Конспект урока в 3 классе «Корень слова. Однокоренные слова»
Государственное бюджетное образовательное учреждение города Севастополя «Средняя общеобразовательная школа № 11 имени С. С. Виноградова»
Конспект открытого урока по русскому языку
в 3 классе по теме « Корень слова. Однокоренные слова».
Учитель Околита З. Е.
Тема: Корень слова. Однокоренные слова.
Цели: организовать деятельность для актуализации и уточнения знаний детей
об однокоренных словах, учить подбирать родственные слова и
выделять в них корень, отрабатывать навыки каллиграфического
письма;
развивать умение находить однокоренные слова и выделять в них
корень, развивать познавательный интерес к языку, мыслительные
процессы, орфографическую зоркость;
воспитывать коммуникативные качества, интерес к изучению родного
Оборудование: презентационное сопровождение урока,
компьютер, экран,
кроссворд,
дополнительное задание для отличников,
индивидуальные карточки.
Тип урока: урок отработки знаний
Ход урока.
Организация класса. Эмоциональный настрой.
-Сегодня на уроке у нас гости, и мы как гостеприимные хозяева, окажем внимание.
Мы рады приветствовать Вас в нашем классе.
Возможно, есть классы и лучше, и краше.
Но пусть в нашем классе Вам будет светло.
Пусть будет уютно и очень легко.
-Итак, у нас урок русского языка. Надеюсь, что у всех хорошее настроение. Есть ли у вас пожелания друг для друга?
Слайд 1.
Слайд 2.
-Объясните смысл пословицы.
-Что необычного заметили в словах этой пословицы?
Слайд 3.
-Какое лексическое значение имеют эти слова? Обратимся к нашему помощнику — толковому словарю.
Слайд 4.
Сообщение темы урока.
-Сегодня у нас необычный урок – урок — исследование.
Вы все станете исследователями. Кто из вас знает, кто такой исследователь? А где можно найти точный ответ? Давайте обратимся к словарю Ожегова.
Слайд 5.
«Исследователь тот, кто занимается научными исследованиями. Исследовать- подвергать научному изучению».
-Весь ход исследования будем записывать в журнал наблюдений (тетрадь)
Слайд 6.
Я тетрадь свою открою
И, как надо, положу.
Я, друзья, от вас не скрою
Ручку правильно держу.
Сяду прямо, не согнусь,
За работу я возьмусь
Минутка чистописания.
-Внимательно исследуйте буквенное поле. (Работа парами) Определите, какую букву мы будем сегодня писать. Она встречается в каждой строчке данного поля.
-Верно, мы будем писать букву к.
К к К к
Ка ку ко кл км кт кв кс кр
Кто стучится в дверь ко мне? ( С. Я. Маршак )
-Охарактеризовать букву и предложение.
Оценивание своей работы.
Словарная работа. Отгадывание кроссворда.
-А сейчас давайте узнаем, что мы будем исследовать.
Приятный внешним видом.
Хозяйственные предметы, предназначенные для хранения продуктов, а также для еды, питья.
Произведение живописи, выполненное красками на бумаге.
Специалист, который преподаёт какой-либо учебный предмет в школе.
Тонкая палочка графита, вставленная в деревянную оболочку.
Последний осенний месяц.
-Какое слово получилось в выделенном столбце?
-Как вы думаете, что же станет темой нашего сегодняшнего исследования?
к
р
а
с
и
в
ы
й
п
о
с
у
д
а
к
а
р
т
и
н
а
у
ч
и
т
е
л
ь
к
а
р
а
н
д
а
ш
н
о
я
р
ь
Оценивание своей работы.
Физминутка . –Найдите слова с одинаковым словом.
Наши пальчики трудились,
Хорошо писали.
Они так старались,
А теперь устали.
Мы немного отдохнём,
С силой кулачки сожмём.
Пальцы разжимаем
И опять сжимаем.
Раз, два, три, четыре, пять —
Можно ими помахать.
В чистый ручеёк руки опускаем
И усталость с пальчиков
Мы водой снимаем.
Спасибо, водица,
За новые силы,
Теперь мы напишем
Все буквы красиво.
Работа по теме урока.
-Как вы думаете, важная ли это тема в изучении русского языка? Почему? А может, вы вспомните, какие орфограммы связаны с этой темой?
Слайд 9.
-Что такое корень? У каких предметов есть корни? Для чего он нужен? Сколько значений у слова?
-Какое из его значений относится к науке о языке?
-Что такое корень? (Часть слова).
-А сейчас я расскажу вам одну историю. Много-много лет назад встретилось людям маленькое, грустное, но очень юркое слово. Пожалели его люди, взяли себе и думают: «Что с ним делать?» А слово это и говорит: «Посадите меня и я разрастусь в большое красивое дерево». Посадили его люди, и стало оно расти. Сначала один росток пустило, потом другой, третий. Много ростков появилось от этого слова. Все они на него похожи, но и своё в каждом есть. Вот какое дерево выросло, посмотрите.
Слайд 10.
Как – то много лет назад посадили странный сад.
Не был сад фруктовым — был он просто словом.
Это слово — слово корень разрастаться стало вскоре,
И плоды нам принесло — стало много новых слов.
Вот из сада вам рассада, вот ещё посадки рядом.
А вот садовод. С ним садовник идёт.
Очень интересно гулять в саду словесном.
-Что общего во всех словах?
-Попробуйте прочитать только корень.
-Вы поняли, что обозначает это слово?
-А попробуйте закрыть корень и прочитать оставшиеся части.
-Ясен ли смысл?
-Правильно, корень — это главная часть. В корне заключён смысл слова. От него «растут» другие слова.
-Дополним схему. Корень – это…
-При помощи какого значка выделяется корень слова?
