Урок развития речи в 6 классе. Обучающее сочинение.

Содержание


Урок № 20, 21.

Тема:  Р. р. № 8,9. Обучающее сочинение на лингвистическую тему
Цели: 
Образовательные: определить уровень ЗУН по теме «Сочинение на лингвистическую тему», подготовить обучающихся к написанию сочинения-рассуждения на лингвистическую тему, отработать алгоритм подготовки самостоятельного составления сочинения – рассуждения, учить выделять структуру рассуждения, подбирать аргументы из текста.

Развивающая: развивать умение анализа текста-рассуждения; совершенствовать речевые умения и навыки.

Воспитательная:

воспитывать интерес к лингвистике, внимание к авторскому слову как источнику анализа.

Оборудование:  индивидуальные карточки, текст учебно-научного стиля речи «ЖИЗНЬ МОРФЕМ В ЯЗЫКЕ»

 Планируемые образовательные результаты:

Личностные УУД

– выражать положительное отношение к процессу познания:

— проявлять внимание, удивление, желание больше узнать;

– оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения, самостоятельность, инициативу, ответственность;

Метапредметные –

Регулятивные:

принимать и сохранять учебную задачу, планировать необходимые действия, действовать по плану; выполнять учебное задание в соответствии с целью;

Познавательные:

осознавать поставленную задачу, читать и слушать, извлекать нужную информацию,

определять значимость речи в общении и обосновывать своё суждение; формирование умения вести самостоятельный поиск информации.

Коммуникативные:

формулировать понятные для партнёра высказывания; согласовывать позиции и находить общее решение, задавать вопросы, слушать и отвечать на вопросы других, обосновывать свою точку зрения

Предметные:

Знать и различать типы речи, основные их признаки; уметь строить свой текст в соответствии с типом речи и заданной темой на лингвистическую тему.

Тип урока: урок применения знаний и умений.

Карта урока

Что такое «сочинение на лингвистическую тему»? Что такое лингвистика?

Прилагательное «лингвистический» произошло от слова «лингвистика».

Лингви́стика (языкозна́ние, языкове́дение; от лат. lingua — язык) — наука, изучающая языки.

Значит, основным содержанием такого сочинения будет именно лингвистический материал.

Слушают, отвечают на вопросы.

Мотивация учебной деятельности учащихся.

Постановка цели и задач урока.

Вам придется рассуждать о различных лингвистических понятиях, например, о знаках препинания, синонимах, антонимах, фразеологизмах, частицах, глаголах, суффиксах, метафорах и т.д.

Формулируют тему, цели и задачи урока. Записывают дату, тему урока.

Первичное закрепление новых знаний.

(в знакомой ситуации)

(в измененной ситуации)

  1. Чтение текста учебно-научного стиля речи «ЖИЗНЬ МОРФЕМ В ЯЗЫКЕ».

ЖИЗНЬ МОРФЕМ В ЯЗЫКЕ.

Язык, как и все явления в природе и обществе, находится в постоянном развитии. Не остаются неизменными и «стройматериалы» слова — морфемы. Меняются их роли в составе слова, их звуковой облик. Одни суффиксы и приставки уходят из языка, другие в нём появляются. Языковеды говорят: мёртвый суффикс, мёртвая приставка.

Конечно, это образное выражение, метафора. Мёртвыми называют суффиксы и приставки, с помощью которых уже не образуются новые слова и, которые мы не ощущаем как составные части слова. К мёртвым, например, относятся суффиксы -тух- в слове петух, -знь- в слове жизнь, -р- в слове пир.

Почему умирают морфемы? Чаще всего это связано с изменением значения слова, которое обычно приводит к забвению его состава. Первоначальное значение слова как бы складывалось из значений его частей, а новое значение не связано со значением составляющих его частей, оно не вытекает из значения простого слова, от которого когда-то было образовано.

(По М. В. Панову)

Как вы поняли смысл текста?

2. Схема сочинения-рассуждения (тетрадь)
тезис
доказательства (аргументы)
вывод
3. Нахождение структурных элементов рассуждения в тексте. 

Давайте найдем тезис в тексте.

Язык, как и все явления в природе и обществе, находится в постоянном развитии. Не остаются неизменными и «стройматериалы» слова — морфемы. Меняются их роли в составе слова, их звуковой облик. Одни суффиксы и приставки уходят из языка, другие в нём появляются. Языковеды говорят: мёртвый суффикс, мёртвая приставка.

Давайте найдем доказательство первое.

Конечно, это образное выражение, метафора. Мёртвыми называют суффиксы и приставки, с помощью которых уже не образуются новые слова и, которые мы не ощущаем как составные части слова. Языковеды говорят: мёртвый суффикс, мёртвая приставка.

Давайте найдем доказательство первое.

К мёртвым, например, относятся суффиксы -тух- в слове петух.

Давайте найдем доказательство второе.

К мёртвым, например, -знь- в слове жизнь, -р- в слове пир.

Давайте найдем вывод.

Почему умирают морфемы?

Чаще всего это связано с изменением значения слова, которое обычно приводит к забвению его состава. Первоначальное значение слова как бы складывалось из значений его частей, а новое значение не связано со значением составляющих его частей, оно не вытекает из значения простого слова, от которого когда-то было образовано.
4. Языковые средства, которые можно использовать в сочинении-рассуждении:

Вводные слова: на мой взгляд, я думаю, мне кажется, во-первых, например, итак, таким образом и т.п.

Союзы: так как, потому что, хотя, если и т.п.

Готовые выражения: докажем это, это можно доказать так (следующим образом), обобщим всё сказанное, таким образом, это объясняется следующим, следовательно и т.п.

Слушают, интерпретируют,

записывают структуру сочинения- рассуждения в тетрадь.

Читают, комментируют, отвечают на вопросы.

Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации

(в измененной ситуации)

1.Нам необходимо с вами создать текст сочинения-рассуждения о том, что морфема – значимая часть слова. Обдумывая ответ на вопрос, составить предложения со словами искусный – искусственный, каменный – каменистый, гитара – гитарист, море – моряк, земля – землеописание.

2.Но для начала нам нужно составить план.

Работа в группах: создать план сочинения-рассуждения на лингвистическую тему

Создание плана сочинения. Работают в группе.

Затем по составленному плану пишут небольшое сочинение.

Информация о домашнем задании, инструктаж о его выполнении.

Дописать сочинение на лингвистическую тему.

Слушают, записывают в дневники.

Рефлексия (подведение итогов урока)

3 М. Назовите 3 момента, которые запомнились вам на уроке.

Отвечают

ЖИЗНЬ МОРФЕМ В ЯЗЫКЕ.

Язык, как и все явления в природе и обществе, находится в постоянном развитии. Не остаются неизменными и «стройматериалы» слова — морфемы. Меняются их роли в составе слова, их звуковой облик. Одни суффиксы и приставки уходят из языка, другие в нём появляются. Языковеды говорят: мёртвый суффикс, мёртвая приставка.

Конечно, это образное выражение, метафора. Мёртвыми называют суффиксы и приставки, с помощью которых уже не образуются новые слова и, которые мы не ощущаем как составные части слова. К мёртвым, например, относятся суффиксы -тух- в слове петух, -знь- в слове жизнь, -р- в слове пир.

Почему умирают морфемы? Чаще всего это связано с изменением значения слова, которое обычно приводит к забвению его состава. Первоначальное значение слова как бы складывалось из значений его частей, а новое значение не связано со значением составляющих его частей, оно не вытекает из значения простого слова, от которого когда-то было образовано.

(По М. В. Панову)

ЖИЗНЬ МОРФЕМ В ЯЗЫКЕ.

Язык, как и все явления в природе и обществе, находится в постоянном развитии. Не остаются неизменными и «стройматериалы» слова — морфемы. Меняются их роли в составе слова, их звуковой облик. Одни суффиксы и приставки уходят из языка, другие в нём появляются. Языковеды говорят: мёртвый суффикс, мёртвая приставка.

