Становление музыкальных образов в балете С.С. Прокофьева «Золушка» — Седьмой класс — В стране басового ключа — Каталог файлов

Содержание:
1. История создания балета Сергея Сергеевича Прокофьева «Золушка»
2. Понятие «музыкальный портрет»
3. Характеристика главных персонажей балета
4. Вывод Сказка — замечательное произведение искусства, знакомое каждому из нас с детства. Они повествуют о событиях невероятных, волшебных, иногда страшных, но всегда со счастливым концом.
Прокофьев
Сергей Сергеевич
1891-1953
 
Многие мальчики и девочки знают и любят сказку «Золушка». Давным-давно  эту занимательную историю про скромную, трудолюбивую девушку написал Шарль Перро.
 
 

            Шарль Перро
                   1628-1703
Идея создания балета по известной сказке французского писателя родилась у Сергея Сергеевича Прокофьева зимой 1940 года. Либретто написал Николай Волков.
Трагические события Великой Отечественной войны на какое-то время отвлекли композитора от работы над «Золушкой».Премьера её состоялась в Большом театре 21 ноября 1945 года.
В главной роли выступили известные, прославленные балерины Галина Уланова и Раиса Стручкова. Классический балет «Золушка», написанный Прокофьевым замечателен многогранными музыкальными портретами героев.
Музыкальный портрет – это музыкальная характеристика героя произведения.
Сергей Прокофьев писал:
«Я стремился так изобразить в музыке характеры милой мечтательной Золушки, её робкого отца, придирчивой мачехи, своенравных задорных сестёр, горячего юного принца, чтобы зритель не оставался равнодушным к их невзгодам и радостям». Для каждого героя композитор находит свои средства выразительности. В балете «Золушка» четко противопоставлены характеристики главной героини и злых сестёр с мачехой.
Сразу во вступлении звучат две темы, рисующие с разных сторон милую, мечтательную девушку. Обратите внимание на выразительные средства, которые использовал композитор, чтобы показать добрые качества Золушки. С образом главной героини связаны певучие, плавные, и в то же время грустные, жалобные  мелодии. Сам Прокофьев назвал начальную тему вступления –
темой обиженной Золушки
. После смерти мамы жизнь Золушки изменилась: отец женился на женщине властной и суровой, которая заботилась только о своих дочерях.  А те, в свою очередь не упускали момента обидеть, посмеяться над несчастной девушкой.
Золушка быстро забыла обиду и на её душе снова радость. Композитор во второй теме вступления характеризует  Золушку, как романтическую героиню. Она мечтает о счастье. Чтобы показать нежность и чистоту ее чувств, Прокофьев использует высокий регистр и ровный ритм.
В дальнейшем в балете появляется  ещё  новые темы, которые дополняют  образ Золушки. Наиболее важная из них –
тема Золушки влюблённой
.
События 1 действия происходят в доме отца Золушки, следовательно, и декорации сцены представляют большую, просторную комнату. Здесь композитор знакомит нас с основными героями балета. В музыкальных характеристиках сестёр и мачехи большую роль играют колючие мелкие мотивы с острым ритмом. Это хорошо слышно в первой сцене балета под названием «Па-де-шаль»- танец с шалью. Сёстры вышивают шаль, мачеха наблюдает за ними. Прокофьев дал сестрам скорее не имена, а прозвища. Одну назвал Кривлякой, другую – Злюкой.
Золушка работает у очага. Но вот вздорные сёстры ссорятся из-за шарфа.  В эпизоде названном «Ссора» музыка основана на мелких «царапающих» мотивах и резких, отрывистых аккордах у струнных инструментов. Создаётся впечатление, что сёстры кричат друг на друга. Так и видишь цепкие движения и резкие жесты двух злючек. Ссора заканчивается неожиданным падением дерущихся девчонок.
Совсем неожиданно в музыкальной истории Прокофьева появляется новый персонаж —
Фея в образе нищенки.
Её характеризует таинственная, загадочная мелодия. Она просит у хозяев милостыню. Именно в этом номере показано отношение девушек к старушке. Мачеха и сёстры презрительно отворачиваются, а Золушка робко протягивает ей кусочек хлеба. Незаметно старушка исчезает.
Мамаша с дочерьми спешат на бал и нанимают самого молодого Учителя танцев на планете – поучиться последним движениям и манерам. В этом номере  показан карикатурный характер сестёр. Всюду, где появляются злые сёстры и мачеха, звучит колючая музыка с острым ритмом. 
  Итак, в начале первого действия балета С.С. Прокофьева показаны основные действующие лица, черты их характеров. Композитор с первых звуков своего произведения воспевает внутреннюю человеческую красоту и осуждает душевную чёрствость и злобу.
 
 Литература:
1. С.С. Прокофьев Балет «Золушка»
2. Красильникова М.С., Яшмолкина О.Н., Нехаева О.И. Музыка. К вершинам музыкального искусства. Учебник для 2 класса общеобразовательных учреждений — Смоленск: Ассоциация XXI век, 2012. Страницы 20-22
3. Гульянц Е. Сказка о Золушке, балете и музыке или необыкновенные, но вполне правдоподобные приключения Золушки из сказки Шарля Перро – Москва: «Советский композитор», 1972 Страницы 66 – 69
4. Прохорова И., Скудина Г. Советская музыкальная литература – Москва «Музыка», 1989 Страницы 42 -46
Для визуального оформления использовались:
http://img1.liveinternet.ru/images/attach/b/4/103/587/103587349_00.png
http://f14.ifotki.info/org/ba287a852cccbc8713796841242ff1e6bc5f6c146134366.jpg
http://www.bankgorodov.ru/photo_f/1331885974
http://img542.imageshack.us/img542/6836/cenicienta25.gif
http://kingdom-hearts2.3dn.ru/_ph/14/2/998539528.png

