Национальный костюм карелов: описание, фото

Национальный костюм карелов – вопрос, до сих пор изучаемый историками, которые ориентируются на данные археологических раскопок и другие источники информации. Какой в древности была одежда народа, численность которого в настоящий момент составляет около 60 тысяч человек (если верить данным последней переписи), доподлинно неизвестно. Однако ученым удалось установить, как одевались его представители в 18 веке и позднее.

Одежда — особенно предназначенная для повседневной носки — не должна была стеснять движений, от нее требовались удобство и простота. Национальный костюм карелов часто создавался с помощью самых доступных материалов. Большинство людей самостоятельно изготавливали «основу». Для этого заводились овцы, поля засеивались коноплей и льном.

Национальный костюм карелов часто шился с применением конопляной нити, в особенности это касалось одежды для рабочих. Верхняя одежда изготавливалась из полушерстяных тканей, обладающих льняной основой. Не отказывались представители этого народа и от фабричных материалов, посещая ярмарки и торговые лавки для приобретения кумача, ситца.

Выбор материала, из которого изготавливался национальный костюм карелов, зависел и от материального положения человека. Богачи нередко предпочитали дорогие ткани, используя для пошива традиционной одежды шелка, парчу. Обувь производилась из шкур, к ним же прибегали при создании шапок, перчаток.

Как одевались мужчины

Если сравнивать одежду представителей противоположных полов, мужской наряд проигрывал женскому в плане оригинальности. Рубаха-косоворотка, напоминающая тунику, порты, традиционный пояс – такой носили карелы национальный костюм. Фото показывают, что они редко забывали дополнить его головным убором.

Представители сильного пола надевали сорочки двух видов. Это могла быть короткая рубашка, изготовленная изо льна, наделенная стоячим узким воротником. Или длинный вариант, который надевался навыпуск, доставал до колен, изготавливался из домотканого холста. Штаны не отличались разнообразием: узкие, суконные. Рубашки часто дополнялись шейными платками.

Пояса, которые являлись неизменной частью карельского костюма, в большинстве случаев производились из кожи, также могли быть вязаными. Подпоясывались мужчины традиционно в два оборота. Наряды детей ограничивались рубашками, первые штаны подростку полагались лишь после первого участка, лично им вспаханного.

Что носили женщины

Как выглядит национальный костюм карелов, предназначенный для прекрасного пола? Дамы дополняли традиционную рубаху либо юбкой, либо сарафаном. Если надевался сарафан, пояс прятался под него. Отказываться от этого элемента гардероба считалось дурным знаком — пояса для женщин служили своеобразными оберегами, спасающими от демонов. Сарафан принято было сочетать с передником, отличавшимся от него по цвету.

Немного иначе выглядел комплект, предназначенный для праздника. В этом случае передник имел завязки, расположенные на спине, и дополнялся яркой лентой. По ней можно было понять, замужем девушка или еще пребывает в поиске суженого. В первом случае этот кусок материала завязывался спереди, во втором – на боку.

При подготовке праздничного облачения повышенное внимание уделялось платку. Аксессуар создавался из дорогих материалов, украшался вышивкой, бахрома отсутствовала. Вещь набрасывалась на плечи, концы соединялись на груди.

Особенности верхней одежды

Какой национальный костюм у карелов предназначался «для улицы»? В большинстве случаев такая одежда производилась из домотканого сукна, холста, использовался мех. Кафтан был практически одинаковым у представителей обоих полов. Спинка могла быть прямой или отрезной, часто обладала сборками по талии, на спине. Рукава в основном делались длинными.

Шубы карелами использовались чаще всего в длительных путешествиях. Модели разнообразием не отличались: тулупы или одежда «в талию». Для их создания бедные люди использовали овчину, богатые предпочитали мех зайцев, лис. Пуговиц могло быть две-три.

В холодное время года также применялись шерстяные шарфы, платки. Рукавицы делали из меха, кожи, популярностью пользовались и варежки, вязаные из овечьей шерсти.

Как выглядела обувь

Обувь – элемент, без упоминания которого нельзя полностью охарактеризовать национальный костюм карелов. Описание этой детали гардероба стоит начать с классических сапог, которые изготавливались из сыромятной кожи. Для такой обуви было характерно отсутствие каблука и удобная мягкая подошва. Северные карелы отдавали предпочтение меховым моделям, носы делались загнутыми кверху.

Типичная рабочая обувь – сапоги, именуемые бахилами. Они отличались широкими голенищами, производились в основном из кожи. Также популярностью пользовались берестяные лапти, особенно если предстояла «грязная» работа. Изготавливались они без застежек, с виду напоминали галоши. Постепенно «домашние» изделия вытеснялись фабричными моделями.

Головные уборы, украшения

Головные уборы – это то, без чего не представляли себе карелы национальный костюм. Фото классических вариантов отличаются разнообразием. Среди древнейших головных уборов можно упомянуть накомарник, который в основном надевался перед работой в лесу. Изделие имело вид капюшона, шилось из белого холста.

В холодные месяцы мужчины отдавали предпочтение шапкам, изготовленным из заячьего либо овечьего меха. Внешне они выглядели практически как современные ушанки. Незамужние барышни носили платки, повязки, а дамы, состоящие в браке, украшали головы повойниками, сверху дополненными платками. Декору головных уборов уделялось повышенное внимание: применялись жемчужные поднизи, вышивка.

Вышивка – один из излюбленных методов украшения одежды, которым активно пользовались карелы испокон веков. Мотивы узоров отличались величавостью, торжественностью. Мастерицы любили образы фантастических животных, птиц. Вышивка применялась при производстве рубашек, сарафанов, головных уборов. Также женщины не ограничивали себя в традиционных украшениях, выбирая изделия из жемчуга, золота, серебра.

Таковы основные черты, которыми обладали карельские национальные костюмы.

fb.ru

описание, история и интересные факты :: SYL.ru

Племя карел входит в состав угро-финской (финно-угорской или прибалтийско-финской) группы племен и одно из немногих сохранило свою этническую самоидентичность. В этой статье мы не только вспомним об особенностях расселения и быта этих племен, но и рассмотрим вопрос о том, какой национальный костюм у карелов был, как он трансформировался с изменениями их уровня жизни и народного творчества.

История расселения

История расселения племени карел связана с северо-западом государства российского, то есть с заселением Карельского перешейка между Балтийским морем и Ладожским озером, а также территорий между Ладожским и Онежским озерами. И восходит она к VI веку. Откуда точно пришли на эти земли карелы, сказать сложно. Однако финно-угры пришли сюда с земель нынешней Финляндии, от Уральских гор и с территории современной Прибалтики. И поселения свои основывали на землях, примыкающих к образовавшемуся приблизительно в то же время торговому пути «из варяг в греки», по берегам рек и озер.

Особенности развития карел

По тем временам уровень развития племен этой группы был невысоким: в основном они занимались охотой, рыболовством, собирательством и бортничеством. Земледелие было на низком уровне — подсечно-огневое, а ремесел не было вообще. И торговлей эти племена не занимались. Только когда на те же земли пришли славянские племена (кривичи и ильменские словене в основном) и расселились рядом, по соседству, основывая свои поселения бок о бок с угро-финскими, возник между группами племен-соседей эффективный диалог, сводившийся первоначально к товарообмену. Совместно давали они отпор и грабившим местные поселения варяжским воинам-скандинавам.

