Рисуем… музыку! | podelki-doma.ru
Рисуем…музыку!
Людмила Валерьевна Зымалева, художник-график,
член Профессионального Союза Художников, член ТОРН,
преподаватель худ.графа МПГУ,
учитель НОЧУ СОШ «Москвич»,
преподаватель творческой мастерской «Скоморохи»,
Москва.
Анна Камынина 3 класс
Не секрет, что изобразительная деятельность представляет огромный интерес для детей разного возраста, а уроки изобразительного искусства содержат в себе неиссякаемые возможности для всестороннего развития ребенка. И то, что мир изобразительного искусства тесно связан с миром музыки и литературы, тоже далеко не новость. Стоит только вспомнить о том, что многие художники так же писали стихи или музыку: яркий пример, Микало́юс Константи́нас Чюрлёнис, который одновременно был признанным художником, музыкантом и композитором, а так же проявлял себя и в мире поэзии.
Интегрированные уроки и занятия пробуждают интерес к предмету, снимают напряженность, неуверенность, помогают сознательному усвоению материала, тем самым, обеспечивая формирование творческих способностей учащихся, так как позволяют вести не только учебную, но и исследовательскую деятельность. Но если связь с литературой в студиях и школах довольно сильно выражена через выполнение иллюстраций, то интеграция с музыкой зачастую либо поверхностна, либо отсутствует. Распространено музыкальное сопровождение занятий: во многих программах по изобразительному искусству, например, в программе Б.М. Неменского в моменты практической и самостоятельной работы детей рекомендуется негромко включать приятную классическую или иную инструментальную музыку (лучше без слов – так как слова воспринимаются как дополнительная информация, и особенно, если они незнакомы, невольно заставляют сосредотачивать на них внимание). Сочинения композиторов, в которых передается шум дождя, ритм шагающих ножек, голос птиц или просто эмоциональное состояние не только обогатят сенсорный опыт ребенка, но и создадут у детей приятное настроение, помогут сосредоточиться на задании, вызовут желание выполнять его. Музыка великих русских и зарубежных композиторов: Баха, Моцарта, Чайковского, Глинки, народные русские мотивы и народные мотивы разных стран мира (Англии, Шотландии, Китая, Японии и др.), как нельзя лучше дополняют урок изобразительного искусства, а так же повышают музыкальную любознательность ребенка. Нередко ребята просят переписать им кассету или диск, или рассказать, где можно их приобрести и слушают музыку дома.
Сопровождение уроков музыкой, использование музыки как фона для создания определенного настроения, безусловно, полезно, но полноценной интеграцией не является. Если говорить о настоящей полноправной взаимной связи мира изобразительного искусства с музыкой, то музыке рекомендуется посвящать отдельные темы, например, «Я рисую музыку» — создание творческой абстрактной композиции «по представлению» под звуки музыки.
Нарисовать… музыку… Звучит как оксюморон. Как нарисовать то, чего не видно?! И тут как никогда остро встает вопрос о развитии абстрактного мышления.
Тема Жуков 5 лет
Стоит ли говорить, о том, что способность к абстрактному мышлению является одной из отличительных черт человека, которая, судя по всему, сформировалась одновременно с языковыми навыками и во многом благодаря языку? Любое творчество требует абстрактного мышления – манипуляции с символами. Без абстрактного мышления невозможно представить развитие науки и искусства. Некоторые люди склонны считать, что абстрактное мышление подобно музыкальному слуху: оно или есть, или нет – это является опасным заблуждением. Абстрактное мышление можно и нужно развивать (кстати, как и музыкальный слух), зародыши его имеются у каждого ребенка, но без должного развития они зачахнут так же, как и растения без воды и света. Играм и упражнениям, позволяющим эффективно развивать абстрактное мышление, посвящено множество разнообразных учебных пособий, его развитием занимаются в детских садах, студиях и кружках.
Элементы развития абстрактного мышления, претворения его в практический выразительный результат, встречаются на многих уроках рисования, но приходит время осознанно познакомить детей с максимально реализованными возможностями абстрактного мышления в сфере изобразительного искусства – с направлением которое так и называется «абстракционизм».
