Русские прялки и обрядовость связанная с прядением » Перуница
Северодвинская прялка
Пожалуй, ни одно орудие крестьянского труда не украшалось так многообразно, любовно, как прялка. Дух захватывает от силы народной фантазии и искусства, когда видишь резные, инкрустированные (даже зеркальцами!) расписные (даже по торцам!), гребневые, теремковые, светлые и темные, детские и взрослые прялки, прялицы, пресницы всех уголков России!
Конечно, такой затейливый предмет не только украшал крестьянскую избу, но и согревал душу неутомимой пряхе, в полном смысле скрашивал бесконечный монотонный труд. Прялка была ценным подарком: отец дарил ее дочери, жених — невесте, муж — жене. В некоторых местах, по обычаю, жених должен был изготовить прялку собственноручно, а старую родительскую сломать в знак помолвки.
Многие прялки в добавление к росписям содержали дарственные надписи типа «Кого люблю того дарю», советы, поучения: » Пряди, прялку береги, за отца бога моли». Или вот такое: «Пряди, моя пряха, пряди нелениса» или тут же можно было прочесть лукавый ответ: «Я бы рада пряла, меня в гости звали» (орфография сохранена).
Почти все русские народные росписи по дереву пришли к нам с прялок.
Надо сказать, что прялочные поверхности не так уж и простые: и «башенки» сверху, и «серьги внизу, и бока резные, и стояк с «яблоком».
Грязовецкие прялки
Именно эта обманчивость подводит многих начинающих художников. Особенно, если стараются повторить какой -нибудь образец росписи, взятой из книжной иллюстрации — фрагмента. Эта «точная копия», перенесенная на доску, часто становится чуть ли не пародией.
И все потому, что горе-художник не видел всего образца. Поэтому очень важно посещать музеи и выставки, осматривать предметы со всех сторон.
Это, кстати, поможет и тем, кто судит народное искусство как в некотором роде примитивное, неаккуратное, небрежное и тем самым прощает эти огрехи себе. Когда видишь большую поверхность прялки в натуре, во всех ракурсах, то мыслей о неточностях и небрежностях уже не возникает, а восхищенно думаешь:»Дорасти бы до такой простоты!»
А сейчас познакомимся с устройством прялок.
Они были двух типов: с гребнем и с лопастью.
Гребневые бытовали в центральных, южнорусских губерниях и в Поволжье. А с лопастями — на Севере, а также в центральных губерниях, на Урале, в Сибири, на Алтае.
«На осине сижу, сквозь клену гляжу, березу трясу» — эта старинная русская загадка о прялке полностью описывает, из чего она была сделана.
Прялки. Кистевая роспись
Донца вырезали из осины или липы, гребень делали из твердых пород, чаще всего из клена, ну а веретено было березовым.
Прялки 19 века. Вологодская область
Прялки-гребни были разборные и состояли из двух деталей, самого гребня и донца (гузно, подгузок, дно) куда он вставлялся.
На нижней Вычегде существовала иная роспись. На лопасти прялок по киноварному, или ярко-синему фону наносился сложный растительный орнамент в виде букетов роз с пышными распустившимися цветами и зеленой листвой. Растительные мотивы наносились красным, голубым, желтым цветом с тонировкой более светлых тонов и контурной черной обводкой некоторых деталей.
Как раз такими и были городецкие прялки со знаменитыми расписными донцами.
Кажется, зачем же было так стараться над росписью, которая никому не будет видна под сидящей пряхой? Ан нет, представьте только, до чего же было красиво такое украшение (картина!) на бревенчатых стенах избы, куда его вешали, пока пряха бездействовала!
Прялки с лопастью — лопаской, личиной, головкой, пером — по-разному называли верхнюю часть таких прялок — были разборными или, что встречается чаще, сделанными из цельного куска сосны или ели с корневищем так, чтобы сразу получался и подгузок, и лопаска. Поэтому такие прялки назывались «копылками», «корневухими».
Прядение и ткачество были самыми трудоемкими из всех видов работ, падавших на плечи крестьянки. Почти пять месяцев в году, с ноября по март, проводила она за прялкой.
«В избушке, распевая, дева
Прядет, и, зимних друг ночей,
Трещит лучинка перед ней» —
Писал Александр Сергеевич Пушкин.
Работа пряхи часто продолжалась за полночь, и приходилось пользоваться лучиной, вставив ее в светец, рядом с которым (в противопожарных целях) стояла бочка с водой. На лавку рядом ставили лукошко с клюквой. Потому что кислая клюква способствовала выделению слюны, которой пряха время от времени смачивала нить.
«Ручное прядение было очень медленным. Обработанное льняное волокно — кудель — привязывалось к верхней части прялки — лопасти, а на сиденье прялки — донце, установленное на лавке, садилась пряха и левой рукой осторожно вытягивала из кудели нить, скручивая ее при помощи веретена. Сколько нужно было ловкости и терпения, чтобы нить получилась тонкой, ровной и прочной: чуть потянешь, сильнее — она оборвется, а чуть слабее — будет слишком толстой или неровной. Вытянув нить достаточной длины, пряха сматывала ее на веретено, и повторяла всю операцию сначала. Самая искусная пряха, работая от зари до зари, могла напрясть в день не более трехсот метров пряжи. А чтобы получилось хотя бы 15 метров ткани, нужно было изготовить не менее 20 тыс. метров пряжи!
Поэтому прясть и готовить себе приданое девушка начинала уже с 6 — 8 лет.
Веретена с напряденными нитками — мочками пряхи складывали в специальную коробку — мочесник. Стенки его были расписаны также нарядно, как и сама прялка. С мочесниками и прялками девушки ходили на посиделки, или супрядки, — веселые вечеринки. Там девушки усаживались на лавки, начинали прясть, затягивали песни. Вскоре в избу приходили и парни. Изба быстро заполнялась народом, работа чередовалась пением, играми и плясками (см. рис.). Красивая прялка была гордостью владелицы. Она несла ее на вечеринку, держа за ножку, так, чтобы все видели резной или расписной наряд прялки.
Интересно, что из многих сотен прялок, хранящихся нынче в наших музеях, ни одна не повторяет другую. Так и кажется, что каждая прялка наделена своими индивидуальными чертами, имеет свой неповторимый характер.
Типы прялок сложились в далекие времена. На каждой сравнительно небольшой территории была своя форма прялки, свои приемы украшения.
Прялки Русского Севера (Вологодская, Архангельская области) славились своей резьбой и росписью. В узорах повторялись древние символы солнца, звезд, земли, водной стихии — круги, квадраты, ромбы, зубчатые и прямые линии.
Пряла лен, пряла лен,
Да льняное волокно.
Приходи ко мне, миленочек,
С тальянкой под окно».
Частушка, Холмолгорский район.
Росписи Северной Двины и Мезени
Народные росписи, рожденные на берегах рек Северной Двины и Мезени, — яркое и самобытное искусство. Эти школы народного мастерства возникли в Х1Х в. Северодвинская роспись объединяет несколько крупных центров. Среди них особенно выделяются росписи пермогорская, ракульская, борецкая. Еще одна очень интересная роспись архангельского края — мезенская.
Северодвинская прялка
Северодвинская прялка
Круг бытовых предметов, которые украшала и преображала роспись, был очень широк: ковши, скобкари, блюда, солоницы, туеса, набирухи, короба, сундуки, люльки, санки и многое другое. Особенно славились богатством и разнообразием росписи прялки. Декор каждой вещи индивидуален, расположение орнамента подчинено форме предмета. Обычные предметы крестьянского быта роспись превращала в подлинные произведения искусства.
Основу пермогорской, ракульской и борецкой росписи составляют растительные мотивы, а для мезенской росписи кроме растительных элементов характерны геометрические орнаменты, удивительные птицы и тонконогие кони красного цвета. Во всех этих росписях основными выразительными средствами являются линия, контур и силуэт, а цвет дополняет изображения.
Очевидно, что все виды северодвинской росписи уходят своими корнями в древнерусское искусство: монументальную живопись, иконопись, миниатюру и орнаментику книг. Народные мастера многие приемы и мотивы книжной миниатюры перенесли в роспись.
Очень близки миниатюрам манера изображения одежды персонажей, колорит, простота и лаконичность рисунка. Многие композиционные приемы тоже взяты из книжной миниатюры и иконописи: повествовательность, соединение в одной композиции разновременных сцен и др.