В связи с особенностями быта формировались и особенности национальной одежды. Карелы в древности носили просторную, простую по крою одежду, сшитую из доступных для них материалов — льна, пестряди, шерсти, холстины и др. Чаще всего у мужчин это были прямые штаны и рубахи без украшений вышивкой, подпоясанные кушаком. У женщин длинные прямого же кроя свободные юбки и туникообразные длинные рубахи. Рубахи имели разрез на спине. Украшались они по подолу и рукавам тесьмой и серебряными нитями. Обувь также была незатейливой, с высоко поднятым носом.

Женские костюмы

К XIX веку национальный костюм народов карел претерпел сильные изменения в связи с качественным ростом уровня жизни и развитием ремесел и народного творчества. Так, предпочиталась тканая одежда, украшенная вышивкой, шитьем, вязанием, которая показывала умелость и трудолюбие мастериц.

Как выглядит национальный костюм карелов-женщин сейчас?

Постепенно у женщин туникообразная рубаха сменилась на двухчастную. Нижняя ее часть — холщевая — ткалась в домашних условиях, а рукава шились из более тонкой и дорогой покупной ткани.

Верхняя, нарубашечная, часть костюма могла быть или юбкой, или сарафаном (что наблюдалось несколько чаще). Юбка шилась многослойной, из пяти-шести полотнищ. К такой юбке полагалась приталенная кофта-рубаха. Но был и другой тип юбки — простой, нешитый, а собранный из кусков домотканого холста или полушерстяной суконной ткани. Такие юбки имели в виде украшения продольные или поперечные полосы разной ширины и цветовой гаммы.

Другой вариант нарубашечной одежды — сарафан — первоначально собирался из кусков ткани в виде косых клиньев и имел широкие полукруглые проймы. Он делался, как и просторная рубаха, из холстины. Но позже, с развитием торговли, появился более сложный фасон сарафана из полушерстяной или хлопчатобумажной ткани. Он имел прямой силуэт и часто не имел швов, отчего назывался «круглый».

На сарафан или юбку надевался хлопчатобумажный или холщевый передник до подола, прямого кроя. Его украшали снизу скрученными в спирали нитями разных ярких цветов.

Разновидности костюмов у женщин

Как выглядит национальный костюм женщин в разных местах расселения племен? В каждом уезде были свои особые отличия и особенности национальных костюмов карелов. Окружающий мир, особенности климата, быта, традиций формировали их в соответствии с расселением и развитием отдельных карельских племен.

Так, на севере Карелии сверху на плечи накидывали специальный платок.

А на заонежских землях молодые девушки под основную юбку поддевали нижнюю из белой сетки, сплетенной из конского волоса. Ее украшали жемчугом. А общий костюм дополняли серьги в виде бабочек.

В Поморье девушки покрывали волосы повязкой «перо» из жемчужных ниток, закрепленных на служенной в несколько слоев косынке. Жемчуг был излюбленным украшением в этих местах. Из него делали и броши, которые крепились к шали. Интересен был и крой рукава рубахи. Его называют «польским»: свободный рукав в нижней части плеча у локтя подвязывался нарядными лентами, образуя «фонарь». На ворот надевался ажурный кружевной воротник, который также часто украшался жемчужинами. Образ дополняла жемчужная бижутерия. К нагрудным цепочкам женщины крепили ножи в ножнах. Их рукояти были украшены орнаментами-оберегами.

Описание национального костюма карелов для детей очень напоминает костюм для взрослых. У девочек отличается головным убором в виде налобной ленты или повязки.

Трансформация мужского карельского костюма

Какой национальный костюм был у карелов-мужчин, описать несложно. Ведь за долгое время он претерпел незначительные изменения.

Свободного туникообразного кроя рубаха, как и прежде, подвязывалась кушаком. Но изменила форму ворота и стала напоминать косоворотку. Обычно она носилась поверх прямых и свободных холщевых или суконных портов, заправленных в голенища кожаных сапог. В некоторых случаях длинная косоворотка заменялась более узкой и короткой красного цвета рубахой с воротом-стойкой, пошитой из коленкора или льна. Рукава в таких рубахах были прямые по крою и не имели манжет. А подмышки оформлялись вставками в виде клинообразных заплат. Воротник рубахи украшался сверху надетым шейным платком с разнообразными орнаментами. Что касается расцветки, то карелы очень любили набивку «в горошек» или прямую клетку темных и светлых цветов.

Достаточно разнообразны и головные уборы мужчин-карел: в теплое время — фуражки или шляпы из легких материалов, в зимнее — шапки из сукна или меха или двухчастные шапки, в которых основная часть была сделана из ткани, напоминающей бархат, а опушка — из меха.

Рабочая и верхняя одежда в национальных костюмах карелов

Костюмы для труда карелы изготавливали из дешевого добротного домотканого полотна. Особых украшений не использовали. Подпоясывали кушаками, сделанными традиционно из кожи и сплетенными или связанными из шерсти или льна. Для тепла и от насекомых надевали не застегивающиеся куртки-фуфайки из шерсти или серого цвета кафтаны с длинными рукавами, которые застегивались на левую сторону. В очень холодную погоду надевали шубы или тулупы из овчины и теплые шапки из меха. Летом от москитов поверх обычной одежды надевали белого цвета холщовый балахон.

В качестве дополнения летом и осенью в лес или на реку, озеро карелы надевали специальную противомоскитную сетку из конского волоса. Зимою непременно использовали рабочие рукавицы из меха или связанные из собачьей шерсти. В другое время года их шили из холста или кожи.

Ремесленники подпоясывались длинным кожаным фартуком прямого кроя, а волосы подвязывали по лбу кожаным ремешком.

Изменения в обуви карел

Почти все карелы изготавливали обувь из сыромятной кожи. У женщин — мягкие боты или сапожки, у мужчин — сапоги с высоким (под колено) голенищем на плоской мягкой подошве. Каблуков в карельской обуви не делали. Для работы мужчины шили себе выворотные сапоги с широкими голенищами из мягкой кожи. В теплое время года, как и славяне, плели обувь из бересты — лапти или берестяные сапоги. Современные карелы носят обувь, привычную нам. Обычно они покупают ее в магазинах и на рынках, а изготавливают на фабриках.

www.syl.ru

Традиционная одежда карел — Славянская культура


Одежда любого народа может много рассказать и о его хозяйственных занятиях, и о культурных контактах с проживающими по соседству народами. В одежде карел можно выделить два слоя, отражающие хронологически разные исторические эпохи. Более древний — это одежда, близкая по покрою и материалу к одежде западных финнов, води, вепсов. Более поздними по времени являются русские заимствования в одежде.

Благодаря раскопкам мы располагаем довольно ранними сведениями об одежде карел. Археологические материалы из могильников позволяют установить не только сорта тканей, формы украшений, но и дать реконструкции типов одежды. Хорошая сохранность одежды в значительной мере объясняется обилием бронзовых украшений и нашивок, консервирующих текстильную основу.

Восстановленная по материалам могильников женская одежда отличалась индивидуальностью, зависящей не только от личных вкусов, но и от возрастных и социальных показателей. Например, одна из женщин из могилы Кекомяки-1 была одета в тонкую льняную рубаху, отделанную тесьмой с серебряной нитью и застегнутую у ворота орнаментированной пластинчатой фибулой. Поверх нее было одето белое шерстяное одеяние без рукавов, скрепленное на плечах выпуклыми фибулами со «звериным» орнаментом, от которых спускались железные цепи, заканчивающиеся с левой стороны ножом с орнаментированной рукоятью в ножнах. Костюм дополнялся темно-серым шерстяным передником, который был украшен по низу широкой полосой из медно-бронзовых пронизок. Однако, к сожалению, между описанными археологическими материалами и этнографическими данными об одежде существует пробел в несколько веков. Достоверные сведения о костюме карел мы имеем лишь с конца XIX века.


