Основные направления работы ДОУ
⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 11Следующая ⇒
Содержание образовательного процесса в муниципальном дошкольном образовательном учреждении выстроено в соответствии с программами:
- «От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой , М.А. Васильевой – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014 г.
- Региональная программа дошкольного образования Р.К.Шаеховой.
- Зарипова З.М., Шарипова Л.А., Р.Г.Кидрячова и др. «Методическое пособие «Говорим по-татарски»».
- Т.Б.Феличева, Т.В.Туманова «Дети с общим недоразвитием речи. Воспитание и обучение».
Образовательный процесс в дошкольном образовательном учреждении проводится с учётом принципа интеграции образовательных областей: социально-коммуникативное, познавательное, речевое, художественно-эстетическое и физическое развитие в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников. В основу организации образовательного процесса определён комплексно-тематический принцип с ведущей игровой деятельностью. Решение программных задач осуществляется в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников в разных формах совместной деятельности воспитателя с детьми, самостоятельной деятельности детей в процессе режимных моментов.
Основная направленность образовательной программы:
Квалифицированная коррекция недостатков в физическом и психическом развитии детей с нарушениями в развитии речи
Основными приоритетными направлениями в деятельности образовательного учреждения являются:
— охрана жизни и укрепление физического и психического здоровья детей;
-обеспечение, социально-коммуникативного, познавательного, речевого, художественно-эстетического и физического развития детей;
— воспитание с учетом возрастных категории детей гражданственности, уважение к правам, свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье-осуществление необходимой коррекции недостатков в физическом и психическом развитии детей;
— взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития детей;
— оказание консультативной и методической помощи родителям по вопросам воспитания, обучения и развития детей.
Приоритетное направление деятельности ДОУ по реализации программыдля групп комбинированной направленности – коррекция нарушений в речевом развитии детей.
Задачи психолого-педагогической работы по формированию физических, интеллектуальных и личностных качеств детей решаются интегрировано в ходе освоения всех образовательных областей наряду с задачами, отражающими специфику каждой образовательной области, с обязательным психологическим сопровождением.
Основные задачи программы:
- охрана жизни и укрепление физического и психического здоровья детей;
- обеспечение познавательно-речевого, социально-личностного, художественно-эстетического и физического развития детей;
- воспитание с учетом возрастных категорий детей гражданственности, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье;
- осуществление необходимой коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей;
- взаимодействие с семьями детей для обеспечения полноценного развития детей;
- оказание консультативной и методической помощи родителям (законным представителям) по вопросам воспитания, обучения и развития детей.
При реализации Программы учитываются региональные особенности климата, вносятся коррективы в образовательный процесс Учреждения.
Качественный состав педагогических кадров
(по состоянию на 01.09.15 г.)
Педагогический состав: 31 человек
Старший воспитатель – 1
Учитель-логопед — 1
Педагог – психолог – 1
Музыкальный руководитель – 1
Инструктор по физической культуре — 2
Воспитатели – 23
Воспитатели по обучению детей родному языку – 2.
