Сивка Бурка – ЖЖ Светланы Гольшанской


Стихия:
огонь
Подкласс: потусторонний
Происхождение: Древняя Русь
Место обитания: заливные луга, потусторонний мир

Этимология названия: сивка – белый, бурка – темно-рыжий, вещий – мудрый, предвидящий будущее, каурый – огненно-рыжий

Описание: Сивка-бурка, вещая каурка – каноничный персонаж-помошник в русских народных волшебных сказках.

Перед смертью отец завещает своим сыновьям три ночи сторожить свою могилу, но наказ отца исполняет только младший сын Иван-дурак. За это в награду он получает волшебного коня: «Сивка-бурка, вещая каурка».

Три масти

У славян (как, впрочем, и у многих других народов) конь считался проводником в царство мертвых, поэтому был основным жертвенным животным на похоронах. Получается, что умерший отец Ивана дарит ему не просто какого-то коня, а того, который в свое время служил ему, а также его деду и прадеду (умирая и возрождаясь). То есть Сивка-бурка – это родовой конь, волшебная сила которого основывается на том, что он обитатель царства мертвых. Он и появляется, как и положено существу из потустороннего мира – в дыму и пламени: «Конь бежит, земля дрожит, из ушей дым столбом валит, из ноздрей пламя пышет». Но если с ушами и ноздрями все более-менее понятно, то остается открытым вопрос о масти животного. Какого окраса Сивка-бурка вещий каурка? Сивка, то есть сивый, белый. Бурка – бурый, темно-рыжий. Каурка – каурый, светло-каштановый. Сразу три окраса, словно у Ивана не одна, а три лошади. Возможно, сказка намекает именно на это – Сивка-бурка воплощает в себе волшебные силы трех коней, принадлежащих соответственно прадеду, деду и отцу Ивана. В одном из вариантов сказки коней этих мастей получает каждый из братьев, но со старших – при неудачных попытках допрыгнуть до терема с царевной – снимают головы, и только Ивану на каурой(рыжей) лошади удается поцеловать царевну. Сохранились и сказки, в которых прямо говорится, что отец первоначально предназначал старшему брату сивого коня, среднему бурого, а младшему – каурого. Но старшие братья не пришли на могилу, пренебрегли своим наследством, и оно всё целиком досталось младшему. При этом интересно, что конь, изначально предназначенный младшему, несравненно лучше. Ведь вещая – значит чудесная, способная предугадывать будущее. Это проясняет смысл необходимости именно трёх прыжков вверх при брачных испытаниях. Белый и коричневый конь не в состоянии допрыгнуть до верха башни, где находится царевна. И только красный конь решает задачу.
Говоря о Cивке-Бурке и вообще о богатырских конях, народные русские сказки прибегают к выражениям, которые всякий раз повторяются слово в слово: “конь бежит – земля дрожит, из очей искры сыплются, из ноздрей дым столбом, из заду головешки валятся..” А когда садится на коня могучий богатырь и бьет его по крутым бедрам: “..добрый конь осержается, от сырой земли отделяется, поднимается выше лесу стоячего, что пониже облака ходячего; из ноздрей огонь пышет, из ушей дым столбом, следом горячие головешки летят; горы и долы промеж ног пропускает, малые реки хвостом застилает, широкие – перепрыгивает”
Посмотрите – ведь богатырскому коню приданы все свойства грозовой тучи: бурый цвет, необычайная скорость, полет по поднебесью, способность перескакивать через моря, горы и пропасти, выдыхание жгучего пламени и всепотрясающий топот, от которого дрожит самая земля: “Конь бежит — земля дрожит!”

В славянской мифологии

Конь у древних славян был божественным, появившимся из чрева убитого Перуном Змея Горыныча. Изначально он был связан с Навью – потусторонним царством, которое существовало рядом с Явью – царством людей. Ну о Яви и Нави мы узнаем, когда отправимся за тридевять земель, в тридесятое царство, а по пути познакомимся с Бабой-Ягой и ее знаменитой избушкой. Что же касается истории возникновения чудесного коня, то в одной старинной славянской легенде говорится о кобыльей голове – без ног, без хвоста – живущей в избушке посреди темного леса и дарующей Долю или Недолю тем, кто попадет к ней. Позже Конь стал олицетворением силы Солнца. И как Солнечное Животное, Конь имел две личины: Сивка (т.е. сивый – седой, белый), который появляется в Небе зимой, и Бурка (красный), воплощающий летнее Солнце. Именно такой Конь и достался Ивану.
На русских иконах конь почти всегда или совершенно белый или огненно-красный. Красный цвет – это цвет пламени, он говорит нам об огненной природе коня.
В славянской мифологии белый цвет – это цвет потусторонних существ, цвет существ, потерявших телесность. Поэтому и привидения в мифах и легендах представляются белыми. Таким является и конь, и не случайно он иногда назван невидимым: “В некотором царстве, в некотором государстве есть зеленые луга, и там есть кобылица-невидимка, и у ей двенадцать жеребят”. Другая сказка – “..а у его подарена царя-Невидима лошадь-невидимка”. Или такие выражения – “что ни шерстинка, то серебринка”, “не можно его в глаза видеть, не только что на нем ездить”. Везде, где конь играет культовую роль, он всегда белый. Кстати, интересно, что древние греки приносили в жертву только белых лошадей. В Библейском Апокалипсисе Cмерть едет верхом на “бледном коне” (а на белом коне едет Мор (Чума) – прим. berdandi, связано скорее всего с тем, что лошади-альбиносы рождаются мертвыми). А в германских народных легендах смерть является верхом на тощей белой кляче.

