Общешкольное родительское собрание: цели, порядок проведения, темы

Содержание

Родительские собрания проводятся с целью обеспечения взаимодействия семьи и школы, что является одним из принципов организации эффективного учебного процесса. Помимо встреч с руководителем классного коллектива, которые собираются 4-5 раз за учебный год, по некоторым вопросам могут организовываться еще и общешкольные родительские собрания.

Функции родительского собрания

Встречи родителей с педагогами для обсуждения организационных вопросов, результатов обучения или по проблемам учебно-воспитательного процесса проводятся со следующими целями:

  1. Ознакомление мам и пап учеников с содержанием учебных программ, методикой учебно-воспитательного процесса, работающими в школе кружками, факультативами, возможностью проведения дополнительных занятий для отстающих учащихся или, например, подготовки к экзаменам.
  2. Психолого-педагогическое просвещение родителей, которое может включать в себя информирование об особенностях конкретного возраста (подросткового, к примеру), условиях взаимодействия с детьми, воспитательных методиках и так далее.
  3. Вовлечение членов семей в совместную деятельность, например, экскурсии, походы в театр, цирк, ботанический сад, другие внеурочные мероприятия.
  4. Решение организационных вопросов. Проблемы дисциплины, вопросы дежурства, организации питания, школьной формы, введения факультативов, реализации некоторых учебных программ и так далее могут и должны обсуждаться совместно с родителями школьников.

Виды родительских собраний

Вид организации общешкольного родительского собрания зависит от вопросов, которые будут рассматриваться. Можно выделить, например, организационные встречи, на которых обсуждаются темы, посвященные поездке детей, дальней экскурсии или подготовке к многодневному туристическому походу.

Собрания по психолого-педагогическому просвещению родителей могут проводиться с привлечением школьного психолога. Еще проводятся тематические встречи (например, о том, как привить школьнику любовь к книге, помочь делать домашние задание, организовать день) и диспуты по актуальным проблемам образовательного процесса. Темы общешкольных родительских собраний обычно обсуждаются на педагогическом совете школы. Кроме того, сами родители могут предлагать темы для собраний.

Общешкольные родительские собрания

Встречи, на которых собираются родители учеников всей школы или одной-нескольких параллелей, называют, как правило, общешкольными. На общешкольных родительских собраниях также присутствуют представители администрации образовательного учреждения, учителя-предметники и классные руководители, школьный медицинский работник (в случае необходимости) и психолог. Масштабные встречи руководства школы и преподавателей с родителями проводятся один-два раза в год, да и то если есть достаточный повод.

Подготовка к родительскому собранию

Подготовка к собранию с членами семей учеников (как к классному, так и к общешкольному) начинается с повестки дня. Как правило, тема общешкольного родительского собрания определяется быстро, ведь и эта встреча проводится только при необходимости. Но это не значит, что тема не должна обсуждаться с педагогами и администрацией школы на очередном педсовете. Такое обсуждение поможет всем участникам собрания, а также тем, кто желает высказаться по тем или иным вопросам, подготовиться к речи.

Далее нужно определить форму встречи, содержание. Понадобится конспект общешкольного родительского собрания в школе с изложением информации, которую нужно донести до сведения родителей. Встречи нередко сводятся только к монологу педагога или администрации школы, но это неверный формат.

Необходимо привлекать родителей к высказыванию мнений, предложений, к тому, чтобы они задавали интересующие вопросы. Обеспечить это можно таким образом: сначала представитель администрации выступает с речью по повестке дня, затем родителям предоставляется возможность задать вопросы, после выступление других участников собрания (преподавателей, психолога, приглашенного работника отдела образования, медицинского работника школы и так далее).

Определение темы и содержания встречи

Тема общешкольной встречи педагогического состава школы с родителями учащихся может быть следующей:

  1. Ознакомление с новыми нормативно-правовыми актами, законами, которые непосредственно касаются сферы образования.
  2. Вопросы организации учебного процесса в первых классах (собрание для родителей первоклассников): обучение без оценок, учебные занятия, факультативы и дополнительные занятия, безопасный путь домой.
  3. Отчет директора по работе школы за прошедший учебный год, распределение бюджетных средств, результатах обучения учащихся.
  4. Профессиональное определение, вопросы, касающиеся организации экзаменов (для родителей детей 9 и 11 классов).
  5. Современные дети и родители. Беседа о взаимодействии старшего и младшего поколений, поддержке родителями своих детей.
  6. Собрания по чрезвычайным ситуациям.
  7. Адаптация первоклассников к школе, учеников пятых классов – к средней школе.
  8. Проблемы подросткового возраста.
  9. Санитарно-эпидемиологическая обстановка в регионе. Вопросы вакцинации. Здоровый образ жизни.

Обязательно ведется протокол общешкольного родительского собрания. Этот документ затем подшивается в отчетность. Протокол общешкольного родительского собрания обычно записывается секретарем.

Подготовка средств проведения собрания

Когда определены тематика и содержание встречи, остается выбрать только средства, которые помогут лучше донести информацию до сведения родителей. Выступление на общешкольном родительском собрании можно подкрепить презентацией по теме, статистическими данными, документами, иллюстрациями и фотографиями, видео.

fb.ru

Общешкольное родительское собрание «Рассуждения родителей с большим стажем»

Разделы: Классное руководство, Работа с родителями


Цель: помочь родителям решить те или иные проблемы, с которыми они безуспешно пытаются справиться сами. Сделать так, чтобы родители сами наглядно увидели, как учится и чем живёт их ребёнок.

Форма проведения: диалог с родителями

Вопросы для обсуждения: каковы причины трудностей в обучении, поведении, общении детей; как научить родителей быть последовательными в своих действиях.

Подготовительная часть: провести анкетирование среди детей; разослать уважительные приглашения с просьбой сформулировать вопросы, которые бы родители желали обсудить на собрании.

План родительского собрания

  1. Вступительное слово
  2. Беседа приглашённых учителей, классных руководителей, психолога с родителями
  3. Подведение итогов

Вступительное слово ведущего

Здравствуйте уважаемые мамы и папы! Что желает всякий родитель? Ответить легко. Мы хотим, чтобы ребёнок не болел, хорошо учился, уважительно относился к нам, помогал по дому и по хозяйству. Мы себя спрашиваем — как всего этого добиться? Ответ на этот вопрос человечество ищет давным-давно. А мы, родители, начали искать его, как только на свет появились наши собственные « солнышки, зайчики и лапушки». И сегодня мы постараемся помочь друг другу решить те или иные проблемы, с которыми не можем справиться сами.

Но прежде чем : Мы хотим поблагодарить Вас за вопросы. Приятно удивлены. Разделим их на две категории. Одни рассмотрим на общешкольном собрании, другие на классных собраниях. Ваши вопросы касаются трёх направлений: учебная деятельность, воспитание подростка и ребёнок как личность.

Беседа с родителями учителя русского языка и литературы на тему «Учебная деятельность или как помочь ребёнку учиться».

У нас у всех есть дети. Большинству родителей кажется, что учиться очень сложно. Один схватывает на лету, а другой нет. Один воспринимает на слух, а другому надо почитать самому. Оказывается, две трети неуспевающих потенциально способны, но эти способности остались не развитыми. Кто виноват? И мы в том числе. Не доглядели, не помогли, упустили « хорошиста». Представьте себе такую ситуацию: «Учусь трудно, переживаю из-за оценок, учёба превращается в тяжкую повинность, родители по оценкам определяют, что я за ученик? Если у меня тройки, значит я :». Ничего это не значит. Чаще всего мы родители на вопрос:

«Почему Вы хотите, чтобы Ваш ребёнок учился хорошо?» отвечаем стандартно: » Хотим, чтобы поступил в институт, сделал карьеру, был не хуже других». Но до института далеко, до карьеры ещё дальше, а учимся мы сейчас. И именно сейчас учёба должна радовать ребёнка, родителя и учителя.

По ходу разговора определяются правила, которые нарушать родителям нельзя.

  • «Не бей лежачего». Получил ребёнок двойку, он уже наказан. От нас он ждёт не упрёков, а помощи
  • «Не более одного недостатка в минуту». Мы должны знать меру. Выберем из множества недостатков один. И будем работать вместе с ребёнком, пока он не исчезнет.
  • «За двумя зайцами:». Если трудности в учёбе, выбираем самый важный предмет для него и работаем над преодолением этих самых трудностей.

Хвалить исполнителя, критиковать исполнение. Оценка ребёнка, должна отличаться от оценки работы. Не будем сравнивать успехи нашего ребёнка с успехами соседского.

Не будем скупиться на похвалу. Из потока неудач найдём островок, соломинку — похвалим лишний раз. Доказано опытом, что на наши слова: «не сделал, не учил, не старался», следует ответ: » не хочу, не буду, не могу».

Ставим перед ребёнком предельно конкретные цели. Не будем заставлять его обманывать нас же. Ну не сможет он не сделать ни одной ошибки в диктанте, если в прошлый раз сделал девять. Договоримся, что в следующий раз он сделает семь ошибок.

В итоге разговора ведущий собрания формулирует выводы о современных требованиях к учебной деятельности

  • Серьёзное отношение к выполнению домашнего задания
  • Выбор приоритетных предметов с учётом мнения ребёнка
  • Выполнение заданий тестового характера, мини-рассуждений для подготовки к ЕГЭ
  • Научиться работать со справочными материалами (словари, энциклопедии, Интернет)

Беседа с родителями одного из классных руководителей на тему «Воспитание современного подростка».