Конечно, это образное выражение, метафора. Мёртвыми называют суффиксы и приставки, с помощью которых уже не образуются новые слова и, которые мы не ощущаем как составные части слова. К мёртвым, например, относятся суффиксы -тух- в слове петух, -знь- в слове жизнь, -р- в слове пир.

Почему умирают морфемы? Чаще всего это связано с изменением значения слова, которое обычно приводит к забвению его состава. Первоначальное значение слова как бы складывалось из значений его частей, а новое значение не связано со значением составляющих его частей, оно не вытекает из значения простого слова, от которого когда-то было образовано.

(По М. В. Панову)

ЖИЗНЬ МОРФЕМ В ЯЗЫКЕ.

Язык, как и все явления в природе и обществе, находится в постоянном развитии. Не остаются неизменными и «стройматериалы» слова — морфемы. Меняются их роли в составе слова, их звуковой облик. Одни суффиксы и приставки уходят из языка, другие в нём появляются. Языковеды говорят: мёртвый суффикс, мёртвая приставка.

Конечно, это образное выражение, метафора. Мёртвыми называют суффиксы и приставки, с помощью которых уже не образуются новые слова и, которые мы не ощущаем как составные части слова. К мёртвым, например, относятся суффиксы -тух- в слове петух, -знь- в слове жизнь, -р- в слове пир.

Почему умирают морфемы? Чаще всего это связано с изменением значения слова, которое обычно приводит к забвению его состава. Первоначальное значение слова как бы складывалось из значений его частей, а новое значение не связано со значением составляющих его частей, оно не вытекает из значения простого слова, от которого когда-то было образовано.

(По М. В. Панову)

ЖИЗНЬ МОРФЕМ В ЯЗЫКЕ.

Язык, как и все явления в природе и обществе, находится в постоянном развитии. Не остаются неизменными и «стройматериалы» слова — морфемы. Меняются их роли в составе слова, их звуковой облик. Одни суффиксы и приставки уходят из языка, другие в нём появляются. Языковеды говорят: мёртвый суффикс, мёртвая приставка.

Конечно, это образное выражение, метафора. Мёртвыми называют суффиксы и приставки, с помощью которых уже не образуются новые слова и, которые мы не ощущаем как составные части слова. К мёртвым, например, относятся суффиксы -тух- в слове петух, -знь- в слове жизнь, -р- в слове пир.

Почему умирают морфемы? Чаще всего это связано с изменением значения слова, которое обычно приводит к забвению его состава. Первоначальное значение слова как бы складывалось из значений его частей, а новое значение не связано со значением составляющих его частей, оно не вытекает из значения простого слова, от которого когда-то было образовано.

(По М. В. Панову)

ЖИЗНЬ МОРФЕМ В ЯЗЫКЕ.

Язык, как и все явления в природе и обществе, находится в постоянном развитии. Не остаются неизменными и «стройматериалы» слова — морфемы. Меняются их роли в составе слова, их звуковой облик. Одни суффиксы и приставки уходят из языка, другие в нём появляются. Языковеды говорят: мёртвый суффикс, мёртвая приставка.

Конечно, это образное выражение, метафора. Мёртвыми называют суффиксы и приставки, с помощью которых уже не образуются новые слова и, которые мы не ощущаем как составные части слова. К мёртвым, например, относятся суффиксы -тух- в слове петух, -знь- в слове жизнь, -р- в слове пир.

Почему умирают морфемы? Чаще всего это связано с изменением значения слова, которое обычно приводит к забвению его состава. Первоначальное значение слова как бы складывалось из значений его частей, а новое значение не связано со значением составляющих его частей, оно не вытекает из значения простого слова, от которого когда-то было образовано.

(По М. В. Панову)

ЖИЗНЬ МОРФЕМ В ЯЗЫКЕ.

Язык, как и все явления в природе и обществе, находится в постоянном развитии. Не остаются неизменными и «стройматериалы» слова — морфемы. Меняются их роли в составе слова, их звуковой облик. Одни суффиксы и приставки уходят из языка, другие в нём появляются. Языковеды говорят: мёртвый суффикс, мёртвая приставка.

Конечно, это образное выражение, метафора. Мёртвыми называют суффиксы и приставки, с помощью которых уже не образуются новые слова и, которые мы не ощущаем как составные части слова. К мёртвым, например, относятся суффиксы -тух- в слове петух, -знь- в слове жизнь, -р- в слове пир.

Почему умирают морфемы? Чаще всего это связано с изменением значения слова, которое обычно приводит к забвению его состава. Первоначальное значение слова как бы складывалось из значений его частей, а новое значение не связано со значением составляющих его частей, оно не вытекает из значения простого слова, от которого когда-то было образовано.

(По М. В. Панову)

ЖИЗНЬ МОРФЕМ В ЯЗЫКЕ.

Язык, как и все явления в природе и обществе, находится в постоянном развитии. Не остаются неизменными и «стройматериалы» слова — морфемы. Меняются их роли в составе слова, их звуковой облик. Одни суффиксы и приставки уходят из языка, другие в нём появляются. Языковеды говорят: мёртвый суффикс, мёртвая приставка.

Конечно, это образное выражение, метафора. Мёртвыми называют суффиксы и приставки, с помощью которых уже не образуются новые слова и, которые мы не ощущаем как составные части слова. К мёртвым, например, относятся суффиксы -тух- в слове петух, -знь- в слове жизнь, -р- в слове пир.

Почему умирают морфемы? Чаще всего это связано с изменением значения слова, которое обычно приводит к забвению его состава. Первоначальное значение слова как бы складывалось из значений его частей, а новое значение не связано со значением составляющих его частей, оно не вытекает из значения простого слова, от которого когда-то было образовано.

(По М. В. Панову)

ЖИЗНЬ МОРФЕМ В ЯЗЫКЕ.

Язык, как и все явления в природе и обществе, находится в постоянном развитии. Не остаются неизменными и «стройматериалы» слова — морфемы. Меняются их роли в составе слова, их звуковой облик. Одни суффиксы и приставки уходят из языка, другие в нём появляются. Языковеды говорят: мёртвый суффикс, мёртвая приставка.

Конечно, это образное выражение, метафора. Мёртвыми называют суффиксы и приставки, с помощью которых уже не образуются новые слова и, которые мы не ощущаем как составные части слова. К мёртвым, например, относятся суффиксы -тух- в слове петух, -знь- в слове жизнь, -р- в слове пир.

Почему умирают морфемы? Чаще всего это связано с изменением значения слова, которое обычно приводит к забвению его состава. Первоначальное значение слова как бы складывалось из значений его частей, а новое значение не связано со значением составляющих его частей, оно не вытекает из значения простого слова, от которого когда-то было образовано.

(По М. В. Панову)

infourok.ru

Конспект урока русского языка в 6 классе «Обучение сочинению-рассуждению на лингвистическую тему»

Конспект  урока русского языка в 6 классе

«Обучение сочинению-рассуждению на лингвистическую тему»

Учитель Байко В.В.

Тип урока: урок применения знаний, развитие речи.

Тема:   ЖИЗНЬ МОРФЕМ В ЯЗЫКЕ.

Цели: 

Образовательные:

*определить уровень ЗУН по теме «Сочинение на лингвистическую тему».

*подготовить обучающихся к написанию сочинения-рассуждения на лингвистическую тему.

Обучающая:

* отработать алгоритм подготовки самостоятельного составления сочинения – рассуждения, учить выделять структуру рассуждения, подбирать аргументы из текста.

Развивающая:

*развивать умение анализа текста-рассуждения; совершенствовать речевые умения и навыки.

Воспитательная:

*воспитывать интерес к  лингвистике,  внимание к авторскому слову как источнику анализа.