В свете индо-европейских теорий:

В.Я.Пропп, крупнейший исследователь славянского фольклора, показал, что среди распространённых тем волшебной сказки — героический период в жизни первобытного человека, его юность — от инициации (то есть посвящения во взрослые) до свадьбы.
Инициация в первобытном обществе была очень сложной процедурой, в которой юноша доказывал свое право стать полноправным членом общества. Он проходил многочисленные испытания, главным образом — на мужество и выносливость. В сказках о трёх братьях старшие братья не могут вынести испытания — стражи на могиле или в саду, они трусят либо засыпают в самый ответственный момент (а одним из испытаний посвящаемого, как показал В.Я.Пропп, было требование очень долго обходиться без сна).
Когда же испытания были пройдены, вплоть до женитьбы юноши находились вне общины и не занимались хозяйством. Их основным делом была оборона племенных границ, а побочным — охота и «разбой», то есть набеги на соседние племена.
Словом, юноши после посвящения образовывали первый возрастной класс племенного общества. Деление на группы по возрасту существовало у всех первобытных народов. Иногда число таких групп было весьма велико. Но в большинстве случаев преобладало деление на три основных возрастных класса, соответствующих главным социальным функциям: 1) юноши-воины, 2) зрелые мужи, домохозяева, производители материальных благ и 3) старики, основными занятиями которых били отправление культа и регулирование отношений между членами племени. В развитом первобытном обществе каждый мужчина последовательно проходил все эти три ступени, с каждой ступенью повышая свой социальный статус.
С течением времени внутри индоевропейских племён началась специализация отдельных групп населения на одном из трёх основных занятий. Некоторые роды стали давать прежде всего жрецов. Члены их, независимо от возраста, считались стариками, и символом этих ролов была седина — белый цвет. Другие роды, а иногда и целые племена (в особенности те, что жили на окраинах этнического массива или племенного союза и первыми отражали удары противника или сами атаковали его) полностью или почти полностью бросали производительный труд и специализировались на войне. Их символом стал красный цвет (огня и крови), и соответствующие им мифологические герои обычно рыжеволосы и краснолицы. Члены этой группы считались вечными юношами, хотя теперь они могли обзаводиться семьями. Основная же масса населения выступала на войну только в исключительных случаях, зато кормила две другие группы. В глазах общества эти производители материальных благ представлялись вечнозрелыми мужами. Присвоенные им цвета (у разных племён они варьировались) соответствовали цвету земли чёрный, коричневый или воды (синий). Так из возрастных классов постепенно возникли варны: Брахманы (жрецы), кшатрии (воины), вайшьи (земледельцы).
Получив всех трёх коней, младший сын-воин сосредоточивает в своих руках как бы всё наследство отца-первопредка (три коня сливаются в одного — «Сивку-Бурку, вещую Каурку») и получает таким образом моральное право на власть над обществом: младшая варна становится самой старшей, и устанавливается новая иерархия варн — воин, жрец, труженик.

Источник: Русское народное искусство

berdandi.livejournal.com

Магия сказки «Сивка-бурка, вещая каурка»

В русских народных сказках главным героям часто помогают животные, обладающие необычными и даже магическими качествами. Это говорит о тесной связи наших предков с природой, вере в ее могущество и справедливость. Ярким примером является сказка о волшебном коне Сивке-бурке. Простой на первый взгляд сюжет о том, как вещая каурка появляется в жизни главного героя и меняет ее к лучшему. Раскрывает глубинный смысл взаимодействия человека с силами природы и дает представление о знаниях устройства мироздания, которыми располагали славяне. Чтобы лучше понять наших предков и разобраться в их представлениях, для начала стоит вспомнить сказку.

Краткое содержание: «Сивка-бурка, вещая каурка»

Сказка имеет несколько вариантов развития событий. Напомним два наиболее известных.

У одного крестьянина было трое сыновей. Старшие были хитры и расчетливы, поэтому доброго и бескорыстного младшего брата Ивана считали глупым. Работа ему доставалась черная, да и место отдыха не самое лучшее – за печкой. Однажды отец призвал к себе сыновей и сообщил, что пришло его время умирать. Единственная предсмертная просьба родителя заключалась в том, чтобы в течение трех ночей по очереди каждый из сыновей пришел к нему на могилу и принес хлеба. Старшие братья испугались, поэтому схитрили и переложили пугающую обязанность на младшего. Три ночи после смерти отца Иван носил хлеб на могилу покойного, исполнив, таким образом, его просьбу. За храбрость и послушание он был вознагражден. Отец восстал из могилы и поведал Ивану магические слова, которыми он может призвать на помощь волшебного коня: “Сивка-бурка, вещая каурка, стань передо мной, как лист перед травой!”

В другом варианте сказки крестьянин просит своих сыновей найти того, кто топчет по ночам пшеничное поле. Старшие относятся к поручению спустя рукава. Только младшему сыну удается изловить ночного возмутителя спокойствия. Им оказался волшебный конь. В обмен на свободу вещая каурка сообщает главному герою магические слова.

Счастливая развязка

Дальнейший сюжет одинаков. Царь решает выдать свою единственную дочь замуж, но прекрасная царевна ставит условие. Она согласна стать женой удалого молодца, который сможет на своем коне допрыгнуть до окна в ее высоком тереме и поцеловать в сахарные уста. Многие молодцы пытались достичь заветной цели, но только покалечились. Главный герой тоже решил испытать судьбу. Несмотря на множество препятствий и насмешки братьев, Иванушке удается доказать свою удаль. Вещая каурка помогает ему выполнить условие и завоевать сердце царевны. Полцарства в придачу – также хорошая награда за труды и терпение.

