Окружающий мир «Что такое карта»

Содержание

Просмотр содержимого документа
«Окружающий мир «Что такое карта»»

Что такое карта и как её читать

Учитель: Тумгоева Айна Бекхановна

Карта – это уменьшенное изображение земной поверхности на плоскости с помощью условных знаков.

  • Рассмотрите фотографии в учебнике на стр.. Они сделаны в разных местах нашей страны.
  • Найдите эти места на карте

Проверка.

Уральские горы

Волга

Западная Сибирь

Камчатка

Северный Ледовитый океан

Охотское море

Чёрное море

Условные знаки

равнина

вода

горы

река

города

болото

столица

Восточно – Европейская

равнина

Западно – Европейская

равнина

Среднесибирское

плоскогорье

море Лаптевых

Восточно –

Сибирское

море

Охотское

море

Каспийское

море

Физическая карта России

Чукотское

море

с

Баренцево

море

Балтийское

море

в

з

Карское

море

ю

оз. Байкал

Восточно – Сибирская равнина

Западно – Сибирская

равнина

Среднесибирское плоскогорье

Восточно – Европейская равнина

  • От западных границ России до Уральских гор раскинулась Русская равнина. Эта равнина – величайшая в мире. Её площадь превышает 5 миллионов квадратных километров. Поверхность Русской равнины не совсем ровная. Здесь есть низменности и возвышенности, много холмов. Такие равнины называются холмистыми.

Западно – Сибирская равнина

  • К востоку от Уральских гор расположена Западно – Сибирская равнина. Это огромная низменность. Поверхность её очень ровная: на многие-многие километры нет ни понижений, ни повышений. Такие равнины называются
    плоскими
    . Западно-Сибирская равнина – самая плоская и самая низкая из огромных равнин Земли

Среднесибирское плоскогорье

К востоку от Западно-Сибирской равнины лежит Среднесибирское плоскогорье. Это тоже равнина, хотя выглядит она совсем иначе. Здесь преобладают возвышенные пространства с плоской поверхностью и довольно крутыми склонами, напоминающими горную местность. Отсюда название – «плоскогорье».

Кавказские

горы

Уральские горы

Саяны

Алтай

Эльбрус – самая высочайшая

гора России .

5642м

Кавказские горы

Уральские горы

  • Уральские горы протянулись через всю страну. Они довольно низкие: ниже 2000м. Здесь добывают малахит и драгоценный камень – изумруд.

Полуостров Камчатка 28 действующих вулканов

Ключевская сопка – самый высокий вулкан России. 4750м

Действующий вулкан

на Камчатке

гейзер

Проверь себя

  • Найди Уральские горы. Между какими равнинами находятся эти горы.
  • Найдите реку Волгу. В какое море она впадает?
  • Найдите озеро Байкал.
  • Вспомним условные знаки.

Условные знаки

Найди на карте острова и полуострова

  • Кольский п – ов
  • ост. Новая Земля
  • ост. Северная Земля
  • Новосибирские ост.
  • п – ов Таймыр
  • ост. Врангеля
  • п-ов Камчатка
  • ост. Сахалин
  • Курильские ост . .

multiurok.ru

Географическая карта. Учимся читать карту. Видеоурок. Окружающий мир 3 Класс

Тема: Планета, на которой мы живём

Урок: Географическая карта. Учимся читать карту

Люди начали рисовать карты еще до того, как задумались о том, круглая Земля или плоская. Ученые обнаружили на Камчатке рисунок на кости, изображающий путь к богатому добычей месту. Это, вероятно, одна из древнейших карт. Карты рисовали на кусках коры, вырезали на деревянных дощечках, которые удобно было брать в дорогу. Некоторые народы процарапывали карты острым предметом на сырых глиняных плитках, которые после высушивания становились прочными, с четким изображением.

Этой карте мира, в центре которой расположен город Вавилон, более 3 тысяч лет.

 

Рис. 1. Карта мира Древнего Вавилона (Источник)

Так же были найдены наскальные рисунки местности в пещерах, где люди обитали тысячи лет назад.

 

Рис. 2. Наскальный рисунок местности (Источник)

С изобретением бумаги карты стали рисовать на ней. На карты наносились все сведения, полученные учеными и путешественниками во время странствий по разным землям.

 

Рис. 3. Древняя карта мира на бумаге (Источник)

Изготовление карты было длительным процессом, ведь все детали прорисовывались вручную, поэтому карты стоили очень дорого.