Вологодская область
Ведущая тема северодвинской росписи — это опоэтизированная жизнь народа и родной природы.
Образы богинь судьбы часто связываются с образом нити, прялки, веретена. В народе женщины-рукодельницы, имеющие дело с полотном и нитью, также наделяются пониманием тайной природы вещей и умело используют свое знание. При помощи нити воздействуют на все сферы жизни: «какова нить, такова и жизнь». Судьба человека воспринимается как нить, выпряденная на прялке божеством, и затем оформленная (уже человеческими руками) в виде символического шитья, магического вязания, ткачества и т.п. – с целью предначертания будущего новорожденному или же с целью корректировки уже предопределенной судьбы. Божества могут изменить судьбу человека в моменты ритуальной смерти, т.е. при инициации, замужестве, отказе от рода и пр.
Колесо прялки стало колесом времени (или же понимание цикличности процессов в природе оказалось там просто объяснить посредством вращающегося колеса) – рождения, жизни и смерти, а символ круга означал солнце, вечность, образы Бога и мира как точки отсчета. Колесо символично и цифре 0 — замкнутый круг, беспредельное, начало и конец, символ абсолюта. Узоры на прялке связывали человеческую жизнь с мифическим актом ткачества мироздания. В восточно-славянской культуре центральная часть прялки, с которой соприкасалась кудель, часто украшалась знаками-символами солнца и суточного круговорота. Колесо крутится – жизнь-нить прядется, солнышко по небу катится.
Время в мифологии осмыслялось как конкретная предметная стихия – кудель на прялке, челнок или ткань на станке богов (пример, к сожалению, «не русский», но показательный: Пенелопа, наученная Афиной, распускает натканное за день, тем самым отсрочивая время выбора, т.е. приостанавливает время, замедляет течение человеческой жизни). В некоторых традициях определенный отрезок времени так и назывался «пряжей» («бабий счет по пряже»).
Если на нити (читай – на прямом течение силы/жизни/энергии) завязывался узелок, это изменяло заданное течение. В одних случаях узелки на нитях могли выступать в качестве оберегов от болезней и вреда, в других – наоборот, свидетельствовать о наведении порчи (например, при родах). Спутывая или перекручивая нить – по аналогии переносили действие на жизнь человека, спутывая, сбивая, либо наоборот — выпрямляя. Создавая изделие, вместе в нитью вплетали свои желания, посулы, мечты. Умельцы вязания узелков на нити с целью изменения жизни/сеобытия назывались наузниками, а сами колдовские узелковые нити — наузами.
Колдовская нить прялась ради изменения (коррекции) судьбы, т.е. изменения чего-то в настоящем и будущем. Однако иногда чтобы изменить будущее, надо вернуться назад, в прошлое – в обрядовом ткачестве это выполняется кручением нити против часовой стрелки (т.е. открываются запирающие барьеры, пряха оказывается в потоке времени). В этот момент она создает новый посыл/желание, и вплетает его в ткань овеществленной реальности.
В христианизированной традиции появляются народные сказания о том, что Бог сам создал ткачество и научил женщин (вернее, прародительницу Еву) прясть. Важность прядения в человеческой жизни нашло выражение и в делении изб на на «пряху» и «непряху (если печь располагалась при входе справа от двери ее устье было обращено к свету — изба «пряха»; если печь помещалась слева от входа — изба «непряха»).
Духи прядущие, ткущие, вышивающие
Мифические существа любят заниматься прядением и ткачеством, но чаще всего практической пользы это не приносит. «От кикиморы не дождешься пряжи» — говорится в пословице. Народная память сохранила больше историй о нехорошем «исходе» пряденья духами: видеть прядущую кикимору – к смерти в избе; когда кикимора гремит коклюшками – быть беде. Однако если за прялку садится дух (особенно в значимые дни года, благосклонно расположенный к хозяевам), последствия бывают благоприятными – дух может «напрясть» богатство, здоровье, удачу.
Чаще всего прядя, дух приговаривает и нашептывает пожелание, чаруя пряжу, домочадцев, скот. Для того, чтобы «не рисковать», старались не оставлять рукоделье на видном месте, вовремя заканчивать работу, и, по большому счету, не ссориться с духами.
В прядущих (вяжущих, плетущих, ткущих, шьющих, вышивающих) духах часто узнаваемы божества, предопределяющие судьбу, будущее.
Существуют разные версии – «кто был первичен». Одни утверждают, что сначала было много мелких божков и духов, из которых выделились основные Боги. Кто-то говорит, что все было наоборот, и Богов было мало, а функций, возложенных на них – много, и постепенно эти функции дробились, передаваясь сначала младшим богам, а потом и природным духам. Другие считают, что мир вокруг живой, и все, что есть на земле отражается в «другом мире», а наоборот. В любом случае боги, духи и люди сосуществуют рядом.
Среди богинь-прях наиболее известна Мокошь (предположительно связь со словом «mokos» — «прядение», но этой связи обнаружить мне не удалось, зато в санскрите найдены слова mocsa — освобождение, спасение души, мокшака — разрывающая связи). Другие версии имени — Ма-кош означает “Мать жребия” (в санскрите найдены слова kac – связывать, kac — «быть видимым, проявляться»).
Рожаницы, богини «предопределенности», вместо пряжи прядут судьбу людей, наделяя их счастливым или несчастливым уделом. Одна дева меряет жизнь, другая отрезает нить судьбы, третья, старшая, произносит слово судьбы. (Культ рожаниц постепенно сливался с культом домашних духов). Иногда рожаницам соответствуют «пряхи заговоров», локализуемых на горе (камне, на реке (море), под деревом (на столбе), где «три девицы… прядут, выпрядают, узоры набирают».
Сходные функции несли богини судьбы Доля и Недоля (Среча и Несреча).
Домовой (либо доможириха, женская ипостась домового), хранитель дома, предок рода.
Мара (призрак, привидение, наваждение, выглядящая как маленькая, «запечельная» старушка), появляется лунной ночью. Иногда она принимает вид прялочного колеса, иногда рвет пряжу и кудель, что служит определенным символом – (в образе богини смерти) мара забирает душу, покидающую тело.
Кикимора (вариации мара/жена домового, выглядит как женщина любого возраста с выраженным физическим уродством, связана с культом мертвых) любит прясть в одиночестве – иногда помогая хорошим хозяйкам, а нерадивым вредя.
Русалки (объединяющие в народных представлениях всех женских природных духов, а также умерших неестественной смертью женщин) любят шить. В русальную неделю им оставляли на деревьях холстину, нитки, одежду.
Из музея в финляндии
«Лесные жены» дарят людям клубки «неубывающих» ниток.
Комоха (персонификация лихорадки) – помимо владения разными инструментами (режет ножом, точит) еще и прядет.
Параскева Пятница, после прихода на Русь христианства восприняла функции Мокоши, стала покровительницей ткачества, прядения и домашней работы. Ее образ, вероятно, слился в т.ч. с Бабой Середой (помогающей прясть и белить холсты), украинской Ничкой (прядущей, особенной по пятницам, оставленные кудели).
Из музея в финляндии
Мифическая пряха, живущая в «избушке на курьей ножке, на веретенной пятке… шелк прядет, нитки длинные сучит, веретено крутит…» (по описанию Баба-Яга, либо старуха/ведунья). Пряха веретено крутит, избушка вертится, нить в клубок скручивается – а тот клубок помогает преодолеть пространство и время герою, ищущему свою судьбу.
Женщина Иного мира, помогающая кому-то в мире человечьем – используя магические способности она оживляет тканное/вышитое полотно, творя гармонию между мирами – низшим, высшим и срединным.
Предполагается, что изначально каждый день недели связывался с существом прядуще-ткущим, даже само название «сутки» однокоренное с глаголом «ткать» — «то, что соткано» (с’тки). Месяцы года тоже зашифрованы в русской «прядельной» загадке: «Стоит дом в 12 окон/В каждом окне по 4 девицы/У каждой девицы по 7 веретен/У каждого веретена свое имя».