Оборудование: компьютер, карточки с заданиями по группам, индивидуальные карточки, текст учебно-научного стиля речи «ЖИЗНЬ МОРФЕМ В ЯЗЫКЕ»

                                                       Ход урока.

I. Организационный момент.

Что такое «сочинение на лингвистическую тему»?

Прилагательное «лингвистический» произошло от слова «лингвистика».

Лингви?стика (языкозна?ние, языкове?дение; от лат. lingua — язык) — наука, изучающая языки.

Значит, основным содержанием такого сочинения будет именно лингвистический материал.

Вам придется рассуждать о различных лингвистических понятиях, например, о знаках препинания, синонимах, антонимах, фразеологизмах, частицах, глаголах, суффиксах, метафорах и т.д.


2. Чтение текста учебно-научного стиля речи «ЖИЗНЬ МОРФЕМ В ЯЗЫКЕ».

                                  ЖИЗНЬ МОРФЕМ В ЯЗЫКЕ.

 Язык, как и все явления в природе и обществе, находится в постоянном развитии. Не остаются неизменными и «стройматериалы» слова — морфемы. Меняются их роли в составе слова, их звуковой облик. Одни суффиксы и приставки уходят из языка, другие в нём появляются.  Языковеды говорят: мёртвый суффикс, мёртвая приставка. Конечно, это образное выражение, метафора. Мёртвыми называют суффиксы и приставки, с помощью которых уже не образуются новые слова и, которые мы не ощущаем как составные части слова. К мёртвым, например, относятся суффиксы -тух- в слове петух, -знь- в слове жизнь, -р- в слове пир. Почему умирают морфемы? Чаще всего это связано с изменением значения слова, которое обычно приводит к забвению его состава. Первоначальное значение слова как бы складывалось из значений его частей, а новое значение не связано со значением составляющих его частей, оно не вытекает из значения простого слова, от которого когда-то было образовано.

                                                                                              (По М. В. Панову)


Как вы поняли смысл текста?

 3. Схема сочинения-рассуждения (тетрадь)

тезис

доказательства (аргументы)

вывод

4. Нахождение структурных элементов рассуждения в тексте. 

Давайте найдем тезис в тексте.

         Язык, как и все явления в природе и обществе, находится в постоянном развитии. Не остаются неизменными и «стройматериалы» слова — морфемы. Меняются их роли в составе слова, их звуковой облик. Одни суффиксы и приставки уходят из языка, другие в нём появляются.  Языковеды говорят: мёртвый суффикс, мёртвая приставка.

Давайте найдем доказательство первое.

Конечно, это образное выражение, метафора. Мёртвыми называют суффиксы и приставки, с помощью которых уже не образуются новые слова и, которые мы не ощущаем как составные части слова. Языковеды говорят: мёртвый суффикс, мёртвая приставка. Конечно, это образное выражение, метафора. Мёртвыми называют суффиксы и приставки, с помощью которых уже не образуются новые слова и, которые мы не ощущаем как составные части слова.

Давайте найдем доказательство первое.

К мёртвым, например, относятся суффиксы -тух- в слове петух.

Давайте найдем доказательство второе.

К мёртвым, например,  -знь- в слове жизнь, -р- в слове пир.

Давайте найдем вывод.

Конечно, это образное выражение, метафора. Мёртвыми называют суффиксы и приставки, с помощью которых уже не образуются новые слова и, которые мы не ощущаем как составные части слова. Языковеды говорят: мёртвый суффикс, мёртвая приставка. Конечно, это образное выражение, метафора. Мёртвыми называют суффиксы и приставки, с помощью которых уже не образуются новые слова и, которые мы не ощущаем как составные части слова. Почему умирают морфемы?

Чаще всего это связано с изменением значения слова, которое обычно приводит к забвению его состава. Первоначальное значение слова как бы складывалось из значений его частей, а новое значение не связано со значением составляющих его частей, оно не вытекает из значения простого слова, от которого когда-то было образовано.

 5.Работа над выводом 

— Ребята! Какой вывод мы могли бы сделать?

6. Итоги урока.

На сегодняшнем уроке вы познакомились со схемой написания сочинения – рассуждения на лингвистическую тему, при помощи текста. 

7.Домашнее  задание: §.. Написать сочинение-рассуждение о метафоре, привести два примера метафоры и сделать вывод (у вас получится три абзаца).


Просмотр содержимого документа

«Конспект урока русского языка в 6 классе «Обучение сочинению-рассуждению на лингвистическую тему» »

Конспект урока русского языка в 6 классе

«Обучение сочинению-рассуждению на лингвистическую тему»

Учитель Байко В.В..

Тип урока: урок применения знаний, развитие речи.

Тема:  ЖИЗНЬ МОРФЕМ В ЯЗЫКЕ.

Цели: 
Образовательные:

*определить уровень ЗУН по теме «Сочинение на лингвистическую тему».

*подготовить обучающихся к написанию сочинения-рассуждения на лингвистическую тему.

Обучающая:

* отработать алгоритм подготовки самостоятельного составления сочинения – рассуждения, учить выделять структуру рассуждения, подбирать аргументы из текста.

Развивающая:

*развивать умение анализа текста-рассуждения; совершенствовать речевые умения и навыки.

Воспитательная:

*воспитывать интерес к лингвистике, внимание к авторскому слову как источнику анализа.

Оборудование: компьютер, карточки с заданиями по группам, индивидуальные карточки, текст учебно-научного стиля речи «ЖИЗНЬ МОРФЕМ В ЯЗЫКЕ»

 

Ход урока.
I. Организационный момент.

Что такое «сочинение на лингвистическую тему»?

Прилагательное «лингвистический» произошло от слова «лингвистика».

Лингви́стика (языкозна́ние, языкове́дение; от лат. lingua — язык) — наука, изучающая языки.

Значит, основным содержанием такого сочинения будет именно лингвистический материал.

Вам придется рассуждать о различных лингвистических понятиях, например, о знаках препинания, синонимах, антонимах, фразеологизмах, частицах, глаголах, суффиксах, метафорах и т.д.

2. Чтение текста учебно-научного стиля речи «ЖИЗНЬ МОРФЕМ В ЯЗЫКЕ».

ЖИЗНЬ МОРФЕМ В ЯЗЫКЕ.

Язык, как и все явления в природе и обществе, находится в постоянном развитии. Не остаются неизменными и «стройматериалы» слова — морфемы. Меняются их роли в составе слова, их звуковой облик. Одни суффиксы и приставки уходят из языка, другие в нём появляются. Языковеды говорят: мёртвый суффикс, мёртвая приставка. Конечно, это образное выражение, метафора. Мёртвыми называют суффиксы и приставки, с помощью которых уже не образуются новые слова и, которые мы не ощущаем как составные части слова. К мёртвым, например, относятся суффиксы -тух- в слове петух, -знь- в слове жизнь, -р- в слове пир. Почему умирают морфемы? Чаще всего это связано с изменением значения слова, которое обычно приводит к забвению его состава. Первоначальное значение слова как бы складывалось из значений его частей, а новое значение не связано со значением составляющих его частей, оно не вытекает из значения простого слова, от которого когда-то было образовано.

(По М. В. Панову)

Как вы поняли смысл текста?

3. Схема сочинения-рассуждения (тетрадь)

тезис

доказательства (аргументы)

вывод

4.. Нахождение структурных элементов рассуждения в тексте. 

Давайте найдем тезис в тексте.

Язык, как и все явления в природе и обществе, находится в постоянном развитии. Не остаются неизменными и «стройматериалы» слова — морфемы. Меняются их роли в составе слова, их звуковой облик. Одни суффиксы и приставки уходят из языка, другие в нём появляются. Языковеды говорят: мёртвый суффикс, мёртвая приставка.

Давайте найдем доказательство первое.