Долгий период времени на картах присутствовали только четыре материка: Евразия, Африка, Северная Америка, Южная Америка. Прошло много лет, прежде чем мореплаватели отрыли Австралию и Антарктиду.

Когда ищешь какую-нибудь страну на глобусе, видишь только одно полушарие. А чтобы увидеть другое, глобус нужно повернуть.

 Рис. 4. Глобус (Источник)

На глобусе невозможно обозначить большое количество географических объектов, не увеличив его размеров. А глобус большого размера неудобен для использования в путешествиях.

Масштаб – это отношение длины линий на карте или чертеже к действительной длине. Масштаб физической карты России говорит нам, что каждый сантиметр карты соответствует 200 км на местности.

Рис. 7. Физическая карта России (Источник)

На карте можно показать сразу две половины Земли. Если делить земной шар по экватору, получится карта Северного и Южного полушарий,

Рис. 5. Северное и Южное полушария

а если по линии нулевого меридиана – Западного и Восточного полушарий.

Рис. 6. Западное и Восточное полушария

Географическая карта – это уменьшенное изображение земной поверхности принятыми условными знаками. Чтобы понять, во сколько раз уменьшено изображение, нужно посмотреть масштаб карты.

Географические карты бывают разные. На физической карте, можно увидеть материки и океаны, там обозначены различные географические объекты.

Рис. 8. Физическая карта Евразии (Источник)

На карте полезных ископаемых особыми значками отмечены места залежей полезных ископаемых.

Рис. 9. Карта полезных ископаемых (Источник)

На картах обитания животных указаны места обитания различных видов птиц и животных.

 

Рис. 10. Карта обитания птиц и животных (Источник)

На контурных картах нет цветовых обозначений и изображены, но не подписаны, всевозможные географические объекты. Они удобны для прокладывания маршрутов.

 

Рис. 11. Контурная карта

На политической карте мира изображены страны и их границы.

 

Рис. 12. Политическая карта Евразии (Источник)

На синоптических картах условными значками показаны наблюдения за погодой.

 

Рис. 13. Синоптическая карта (Источник)

Разные карты объединяют в атласы.

 

Рис. 14. Географический атлас (Источник)

Карты изображают различные территории. Есть карты районов, городов, областей, государств, материков, океанов, карты полушарий и мировые карты.

Условные обозначения на карте такие же, как и на глобусе. Они называются легендой и обычно помещаются внизу карты.

 

Рис. 15. Легенда карты (Источник)

Их необходимо знать, чтобы читать карту – находить на ней географические объекты, реки и моря, города…

Найдем на физической карте России Западно-Сибирскую равнину.

 

Рис. 16. Западно-Сибирская равнина (Источник)

Мелкие горизонтальные черточки, покрывающие немалую часть её территории, означают болота.

Здесь находятся одни из самых больших мире болот – Васюганские. Линиями изображаются реки, границы и дороги, кружочками – города.

Рис. 17. Васюганские болота

Моря и горы имеют реальные очертания и окрашиваются разными цветами. Синим и голубым – водоемы, желтым – возвышенности, зеленым – низменности, коричневым цветом – горы.

В нижней части карты размещают шкалу глубин и высот, с помощью которой можно увидеть какую высоту или глубину означает тот или иной оттенок цвета на карте.

Чем глубже океан, тем темнее цвет. На карте Северного Ледовитого океана самый темный оттенок синего в Гренландском море, где глубина достигает 5 тысяч 527 метров; самый светлый оттенок бледно-голубого цвета, там глубина моря – 200 метров.

 

Рис. 18. Физическая карта Северного Ледовитого океана

Чем выше горы, тем темнее цвет, которым они обозначены. Так, Уральские горы, которые считаются сравнительно невысокими (высочайшие вершины от 1000 до 2000 м над уровнем моря), на карте окрашены светло-коричневым цветом.

 

Рис. 19. Уральские горы

Гималаи – самые высоки горы в мире (10 вершин с высотой более 8 км) обозначены темно-коричневым цветом.

 

Рис. 20. Гималайские горы

 

Рис. 21. Горы Гималаи (Источник)

В Гималаях расположена Джомолунгма (Эверест) – высочайшая вершина мира (8848 м).

 

Рис. 22. Гора Джамалунгма (Источник)

Пользуясь шкалой высот, легко определить высоту Кавказских гор.