Видеоурок по теме  http://znaika.ru/catalog/2-klass/musyka/Stanovlenie-muzykalnykh-obrazov-v-1-deystvii-baleta-Zolushka 

 

 

muzlandelena.ucoz.ru

Прокофьев. Сюиты из балета «Золушка» (Suites from Cinderella)

Suites from Cinderella

Сюита No. 1 для симфонического оркестра, ор. 107 (1946)

Состав оркестра: 2 флейты, флейта-пикколо, 2 гобоя, английский рожок, 2 кларнета, бас-кларнет, 2 фагота, контрафагот, 3 трубы, 4 валторны, 3 тромбона, туба, литавры, треугольник, кастаньеты, деревянный брусок, бубен, малый барабан, тарелки, большой барабан, тамтам, колокольчики, ксилофон, колокол, арфа, фортепиано, струнные.

Сюита No. 3 для симфонического оркестра, ор. 109 (1946)

Состав оркестра: 2 флейты, флейта-пикколо, 2 гобоя, английский рожок, 2 кларнета, бас-кларнет, 2 фагота, контрафагот, 3 трубы, 4 валторны, 3 тромбона, туба, литавры, треугольник, большой барабан, бубен, тарелки, малый барабан, кастаньеты, колокольчики, челеста, ксилофон, арфа, фортепиано, струнные.

История создания

Зимой 1940—1941 годов Прокофьев начал работу над балетом «Золушка» для Ленинградского театра оперы и балета им. С.М. Кирова (ранее и ныне — Мариинский театр).

Сюжет «Золушки» — сказки о доброй и покорной судьбе девушке, которую злая мачеха превратила в служанку, свою и своих избалованных дочерей, и которая с помощью доброй феи получает заслуженную счастливую судьбу, — широко распространен в музыкальном театре. Волшебная сказка Ш. Перро (1628—1703) из сборника «Сказки матушки Гусыни, или Истории и сказки былых времен с поучениями» (1697) неоднократно использовалась композиторами в качестве оперного либретто. Наиболее известна опера Дж. Россини, существуют также оперы Н. Изуара, Д. Штейбельта, Ж. Массне и другие. Неоднократно ставились и балеты на этот сюжет, в частности именно «Золушкой» («Сандрильоной» композитора Ф. Сора) открылся в 1825 году Большой театр в Москве.

Прокофьев создавал свой балет для великой русской балерины Галины Улановой. Либретто написал Н. Волков, постановщиком должен был стать В. Чабукиани. Работа шла успешно до начала лета следующего года, когда уже были закончены два акта из трех. Великая Отечественная война перечеркнула все планы. Балет был отложен на долгих два года, в течение которых композитор скитался по стране, работал над оперой «Война и мир» и инструментальными сочинениями. В 1943 году он приехал в Пермь, где тогда находился в эвакуации театр. Здесь он окончательно обсудил все детали с либреттистом и балетмейстером, после чего, к весне следующего года, закончил клавир и стал работать над партитурой. «Я писал «Золушку» в традициях старого классического балета, — сообщал композитор, — в ней есть pas de deux, adagio, гавот, несколько вальсов, павана, паспье, бурре, мазурка, галоп. Каждое действующее лицо имеет свою вариацию».

Премьера спектакля состоялась 26 декабря 1945 года в Москве, на сцене Большого театра. В следующем году композитор из музыки балета составил три сюиты, ор. 107, 108 и 109, две из которых заняли прочное место на симфонической эстраде.

Музыка

Первую сюиту открывает Вступление (оно же вступление к балету), основанное на двух темах. Первая — грустная, распевная, напоминает народную песню. Ее исполняют скрипки, альты, виолончели и кларнеты в октаву в сопровождении мягких долго длящихся аккордов вторых скрипок, фаготов и басов. Вторая — романтичная, полетная — звучит у скрипок на колышущемся фоне альтов. Это тема мечтаний Золушки.

«Па де шаль» — прозрачный изящный танец с грациозной, чуть стилизованной мелодией. Постепенно его движение ускоряется, в нем появляются как бы отзвуки бурной тарантеллы — это своего рода предвестие ссоры названых сестер Золушки из-за шали.

«Ссора» — блестящее саркастическое скерцо, передающее ярость злых сестер. В нем господствуют короткие отрывистые мотивы, колкие звучности, неожиданные ритмические акценты.

Четвертый номер сюиты — «Фея-бабушка и фея Зимы» — составлен композитором из двух разных эпизодов балета: вариации феи Зимы из второй половины 1-го акта (среди всех фей времен года) и появления феи-бабушки, пришедшей на помощь Золушке. Она являет собой резкий контраст предшествующей части таинственным звучанием хроматизированной темы (кларнеты) на фоне аккордов арф, тремоло струнных. Сказочный колорит усиливает вступление флейты-пикколо со своей пассажеобразной мелодией. Оркестровка прозрачна: из медных использованы только валторны, мерные удары тарелок и дробь малого барабана привносят комический оттенок — словно готовится кульминация циркового номера.

Мазурка (из сцены бала) — блестящая, с капризной по-про- кофьевски мелодией, с контрапунктирующими линиями и неожиданным лирическим соло трубы — состоит из нескольких колен и заканчивается торжественно и пышно на фортиссимо.

