Лекция «Обучение письму — важная составляющая периода обучения грамоте» план.
1. ИСТОРИЯ ОБУЧЕНИЯ ПИСЬМУ И ЧИСТОПИСАНИЮ.
2. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ, ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ И ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ
ГРАФИЧЕСКОГО НАВЫКА ПИСЬМА.
3. МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ГРАФИЧЕСКИХ И КАЛЛИГРАФИЧЕСКИХ НАВЫКОВ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ.
4. ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ ПО ОБУЧЕНИЮ ПИСЬМУ В ПЕРИОД ОБУЧЕНИЯ ГРАМОТЕ (на примере конспектов обучения письму в первом классе).
Литература
Агаркова Н.Г. Основы формирования графического навыка у младших школьников//Начальная школа. – 1999. — №4.
Агаркова Н.Г. Графический навык. Каллиграфический навык. (Программа для начальной школы)//Начальная школа. – 1994. — №7.
Агаркова Н.Г. Графический навык. Графический почерк. (Программа для начальной школы)//Начальная школа. – 1995. — №12.
Безруких М.М., Хохлова Т.Е. Как писать буквы. – М., 1993. – 48 с.
Боголюбов Н.Н. Методика чистописания. – Л., 1993.
Богоявленский Д.Н. Психология усвоения орфографии. – М.: Просвещение, 1996. – 234 с.
Выготский Л.С. Избранные психологические исследования. – М.: Издательство АПН РСФСР, 1996. – 620 с.
Горецкий В.Г., Кирюшкин В.А. Теоретические основы развивающего обучения грамоте//Начальная школа. – 1999. — №1.
Горецкий В.Г., Кирюшкин В.А., Шанько А.Ф. Уроки обучения грамоте. – М.: Просвещение, 1998. – с.117.
Гурьянов Е.В. Развитие навыка письма у школьников. – М., 1940.
Давыдов В.В. Психическое развитие в младшем школьном возрасте//Возрастная педагогическая психология/Под ред. Петровского А.В. – М.: Просвещение, 1973. – с.25-32.
Елина Н.В. Создание предпосылок грамотного письма//Начальная школа. – 1995. — №6.Жедек П.С. Вопросы теории и методики обучения фонетике, орфоэпии, графики и орфографии. – Томск, 1992.
Желтовская Л.Я., Соколова Е.Н. Формирование каллиграфических навыков у младших школьников. – М.: Просвещение, 1987. – 124 с.
Занков Л.В. Обучение и развитие. Избранные психологические труды. – М., 1990. – часть 1, гл. 3.
Илюхина В.А. Особенности формирования графических навыков и анализ ошибок при письме//Начальная школа. – 1999. — №8.
Илюхина В.А. Письмо с «секретом»//Начальная школа. – 1999. — №9.
Лурия А.Р. Очерки психологии письма. – М., 1950.
Львов М.Р. Основы обучения правописанию в начальной школе. Учебное пособие для слушателей ФПК и студентов начальных классов/Под ред. Журжиной М.В. – М.: Просвещение, 1998. – с.5.
Панов М.В. Теория письма. Графика. Теория письма. Орфография//Современный русский язык/Под ред. Белошапкова В.А. – М., 1989.
Пантина Н.С. Формирование двигательного навыка письма в зависимости от типа ориентировки в задании//Вопросы психологии. – 1997. — №4.
Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений/Под ред. Пидкасистого П.И. – М.: Педагогическое общество России, 1998. – 638 с.
Потапова Е.Н. Обучение письму младших школьников//Начальная школа. – 1997. – №6.
Проненко Л.И. Каллиграфия для всех. – М.: Книга, 1990.
Русский язык в начальных классах. Теория и практика обучения/Под ред. Соловейчик М.С. – М.: Академия, 1998.
Саглин В.А. Обучение письму в начальной школе. – Л., 1980.
Сальникова Т.П. Методика обучения грамоте. – М., Воронеж, 1996.Соколова Е.Н., Тарасова О.Т. Обучение чистописанию. – М.: Просвещение, 1999. – с.52.
Степных В.А. Минутки чистописания в I классе//Начальная школа. – 1990. — №5. – с.9.
Талызина Н.Ф. Формирование познавательной деятельности младшего школьника. – М.: Просвещение, 1998. – 175 с.
Тикунова Л.И., Игнатьева Т.В. О «минутках чистописания» в начальной школе//Начальная школа. – 1999. — №9.
Федосова Н.А. Особенности обучения письму шестилетних первоклассников//Начальная школа. – 1997. — №4.
Фридрих И. Из истории письма. – М., 1992.
ИСТОРИЯ ОБУЧЕНИЯ ПИСЬМУ И ЧИСТОПИСАНИЮ.
Рассмотрим методы, которые применялись в обучении письму.
Копировальный (или стиграфический) способ заключается в объединении букв, напечатанных в специальных тетрадях (точками или бледными чернилами) или написанных от руки учителем карандашом.
Этот метод был введен в школу в XIX веке и был рассчитан на то, что длительное, хотя и механическое, обведение красивых образцов письма должно в итоге выработать правильную форму букв.