 

Рис. 23. Кавказские горы

Их коричневый цвет указывает, что высота гор более 5 тысяч метров. Наиболее известные вершины — гора Эльбрус (5642 м) и гора Казбек (5033 м) покрыты вечными снегами и ледниками.

 

Рис. 24. Гора Эльбрус (Источник)

 

Рис. 25. Гора Казбек (Источник)

С помощью карты можно определить точное местоположение какого-либо объекта. Для этого нужно знать его координаты: широту и долготу, которые определяют по градусной сетке, образованной параллелями и меридианами.

Рис. 26. Градусная сетка

Экватор служит началом отсчета – на нем широта равна 0⁰. Широта отсчитывается от 0⁰ до 90⁰ по обе стороны от экватора и называется северной или южной. Например, координата 60⁰ северной широты означает, что эта точка лежит в Северном полушарии и находится под углом 60⁰ к экватору.

 Рис. 27. Географическая широта

Долгота отсчитывается от 0⁰ до 180⁰ по обе стороны от Гринвичского меридиана и называется западной или восточной.

 

Рис. 28. Географическая долгота

Координаты Санкт-Петербург – 60⁰ с.ш., 30⁰ в.д.

Координаты Москвы – 55⁰ с.ш., 37⁰в.д.

Рис. 29. Политическая карта России (Источник)

 

Список рекомендованной литературы

  1. Вахрушев А.А., Данилов Д.Д. Окружающий мир 3. М.: Баллас.
  2. Дмитриева Н.Я., Казаков А.Н. Окружающий мир 3. М.: ИД «Федоров».
  3. Плешаков А.А.Окружающий мир 3. М.: Просвещение.

 

Рекомендованные ссылки на ресурсы интернет

  1. Академик (Источник).
  2. Выживание (Источник).

 

Рекомендованное домашнее задание

  1. Найдите на физической карте мира Тихий океан. Определите его глубочайшее место, укажите его название и глубину. Опишите, как Вы определили это место.
  2. Составьте короткий тест (4 вопроса с тремя вариантами ответа) на тему «Географические карты».
  3. Подготовьте памятку с правилами работы с картами.

 

interneturok.ru

Россия на карте — Ответы Плешаков 2 класс 2 часть

1. Допиши определение.

Карта — это уменьшенное изображение земной поверхности на плоскости с помощью условных знаков.



2. Подумай и запиши, зачем тебе нужно уметь читать карту.

Чтобы уметь найти на карте объект, который тебя интересует, и проложить к нему маршрут.



3. Практическая работа «Учимся читать карту». Цель работы: освоить приёмы чтения карты. Оборудование: у одного из работающих в паре учебник открыт на стр. 90-91, у другого — на стр. 94-95. Ход работы:

1) Прочитайте в учебнике, как определить на карте стороны горизонта. Обозначьте их на этой карте.

2) Прочитайте в учебнике, что обозначают на карте различные цвета. Раскрасьте, как обозначены на карте:

Найдите на карте в учебнике водные объекты, равнины, горы.

3) С помощью учебника узнайте и подпишите, что обозначают эти условные знаки.

Оценка выполненной работы (достигнута ли цель): работа выполнена, цель достигнута

Презентация: сообщите классу о результатах работы, выслушайте и оцените другие сообщения


4. Карта — богатый источник информации. С помощью карты в учебнике выполни задания.

Вариант 1. Допиши названия.

Северный Ледовитый океан

Восточно-Европейская равнина

Баренцево море

Уральские горы

Западно-Сибирская равнина

Чёрное море

Кавказские горы

Охотское море

Тихий океан

Вариант 2. Определи и напиши, что здесь перечислено.

а) Дон, Обь, Лена, Индигирка — это реки

б) Курск, Салехард, Чита, Магадан, Волгоград — это города

Вариант 3. Приведи примеры (2-3 в каждом пункте).

а) Острова: Новая Земля, Северная Земля, Сахалин

б) Полуострова: Камчатка, Таймыр, Кольский полуостров

Подумай, в чём различие между островами и полуостровами. Объясни (устно).

Вариант 4. Найди на карте реку Волгу. Выпиши названия городов, которые стоят на Волге.

Астрахань, Волгоград, Самара, Казань, Нижний Новгород


okrumir.ru

Россия на карте (Страницы 59,60,61)

Главная › 2 класс › Окружающий мир › Рабочая тетрадь по окружающему миру 2 часть Плешаков 2 класс

1. Допиши определение.

Карта — это уменьшенное изображение земной поверхности на плоскости с помощью условных знаков.