-Как одним словом можно назвать эти слова? (однокоренные )
-Дополним схему.
Работа по учебнику.
*Сравнение своего вывода с учебником — стр. 61
*Упражнение в выделении корня в однокоренных словах.
-Упражнение 107
*Работа парами. Записать однокоренные слова с корнями труд, цвет.
Слайд 11.
Слайд 12.
-Упражнение 108 . Выборочное выписывание однокоренных слов и выделение корня.
Оценивание своей работы.
Продолжение исследования.
-Проблемный вопрос. Всегда ли слова с одинаковым корнем будут однокоренными?
-Работа парами. Исследуйте пары слов.
Рис — рисунок
Горе — гора
Делить — дело
Соль — солист
—Какой вывод можно сделать?
При подборе однокоренных слов нужно обращать внимание на значение слов, так как иногда корень в словах может совпадать, а значение нет, и тогда такие слова не будут однокоренными.
Физкультминутка. Игра «Ловушка».
Лес – лесник, река – ручей, стена – потолок, кот – котик, сад – садовый, дом – домашний, дом – дым, желток – жёлтый, вода – водичка, хлеб – батон, ветер – ветка.
Закрепление изученного.
-Работа по учебнику — упражнение 111. Игра «Лишнее слово»
Выписать из каждой группы только однокоренные слова. Выделить корень
-Устная игра «Найди лишнее».
Слайды 14-15-16. Игра «Третий лишний».
Итог урока.
Слайд 17.
10. Рефлексия.
-О каких понятиях мы сегодня говорили? Ответьте, используя вопросы.
О чём?
Что?
Какая?
Как?
Игра «Выбор».
Урок полезен, всё понятно.
Лишь кое-что чуть-чуть неясно.
Ещё придётся потрудиться.
Да, трудно всё-таки учиться!
11. Домашнее задание: упражнение 109 – 110 на выбор.
infourok.ru
1. Организационный момент | Здравствуйте, ребята, сегодня урок русского языка у вас проведу я, меня зовут Елена Сергеевна. Проверьте глазками, все ли у вас есть на парте: учебник, тетрадь, пенал. Молодцы, тихонько садитесь. | Проверяют принадлежности , записывают число. | Р1,Р2. | 2.Актуализация знаний | Посмотрите на слайд, прочитайте строки. Берёза, моя берёзонька, Берёза моя белая, Берёза кудрявая. Прочитайте слова ниже. Берёзка Березняк Подберёзовик. Чем похожи эти слова друг на друга? Объясните значение каждого слова, что такое берёзка?березняк?подберезовик? Пальчиковая гимнастика. Минутка чистописания. Запишите в тетрадях эти слова в строчку и таким знаком выделите общую часть слов. Ребята, кто знает как называется та часть, слова которую мы выделили в словах? Эта часть называется – корень слова. В какую группу мы можем объединить эти слова с одинаковым корнем, как можем их назвать? | В этих словах выделена общая часть. Берёзка – это ласковая форма слова береза, березняк – это березовый лес, подберезовик- это гриб, который растёт под березой. Ответы детей. Однокоренные слова. | П2,П4. Р2,Р3,Р4. К1. | 3. Изучение нового материала. | Однокоренные слова – это слова, которые имеют одинаковый корень с одним и тем же значением. Найдите устно в предложениях однокоренные слова этим словам и докажите, что они однокоренные. Откройте свои учебники на странице 61, прочитайте правило в жёлтой рамке. Кто может рассказать правило? Прочитайте выразительно упражнение 108. Какое задание нам дано к этому упражнению? Назовите однокоренные слова. Какой корень в этих словах, почему? Запишите предложения в тетрадь, выделяя корень в однокоренных словах. Физминутка. Прочитайте слова в упражнении 109, подумайте в какие группы можно объединить эти слова? Работа у доски. Какие группы слов у нас получаться? Каждую группу слов записываем в отдельной строчке, выделяя корень слова. | Ответы детей. Ответы детей. Выделить корень в однокоренных словах. Грибы, грибной. Корень «гриб» , это общая и одинаковая часть в этих словах. В группы однокоренных слов. Солить, соль, солёный. Сад, садовник, садовый. Светить, свет, светлый. Звонить, звонок, звонкий. Синяк, синий, синенький, синить. | П2,П4. Р2,Р3,Р4. К1. Л1,Л2. П1,П2,П3,П4. Р2,Р3,Р4,Р5. К1.К2,К3,К4. | 4. Этап закрепления изученного материала | Прочитайте стихотворение. Я на любом столе – любимый самый, И в честь меня пора давать салют! Ведь из картофеля на кухне мама Вам приготовит сотню разных блюд! Подберите однокоренные слова к этому слову. Какую ошибку можно допустить при написании этого слова? Можем ли мы проверить это слово, чтобы не ошибиться в написании. Мы не можем проверить правильное написание, поэтому слово картофель – словарное слово и нам нужно запомнить его написание, чтобы не ошибиться в его написании. Запишите слово в тетрадь, поставьте ударение. Придумайте предложения с этим словом. Дети придумывают предложения, лучшее предложение ученик выходит записывает на доске, остальные записывают его в тетрадь. | Картофельный, картошка, картошечка, картофелина. Можно написать кОртофель. Нет, не можем. Варианты детей. | П1,П2,П3,П4. Р2,Р3,Р4,Р5. К1.К2,К3,К4. Л1,Л2. |
multiurok.ru
Этапы урока | Формируемые УУД | Деятельность учителя | Деятельность учащегося |
1.Орг. момент. Мотивация учебной деятельности. | Регулятивные УУД: формирование способности к организации своей деятельности Личностные УУД: осмысление внутренней позиции ученика на уровне положительного отношения к уроку | Приветствие. — Сегодня у нас необычный урок. У нас на уроке присутствуют гости. -Поздоровайтесь с гостями, улыбнитесь друг другу. Прозвенел уже звонок, начинаем наш урок. Слушаем, запоминаем, новые знания получаем! Знания – это наши плоды. Пусть наш урок будет плодотворным! | Дети организуют свое рабочее место, проверяют готовность к уроку. Эмоциональный настрой. |
