненты развивающей среды.

       Обогащенная среда предполагает единство социальных и предметных средств обеспечения разнообразной деятельности ребенка. Основными элементами предметной среды являются архитектурно-ландшафтные и природно – экологические объекты; художественные студии; игровые и спортивные площадки и их оборудование; игровые пространства, оснащенные тематическими наборами игрушек, игровыми материалами; аудиовизуальные и информационные средства воспитания и обучения.

В состав предметно – игровой среды входят: крупное организующее игровое поле; игровое оборудование; игровая атрибутика разного рода, игровые материалы. Все компоненты развивающей среды увязываются между собой по содержанию, масштабу, художественному решению.

  1. Выделить характеристики образовательного пространства.

        Чтобы образовательное пространство выступало как развивающая образовательная среда, в ходе взаимодействия входящих в него компонентов оно должно приобрести определенные свойства: гибкость, обозначающую способность образовательных структур к быстрому перестраиванию в соответствии с изменяющимися потребностями личности, окружающей среды, общества;

непрерывность, выражающуюся через взаимодействие и преемственность в деятельности входящих в нее элементов;

вариативность, предполагающую изменение развивающей среды в соответствии с потребностями в образовательных услугах населения;

интегрированность, обеспечивающую решение воспитательных задач посредством усиления взаимодействия входящих в нее структур;

открытость, предусматривающую широкое участие всех субъектов образования в управлении, демократизацию форм обучения, воспитания и взаимодействия;

  1. Выделить основные параметры развивающей среды.

           Л.Н. Седова выделяет три основных параметра значимости развивающей образовательной среды для процесса становления личности.

Во-первых, это параметр целеполагания, ориентирующий педагога дошкольного образования на понимание развивающей образовательной среды как специально организованного пространства, предоставляющее каждому включенному в нее субъекту широкий простор для оптимального развития и адекватной самореализации разных видов активности как базового основания личности.

Второй параметр осмысления развивающей образовательной среды как педагогического явления, выступающего условием становления личности, связан с современными поисками в области нового содержания образования.

 Третий параметр в рассмотрении развивающей среды с позиций педагогической науки определяется поиском результативных способов и методов формирования познавательной активности. В этой связи требует специального педагогического осмысления технологии создания развивающей среды в рамках различных типов образовательных учреждений, равно как и технологии создания специальных педагогических ситуаций, позволяющих стимулировать психическое развитие ребенка.

  1. Назвать принципы построения развивающей среды в условиях ДОУ.
  • Принцип дистанции, позиции при взаимодействии.
  • Принцип активности.
  • Принцип стабильности – динамичности развивающей среды.
  • Принцип эмоциональности среды, индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия ребенка и взрослого.
  • Принцип сочетания привычных и неординарных элементов в эстетической организации среды.
  • Принцип открытости – закрытости.
  • Принцип учета половых и возрастных различий детей.

Таким образом, развивающая среда – это особым образом организованное социокультурное и педагогическое пространство, в рамках которого структурируются несколько взаимосвязанных подпространств, создающих наиболее благоприятные условия для развития и саморазвития каждого включенного в нее субъекта.

  1. Составить схему развивающей среды в ДОУ.

nsportal.ru

Предметная среда детства развивающая — это, определение слова, понятие. Что такое Предметная среда детства развивающая, значение, словарь, энциклопедия

Предметная среда детства развивающая — система материальных объектов и средств деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание развития его духовного и физического облика. Обогащенная среда развития предполагает единство социальных, в том числе предметных и природных средств обеспечения разнообразной деятельности ребенка. Основными элементами предметной развивающей среды являются архитектурно-ландшафтные и природные объекты, художественные студии, игровые и спортивные площадки и их оборудование- крупногабаритные, сомасштабные росту ребенка конструкторы (модули)- тематические наборы игрушек, пособий- аудиовизуальные и компьютерные средства воспитания и обучения. Оснащение воспитательно-образовательного процесса должно находиться в прямой зависимости от содержания воспитания, возраста, опыта и уровня развития детей и их деятельности.