Образовательный ценз педагогических работников
Образование | 2015-2016 | % |
Среднее | - | - |
Среднее профессиональное | 25,8 | |
Высшее | 67,7 | |
Н\з высшее | 6,4 | |
Всего: |
Квалификационный уровень педагогов:
Квалификационная категория | 2015-2016 | % |
Высшая категория | 6,4 | |
I категория | 67,7 | |
СЗД | 3,2 | |
Без категории | 22,5 | |
2. Научно-методическое и кадровое обеспечение
учебно-воспитательного процесса
Сведения о кадрах
№ | Ф.И.О. | Должность | Образование | Пед. стаж | Категория |
1. | Ахметшина Лейсан Флеровна | воспитатель | Высшее | - | |
2. | Габидуллина Фания Гумаровна | воспитатель | Ср. спец | ||
3. | Гусева Гульнара Завдатовна | воспитатель | Высшее | ||
4. | Гусева Наталья Евгеньевна | воспитатель | Высшее | ||
5. | Гущина Нурия Халиловна | воспитатель | Высшее | ||
6. | Дьяконова Татьяна Святославовна | воспитатель | Высшее | - | |
7. | Кадерлеева Ригина Рашитовна | воспитатель | Высшее | ||
8. | Красильникова Ольга Александровна | воспитатель | Высшее | - | |
9. | Кузнецова Надежда Николаевна | воспитатель | Незак высшее | СЗД | |
10. | Латипова Ильгиза Ринадовна | воспитатель | Высшее | ||
11. | Марданова Оксана Вячеславовна | воспитатель | Высшее | - | |
12. | Нечкина Екатерина Владимировна | воспитатель | Высшее | ||
13. | Никифорова Елена Михайловна | воспитатель | Ср. спец. | - | |
14. | Никишина Ирина Викторовна | воспитатель | Ср. спец. | ||
15. | Парамонова Вера Михайловна | воспитатель | Высшее | Высшая | |
16. | Ситдикова Людмила Юрьевна | воспитатель | Ср. спец. | ||
17. | Соболева Алсу Дамировна | воспитатель | Высшее | ||
18. | Суслова Гульнара Хамитовна | воспитатель | Высшее | - | |
19. | Танаева Ольга Николаевна | воспитатель | Ср. спец | ||
20. | Трофимова Айгуль Ринатовна | воспитатель | Не зак. высшее | ||
21. | Шабанова Любовь Александровна | воспитатель | Высшее | ||
22. | Шайхутдинова Чулпан Салиховна | воспитатель | Высшее | ||
23. | Юсупова Зубайда Сагдатзяновна | воспитатель | Ср. спец | ||
24. | Абакаева Светлана Тагировна | ст. воспитатель | Высшее | ||
25. | Гилязова Эльвира Наилевна | муз. руководитель | Высшее | ||
26. | Хасанова Рина Фаниловна | учитель-логопед | Высшее | Высшая | |
27. | Кашафутдинова Наиля Габдулхаевна | инструктор по ф/к | Ср. спец | ||
28. | Шеронова Елена Робертовна | инструктор по ф/к | Высшее | - | |
29. | Яппарова Нурания Миннахматовна | воспитатель по обуч. тат. языку | Высшее | ||
Сахабутдинова Эльвира Разифовна | воспитатель по обуч. тат. языку | Высшее | |||
педагог-психолог | Высшее |
2.1. Перспективный план аттестации и повышения квалификации педагогических кадров
№ | Ф.И.О. педагога | Должность | Последний срок прохождения | ||||||||
Аттеста ция | Повышение квалификации | ||||||||||
Ахметшина Лейсан Флеровна | воспита тель | - | 2015 ГАПОУ «Нижнекамский педагогический колледж», 72ч. | КА | К | ||||||
Габидуллина Фания Гумаровна | воспита тель | 2013, 1 кат. | 2013 НИСПТР 72 ч. | К | А | ||||||
Гусева Гульнара Завдатовна | воспита тель | 2013, 1 кат. | 2014 переподготовка ЕИ К(П)ФУ, 674 ч | П | К | А | |||||
Гусева Наталья Евгеньевна | воспита тель | 2014, 1 кат. | 2014 К(П)ФУ, 108ч. | КА | К | А | |||||
Гущина Нурия Халиловна | воспита тель | 2013, 1 кат. | 2015 ГАПОУ «Нижнекамский пед. колледж», 72ч. | К | А | ||||||
Дьяконова Татьяна Святославовна | воспита тель | - | 2015 ч. К(П)ФУ, 72ч. | КА | К | ||||||
Кадерлеева Ригина Рашитовна | воспита тель | 2014, 1 кат. | 2014 переподготовка ЕИ К(П)ФУ, 674 ч | ПА | К | А | |||||