Конечно, это образное выражение, метафора. Мёртвыми называют суффиксы и приставки, с помощью которых уже не образуются новые слова и, которые мы не ощущаем как составные части слова. Языковеды говорят: мёртвый суффикс, мёртвая приставка. Конечно, это образное выражение, метафора. Мёртвыми называют суффиксы и приставки, с помощью которых уже не образуются новые слова и, которые мы не ощущаем как составные части слова.

Давайте найдем доказательство первое.

К мёртвым, например, относятся суффиксы -тух- в слове петух.

Давайте найдем доказательство второе.

К мёртвым, например, -знь- в слове жизнь, -р- в слове пир.

Давайте найдем вывод.

Конечно, это образное выражение, метафора. Мёртвыми называют суффиксы и приставки, с помощью которых уже не образуются новые слова и, которые мы не ощущаем как составные части слова. Языковеды говорят: мёртвый суффикс, мёртвая приставка. Конечно, это образное выражение, метафора. Мёртвыми называют суффиксы и приставки, с помощью которых уже не образуются новые слова и, которые мы не ощущаем как составные части слова. Почему умирают морфемы?

Чаще всего это связано с изменением значения слова, которое обычно приводит к забвению его состава. Первоначальное значение слова как бы складывалось из значений его частей, а новое значение не связано со значением составляющих его частей, оно не вытекает из значения простого слова, от которого когда-то было образовано.

 5.Работа над выводом 

— Ребята! Какой вывод мы могли бы сделать?

6. Итоги урока.

На сегодняшнем уроке вы познакомились со схемой написания сочинения – рассуждения на лингвистическую тему, при помощи текста.

7.Домашнее задание: §…….. Написать сочинение-рассуждение о метафоре, привести два примера метафоры и сделать вывод (у вас получится три абзаца).

kopilkaurokov.ru

Урок развития речи в 6 классе на тему » Рассуждение. Подготовка к сочинению-рассуждению.»

Учитель: Погребная Ольга Александровна.

Тема: Рассуждение. Подготовка к сочинению-рассуждению.

Цели: 1) обучающие:

  • повторить изученные стили речи и обучать распознавать разные типы речи, исходя из лексических, грамматических и композиционных признаков текстов данных типов речи;

  • обобщить и расширить представление о таком типе речи, как рассуждение;

  • познакомить учащихся с понятием дискуссия, особенностями рассуждений на дискуссионную тему;

  • подготовить к самостоятельному сочинению-рассуждению рассматриваемого типа.

2)развивающие :

  • развитие коммуникативных навыков учащихся;

  • развитие умений рассуждать, подбирая необходимые аргументы;

3) воспитательные:

Оформление урока: наглядный материал, карточки, проектор, презентация с текстами разных стилей и типов и схемами строения разных типов речи.

Эпиграф к уроку.

«Спорьте, заблуждайтесь, но, ради Бога, размышляйте, хотя и криво, но сами».

( Г. Лессинг)

Ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя и учеников

1. Орг. момент.

Приветствие учителя. Проверка подготовленности учеников к уроку. Создание рабочей атмосферы .

2. Повторение изучаемого материала.

1) Что называется местоимением?

2) Какие предметы называет местоимение? (Никакие, оно только указывает на предмет.)

3) Какое местоимение не имеет лица, числа, рода, именительного падежа? К какому разряду относится? (Себя. Возвратное)
4) Какое местоимение пишется одной буквой, а устно обозначается двумя звуками? (Я.)
5) Вы – это местоимение … лица. (2л.)

6) Как пишется местоимение «вы» в официальных бумагах? (С большой буквы.) Почему?

7)Что общего и чем различаются по морфологическим признакам местоимения Я и МЫ?

3. Слово учителя.

Тема и цели урока.

Введение нового понятия, запись его значения (словарно-лексическая работа)

— Сегодня мы будем учиться рассуждать, доказывая свою мысль.

Одно дело — думать иначе, чем остальные, другое — убедить в своей правоте, отстоять свое мнение. Оказывается, и этому можно и нужно учиться.

Я предлагаю обратиться к словам , выбранным в качестве эпиграфа сегодняшнего урока: «Спорьте, заблуждайтесь, но, ради Бога, размышляйте, хотя и криво, но сами».

Попробуйте выделить в высказывании ключевые слова .

(Спорьте, заблуждайтесь, размышляйте , т.е отстаивайте свою точку зрения – дискутируйте)

Дискуссия (от лат. discussio — рассмотрение, исследование) — обсуждение спорного вопроса, проблемы. Важной характеристикой дискуссии, отличающей её от других видов спора, является аргументированность.

4. Повторение о стилях и типах речи (теоретическая часть работы)

  • Назовите стили речи.(художественный, разговорный , научный, официально-деловой)

  • Какие типы речи знаете? (описание, повествование, рассуждение).

  • Как различаются типы речи?

5.Выполнение заданий творческого характера.

1 задание.

Что это за слова? Как они связаны между собой (Это композиция текстов разных типов речи)

Какому типу речи соответствует каждая из представленных в таблице схем?

написать название каждого типа речи.

1. Общее представление о предмете.

2. Отдельные признаки,

детали.

3. Отношение автора.

1. Тезис.

2. Доказательства.

3. Вывод.

1. Вступление.

2.Завязка.

3. Развитие действия.

4. Кульминация.

5.Развязка.

2 задание.

Анализ текстов (устно): определите стиль и тип речи данных текстов,

обоснуйте свой ответ.

1.На солнце нельзя было смотреть. Лохматыми, ослепительными потоками оно лилось с вышины. По синему-синему небу плыли облака, словно кучи нерастаявшего снега. По краям они золотились, разбрасывая по небу искорки.

(А.Толстой)

( Это текст художественного стиля, описание, так как нет движения, картина статичная.)

2. Никита распахнул дверь и сел на крыльцо. К самым ногам подкатился ручеек, коснулся ног и побежал дальше по своим делам. Никита осторожно опустил в его воды кораблик-щепку и долго смотрел ему вслед. А потом резко встал, улыбнулся солнышку, ручейку. Боль отступила, и в душе запело стозвоном: “Весна пришла!”

(А. Толстой)

( Это текст художественного стиля ,повествование, так как есть сюжет, развивается действие).

4. Плакета – памятная или декоративная медаль, имеющая форму многоугольника (с четырьмя углами и более). Другие названия – плакет или плакетка. Само слово происходит из французского языка и переводится как дощечка. Отличием от других медалей является форма – плакета всегда имеет острые углы. Чеканится она из металлов в качестве сувенира или для украшения. Размеры плакет бывают разнообразными : от нескольких миллиметров до метров.

( Это текст научного стиля, описание.)

3.Слово – дело великое. Великое потому, что словом можно соединить людей, словом можно разъединить их. Словом можно служить любви, словом же можно служить вражде и ненависти.

(Л. Н. Толстой)

(Это текст публицистического стиля, рассуждение, так как в начале текста есть утверждение, затем его доказательства).

  • Чем отличается текст рассуждения от других типов речи?

  • Какие части можно выделить в этом тексте? Назовите их.

3 задание. ( карточки – схемы)

Закончив данные предложения, вы ответите на вопрос: « Согласны ли вы с тем, что «слово – великое дело»?» Уместно обратиться к эпиграфу урока : « Спорьте, заблуждайтесь, но, ради Бога, размышляйте, хотя и криво, но сами».

Здесь нельзя не согласиться с __________________________________ .

Безусловно, если ____________________________________________,

то________________________________________________________________ .

И наоборот, если __________________________________________ ,

то________________________________________________________________.

Я считаю, что_______________________________________________

и тогда _____________________________________.

Чтение и обсуждение ученических работ.

6. Анализ проблемы, по тексту упр.480

Как понят текст, введение понятия – сложное рассуждение.

— В жизни нередко возникают спорные ситуации, когда каждый считает правильным свое мнение; нередко по-разному оценивают поступки человека, иногда при этом высказываются прямо противоположные суждения. В этих случаях важно суметь доказать свою правоту (разумеется, если ты уверен, что прав).

