Урок музыки в 5 классе. Первое путешествие в музыкальный театр. Опера

Урок музыки в 5 классе

2014 – 2015 уч. год

Тема. Первое путешествие в музыкальный театр. Опера

Цель урока: формирование представления об особенностях построения оперного спектакля и взаимосвязи музыки и литературы через знакомство с оперой Н.А. Римского-Корсакова «Садко».

Задачи урока:

Образовательные:

ознакомление с особенностями оперного жанра, возникающего на основе литературного произведения как источника либретто, с разновидностями вокальных и инструментальных жанров внутри оперы на примере оперы Н.А. Римского — Корсакова «Садко»;

закрепление у учащихся знания о средствах выразительности в музыке; анализ  музыкального произведения при помощи полученных ранее знаний;

закрепление понимания взаимосвязи литературы и музыкального искусства;

совершенствование навыков вокально–хорового исполнения.

Развивающие:

развитие интереса к предмету, умения характеризовать музыкальные образы;

развитие самостоятельного творческого мышления;

формирование художественно – эстетического вкуса;

активизация фантазии и воображения;

развитие  умения анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы;

развитие  коммуникативных  навыков, формирование  навыков  самооценки и рефлексии.

Воспитательные:

воспитание эмоциональной отзывчивости на восприятие классической музыки;

развитие интереса к вокальному искусству;

пробуждение интереса к богатейшим возможностям музыкального языка;

воспитание патриотических чувств.

Тип урока: урок изучения и закрепления нового материала.

Форма урока: урок – путешествие.

Оборудование: фортепиано, фонохрестоматия музыкального материала для 5 класса, репродукции картин, изображения театров, ноты, раздаточный материал — музыкальные словари, слова песни » Заиграйте, мои гусельки «, либретто оперы, билеты с заданиями, рисунки с масками.

Музыкальный материалН. Римский-Корсаков. Вступление к опере «Садко» «Океан – море синее»; Песня Садко «Ой, ты, темная дубравушка»; Песня Садко «Заиграйте, мои гусельки»; колыбельная песня Волховы;  Е. Проскурняк. Песня «Эмоции».

Ход урока

I. Организационный момент

Приветствие.

II. Мотивация учебной деятельности

— Ребята, кто из вас бывал в театре? (Ответы уч-ся).

Сегодня я вас приглашаю совершить путешествие в музыкальный театр. Думаю, каждый из вас знает, что в театре разыгрывают представления. В музыкальном театре главная роль принадлежит музыке. Какие спектакли можно в нём увидеть? Это опера, балет, оперетта, мюзикл. Музыкальный театр часто называют Театром оперы и балета. Давайте посмотрим лучшие театры мира: Большой театр в Москве, Мариинский театр в Санкт-Петербурге, Оперный театр в Минске, Театр Ла Скала в Милане, Гранд-Опера в Париже.

Сегодня мы отправимся в оперу.

III. Основная часть

1. Сообщение учащегося

Операэто слово итальянского происхождения и переводится как труд, дело, сочинение. Возникла опера в Италии на рубеже 16 и 17 веков и первоначально называлась драма на музыке. Появление оперы в Италии не случайно. Именно эта страна считается родиной бельканто, что означает «прекрасное пение». Первые оперные спектакли поразили публику. Театральные актёры, к которым зрители давно уже привыкли, вдруг, вместо того чтобы разговаривать, запели?! И всё-таки опера стала распространяться по всему миру, всё больше завоёвывая симпатии многочисленных слушателей-зрителей.

В опере на основе литературного сюжета соединились музыка (вокальная и инструментальная), сценическое действие, изобразительное искусство (костюмы, декорации), реже танец.

Какие виды искусства объединяет опера?

(Ответы: опера объединяет в себе несколько видов искусств: музыку (вокальную и инструментальную), литературу, изобразительное искусство, танец).

Итак, я приглашаю вас в театр.

2. Работа в парах

Вы, конечно, знаете, что вход в театр без билета строго воспрещён, поэтому я приготовила вам билеты, один на двоих. Билеты необычные, в виде кроссворда. Разгадав правильно слова по горизонтали, вы сможете по вертикали прочитать название спектакля.

Кроссворд

1

 

 

 

 

 

2

 

 

 

 

 

 

 

3

 

 

 

 

 

 

 

4

 

 

 

 

 

 

 

5

 

 

 

 

 

1.Самый распространённый жанр вокальной музыки.

2.Высокий женский голос.

3.Главная мысль музыкального произведения.

4.Большой коллектив музыкантов.

5.Высокий мужской голос.

(Ответы уч-ся: песня, сопрано, мелодия, оркестр, тенор. По вертикали — слово «Садко»).

Главная роль в создании оперного спектакля принадлежит композитору. Оперу, о которой сегодня будет идти речь, написал известный русский композитор 19-20 века Н. А. Римский-Корсаков.

3. Сообщение учащегося

Вся жизнь композитора – беззаветное служение музыке. Педагог, дирижёр, музыкально-общественный деятель, создатель многочисленных произведений разных жанров. В юности Николай Андреевич с отличием окончил Морской кадетский корпус и совершил кругосветное плавание. Он полюбил море, образ которого не раз изображал в своих произведениях. Римского-Корсакова называют композитор-сказочник, потому что в основу многих его произведений положена сказка. Любимый жанр композитора – опера. Им создано 15 опер. Восемь из них написаны на сказочный сюжет.

Теперь смело отправляемся в оперу. В фойе театра можно приобрести небольшую брошюрку-программу. У каждого из вас на парте лежит такая программа. Она называется либретто, в переводе с итальянского означает «книжечка». Либретто – это краткое изложение сюжета музыкального спектакля. В его основу может быть положен какой-либо исторический факт или литературное произведение — роман, повесть, сказка, былина. Либреттист — тот, кто сочиняет текст спектакля в стихах или прозе. Либретто сказочной оперы-былины «Садко» написал сам композитор.

Что такое былина? Это вид устного народного творчества, героико-патриотическая песня-сказание. Основным сюжетом былины является какое-либо историческое событие или эпизод русской истории. В основу либретто оперы «Садко» положена былина о новгородском певце — гусляре, бесстрашном мореплавателе и волшебной силе его искусства. В былине о Садко показ реальных героев сочетается со сказочными образами.

Обычно опера делится на действия. В опере «Садко» нет такого деления. Она состоит из семи картин. В опере много вокальных музыкальных номеров – сольные, ансамбли, хоры.

Инструментальную музыку исполняет симфонический оркестр.

Опера начинается с увертюры. Увертюра-это оркестровое вступление к музыкальному спектаклю. В переводе с французского «открывать». Она передает главную идею оперы, вводит слушателей в эмоциональную сферу спектакля.

Итак… Мысленно пройдём в зрительный зал, сядем в удобные бархатные кресла. Гаснут люстры, слышатся последние звуки настраивающихся инструментов. Занавес пока закрыт. Вышел дирижер, взмахнул палочкой, и зазвучала музыка…

Опера «Садко» начинается оркестровым вступлением, названным самим композитором «Океан-море синее», рисующим спокойную, но грозную морскую стихию: ровно и бесстрастно катятся волны в необъятном морском просторе, глухой гул стоит над океанской ширью. И нигде из конца в конец не видно ни корабля, ни живого существа…

4. Слушание музыки

Когда будет звучать вступление, обратите внимание на репродукции картин, затем ответьте, какая из них больше подходит к музыкальному произведению и почему?

(Слушание вступления «Океан — море синее». Ответы уч-ся)

— Поразительно, как композитор создал столь захватывающую картину из мотива, состоящего всего из трех звуков.

«Как во славном Нове-городе

Был Садко, весёлый молодец,

Не имел он золотой казны,

А имел лишь гусельки яровчаты,

По пирам ходил-играл Садко,

Потешал купцов, людей посадских»

— Так начинается былина. Что же значит гусельки яровчаты? Гусли – русский народный музыкальный инструмент. А яровчаты – потому что сделаны из явора, белого клена.

Давайте откроем либретто и прочитаем содержание 1 картины.

(Чтение 1 картины)

Либретто

1картина. Веселый пир купцов в Новгороде. Новгородский гусляр Садко отказывается воспевать сытую и богатую жизнь купцов. Он мечтает о далёких путешествиях, чтобы прославить родной город. Не понравилась обличительная речь Садко знатным новгородцам. Прогнали они Садко. Тот же, оскорбленный, говорит им, что отныне не будет петь им песен своих звонких, а уйдет складывать свои песни Ильмень-озеру.

Пришёл Садко к Ильмень-озеру

. Сел на камень и запел: «Ой, ты, тёмная дубравушка». Эта песня характеризует главного героя. После того, как она прозвучит, постарайтесь определить: исполнение и что чувствует в душе Садко? Вы можете следить за исполнением по тексту либретто, 2 картина.

(Слушание песни «Ой, ты, тёмная дубравушка»)

Песня Садко

Ой ты, темная дубравушка!

Расступись, дай мне дороженьку:

Сквозь туман – слезу горючую

Я не вижу света белого.