Красильникова Ольга Александровна | воспита тель | - | 2015 ч. К(П)ФУ, 72ч | КА | К | ||||||
Кузнецова Надежда Николаевна | воспита тель | 2011, СЗД | 2015 окончит НИСПТР | А | К | ||||||
Латипова Ильгиза Ринадовна | воспита тель | 2014, 1 кат | 2014 ч. К(П)ФУ, 108ч | АК | К | А | |||||
Марданова Оксана Вячеславовна | воспита тель | . | 2015 ч. К(П)ФУ, 72ч | ПК | А | К | |||||
Нечкина Екатерина Владимировна | воспита тель | 2015, 1 кат. | 2015 ч. К(П)ФУ, 72ч | КА | К | ||||||
Никифорова Елена Михайловна | воспита тель | - | 2015 ч. К(П)ФУ, 72ч | К | А | ||||||
Никишина Ирина Викторовна | воспита тель | 2012, 1 кат. | 2015 ГАПОУ «Нижнекамский педагогический колледж», 72ч. | К | А | ||||||
Парамонова Вера Михайловна | воспита тель | 2013, высш. кат | 2015 ч. К(П)ФУ, 72ч | К | А | ||||||
Ситдикова Людмила Юрьевна | воспита тель | 2014, 1 кат | 2013 НИСПТР 72 ч. | А | К | А | |||||
Соболева Алсу Дамировна | воспита тель | 2014, 1 кат | 2014 переподготовка ЕИ К(П)ФУ, 674 ч | ПА | К | ||||||
Суслова Гульнара Хамитовна | воспита тель | - | 2014 переподготовка ЕИ К(П)ФУ, 674 ч | П | КА | К | |||||
Танаева Ольга Николаевна | воспита тель | 2013, 1 кат. | 2015 ГАПОУ «Нижнекамский педагогический колледж», 72ч. | К | А | ||||||
Трофимова Айгуль Ринатовна | воспита тель | 2012, 1 кат. | 2014 переподготовка ЕИ К(П)ФУ, 674 ч | П | К | А | |||||
Шабанова Любовь Александровна | воспита тель | 2012, 1 кат. | 2012 К(П)ФУ, 108ч | К | А | ||||||
Шайхутдинова Чулпан Салиховна | воспита тель | 2015, 1 кат.- | 2015 ГАПОУ «Нижнекамский педагогический колледж», 72ч. | КА | К | ||||||
Юсупова Зубайда Сагдатзяновна | воспита тель | 2014, 1 кат | 2013 НИСПТР 72 ч. | А | К | А | |||||
Абакаева Светлана Тагировна | ст. воспитатель | 2014, 1 кат | 2014 переподготовка ЕИ К(П)ФУ, 674 ч | ПКА | К | А | |||||
Гилязова Эльвира Наилевна | муз. руководитель | 2011, 1 кат. | 2011 НИСПТР 72 ч. | К | А | ||||||
Хасанова Рина Фаниловна | учитель-логопед | 2013, высш. кат | 2015 Международный институт речевой патологии. г.Москва, 72ч. | К | А | ||||||
Кашафутдинова Наиля Габдулхаевна | инструктор по ф/к | 2014, 1 кат | 2014 ч. К(П)ФУ, 72ч | КА | К | А | |||||
Шеронова Елена Робертовна | инструктор по ф/к | - | - | К | А | ||||||
Яппарова Нурания Миннахматовна | воспитатель по обуч. тат. языку | 2012, 1 кат | 2015 ч. К(П)ФУ, 72ч | К | А | ||||||
Сахабутдинова Эльвира Разифовна | воспитатель по обуч. тат. языку | 2014, 1 кат. | 2014 переподготовка ЕИ К(П)ФУ, 674 ч | ПА | К | А | |||||
Чувашова Анастасия Александровна | педагог-психолог | 2013, 1 кат | 2014 ФГБОУ ВПО «Московский гос. университет культуры и искусств» филиал г. Набережные Челны, 72 ч. | К | К | А |
2.2. Сведения о самообразовании педагогов. Распространение и внедрение передового педагогического опыта
Рекомендуемые страницы:
lektsia.com
Основные направления развития ребенка в дошкольном учреждении в условиях ФГОС ДО
Родителям о ФГОС ДО. Уважаемые родители!
Родителям о ФГОС ДО Уважаемые родители! С 1 января 2014 года введен в действие Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО). Что такое Федеральный государственный
ПодробнееФункции ФГОС дошкольного образования
Функции ФГОС дошкольного образования функция сохранения единого образовательного пространства в условиях содержательной и организационной вариативности дошкольного образования функция повышения качества
ПодробнееПоложение Об ООП ДО. 2015г.
