Распевка — распевание перед пением

Содержание

Распевание

Первая часть статьи — теоретическая — вряд ли будет интересна профессионалам, они и без того всё прекрасно знают. Переходите сразу к нотам распевок, листайте ниже!
Начинающим теоретическая часть к изучению обязательна!

Распевание перед пением имеет три основные функции.

1. Распевка — как разминка перед тренировкой. Перед тем, как начать тренировку, мы подготавливаем к ней организм, приводим его в тонус, разогреваем мышцы для того, чтобы они были эластичными и могли безопасно растягиваться, чтобы движения стали более управляемыми: всё это делается для того, чтобы избежать травм. Распевание перед пением имеет абсолютно то же назначение. В теле голосовых складок находятся мышцы, которые так и называются — мускулис вокалис. Именно их и нужно разогреть перед основным занятием, основной вокальной работой. Разогретые голосовые связки гораздо лучше и приятнее управляются, они более послушны. И распеванием мы в значительной степени предохраняем голосовой аппарат от какого-либо травматизма.

2. Распевка — это набор вокальных упражнений. Эти вокальные упражнения не только разогревают мышцы и голосовой аппарат, но могут и решать различные вокальные задачи. Первая и главная такая задача — расширение диапазона. К высоким и к низким нотам можно и нужно подходить лишь последовательно. На вокальных упражнениях могут решаться задачи развития музыкального слуха, координации между слухом и голосом. Вокальные упражнения прекрасно формируют основные вокальные навыки, начиная с кантилены и заканчивая ровностью диапазона, позволяют проработать различные штрихи, приёмы. Навыки, наработанные на вокальных упражнениях, затем используются в пении произведений.

3. Распевание позволяет певцу настроиться, сосредоточиться, сконцентрироваться, включиться в процесс, попасть «на нужную волну», подготовиться к занятию психологически: забыть о проблемах и делах, привести голову в порядок:)

Основные правила распевания
  1. Нельзя приступать к пению высоких нот, предварительно не распевшись, не разогрев связки.
  2. Распевание начинают с примарной зоны — с середины вашего диапазона.
  3. Сначала идут по хроматической гамме вверх, затем, не дожидаясь предельно высоких нот, которые певец взять просто не может, спускаются вниз.
  4. Как правило, упражнения в начале распевки имеют небольшой диапазон: можно начинать с распевок на одной ноте или в диапазоне терции, затем переходить к вокальным упражнениям в диапазоне квинты, в конце распевки доходить до упражнений в диапазоне октавы и более. Всё это зависит от уровня профессионализма певца. Начинающий вряд ли справится с октавными упражнениями даже в конце распевания.
  5. Длительность и сам набор упражнений для распевки определяется, конечно же, исходя из конкретных задач. На начальных этапах обучения вокальные упражнения могут составлять достаточно весомую часть урока вокала.
  6. Если вы начали петь, и слышите, что голос сегодня «как-то не звучит», распевайтесь более последовательно, более аккуратно, в более щадящем режиме и отведите распевке больше времени, чем обычно.
  7. Нет никакого смысла петь на распевке тихонечко и не в полный голос, так как в таком режиме ваши связки не разогреются. Если распеться необходимо, но громкие звуки издавать из-за каких-то обстоятельств категорически нельзя, можно распеваться с закрытым ртом (это не столь эффективно, но может пригодиться иногда как выход из положения). При распевании нужно петь в полный голос, но необходимо избегать и форсированного звука (нарочно предельно громкого и уже некрасивого), а также жёсткой атаки звука (резкого акцентированного начала ноты) и перехода на крик.
  8. Обязательно ли менять упражнения в каждом распевании? Вовсе нет. Можно распеваться на одних и тех же любимых и удобных упражнениях. А можно и менять, чередовать распевки, чтобы решать необходимые задачи.

Отличается ли распевка для высокого голоса от распевки для голоса низкого?

По сути нет. Можно использовать одинаковые распевки. В любом случае распевание должно начинаться с центра, с середины голосового диапазона певца. Распевание для разных певческих голосов может отличаться только исходя из конкретных задач. Например, для лирико-колоратурного сопрано значительное место в распевании должны занимать упражнения в быстром темпе, направленные на выработку лёгкости и подвижности голоса. Для низких голосов более актуальна работа над тягучестью, кантиленой — эти задачи решаются в медленных темпах.

Распевки для детей

Вокальная работа с детьми подразумевает ещё более щадящее отношение к голосовому аппарату. Необходимо также корректировать её в мутационный период. Что касается распевок для детей, можно использовать все те же самые вокальные упражнения, что и при работе со взрослыми, разбавляя их при необходимости упражнениями с шуточными, детскими текстами.

Распевка для начинающих

В этом случае используются упражнения небольшого диапазона: распевки на одной ноте, на двух-трёх соседних нотах, в конце распевания упражнения могут захватывать квинту, но не подразумевать решение сложных технических задач. Избегайте большой длительности и высокой интенсивности занятия. Здесь важно не количество, а качество! Ни один адекватный педагог по вокалу не порекомендует самостоятельно заниматься развитием голоса. Вам нужен профессиональный контроль.

Распевка для вокалистов

— отличается ли она от распевки для хора? Практически нет. Можно смело использовать одни и те же упражнения. Отличие лишь в том, что работа в хоре более стандартизированная, а в вокале распевки подбираются более индивидуально, чтобы решать конкретные для человека, индивидуальные задачи.

Прокомментирую одно устойчивое, но неправильное выражение.

Распевка для голоса. Распевки не для голоса… не бывает. Наверное, потому что именно голос мы используем для пения, и ничто иное! Поэтому «распевка для голоса» — это абсолютно неграмотное выражение, не используйте его!

Распевки — ноты

Сначала размещаю ноты, а ниже — комментарии.
Нумерацию сделала для удобства — если с кем-то будете обсуждать, нумерация пригодится. Или вы можете договориться с учеником, что в следующий раз работаете с упражнениями под такими-то номерами.
В целом я старалась поместить упражнения в порядке от более простого к более сложному, но всё индивидуально: у одного певца может легко получаться то, что с трудом даётся большинству, и наоборот, не получаться какие-то простые вещи.

Для начинающих акцентирую внимание на том, что распевки постепенно, с шагом в малую секунду, то есть со смещением на пол-тона, перемещаются вверх, а затем вниз.

1) 

«Ми-мэ-ма-мо-му». Одна из моих любимых распевок для начинающих. Гласные располагаются последовательно от близких и светлых к глубоким и тёмным. Удобно при необходимости проработать отдельные гласные — их форму. На начальном этапе упражнение  помогает объяснить понятия легато и кантилены, очень удобно для начинающих и тем, что построено всего на одной ноте. 

Основные задачи: вести к последней ноте, петь не отдельно 5 нот, а целую фразу. Петь сквозь согласные, проговаривая «м» очень быстро и мягко, наполнять голосом, звуком каждую гласную.
Некоторые педагоги используют усложнённый вариант: «бри-брэ-бра-бро-бру».

2)

Диапазон терции, что удобно для начала распевания. Гласный «и» часто используется в распевках, потому что он «достаёт» звук, делает его более ярким. Но если «и» — основной гласный в упражнении, всё же следите, чтобы он не звучал слишком резко и плоско. Последнюю ноту не «грузите», подставьте её аккуратно.