Всколыхнися ты, трость-дерево,

Разбуди-ка Ильмень-озеро!

Людям стали уж не надобны

Мои гусельки яровчаты.

Слушай ты, волна зыбучая,

Ты, раздольице широкое,

Про мою ли участь горькую

Да про думушку заветную.

— Какой голос у главного героя?

— Каким музыкальным инструментом сопровождает свою песню Садко?

— Звучание какого инструмента симфонического оркестра похоже на звучание гуслей?

— Что чувствовал в душе Садко?

(Ответы уч-ся. Голос — высокий мужской, тенор. Садко сопровождает своё пение игрой на гуслях. В симфоническом оркестре — звучание арфы. Печаль, обиду, досаду, сожаление).

— Песня Садко пробуждает спящую природу. Поднимается лёгкий ветерок, на озере поднимаются небольшие волны. Вдали плывёт стая лебедей. Лебеди превращаются в прекрасных девушек. Среди них морская царевна Волхова, дочь царя морского. Царевна просит спеть для них весёлую песню. А за это обещает подарить Садко три золотых рыбки.

Попробуем и мы с вами вместе с Садко развлечь морскую царевну, но после антракта. Антракт — перерыв между действия спектакля. За это время происходит смена декораций на сцене, артисты отдыхают, зрители обмениваются впечатлениями, выходят в фойе, где на стендах размещена интересная информация. Например, история возникновения театра. Театр возник в Древней Греции. Здания древнегреческих театров были огромные и вмещали в себя до 17 тысяч зрителей. Эмоции на лицах актёров зрителям с дальних рядов увидеть было невозможно. Поэтому актёры надевали маски. В разные моменты маски менялись. В те далёкие времена существовали спектакли только двух жанров — трагедия и комедия. Им соответствовали две маски, которые до сих пор являются эмблемой театрального искусства.

5. Физкультминутка

— Давайте исполним песню «Эмоции» и изобразим театральные маски.

(Исполнение песни «Эмоции»)

6. Вокально-хоровая работа

— Антракт окончен. Опера продолжается. Давайте вместе с главным героем Садко развеселим морскую царевну Волхову и её подруг. Но прежде прохлопаем ритмический рисунок и вспомним распевы песни «Заиграйте, мои гусельки». Мелодию пропеваем внутренним голосом, распевы — вслух.

(Распевание)

Песня «Заиграйте, мои гусельки» — это развите образа Садко. Забыв печаль и обиду, каким становится герой оперы? (Ответы уч-ся: весёлый, радостный, удалой).

— С каким настроением будем петь песню? (Ответы уч-ся: весело, звонко, легко, радостно).

(Исполнение песни «Заиграйте, мои гусельки)

7. Слушание музыки

Понравилась песня Морской царевне и она выполнила своё обещание: подарила Садко трёх золотых рыбок. Он их продал, на вырученные деньги снарядил корабли, наполнил их изделиями новгородских мастеров и отправился в далёкое плавание, чтобы прославить родную землю. Сбылась мечта Садко. Двенадцать лет свободно путешествовал гусляр, но однажды его корабль был остановлен волшебной силой: то морской царь разгневался, что Садко не платил ему дань столько лет. Пришлось Садко путь держать на дно морское. Чтобы царь не гневался, царевна просит Садко спеть песню. Понравились песни морскому царю, и он решил женить его на своей дочери. В разгар свадебного пира появляется могуч богатырь. Он повелевает Подводному царству исчезнуть, морской царевне превратиться в реку, а Садко вернуться в Новгород и служить родной земле песням.

В заключительной 7 картине Волхова прощается с Садко, спящим на берегу Ильмень-озера. Она поёт ему колыбельную песню. После того как прозвучит колыбельная песня Волховы, постарайтесь ответить на следующие вопросы: «Исполнение. Настроение музыки». А потом попробуем сравнить музыкальный и живописный образы Морской царевны. Вы можете следить за исполнением по тексту либретто, 7 картина.

(Слушание песни «Колыбельная Волховы»)

Колыбельная песня Волховы

Сон но бережку ходил,

Дрёма по лугу.

А и Сон искал Дрёму,

Дрёму спрашивал:

А и где же спит Садко,

Купав* добрый молодец?

Баю-бай, баю-бай.} 2 раза

Спит Садко мой на лужку,

На зеленом бережку,

В шитом браном* положку*,

Во зеленом тростничку.

Убаюкала его ласка нежная моя

Баю-бай, баю-бай!} 2 раза

Ты расти, мой тростничок,

Шитый браный положок!

Не колышься, мурава,

Зелена да шелкова

Сердце вещее мое полонила песнь его.

— В каком исполнении прозвучала колыбельная песня Волховы?

— Настроение музыки?

Давайте обратимся к картине М. Врубеля «Волхова», чтобы сравнить музыкальный и живописный образы Морской царевны.

(Ответы уч-ся. Высокий женский голос – сопрано в сопровождении симфонического оркестра. Спокойная, нежная, убаюкивающая, любовная, ласковая. Музыкальный образ: нежная, любящая, ласковая, человечная. Живописный образ: сказочная, холодная, волшебная, необычная).

— Морская царевна, сказочное фантастическое существо, под воздействием песен Садко почти становится человеком, но постепенно растворяется в мире природы, превращаясь в речку. Так заканчивается опера. И в действительности, в российском городе Новгороде течёт река Волхов.

IV. Заключительная часть

1. Индивидуальная работа учащихся

— Вы хотели бы получить пригласительные билеты на следующий спектакль? Переверните листики, на которых написаны ваши имена. Вот они, снова необычные. Надо соединить стрелочкой слова в левой колонке с их точным определением в правой колонке.

Пригласительный билет (1 вариант)

Опера большой коллектив певцов

Дирижёр высокий мужской голос

Бельканто музыкальный спектакль

Хор руководитель оркестра

Тенор прекрасное пение

Пригласительный билет (2 вариант)

Антракт краткое изложение сюжета

Оркестр высокий женский голос

Увертюра перерыв между действиями в спектакле

Либретто большой коллектив музыкантов

Сопрано оркестровое вступление к опере

Наше первое путешествие в музыкальный театр подходит к завершению. Давайте вспомним название спектакля? Кто создал эту замечательную оперу? (Ответы уч-ся. Опера «Садко». Русский композитор Н. А. Римский-Корсаков).

2. Рефлексия

— Былина «Садко» повествует об историческом прошлом русского народа. А чему она может научить нас, современных людей? Кому служил Садко? (Своему народу). Какая мечта была у Садко? (Прославить родную землю). Любил ли Садко свою Родину, свой народ? (Конечно).

-Человек, любящий свой народ, свою Родину, готовый ради неё на героический поступок, называется патриот. Садко был патриотом.

— Хотели бы вы служить своему народу или добрыми делами прославить родную землю? (Ответы уч-ся).

— Стремитесь к этому, у вас всё впереди! Вот и закончилось наше первое путешествие в музыкальный театр. У вас на партах лежат картинки-маски, на которых изображены две эмоции. Если вам понравился урок-путешествие, то покажите весёлую маску, а если не очень, то грустную. (Ответы уч-ся).

Либретто вы можете забрать с собой, как напоминание о вашем путешествии в оперу. Оценки вы узнаете после того, как будут проверены ваши работы. До свидания.

* Купавый — чистый, прекрасный

* Браный — вытканный с узорами

* Положок – полог, покрывало

kopilkaurokov.ru

«Первое путешествие в музыкальный театр. Опера» (5 класс)

Конспект урока музыки для 5 класса

«Первое путешествие в музыкальный театр. Опера»

(Г.П.Сергеева, Е.Д.Критская, Т.С.Шмагина)

Автор УМК: «Музыка. 5 класс» Г.П.Сергеева, Е.Д.Критская, Т.С.Шмагина

Тип урока: урок усвоения новых знаний

Оборудование к уроку: компьютер, проектор, экран, музыкальный центр, фортепиано, рабочая карта (программка)

Цель:    сформировать представление об особенностях оперного спектакля и взаимосвязи музыки и литературы через знакомство с оперой М.И. Глинки « Руслан и Людмила»

Ожидаемые (планируемые) результаты:

Предметные:

  • развить художественный вкус и интерес к музыкальной деятельности;

  • выявить особенности оперного жанра, который возникает на основе литературного произведения как источника либретто оперы;

  • выявить разновидности вокальных и инструментальных жанров, форм внутри оперы;

  • определить музыкальные портреты героев, познакомиться с основными фрагментами оперы на основе метода содержательного анализа музыкального произведения;

  • закрепить термины «опера», «увертюра», «либретто», «ария».

Метапредметные:

  • освоить способы решения проблем творческого и поискового характера в процессе восприятия и слушания музыки;

  • сформировать умения оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условием ее реализации в процессе   познания содержания музыкальных примеров из оперы;

  • овладеть логическими действиями сравнения, анализа, обобщения.

Личностные:

  • сформировать целостный взгляд на мир, отношение к Добру и Злу;

  • сформировать этические чувства доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости;

  • развить образно-ассоциативное мышление на основе активного, прочувствованного восприятия музыки;

  • сформировать эстетическое, эмоционально-целостного отношения к музыкальному искусству.