П. с. д. р. имеет свою специфику в учреждениях образования разных типов: яслях, детских садах, общеобразовательных школах, внешкольных учреждениях (игротеках, оздоровительных летних лагерях, детских досуговых, в том числе видео- и компьютерных центрах микрорайона, города, села), а также в реабилитационных учебных заведениях для детей с дефектами физического, психического и социального развития. Система П. с. д. р. в образовательных учреждениях должна соотноситься с условиями семьи, жилого массива микрорайона. Архитектурно-планировочное решение дошкольных и внешкольных учреждений, школ, дворов, парков, детских центров должно предусматривать создание условий для совместной деятельности детей разного возраста и разного уровня овладения той или иной деятельностью, учитывать местные этнопсихологические, культурно-исторические и природно-климатические условия. Исходное требование к предметной среде — ее развивающий характер. Она должна объективно через свое содержание и свойства создавать условия для творческой деятельности каждого ребенка, служить целям физического и психического развития и совершенствования, обеспечивать зону ближайшего развития.

Проектирование П. с. д. р. детского учреждения требует учета психологами, педагогами и дизайнерами особенностей развивающейся деятельности ребенка. Каждый ее компонент должен отвечать принципу функционального комфорта и основным положениям эргономики развития детской деятельности. Вместе с тем, игровая, спортивная, бытовая, природная среды должны быть безусловно комфортны на уровне их функциональной надежности и безопасности. Необходимое требование также — обеспечение соотносимости составных элементов среды с макро- и микропространством деятельности детей. П. с. д. р. является не только объектом и средством деятельности ребенка, но и носителем культуры педагогического процесса, облагораживает труд педагога, предоставляет ему возможности проявления творчества, служит поддержанию его личностного профессионального самоуважения. Детский сад, школа, внешкольные учреждения, оборудованные и переустроенные в соответствии с концепцией П. с. д. р., приобретают статус культурных образовательных центров района, города, села, поднимающих в глазах родителей и общества в целом престиж образованности и воспитанности людей.

С.Л. Новоселова


Поделиться:

insai.ru

Понятие и сущность развивающей среды

В отечественной педагогике и психологии термин «среда» появился в 20-е годы, когда достаточно часто употреблялись понятия «педагогика среды» (С. Т. Шацкий), «общественная среда ребенка» (П. П. Блонский), «окружающая среда» (А. С. Макаренко). В целом ряде исследований последовательно и обстоятельно доказывалось, что объектом воздействия педагога должен быть не ребенок, не его черты (качества) и даже не его поведение, а условия, в которых он существует: внешние условия — среда, окружение, межличностные отношения, деятельность. А также внутренние условия — эмоциональное состояние ребенка, его отношение к самому себе, жизненный опыт, установки.

В самом широком контексте развивающая образовательная среда представляет собой любое социокультурное пространство, в рамках которого стихийно или с различной степенью организованности осуществляется процесс развития личности. С позиций психологического контекста, по мнению Л. С. Выготского, П. Я. Гальперина, В. В. Давыдова, Л. В. Занкова, А. Н. Леонтьева, Д. Б. Эльконина и др., развивающая среда — это определенным образом упорядоченное образовательное пространство, в котором осуществляется развивающее обучение.

Чтобы образовательное пространство выступало как развивающая образовательная среда, в ходе взаимодействия входящих в него компонентов оно должно приобрести определенные свойства:

гибкость, обозначающую способность образовательных структур к быстрому перестраиванию в соответствии с изменяющимися потребностями личности, окружающей среды, общества;

непрерывность, выражающуюся через взаимодействие и преемственность в деятельности входящих в нее элементов;

вариативность, предполагающую изменение развивающей среды в соответствии с потребностями в образовательных услугах населения;

интегрированность, обеспечивающую решение воспитательных задач посредством усиления взаимодействия входящих в нее структур;

открытость, предусматривающую широкое участие всех субъектов образования в управлении, демократизацию форм обучения, воспитания и взаимодействия;

установку на совместное деятельное общение всех субъектов образовательного процесса, осуществляющееся на основе педагогической поддержки как особой, скрытой от глаз воспитанников позиции педагога.