Северодвинская прялка
Появление прядущих духов приурочено к определенному времени – в «переходные» моменты, когда миры оказываются близко друг к другу, прядение носит не бытовой характер, а судьбоносный. Поэтому «простым смертным» в такое время нельзя притрагиваться к магическому инструменту сотворения полотна жизни – женщины отдыхают, а богини, духи и «знающие» прядут, воздействуя на человеческую жизнь и мироздание. В «переломное» время нельзя вить веревки, скручивать нитки, сматывать клубки, вязать узлы, плести, гнуть… Люди, не подозревающие о скрытой связи вещей (что наверху – то и внизу), могут легко разрушить хрупкое равновесие, позволяя силам хаоса проникнуть в «упорядоченный» мир, принося дисгармонию и асимметрию. Отсюда проистекают страшные истории о наказанных пряхах, пренебрегшим запретом – в их жизни либо что-то рвется, либо путается, либо выходит криво-косо, либо оказывает влияние на погоду или свою семью и рождение детей, естественно, в неблагополучном смысле. Если же человек, вмешавшийся в процесс «плетения невовремя» понял, что рождается сейчас под его руками нечто нехорошее, должен рассечь созданную вещь на части, дабы «вернуть мироздание в исходное состояние».
Одна из древнейших- найдена При раскопках староладожского городища IX в
Нельзя прясть в дни солнцеворота (зимний – связывался с культом мертвых, отсюда обычай рядиться, приходить к друг другу в гости ряженными и прясть, сидя на полатях, словно бы не женщины, а кикиморы, ведя при этом разговоры о судьбе молодого поколения), на русальной неделе (переход от весны к лету, седьмая неделя после Пасхи, когда рожь зацветает), по пятницам.
Прибалто-финские
Прядения обрядовой нити приходилось на определенные календарные даты: Введение в храм Богородицы (4 декабря), Св. Андрея (13 декабря), в канун Нового года, Св. Евдокии (1 марта), Св. Алексея (30 марта), среда 4-ой недели Великого поста, Чистый четверг, Ивана Купала или определенные дни недели. При этом отдельно оговаривались а) время суток: до восхода солнца или в течение дня или ночи; б) место прядения: на пороге дома, «на воде», на ходу, у окна; в) состав исполнителей (женщины, старухи или девочки-«недоростки», часто ни разу до этого момента не прявшие). Необходимо было и соблюдение ритуальной чистоты исполнительниц. Иногда колдовские нити пряли левой рукой с кручением веретена «от себя» (против часовой стрелки).
Сезон «прядения» и обработки льна начинался с наступлением зимы (октября). На девичьих посиделках и запрядках (досл. «новая пряжа») женщины и девушки общались, мечтали, пряли (а женская магия предполагает умение мечтая — создавать, вынашивать и рождать желаемое).
Нить, выпряденная в день Введения, обладала целебной силой. Это связывалось, вероятно, с христианским поверьем, что в этот день маленькая Мария была введена в ту часть храма, куда мог входить раз в год только первосвященник с очистительной жертвенной кровью – т.е. случилось чудо. В этот день «церковь нарушает молчание Священного Писания, раскрывая неисповедимые пути Господни» (поверим на слово).
Кенозерские прялки — корневые
Северодвинская прялка
Созданная в Чистый четверг и в канун Нового года нить (либо шнурок) и надетая «знающим» людьми на запястье или поясницу человека, совершившего телесное и духовное очищение (по поверьям, баня и это умеет делать), способствовала благоприятному продолжению человеческой жизни и защищала от колдовства (поверим на слово).
В ночь перед Рождеством (зимнее солнцестояние), когда границы миров истончаются, прошлое-настоящее-будущее оказываются рядом, пряли программирующие нити.
Заканчивалось прядение 26 марта (по ст.ст.), к этому времени полагалось завершить последнюю пряжу, иначе сделанное «не пойдет впрок».
Вышивка, выполненная накануне пасхальной, ивановской и петровской заутрени (пороговые дни года), обладала особой магической силой. Одежда, созданная в значимое время года подразумевала обновление и возрождение.
Используемый в прядении материал — чаще всего шерсть, лен, конопля, хотя иногда в ход идут куриные перья (кикимора и мара) и волосы хозяев (Мокошь). Используя шерсть/перья/волосы духи манипулируют средоточием жизненной силы людей и животных, поэтому такие «нити» обладают более сильным воздействием. Духи-пряхи часто сами могут оборачиваться куделью, и тогда прядется уже не просто шерсть, а их волосы – как сочетание жизненной и магической силы, передаваемой полотну. Одновременно прядущие духи ли, женщины ли, наговаривают на свою работу пожелания.
В отличие от простых смертных духи все-таки выполняют свою «работу» сознательно, они существуют на тонком уровне — и видят тонкие плетения — с чего они начаты, как связаны, чем закончатся: поэтому для них «плести» потоки также легко, как для людей нити.
Для достижения целей использовали не только разный материал для нитей (шерсть, лен, шелк), но и разную цветовую гамму (красные, белые, суровые, черные), а также разное количество нитей (одна, три или более).
В районе Вашки, Мезени, Печоры, Усы распространена мезенская роспись
Способ повязывания нитей на тело человека можно соотнести с различными украшениями: на шее нить ассоциируется (либо заменяется позже) ожерельем, на руке — браслетом, на пальце – кольцом, на талии – поясом.
Также важен был способ крепления нити на теле: обвязывание или крест-на-крест.
Использование нити/кудели/веревки в обрядах
Тайный, магический смысл рукоделий оказался известен не только богам-духам, но и «знающим» людям, колдунам, знахарям. В отличие от простых людей, «знающие» занимались осознанными и целенаправленными манипуляциями с куделью, пряжей, нитью, веревкой и пр. атрибутами рукоделия. Эти действия нашли отражение в гадательных и магических обрядах.
1. Прядут «наопак» (наоборот) две нити – одну женихову, другую – невестину, пускают их на залитую водой сковороду, и смотрят: сойдутся, совьются – быть свадьбе, а если разойдутся – не судьба. Отсюда может идти выражение «связать свою судьбу».
2. В частушке «нитки рвутся, я вяжу/все на милого гляжу» прослеживается та же идея – если пряхе удается связать рвущуюся нить, судьба сложится, совместная жизнь удастся.
3. Гадание на Троицу, когда по воде пускают нить (жизни-судьбы, судьбы-смерти), и смотрят – утонет или поплывет.
4. Льняной пряжей обвивают конец лучины, втыкают между половиц и поджигают. В какую сторону лучина склонится, оттуда и жениха ждать. Вариант: отмечают, куда летят остатки догоревшей на лучине кудели – к дверям, — жди сватов, от дверей – в девках куковать.
5. Атрибутом гаданий выступали и изделия из ниток и пряжи, например, пояс. Пояс клали у порога церкви, и первый перешагнувший был «носителем имени жениха». Для девушки же, сплетшей кушак, нить становилась судьбоносной (вероятно, если она хотела изменить судьбу, надо было распустить, перерезать кушак?).
6. Программирование жизни молодых при помощи нити и пр. Девушка перед свадьбой шли в баню с колуном, держась за конец пояса. Перед тем, как парить невесту, колдун перевязывал оставшейся частью пояса ей правую руку, правую ногу и грудь, приговаривая: «Ноги к ногам, руки к рукам, к грудине – на восток». Этот обряд «связывал» молодых, чтобы они шли рука об руку, не расходились и любили друг друга. (Интересно, а с мужчинами ничего подобного не проделывали?).
7. На свадьбах пряли «нитки долгой жизни», связывая молодых «на долго и счастливо».
8. Пояс в бане, надетый на невесту, имел определенное число узлов. По числу узлов рождалось число сыновей.
9. По количеству узлов при перевязывании пуповины считали, сколько детей еще родит роженица.
10. Скручивание шерсти в нитку, совершаемое колдуньей при пересечении дороги свадебному поезду моделировало пересечение жизни зарождающейся семье, разлад в ней.
11. Новорожденному ребенку, которого впервые клали в колыбель, окручивали зыбку (люльку) нитками, спряденными с молитвами (заговорами) в Святки – то есть в период работы Богинь-прях. Концы этой нити потом снимали с зыбки, связывали в единую нить и клали под голову младенцу, тем самым суля ему долгую и счастливую жизнь. (Запрет на рукодельничание в Святки здесь, вероятно, нарушается тем, что мать не просто прядет, а ребенку судьбу плетет. В этот момент она может либо приравниваться к богиням-пряхам, либо выступать как проводник их воли).
12. В детскую колыбель клали пряслице для девочки или лучок для отбивки шерсти для мальчиков, в ряде мест к колыбели привешивали веретено/кудель/лучину/ножницы, считая, что эти предметы отвлекут ночных духов от ребенка (ведь прясть им часто куда интереснее).
