Презентация — Русский язык 3 класс

Содержание

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1

Слайд 2

Слайд 3

Три девицы под окном Пряли поздно вечерком. «Кабы я была царица, — Говорит одна девица, — То на весь крещеный мир Приготовила б я пир». «Кабы я была царица, — Говорит ее сестрица, — То на весь бы мир одна Наткала я полотна». «Кабы я была царица, — Третья молвила сестрица, — Я б для батюшки-царя Родила богатыря».
Найдите имена числительные.

Слайд 4

В свете есть иное диво: Море вздуется бурливо, Закипит, подымет вой, Хлынет на берег пустой, Разольется в шумном беге, И очутятся на бреге, В чешуе, как жар горя, Тридцать три богатыря, Все красавцы удалые, Великаны молодые, Все равны, как на подбор, С ними дядька Черномор.

Слайд 5

Вставьте пропущенные буквы. Найдите родственные слова.
Б…леть, г…стить, б…льшой, б…льной, г…далка, гл…зок, б…льшущий, заб…лел, г…стиница, гл…зной, г…дание.

Слайд 6

Собрались у воды родственники. Подводник с Водицей беседуют. Водолаз с Водопадом на солнышке греются. Водитель на гармошке наигрывает. Водомерка с Водорослями разыгралась. Водичка по камушкам на одной ножке скачет. Даже сам Водяной пожаловал. И все старуху    Воду ждут.     Вышла мудрая Вода на крыльцо, глянула на гостей, сразу чужака приметила. Велела ему прочь идти, в свою семью.
Внимательно прочитайте текст «Чужак». Найдите чужака.
Кто же оказался чужаком среди родственников Воды?

Слайд 7

Слайд 8

Слайд 9

Слайд 10

Слайд 11

Слайд 12

Слайд 13

Отгадайте ребус.

Слайд 14

Слайд 15

Слайд 16

Подумайте, как получились такие слова.
грибник космонавт тракторист сосняк субботник

Слайд 17

Найдите лишние слова.
Лёд, ледок, ледяной, ледник, сосулька, след.
Лес, лесной, лесочек, лесник, лестница, лесистый.
Вода, водичка, водит, водный, жидкость, водопад.

Слайд 18

Родня ли Гусеница Гусю? – Вы кто такие? – Я гусь, это гусыня, это наши гусята – А ты кто? – А я ваша тетка – гусеница. Есть ли в этом рассказе “родственники”?  Петя выписал: гусь, гусыня, гусята, гусеница (личинка бабочки)  Алеша сказал, что гусеница – не родственное слово.  А Петя возразил: – Ведь гусеница сама сказала, что она родственница, значит, родственное слово. – Вы согласны с Петей? Почему?

Слайд 19

______– ягоды, плоды, сваренные в сахаре. ______– горячее жидкое кушанье. ______ – маленький варёный пирожок. ______– мастер по приготовлению пищи. ______ – большая ложка для разливания жидкой пищи.
Прочитайте однокоренные слова. Напишите их в порядке указанных значений.
Повар, вареник, поварешка, варево, варенье.

Слайд 20

Слайд 21

Слайд 22

Бывает частенько, что слово одно, Но служит по-разному людям оно. Примеры тут можно найти без труда. Возьмём хоть короткое слово «Вода». Вот был я мальчишкой, да детство ушло. С тех пор уже много воды утекло.
Найдите фразеологизмы в стихотворении.

Слайд 23

Случалось, что в школе я правил не знал, Молчал при опросе: воды в рот набрал. Зато болтуну мы заметить не прочь: – Не хватит ли воду в ступе толочь!

Слайд 24

Не прочь и другому сказать невзначай: Довольно лить воду! Ты дело давай! О смелом мы в праве сказать наперёд: Такой сквозь огонь и сквозь воду пройдёт! А гуси и утки – сухие всегда. Заметили люди: как с гуся вода!

Слайд 25

Лентяй отдыхает, а время идёт, – Под камень лежачий вода не течёт. Лгунишка наврёт, не поймёшь для чего, – На чистую воду выводят его.

Слайд 26

Работать впустую?.. Что скажут потом? Не дело, мол, воду носить решетом. Стихи говорим, не жалея труда, Что б вы не сказали: «В стихах-то – ВОДА!»

Слайд 27

У слова есть корни. И есть родня. Оно не подкидыш под сирым кустом. Когда я слышу: “Защити меня!” –  Это значит:  “Укрой меня за щитом!” Вслушайся! Вникни! Не позабудь: У слова свой норов. Своё нутро. И если в эту проникнешь суть –  Слово тебе сотворит добро.
Какие слова называются однокоренными? Как пишутся корни в однокоренных словах? Оцени свою работу на уроке.

Слайд 28

lusana.ru

Урок русского языка в 3-м классе «Однокоренные слова». Презентация к уроку

Разделы: Начальная школа


Тема: Однокоренные слова.

Задачи: Нахождение родственных слов, выделение корня слова.

Цели: развивать умение находить однокоренные слова, образовывать их, отделять от формы слова, выделять корень слова, развивать орфографическую зоркость, речь, память, воспитывать внимание, аккуратность при письме.

Оборудование: экран, мультимедиа-проектор, презентация “Однокоренные слова”

Литература.

1. Лайло В.В. “Развитие Памяти и повышение грамотности”, — М. Дрофа. 2000.

2. Зеленина Л. М., Хохлова Т. Е. Русский язык. Учебник. – М. Просвещение. 2006.

3. Бакулина Г.А. Интеллектуальное развитие младших школьников на уроках русского языка. – М. ВЛАДОС. 2000.

4.Псарёва Л.А., Жиренко О.Е. Поурочные разработки по русскому языку к учебному комплекту Л.М. Зелениной, Т.Е. Хохловой. – М. ВАКО. 2006.

Ход урока

1.Организационный момент.