2. Подумай и запиши, зачем тебе нужно уметь читать карту.

Чтобы уметь найти на карте объект, который тебя интересует, и проложить к нему маршрут.


3. Практическая работа «Учимся читать карту». Цель работы: освоить приёмы чтения карты. Оборудование: у одного из работающих в паре учебник открыт на с. 90-91, у другого — на с. 94-95. Ход работы:

1) Прочитайте в учебнике, как определить на карте стороны горизонта. Обозначьте их на этой карте.

2) Прочитайте в учебнике, что обозначают на карте различные цвета. Раскрасьте, как обозначены на карте:

  • Найдите на карте в учебнике водные объекты, равнины, горы.

3) С помощью учебника узнайте и подпишите, что обозначают эти условные знаки.

Оценка выполненной работы (достигнута ли цель): работа выполнена, цель достигнута.

Презентация: сообщите классу о результатах работы, выслушайте и оцените другие сообщения.



4. Карта — богатый источник информации. С помощью карты в учебнике выполни задания.

Вариант 1. Допиши названия.

Вариант 2. Определи и напиши, что здесь перечислено.

а) Дон, Обь, Лена, Индигирка — это реки.
б) Курск, Салехард, Чита, Магадан, Волгоград — это города.

Вариант 3. Приведи примеры (2-3 в каждом пункте).

а) Острова: Новая Земля, Северная Земля, Сахалин.
б) Полуострова: Камчатка, Таймыр, Кольский полуостров.

  • Подумай, в чём различие между островами и полуостровами. Объясни (устно).

Вариант 4. Найди на карте реку Волгу. Выпиши названия городов, которые стоят на Волге.

Астрахань, Волгоград, Самара, Казань, Нижний Новгород


В гости к весне — стр. 54-58Наши проекты: «Города России» — стр. 62-63

Сохраните или поделитесь с одноклассниками:

dourokov.ru

Россия на карте | okrmir1234

Россия на карте

1. Допиши определение.

Карта — это уменьшенное изображение земной поверхности на плоскости с помощью условных знаков.

2. Подумай и запиши, зачем тебе нужно уметь читать карту.

Чтобы уметь найти на карте объект, который тебя интересует, и проложить к нему маршрут.

3. Практическая работа «Учимся читать карту». Цель работы: освоить приёмы чтения карты. Оборудование: у одного из работающих в паре учебник открыт на с. 90—91, у другого — на с. 94—95. Ход работы:

1) Прочитайте в учебнике, как определить на карте стороны горизонта. Обозначьте их на этой карте.

Север на карте вверху, юг — внизу, запад — слева, восток — справа.

2) Прочитайте в учебнике, что обозначают на карте различные цвета. Раскрасьте, как обозначены на карте:

Найдите на карте в учебнике водные объекты, равнины, горы.

3) С помощью учебника узнайте и подпишите, что обозначают эти условные знаки.

Оценка выполненной работы (достигнута ли цель): работа выполнена, цель достигнута

Презентация: сообщите классу о результатах работы, выслушайте и оцените другие сообщения.

4. Карта — богатый источник информации. С помощью карты в учебнике выполни задания.

Вариант 1. Допиши названия.

  • Северный Ледовитый океан
  • Восточно-Европейская равнина
  • Баренцево море
  • Уральские горы
  • Западно-Сибирская равнина
  • Чёрное море
  • Кавказские горы
  • Охотское море
  • Тихий океан

Вариант 2. Определи и напиши, что здесь перечислено.

а) Дон, Обь, Лена, Индигирка — это реки
б) Курск, Салехард, Чита, Магадан, Волгоград — это города

Вариант 3. Приведи примеры (2—3 в каждом пункте).

а) Острова: Новая Земля, Северная Земля, Сахалин
б) Полуострова: Камчатка, Таймыр, Кольский полуостров

Подумай, в чём различие между островами и полуостровами. Объясни (устно).

Острова полностью окружены водой, а полуострова имеют соединение с «большой» землёй.

Вариант 4. Найди на карте реку Волгу. Выпиши названия городов, которые стоят на Волге.

Астрахань, Волгоград, Самара, Казань, Нижний Новгород 

okrmir1234.ru

Конспект урока по окружающему миру «Географическая карта»

Урок окружающего мира в 1-м классе

(система Л.В. Занкова) по теме «Географическая карта»

Цель:

  1. Закрепить знания детей о глобусе и карте.

  2. Познакомить учащихся с различными видами карт, с помощью условных обозначений научить их читать.