В основе линейного метода лежит шрифтовой подход к обучению – точные и всегда одинаковые расстояния между элементами букв, точные пропорции высоты и ширины буквы и ее частей, то есть букву, а следовательно, и слова можно было писать, используя вспомогательную сетку, определяющую высоту письма буквы в целом и ее половины, наклон, расстояние между элементами и так далее.
Графическая сетка стала применяться с 1857 года в Германии, но была быстро отвергнута на том основании, что вредна для зрения, лишает детей самостоятельности, сковывает движения руки.
Может применяться в каких-то специальных целях.
Генетический способ заключается в изучении букв в порядке от графически простой по форме буквы к графически более сложной. По составу сходных элементов буквы разбиваются на группы по нарастающей графической сложности. Об этом способе упоминалось еще в XVI веке немецким художником Дюрером. Он доказывал, что все письмо состоит из определенного количества основных линий.
В методических разработках этот способ применяется для отработки формы букв в послебукварной период. Постепенное нарастание трудностей происходит не только при изучении формы букв, но и в переходе от одной разлиновки к другой, в переходе от поэлементного к побуквенному, затем к безотрывному письму.
Тактический (ритмический) метод – это письмо под счет, в одинаковом для всех учащихся темпе, ритме.
Этот метод удобен для работы со всем классом, повышает интерес к занятиям, развивает уверенность и плавность движений руки, способствует установлению нужной скорости письма, но при ограниченном его применении.
Метод Карстера – обучение письму путем прописывания специальных упражнений для развития движений руки: пальцев, кисти, предплечья.
При применении этого метода достигаются свободные, уверенные и быстрые движения руки: сначала письмо 19 элементов в крупном плане, затем букв, связанных особыми штрихами, затем слов без всяких вспомогательных линий. Такие росчерки необходимы для овладения умением пользоваться направлением, пространством листа и развития свободы и легкости движения руки.
В этом вопросе рассмотрены исторически сложившиеся традиционные способы обучения чистописанию. В практике широкого обучения ни один из рассмотренных методов в качестве единственного себя не оправдывает. Наилучшие результаты всегда достигаются путем разумного сочетания методов на определенных этапах обучения письму и чистописанию плюс альтернативные технологии.
Таким образом, история письма – это история человечества. И каждый человек, ребенок при обучении письму повторяет историю письменности от самого ее возникновения и до настоящих времен, от рисунков до русского курсивного письма. Может быть, и в нашей стране, в ближайшем будущем, письмо будет носить название «скрипт».
studfiles.net
Обучение грамоте, письмо — Бесплатные учебники
Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.
НеПроза Бесплатные учебники Главная >> Начальная школа >> Дополнительные пособия для детей >> Обучение грамоте, письмо-
>
Дошкольники
-
>
Детские пособия
- > Обучение грамоте и чтению
- > Развитие речи
- > Математика
- > Прописи, графические дорожки, узоры
- > Окружающий мир
- > Внимание, память, логика, мышление
- > Развитие мелкой моторики
- > Английский язык
- > Методические пособия
- > Книги для родителей
-
>
Логопедия, дефектология
- > Артикуляционная гимнастика
- > Постановка звуков
- > Книги детям и логопедам
-
>
Серия «Школа семи гномов»
- > 0-1
-
>
Детские пособия
-
>
Начальная школа
-
>
УМК «Школа России»
- > Обучение грамоте, письмо
- > Русский язык (Канакина, Горецкий)
- > Русский язык (Зеленина, Хохлова)
- > Литературное чтение
- > Математика
- > Информатика
- > Окружающий мир
- > Физкультура
- > Музыка
- > ИЗО
- > Технология
- > Английский язык (Верещагина)
- > Английский язык (Кузовлев)
- > Другие ин. языки
- > ОРКСЭ
- > Другое
-
>
УМК «Перспектива»
- > Обучение грамоте, письмо
- > Русский язык
- > Литературное чтение
- > Математика
- > Информатика
- > Окружающий мир
- > Физкультура
- > Музыка
- > ИЗО
- > Технология
- > Английский Starlight
- > Английский Spotlight
- > Другие ин.языки
- > ОРКСЭ
- > Другое
-
>
УМК «Школа 2100″
- > Обучение грамоте, письмо
- > Русский язык
- > Литературное чтение
- > Риторика
- > Математика
- > Информатика
- > Окружающий мир
- > Физкультура
- > Музыка
- > ИЗО
- > Технология
- > Английский язык
- > ОРКСЭ
- > Другое
-
>
УМК «Планета знаний»
- > Обучение грамоте, письмо
- > Русский язык
- > Литературное чтение
- > Математика
- > Окружающий мир
- > Физкультура
- > Музыка
- > ИЗО
- > Технология
- > Английский
- > ОРКСЭ
- > Другое
-
>
ОС «Гармония»
- > Обучение грамоте, письмо
- > Русский язык
- > Литературное чтение
- > Математика
- > Информатика и ИКТ
- > Окружающий мир
- > Технология
- > ИЗО
- > Музыка
- > Физкультура
- > ОРКСЭ
- > УМК Русский язык Поляковой (Система Занкова)
- > ОС «Школа 2000» (Петерсон)
-
>
Доп. пособия для детей
- > Обучение грамоте, письмо
- > Русский язык
- > Литературное чтение
- > Математика (файлы)
- > Математика (альбомы)
- > Английский язык
- > Окр.мир, История
-
>
УМК «Школа России»
ne-proza.ru
Обучение грамоте, письмо — Бесплатные учебники
Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.