В центре развивающей среды стоит образовательное учреждение, работающее в режиме развития и имеющее своей целью процесс становления личности ребенка, раскрытие его индивидуальных возможностей, формирования познавательной активности. Это обеспечивается за счет решения следующих задач:

создать необходимые предпосылки для развития внутренней активности ребенка;

предоставить каждому ребенку возможность самоутвердиться в наиболее значимых для него сферах жизнедеятельности, в максимальной степени раскрывающих его индивидуальные качества и способности;

ввести стиль взаимоотношений, обеспечивающих любовь и уважение к личности каждого ребенка;

активно искать пути, способы и средства максимально полного раскрытия личности каждого ребенка, проявления и развития его индивидуальности;

ориентироваться на активные методы воздействия на личность.

Активное исследование роли развивающей образовательной среды в целостном педагогическом процессе ведется в последние годы в трудах отечественных ученых А. И. Арнольдова, Е. В. Бондаревской, С. И. Григорьева, И. А. Колесниковой, Ю. С. Мануйлова, А. В. Мудрака, Л. И. Новиковой, В. А. Сухомлинского, В. Д. Семенова, Ю. С. Мануйлова, В. В. Серикова, И. В. Слободчикова, В. М. Полонского и др.

В исследованиях В. В. Давыдова, В. П. Лебедевой, В. А. Орлова, В. И. Панова рассматривается понятие об образовательной среде, существенными показателями которой выступают следующие характеристики:

каждому возрасту соответствуют определенные психологические новообразования;

обучение организовано на основе ведущей деятельности;

продуманы, структурированы и реализуются взаимосвязи с другими видами деятельности.

В дошкольной педагогике под термином «развивающая среда» понимается «комплекс материально-технических, санитарно-гигиенических, эргономических, эстетических, психолого-педагогических условий, обеспечивающих организацию жизни детей и взрослых» (5). Цель создания развивающей среды в дошкольном образовательном учреждении — обеспечить жизненно важные потребности формирующейся личности: витальные, социальные, духовные. Многогранность развивающей среды дошкольного образовательного учреждения, сложность и многообразие протекающих в ней процессов обусловливают выделение внутри нее предметной и пространственной составляющих.

Структура развивающей среды

Развивающая предметная среда, по мнению С. Новоселовой, — это система материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание его духовного и физического развития. Обогащенная среда предполагает единство социальных и предметных средств обеспечения разнообразной деятельности ребёнка. Основными элементами предметной среды являются архитектурно-ландшафтные и природно-экологические объекты; художественные студии; игровые и спортивные площадки и их оборудование; игровые пространства оснащенные тематическими наборами игрушек, игровыми материалами; аудиовизуальные и информационные средства воспитания и обучения и др. В состав предметно-игровой среды входят: крупное организующее игровое поле; игровое оборудование; игровая атрибутика разного рода, игровые материалы. Все компоненты развивающей предметной среды увязываются между собой по содержанию, масштабу, художественному решению.

Предметно-игровая среда в современных дошкольных учреждениях должна отвечать определенным принципам:

принцип свободного выбора реализуется, как право выбора ребенком темы, сюжета игры, игрового материала, места и времени игры;

принцип универсальности позволяет детям и воспитателями строить и менять игровую среду, трансформируя ее в соответствии с видом игры, ее содержанием и перспективами развития;

принцип системности представлен сомасштабностью отдельных элементов среды между собой и с другими предметами, оставляющими целостное игровое поле.

Пространственная развивающая среда включает себя совокупность подпространств:

интеллектуального развития и творчества, образуют все игровые зоны, поскольку у дошкольников ведущим видом деятельности и интеллектуального и эмоционального освоения является игра;

физического развития, в наибольшей степени стимулирует двигательную активность детей;

игрового развития;

экологического развития, призвано воспитывать и укреплять любовь к природе, постигать все многообразие и неповторимость естественных природных форм;

компьютерное пространство, вводит детей в мир информатики и способствует активизации познавательной деятельности, формированию ребенка как самостоятельной личности, умеющей принимать решение.

Л. Н. Седова выделяет три основных параметра значимости развивающей образовательной среды для процесса становления личности.