— Ребята, сегодня на уроке у нас гости. Давайте поздороваемся. Сядут сначала девочки, а потом мальчики.

Сейчас у нас урок русского языка. Откройте тетради. Запишем число, классная работа.

— Какие орфограммы в словосочетаниях семнадцатое октября, классная работа? (Ученики выделяют орфограммы зелёной пастой).

2. Каллиграфическая минутка.

(На доске написаны слова : р*сунок, ул*ца, кр*кун).

— Что общего в этих словах? (Это все имена существительные, все они на безударную гласную).

— Какое слово лишнее и почему? (Слово крикун, потому что в нём безударная гласная, проверяемая ударением, а остальные слова словарные).

— Какую гласную букву мы будем прописывать сегодня?

(Гласную “и”).

Ученики прописывают букву “и” в сочетании с наклонной петлёй внизу и вверху.(1 ученик работает за доской: фонетический разбор слова “игра”, затем проверка).

3.Словарная работа.

— Спишите словарные слова с доски, вставляя нужную орфограмму, и допишите ещё словарные слова на безударную гласную “и”, которые мы изучали. (Фронтальная поверка).

— А сейчас посмотрите в словаре, как пишется ещё одно слово “ужин”. Запишите его и запомните, как оно пишется.

— Давайте, образуем от слова “ужин” глагол (ужинать), запишите его.

— Что общего в этих словах? (Они близкие по смыслу, имеют общую часть).

— Как можно их назвать? (Однокоренные, родственные).

(На экране появляется тема урока “Однокоренные слова. Родственные слова”, слайд №3).

— Выделите в них корень слова. (Ребята выделяют корень слова в тетрадях, а один ученик на доске).

4.Тема урока.

— Сегодня на уроке мы будем работать над темой “Однокоренные слова”.

— Кто из вас любит заниматься рыбной ловлей?

— Сейчас мы с вами образуем группу слов, связанных со словом “рыба”.

— Назовите, одним словом словосочетания и запишите эти слова, выделяя общую часть.

  1. Небольшая, мелкая рыба. (Рыбка, рыбёшка).
  2. Рыбная ловля. (Рыбалка).
  3. Ловить рыбу. (Рыбачить).
  4. Человек, занимающийся рыбной ловлей. (Рыбак).

(На экране появляется запись “Рыбка, рыбёшка, рыбалка, рыбачить, рыбак”, слайд №4). Дети проверяют.

Физкультминутка

(Под звуки лёгкой музыки, ученики выполняют упражнения).

5. Закрепление.

(На экране появляются слова: гриб, лес, горка, лесной, грибник, грибной, гора, слайд №5).

— Прочитайте слова. Распределите их по группам. (Запись в тетрадях).

— Как называются слова каждой группы? Выделите общую часть каждой группы слов. (На экране появляются группы слов: гриб, грибной, грибник; гора, горка; лес, лесной, слайд №6). Дети проверяют самостоятельную работу.

— А сейчас мы будем писать под диктовку с комментированием. Запись в тетрадях.

— В тайге растёт кедр. Кедровник — любимое место многих животных и птиц. Осенью в нём созревают кедровые шишки.

Задание. а). Найти однокоренные слова, выделить корень.

(На экране появляется текст с выделенным корнем в однокоренных словах, слайд №7).

б). Синтаксический разбор предложения.

(У доски ученик выписывает словосочетания. Дети самостоятельно выполняют задание).

Физкультминутка

6. Работа в парах.

У каждого на партах задание.(Слайд №8)

— Выделить группы однокоренных слов. Поставить “+” у одной группы,

а “-”у другой.

— Давайте назовём группы образовавшихся однокоренных слов. (На экране появляются слова: вода, водичка, водный; проводник, водитель, водить, слайд №9).

7. Работа с учебником.

— Откройте учебник на стр. 62, упр.23. Сейчас 1вариант образовывает от слова “картофель” однокоренные имена прилагательные, а 2 вариант - от слова “малина”. Дети самостоятельно образовывают имена прилагательные от данных слов и составляют предложение с одним из них, записывая их в тетрадь. (На доске появляются слова: картофель-картофельный; малина – малиновый, слайд №10.)

8.Письмо по памяти.

На экране появляются группы слов, слайд №11.

  1. Куст, кустик, кусты.
  2. Море, моряки, моряк.
  3. Зимний, зима, зимняя.
  4. Морозы, мороз, заморозки.

— В каждой группе найдите лишнее слово. Почему оно лишнее? (Лишние слова: кусты, моряки, зимняя. Это формы слова, а не однокоренные слова).

— Прочитайте ещё раз и запишите те группы однокоренных слов, которые запомнили. ( Проверка фронтальная.)

9.Итог урока.

— С какими словами мы познакомились на уроке?

(На экране появляется правило, слайд №12.)

“Слова, имеющие общую часть и близкие по смыслу, называются однокоренными словами”.

10. Домашнее задание.

— Составить однокоренные слова с корнем – книг- и 2 предложения с ними.