  1. Организационный момент  

Звучит Увертюра к опере «Руслан и Людмила» М.И. Глинки

Муз. приветствие:

Музыка, здравствуй.

Музыка, здравствуй,

Музыка, музыка.

Праздник прекрасный,

Праздник прекрасный,

Дарит нам музыка.

Здравствуйте, девочки!

Здравствуйте!

Здравствуйте, мальчики!

Здравствуйте!

Здравствуйте, здравствуйте

Здравствуйте!

Здравствуйте, здравствуйте всем!

Дети садятся

  1. Постановка цели и задачи урока. Мотивация учебной деятельности учащихся

Учитель: Меня зовут меня Ольга Владимировна, предлагаю совершить сегодня увлекательное путешествие. Ребята, где мы с вами оказались? (слайд № 1, музыка настаивающего оркестра)

Дети: В театре

Учитель: Правильно. А какие виды театров вы знаете?

Дети: Драматические, кукольные, музыкальные…

Учитель: Как вам кажется, а мы с вами в каком театре оказались?

Дети: В музыкальном

Учитель: Правильно. Свое приветствие исполнила в жанре спектакля, которому будет посвящен сегодняшний урок. Что это за спектакль?

Дети: Опера

Учитель: Конечно, опера. Сегодня мы познакомимся с самым крупным музыкальным жанром, который появился благодаря дружбе каких видов искусства?

Дети: музыки и литературы, изобразительного искусства, Опера – музыкальный спектакль, основанный на синтезе слова, сценического действия и музыки.

Учитель: Что бы вы хотел сегодня узнать об опере? Все ли вы знаете о этом жанре?

Дети: Когда появился этот жанр, из каких номеров состоит, какие герои представлены в опере

Учитель: Итак, сформулируйте тему нашего урока.

Дети: Первое путешествие в музыкальный театр. Опера

Учитель: Как известно, театр начинается не только с вешалки, но и с программки. Пожалуйста, откройте учебник на нужном развороте (стр. 48)и оставьте его открытым на этой странице, а перед собой положите программку нашего спектакля.

Учащиеся раскрывают учебник и кладут перед собой программку (рабочая карта)

  1. Усвоение новых знаний

Учитель: Возникло оперное искусство в Италии в конце XVI века., в 1600 году. Первый оперные спектакли поразили публику. Драматические актеры, к которым зрители давно уже привыкли, вдруг, вместо того, чтобы разговаривать, ЗАПЕЛИ?! Найдите в учебнике высказывание одного из критиков о первой опере

Дети: «Можно ли нечто более смешное видеть, как дуэль, пением сопровождаемую! Люди к смерти готовятся, скорбят о страшном несчастии с приятной и спокойной арией»

Учитель: И все-таки опера стала распространяться по всему миру, все больше завоевывая симпатии многочисленных слушателей – зрителей.

Учитель: Итак… гаснут люстры, звучат аплодисменты нетерпеливых зрителей, последние звуки настраивающихся инструментов. Вышел дирижер, взмахнул палочкой, и зазвучала музыка… С чего же начинается оперный спектакль?

Дети: С оркестрового вступления

Учитель: Наш урок тоже сегодня начался с увертюры от фр. Ouverture -открытие, начало. Зачем композитор начинает оперу с увертюры?

Дети: Настроить слушателей, рассказать, о чём будет опера.

Учитель: И ведь действительно, именно в увертюре композитор впервые знакомит слушателей с музыкальными темами героев, с темами, которые позже, в самой опере получат развитие. Как вам кажется, судя по нашей увертюре, какие герои будут в нашей опере?

Дети: Сказочные, добрые и злые

Учитель: И думаю, что герои этой оперы вам известны, так как сегодня мы познакомимся с оперой М.И. Глинки «Руслан и Людмила». Кто является автором поэмы?

Дети: А.С.Пушкин.

Дети раскрывают программку

Учитель: М.И.Глинка жил в одно время с А.С. Пушкиным, они даже родились в одном месяце с разницей в 5 лет, только Глинка – 1, а Пушкин – 6 июня. И каждый из них сыграл особую роль в русском искусстве. Одного величали «солнцем русской поэзии», второго — «зарёй русской музыки» Они были знакомы, так как младший брат Пушкина – Лёвушка проживал с ним в одной комнате, учась в Благородном пансионе при Государственном педагогическом университете. Вот как М.И.Глинка описывает зарождение замысла оперы: «…На одном из вечеров Жуковского Пушкин, говоря о поэме своей «Руслан и Людмила», сказал, что он бы многое переделал; я желал узнать от него, какие именно переделки он предполагал сделать, но преждевременная кончина его не допустила меня исполнить это намерение». Глинка «заболел» желанием написать новую оперу на пушкинский сюжет. В написании либретто к опере приняли участие многие либреттисты, писал его и сам композитор. Ребята, а что такое либретто?

Дети: Либретто – краткое литературное изложение сюжета оперы, либретто – означает «книжечка» (стр. 49)

Учитель: Если мы с вами в поисковой системе введем слово «Увертюра», то увидим идентичное определение

Дети: Либретто — краткое изложение содержания пьесы, оперы.

Учитель: Давайте обратимся к сюжеты нашей оперы.  В текст оперы вошли некоторые фрагменты поэмы, но в целом он написан заново. Немало черт роднит оперу Глинки с русской былиной: это дух высокого патриотизма, величавость образов, сочетание жизни со сказочным вымыслом. А на чём основан сюжет народной сказки, предания?

Дети: Противостояния, борьбы, в народных сказках, преданиях действуют силы светлые, добрые и силы мрачные, злые.

Учитель: В опере много музыкальных номеров, самые значительные — это арии (сольные номера) и хоры, а также целые сцены. С какого торжества начинается наш спектакль?

Дети: Свадебный пир Руслана и Людмилы.

Учитель: Давайте послушаем сцену из первого действия оперы и музыка вам подскажет, что же произошло на этом пиру.


Сцена похищения (Выключается свет)

Учитель: Ребята, что произошло на торжестве?

Дети: Людмилу похитили.

Учитель:

Гром грянул, свет блеснул в тумане,
Лампада гаснет, дым бежит,
Кругом всё смерклось, всё дрожит,
И замерла душа в Руслане…
О горе: нет подруги милой!
Хватает воздух он пустой;
Людмилы нет во тьме густой,
Похищена безвестной силой.

Кто похитил Людмилу?

Дети: Злой волшебник Черномор

Учитель: Посмотрите в нашу программку и расскажите, какой певческий голос исполняет партию Черномора?

Дети: Он в опере не поёт

Учитель: Ребята, давайте попробуем самостоятельно создать образ злого волшебника Черномора.

Разделитесь по группам по цвету вашей программки (желтый, голубой, зелёный, розовый). Сейчас вы попробуете себя в разных профессиях, которые необходимы для создания оперы – режиссеры, костюмеры — гримеры, художники – оформители, композиторы. Режиссеры – подбирают актёра на роль Черномора, костюмеры – гримёры – костюм и грим, художники-оформители – декорации замка Черномора, композиторы – характер музыки и какие инструменты симфонического оркестра используете.

(1.5 минуты)

Ответы детей (2 минуты)

Учитель: А теперь давайте посмотрим, каким его представил М.И.Глинка

Просмотр видеоролика «Марш Черномора» (1.41)

Учитель: Нашли ли вы общие черты в Черноморе у Глинки и вашего Черномора?

Дети: Да

Учитель: Как много людей задействовано для создания одного оперного спектакля. И, конечно, ни одна опера не обходится без оркестра. Именно, песню «Оркестр» хотелось бы с вами исполнить (слова на обороте программки).

Песня «Оркестр»

  1. Первичное закрепление новых знаний

Учитель: мы сегодня с вами путешествовали в музыкальный театр и узнали об опере много нового на примере оперы М.И.Глинки «Руслан и Людмила».

Выполните задание и проверьте себя. Сегодня вспомнили узнали и узнали термины «опера» «увертюра», «либретто», «ария». Соедините стрелочками правильные ответы.

(1 мин)

Учитель: Проверяем. У кого все верно, ставит оценку 5, у кого допущена одна ошибка — ставим оценку «4».

  1. Рефлексия

Учитель: Ребята, вам понравилось наше путешествие в музыкальный театр?

Дети: Да

Учитель: Хотели бы пойти на оперу «Руслан и Людмила» и посмотреть ее с начала и до конца?

Дети: Да

Учитель: Мы с вами живет в одном из красивейших городов мира с большим количеством исторических памятников и достопримечательностей. А в каких театрах нашего города мы сможем посмотреть оперу?

Дети: В Мариинском театре, в Михайловском театр, в «САНКТЪ-ПЕТЕРБУРГЪ ОПЕРА», в детском музыкальном театре «Зазеркалье»

Учитель:

Коль спектакль завершился –

Слышно «Браво!», комплименты;

А артистам, в благодарность,

Дарим мы… аплодисменты!