3)

Чуть усложнённый вариант предыдущей распевки. На второй ноте увеличьте зевок! Не отрывайте ноты друг от друга.

4)

Удобная распевка, вырабатывающая кантилену. На этом вокальном упражнении я часто объясняю понятие зевка, в этом случае поётся «А». Если учащийся поёт несмело и не в полный голос, прошу сделать его крещендо на первой ноте: «Правильно сформируйте первую ноту: обязательно нужно открыть рот, сделать зевок, можете взять первую ноту аккуратно, а если чувствуете, что всё в порядке, что взяли ноту удобно, делайте в ней крещендо, чтобы в конце этой длинной ноты вы пели уже в полный голос, пели максимально громко!»

Не забывайте следить, чтобы нижние ноты не звучали грубо и грузно.

5)
Эта распевка в вокальном плане является лишь усложнением упражнения, которое опубликовано выше. Здесь добавляется более высокая вторая нота, затем также идёт нисходящее движение. Задачи, соответственно, остаются прежними, плюс добавляется задача увеличить и объём, и зевок на второй ноте. Не нужно заново формировать вторую ноту, нужно лишь увеличить форму, сделанную для первой.

6)

Аналогично и здесь: даже при пении с закрытым ртом форма второй ноты должна отличаться от формы ноты первой.

7)

Довольно удобная распевка. Хорошо и мягко сказать «л» в начале, затем мгновенно открыть рот, свободно и быстро опустив нижнюю челюсть. Короткий вдох в месте, отмеченном запятой. Последнее «лё-о-о» — тенуто, не стаккато.

8)

Пойте активно, и вы почувствуете движение диафрагмы. Перед каждой шестнадцатой ноткой удобно делать маленькую паузу. 

9)

Эта распевка в быстром темпе не только хорошо разогревает связки, но и прекрасно подходит для расширения диапазона. На верхней ноте следите, чтобы челюсть мгновенно «падала» вниз, на верхних нотах это особенно важно.

10)

Это упражнение я использую в первую очередь для работы с гортанью: на первой нижней ноте нужно опустить гортань, а далее оставить её в том же положении. Усложнённый вариант: всё то же самое без паузы.

11)

Удобное упражнение. Возьмите быстрый темп, стремитесь сделать как бы волну сначала к верхней ноте, потом от неё, то есть спеть одним движением наверх, одним движением вниз. Не забывайте добавлять объём перед верхней нотой. Не отрывайте ноты друг от друга, особенно верхушку. Слоги запросто можно менять.

12)

Вокальное упражнение на лёгкость, которое можно использовать для развития диапазона. Все ноты, кроме последней, исполняются staccato. Стаккато должно быть достаточно активным — в этом случае вы почувствуете движение диафрагмы.

13)

Пойте достаточно активно, и вы почувствуете движение диафрагмы.

14)

Упражнение, развивающее кантилену, усложнено наличием разных гласных.

15)

Ещё одно упражнение, развивающее лёгкость. Обратите внимание на чередование штрихов.

16)

В разных темпах можно использовать для достижения разных задач. Если петь в медленном темпе — будет вырабатываться кантилена. Если в очень быстром — подвижность. В быстром темпе особенно следите за тем, чтобы избегать глиссандирования в шестнадцатых (скольжения, когда уже непонятны конкретные ноты, понятно только общее направление мелодии). Предпоследнюю — нижнюю — ноту — в любом случае спойте аккуратно, не меняя вокальную позицию.

17)

Усложнение нескольких предыдущих распевок. Также избегайте глиссандо в шестнадцатых — в этом беглом движении должна быть понятна каждая нота.

18)

Активное упругое staccato, лишь последнюю ноту можно потянуть. Всё внимание к верхней ноте, перед ней нужно сделать зевок и постараться опереть её на дыхание. Упражнение отлично распевает на верхних нотах, способствуя расширению диапазона.

19)

В этом вокальном упражнении удобно ощутить «тяжесть» верхней ноты и поставить её на дыхание. Если использовать эту распевку в хоре, необходимо обратить внимание на утрирование буквы «р» — каждый раз, в каждом «брраво». В сольном пении достаточно просто хорошо, внятно проговорить «р».

20)

Достаточно сложное вокальное упражнение. Способствует выработке кантилены, выравниванию диапазона. Сформировать и хорошо, вдоволь распеть первую ноту, стараться не отрывать и не акцентировать верхнюю ноту. Пойте на «А» или на «О». Нисходящие восьмушки можно петь рубато (в данном случае слегка ускоряя).

21)

По большому счёту аналогичное упражнение. В середине можно спокойно взять дыхание.

22)

Сложное вокальное упражнение. Первая часть исполняется легато, вторая — стаккато, лишь последняя нота тянется. Обратите внимание на широкий диапазон децимы.

23)

Достаточно сложное упражнение. Обратите особое внимание на интонирование тонического секстаккорда в нисходящем движении — у учащихся наверняка там будет фальшь.

24)

Для профессионала с лёгким светлым голосом будет удобно, для начинающего — пожалуй, нереально.

25)

Очень сложное вокальное упражнение, и сложно оно в первую очередь для интонирования (то есть в первом такте, где мы видим штрих стаккато, довольно сложно чётко и чисто попасть во все ноты). Отлично развивает и музыкальный слух, и координацию между голосом и слухом. Темп быстрый.

Надо сказать, это не все распевки, которые я использую. Некоторые я придумываю на ходу, особенно на индивидуальных занятиях вокалом (когда необходимо решение индивидуальных задач). В этом разделе представлены в большей степени общепринятые, «классические» вокальные упражнения, прошедшие испытание временем. В основном они расположены от простого к сложному.

На самом деле распевки легко придумать самостоятельно. Выбираете диапазон, который вам нужен. Берёте гласную, которую надо проработать, если стоит такая задача, а если не стоит, используйте гласные «а» или «о». Можно использоваться какой-нибудь текст вроде «Розы в саду», «Я пою, хорошо пою», если текста нет, можно использовать слоги, особенно удобны и «вокальны» сонорные согласные, очень часто используются слоги, начинающиеся с «м»: «ма», «ми». И сочиняете элементарный мотивчик. Большинство распевок строятся на движении сверху вниз, нередки распевки с движением снизу вверх и обратно, а вот распевки с исключительно восходящим движением используются редко.

Есть ещё одна интересная особенность — в 99% случаев распевки имеют мажорный лад!;))) Ну а зачем грустить? Надо радоваться жизни и возможности петь!!!

Вам также может быть интересно:

Об авторе статьи
Частные уроки по вокалу в Санкт-Петербурге

mementovitae.ru

Распевки для детей детского сада, старшей и младшей группы

Распевание – важная часть любого музыкального занятия в детском саду или развивающем центре. Правильно составленная распевка для начинающих маленьких певцов помогает им развить звуковысотный слух, лучше узнать диапазон своего голоса, научиться себя слушать и верно интонировать песни в дальнейшем. Обучение пению для детей 5-6, и тем более 3-4 лет должно строиться в игровой форме – именно таким образом можно максимально развить творческие способности у малышей.

Игровое распевание

Обычные вокальные распевки нужно повторять большое количество раз, их тексты не отличаются разнообразием, поэтому юные певцы могут легко заскучать в самом начале урока. Чтобы избежать этого современными педагогами была разработана система «игровое распевание».