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «Детский сад 4 «Лебёдушка» общеразвивающего вида городского округа Стрежевой» (МДОУ «ДС 4 «Лебёдушка») ПРИНЯТО: Педагогическим советом МДОУ «ДС 4 «Лебёдушка»
ПодробнееИзучаем ФГОС дошкольного образования
Изучаем ФГОС дошкольного образования ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ совокупность обязательных требований к дошкольному образованию. Утвержден приказом Министерства
ПодробнееФГОС ДО, ЕГО СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ
ФГОС ДО, ЕГО СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ ФГОС Единство образовательного пространства Зона ближайшего развития Индивидуализация образования Образовательная область Педагогическая диагностика
Подробнее3. Содержание и структура Программы.
— развитие личности детей дошкольного возраста в различных видах общения и деятельности с учётом их возрастных, индивидуальных психологических и физиологических особенностей. 2.2.Задачи образовательной
ПодробнееВыступление на педсовет
Выступление на педсовет Московская Елена Юрьевна, заместитель заведующего МБДОУ детский сад комбинированного вида «Рябинка» г.п.барсово Телефон: 8 (3462) 740-502, с.89222494056. [email protected]
ПодробнееСравнительный анализ ФГТ и ФГОС ДО
Сравнительный анализ ФГТ и ФГОС ДО Требов ания ФГОС Орган изация образо ватель ного процес са Показатели ФГТ ФГОС Цель дошкольного образования П.2.2. Программа определяет содержание и организацию образовательного
ПодробнееКраткая презентация Программы
Краткая презентация Программы ориентирована на родителей (законных представителей) детей и доступна для их ознакомления (информация в родительских уголках групп и на сайте http://dsgorklyuch.omr.obr55.ru/).
ПодробнееОбеспечение образования
Обеспечение образования Об уровне образования Дошкольное образование как первая ступень в системе непрерывного образования. Дошкольное образование — это начальное звено в системе непрерывного образования,
ПодробнееТема: Внедрение ФГОС в ДОУ.
Тема: Внедрение ФГОС в ДОУ. (федеральный государственный общеобразовательный стандарт в дошкольном общеобразовательном учреждении). Цель: знакомство родителей с особенностями построения образовательного
Подробнееdocplayer.ru
Содержание образовательных областей по ФГОС ДО
В ФГОС ДО все направления развития и образования дошкольников представлены в пяти образовательных областях: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие и физическое развитие. Основные задачи образовательных областей можно посмотреть здесь.
А в данной статье мы разберем содержание каждой области, то есть выясним, что входит в то или иное направление развития и образования.
Такая структуризация будет достаточно условной, так как многие личностные качества (самостоятельность, инициативность и др.), а также знания, умения и навыки воспитанников развиваются и формируются при обязательном учете принципа интеграции образовательных областей и комплексно-тематического принципа построения образовательного процесса.
Например, эмоциональное или творческое развитие дошкольников нельзя «вставить» в какую-то одну образовательную область. Эмоциональность и творчество развиваются во всех сферах деятельности детей.
Тем не менее, основное содержание образовательных областей такое:
- Социально-коммуникативное развитие:
— нравственное воспитание,
— патриотическое воспитание,
— правовое воспитание,
— гендерное воспитание,
— коммуникативное развитие,
— трудовое воспитание,
— формирование основ безопасности жизнедеятельности.
- Познавательное развитие:
— ознакомление с окружающим социальным миром,
— ознакомление с окружающим природным миром,
— ознакомление с окружающим предметным миром,
— формирование элементарных математических представлений,
— экспериментирование и исследовательская деятельность,
— сенсорное развитие.
- Речевое развитие:
— формирование звуковой культуры речи,
— формирование словаря,
— формирование грамматического строя речи,
— развитие связной речи,
— развитие речевого творчества,
— ознакомление с художественной литературой,
- Художественно-эстетическое развитие:
— развитие восприятия произведений искусства и литературы,
— музыкальное развитие,
— рисование,
— лепка,
— конструирование,
— аппликация.
- Физическое развитие:
— охрана и укрепление здоровья,
— развитие физических качеств,
— формирование представлений о здоровом образе жизни.
Уважаемые педагоги! Если у Вас есть вопросы по теме статьи или есть сложности в работе по этому направлению, то пишите в комментарии. Обязательно помогу.
Головина Бэла Геннадьевна, администратор сайта.