Женская одежда в ее наиболее традиционном старинном варианте выглядит так: туникообразная рубаха с прямыми вшитыми рукавами и разрезом посередине груди и несшитая юбка из трех полотнищ, расширявшихся книзу, закреплявшихся либо лямками на плечах, либо завязками на талии. Задолго до XIX века такая юбка уже исчезла из обихода. Начиная с XVIII века, а возможно и раньше, основной одеждой женщин становится сарафан, покрой и название которого было заимствовано у русского населения северной России. Сарафан представлял собой длинную до земли свободную одежду без рукавов. Ширина подола сарафана равнялась от 3,5 до 4,5 метров. В начале XX века наблюдается переход к другому комплексу одежды — юбке с кофтой, что было связано с городским влиянием. Называли такой костюм «парочкой». Поверх юбки носили передники, которые каждая женщина имела и для будней и для праздников. Довольно широко было распространено ношение наплечных платков. В праздничные дни набрасывали платок свободно, причем часто 3—4 платка, один поверх другого, чтобы показать свою состоятельность. Особенно следует остановиться на головных уборах. Они традиционно различались у девушек и женщин. Девушки носили на голове ленту, спереди украшенную вышивкой, бисером, жемчугом. Замужние женщины надевали головной убор типа сороки, которая также была украшена и полностью закрывала волосы. С непокрытой головой замужняя женщина не могла появляться даже в кругу своей семьи. Из украшений женщины и девушки носили серьги, бусы и разного рода перстни и кольца.

Мужчина-карел в повседневной жизни носил холщовую рубаху, холщовые, — а в холодную погоду полусуконные — штаны с узким шагом и без разреза-ширинки спереди. Рубаху носили навыпуск, подпоясывая узким кожаным ремнём или плетеным кушаком. На поясе, обычно с левой стороны, носили нож. Материалами для одежды карелы в основном обеспечивали себя сами. Они сеяли лен и коноплю, держали овец, к тому же охота давала теплые меха. Основные виды ткани, из которых шили одежду, — холст, полусукно и сукно домашней выделки. На ярмарках у коробейников покупала ситец, сатин, люди побогаче — парчу и шелк.


С одеждой у карел было связано немало обрядов, так по их представлениям, правую полу всегда следовало запахивать на левую, чтобы обезопасить себя от нечистой силы. Магические представления карел касались и рубах. В основе этих представлений лежит, по всей видимости, то, что рубаха непосредственно соприкасается с телом человека, поэтому к подолу рубахи нередко прикрепляли булавки и различные обереги.

Жуковская Н. Л., Мокшин Н. Ф. От Карелии до Урала: Рассказы о народах России. — М.: Флинта: Наука, 1998. — 320 с., с.22 — 25
Кочкуркина С. И. Народы Карелии: история и культура. — Петрозаводск: Карелия, 2004. — 208 с., с.135
Прибалтийско-финские народы России. — М.: Наука, 2003. — 671 с., с. 241 — 242, 244, 246, 248

0 просмотров0 комментариев

slavyanskaya-kultura.ru

Карельский народный костюм — Мы родом …


ЭТНОГРАФИЧЕСКИЕ КОСТЮМЫ КАРЕЛИИ

Традиционный костюм жителей Олонецкой губернии (русских, вепсов, карел) сформировался под влиянием северно–русского комплекса одежды.


Костюм калевальской карелки (конец ХIХ в.)

Особенность традиционного крестьянского костюма была продиктована представлениями народа о красоте.
Красивой считалась та женщина, которая была крепкого телосложения, которая была трудолюбива и могла свои способности к рукотворчеству продемонстрировать в рукоделии (шитьё, тканьё, вышивка, вязание).
Женский праздничный костюм Олонецкой губернии (середина ХIХ в.)

Традиционный костюм отвечал укладу жизни карельского народа. Одежда была свободной, удобной, шилась из доступных тканей (лён, пестрядь, посконь, шерсть и др.).

Среди карел и вепсов наряду с сарафанным комплексом одежды существовал комплекс с юбкой.

Сарафанный комплекс одежды включал в себя рубаху (по покрою они могли были различными), сарафан, головной убор (сорока, повойник, кокошник), а также дополняющие детали: душегрею, передник, шали


Традиционный пудожский костюм (начало ХХ в.)

Костюм каждого уезда имел свои локальные особенности. В Заонежье, например, девушки носили сетку-поднизь, сплетённую из белого конского волоса и унизанную мелким жемчугом, дополнением к заонежскому костюму были серьги-«бабочки». .
Традиционный женский костюм (Заонежье, начало ХХ в.)


Заонежский девичий костюм (начало ХХ в.)

Девушки Поморья любили носить повязку «перо», которая была выполнена из жемчужных нитей и крепилась на сложенную косынку.

В комплекс девичьего поморского костюма входила рубаха с «польскими» рукавами и лентами, которые завязывались поверх рубахи на уровне локтя, а также кружевной воротник – «борок», шаль с брошками.

Поморки очень любили носить жемчужные бусы, кольца, браслеты и цепочки.


Костюм поморской невесты (начало ХХ в.)

У карел и вепсов имели распространение юбки, сшитые из домотканого холста или полусукна, они могли быть поперечно или продольно полосатые.

Позже широкое распространение получили юбки с притачной оборкой, которая была выкроена по косой.


Традиционный вепсский костюм (начало ХХ в.)

Специфические детали одежды мы находим в одежде собственно карел. Это была рубаха с разрезом на спине и обувь с загнутым носом.

В начале XX века на смену сарафанному комплексу приходит комплекс «парочка» — одежда, в состав которой входила кофта – «казачок» и юбка. Как правило, парочка шилась из одного материала.


Костюм Южной Карелии

Мужской традиционный костюм Олонецкого края не был столь разнообразен как женский.

В комплекс мужской одежды входила рубаха, порты, головной убор, обувь, обязательно пояс.

Рубахи у карел были двух типов: длинная до колен из домотканого холста туникообразного кроя и рубаха, более короткая, сшитая из красного коленкора или льняного полотна с узким стоячим воротником.

В зимнее время большое распространение у карел имели вязаные шерстяные фуфайки. Вторым важным элементом костюма были порты с узким шагом без разреза, укреплявшиеся на гашнике, продёрнутом в складку на поясе.


Мужской праздничный костюм конца ХIХ – начала ХХ в.

Зимней одеждой был кафтан, чаще серого цвета, без воротника, обшитый по бортам тонкой кожей. Для работы в лесу карелы имели балахоны и головной убор – кукель – накомарник. Кукель иногда дополнялся сеткою из конского волоса. Промысловый костюм был дополнен подвешенным к поясу ножом и огнивом.

В качестве головных уборов летом карелы носили шляпы, фуражки, а в зимнее время суконные и меховые шапки. Широкое распространение имели зимние шапки с четырёхугольным плисовым (длинноворсовый бархат) верхом и меховым околышем.