  • Музыкальный руководитель должен выбрать какой-то сюжет из знакомых деткам сказки или мультфильма, где действуют два персонажа. Первый герой поет высоким голосом, а второй – низким. Согласно сюжету истории придумываются простой рифмованный текст и мелодия песенки для каждого их персонажей. Ноты для фортепиано к игровым распевкам каждый учитель составляет самостоятельно.
  • Предполагается парная работа мальчиков и девочек 3-4 лет в младшей, и 4-6 лет в старшей группе, они должны петь по очереди и слушать друг друга. Распевание можно сопровождать жестами, движениями или несложными танцами. Показывайте деткам картинки, что изображают действующих лиц той или иной истории.
  • Таким образом, распевание превращается в увлекательную игру. Каждый ребенок будет в восторге от такого упражнения. Используйте сценки, где будут играть Карабас-Барабас и Мальвина, Жук и Дюймовочка, Щелкунчик и Девочка для более взрослых детей. Малышам подойдут истории о Коте и Мышке, Лисице и Зайце, Рыбаке и Золотой рыбке.

Шелест Листьев

Если мальчик или девочка 3-4 или 5-6 лет посещают хоровой кружок, то раньше или позже им придется петь, используя микрофон.

Чтобы научить деток слушать свой голос, когда он усиливается этим прибором, созданы такие попевки:

  • «Ветер шумит в листве» – дети шипят «Ш-ш-ш-ш-ш», сначала громче, а затем тише. Вторая часть упражнения – голос ребенка сохраняет постоянное звучание, а малыш двигает микрофон ближе и дальше ото рта, регулируя громкость звука.
  • «Волки воют на луну» – дети поют звук «У-у-у-у-у-у», передвигаясь голосом вверх и вниз по гамме. С этим звуком может использоваться распевка до ре ми.

Распевки. Шутка прибаутка для малышей

Развиваем звуковысотный слух

Распевка для голоса помогает каждому малышу от 3-4 до 5-6 лет развить звуковысотный слух, улучшить интонацию и раздвинуть границы доступного диапазона пения. Используйте распевки в виде стишков, подберите к каждому тексту изображения персонажей, о которых нужно петь. Такие упражнения – интересный способ увлечь дошкольников и научить слушать свой голос. Распевки сопровождаются игрой на пианино.

  • Ракета летит, ракета гудит,

Космонавт-пилот ракету ведет.

У-у-у-у, я спешу из космоса в Москву!

У-у-у-у, я спешу из космоса в Москву!

  • Приди, приди, солнышко, под моё окошечко,

Лей щедрее, солнышко, лучики в окошечко,

Будем греться  вволю, как цветики в поле.

Детки все играют, в поле чистом тебя ожидают.

Простой народный мотив хорошо помогает деткам научиться слышать высоту разных нот на музыкальном инструменте.

Для младшей группы

Распевки для детей в возрасте 3-4 лет из детского сада должны быть легко запоминающимися и не сложными.

Используйте такие упражнения для голоса:

  • Гуси, гуси, га-га-га!

Пить хотите? Да-да-да!

Гуси, гуси, вот вода.

Га-га-га, га-га-га.

  • Много дней порхает птичка:

Где же зернышки пшенички?

Как пшеничку замечает,

Клювом тюк и подбирает.

Для старшей группы

Существует много распевок и для деток 4-6 лет из старшей группы детского сада.

Дошкольников заинтересуют следующие упражнения:

  • Снег укрыл все-все пути,

Никуда нам не пройти,

Эй, лопатки все возьмем,

И тропинки разгребем.

  • За стеклом звенят капели,

И тюльпаны расцвели,

Вот бы скоро прилетели

Ласточки и соловьи!

  • Вот – цветок, еще цветок.

Эй, сплети себе венок.

Давай вместе всем играть,

И ромашки собирать.

Логопедические распевки

Логопедические распевки для детей – это упражнения, что не только позволят малышам научиться слушать свой голос и управлять им, но и улучшат произношение отдельных звуков. Каждый год из дошкольного периода детства очень важен для совершенствования речевых навыков ребенка. Поэтому начинать заниматься можно уже в три года. Сначала поют отдельные гласные и слоги, потом переходят к скороговоркам и несложным песням.

Веселые и интересные распевки – залог успеха любого музыкального занятия, они помогают разогреть голос и настроить детей на рабочий лад. Учителя пения должны уметь творчески подходить к выбору материалов для этой части уроков.

Лиса-логопедические распевки

razvitieiq.ru

Пособие «Сборник вокальных упражнений»

муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей «центр детского творчества»

СБОРНИК ВОКАЛЬНЫХ УПРАЖНЕНИЙ

РАЗВИТИЕ ПЕВЧЕСКИХ НАВЫКОВ У УЧАЩИХСЯ СРЕДНЕГО И СТАРШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Автор: Почивалова Нелли Викторовна, педагог дополнительного образования

Надым, 2014 год

Сборник включает в себя различные виды упражнений для развития певческих навыков учащихся. Педагог или учащийся может в каждом отдельном случае выбирать упражнения наиболее соответствующие конкретно поставленной цели.

Данное пособие может быть использовано педагогами по классу вокал в качестве дополнительного материала.

Введение

Пение – это психофизиологический процесс, связанный с различным эмоциональным состоянием ребенка и значительными изменениями жизненно важных актов организма, таких, как дыхание, газообмен, артериальное давление, кровообращение, сердечный ритм, работа эндокринной системы и пр.
Правильное пение сопровождается у ребенка ощущениями психофизиологического комфорта, что способствует формированию положительного отношения к самому процессу, а, следовательно, и к предмету в целом. Пение оказывает глубокое воздействие на эмоциональную сферу и умственное развитие ребенка, совершенствует его основные психические функции. Таким образом, обучение детей пению является мощным средством их воспитания и развития.
Обучение пению должно быть направлено не только на развитие певческого голоса детей, но также и на решение задач их воспитания и общего развития. Певческий процесс, общение с музыкальным искусством – сам по себе мощный воспитательный и развивающий детей фактор. Это связано, прежде всего, с самим процессом обучения.

Детское пение является предметом изучения не только специальной педагогики, но и эстетики, методики, психологии, физиологии, искусствознания, медицины и пр. Каждая из этих наук рассматривает один из аспектов певческой деятельности. Из анализа практической  работы многих детских певческих коллективов становится ясно, что не всякое  пение способствует развитию детских голосов. По данным фониаторов (В.Г. Ермолаева, В.Т. Маслова, Н.Ф. Лебедевой и др.), неправильный режим голосообразования, как и нарушение гигиенических норм в пении, приводит нередко к серьезным заболеваниям и порче детских голосов.

Любое вокальное занятие должно начинаться с распевки.

Распевка разогревает голосовые связки, подготавливая их к работе. Без распевки исполнитель может не попадать с самого начала на какие-то ноты, несмотря на хороший слух и голос, может обнаружить, что где-то посредине вокального упражнения или песни у него может перехватить горло и ему нужно будет откашляться и т.д.

Распевка для певца — что разминка для спортсмена. Регулярное выполнение вокальных упражнений позволит:

1. Закрепить необходимые условные рефлексы.