Давай и мы с вами поблагодарим друг другу за этот урок аплодисментами! Урок окончен, до свидания.

infourok.ru

План-конспект урока музыки в 5 классе «Первое путешествие в музыкальный театр. Опера».

Организационный этап, включающий постановку темы урока и актуализацию известных и необходимых для урока понятий.

У.: Здравствуйте, ребята!

Вспомним, чему была посвящена наша предыдущая тема.

Д.: мы говорили о литературных произведениях, посвященных музыке и музыкантам.

У.: С творчеством каких писателей и музыкантов вы познакомились?

Д.: С творчеством Ф. Шопена, Г. Свиридова, В.А. Моцарта и А.С. Пушкина.

У.: правильно, ребята. Какое произведение вы изучали на прошлом уроке?

Д.: «Реквием» В.А. Моцарта.

У.: что такое реквием?

Д.: Реквием – это заупокойная траурная месса.

У.: Правильно. Сегодня от столь печальной темы мы переходим к новой теме, которая вам уже отчасти знакома по предыдущим классам.

Мы отправимся в путешествие в музыкальный театр, оперу.

Этап усвоения нового материала. Развитие основной темы урока, закрепление изученных понятий, выделение новых понятий.

Методы: беседа, наглядно-иллюстративный метод, наглядно-слуховой метод, метод анализа.

У.: Ребята, что для вас театр? Расскажите, пожалуйста, какие ассоциации возникают у вас при слове «театр».

Дети высказываются

У.: А знаете ли вы, где зародился театр?

Театр – это очень древний вид искусства. Рождение театра как вида искусства произошло в Древней Греции. Покровителем театра считался бог виноделия и веселья Дионис (также Вакх, Бахус), а вакханалией называли его свиту (в переводе, те, кто веселятся).

Театры постепенно развивались по всему миру – в Японии, Китае, а затем и в России. Раньше все роли в театрах исполняли мужчины, и лишь в 17 веке женщинам разрешили выходить на сцену.

Но сегодня мы поговорим не о театре, а об опере.Запишем определение в тетрадь.

Опера (от итальянского opera- действие, сочинение, произведение) – это синтетический вид искусства, объединяющий в себе несколько видов искусств: музыку (вокальную и инструментальную), литературу, изобразительное искусство, танец. Опера возникла в Италии в конце XVI века. 

Первым спектаклем была опера о борьбе бога Апполона со змеем Пифоном, и поставлен спектакль был в 1594 году.

В зависимости от сюжета оперы стала делиться на два вида: опера — буфа — разновидность итальянской комической оперы и опера — сериа (итал. seria- серьёзная) — распространённый в 17-18 вв. жанр итальянской оперы на мифологический и исторический сюжет. 

Следующее понятие, ребята, либретто.

Либретто – это краткое литературное изложение сюжета оперы, оперетты, балета, мюзикла. В переводе с итальянского либретто означает книжечка.

Ребята, вглядитесь в изображения на страницах 48-49 учебника. Какие герои изображены здесь? Какие литературные произведения лежат в основе опер?

Дети отвечают.

У.: А теперь давайте разберемся в оперной терминологии. Кто объяснит значение слов «увертюра», «ария», «речитатив», «хор», «ансамбль», «сцена из оперы»? Приведите примеры.

Дети отвечают на вопросы.

Д.: А теперь посмотрим на фотографии в учебниках. Здесь изображены сцены из оперы и оперные артисты, дирижер Е. Светланов. Послушаем фрагмент из знакомого вам хора. Вспомните его название.

Прослушивание хора «Славься» из оперы «Иван Сусанин».

Этап закрепления полученных знаний. Проверка усвоения новой темы. Сообщение домашнего задания.

Методы: беседа, рефлексия.

У.: Ребята, с какими понятиями вы познакомились на уроке? Что нового узнали об оперном спектакле, и героев каких опер вспомнили, узнали?

Рефлексия по итогам урока.

У.: В качестве завершения урока я предлагаю исполнить песню «Школьный корабль». Вспомним о характере и настроении, в котором нам нужно исполнять эту песню, а также о важных, опорных словах.

Вокально-хоровая деятельность.

У.: Урок окончен до свидания!

multiurok.ru

«Первое путешествие в музыкальный театр. Опера»

Конспект урока по музыке на тему:

«Первое путешествие в музыкальный театр. Опера»

(5 класс)

Учитель музыки МОУ Кузнечихинской СШ ЯМР

Зайцева А.С.

Методическая разработка урока музыки в 5 классе по программе Е.Д. Критской, Г.П. Сергеевой, Т.С. Шмагиной

Цель урока: познакомить с особенностями оперного жанра, жанра сценической музыки.

Задачи урока:

  1. знакомство с терминами «опера», «либретто»

  2. знакомство с инструментальными жанрами и формами внутри оперы, с исполнителями на примере оперы Н.А.Римского — Корсакова «Садко»;

  3. воспитание эмоциональной отзывчивости на восприятие классической музыки;

  4. развитие интереса к вокальному искусству.

Музыкальный материал:

  1. Н.А Римский-Корсаков вступление к опере «Садко» — «Океан – море синее»;

  2. Н.А Римский-Корсаков песня Садко «Ой, ты, темная дубравушка» из оперы «Садко»;

  3. Н.А Римский-Корсаков «Появление лебедей и их сказочное превращение» из оперы «Садко».

Ход урока:

  1. Повторение пройденного материала

У.: Мы продолжаем раздел «Музыка и литература». И вновь будем говорить о том, как музыка связана с литературой.

  1. Изучение нового материала

У: Сегодня мы перенесемся в музыкальный театр. Но прежде чем говорить о музыкальном театре, давайте разберёмся, что же такое театр вообще.

Д.:

У.: Именно Древняя Греция подарила миру само понятие «театр» и первых актёров. Бога виноделия Диониса любил отдохнуть и повеселиться. Свой отдых Дионис и определённая часть граждан любили переодеваться в необычные одежды, например козлиные шкуры, разрисовывали себе лица, надевали маски и пели. Сатиры (козлоногие существа, спутники Диониса), пели хвалебные песни о подвигах и страданиях бога. Так появилась «трагедия» (от греческих слов «трагос» — козёл и «одэ» — песн). «Трагедия» в современном понятии, где зрители проливают слёзы, очень давно была «песнью козлов». Следом за сатирами обязательно выступали другие граждане, поддерживая общий праздник, которые балагурили, придумывали весёлое и смешное. Так возникла «комедия» (от греческого «песнь комоса», «комос» в переводе с греческого означает шествие весёлых ряженых с весёлыми насмешками друг к другу). Годом рождения мирового театра принято считать 534 г. до н.э., когда была постановлена трагедия афинского поэта Феспида. Феспид — один из первых древних авторов, который ввёл в пьесу «главную роль». До него все трагедии и комедии исполнялись хором, а в произведениях Феспида появился «гипокрит», что значит ответчик.

На рубеже XVI-XVII веков в Италии возникла опера. Важнейшим элементом оперного произведения стало пение, которое способно передать всю гамму чувств и переживаний. Через интонации раскрывается характер и темперамент каждого действующего лица.

Запишем тему урока: «Первое путешествие в музыкальный театр. Опера», и определение:

Опера – крупное вокально-инструментально произведение, объединившее в себе несколько видов искусств: музыку (вокальную и инструментальную), литературу, изобразительное искусство, драматическое (театральное) действие.

Считается, что первый музыкальный спектакль на основе древнегреческого мифа о борьбе бога Аполлона со змеем Пифоном был поставлен во Флоренции в 1594 году. Появление оперы связано ещё и с бельканто — прекрасным пением, пением необыкновенной красоты, которое возникло тоже в Италии. В зависимости от сюжета оперы стала делиться на два вида: опера — буфа — разновидность итальянской комической оперы и опера — сериа — распространённый в 17-18 вв. жанр итальянской оперы на мифологический и исторический сюжет. Из Италии опера очень быстро распространилась в другие страны Европы.

(работа с учебником с.48-49)

У.: На основе чего пишется опера?

Д.: Либретто.

У.: Либретто в переводе с итальянского языка значит книжечка. Запишем:

Либретто — основа оперного спектакля. В основе либретто может быть сказка, миф, легенда, настоящая жизненная история.

Либреттист-тот, кто сочиняет текст оперы в стихах или прозе.

Как правило, опера пишется для хора, солистов и оркестра.

Сегодня мы будем говорить об опере, с которой встречались в начальной школе.

(работа с учебником с.52-53)

У.: В основе оперы — былина о Садко, новгородском певце — гусляре, бесстрашном мореплавателе и волшебной силе его искусства. Идея оперы — прославление силы народного искусства, которая воплощается в образе Садко. Опера «Садко» написана русским композитором Н.А.Римским-Корсаковым. Работая над оперным либретто, Римский-Корсаков обращался к различным вариантам былины о Садко

Обычно любая опера начинается увертюрой — оркестровым вступлением. Вступление к опере «Садко» — это музыкальная картина моря, имеет подзаголовок «Океан — море синее». Сейчас мы услышим это вступление и попытаемся охарактеризовать прозвучавшую мелодию.