2. Минутка чистописания. Словарная работа работа по карточкам Работа в парах | Личностные: — выражать положительное отношение к процессу познания, проявлять внимание. Регулятивные: -выполнять задание в соответствии с поставленной целью Познавательные: — уметь ориентироваться в своей системе знаний по данному вопросу. | 1. Открываем тетради, записываем число, кл. работа 2.Минутка чистописания. -пропишите буквы и элементы букв, соблюдая закономерность. учитель показывает на доске: ка ка кар кар ов ов оло оло ель ель ща ща 3. Словарная работа (карточки) Работа в парах: вставить пропущенные буквы. Картофель, овёс, капуста, щавель, яблоня. Проверяем с помощью сигналь. карточек и электр. Учебника. (сигнальные карточки) | дети прописывают в тетради, списывая с доски работают в парах, вставляют буквы, проверяют с помощью сигнальных карточек. |
3. Актуализация знаний Самоопределе-ние к деятельности | Регулятивные УУД: -принятие и сохранение учебной задачи Познавательные УУД: -доказательство, -структурирование знаний Познавательные УУД: логические универсальные действия: формулирование проблемы. Регулятивные УУД: определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя; умение включаться на урок. Принятие целей урока, готовность к работе | — Определите, к какой части речи можно отнести эти слова? — Почему? Как одним словом можно назвать эти предметы? — Что самое главное у всех растений? — О чём пойдёт речь сегодня на уроке? — Правильно, молодцы, мы сегодня на уроке будем говорить про однокоренные слова. Так же и у кустов корень слова есть у слов! Поставим задачи урока: будем развивать умение определять однокоренные слова; будем формировать умение определять в них корень; развивать речь, орфографическую зоркость. | существительные отвечают на вопрос кто? Что? и обозначают предмет. растения — корень Речь сегодня на уроке пойдёт об однокоренных словах. Дети называют тему урока, ставят задачи дети отвечают на вопросы учителя |
4. Первичное усвоение новых знаний | Коммуникативные: -умение слушать и слышать друг друга; — высказывать свои мысли. Познавательные: — уметь ориентироваться в своей системе знаний по данному вопросу. Коммуникативные УУД: умение вести устный диалог. | Работа по учебнику стр 61 упр. 107 Чем является для нас русская березка? Что она символизирует? С. Есенин написал стихи про березу, кто помнит? Запишем однокоренные слова с корнем берёз. — Закрепим свои знания, прочитав правило в учебнике на странице 61. | Символом России является – Берёза. Береза Записывают в тетрадь, выделяют корень: берёза, берёзка, березняк, берёзонька, подберёзовик Читают правило. |
5.Физкультминутка Игра «День. Ночь» | — Молодцы, а теперь отдохнем! | выполняют физминутку, игру. | |
6. Первичная проверка понимания работа в группах карточки устно | Личностные УУД: самоопределение Познавательные УУД: обобщение и классификация по признакам Регулятивные УУД: знаково-символические | — Сейчас работаем в группах. Вспомним правила работы в группах 1 ряд, 2 ряд, 3 ряд. выберите одного от каждой группы, кто будет давать ответ? — Молодцы, вы очень хорошо, справились со своей работой. — Запишем слова из первой группы. Соль — солёный, солонка, солить. Выделите корень. Над каждым словом укажите, какой частью речи оно является? Проверка: светофорики — К нам в гости пришел, угадайте кто? Он задает нам вопрос: — Для чего необходимо уметь подбирать однокоренные слова? | Дети собирают слова по группам. затем 1 чел. от группы выходит к доске и объясняет ответ самостоятельно Дети записывают слова из 1 группы. Выделяют корень в словах. Определяют части речи. Академик Знайка. — Умение подбирать однокоренные слова помогает нам грамотно писать, например, безударную гласную в корне. |
7. Первичное закрепление. работа в парах Игра «Да. Нет» (устно) | Познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации. Регулятивные УУД: -умение контролировать процесс и результаты своей деятельности Познавательные УУД: структурирование знаний. Регулятивные УУД: знаково-символические Коммуникативные: уметь рассуждать, доказывать, делать выводы. Познавательные: уметь ориентироваться в своей системе знаний; — осуществлять анализ объектов. Регулятивные: — выполнять задание в соответствии с поставленной целью. | Работа в парах (карточки) Прочитайте задание, выполните. Проверка с помощью карточек- сигналиков. — Какие это слова? Докажите. — Составьте предложение со словом варенье. — Что такое предложение? — Найдите грамматическую основу предложения. Проверка устно светофорики — Молодцы, ребята, вы хорошо справились с этим заданием. — А теперь ребята, поиграем в игру «Да. Нет» устно 1. Общая часть родственных слов называется корнем? (да) 2. Слова зима — зимушка- однокоренные? (да) 3. Слова брат и сестра –однокоренные? (нет) 4. Слова школа и школе однокоренные? (нет). Ребята, это изменение формы слова, а не однокоренные слова. 5. Слова быстрый – скорый однокоренные? (нет) — Молодцы, вы справились. | Дети вставляют пропущенные буквы в словах, объясняют безударную букву, которую вставляли. однокоренные у них одинаковый корень. Эти слова обозначают одно значение. Дети составляют предложение. (Мама варит вкусное малиновое варенье). Предложение – это группа слов, связанных между собой по смыслу. Дети находят подлежащее и сказуемое дети устно отвечают на вопросы учителя меняется окончание, но не само слово. |
8. Домашнее задание. | -Домашнее задание. стр 62 упр. 111, правило учить. | Дети слушают учителя и записывают задание в дневник. | |
9. Итог урока. Рефлексия. | Личностные УУД: оценивают собственную учебную деятельность выражают положительное отношение к процессу познания | — Молодцы, вы потрудились на славу, работали дружно. Над какой темой мы работали? — Какие слова называются однокоренными? Оцените свою работу. Украсьте дерево плодами. Оценки за урок: | — Это те слова, которые образовались от одного и того же слова и имеют одинаковое значение. |
multiurok.ru
Конспект урока русского языка в 3 классе по теме: «Корень. Однокоренные слова»
Тема урока: «Корень. Однокоренные слова»
Тип урока: урок закрепления.