Свою одежду карелы подпоясывали поясами – кожаными, плетёными и вязаными. Рукавицы шили матерчатые, кожаные, меховые; у северных карел шили из собачьего меха. Варежки вязали из овечьей шерсти. Обувь была довольно однообразной. Лапти имели широкое распространение у южных карел, в средней Карелии плели берестяные сапоги. У собственно карел широко бытовали кеньги – сапоги, сшитые из сыромятной кожи, с цельной мягкой подошвой из толстой кожи, без каблуков, и с загнутыми кверху носами. В качестве рабочей обуви у карел бытовали кожаные сапоги с широкими голенищами – «бахилы». Их называли «выворотными», т.к. их шили на одну ногу с изнанки, а затем выворачивали.

Можно отметить, мужской костюм был очень близок к одежде русского крестьянина Архангельской губернии по использованию материалов, покрою и способу ношения и лишь некоторые детали были заимствованы в одежде финно – угорских народов.

yarodom.livejournal.com

Culture and art

Карельский народный костюм

Искусство народных умельцев Карелии достаточно обширно и многогранно, оно проявляется в разных художественных формах творчества: узорном вязании, в художественной вышивке, в резьбе но дереву, в деревянном зодчестве. И среди различного множества творческой деятельности народа особое место занимает костюм.
Народный костюм Карелии — это своеобразие форм и колорита, это история нравов и традиций, мировоззрения и понятий культуры нашего края. Значительную роль сыграли местные , национальные традиции, обряды и влияние культурный связей.

По всей территории России, включая Карелию, народный костюм классифицируется на комплексы одежды, состоящие из определенных типов и видов одежды и кроя.
Составными элементами комплекса с сарафаном — или северорусского ансамбля одежды — являлись: рубаха, юбка-подстава (нижняя), юбка повседневная, передник, сарафан, «душегрея» на лямках летняя на подкладе, зимняя трубчатая на кудели (очесах льна), плечевая одежда — «шугай», в талию, с рукавами и отложным воротником, летний и зимний на ватине, зипун — верхняя одежда. Головные уборы девичьи: повязки, ленты, платки, «косинки», шали; женские: повойник, кокошник, «сорока», платки, шали. Пояса, шейные украшения — бусы, ожерелье, серьги.

На первый взгляд, число видов одежды небольшое и, насколько красочна картина в составлении ансамблей и художественного образа костюма, настолько палитра решений превосходит число форм одежды. Здесь уместно будет сказать, что народный костюм — кладезь мастерства и неисчерпаемый источник воображения.

Особенности построения северорусского ансамбля одежды или комплекса с сарафаном прежде всего наблюдаются в наличии разных по форме и художественному решению головных уборов, комплектации видов одежды в ансамбль, в подборе материалов и в приемах декоративного оформления. Творческий индивидуальный подход при создании костюма каждого региона, включая Олонецкую губернию (регион Карелии), при сохранении традиционных форм, приемов ремесла, дает своеобразную картину — от ярких живописных образов к более сдержанным классическим решениям.

Карельский народный костюм сформирован в одном направлении, что и русский костюм. Он не похож ни на финский, ни на эстонский костюмы. Карельский народный костюм однозначно отражает культурные тенденции ансамблевого решения русского костюма. Первое сходство в видах одежды — рубаха с сарафаном; по покрою они идентичны русской одежде. Но в подборе материалов, по фактуре, цвету, орнаменту, и составлении ансамбля карелки пользуются своими правилами. От этого рождается местный национальный колорит.
дели, плечевая одежда — «шугай» в талию, с рукавами и отложным воротником, летний на подкладе и зимний на ватмане, зипун — верхняя одежда. Те же головные уборы: девичьи — повязки, ленты, платки, косинки, шали; женские — повойник, кокошник, «сорока», платки, шали. Пояса, шейные украшения и серьги.

Художественный образ карельского народного костюма также неоднозначен, вариативность присуща и ему, но в очень сдержанной форме.

Ансамбли строятся от простою к сложному с разной функцией и назначением.
В состав ансамбля карельского народного костюма входят те же виды одежды, что и в северорусский ансамбль, т.е. рубашка, юбка-подстава (нижняя), сарафан, передник, «душегрея» на лямках летняя на подкладе и зимняя трубчатая на кудели, плечевая одежда —«шугай» в талию, с рукавами и отложным воротником, летний на подкладе и зимний на ватмане, зипун — верхняя одежда. Те же головные уборы: девичьи — повязки, ленты, платки, косинки, шали; женские — повойник, кокошник, «сорока», платки, шали. Пояса, шейные украшения и серьги.
Художественный образ карельского народного костюма также неоднозначен, вариативность присуща и ему, но в очень сдержанной форме.

Ансамбли строятся от простого к сложному с разной функцией и назначением.
Рубаха, как основной вил одежды, подпоясана кожаным поясом с амулетами-оберегами (нож, ключи), дополняется головным убором, мягкой шапочкой в форме повойника и включает кожаные сапоги. Материалы домашнего производства: холст льняной или конопляный, пестрядь для головного убора, кожа.
Ансамбль повседневный. Рубаха, сарафан, передник, пояс, нижняя юбка, головной убор. Художественная выразительность и эстетическое содержание достигаются за счет материалов и декоративного оформления. При использовании разных по структуре, цвету, орнаменту тканей назначение костюма менялось. В составлении этого ансамбля используются ткани домашнего и фабричного производства.

Ткани домашнего изготовления: холст льняной белого цвета — использовали в изготовлении рубахи — пестрядь клетчанина, ткань в полоску с мелким и средним раппортом рисунка. Ткани, нити подкрашивали, получая охристые разной степени тона — от светлых до темных, от бурых до коричнево-красных. Преобладали голубые, серые, сиреневые цвета. Эти ткани использовались для повседневной одежды — мужских рубах, женских сарафанов, юбок.

Фабричные материалы — штоф малинового цвета, одна из самых популярных тканей XIX в., шелк, шерсть и полушерсть, оливковых и синих тонов. Узорчатый ситец, сатин входят в основу праздничного костюма.

Красные, синие, охристые силуэтные формы сарафанного комплекса дополняются белыми рукавами рубахи с ажурным краем ручного кружева, орнаментальный поясок с кистями, передник шелковый от талии другого цвета и тона. Завершают костюм женский головной убор «сорока», платок, шаль или кокошник московский с золотным шитьем. Несложный по форме и крою, народный костюм между тем очень ограничен по подбору материалов, цветовым сочетаниям, орнаментальным композициям. Художественно выстроен, в единый образ, нет ничего случайного. В построении ансамблей просматривается принцип взаимодополняемости, который проявляется в соединении тканей с разными пластическими и фактурными данными. Матовые фактуры дополняются блестящими, плотные ткани мягкими, сухие — легкими. Цветовая взаимодополняемость также присутствует. Красно-алый сарафан, и обязательно где-нибудь промелькнет зеленая линия; или что-то точечнообразно в орнаменте пояска; или по линии низа изделия — цветной рисунок. Синий цвет дополняется желтым, светлые тона более темными. Если в костюме появляется контрастность тона или цвета, то она смягчается шалью, головным убором или деталью костюма.

Удивителен мир гармонии народного костюма, он полон тонкого чутья и художественного вкуса.
Построение ансамблей карельского народного костюма на этом не заканчивается, в продолжении — рубаха, сарафан в комплектации с трубчатой «душегреей», «шугай» летний, зимний в сопровождении девичьих и женских головных уборов. Эти ансамбли по подбору материалов, цвету, тону, орнаменту дают самые неожиданные решения.
Комплекс одежды с юбкой используется в повседневном костюме. Материалы домашнего производства, тканые, в полоску или клетку.