Комментирование и размещение ссылок запрещено.
detstvogid.ru
|
edu.mari.ru
Образовательные области | Компоненты образовательных областей |
Социально-коммуникативное развитие (ссылка) | Социально-коммуникативное развитие направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в Организации; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе. |
Познавательное развитие(ссылка) | Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.), о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира. |
Речевое развитие (ссылка) | Речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте. |
Художественно-эстетическое развитие (ссылка) | Художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.). |
Физическое развитие (ссылка) | Физическое развитие включает приобретение опыта в следующих видах деятельности детей: двигательной, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость; способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также с правильным, не наносящем ущерба организму, выполнением основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны), формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с правилами; становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере; становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.). |
studfiles.net
Направления деятельности ДОУ
Направления деятельности
МБДОУ № 75 г.Шахты обеспечивает осуществление образовательной деятельности с учетом уровня, вида и направленности реализуемых образовательных программ, формы обучения и режима пребывания воспитанников.
Цель и задачи образовательной деятельности определяются Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155) и Уставом МБДОУ № 75.
Направления развития и образования детей МБДОУ №75:
• социально-коммуникативное развитие;
• познавательное развитие;
• речевое развитие;
• художественно-эстетическое развитие;
• физическое развитие.
Педагог-психолог Мазина Алёна Константиновна
развивает у дошкольников эмоциональную отзывчивость, сопереживание, становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий. Неоценимую помощь в реализации поставленных задач нам оказывают родители, активно участвующие во всех наших творческих начинаниях.
Семейный конкурс «Моя родословная»
Алёнушка и Ванюшка Толстоусовы представляют историю своей семьи.
Интересно и увлекательно воспитатель Арутюнян Аида Тельмановна знакомит ребят с формой,цветом, размером, материалом, количеством,рассказывает о числе, части и целом.
Встречи с ветеранами Великой Отечественной войны не только оказывают на детей сильное впечатление, но и способствуют непосредственно и проникновенно формировать у дошкольников чувство патриотизма. представления о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках.
В гостях у ребят участник ВОВ, орденоносец — Долгополов Станислав Несторович
Основными задачами развития речи в детском саду являются обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.
В непосредственно образовательной деятельности, в совместной деятельности с воспитателем, самостоятельной творческой деятельности детей, на праздниках и развлечениях осуществляется формирование элементарных представлений о видах искусства; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; восприятие музыки, художественнойлитературы,фольклора.
Здоровье детей, посещающих ДОУ, является предметом пристального внимания педагогического коллектива. Наши воспитатели полностью разделяют взгляды В.А.Сухомлинского, считающего, что «забота о здоровье детей – важнейший труд воспитателя», а «…во главе педагогических мероприятий, проникая через всю воспитательную работу, должна стать забота об укреплении здоровья ребенка».
Зимний спортивный праздник в детском саду.
Физическое развитие детей в детском саду позволяетприобрести опыт в двигательной деятельности, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость; способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, формированию начальных представлений о некоторых видах спорта, овладению подвижными играми с правилами; становлению ценностей здорового образа жизни.Команда девочек нашего дошкольного учреждения, занявшая второе место в областных соревнованиях по гимнастике (2015г.) в рамках программы «Лига детских садов».
Данные мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения образовательной программы МБДОУ №75, включающий два компонента: мониторинг образовательного процесса, осуществляющийся через отслеживание результатов освоения образовательной программы, и мониторинг детского развития, проводимый на основе оценки развития интегративных качеств ребенка, свидетельствует, что дошкольное учреждение обеспечивает выполнение ФГОС ДО по основным направлениям развития ребенка. Анализ уровня готовности к обучению в школе свидетельствует об эффективности используемых методов работы.
www.mbdou-crr75shahty.ru
Дополнительное образование в ДОУ по ФГОС. Методы и примеры дополнительного образования в детском саду
Активное внедрение новых образовательных стандартов обусловило необходимость пересмотра отдельных элементов учебно-воспитательного комплекса и поиска новых путей совершенствования педагогической деятельности. Дополнительное образование в ДОУ — одна из приоритетных сфер системы образования нового поколения, реализация которой позволяет быстро улучшить общие результаты освоения дошкольниками программного минимума, а также решить ряд приоритетных задач:
- внедрить позитивные изменения, основанные на создании возможностей для наиболее полного удовлетворения образовательных потребностей подрастающего поколения;
- создать необходимые условия для развития индивидуальных талантов и способностей малышей;
- повысить показатели качества работы кадрового состава за счет привлеченных педагогов.