3.03.2009

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

План — конспект урока русского языка в 3 классе по теме «Однокоренные слова»

Управление образования

Амвросиевского района

Амвросиевская общеобразовательная школа I-III ступеней № 2

Амвросиевского района

Донецкой Народной Республики


План — конспект урока

русского языка в 3 классе по теме «Однокоренные слова»

Тема: Однокоренные слова

Цель: закрепить представление о двух признаках родственных слов, закрепить умение выделять корень слова, развивать умение распознавать и подбирать однокоренные слова, сравнивать слова, находить среди слов однокоренные; развивать мыслительную и творческую деятельность; воспитывать бережное отношение к своему здоровью, способствовать сохранению и укреплению здоровья; воспитывать интерес к предмету, любовь и бережное отношение к природе; формировать языковую, коммуникативную компетентности, учить детей слушать и уважать друг друга

Формируемые УУД:

познавательные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации; анализ объектов с целью выделения их признаков; подведение под понятие; построение логической цепи рассуждений; доказательство;

коммуникативные: инициативное сотрудничество с учителем и сверстниками; контроль, коррекция, оценка действий партнёра;

регулятивные: постановка учебной задачи; сличение способа действия и его результата с заданным эталоном; оценивание качества и уровня усвоения материала;

личностные: установление связи между целью учебной деятельности и её мотивом

Оборудование: компьютер, экран, проектор, презентация, раздаточный материал: карточки с заданиями для работы в парах, группах, учебник русского языка (2 часть) для 3 класса, авторы В.П. Канакина, В.Г. Горецкий

Тип урока: урок применения знаний, умений и навыков

Форма проведения: урок с использованием компьютерных технологий, урок — путешествие

Ход урока

I. Организация класса

II. Эмоциональный настрой и мотивация

− Весна, весна на улице, весенние деньки… Весна − прекрасное время года! Давайте окунёмся в эту атмосферу и представим, что на дворе яркое солнышко. Слышны голоса птиц, воздух наполнен ароматами весенних цветов.

Пусть этот день несёт нам радость обучения, и, подобно этим цветам, раскроются наши души, даря окружающим свет и тепло. Вот с таким настроением и начнем наш урок.

Весна – время, когда хочется больше быть на воздухе, прогуливаться, это правильно, очень полезно для здоровья. Сегодня на уроке мы тоже совершим прогулку — путешествие.

Приложение. Слайд № 2

− Откройте тетради и запишите дату нашей прогулки.

III. Каллиграфическая минутка. Словарная работа

Апрель. На дворе звенит капель…

− Капельки воды упали на словарные слова и смыли орфограммы. Приложение. Слайд № 3

− Какие, догадались?

− Давайте вернём их на свои места.

− Покажите карточкой нужную букву.

В..рона, вор..н, в..робей, к..рова, с..рока.

− Назовите однокоренные слова.

− Чем объединены слова? (Все слова отвечают на вопрос кто? В них орфограмма -оро-)

− Какую букву выберем для минутки каллиграфии?

− На что она похожа? (На солнышко) Весной ярче светит солнышко, и мы ему очень рады. Приложение. Слайд № 5

− Запишите буквы О заглавную и строчную каллиграфически правильно в тетрадь.

− Что можете сказать о звуке, который обозначает буква о?

Ребята, закройте глазки, представьте ясное солнечное утро, солнышко брызжет своими тёплыми лучами на землю. Вдруг один из солнечных лучиков коснулся вас. Он пробежал по вашему животику – погладьте животики, потом коснулся ваших щёчек – погладьте щёчки. Потом переметнулся на ваши головки – погладьте себя по головке. И от этого вам стало тепло, спокойно и весело. Откройте глазки и улыбнитесь друг другу.

− Послушайте. Какие звуки чаще всего встречаются в стихотворении?

Весенний воздух свеж и чист.

Вот зеленеет первый лист,

Видна в проталинах земля.

Вокруг ручьи бегут, звеня.…

Ватага вольных воробьёв

Ворону гонит из кустов.…

Весна готовит свой парад −

Весь мир весне весёлой рад.

− О чем это стихотворение? Приложение. Слайд № 6

− Какие звуки чаще всего встречаются в стихотворении?

− Это любимые звуки нашей гостьи Весны. Как вы думаете, почему?

− Какой буквой обозначаются эти звуки?

−Весне будет приятно, если мы напишем букву В красиво. Приложение. Слайд № 7

− Запишите в тетрадях заглавную и строчную буквы. Что можете сказать о звуках, которые обозначает буква в?

− Услышали ли вы родственные слова в стихотворении? Назовите их.

− Прочитайте слова. Приложение. Слайд № 8

В..сна, в..снушки, в..сенняя, в..снянка

− Назовите орфограммы в словах. Подберите проверочное слово.

− Спишите слова в тетрадь. Но не забывайте о правиле письма. Сядьте ровно, возьмите правильно ручку.

IV. Объявление темы и задач урока

− Что вы можете сказать о данных словах? (Они однокоренные)

− Как вы думаете, какова тема нашего урока? Приложение. Слайд № 9

− Какие задачи мы перед собой поставим, какие знания обобщим, какое умение закрепим, чему научимся?

V. Основная часть урока. Применение знаний, умений и навыков

− Расскажите правило: какие слова называются однокоренными, что такое корень слова.

Весна – прекрасное время года, но именно в этот период существует опасность заболеть, после зимы наш организм ослаблен, нехватка витаминов, воздух весной влажный − благоприятное условие для развития вирусов.

− Что нужно делать, чтобы не заболеть?

− Источником здоровья всегда считалась родниковая вода, туда мы и отправимся сначала.

− Послушайте сказку, запомните как можно больше родственных слов.

Чужак

Однажды весной собрались у Воды родственники. Водица с Водопадом на солнышке греются. Водичка по камушкам на одной ножке скачет. Водомерка с водорослями заигралась. Водитель на гармошке играет. Даже сам Водяной пожаловал.

И все Старуху Воду ждут. Вышла мудрая Вода на крыльцо, глянула на гостей, сразу чужого приметила. Велела ему идти прочь в свою семью. Приложение. Слайд № 11

− Где состоялась встреча родственников? (У воды)

− Кого ждали все родственники? (Старуху Воду)

− Назовите всех родственников Старухи Воды.

Приложение. Слайд №11

− Назовите корень в словах.

− Какие родственные слова имеют два корня?

− Кто же оказался «Чужаком»? Почему?

− Но ведь у слова водитель тоже корень ВОД, почему же он оказался чужаком?

− Раскройте лексическое значение слова водитель? (Тот, кто водит машину)

− Правильно. Он из другой семьи, так как у этого слова совсем другое значение. Назовите признаки однокоренных (родственных) слов. Приложение. Слайд № 12

− Сегодня мы с ребятами

В весенний лес идём.