Тест » Роль родителя». Контакт с родителями. Взаимоотношение детей и родителей. Конфликт. Анализ анкет. В итоге беседы формулируются методы воспитания современного подростка. Сохраняются старые методы, которые никто не отменял.

Убеждение. Это когда мы, взрослые, обращаемся к сознанию ребёнка, убеждаем его, чтобы он правильно понял всю ценность моральных поступков, а не наоборот. Понял всю ценность физического и умственного труда, всю ценность культурного и полезного общения. Убеждаем как раньше словом.

Объяснение. Монолог (не нотация, не нудная лекция), а рассказ родителя о разных непонятностях в жизни, в школе, на улице, в стране, в нём самом.

Пример. Воспитываем не словами, а действиями, поступками. Покажите, как жить, как вести себя, а они пусть подражают. Маленькие всё скопируют, а большие выберут и возьмут, то, что им понравится.

Требование. Строгость и дисциплину никто не отменял. Используйте всё: приказ, совет, намёк, просьбу. Решительным, но спокойным тоном.

Современные дети быстрее хотят быть взрослыми. Да не побоимся помочь им в этом. Каким образом? Ребёнок становится взрослым, когда чувствует маленькую независимость от нас и большую ответственность за что-то или кого-то. Хочешь стать взрослым — начинай трудиться и заботиться о близких людях. Предоставим им возможность зарабатывать в летнее время, примем их во взрослое общество.

Сейчас в районе работает Молодёжная дума. Это попытка научить детей безболезненно перейти от юности к взрослой жизни. Политиками будут не все, а избирателями каждый. И от нас зависит, какими? Важно понять, наши дети не готовятся жить, они уже живут здесь и теперь. Ну, неужели не договорятся друг с другом, выросший человек и растущий. Слово договориться исключает насилие. Закон запрещающий бить своих детей во Франции вышел в 1888 году, в Норвегии в 1935 году, в Дании в 1968 году.

В России такого закона нет, но наша страна подписала Конвенцию о правах ребёнка. И там чёрным по белому написано — нельзя бить. Так что и мы с Вами подписываемся под этими словами

Беседа с родителями психолога на тему: «Самооценка ребёнка»

Самооценка — оценка человеком самого себя, своего внутреннего и внешнего мира. Она бывает высокая, средняя и низкая. При завышенной - человек никогда не признает, что он чего-то не знает, во всех неудачах винит окружающих. Над такими рано или поздно начинают смеяться. Если заниженная — человек становится преувеличенно осторожным, у него исчезает стремление к достижению какого-либо успеха. К счастью самооценка может меняться.

Представьте ситуацию: «Идёт урок, учитель задаёт вопрос, ученик, с заниженной самооценкой зная ответ, сомневается, поднимать руку или нет. А в глазах мольба: «Спроси без руки». Поймёт учитель или нет: А ученик с завышенной самооценкой настолько уверен в себе, что не зная с чего начинать ответ поднимет руку.

Мы, родители, понимаем, что во всём нужна золотая середина. Надо помочь зарвавшемуся опуститься на землю бренную, а другому подняться. Но если одному достаточно сказать: «Ничего, станешь взрослым, жизнь научит», то другому срочно нужна наша помощь.

По ходу беседы с родителями вырисовываются правила общения, при применении которых самооценка ребёнка может измениться.

  • «Считай себя удачливым». Чаще вспоминай то, что у тебя удачно получилось.
  • «Принимай решение сам». Тренируйся на простом: что одеть в школу, как потратить карманные деньги, когда делать домашнее задание.
  • «Терпение и ещё раз терпение». Кто-то умнее тебя, но зато у тебя добрый характер. Кто-то стройнее тебя, но у тебя красивые глаза. Там где у нас недостаток, у другого изобилие. А то чем мы богаты, им недостаёт.
  • «Доводи начатое до конца». Начни с мытья посуды, уборки комнаты. Выполни одно — приступай к другому. Устал — отдохни, но не оставляй на потом.

Человеку вообще, а ребёнку особенно нужно, чтобы его любили, понимали, признавали, уважали. Только тогда у него будет успех, и он сам начнёт уважать себя. Основа самооценки закладывается в зависимости от того, как мы с ним общаемся. Если каждый день мы кричим, размахиваем руками, просто нахмуриваем брови или молчим — ребёнок думает, что с ним что-то не так, что он плохой. Со временем, он вывод сделает — плохой ну и пусть! И буду плохим! А это уже вызов. Мы этот вызов принимаем и всё повторяется вновь. Заколдованный круг. Этот круг надо разорвать. Кому? Нам, потому что мы выросли, мы мудрее, умнее, а терпения нам не занимать.

Ведущий собрания подводит итог

Уважаемые мамы и папы! Превратим скучное выполнение домашнего задания в увлекательное домашнее творчество. Трудно то, что не понятно. Объясните ему всё непонятное. Научите его пользоваться словарями, справочниками, энциклопедиями. Если мы сомневаемся, как поступить, лучше не торопиться. Посоветуемся с ребёнком. Кто-то сказал, что взрослые это очень усталые дети. Громадное желание мамы — выспаться и побыть в тишине. А психологи утверждают, что двадцать минут одиночества достаточно. Так что же, уважаемые мамы, мы двадцать минут не найдём. Найдём и снова примемся за воспитание и обучение своих «солнышек, зайчиков и лапушек». Спасибо за участие в собрании.

Приложения.

22.01.2012

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

Общешкольное родительское собрание на тему «Семья и школа. Грани сотрудничества»

Методическая разработка общешкольного родительского собрания на тему «Семья и школа. Грани сотрудничества».

Автор-разработчик Ртов Вячеслав Владимирович.

Ход собрания:

1.Вступительное слово.

Уважаемые родители, хочу затронуть проблему сотрудничества семьи и школы. Необходимость и важность взаимодействия школы и семьи очевидны. Успешность достижений ребенка зависит от того, кто и как влияет на его развитие. Большую часть времени ребенок проводит в школе и дома, поэтому важно, чтобы взаимодействие педагогов и родителей не противоречили друг другу, а положительно и активно воспринимались ребёнком. Это осуществимо, если педагоги и родители станут союзниками и единомышленниками, заинтересованно и согласовано будут решать проблемы воспитания.

В качестве логотипа я выбрал картинку, изображающую две руки, как символ – школы и семьи, которые выращивают зеленый росток, символизирующий наших детей.

— Когда – то ещё Лев Кассиль сказал: (слайд 2)

«Семья и школа – это берег и море. На берегу, ребёнок делает первые шаги, а потом перед ним раскрывается невообразимое море знаний. И курс в этом море прокладывает школа…»

Именно в семье закладывается фундамент добра, порядочности, ответственности, а в школе эти качества развиваются. Работая в системе образования шестнадцатый год и наблюдая за поведением детей, к сожалению, очень часто приходится наблюдать, что фундамент-то не прочный, а то и вовсе…не заложен. И то, что в ребенке должно быть уже сформировано, согласно его возрасту, (что можно, что нельзя, такое понятие как «надо», модель отношений взрослый-ребенок) эти понятия приходится не развивать, а впервые объяснять. Естественно, ребенок воспринимает это в штыки, поскольку в семье, возможно, об этом никогда не говорили.

4. Беседа «Каким вы хотите видеть своего ребенка?»

— Но школа не может ни заменить, ни полностью компенсировать то, что получает формирующаяся личность от родителей. В семье все основано на эмоциональных связях и привязанностях. Именно семья, а не школа выступает посредником между обществом и ребенком с целью его социальной адаптации и защиты.

Макаренко подчеркивал: (слайд 4) “Воспитание — есть процесс социальный в самом широком смысле. Воспитывает всё: люди, вещи, явления, но прежде всего и больше всего – люди. Из них на первом месте – родители и педагоги”. (Антон Семёнович Макаренко)

У нас с вами единая цель!

— Скажите, пожалуйста, а каким вы хотите видеть своего ребенка? Какими чертами характера он должен обладать? Какими качествами вы хотели бы его наделить? (на доске прикреплен ватман с нарисованным деревом без листьев)

  • -У каждого из Вас (и у меня) есть зелёные листочки(листочки вырезаны из самоклеющейся цветной бумаги). Напишите на них качества, которыми вы хотите наделить вашего ребенка? (Родители пишут качество, подходят по очереди к дереву и, называя вслух написанное слово, приклеивают к дереву листок)

— Добрым, умным, щедрым, сильным, справедливым, здоровым, заботливым…

— Посмотрите, какое красивое получилось дерево. Именно от нас с Вами зависит, каким вырастет ребёнок (слайд 5) – сухим, пустым, злым и чёрствым, или (слайд 6) разносторонним, счастливым, добрым и всем тем, что написано на этих листках.

— А теперь скажите, каким образом можно добиться комплексных результатов? (работая вместе). Это невозможно сформировать ТОЛЬКО в семье или ТОЛЬКО в школе.

— Именно совместная деятельность педагогов, родителей и детей может быть успешной, когда все положительно настроены на совместную работу, действуют сообща, осуществляют совместное планирование, вместе подводят итоги деятельности.