Организация дополнительного образования в ДОУ
Внедрение Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) выступает одним из наиболее актуальных вопросов образования. Документ предполагает, что реализация учебно-воспитательного комплекса в детском саду происходит путем объединения основного и вариативного образования. Поэтому организация дополнительного образования в ДОУ должна характеризоваться:
- дифференцированностью, то есть возможностью использования программных разработок для обучения детей с разными стартовыми возможностями;
- деятельностным характером — ориентированностью на развитие личности ребенка;
- направленностью на повышение социализации воспитанников.
Проектирование системы дополнительного образования в детском саду — сложный многоэтапный процесс, который может быть осуществлен только при обстоятельной пошаговой проработке, предусматривающей:
- Определение спектра востребованных услуг дополнительного образования. В данном случае руководителю ДОУ важно действовать, опираясь на пожелания потребителей услуг — детей и их родителей, мнение которых можно учесть в ходе проведения фронтальных опросов, бесед, групповых консультаций.
- Подготовка проекта, основанного на соотнесении родительских пожеланий, материально-технических и кадровых ресурсов, программы развития детского сада и других ключевых элементах обеспечения учебно-воспитательного процесса.
- Назначение ответственный педработников по каждому выбранному направлению вспомогательной воспитательной работы, которые обязаны подготовить документы по перспективному планированию и приобщиться к решению ключевых организационных вопросов.
- Формирование нормативной базы: подготовка приказов о предоставлении в детском саду платных образовательных услуг, проектов договоров с родителями, внесение изменений в должностные инструкции педработников.
- Проведение информативно-ознакомительной компании: организация бесед с воспитателями по поводу участия в реализации комплекса допобразования, общесадовского родительского собрания, подготовка информационных листов и памяток для членов семей, проведение выставок детских работ, концертов, «дней открытых дверей» и других мероприятий, иллюстрирующих потенциал новых образовательных услуг.
- Подписание договоров с заинтересованными родителями и специалистами.
- Обеспечение контроля качества оказываемых услуг, налаживание функций обратной связи с представителями семей.
В структуре дополнительного образования важно выделять бесплатные и платные образовательные услуги, разницу между которыми должны знать все участники учебно-воспитательного процесса. Бесплатные интегрируются с основным учебным планом, по сути являясь его вариативными элементами, а значит их реализация способствует снижению нагрузки на ребенка, в то время как платные услуги, реализуемые в ДОУ, не входят в программный базис, а потому финансируются исключительно за счет средств заинтересованных родителей, а не федерального бюджета. Вместе с тем независимо от характера услуг ценность дополнительного образования остается неизменно высокой ввиду возможности расширения навыков учебной деятельности воспитанников, проектированию полученых знаний и закрепленных умений в реальном жизненном пространстве, созданию положительной мотивации для дальнейшего саморазвития детей и ведения творческого поиска.
Направленности дополнительного образования в ДОУ
Комплекс вариативных расширений программного минимума характеризуется большим разнообразием направлений, охватить в рамках работы единого педагогического коллектива не представляется возможным. Основные
направленности дополнительного образования в ДОУ сформированы, поэтому руководитель детского сада, опираясь на мнение воспитателей и родительской общественности, вправе выбирать тематику вспомогательной учебно-воспитательной деятельности, которая в условиях конкретного детского сада будет оптимальной. При принятии этого решения важно учитывать:
- Профессиональные возможности и потенциал кадрового состава.
- Содержательные особенности образовательного комплекса, нуждающиеся в усилении за счет вариативных форм (так, при значительном снижении показателей здоровья воспитанников целесобразно первоочередно реализовать физкультурно-оздоровительные программы).
- Вероятность расширения и усовершенствования материально-технической базы.