«Золушка отправляется на бал» — заключительная сцена 1-го акта балета — начинается стаккатным движением в камерном составе оркестра, словно имитирующем ритм бега лошадей. Появляются и исчезают отдельные короткие мотивы, разрастается оркестровая звучность, доходящая до фортиссимо в пассажах деревянных духовых, струнных и арф. В конце появляются интонации, предвещающие мелодию вальса.

«Вальс Золушки» (в балете это Вальс-кода, вместе со следующим номером, «Полночью», завершающий второй акт) — апофеоз сюиты, воплощение счастья героини. Его мелодия гибка, поэтична и доходит в своем развитии до мощного торжествующего фортиссимо в полном звучании оркестра.

Заключение сюиты — «Полночь» — врывается, словно пробуждая от прекрасного сна. Мерно отсчитывает секунды ксилофон, пронзительна скачкообразная мелодия флейты-пикколо, яростны тремоло скрипок и пассажи кларнетов. Вступают бурные глиссандо арфы и фортепиано и через весь номер, как само неумолимое время, проходит сухой мерный стук деревянного бруска. Внезапно ход часов прекращается, оркестровая мощь нарастает, завершается сюита широким мелодическим ходом с последним аккордом tutti.

Третья сюита открывается грациозной паваной (в балете она называется придворным танцем и открывает второй акт — бал) с прихотливой мелодией, порученной деревянным духовым, что придает музыке оттенок пасторальности. Далее у валторн возникает нежный напев, сопровождаемый переливами арф. Его перехватывают деревянные. Черты стилизации подчеркиваются струнными, которые имитируют звучание старинных щипковых инструментов. На сопоставлении этих двух образов строится весь танец.

«Золушка и принц» — лирическое адажио героев балета на придворном балу. Виолончели и фаготы широко распевают прекрасную, бесконечно длящуюся мелодию. Нежно и бережно звучат скупые аккорды аккомпанемента. Музыка достигает огромной экстатической кульминации.

«Три апельсина» — номер, заимствованный композитором из своей оперы «Любовь к трем апельсинам». В балете он оправдан тем, что, не узнанная мачехой и сестрами, Золушка угощает их апельсинами. Это острый и вместе с тем изящный миниатюрный марш с легким оттенком гротеска. На фоне прозрачно оркестрованного аккомпанемента с мелодическими подголосками грубовато звучит тема в низком регистре фаготов. Затем она переходит к скрипкам, исполняющим ее особым приемом sul ponticello (у подставки).

«Южные края» (соблазн) — это довольно продолжительный эпизод из скитаний принца (третий акт) в поисках исчезнувшей прелестной незнакомки. Он полон красочных оркестровых эффектов, томных мелодий, причудливых плясовых мотивов.

«Ориенталия» продолжает ту же тему скитаний, но в несколько другом плане. Здесь преобладают настроения нежно затаенные, вкрадчиво соблазнительные.

«Принц нашел Золушку» — снова широкое, полное искреннего чувства адажио. Оно начинается сразу с кульминации — полного, на фортиссимо звучащего оркестра, в котором широко распевается тема любви.

«Медленный вальс» зарождается в интимном звучании струнной группы, поддержанной лишь арфой, да в самом начале, как приглашение к вниманию, раздаются три тихих удара большого барабана. Постепенно подключается группа деревянных духовых, своими соло «подпевающая» скрипкам. Валторны мягкими аккордами иногда поддерживают сопровождение. Мелодия вальса все время звучит у струнных, но в среднем эпизоде кларнет берет инициативу и вступает в диалог со скрипками. Постепенно движение становится все более взволнованным, вступают новые инструменты — достигается кульминация огромной силы, после чего звучность быстро спадает, и вальс заканчивается в замедленном движении еле слышных обрывков мотивов, пассажей, аккордов арф, ударов большого барабана. В сюите, как и в балете, он непосредственно переходит в заключение.

«Аморозо» — апофеоз балета, очень тихое, но торжествующее звучание лейттемы Золушки — ее мечты и ее любовь. Прекрасные мелодии звучат на фоне тремолирующих струнных, арпеджио фортепиано и арфы. Далее к ним присоединяются струящиеся пассажи деревянных, а затем постепенно инструменты один за другим замолкают. Заканчивается «Аморозо» уходящим ввысь пассажем челесты, стихающим аккордом струнных с одинокой тубой внизу.

Л. Михеева

Я рекомендую

Это интересно

Твитнуть

вам может быть интересно

Ссылки по теме

www.belcanto.ru

Сергей Прокофьев. «Золушка» (Балет в 3-х действиях) — 18 Июня 2015

КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ

Действие I 

Комната в доме отца Золушки. Мачеха, сварливая и высокомерная женщина, и две ее дочери – Худышка и Кубышка, очень похожие на свою матушку и умом, и характером – заняты приготовлениями к предстоящему балу. Парикмахеры делают им прически. Золушка, в стареньком платьице, добрая и приветливая, выполняет в доме самую грязную работу. 

Оставшись одна, Золушка грустит о прошлом, вспоминая о счастливых днях детства, о Матери – самой красивой и доброй женщине. Появляется Отец, и Золушка бросается ему на шею. Но он приходит пьяный, вместе с собутыльниками, и просит у дочери денег. Мачеха набрасывается на мужа с руганью. 

Золушка опять одна. Неожиданно появляется нищая старушка с авоськами. Одна Золушка привечает ее. Тем временем Мачеха и ее дочери заканчивают последние приготовления к балу. Приходят учителя танцев. Они репетируют с Худышкой и Кубышкой, но бестолковые сестры не могут справиться с танцем. Золушка наблюдает за уроком. 