Во-первых, это параметр целеполагания, ориентирующий педагога дошкольного образования на понимание развивающей образовательной среды как специально организованного педагогического пространства, предоставляющее каждому включенному в нее субъекту широкий простор для оптимального развития и адекватной самореализации разных видов активности как базового основания личности.

Второй параметр осмысления развивающей образовательной среды как педагогического явления, выступающего условием становления личности, связан с современными поисками в области нового содержания образования.

Третий параметр в рассмотрении развивающей образовательной среды с позиций педагогической науки определяется поиском результативных способов и методов формирования познавательной активности. В этой связи требует специального педагогического осмысления технологии создания развивающей среды в рамках различных типов образовательных учреждений, равно как и технологии создания специальных педагогических ситуаций, позволяющих стимулировать психическое развитие ребенка



infopedia.su

Предметно-развивающая среда в соответствии с ФГОС дошкольного образования

Разделы: Работа с дошкольниками


Важнейшими задачами современной дошкольной педагогической науки и практики являются задачи гуманизации процесса воспитания и обучения, охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, их всестороннего и полноценного развития. Как отмечается в Федеральных государственных требованиях к структуре основной общеобразовательной программы ДОУ решение этих задач невозможно без создания современной предметно-развивающей среды. Предметно-развивающая среда — это система материальных объектов деятельности ребенка, функционального моделирующая содержание его духовного и физического развития.

Особенностью целостного педагогического процесса в дошкольном учреждении является то, что в отличие от других образовательных учреждений важным компонентом является создание предметно-развивающей среды. И в дошкольной педагогике это педагогическая проблема является отдельным направлением разработки теории организации педагогического процесса в ДОУ. Данной проблеме уделялось достаточно много внимания, выделены требования, определены зоны, необходимые для организации педагогического процесса. Авторы программ также выделяют свои требования к организации предметно — развивающей среды.

Особую роль предметно-развивающей среды в становлении личности ребенка подчеркивали в своих работах ряд исследователей:

— В.А. Петровский, определивший компоненты, которые включает в себя предметно-развивающая среда, и давший им подробную характеристику;

— Н.А. Виноградова, раскрывшая особенности организации предметно-развивающей среды детского сада в контексте ФГТ;

— Л.Н. Кларина, описавшая общие требования к проектированию моделей предметно-образовательной среды, способствующей познавательному развитию дошкольников;

— Е.О. Смирнова, обратившая внимание на типичные трудности при организации предметной игровой среды в ДОУ и другие.

Анализируя материалы веб-семинара от 18.12.2013 года “Корректировка Основной образовательной программы дошкольной образовательной организации с учетом Примерной основной образовательной программы дошкольного образования “Радуга” и выступления Е.В. Соловьевой мы признаем, что необходимо провести конкретизацию целей создания развивающей среды по возрастным группам и образовательным областям ФГОС.

На основе анализа изучения опыта создания предметно-развивающей среды ДОУ, работающих по образовательной программе “Радуга” мы еще раз утвердились в мысли о том, что необходим переход на зонирование среды в соответствии с образовательными областями ФГОС. Однако наиболее серьезное внимание необходимо обратить на зону, реализующую образовательную область социально-коммуникативное развитие, потому что в программе “Радуга” в основе лежит общение и свободный ребенок, и в этих группах детям должна быть предоставлена свобода передвижения и свобода общения. Мы пришли к выводу, что необходимо включить в модель уголки общения в каждой возрастной группе, и обратить внимание на такие моменты как зона общения с любимой игрушкой, зона общения с другом.

Анализируя имеющиеся подходы к построению предметно-развивающей среды ДОУ, мы выяснили, что многие авторы работали над данной проблемой в девяностые годы XX века. С внедрением Федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования и Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования начались перемены, которые требует от педагогов коренных изменений в подходах к теории и практики создания предметно-развивающей среды на современном этапе.

Таким образом, перед нами стал вопрос о необходимости разработки модели предметно-развивающей среды с учетом требований Федерального государственного образовательного стандарта и программы “Радуга”.

На основе анализа литературы и диссертационных работ мы изучили различные подходы к моделированию предметно – развивающей среды, далее сделаем попытку разработать модель предметно-развивающей среды с учетом всех образовательных областей ФГОС и в соответствии с целью определяемой программой “Радуга”.