Технология построения урока: проблемно – диалогическая.
Формы работы: фронтальная, работа в парах, индивидуальная.
Цель:
Задачи: формировать универсальные учебные действия, используя проблемные ситуации по подбору и определению однокоренных слов.
Личностные – устанавливать связь между целью учебной деятельности и её мотивом; определять общие для всех правила работы в паре.
Регулятивные – определять и формулировать цель деятельности на уроке; высказывать своё предположение на основе учебного материала, осуществлять самоконтроль; совместно с учителем давать оценку своей деятельности.
Познавательные – ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания и незнания), проводить анализ учебного материала; проводить сравнение, объясняя критерии сравнения.
Коммуникативные – слушать и понимать речь других; уметь выражать свои мысли; владеть диалогической формой речи.
Ход урока
- Организационный момент
Начинается урок.
Он пойдёт ребятам впрок.
Постарайтесь всё понять,
Интересное узнать.
- Актуализация знаний
Записываем дату занятия и вид работы. (Двадцатое октября. Классная работа.)
— Определить безударные непроверяемые гласные в словах данной записи.
— Определить части речи, которые встретились в данной записи.
— Какие знания вы применили для выполнения этого задания?
Минутка чистописания
Найдите в слове октября букву, которая обозначает непарный, звонкий, мягкий согласный звук. Составьте с этой заглавной и строчной буквой узор для минутки чистописания и пропишите его.
(Вариант узора записывается на доске. Дети определяют и исправляют неточности в написании букв и их элементов.)
3. Самоопределение к деятельности
На доске изображение дерева с ветвями и корневой системой.
Догадайтесь, о чём пойдёт речь на уроке. (Объясните свою точку зрения)
Вывод: «Тема нашего урока: Корень и однокоренные слова».
- Работа по теме урока
- Работа в парах
Образование однокоренных слов.
Учащиеся получают карточки с изображением дерева, а вместо корневой системы записан корень слова (сад, лес, дом, мор, лёт, гор, стрел, глаз).
Задача каждой пары образовать от этого корня однокоренные слова и записать их на веточках дерева.
Проверка работы.
Пара представляет свою группу слов, а остальные ученики определяют, нет ли в ней «лишнего» слова.
- Работа с текстом (индивидуальная)
Учащиеся получают карточки с текстом.
Собрались у Воды родственники. Подводник с Водицей беседуют. Водолаз с Водопадом на солнышке греются. Водитель на гармошке играет. Водомерка с Водорослями заигралась. Водичка по камушкам на одной ножке скачет. Даже сам Водяной пожаловал. И все старуху Воду ждут.
— Что можно сказать об этой записи? Поясни свою точку зрения.
(Это текст, так как предложения связаны между собой по смыслу. Текст повествование, так как рассказывается о том, как все герои истории дожидались старуху Воду. Он похож на сказку.)
— Выпишите из этого текста однокоренные слова и выделите в них корень.
— Назовите группу однокоренных слов. Какое слово ввело вас в заблуждение? Почему оно не является родственным?
Работа со сложными словами.
— Найдите среди однокоренных слов сложные слова.
— Каким образом они образовались? Объясните свою точку зрения.
— Какое правило мы должны помнить при написании сложных слов?
Физкультминутка
Задание.
— Хлопните в ладоши, если услышите пару однокоренных слов, а если слова будут не однокоренными, то нужно будет встать.
Нос — носатый, циркуль – цирк, дом — домишко, луна- луноход, слеза – слезать, обед – стол, дом – дым, кот – котик, врач – доктор.
Работа по карточкам (в парах)
— Определите признак, по которому данные предложения можно разбить на пары. Запишите одну пару в тетрадь. Выделите корень в однокоренных словах.
В реке тёплая вода.
Мать видела много горя.
На уроке нас водили в кино.
Девочки нарвали водяных цветов.
На горе стоит дом.
Мальчик любит веселиться, он редко горюет.
Мой брат водитель такси.
На горизонте видны горные вершины.
Проверка осуществляется при помощи обмена карточки с учениками соседней парты, озвучиваются варианты пар предложений и доказательства выбора.
Игра.
— Найди в словосочетании существительное, преврати его в однокоренное прилагательное и создай с ним новое словосочетание. Например: острое стекло, стеклянная дверь, дверная ручка, ручная собака, собачья радость и т.д.
5. Итог урока.
— Сделайте вывод по теме урока, используя схему.
На доске схема:
Родственные слова
/ \
….. ….
Корень
l
………
Слова для справок: общая часть родственных слов, близкие по смыслу, имеют общую часть.
6.Рефлексия.
— Что для вас было наиболее сложным на уроке?
— Каким знаком вы оценили бы свою деятельность? («+» — всё поняли и был активен; « — » — ничего не понял, было скучно; «?» — очень много вопросов, плохо разобрался в теме урока )
Объясните свой выбор.
7. Домашнее задание
Нарисовать рисунок, в котором присутствуют 3 группы однокоренных слов, записать их и выделить корень.