Кто хочет в путь?

Пожалуйста,

Мы всех с собой возьмём.

− Ребята, мы отправляемся в весенний лес.

1,2,3,4,5.

Вышли пальчики гулять.

Вот пришли в зелёный лес,

Полон это лес чудес.

Вот гнездо, а в нем сидят

Двое маленьких галчат,

Есть хотят они, кричат.

Прилетела мама к ним,

Греет их теплом своим.

Но пора лететь опять

Деткам корм добывать.

− Ребята, не правда ли, красива природа весной? «Побегаем» по тропинкам леса, разомнёмся, ведь двигательная активность важна для здоровья. Передвигаться сегодня будет второй вариант, вспомните правила работы в сменных парах. Вам предстоит подобрать однокоренные слова

к данным.

Карточка для работы в сменных парах

1. Прочитай слово, запиши однокоренное.

2. Сверься с товарищем.

3. Смени пару.

Мед −

Трава −

Роса −

− Ребята, какие деревья чаще встречались в «нашем» лесу? (Берёзы)

− С середины марта можно собирать берёзовый сок. Берёзовый сок – целебный напиток. Но делать нужно это так, чтобы не навредить дереву: не надрезать молодое дерево; буравчиком проделанное отверстие обязательно залепить, чтобы дерево не погибло.

− Прочитайте текст.

− Выпишите однокоренные слова. Приложение. Слайд № 15

Берёзу называют полезным деревом. Весной можно полакомиться берёзовым соком, а летом набрать грибов – подберёзовиков.

− Тот, кто сделает задание быстро и правильно, будет работать дальше самостоятельно, кто ошибётся, не беда, я помогу.

− Давайте представим себе, что мы попали на весенний луг. Хорошо в эту пору там. Вот появились первые весенние цветы. Назовите их (мать-и-мачеха, тюльпан, ландыш, одуванчик, нарцисс, подснежник, пролеска).

− Вырастим свой цветок, украсим нашу планету.

Встаньте, дети, возьмите в руки семечко, из которого вырастет ваш цветок, посадите в землю. Тёплый луч упал на землю и согрел в земле семечко. Из него проклюнулся росток. Из ростка вырос прекрасный цветок. Нежится цветок на солнце, подставляет теплу и свету каждый свой лепесток, поворачивая свою головку вслед за солнцем.

ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ ДВИЖЕНИЯ: сесть на корточки, голову и руки опустить; поднимается голова, распрямляется корпус, руки поднимаются в стороны – цветок расцвёл; голова слегка откидывается назад, медленно поворачивается вслед за солнцем.

1 этап

− Свои задания нам подготовили «тюльпан» и «пролеска». Задания выполняем на карточках №1. Приложение. Слайд № 19

1 вариант (самостоятельно) 2 вариант (с помощью учителя)

Найди однокоренные слова, выдели корень.

Пришла в лес весна. Весенний лес поёт. №1

1

Найди лишнее слово, подчеркни его.

В родственных словах выдели корень.

Лесок, лесник, леска, лесной.

2 этап Приложение. Слайд 22

1 вариант (самостоятельно) 2 вариант (самостоятельно)

Запиши в два столбика слова, которые имеют

одинаковый корень.

Лисица, листья, лисёнок, листочек.

Найди лишнее слово, подчеркни его.

В родственных словах выдели корень.

Сок, соковый, сокол, соковарка.

2

2

3 этап (1 и 2 вариант самостоятельно)

− Из данных слов составьте устно предложение, может получиться стихотворение. Приложение. Слайд 24

Весенние, весна, на, весна, улице, деньки.

− Запомните эти строчки, запишите.

− Назовите однокоренные (родственные) слова. Выделите корень.

− Весна − пора, когда можно высаживать деревья. Деревья – легкие планеты, они обогащают воздух кислородом. Мы в весеннем саду.

− Давайте с вами сами «посадим» дерево из однокоренных слов, с корнем САД.

− Я буду называть значение слова, т.е. его толкование, а вы – называть мне слово.

− Участок земли, засаженный деревьями, кустами, цветами. (сад)

− Работник, занимающийся уходом за садом. (садовник)

− Специалист, разводящий сад. (садовод)

− Место, на котором посажены растения, а также сами посаженные растения. (посадка)

− Выкопав растение, посадить его в другое место. (пересадить)

− Цветок, растущий в саду. (садовый)

− Молодые растения, выращенные специально для пересадки в другое место. (рассада)

− Какое из однокоренных слов отличается от других? В чем отличие? Приложение. Слайд 26

− Объединитесь в «домашние» группы. Каждой группе предстоит «вырастить» свое дерево.

  • Выбор в группах командира, спикера, секретаря, докладчика, секунданта.

Корни: -цвет-, -берез-, -гриб-, -дожд-

Карточка для работы в группах

-гриб-

− «Выращенные» деревья прикрепим на доску, посмотрите, какой прекрасный сад получился.

− Вот и подошла к концу наша «прогулка». Возвращаемся домой. Понравилась вам прогулка?

VI. Рефлексия. Итог урока

− Если «верно» – хлопните в ладоши, а если нет – помашите головой.

  • Слова гусь, гусеница, гусёнок являются родственными, т.к. имеют общую часть?

  • Корень – общая часть родственных слов?

  • Чтобы найти корень, нужно подобрать родственные слова и выделить в них общую часть?

– Самым интересным на уроке было…

– Меня удивило…

– Моё настроение…

VII. Домашнее задание. Приложение. Слайд 28

1. Выполнить упражнение 262 на с. 140.

2. «Вырастить» своё словарное дерево, выбрав любой корень.