Сознательное знакомство с абстракционизмом редко встречается на уроках в студиях, садах или общеобразовательной школе в начальных классах. Абстракционизм, как нечто сложное для восприятия и неоднозначное для осмысления стараются либо вообще не изучать, либо знакомят с ним уже в средней и старшей школе на уроках мировой художественной культуры, считая, что дети, в возрасте до 12 лет, что называется «не доросли» до такой темы.
В итоге, как показывает практика, результат получается обратный ожидаемому. Дети, которые «доросли» без опыта восприятия сначала стилизации, затем абстрактных форм творчества, в лучшем случае относятся к абстракционизму с недоумением, в худшем — воспринимают с издевкой. Начинаются негативно-иронические высказывания: «Я такое каля-маля в 5 лет рисовал», «Наверное, это картины пациентов сумасшедшего дома» и прочее. Такова природа человека – все непознанное, непривычное, зачастую вызывает отторжение, то, непонятное, что кажется опасным – страх и ненависть, а то, что не представляет явной угрозы – насмешку. Такое поведение, к сожалению, встречается и у многих взрослых людей.
Но дети, особенно дошкольники и ученики начальных классов, имеют перед взрослыми одно большое преимущество – у них еще почти нет «заштампованности» мышления. И предложение нарисовать «портрет музыки» или «дружбы» не вызывает у них ступора, а тем более насмешки.
То, что какие-то понятия, чувства, взаимоотношения, природные физические явления (добро, дружба, любовь, ветер, звук и пр.) невидимые глазу, можно сделать зримыми с помощью творческой фантазии, становится для ребенка одновременно и откровением, и является знакомым ему с детства умением рисовать «волшебное».
Марсов Федор 1 класс
Что же использует художник, чтоб зритель сразу понял – перед ним картина, изображающая понятие, явление, то, что существует, но то, что не имеет зримого образа?
Абстракционизм (от лат. abstractiо – отвлечение), беспредметное искусство, одно из самых влиятельных художественных направлений 20 в., возникшее в начале 1910-х гг. В основе творческого метода абстракционизма – полный отказ от «жизнеподобия», изображения форм реальной действительности.
Мила Чебакова 1 класс
Ребята в возрасте от 6 до 8 лет естественно воспринимают стилистику абстракционизма. Пятна, линии, узоры – все это живо интересует юного художника, он так или иначе сам обращается к этим формам в своем творчестве, он пока еще лишен или почти лишен распространенного взрослого недоверия к «простому». И вот ребенок узнает, что у музыки есть… настроение! А некоторые дети уже знакомы с такой характеристикой по беседам на музыкальных занятиях. Далее учитель беседует с ребятами о том, какие бывают цветовые ассоциации с разными видами настроения, например, красный цвет может означать активность, силу; зеленый – спокойствие; красный и желтый вместе – веселье.
Но не только цвет может помочь нарисовать «портрет музыки», но и формы. Учитель спрашивает, если звучит медленная тихая мелодия, то можно ли изобразить ее короткими ритмичными черными полосками? Ребята отвечают, что нельзя и предлагают свои варианты, например, можно нарисовать длинные волнистые голубые линии, кто-то из учеников даже показывает руками движения – ассоциации продолжаются в иной плоскости — пластической!
Какая бездна чистого, свободного вдохновения открывается перед человеком, который знаком с языком ассоциаций, поэзией абстракции! Он может выразить одну и ту же тему в музыке, изобразительном искусстве, слове, танце! Вряд ли найдется человек, который откажется обладать такой возможностью, но для этого, необходимо расширять рамки восприятия с самого детства — для современного культурного человека красота и смысловое наполнение абстракционизма, должно быть само собой разумеющимся фактом, а не отвлеченным «абстрактным понятием».
Практический совет:
Для рисования музыки у самых маленьких можно взять два-три контрастных музыкальных произведения: тихое, нежное/громкое, веселое/бурное, напряженное. Для 30-40-ти минутного занятия необходимо «расширить репертуар». Вот моя любимая подборка классики, которая не раз чудесным образом служила натурой для рисования своего портрета:
- Бетховен. «Лунная соната».
- Чайковский. «Вальс цветов».
- Вивальди. «Летняя гроза».
- Бах. Ария «Воздух».