НеПроза Бесплатные учебники Главная >> Начальная школа >> УМК «Школа России» >> Обучение грамоте, письмо-
>
Дошкольники
-
>
Детские пособия
- > Обучение грамоте и чтению
- > Развитие речи
- > Математика
- > Прописи, графические дорожки, узоры
- > Окружающий мир
- > Внимание, память, логика, мышление
- > Развитие мелкой моторики
- > Английский язык
- > Методические пособия
- > Книги для родителей
-
>
Логопедия, дефектология
- > Артикуляционная гимнастика
- > Постановка звуков
- > Книги детям и логопедам
-
>
Серия «Школа семи гномов»
- > 0-1
-
>
Детские пособия
-
>
Начальная школа
-
>
УМК «Школа России»
- > Обучение грамоте, письмо
- > Русский язык (Канакина, Горецкий)
- > Русский язык (Зеленина, Хохлова)
- > Литературное чтение
- > Математика
- > Информатика
- > Окружающий мир
- > Физкультура
- > Музыка
- > ИЗО
- > Технология
- > Английский язык (Верещагина)
- > Английский язык (Кузовлев)
- > Другие ин. языки
- > ОРКСЭ
- > Другое
-
>
УМК «Перспектива»
- > Обучение грамоте, письмо
- > Русский язык
- > Литературное чтение
- > Математика
- > Информатика
- > Окружающий мир
- > Физкультура
- > Музыка
- > ИЗО
- > Технология
- > Английский Starlight
- > Английский Spotlight
- > Другие ин.языки
- > ОРКСЭ
- > Другое
-
>
УМК «Школа 2100″
- > Обучение грамоте, письмо
- > Русский язык
- > Литературное чтение
- > Риторика
- > Математика
- > Информатика
- > Окружающий мир
- > Физкультура
- > Музыка
- > ИЗО
- > Технология
- > Английский язык
- > ОРКСЭ
- > Другое
-
>
УМК «Планета знаний»
- > Обучение грамоте, письмо
- > Русский язык
- > Литературное чтение
- > Математика
- > Окружающий мир
- > Физкультура
- > Музыка
- > ИЗО
- > Технология
- > Английский
- > ОРКСЭ
- > Другое
-
>
ОС «Гармония»
- > Обучение грамоте, письмо
- > Русский язык
- > Литературное чтение
- > Математика
- > Информатика и ИКТ
- > Окружающий мир
- > Технология
- > ИЗО
- > Музыка
- > Физкультура
- > ОРКСЭ
- > УМК Русский язык Поляковой (Система Занкова)
- > ОС «Школа 2000» (Петерсон)
-
>
Доп. пособия для детей
- > Обучение грамоте, письмо
- > Русский язык
- > Литературное чтение
- > Математика (файлы)
- > Математика (альбомы)
- > Английский язык
- > Окр.мир, История
- &g
-
>
УМК «Школа России»
ne-proza.ru
Урок обучения грамоте (обучение письму)
Тема урока: Строчная буква «д».
Цели урока: :
1. Сформировать в памяти ясный, четкий образ буквы. Отработать начертание букв в целом. Учить списыванию с печатного текста.
2. Развивать образную память, координацию движений.
3. Воспитывать положительное отношение к письму как в виду речевой деятельности.
Оборудование:
Карточки с печатным текстом, демонстрационная карта строчной буквы, иллюстрации для картинного диктанта, трафареты письменных букв; сказочный герой Незнайка;
ХОД УРОКА:
Оргмомент:
Снова прозвенел звонок –
Начался второй урок.
Актуализация знаний:
а) картинный диктант
(записать первую букву, с которой начинается слово)
б) дописать буквы
(даны элементы строчных букв, которые надо дописать до целой буквы)
Восприятие нового материала:
— Посмотрите, ребята. Нам на урок Незнайка что-то принес.
Прочитайте.
На доске: Трудкормитиодевает.
— Что можете сказать о записи?
(Запись печатными буквами. Это предложение т.к. написано с большой буквы, а в конце стоит точка. Записано с ошибкой, т.к. предложение состоит из слов и выражает законченную мысль)
— Какое задание вы могли бы предложить по данной записи?
(Исправить ошибки, записать письменными буквами).
(дети исправляют ошибки, объясняют смысл пословицы)
— Сколько слов в предложении?
( в предложении 4 слова)
-Можем ли мы теперь записать предложение письменными буквами?
(нет, так как мы не умеем писать письменную букву д)
— Так какую цель мы поставим на уроке?
(научиться писать букву д)
— Что надо сделать, чтобы научиться писать букву д?
(правильно сесть, правильно положить тетрадь, приготовить руку (физминутка), понаблюдать над буквой).