13. Обряд «отворачивания». Ища или желая вернуть заблудившегося/пропавшего человека/скотину, красной нитью (символ жизни) обвязывали кусочек холста (как существа в целом). Вероятно, тут срабатывал принцип путеводной нити Ариадны в критском лабиринте.
14. Нить-судьба работает в новоселье, чтобы судьба владельцев дома была прочно связана с новым обиталищем, клубок ниток бросали через порог, а потом по старшинству, держась за «путеводную нить» входили в дом.
Самопрялка горизонтальная
15. Веревка выступает как образ общины (то, что сплетено из множества нитей – но по сути является одной).
16. Веревка – это дорога между мирам (чаще, правда, в нижний мир, чем в верхний).
17. Сплетенные левой рукой нитки в чистый четверг считались «программирующими судьбу». В Егорьев день (6 мая) эту нитку вместе с лоскутом вешали на древо желаний, и задуманное исполнялось.
18. К пряже приравнивается и человеческий волос как средоточие жизненной силы (души). Смертную рубаху вышивали волосами, в саван вплетались волосы покойного – так воплощалась идея загробного существования и последующего возрождения.
19. Тканные изделия (холсты, полотна, особенно украшенные «вычурами») часто связывались с дорогой, соединяющей миры, а также умершими предками и будущими потомками. Понятия «дорога», «ткань», «полотенце», «платок» в мифологии эквивалентны словам «дорога» и «судьба».
www.perunica.ru
Конспект урока «Рисование русской прялки»
Рисование русской прялки.
Цели и задачи уроков: ознакомление с произведениями народного декоративно-прикладного искусства, воспитание интереса и любви к русскому народному творчеству и традициям своего народа.
Оборудование и материалы: цветные фотографии старинных русских прялок.
План урока.
1.Организационный момент.
2.Беседа о росписи русской прялки.
3.Выполнение рисунка прялки в карандаше.
4.Выполнение работы в цвете (8 урок).
5.Подведение итогов урока.
Ход урока.
Проверка готовности учащихся к уроку.
Беседа о росписи русской прялки.
Прялка — удивительный образец неразрывного соединения художественного творчества с трудом. Ни одно орудие труда не получило столь разнообразные формы и не украшалось с такой любовью, как прялка. Значение прядения было так велико, что ещё в в глубокой древности, как и ткачество оно стало символом женского труда и имело своих покровителей.
Народ поэтизировал труд пряхи. О ней поётся в песнях, лирических и шуточных. Её образ появляется и в лубке, и в игрушке, в росписях, где сцена прядения изображается такой же торжественной как чаепитие и праздничное катание. Образ труженицы-пряхи нашёл отражение не только в народном творчестве, но и в произведениях писателей и поэтов.
Прялка была верной спутницей русской крестьянки на протяжении всей её жизни. Прялка была не только орудием труда, но и произведением искусства: её украшали резьбой или росписью. Часто прялка была подарком. Жених дарил прялку невесте, отец – дочери, муж – жене. И каждый хотел сделать подарок на радость и удивление. Здесь творческая фантазия не знала границ. Красивая прялка передавалась по наследству от матери к дочери, от бабушки к внучке.
Прядение и ткачество были самыми трудоёмкими из всех видов работ, падавших на плечи крестьянки. Почти пять месяцев в году, с ноября по март, проводила она за прялкой:
«В избушке, распевая, дева
Прядёт, и, зимний друг ночей,
Трещит лучинка перед ней», —
писал А.С.Пушкин.
Ручное прядение было очень медленным. Обработанное льняное волокно – кудель – привязывалось к верхней части прялки – лопасти, а на сиденье прялки – донце, — установленное на лавке, садилась пряха и левой рукой осторожно вытягивала из кудели нить, скручивая её при помощи веретена. Сколько нужно было ловкости и терпения, чтобы нить получилась тонкой, ровной и прочной: чуть потянешь сильнее – она оборвётся, а чуть слабее – будет слишком толстой или неровной. Вытянув нить достаточной длины, пряха сматывала её на веретено и повторяла всю операцию сначала. Самая искусная пряха, работая от зари до зари, могла напрясть в день не более 300 метров пряжи. А чтобы получить хотя бы 15 метров ткани, нужно было изготовить не менее 20 тысяч метров пряжи! Поэтому прясть готовить себе приданое девушка начинала уже с 6-8 лет.
Веретёна с напрядёнными нитками – мочками – пряхи складывали в специальную коробку – мочесник. Стенки его были также нарядно расписаны, как и прялки. С мочесниками и прялками девушки ходили на посиделки, или супрядки, — весёлые вечеринки. Там девушки усаживались на лавки, начинали прясть, затягивали песни. Вскоре в избу приходили и парни. Изба быстро заполнялась народом, работа чередовалась с пением, играми и плясками. Красивая прялка была гордостью владелицы. Она несла её на вечеринку, держа за ножку, так, чтобы все видели резной или расписной наряд прялки.
Из многих сотен прялок, хранящихся нынче в наших музеях, ни одна не повторяет другую. Так и кажется, что каждая прялка наделена своими индивидуальными чертами, имеет вой неповторимый характер.
Типы прялок сложились в далёкие времена. На каждой сравнительно небольшой территории была своя форма прялки, свои приёмы украшения.
Прялки Русского Севера (Вологодская, Архангельская области) славились своей резьбой и росписью. В узорах повторялись древние символы солнца, звёзд, земли, водной стихии – круги, квадраты, ромбы, зубчатые и прямые линии.
Северодвинская расписная прялка отличается многоцветной росписью. Такие прялки создавались в сёлах, разбросанных по берегам реки Северной Двины. Лопасть ножку с обеих сторон покрывает вьющийся растительный узор из веточек с ягодами, листиками и широко раскрытыми чашечками цветов. Роспись выполнена на светлом фоне. Киноварно-красная краска преобладает. В причудливом узорочье орнамента как бы потонули бытовые сценки: здесь и пряхи за прялками, и выезд на тройке, семейное чаепитие. А рядом с людьми и их повседневными занятиями фантастические существа: вещие птицы Сирины, сражающиеся друг с другом львы и единороги, красные, зелёные и золотые кони. Соединив сказку с былью, живописец придал окружающей жизни волшебный оттенок, в красочной росписи, сказочных персонажах воплотил свои мечты о прекрасном, о счастье. Видимо, поэтому на волшебных растениях одновременно зреют ягоды и распускаются цветы, а над всеми героями сценок царит легендарная птица счастья – Сирин.
2.Выполнение рисунка прялки в карандаше.
На доске необходимо показать порядок выполнения работы.
А)-наметить общие размеры изображения.
Б)-показать очертания лопасти и донца прялки
В)-прорисовать конкретнее форму лопасти.
Г)-убрать линии построения
Д)-простым карандашом нанести узор.
3.Выполнение работы в цвете (2-й урок).
Обратить внимание на порядок работы. Если фон светлый – нужно сначала закрасить его, если же тёмный – то вначале выполняются узоры, и после высыхания краски осторожно закрашивается фон.
4.Подведение итогов урока.
Наиболее целесообразно провести выставку работ учащихся в классе.
infourok.ru
Урок изобразительного искусства «Русские прялки»
5 класс «Изобразительное искусство»
Название общей темы. Древние корни народного искусства.
(по программе Б. М. Неменского)
Тема урока. Русские прялки.
Цели урока:
1. Дать обучающимся первоначальные сведения о прялке и декоративно – тематической композиции в её украшении.
2. Воспитывать уважительное отношение к своим древним корням и памяти предков.
3. Развивать творческую активность, трудолюбие, аккуратность, а также умение использовать полученные знания об орнаменте в украшении модели прялки.
Проект урока.
Этап урока
Деятельность учителя
Деятельность обучающихся
Время
Организационный момент.
Целеполагание
Приветствие. Отметка отсутствие обучающихся. Сообщение темы. Контроль организации рабочего места
Знакомство с планом урока. Организация рабочего стола
2 мин
Беседа о русских прялках
Объяснение темы
Участие в обсуждении нового материала
5 мин
Просмотр слайдов
Показ слайдов (типы прялок)
Обзор слайдов
2 мин
Закрепление сведений о прялке, о её назначении и традиции
Организация рабочей обстановки и варианты к поставленной задачи
Участие детей в закреплении материала
2 мин
Постановка художественной задачи
Объяснение поставленной задачи
Обдумывание и самостоятельное сочинение линейных орнаментов
1 мин
Практическое выполнение задания.