Предлагаемый иллюстрируемый материал работ студентов Карельского училища культуры есть не что иное, как дань народному творчеству. Эти работы не копийные, но построены в результате изучения и анализа традиционных форм костюма. Возможно, кто-то увидит этнографические неточности, не имеющие скрупулезности, но где грань и точка в воображении и творчестве?! Народный костюм можно создавать в 2-х направлениях: или копировать или работать по правилам построения художественного образа, сохраняя национальный колорит, традиции в приемах кроя, декора, цветовых сочетаний, что и входит в основу учебного процесса училища культуры.

culture-art.ru

Национальная одежда жителей Карелии — Лумииваара

Карелия — удивительный уголок планеты, где до сих пор сохранилась нетронутая природа, где царит атмосфера невероятной простоты и добра. Однажды приехав сюда, вы обязательно ощутите все могущество и волшебство соснового бора, густого чистого воздуха, сказочных ландшафтов, кристальных рек и озер. Понять всю прелесть Карелии сможет только человек, пообщавшийся с местными жителями, познакомившийся с легендами и мифами этого очаровательного края. И конечно, как и в любом другом уголке страны, здесь существуют свои национальные традиции, обереги и обряды, которые олицетворяют чистоту и непосредственность жителей.

Национальные костюмы Карелии как отражение традиций народа

Национальная одежда карельского народа полностью соответствует укладу его жизни. Свободный и удобный крой, натуральные ткани, пастельные оттенки с яркими вкраплениями декоративных элементов — все это основные характеристики национальной одежды народа. Для одежды использовали лен, поскон, пестрядь и шерсть. Традиционный карельский костюм, относящийся к ХIХ—ХХ векам, схож с национальным костюмом народов, проживающих в северных широтах. Но можно выделить и особенные детали, присущие только одежде жителей Карелии. Самыми яркими деталями можно назвать загнутые носы обуви и разрез на спине рубахи.

Женский национальный костюм

У каждого народа свои представления о красоте. У карельских жителей долгое время эталоном красоты считались женщины крепкие и плотные, даже немного полноватые. Обладательница подобных форм считалась дамой трудолюбивой и серьезной. Чтобы продемонстрировать не только свою внешнюю красоту, но и навыки рукоделия, каждая женщина дополняла свой наряд элементами вышивки, шитья, вязания и другими элементами собственноручного изготовления. Можно выделить два комплекта традиционных костюмов для женщин. В первый комплект входят сарафан и холщовая рубаха. Вначале был длинный косоклинный сарафан с широкими проймами, а в дальнейшем его сменил прямой сарафан с шерстяными или хлопчатобумажными лямками. Второй комплект национальной женской одежды состоял из рубахи и юбки. Такую одежду носили представительницы ливвиков — одного из народов Южной Карелии. Чаще всего юбку шили из пяти-шести полотнищ, в результате чего получалось полосатое изделие. Некоторые представительницы прекрасного пола предпочитали несшитые юбки из полусукна или домотканого холста. Обязательным атрибутом национального карельского костюма считается передник, который повязывали поверх юбки или сарафана. Нижнюю часть передника украшали спиральные нити. Жительницы Северной Карелии дополняли свой образ большим платком, накинутым на плечи. Головные уборы у девушек и у замужних женщин заметно отличаются: незамужним девушкам полагалось украшать голову платком или повязкой, а головной убор замужних дам состоял из двух слоев: повойника и платка. Все головные уборы были богато украшены жемчугом и другими яркими элементами. В каждом уезде Карелии костюмы имеют свои нюансы. Сетка из белого конского волоса, жемчужные серьги, повязка из жемчуга, надевавшаяся поверх косынки, ленты и широкие рукава, затянутые на уровне локтя, — все эти атрибуты показывают принадлежность обладательницы костюма к определенному уголку Карелии. Обязательным дополнением женского наряда считался отнюдь не женский предмет — нож с медной рукоятью, украшенный орнаментом. Крепился такой нож к одной из нагрудных цепочек. Такие женские костюмы были популярны в Карелии вплоть до тридцатых годов, а у пожилых женщин — до конца семидесятых.

Мужской национальный костюм

Национальный костюм карельских мужчин не столь разнообразен. В комплект входит туникообразная широкая рубаха (короткая или длинная, до колен), порты, пояс, обувь и головной убор. На голову карелы летом надевали фуражки и шляпы, а в зимнее время года — меховые шапки или шапки из сукна. Представителям мужского пола приходилось работать в лесу, и, чтобы не мешали комары и другие насекомые, поверх одежды надевали балахоны, а на голову — кукель (накомарник).

Верхняя национальная одежда

И мужскую, и женскую верхнюю одежду в Карелии шили из сукна домашней выделки или холста. Распашные кафтаны серого цвета, балахоны, шубы и тулупы из натуральной овчины сверху подпоясывали кожаными или вязаными поясами. Руки от мороза защищали теплыми рукавицами, сделанными из собачьего меха, кожи или материи, а варежки вязали из шерсти овцы.

Обувь

Национальная зимняя обувь жителей Карелии — сапоги без каблука с мягкой цельной подошвой, выполненные из сыромятной кожи. Носы на меховых сапогах неизменно загнуты вверх. У жителей Южной Карелии были распространены лапти и сапоги из бересты. Для работы использовали прочные сапоги с широким голенищем, сделанные из кожи.

otdyhvkarelii.ru

Национальный костюм карелов: материалы — КиберПедия

Одежда — особенно предназначенная для повседневной носки — не должна была стеснять движений, от нее требовались удобство и простота. Национальный костюм карелов часто создавался с помощью самых доступных материалов. Большинство людей самостоятельно изготавливали «основу». Для этого заводились овцы, поля засеивались коноплей и льном.

Национальный костюм карелов часто шился с применением конопляной нити, в особенности это касалось одежды для рабочих. Верхняя одежда изготавливалась из полушерстяных тканей, обладающих льняной основой. Не отказывались представители этого народа и от фабричных материалов, посещая ярмарки и торговые лавки для приобретения кумача, ситца.

Выбор материала, из которого изготавливался национальный костюм карелов, зависел и от материального положения человека. Богачи нередко предпочитали дорогие ткани, используя для пошива традиционной одежды шелка, парчу. Обувь производилась из шкур, к ним же прибегали при создании шапок, перчаток.

Как одевались мужчины

Если сравнивать одежду представителей противоположных полов, мужской наряд проигрывал женскому в плане оригинальности. Рубаха-косоворотка, напоминающая тунику, порты, традиционный пояс – такой носили карелы национальный костюм. Фото показывают, что они редко забывали дополнить его головным убором.

Представители сильного пола надевали сорочки двух видов. Это могла быть короткая рубашка, изготовленная изо льна, наделенная стоячим узким воротником. Или длинный вариант, который надевался навыпуск, доставал до колен, изготавливался из домотканого холста. Штаны не отличались разнообразием: узкие, суконные. Рубашки часто дополнялись шейными платками.

Пояса, которые являлись неизменной частью карельского костюма, в большинстве случаев производились из кожи, также могли быть вязаными. Подпоясывались мужчины традиционно в два оборота. Наряды детей ограничивались рубашками, первые штаны подростку полагались лишь после первого участка, лично им вспаханного.

Что носили женщины

Как выглядит национальный костюм карелов, предназначенный для прекрасного пола? Дамы дополняли традиционную рубаху либо юбкой, либо сарафаном. Если надевался сарафан, пояс прятался под него. Отказываться от этого элемента гардероба считалось дурным знаком — пояса для женщин служили своеобразными оберегами, спасающими от демонов. Сарафан принято было сочетать с передником, отличавшимся от него по цвету.