Семья даёт первые уроки любви, понимания, доверия, веры, а школа делает все возможное, чтобы обучить ребенка, расширить его кругозор, предоставить  возможность для его самореализации, для раскрытия и проявления его способностей.

Следовательно, нашими совместными задачами являются: (слайд 9)

  • школа и семья — союзниками в воспитании детей;

  • обеспечить полное взаимопонимание и согласованное взаимодействие школы и семьи в осуществлении комплексного подхода к воспитанию;

Одной из форм взаимодействия семьи и школы является дневник ученика. Это письменная форма информирования родителей об успехах их детей, где выставляются оценки, делаются записи учителями-предметниками о поведении, опозданиях на уроки и т.д.

Хочу задать вопрос: проверяете ли вы дневник своего ребенка? А теперь – как регулярно? А ведь это и есть один из способов сотрудничества, поскольку на любую запись в дневнике, сделанную учителем, от вас должна быть ответная реакция, направленная в унисон с действиями учителя, а не оправдывающая проступок вашего ребенка или вовсе оставленная без внимания.

В нашей школе используется такая форма сотрудничества как Открытые уроки. Они обычно организуются с целью ознакомления родителей с новыми программами по предмету, методикой преподавания, требованиями учителя. Наиболее часто открытые уроки практикуются в начальной школе. Посещение открытых уроков позволит избежать многих конфликтов, вызванных незнанием и непониманием родителями всей сложности и специфики учебной деятельности в сегодняшней школе.

Мы также проводим Дни открытых дверей. Как правило, проводим в удобное для родителей время, в субботу. В этот день педагоги проводят уроки в нетрадиционной форме, стремясь показать свое мастерство, раскрыть способности детей. Уважаемые родители, задайте себе вопрос. Вы были? Вы посещали? Вы, вообще, знаете об этом? А это тоже один из вариантов формы сотрудничества.

Иногда даже телефонный разговор можно считать достаточно эффективной формой общения, если нет возможности личной встречи, хотя надо находить для этого время.

Опять вопрос. Как часто ВЫ звоните своему классному руководителю, дабы поинтересоваться успехами или неудачами своего чада? А классные руководителе звонят! Знаете, приходилось слышать и такое – «Опять…», «Да че она звонит…», «Надоела со своими придирками…». Хочу сказать, в нашей школе работают опытные, неравнодушные педагоги. А иначе, наверное, нельзя… Равнодушный в школе не задержится. Так вот то и звонит, что не безразлично! То и звонит, что не может закрыть глаза на те или иные проступки. Поскольку прекрасно знает, что закрыв глаза на мелкую, на ваш взгляд, проблему сегодня, учитель понимает к каким негативным последствиям в дальнейшем это может привести завтра. И наши учителя не считаются с тем, что любой звонок – это, прежде всего, финансовые затраты, поскольку ни один разговор, уверен, не длится одну минуту, а сколько их в течение года? Наша цель общая: не допустить беды, воспитать полноценных граждан своей страны (я не побоюсь сказать этой пафосной фразы). Граждан умных, целеустремленных, полезных, могущих адаптироваться в различных меняющихся условиях, приносящих пользу своему отечеству в конечном итоге. А не быть гнойным нарывом спившегося, скурившегося и опустившегося….не буду продолжать дальше.

Уважаемые родители, хочу продолжить тему единства требований школы и семьи.

Два дня назад прошла линейка Первого звонка. Разве не отрадно было наблюдать как красиво выглядели наши дети в праздничной нарядной школьной форме. Наступили будни… И зрелище резко стало унылым. Уважаемые родители, хочу напомнить вам, что существует Закон об обязательном! ношении школьной формы в образовательных учреждениях. Это же положение записано и в Уставе нашей школы. Не написано – розовая кофточка с рюшечкамии и вырезом, не короткая юбка и туфли со шпильками, потому что это красиво, а строго определен вид. Форма в черно-зеленую клетку, черные брюки и юбка определенной длины. Этот вид формы выдуман не учителями, а принимался вами. На таком же общешкольном родительском собрании. И возмущаться по поводу Ой, да зачем она нужна вообще, было бы не умно. Поскольку это – ЗАКОН. С таким же успехом можно высказывать недовольство почему нельзя шуметь после 23 часов, зачем высчитывают из зарплаты подоходный налог в 13 %, почему нужно переходить дорогу только на зеленый свет…. И я не хочу принимать реплики типа – Она не удобная… НЕ ХОЧУ! Поскольку ничего неудобного в школьной форме не вижу. Мы все с вами родом из Советского Союза. И все ходили в школу в школьной форме. Скажите кому от этого было плохо? И это совсем не означает, что мы возвращаемся к одноликости. Нет! Но вы отправляете детей в школу, простите, для чего? Зачем? Правильно, за знаниями… А у меня складывается впечатление иной раз, что дети сюда приходят совсем за другим. Хвостом вертеть друг перед другом. У кого какие каблуки, у кого какие джинсы. И у меня на уме только одно, что либо вам безразлично в чем уходит одетый ваш ребенок, либо вы расписываетесь в собственном бессилии, что не можете заставить, убедить своего ребенка в необходимости исполнения ЗАКОНА! А нарушение закона, хочу напомнить, предполагает ответственность. И эту ответственность несете ВЫ, как родители! И, видимо, пора уже ее накладывать, поскольку, простите, товарищи родители, но так нельзя!

Воспитание, уважаемые родители, это ТРУД и контроль. Контроль абсолютно за всем, начиная со школьной формы, формы на урок физкультуры, контролем за выполнением домашнего задания (не спросить сделал — нет, а ПРОВЕРИТЬ), помочь в выполнении домашнего задания. В начальной школе с этим дело обстоит, можно сказать, хорошо. Но чем взрослее становится ребенок….Тем грустнее…

Разговаривая с родителями, очень часто приходится слышать фразу – «Он уже большой, я ему доверяю». В ответ хочется напомнить русскую поговорку – «Доверяй, но проверяй!». Я думаю вы меня услышали.

Вот только в этом случае, когда учителя и родители будут в унисон предъявлять одинаковые требования, мы с вами можем рассчитывать на успех в общем деле.

2. Притча «Надежда».

Обобщая вышесказанное, я предлагаю Вашему вниманию одну притчу.

Четыре свечи спокойно горели и потихоньку таяли… Было так тихо, что слышалось, как они разговаривают.

Первая сказала:

-Я — спокойствие. К сожалению, люди не умеют меня сохранить. Думаю, мне не остаётся ничего другого, как погаснуть!

И огонёк этой свечи погас.

Вторая сказала:

-Я — вера, к сожалению, я никому не нужна. Люди не хотят ничего слушать обо мне, поэтому мне нет смысла гореть дальше.

Подул лёгкий ветерок и загасил свечу.

Опечалившись, третья свеча произнесла:

-Я — любовь, у меня нет больше сил гореть. Люди не ценят меня и не понимают. Они ненавидят тех, которые их любит больше всего — своих близких.

И эта свеча угасла…

Вдруг… в комнату зашёл ребёнок и увидел три потухшие свечи. Испугавшись, он закричал:

— Что вы делаете?! Вы должны гореть — я боюсь темноты! — произнеся это, он заплакал.

Тогда четвёртая свеча сказала:

-Не бойся и не плачь! Пока я горю, всегда можно зажечь и другие три свечи: я — надежда.

Этой свечой в жизни ребёнка являются родители и педагоги, которые светят другим, сгорая сами. Именно мы с вами должны зажечь в сердцах детей огонь желания познать этот мир, захотеть его изменить, сделать себя и окружающих лучше.

А моя внутренняя свеча горит с надеждой о том, что наш сегодняшний разговор будет воспринят правильно и не в штыки. Что педагогика сотрудничества семьи и школы будет развиваться в правильном русле.

Что вы правильно будете воспринимать сигналы и звонки своих классных руководителей. Приходите в школу. Интересуйтесь проблемами своих детей. Не бойтесь проявлять родительскую заботу о своих детях. Это ВАШИ дети. В конечном итоге вместе мы сможем вырастить то красивое дерево, о котором я говорил в начале.

Спасибо за внимание.

infourok.ru

Общешкольное родительское собрание «Помоги себе сам!»

Общешкольное родительское собрание «Помоги себе сам!»

 

Цель: повышение педагогической культуры родителей в вопросах воспитания и успешной социализации школьников.

Ход мероприятия

1. Приветствие и психологический настрой.

Сегодня у нас пройдёт необычное собрание, где будут рассмотрены как теоретические вопросы, так и выполнена практическая часть. Надеюсь, что наш разговор будет всем полезен и интересен. Ведь дети приносят вам только радость и любовь. И пусть после собрания у вас появится желание не только помочь своим детям, но и сделать это.

Дорогие родители, всё в ваших руках!

Сегодня на собрании будут звучать притчи, так как именно в них заложена народная мудрость и добрые пожелания.

Итак, притча «Все в твоих руках». Один человек решил испытать Мудреца, насколько тот мудр. Он поймал бабочку, зажал ее в кулак и подумал, что подойдет к Мудрецу и спросит у него, что в руке, «живое» или «мертвое»? И если Мудрец ответит «живое», тогда человек легким нажатием руки умертвит бабочку, а если Мудрец ответит «мертвое», тогда человек раскроет ладонь и выпустит бабочку. Так он решил. Подошел к Мудрецу и спросил у него, что в руке: «живое» или «мертвое»? На что мудрец, подумав, ответил: «Добрый человек, все в твоих руках».