Обход и контроль за выполнением задания
Практическая деятельность обучающихся
25 мин
Подведение итогов и обсуждение работ
Организация выставки работ
Участие в обсуждение работ
2 мин
Домашнее задание
Запись домашнего задания на доске
Запись в дневниках
1 мин
Стенограмма.
Урок по изобразительному искусству раздела «Древние корни народного искусства», по теме «Русские прялки» даёт первоначальные сведения о прялке. Воспитывает уважительное отношение к своим древним корням и памяти предков. Развивать творческую активность, трудолюбие, аккуратность, а также умение использовать полученные знания об орнаменте в украшении модели прялки.
Оборудование и материалы.
1.Таблицы и иллюстрации с изображением русских прялок. 2. Художественные материалы. 3. Музыкальный ряд: русские народные песни.
План урока
1. Беседа об истории, назначении и традициях росписи русских прялок.
2. Дать определение понятию «прялка», ее основным элементам.
3. Познакомить с разновидностью типов прялок и особенностью их росписи.
4. Постановка художественной задачи.
5. Практическое выполнение задания.
6. Подведение итогов.
Ход урока
Учитель. Русские прялки, вот они, какие! (Демонстрация иллюстраций прялок). Люди труда в старину думали не только о полезности предмета, но и о художественной красоте её. О чем свидетельствуют со вкусом изготовленные прялки и о стремлении народа к прекрасному.
Многие поэты воспевали прялку как олицетворение русской крестьянки, умевшей, несмотря на тяжёлую долю, сохранить в себе силу духа, свободолюбие, доброту, терпение.
В избушке распевая, дева Прядёт, и зимних друг ночей, Трещит лучинка перед ней,-
писал А. С. Пушкин
Ручное прядение было очень медленным, малопроизводительным. Чтобы приготовить себе приданое, девушка должна была прясть и ткать с 6 – 8 лет.
Прялка была не только орудием труда, но и произведением искусства: чтобы скрасить тяжёлый труд, её украшали резьбой или росписью. Часто прялка была подарком: жених дарил прялку невесте, отец — дочери, муж – жене. Прялка становилась гордостью её владелицы, передавалась по наследству. Сейчас многие из этих прялок хранятся в музеях. Над прялкой трудились два мастера: один вырезал её из дерева, другой украшал росписью.
Типы прялок сложились в далёкие времена. На каждой сравнительно небольшой территории была своя форма прялки, свои приёмы украшения.
Постановка задачи. Учитель. А теперь, давайте выполним эскиз своей прялки с использованием знаний о русском традиционном орнаменте и его символике.
Практическое выполнение задания (звучит русская народная песня).
Выполнение эскиза русской прялки.
В процессе самостоятельной работы проводится обход.
Сопоставление результатов и самооценки по карте достижений.
infourok.ru
Украшение прялок
Пожалуй, ни одно орудие крестьянского труда не украшалось так многообразно, любовно, как прялка. Дух захватывает от силы народной фантазии и искусства, когда видишь резные, инкрустированные (даже зеркальцами!) расписные (даже по торцам!), гребневые, теремковые, светлые и темные, детские и взрослые прялки, прялицы, пресницы всех уголков России!
Конечно, такой затейливый предмет не только украшал крестьянскую избу, но и согревал душу неутомимой пряхе, в полном смысле скрашивал бесконечный монотонный труд. Прялка была ценным подарком: отец дарил ее дочери, жених — невесте, муж — жене. В некоторых местах, по обычаю, жених должен был изготовить прялку собственноручно, а старую родительскую сломать в знак помолвки.
Многие прялки в добавление к росписям содержали дарственные надписи типа «Кого люблю того дарю», советы, поучения: » Пряди, прялку береги, за отца бога моли». Или вот такое: «Пряди, моя пряха, пряди нелениса» или тут же можно было прочесть лукавый ответ: «Я бы рада пряла, меня в гости звали» (орфография сохранена).
Почти все русские народные росписи по дереву пришли к нам с прялок.
Надо сказать, что прялочные поверхности не так уж и простые: и «башенки» сверху, и «серьги внизу, и бока резные, и стояк с «яблоком».
Именно эта обманчивость подводит многих начинающих художников. Особенно, если стараются повторить какой -нибудь образец росписи, взятой из книжной иллюстрации — фрагмента. Эта «точная копия», перенесенная на доску, часто становится чуть ли не пародией.
И все потому, что горе-художник не видел всего образца. Поэтому очень важно посещать музеи и выставки, осматривать предметы со всех сторон.
Это, кстати, поможет и тем, кто судит народное искусство как в некотором роде примитивное, неаккуратное, небрежное и тем самым прощает эти огрехи себе. Когда видишь большую поверхность прялки в натуре, во всех ракурсах, то мыслей о неточностях и небрежностях уже не возникает, а восхищенно думаешь:»Дорасти бы до такой простоты!»
Устройство прялки
Познакомимся с устройством прялок.
Они были двух типов: с гребнем и с лопастью.
Гребневые бытовали в центральных, южнорусских губерниях и в Поволжье. А с лопастями — на Севере, а также в центральных губерниях, на Урале, в Сибири, на Алтае.
«На осине сижу, сквозь клену гляжу, березу трясу» — эта старинная русская загадка о прялке полностью описывает, из чего она была сделана.
Донца вырезали из осины или липы, гребень делали из твердых пород, чаще всего из клена, ну а веретено было березовым.
Прядение и ткачество были самыми трудоемкими из всех видов работ, падавших на плечи крестьянки. Почти пять месяцев в году, с ноября по март, проводила она за прялкой.
Прялки-гребни были разборные и состояли из двух деталей, самого гребня и донца (гузно, подгузок, дно) куда он вставлялся.
На нижней Вычегде существовала иная роспись. На лопасти прялок по киноварному, или ярко-синему фону наносился сложный растительный орнамент в виде букетов роз с пышными распустившимися цветами и зеленой листвой. Растительные мотивы наносились красным, голубым, желтым цветом с тонировкой более светлых тонов и контурной черной обводкой некоторых деталей.
Как раз такими и были городецкие прялки со знаменитыми расписными донцами.
Кажется, зачем же было так стараться над росписью, которая никому не будет видна под сидящей пряхой? Ан нет, представьте только, до чего же было красиво такое украшение (картина!) на бревенчатых стенах избы, куда его вешали, пока пряха бездействовала!
Прялки с лопастью — лопаской, личиной, головкой, пером — по-разному называли верхнюю часть таких прялок — были разборными или, что встречается чаще, сделанными из цельного куска сосны или ели с корневищем так, чтобы сразу получался и подгузок, и лопаска. Поэтому такие прялки назывались «копылками», «корневухими».
«В избушке, распевая, дева
Прядет, и, зимних друг ночей,
Трещит лучинка перед ней» —
Писал Александр Сергеевич Пушкин.
Работа пряхи часто продолжалась за полночь, и приходилось пользоваться лучиной, вставив ее в светец, рядом с которым (в противопожарных целях) стояла бочка с водой. На лавку рядом ставили лукошко с клюквой. Потому что кислая клюква способствовала выделению слюны, которой пряха время от времени смачивала нить.
«Ручное прядение было очень медленным. Обработанное льняное волокно — кудель — привязывалось к верхней части прялки — лопасти, а на сиденье прялки — донце, установленное на лавке, садилась пряха и левой рукой осторожно вытягивала из кудели нить, скручивая ее при помощи веретена. Сколько нужно было ловкости и терпения, чтобы нить получилась тонкой, ровной и прочной: чуть потянешь, сильнее — она оборвется, а чуть слабее — будет слишком толстой или неровной. Вытянув нить достаточной длины, пряха сматывала ее на веретено, и повторяла всю операцию сначала. Самая искусная пряха, работая от зари до зари, могла напрясть в день не более трехсот метров пряжи. А чтобы получилось хотя бы 15 метров ткани, нужно было изготовить не менее 20 тыс. метров пряжи! Поэтому прясть и готовить себе приданое девушка начинала уже с 6 — 8 лет.