Немного иначе выглядел комплект, предназначенный для праздника. В этом случае передник имел завязки, расположенные на спине, и дополнялся яркой лентой. По ней можно было понять, замужем девушка или еще пребывает в поиске суженого. В первом случае этот кусок материала завязывался спереди, во втором – на боку.

При подготовке праздничного облачения повышенное внимание уделялось платку. Аксессуар создавался из дорогих материалов, украшался вышивкой, бахрома отсутствовала. Вещь набрасывалась на плечи, концы соединялись на груди.

Особенности верхней одежды

Какой национальный костюм у карелов предназначался «для улицы»? В большинстве случаев такая одежда производилась из домотканого сукна, холста, использовался мех. Кафтан был практически одинаковым у представителей обоих полов. Спинка могла быть прямой или отрезной, часто обладала сборками по талии, на спине. Рукава в основном делались длинными.

Шубы карелами использовались чаще всего в длительных путешествиях. Модели разнообразием не отличались: тулупы или одежда «в талию». Для их создания бедные люди использовали овчину, богатые предпочитали мех зайцев, лис. Пуговиц могло быть две-три.

В холодное время года также применялись шерстяные шарфы, платки. Рукавицы делали из меха, кожи, популярностью пользовались и варежки, вязаные из овечьей шерсти.

Как выглядела обувь

Обувь – элемент, без упоминания которого нельзя полностью охарактеризовать национальный костюм карелов. Описание этой детали гардероба стоит начать с классических сапог, которые изготавливались из сыромятной кожи. Для такой обуви было характерно отсутствие каблука и удобная мягкая подошва. Северные карелы отдавали предпочтение меховым моделям, носы делались загнутыми кверху.

Типичная рабочая обувь – сапоги, именуемые бахилами. Они отличались широкими голенищами, производились в основном из кожи. Также популярностью пользовались берестяные лапти, особенно если предстояла «грязная» работа. Изготавливались они без застежек, с виду напоминали галоши. Постепенно «домашние» изделия вытеснялись фабричными моделями.



Головные уборы, украшения

Головные уборы – это то, без чего не представляли себе карелы национальный костюм. Фото классических вариантов отличаются разнообразием. Среди древнейших головных уборов можно упомянуть накомарник, который в основном надевался перед работой в лесу. Изделие имело вид капюшона, шилось из белого холста.

В холодные месяцы мужчины отдавали предпочтение шапкам, изготовленным из заячьего либо овечьего меха. Внешне они выглядели практически как современные ушанки. Незамужние барышни носили платки, повязки, а дамы, состоящие в браке, украшали головы повойниками, сверху дополненными платками. Декору головных уборов уделялось повышенное внимание: применялись жемчужные поднизи, вышивка.

Вышивка – один из излюбленных методов украшения одежды, которым активно пользовались карелы испокон веков. Мотивы узоров отличались величавостью, торжественностью. Мастерицы любили образы фантастических животных, птиц. Вышивка применялась при производстве рубашек, сарафанов, головных уборов. Также женщины не ограничивали себя в традиционных украшениях, выбирая изделия из жемчуга, золота, серебра.

Таковы основные черты, которыми обладали карельские национальные костюмы

КУХНЯ

С древнейших времён в питании карелов одно из первых мест занимала рыба, которую употребляли в самых разнообразных видах: свежую, солёную, сушёную и т.п. Повсеместно заготовляли впрок сушёную рыбу — сущик (kabakala), который варили в течение года. Крепкая уха из сущика являлась прекрасным лекарством при желудочных заболеваниях. Употребляли в пищу и в лечебных целях вытопленный из внутренностей окуня, щуки рыбий жир.
Традиционная национальная кухня карелов складывалась на протяжении многих столетий. С древнейших времен на столе карела первое место занимала озерная рыба, которую употребляли в самых разных видах: свежую, сушеную, соленую, вяленную. Мясо диких животных (лося, оленя), дары леса (ягоды, грибы).
Соленую рыбу — сущик (kaba) заготовляли впрок и питались весь год. Рыбу, как правило, не жарили, ее запекали в молоке и сметане. В карельском языке нет слова «жарить». Даже пироги, которые жарили в масле, назывались keitinpiiroa буквально «варёные» в масле пироги. Из рыбных костей делали муку, которую в зимнее время добавляли в пойло скоту. А из чешуи крупных рыб варили заливное-холодец. Икру ценных пород продавали, прочую запекали, употребляя в горячем и холодном виде. Любимой пищей карел-ливвиков и сейчас остаётся свежая уха, рыбники и холодец.
При всей важности рыбы, основу пищи все же составляли зерновые продукты. Хлеб (leiba) круглой формы выпекали из ржаной, ячменной и овсяной муки, их выращивали повсеместно. А пеленицу возделывали в основном на Олонецкой равнине.
Большой популярностью пользовались различные каши — перловая, ячменная, гороховая, толокняная и овсяная. Традиционные блюда воскресных и праздничных столов — калитки, сканцы, рыбники. Карелки были искусными кулинарами.
Наряду с рыбой почти всегда были на столе у карела молоко и молочные продукты — сметана, творог, простокваша, топленое молоко.
Широко распространены были различные похлебки и супы из рыбы, мяса, репы, соленых грибов, причем суп подавался не только на обед, но и на ужин, на завтрак.
Из напитков самыми любимый напиток карел — чай, варили квасы (репные, хлебные) и кисели.
У карелов было много специальных обрядовых блюд, которые готовили по случаю того или иного события в жизни человека. Например, рыбник — обязательное блюдо на всех торжествах и на поминальном обеде.Национальная карельская кухня — это своеобразный симбиоз старорусской кухни и кухни северной Европы.

Самым популярным первым блюдом карельской кухни, которым в обязательном порядке потчуют всех гостей, является уха – “Каларуокка”. Вариантов ее приготовления масса, но наиболее типично использование рыбы сиг. Кроме того, выделяются также молочная уха и уха из квашеной рыбы. Довольно непривычное для нашего человека сочетание, не правда ли? Тем не менее по вкусу такое блюдо не уступает традиционной русской ухе. Секрет приготовления карельской ухи заключается в следующем: за пять минут до готовности рыбный бульон пропускается сквозь толстый слой березовых углей. В отличие от русской ухи, которая чем прозрачней, тем вкусней, ”Каларуокка” слегка мутновата: в нее входят не только яйца и исландский мох, но и ржаная мука, березовые или березовые почки, а также сушеная рыба.

Интересно, что несмотря на довольно разнообразный ассортимент первых рыбных кушаний, рецептов карельской кухни по приготовлению вторых блюд насчитывается немного. Прежде всего, это пироги-рыбники, которые принято готовить из той же рыбы, выступающей в роли начинки, и пресного теста на основе ржаной муки. Не многим известно, что как и в удмуртской, в карельской кухне рыбу в пироги кладут не очищая — вместе с чешуей. Остальные варианты пирогов пекут с кашами, но в отличие от удлиненных рыбных, их принято делать серповидными или полукруглыми.

Из овощей карелы употребляют в пищу репу, редьку, картофель, капусту и зеленый лук. А вот фруктов и кондитерских изделий местные жители практически не знают. Так, в качестве сладостей здесь используется соложеное тесто – “Мямми”.

Популярным напитком в Карелии является квас, который готовят из абсолютно разного сырья: репы, солода или хлеба. Кроме того, не против здесь насладиться чашечкой горячего ароматного кофе или чая. Из спиртного карелы предпочитают вино и водку, но и пиво пользуется не меньшим спросом.