Все в ваших руках, дорогие мамы и папы!

2. Вступительная беседа.

Тема собрания звучит так: «Помоги себе сам!». Китайский мудрец Лао Цзы говорил о том, что мир, окружающий нас, не только не зависти от нас, но и создаётся из нашего представления о нём. Если мы ожидаем хорошего от мира, то получим именно хорошее, это закон Вселенной, поэтому слова «Помоги себе сам!» очень актуальны.

Начался новый век, новое тысячелетие. Оно включает в себя в первую очередь современное мышление, современные технологии и инновации. Инновации и нововведения коснулись и наших детей – младших и средних классов. Федеральный Государственный Образовательный стандарт выдвинул новые требования, которые начальная и средняя школа должна сформировать у ученика. Необходимым становятся не сами знания, а знания о том, как и где их применить. Но ещё важнее знание о том, как информацию добывать и применять её на практике в окружающей жизни. Это и есть результаты деятельности, а деятельность – это решение задач. Поэтому и появилась потребность в деятельностном методе обучения и воспитания.

Перед собрание было проведено анкетирование части родителей. На вопрос — Считаете ли вы свои знания о воспитании детей достаточными — 42% ответили – да. Информацию о воспитании 50% опрошенных родителей получают из СМИ, 25% из бесед с друзьями, и остальные не задумываются об этом вопросе. 67% опрошенных самой важной проблемой воспитания считают взаимное непонимание детей и взрослых. На вопрос «С кем вы говорили о вашей проблеме» — кто-то ответил со знакомыми, друзьями, родителями, 1 человек   решал проблему, находя ответы через интернет, и 50% — не дали ответа на этот вопрос.  В помощи психолога, педагога нуждаются 50% родителей, и 50% опрошенных не задумывались над этим вопросом или не нуждаются. Почти к единому мнению пришли 92% родителей, считая, что только семья оказывает большее влияние на ребёнка. В решении проблем воспитания родители выбрали следующие формы: Информация об особенностях развития ребёнка – 42%, специальные практические занятия – 33%, лекции о воспитании и информацию, что можно почитать – по 8%.

На вопрос «Сколько бы вы могли уделить времени для повышения своей педагогической компетентности, если для вас в  нашей школе будут организованы специальные занятия?» — 50% ответили трудно сказать, 25% — несколько часов в неделю и 17% — не более 1 часа в неделю. И последний вопрос — Знаете ли вы, куда можно обратиться, если вам  необходима помощь? – 25% ответили – да, 33% —  нет, 42% — не ответили на этот вопрос.

Сегодня, мы попробуем рассмотреть несколько ситуаций, а также будем использовать притчи, в которых очень наглядно приведены примеры деятельностного подхода в воспитании ребёнка.

3. Притча «Отец и сын»

Однажды старый отец подозвал к себе сына и сказал ему: «Сынок, я уже старый и немощный, а ты молодой и сильный. Я хочу, чтобы ты с этого дня стал трудиться и зарабатывать деньги, и чтобы когда меня не станет, наше состояние преумножилось, и чтобы ты и твои дети жили в достатке». Мать, подслушав разговор, не пускает сына. Она дает ему рубль со словами: «Тебе незачем гнуть спину, деньги у нас есть, зайдешь вечером к отцу и отдашь ему этот рубль». Сын так и сделал. Вечером он зашел к отцу и отдал ему рубль. Отец повертел в руках рубль, посмотрел на него, на сына и бросил его в огонь со словами: «Ты эти деньги не заработал!». Сын пожал плечами и ушел. На следующее утро отец снова зовет к себе сына  и снова просит его пойти учиться зарабатывать деньги. Мать, опять подслушав разговор, не пускает сына на работу. Она дает ему рубль со словами: «Тебе незачем куда – то идти, вот тебе рубль, только вечером, прежде чем зайти к отцу, намочи рубаху, будто ты работал и вспотел». Сын так и сделал. Вечером он намочил рубаху и мокрый, как будто вспотевший, зашел в комнату к отцу и отдал ему рубль. Отец снова посмотрел на этот рубль, повертел в руках, бросил в огонь со словами: «Ты  это рубль не заработал»! Сын только пожал плечами и ушел. На третий день ситуация снова повторяется. Отец зовет сына и обращается к нему со словами: « Ты должен сам научиться трудиться и зарабатывать деньги»! Тогда сын, не послушав мать, пошел работать. Кому – то он помог наносить воды из речки и ему за это дали двадцать копеек, кому – то он наколол дров и ему за  работу дали пятьдесят копеек, кому то он прополол грядки и ему за работу дали тридцать копеек. Таким образом, за весь день он заработал свой рубль. Вечером уставший, но довольный сын пришел к отцу и высыпал ему в руку заработанные деньги. Отец подержал их в руке, посмотрел на них, на сына и бросил в огонь. Тогда сын с криком бросился к огню. Голыми руками из горящих углей он доставал свои заработанные деньги. Он плакал и причитал: «Я весь день ходил от двора ко двору, от одной деревни к другой, я знаю каждую копеечку, где и за что мне дали, а ты бросил их в огонь»! На что отец ответил: Вот теперь, сынок, я тебе верю и знаю, что ты можешь трудиться, зарабатывать деньги и преумножишь нажитое мною добро».

Вот таким образом отец вовлекал сына в деятельность, точно так же деятельностные способности  детей формируются лишь тогда, когда они не пассивно усваивают знания, а включены в самостоятельную деятельность. И основная идея состоит в том, что новые знания не даются в готовом виде, а дети «открывают» их сами в процессе самостоятельной исследовательской деятельности. Они становятся маленькими учеными, делающими свое собственное достижение и открытие.

4. Практическое задание.

А теперь давайте посмотрим, насколько мы – родители  — знаем своих детей.

Перед собранием, для примера, была запущена анкета – для родителей и учащихся. 40 учащихся отвечали на вопросы, и только 15 родителей дали обратный ответ!!!

А анкета такого содержания:

Сейчас я буду задавать вам вопросы, а вы мне будете отвечать. Что ответили ваши дети — мы увидим на экране.

1.      Вашему ребёнку бывает радостно, когда ……………….

2.      Ваш ребёнок очень грустит, когда ………………………

3.      Ваш ребёнок гордится, когда ……………………………

4.      Вашему ребёнку бывает стыдно, когда………………………..

5.      Ваш ребёнок сердится, когда ……………………………………….

6.      Ваш ребёнок бывает удивлён, когда ………………………….

Ответы детей на экране:

  1. играю с другом, играю в компьютер, получить хорошую оценку, наступили каникулы, сбываются мечты, я в школе или с другом.
  2. остался один, оскорбляют, получил плохую оценку, кричат на меня, унижают,  наступает четверг или понедельник, мне одиноко, вспомнил прошлое, не могу решить проблему, нечего делать…
  3. получил награду, победил в конкурсе, всё получилось, получил хорошую оценку, знаю ответ, вызывают к доске….
  4. ругали брата, а он не виноват, признаюсь, что нет домашнего задания, не оправдал ожидания, что-то натворю, кричат на меня, не делал домашнего задания….
  5. зависает компьютер, надоедают, говорят плохие слова, обзывают, раздражают, зло на себя, сравнивают с другими, обижают….
  6. не надо делать домашнее задание, сюрприз, узнал что-то новое, участвую где-то, вижу удивительное, необычное….

—— Ведущий комментирует ответы родителей …

Вывод: степень совпадения ответов говорит о том, насколько хорошо родители знают своих детей. Такое упражнение очень действенно. Родители получают возможность сравнить свои ответы и ответы детей, таким образом, лучше понять ребёнка и вовремя прийти ему на помощь.

5. Ситуации для обсуждения «Проблемное поведение»

— Бывает, что дети совершают поступки, которые огорчают, возмущают или даже пугают родителей. Прежде чем ругать или наказывать ребёнка, давайте попробуем понять, почему он так поступил, а затем выработать стратегию собственного поведения в сложившейся ситуации.

Каждой подгруппе предлагаем ситуацию для обсуждения Участники должны перечислить как можно больше возможных причин того или иного поступка ребёнка. Затем все вместе обсуждают, как следует поступить родителям в каждом конкретном случае.

Ситуация 1

Вам позвонили близкие друзья, которые хотят заглянуть к вам на часок. Вы лихорадочно начинаете убирать в квартире, что-то готовить: но явно не успеваете. Обращаетесь к своему взрослому сыну или дочери за помощью. В ответ — «это твои друзья, вот ты с ними и разбирайся»

— Как вы поступите в такой ситуации?

 

Ситуация 2

Вы возвращаетесь с работы домой и уже на лестнице слышите громкую музыку, веселье в вашем доме. Вы входите в квартиру и видите веселящихся друзей вашего ребенка и его самого. В доме — полный беспорядок. Ваш ребенок смотрит на вас и говорит: «Привет! Мы немного повеселимся! Не возражаешь?»

— Ваше решение в подобной ситуации?’

 

Ситуация 3

Ваш ребёнок украл у одноклассника сотовый телефон.

— Возможные причины и ваши действия?

 

Ситуация 4

После собрания родители приходят домой и в ярости требуют объяснений от ребенка. Они говорят о том, что с такими результатами никуда не возьмут после школы. Ученик спокойно отвечает: «Значит, пойду работать».