— Сегодня мы рассмотрим, как работать над сложным сочинением – рассуждением.

Работа с текстом упражнения 480.

Прослушайте текст , чтобы ответить на вопросы . Чтение текста по ролям.

— Что главное в тексте? С какой целью он написан?

-О чём спорили дедушка и внучка?

— Из каких частей состоит текст? Какие точки зрения высказаны в нём?

-Кто прав в этом споре и почему?

Приведите доказательства (аргументы).. В данном рассуждении вы должны рассматривать разные точки зрения, но при этом выражать собственную позицию.

Что я считаю правильным…

7.Обсуж-дение возможного построения сочинения на тему «Кто прав…».

а)Подбор аргументов.

Аргумент — утверждение или группа утверждений , приводимые в подтверждение (доказательство) другого утверждения .

Прав дедушка Права внучка

1. 1.

2. 2.

Составление плана сочинения КТО ПРАВ?

1.Тезис. 1. Тезис.

2. Прав дедушка 2. Права внучка

1) 1)

2) 2)

3. Вывод 3. Вывод

  • О чём мы должны написать первом пункте?

  • О чем нужно рассказать во вступлении?

  • Как можно начать рассказ ?

б)Работа над составлением плана сочинения

8. Работа с лексическими средствами, помогающими оформить рассуждение.

Кто быстрее.

Выберите из данных выражений подходящие к указанной части сочинения-рассуждения.

1. Я думаю (считаю, полагаю…), что…

Мне кажется, что…

2. Докажем это.

Это можно объяснить так…

По-моему, прав…

Я не могу согласиться с тем, что…

3 . Итак…

Таким образом…

Следовательно…

Я понял, что…

9. Составление

устного высказывания

А теперь предлагаю вам попробовать составить устное рассуждение на тему « Кто прав в споре». Как считаете вы?

« Спорьте, заблуждайтесь, но, ради Бога, размышляйте, хотя и криво, но сами».

Высказывания ребят.

1.У дедушки большой жизненный опыт, дедушка старше и мудрее внучки. Он понимает, что главное в подарке не цена, за которую он куплен, а внимание. Если, получив подарок, сделанный своими руками, друзья начнут тебя в этом упрекать, значит, это не настоящие друзья.

2.Но и внучка права. Сейчас забыли о духовных ценностях таких, как внимание, забота, любовь. Сейчас на первом месте материальные ценности. И внучка это понимает.

3. Дедушка жил, когда в магазинах ничего не было, и подарок, сделанный своими руками, был в радость.

4. Если все ребята купят подарки в магазине, а я приду с поделкой, то скажут, что я жадина.

5. Нет подарка более ценного и приятного, чем подарок, сделанный своими руками. Именно такой подарок нельзя купить ни в одном магазине. Когда ты делаешь подарок своими руками, ты выражаешь привязанность, внимание к виновнику торжества, вкладываешь всю глубину своих чувств.

10. Подведение итогов урока

— Что значит написать сочинение – рассуждение?

— Из каких частей оно состоит?

— Что значит сложное рассуждение?

-Что такое аргументы?

Желаю удачи в выполнении домашнего задания.

11. Домашнее задание

Упр. 480

Напишите, кто , по-вашему, прав – дедушка или внучка.

infourok.ru

Конспект урока по русскому языку 6 класс. Сочинение на лингвистическую тему

Конспект урока развития речи в 6-м классе

на тему: «Сочинение на лингвистическую тему».

Учитель русского языка и литературы

Предмет: русский язык.

Дата: 01.03.2017

Тема урока: «Сочинение на лингвистическую тему».

Класс: 6, учебник под редакцией Рыбченкова Л. М., Александрова О. М., Глазков А.В., Лисицын А.Г.

Дидактическое обоснование

Урок разработан в свете ФГОС.

Рассмотрены вопросы развития УУД на уроке русского языка в 6 классе.

Тип урока:  урок развития речи.

Дидактическая цель: совершенствование умений наблюдать за особенностями использования имён числительных в текстах учебно-научного стиля речи и разговорной речи.

Оборудование:  школьная доска, учебник.

Место данного урока в системе уроков по теме: одиннадцатый урок по теме: «Имя числительное».

Ход урока

I. Организационный момент.

Учитель: Здравствуйте, ребята. Кто сегодня дежурный? Кто отсутствует? Спасибо. Садитесь.

II.Сообщение темы урока.

Учитель: Сегодня мы попробуем написать с вами сочинение-рассуждение.

III. Беседа.

Учитель: Мы знаем три типа речи. Какие?

Ученики: описание, повествование, рассуждение.

Учитель: Хорошо. Как различаются типы речи? Что вам известно о тексте повествовании?

Ученики: В повествовании рассказывается о последовательных действиях. Что было вначале? Как дальше развивались события? Все это можно запечатлеть в нескольких рисунках, которые будут отображать эпизоды происходящего.

Учитель: Каковы особенности описания?

Ученики: В описании даются признаки, качества, свойства предмета (Какой

он). Это можно отразить в одном рисунке.

Учитель: Рассуждение имеет свои особенности.

Учитель: В этом типе текста выявляются причины событий, их связь.

Основной вопрос – почему? В рассуждении должно быть высказано то, что

потом объясняется, доказывается и приведены объяснения, доказательства,

подтверждающие тезис. Показать в рисунке нельзя.

IV. Работа с учебником.

Учитель: Давайте откроем учебник на странице 51, обратимся к упражнению 417.

Это упражнение предлагает задание завершить текст на лингвистическую тему (об употреблении в речи собирательных числительных).

(чтение учителем текста)

Петя читает вслух какой-то рассказ. В комнату входит старший брат Пети, студент, будущий учитель русского языка. Он слышит только последнюю фразу, которую прочитал Петя: «Двое заколачивали щели новыми досками, шестеро удерживали их верёвками».

— Уверен, что среди восьмерых работавших не было ни одной женщины, — сказал брат.

Петя удивлённо посмотрел на него:

— Точно! Но как ты догадался? Ведь ты не читал рассказ?

— Нет, не читал. А секрет тут простой: в этой фразе упоминаются необычные числительные, которые имеют одну особенность…

Учитель: Нам предлагается ответить на вопросы: о каких числительных идёт речь в тексте? Какую особенность имеют эти числительные? Даётся задание: пересказать текст письменно, продолжив ответ старшего брата Пети.

V. Собирание материала к сочинению, составление плана.

Учитель: Поиск ответа на сформулированные после текста вопросы является определённым сбором материала для выполнения задания.

Ученики: В предложении используются собирательные числительные. Их особенность заключается в том, что они не сочетаются с существительными, называющими лиц женского пола.

(Если учащиеся испытывают затруднения, целесообразно будет вновь обратиться к материалу на странице (рубрика «Советы помощника»)).

Учитель: Определённую сложность вызывает задание пересказать текст, содержащий диалог.

(Учащиеся должны уметь сокращать содержание, передавая часть информации в виде косвенной речи).

Вариант ответа учеников может быть таким:

Петя читал вслух рассказ, в котором была такая фраза: «Двое заколачивали щели новыми досками, шестеро удерживали их верёвками». Старший брат Пети, будущий учитель русского языка, услышал это и сказал: «Уверен, что среди восьмерых работавших не было ни одной женщины». Петя удивился и попросил брата объяснить, как он догадался об этом. Старший брат ответил, что секрет очень прост, ведь в этом предложении упоминаются собирательные числительные.

Учитель: Итак, хорошо. Продолжение ответа должно строиться по модели сочинения-рассуждения.

(учитель записывает на доске)

Учитель: Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему представляет собой рассуждение, включающее следующие смысловые части: тезис, аргументы, вывод.

Учитель: Что же такое тезис?

Ученики: Тезис — ответ на вопрос, сформулированный в исходном тексте или в задании.