Мачеха и сестры отправляются во дворец. Золушка мечтательно вальсирует, придумывая свой танец для бала. Снова появляется старушка-нищенка. Она оказалась феей и пришла наградить Золушку за ее доброту. Фея достает из своих тяжелых авосек хрустальные башмачки и платье и протягивает их девушке. Появляющиеся Времена года помогают Золушке преобразиться. Фея предупреждает Золушку, что волшебные чары будут действовать только до полуночи. Если Золушка вовремя не покинет дворец, она тотчас снова превратится в замарашку.

Действие II 

Бал во дворце в разгаре. В ходят Мачеха и ее дочери. Кубышка и Худышка, Мачеха и все дамы пытаются привлечь внимание Принца. Неожиданно в зале появляется незнакомка. Мачеха и сестры не узнают Золушку. Принц восхищен девушкой, он не отходит от нее ни на шаг. Теперь каждое ее движение вызывает восторг у придворных. Зал пустеет. Принц и Золушка остаются одни. 

Золушка, увлеченная своими ожившими фантазиями, вдруг вспоминает о времени. Часы начинают бить полночь. Золушка бросается прочь из дворца и второпях теряет башмачок. Принц и гости устремляются вслед за исчезнувшей незнакомкой. Принц поднимает крохотный башмачок – он поможет ему найти таинственную красавицу.

Действие III 

Придворные дамы королевства в отчаянии: башмачок им слишком мал. Принц отправляется искать по белу свету пленившую его незнакомку. 

Раннее утро. В  доме, в своем уголке, дремлет Золушка. Проснувшись, она вспоминает минувшую ночь. Если бы не туфелька, которую она неожиданно нашла, Золушке показалось бы, что бал только приснился ей. Появляются сестры. Они, конечно же, снова ссорятся. Золушка пытается их разнять, но вошедшая Мачеха набрасывается на нее. 

Неожиданно вбегают сыщики: по городу ходит Принц, разыскивая девушку, потерявшую на балу башмачок. 

Появляется Принц. Ни одна из стоящих перед ним девушек никак не напоминает неизвестную красавицу, но сыщики утверждают, что туфельку примерить необходимо. Напрасно Кубышка и Худышка, а вслед за ними и Мачеха пытаются втиснуть свои ноги в крошечный башмачок. Спрятавшаяся в углу Золушка роняет свою туфельку. Пораженный принц пристально вглядывается в девушку и узнает в ней ту, которую так упорно искал. Появившаяся Фея-нищенка убирает в котомку туфельки, которые на этот раз сослужили свою службу: они еще пригодятся.

Золушка – Диана Вишнёва
Принц – Владимир Шкляров
Мачеха – Екатерина Кондаурова
Худышка – Маргарита Фролова
Кубышка – Екатерина Иванникова
Фея – Елена Баженова

Преподаватели танцев – Надежда Батоева, Константин Зверев

Июнь 2013 г.

1 час 50 мин.

www.aveclassics.net

Сергей Прокофьев. Балет «Золушка» с Екатериной Максимовой и Владимиром Васильевым

После того как балет «Ромео и Джульетта» был наконец поставлен в Ленинградском Мариинском театре, Прокофьев, на которого исполнительница роли Джульетты Галина Уланова произвела огромное впечатление, решил написать балет специально для нее. Сюжетом послужила всем известная сказка о девушке, которую злая мачеха превратила в служанку и которая с помощью доброй феи обрела заслуженную счастливую судьбу. «Золушка», волшебная сказка Ш. Перро из его сборника «Сказки матушки Гусыни, или Истории и сказки былых времен с поучениями», много раз привлекала композиторов разных времен. На ее основе написаны несколько опер, из которых самая известная — опера Россини; неоднократно ставились и балеты.

В 1991 году Владимир Васильев ставит в «Кремлевском балете» «Золушку» Прокофьева с совершенно новой хореографией. Балет был воспринят весьма неоднозначно. Однако с 1991 года «Золушка» выдержала почти двести представлений. Костюмы для балета были созданы в пышном стиле старинной Франции художником-модельером из фирмы «Нина Риччи» Жераром Пипаром. И до сих пор «Золушка» в Кремлевском балете идет в шикарных костюмах от «Нины Риччи», подаренных театру одной из самых знаменитых фирм Высокой моды в трудные 90-е. Главную партию танцевала Екатерина Максимова. Владимир Васильев был первым исполнителем партии Мачехи. В декабре 1992 года спектакль с огромным успехом прошел на парижской сцене, вызвав восторженные отклики французской прессы. «… Балет «Золушка» в исполнении театра «Кремлевский балет» уникален редкой сработанностью всего ансамбля и тончайшим соединением всех компонентов спектакля.» («Русская мысль», Париж, 25.12.1992.) «… Не упустите случай посмотреть эту феерию музыки, танцев, костюмов. «Золушка» — это настоящий праздник!» (журнал «Паспорт в Париж», 01.1993.)