- Римский-Корсаков. «Полет шмеля».
- Мендельсон. «Свадебный марш».
Ученику можно предложить четко разделить лист на части, соответствующие количеству музыкальных произведений, но предпочтительнее строить композицию на основе взаимодействия музыкальных произведений, т.е. рисовать так, чтоб музыка «переходила из одной в другую, общалась друг с другом».
Учитель может рисовать произведения одновременно с детьми (при этом, не поощряя копирование своей работы), наглядно поясняя, как именно можно применять для создания «портрета музыки» выразительные средства абстракционизма: пятна, линии, геометрические фигуры.
Учительские пояснения Луннас соната, Вальс Цветов, Летняя гроза,
Учительские пояснения к предыдущим произведениям добавился Воздух
Завершенный вариант учительских пояснений
Маруся Коваленко 5 лет начинает рисовать Лунную сонату
Маруся нарисовала Летнюю грозу
Марусина готовая работа
Понравилось изделие и хотите заказать такое же у автора? Напишите нам здесь.
Чтобы не забыть адрес страницы и поделиться с друзьями, добавьте себе в соцсети:Еще интересно:
Посмотрите также:Игрушка с «дымковской росписью» — «БАРЫШНЯ» из пластиковой бутылки
Еще одна работа на конкурс «Поделки из пластика». Мастер-класс подготовили преподаватель МБОУ ДОД ДШ…
Мастер-класс «Создание панно посредством традиционных материалов угорских народов»
Дорогие читатели! На наш конкурс мастер-классов «Осенний калейдоскоп» пришла первая работа — очень п…
Мастер-класс по изобразительной деятельности «Осеннее дерево»
Еще одна работа на конкурс «Осенний калейдоскоп» — мастер-класс по изобразительной деятельности «Осе…
Картина в технике витраж «Рождество»
Автор новой конкурсной работы — Колмогорова Наталья Ивановна, педагог дополнительного образования ГБ…
Топпер «Масленичка»
Ура, у нас первый в этом году мастер-класс на Масленицу ?
Мастер-класс топпер «Масленичка » подгот…
Основа для пасхального яйца, оплетенного бисером
Колтакова Наталья Александровна, педагог дополнительного образования МБУДО ДПиШ г. Воронеж, подготов…
Сценарий конкурсной программы для мальчиков «Супермен»
СЦЕНАРИЙ
конкурсной программы для мальчиков
«СУПЕРМЕН»
Подготовила педагог дополнительного образ…
Пасхальная композиция «Здравствуй, Пасха!»
Автор работы на наш конкурс — Колмогорова Наталья Ивановна, педагог дополнительного образования ГБО…
Дидактическое пособие для дошкольников старшей группы по теме «Осень»
Дидактическое пособие своими руками
для дошкольников старшей группы по теме «Осень»
Автор: Шестако…
Панно из бересты «Цветочное»
ПАННО ИЗ БЕРЕСТЫ «ЦВЕТОЧНОЕ»
Автор работы — Колмогорова Наталья Ивановна, педагог дополнительного о…
Ткачество в Спасском районе Нижегородской области
Пименова Анжелика Владимировна, методист МБУК «Центр развития народных промыслов и туризма» Спасског…
Лепка из пластилина для детей 2 — 4 лет
Надточий Ольга Михайловна, педагог дополнительного образования, подготовила методические рекомендаци…
Поделиться новостью в соцсетях Метки: Публикации педагогов, Рисование
podelki-doma.ru
Изображаем музыку | Исцеляющее искусство. Журнал об арт-терапии
Нас ежедневно окружает огромное количество звуков. Это и звуки природы, и индустриальные шумы, и музыка. У каждого звука есть свой характер, своя громкость, свой темп и ритм, своё настроение. Есть звуки приятные нашему уху и звуки раздражающие. Я предлагаю вам релаксационное упражнение, которое поможет вам восстановить силы, успокоиться и расслабиться. Можете сделать его сами или предложить ребенку или даже группе детей.
Рисование музыки и релаксация
Выберите приятную мелодию, которая дарит вам спокойствие и умиротворение, найдите спокойное место, расслабьтесь и погрузитесь в музыку. Когда вы почувствуете единение с музыкой можно начинать рисовать. Лучше взять лист бумаги формата А3 для акварели. Лист можно смочить водой перед рисованием, и открыть краски.