Веретена с напряденными нитками — мочками пряхи складывали в специальную коробку — мочесник. Стенки его были расписаны также нарядно, как и сама прялка. С мочесниками и прялками девушки ходили на посиделки, или супрядки, — веселые вечеринки. Там девушки усаживались на лавки, начинали прясть, затягивали песни. Вскоре в избу приходили и парни. Изба быстро заполнялась народом, работа чередовалась пением, играми и плясками (см. рис.). Красивая прялка была гордостью владелицы. Она несла ее на вечеринку, держа за ножку, так, чтобы все видели резной или расписной наряд прялки.
Интересно, что из многих сотен прялок, хранящихся нынче в наших музеях, ни одна не повторяет другую. Так и кажется, что каждая прялка наделена своими индивидуальными чертами, имеет свой неповторимый характер.
Типы прялок
Типы прялок сложились в далекие времена. На каждой сравнительно небольшой территории была своя форма прялки, свои приемы украшения.
Прялки Русского Севера (Вологодская, Архангельская области) славились своей резьбой и росписью. В узорах повторялись древние символы солнца, звезд, земли, водной стихии — круги, квадраты, ромбы, зубчатые и прямые линии.
Пряла лен, пряла лен,
Да льняное волокно.
Приходи ко мне, миленочек,
С тальянкой под окно».
Частушка, Холмолгорский район.
Росписи прялок Северной Двины и Мезени
Народные росписи, рожденные на берегах рек Северной Двины и Мезени, — яркое и самобытное искусство. Эти школы народного мастерства возникли в Х1Х в. Северодвинская роспись объединяет несколько крупных центров. Среди них особенно выделяются росписи пермогорская, ракульская, борецкая. Еще одна очень интересная роспись архангельского края — мезенская.
Круг бытовых предметов, которые украшала и преображала роспись, был очень широк: ковши, скобкари, блюда, солоницы, туеса, набирухи, короба, сундуки, люльки, санки и многое другое. Особенно славились богатством и разнообразием росписи прялки. Декор каждой вещи индивидуален, расположение орнамента подчинено форме предмета. Обычные предметы крестьянского быта роспись превращала в подлинные произведения искусства.
9. По количеству узлов при перевязывании пуповины считали, сколько детей еще родит роженица.
Основу пермогорской, ракульской и борецкой росписи составляют растительные мотивы, а для мезенской росписи кроме растительных элементов характерны геометрические орнаменты, удивительные птицы и тонконогие кони красного цвета. Во всех этих росписях основными выразительными средствами являются линия, контур и силуэт, а цвет дополняет изображения.
Очевидно, что все виды северодвинской росписи уходят своими корнями в древнерусское искусство: монументальную живопись, иконопись, миниатюру и орнаментику книг. Народные мастера многие приемы и мотивы книжной миниатюры перенесли в роспись.
Очень близки миниатюрам манера изображения одежды персонажей, колорит, простота и лаконичность рисунка. Многие композиционные приемы тоже взяты из книжной миниатюры и иконописи: повествовательность, соединение в одной композиции разновременных сцен и др.
Ведущая тема северодвинской росписи — это опоэтизированная жизнь народа и родной природы.
Образы богинь судьбы часто связываются с образом нити, прялки, веретена. В народе женщины-рукодельницы, имеющие дело с полотном и нитью, также наделяются пониманием тайной природы вещей и умело используют свое знание. При помощи нити воздействуют на все сферы жизни: «какова нить, такова и жизнь». Судьба человека воспринимается как нить, выпряденная на прялке божеством, и затем оформленная (уже человеческими руками) в виде символического шитья, магического вязания, ткачества и т.п. – с целью предначертания будущего новорожденному или же с целью корректировки уже предопределенной судьбы. Божества могут изменить судьбу человека в моменты ритуальной смерти, т.е. при инициации, замужестве, отказе от рода и пр.
Колесо прялки стало колесом времени (или же понимание цикличности процессов в природе оказалось там просто объяснить посредством вращающегося колеса) – рождения, жизни и смерти, а символ круга означал солнце, вечность, образы Бога и мира как точки отсчета. Колесо символично и цифре 0 — замкнутый круг, беспредельное, начало и конец, символ абсолюта. Узоры на прялке связывали человеческую жизнь с мифическим актом ткачества мироздания. В восточно-славянской культуре центральная часть прялки, с которой соприкасалась кудель, часто украшалась знаками-символами солнца и суточного круговорота. Колесо крутится – жизнь-нить прядется, солнышко по небу катится.
Время в мифологии осмыслялось как конкретная предметная стихия – кудель на прялке, челнок или ткань на станке богов (пример, к сожалению, «не русский», но показательный: Пенелопа, наученная Афиной, распускает натканное за день, тем самым отсрочивая время выбора, т.е. приостанавливает время, замедляет течение человеческой жизни). В некоторых традициях определенный отрезок времени так и назывался «пряжей» («бабий счет по пряже»).
Если на нити (читай – на прямом течение силы/жизни/энергии) завязывался узелок, это изменяло заданное течение. В одних случаях узелки на нитях могли выступать в качестве оберегов от болезней и вреда, в других – наоборот, свидетельствовать о наведении порчи (например, при родах). Спутывая или перекручивая нить – по аналогии переносили действие на жизнь человека, спутывая, сбивая, либо наоборот — выпрямляя. Создавая изделие, вместе в нитью вплетали свои желания, посулы, мечты. Умельцы вязания узелков на нити с целью изменения жизни/сеобытия назывались наузниками, а сами колдовские узелковые нити — наузами.
Колдовская нить прялась ради изменения (коррекции) судьбы, т.е. изменения чего-то в настоящем и будущем. Однако иногда чтобы изменить будущее, надо вернуться назад, в прошлое – в обрядовом ткачестве это выполняется кручением нити против часовой стрелки (т.е. открываются запирающие барьеры, пряха оказывается в потоке времени). В этот момент она создает новый посыл/желание, и вплетает его в ткань овеществленной реальности.
В христианизированной традиции появляются народные сказания о том, что Бог сам создал ткачество и научил женщин (вернее, прародительницу Еву) прясть. Важность прядения в человеческой жизни нашло выражение и в делении изб на на «пряху» и «непряху (если печь располагалась при входе справа от двери ее устье было обращено к свету — изба «пряха»; если печь помещалась слева от входа — изба «непряха»).
Смотрите также сайт — www.perunica.ru/tradicii/687-russkie-ornamenty.html (об орнаментах)
www.narodko.ru
Презентация «Русские прялки»
Слайды и текст этой презентации
Слайд 1
Русские прялки
Слайд 2
Прялка— предмет народного быта, орудие труда, на котором пряли нитки
Прялки – неизменные спутницы крестьянских женщин
Слайд 3
Экспозиция «Девушка за прялкой»
Слайд 4
Ручная прялка состояла из вертикальной части, куда привязывалась кудель и горизонтальной (донце), где сидела пряха
Вертикальная часть состояла из лопасти (лопатки) и шейки (ножки)
Прялку, особенно лопасть, часто украшали и расписывали
Основные элементы прялки
Городки
Лопасть
(лопатка)
Серьги
Ножка
(шейка)
Донце
Слайд 5
Выделяют два вида прялок по конструкции:
цельные (делались из корня и ствола березы или ели)
составные (состояли из двух деталей: горизонтальной и вертикальной)
1. Прялка и лопасти (навершия) прялок. XI-XV века 2. Донце прялки 3. Севернорусская неразъёмная прялка, изготовленная из нижней части ствола с корнем (копанъ). XIX век 4. Навершие прялок, в которых использована языческая символика — «громовый знак», изображение «белого света», головы коней. XIX век
Слайд 6
Разнообразие русских прялок
Прялки различаются размерами, формой лопасти, ножки, декоративными украшениями
Слайд 7
Прялки украшались цветистой росписью или мелким резным узором, а иногда резьбой и росписью одновременно.
Слайд 8
Лопасть шенкурской прялки.
Тарногский район.
Прялка. Фрагмент. 1922 год
Прялку-подарок хранили всю жизнь и передавали как великую ценность следующему поколению
Слайд 9
РАЗНООБРАЗИЕ РУССКИХ ПРЯЛОК
Слайд 10
Слайд 11
Слайд 12
ПРЯЛКИ С ИЗОБРАЖЕНИЕМ ВСЕЛЕННОЙ — ЗЕМЛИ И НЕБОСВОДА
Символы солнца пронизывают не только орнамент, но и саму конструкцию прялки.
В верхней части это разные выступы-городки, обозначающие путь солнца по небосводу.