Главный герой

Как и во многих других сказках, главный герой по имени Иван был третьим и младшим сыном в семье. Роль основного действующего персонажа ему отводится не случайно, ведь, по обычаю, именно с младшим сыном родители доживали свой век. Следовательно, вместе с равной долей наследства он получал все тяготы по уходу за стариками. Но, как это часто случается, младшего обманывали, и ему доставались только проблемы. В сказках вмешательство волшебных сил помогало восторжествовать справедливости, и каждый получал по заслугам.

Волшебный конь

Слушая сказки, дети учились ценить истинно ценные человеческие качества; доброту, любовь к ближним, храбрость, бескорыстие, щедрость и честность. Ведь именно за них вселенная в лице таких волшебных животных, как конь Сивка-бурка, вещая каурка, вознаграждала героев. О том, что конь волшебный, говорит его имя, состоящее из названия трех мастей; сивая, бурая и каурая. Такое сочетание неслучайно. Наши предки верили в единство и взаимодействие трех миров. Правь – небесный, божественный мир света. Явь – наш материальный мир. Навь – темный мир духов. Каурая масть (красноватый оттенок), символизирующая солнце, соответствует миру Прави. Бурая масть (коричневые тона) указывает на земной мир Яви. Сивая масть (серый или серебристый окрас) похожа на лунный свет и символизирует мир Нави. Слово “вещая” в имени коня Сивка-бурка – вещая каурка – также указывает на его сверхъестественное происхождение. Оно означает обладающий тайными, магическими знаниями.

Таким образом, в иносказательной форме сказка повествует о том, что людям, живущим по совести, благоволят три мира. Которые составляют одно мироздание, подчиняющееся общему закону справедливости.

fb.ru

Энциклопедия сказочных героев: “Сивка-бурка”

Русская народная сказка “Сивка-бурка”

Жанр: народная волшебная сказка

Главные герои сказки “Сивка-бурка” и их характеристика

  1. Иван дурак, на самом деле очень умный и красивый парень. Умеет хитрить, умеет пустить пыль в глаза, втайне подсмеивается над братьями
  2. Братья Ивана, чванливые и заносчивые, были слишком высокого о себе мнения
  3. Отец братьев, старый крестьянин
  4. Царь, просто царь
  5. Царевна, молодая и очень красивая, добрая и справедливая, не обратила внимания на внешний вид Ивана
  6. Сивка-бурка, разношерстный волшебный конь, верный друг и товарищ.

План пересказа сказки “Сивка-бурка”

  1. Старик и три его сына
  2. Пшеница
  3. Старшие братья в карауле
  4. Иван в дозоре
  5. Сивка-бурка
  6. Глашатаи царя
  7. Первая попытка Ивана
  8. Два венца
  9. Перстень и поцелуй
  10. Перстень под тряпочкой
  11. Царский пир
  12. Царевна и Иван.

Кратчайшее содержание сказки “Сивка-бурка” для читательского дневника в 6 предложений

  1. Старик посылает сыновей сторожить пшеницу, но старшие спят, а Иван ловит Сивку-бурку
  2. Царь объявляет что кто до царевны допрыгнет, за того ее замуж отдаст
  3. Старшие братья уехали, а Иван позвал Сивку-бурку и три венца не допрыгнул
  4. На второй раз два венца Иван не допрыгнул
  5. На третий раз допрыгнул Иван до царевны, снял перстень, под тряпочкой его спрятал
  6. Созвал царь пир, узнала царевна Ивана и свадьбу сыграли.

Главная мысль сказки “Сивка-бурка”
Не тот дурак, кто дураком прикидывается, а тот дурак, кто слишком много о себе воображает.

Чему учит сказка “Сивка-бурка”
Эта сказка учит нас не судить о человеке по его внешнему виду, не поддаваться стереотипам, иметь свою голову на плечах. Учит честно выполнять свои обязанности, не спать на рабочем месте. Учит не хвалится раньше времени своими достижениями. Учит делать сюрпризы.

Отзыв на сказку “Сивка-бурка”
Эта сказка мне очень нравится, ее главный герой Иванушка несправедливо назывался дураком, хотя был много умнее и хитрее своих братьев. Вот только он свою хитрость на показ не выставлял. За то и царевна досталась ему, и конь верный, волшебный, да и сам Иван оказывается был красавцем. Читать эту сказу интересно и занимательно.

Признаки волшебной сказки в сказке “Сивка-бурка”

  1. Волшебные существа – конь Сивка-бурка
  2. Волшебные превращения – иван превращался в доброго молодца
  3. Троекратные повторы – три венца, три попытки, три брата, три ночи, три дня.

Пословицы к сказке “Сивка-бурка”
Не по виду суди, а по делам гляди.
Не тот молодец, у кого бравый вид, а тот молодец, кто победу творит.
Краткое содержание, краткий пересказ сказки “Сивка-бурка”
Было у одного старика три сына и младший сын был дурак-дураком.
Повадился как-то кто-то пшеницу топтать, и послал старик сыновей караулить поле, вора ловить.
Старший сын пришел, лег спать и всю ночь проспал. Также сделал и средний сын. А младший пришел, сел на камень и стал сторожить.
Прискакал тут конь разношерстный и начал пшеницу есть и топтать. Закинул на него Иван аркан и поймал коня. А конь молит его отпустить, обещает помочь и волшебные слова говорит.
Отпустил Иван и пшеницу с тех пор никто не топтал.
Тут царь клич бросил, кто допрыгнет до терема царевны и сорвет у царевны перстень с руки, быть тому мужем царевны.
Поехали старшие братья в город, а Ивана не взяли. Иван пошел за грибами, выбросил лукошко и Сивку-Бурку позвал. Залез водно ухо, из другого вылез, и молодцом стал. Поехал Иван в город. Хлестнул коня, конь три венца до царевны не допрыгнул. Иван хлестнул братьев и ускакал.
Братья вернулись домой, про молодца рассказывают, а Иван лежит на печи, посмеивается.
На второй день два венца не допрыгнул Иван, а братьев снова хлестнул.
Ну а а третий день допрыгнул конь, поцеловал Иван царевну и перстень с руки снял. Домой вернулся, руку тряпочкой обмотал, вроде на сучок наткнулся.
Лежит на печи перстнем любуется, а братья на него ругаются, чтобы с огнем не играл.
Через три дня царь всех собирает на пир. Поехал и старик с сыновьями. На пиру царевна всех гостей медом обносит, суженного ищет. Увидела тряпочку у Ивана, сняла его, а там перстень сияет.
Признала царевна Ивана. Отмыли Ивана и стал он молодцом-красавцем. Тут и свадьбу сыграли.
Иллюстрации и рисунки к сказке “Сивка-бурка”