Золушка – ЕКАТЕРИНА МАКСИМОВА

Мачеха Золушки – ВЛАДИМИР ВАСИЛЬЕВ

Сестры Золушки:Кривляка – Валентина Павлова

Злюка – Зинаида Волина

Принц – Константин Матвеев

Фея-нищенка – Светлана Цой

Акт первый

В доме злой мачехи она сама и две ее дочери Худышка и Кубышка примеряют шаль. Появляется Золушка. Она вспоминает свою умершую мать. Пытается найти утешение у отца, но тот полностью под влиянием своей новой жены. В дом приходит нищенка. Сестры гонят ее, но Золушка тайком приглашает старушку отдохнуть и кормит ее. Мачеха и сестры готовятся к отъезду на королевский бал. Они примеряют новые наряды. Учитель танцев дает неуклюжим сестрам последний перед балом урок. Наконец мачеха и сестры уезжают. Золушка остается одна. Она мечтает о бале и танцует в одиночестве. Возвращается нищенка. Внезапно она преображается – это фея, которая наградит Золушку за ее доброе сердце. С помощью фей времен года Золушка снаряжается на бал. Единственное условие – в полночь она должна оттуда уйти.

Акт второй
Во дворце в полном разгаре королевский бал. Танцуют дамы и кавалеры. Приезжает мачеха с сестрами. Сестры привлекают внимание своей неповоротливостью. Появляется принц. Гости танцуют мазурку. Торжественная музыка сопровождает прибытие таинственной незнакомки. Это Золушка. Принц восхищен ею и приглашает на танец (большой вальс). Сестры пытаются привлечь внимание принца (дуэт с апельсинами), но безуспешно. Принц не отходит от Золушки. Они не замечают, как бежит время. Внезапно романтический вальс-кода прерывается боем часов. Наступила полночь. Золушка убегает, потеряв хрустальную туфельку, которую поднимает принц.
Акт третий
Принц в отчаянии. С помощью сапожников он примерил туфельку всем дамам королевства, но она никому не подходит. Принц отправляется на поиски незнакомки в далекие страны, но безуспешно. А в доме мачехи Золушка все также занята домашними делами и вспоминает о бале. Вдруг приезжает принц. Он требует, чтобы все женщины померили туфельку. Но тщетно сестры, а затем и мачеха пытаются надеть туфельку – она им безнадежно мала. Заметив Золушку, принц предлагает примерить туфельку и ей. Золушка отказывается, но затем у нее из кармана выпадает вторая туфелька. Принц заглядывает в лицо девушке – это его любимая. Теперь ничто не разлучит их.


iskusstvo-zvuka.livejournal.com

С.С.Прокофьев «Золушка» — Театр классического балета

Балет в 2-х действиях.
Продолжительность: 1 час 50 минут, с одним антрактом.

Композитор: Cергей Прокофьев
Хореография: Cофья Гайдукова-Головкина
По одноименной сказке Шарля Перро.

Либретто

Пролог:
Перед зрителями предстают феи во главе с Крестной мамой Золушки. Они вводят зрителя в сказку, которая венчается счастливым концом — Принц находит свою Золушку.

Действие I:

Картина 1:
Комната в доме семьи Золушки. Две Сестры и Мачеха ругают Золушку за то, что не горит камин, упрекают её отца за дурное воспитание дочери, ссорятся между собой. Несчастный отец уводит их, Золушка остается одна. Она прибирается, берется за метлу и весело выполняет привычные обязанности по дому. В комнате чисто, камин горит. Но возвращаются злые Сестры и раскидывают хворост, принесённый Золушкой. Торжествуя, они убегают. Золушка плачет.

Появляются мыши, они собирают хворост, кладут в корзину и прячутся за кресло. Золушка перестает плакать, оглядывается — что за чудо! Всё чисто. Кто же это сделал? Из укрытия выбегают мыши. Золушка пугается, но мыши такие забавные и дружелюбные. Девочка благодарит добровольных помощников.
В комнату входит отец Золушки — лесничий. Он сокрушается о своей ужасной жизни. Дочь старается его утешить. Он ставит её на кресло. Отец видит, что Золушка плохо одета, у неё нет башмачков. Он достаёт пару сабо, которые когда-то принадлежали маме Золушки. Девочка примеряет башмачки, но тут врывается мачеха с криком: «Ах он вспоминает умершую жену, а Золушку любит больше других дочерей». Она хватается за сердце, падает в обморок. Лесничий уносит супругу.
Приближается бал. В комнату вбегают возмущенные Сёстры и Мачеха, требующие одеть их. Золушка приносит платья, которые сшила сама. Троица в восхищении. Но Сёстры снова затевают драку, выбирая наряды. Мачехе и отцу с трудом удается их разнять. Появляется друг Принца — Распорядитель бальных танцев. Он объявляет дату предстоящего бала в королевском дворце. Мачеха просит его научить дочерей хорошим манерам и предлагает ему деньги. Занятия начались, но неуклюжие ученицы никак не могут поспеть за педагогом, спотыкаются, падают.  Только Золушка безупречно выполняет его задания. Он восхищенно аплодирует, но мачеха отбирает у него деньги и заставляет учить только её дочерей. Больших успехов лентяйки не добиваются, Мачеха отказывается платить, и учитель удаляется в возмущении. Схватив нарядные платья, Мачеха и Сёстры убегают.
В комнату прокрадывается отец. Он в красивом камзоле и шляпе. Золушка поправляет на нём одежду, ведь это тоже её работа. Отец кланяется дочери. Он изображает принца, она принцессу. Они танцуют вальс. Золушка грустит, ведь она не поедет на бал. Отец её утешает. Золушка не умеет долго печалиться. Она надевает на голову себе и отцу медные кастрюли, как будто это короны. Игра в принца и принцессу продолжается. Но злая Мачеха хватает мужа за руку и увлекает за собой.
Золушка одна. Появляется Крёстная, источающая волшебное сияние — это фея из её сна. Она учит ее танцевать вместе со своей свитой — феи времён года (Весны, Лето, Осень и Зимы). С помощью злого сказочного гнома,  Крёстная предсказывает, что волшебство исчезнет, как только пробьёт 12 — прекрасный наряд Золушки превратиться в повседневный. Фея преподносит крестнице туфельки и платье, отправляя её на бал.