Слайд 13
ПРЯЛКИ С ИЗОБРАЖЕНИЕМ ВСЕЛЕННОЙ — ЗЕМЛИ И НЕБОСВОДА
А в нижней части боковые выступы-серьги – символы восходящего и заходящего солнца.
На поверхности лопасти можно увидеть изображение ромбиков и квадратов – это символы земли
Слайд 14
Творческое задание:
Выполни эскиз декоративного украшения прялки. Вначале продумай форму предмета, которая должна быть выразительной.
Формы русских прялок
Слайд 15
Ресурсы:
http://www.booksite.ru/fulltext/rezb/akr/uglo/va/67.jpg
http://img0.liveinternet.ru/images/attach/c/1/50/779/50779124_1257422244_prm9norm.jpg
http://i.imgur.com/lqY03.jpg
http://www.izolhi.ru/img/the%20top%20part%20of%20a%20distaff%20big.jpg
http://img15.nnm.ru/9/8/e/2/c/a1a3abb32d65c8c31ec0256d1b1.jpg
http://img0.liveinternet.ru/images/attach/c/1/50/777/50777940_1257420706_Izmaylovo_149.jpg
http://www.rezbaderevo.ru/sites/default//lusana.ru/files/images/zagor_07.jpg
lusana.ru
Старинные прялки: особенности и историческое значение
Раньше не продавали пряжу для вязания. Рукодельницы изготовляли ее со стриженой овечьей шерсти самостоятельно. Старинные прялки представляли собой простое устройство, состоящее всего из двух частей. Так как это был исконно женский труд, прялка сопровождала хозяйку на протяжении всей жизни.
Содержание статьи
Пряли как в одиночестве, так и в компании, проводя за этим занятием многие часы и часто засиживаясь до позднего вечера. Поэтому очень важно было для женщин, как эта самая прялка выглядит. Много внимания уделялось сначала ее внешнему виду.
Виды старинных прялок
А чуть позднее постоянно усовершенствовалась прялка для максимальной оптимизации и автоматизации процесса. Ее использовали во множестве народных обрядов. Прялка служила основой древней мифологии не только славян, но и остальных народов мира.
В антикварных магазинах сейчас можно купить огромное количество прялок. От самых простых, с необыкновенно красивой росписью, до сложных, содержащих колесо в качестве ручного привода. Цена зависит от множества факторов, таких как состояние прялки, роспись, история, с ней связанная, редкость и других.
История прялки
Чтобы полностью понять смысл этого орудия труда в истории нашего народа, необходимо проследить, как менялся внешний вид прялки у нас и во всем мире с течением времени. И то, как она постепенно трансформировалась, становясь полностью автоматизированной.
Как же выглядела прялка с самого начала? Поначалу пряжу просто скручивали, это считается наиболее ранним прообразом прядения. Потом было изобретено веретено, а чуть позже и прялка. Процесс изготовления пряжи стал непрерывным и значительно ускорился. Сначала прялки имели ручной привод, а вскоре они начали приводиться в действие ножным приводом.
С помощью такой прялки уже можно было контролировать качество пряжи и толщину нити, но эти параметры еще и зависели от самой овечьей шерсти. На качество пряжи влияло то, какая была овца и даже в какой период она была пострижена. Например, более мягкая шерсть получалась от овцы, постриженной зимой.
История трансформации прялки начинается именно с изобретения веретена. Несколько тысячелетий она просуществовала именно в таком виде. Процесс был сложным и трудоемким и состоял из большого количества однообразных движений. Это были вытягивание, скручивание и наматывание. При низкой производительности трудозатраты были очень велики и руки быстро уставали.
Такие прялки сохранились в большом количестве, и сейчас их можно найти практически во всех музеях истории и народного быта. Это связано с тем, что приспособления были максимально простыми, и их могли себе позволить даже самые бедные люди. А в Древнем Риме была изобретена прялка, которая и стала существенным прорывом.
Теперь это процесс выглядел несколько по-другому. Прялка имела большое колесо, которое в действие прядильщица приводила при помощи правой руки посредством специальной ручки. Второй рукой она вытягивала прядь из пучка волокон и направляла к веретену. При поднесении наклонно прядь скручивалась в нить, если это делалось под углом, то она наматывалась.
В 1530 году Юргенсом из Брауншвейга была изобретена самопрялка. Вместо ручки, она приводилась в действие ножным приводом. Для работы освобождались обе руки, что существенно ускорило и упростило весь процесс. Работа выглядела следующим образом. Наглухо были соединены веретено c рогулькой. Их в действие приводило нижнее большое колесо, которое было соединено с укрепленным на веретене блоком.
На одном из концов катушки, которая надевалась на веретено, был укреплен маленький блок. Оба блока запускались одним колесом, а из-за разницы в диаметрах имели и разную скорость вращения: катушка вращалась быстрее, чем рогулька и веретено. Это приводило к тому, что на катушку наматывалась нить со скоростью, равной разнице между скоростями веретена и катушки. Прядильщица вытягивала из пряслицы волокна и немного их закручивала, а после направляла на ось веретена. После прохождения рогульки нить наматывалась на катушку.
В сравнении с ручной прялкой самопрялка все три основных действия: скручивание, вытягивание и наматывание нити — позволила делать одновременно. С этого момента процесс прядения получил частичную механизацию. Один только этап его необходимо было делать вручную — несколько закручивать. В 1735 году Джоном Уайтом был изобретен вытяжной прибор. Он состоял из пары вращающихся валиков, и для него можно было использовать только подготовленный материал. Предварительно волокна хлопка укладывались один к одному и вытягивались.
Последний процесс со временем также был механизирован. Была изобретена чесальная машина, которая состояла из цилиндра с крючками и желоба, а волокна хлопка пропускались между ними. В 1741 году Джон Уайт полностью собрал первую механизированную прядильную машину. Однако она имела значительные размеры и цену, поэтому широкого распространения не получила.
Свою нишу в истории прялки заняла изобретенная Харгвисом прядильная машина, которую он назвал в честь своей дочери «Дженни». Она имела восемь вертикальных веретен. Вытяжного валика в ней не было, а вместо него — пресс из двух деревянных брусков. Поэтому в ней был один важный недостаток: нить получалась довольно слабой, и чтобы ее как-то усилить, приходилось добавлять нить льна.
На основе этой машины была изобретена, как сейчас считается, самая удачная машина Аркрайта. Она имела некоторые части от предшественниц. Вытяжной механизм Уайта и наматывающе-крутильный Юргенса. Процесс прядения на этой машине был полностью автоматизированным. Прядильщику оставалось только следить за тем, чтобы материал подавался в машину.
Крепость нитей была достаточной, чтобы не нужно было добавлять лен. Машина Аркрайта получила название «ветромашина», так как имела высокую скорость и давала возможность непрерывной работы. Но нить, которую давала эта машина, была довольно грубой хоть и крепкой. В отличие от тонкой хрупкой нити, которую получали при помощи машины «Дженни».
Чтобы найти золотую середину, Кромптон создал свою мюль-машину. Она и внесла последнее слово в историю создания современной универсальной прядильной машины. Она включала вытяжное устройство в виде валиков и специальную каретку, которая ходила взад-вперед и с помощью которой переключались веретена.
Параллельно с развитием самой машины развивался и привод. В какой-то момент в качестве тяговой силы были использованы ослы. Им на смену пришли паровые двигатели, которые потом сменились электродвигателем. Электродвигателем были снабжены не только прядильные машины, используемые в промышленности, но и бытовые прялки.
Прялка как произведение искусства
Прялка была не только рабочим инструментом, никакое другое орудие труда так не украшалось. Они и до сих пор считаются произведениями искусства. Для украшения прялок применялась роспись, резьба по дереву, инкрустирование и другие методы декорирования.
Такой предмет стоял как украшение избы, использовался в народных обрядах, скрашивал монотонный труд прядильщицы. Кроме росписей, часто на прялках красовалась подпись мастера и дарственные надписи или пожелания. Почти все методы резьбы по дереву зародились именно при украшении прялок.
Поверхности прялки были довольно сложными. Можно сейчас увидеть на выставках, в музеях, а также на фотографиях резные бока, стояк с яблоком, башенки сверху и так далее. В этом случае судить о народном искусстве, как о примитивном, не стоит. Посещая разнообразные музеи, где выставлены старинные прялки, можно увидеть насколько многогранно, сложно и искусно они были украшены.