(звучит «Океан — море синее» из оперы «Садко» Н.А.Римского-Корсакова)

Д.

У.: Какие инструменты исполняют основную тему?

Д.: Тему исполняют низкие струнные.

У.: Это главное зерно темы моря — главный лейтмотив оперы. Какую картину рисует музыка?

Д.: Музыка рисует грозную стихию бескрайнего моря.

У.: Когда композитор нарисовал музыкальную картину моря, он использовал приём повтора. Лишь в завершении вступления, в коде, появляется лёгкий оттенок сказочности.

Садко, бедный гусляр, на пиру у новгородской братчины отказывается воспевать сытую и богатую жизнь купцов. Он мечтает о далёких путешествиях, чтобы прославить родной город. Садко выгоняют с пира, и он приходит к Ильмень — озеру. Как вы думаете , что чувствует в душе Садко?

Д.: Он обижен и раздосадован.

У.: Сольные номера в опере бывают разные: песня, ария, каватина, речитатив. Но на берегу озера Садко поет песню, песню «Ой, ты тёмная дубровушка». А вот как она звучит, подумаем после того, как ее услышим.

(звучит песня «Ой, ты тёмная дубровушка» из оперы «Садко» Н.А.Римского-Корсакова)

Д.: Грустно, печально.

У.: Песня Садко пробуждает спящую природу. Поднимается лёгкий ветерок, на озере поднимаются небольшие волны. Вдали плывёт стая лебедей. Лебеди превращаются в прекрасных девушек.

(просмотр видео фрагмента, связанного с превращением лебедей и появлении Морской царевны)

У.: Какими средствами Римский-Корсаков – «великий музыкальный сказочник» — нарисовал эту фантастическую картину?

Д.:

У.: Само превращение происходит ярко и красочно: глиссандо арфы прерывает песню Садко, звучит гамма, связанная с характеристикой Морского царя. Затем появляется тема лебедей — певучая и плавная мелодия, сопровождаемая аккордами с форшлагами. В момент превращения лебедей в прекрасных девушек наступает кульминация всего оркестрового эпизода.

У.: Мы прослушали разные эпизоды оперы «Садко» Н.А.Римского-Корсакова: инструментальные и вокальные. Мы услышали песню Садко, и сейчас сами обратимся к песне.

(работа над песней)

  1. Обобщение урока

У.: Сегодня мы узнали много нового и вспомнили, о чем говорили ранее. Что же такое опера?

Д.: Опера – крупный вокально-инструментальный жанр.

У.: Какие виды искусств объединены в оперном спектакле?

Д.: Музыка (вокальная и инструментальная), литература, изобразительное искусство, драматическое (театральное) действие.

У.: Какие новые музыкальные термины, связанные с оперой, ты запомнил?

Д.:

У.: Фрагменты какой оперы мы сегодня услышали, и кто ее автор.

Д.: Опера «Садко», написал ее Н.А.Римский-Корсаков?

(выставление оценок)

У.: Спасибо за урок!

infourok.ru

Конспект урока музыки в 5 классе «Первое путешествие в музыкальный театр. Опера.»

Урок музыки в 5 классе

«Первое путешествие в музыкальный театр. Опера».

(по программе Е. Д. Критской, Г.П. Сергеевой, Т.С. Шмагиной)

Цель урока: сформировать представление учащихся об опере, как жанре музыкально-литературного искусства, на примере оперы Н.А.Римского – Корсакова «Садко».

Задачи:

Воспитательные:

• Воспитание интереса, любви к искусству.

• Воспитание эмоциональной отзывчивости.

• Способствовать воспитанию духовной культуры учащихся.

• Создание ситуации успеха для каждого ученика.

Образовательные:

Познакомить с особенностями оперного жанра, возникающего на основе литературного произведения как источника либретто, с разновидностями вокальных и инструментальных жанров и форм внутри оперы, с исполнителями на примере оперы Н.А.Римского — Корсакова «Садко».

Развивающие:

• Развитие познавательного интереса к урокам музыки, творческой активности учащихся. • Развитие чувства ритма, творческих способностей.

• Развитие внимания, мышления, речи; развивать умение анализировать, сравнивать, рассуждать при выполнении заданий.

Форма урока: урок-путешествие

Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, баян.

Программное обеспечение: Презентация, раздаточный материал «Билеты» и «Либретто», учебник Музыка 5кл.

Е. Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина.

Музыкальный репертуар:

Фрагменты из оперы «Садко» Римского-Корсакова: «Заиграйте мои гусельки», «Колыбельная Волховы», увертюра.

Ноты и текст песни «Сказки гуляют по свету».

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Вступительное слово учителя.

Добрый день, ребята! Я очень рада нашей встрече. Вижу, настроение у вас хорошее, все готовы к уроку.

Долгожданный дан звонок, начинается урок.

Песни, звуки инструментов – всё для Вас!

Пожелаем всем удачи, за работу!

В добрый час!

Сегодня я вновь приглашаю совершить путешествие в удивительный мир музыки, мир яркий и разнообразный. Что он нам откроет, я думаю вы догадаетесь, если отгадаете следующие загадки:

1.Сон и отдых позабыты, пишет песню … (композитор)

2.Композитор и поэт- это творческий… (дуэт)

3. Взмахнёт волшебник палочкой, и музыка звучит.

Палочка застынет и весь оркестр молчит.

Палочка подскажет, кому пора вступать,

Палочка укажет, как музыке звучать.

Палочка волшебная оркестром управляет,

А как назвать волшебника? Кто, ребята, знает? (дирижёр)

4.Ну, а если все танцуют, песен и в помине нет,

То такое представленье называется… (Балет)

5. Это что за представленье, людям всем на удивленье?

Вроде бы спектакль идёт, но любой артист – поёт!

Вот так чудо – расчудесное, разговаривают… песнями!

Такой спектакль, где все поют, в театре… оперой зовут!

6. Оперу мы слушать будем. Нам певцы расскажут сказку:

Про злодея – Черномора, про борьбу, добро и ласку…

К пульту дирижёр выходит, открывает партитуру.

Мы со сцены глаз не сводим, зазвучала… (увертюра)

7. Вот на сцене лес, вот – башня до небес.

И город, и деревня, ты угадал, наверно:

Чтоб слышались овации

Что нужно? (декорации)

Ребята, на экране вы видите слова-отгадки (перечислить после того, как разгадали). Подберите общее слово, объединяющее все эти слова. (Театр)

Я думаю, вы догадались, что речь сегодня пойдёт о… театре, а точнее о театре музыкальном и тема нашего урока «Первое путешествие в музыкальный театр. Опера».

Подумайте, что бы вы хотели взять для себя от урока, какие цели мы поставим перед собой?

Совместное целеполагание

Я думаю, каждый из вас знает, что музыкальный театр-это театр, в котором разыгрывают те или иные представления и главная роль в них принадлежит музыке.

II. Актуализация знаний.

Какие же спектакли можно увидеть в музыкальном театре?

(Опера, балет, оперетта, мюзикл.)

Что такое опера? (Ответ)

Что такое балет? (Ответ)

Так вот, музыкальный театр часто называют Театром оперы и балета.

Сейчас на экране вы видите лучшие театры России. Это Мариинский театр, Михайловский музыкальный театр (Санкт-Петербург), Московский театр оперетты, Большой академический театр в Москве.

Сегодня мы отправимся в оперу.

В опере на основе литературного сюжета соединились музыка (вокальная и инструментальная), драматическое (театральное) действие, сценическое и изобразительное искусство (костюмы, декорации), реже хореография.

Итак, я приглашаю вас в театр.

Ребята, чтобы попасть в театр нужно знать правила поведения в театре. Давайте их сформулируем. (Работа в парах 1 минуту). Далее высказываются. Показ презентации.

Каждый из вас знает, что вход в театр без билета строго воспрещён, поэтому каждому из вас я приготовила пригласительные билеты, билеты необычные, с вопросами на тему «театр». Ответив на данные вопросы, можно смело отправляться в оперу.

Работа с билетами

Проверка выполненного задания.

(Читает 1 ученик, остальные уч-ся проверяют правильность своих ответов)

Итак, исходя из ваших ответов, я думаю, что не напрасно пригласила вас в музыкальный театр. Всем можно смело открывать двери в мир музыки.

III. Изучение, объяснение нового материала.

Итак, мы в театре. В фойе можно купить небольшую брошюрку-программу с кратким изложением сюжета оперы. Оно называется либретто, в переводе с итальянского означает книжечка. Какой сюжет может быть положен в основу либретто?

В основу либретто может быть положен какой-либо исторический факт или литературное произведение-роман, повесть, миф, легенда, поэма, сказка, былина.

Все приобрели такую книжечку -либретто? (заранее разложить на столы)

Пройдя в зрительный зал, можно сесть в удобное бархатное кресло и открыть нашу книжечку с кратким изложением сюжета оперы «Садко». Именно с этой оперой мы встретимся сегодня. Кто из вас назовёт имя композитора, создавшего оперу «Садко?»