Действие II:
Супер-занавес. На его фоне спешат на бал гости: Принц Испании, Принц Китая, Принц Чукотки.

Картина 1.
Бальный зал королевского дворца. Гости и придворные танцуют мазурку. Всем руководит Распорядитель бальных танцев. В зал входят три принца дружественных держав: Испании, Китая, Чукотки. Все дамы стараются понравиться завидным женихам. Но вот появляется сам Принц. Он молод и прекрасен. Мачеха с Сёстрами в сопровождении отца семейства тоже прибывают на бал. Министр шуток и развлечений, переодевшись в палача пугает троицу топором. Распорядитель бальных танцев снова объявляет мазурку, но… звучит волшебная музыка, струится фантастический свет, в зал влетает золотая карета. Из неё выходит прекрасная принцесса — это Золушка. Принц очарован. Распорядитель бальных танцев объявляет вальс. Принц смущен, Распорядитель сам начинает танец с принцессой, деликатно передавая её своему воспитаннику.
С принцессой танцуют и Испанец, и Китаец, и принц Чукотки. Все гости охвачены романтическим настроением. Золушка на короткий миг остаётся в зале одна. Ей на встречу выходит отец. Он раскланивается, не узнав свою дочь. Золушка, смеясь, объясняет папе, что это она, но преображенная. Отец, наконец, поверил в чудо. Он совершенно счастлив. В этот миг в зал входит Принц, и отец с низким поклоном отступает от принцессы. Испанец, Китаец и принц Чукотки дарят Золушки Испанский плащ, Китайский халат и Чукотские меха. Распорядитель бальных танцев просит Золушку станцевать. Принц восхищается и уводит её из зала, когда в ответ начинают свой танец влюбленные в таинственную принцессу иноземные принцы. На завидных женихов буквально нападают Сёстры Золушки и Мачеха. «Женихи» в ужасе ретируются, а «невесты» хватают лежащие на троне плащ, халат и меха и устремляются за ними.
Золушка одна в зале дворца. Она рассматривает себя в зеркалах, не веря в то, что отражается в них именно она. Принц, который давно искал таинственную незнакомку, прикасается к её руке. Оба счастливы. Принц предлагает Золушке руку, сердце и корону. Воображение уносит влюбленных в волшебный сад. Вместе с Золушкой и Принцем вальс танцуют феи в окружении фантастических дам в кринолинах. Вдруг в зал вбегает двенадцатый месяц — декабрь. У него в руках часы. Остались считанные минуты до полуночи.
Принц продолжает танец счастья. Золушка убегает. Вокруг принца кружатся феи, начинают бить часы. Принц бежит искать таинственную принцессу. Появляются двенадцать месяцев. Лошадки на глазах превращаются в мышей. Золушка снова в своём нищенском платьице. На одной ноге хрустальный башмачок, другой она потеряла. Золушка бросается к карете, но та превращается в тыкву. Принц не узнает в жалкой нищенке свою принцессу. Золушка убегает. В руках у Принца остается хрустальный башмачок. Принц замечает Мачеху и Сестер выбегающих из дворца вместе с иностранными принцами. Со спины Принц не узнает их, тем более, что они одеты в испанский плащ, китайский халат и чукотские меха. Принц решает, что Золушка может быть одна из них.

Картина 2.

Комната Принца во дворце. Принц влюбленный и несчастный пытается отыскать возлюбленную. Он начинает свое путешествие в разные уголки света.
В Испании его встречает страстная испанка, танцующая в окружении свиты. Учитель танцев покорен и считает, что именно она — Золушка. Но туфелька не подходит. Они мчатся дальше, любовь несет Принца на Восток.
Видя потрясающих восточных красавиц, Учитель танцев окончательно теряет голову. Они танцуют под зачаровывающую флейту, и Принцу кажется, что центральная девушка —  его любовь, но тщетно пытается он надеть туфельку. .Учитель танцев предлагает ехать  в Россию. Вихрем проносятся русские девушки, но среди них опять нет той единственной.  Поиски продолжаются.

Картина 3.

Комната Золушки. Мачеха с дочерьми возвращается с бала. Они хвастаются перед Золушкой украденными из дворца китайским халатом, испанским плащом и чукотскими мехами.  После успеха дочери на балу отец стал вести себя как глава семьи. Он отбирает у Золушки охапку хвороста и отдает одной из Сестер. Метла достаётся другой. Мачеха пытается снова изобразить истерику, но отец больше не поддается на обман. В дом забредает безутешный Принц в сопровождении друзей. Увидев в руке Принца хрустальный башмачок, Сёстры хватают его и примеряют по очереди. Безуспешно. Тогда втиснуть ногу в туфельку пытается Мачеха. Министр развлечений снова преображается в палача и пытается уменьшить её ножку с помощью топора. Вбегает Золушка. Она приняла шутку всерьёз, останавливает «палача». В этот миг из её кармашка выпадает вторая хрустальная туфелька. Все поражены. Принц сравнивает два хрустальных башмачка, заглядывает в лицо бедной девушки. Да это она — его принцесса. По мановению волшебной палочки Феи Крестной принц видит ту, которую полюбил.

Эпилог.

Принц и Золушка счастлива. Им кажется, что они парят в небе. Их сопровождают феи, звезды и планеты.

 

moscowstateballet.ru

Сергей Прокофьев. Балет «Золушка» | World of Art

Балет на музыку Сергея Прокофьева в трех актах, шести картинах. Либретто H. Волкова.