3. Составить сказку о весне, используя однокоренные слова.

kopilkaurokov.ru

Презентация по теме » Однокоренные слова» 3 класс » Школа России»

10 октября

Классная работа

Проверка дом.задания

Орфографическая работа. Найди ошибки

  • Проверка. Самооценка.

Актуализация опорных знаний. Найди лишнее слово и запиши. Что общего?

  • Книга братьев
  • Листов семь
  • Шесть имена

Рассказ правила. Что такое имя числительное?

К какой части речи относятся слова?

  • Пять, пятёрка.
  • Тройной, третий, тройка.
  • Два, двойка, двойной, удвоить.

4. Найдите числительные в словах.

  • Стоянка, подвал, трибуна, стричь, устрица, сестрица, ухитриться, простой, осетрина, сторож, вместо, просторный, столица, просто, столько, постоять.

3. Проверка. Самооценка работы.

  • Сто янка, по два л, три буна, с три чь, ус три ца, сестрица, ухи три ться, про сто й, осе три на, сто рож, вме сто , про сто рный, сто лица, про сто , сто лько, по сто ять.

Физкультминутка

Самоопределение к деятельности. Игра « Третий лишний»

  • Желток, железо, жёлтый.
  • Носильщик, нос, носатый.
  • Часовщик, часть, час.
  • Печурка, печать, печник.
  • Циркуль, циркач, цирковая.

Сообщение темы и задач урока

  • 1. Повторить что такое ……………. и ………………………… ……… .
  • 2. Закрепить умение видеть ……………………………… , находить в слове ………………………… .

Вспомните и ответьте на вопросы.

  • 1. Что такое корень?
  • 2. Что такое однокоренные слова?
  • Сравним с учебником с. 61

Работа по теме

  • 1. Упр 107.
  • 2. Упр 108.
  • 3. Упр 109. На сколько групп можно разделить все слова?
  • План заданий: 1.
  • 2.
  • 3.
  • Проверка. Самооценка.

Работа по теме урока.

  • 4. Упр 110. + Словарная работа Сам-но
  • Проверка. Самооценка
  • 5. Упр 111 План заданий:
  • 1.
  • 2.
  • 3.
  • 4.
  • Проверка. Микроитог.

Итог урока

  • 1. Какую тему мы повторили?
  • Что такое корень? Однокоренные слова?
  • 2. Приведите примеры однокоренных слов.

Рефлексия

  • 1. У однокоренных слов выделить корень.
  • Бегать, бегун, пробег, беговой.
  • Домашний, домишко, домовой, домик.
  • Светить, светлый, светленький, светлячок.
  • Конюшня, конный, конница, коняга.

Рефлексия.

  • 2. Отметь галочкой только однокоренные слова
  • Москва –москвичи товарищ -друг
  • Просить- просьба речка — речь
  • Брат –сестра хрусталь-хрустальный
  • 3. Напишите слово, от которого образовались данные слова
  • ( …………..) морозец, морозный, морозить.
  • Укажите над словами части речи.

Взаимопроверка. Взаимооценка.

Домашнее задание.

multiurok.ru

«Однокоренные слова» 3 класс, УМК «Школа России»

Технологическая карта урока 9.10.2018 г.

Учитель: Клепинина Н.Р.

УМК: Образовательная система «Школа России»

Цели по содержанию: Развитие умения распознавать и подбирать родственные слова, выделять корень; уточнить представления о признаках родственных слов; формировать умение выделять корень в словах; развивать орфографическую зоркость, внимание, воспитывать интерес к предмету.

1. Задачи, направленные на достижение личностных результатов обучения:

2. Задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения:

3. Задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения:

Этапы урока

Формируемые

УУД

Деятельность учителя

Деятельность учащегося

1.Орг. момент. Мотивация учебной деятельности.

Регулятивные УУД:

формирование способности к организации своей деятельности

Личностные УУД:

осмысление внутренней позиции ученика на уровне положительного отношения к уроку

Приветствие.

— Сегодня у нас необычный урок. У нас на уроке присутствуют гости.

-Поздоровайтесь с гостями, улыбнитесь друг другу.

Прозвенел уже звонок,

начинаем наш урок.

Слушаем, запоминаем,

новые знания получаем!

Знания – это наши плоды. Пусть наш урок будет плодотворным!

Дети организуют свое рабочее место, проверяют

готовность к уроку.

Эмоциональный настрой.

2. Минутка чистописания.

Словарная работа

работа по карточкам

Работа в парах

Личностные:

— выражать положительное отношение к процессу познания, проявлять внимание.

Регулятивные:

-выполнять задание в соответствии с поставленной целью

Познавательные:

— уметь ориентироваться в своей системе знаний по данному вопросу.

1. Открываем тетради, записываем число, кл. работа

2.Минутка чистописания.

-пропишите буквы и элементы букв, соблюдая закономерность.

учитель показывает на доске:

ка ка кар кар ов ов оло оло ель ель ща ща

3. Словарная работа (карточки)

Работа в парах: вставить пропущенные буквы.

Картофель, овёс, капуста, щавель, яблоня.

Проверяем с помощью сигналь. карточек и электр. Учебника. (сигнальные карточки)

дети прописывают в тетради, списывая с доски

работают в парах, вставляют буквы, проверяют с помощью сигнальных карточек.

3. Актуализация знаний

Самоопределе-ние к деятельности

Регулятивные УУД:

-принятие и сохранение учебной задачи

Познавательные УУД:

-доказательство,

-структурирование знаний

Познавательные УУД: логические универсальные действия: формулирование проблемы.

Регулятивные УУД: определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя; умение включаться на урок. Принятие целей урока, готовность к работе

— Определите, к какой части речи можно отнести эти слова?

— Почему?

Как одним словом можно назвать эти предметы?

— Что самое главное у всех растений?

— О чём пойдёт речь сегодня на уроке?

— Правильно, молодцы, мы сегодня на уроке будем говорить про однокоренные слова.