  3. Расширять словарный запас и кругозор учащихся, развивать воображение, логическое мышление.

  4. Развивать умение наблюдать, сравнивать, анализировать, делать выводы.

Ход урока

I. Орг. момент.

II. Закрепление ранее изученного материала.

1. Кроссворд.

  1. Он бывает Тихий, бывает Индийский, Северный Ледовитый и Атлантический. (океан)

  2. Чего на нашей планете шесть? (материк)

  3. На ноге стоит одной,
    Крутит, вертит головой.
    Нам показывает страны,
    Реки, горы, океаны. (глобус)

  4. Земля, как космическое тело. (планета)

  5. Разгадайте ребус:

  1. Дороги имеются – ехать нельзя,
    Земля есть – пахать нельзя,
    Луга есть – косить нельзя,
    В реках, в морях воды нет. (географическая карта)

— Прочитайте слова, которые выделены красным шрифтом.

— Что такое глобус ?

— Что такое карта? (на доске ) Хотим узнать

— Что общего? А чем они отличаются?

Что такое глобус?

Глобус – это модель Земли.

Что такое модель? (уменьшенное изображение натурального объекта)

Ребята, а можно ли, глядя на глобус с одной стороны, увидеть всю планету? А положить глобус в карман, когда отправляемся в путешествие? Подумайте, о чем мы будем говорить сегодня на уроке.

Глобус – это замечательное изображение Земли, но его неудобно носить с собой. А географическую карту – рисунок Земли или её части – положил в карман и отправился в поход.

III. Работа по теме урока.

1. Из истории карт.

— Какие бывают карты? (варианты ответов)

Карты бывают разные: политические, физические, исторические, карты звёздного неба и много-много разных других карт. А сборник разных карт называется атласом.

— А знаете ли вы, ребята, что до наших времён сохранились древние карты? Люди создавали карты с незапамятных времён. Самые ранние карты были созданы более четырёх тысяч лет назад. Их сделали на основании рассказов путешественников о тех местах, которые они повидали.

Это, например, выдавлена на глиняной табличке.

Физминутка.

Волны плещут в океане. (дети машут руками, изображая волны)
Что там чудится в тумане? (вытягивают руки вперёд)
Это мачты кораблей. (руки вверх)
Пусть плывут сюда скорей! (приветливо машут руками)
Мы по берегу гуляем,
Мореходов поджидаем. (ходьба на месте)
Ищем ракушке в песке. (наклоны)
И сжимаем в кулаке. (сжимают кулачки)
Чтоб побольше их собрать, —
Надо чаще приседать. (приседания)
Сядем дружно на песок. (дети садятся за парты)
Снова начался урок.

2. Азбука географии.

Логическая игра “Найди пары”.Соедините, чтобы было соответствие.

Книга – буквы . Следы – животные. Карта – корабль.

-Эти предметы я объединила. Почему? Что у них общего? ( Это всё можно читать) Объясните.

Да, ребята! Оказывается, карту тоже можно читать. В книге есть буквы – мы их читаем, на снегу следы птиц и зверей – мы можем прочесть, кто здесь ходил. А чтобы понимать карту и глобус, надо освоить особую азбуку – научиться читать географические знаки.

Работа по учебнику С.34-35

Перед вами 2 полушария: западное и восточное.

Что такое полушарие?

Посмотрите, какие материки находятся в западном полушарии, а какие в восточном?

Подумайте, почему карта раскрашена разными цветами?

3. Работа по учебнику (с. 36).

— Рассмотрите рисунок. Укажите стрелкой географические объекты.

  • — Скажите, что общего и какая разница между островом, полуостровом и материком?

Остров — окруженное водой естественное образование  суши, которое находится выше уровня воды  при приливе.

Полуостров — часть суши, одной стороной примыкающая к материку или большому острову, а со всех остальных сторон окруженная морем или озером.

Материки -континенты ,крупные массивы земной коры, большая часть поверхности которых выступает над уровнем Мирового океана в виде суши.

Озеро — естественный, замкнутый в берегах водоем с пресной или соленой водой, не являющийся частью мирового океана.

Море — часть Мирового океана, обособленная сушей или возвышениями подводного рельефа. Прибрежные части океанов называют морями.

Реки- водные потоки, текущие в естественных руслах и питающиеся за счёт поверхностного и подземного стока с их бассейнов.

Горы- изолированные вершины, массивы, кряжи, хребты (высотой обычно более 200 м над уровнем моря) различного происхождения.