Ваша рука с кистью должна следовать за музыкой. Каждый новый звук — это движение кисти, каждый новый инструмент — это новый цвет. Рука двигается изображая музыкальный рисунок, как бы продолжая звуки на бумаге. Будьте сосредоточены на звуках и в то же время расслаблены. Линии, штрихи и пятна будут выливаться из под вашей кисти как музыка выливается из динамика. Они могут быть прерывистыми или плавными, светлыми или темными, насыщенными или бледными. Все зависит от ваших чувств, вашего воображения, мироощущения и цветовосприятия. Когда работа будет закончена, посмотрите на неё целиком. Какие чувства она у вас вызывает? Какая часть картины наиболее приятная и почему? Если ваша картина получилась приятной и умиротворяющей, то вы можете повесить её на видное место и возвращаться к ней, когда вам тревожно или грустно.
Рисование музыки с детьми
Если вы предложили рисование музыки детям, то будьте готовы, что такое задание вначале может вызвать у них сложности. Прослушав музыку уточните какие чувства она вызывает у ребят, какой цвет, по их мнению, может изображать такие чувства. Какие движения характерны для такой музыки. Дети могут подвигаться под музыку или подвигать кистями в воздухе. Эти простые упражнения предадут им уверенности.
Во время работы обязательно хвалите детей и поддерживайте их, чтобы стимулировать поток ассоциаций, рожденных музыкой. Все ассоциативные упражнения достаточно трудны для детей, но они очень хорошо развивают их воображение и абстрактное мышление. Кроме того, такие задания способствуют развитию внимания, также ими можно заинтересовать и гиперактивных детей. Есть еще один важный момент: такие упражнения обучают детей слушать и воспринимать музыку, а также прислушиваться к своим чувствам и иллюстрировать их при помощи цвета и линии.
После окончания рисования работы обсуждаются. Похожими или разными они получились, какие чувства вызвала музыка, какие цвета, линии и формы были использованы для её изображения. Изменилось ли настроение ребят после выполнения задания.
Рекомендуемые мелодии
Глинка «Жаворонок»
Чайковский «Подснежник»
Рахманинов «Испанская полька»
Штраус Увертюра «Маленькая мышь»
Моцарт «Турецкое рондо»
Смотрите также
healingarts.ru
Вот как выглядит музыка, если её нарисовать
Мелисса Мак-Кракен, девушка со синестезией, рисует удивительные и яркие картины, в которых она изображает… звучание музыки.
Синестезия — явление, известное в неврологии как цветной слух, — это способность человека ассоциировать слышимый звук с определённым цветом.
«Музыка, которую я слышу, воплощается в текстуру и цвета, — говорит Мелисса, — и я рисую, чтобы показать другим, что музыку можно не только слышать, но и видеть».
В своём искусстве девушка использует масляные и акриловые краски. По словам Мелиссы, она каждый день что-нибудь рисует: будь то звучание чьего-нибудь имени, или радио-композиция. «Я могу нарисовать всё, что угодно, от Led Zeppelin до Стиви Уандера».
1. Radiohead, Lucky
2. Дэвид Боуи, «Жизнь на Марсе»
3. Джон Леннон, Imagine
4. Принц, Joy In Repetition
5. Джими Хендрикс, Little Wing
6. Soulive, Interlude II
7. Джон Майер, «Гравитация»
8. Led Zeppelin, Since I’ve Been Loving You
9. Smashing Pumpkins, «Сегодня вечером»
10. Radiohead, Karma Police
11. Glass Animals, Flip
12. Airhead, Callow
Источник
← Жми «Нравится» и читай нас в ФейсбукеБольше интересного
ПОХОЖИЕ СТАТЬИ
vicer.ru
Как красиво нарисовать слово music карандашом на бумаге
ТОП уроки за сегодня
Как нарисовать пони Радугу Дэш карандашом поэтапно
381 8Как нарисовать эмблему гильдии Хвост Феи простым карандашом
398 14Как нарисовать Лолу Банни карандашом поэтапно
15 1Как нарисовать Наруто против Саске поэтапно
25 10Как нарисовать одуванчик карандашом поэтапно
47 2Как нарисовать девушку-дьявола карандашом поэтапно
226 64Как нарисовать портрет британской короткошерстной кошки
348 56Как нарисовать Монки Д. Луффи из One Piece карандашами поэтапно
132 49Как нарисовать котенка карандашом поэтапно
232 24Как нарисовать портрет Канеки Кена карандашами поэтапно
80 34purmix.ru
Музыка и рисование
Музыку можно не только петь и слушать, ее можно рисовать! Недавно я наткнулась на статью о юной художнице, которая рисует музыку. Девочку называют синестетиком — она умеет слышать формы и «переводить» на язык красок язык музыки, сопоставлять с виртуозной (по мнению критиков из мира музыки и мира изобразительного искусства) точностью оттенки цвета с оттенками звука.