— Есть ли другое мнение?

Ситуация 5

Родители подарили деньги своему ребенку с определенной целью. Он их истратил не по назначению, купил то, что ему давно хотелось. Родители были возмущены, в свой адрес ребенок услышал много гневных слов. В конце концов, он хлопнул дверью и ушел из дома.

— Как поступить в подобном конфликте?

 

— Уважаемые родители! Конфликтная ситуация может коренным образом изменить вашу жизнь! Постарайтесь, чтобы эти изменения были в лучшую сторону!

Известный семейный психолог Вирджиния Сатир рекомендует обнимать ребёнка несколько раз в день, утверждая, что четыре объятия каждому из нас (заметьте — взрослому тоже!) необходимы просто для выживания, а для хорошего самочувствия нужно не менее восьми объятий в день!

 

6. Рефлексия.

Уважаемые родители, что можете вы сказать по поводу увиденного и услышанного? Подведём итог нашего разговора…

— Что сможете применить на практике в воспитании своего ребёнка? (обсуждение по группам).

на листочках записаны выражения – выберите то, которое на ваш взгляд поможет вам!

— мудрые решения;

— терпение;

— любовь и понимание;

— слушать и слышать своего ребёнка;

— вовремя помочь и подсказать;

— использовать притчи;

— применять деятельностный подход в воспитании;

 

7. Заключение.

Дорогие мамы и папы, быть родителем – значит пройти великую школу терпения и мудрости. Надеюсь, что наш разговор был для вас полезен и интересен. Желаю вам радости, понимания, признания и любви со своими детьми. Закончить родительское собрание хочется словами Адама Дж.Джексона: «Всего, что ум человека может постичь и во что может поверить, можно достичь». Буклет с правилами благополучного родителя  вы можете взять себе. Спасибо за участие!

 

8.      Разное – директор школы  Е.В.Есипенко

ou2.sed.obr55.ru

что такое, как часто проводить, о чем говорить

Министр просвещения Ольга Васильева все чаще говорит, что нужно возвращать родителей в школы, налаживать взаимодействие с ними. Одна из форм такого взаимодействия — общешкольные родительские собрания. Разбираемся, как их организовать и какие темы поднимать.

Что говорит закон об общешкольном родительском собрании?

В законе «Об образовании» не упоминаются родительские собрания. В статье 44 сказано, что у родителей есть право получать информацию о ребенке, знакомиться с содержанием образования и принимать участие в управлении школой. Если о ребенке проще всего говорить на классном родительском собрании, то остальные права родителя легко реализовать на общешкольном собрании. По закону родитель не обязан посещать собрания, но школа может его заинтересовать.

В законе не сказано, как часто нужно проводить общешкольные собрания, но чаще всего их проводят раз в полугодие, а также в экстренных случаях. Также в законе не указаны темы и задачи общешкольных родительских собраний. Но поскольку у учителей и родителей не так много свободного времени, школы стараются не тратить его по мелочам: рассказывают о результатах деятельности, выбирают родительские комитеты и проводят творческие отчеты.

Как их правильно организовывать?

В законе «Об образовании» нет ни требований, ни рекомендаций. Поэтому школы должны создавать локальный акт о родительских собраниях и там фиксировать порядок проведения собраний, задачи, темы.

Как правило, за проведение общешкольных собраний отвечает кто-то из администрации. Например, заместитель директора по методической работе проводит собрание, посвященное новым ФГОС.

Родителей нужно оповещать заранее. В некоторых школах сообщают о собрании за три дня, в других — за две недели. Хорошо, если это прописано в положении и родители с положением ознакомлены. К тому же родители за несколько лет привыкают к собраниям, их количеству и тому, как о них сообщают.

Секретарь или другой ответственный должен вести протокол собрания. В нем записываются тема собрания, фамилии выступающих и иногда тезисы их выступлений. Если родители голосовали за какое-либо решение, то голоса также записываются в протоколе. Протокол после собрания подписывают директор и секретарь. Родители, пропустившие собрание, могут ознакомиться с протоколом.

Собрание должно быть кратким или родители должны быть готовы к тому, что оно займет много времени. Чтобы уложиться в срок, нужно прописать план собрания, подготовить все необходимые документы и информацию и заложить не меньше 15 минут на вопросы родителей.

Какие могут быть темы?

В положении о собраниях трудно прописать конкретные темы собраний, как правило, фиксируют задачи общешкольного собрания.

Выборы родительского совета. С функциями родительского совета обычно знакомят на классных родительских собраниях. На общешкольных собраниях обычно переизбирают весь совет или заслушивают отчет о работе.

Информирование о серьезных изменениях в уставе и учебном плане школы. Например, на общешкольных собраниях рассказывали о введении ЕГЭ, ФГОС. Если школа становится профильной, меняет профиль, сливается с другой школой — стоит собирать общее собрание. Вопросов будет слишком много, если разбирать эти темы на классных собраниях.

Презентация программы развития школы. Такие собрания проходят реже всего — программа развития утверждается на пять лет. Но они важны: родители могут понять, в каком направлении будет двигаться школа. Для этого важно давать информацию кратко и простыми словами.

Обсуждение платных услуг в школе. На общем собрании стоит рассказывать о новых услугах или коренных изменениях, например, повышении оплаты или новых условиях договора. Более конкретные вопросы лучше обсуждать на классных собраниях.

Всем нужны педагоги, которые сделают детей умнее и подготовят к современности. Помогаем быть востребованным учителем — по робототехнике и шахматам.

Просвещение родителей. С этой задачей хорошо справляются на классных собраниях. Но иногда есть возможность один раз пригласить серьезного эксперта, например, выдающегося психолога-практика. Родителям может быть интересно и полезно услышать авторитетное мнение.

Принятие решений в экстренных ситуациях. Обычно за родителей принимает решение родительский советы: в него включены члены родительских комитетов из всех классов. Но если школу закрывают и родители могут подписать петицию или принять другие меры — стоит организовать общее собрание.

Отчеты о результатах работы. Администрация может рассказывать об успешно пройденной аттестации или похвастаться итогами профессиональных конкурсах. Важно рассказывать о пользе для родителей: почему им это должно быть важно.

Творческие отчеты. Во многих школах есть театры, музыкальные студии и другие коллективы. На отчетных концертах родители могут открыть новое в своих детях, их одноклассниках и педагогах.

Поделитесь со всеми, кто учит детей

k-zhurnal.ru

Общешкольное родительское собрание. Мастер класс. «Семья и школа – партнёры в воспитании».

Общешкольное родительское собрание:

«Семья и школа – партнёры в воспитании»

Цель : поиск оптимальных форм совместной работы школы и семьи в интересах ребенка.

 (Слайд 2)

-Добрый вечер уважаемые родители, сегодня наше родительское собрание посвящено взаимодействию семьи и школы.

Какие задачи стоят перед нами(Слайд3)

1) сделать школу и семью союзниками в воспитании детей;

2)обеспечить полное взаимопонимание и согласованное взаимодействие школы и семьи в осуществлении комплексного подхода к воспитанию;

3)обеспечить единство требований школы, классного коллектива и семьи.

В качестве логотипа я выбрала картинку, изображающую две руки, как символ – школы и семьи, которые выращивают зеленый росток, символизирущий наших детей.

Единство усилий, постоянный дружеский контакт семьи и школы — это залог достижения успеха в воспитании подрастающего поколения. Укрепление взаимосвязи семьи, школы и общественности на сегодняшний день является одной их важных проблем воспитания. Ребенок начинает воспитываться в семье. Когда он подрастает, эта функция частично переходит на школу, ложится на плечи учителей. Если раньше в обязанности педагога входило лишь обучение своему предмету, то сегодня на первый план выходит подготовка ребенка ко взрослой жизни, воспитание личности. Детям важно видеть согласованные действия педагогов и родителей. Когда требования школы совпадают с требованиями семьи, ребёнок уверен в правильности этих требований, он организован, дисциплинирован.

Слайды 4-16

Взаимодействие семьи и школы важны не только в первые годы пребывания ребенка в школе, когда он еще не приобрел нужной способности к самоуправлению своими чувствами и поведением. Актуальными они остаются и в старшем возрасте, ведь зачастую именно в школе у ребенка появляется шанс для самовыражения, проявления своих талантов.

В школе организовано постоянное всестороннее изучение семей учащихся классными руководителями, психологом педагогом. Изучение семьи ученика позволяет понять уклад семьи, каковы ее социальные установки, система нравственных и духовных ценностей, взаимоотношение с окружающими людьми и друг другом, семейные традиции, педагогическую образованность родителей, умение организовать жизнь и деятельность детей в семье в соответствии с целями воспитания и возрастом ребенка. Все виды общения, все контакты с родителями в процессе совместной воспитательной деятельности дают новые материалы о семейном воспитании, об использовании свободного времени в семье, о любимых занятиях членов семьи, о глубине осмысления родителями процесса формирования личности ребенка, что позволяет выбрать педагогически грамотное направление работы с семьей.

Мораль и вкусы, манеры и привычки, мировоззрение и убеждения, характер и идеалы-основы всего этого закладывается в семье и в школе. Именно в семье складываются представления ребенка о добре и зле, о порядочности, об уважительном отношении к материальным и духовным ценностям. С близкими людьми в семье он переживает чувства любви, дружбы, долга, ответственности, справедливости.