Физпауза:
Этот пальчик самый маленький (массажируют мизинец)
Этот пальчик самый слабенький (массажируют безымянный)
Этот пальчик самый длинный (массажируют средний)
Этот пальчик самый сильный (массажируют указательный)
Этот пальчик – толстячок (массажируют большой)
А все вместе – кулачок! (сжимают руки в кулак)
— Давайте сравним печатную и строчную буквы д.
(Ответы детей. Буквы не похожи).
— Какие, по вашему мнению, потребуются элементы для написания строчной буквы д?
(для написания строчной буквы д потребуются овал и прямая линия с петлей внизу)
— Назовите буквы, которые имеют такие же элементы.
( а, о, у)
— Посмотрите внимательно на букву. Попробуйте ее самостоятельно написать. А я вам сделаю маленькую подсказку: начинаем писать эту букву так же, как и строчную букву а, заканчиваем писать так же, как строчную букву у.
(дети пробуют написать эту букву на нелинованной страничке)
Может кто-то из вас поможет мне ее написать?
(дети комментируют написание буквы, если кто-то это сможет сделать.
и-1-и-2-и)
(дети прописывают вместе с учителем букву в воздухе под счет
затем обводят пальчиком выпуклый трафарет буквы)
— Попробуйте сами на нелинованной бумаге написать букву.
— Напишите 3 буквы и подчеркните ту, которая вам понравилась больше всех. Покажите ее соседу по парте.
Закрепление изученного материала:
— А сейчас мы такие же красивые буквы напишем в прописи
(дети открывают прописи на стр. 16 (авт. Горецкий В.Г., Федосова Н.А.)
— Кто принес букву д?
(дворник)
— Кто такой дворник?
(Дворник – это профессия. Дворник – человек, который следит за порядком во дворе).
а)— Ребята, покажите, как старательно работает дворник.
(рисование бордюра в прописи )
б)-Посмотрите, ребята, дворник так старался навести порядок, так старательно мёл, что наша буква распалась на элементы. Что же нам делать?
(надо собрать букву, соединить элементы).
(дети еще раз называют элементы буквы, обводят их в прописи по стрелке и пишут половину рабочей строки )
в)— Прочитайте слияния. Зачем мы их будем писать?
(чтобы научиться правильно и красиво писать соединения букв)
6) Физминутка
Мы капусту рубим, рубим.
Мы капусту трём, трём.
Мы капусту солим, солим.
Мы капусту мнём, мнём.
(дети комментируют написание слияний, соединение букв)
— Ребята, как вы думаете, сможем ли мы теперь написать предложение? Попробуем?
(у детей на парте карточка с печатным текстом Труд кормит и одевает. Дети пишут предложение на листочке в зелёной рамке.)
г) Работа в прописи со словами, образование форм слова, работа со схемами слов сад, дуб;
д) Дополнение предложения подходящим по смыслу словом.
е) Составление предложения по вопросу;
ж) образование родственных слов;
Итог урока. Рефлексия.
-Чему научились на уроке?
-С каким настроением пойдете на следующий урок?
-Давайте представим на минутку, что буква д исчезла. Что случится?
(не сможем написать слова дом, Дима и т.д.)
— Да, буква нам эта
Нужна там и тут.
А вы получили
Оценку за труд.
Молодцы!
infourok.ru
Урок обучения грамоте (обучение письму) «Письмо овала»
Урок обучения грамоте (обучение письму)
Тема урока: «Письмо овала»
Цели урока:
1) формировать умение учащихся писать элемент строчных букв – овал;
2) развивать устную речь, логическое мышление, память, внимание; умение сопоставлять, анализировать, обобщать;
3) учить ребят слышать учителя и высказывания одноклассников; сотрудничать друг с другом.
Оборудование: «Прописи», 4 предметные картинки, простой и цветные карандаши, схемы-опоры, 3 смайлика.
Ход урока
1.Организационный момент
Учитель звонит в колокольчик.
«Прозвенел и смолк звонок,
Начинается урок».
— Садитесь девочки, ещё тише — мальчики. Проверьте посадку за партой.
— Для более успешной работы на уроке письма выполним упражнение «О кей».
2.Введение в тему урока
— Отгадайте загадку, выбрав верную отгадку на доске.
«Висят на ветке подружки,
Прижавшись тесно друг к дружке».
— Как догадались?
— Как называют ягоды рябины, ягоды винограда одним словом? (Кисть, гроздь.)
— Определите местоположение отгадок. (Крайние)
— Отгадки приглашают вас на страницу тетради.
— Откройте тетрадь по закладке. Под отгадкой слева составьте схему слова «гроздь».
1 ученик работает у доски, остальные в тетрадях.
— Кто не согласен?
3. Физминутка
Дима шёл, шёл, шёл.
Землянику нашёл.
Вот какая ягода!
4. Работа по теме урока
— Внимательно рассмотрите нарисованные предметы-отгадки. Задайте к ним задания.
— Выполните задания простым карандашом.
— Какую форму имеют листья рябины, ягоды винограда?
— Назовите другие предметы овальной формы.
— Какой элемент будете учиться писать на уроке?