Программы дополнительного образования в ДОУ | Особенности применения |
Художественно-эстетического цикла |
Ввиду того, что художественно-эстетическое воспитание является одним из базовых методов формирования личностных качеств дошкольника в вопросах осознания нравственной стороны действительности, получения образного опыта, в рамках данного цикла представлен комплекс программных разработок, основанных на приобщении воспитанников к различным видам искусства:
Дополнительное образование дошкольников художественно-эстетической направленности реализуется через стимулирование развития творческого начала в процессе речевой и музыкальной деятельности, оформления авторских работ, создания композиций, знакомства с различными методами и формами творчества. |
Этнокультурные | Этнокультурологическое воспитание в детском саду базируется на идее знакомства детей с историческим прошлым народа, национальными традициями, основами краеведения, поэтому оно тесно связано с привитием патриотических ценностей и может представляться в рамках единого комплекса. |
Культурологические | В ходе занятий, реализуемых в рамках данного направления, создаются условия для всестороненнго образования детей в вопросах культурологического минимума: норм поведения и общения, построения социальных связей. |
Интеллектуально-развивающие | Интеллектуально-развивающее направление соответствует приоритетным образовательным потребностям родителей, стремящихся в полной мере реализовать природные возможности ребенка. Расширение интеллекутального потенциала воспитанников в ходе занятий осуществляется посредством развивающих игр, тренингов, экспериментаторской и проектной деятельности. |
Коммуникативно-речевые |
Востребованность логопедических услуг обуславливает необходимость обязательного включения в комплекс допобразования коммуникативно-речевых занятий, направленных на:
|
Экологические | Возрастание значимости деятельности человека в природе обуславливает необходимость систематически расширять и дополнять представления детей о мире живой природе, формировать основы экологического миропонимания. Благодаря дополнительным занятиям по экологическому профилю дети участься осознавать суть причинно-следственных связей, прогнозировать простые природные явления, проявляют гуманность и охотно принимают участие в природоохранной деятельности. |
Физкультурно-оздоровительные | Педагогическая работа по данному направлению может реализоваться как силами ДОУ (путем включения в комплекс образовательных услуг дополнительных занятий различной направленности — гимнастики, танцев, оздоровительных тренировок), так и на базе построения комплексной модели сотрудничества с ближайшими объектами социальной инфраструктуры (спортивными школами, танцевальными классами). |
Разработка программы дополнительного образования в ДОУ воспитателем
Чтобы учебно-воспитательный комплекс в детском саду отвечал потребностям детей и родителей в полной мере, необходимо обеспечить вариативность его содержания, что в полной мере относится и к дополнительному образованию в ДОУ, в том числе к кружковой работе. Воспитатель самостоятельно готовит программу, учитывая запросы детей, семьи, образовательного учреждения, местные традиции, а также собственные интересы и умения. С целью реализации требований ФГОС педагогам следует перерабатывать свои программы в соответствии с требованиями времени. Организация дополнительного образования должна решать такие задачи:
- формирование социально-востребованных знаний и навыков у детей: умений самостоятельно ставить цели и добиваться их, адаптироваться к новым социальным условиям, проявлять активность;
- развитие творческих способностей, любознательности и самостоятельности у воспитанников.
Для реализации поставленных задач в работу следует включать метод проблемного обучения, исследовательскую и проектную деятельность, задания, предполагающие работу с информацией.
Примером удачно организованной дополнительной деятельности является создание мультфильма, который для детей является очень привлекательным и включает различные виды детской деятельности: игровую, речевую, изобразительную, познавательную, музыкальную и пр. В процессе работы над мультфильмом у воспитанников развивается активность, любознательность, способность контролировать свое поведение, эмоциональная отзывчивость, умение коммуницировать с окружающими и т.д.
В общем случае алгоритм разработки программы выглядит следующим образом:
- анализ образовательных задач, исходных данных и потребностей;
- определение целей учебно-воспитательной деятельности;
- изучение требований нормативных документов;
- составление программно-методического комплекта;
- определение структуры программы;
- планирование образовательного процесса;
- выбор критериев контроля;
- определение критериев освоения программы.
Результатом обучения детей по программе дополнительного образования в детском саду выступает достижение ими планируемого уровня развития личностных качеств, формирование определенного объема знаний, навыков и умений. Контроль знаний, умений и навыков позволяет выполнять обучающую, воспитательную, проверочную, корректирующую функции. При этом проверочные средства должны соответствовать содержанию учебной программы.