Так же и у кустов

корень слова есть у слов!

Поставим задачи урока:

будем развивать умение определять однокоренные слова; будем формировать умение определять в них корень;

развивать речь, орфографическую зоркость.

существительные

отвечают на вопрос кто? Что? и обозначают предмет.

растения

— корень

Речь сегодня на уроке пойдёт об однокоренных словах.

Дети называют тему урока, ставят задачи

дети отвечают на вопросы учителя

4. Первичное усвоение новых знаний

Коммуникативные:

-умение слушать и слышать друг друга;

— высказывать свои мысли.

Познавательные:

— уметь ориентироваться в своей системе знаний по данному вопросу.

Коммуникативные УУД: умение вести устный диалог.

Работа по учебнику стр 61 упр. 107

Чем является для нас русская березка? Что она символизирует? С. Есенин написал стихи про березу, кто помнит?

Запишем однокоренные слова с корнем берёз.

— Закрепим свои знания, прочитав правило в учебнике на странице 61.

Символом России является – Берёза.

Береза

Записывают в тетрадь, выделяют корень: берёза, берёзка, березняк, берёзонька, подберёзовик

Читают правило.

5.Физкультминутка

Игра «День. Ночь»

— Молодцы, а теперь отдохнем!

выполняют физминутку,

игру.

6. Первичная проверка понимания

работа в группах карточки устно

Личностные УУД:

самоопределение

Познавательные УУД: обобщение и классификация

по признакам

Регулятивные УУД: знаково-символические

— Сейчас работаем в группах.

Вспомним правила работы в группах

1 ряд, 2 ряд, 3 ряд.

выберите одного от каждой группы, кто будет давать ответ?

— Молодцы, вы очень хорошо, справились со своей работой.

— Запишем слова из первой группы.

Соль — солёный, солонка, солить.

Выделите корень. Над каждым словом укажите, какой частью речи оно является?

Проверка: светофорики

— К нам в гости пришел, угадайте кто?

Он задает нам вопрос:

 — Для чего необходимо уметь подбирать однокоренные слова?

Дети собирают слова по группам.

затем 1 чел. от группы выходит к доске и объясняет ответ

самостоятельно

Дети записывают слова из 1 группы. Выделяют корень в словах. Определяют части речи.

Академик Знайка.

— Умение подбирать однокоренные слова помогает нам грамотно писать, например, безударную гласную в корне.

7. Первичное закрепление.

работа в парах

Игра «Да. Нет» (устно)

Познавательные УУД:

поиск и выделение необходимой информации.

Регулятивные УУД:

-умение контролировать процесс и результаты своей деятельности

Познавательные УУД:

структурирование знаний.

Регулятивные УУД: знаково-символические

Коммуникативные: уметь рассуждать, доказывать, делать выводы.

Познавательные:

уметь ориентироваться в своей системе знаний;

— осуществлять анализ объектов.

Регулятивные:

— выполнять задание в соответствии с поставленной целью.

Работа в парах (карточки)

Прочитайте задание, выполните.

Проверка с помощью карточек- сигналиков.

— Какие это слова? Докажите.

— Составьте предложение со словом варенье.

— Что такое предложение?

— Найдите грамматическую основу предложения.

Проверка устно светофорики

— Молодцы, ребята, вы хорошо справились с этим заданием.

— А теперь ребята, поиграем

в игру «Да. Нет» устно

1. Общая часть родственных слов называется корнем? (да)

2. Слова зима — зимушка- однокоренные? (да)

3. Слова брат и сестра –однокоренные? (нет)

4. Слова школа и школе однокоренные? (нет). Ребята, это изменение формы слова, а не однокоренные слова.

5. Слова быстрый – скорый однокоренные? (нет)

— Молодцы, вы справились.

Дети вставляют пропущенные буквы в словах, объясняют безударную букву, которую вставляли.

однокоренные

у них одинаковый корень.

Эти слова обозначают одно значение.

Дети составляют предложение.

(Мама варит вкусное малиновое варенье).

Предложение – это группа слов, связанных между собой по смыслу.

Дети находят подлежащее и сказуемое

дети устно отвечают на вопросы учителя

меняется окончание, но не само слово.

8. Домашнее задание.

-Домашнее задание.

стр 62 упр. 111, правило учить.

Дети слушают учителя и записывают задание в дневник.

9. Итог урока. Рефлексия.

Личностные УУД:

оценивают собственную учебную деятельность выражают положительное отношение к процессу познания

— Молодцы, вы потрудились на славу, работали дружно.

Над какой темой мы работали?

— Какие слова называются однокоренными?

Оцените свою работу. Украсьте дерево плодами.

Оценки за урок:

— Это те слова, которые образовались от одного и того же слова и имеют одинаковое значение.

multiurok.ru

Урок русского языка 3 класс «Корень слова»

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1


Урок русского языка «Корень слова» 3 класс

Слайд 2


Начинается урок, Он пойдёт ребятам впрок, Постарайтесь всё понять, Учитесь тайны открывать, Ответы полные давать, Чтоб за работу получать Только лишь оценку «пять»!

Слайд 3

26 ноября. Классная работа.
ветер
1. Напишите это слово до конца строки. 2. Что означает данное слово? 3. Составьте предложение с словом ветер и запишите в тетрадь. 4. Подчеркните главные члены предложения. 5. Оцените свою работу.

Слайд 4

КРОССВОРД
1. Наша школьная комната. 2. Самая яркая звезда солнечный системы. 3. Рук нет, а узоры рисует. 4. Движение воздуха. 5. Растение с красными ягодами, варенье из которых помогает при простуде. 6. Спортивный снаряд для быстрого передвижения по льду.