santyaguarundito.blogspot.com

ТЕМА:Русская народная сказка «Сивка-бурка». Характеристика главных героев.

ТЕМА:Русская народная сказка «Сивка-бурка».

Характеристика главных героев.

Цель: познакомить учащихся с русской народной сказкой «Сивка-Бурка» и новым видом сказок, научить видеть заключенную
в сказках народную мудрость; способствовать формированию умений определять особенности волшебной сказки, называть волшебные предметы, описывать волшебные события, использовать слова с противоположным значением при характеристике героев; способствовать развитию умений определять тему, главную мысль произведения; пересказывать текст; рассуждать о словах «добро» и «зло», обогащать словарный запас учащихся

Планируемые результаты

Предметные:

научатся читать осознанно текст; определять тему, главную мысль произведения; пересказывать текст; участвовать в диалоге при обсуждении произведения; выражать личное отношение к прочитанному; рассуждать о категориях «добро»

и «зло»

Метапредметные:

познавательные: работают с учебником, ориентируются в нем с помощью условных обозначений; анализируют литературный текст , выявляют основную мысль произведения, формулируют её на уровне обобщения;

регулятивные: формулируют учебную задачу урока, принимают её, сохраняют на протяжении всего урока, периодически сверяя свои учебные действия с заданной задачей; читают в соответствии с целью чтения, в конце урока удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на уроке;

коммуникативные: строят рассуждение и доказательство своей точки зрения

Личностные:

выражают собственные чувства
при чтении текста и в ходе раз-мышлений, анализа; осознают смысл определения учебных

задач при работе с художественным произведением

Образовательные ресурсы: выставка книг, иллюстрации с изображением сказки «Сивка-бурка», словарные слова, пословицы, карточки с текстом речевой разминки

Структура урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности учащегося

Формируемые способы

деятельности

1

2

3

4

I. Организационный момент

– С каким настроением вы пришли на урок? Давайте  в начале урока улыбнёмся друг другу. С улыбки всегда приятно начинать любое дело.

– Думаю, что сегодня мы хорошо поработаем, узнаем много интересного и хорошее настроение нас не покинет.

Показывают готовность
к уроку.

Владеют навыками психологической подготовки к уроку

II. Проверка домашнего задания

– Какую пословицу вы нашли в сказке?

– Как вы её понимаете?

Читают записи в тетради

Владеют навыками самостоятельной работы

III. Сообщение темы и цели

– Сегодня мы будем знакомиться с еще одной русской народной сказкой. Она завершает наше долгое путешествие в край русских народных сказок

Внимательно слушают

Принимают учебную задачу

IV. Изучение нового материала.

1. Актуализация опорных знаний.

– Отгадайте название сказки:

Конь ретивый, долгогривый,

Скачет полем, скачет нивой.

Был он другом у Ивана

И помог ему сполна он. (Сивка-бурка.)

– Вспомним, в каких сказках мы встречались с Иваном? С конем?

– Кто сочинил эти сказки? (Сказки сочинил народ.)

Отгадывают загадку.

Отвечают на вопросы.

Формулируют ответы на поставленные учителем вопросы.

2. Целевая установка.

– Сегодня мы познакомимся с еще одной русской народной сказкой – «Сивка-бурка». Поговорим о том, какова основная мысль и идея сказки «Сивка-бурка»; проследим отношения между героями; попытаемся оценить их поступки и на основании этого определить, кто из них является положительным, а кто отрицательным героем. А в конце урока попытаемся ответить на вопрос «Чему учит нас эта сказка?».

Внимательно слушают.

3. Вступительное слово учителя.

– Сказка «Сивка-бурка» одна из самых популярных и любимых сказок русского народа. В ней отобразилась мечта русского народа о счастье, которое должно прийти
к истинно смелым и добрым людям, скрывающим, подобно Иванушке, свои душевные качества за внешне неприглядным видом дурачка.

2

3

4

4. Первичное чтение сказки

5. Беседа по содержанию прочитанного.

– Понравилась вам сказка?

– Какие чувства вы испытали, слушая её?

– Кто из героев сказки вам понравился больше всего?

– Каков Иванушка?

– А каковы его братья?

– Чем похожи сказки «Сивка-бурка» и «Иван-царевич и серый волк»?

– За что были вознаграждены оба Ивана в этих сказках?

Читает хорошо подготовленный ученик.

Отвечают на вопросы.

Осуществляют логические действия.

6. Словарная

работа.

– Слушая сказку, понимали ли вы смысл всех слов?

Сивка-бурка, вещий каурка – вещий, то есть предсказывающий будущее; сивка-бурка и каурка – это масти лошади (ее цвет): сивый, то есть серый, бурый (коричневый), каурый (светло-каштановый, рыжеватый).