2. Сконцентрировать творческое внимание.

3. Настроить сложный процесс звукообразования.

4. Пробудить эмоциональную сферу.

5. Пробудить творческую фантазию.

Упражнение 1

Упражнение — разогрев. Пропевать с закрытым ртом, используя среднюю громкость звука. Высокие ноты в этом упражнении упускаются, т.к. это может «зажать» голос и дальше заниматься будет невозможно.


При появлении напряжения в голосе учащегося, целесообразно остановится пару минут, чтобы мышцы расслабились и забыли ощущение зажатости

Упражнение 2

В этом упражнении учим учащихся сразу использовать правильное диафрагменное дыхание, фиксировать вдох верхним прессом и опираться на диафрагму.


Время от времени просим ученика проверять, положив руку на верхний пресс, правильно ли делается вдох и выталкивается воздух мышцами пресса, плечи при вдохе не двигаются.

Первое время упражнение делается перед зеркалом.

Упражнение 3


Используя более подвижный темп и быстрое переключение с ноты на ноту, упражнение способствует развитию гибкости связок. Обязательно отслеживаем качество пения и интонацию. Чтобы каждая нота звучала точно, добавьте еле ощутимую букву «г» (ма-га-га-га-га-ааа).

Пение начинаем с правильного вдоха, распределяя выдох диафрагмой. Объёмный звук достигается только при правильной вокальной позиции. Переход с закрытого звука на открытый, осуществляется только приоткрыванием звука губами. Следим за тем, чтобы во время исполнения у учащегося сохранилась правильная вокальная позиция и опора звука.

Самая правильная позиция для высоких нот «на зевке».

Упражнение 4

Арпеджио. Работа над расширением певческого диапазоном ученика. Упражнение поётся с закрытым ртом, помня о правильной позиции, вдохе и опоре звука, легко «пробегая» с низких нот на высокие и обратно. Главное, это «связное пение». При пении упражнения, добавить к звуку букву «г», что бы точно вызвучивать каждую ноту, а не смазывать.


Можно исполнить эту распевку используя приём-отвлечение (с наклоном). Начиная мелодию — стоим ровно. Когда голос поднимается вверх, к высоким нотам, наклоняемся вниз, до тех пор, пока не дойдём до самой высокой ноты. Голос возвращается к низким нотам — выравниваем спину, возвращаемся в исходное положение. Наклоняться нужно на уровне поясницы, то есть, спина ровная. Чтобы высокие ноты было легко исполнять, ученик исполняет их чуть тише и используют меньше воздуха по сравнению со средними.

Упражнение 5

Упражнение на проработку правильного исполнения гласных звуков. Все задачи предыдущего упражнения остаются. По очереди пропеваются все «А», «О», «У», «Э», «И». Впевают разные гласные на разных участках диапазона (т.е. на средних, низких и высоких нотах).

Упражнение 6

Упражнение в движении вверх поётся активно акцентируя каждую ноту, а при движении вниз используя штрих legato


Упражнение 7

Всего три ноты в этом упражнении способствуют формированию высокой позиции звука, округлости гласной, острого интонирования терцового тона, опорного дыхания.


Упражнение 8

Для точного звучания каждой ноты и гласной, при переходе в верхний регистр, целесообразно петь это упражнение и на слова «лес весной». А можно (не часто, в виде исключения, для преодоления рутинности распевочного процесса) спеть слово «пылесос».


Упражнение 9

Осознанная фразировка, владение опорным дыханием.

Упражнение 10

В этом упражнении необходимо чередовать staccato в первом и legato во втором такте.


Таким образом, исключается подготовка голосового аппарата к фонации перед каждым новым звуком, остается взаимодействие голосовых складок и дыхательных мышц (главным образом диафрагмы). Внимание учащегося фиксируется на этой работе, в результате налаживается четкая координация между движениями голосовых складок и диафрагмы, что очень важно уже на первых порах обучения. Паузы между стаккатными звуками с остановкой дыхания помогают учащемуся ощутить дыхательную опору.

Упражнение 11

Усложнённый вариант предыдущего упражнения.


Упражнение 12

Задачи следующего распева: проработка штриха staccato, высокая позиция звука, точное интонирование, формирование гласной, расширение диапазона. Каждая спетая на стаккато нота не должна сопровождаться снятием вдыхательной установки. Пение фразы на стаккато должно проходить как бы на одном дыхании. Паузы между стаккатными звуками внутри фразы – это остановки дыхания (выдоха).


Упражнение 13

Усложнённый вариант предыдущего упражнения, требующий более широкого дыхания и ровности звука по всему диапазону.

Упражнение 14

Преодоление зажатости гортани, ровность звука по всему диапазону, сглаживание регистров, использование резонаторов.


Упражнение 15

В распевах в 5 и 6 тактах нужно заострить внимание учащихся на исполнение второго звука. Попросить несколько замедлить их исполнение и почувствовать насколько широко и свободно, без «заваливания» звучат секунды.

Упражнение 16

Упражнение, помогающее развить лёгкость и подвижность голоса.

Упражнение 17

Акцент в упражнении ставится на верхней ноте и staccato.


Упражнение 18

Данная распевка способствует выработке высокая позиция звука и активной артикуляции.

Упражнение 19

Для освоения дикционно сложного упражнения, исполняющегося в быстром темпе, используется визуальное расположение слогов в пространстве, отмечаемое рукой с постепенным нарастанием темпа. В графической записи это выглядит так: ЛЯ-ли → ЛЕ-ли ← ЛЁ-ли.

Список используемой литературы

  1. Нижникова А.Б. Вокальная работа с детьми. – М.: Учебно-методическое пособие, 2006. — С. 13

  2. Осеннева М.С., Самарин В.А., Уколова Л.И. Методика работы с детским вокально-хоровым коллективом. – М.: Академия, 2003. — С. 39

  3. Стулову Г.П. Хоровой класс. – М.: Просвещение, 1988. — С. 120

  4. Венгрус Л.А. Пение и “фундамент музыкальности”. — Великий Новгород, 2000. – С. 350

  5. Гонторенко Н.Б. Сольное пение. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2008. – С. 315

  6. Исаева И.О. Эстрадное пение: экспресс-курс развития вокальных способностей. – М.: Астрель, 2006. – С. 195

  7. Маркуот Л. Самоучитель по пению. – М.: Астрель, 2006. – С.115

  8. Соловьева Л. Методика освобождения голоса по системе К. Линклэйтер. – С-Пб: 2000. – С. 218

  9. Ткаченко Т.А. Формирование навыков звукового анализа и синтеза. – М.: Гном и Д, 2005. – С.48

  10. Халабузарь П., Попов В. Теория и методика музыкального воспитания.- М., 2000. – С. 156

Электронные ресурсы

  1. www.all-2 music.com

  2. http://www.all-2music.com/solfegio.html

  3. http://www.musicteachers.at.ua/

  4. http://muzsmile.ru/?page_id=420

infourok.ru

для начинающих и детей, с музыкой и словами, а также упражнения при нарушениях речи

Во всех музыкальных школах занятия начинаются с распевок. Каждый стиль вокала предполагает свои распевки: для классического и эстрадного пения применяют разные упражнения.

Они необходимы, чтобы настроить воспроизведение: правильно открывается гортань, дыхание настраивается на исполнение.