Учитель: Хорошо, а что такое аргументы?

Ученики: Аргументы — определение нужного грамматического понятия, примеры из текста;

Учитель: Да, правильно и вывод, который может и отсутствовать.

(Текст, предъявляемый учащимся в задании, является неким стимулом для обсуждения проблемы и содержит необходимый фактический и языковой материал для создания собственного речевого высказывания.)

Учитель: Итак, давайте определим тезис.

Ученики: Тезис: «Особенность собирательных числительных в том, что они не сочетаются с существительными женского рода».

Учитель: Хорошо, какие же аргументы мы можем привести?

Ученики: Аргументы: «Собирательные числительные обозначают количество предметов как целое и сочетаются, например, с существительными — названиями детёнышей животных, с существительными мужского и общего рода, которые называют лиц мужского пола. Например, можно сказать „семеро зайчат“, „трое мужчин“. Когда брат Пети говорит о „восьмерых работавших“, нам то-же понятно, что это лица мужского пола».

VI. Написание сочинения-рассуждения.

VII. Д о м а ш н е е з а д а н и е: упражнение 415.

videouroki.net

Урок развития речи «Сочинение-рассуждение на основе текста художественного стиля». 6-й класс

Разделы:
Русский язык


Цели:

  • Совершенствовать  навыки  анализа слова и
    текста.
  • Формировать  умения обосновывать свою точку
    зрения.
  • Учить писать сочинение по шаблону на основе
    текста художественного стиля.

Тип урока: развитие речи.


Формы работы: фронтальная, индивидуальная,
в парах, в группах.


Оборудование: компьютер, толковый
словарь, шаблоны, конспекты,
карточки-информаторы для учащихся 1 группы.


ХОД УРОКА


1. Организационный момент


2. Сообщение темы  и формулирование целей
урока
(Приложение 1,
слайды 1-2)


3. Работа с теоретическими понятиями


1) Загадка о «языке» (Приложение
1
, 3 слайд).


2) Работа со словарём. Составление кластера.


Значения слова «язык» (Приложение
1
, 4 слайд).


3) – Вспомните, в литературе есть понятие
«эзопов язык» (Приложение 1,
5-6 слайды).


– Кто такой Эзоп? И каково значение этой фразы?
Узнаем из сообщения учеников.

  • об Эзопе (сообщение ученика)
  • значение понятия.

4) Словарная работа: эзопов язык,
иносказание, аллегория (Приложение
1
, слайд 7).


4. Анализ текста (Приложение
1
, слайд 8)


1) Чтение текста учителем.


Рассказывают, что однажды к богатому и знатному
Ядмону пришли пировать гости. Кто-то из них
сказал хозяину: «Всему городу известно, какой у
тебя остроумный и находчивый раб. Пошли его на
базар. Пусть он принесёт самое прекрасное, что
есть на свете».

Хозяин позвал Эзопа и велел ему выполнить
желание гостей. Спустя время раб возвращается с
подносом, покрытым салфеткой. Её откидывают и
видят бараний язык.

– Эзоп, при чём здесь язык?

– А разве это не самое прекрасное, что есть на
свете? Языком мы произносим слова верности,
нежности, любви, языком мы провозглашаем мир,
языком мы произносим слово свобода.

Через некоторое время кто-то из гостей сказал
хозяину: «Пусть твой раб пойдёт и принесёт самое
ужасное, что есть на свете». Хозяин повелел
выполнить и это желание.

Вновь Эзоп возвращается с тем же подносом. Под
салфеткой лежит язык.

– Эзоп, что это за шутки? Ты же опять принёс язык!

– А разве это не самое ужасное? Языком мы
произносим слова ненависти, языком мы объявляем
войну, языком мы произносим слово раб.


Э.А. Вартаньян


2) Беседа учителя по тексту.


– Что нового вы узнали из текста?

– Как бы вы озаглавили текст? Аргументируйте.


3) Самостоятельная работа (Приложение
1
, слайд 9).


Задание по рядам, в парах.

  • 1 ряд: Тема. Идея. Какова основная мысль? Ключевые
    слова. Выделить предмет  изображения.
  • 2 ряд: Стиль и тип речи. Доказать. Найдите эпитеты
    к слову «язык».Отметьте языковые средства и
    приёмы, помогающие автору раскрыть тему(
    аллегория, эпитет, диалог и антитеза).
  • 3 ряд: На сколько частей можно разделить текст?
    Составьте его план.

4) Проверка. Ответы учащихся. Сверяют с ответами
учителя (Приложение 1,
слайды 10, 11, 12).


– Какова цель автора текста? Для чего написан
этот текст?


5. Работа над
сочинением-рассуждением.


1) Актуализация знаний по развитию речи Приложение 1, слайды 13, 14, 15,
16).

– Вспомните, из каких частей состоит
сочинение-рассуждение?

– Что такое тезис?

– Что такое аргументы?


! Обращаю внимание, что в
сочинении-рассуждении на основе художественного
текста  отсутствуют  вводные слова,
указывающие на порядок мыслей говорящего.


– Каких частей может не быть в
сочинении-рассуждении?


2) Работа над сочинением по шаблону (Приложение 1, слайд 17).


Язык… Задумываемся ли мы, для чего ___________________?

В  своей притче Э.А. Вартаньян  говорит о
роли_______________________________________________.

Речь человека может быть как ______________________________,
так и __________________________,

что есть на свете.

Здесь нельзя не согласиться с_______________.

Безусловно,
если________________________________________________________________________,

то________________________________________________________________________________________.

И наоборот,
если__________________________________________________________________________,

то_________________________________________________________________________________________.

Я считаю,
что_______________________________________________________________________________

____________________, и
тогда_________________________________________________________________.

Нужно всегда__________________, что язык дан человеку для
того, чтобы____________________________

____________________________________________________________________________________________.


3) Проверка.


– Зачитайте, что у вас получилось.

– А теперь послушайте мой вариант сочинения (Приложение 1, слайд 18).


6. Домашнее задание (Приложение 1, слайд 19).


1 группа: доработать текст или
составить текст по шаблону:


«Зачем нужно изучать русский язык»


 Шаблон:


Русский язык_______________необходимо.

Во-первых____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________.

Во-вторых,___________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________.

Наконец,
_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________.

Знание русского языка просто необходимо.


2, 3 группы: написать
сочинение-рассуждение по пословице о русском 
языке: «Хорошим словом мир освещается»


– Назовите  ключевые слова в пословице.


7. Итог


Заключительное слово учителя (20, 21 слайды).


8. Рефлексия

6.01.2012

Поделиться страницей:

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

Урок развития речи в 6 классе. Обучающее сочинение.

Урок № 9.

Тема: Р.р. № 5. Обучающее сочинение.

Цели: повторить, обобщить знания учащихся о типах и стилях речи; знать структуру сочинения- повествования; основные структурные элементы; развитие связной устной и письменной речи, развитие умений работы в группе; воспитание культуры речи.

Планируемые образовательные результаты:

Личностные УУД

– выражать положительное отношение к процессу познания:

— проявлять внимание, удивление, желание больше узнать;

– оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения, самостоятельность, инициативу, ответственность, причины неудач;

Метапредметные –

Регулятивные:

принимать и сохранять учебную задачу,

планировать необходимые действия, действовать по плану,

выполнять самопроверку или взаимопроверку учебного задания; выполнять учебное задание в соответствии с целью;

Познавательные:

осознавать поставленную задачу, читать и слушать, извлекать нужную информацию,

определять значимость речи в общении и обосновывать своё суждение; формирование умения вести самостоятельный поиск информации.

Коммуникативные:

формулировать понятные для партнёра высказывания; согласовывать позиции и находить общее решение, задавать вопросы, слушать и отвечать на вопросы других, обосновывать свою точку зрения

Предметные:

Знать и различать типы речи, основные их признаки; уметь строить свой текст в соответствии с типом речи.