Литература:
1. http://ped-kopilka.ru/blogs/vinogradova-svetlana/uprazhnenija-i-zadanija-dlja-raboty-po-teme-koren-slova-odnokorenye-slova.html
2. Андрианова Т.М. «Русский язык. 1-4 классы. 200 занимательных заданий по русскому языку.»
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока русского языка в 3 классе по теме: «Корень. Однокоренные слова» »
Тема урока: «Корень. Однокоренные слова»
Тип урока: урок закрепления.
Технология построения урока: проблемно – диалогическая.
Формы работы: фронтальная, работа в парах, индивидуальная.
Цель: создать условия для уточнения представлений о корне слова и однокоренных словах.
Задачи: формировать универсальные учебные действия, используя проблемные ситуации по подбору и определению однокоренных слов.
Личностные – устанавливать связь между целью учебной деятельности и её мотивом; определять общие для всех правила работы в паре.
Регулятивные – определять и формулировать цель деятельности на уроке; высказывать своё предположение на основе учебного материала, осуществлять самоконтроль; совместно с учителем давать оценку своей деятельности.
Познавательные – ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания и незнания), проводить анализ учебного материала; проводить сравнение, объясняя критерии сравнения.
Коммуникативные – слушать и понимать речь других; уметь выражать свои мысли; владеть диалогической формой речи.
Ход урока
Организационный момент
Начинается урок.
Он пойдёт ребятам впрок.
Постарайтесь всё понять,
Интересное узнать.
Актуализация знаний
Записываем дату занятия и вид работы. (Двадцатое октября. Классная работа.)
Задания.
— Определить безударные непроверяемые гласные в словах данной записи.
— Определить части речи, которые встретились в данной записи.
— Какие знания вы применили для выполнения этого задания.
Минутка чистописания
Найдите в слове октября букву, которая обозначает непарный, звонкий, мягкий согласный звук. Составьте с этой заглавной и строчной буквой узор для минутки чистописания и пропишите его.
(Вариант узора записывается на доске. Дети определяют и исправляют неточности в написании букв и их элементов.)
3. Самоопределение к деятельности
На доске изображение дерева с ветвями и корневой системой.
Догадайтесь, о чём пойдёт речь на уроке. (Объясните свою точку зрения)
Вывод: «Тема нашего урока: Корень и однокоренные слова».
Работа по теме урока
Работа в парах
Образование однокоренных слов.
Учащиеся получают карточки с изображением дерева, а вместо корневой системы записан корень слова (сад, лес, дом, мор, лёт, гор, стрел, глаз).
Задача каждой пары образовать от этого корня однокоренные слова и записать их на веточках дерева.
Проверка работы: Пара представляет свою группу слов, а остальные ученики определяют, нет ли в ней «лишнего» слова.
Работа с текстом (индивидуальная)
Учащиеся получают карточки с текстом.
Собрались у Воды родственники. Подводник с Водицей беседуют. Водолаз с Водопадом на солнышке греются. Водитель на гармошке играет. Водомерка с Водорослями заигралась. Водичка по камушкам на одной ножке скачет. Даже сам Водяной пожаловал. И все старуху Воду ждут.
Задания.
— Что можно сказать об этой записи? Поясни свою точку зрения.
(Это текст, так как предложения связаны между собой по смыслу. Текст повествование, так как рассказывается о том, как все герои истории дожидались старуху Воду. Он похож на сказку.)
— Выпишите из этого текста однокоренные слова и выделите в них корень.
— Назовите группу однокоренных слов. Какое слово ввело вас в заблуждение? Почему оно не является родственным?
Работа со сложными словами.
— Найдите среди однокоренных слов сложные слова.
— Каким образом они образовались? Объясните свою точку зрения.
— Какое правило мы должны помнить при написании сложных слов?
Физкультминутка
Задание.
— Хлопните в ладоши, если услышите пару однокоренных слов, а если слова будут не однокоренными, то нужно будет встать.
Нос — носатый, циркуль – цирк, дом — домишко, луна- луноход, слеза – слезать, обед – стол, дом – дым, кот – котик, врач – доктор.
Работа по карточкам (в парах)
— Определите признак, по которому данные предложения можно разбить на пары. Запишите одну пару в тетрадь. Выделите корень в однокоренных словах.
В реке тёплая вода.
Мать видела много горя.
На уроке нас водили в кино.
Девочки нарвали водяных цветов.
На горе стоит дом.
Мальчик любит веселиться, он редко горюет.
Мой брат водитель такси.
На горизонте видны горные вершины.
Проверка осуществляется при помощи обмена карточки с учениками соседней парты, озвучиваются варианты пар предложений и доказательства выбора.
Игра.
— Найди в словосочетании существительное, преврати его в однокоренное прилагательное и создай с ним новое словосочетание. Например: острое стекло, стеклянная дверь, дверная ручка, ручная собака, собачья радость и т.д..
5. Итог урока.
— Сделайте вывод по теме урока, используя схему.
На доске схема:
Родственные слова
Корень
Слова для справок: общая часть родственных слов, близкие по смыслу, имеют общую часть.
6.Рефлексия.
— Что для вас было наиболее сложным на уроке?
— Каким знаком вы оценили бы свою деятельность? («+» — всё поняли и был активен; « — » — ничего не понял, было скучно; «?» — очень много вопросов, плохо разобрался в теме урока )
Объясните свой выбор.
7. Домашнее задание
Нарисовать рисунок, в котором присутствуют 3 группы однокоренных слов, записать их и выделить корень.