Кликать – звать.

Худая одежонка – старая (дырявая, то есть прохудившаяся) одежда.

Добрая пшеница – хороший урожай.

Иззяб замерз.

Гаркни громко крикни.

Побрезгать испытать отвращение.

Потчует угощает.

Определяют совместно
с учителем толкование слов.

Владеют навыками работы со справочной литературой.

7. Работа с ил-люстрациями

и репродукцией картины к сказке

– Какой момент запечатлел он на картине? Найдите и прочитайте этот отрывок

в сказке.

– Каков Сивка-бурка на картине В. Васнецова?

– Посмотрите на композицию этой сказки. Что о ней можно сказать?

Отвечают на вопросы.

2

3

4

– Зачем она придумана?

– Давайте разберемся, чем эта сказка отличается от других? (Содержанием, наполнением.)

– Наверное, в содержании и следует искать ответ на главный вопрос.

Физкультминутка

Выполняют движения физкультминутки согласно тексту

Выполняют физкультминутку

V. Продолжение работы

над темой.

1. Работа над со-держанием первой части сказки.

2. Выборочное чтение.

– Найдите и прочитайте отрывки в тексте.

а) Как стерёг пшеницу старший брат? (Отправился старший брат пшеницу стеречь, да захотелось ему спать. Забрался он на сеновал и проспал до утра.)

б) Как стерёг пшеницу средний брат? (На вторую ночь пошёл средний сын. И он всю ночь проспал на сеновале.)

в) Кто же поймал вора? Кем вор оказался?

г) Найдите описание коня. (Одна шерстинка серебряная, другая золотая; бежит – земля дрожит, из ушей дым столбом валит, из ноздрей пламя пышет.)

Находят ответы на вопросы в тексте (читают вдумчиво, понимают все слова, представляют,
о чём говорится).

Умеют слушать в соответствии с целевой установкой. Принимают и сохраняют учебную цель и задачу.

3. Чтение по ролям.

– Прочитаем разговор Иванушки с конём (учебник, с. 41). Мы познакомились с первой частью сказки. Какие вы себе представляли картины, читая эту часть?

Читают текст по учебнику.

Отвечают на вопросы.

Дополняют, уточняют высказанные мнения. Находят ответы на вопросы в тексте (читают вдумчиво, понимают все слова, представляют, о чём говорится).

4. Беседа по содержанию прочитанного.

– Как начинается сказка? (Жил-был.)

– Сколько сыновей было у старика? (Три.)

– Число три – что это за число?  (Волшебное.)

– Почему именно пшеницу посеял старик? (Пшеница – самое дорогое, что было
у крестьян.)

– Как отец любит своих детей, как он к ним обращается? (Милые мои дети.)

– Что узнаем о старшем сыне? Какими качествами обладает? (Ленивый, безответственный, не готов к трудностям.)

На доску прикрепляет карточки с перечисленными на них качествами братьев.

– Что нового узнаем о нем? (Лгун, обманщик.)

– Что узнаем о среднем сыне? (Такой же.)

5. Знакомство
с главными героями

– Что мы узнаем о герое Иване? (Предусмотрительный, смелый.)

– Почему действие происходит в полночь? (В полночь случается волшебство.)

– Конь обычный или нет? (Необычный.)

– Что необычного? (Одна шерстинка серебряная, другая золотая; бежит – земля дрожит, из ушей дым валит, из ноздрей пламя пышет.)

– Разве конь не слышал, что в поле кто-то есть?

– Что дальше должно происходить, как вы думаете? (Высказывают предположения.)

– Как конь разговаривает с Иваном? (Знает его по имени.)

– Какую службу обещает сослужить? (Великую.)

– О чем думает Иван, взяв обещание с коня? (Найти его потом, если конь не сдержит слово.)

– Как Иван мог найти коня? (Произнести слова «Сивка-бурка, вещий каурка, стань передо мной, как лист перед травой».)

– Заучим наизусть эти слова.

– Почему братья спрашивают у Ивана?

– А мог он соврать или не говорить? (Да, мог.)

– О каком качестве Ивана это говорит? (Честный.)

– Иван рассказал, как поймать коня? (Нет.)

– Почему? (Потому что конь был волшебный, разговаривал с ним, а братья ему не поверили бы.)

– Каким качеством еще обладают братья? (Жадные, хитрые.)

– Сдержал ли конь слово? Перестал ли топтать пшеницу? (Да, все, кто дают слово, должны держать его.)

– Прочитаем диалог Ивана с конем.

– Прочитаем диалог Ивана с братьями по возвращении домой.

– Познакомимся с героями сказки. Прочитайте исходную ситуацию и найдите, как сказитель характеризует старших братьев.

– Чем интересуются старшие братья? (Бытом.)

– А что сказитель говорит о младшем?

– Почему главный герой в сказках часто Иван-дурак? Поразмышляйте, о чем говорит этот эпитет – «дурак»?

Зачитывают отрывок.

Отвечают на вопросы.

на поставленные учителем вопросы.

Осуществляют логические действия.

Адекватно воспринимают информацию

2

3

4

– Иван на самом деле дурак или сказитель говорит о чем-то другом?

– Дурак для сказки не показатель глупости. Иван-дурак всегда не такой, как все.
Он другой.

– Что же отличает его от братьев? Какой он? (Далекий от быта, простой, бесхитростный, спокойный, смелый.)

– Какое испытание должны пройти герои?

– Это следы древнего обряда. Считалось обязательным знаком почтения и уважения отнести на могилу еду. Перечитайте про себя это испытание и подумайте, какими качествами должен обладать человек, чтобы пройти его.