Тип урока: урок применения знаний и умений.

Карта урока

Проверка домашнего задания.

Актуализация знаний.

Проверка домашнего задания

Слушают, отвечают на вопросы.

Мотивация учебной деятельности учащихся.

Постановка цели и задач урока.

Активизирует внимание учащихся.

Формулируют тему, цели и задачи урока.

Первичное закрепление новых знаний.

(в знакомой ситуации)

(в измененной ситуации)

Ономастика (от греч.) — искусство давать имена, —один из интереснейших разделов языка.

Работа над упражнением 34:

Аналитическое чтение с комментированием.

Задает вопросы.

Словарная работа.

Что значат ваши имена?

От чего зависит выбор имени.

Слушают, интерпретируют, записывают определение в тетрадь. Читают, комментируют, отвечают на вопросы.

Объясняют значение имен.

Дают истолкование собственного имени.

Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации

(проблемные задания)

Какова структура вашего сочинения?

Создание плана сочинения. Работают в группе.

Затем по составленному плану пишут небольшое сочинение о своем имени.

Информация о домашнем задании, инструктаж о его выполнении.

Дописать сочинение о своем имени.

Слушают, записывают в дневники.

Рефлексия (подведение итогов урока)

3 М. Назовите 3 момента, которые запомнились вам на уроке.

Отвечают

infourok.ru

Конспект урока по русскому языку. Тема: «Обучающее сочинение».

Русский язык. 2 класс.

Тема: обучающее сочинение на тему «Весна».

Цель: формирование умения самостоятельно писать сочинение с элементами описания.

Задачи:

  • учить красочно и эмоционально строить предложения, из них составлять связный текст;

  • обогащать словарный запас;

  • развитие связной речи (устной и письменной)

  • развитие воображения, памяти, внимания, самостоятельности, орфографической зоркости;

  • воспитание любви, бережного отношения к природе;

  • воспитание уважения к мнению другого;

  • создание условий для комфортного пребывания уч-ся на уроке.


    Ход урока:

  • Орг. Момент.

  • Создание речевой ситуации.


    -Какое  время года сейчас наступает?


    — Весна вступает в свои права. Как она хороша!


    Голубые, синие


    Небо и ручьи.


    В синих лужах плещутся


    Стайкой воробьи.


    На снегу прозрачные


    Льдинки – кружева


    Первые проталинки,


    Первая трава.


    (читает наизусть подготовленный ученик)




    — Какие признаки весны вы услышали в этом стихотворении?


    — Как понимаете слово «проталинки»?


    Если дети не знают – отвечает заранее подготовленный ученик, работавший с толковым словарём.


    — Какие ещё изменения в природе произошли с наступлением весны? Ответы уч-ся.


    3.  Сообщение темы и цели урока.


    — Сегодня мы будем писать сочинение на тему «Весна».


    — Как думаете, чему будем учиться сегодня на уроке?


    Цель урока вынесена на доску – будем учиться красочно и эмоционально строить предложения, а из них связный текст.


    — Как понимаете слова «красочно и эмоционально»?


    4. Проверка домашнего задания.

  • 1 группа — подбирали к существительным прилагательные.

— Какие слова называются прилагательными?

Весна-                         Солнце –

Облака –                      Ручейки –

Птицы –

Листья –

Цветы –

Наступила, подснежники, облака, маленькие, солнце, листочки.

-Какие слова называем синонимами?

Пришла –                       Плывут –

Звонкие –                      Красивая –

-Какой приём в литературе называется «олицетворением» ?

Весна –                               Солнышко –

Деревья –                            Ручейки —

Цветы –

Все домашнее задание собирается в общую таблицу.

 

Весна

долгожданная, тёплая, радостная

пришла, наступила

Деление слов для переноса

нас-ту-пи-ла

под-снеж-ни-ки

об-ла-ка, солн-це

лис-точ-ки, ма-лень-кие

Солнце

яркое, ласковое, тёплое

выглянуло, пригрело, улыбнулось

Облака

белые, пушистые, воздушные

плывут, летят

Листья

маленькие, зелёные, блестящие, липкие

появились, выглянули

Птицы

перелётные, пёстрые

поют, чирикают

ЗАПОМНИ!

выглянуло

облака

проталинки

подснежники

долгожданная

появились

Ручейки

звонкие, весёлые

бегут, поют, звенят

Цветы

первые, маленькие, нежные, душистые

появились, выросли

 

Такие таблички лежат у каждого ученика на столе.

5.Устное составление связного текста.

— Сейчас пользуясь словами из таблицы, мы будем составлять текст нашего сочинения.

-Что такое «текст»? Из каких частей он состоит?

— С чего начнём наше сочинение? Каким может быть первое предложение?

Варианты предложений (2-3).     

Наступила долгожданная весна.

— О чём расскажем в первую очередь?

Составьте предложение о солнышке, небе и облаках. Варианты предложений (2-3)     Выглянуло ласковое солнышко. По небу плывут пушистые облака.

— Мы  описали солнце, небо и облака, что должно следовать за этим описанием? Описание чего? (деревьев, птиц, ручейков, цветов)

Составьте предложение о деревьях, птицах, ручейках, цветах.   Варианты предложений (2-3).     

На деревьях выглянули маленькие, липкие листочки. Весело чирикают воробьи. По дорожкам звенят весёлые ручейки. На проталинках появились первые, душистые цветы.

— Выразите своё отношение к весне, восхищение весной с помощью восклицательного предложения. Выслушать все варианты.

Я люблю теплую весну! Мне очень нравится яркая весна! Как хорошо весной!

— Кто хочет рассказать весь текст сочинения?(1-2).

— А сейчас у вас есть возможность самим изобразить приход весны.

Физминутка «Наступление  весны»  (2 мин).

— Как можно озаглавить текст сочинения? Выслушать все варианты.

— Вы можете  записать любое из предложенных или придумать своё название.

6.  Орфографическая подготовка.

— При написании сочинения вам встретятся трудные по написанию слова. Я вынесла их на доску. Прочитаем эти слова хором, четко проговаривая написание каждого слова.

7. Запись текста в тетрадь. (15мин)

— В вашем сочинении должно быть не менее 6 предложений.

Настрой на работу. – Сели удобно, закрыли глаза, представили себе картину весны. Тихо звучит музыка  «Звуки весны».  Открыли глаза, приступаем к работе.

Во время работы оказывается индивидуальная помощь. Слабым учащимся предлагается карточка- помощник  с вопросами по тексту сочинения.

8. Самопроверка работ.

При проверке сочинений учащиеся пользуются планом.

9. Оценка работ,  рефлексия.

— Есть ли желающие поделиться своим творчеством? (2-3работы)

— Вернёмся к цели нашего урока, удалось ли вам её достичь? 

— Покажите насколько эмоционально и красочно вам удалось составить предложения. Где вы сейчас находитесь на пути к успеху?

На доске изображена «вершина успеха», у ребят в руках таблички со своими именами. Они выставляют  таблички  с именами на ту ступень, где по их мнению находятся в данный момент.

— Думаю нам есть к чему стремится на пути к успеху.

— Поделитесь своими впечатлениями от урока.

Чем понравился урок?

С какими трудностями столкнулись?

Довольны ли своей работой на уроке?

 

10. Домашнее задание: по выбору – выполнить рисунок к своему сочинению; продолжить или закончить свой рассказ.


Просмотр содержимого документа

«Конспект урока по русскому языку. Тема: «Обучающее сочинение». »

Русский язык. 2 класс.

Тема: обучающее сочинение на тему «Весна».

Цель: формирование умения самостоятельно писать сочинение с элементами описания.

Задачи:

  • учить красочно и эмоционально строить предложения, из них составлять связный текст;

  • обогащать словарный запас;

  • развитие связной речи (устной и письменной)

  • развитие воображения, памяти, внимания, самостоятельности, орфографической зоркости;

  • воспитание любви, бережного отношения к природе;

  • воспитание уважения к мнению другого;

  • создание условий для комфортного пребывания уч-ся на уроке.