Слайд 17

Лев Кассиль писал: «Семья и школа — это берег и море.

На бере­гу ребенок делает свои первые шаги, получает первые уроки жизни, а потом перед ним от­крывается необозримое море знаний, и курс в этом море прокладывает школа.

Но это не значит, что он должен совсем оторваться от берега».

Слайд 18

Я предлагаю Вашему вниманию притчу о надежде в нашей жизни.

— Четыре свечи спокойно горели и потихоньку таяли… Было так тихо, что слышалось, как они разговаривают.

Первая сказала:

-Я — спокойствие. К сожалению, люди не умеют меня сохранить. Думаю, мне не остаётся ничего другого, как погаснуть!

И огонёк этой свечи погас.

Вторая сказала:

-Я — вера, к сожалению, я никому не нужна. Люди не хотят ничего слушать обо мне, поэтому мне нет смысла гореть дальше.

Подул лёгкий ветерок и загасил свечу.

Опечалившись, третья свеча произнесла:

-Я — любовь, у меня нет больше сил гореть. Люди не ценят меня и не понимают. И эта свеча угасла…

Вдруг…в комнату зашёл ребёнок и увидел три потухшие свечи. Испугавшись, он закричал:

— Что вы делаете?! Вы должны гореть — я боюсь темноты! — произнеся это, он заплакал.

Тогда четвёртая свеча сказала:

-Не бойся и не плачь! Пока я горю, всегда можно зажечь и другие три свечи: я — надежда.

Этой свечой в жизни ребёнка являются родители и педагоги, которые светят другим, сгорая сами. Именно мы с вами должны зажечь в сердцах детей огонь желания познать этот мир, захотеть его изменить, сделать себя и окружающих лучше.

Вы доверяете нам самое дорогое — ваших детей. Все мы: и родители, и учителя хотим одного: чтобы наши дети росли здоровыми, получили хорошее образование, научились жить и работать в коллективе, развили свои способности, и только в сотрудничестве, в тесном взаимодействии мы сможем добиться этого результата.

Взаимодействие семьи и школы может решить многие вопросы воспитания ребенка, снизить отрицательное влияние социальной среды, но школа никогда не сможет конкурировать с семьей. Семья является самым мощным средством в формировании личности ребенка.

Именно поэтому первой и основной задачей родителей является:

создание у ребенка уверенности в том, что его любят и о нем заботятся. Никогда ни при каких условиях у ребенка не должно возникать сомнений в родительской любви. Самая естественная и самая необходимая из всех обязанностей родителей — это относиться к ребенку в любом возрасте c любовью и внимательно.

Существует много проблем воспитания детей в семье. Одна из главных — это дефицит ласки, который испытывают наши дети. Родители не находят времени, забывают, или может быть, даже стесняются приласкать ребенка просто так, повинуясь какому-то внутреннему позыву. Боязнь избаловать детей, особенно мальчиков, заставляет отца и мать быть чрезмерно суровыми с детьми. Не стесняйтесь приласкать своего ребенка.

Атмосфера семьи определяется ее прочностью, ее нравственными идеалами, дальними и близкими целями, эмоциональным складом. И чем больше положительных эмоций получает в семье ребенок. Тем лучше.

Одной из главных проблем, которая поднимается в настоящее время, является проблема взаимопонимания. И детям, и взрослым необходимо, чтобы их не только слушали, но и слышали; не только принимали, но и поддерживали и помогали. Общайтесь с вашими детьми как можно больше и чаще, тогда и у вас, и у них будет значительно меньше проблем. Будьте для своего ребёнка примером и образцом для подражания, не требуйте от него того, чего сами не сможете выполнить ведь, как известно идеальным родителем является тот родитель, который служит своим детям положительным примером во всем.

Слайды 19-20

Памятка для родителей о создании благоприятной семейной атмосферы

  • Помните: от того, как родители разбудят ребенка, зависит его психологический настрой на весь день.

  • Время для ночного отдыха каждого ребенка требуется сугубо индивидуальное. Показатель один – чтобы ребенок выспался и легко проснулся, когда его будят родители.

  • Научитесь встречать детей после уроков. Не стоит первым задавать вопрос: «Какие оценки ты сегодня получил?», лучше задать контрольные вопросы: «Что было интересного в школе?», «Чем сегодня занимались?», «Как дела в школе?».

  • Радуйтесь успехам ребенка. Не раздражайтесь в момент его временных неудач.

  • Ребенок должен чувствовать, что он любим.

  • Необходимо исключить из общения окрики, грубые интонации, создайте в семье атмосферу радости, любви и уважения.

  • Старайтесь больше внимания уделять своим детям, умейте их выслушать, понять и принять их такими, какие они есть, побольше говорите с ними, расширяйте их кругозор, объясняйте им непонятное. Очень важно в эти годы не оттолкнуть их от себя, не отмахнуться от их вопросов из-за своей занятости или просто нежелания возиться с ними. Один, два, три раза не захочется вам поговорить с ребенком — потом он сам не подойдет к вам. Он будет искать других советчиков, с кем можно обо всем поговорить. И очень часто может получить плохие советы, а родители навсегда утратят возможность влиять на нравственное становление своего чада.

Слайд 21

Правила сотрудничества семьи и школы

  • Нельзя при ребёнке родителям негативно отзываться об учителях, осуждать их.

  • Если ребёнок пришёл домой с жалобами на взрослого человека, на товарищей, необходимо выслушать ребёнка, пообещать ему разобраться в сложившейся ситуации. Обязательно связаться с классным руководителем, выяснить причину разногласий и вместе решить, как действовать в сложившейся обстановке. Только в согласованных действиях можем прийти к разумному исходу событий. Учителя и  родители должны стать союзниками и единомышленниками, а не конкурентами, должны всегда идти навстречу друг к другу, заинтересованно  и согласованно решать проблемы воспитания.

И нам бы хотелось, чтобы в педагогах вы видели своих союзников. Если возникают проблемы, звоните, приходите в школу, будем решать сообща, обращайтесь за помощью. Вы сегодня пришли на родительское собрание, значит вам не безразлична судьба своих детей. Давайте будем сообща готовить детей к самостоятельной жизни.

Слайд 22

А закончить выступление мне хотелось бы словами классика Виссариона Григорьевича Белинского «На родителях, на одних родителях лежит священнейшая обязанность сделать своих детей человеками, обязанность же учебных заведений – сделать их учеными, гражданами, членами государства… Так давайте же вместе делать наших детей человеками. Хорошо воспитанные дети —  эта наша счастливая старость, плохо воспитанные дети – это наше горе, наши слезы. Так думайте о будущем, а будущее – это наши дети».

Слайд 23

Спасибо вам за внимание. Здоровья Вам и удачи в воспитании Ваших детей! Мы надеемся на дальнейшее наше сотрудничество

kopilkaurokov.ru

Общешкольное родительское собрание «Единство семьи и школы по обеспечению успешной социализации детей»

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение «Михайловская средняя общеобразовательная школа»

Третьяковского района Алтайского края

Общешкольное родительское собрание

Тема: «Единство семьи и школы по обеспечению успешной социализации детей»

февраль, 2013 год

Общешкольное родительское собрание

Тема: «Единство семьи и школы по обеспечению успешной социализации детей»

Цель:

Единство процесса воспитания в школе и семье с целью всестороннего развития личности.

Задачи:

1. Повышение педагогической культуры родителей.

2. Создание условий взаимодействия школы и семьи на основе сотрудничества.

3.Формирование в обществе нового взгляда на семью, как на наиболее благоприятную среду для полноценного развития и воспитания детей.

4.Интеграция усилий родителей, воспитателей, педагогов школы и других учебных заведений для успешной социализации личности ребёнка.

Повестка дня:

  1. Семья как фактор социализации ребенка.

  2. Сферы социализации ребёнка.

  3. Деловое сотрудничество: учитель — ученик — родитель.

  4. Родители — главные воспитатели своих детей.

  5. Мамам и папам…

Ход собрания:

Семья и школа – это берег и море.

На берегу ребенок делает свои первые шаги, получает первые уроки жизни, а потом перед ним открывается необозримое море знаний, и курс в этом море прокладывает школа. Это не значит, что он должен совсем оторваться от берега.

Л.А. Кассиль

ВЕДУЩИЙ:

Почему сейчас так остро встаёт вопрос о единстве семьи и школы? Да, несомненно, школа даёт очень многое. Но все исходные жизненные установки ребёнок получает в семье. Сила воздействия семьи на человека огромна. Всё заложенное в детстве прочно и устойчиво. Привычки, сложившиеся в семье, так сильны, что, даже осознавая порой их отрицательное влияние, человек всю жизнь не может от них освободиться.

Но, к сожалению, приходиться констатировать и другое. Многие родители стали всё больше и больше самоустраняться от воспитания своих детей, перекладывая все заботы на государственные учреждения (детский сад, школа) подменяя вакуум общения ложной любовью или желанием посытнее накормить, или приодеть. Вот и растут подчас дети сытыми, красиво одетыми, но бездуховными, недобрыми, завистливыми, ленивыми.

Именно родители закладывают основы счастья или несчастья в будущем своего ребёнка. Поэтому должны стать нашими лучшими помощниками, заинтересованными союзниками единого педагогического процесса.