Существуют и другие распевки, предназначенные для людей, имеющих проблемы с речью. Они способствуют тренировке мышц губ, языка, помогают научиться произносить слова.

Есть даже упражнения для неговорящих. Они нацелены на то, чтобы научить человека владеть языком. Полезно и развитие моторики.

Это относится к разным ситуациям: неговорящим детям, взрослым, которые потеряли дар речи после стресса или в результате травмы.

Музыкальные распевки для вокала помогают выработать правильные навыки воспроизведения звуков. Голос нужно воспитывать.

Красиво петь может каждый: слух есть почти у всех. Большая редкость — отсутствие слуха. Это связано с индивидуальными особенностями.

Зачем нужна распевка?

Занятия по вокалу можно сравнить с физкультурой или танцами: нельзя приступать к активным тренировкам, не разогрев мышцы.

Для пения используются мышцы гортани — связки. Если попытаться взять высокую ноту, можно сорвать голос. Речь о травмирование связок.

Важно! На восстановление уходит от нескольких дней до нескольких месяцев. Это повредит музыкальной карьере, сорвёт выступление у действующих исполнителей.
 
Чтобы не допустить такого развития событий, используйте специальные упражнения.

Что дают распевки:

  • Разогревают связки.
  • Делают мышцы послушными, облегчая пение.
  • Развивают способность брать нужные ноты.
  • Развивают дикцию, что важно для вокалистов.
  • Помогают раскрыть голос, увеличить диапазон у начинающих исполнителей.
  • Помогают точно попадать в неудобные высокие и низкие ноты.
  • Происходит психологическая подготовка к занятию вокалом: человек отключается от внешнего мира и настраивается на пение.

Как правильно распеваться?

Существуют правила, которые помогут тренировать связки правильно, не сорвать голос. Мышцы начинают работать, облегчая вашу задачу.

Рассмотрим:

  1. Начинается распевка с середины вашего диапазона.
  2. Сначала распеваются вверх.
  3. Не доходя до нот, которые исполнитель берёт с трудом, спускаются вниз.
  4. Первая песенка должна быть лёгкой и комфортной.
  5. Вторую можно сделать выше.
  6. Не обязательно менять распевки. Если вам нравится одна или две, повторяйте их, но прибавляйте ноты вверх и вниз по мере разогрева.
  7. Если голос идёт тяжело, повторяйте до тех пор, пока он не станет литься свободно. Бывают дни, когда человек «не в голосе». Нужно просто поработать усерднее.

Детские упражнения для вокала

Варианты детских распевок:

УпражненияОписание
1СамолётРебёнок изображает голосом звук улетающего и приземляющегося самолёта. Это развивает интонирование, помогает овладеть голосом. Способствует точному попаданию в ноты
2«Краской крашу я карниз: вверх-вниз, вверх-вниз»Дети поют слова под аккомпанемент. Слово «вверх» поётся на высоких нотах, «вниз» на низких. Это вырабатывает гибкость голоса
3«Кукла Катя спать пошла, я спою ей а-а-а. Кукла Катя засыпай, бай-бай-бай, бай-бай-бай»Этот вариант поют на повышение и понижение голоса. Каждый раз них поднимается вверх по нотам, а затем опускается вниз. Упражнение тренирует связки, разогревает

Мужские и женские распевки

Отличие мужского и женского голоса очевидно. Мужчины поют на более низких нотах, их голоса тяжелее, глубже. Женские — более звонкие, лёгкие, но им не хватает глубины звучания.

Важно! Есть и исключения: женские голоса бывают низкие и хриплые, а мужчины нередко поют на высоких нотах, звонкими голосами.
 
От этого не всегда можно различить пол поющего, если не видишь его.

Женские и мужские тренировочные распевки:

  • «И-е-а-о-у». Поётся на одной ноте, протяжно. Идёт на повышение и понижения, охватывая весь диапазон.
  • «Да-да-да-да». Множественное повторение в быстром ритме с охватом определённых заданных нот развивает дикцию, чёткость, тренирует голос.
  • Упражнение для каждой гласной буквы по нотам. Разогревающее упражнение. Ноты выбираются наставником в зависимости от особенностей ученика: проблем воспроизведения, диапазона.

Важно! У мужчин и женщин распевки могут повторяться. Их выбирают индивидуально, с целью решения определённых проблем.
 
Нет полового различия, поскольку голоса мужчин и женщин могут совпадать, умения — иметь одинаковые недоработки.

Логопедические распевки

Тексты для детей:

  • «Чтоб жираф не был простужен, в стужу шарф жирафу нужен. И жена жирафу вяжет Шесть шарфов из рыжей пряжи».
  • «Ча-ча-ча-ча (2р.). Печка очень горяча. Чи-чи-чи-чи (2р.). Печёт печка калачи. Чу-чу-чу-чу (2р.). Будет всем по калачу. Чо-чо-чо-чо (2р.). Осторожно, горячо»!
  • «Шуршит змея, шшшш. Шипит змея, шшшш. Ползёт (2р.), старается, шшшш. Опасная, шшшш. Ужасная, шшшш.
     
    Обманчив тихий шорох и покой, напасть она готова в миг любой, не принимай змеиный комплимент, змея тебя предаст в любой момент».
  • «Мы жуки (2р.) Мы живём у реки. Жу-жу-жу-жу-жу. Мы летаем и жужжим. Соблюдаем свой режим. Жу-жу-жу-жу-жу».
  • «Трубач играет, трубач играет па-парапа-па-па, па-парапа-па-па. Всех собирает, всех собирает па-парапа-па-па, па-парапа-па-па.
     
    Пусть будут радостными лица. Давайте петь и веселиться. Давайте в танце все кружиться.
     
    Пара-па-па, пара-па-па. Цветною грустью разразимся. В веселом смехе растворимся. В страну здоровья устремимся».

Выбирать логопедические распевки следует исходя из определённой проблемы. Есть много разновидностей речевых дефектов.

Люди не выговаривают разные буквы, заикаются, не говорят вовсе. Для каждого случая существуют собственные распевки.

Тренируя голос, мышцы языка, развиваются и разговорные, дикторские навыки. Совершенствуйтесь, занимайтесь со своими детьми.

Полезное видео

ladyvapm.com

«РАСПЕВАНИЯ И ВОКАЛЬНО-ХОРОВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ В ДЕТСКОМ ХОРЕ»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ДЕТСКАЯ МУЗЫКАЛЬНАЯ ШКОЛА №1» г.Тайшет

МЕТОДИЧЕСКИЙ ДОКЛАД на тему:

«РАСПЕВАНИЯ И ВОКАЛЬНО-ХОРОВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ В ДЕТСКОМ ХОРЕ»

Подготовила: преподаватель

Горбунова Лариса Владимировна

г.Тайшет

2014 г.

Выдающийся деятель в области вокальной педагогики, доктор искусствоведения профессор В. А. Багадуров писал: «История детской вокальной педагогики на протяжении ряда столетий с совершенной ясностью показывает, что специальных теорий постановки именно детского голоса никогда не существовало. Некоторые особенности работы с детскими голосами, обусловленные возрастом и детской психикой, спецификой детского восприятия, разумеется, должны быть учитываемы, но это относится не к принципам воспитания голоса, а к педагогическим приемам обучения».