— Вы назвали тему урока.
Физминутка для пальцев рук «Вот помощники мои…»
Показ образца учителем на доске: о.
Письмо уч-ся по образцам в воздухе, носиком.
Работа уч-ся в тетрадях:
обводят элемент по образцам, по пунктирным линиям (до середины строки).
Показ образца учителем на доске: о.
Письмо уч-ся по образцам в воздухе, носиком.
Работа уч-ся в тетрадях:
обводят элемент по пунктирным линиям, затем пишут сами (до конца строки).
Физминутка для пальцев рук «Мы писали…»
Самостоятельная работа:
на 2 рабочей строке уч-ся записывают овалы сверху, затем снизу.
(Оказание индивидуальной помощи учащимся со стороны учителя)
После выполнения работы учитель указывает на недочёты, просит учащихся дать нужный совет по их устранению.
— Подчеркните лучшие элементы зелёным карандашом.
Физминутка для глаз.
— Что записано на 3 рабочей строке? (Буквы)
— Что о них можете сказать?
— Обведите буквы по пунктирам.
— Кто сможет их правильно назвать?
— В загадке, напечатанной наверху страницы, найдите и обведите овалом печатные буквы, которые соответствуют строчной букве о.
— Сколько букв обвели? В каких словах?
Физминутка.
1, 2 – выше голова.
3, 4 – плечи шире.
5, 6 – тихо сесть.
7, 8 – лень отбросим.
— На какой по счёту строке записан узор?
— Из каких элементов он состоит? Как они записаны?
— Продолжите узор до конца.
Взаимопроверка работы в парах.
Упражнение по развитию речи.
— Дополните предложения словом по смыслу:
На уроке письма мы пользовались устной … .
Речь состоит из … .
Предложения состоят из … .
(На доске появляется схема-опора)
Самостоятельная работа по группам:
девочкам придумать предложение к нижнему левому рисунку и начертить его схему;
мальчикам – то же задание, только к нижнему правому рисунку.
Проверка.
5. Рефлексия.
— Изобразите овал в нижнем правом углу страницы.
— Нарисуйте в нём лицо, соответствующее вашему настроению на уроке.
— Что особенно понравилось на уроке?
— Что не получалось?
— Кто старался быть внимательным, аккуратным и активным?
— Молодцы! Спасибо за работу. Урок окончен.
doc4web.ru
Первоначальное обучение письму. Цель, методы и приёмы обучения письму. Типичные графические ошибки.
Характеристика метода поэлементно-целостного воспроизведения букв как основного метода обучения письму. Методы и приёмы корректировки каллиграфического навыка обучающихся.
Цель обучения письму – формирование элементарного графического навыка.
Задачи:
· научить ребёнка правильно сидеть и правильно располагать тетрадь на парте;
· формирование умения правильно держать ручку.
Методы и приёмы обучения письму:
Метод обучения письму – поэлементно-целостному воспроизведению буквы. Предполагает анализ буквы по количеству элементов. Основные приёмы реализации метода:
· Анализ буквы (из скольки элементов и какие они)
· Практическое конструирование буквы (в учебнике указаны элементы)
· Копировальный (обведение по пунктиру, через кальку)
· Линейный (широкая строчка регулирует высоту строк)
· Ритмический или тактический (обозначено начало письма, сколько элементов – столько тактов «и» – вверх, «раз» – вниз, это задает общий темп, а ритм успокаивающе действует на психику ребёнка)
· Генетический (от простого к сложному: буква А – сначала учат писать прямые)
Алфавит состоит из 8 основных элементов, представляющих собой графическую систему письменных знаков:
· прямые
· прямая, закруглённая внизу
· прямая, закруглённая вверху
· прямая, закруглённая внизу и вверху
· овал
· полуовал
· прямая с петлёй на строке, вверху строки, внизу строки
· прямая с малым овалом
Типичные графические ошибки:
Ошибка | Чем корректируется |
Нарушение наклона | Линейный (дополнительная линейка) Правильное положение тетради |
Нарушение пропорций буквы | Копировальный (обведение по образцу) + линейный |
Искажение овалов и полуовалов | Копировальные и линейный |
Пропуск (написание лишних) элементов | Анализ буквы Ритмический Практическое конструирование |
Виды письма в период обучения грамоте:
· Списывание (чаще всего)
· Диктант (сначала из букв)
· Творческое письмо (самый трудный)
Методы и приёмы формирования каллиграфических навыков обучающихся:
Каллиграфия – это искусство чёткого и красивого письма.
Развитие личностных качеств – эстетических чувств, формирование регулятивных УУД (волевая саморегуляция, развитие глазомера – формирование графической зоркости (метапредметный результат), выражение отношения к людям (личностный результат)).
Система работы по каллиграфии в начальных классах
1 класс – Формирование графического навыка.
2-4 класс – систематические упражнения по корректировке недочётов письма.
В методике существует два направления в процесс формирования каллиграфического навыка:
· Отводить специальный урок
· Отводить 5-10 минут на уроках (либо в начале урока, либо в другое)
Эффективность упражнений по каллиграфии достигается в том случае. если они индивидуальны. Фронтальные упражнения должны быть усложнены.