( Н.А.Римский-Корсаков).

Вся жизнь композитора – беззаветное служение музыке. Педагог, дирижёр, музыкально-общественный деятель, создатель многочисленных фортепианных произведений, романсов, трёх симфоний и т.д. Любимый жанр – опера. (15)

Итак, перед вами лежит книжечка с кратким содержанием сюжета оперы «Садко», который написан на основе одноимённой былины.

Итак, звенит третий звонок. Все зрители уселись поудобнее. Занавес пока закрыт. Звучит увертюра.

Слушание увертюры (фрагмент)

Что рисует музыка? (образ моря, величавую и полную жизни морскую стихию)

Каковы особенности развития музыки? (повтор)

В какой форме написано вступление? (вариации)

Сплетение восходящих и нисходящих ритмомелодических рисунков, непрестанное обновление (варьирование)

Каким рисует море композитор? (то спокойным и безмятежным, то взволнованным и грозным)

Образ моря, который проходит через всё произведение, звучит как своего рода былинный зачин.

В основе оперы — былина о Садко, новгородском певце — гусляре, бесстрашном мореплавателе и волшебной силе его искусства. В былине о Садко, показ реальных героев сочетается со сказочными образами, фантастика — с настоящими бытовыми сценами

Идея оперы — прославление силы народного искусства, которая воплощается в образе Садко.

Мы с вами послушаем два фрагмента из оперы. Познакомимся с двумя главными героями оперы:

Садко – купец, певец, гусляр, отважный путешественник-мореплаватель.

Волхова – дочь морского царя, красавица, волшебница, кудесница.

По просьбе Волховы Садко заводит игровую песню «Заиграйте мои гусельки».

Как звучит музыка? Какой характер музыки? Каким вы представляете себе Садко? А чем прославился Садко?

В последней седьмой картине звучит еще одна песня.

На берегу Ильмень – озера спит Садко. Сквозь сон он слышит мелодию.

Звучит фрагмент из оперы «Садко» «Колыбельная Волховы».

Какую песню поёт наша героиня?

(Мелодия очень медленная похожая на колыбельную, поет морская царевна, она фантастическая героиня).

Фантастические переливы оркестровых красок дают понять чудесное происхождение героини. Конечно же, это колыбельная Волховы.

Римский-Корсаков писал в своей летописи «Вариации колыбельной песни Волховы, прощание с Садко и исчезновение считаю одними из лучших страниц среди своей музыки фантастического содержания».

«Тают силы морской царевны, она поет все медленнее, словно начинает расплываться, глуше и глуше звучит ее голос, и исчезла Волхова. Алым утренним туманом по лугу рассеялась.

А я, царевна Волхова,

Подруга вещая твоя,

Туманом легким растекусь

И быстрой речкой обернусь.

Голос исчезающей Волховы, тает в верхнем регистре. Затих на миг оркестр, а потом тихонько плавно зажурчали флейты и арфы, показывая, как утренний туман, в который обратилась Волхова, рекой разливается.

Развеялись волшебные чары подводного царства, весь новгородский люд приветствуют смелого Садко, который проложил путь Новгороду в страны заморские

Какой вы представляете царевну Волхову?

Как вы думаете, Садко реальный герой или выдуманный. А Волхова?

(Реальный. Это опера – былина, поэтому здесь описываются реальные события, но добавлена сказка).

Озеро Ильмень существует на самом деле и река Волхов есть. Как в жизни наших предков сочеталось реальное и таинственное, так и у Римского – Корсакова противопоставляются два образа, два мира. Но побеждает всегда реальное, человеческое начало, а фантастические образы, принявшие на какое – то время человеческий облик и соприкоснувшиеся с людьми, возвращаются вновь в природу т.к. обречены на невозможность соединения с людьми.

Что, по вашему мнению, приобретает сказка, когда в ней звучит музыка?

(Становится разнообразнее, интереснее. Грустные и веселые песни покорили сказочных существ, силы природы, подводное царство и принесли славу великому Новгороду).

IV. Вокально-хоровая работа.

Послушайте песню и скажите, о чем в ней говорится?

О сказках. О сказочных героях.

А могла бы эта песня появится на свет если бы не было сказок?

А как связана эта песня с темой нашего урока?

Разучивание песни «Сказки гуляют по свету».

К сожалению наше пребывание в музыкальном театре сегодня заканчивается, но у нас будет возможность продолжить театральные встречи на следующих уроках. А сейчас подведём итоги.

V. Итог урока. Обобщение подводят ученики, отвечая на вопросы учителя.

1. О каком музыкально- театральном жанре мы говорили на уроке? (опера)

2. Музыку какой оперы слушали? Композитор?

3. Какое литературное произведение в основе оперы? (былина)

4. Что такое «либретто»?

5. Что мы можем увидеть в театре?

6. Какие виды искусства объединяет опера? (музыка, литература, изобразительное искусство, хореография).

7. Скажите, что стало бы с этой оперой если бы не было литературы?

– Эти виды искусств дополняют друг друга и этим помогают лучше понять их, помогают ярче передать и понять образы героев, расширяют знания, восхищают своей изумительной красотой и неповторимостью.

Вывод: музыка и литература неразрывно связаны. Не будь литературного произведения, в данном случае былины «Садко», не было бы и замечательной оперы и наоборот…

Задание на дом: изучить либретто оперы «Садко», которое я дарю вам на память об уроке.

Рефлексия деятельности.

Достигли ли мы намеченных целей?

Что нового вы узнали на уроке?

Что на уроке тебе понравилось больше всего?

Что наиболее запомнилось?

Ребята, на протяжении всего урока у нас звучала музыка, связанная с морем. Поэтому я приготовила вам волны голубого и фиолетового цветов. Чтобы изобразить море, прикрепите ваши волны к доске: голубого цвета– мне очень понравилось занятие, получили много интересной информации; цвета фиолетового – занятие не интересное, не было никакой полезной информации.

infourok.ru

Урок музыки 5 класс на тему «Из чего состоит опера».

Урок музыки 5 класс на тему «Из чего состоит опера».

Учитель музыки: Булдакова Ирина Сергеевна

Методический комментарий к учебной презентации для 5 класса

Тема урока: Из чего состоит опера.

Цель урока: закрепление и обобщение материала раздела «Опера» на основе оперы Н. А. Римского-Корсакова «Снегурочка».

Задачи презентации: сопровождение различных видов деятельности урока.

Послайдовый комментарий (что изображено, с какой целью, сопровождается ли слайд звучанием музыки, видео-материалом, пояснениями учителя, вопросами к обучающимся, используется ли работа с учебником и творческой тетрадью, тестами и др.)

2.Составляющие фрагменты оперы. (Оркестр, хор, театральное действие, либретто, костюмы, декорации.)

М. Шишков. Сады Черномора. Эскиз декорации к опере М. Глинки «Руслан и Людмила».

Актуализация знаний.

Повторение материала прошлого урока. («Опера. Самый значительный жанр вокальной музыки.»)

Выведение учениками темы урока.

3.Тема урока. Д. Стеллецкий. Пролог. Эскиз декорации к опере Н. А. Римского-Корсакова «Снегурочка».

Тема урока. Постановка целей.

4. Портреты Н. А. Римского-Корсакова и Островского А.Н.

Выведение взаимосвязей: писатель – композитор; литературный первоисточник – либретто.

Самостоятельное изучение страниц учебника 98-99.

5. Изображение героев оперы (Лель и Снегурочка). Музыкальные фрагменты. «Третья песня Леля» III д, «Сцена таяния Снегурочки» IV д.

Описание учениками образов героев оперы (Лель и Снегурочка) по музыкальным впечатлениям от прослушанных фрагментов: «Третья песня Леля» III д, «Сцена таяния Снегурочки» IV д.

6. Нотные фрагменты. «Третья песня Леля», «Сцена таяния Снегурочки».

Анализ и сравнение нотного текста.

Пропевание учениками фрагмента третьей песни Леля (ноты лежат у каждого ученика).

8. Картинка из сказки «Снегурочка».

Работа в группах. Изучение отдельными группами сюжета оперы. Материал распечатан и выдан каждому ученику.

Дети разделены на 5 групп. 1 группа изучает пролог к опере, всем остальным группам достается по 1 действию. Затем происходит обмен информацией. Один представитель от каждой группы переходит в соседнюю группу и рассказывает изученный материал товарищам. Ученики меняются несколько раз, пока все группы не будут знать все действия оперы.

7. Изображения эскизов декораций к опере «Снегурочка».

Творческая работа. Изображение детьми эскизов декораций. Рабочая тетрадь стр12. По желанию группы, можно нарисовать на ватмане 1 общий рисунок.

9. 1-й вопрос разбросан по всему слайду.

Ответы на вопросы. Работа в группе, обсуждение.

10. 2 -й вопрос разбросан по всему слайду.

11. 3-й вопрос разбросан по всему слайду.

12. Вопрос из рабочей тетради.

Работа с рабочей тетрадью. Индивидуальная работа.

13. Варианты ответов для рефлексии.