Конечно, говоря о росписи, имеют в виду прялки, которые были полностью ручными и состояли из двух основных частей: вертикальной, куда привязывается прядильная нить, и горизонтальной. Вертикальная часть, в свою очередь, состояла из лопати и шейки. Расписывали и раскрашивали в основном лопать.
Древние обычаи, связанные с прялкой
Прялка входила в народные обряды и традиции не только на Руси и в Российской империи, но и в других краях. Она чаще всего сопровождала женщину от рождения и до замужества и далее в замужней жизни. Например, у восточных славян на прялке или веретене перерезали пуповину, веретено клали в колыбель, а через прялку передавали новорожденного крестной матери.
Плохой приметой считалось дать чужому человеку пользоваться личной прялкой, которая имела подпись. Когда парень и девушка собирались пожениться на Русском Севере, жених дарил своей возлюбленной прялку, сделанную собственными руками и украшенную. На такой прялке помещалась его подпись и считалось, что после такого подарка он обязан был жениться.
Так пряли в старину
Пряли в основном зимой и осенью. Часто прялка участвовала и в праздничных традициях этого периода года. Например, с ней связана традиция кататься на Масленицу. Женщины в последний день перед Великим постом катались на донцах прялки с ледяной горы.
Считалось, что чем дальше они доедут, тем уродится длиннее лен. Плохим признаком было упасть с прялки, это означало, что потерпевшая женщина не доживет до осени. Участвовала прялка в этом празднике и у чехов. Ее возили по селу, украшенную лентами, и после этого продавали в трактире.
На Рождество, чтобы избежать заплевывания духов, все прядильные инструменты прятались подальше в чулан. А у сербов хозяйка ходила к скоту и приносила с собой, кроме прялки, также немного пряла. Это делалось для того, чтобы скот не был голодным. Первая посетительница дома на Рождество в Словении должна была немного поработать прялкой для кур и урожая льна. Там же существовал и такой обычай: невеста должна была прячь после первой брачной ночи, а прялку ей подавала свекровь; считалось что это сулит молодоженам богатую жизнь.
Существовали также гадания и магические обряды, связанные с прялками:
- Пряли две нити наоборот, одну для жениха, а другую для невесты, и пускали на воду; если нити сходились, значит, свадьбе быть, если нет — значит, не судьба.
- На Троицу нить пускали по воде и смотрели, утонет она или поплывет; если поплывет — судьбой дана жизнь, если утонет — смерть.
- Лучину втыкали между половиц и обвивали пряжей изо льна. Потом пряжу поджигали и смотрели: куда склонится — оттуда считалось и жених будет.
- Пояс из пряжи клали у порога церкви; и как зовут человека, который первый переступит порог, так будут звать и жениха.
- На свадьбах пряли нить, которой связывали молодых на долгую и счастливую жизнь.
- На невесту в бане надевали пояс из пряжи. По числу узлов на поясе «программировали» число сыновей, которые у нее родятся.
- По количеству узлов на нитке, которой перевязывали пуповину, определяли, сколько еще детей родится.
- В колыбель новорожденного клали: для девочки пряльце, а для мальчика лучок для отбивки шерсти. В некоторых краях было принято подвешивать предмет, относящийся к прялке, например, веретено или ножницы, около колыбели младенца, чтобы отвлекать от ночных духов.
- Клубок ниток бросали через порог нового дома, чтобы прочно связать его с судьбой новых владельцев. Входили в дом по старшинству, держась за нить.
Прядение также тесно связано и с мифологией. Прялка считалась связанной с тем светом, а прядение — функцией некоторых мифологических персонажей. Пряли или разматывали клубок с пряжей девы судьбы. Если прялка на ночь была оставлена без благословения или с неоконченной куделью, по верованиям восточных славян, пряла нечистая сила. Именно как заместитель или атрибут нечистой силы прялку чаще всего и воспринимали.
Девушки верили, что пряжу необходимо непременно закончить в канун Рождества, иначе прялка придет за ними на венчание. Ударенные прялкою ребенок должен был заболеть, девушка — неудачно выйти замуж, а увидеть во сне прялку в руках кикиморы на лавке было знаком к покойнику в избе.
Как видно, прялка занимала в жизни женщины тех времен практически ключевую роль. Именно поэтому они сейчас и настолько ценятся как антикварное произведение. Каждая прялка имела свою историю, которая длилась многие годы. Она была свидетелем рождений и свадеб, любви и ненависти, самых важных моментов в жизни каждого человека.
dedpodaril.com
Презентация по изобразительному искусству на тему «Народная роспись по дереву. Рисование прялки» (7 класс)
Инфоурок › ИЗО, МХК ›Презентации›Презентация по изобразительному искусству на тему «Народная роспись по дереву. Рисование прялки» (7 класс)Описание презентации по отдельным слайдам:
1 слайд Описание слайда:Народная роспись по дереву. Рисование прялки. 7 класс Выполнила: Учитель МОУ «Миасской СОШ № 1» Челябинской обл. Красноармейского р-на с. Миасское Алесько Т. В.
2 слайд Описание слайда:Стригли, щипали, а после чесали, Чисто, пушисто – к доске привязали!» Что это? ПРЯЛКА
3 слайд Описание слайда:Прялка — предмет народного быта, орудие труда, на котором пряли нитки. Основные элементы прялки: лопасть, ножка, городки, серьги, донце. Ещё в далёкой древности были прялки, предназначались они исключительно для женщин. В Древней Руси прялка называлась — «пряслице». Сначала пряжу скручивали вручную, и только потом появилось веретено и прялка.
4 слайд Описание слайда:Считается, что прялку изобрели в Древнем Риме. В 1530 году Юргенс из Брауншвейга изобрёл прялку с ножным приводом. И только в 1735 году Джон Уайт, по профессии механик, изобрёл вытяжной механизм, который состоял из двух вытяжных валиков, а в 1741 году создал механизированную прядильную машину. Его машина была слишком дорогая и громоздкая. «В низенькой светёлке огонёк горит, Молодая пряха у окна сидит…»
5 слайд Описание слайда:Следует отметить, что ни одно орудие крестьянского труда не украшалось так многообразно, как прялка. От силы народной фантазии и искусства аж дух захватывает!
6 слайд Описание слайда:В избушке, распевая, дева Прядет, и, зимних друг ночей, Трещит лучинка перед ней. А. С. Пушкин Прялка была ценным подарком: отец дарил её дочери, жених — невесте, муж — жене.
7 слайд Описание слайда:Многие русские народные росписи по дереву пришли к нам именно с прялок
8 слайд Описание слайда:Прялки были двух типов: с гребнем и с лопастью. Гребневые в основном были в центральных, южнорусских губерниях и в Поволжье. А с лопастями — на Севере, а также в центральных губерниях, на Урале, в Сибири, на Алтае.
9 слайд Описание слайда:«На осине сижу, сквозь клену гляжу, берёзу трясу» — эта старинная русская загадка о прялке полностью описывает, из чего она была сделана. Донца вырезали из осины или липы, гребень делали из твёрдых пород, чаще всего из клёна, ну, а веретено было берёзовым.
10 слайд Описание слайда: 11 слайд Описание слайда: 12 слайд Описание слайда: 13 слайд Описание слайда: 14 слайд Описание слайда:Курс повышения квалификации
Курс профессиональной переподготовки
Учитель, преподаватель изобразительного искусства
Курс повышения квалификации
Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
Выберите категорию: Все категорииАлгебраАнглийский языкАстрономияБиологияВсеобщая историяГеографияГеометрияДиректору, завучуДоп. образованиеДошкольное образованиеЕстествознаниеИЗО, МХКИностранные языкиИнформатикаИстория РоссииКлассному руководителюКоррекционное обучениеЛитератураЛитературное чтениеЛогопедияМатематикаМузыкаНачальные классыНемецкий языкОБЖОбществознаниеОкружающий мирПриродоведениеРелигиоведениеРусский языкСоциальному педагогуТехнологияУкраинский языкФизикаФизическая культураФилософияФранцузский языкХимияЧерчениеШкольному психологуЭкологияДругое
Выберите класс: Все классыДошкольники1 класс2 класс3 класс4 класс5 класс6 класс7 класс8 класс9 класс10 класс11 класс
Выберите учебник: Все учебники
Выберите тему: Все темы
также Вы можете выбрать тип материала:
Общая информация
Номер материала: ДБ-146761
Похожие материалы
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарийinfourok.ru