Действующие лица

  • Золушка
  • Отец Золушки
  • Мачеха Золушки
  • Кривляка и Злюка (в другом варианте — Худышка и Кубышка), дочери мачехи
  • Принц
  • Фея-бабушка
  • Феи времен года (Весны, Лета, Осени, Зимы)
  • Танцмейстер
  • Кавалеры, иноземные принцессы, церемониймейстеры, портнихи, парикмахеры, гномы, птички, кузнечики, снежинки, арапчата, эфиопы, музыканты

Действие происходит в сказочном королевстве в сказочные времена.

История создания

После того как балет «Ромео и Джульетта» был наконец поставлен в Ленинградском Кировском (Мариинском) театре, Прокофьев, на которого исполнительница роли Джульетты Галина Уланова произвела огромное впечатление, решил написать балет специально для нее. Сюжетом послужила всем известная сказка о девушке, которую злая мачеха превратила в служанку и которая с помощью доброй феи обрела заслуженную счастливую судьбу. «Золушка», волшебная сказка Ш. Перро (1628—1703) из его сборника «Сказки матушки Гусыни, или Истории и сказки былых времен с поучениями» (1697), много раз привлекала композиторов разных времен. На ее основе написаны несколько опер, из которых самая известная — опера Россини; неоднократно ставились и балеты. В частности, именно «Золушкой» — «Сандрильоной» композитора Ф. Сора открылся московский Большой театр 6 июня 1825 года. Либретто для Прокофьева написал театральный критик, искусствовед и драматург, юрист по образованию Н. Д. Волков (1894— 1965). Постановщиком спектакля должен был стать талантливый артист балета и хореограф В. Чабукиани, работавший тогда в Ленинграде. Сочинение шло успешно: до лета 1941 года были написаны два акта. Однако начало Великой Отечественной войны перечеркнуло все планы. Прокофьев скитался по стране; отложив балет, он работал над захватившим его замыслом патриотической оперы «Война и мир», сочинял инструментальные произведения. Лишь в 1943 году, приехав в Пермь, где находился эвакуированный Театр имени Кирова, он обсудил все детали балета с либреттистом и, вернувшись в Москву, закончил музыку в клавире. «Я писал «Золушку» в традициях старого классического балета, — сообщал композитор, — в ней есть pas de deux, adagio, гавот, несколько вальсов, павана, паспье, бурре, мазурка, галоп. Каждое действующее лицо имеет свою вариацию». Ленинградский театр его больше не привлекал: Чабукиани еще в 1941 году переехал в Тбилиси, Уланова танцевала на сцене Большого театра. Именно там балетмейстером Р. Захаровым (1907—1984) и была осуществлена постановка балета. На премьере, состоявшейся в Москве 21 ноября 1945 года, партию Золушки танцевала О. Лепешинская. Лишь на следующих спектаклях Уланова вошла в роль. Менее чем через пять месяцев в Ленинграде, в Кировском театре К. Сергеев (1910—1992) также поставил «Золушку». В дальнейшем балет шел на многих сценах мира в различных постановках.

Сюжет

В доме отца Золушки Злюка и Кривляка вышивают шарф, Золушка тихо сидит у очага. Сестры ссорятся из-за шарфа, и Мачеха разрезает его пополам. Помирившись, Злюка и Кривляка начинают дразнить Золушку, но она не отвечает обидчицам. Все расходятся, оставляя Золушку за домашней работой. Обратившись мыслями к умершей матери, Золушка отодвигает занавеску, закрывающую ее портрет, и заслоняет ею портрет Мачехи. Возвращается отец, он хочет приласкать дочь, но врываются жена и ее дочери. Увидев, что ее портрет задернут, Мачеха в ярости бросается на Золушку. В комнате тихо появляется старушка-нищенка, просящая подаяние. Мачеха и сестры презрительно отворачиваются, а Золушка робко протягивает ей кусок хлеба. Незаметно старушка исчезает. Комнату заполняют портнихи, парикмахеры, танцмейстер с музыкантами. После суматохи, вызванной сборами, все, кроме Золушки, уезжают на бал в королевский дворец. Девушка грустит. Появляется та же старушка. Это Фея-бабушка. Она дарит Золушке хрустальные башмачки и вызывает фей времен года, которые собирают Золушку на бал. Фея предупреждает девушку: ровно в полночь исчезнет прекрасный наряд, она снова превратится в замарашку. О наступлении полночи ей напомнят двенадцать гномов, которые появятся из старинных часов. Фея-бабушка уходит. Перед Золушкой появляется роскошная карета, запряженная кузнечиками. Золушка уезжает во дворец.

Бал во дворце, танцы, веселье. Приезжает Золушка в роскошном платье, ее принимают за принцессу. Принц влюбляется в прекрасную незнакомку. Арапчата подносят Золушке три апельсина, которыми она угощает не узнавших ее сестер. Счастливая Золушка забывает о времени, но появляются гномы, и Золушка убегает. Бьет полночь, Золушка в спешке теряет туфельку. За ней мчится Принц, но видит лишь туфельку на ступенях дворца.

Принц призывает сапожников, чтобы они сказали ему, кто и кому сделал найденную туфельку, но у тех нет ответа, и Принц решает отправиться на поиски девушки.

Принц странствует по свету, встречает разных красавиц, но ни одна не похожа на ту, что пленила его сердце, ни одной туфелька не приходится впору.