Ход урока:

  1. Орг. Момент.

  2. Создание речевой ситуации.

-Какое время года сейчас наступает?

— Весна вступает в свои права. Как она хороша!

Голубые, синие

Небо и ручьи.

В синих лужах плещутся

Стайкой воробьи.

На снегу прозрачные

Льдинки – кружева

Первые проталинки,

Первая трава.

(читает наизусть подготовленный ученик)

— Какие признаки весны вы услышали в этом стихотворении?

— Как понимаете слово «проталинки»?

Если дети не знают – отвечает заранее подготовленный ученик, работавший с толковым словарём.

— Какие ещё изменения в природе произошли с наступлением весны? Ответы уч-ся.

3. Сообщение темы и цели урока.

— Сегодня мы будем писать сочинение на тему «Весна».

— Как думаете, чему будем учиться сегодня на уроке?

Цель урока вынесена на доску – будем учиться красочно и эмоционально строить предложения, а из них связный текст.

— Как понимаете слова «красочно и эмоционально»?

4. Проверка домашнего задания.

— Какие слова называются прилагательными?

Весна- Солнце –

Облака – Ручейки –

Птицы –

Листья –

Цветы –

Наступила, подснежники, облака, маленькие, солнце, листочки.

-Какие слова называем синонимами?

Пришла – Плывут –

Звонкие – Красивая –

-Какой приём в литературе называется «олицетворением» ?

Весна – Солнышко –

Деревья – Ручейки —

Цветы –

Все домашнее задание собирается в общую таблицу.

Весна

долгожданная, тёплая, радостная

пришла, наступила

Деление слов для переноса

нас-ту-пи-ла

под-снеж-ни-ки

об-ла-ка, солн-це

лис-точ-ки, ма-лень-кие

Солнце

яркое, ласковое, тёплое

выглянуло, пригрело, улыбнулось

Облака

белые, пушистые, воздушные

плывут, летят

Листья

маленькие, зелёные, блестящие, липкие

появились, выглянули

Птицы

перелётные, пёстрые

поют, чирикают

ЗАПОМНИ!

выглянуло

облака

проталинки

подснежники

долгожданная

появились

Ручейки

звонкие, весёлые

бегут, поют, звенят

Цветы

первые, маленькие, нежные, душистые

появились, выросли

Такие таблички лежат у каждого ученика на столе.

5.Устное составление связного текста.

— Сейчас пользуясь словами из таблицы, мы будем составлять текст нашего сочинения.

-Что такое «текст»? Из каких частей он состоит?

— С чего начнём наше сочинение? Каким может быть первое предложение?

Варианты предложений (2-3).

Наступила долгожданная весна.

— О чём расскажем в первую очередь?

Составьте предложение о солнышке, небе и облаках. Варианты предложений (2-3) Выглянуло ласковое солнышко. По небу плывут пушистые облака.

— Мы описали солнце, небо и облака, что должно следовать за этим описанием? Описание чего? (деревьев, птиц, ручейков, цветов)

Составьте предложение о деревьях, птицах, ручейках, цветах. Варианты предложений (2-3).

На деревьях выглянули маленькие, липкие листочки. Весело чирикают воробьи. По дорожкам звенят весёлые ручейки. На проталинках появились первые, душистые цветы.

— Выразите своё отношение к весне, восхищение весной с помощью восклицательного предложения. Выслушать все варианты.

Я люблю теплую весну! Мне очень нравится яркая весна! Как хорошо весной!

— Кто хочет рассказать весь текст сочинения?(1-2).

— А сейчас у вас есть возможность самим изобразить приход весны.

Физминутка «Наступление весны» (2 мин).

— Как можно озаглавить текст сочинения? Выслушать все варианты.

— Вы можете записать любое из предложенных или придумать своё название.

6. Орфографическая подготовка.

— При написании сочинения вам встретятся трудные по написанию слова. Я вынесла их на доску. Прочитаем эти слова хором, четко проговаривая написание каждого слова.

7. Запись текста в тетрадь. (15мин)

— В вашем сочинении должно быть не менее 6 предложений.

Настрой на работу. – Сели удобно, закрыли глаза, представили себе картину весны. Тихо звучит музыка «Звуки весны». Открыли глаза, приступаем к работе.

Во время работы оказывается индивидуальная помощь. Слабым учащимся предлагается карточка- помощник с вопросами по тексту сочинения.

8. Самопроверка работ.

При проверке сочинений учащиеся пользуются планом.

9. Оценка работ, рефлексия.

— Есть ли желающие поделиться своим творчеством? (2-3работы)

— Вернёмся к цели нашего урока, удалось ли вам её достичь?

— Покажите насколько эмоционально и красочно вам удалось составить предложения. Где вы сейчас находитесь на пути к успеху?

На доске изображена «вершина успеха», у ребят в руках таблички со своими именами. Они выставляют таблички с именами на ту ступень, где по их мнению находятся в данный момент.

— Думаю нам есть к чему стремится на пути к успеху.

— Поделитесь своими впечатлениями от урока.

Чем понравился урок?

С какими трудностями столкнулись?

Довольны ли своей работой на уроке?

10. Домашнее задание: по выбору – выполнить рисунок к своему сочинению; продолжить или закончить свой рассказ.

Приложение

Вопросы –помощники(для слабых учащихся)

  1. Какое время года наступило?

  2. Как стало светить солнце?

  3. Что появляется на деревьях?

  4. Какие цветы появились на проталинках?

  5. Как весной поют птицы?

  6. *Что ещё происходит в природе весной?

  7. Любишь ли ты весну?

План проверки сочинения

  1. Первое прочтение

— проверь правильность построения предложений

— проверь логичность построения текста

  1. Второе прочтение

— определи нет ли повторов, если есть – замени словом, близким по смыслу

3. Третье прочтение

— проверь написание орфограмм:

  • ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ, ЧК-ЧН

  • Написание предлогов

  • Написание словарных слов

  • Написание слов с безударными гласными

  • Написание слов с парными согласными

  • Наличие знаков препинания в конце предложения ( . ! ?)

Физминутка «Наступление весны».

Действующие лица:

Автор 1 чел.

Солнышко 1 чел.

Облака 3 чел.

Деревья 3 чел.

Листочки 3 чел.

Птицы 3 чел.

Подснежники 3-4чел.

Герои заранее готовят себе костюмы, маски. Речь автора должна быть выразительна.

Текст автора:

Наступила долгожданная весна. Выглянуло ласковое, тёплое солнышко. По небу плывут пушистые облака. Оживают деревья. Появляются первые зелёные листочки. На проталинках появились нежные душистые подснежники. Как красиво весной в лесу!

Герои появляются по мере чтения текста.

Весна

долгожданная, тёплая, радостная

пришла, наступила

Деление слов для переноса

Слова переносятся по слогам. Одну букву нельзя переносить и оставлять на строке.

нас-ту-пи-ла под-снеж-ни-ки

об-ла-ка ма-лень-кие

солн-це лис-точ-ки

Солнце

яркое, ласковое, тёплое

выглянуло, пригрело, улыбнулось

Облака

белые, пушистые, воздушные

плывут, летят

Листья

маленькие, зелёные, блестящие, липкие

появились, выглянули

Запомни!

ВЫГЛЯНУЛО
ОБЛАКА
ПРОТАЛИНКИ
ПОДСНЕЖНИКИ
ДОЛГОЖДАННАЯ

ПОЯВИЛОСЬ

Птицы

перелётные, пёстрые

поют, чирикают

Ручейки

звонкие, весёлые

бегут, поют, звенят

Цветы

первые, маленькие, нежные, душистые

появились, выросли,

7

kopilkaurokov.ru

Советы рукодельницам