– Почему старший брат не хочет идти на могилу?

– Как это его характеризует? (Трусливый, не уважает отца.)

– А что же обещали братья Ивану, если он сходит за них? Прочитайте. Как это их характеризует?

– Давайте сделаем вывод, кто же оказался настоящим героем?

– А есть ли в этой сказке помощник? Кто он? (Сивка-бурка.)

– Прочитайте эпизод о том, как Иван-дурак получил помощника.

– Кто заметил, какую сказку эта ситуация напоминает? («Хаврошечка».)

– Как описывает сказитель Сивку-бурку?

– Представьте, что мы придумываем мультфильм по этой сказке. Каким бы вы изобразили Сивку-бурку? Как он скачет?

– Откуда же взялся такой конь?

– Попал ли во время испытания Иван-дурак в тридесятое царство? Каким образом?

– Какое еще испытание ожидает героев сказки? Прочитайте про себя и подчеркните, как скачут на своих конях старшие братья, а как скачет Иван-дурак.

– Как сказитель описывает выступление братьев – ярко, красочно или просто? Почему?

– На чьей стороне сказитель? Почему?

– Кто симпатичен вам?

– Как заканчивается сказка? Получает ли герой заслуженную награду? Почему?

– Какой урок преподносит нам сказка? А если на минутку представить, что нет
у Ивана-дурака Сивки-бурки, чем тогда закончится сказка?

Внимательно слушают, задают уточняющие вопросы. Делают выводы
и обобщения.

Зачитывают отрывок.

Зачитывают отрывок

Зачитывают отрывок.

Делают выводы и обобщения

2

3

4

Вывод. Получается, сказка, с одной стороны, говорит о том, что настоящего героя обязательно ждет награда, а с другой стороны, для этого, оказывается, еще необходимо чудо.

Аналогично организует и проводит работу над содержанием 2-й и 3-й части
сказки

Делают выводы и обобщения

VI. Тест

ТЕСТ

Обведи букву правильного ответа.

1. Укажи автора сказки.

а) Русская народная сказка;

б) чешская народная сказка;

в) немецкая народная сказка;

г) румынская народная сказка.

2. Укажи значение слова «вещий».

а) Мудрый;

б) волшебный;

в) предвидящий будущее;

г) много знающий.

3. Какая масть лошадей называется каурой?

а) Светло-каштановая;

б) тёмно-коричневая;

в) чёрная;

г) светло-серая.

4. Сколько сыновей было у старика?

а) Два;

б) один;

в) три;

г) четыре.

5. Как звали младшего сына?

а) Илья Муромец;

б) Алёша Попович;

в) Иванушка-дурачок;

г) Иван-царевич.

6. О чём старик попросил сыновей?

а) Постеречь ячмень;

б) постеречь рожь;

в) постеречь пшеницу;

г) постеречь кукурузу.

7. Кто выполнил поручение отца?

а) Старший сын;

б) младший сын;

в) средний сын;

г) соседский мальчик.

8. Как Иван поймал вора?

а) Схватил руками;

б) накинул на шею верёвку;

в) заманил в капкан;

г) усыпил.

9. Что вор предложил в обмен на свободу?

а) Ковёр-самолёт;

б) скатерть-самобранку;

в) сапоги-скороходы;

г) свою службу.

10. Кто была Елена Прекрасная?

а) Волшебница;

б) дворянка;

в) царевна;

г) царица.

11. Где жила Елена Прекрасная?

а) В хижине;

б) во дворце;

в) в тереме;

г) в светлице.

12. Когда Иванушка допрыгнул до Елены Прекрасной?

а) В первый раз;

б) во второй раз;

в) в третий раз;

г) в четвёртый раз.

13. Почему Иванушка перевязал руку?

а) Сломал руку;

б) ушиб руку;

в) спрятал перстень;

г) порезал руку.

14. Как Елена Прекрасная нашла свой перстень?

а) Высматривала в окно;

б) потчевала гостей;

в) наблюдала в бинокль;

г) приглашала на танец.

15. Чем закончилась сказка?

а) Царевна горько плакала;

б) Иванушка ускакал;

в) Иванушка женился на царевне;

г) старший брат женился на царевне.

VII. Итог урока. Рефлексия

– Назовите героев сказки «Сивка-бурка».

– Давайте вспомним описание коня. (Она шерстинка серебряная, другая золотая; бежит – земля дрожит, из ушей дым валит, из ноздрей пламя пышет.)

– Как мог позвать коня Иван? (Произнести слова «Сивка-бурка, вещий каурка, стань передо мной как лист перед травой».)

– Вспомните ещё раз сказку. Какова ее основная мысль? (Не бросай слов на ветер.)

– С каким настроением вы уходите с урока?

Осуществляют самоанализ учебной деятельности

Осуществляют логические действия. Адекватно воспринимают информацию

VIII. Домашнее задание

Нарисовать иллюстрацию к понравившемуся отрывку.

Сильным учащимся: дочитать сказку до конца и разделить на части.

Слабым учащимся: прочитать 1-ю часть сказки.

Внимательно слушают, задают уточняющие вопросы

Принимают
и сохраняют учебную задачу.

infourok.ru

Забытые знания – чем сивка-бурка отличается от савраски?

А ведь придёт время, когда слова Виндовс и Линукс мало что скажут неспециалисту, не говоря уж о знании различия между ними, – как сегодня редчайший гражданин сможет объяснить вам, что кроется за словами “игреневый” и “чубарый”. Так давайте попробуем разобраться.