В работах известного педагога В.А. Сухомлинского широко используется понятие «школьно-семейное воспитание», которое определяется единством школьного и семейного воспитания. Как личность ребенка едина, так и не может осуществляться раздельно школьное и семейное воспитание.

Семья как фактор социализации ребёнка

В энциклопедии «Социология» предлагается следующее определение: «Социализация (от лат. socialis – общественный) – совокупность взаимосвязанных процессов и воспроизводства индивидом необходимого и достаточного для полноценного включения в общественную жизнь социокультурного опыта и фило-онтогенетического формирования и развития соответствующих свойств и качеств индивида, его становления как конкретно-исторического типа личности и субъекта социокультурных практик данного общества».

В отечественной науке наибольший вклад в исследование проблемы социализации внес И.С. Кон. В его работах представлены философские, социологические, социально-психологические, этнографические и педагогические аспекты проблемы. С точки зрения И.С. Кона, «объем понятия «социализация» несколько шире, чем понятия «воспитание». Воспитание подразумевает прежде всего систему направленных воздействий, с помощью которых индивиду пытаются привить какие-то желаемые черты и свойства, тогда как социализация включает также ненамеренные, спонтанные влияния, посредством которых индивид приобщается к культуре и становится полноправным членом соответствующего общества».

В социальной педагогике проблему социализации активно разрабатывает А. В. Мудрик. Содержание процесса социализации определяется тем, что любое общество заинтересовано в том, чтобы его члены успешно овладевали ролями мужчины или женщины, могли бы и хотели компетентно участвовать в производительной деятельности, создавали прочную семью, были законопослушными гражданами и т.д.

Важнейший институт социализации – это семья. Она являет собой персональную среду жизни и развития человека от рождения до смерти. Ее качество определяется, как справедливо замечает А.В. Мудрик, рядом параметров. Социально-культурный параметр зависит от образовательного уровня членов семьи и их участия в жизни общества; социально-экономический определяется имущественными характеристиками и занятостью членов семьи на работе, в учебе; технико-гигиенический зависит от условий проживания, оборудованности жилища, гигиенических особенностей образа жизни; демографический определяется структурой семьи.

Семья – один из основных факторов социализации не только для детей, но и для взрослых. От семьи во многом зависит физическое, эмоциональное и социальное развитие человека на протяжении всей жизни. Физическое развитие связано с налаженностью и характером быта семьи. На эмоциональном развитии сказывается нравственно-психологическая атмосфера и отношения в семье. Роль семьи незаменима в процессе социального развития человека потому, что одобрение, поддержка, безразличие или осуждение семьи сказываются на его социальных притязаниях, помогают или мешают ему искать выход в сложных жизненных ситуациях, адаптироваться к изменившимся обстоятельствам и новым социальным условиям.

Современная семья переживает сложный этап эволюции, характеризующийся снижением ее социального статуса, сокращением воспроизводства, ростом числа разводов, уменьшением продолжительности семейной жизни. В условиях наступившего кризиса социальные проблемы современной семьи усугубляются.

Сферы социализации ребёнка

На вопрос о том, какой социальный институт ответственен за воспитание молодого поколения, большинство уверенно отвечают – семья и школа. В ситуации масштабного кризиса доверия между семьей и школой только понимание ими своей взаимообусловленности, признание в лице другого не конкурента, не оппонента, а партнера, и практические действия в этом направлении могут дать положительный результат. Воспитание и социализация ребенка в школе происходят в трех сферах:

• в образовательном процессе школы: на уроках, факультативах, в кружках и секциях; в этой сфере позиция ребенка – ученик своих учителей;

• в общественной среде школы; общественная среда школы – это детско-взрослое управление школой, ученическое самоуправление, клубные объединения и т.п.; здесь ребенок занимает позицию члена детско-взрослой школьной общности, гражданина школы;

• во внешкольном социализирующем пространстве; здесь позиция ребенка –гражданин общества; осваивает он эту позицию, участвуя в социальных проектах школы, социальных акциях, детско-юношеских общественных объединениях и т.д.

Как сегодня эти сферы соотнесены друг с другом? В нынешней школе явно перевешивает первая сфера, и мы сталкиваемся с тенденцией, которую можно назвать экспансией учебности – переносом учебных форм и учебного содержания и на общественную среду школы, и на внешкольное пространство. Процветает «заурочивание» воспитания. На жесткие социальные вызовы, идущие в школу извне, она реагирует в той же «учебной» логике. Но сегодня школе надо настойчиво предлагать и всемерно помогать в проработке иной стратегии развития воспитания – втягивания, осмысленного включения социальности в образование. Воспитательная стратегия втягивания социальности в образование требует особых организационных форм – детско — взрослых социальных проектов, которые должны проводиться не эпизодически, а системно; включения школьного сообщества в продуктивную коммуникацию с другими общественными субъектами. Очевидно, что если школа выходит на проблемы воспитания таким образом, то она находит и настоящие задачи воспитания и социализации, и ресурсы, и партнеров. И понятно, что самым близким и потому ключевым партнером здесь выступает семья. В сфере воспитания партнерство со школой интересует родителей с точки зрения приобретения системных и главное – «живых», некнижных психолого-педагогических знаний; улучшения детско-родительских отношений, повышения родительского авторитета; стимулирования собственного личностного роста как взрослых людей. В свою очередь, школа обращается к ресурсам семьи для развития инфраструктуры воспитательного процесса, повышения учебной мотивации учащихся, преодоления кадрового и компетентностного дефицита в сфере воспитания за счет мастерства и опыта отдельных родителей.

Для запуска социального партнерства школы и семьи необходимы:

• создание «переговорной площадки», удобной для обеих сторон;

• выявление оснований партнерства, то есть взаимных интересов, потребностей, ресурсов сторон;

• инвентаризация организационно структурных форм социального партнерства школы и семьи и выбор из них наиболее приемлемых для конкретных участников;

• формирование нормативно правовой базы социального партнерства на уровне образовательного учреждения, фиксация в договорной форме целей, задач, принципов взаимодействия;

• формирование управляющей системы социального партнерства;

• разработка и реализация программ, планов, проектов партнерского взаимодействия.

Партнерское взаимодействие семьи и школы может принимать разные формы: софинансирование, предоставление услуг (образовательных, информационных, технических), разработка совместных социальных, культурных проектов, совместная управляющая деятельность (попечительские, управляющие советы школ), экспертиза. Так, например, во многих школах родители участвуют в аттестации образовательных учреждений, в приемке школ к новому учебному году, выдвигают свои критерии оценки работы учителей и школьной администрации, проводят экспертизу платных образовательных услуг – их уместности и качества. Если школа сможет сделать их своими партнерами, она не только продвинется сама, но и внесет серьезный вклад в модернизацию страны. И не когда то завтра, а уже сейчас.

Деловое сотрудничество: учитель — ученик — родитель

Нет ничего выше, сильнее здоровее, полезнее для жизни,

Как хорошее воспоминание, особенно вынесенное из

детства, из родительского дома …Прекрасное, святое

воспоминание, сохраненное с детства.

Если много набрать таких воспоминаний с собою в жизнь,

то спасен человек на всю жизнь.

Ф. Достоевский.

Жизнь ребенка – это река, а в одну и ту же реку нельзя войти дважды. Это значит, что каждый день мы имеем дело с другим человеком; вот почему нужно каждый день говорить с ним, понимать его новую душу. У нас же, как правило, происходит, что в шахматах называют “остаточным следом”: противник сделал ход ситуация изменилась, а мы еще просчитываем варианты прошлой позиции, в очень слабой степени учитывая изменения. “Я пришел из детства как из страны”,-писал Экзюпери. И какой будет эта страна – светлой и радостной, или темной и грустной – зависит только от нас, взрослых: учителей и родителей. Ученые открыли, что точно поставленный вопрос на 50% облегчает решение задачи. И если мы интенсивно будем искать ответа именно на вопрос “счастлив ли мой ребенок?”, то очень скоро обнаружим недостающие для счастья ребенка условия. Одно дело – хорошо относиться к своему ребенку, другое – ощущать счастье от того, что он находится рядом. Лишь в последнем случае ребенок живет спокойно и не поучает душевных травм.

Часто родители еще до рождения ребенка представляют, каким он должен быть и изо всех сил стремятся переделать его, подогнать под свой идеал. Вместо того, чтобы внимательно изучить какими качествами наделен ребенок от природы, развить эти качества, дать ребенку почувствовать радость узнавания себя и мира, они упорно деформируют его характер…

Многих родителей, как гром среди ясного неба, поражает поведение их детей в подростковом возрасте. Был, вроде нормальный ребенок и вдруг курит, грубит, хлопает дверью…

В. Сухомлинский писал, что такие родители похожи на садовника, который, не зная, что за семя бросил в землю, через несколько лет пришел и очень удивился, что вместо розы вырос чертополох. “И еще смешнее, — добавляет В. Сухомлинский, — было бы видеть манипуляции садовника, если бы он начал подкрашивать, расписывать цветок чертополоха, пытаясь сделать из него цветок розы…. Моральное лицо подростка зависит от того, как воспитывался человек в годы детства, что заложено в его душу от рождения до 10-11 лет. И чтобы понять, что и как закладывать в душу ребенка, нужно знать законы его развития, его свойства и особенности”.

И законы развития, и особенности ребенка родители познают в школе.