Слайд 5

        1  к  л а  с  с
      2 с  о  л н  ц  е 
    3 м  о  р о  з  
      4  в  е  т е  р  
5 м  а  л и   н  а      
  6  к  о  н  ь  к  и    
КРОССВОРД

Слайд 6

Что такое корень слова? Роль корня в слове. Как выделить корень в слове?
Вспоминаем, обсуждаем…

Слайд 7


корень
Подземная часть растения
Внутренняя, находящаяся в теле, часть зуба
Главная часть слова

Слайд 8

Что такое корень слова? Роль корня в слове. Как выделить корень в слове?
Вспоминаем, обсуждаем…
Корень — главная часть слова

Слайд 9

сад
садовник
садик
рассада
садовый
посадка
пересадить

Слайд 10

Роль корня в слове. Как выделить корень в слове?
Вспоминаем, обсуждаем…
Корень — главная часть слова
В корне заключён общий смысл однокоренных слов

Слайд 11

ТИГР
ТИГР
ТИГР
ТИГР
ТИГР
ИЦА
ЁНОК
ИНЫЙ
ОВЫЙ
Собираем родственников
Семья
родственники

Слайд 12

Как выделить корень в слове?
Вспоминаем, обсуждаем…
Корень — главная часть слова
В корне заключён общий смысл однокоренных слов
Подобрать родственные слова и выделить общую часть — корень.

Слайд 13

гром громкий громадный
вода водитель подводный
третий лишний

Слайд 14

космос
космонавт
космический
ракета
звёзды

Слайд 15

дуб — дерево
лес — лесник
птица — гнездо
солёный — соль
река — плот
гриб — грибной
Помоги найти пары родственных слов

Слайд 16

Возьмите лист с заданием. Прочитайте внимательно. Выполните работу по заданиям и оцените свою работу.
Самостоятельная работа

Слайд 17

Слайд 18

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА
Снег – заснеженных – снеговика – снежное – снежинки.
Упр.160, стр. 96

Слайд 19

Уважайте мнение друг друга. Говорите по очереди. Не согласен – предлагай!
ПРАВИЛА РАБОТЫ В ПАРЕ
.

Слайд 20

ПРОВЕРЯЕМ, ЗАКРЕПЛЯЕМ
Упр. 161, с. 97. Взаимопроверка Упр. 162, с. 97. Проверка по эталону

Слайд 21

Вода — водитель — водяной — водичка. Соль – солить – солёный — солома. Сторож – сторожить – сторожевой сторона.
ПРОВЕРЯЕМ ПО ЭТАЛОНУ

Слайд 22

Родня ли Гусеница Гусю? - Вы кто такие? - Я — Гусь, это — Гусыня, это наши детки — Гусята. - А ты кто? - А я ваша родственница — Гусеница.

Слайд 23

ДОПОЛНИТЕ ОДНУ ИЗ ФРАЗ
Я постараюсь… Я понял, что… У меня получилось… Мне было интересно… Мне было трудно…

Слайд 24

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
стр. 97 упр.163, по заданию учебника.

Слайд 25

2. Корень — общая часть всех слов
3. Корень — общая часть родственных слов
1. Корень- главная часть предложения
Что такое корень?

Слайд 26

Что нового вы узнали о корне?
ИТОГОВЫЙ ВОПРОС

Слайд 27

Спасибо за урок!
Смайликом нарисуйте своё настроение в квадрате на листе

Слайд 28

Презентацию подготовила учитель начальных классов первой квалификационной категории МОБУ СОШ с. Ерковцы Валентина Александровна Палиоха

lusana.ru

Урок русского языка в 3 классе по теме «Однокоренные слова»

Тема: «Однокоренные слова»

Проблема:

1. Какие слова называются родственными?

2. Что такое корень слова?

3. Какие слова называются однокоренными?

Новые знания:

1.Родственные слова близки по смыслу и имеют одинаковый корень.

2. Корень – общая часть родственных слов.

3. Родственные слова иначе называются однокоренными.

Цель: научить находить в родственных словах общую часть (корень слова), подбирать однокоренные слова.

Задачи:

1. Развивать умение находить родственные слова, выделять в них корень слова, подбирать однокоренные слова, развивать умение анализировать, сравнивать, группировать, делать выводы, обогащать словарный запас учеников, совершенствовать навыки каллиграфии.

2. Формировать универсальные учебные действия: работать с информацией, развивать умение слушать и слышать, уважать чужое мнение, формировать уважение к труду и его результату, умение самоконтроля и самооценки, умение ставить и решать учебные задачи.

3. Обогащать словарный запас, совершенствовать навыки каллиграфии.

Оборудование: учебник, тетрадь, рабочая тетрадь, толковый словарь, компьютер, презентация, пословица, карточки со словами и заданиями, оценочные листы.

Ход урока:

1.Мотивация к учебной деятельности.

1.Организация класса. Эмоциональный настрой

-Сегодня на уроке у нас много гостей, и мы, как гостеприимные хозяева, окажем Вам внимание.

Мы рады приветствовать Вас в нашем классе,

Возможно, есть классы и лучше, и краше,

Но пусть в нашем классе Вам будет светло.

Пусть будет уютно и очень легко.

-Будем надеяться, что настроение у наших гостей улучшилось, и они с удовольствием отдохнут.

-Итак, у нас урок русского языка. Улыбнитесь друг другу, ребята, пожелайте хорошего настроения. Садитесь. Откройте тетради, запишите дату. Классная работа.

б) Минутка чистописания.

Пальчиковая гимнастика «Замок»

-письмо буквы Уу и элементов букв .

-на доске карточки со словами. Собери предложение.

Ум да разум надоумят сразу.

— Прочитай, что получилось. Что это? (пословица) Как вы понимаете смысл этой пословицы?

( Человек грамотный и умный найдет ответ на любой вопрос и справится с любым заданием.)

-Запиши эту пословицу, соблюдая правила каллиграфии.

Пусть эта пословица сегодня послужит девизом нашего урока.

2. Постановка учебных задач.