Рефлексия групповой работы. Ученики анализируют, как общение в ходе работы влияло на выполнение заданий. Даны несколько цветов с вариантами ответов. (Работа в группе: сблизила нас; тормозила процесс; не задействовала всех участников; мы мешали друг другу, допускали неточности; стала эффективной.) Ребята выбирают цвет и рисуют фломастером в тетради.

14. Использованные источники.

Список использованных источников.

infourok.ru

Конспект урока «Опера самый значительный жанр вокальной музыки» 5 класс ФГОС

«Опера – самый значительный жанр вокальной музыки».

Урок — проект

Автор: Петрова Елена Анатольевна

Полное название образовательного учреждения: Иркутская обл., г.Усть-Кут., МОУ СОШ №9

Аннотация к уроку: На уроке учащиеся получают одновременно как новые знания, так и закрепляют полученные на предыдущем уроке. Учащиеся познакомятся с составляющими оперы,  русскими композиторами, сочинявшими оперы, увидят как выглядят знаменитые мировые театры оперы и балета, а так же услышат 10 лучших оперных голосов мира и увидят в презентации их обладателей. Всю информацию, полученную на уроке, ребята оформят в стенгазете, которая будет размещена  в кабинете музыки, чтобы с ней могли познакомиться учащиеся младших классов.

Предмет: музыка

Класс: 5

Тема урока: «Опера – самый значительный жанр вокальной музыки»»

Цель урока: Углубить представление учащихся.

Задачи урока:

  1. Познакомить учащихся с составляющими оперы: либретто, увертюра, ария, речитатив.
  2. Познакомить учащихся с творчеством русских  композиторов: Н.А. Римского – Корсакова, М. Мусоргского, М.Глинки, Даргомыжского, А.Рубинштейна.
  3. Развивать у учащихся эмоциональную отзывчивость на красоту при рассмотрении архитектурных мировых театров оперы и балета, прослушивании фрагментов из знакомых ранее опер русских композиторов.
  4. Формировать умения у учащихся на слух определять звучание оперных голосов.
  5. Формировать у учащихся положительное отношение к знаниям, воспитывать любовь к произведениям искусства.

Учебно-методическое обеспечение

1.Учебник Искусство «Музыка 5 класс» Т.И Науменко, В.В.Алеев – М:Дрофа, 2013г.

2. Поурочные планы по предмету «Музыка 5 класс» В.В.Алеев, Т.И.Науменко – М: Дрофа 2013 г.

3. «История русской музыки» Никитина – М:Academia, 2000 г.

4. «Искусство» №     —  М, 2010г.

Время реализации урока (1 урок длительностью 40 минут ):

Авторский медиапродукт:

1. Microsoft Word, PowerPoint

2. Вид медиапродукта:

  •  Презентация, выполненная в среде PowerPoint

Необходимое оборудование и материалы для урока: компьютер, экран, медиапроектор, музыкальный центр.

План проведения урока:

I. Организационный момент.

В самом начале урока учитель предлагает учащимся выбрать ноту определенного цвета. Стулья расставлены полукругом. За стульями расставлены столы на четыре группы: красные, желтые, зеленые ноты, сектор художников и кроссвордников. Ребята изначально рассаживаются на стулья. Во время рассадки ребят на стулья, звучит музыка М. Глинки увертюра к опере « Руслан и Людмила».

II. Введение в тему урока.

Учитель: — Ребята, какая музыка звучала, когда вы занимали свои места?

— Посмотрите пожалуйста на слайд, что вы видите? ( приложение № 1)

— В какой стране это можно увидеть? ( Италия)

— Как вы думаете, что общего между  музыкой, под которую вы заходили в класс, слайдом и сегодняшнем нашим уроком? ( тема оперы).

— Как вы думаете, о чем мы сегодня будем с вами говорить на нашем уроке? ( продолжим разговор про оперу)

Правильно, сегодня мы продолжим разговор про оперу.

— Скажите мне, где впервые была сделана попытка поставить оперу, и что из этого получилось? (свадьба, мнение гостей разделилось: кому-то понравилось, кому-то нет).

— А в каком веке все это происходило? (16 век)

— Почему про оперу сказали – труд, сочинение? (задействовано много людей при постановке).

Вы уже многое узнали про историю оперы. А вот младшие ребята с оперой еще не знакомились, и поэтому  у меня к вам предложение, давайте сегодня на уроке мы сделаем стен.газету про оперу и повесим её в кабинете для  младших ребят, чтобы они тоже познакомились с оперой.

— Займите пожалуйста места за столами согласно цвету ноток. У вас на столах лежит листок с заданием, которое вам необходимо приготовить и защитить. Группа художников – оформителей приступает к оформлению внешнего вида газеты.

( приложение № 2)

( на работу в группах отводится 10 минут)

III. Работа по теме урока.

 Учитель обращается к ребятам речитативом:

Ребята, заканчиваем работу и приступаем к озвучиванию материала.

? – Ребята, каким образом я обратилась к вам? Что это за форма? (речитатив)

?  — Какое отношение он имеет к опере,

об этом и ещё с другими составляющими оперы нас познакомит группа зеленых ноток.

  • либретто
  • опера
  • увертюра
  • ария
  • речитатив

Молодцы ребята, а теперь несите свой материал художникам на оформление и потом задайте ребятам контрольные вопросы.

Ребята из группы зеленых ноток задают контрольные вопросы:

 1. Без чего нельзя сочинить оперу? (либретто)

 2.Кто в основном пишет либретто?  (писатели или сами композиторы)

 3. Что служит основой либретто? ( литературное произведение)

Учитель:  – Ребята, а без кого не было бы опер? ( КОМПОЗИТОРОВ)

С русскими композиторами, которые сочиняли оперы, нас познакомит группа желтых ноток. ( Сообщения ребят сопровождается показом презентации )

Приложение №3

  • М.Глинка
  • Даргомыжский
  • Рубинштейн
  • Мусоргский
  • Р.Корсаков

Контрольные вопросы на внимание:

 1.Какой русский композитор самый первый сочинил оперу? (Глинка)                                              

 2. Кого из композиторов называют композитором — сказочником? ( Р.-Корсакова)

  3. На сочинение какой оперы было потрачено всего 2 недели? ( «Снегурочка»).                                                           

Молодцы ребята, а теперь несите свой материал художникам на оформление.

А сейчас я предлагаю вам сыграть в музыкальную игру «Угадай мелодию», а отгадывать вы будете музыкальные фрагменты уже знакомых вам опер.

Игра «Угадай мелодию»

звучат фрагменты следующих опер:

  • «Садко»
  • «Снегурочка»
  • «Сказка о царе Салтане»
  • « Сказание о невидимом граде Китеже»
  • « Семеро козлят»
  • « Князь Игорь»

— Из каких опер были фрагменты? Оперы-сказки.

— А в нашем репертуаре есть песня, которая подходила бы к теме сказки?

                          (ребята называют песню « Песня – спор»)

Песня исполняется диалогом: мальчики – девочки.

Учитель: — Ребята, как вы думаете, от чего или кого зависит красота исполнения оперы?

( от оперных певцов, а точнее от их красивых голосов)

 — С 10 лучшими оперными голосами мира нас познакомит группа красных ноток

(сообщение идет в виде презентации, которая сопровождается музыкальной подборкой голосов певцов)

Приложение № 4

Учитель: — А теперь задайте свои контрольные вопросы.

  1. Какими голосами поют женщины?
  2. Как называется стиль, в котором спела А.Нетребко с Киркоровым?
  3. Какими голосами поют мужчины?

( ребята несут художникам подготовленный материал на оформление газеты)

Учитель: — А я предлагаю вам сыграть в игру « Отгадай голос»

—  прослушав музыкальный фрагмент, вы должны:

  • Встать – если звучит сопрано
  • Совершать плавные движения руками – если звучит тенор
  • Потопать ногами – если звучит бас.

Учитель: — Ребята, скажите, а как с оперой связана архитектура?

  ( строят оперные театры)

Со знаменитыми мировыми оперными  нас познакомит тоже красных ноток.

 (выступление проходит в виде презентации)

  Приложение №5.

После выступления группа задает контрольные вопросы ребятам:

1.В каком театре мечтают спеть все оперные певцы? (Ла Скала)                                                 2.В каком городе находится Мариинский театр? ( Санкт – Петербург)                                                  3. В каком городе находится самый необычный по архитектурному строению театр? ( Сиднее)     

( представитель группы несет материал художникам на оформление)

Учитель: —  Пока художники заканчивают работу, я хочу задать вам несколько вопросов:

   = Что стало бы с оперой, если бы не было музыки? (осталось либретто)

   = Что стало бы с оперой, если бы исчезла литература? (не было бы оперы)

   = Какая взаимосвязь вытекает из ваших ответов? (взаимосвязь музыки и литературы)

  • Художники показывают всему классу газету, которая у них получилась, и закрепляют её на стенде в кабинете.
  • Оценивают работу отдельных учеников по оценочным листам

Приложение №6

IV. Итог урока

Учитель: — наш урок подошел к концу.

= Вам понравился наш урок?