Раньше предъявлялись только требования: “Ты должен хорошо учиться”, “Ты должен хорошо себя вести”, при этом никто не спрашивал у детей, может ли он хорошо учиться, как он себя чувствует в школе, в какой обстановке он находится дома. Теперь к ребенку относятся в первую очередь как к личности, требуя высокой успеваемости, учитывая его способности.

Да, подчас родители не следят за выполнением режима дня, а это приводит к переутомлению ребят, нередки и агрессивность по отношению к ребенку, что ведет к неадекватному поведению. А знаете ли вы, сколько у ребенка проблем, связанных с учебой, отношениями с одноклассниками, родителями, учителями.

Все эти проблемы вам помогает решить классный руководитель.

На собрания вы идёте, зная, что получите информацию о своем ребенке, узнаете о его успехах и проблемах. И эти проблемы помогут решить учителя.

Благодаря такому сотрудничеству у ребенка повышается успеваемость. В школу ребенок будет ходить с радостью, свободно высказывать свое мнение.

Родители — главные воспитатели своих детей

Многие родители, приводя своего ребенка в 1-й класс, думают: “Мы его воспитали до школы, а теперь задача школы – воспитывать моего ребенка, научить его читать, писать, считать, уважать старших, заботиться о младших, быть хорошим товарищем для одноклассников”. Когда этого не происходит, то они начинают обвинять учителей, в том, что они не смогли привить любовь к учебе, к людям. Обвиняя всех в бедах своего ребенка, они забывают предъявить обвинение в первую очередь себе. Ведь каждый ребенок идет в школу из семьи, где были заложены свои принципы, жизненные устои, которая либо смогла, либо нет, привить ребенку начальные навыки общения со сверстниками, взрослыми людьми, сформировать желание учиться.

Родители должны вести своего ребенка с 1-го по 11 класс “за руку”. Это значит не водить ребенка за руку в школу в буквальном смысле, а направлять всю его деятельность, знать его успехи, неудачи в школе, поддерживать его во всех начинаниях, убеждать, что он не прав, и доказывать его неправоту. Нужно учить своих детей общению не только с членами своей семьи, но и одноклассниками, другими взрослыми. То, как умело могут делать это наши дети, напрямую зависит от умелого воспитания ребенка в семье.

Ни школа, ни учителя, ни инспектор по делам несовершеннолетних не заменят родителей. Мы должны знать все о своем ребенке: с кем он дружит, куда уходит, чем занимается вне дома. Если ребенок не идет на контакт с родителями, отмалчивается, замыкается в себе, то надо бить тревогу. Сначала нужно попытаться самим выяснить причину такого поведения ребенка, если нужно, подключить классного руководителя, выяснить, не является ли негативное поведение ребенка следствием школьных проблем; постараться выявить причину проблемы и разрешить ее так, чтобы не пострадало детского “Я”. Это не разбило бы веру ребенка в справедливость, не укрепило мысль, что взрослые – черствые, бездушные люди. Конечно, все это можно делать в, так называемых, “благополучных семьях”, где нет пьянства, наркотиков и других кошмаров. Гораздо сложнее что-то исправить в тех семьях, где нужно объяснять прописные истины об ответственности за воспитание детей самим родителям.

Каждый родитель сегодня очень обеспокоен тем, что его дети могут попасть под влияние наркотиков, алкоголя, чтобы не стали на путь совершения правонарушений. Я думаю, этого не случится в тех семьях, где детей учат быть личностью. Противостоять негативной среде, учат не стесняться сказать “нет” даже своим ровесникам, мнением которых подростки особенно дорожат.

На фоне относительного благополучия в семье мы часто забываем о том, что улица сильнее любого воспитателя, и, как это часто бывает, сильнее родителей. Беда часто не обходит многие семьи. И в первую очередь здесь страдают дети из неблагополучных семей, так называемые, “трудные” дети. Они есть в каждом классе, в каждой школе. Если в доме нет понимания между родителями, то дети идут на улицу. А там найдутся друзья, которые выслушают их, помогут “добрым советом”, и напоят, и накормят, и денег дадут. Но за это участие детям часто приходится расплачиваться здоровьем, своим телом, а иногда и своей жизнью. Счастье не живет в таких семьях.

Самое страшное то, что в разряд “трудных” детей очень часто попадают дети из семей, в которых родители ведут здоровый образ жизни. Почему так получается? Ответить на этот вопрос очень трудно и не всегда возможно. У родителей свои критерии в воспитании детей, свое отношение к понятию “воспитание” вообще. Часто они думают: “Я его обуваю, одеваю, кормлю, даю деньги на карманные расходы. Что ему еще нужно?”. У других – финансовые проблемы, родители не могут дать ребенку даже минимума, не могут объяснить ему, что трудности нужно уметь преодолевать. Ребенок замыкается в себе, чувствует определенный комплекс неполноценности. Иногда он идет добывать эти недостающие деньги самостоятельно и не всегда честным путем. В таких семьях нарушено общение с детьми, бывает, что вообще сводится до минимума. Нарушаются эмоциональные связи между родителями и детьми. Все это способствует тому, что дети отдаляются от своих родителей. Проблем в нашей сегодняшней жизни много. Родителям нельзя опускать руки, пеняя на то, какие у них трудные и непонимающие дети. Нельзя перекладывать на наших детей ответственность за то, в чем они не виноваты. Нужно терпеливо учить их преодолевать трудности, а не пасовать перед ними.

Чтобы этого не произошло, родители должны как можно больше времени находиться со своими детьми, бывать вместе на природе, приобщать к проблемам семьи, не делать из них лишь пассивных наблюдателей того, как их родители стоически “бьются” над жизненными проблемами. Нужно помогать решать им школьные и личные проблемы, уметь выслушать детей, дать совет. Мы должны воспринимать ребят такими, какие они есть, со всеми их достоинствами и недостатками. Воспитание ребенка в семье должно быть бережным, тактичным, требующим от родителей большого терпения и выдержки. Настойчивость в достижение цели воспитания – основное качество родителя. Неуверенный в себе родитель – враг своему ребенку.

Мамам и папам…

Отношения в семье, отношения с детьми – так хочется найти взаимопонимания и любви! Сколько перечитано, пересмотрено, а ответы так и не найдены… Это не рецепт, а просто рассуждение, призванное напомнить, что дети есть дети и именно этим они и отличаются от взрослых. Всегда ли мы об этом помним? Сейчас мы уже не ведем речь о родительском или учительском авторитете, основанном на страхе, но вся ребячья жизнь ограничена узкими рамками. Ребятишки вынуждены постоянно сдерживать свои желания, фантазии, речь. В школе – «сиди, не разговаривай, смотри, слушай». Дома родители пришли с работы, им необходимо сделать домашние дела, отдохнуть, и слышится – «не трогай, отойди, мне некогда, не мешай». Вот и получается, что среда обитания взрослого и ребенка не предполагает взаимного творчества, интереса. А ребенку претит всяческая косность, пресность, серость, скука. В особенности скука. Они смотрят на мир широко открытыми глазами. Для них в диковинку все, что для нас естественно. Весь мир для них полон волнующих тайн и открытий. Войдем ли мы в этот мир или останемся по разные стороны? Станем ли друзьями нашим детям на пути открытий? Головы наши « забиты» делами и заботами, сердца – тревогами и огорчениями…Нужно остановиться в суете нескончаемых дел! Найти удовольствие в волнующей любознательности вашего ребенка и более того – подкрепить в нем тягу к знаниям, фантазиям, играм, интересам. Заставьте свои глаза не только смотреть, но и видеть, а душу – с детским изумлением и восторгом откройте навстречу тайнам прошлого и настоящего. Не стоит отрекаться от ребенка в самом себе – от того ребенка, которым вы были когда то, и тогда у вас будет больше общего со своими детьми. Творить! Мастерить! Считаться с тонкой, ранимой душой ребенка! Видеть и понимать его богатый внутренний мир, его стремление к играм и забавам, тягой к соперничеству и приключениям – вот залог прочного успеха воспитания. Желаем вам удачи на этом сложном иинтересном пути!

ВЕДУЩИЙ:

Чтобы подвести своеобразный итог нашему разговору, необходимо еще раз выделить самые важные моменты:

1. Общество, в котором мы живем, состоит из людей. И от того, какие это люди, будет зависеть вся наша жизнь. Эта жизнь будет или цивилизованной, или мы будем жить в зверинце. А значит, на эту тему говорить надо. И школа здесь должна оставаться островами культуры, как бы жизнь не менялась.

2. Школа никогда ничего не может сделать одна, потому что дети большую часть своего времени проводят в семьях, а, значит, мы доносим до вас, родителей важность правильного воспитания ребенка, ибо это прежде всего надо самим детям.

3. Как это сделать? Может быть, не все и получится, но что-то делать надо. И прежде всего обеспечивать интерес к обучению, чтобы дети в школу шли с желанием. И обеспечивать досуг ребят должны и школа, и родители.

Закончить родительское собрание хочу словами: «Успешное взаимодействие и сотрудничество семьи и школы в деле сопровождения и поддержки развития индивидуальности ребёнка значительно ускоряет процесс социализации. Школа и семья – союзники».

Я желаю счастья вашим семьям и успехов в воспитании детей, ведь дети – это не только наше будущее, но и наше настоящее.

infourok.ru

Советы рукодельницам