Направления в работе:
· Росчерки, усложняющиеся конфигурации;
· Индивидуальные упражнения оп коррекции определённых графических недочётов;
· Анализ, самоанализ, самоконтроль;
· Соблюдение 9 условий письма:
· Соблюдать интервалы между буквами в словах (1/2 высоты буквы) и между словами (= «и»)
· Необходимая ширина букв
· Соблюдение наклона (60°)
· Соблюдение линейности (не заезжать за строку)
· Необходимая высота букв, элементы которых выходят за рабочую строку
· Избегание ломаности, вычурности письма
· Соблюдение округлости букв
· Соблюдения правильного соединения букв в слове (верхнее – н, нижнее – л, среднее – в, с)
· Полная правильность формирования первичного графического навыка
Приёмы и упражнения, помогающие формированию графического, каллиграфического навыка
· Показ учителем процесса письма и объяснение написания букв, слогов и слов;
· Списывание с готового образца;
· Обведение по точкам – копировальный;
· Воображаемое письмо (письмо в воздухе)
· Анализ формы буквы с выделением зрительных элементов:
· а – зрительных 2, двигательных 1
· б – зрительных 2, двигательных 1
· Письмо под счёт – ритмический
· а – и раз и два и (2 элемента)
· ш – раз и два и три и (3 элемента)
· Показ ошибочного написания
Помощь учителю – пропись. Эффективен не один приём, а их совокупность.
Методика каллиграфии В.А. Ильюхиной
Суть методики заключается:
· упрощение письма;
· строгий размер движения – тайна красивого и быстрого письма;
· систематическое повторение базовых 7 упражнений:
· 1 упражнение: на развитие глазомера ребенка
· 2 упражнение: прямая с закруглением внизу отрабатывается на соответствии 3 вариантов элементов («пуанты»)
· 3 упражнение «Секрет»
· 4 упражнение: правописание буквы «и» — царицы букв;
· 5 упражнение: конструирование букв;
· 6 упражнение: «Шалашики» — образуются при условии правильного соединения букв: верхнее/нижнее/среднее;
· 7 упражнение: «Гнездышко» — образуется при соединении элемента «прямая с закруглением вверху/внизу» (дети отмечают точками)
—
Анализ страниц рабочих прописей с точки зрения возможности реализации целей и задач периода обучения грамоте.
На примере одного из авторских УМК по обучению грамоте показать возможность реализации задач обучения письму. Задачи обучения письму. Анализ страниц рабочих прописей с точки зрения возможности реализации требований ФГОС НОО.
Цель – формирование элементарного графического навыка
Задачи:
· научить ребенка правильно сидеть и правильному положению тетради на парте
· формирование умения правильно держать ручку
Приемы обучения письму:
· анализ буквы (из каких элементов состоит)
· практическое конструирование
· копировальный (обведение по пунктиру)
· линейный
· ритмический (задает общий темп письма, который успокаивает психику ребенка)
· генетический
План анализа – см. вопрос №3
8.Проектирование учителем уроков обучения грамоте с учётом требований ФГОС НОО.
Типология уроков на основе формирования учебной деятельности младших школьников. Особенности проектирования уроков обучения грамоте.
Типология уроков может быть различной:
По предмету: | По периоду | По дидактическим задачам: |
Обучение чтению Обучению письму Комбинированный | Добукварный Букварный Послебукварный | Открытие новых знаний Контроля и оценки Комбинированный и т.п. … |
Приведём пример фрагмента урока обучения написания буквы:
Из скольки элементов состоит буква? Из каких элементов состоит буква? В каких буквах вы уже встречали эти элементы? Инструктаж по написанию буквы Письмо буквы в воздухе Написание букв в прописи по пунктиру Самостоятельное написание 2-3 букв Самооценка – Подчеркните ту букву, которая на ваш взгляд получилась точно, красиво, правильно. Что вам не удалось? |
Урок должен решить 5 задач (см. 3-й вопрос)
Требования ФГОС НОО к результатам освоения обучающимися курса «Обучение грамоте».
Планируемые предметные результаты освоения курса обучения грамоте. Реализация программы формирования универсальных учебных действий обучающихся в период обучения грамоте.
Требования ФГОС НОО к результатам освоения обучающимися курса «Обучение грамоте».
Цель периода обучения грамоте:освоение коммуникативной функции языка, т.е. умение адекватновоспринимать и использовать письменную и устную речь.
Задачи:
· Овладение грамотой (видами речевой деятельности)
· Расширение активного и пассивного словаря
· Овладение умениями понимания и анализа текстов различных видов
· Приобретение и систематизация знаний о русском языке
· Развитие психофизиологических функций, лежащих в основе чтения и письма
Обучающиеся должны знать:
Все звуки и буквы русского языка, осознавать их основные различия (звуки слышим и произносим, буквы видим и пишем).