Равнины — участки поверхности суши, дна океанов и морей, характеризующиеся незначительными колебаниями высот.

В зависимости от того, насколько высокая или глубокая местность, на карте принято обозначать высоту суши и глубину водоёма разными цветами и оттенками. Точкой отсчёта принято считать уровень океана.

— Рассмотрите карту и расскажите, что и как окрашено на ней.

Работа в рабочей тетради стр. 25

4.Закрепление изученного.

Что такое карта?

Карта – это плоское изображение земной поверхности.

5. Итог урока.

— Молодцы! Наш урок подходит к концу. Сегодня вы узнали много интересного и нового.

— Чему мы учились сегодня на уроке?

— Что значит, читать карту?

— На следующем уроке мы продолжим учиться понимать географические знаки и подробнее знакомиться с цветовой окраской карты.

infourok.ru

Карта (географическая) — это, что такое, какие, определение, значение, доклад, реферат, конспект, сообщение, вики — WikiWhat

Содержание (план)

Геогра­фическая карта — это уменьшенное изображение земной по­верхности на плоскости принятыми условными знаками. Карта — это величайшее изобретение человечества. На гео­графических картах изображают целые государства, а иногда и несколько государств, и даже весь земной шар.

Планы и карты всегда были нужны человеку. Они появились гораздо раньше, чем первые буквы, первые иероглифы. Они про­шли длинный путь от рисунков до точных, математически выве­ренных моделей участков земной поверхности. Карты постоянно обновляются, ведь облик Земли постоянно меняется: изменяют течение реки, наступают и отступают ледники, появляются гео­графические объекты, созданные человеком. В XX веке человек увидел Землю с самолетов и космических кораблей. Знания о Зем­ле возросли, расширились возможности создания карт.

Первые географические карты

Первые географические карты появились еще в каменном веке. В древности Земля казалась людям огромной. Они постепенно узнавали ее во время путешествий. Путешествие — это поход или плавание, во время которого люди, покинув родные места, посе­щают новые земли.

В поисках пищи первобыт­ные охотники и собиратели преодолевали большие расстояния. Первыми географами были путешествен­ники и мореплаватели. Трудно им приходилось, немало препят­ствий было на их нелёгком пути. На небольших судах они сме­ло шли в открытый океан, не зная, что их ждёт завтра, через неделю, через месяц. Им надо было знать, где течет большая река, как найти через нее переправу, в какой стороне лежат болота, где пасутся большие стада зверей. В этом им помогали рисунки местности.

Возвращаясь, путешественники рассказыва­ли о том, что им удалось узнать и увидеть. Описывать путь можно словами, а можно — рисуя дорогу, берега, мимо которых путеше­ственники проплывали, горы, которые вставали на их пути, реки, леса и многие другие географические объекты. В рисунках главным было не красивое изображение гор и рек, а правильное их взаимное расположение, показ расстояний между географически­ми объектами. Так, уже в глубокой древности появились планы и карты — уменьшенные условные изображения земной поверхно­сти на плоскости. Древние люди рисовали их в пещерах, на камнях, на бересте, на костяных пластинках. Коренные жители Австралии, жившие до появле­ния европейцев в каменном веке, могли нарисовать на песке мест­ность, по которой кочевало их племя.

Значительно легче стало путешествовать, когда появились географические карты. Но первые карты по сравнению с совре­менными были очень примитивны, изображали не всю Землю, а отдельные её части, наиболее изученные людьми. Они были еще неточными, но помогали людям лучше представить окружающий мир, помогали им во время но­вых путешествий. Условные изображения — особый язык карт — были понятны представителям разных народов, говорившим на разных языках.

Древнейшая карта

В Украине найден кусок бивня мамонта, на кото­ром двумя линиями показана река, штрихами — склон горы, на­рисованы жилища из костей мамонта. Этому рисунку около 15 тысяч лет. Пользуясь им как картой, археологи смогли найти и раскопать изображенные древним человеком жилища.

Карта Эратосфена

Одну из первых карт составил ещё до начала новой эры греческий учёный Эратосфен (рис. 1). На ней была показана населён­ная часть суши вокруг Средиземного (Внутреннего) моря: Южная Европа, Северная Африка и западная часть Азии.