Как определить, что программа допобразования является пригодной для использования в учебном процессе? Стоит проанализировать ее на соответствие таким требуемым характеристикам:
- актуальность – помогает ли программа решить существующие проблемы обучения;
- прагматичность – соответствует ли она требованиям сегодняшнего и завтрашнего дня;
- реалистичность – насколько возможной является полная реализация программы;
- контролируемость – возможность измерить достижение результатов в процессе и после прохождения программы;
- вариативность – насколько программа может адаптироваться при отклонениях от намеченного плана.
Система дополнительного образования в ДОУ: организация кружков
Кружки представляют собой свободное и неформальное объединение детей в группу для занятий, основанных на их интересах. Работа в тематических объединениях строится на базе дополнительного материала к задачам программы и осуществляется под руководством воспитателя. Организация кружков в системе дополнительного образования в ДОУ помогает повысить качество учебно-воспитательного процесса.
По ФГОС кружки как форма допобразования выполняют такие функции:
- образовательная: воспитанники получают возможность развивать свои познавательные потребности, умения, навыки в интересной для них области;
- социально-адаптивная: дети приобретают социально значимый опыт взаимодействия, испытывают «ситуацию успеха», учатся правильно самоутверждаться;
- коррекционно-развивающая: воспитанники развивают творческие, интеллектуальные и физические способности;
- воспитательная: методика работы, ее содержание влияет на развитие личности, коммуникативных навыков, воспитывает социальную ответственность, чувство коллективизма.
Использование кружковой деятельности в детском саду может преследовать следующие цели:
- углубление базовых знаний, опережающее или компенсирующее развитие;
- при работе с одаренными детьми ознакомление с областями знаний, которые не вошли в государственную Программу;
- развитие самопознания, саморегуляции, навыков межличностных коммуникаций.
Кружки как одна из форм дополнительного образования в ДОУ регулируется такими документами, как образовательная программа ДОУ, которая утверждена приказом руководителя, уставом, Положением о кружке, планом работы на год, Программой, которая включает цели и задачи, описывает планируемый результат от посещения детьми кружка, расписанием, списком воспитанников, документами, которые позволяют определить результативность работы кружкового объединения (диагностические карты).
Для успешной организации работы кружка педагог должен следовать такому алгоритму:
- Ознакомление с нормативно-правовой базой.
- Поиск потребностей ДОУ, детей и родителей.
- Анализ результатов усвоения детьми госпрограммы дошкольного образования.
- Разработка программы и плана на учебный год, их утверждение у руководства ДОУ.
- Реализация запланированной работы в кружке.
- Анализ полученных результатов.
- Демонстрация результативности обучения педагогам и родителям.
Стоит помнить, что участие в кружках является добровольным. Детям должно быть интересно и комфортно на занятиях, а для этого следует грамотно организовать рабочее пространство, предоставить детям возможность заниматься по силам, делать подачу материала в легкой, игровой форме.
Воспитатель, который организует кружок, может выбирать различные формы взаимодействия:
- с детьми: развивающие занятия, прогулки, экскурсии, участие в конкурсах;
- с педагогами (речь идет преимущественно о наставничестве молодых специалистов): консультации, семинары и вебинары, мастер-классы;
- с родителями: доклады, консультации, беседы, информирование через сайт.
Кружки также могут различаться по направлению развития: физическое, познавательно-речевое, социально-личностное, художественно-эстетическое. Тематика выбирается в зависимости от интересов детей и задач педагога. При составлении программы дополнительного образования в детском саду следует учитывать возрастные особенности детей, их опыт, нормы нагрузки, а также необходимость согласования основной и вариативной программы образования в ДОУ.
Разработанная программа оформляется по такой схеме:
- Титульный лист.
- Пояснительная записка с указанием актуальности, целей, задач работы.
- Ожидаемые результаты.
- Учебно-тематическое планирование.
- Методы диагностики, диагностические карты.
- Список используемой литературы.
Таким образом, дополнительное образование в ДОУ позволяет значительно расширить имеющийся методологический инструментарий педагога. Однако достижение поставленных результатов возможно, если у воспитанников сохраняется высокий интерес и мотивация. Поэтому воспитателю следует провести тщательную подготовку к дополнительным занятиям, убедиться в их эффективности и актуальности.
www.resobr.ru