В основу построения модели предметно-развивающей среды нами положен системный подход. При проектировании модели предметно-развивающей среды ДОУ мы опирались на принципы системного подхода, который требовал: целостности, иерархичности строения, структуризации.

Проектирование модели осуществляется в три этапа.

  • Первый этап – анализ модели. Действия по изучению объекта исследования, получение модели. Основное содержание деятельности на этом этапе: вычленение модели, формулировка цели и задач, представление модели в виде компонентов, изучение связи между ними.
  • Второй этап – компоновка модели. Процесс создания модели приобретет необходимое единство, целостность, при объединении отдельных компонентов. Этап завершится, когда будет окончательно разработана модель предметно-развивающей среды ДОУ.
  • Третий этап – проверка состоятельности модели. Достижения точности описания модели и ее эффективного внедрения. Данный этап связан с представлением модели коллегам и частичной ее апробацией.
ЦЕЛЕВОЙ Цель: Создание условий для полноценного развития дошкольников по всем образовательным областям ФГОС в соответствии с конкретными особенностями и требованиями образовательной программы “Радуга”
Задачи:
  • Создавать атмосферу эмоционального комфорта
  • Создавать условия для физического развития
  • Создавать условия для творческого самовыражения
  • Создавать условия для проявления познавательной активности детей
  • Создавать благоприятные условия для восприятия и созерцания, обращать внимание детей на красоту природы, живописи, предметов декоративно-прикладного искусства, книжных иллюстраций, музыки
  • Создавать условия для участия родителей в жизни группы
Принципы организации предметно-развивающей среды:
  • Cоответствие требованиям Федерального государственного образовательного стандарта и образовательной программы “Радуга”
  • Cоответствие возрастным особенностям и интересам детей
  • Cоответствие требованиям СанПиН (от 15 мая 2013 года)
  • Открытость среды для преобразований
  • Современность среды
  • Эстетика среды
  • Комфортность среды

 

СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ Компоненты предметно-развивающей среды
| | | |

|

Познавательное развитие Художественно-эстетическое развитие Речевое развитие Социально-коммуникативное развитие Физическое развитие
РЕЗУЛЬТАТИВНЫЙ Требования к предметно-развивающей среде по зонам в соответствии с возрастными группами.
Рефлексия: самооценка, оценка педагогов ДОУ.
Планируемый результат: предметно-развивающая среда ДОУ соответствующая всем требованиям ФГОС и особенностям образовательной программы “Радуга”

Рисунок 1
Модель предметно-развивающей среды ДОУ, работающего по образовательной программе “Радуга” с учетом требований Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.

Модель предметно – развивающей среды дошкольного образовательного учреждения (см. рисунок 1), работающего по Примерной образовательной программе “Радуга”, представленная в исследовании, создавалась с опорой на личностно — ориентированный и системный подходы и включает в себя следующие компоненты: целевой, содержательный и результативный (более подробная модель в соответствии с возрастными группами детей см. приложение 1).

Целевой компонент модели представлен единством цели и задач создания предметно-развивающей среды ДОУ. Цель заключается в создании условий для полноценного развития дошкольников по всем образовательным областям ФГОС в соответствии с конкретными особенностями и требованиями Примерной образовательной программы “Радуга”. Основными задачами создания условий для полноценного развития дошкольников является: создавать атмосферу эмоционального комфорта; создавать условия для физического развития; создавать условия для творческого самовыражения; создавать условия для проявления познавательной активности детей; создавать благоприятные условия для восприятия и созерцания, обращать внимание детей на красоту природы, живописи, предметов декоративно-прикладного искусства, книжных иллюстраций, музыки; создавать условия для участия родителей в жизни группы.

Содержательный компонент отражает образовательные области, выделенные в соответствии с требованиями ФГОС: познавательное развитие, речевое развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое развитие, социально-коммуникативное развитие. Нами определены зоны (уголки) предметно-развивающей среды соответствующие возрасту дошкольников: младший, средний, старший. Отбор материалов для каждой зоны зависит от того, какие происходят изменения целей по образовательным областям, первичная апробация и анализ модели потребовали конкретизации целей создания развивающей среды по возрастным группам.