Карта Птолемея

Более совершенными были карты греческого учёного Пто­лемея (рис. 2), жившего во II в. н. э. На них уже была нане­сена градусная сетка и показано большое количество географи­ческих пунктов, все известные тогда европейцам земли. Земли вокруг Средиземного моря, которые лю­ди знали хорошо, показаны сравнительно точно, земли на краю Ойкумены — часто неправильно. Суша на картах занимала большую часть земного шара.

На карте Птолемея видна лишь часть поверхности нашей планеты. Сколько земель, сколько еще материков, островов, океанов и морей предстояло узнать и нанес­ти на карту! Людей ждали открытия высоких гор и могучих рек, суровых северных льдов и жарких тропических лесов. Картами Птолемея пользовались 14 столетий.

Глобус Бехайма

Во время путешествий в дальние страны люди ориентирова­лись не только по звёздам, компасу и географическим картам, но и по глобусам. Особенно нужны были глобусы мореплавате­лям для плавания по океанам.

Один из первых удачных глобусов был создан в XV в. не­мецким географом Бехаймом. Этим глобусом пользовались не только моряки, но и картографы при составлении карт.

Первый атлас

В конце XV века особенно славилась карты голландца Герарда Меркатора. Свой на­бор карт Меркатор назвал «Атлас» в честь титана Атласа — героя древнегреческих мифов, державшего небесный свод над Землей и изготавливавшего глобусы. С этих пор наборы карт называются атласами.

Виды и примеры карт

Карты бывают разные: на них может быть изображён весь земной шар, отдельные матери­ки, государства, моря и океаны. Есть карты звёздного неба, показывающие положение звёзд, других небес­ных светил, движущихся вокруг Солнца.

Автомобилист берёт с собой карту автомобильных до­рог. Туристам необходима в путешествии карта местно­сти, по которой им предстоит пройти. Карты нужны и геологам, и строителям, и капитанам судов, и военным. Случайно обнаруженная в сундуке пирата карта острова сокровищ стала началом приключенческого романа…

Краткую физико-географическую характеристику мож­но дать, пользуясь только двумя картами: физической картой полушарий и природных зон земного шара. Карты эти не очень подробные. На них нет названий многих гор, плоскогорий, низменностей, морей, заливов, проливов, рек, озёр и т. д. А по более подробным картам характеристику любой части света или от­дельной части материка можно дать гораздо полнее.

Существуют специальные карты. Среди них — климатические, на которых условными знаками пока­заны средние температуры июля и января, направления преобладающих зим­них и летних ветров, среднегодовое количество осадков, самые высокие и самые низкие температуры, толщина снежного покро­ва в различных уголках земного шара. Есть карты полезных ископаемых, почвенные, карты растительности. На экономико-географических картах показано, где добываются и перерабатыва­ются разнообразные полезные ископаемые, какая промышлен­ность развита в городах, какие сельскохозяйственные культуры выращиваются в том или ином районе земного шара. На политических картах разными цветами показаны страны, подписаны их столицы.

Физическая карта

см. Физическая карта

Историческая карта

Исто­рическая карта — это изображение Земли или боль­шой части земной поверхности в различные времена истории человечества. На исторической карте могут обозначаться места сражений, старинные крепости, ли­нии фронтов, торговые пути, города, памятники куль­туры, которые относятся к определённому времени.

Одна и та же территория, изображённая на картах в разные времена, выглядит по-разному. Историческая карта помогает увидеть, какие изме­нения произошли на какой-либо территории.

Название исторической карты всегда включает ука­зание времени, к которому она относится. Например, «Древний Египет», «Европа XV в.», «Образование Древнерусского государства (IX-X вв.)».

Историческая карта позволяет ответить на вопрос, где произошло событие. Есть правила, о которых надо помнить, начи­ная работу с исторической картой.

Исторический план

см. Исторический план

Контурные карты по истории

На контурные карты по истории нанесены только очертания территорий в то или иное время. На них можно увидеть линии, обозначающие реки, моря, место­положение городов, отмеченных точками. Это — осно­ва. На контурную карту наносятся названия объектов в процессе изучения исторических событий.

Географический атлас

Разные карты, собранные вместе, в виде альбома, называются географическим атласом.

Глобус

см. Глобус

Изображение на карте

Способы картографического изображения

см. Способы картографического изображения

Масштаб

см. Масштаб

Масштабы карт мелкие. Ведь Земля большая, и чтобы пока­зать на карте всю ее поверхность или один материк, изображе­ние на карте приходится уменьшать в миллионы раз. Напри­мер, масштаб карты 1: 10 000 000 («в 1 см 100 км») означает, что на карте все расстояния уменьшены в десять миллионов раз. 2 см на карте соответствуют двумстам километрам на мест­ности и так далее. Масштабы карт всей Земли или отдельных материков очень мелкие: например, 1: 50 000 000, т.е. в 1 см — 500 км. Понятно, что на таких картах можно показать только основные географические объекты — горы и равнины, крупные реки, острова.