Основные принципы вокального воспитания едины как в профессиональном обучении пению, так и в системе музыкального образования в школе; как для взрослых певцов, так и для детей. Существует различие лишь в специфике воспитания детского голоса, обусловленной психологическими особенностями и физиологическими возможностями в том или ином возрасте. Обязательно при работе с детьми, особенно в мутационный период, применение голососберегающих технологий. Кроме того, вокальное воспитание детей осуществляется на несколько ином музыкальном материале.

Одной из важнейших задач распевания является не только подготовка голосового аппарата к работе, но и формирование у обучающихся основных певческих навыков. К ним мы можем отнести:

  • певческую установку;

  • певческое дыхание и опору звука;

  • высокую вокальную позицию;

  • точное интонирование;

  • ровность звучания на протяжении всего диапазона голоса;

  • использование различных видов звуковедения;

  • дикционные: артикуляционные и орфоэпические навыки.

Все вокальные навыки находятся в тесной взаимосвязи, поэтому работа над ними проводится параллельно. Естественно, каждое вокальное упражнение имеет цель формирования каких-то определённых навыков, но при его исполнении невозможно выпустить из внимания остальные. Это и является основной сложностью для маленького певца – усвоить, что для достижения устойчивого результата, необходимо использовать абсолютно все знания, умения и навыки, полученные на занятиях.

На первоначальном этапе необходимо воспитывать эти навыки в их элементарном виде, не добиваясь тонкостей того или иного приема. В дальнейшем происходит постоянное закрепление, развитие и совершенствование певческих навыков, углубленная работа над культурой и правильностью звука, красотой тембра, тонкой и разнообразной нюансировкой на более сложном музыкальном материале.

Примером универсальности приемов служит «концентрический» метод М. И. Глинки. Являясь фундаментом русской вокальной школы, он может быть и основой певческого воспитания детей. Сформулированные М. И. Глинкой требования эффективны в работе с детьми и с взрослыми, с мало подготовленными певцами и с певцами профессиональными. Данные современных исследований подтверждают правильность всех основных положений Глинки. Конечно, постепенно они дополняются на основе выявленных закономерностей развития голоса.

«Концентрический» метод включает в себя стабильные упражнения, которые разработаны М. И. Глинкой для систематического использования из года в год. В них представлены элементы, встречающиеся в вокально-хоровых произведениях в различных вариантах. Сущность метода такова:

  • Развивать голос следует исходя из примарных, натуральных звуков.

  • Объем, диапазон голоса, в пределах которого можно в основном работать, для слабых, певчески мало развитых голосов (как и больных) – всего лишь несколько тонов, для здоровых певцов – октава. И в том, и в другом случае не должно быть никакого напряжения.

  • Работать надо постепенно, без торопливости.

  • Ни в коем случае нельзя допускать форсированного звучания.

  • Петь следует на умеренном звучании (не громко и не тихо).

  • Наибольшее внимание надо уделять качеству звучания и свободе при пении.

  • Большое значение имеет работа над ровностью силы звучания (на одном, на разных звуках, на целой фразе). Эту работу целесообразно проводить в еще более ограниченном диапазоне.

  • Необходимо уравнивание всех звуков по качеству звучания.

Хочется отметить, что абсолютно все рекомендации М.И. Глинки отвечают современным требованиям здоровьесбережения. Ведь, как мне кажется, основная задача преподавателя вокала научить пользоваться голосом во всём многообразии его нюансов, выявить красоту тембра, развить выносливость голосовых связок. Наши ученики далеко не всегда становятся профессиональными исполнителями, но навык правильного использования голосового аппарата поможет им не только в профессиональной деятельности, связанной с большой голосовой нагрузкой, но и в общении с людьми, поможет сделать речь интонационно разнообразной и грамотной.

Систематическая отработка вокально-технических приемов на специальных упражнениях приводит к ценному навыку – «автоматизму» их применения. Этот принцип заключается в многократном выполнении простейших операций, в ходе которых голосовой аппарат как саморегулирующаяся система автоматически находит оптимум, одновременно тренируя соответственные мышечные системы. Умелое использование дифференцированного возрастного диапазона, подбор репертуара в удобной тесситуре, исключение форсированного звука обеспечивают естественное звучание, гармоничное развитие голосообразующих органов, выявление индивидуального тембра обучающихся.

Чрезвычайно важно знать влияние певческой нагрузки на состояние здоровья обучающихся. Знание преподавателем возрастных особенностей развития детского голоса (особенно в мутационный период) способствует правильному формированию вокальных навыков, несоблюдение же их ведёт к нарушению и даже заболеваниям голосового аппарата. Пение – сложный психофизический процесс, в котором задействованы все жизненно важные системы организма. На певческую нагрузку, кроме певческих органов реагируют также сердечно-сосудистая и нейроэндокринная системы, отвечающие на пение изменением пульса, артериального давления, температуры тела. При правильной певческой нагрузке эти изменения незначительны и не опасны для организма. Более того: систематические занятия пением при постоянном контроле педагога могут играть оздоравливающую роль, в частности улучшается дыхание и кровообращение, снижается внутричерепное давление, смягчаются последствия логоневроза и т.д. Также исследования врачей-отоларингологов показывают, что лечение тонзиллита, обострений катаров носоглотки и верхних дыхательных путей облегчается у детей, занимающихся пением в европейской академической смешанно-прикрытой манере. Нельзя также исключить важность овладения навыком певческого дыхания на опоре для снятия бронхоспазма, что немаловажно для лечения детей, страдающих бронхиальной астмой.

Таким образом, можно сделать вывод, что определённый уровень сформированности вокальных навыков необходим абсолютно всем – и обладающим яркими вокальными данными, и тем, кто может правильно интонировать в пределах квинты, тем, кто грезит об оперной сцене, и тем, кто мечтает стать инженером. Правильное певческое развитие способствует не только формированию личностных качеств, но и более гармоничному физическому развитию ребёнка. Исходя из всего сказанного, мы приходим к выводу, что основная форма охраны голоса – это правильное певческое воспитание.

Перейдём к вокальным упражнениям, которые я использую на каждом уроке для подготовки голосового аппарата к работе и формирования основных певческих навыков. Одной из важнейших особенностей является формирования навыка «автоматизма» исполнения упражнений, поэтому все они всегда поются в определённой последовательности, в определённом диапазоне исходя из примарной зоны ребёнка. Через некоторое время, даже распеваясь a capella, дети сами начинают петь с привычных нот, что, безусловно, говорит о сформированности у них слуховых ощущений.

В работе с детьми 7-9 лет я широко использую русские народные песенки-попевки, что помогает вызвать в детях интерес и привить любовь к национальному мелосу. Кроме того, они обычно лаконичны по своей музыкальной мысли, часто имеют поступенную структуру, помогающую маленьким детям не заострять внимание на сложности интонирования.

1. Самая первая наша распевка – это песенка-дразнилка. Формируются активная артикуляция и опорное дыхание, не дающее интонационно сползать с заданной ноты.

2. Упражнение помогающее усвоить широкое интонирование большой секунды и твёрдое, уверенное пение тоники. Можно провести параллель в звучании больших, средних колоколов и совсем маленьких колокольчиков. При переходе во вторую октаву дети показывают рукой движение, имитирующее встряхивание маленького колокольчика. Такое лёгкое мышечное движение передаётся на связки, и звучание голосов становится лёгким и более интонационно точным.