Выделяют четыре основные масти – это вороная, гнедая, рыжая и серая. Хотя и серая с развитием генетики стала считаться производной.
Вороная подразумевает чисто черный окрас корпуса, головы, ног, гривы и хвоста животного. Вороные кони всегда выделяются из табуна, кажутся немного мистическими и даже демоническими существами.
Гляньте на заглавное фото – разве не так?

Гнедые кони – это обладатели насыщенных черных гривы и хвоста, а также нижних частей ног в сочетании с разных оттенков коричневого корпусом:

Рыжая масть – целиком рыжего цвета. Имеет разные оттенки от светлого абрикосового и жёлтого до тёмно-каштанового, граничащего со светло-бурой. Хвост и грива могут быть немного темнее. Ноги рыжей лошади всегда того же оттенка, что и туловище. В этом её главное отличие от гнедой масти.

А дальше – те самые загадочные названия, которые сейчас перестанут быть загадочными 🙂

Игреневая – рыжая или бурая масти в сочетании с белыми или дымчатыми хвостом и гривой:

Буланая – черные грива, хвост и нижняя часть конечностей на фоне песочно-желтоватого или золотистого тона всех остальных частей тела скакуна:

Соловая – белый хвост и белая же грива на фоне желтовато-золотистой или красновато-желтой окраски всего тела лошади. Глаза обязательно карие:

Саврасая — тускло-рыжеватая неравномерная окраска туловища с более светлым цветом шерсти в области живота. Грива, хвост и «чулки» на ногах могут быть неравномерного черного цвета; черные же отметины могут встречаться на хребте, ногах, плечах и ушах животного. Лошадь Пржевальского – самый яркий пример этой масти:

Серая масть – седая. На любой из вышеперечисленных мастей примесь белых волос, которая увеличивается с каждой линькой. Серый жеребенок может родиться, например, вороным, но уже в возрасте нескольких месяцев у него появятся белые волоски, которых с возрастом будет все больше и больше. К своему «совершеннолетию» этот жеребенок будет иметь уже довольно светлую серую окраску, а ещё через несколько лет может поседеть добела.

Чубарая масть – светлый окрас, по которому разбросаны небольшие пятна более-менее правильной формы желтого рыжего, коричневого и черного цвета или, наоборот, по тёмноокрашенным туловищу, голове, конечностям, гриве и хвосту – белые пятна:

Мышастая масть (вороно-саврасая) – шерсть на туловище и голове “мышиного” или зольного оттенка (состоит из смеси серого, черного и буроватого цветов) Хвост и грива, ремень, конечности темно-серого или черного цвета.

А есть ещё чалая масть, каурая, караковая, пегая, чепрачная, мухортая…

Кто захочет их расшифровки, найдёт ответ среди перечисленных здесь 74-х вариантов:
http://kohuku.ru/masti/16-masti-loshadey-foto-opisanie.html

amico-di-amici.livejournal.com

Описание иллюстрации сивка-бурка описать героев…

Связанные персонажи: Конёк-Горбунок, Сивка-Бурка. Иллюстрации на Викискладе. Иван-дурак (Иванушка-дурачок) один из популярнейших героев русских (а также. Описание[править | править вики- текст]. Иван-дурак единственный из братьев, кто говорит в сказке. Иван- дурак. Описание картины Виктора Васнецова «Сивка бурка». Эта картина эпизод из сказки, но в ней художник оставил все свое видение о. Описание картины Виктора Васнецова «Иван-царевич на Сером Волке». Один из главных героев русской народной сказки. Имя Иванушка уменьшительно ласкательная форма самого распространенного в старину русского мужского имени Иван (см. русские. волшебных сказок; чаще всего фигурирует в сказках Сивка Бурка. Подробнее Купить за 30 грн (только Украина). ИВАН-ДУРАК герой сказки П.П.Ершова «Конек-Горбунок» (1834). Как и полагается в русской сказке, тот, кого зовут И.-д., вовсе и не дурак, а ловкий. Сказку про Ивана и его чудесного коня помнят конечно же все. Но не все. Возможно, сказка намекает именно на это — Сивка-бурка воплощает в себе. Описание картины Васнецова Сивка Бурка – любовь и волшебство художника. Это – всего лишь эпизод из старой сказки, но русский художник. царевна и Иван-дурак являются героями великой сказочной картины Сивка Бурка. Сивка-бурка. Русская народная сказка. Выехал Иван из города, слез с коня, влез к нему в левое ухо, в правое вылез и стал опять прежним. И если в начале сказки он может выступать как Иван-дурак, Емеля-дурак, то в конце обязательно. В других сказках героям помогают и Сивка-Бурка, и Серый волк, и Елена. О них говорят: Ни в сказке сказать, ни пером описать. Почему покойный отец подарил Ивану Сивку-Бурку? Потому что тот верой и. прадеду и отцу Ивана. Кстати, в одном из вариантов сказки каждый. Встречается и такое описание Сивки-Бурки — одна шерстинка. Иван Дурак, Иванушка Дурачок — персонажи русских сказок. могилы даёт И. Д. «Сивку бурку, вещую каурку», копьё, палицу боевую, меч-кладенец;. напоминает ведущие характеристики юродивых, явления, получившего особое. Русская народная сказка «Сивка-бурка» в пересказе М.А. Булатова. И текст. что ни вздумать, ни взгадать, ни в сказке сказать, ни пером описать!.. Иван-Царевич — любимый герой русских сказок. спасает и оно ему верно служит: Сивка-Бурка или другой волшебный конь. Каждый такой сюжет от сказки к сказке почти не меняется, меняются только описания. Сивка-бурка бежит, земля дрожит, горы-долы хвостом застилает, пни- колоды промеж ног пускает. Приезжает Иван на царский двор, а там народу. Иван Царевич читает сказку «Сивка бурка Вещая Каурка» 1 часть, 26 сентября 2015. Вспомним сказочного Ивана. Из сказки Петра Ершова понимаешь, что дури у владельца. Такой же «дурак» и в сказке «Сивка-Бурка». Сивка-Бурка — это одна из самых известных русских волшебных сказок. История о. По преданию, именно такого Сивку-Бурку и получил Иван-дурак. Читая сказку «Сивка Бурка», вы вместе со своим чадом без труда найдёте. Всё выполнил Иван, как велела царевна с конём по имени Сивка Бурка: « поцеловал. Обзор «Сказки для детей», «Сказки на ночь». Краткое содержание книги «Русские народные волшебные сказки». Емелю дома с невестками и пообещав купить ему красные сапоги, шубу и кафтан. Иван же зовёт сивку-бурку, в одно ухо коня залезает, в другое вылезает и. Любимым героем русской народной сказки является Иван-дурак. Он ничего не рассказывает братьям о Сивке-бурке, о поцелуе царевны, уж они. Описание реальных путешествий русских людей в другие страны очень сильно. Сивка-бурка, вещий каурка, конька-горбунка очень сильно напоминает. На мой взгляд, прототипы героев сказки Конек-Горбунок следует искать также. а позднее и заимствуется в мультфильме Иван-царевич и Серый волк .+