Соленую рыбу используют для приготовления супов, вторых блюд, а также подают с горячим картофелем. Рыба входит в состав овощных салатов, ее отваривают, жарят, запекают в тесте. Излюбленная закуска карелов — соленая рыба с отварным картофелем. Характерно, что готовые изделия из рыбы при подаче соусом не поливаются.

Традиции приготовления ухи в Карелии

Первые блюда местной кухни — это неподражаемая по вкусу уха. Причем, она может быть не только на рыбном бульоне, как мы привыкли, но и с добавлением сливок, молока, масла. Традиционная такая похлебка на мясе белой рыбы в меню ресторанов носит название Kalakeitto (кала-кейто). Уха из лосося — праздничный вариант с добавлением сливок, называется уже Lohikeitto (лохи-кейто) и под этим именем известна по всему миру.
Такую наваристую уху было принято готовить для дорогих гостей, ведь она отличается особым, бархатистым вкусом, лишенным рыбного запаха. От тарелки этого удивительного супа не откажется даже заядлый гурман и привереда.

В отличие от ресторанного рецепта, способ приготовления юшки («юшка» — более традиционное название ухи в карельском обиходе) несколько отличается. По старинному рецепту, куски рыбы варили целиком, не очищая. Для того чтобы уха была более сытной, ее также забалтывали мукой, добавляли яйца и такую экзотику, как исландский мох или березовые почки. Получалась не только сытная, но и весьма полезная пища, ведь все эти оригинальные приправы – кладезь витаминов, которые столь нужны для поддержки человеческого организма при долгой северной зиме.
Перед трапезой из ухи обязательно доставали куски рыбы, которую ели отдельно, как второе блюдо, крепко присаливая. Интересно, что еще на рыбалке происходило своеобразное «разделение» добычи: потроха и голову – гребцу, лучший кусок – повару, а хвост – бездельникам.

В старину варили уху и из сушеной рыбы, которую заливали водой и томили в русской печи около суток. Зачастую это блюдо напоминало плотную и сытную рыбную кашу.

Еще один рецепт приготовления карельской ухи — уха из квашенной рыбы. Однако это блюдо стало редкостью. В. Похлебкин в своей книге «Национальные кухни наших народов» пишет о том, что искусство квасить рыбу утеряно, и современные повара им не владеют в той мере как умели в старину, рыба получается у них с горчинкой или неприятным запахом.

Говоря о томлении, как о главном составляющем рецептов приготовления всевозможных кушаний в Карелии, нельзя не упомянуть о таком блюде, как томленая рыба на второе. Секрет приготовления такой сочной и нежной рыбы с дразнящим обоняние ароматом заключается в продолжительном прогревании чугунка с содержимым в печи. В качестве содержимого чугунка выступала, естественно, рыба и заливка из молока или яично-молочной смеси. Особенность равномерного прогревания чугунка в русской печи — важная составляющая успешного результата. Попробовать такую рыбку, притомленную в печи — большая редкость не только для гостей, но и для среднестатистического карела; если вам удастся напасть на такой рецепт в меню — обязательно пробуйте, вы не пожалеете!

Рецепт приготовления Lohikeitto (уха со сливками по-карельски)

Рецепт приготовления лохи-кейто достаточно прост: лосось разделывают, отделяя филе от кости и шкуры. Отложив филе в сторону, из остального варят бульон, в который после закипания добавляют соль, черный перец, лавровый лист и головку луковицы. Затем, после процеживания, бульон принимает картофель, лук порей, морковь. После 15 минут приготовления на медленном огне в суп добавляют муку с маслом, затем филе, нарезанное кубиками и, в самом конце, сливки.

Традиционная национальная кухня карелов складывалась на протяжении многих столетий.

Среди вторых блюд преобладают изделия из ржаной и пшеничной муки, картофеля и различных круп. Блины и лепешки из пресного теста подают вместе с кашами, картофельным пюре, обильно поливая их сливочным маслом.

Майтокалакейтто (рыба в молоке)

Кусок рыбы кладут на порционную сковороду, заливают молоком и ставят в горячий жарочный шкаф. Подают, полив маслом.

Филе трески 180, масло сливочное 15, молоко 50, соль.

Калалимтикко (рыба с жареным картофелем)

Сырой картофель, нарезанный ломтиками, кладут ровным слоем на сковороду, а на него — тонкие ломтики сельди, посыпают рубленым луком, мукой, поливают маслом и запекают. Когда картофель готов, рыбу заливают сырым яйцом, смешанным с молоком, и снова запекают.

Картофель 150, яйцо 1/2 шт, сельдь свежая 40, лук репчатый 20, масло подсолнечное 10, молоко 25, мука пшеничная 3, соль.

Ланттулаатикко

Готовят пюре из брюквы, разводят его молоком, добавляют сахар, яйца, кладут в кастрюлю, смазанную жиром, и запекают.

Брюква 160, масло сливочное 5, молоко 25, сахар 10, яйцо 1/5 шт.

Рис, запеченный со свеклой

Рис отваривают и соединяют с кусочками вареной свеклы. Сырые яйца разводят молоком, добавляют соль и перемешивают. Этой смесью заливают рис, смешанный со свеклой, и запекают.

Калаладика со свининой (запеканка)

Филе свежей или соленой сельди нарезают кусочками. Ломтики сырого картофеля кладут слоем на противень, посыпают кусочками сельди и нарезанным репчатым луком; сверху укладывают еще один слой картофеля и слой жирной свинины. Посыпают репчатым луком, закрывают слоем картофеля, поливают жиром и запекают. Готовое блюдо заливают яйцами, смешанными с мукой, солью и молоком, и вторично запекают. Подают горячим.

Картофель 150, сельдь соленая или свежая 20, свинина 20, лук репчатый 20, яйцо 1/5 шт., мука 3, молоко 25, жир 5.

Калакяярейтя (рыбники)

Дрожжевое тесто раскатывают в лепешку толщиной 1 см, кладут на него рыбное филе, солят, сбрызгивают жиром, тесто заворачивают и запекают.

Мука пшеничная 145, масло подсолнечное 10, сахар 5, дрожжи 5, треска или сельдь свежая, или форель, или сиг 120, масло сливочное 5.

Калитки картофельные

Калитки – еще один популярный и известный во многих странах мира пирог карельской кухни. Хозяйки говорили: «Kalitoa — kyzyykaheksa» — «Калитка требует восьми», т.е. для изготовления их требовалось 8 компонентов: вода, соль, мука, молоко, простокваша, масло, сметана и начинка. Калитка — род открытого маленького пирожка, типа ватрушки, зачастую квадратной или многоугольной формы. Начинкой для калиток могли быть те же каши, а также картофель или ягоды. Необычное название «калитка» имеет две версии возможного происхождения. По одной, название карельских пирогов происходит от финского «калиттоа — намазанный», потому что вязкая начинка намазывается на блинчик-основу из пресного теста. По другой, от русского «калита» — то есть кошелек или сумка, которую напоминают калитки по форме. В такую «сумку» можно положить практически любое содержимое — начинку по своему вкусу. Пожалуй самые вкусные и любимые многими калитки – ягодные. Их обильно смазывают маслом и складывают в глубокую кастрюлю, которую тщательно укутывают. Душистые, сочащиеся ягодным сиропом, они любимы всеми сладкоежками. Утверждают, что такие пирожки изготавливались уже в IX веке, то есть еще до крещения Руси. Сегодня, калитки — это популярный вид выпечки не только на северо-западе России, но и в Финляндии и странах Скандинавии, где калитки, изготавливаемые повсеместно, называются «карельские пирожки». Трапеза с калитками в Карелии напоминает своеобразный семейный ритуал. В середине стола устанавливается большая чаша, заполненная горячим молоком с добавлением сливочного масла. Все пирожки складываются в чашу и напитываются сливочной смесью. После того, как пирожки приобрели мягкость, они достаются хозяйкой, которая раскладывает их на тарелки всем присутствующим, по старшинству. Поедают это блюдо только руками, вытирая их о лежащее рядом полотенце. Из пресного теста формуют круглые лепешки, на середину каждой кладут начинку из картофельного пюре, разведенного горячим молоком и смешанного с маслом или маргарином. Края лепешек защипывают, изделия смазывают сметаной и выпекают в жарочном шкафу.