На собственном сайте Мелисса МакКракен рассказывает о себе так: «Я рисую музыку. До 15 лет я думала, что все вокруг постоянно видят цвета. Цвета в книгах, в математических формулах, на концертах. Но когда я наконец спросила брата, какого цвета буква C (кстати, канареечно-желтого), то поняла, что мой мозг устроен иначе, чем у других, — не совсем «нормально». Собственно, настройки моего мозга — нелинейные. Я испытываю «неправильные» сенсорные ощущения под воздействием определенных внешних стимулов. Каждая буква и цифра для меня окрашена в определенный цвет, дни недели и месяцы циркулируют вокруг моего тела так, словно у них есть выделенное место в пространстве. Но самое удивительное в этом «недуге» — это способность видеть музыку, которую я слышу. Она течет смесью оттенков, текстур и движения, перемещается, словно живая. Синестезия не отвлекает и не дезориентирует. Она добавляет уникальную красочность миру, в котором я живу».
Вот, например, как Мелисса видит песню Джона Леннона Imagine…
…или песню группы Radiohead Lucky…
…но больше всего меня поразило, как точно художница передала эмоцию, которая возникает, когда слушаешь одну из моих любимых песен — At Last Этты Джеймс. Убедитесь сами :).
Вот картина :).Другие работы Мелиссы МакКракен мы можете посмотреть на ее сайте.
Ну, положим, не все мы синестетики (да и не все хотели бы ими быть). Не все одарены способностью красиво передавать на бумаге или холсте любые переживания, не только музыкальные. Но оказывается, психологи считают, что рисовать музыку полезно. Да-да, именно рисовать! В некоторых художественных и музыкальных школах даже проводят специальные занятия с детьми, на которых «рисуют» различные музыкальные произведения, а еще — звуки природы. Этот метод называется «музыкальная графика«, его начали практиковать в 20-х года прошлого века.
Зачем это? Затем, чтобы
— научиться определять характер музыки, ее настроение,
— улучшать музыкальную память и распознавать в дальнейшем мелодии и музыкальные отрывки,
— знакомиться с творчеством композиторов,
— учиться формулировать и воплощать свои эмоциональные переживания,
— развивать воображение, стимулировать творческую активность,
— наконец, чтобы научиться слушать, слышать и понимать музыку.
Методом заинтересовались психологи и сделали следующий вывод: это отличный метод психодиагностики! Рисунок любого музыкального произведения отражает его форму, содержание и звучание, но преломлен через собственное «я» нарисовавшего его человека. Если беседа или анкетирование могут дать искаженную картинку о человеке (ведь он осознанно вносит корректировки в собственную «подачу»), то на «музыкальном» рисунке «себя» не спрячешь.
В общем, если хотите глубже и эмоциональнее ощущать музыку, а заодно узнать о себе что-то новое, попробуйте рисовать! С чего советуют начать? С Чайковского, Вивальди, Моцарта, но если классика вас не увлекает — рисуйте популярные песни или джаз. Интересный опыт вы получите, если будете рисовать музыку наугад: наберите в поисковике «музыка для рисования» и получите много музыкальных (в основном, инструментальных) подборок, которые не оставляют равнодушными. Удачи!
Автор: Алена Войс
alenavoice.ru
Рисуем музыку
«Рисуем музыку»
Этот урок состоит из нескольких разделов и все они направлены на развитие музыкальной памяти и слуха.