Литература:
1. http://ped-kopilka.ru/blogs/vinogradova-svetlana/uprazhnenija-i-zadanija-dlja-raboty-po-teme-koren-slova-odnokorenye-slova.html
2. Андрианова Т.М. «Русский язык. 1-4 классы. 200 занимательных заданий по русскому языку.»
kopilkaurokov.ru
План-конспект урока по русскому языку в 3 классе на тему «Корень. Однокоренные слова» (УМК «Школа России»
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
Корень слова. Однокоренные слова
ФИО (полностью)
Веретенникова Ирина Павловна
Место работы
МБОУ СШ г. Горбатов
Должность
Учитель начальных классов
Предмет
Русский язык
Класс
3 класс
Тема и номер урока в теме
Корень слова. Однокоренные слова. Урок № 36
Учебные средства
1. В.П.Канакина, В.Г.Горецкий.Учебник «Русский язык» в двух частях, часть 1. М., «Просвещение», 2012 год.
2. В.П.Канакина. « Рабочая тетрадь №1» по русскому языку. М., «Просвещение», 2012 год.
Цель урока: Обобщение знаний об однокоренных словах
Задачи:
— обучающие
Уточнить представление учащихся о признаках понятий «однокоренные слова», «корень слова».
Уметь различать однокоренные слова и выделять в них корень слова.
Работать со словарем однокоренных слов
-развивающие
Развивать навык единообразного написания корня,
Обогащение словарного запаса
-воспитательные
Воспитывать культуру общения, умение работать в группе, паре, самостоятельно,
Воспитывать познавательную активность, любовь к родному языку, любознательность, настойчивость в достижении цели, уверенность в себе.
Планируемые результаты
Личностные
У ученика формируется:
— ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности;
— учебно-познавательный интерес к изучению русского языка и способам решения новой частной задачи;
— осознание личных возможностей;
— развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях.
Ученик получит возможность для формирования:
— устойчивого учебно-познавательного интереса к новым способам решения задач;
— адекватного понимания причин успешности/неуспешности/ учебной деятельности;
соответствии с содержанием учебного предмета «Русский язык».
Метапредметные
Регулятивные УУД:
Школьник научится:
— овладению способностью определять и формулировать цели и задачи учебной деятельности в сотрудничестве с учителем; поиску средств её осуществления;
— освоению начальных форм познавательной и личной рефлексии;
— высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом;
— учитывать правило в планировании и контроле способа решения;
Ученик получит возможность научиться;
— в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
— преобразовывать практическую задачу в познавательную;
— проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве.
Познавательные УУД:
Школьник научится:
— находить ответы на вопросы в книге или других источниках;
— делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
— преобразовывать информацию из одной формы в другую;
— самостоятельно проверять свою работу и анализировать свои знание на межпредметном уровне
Ученик получит возможность научиться:
— осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;
— строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.
Коммуникативные УУД:
Школьник научится:
— активному использованию речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;
— договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения оценки и самооценки и следовать им;
— работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).
Ученик получит возможность научиться:
— учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
— достаточно точно и полно передавать необходимую информацию;
Тип урока – закрепление
Формы работы учащихся — фронтальная, групповая, парная.
Необходимое техническое оборудование — компьютер, проектор, интерактивная доска, нетбуки на каждого ученика.
Структура и ход урока
Организационный момент –1 мин
Актуализация знаний – 5 мин
Применение знания на практике. Самостоятельная работа – 9 мин
Закрепление изученного. Работа в группах – 10 мин
Физкультминутка — 2 мин
Поиск решения проблемы. Коллективная работа – 7 мин
Работа в парах – 6 мин
Итог урока. Рефлексия – 5 мин
Таблица 1.
СТРУКТУРА И ХОД УРОКА
№
Этап урока
Название используемых ЭОР
(с указанием порядкового номера из Таблицы 2)
Деятельность учителя
(с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация)
Деятельность ученика
Время
(в мин.)
1
2
3
5
6
7
1
Оргмомент
Учитель настраивает учеников на работу.
Эмоционально настраиваются на урок.
1
2
Актуализация знаний
Орфографический словарик
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/36b15843-888d-11db-b606-0800200c9a66/russ34_nesk_04.swf
№5
Что такое корень?
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/4cdf6c5c-633a-4c3f-abcb-28a320286261/%5BNS-RUS_2-09%5D_%5BTE_002%5D.swf
№4
Словарная работа.
Создаёт условия для включения учеников в учебную деятельность.
Определяет тему урока, подводит учащихся к формулированию целей урока.
Выявляет знание общих признаков однокоренных слов, демонстрируя иллюстрацию с правилом и разбирая представленные примеры типа лес, лесник, лесной…
Словарная работа.
Яг.да, пом.дор, веет.р, ур.жай, м.лина, г.рох
з.мляника,.
Вспоминают общие признаки однокоренных слов и анализируют представленные примеры
5
3
Самостоятельная работа
Тренажёр «Однокоренные слова»
http://easyen.ru/load/russkij_jazyk/2_klass/odnokorennye_slova_sostav_slova_trenazhjor/381-1-0-12789
№6
Проверяет навык обучающихся в подборе однокоренных слов с заданным корнем, предлагая составить цепочку однокоренных слов с корнем: вод, скрип, берёз, дожд., свет.
Индивидуальная работа по выбору. Дети составляют цепочки родственных слов с заданным корнем
9
4
Работа в группах
Игра «Рассели жильцов»
(N 193378)
№ 1
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/2eea00cc-de75-4d72-9dcc-ca04b7853691/%5BNS-RUS_2-09%5D_%5BID_004%5D.swf
№1
Демонстрирует интерактивное задание, где надо поместить слова в нужный столбик по заданному корню (например: -мор-, моряк, морской, поморник). Контролирует и корректирует работу в группах. Оценивает результат после проверки с помощью тренажера на интерактивной доске.
Записывают группу однокоренных слов, выбирая из предложенного списка. Исключает лишнее слово.