3. Одно из любимейших упражнений моих детей. Перед его исполнением я прошу их представить, что на ладошке у них сидит маленький зайчик (интересно бывает спросить, а какой именно зайчик у каждого – тут и серые с зелёными глазками, и рыжие с голубыми!). Во время исполнения четверти на слог «по» мы показываем, как гладим его, а на последующие восьмые делаем лёгкие движения руками, изображая, как зайчик убегает. Так легко, в игре дети знакомятся со штрихами legato и staccato.

4. Следующие упражнение чрезвычайно полезно для формирования артикуляционного навыка и навыка пения мажорного тетрахорда. Если в исполнении верхнего звука присутствует вялость, я прошу детей сымитировать руками движение по лесенке вверх и вниз, но прошу обязательно на верхнюю ступеньку наступить сверху, а не «вползать» на неё. Обычно такое предложение вызывает улыбки и смех, и, впоследствии, правильное исполнение поставленной задачи.

5. Следующее упражнение состоит из 5 звуков. Таким образом, в каждом упражнении мы прибавляем по одному звуку. Когда впервые обращаешь на это внимание детей, они обычно принимают такую закономерность с восторгом. И, впоследствии, любят подсказывать, сколько звуков в том или ином упражнении.

6. Завершаем стандартную распевку упражнением, где сочетается необходимость правильного интонтрования и чёткость исполнения штрихов.

Этот комплекс распевок является обязательным для каждого урока. Повторюсь, что упражнения всегда следуют в этом порядке и начинаются в заданных тональностях. Но для формирования других навыков, или с целью разнообразить процесс распевки, после него могут использоваться следующие упражнения.

7.

8.

9.

10. Хочу обратить внимание, что, несмотря на очевидную пользу этого упражнения, его мелодичность и любовь детей, в последние годы я всё реже могу использовать его в групповой работе. К сожалению, всё больше детей воспитывается без мам, поэтому перед тем как приступить к его разучиванию, необходимо выяснить, всё ли благополучно в семьях обучающихся. Обычно это упражнение исполняется с распевом в двух последних тактах слова «мама». Но в своей практике я его не использую, так как, как правило, поступенное движение вниз с распевом в младшем возрасте приводит к детонации.

В возрасте 10 лет дети переходят к другим упражнениям. Можно проследить преемственность в мелодических оборотах, но поются они, в основном, на классические для вокального исполнительства слоги, что повышает в глазах ребёнка важность и значимость данного этапа урока, помогает ощутить ему свою «взрослость».

1. Упражнение в движении вверх мы поём активно акцентируя каждую ноту, а при движении вниз используя штрих legato.

2. Формирование высокой позиции звука, округлости гласной, острого интонирования терцового тона, опорного дыхания – всего три ноты, но насколько насыщенным можно сделать пение этого упражнения, если обращать внимание на все детали! Естественно, что на начальном этапе обучения мы заостряем внимание на каком-либо определённом моменте, но потом постепенно прибавляем и другие задачи.

3. Вариант предыдущего упражнения.

4. Отдельное точное звучание каждой ноты и гласной, при переходе в верхний регистр целесообразно петь это упражнение на слова «лес весной». А можно предложить (не часто, в виде исключения, для преодоления рутинности распевочного процесса) спеть слово «пылесос» — и полезно для формирования гласной «ы», и вызывает у детей улыбку и радость, а разве не для этого, по большому счёту, мы учим их петь!

5. Осознанная фразировка, владение опорным дыханием.

6. В этом упражнении необходимо чередовать staccato в первом и legato во втором такте.

7. Усложнённый вариант предыдущего упражнения.

8. Штрих staccato, высокая позиция звука, точное интонирование, формирование гласной, расширение диапазона.

9. Усложнённый вариант предыдущего упражнения, требующий более широкого дыхания и ровности звука по всему диапазону.

10.Преодоление зажатости гортани, ровность звука по всему диапазону, сглаживание регистров, использование резонаторов.

Данной распевкой заканчивается комплекс обязательных упражнений. Следующие упражнения используются для детей с более высокими учебными возможностями.

11. В распевах в 5 и 6 тактах нужно заострить внимание на исполнение второго звука. Я обычно прошу несколько замедлить их и почувствовать насколько широко и свободно, без «заваливания» звучат секунды.

12. Упражнение, помогающее развить лёгкость и подвижность голоса.

13. Акцент на верхней ноте и staccato.

14. Высокая позиция звука, активность артикуляции.

15. Для освоения дикционно сложного упражнения, исполняющегося в быстром темпе, я использую визуальное расположение слогов в пространстве, отмечаемое рукой с постепенным нарастанием темпа. В графической записи это выглядит так:

ЛЯ-ли > ЛЕ-ли < ЛЁ-ли.

В заключении следует отметить, что только те упражнения будут полезны детям, целесообразность которых понятна преподавателю. Вокальных упражнений множество, но для работы мы должны отбирать только те, которые по нашему мнению наиболее отвечают потребностям именно наших учеников. Если понравившееся упражнение не получается у самого преподавателя или если ему не понятно, какие навыки оно формирует, лучше вовсе отказаться от него, как бы оно не нравилось. Приведу пример из личной практики. Многие мои коллеги используют следующее вокальное упражнение:

Я же, при исполнении его, особенно в быстром темпе, чувствовала, что верхняя нота получается плоской, с «завалом» на гортань. Но, как только я его спела на двух соседних нотах, оно превратилось в прекрасное упражнение, не только формирующим дикционные навыки, но и позволяющим успеть без особых усилий приподнять нёбо и поставить верхнюю ноту в высокую позицию.

Список использованной литературы

1. Осеннева М.С., Самарин В.А., Уколова Л.И. Методика работы с детским вокально-хоровым коллективом. М.: Academia, 1999.

2. Велижанин Д.Н. Записки хормейстера. Тюмень: Вектор Бук, 2002.

3. Стулова Г.П. Теория и практика работы с детским хором. М.: Владос, 2002.

4. Шамина Л.В. Работа с самодеятельным хоровым коллективом. – М.: Музыка, 1985.

infourok.ru

Песенки-распевки для младшей группы детского сада

Песенки-распевки для младшей группы детского сада

Дошкольный возраст — самый благоприятный период для формирования и развития певческого голоса. Это долгий и кропотливый процесс, который требует oт педагога терпения, бережного отношения к голосовому аппарату ребенка и творческого подхода к обучению.

Как же настроить такой хрупкий, тонкий музыкальный инструмент — детский голос? Как увлечь, заинтересовать дошколят пением?

Большое внимание важно уделять распеванию, т. е. разучиванию упражнений дли развития звуковысотного слуха, формирования чистоты интонации и расширения диапазона голоса. Ведь детский тембр очень неровный, особенно при пении различных гласных: одни поют крикливо, открытым звуком, другие, наоборот, зажимают челюсть, и это мешает пению.

Систематическое использование маленьких песенок-распевок помогает выровнять звучание голоса, добиться естественного легкого пения. Важно, чтобы каждое упражнение имело интересное содержание или игровой момент и могло увлечь ребёнка. Ведь именно интерес помогает дошкольникам осознать выразительные особенности песни. Эмоциональность и выразительность педагога при показе также необходимы, гак как они облегчают подражание и эмоционально заряжают детей.