Обучающиеся должны уметь:
· вычленять отдельные зв. в словах, определять их последовательность;
· различать гласные и согласные звуки и буквы, их обозначающие;
· правильно называть мягкие и твёрдые звуки в слове и вне слова;
· знать способы их буквенного обозначения;
· обозначать на письме мягкость согласных звуков гласными буквами (е, ё, ю, я, и) и мягким знаком;
· определять место ударения в слове;
· вычленять слова из предложений;
· чётко писать строчные и заглавные б., их соединения в слогах и словах;
· правильно списывать слова и предложения, написанные печатным и рукописным шрифтом;
· грамотно (без пропусков, искажений букв) писать под диктовку слова, предл. из 3-5 слов, написание которых не расходится с произношением
· употреблять большую букву в начале, точку в конце предложения;
· устно составлять 3-5 предложений на определённую тему;
· знать гигиенические правила письма;
· правильно писать формы букв и соединения между ними;
· уметь прочитать слово орфографически и орфоэпически и установить, так ли данное слово пишется, как оно произносится, в какой части слова находится буква или буквы, обозначающие несовпадение.
Упражнения по каллиграфии и связной речи проводятся на уроках русского языка в процессе всего программного материала
Методика литературного чтения. Исходные литературоведческие и психологические положения, определяющие методику литературного чтения.
infopedia.su
Конспект урока письма (обучение грамоте)
Урок письма в 1 классе
Разработан учителем начальных классов
МБОУ «Ануйская СОШ» Проскуряковой Натальей Борисовной
Программа «Перспективная начальная школа»
Тема урока: «Строчная буква «ц»
Тип урока: открытие новых знаний.
Цель: Сформировать в памяти учащихся четко дифференцированный зрительно – двигательный образ письменной буквы «ц».
Задачи:
Образовательная
— научиться писать строчную букву «ц»;
— продолжить формирование умений делить слово на слоги, выделять голосом ударный слог в слове; учить анализировать слово, предложение.
Развивающая
-развивать каллиграфический навык;
-развивать речь, внимание, речевые умения, логическое мышление.
Воспитательная
-формировать навык самоконтроля, умение оценивать свою деятельность.
Планируемые результаты:
Метапредметные: Регулятивные УУД
— Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; уметь высказывать своё предположение на основе работы с материалом прописи; уметь работать по коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей.
Коммуникативные УУД
— Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им; учиться работать в группе, формулировать собственное мнение и позицию.
Познавательные УУД
— Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя тетрадь, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; осуществлять синтез как составление целого из частей.
Оборудование: ноутбук, проектор, интерактивный учебник, тетрадь по письму № 3, конверты для конструирования, сигналы для работы в группе.
Ход урока
Мотивация к учебной деятельности.
Пожелание удачи на уроке.
Проверка готовности к уроку.
Наши ножки – (отвечают дети) стоят,
наши ручки – лежат,
наши глазки – смотрят,
наши ушки – слушают,
наша головка – думает.
Актуализация и фиксирование затруднения в пробном учебном действии.
Выявление места и причины затруднения.
— К нам на урок пришел гость. А кто это – узнаете, отгадав загадку.
Весь я золотистый,
Мягкий и пушистый.
Я у курицы — ребёнок,
А зовут меня …(цыплёнок)
— Как вы думаете, почему цыпленок пришел к нам в гости?
— На какую букву начинается слово «цыпленок»?
— А мы сможем написать это слово?
— Какая тема нашего урока?
— Откройте Т, рассмотрите страницу и проверьте ваши предположения.
Построение проекта выхода из затруднения
– Вспомните слова, в которых есть буква ц. (Курица, единица, синица, спица, овца, луковица.)
– Дайте характеристику звуку [ц]. (Всегда твердый глухой согласный звук.)
— Поставьте цель на сегодняшний урок.
— Составим план урока: 1. наблюдаем
2. элементы
3. конструирование
4. слоги, слова
5. ф\м
6. предложение
7. задание ?
8. итог
9. оцени себя
(На доске план фиксируется схематически).
Реализация построенного проекта.
(Учитель демонстрирует таблицу четырех форм буквы «ц»: малой и большой печатных, строчной и прописной письменных.)
— Найдите группу печатных букв (маленькую и большую), группу письменных (строчную и прописную).
— Приступаем к 1 пункту плана урока, понаблюдайте за буквами:
— Сравните малую печатную и строчную буквы «ц». Чем они похожи? Чем отличаются?
— Назовите элементы, из которых состоит строчная буква «ц». (Учитель показывает по электронной Т, дети называют.)
— Рассмотрите элементы письменных букв, данные в тетради, и обведите только те, из которых состоит строчная буква «ц». (Учитель показывает по электронной Т, дети проверяют.)
— Приступаем к следующему пункту плана урока:
— Выполните конструирование строчной буквы «ц» у себя на столе.
(У детей на партах лежат шаблоны № 1, № 3,№ 31, № 5, № 9, № 34 для дифференцирования размера и формы элементов)
— Проверьте в парах, просигнализируйте.
— Какие элементы вам понадобились? (№ 1, № 3,№ 31)
Формирование зрительно-двигательного образа буквы в памяти учащихся.
— Посмотрите на букву «ц» и подумайте, под какой счет мы будем писать эту букву?
— Проверьте себя по ключу.