-Окунёмся в тайны русского языка.

-Давай поработаем с пословицей, которую мы выбрали девизом нашего урока.

а) Прочитайте ещё раз и скажите: —Какие слова имеют одинаковую часть? Какая общая или одинаковая часть в этих словах? Как называется общая часть этих слов? Как называются слова у которых одинаковый корень?

-Может быть вы назовете тему нашего урока? (однокоренные слова)

-Какую цель мы перед собой поставим?

(Узнать, что такое корень ? Какие слова называются однокоренными или родственными?)

3. Планирование действий по решению учебных задач.

а) Чтобы дать ответы на эти вопросы, нам нужно выяснить, откуда же происходят такие слова?

Кого мы считаем родственниками?

Итак, мы называем родственниками тех людей, которые произошли от одного и того же рода, из одной семьи, из поколения в поколение. Эти люди часто бывают похожи как внешне, так и внутренне.

-Но оказывается родственники бывают не только у людей, но и у слов.

Как-то много лет назад

Посадили странный сад.

Не был сад фруктовым,

А был садик – словом.

Это слово,

Слово – корень,

Разрастаться стало вскоре

И плоды нам принесло –

Стало много новых слов.

Вот из сада вам рассада

Вот ещё посадка рядом,

И садовый вот цветок,

Садовник посадил в горшок.

Очень интересно

Гулять в саду словесном.

Вот такой загадочный наш великий русский язык!

б) Давай выясним, какое же значение имеет слово «Корень»?

— узнаем подробнее лексическое значение этого слова?

— Где мы можем найти эту информацию? (в толковом словаре) Словарь!

(посмотреть в учебнике, стр.152-153) и (словарь )

Корень:

  1. подземная часть растения;

  2. часть волоса, зуба, ногтя;

  3. часть слова

-Так же как и у кустов, корень слова есть у слов

— О каком значении слова «корень» мы будем говорить на уроке

1) Работа в паре. Кластер.

В)-Выберите правильные утверждения, лишние уберите

-Возьмите задание №1, выберите правильные утверждения, соедините их со словом корень

главная часть предложения

общая часть однокоренных (родственных) слов

КОРЕНЬ значимая часть слова

главный член предложения

обозначается так:

Проверка с эталоном на слайде.

— Давайте подведём итог. Что называется корнем слова?

Выделите корень в словах в пословице

Оценивание
— А достаточно ли однокоренным словам иметь общую часть?

— Что у них должно еще быть? (общее значение)

— Как называются слова у которых одинаковый корень и общее значение?

— Давайте прочитаем правило на с 61. Чтение правила хором.

Г) Игра Однокоренные»

Найдите в каждой строке однокоренные слова, обоснуйте свой ответ.

1) Носильщик, нос, носатый;

2) Друг, товарищ, приятель.

3) Циркуль, циркач, цирковая.

Физкультминутка.

А) Прослушайте стихотворение. Как только услышите однокоренные слова с корнем снег-снеж, подпрыгните и хлопните в ладоши.

Проплясали по снегам

Снежные метели.

Снегири снеговикам

Песню просвистели

У заснеженной реки,

В снежном переулке

Звонко носятся снежки,

Режут лёд снегурки.

А в завьюженных лесах –

Снежные палаты.

На сверкающих кустах –

Снежные халаты.

Скрипнут лыжи на бегу

В белом Снегограде,

Впишут синюю строку

В снежные тетради.

Б) Учебно-познавательная игра «Найди родственника». (Валеопауза по системе здоровьесберегающего обучения  Ф. Базарного. Снятие напряжения с опорно-двигательного аппарата)

В классе развешаны карточки со словами:

 гора

 сокол

 сок

 горы

горевать

 соколиный

горный

— Сейчас мы проведём игру «Найди родственника»

— Встаньте, пожалуйста. Не меня положения ног, только поворачивая туловище и голову, найдите в классе карточки с однокоренными словами. Обоснуйте свой ответ.

4. Закрепление нового материала.

Работа по группам. Вставьте однокоренные слова в текст.

1) У меня встали ___________. Ещё __________ назад ходили. А сейчас _______________ стрелка стоит неподвижно. Нужно, чтобы их починил

мастер — _____________.

Слова для справок: часы, часть, час, часовая, минутная, часовой, часовщик.

2) ____________ наловили много ___________. Крупную рыбу сдали на ______________ завод. Мелкую ______________ привезли домой. Бабушка испекла пирог — _______________.

Слова для справок: Рыбник, рыбёшка, барыня, рыба, рыбный, брызги, рыбаки.

3) В тайге растёт ___________. ____________ — любимое место многих животных и птиц. Осенью в нём созревают _______________ орешки.

Слова для справок: кедровник, кеды, кедр, кедровые, сосновые.

  1. Осенью мы часто ходим в лес за ______________. Нас называют -_______________. Мы нашли целый пень с маленькими _________________. Это были опята. Ох и вкусный был ____________ суп.

Слова для справок: грибной, грипп, грибами, грибочками, грибниками.

Проверка устно. Взаимопроверка. Самооценивание.

5. Самостоятельная работа. Письмо по памяти.

Лиска, лисонька, лиса!

Ты в каких живёшь лесах?

Лисий хвост замёл следы.

Где лисичка? Видел ты?

Взаимопроверка. Оценивание.

6. Подведение итогов.

С какими словами мы сегодня работали? Какую цель ставили? Достигли мы поставленной цели? Кто может ответить, какие слова называются однокоренными?

7. Домашнее задание на выбор: упр в р.т., придумать задание для одноклассников.

8. Самооценивание. Выствление оценок в листах самооценки.

Критерии:

9. Рефлексия

Пантомима: руки вверх – доволен, голова вниз – недоволен, закрыть лицо руками – мне ничего не понятно, урок прошёл для меня зря.

infourok.ru

Советы рукодельницам