Дети проверяют выполнение задания по интерактивной доске.
10
5
Физкультминутка
https://youtu.be/54paKvhZNTw
№7
Дети выполняют задание
2
6
Поиск решения проблемы
Тренажёр «Родственные слова»
http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/russkii-yazyk/2015/10/12/interaktivnyy-trenazhyor-rodstvennye-slova
№8
Создание условий для закрепления умений и навыков находить родственные слова.
Дети выбирают правильный вариант и аргументируют свой выбор.
7
7
Работа в парах
Тренажёр «Однокоренные слова» «Какое слово лишнее»
http://viki.rdf.ru/item/1132/
№9
Дает инструкцию по работе с тестом
Дети по очереди в парах выполняют задания теста: Найти лишнее слово
6
8
Итог урока. Рефлексия.
Как найти корень в слове?
(N 193626)
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/56ed9f51-5629-480a-93b7-910f78a0fab0/%5BNS-RUS_2-09%5D_%5BQN_003%5D.swf
№ 2
Предлагает обобщить теоретические знания. Демонстрирует интерактивный плакат на 1 слайде
Предлагает выполнить задание на 2 слайде – выделить корень
Предлагает оценить свои успехи и настроение на уроке по шкале.
Формулируют правило
Закрепляют алгоритм выделения корня.
Дают самооценку.
5
Таблица 2.
ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР
№
Название ресурса
Тип, вид ресурса
Форма предъявления информации (иллюстрация, презентация, видеофрагменты, тест, модель и т.д.)
Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР
1
Игра «Рассели жильцов»
(N 193378)
Интерактивный тренажер
Модель
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/2eea00cc-de75-4d72-9dcc-ca04b7853691/%5BNS-RUS_2-09%5D_%5BID_004%5D.swf
2
Как найти корень в слове?
(N 193626)
Интерактивный тренажер
Схема с инструкцией и задания
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/56ed9f51-5629-480a-93b7-910f78a0fab0/%5BNS-RUS_2-09%5D_%5BQN_003%5D.swf
3
Кто прав? (N 193397)
Интерактивное задание
Иллюстрированный текст
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/4ff72199-3805-433f-8b5b-c4c9e4063572/%5BNS-RUS_2-09%5D_%5BID_005%5D.swf
4
Что такое корень?
(N 193392)
Интерактивное задание
Анимация
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/4cdf6c5c-633a-4c3f-abcb-28a320286261/%5BNS-RUS_2-09%5D_%5BTE_002%5D.swf
5
Орфографический словарик
Интерактивный словарь
Модель
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/36b15843-888d-11db-b606-0800200c9a66/russ34_nesk_04.swf
6
«Однокоренные слова»
Интерактивный тренажёр
http://easyen.ru/load/russkij_jazyk/2_klass/odnokorennye_slova_sostav_slova_trenazhjor/381-1-0-12789
7
Физкультминутка
Видео
https://youtu.be/54paKvhZNTw
8
«Родственные слова»
Интерактивный тренажёр
Модель
http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/russkii-yazyk/2015/10/12/interaktivnyy-trenazhyor-rodstvennye-slova
9
«Однокоренные слова»
Интерактивный тренажёр
модель
http://viki.rdf.ru/item/1132/
infourok.ru
Урок русского языка «Корень слова. Однокоренные слова» 3 класс
Открытый урок по русскому языку в 3 классе
«Корень слова. Однокоренные слова.»
Цели урока:
Образовательные: организовать деятельность для актуализации и уточнения знаний детей об однокоренных словах; создать условия для формирования умения подбирать родственные слова, выделять корень в однокоренных словах.
Развивающие: создать условия для развития умения находить однокоренные слова, выделять в них корень; развития познавательного интереса к языку, мыслительных процессов; формирования орфографической зоркости;
Воспитательные: способствовать воспитанию любви к русскому языку.
Тип урока: закрепление новых знаний и способов деятельности.
Оборудование урока:
-иллюстрации;
-таблицы.
Ход урока:
1.Организационный момент: (хором читают дети).
-Придумано кем-то просто и мудро
При встрече здороваться: «Доброе утро!»
Доброе утро солнцу и птицам,
Доброе утро улыбчивым лицам.
-Мне очень хочется пожелать доброго утра всем-всем, каждому из вас.
-Доброе утро, ребята!
-Доброе утро всем, кто присутствует на нашем уроке!
-Доброе утро всем, кто сегодня будет хорошо работать на уроке!
-Сегодня у нас в гостях – учителя из школ района.
-А ещё на наш урок заглянул необычный гость.
-Кто он? Попробуем угадать.
Летит без крыльев и поёт,
Прохожих задирает.
Одним проходу не даёт,
Других он подгоняет.
(ветер)
-Таким представляли ветра люди в древности.
2. Чистописание.
а) Пальчиковая гимнастика
Покажем, как двигается ветер.
Осторожно ветер
За калитку вышел,
Постучал в окошко,
Пробежал по крыше,
Покачал тихонько
Ветками черёмух,
Пожурил за что-то
Воробьёв знакомых.
И расправив гордо
Молодые крылья,
Полетел куда-то
Вперемешку с пылью.
б) Вв Ветер, ветер, ты могуч!
-Написание какой буквы мы сегодня будем повторять?
-Какие соединения надо вспомнить?
-Давайте пригласим ветер заглянуть в наши тетради, посмотреть, как красиво наши ребята пишут буквы его имени.
в) запись даты в тетради
—Я тетрадь свою открою
И, как надо, положу.
И от вас сейчас не скрою,
Ручку правильно держу.
Сяду прямо, не согнусь,
За работу я возьмусь.
3. Словарная работа: (в тетради, проверка осуществляется по презентации).
-А теперь ветер отправляется в своё путешествие, а мы отправляемся вместе с ним.