— На счет «раз-и» будем писать первый элемент буквы, прямую короткую наклонную линию от верхней линии рабочей строки, коснемся закруглением нижней линии рабочей строки и продолжим плавную наклонную линию до верхней линии рабочей строки.
— На счет «два и» проведем немного по написанному прямую наклонную короткую линию вниз, коснемся нижней линии рабочей строки и продолжим наклонную линию немного выше нижней линии рабочей строки.
На счет «три и» проведем немного по написанному очень короткую прямую наклонную линию вниз, опустимся немного ниже нижней линии рабочей строки, закруглим линию влево и продолжим очень плавную короткую прямую наклонную линию вверх, пересечем предыдущую линию на нижней линии рабочей строки и закончим элемент чуть выше нижней линии рабочей строки.
-Вытяните руки и обведите вместе с двигающейся точкой букву «ц», чтобы понять, где рука напрягается, а где расслабляется. (Дети под счет обводят букву в воздухе)
Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи
Проверьте наклон тетради, свою посадку.
— Рассмотрите таблицу в синей рамке с последовательным написанием строчной буквы «ц».
— Напишите первый элемент под счет «раз и».
— Напишите второй элемент под счет «два и».
— Напишите третий элемент под счет «три и».
— Что мы будем писать на первой рабочей строчке? (два раза отдельные элементы, 5 раз по написанному, три раза самостоятельно).
— Не забудьте про осанку и позу для письма.
— Сравните каждую букву с образцом, самую красивую и правильную подчеркните.
— Поменяйтесь Т. с соседом, найдите у него букву, которая вам понравится — подчеркните.
Физминутка для глаз и пальчиков.
— Что мы будем писать на следующей строке? (соединения с буквой «ц»)
— Прочитайте слоги.
— Почему мы последние два слога читаем одинаково, а будем писать разные буквы? (Мы не можем прочитать звук [ц] мягко, он всегда твердый.)
— Какие соединения мы будем писать? (верхние)
— Сколько раз напишем каждый слог? (один раз)
— Напишите слоги.
VII. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
— Прочитайте слово на следующей строке. (цирк)
-Какую ошибку можно допустить при написании этого слова? (написать букву «ы» после «ц»)
— Сколько слогов в этом слове? (один)
— Закройте слово «цирк» и напишите его по памяти.
— Проверьте, как вы написали это слово.
— Позовем слово, какой ударный слог?
— Просигнализируйте, кто закончил.
— Что мы будем писать на следующей строке? («цып-цып»)
— Кого мы так зовем? (цыпленка)
— Как мы напишем эти слова? (одинаково, через дефис)
— Да, мы говорим эти слова очень быстро, связываем их друг с другом. На письме мы показываем это дефисом. Спишите эти слова рядом с образцом.
— Проверьте написанное.
— Просигнализируйте, кто закончил.
Физминутка на компьютере. «Цып — цып мои цыплята»
— Какое слово мы напишем на следующей строке? (цыплята)
— Какие соединения букв нам встретятся в этом слове, с которыми надо быть очень внимательными? (нижние соединения)
— Напишите это слово рядом на строчке от точки начала.
— Разделите это слово на слоги (можно разделить «цы-пля-та», а можно «цып-ля-та»)
— Позовем слово, какой ударный слог?
— Просигнализируйте, кто закончил.
— Прочитайте следующее слово. («цифра»)
— Какие соединения встретятся в этом слове? ( нижние между «и» и «ф», «р» и «а» и верхние)
— Напишите слово. Разделите его на слоги.
— Просигнализируйте, кто закончил.
VIII. Включение в систему знаний и повторение.
Составление предложений с написанными словами (работа в группе)
— Посмотрите на план. Все пункты выполнены?
— Повторим правила работы в группе.
— Составьте предложение из отдельных слов. Что вы можете сказать про данное предложение? Какие слова с буквой ц вам встретились?
1 гр. Дети поехалицирк.
2 гр. Цыплята гуляютдворе.
3 гр. Цифры пишутдоске.
(выступление групп)
– Рассмотрите схему предложения на доске.
– Составьте предложения по данной схеме со словами цирк, цыплята, цифра. («В цирке выступают клоуны», «Дети пришли в цирк», «Цыплята ходят по двору»).
– Какие слова-помощники вы использовали?
Выполнение логических заданий с буквами.
– Какие буквы написал Вопрос Вопросыч?
– Проанализируйте данную группу букв. Что их объединяет? Выделите общий элемент. (Полоска в форме прямой линии с закруглением с одной стороны.)
– Впишите общий элемент в рамку.
– В каких буквах общий элемент имеет переменные свойства? (В заглавной букве «У» – иное пространственное расположение; в строчной букве «т» – иное расположение; в строчной букве «м» – количество общих элементов – два; в заглавной букве «Л» – иной размер.)
IX. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог урока).
— Какую букву мы писали?
— Что еще мы научились делать за этот урок? (писать слова с буквой «ц», слоги, соединения)
— Какую цель ставили на урок и достигли ли ее?
— Оцените себя с помощью солнышка.
— Вы хорошо поработали. Урок окончен.
multiurok.ru