Чем меньше территория, показанная на карте, тем крупнее, по­дробнее можно ее показать. Территорию какой-либо одной стра­ны, одного района часто говорят региона, — например, региона Средиземного моря, можно показать подробнее. Для этого делают карты более крупных масштабов, например 1: 5 000 000, т.е. в 1 см 50 км, 1: 1 000 000, т.е. в 1 см — 10 км. На таких картах можно показать не только главные реки, но и их притоки, не только моря, но и заливы. В разных случаях удобно пользоваться картами разных масштабов, на которых показан весь мир, от­дельный материк или регион.

Легенда

Составители карт должны во много раз уменьшать изображение Земли и её больших частей, чтобы они уместились на листе бумаги. Многие объекты на карте обозначены условными знаками (фигурками, стрелка­ми, линиями). Их объяснения даются в разделе «Услов­ные обозначения». Карта раскрашена различными цветами, содержит надписи. Перечень (свод) исполь­зуемых на карте условных знаков и объяснений назы­вается легендой карты.

Условные линии

На картах изображаются условные линии: полюса, линии экватора и градусной сетки (меридианы и па­раллели).

Экватор

На равном расстоянии от полюсов земной шар на глобусах и картах опоясывает линия экватора. Длина эква­тора составляет 40000 км.

Градусная сетка

Поскольку Земля — шар, все расстояния на ее поверхности мож­но измерять в градусах окружности. Линии меридианов и парал­лелей, разделенные на градусы, называют градусной сеткой. С помощью градусной сетки можно определить географическое положение любой точки на поверхности Земли.

  • Меридианы — это ли­нии, которые пересекают зем­ной шар от полюса до полюса.
  • Параллели — это линии, огибаю­щие земной шар параллельно экватору.
Линия перемены дат

см. Линия перемены дат

Изогипсы (горизонтали)

см. Изогипса Материал с сайта http://wikiwhat.ru

На картах территории с близкими абсолютными высотами по­крашены в одинаковый цвет. Отдельные формы рельефа на них не изображены. В мелком масштабе их невозможно показать. Толь­ко отдельные горные вершины и глубокие впадины отмечены точ­ками, возле которых указана их высота или глубина.

На некоторых крупномасштабных картах рельеф показывают, как и на плане, с помощью горизонталей. На других картах можно видеть изображение рельефа с помощью «отмывки». При этом рисунок гор и долин становится очень наглядным, но определение их высоты затруднено.

Картографическая проекция

см. Картографическая проекция

Уметь читать карту — это значит уметь видеть изображённую на ней местность такой, какой она есть на самом деле.

«Изучение незнакомого края всегда начинается с карты… По карте можно странствовать так же, как и по земле, но потом, когда попадешь на эту настоящую землю, сразу же сказывается знание карты — уже не бродишь вслепую и не тратишь времени по пустякам», — это слова писателя Константина Паустовского.

Кар­ту читают так же, как и книгу, раздумывают над ней. Она отвечает на многие вопросы, ставит новые и помогает ответить на них. Почему именно так текут реки, где лучше построить морской порт, проложить железную дорогу? Эти и другие проблемы мож­но решить, только внимательно изучив карту. Умея читать карту, можно узнать о том, какие народы населяют Землю, в каких природных ус­ловиях они живут, как развито хозяйство в разных странах, и многое другое. Уметь читать и понимать карту должен научиться каждый, ибо без знания кар­ты нет географии.

Географические координаты

см. Географические координаты

Для того чтобы определить положение точки на карте или гло­бусе, необходимо знать ее географические координаты — долготу и широту.

Картинки (фото, рисунки)

На этой странице материал по темам:
  • Древние географические карты доклад информация с картинками

  • Географическая карта эратосфена отображала территорию вокруг

  • Какие географические объекты нанесены на карте времен птолемея

  • Карта бехайма глобус

  • Чем отличие историческая карта от других карт

Вопросы к этой статье:
  • Зачем людям были нужны карты и планы?

  • Что такое историческая карта?

  • В чём отличие исторической карты от других карт?

  • Что называют легендой карты?

wikiwhat.ru

Советы рукодельницам