= Чтобы вы пожелали нашим гостям, если бы были композиторами?

V. Домашнее задание: нарисовать афишу к опере «Садко» или « Снегурочка».

Всем спасибо за урок, до свидания.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока «Опера самый значительный жанр вокальной музыки» 5 класс ФГОС »

«Опера – самый значительный жанр вокальной музыки».

Урок — проект

Автор: Петрова Елена Анатольевна

Полное название образовательного учреждения: Иркутская обл., г.Усть-Кут., МОУ СОШ №9

Аннотация к уроку: На уроке учащиеся получают одновременно как новые знания, так и закрепляют полученные на предыдущем уроке. Учащиеся познакомятся с составляющими оперы, русскими композиторами, сочинявшими оперы, увидят как выглядят знаменитые мировые театры оперы и балета, а так же услышат 10 лучших оперных голосов мира и увидят в презентации их обладателей. Всю информацию, полученную на уроке, ребята оформят в стенгазете, которая будет размещена в кабинете музыки, чтобы с ней могли познакомиться учащиеся младших классов.

Предмет: музыка

Класс: 5

Тема урока: «Опера – самый значительный жанр вокальной музыки»»

Цель урока: Углубить представление учащихся.

Задачи урока:

  1. Познакомить учащихся с составляющими оперы: либретто, увертюра, ария, речитатив.

  2. Познакомить учащихся с творчеством русских композиторов: Н.А. Римского – Корсакова, М. Мусоргского, М.Глинки, Даргомыжского, А.Рубинштейна.

  3. Развивать у учащихся эмоциональную отзывчивость на красоту при рассмотрении архитектурных мировых театров оперы и балета, прослушивании фрагментов из знакомых ранее опер русских композиторов.

  4. Формировать умения у учащихся на слух определять звучание оперных голосов.

  5. Формировать у учащихся положительное отношение к знаниям, воспитывать любовь к произведениям искусства.

Учебно-методическое обеспечение

1.Учебник Искусство «Музыка 5 класс» Т.И Науменко, В.В.Алеев – М:Дрофа, 2013г.

2. Поурочные планы по предмету «Музыка 5 класс» В.В.Алеев, Т.И.Науменко – М: Дрофа 2013 г.

3. «История русской музыки» Никитина – М:Academia, 2000 г.

4. «Искусство» № — М, 2010г.

Время реализации урока (1 урок длительностью 40 минут ):

Авторский медиапродукт:

1. Microsoft Word, PowerPoint

2. Вид медиапродукта:

Необходимое оборудование и материалы для урока: компьютер, экран, медиапроектор, музыкальный центр.

План проведения урока:

I. Организационный момент.

В самом начале урока учитель предлагает учащимся выбрать ноту определенного цвета. Стулья расставлены полукругом. За стульями расставлены столы на четыре группы: красные, желтые, зеленые ноты, сектор художников и кроссвордников. Ребята изначально рассаживаются на стулья. Во время рассадки ребят на стулья, звучит музыка М. Глинки увертюра к опере « Руслан и Людмила».

II. Введение в тему урока.

Учитель: — Ребята, какая музыка звучала, когда вы занимали свои места?

— Посмотрите пожалуйста на слайд, что вы видите? ( приложение № 1)

— В какой стране это можно увидеть? ( Италия)

— Как вы думаете, что общего между музыкой, под которую вы заходили в класс, слайдом и сегодняшнем нашим уроком? ( тема оперы).

— Как вы думаете, о чем мы сегодня будем с вами говорить на нашем уроке? ( продолжим разговор про оперу)

Правильно, сегодня мы продолжим разговор про оперу.

— Скажите мне, где впервые была сделана попытка поставить оперу, и что из этого получилось? (свадьба, мнение гостей разделилось: кому-то понравилось, кому-то нет).

— А в каком веке все это происходило? (16 век)

— Почему про оперу сказали – труд, сочинение? (задействовано много людей при постановке).

Вы уже многое узнали про историю оперы. А вот младшие ребята с оперой еще не знакомились, и поэтому у меня к вам предложение, давайте сегодня на уроке мы сделаем стен.газету про оперу и повесим её в кабинете для младших ребят, чтобы они тоже познакомились с оперой.

— Займите пожалуйста места за столами согласно цвету ноток. У вас на столах лежит листок с заданием, которое вам необходимо приготовить и защитить. Группа художников – оформителей приступает к оформлению внешнего вида газеты.

( приложение № 2)

( на работу в группах отводится 10 минут)

III. Работа по теме урока.

Учитель обращается к ребятам речитативом:

Ребята, заканчиваем работу и приступаем к озвучиванию материала.

? – Ребята, каким образом я обратилась к вам? Что это за форма? (речитатив)

? — Какое отношение он имеет к опере,

об этом и ещё с другими составляющими оперы нас познакомит группа зеленых ноток.

  • либретто

  • опера

  • увертюра

  • ария

  • речитатив

Молодцы ребята, а теперь несите свой материал художникам на оформление и потом задайте ребятам контрольные вопросы.

Ребята из группы зеленых ноток задают контрольные вопросы:

1. Без чего нельзя сочинить оперу? (либретто)

2.Кто в основном пишет либретто? (писатели или сами композиторы)

3. Что служит основой либретто? ( литературное произведение)

Учитель: – Ребята, а без кого не было бы опер? ( КОМПОЗИТОРОВ)

С русскими композиторами, которые сочиняли оперы, нас познакомит группа желтых ноток. ( Сообщения ребят сопровождается показом презентации )

Приложение №3

    • М.Глинка

    • Даргомыжский

    • Рубинштейн

    • Мусоргский

    • Р.Корсаков

    Контрольные вопросы на внимание:

    1.Какой русский композитор самый первый сочинил оперу? (Глинка)

    2. Кого из композиторов называют композитором — сказочником? ( Р.-Корсакова)

    3. На сочинение какой оперы было потрачено всего 2 недели? ( «Снегурочка»).

    Молодцы ребята, а теперь несите свой материал художникам на оформление.

    А сейчас я предлагаю вам сыграть в музыкальную игру «Угадай мелодию», а отгадывать вы будете музыкальные фрагменты уже знакомых вам опер.

    Игра «Угадай мелодию»

    (звучат фрагменты следующих опер:

    • «Садко»

    • «Снегурочка»

    • «Сказка о царе Салтане»

    • « Сказание о невидимом граде Китеже»

    • « Семеро козлят»

    • « Князь Игорь»

    — Из каких опер были фрагменты? Оперы-сказки.

    — А в нашем репертуаре есть песня, которая подходила бы к теме сказки?

    (ребята называют песню « Песня – спор»)

    Песня исполняется диалогом: мальчики – девочки.

    Учитель: — Ребята, как вы думаете, от чего или кого зависит красота исполнения оперы?

    ( от оперных певцов, а точнее от их красивых голосов)

    — С 10 лучшими оперными голосами мира нас познакомит группа красных ноток

    (сообщение идет в виде презентации, которая сопровождается музыкальной подборкой голосов певцов)

    Приложение № 4

    Учитель: — А теперь задайте свои контрольные вопросы.

    1. Какими голосами поют женщины?

    2. Как называется стиль, в котором спела А.Нетребко с Киркоровым?

    3. Какими голосами поют мужчины?

    ( ребята несут художникам подготовленный материал на оформление газеты)

    Учитель: — А я предлагаю вам сыграть в игру « Отгадай голос»

    прослушав музыкальный фрагмент, вы должны:

    • Встать – если звучит сопрано

    • Совершать плавные движения руками – если звучит тенор

    • Потопать ногами – если звучит бас.

    Учитель: — Ребята, скажите, а как с оперой связана архитектура?

    ( строят оперные театры)

    Со знаменитыми мировыми оперными нас познакомит тоже красных ноток.

    (выступление проходит в виде презентации)

    Приложение №5.

    После выступления группа задает контрольные вопросы ребятам:

    1.В каком театре мечтают спеть все оперные певцы? (Ла Скала) 2.В каком городе находится Мариинский театр? ( Санкт – Петербург) 3. В каком городе находится самый необычный по архитектурному строению театр? ( Сиднее)

    ( представитель группы несет материал художникам на оформление)

    Учитель: — Пока художники заканчивают работу, я хочу задать вам несколько вопросов:

    = Что стало бы с оперой, если бы не было музыки? (осталось либретто)

    = Что стало бы с оперой, если бы исчезла литература? (не было бы оперы)

    = Какая взаимосвязь вытекает из ваших ответов? (взаимосвязь музыки и литературы)

    • Художники показывают всему классу газету, которая у них получилась, и закрепляют её на стенде в кабинете.

    • Оценивают работу отдельных учеников по оценочным листам

    Приложение №6

    IV. Итог урока

    Учитель: — наш урок подошел к концу.

    = Вам понравился наш урок?

    = Чтобы вы пожелали нашим гостям, если бы были композиторами?

    V. Домашнее задание: нарисовать афишу к опере «Садко» или « Снегурочка».

    Всем спасибо за урок, до свидания.

    kopilkaurokov.ru

Советы рукодельницам