Дома в уголке спит Золушка, прижимая к груди хрустальную туфельку. Лучи солнца будят ее, она вспоминает бал, который кажется ей прекрасным сном. Но туфелька убеждает ее, что то была явь. Появляются сестры с подаренными апельсинами и снова начинают ссориться. Поспешно вбегают Отец и Мачеха, извещая о прибытии Принца. Он дает примерить туфельку Кривляке и Злюке, потом ее примеряет и Мачеха, но туфелька всем мала. Неожиданно Принц видит, как наклонившаяся Золушка случайно роняет вторую такую же туфельку. За окном медленно проходит Фея-бабушка, словно благословляя Золушку и Принца.

Принц и Золушка в чудесном саду. Они нашли свое счастье.

Музыка

«Золушка» — типично классический балет, продолжающий традиции романтического сказочного спектакля, с обилием вариаций, дивертисментом и апофеозами, построенными на вальсах, с колоритными изобразительными моментами. Один из них — «Сцена с часами», где равномерное движение и повторяющиеся краткие поддевки рисуют неумолимый бег времени. «Отъезд Золушки на бал» — поэтичный, полный очарования вальс. «Большой вальс» — один из самых ярких прокофьевских вальсов, пышный, радостный, с мелодией огромного диапазона. В «Угощении гостей» использован марш из оперы «Любовь к трем апельсинам» (см. «111 опер»). Финал акта — «Полночь» — врывается, словно пробуждая от прекрасного сна. Завершает балет еще один прекрасный вальс с тихим, но торжествующим звучанием тем Золушки, ее мечты и любви.

Л. Михеева

worldartdalia.blogspot.com

Золушка · «Русский Национальный Балет Сергея Радченко» официальный сайт

 Золушка Балет в двух актах

 

  Композитор-  Сергей Прокофьев (1891-1953)

 

Либретто —  Юрий Ветров.

Постановка и хореография: Елена Радченко.

Сценография и костюмы  : Сергей РадченкоЕлена Радченко.

               

 История спектакля.

Золушка — балет в двух актах Сергея Прокофьева. Либретто по сюжету одноимённой сказки Шарля Перро.

Музыка к балету написана в период с 1940 по 1944 год. Впервые «Золушка» на музыку Прокофьева была поставлена 21 ноября 1945 года на сцене Большого театра. Её постановщиком был Ростислав Захаров, а заглавную роль исполняли балерины Ольга Лепешинская, Галина Уланова и Раиса Стручкова. Ранее на сюжет Золушки ставились балеты на музыку других композиторов.

 

 

Краткое содержание

                                                             1акт- Картина первая

Комната в доме отца Золушки. Золушка сидит у камина и чистит посуду. Мачеха поручает своим дочерям сшить для неё шарф и уходит. Сёстры начинают драку и рвут ткань для шарфа. Они обвиняют в случившемся Золушку. Мачеха устраивает скандал, который прекращается с появлением королевского танцмейстера. Он преподносит приглашение на бал и пытается обучить бальным танцам скверных сестёр. Мачеха велит Золушки приготовить бальные платья. Семейка отправляется на бал.

Золушка остаётся одна и с грустью мечтает о королевском бале. Внезапно комната наполняется светом, и перед Золушкой появляется Фея – её крёстная, в окружении Фей времён года. Она исполнит желание Золушки попасть на бал и дарит ей красивое платье и туфельки. Она предупреждает Золушку ,  что до полуночи она должна вернуться. Когда часы пробьют полночь, её прекрасное платье превратится в жалкие обноски. Счастливая Золушка, не веря своему счастью отправляется на бал, в окружении свиты из Фей времён года.

                                                                    Картина вторая

Королевский дворец наполнен гостями. Придворные дамы и кавалеры танцуют. Юный принц также танцует и общается с гостями. Появляется Мачеха, которая хочет сосватать своих дочерей принцу. Принц и гости недоумевают, наблюдая за их нелепым поведением. Неожиданно в зал входит Золушка в сияющем платье. Принц очарован, он не может оторвать глаз от неё. Он приглашает на танец прекрасную незнакомку. Золушка и принц танцуют, не замечая никого вокруг. Но вдруг раздаётся бой часов – наступила полночь! Золушка совсем забыла об этом! Она убегает и теряет туфельку. Принц бежит за ней, но находит только её туфельку.

                                                            2 Акт- Первая Картина

 Принц в отчаянии. Он хочет найти  хозяйку туфельки. К нему приводят   красавиц из разных стран и частей света, но ни одной туфелька не приходится  впору.  Принц отправляется на поиски  той девушки!

                                                                               Вторая Картина

 Дом Золушки. Она вспоминает, как она и   принц танцевали во дворце. Появляются

    Злюка и Кривляка, и хвастаются перед ней впечатлениями от бала. Глупые сёстры

снова сцепились, выясняя, кто из них   лучше другой. Их пытается успокоить мачеха. Раздаются звуки фанфар и в доме  появляется принц со свитой. С грустью он предлагает примерить туфельку Кривляке и Злюке. Конечно туфелька им

мала. Принц уходит , но мачеха хватает туфельку и пытается втиснуться в неё при помощи дочерей. Золушка, которая больше не может смотреть на безумство мачехи и сестёр, роняет вторую туфельку. Все с удивлением смотрят на грязную и плохо одетую оборванку. Но принц, сразу узнаёт в ней прекрасную незнакомку в сияющем наряде. Появляется Фея- крёстная и возвращает Золушке прекрасный наряд.    Влюблённые нашли друг друга и , взявшись за руки , они уходят навстречу счастью и любви.

 

radchenko-ballet.com

Советы рукодельницам