Оцени ответ

zadachki.net

Описание иллюстрации сивка-бурка описать героев

Связанные персонажи: Конёк-Горбунок, Сивка-Бурка. Иллюстрации на Викискладе. Иван-дурак (Иванушка-дурачок) один из популярнейших героев русских (а также. Описание[править | править вики- текст]. Иван-дурак единственный из братьев, кто говорит в сказке. Иван- дурак. Описание картины Виктора Васнецова «Сивка бурка». Эта картина эпизод из сказки, но в ней художник оставил все свое видение о. Описание картины Виктора Васнецова «Иван-царевич на Сером Волке». Один из главных героев русской народной сказки. Имя Иванушка уменьшительно ласкательная форма самого распространенного в старину русского мужского имени Иван (см. русские. волшебных сказок; чаще всего фигурирует в сказках Сивка Бурка. Подробнее Купить за 30 грн (только Украина). ИВАН-ДУРАК герой сказки П.П.Ершова «Конек-Горбунок» (1834). Как и полагается в русской сказке, тот, кого зовут И.-д., вовсе и не дурак, а ловкий. Сказку про Ивана и его чудесного коня помнят конечно же все. Но не все. Возможно, сказка намекает именно на это – Сивка-бурка воплощает в себе. Описание картины Васнецова Сивка Бурка – любовь и волшебство художника. Это – всего лишь эпизод из старой сказки, но русский художник. царевна и Иван-дурак являются героями великой сказочной картины Сивка Бурка. Сивка-бурка. Русская народная сказка. Выехал Иван из города, слез с коня , влез к нему в левое ухо, в правое вылез и стал опять прежним. И если в начале сказки он может выступать как Иван-дурак, Емеля-дурак, то в конце обязательно. В других сказках героям помогают и Сивка-Бурка, и Серый волк, и Елена. О них говорят: Ни в сказке сказать, ни пером описать. Почему покойный отец подарил Ивану Сивку-Бурку? Потому что тот верой и. прадеду и отцу Ивана. Кстати, в одном из вариантов сказки каждый. Встречается и такое описание Сивки-Бурки – одна шерстинка. Иван Дурак, Иванушка Дурачок – персонажи русских сказок. могилы даёт И. Д. «Сивку бурку, вещую каурку», копьё, палицу боевую, меч-кладенец;. напоминает ведущие характеристики юродивых, явления, получившего особое. Русская народная сказка «Сивка-бурка» в пересказе М.А. Булатова. И текст. что ни вздумать, ни взгадать, ни в сказке сказать, ни пером описать!. Иван-Царевич – любимый герой русских сказок. спасает и оно ему верно служит: Сивка-Бурка или другой волшебный конь. Каждый такой сюжет от сказки к сказке почти не меняется, меняются только описания. Сивка-бурка бежит, земля дрожит, горы-долы хвостом застилает, пни- колоды промеж ног пускает. Приезжает Иван на царский двор, а там народу. Иван Царевич читает сказку «Сивка бурка Вещая Каурка» 1 часть, 26 сентября 2015. Вспомним сказочного Ивана. Из сказки Петра Ершова понимаешь, что дури у владельца. Такой же «дурак» и в сказке «Сивка-Бурка». Сивка-Бурка – это одна из самых известных русских волшебных сказок. История о. По преданию, именно такого Сивку-Бурку и получил Иван-дурак. Читая сказку «Сивка Бурка», вы вместе со своим чадом без труда найдёте. Всё выполнил Иван, как велела царевна с конём по имени Сивка Бурка: « поцеловал. Обзор «Сказки для детей», «Сказки на ночь». Краткое содержание книги «Русские народные волшебные сказки». Емелю дома с невестками и пообещав купить ему красные сапоги, шубу и кафтан. Иван же зовёт сивку-бурку, в одно ухо коня залезает, в другое вылезает и. Любимым героем русской народной сказки является Иван-дурак. Он ничего не рассказывает братьям о Сивке-бурке, о поцелуе царевны, уж они. Описание реальных путешествий русских людей в другие страны очень сильно. Сивка-бурка, вещий каурка, конька-горбунка очень сильно напоминает. На мой взгляд, прототипы героев сказки Конек-Горбунок следует искать также. а позднее и заимствуется в мультфильме Иван-царевич и Серый волк .+

Оцени ответ

napyaterku.com

Советы рукодельницам