-Какое первое место он посетит, мы узнаем, выполнив словарную работу.
Ягода, помидор, ветер, урожай, малина, земляника, горох.
-Поднимите руку, кто не сделал ошибок.
-Прочитаем слова.
-На какие 2 группы их можно разделить? По какому признаку? (съедобное – несъедобное)
-Какое слово может быть лишним? Почему? (Ветер – явление природы ).
-Какое же место посетил ветер? (огород – сад – лес).
4.Письмо по памяти.
-А насколько силён ветер, мы сейчас узнаем.
-Откроем блокноты для письма по памяти.
Ветер рушит горы, а слово – дружбу. (7-10 секунд для запоминания)
(Чтение – запись – взаимопроверка – оценка).
-Поменяйтесь блокнотами, проверьте записи соседа, оцените его работу.
-Поднимите руки те, кто получили оценку « 5».
-Те, кто получил «4». Молодцы!
-Кто получил «3». Постарайтесь в следующий раз.
-Как вы понимаете значение этого выражения?( Слово имеет такую же силу, как и ветер. Нужно обдуманно употреблять слова, чтобы не обидеть другого человека и не разрушить дружбу).
5. Физминутка «Дружба».
-Но нам ветер не страшен, потому что мы — дружные ребята. Покажем ему, как мы делаем зарядку.
6.Повторение изученного:
а) постановка темы и целей урока:
-Наш друг ветер прилетел в один необычный сад.
Как-то много лет назад
Посадили странный сад.
Не был сад фруктовым –
Был он только словом.
Это слово – слово корень
Разрастаться стало вскоре.
И плоды нам принесло –
Стало много новых слов.
Вот из сада вам рассада
Вот ещё посадки рядом.
А вот садовод. С ним садовник идёт.
Очень интересно гулять в саду словесном.
-Что за чудо-сад? (сад из слов)
-Что общего в словах вы заметили? (общая часть в словах)
-Как называется эта часть? (корень)
-Как называются слова в этом саду? (однокоренными или родственными)
-Назовите тему нашего урока. (Однокоренные или родственные слова).
б) повторение правила по схеме:
Общая часть Общее
(корень) смысловое значение
Однокоренные
(родственные) слова
Однокоренные (родственные) слова имеют общую часть (корень) и общее смысловое значение.
в) упражнения для закрепления и повторения:
-Давайте придумаем новые слова в корнем -сад- и запишем на доске и в тетради, выделим корень, докажем, что слова однокоренные (по очереди у доски, остальные в тетрадях).
Сад – садик – садовый – садовник – садовод — посадит – посадки – рассада.
г) работа по учебнику (с.65 № 142).
–Наш ветерок продолжает свой путь, он отправляется на с.65 нашего учебника в упражнение № 142.
3 ученика работают у доски, остальные в тетрадях по рядам (выделяют корень, находят лишнее слово, дописывают ещё одно слово, обозначают части речи; проверяют по очереди у доски).
— Оценим работу ребят.
д) физминутка .
-Если вы услышали пару однокоренных слов, то хлопаете в ладоши. Если пару слов, которые не являются однокоренными, вы приседаете.
Лес — лесник, река – ручей, стена — потолок, кот — котик, сад – садовый, дом – домашний, дом – дым, желток – жёлтый, вода – водичка, хлеб – батон, ветер – ветка.
е) игра «Чья не встретилась семья?»
-Ветерок продолжил свой путь и заглянул на лесную поляну. Он решил поиграть со зверями и перепутал их. Помогите родителям найти своих детишек.
На лесной полянке
Летом, спозаранку
Собрался лесной народ –
Все водили хоровод.
Перепуталась родня,
Не поймут, где, чья семья.
Долго вёлся разговор,
Разгорелся даже спор!
Тут сова на ветку села,
Всем молчать она велела
И сказала: « Я, друзья,
Расскажу, где, чья семья.
Ёж, ежонок и ежиха,
Слон, слонёнок и слониха,
Лис, лисёнок и лисица,
Гусь, гусёнок, гусеница»
Молодец, сова, умна,
Но ошиблась и она.
Догадайтесь же, друзья,
Чья не встретилась семья?
-Вспомните семьи зверей.
-Почему мы не назвали ещё одну семью?
-Почему слова «гусь, гусёнок, гусеница» — это не семья?
ж) самостоятельная работа ( с.65 №143)
–А теперь наш ветерок отправляется на с.65 в упражнение 143.
-Прочитаем задание и определим, что так заинтересовало нашего ветерка.
(самостоятельная работа).
Проверка: читают задание кроссворда, называют слово-отгадку, проверяют по презентации).
-Что же заинтересовало ветра? (грибы).
7. Домашнее задание: с.65 упр.141
-Ветерку нужно продолжать свой путь и на память о себе он оставляет вам домашнее задание.
8. Подведение итогов урока:
-На прощание расскажите ветерку и всем присутствующим в классе о своих впечатлениях от урока.
-Продолжите предложения:
*Было интересно…
*Теперь я могу…
*Мне понравилось…
-Я довольна вашей работой на уроке, вы меня порадовали, вы молодцы!
-Урок окончен. Всем спасибо.
multiurok.ru
Метапредметные:
| Личностное:
| Содержание деятельности обучающихся |
Организационный момент | |
|
|
Мотивация познавательной деятельности | |
подумать, как правильно организовать свою работу на уроке, чтобы был результат;
|
|
Актуализация знаний | |
|
|
Организация познавательной деятельности | |
|
с последующим анализом и самопроверкой.
(к упр. 109), самостоятельно по следам анализа выполняют упражнение 109 в тетради
|
Подведение итогов | |
| 15.Анализируют успешность учебной деятельности. |
| 16.Выполняют упражнения. |
doc4web.ru