Эти распевки построены на коротких, повторяющихся мелодиях. Они развивают чувство темпа и ритма. Учат сочетать текст с движениями и музыкой. Учат понимать красоту сменяющих друг друга времён года и воспитывают творческое отношение к природе. Разучивание распевок можно сопровождать звучащими жестами (хлопками, щелчками, притопами), звуками шумовых инструментов; использовать элемент пальчиковой гимнастики. Это помогает детям телесно пережить ощущение темна, динамики, ритма. Создастся эмоциональная, творческая атмосфера, и в детском пенни постепенно появляются естественное, высокое, светлое звучание, певучесть, звонкость.

Каждый человек при рождении получает уникальный дар — голос, который при желании и благоприятных условиях может стать музыкальным инструментом. Поэтому музыкальный руководитель должен стараться доставить детям удовольствие и радость от занятия, от самого процесса пения. Ведь как поётся в детской песенке: «Учиться надо весело, чтоб хорошо учиться».

Разучивание и пение распевок следует проводить не традиционным способом, сидя на стульчиках перед педагогом, а стоя или сидя на ковре в форме круга. Круг несёт в себе воспитательные и терапевтические задачи: каждый ребенок может Ощутить свою значимость для других детей, почувствовать их поддержку и защиту.

1.

 

Снег засыпал все пути (дети выполняют руками скользящие хлопки-тарелочки).

Ни проехать, ни пройти (выполняют шлепки по коленям).

Мы лопаточки возьмём (выполняют хлопки)

И дорожки разгребём (качают в стороны руками — «разгребают снег»).

2.

 

Раз, два, три. четыре, пять! (Выполняют хлопки)

Выходи скорей гулять (указательными и средними пальцами шагают по коленям).

Будем с горки ледяной (повторяют хлопки)

Мы кататься всей гурьбой (опять шагают по коленям указательным и средним пальцами).

— У-у-у-у-ух! (Показывают рукой направление движения сверху вниз.)

3.

 

За окном звенят капели (дети выполняют хлопки или звонят в колокольчик),

И цветочки расцвели (раскрывают соединенные вместе ладони перед собой).

Поскорей бы прилетели (выполняют шлепки по коленям)

Утки, гуси, журавли (складывают ладони клювикам и кивают друг другу).

4.

 

Вот ромашка, василек (показывают на воображаемые цветы правой раскрытой ладонью, затем левой),

Ты сплети себе венок (выполняют моталочку на уровне груди).

Будем вместе мы играть (выполняют хлопки)

И цветочки собирать (выполняют шлепки по коленям).

5.

 

По дорожкам листики (поглаживают ладошкой левой руки правую руку от локтя до пальчиков)

Весело летели (повторяют поглаживания правой рукой).

Только осенью бывают (выполняют плавные движения кистями рук)

Жёлтые метели (шуршат ладошками одна об другую).

6.

 

Дождик бывает весенним (выполняют хлопки),

Дождик бывает осенним (выполняют шлепки по коленям).

Летним он тоже бывает (щёлкают пальцами).

Ну, а зимой замерзает (выполняют плавные движения рук — изображают, как летят снежинки).

(Педагог произносит без музыки, громко.)

И получается снег!

(дети сдувают снежинку с ладошки.)

xn—-htbdalkp7av.xn--d1acj3b

Алла Евтодьева — Игровое распевание в действии

Ни в одной возрастной группе занятия не проходят без игрового распевания по авторской методике — пособию «Учимся петь и танцевать, играя». Постепенно усложняются сюжеты распевок, задачи, которые ставятся перед ребятами.

Игровое распевание в младшей группе.

Распевка «Лиса и воробей»

Игровое распевание в средней группе

Распевка «Белочки»

Распевка «Колобок»

Распевка «Репка»

Распевка «Кот и мышка»

Игровое распевание в старшей группе

Распевка по сказке «Кот, петух и лиса»

Распевка по сказке «Чиполлино»

Распевка «Теремок»

Игровое распевание в подготовительной группе

Игровое распевание «Золушка и мачеха»

Распевка «Карабас-Барабас и куклы»

Распевка «Котенок и божья коровка»

Я давно уже поняла, что даже перед распеванием так и просится какое-то упражнение, пусть маленькое, (чтобы не перегружать этот раздел), но который поможет детям легко взять высокие нотки в распевке и утвердиться в среднем диапазоне, ещё раз осознанно проговорить и голосом воспроизвести текст упражнения.
Ведь если учесть, что дети воспринимают распевки — как маленькие сюжетные песенки  то, по всем законам пения, и перед этими маленькими песенками просто обязана быть рапевочка!
Я хочу показать свою «придумку» на этот счёт:

«Перед пением, друзья, разогреем голоса:
Высоко мы будем петь,
Средним — тоже бы суметь!
Ну, а низким петь не будем, и о низком позабудем!
Петь красиво начинаем и к распевкам приступаем!»

Она длится меньше минуты, но очень эффективна!
Детям полезно это упражнение по нескольким причинам:
— проговаривая этот текст, дети отрабатывают дикцию;
— ещё раз осознанно анализируют выбор нужного регистра голоса;
— распеваются перед игровым распеванием, что очень помогает более качественно исполнить сюжетную распевку.

И не забыть про дикцию и дыхание!

И распевание дальше идёт –« как по маслу»!

Ноты «Упражнения перед игровым распеванием»

Распевка «Храбрый портняжка и великан»

Распевка «Лисенок и бабочка»

Вы все, конечно же, знаете прямую и очень чёткую зависимость ПЕНИЯ ОТ РАСПЕВАНИЯ.

Ведь если не учить пианиста играть на рояле- как же он сыграет?
Если не учить ребёнка петь- как же он запоёт?

Я хочу вам показать совершенно «непричёсанный» кусочек обыкновенного музыкального занятия в подготовительной группе, где распевание переходит в пение.
Я говорю об игровом распевании из своего сборника и песне «Прощание с дождём».

Обычно на занятии вполне достаточно 1-го распевания, но в преддверии именно этой песни, где очень труден и темп, и ритм, и скачки в мелодии, и дикция, и главное — лёгкость звукоизвлечения –– я взяла 2 уже знакомых распевки, потому что мне нужно было не только разогреть голос, но и потренироваться побольше в дикции, и в скачках сверху вниз.

Это заняло, правда, 6 минут… но, если, по-традиции, мы берём лишь одну распевку на занятии, то эти 3 минуты- дорогого стоят….
Если бы не они, не было бы пения, как такового…

Недаром, вы услышите, что ребята говорят: «Крик – враг пения!» и ещё: «чтобы не кирпичи с неба падали, а капельки…»- вот какой должен быть звук в этой песне…

Я надеюсь, что вы услышите, что лёгкость в звучании, высокую позицию голоса , хорошую дикцию и артистизм из распевок- дети напрямую переносят в песню.

Вы увидите просто фрагмент занятия – без всяких пересъёмок – естественный…
Партия металлофона у нас пока в стадии разучивания..но до праздника ещё 2 недели, и я уверена, что мы подчистим «хвостики» и споём и сыграем на утреннике достойно!

 

allaevtodjeva.ucoz.net

Советы рукодельницам