Главными условием эффективной организации зон предметно-развивающей среды являются творчество, талант и фантазия педагогов.

Результативный компонент определяет требования, критерии и показатели оценки изменений предметно-развивающей среды ДОУ, работающего по образовательной программе “Радуга” с учетом требований ФГОС.

Таким образом, разработанная модель позволяет создать предметно-развивающую среду по всем образовательным областям ФГОС в соответствии с конкретными особенностями и требованиями программы “Радуга”.

Частичная апробация и обсуждение результатов

Целью данного параграфа является частичная апробация модели предметно-развивающей среды ДОУ. Однако апробировать разработанную модель в условиях достаточно короткого времени не представлялось возможным, поэтому мы избрали методом апробации – обсуждение разработанной модели на педагогическом совете экспериментального образовательного учреждения и совместное определение задач и направлений совершенствования предметно-развивающей среды в экспериментальном ДОУ.

Педагогический совет прошел 19 декабря 2013 года в МБДОУ “Детский сад комбинированного вида № 45 “Добрая фея”.

Целью данного педагогического совета было совместное определение задач и направлений совершенствования предметно-развивающей среды в ДОУ. Перед нами стояли следующие задачи: познакомить с разработанной моделью предметно-развивающей среды; обсудить данную модель с педагогами ДОУ; разработать программу совершенствования предметно-развивающей среды ДОУ на следующий учебный год.

Педагогам была представлена разработанная нами модель предметно — развивающей среды, познакомили с компонентами развивающей среды, рассмотрели критерии оценки эффективности общие и по каждой образовательной области.

Педагогам было предложено оценить по этим критериям развивающую среду своих групп на данный момент, чтобы они наглядно увидели, где у них недостаточно организована среда, где есть недочеты и каких компонентов не хватает.

Во время инновационной деловой игры педагогического совета воспитатели разрабатывали обогащение компонентов среды возрастных групп в соответствии с требованиями ФГОС, предлагали свои варианты использования и наполнения их.

В конце инновационной деловой игры, педагогам предложено было проголосовать, заранее приготовленными карточками разного цвета: розовая обозначала – узнал много нового, желтая – возьму идеи для работы, голубая – ни чего интересного, зеленая – потерял зря время. Наглядно было видно, что воспитатели подняли только карточки розового и желтого цветов.

Таким образом, воспитатели ДОУ, пришли к выводу что, предметно-развивающую среду необходимо совершенствовать с учетом требований ФГОС ДО и особенностями образовательной программой “Радуга”, они одобрили разработанную модель, выразили желание апробировать и внедрить ее в ДОУ.

Итогом педагогического совета стало создание творческой инициативной группы, в которую вошли педагоги экспериментального учреждения.

Творческая группа разработала программу совершенствования предметно-развивающей среды ДОУ и перспективное планирование по внедрению модели предметно — развивающей среды, совместно определили задачи, этапы дальнейшей работы.

По итогам работы по данной программе, мы предполагаем, что придем к следующему результату:

  • педагоги: будут творчески подходить к изменениям развивающей среды, будут использовать инновационные подходы в работе.
  • дети: будут принимать активное участие в изменениях предметно-развивающей среды своей группы.
  • родители: будут оказывать посильную помощь педагогам в изменение среды.

Анализ данных обсуждения разработанной модели предметно развивающей среды ДОУ, работающего по образовательной программе “Радуга” с учетом требований Федерального государственного образовательного стандарта позволил предположить: с помощью данной модели можно создать условия для полноценного развития дошкольников, так как мы внесли изменения в развивающую среду по всем образовательным областям Федерального государственного образовательного стандарта, определили и выделили компоненты среды в соответствии с особенностями программы “Радуга”.

Таким образом, можно сделать вывод, апробация модели прошла успешно, так как педагоги экспериментального дошкольного учреждения включились в работу по разработке программы совершенствования предметно-развивающей среды ДОУ, определили задачи и этапы работы, приняли решение по внедрению модели в следующем учебном году.

Приложение.

3.07.2014

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

Советы рукодельницам