Занятие 1.
«Рисуем музыку»
Такое упражнение очень полезно для развития внимания, памяти и музыкального слуха. Применять его можно в младших и более старших группах.
Для такого творческого занятия потребуется карандаш, ластик и обычная бумага.
Первое, что вы делаете – это выбираете подходящую песенку. Она не должна быть сложной, с обилием украшений или множеством куплетов. Это должна быть простая и знакомая всем детям мелодия, например «Маленькой елочке» или «Кузнечик».
Все ребята чертят на своем листе ровную линию – это будет ход песни. Далее, все ученики вместе с учителем исполняют песню, можно петь ее с аккомпанементом или под фонограмму. Теперь, пропевая каждый слог, дети должны поставить точку. Первый звук располагается посередине, а вот следующие уже меняются. Если он выше – отметка должна располагаться выше, если ниже – то точку нужно поставить немного ниже, чем предыдущий звук.
Можно упростить процесс и использовать не всю песню, а лишь один куплет. Точки проставлены, теперь остается лишь соединить их одной линией и полюбоваться полученным рисунком.
Конечно, такое задание очень трудное, особенно неподготовленным ребятам, но оно весьма эффективно для развития музыкального слуха и памяти.
Занятие 2.
«Музыкальное эхо»
Дети учатся различать динамику звуков, а также воспроизводить громкие и тихие ноты. Что для этого нужно? Учитель или воспитатель поет громко короткую фразу, путь это будет хорошо известная песенка, которая исполняется на каждом уроке, например «Гуси» или «Котик, котенька, коток». Можно и вовсе исполнять отдельные звуки. После того, как взрослый исполнил свою партию, наступает очередь учеников. Первая парта поет фразу также громко, как и учитель. Вторая – исполняет чуть тише, третья – еще тише и т.д.
soundtimes.ru
Музыка – рисуем, смотрим, рассказываем
Чтобы провести комплексное занятие по музыке, особой подготовки не потребуется. Достаточно выбрать музыкальное произведение. Нужна мелодия, которая звучит в том или ином мультипликационном фильме. Найдите в интернете видео и отдельно звуковой файл.
Существуют мультипликационные фильмы, которые снимались специально под музыкальные произведения. В них есть сюжет, но нет диалогов, которые отвлекли бы от мелодии. Для дошкольников можно взять фильм «Картинки с выставки» с музыкой М. Мусоргского. Для школьников – что-то посложнее, например, мультипликационный фильм «Комаринская» на основе произведения М. И. Глинки.
Рисуем музыку
Сначала предложите ребенку увлекательную игру. Вы включаете музыку (пока без видео) и ребенок, слушая ее, сразу же рисует. Условие: вы не открываете название произведения. Рисовать можно, что угодно, пусть это будут даже разноцветные каракули. Музыка превратит их в настоящий шедевр абстрактного искусства.
Когда рисунок готов и музыка прослушана, вы говорите название мелодии, фамилию композитора, по желанию, общую информацию о нем. Подобные занятия широко распространены, дети в садиках и школах рисуют музыку. Но, как правило, учитель сначала сообщается название произведения. Например, говорит: «Слушаем «Рассвет над Москвой-рекой», а потом рисуем. Что все нарисуют? Рассвет над рекой. Я же предлагаю сделать наоборот – музыка, рисунок, название. Это позволит ребенку показать свое видение, даст творческий импульс.
Смотрим и рассказываем
Переходим к любимым мультикам. Теперь вместе с ребенком посмотрите анимационный фильм. После предложите ему рассказать, о чем этот мультфильм. Кто его главные герои? Что они делают? Если ребенок затрудняется, снова начните просмотр, и вместе комментируйте, происходящее на экране.
Второе занятие сложнее первого, оно тренирует память, развивает речь. Стоит попробовать хотя бы раз. Упражнение «Рисуем музыку» похоже на игру и должно прийтись по вкусу даже непоседам, ведь в конце их ждет сюрприз – будет открыто название музыкального произведения. Количество повторений не ограничено, используйте разную музыку, не обязательно в связке с мультфильмом.
xn--80akfehk0bm6g.xn--p1ai