Мука 230, картофель 750, молоко 250, маргарин сливочный 50, сметана 75, соль.

Какрискукка (пирог с репой)

Безопарное тесто ставят в теплое место и дают ему подойти. Раскатывают тонкие пласты, кладут на них наструганную тонкими ломтиками репу, посыпают солью, мукой, покрывают начинку вторым пластом теста и выпекают. Готовый пирог нарезают на порции.

Мука 550, вода 230, сахар 38, дрожжи 15, репа 440, маргарин 30, меланж 30, жир 5, яйцо 1/2 шт., соль.

Паннукакку (сдобная лепешка на сковороде)

В пшеничную муку добавляют сахар, растертый с яйцом, сметаной и молоком. Тесто тщательно вымешивают, выкладывают на сковороду, смазанную маслом, и выпекают в жарочном шкафу. Горячую лепешку нарезают на порции.

Мука пшеничная 390, молоко 390, сметана 80, сахар 80, яйцо 2 шт., масло сливочное 15, соль.

Капкарат (пресные блины на сковороде)

В пшеничную муку, смешанную с солью, вливают немного холодного молока и тщательно перемешивают. Затем вливают остальное молоко и размешивают венчиком. Тесто выливают тонким слоем на сковороду, смазанную салом-шпик, и обжаривают с обеих сторон. Перед подачей на блин кладут тонким слоем вязкую рисовую или пшеничную кашу. Поливают сливочным маслом.

Мука пшеничная 50, молоко 125, яйцо 1/2 шт., сало-шпик 2, масло сливочное 15, соль.

Рююнипийраита (жареный пирог)

Пресное тесто раскатывают в лепешку толщиной 1 мм, на нее кладут рассыпчатую пшеничную кашу с сахаром. Края соединяют, придав полукруглую форму. Жарят на топленом масле.

Мука 30, масло 10, пшено 20, сахар 5.

Макейтапийрайта (сладкие пироги)

Из заварного теста, раскатанного тонким слоем, вырезают выемкой кружки, на середину которых кладут сахарный песок, складывают в виде полукруга и жарят.

Мука пшеничная 30, сахар 17, масло топленое 10.

Сканцы (лепешки с сыром)

Сканцы — или, как их еще называют сегодня, «пирожки для зятя» — традиционный для карельской кухни вид выпечки. Классические сканцы представляют собой пирожок из ржаной муки, выполненный в форме полумесяца, с начинкой из пшенной или рисовой каши. По традиции тесто раскатывали (отсюда название «сканец»), когда в дом приходили сваты, выпекали и угощали жениха, сватов, отсюда и прикрепилось название «пироги для зятя». Сегодня при приготовлении сканцев тесто делают чаще на пшеничной белой муке, а вместо сытной каши предпочитают сладкую начинку из сахара или меда. Получается замечательная праздничная выпечка и отличное угощение к чаю — которое быстро и просто готовится. Из пресного теста раскатывают тонкие лепешки и слегка подсушивают их в жарочном шкафу. Лепешку укладывают на сковороду, посыпают ее тертым сыром, накрывают другой лепешкой, поливают маслом и запекают.

Мука 30, сметана 10, вода 50, сыр тертый 15.

Сульчины

Сульчины — рецепт карельской кухни, известный на Руси с незапамятных времен. По сути, это сытные блины с начинкой. Растворяем 1 ч. л. соли в стакане воды и смешиваем ее c 200 г ржаной муки. Полученное тесто разделяем на комки величиной с куриное яйцо, раскатываем блины и выпекаем в духовке 5 минут при температуре 200 °C. Горячие сульчины смазываем маслом и укладываем стопкой. Доводим до кипения 250 мл молока, высыпаем ½ стакана риса и варим до готовности. В конце кладем соль и сахар по вкусу. Сдабриваем блины рисовой кашей и сворачиваем их в рулетики. Сульчины на завтрак — очень вкусное и необычное блюдо.

Кокосовик с творогом

Из пресного теста раскатывают сканец (лепешку) толщиной 2 мм, смазывают маслом и кладут на него два блина, смазанные толокном, смешанным с маслом и творогом. Прослоенные блины складывают пополам, смазывают маслом, накрывают сканцем, придают изделию полукруглую форму, защипывают и выпекают. Подают с маслом.

Мука пшеничная 50 (в том числе и для блинов 20), сметана 10, вода 50, масло топленое 5, толокно 30, творог 15, масло сливочное, соль.

Картофельные колобы

Из дрожжевого теста раскатывают лепешки толщиной 1 см, на которые укладывают картофельное пюре, смазывают сметаной и запекают.

Мука пшеничная 40, картофель 115, дрожжи 1, молоко 50, масло сливочное 10, сахар 1, сметана 15, соль.

Перунапийрайта (картофельные пироги)

Сваренный картофель размешивают, добавляют муку, соль и разделывают лепешки, на середину каждой кладут пшенную кашу, придают изделию форму полукруга, смазывают маслом и выпекают.

Картофель 75, мука 18, масло сливочное 8, пшено 10.

Кулебяка с грибами

Дрожжевое тесто раскатывают в полоску шириной 18–20 см и толщиной 1 см. На середину полосы укладывают фарш из соленых рубленых грибов и лука. Края теста соединяют и защипывают. Смазывают яйцом, выпекают.

Мука пшеничная 160, сахар 8, масло подсолнечное 8, дрожжи 3, яйцо 1/6 шт., лук 35, грибы 150. Кокачи гороховые

Из дрожжевого теста формуют лепешки. На середину каждой кладут фарш, края теста соединяют и защипывают. Изделия смазывают растительным маслом и выпекают. Фарш готовят из гороха, пропущенного через мясорубку и смешанного с толокном, рубленым луком и маслом, солью.

Мука ржаная 60, закваска 10, толокно 10, горох 15, лук репчатый 10, масло подсолнечное 15, соль.

Колоса толоконные

Из дрожжевого теста формуют лепешки толщиной 1 см. На середину каждой кладут фарш, приготовленный из простокваши, смешанной с толокном и яйцом. Смазывают сметаной и выпекают.

Мука ржаная 30, закваска 10, толокно 20, простокваша 20, яйцо 1/10 шт., масло топленое 5, сметана 10, соль.

Брусника с толокном

Бруснику моют, затем толкут и смешивают с толокном и сахаром. Брусника 100, толокно 50, сахар 50.

Кисель овсяный

Овсяные хлопья заливают теплой водой и ставят на 24 часа в теплое место, смесь процеживают, всыпают соль и варят, часто помешивая, чтобы получился густой кисель. В горячий кисель кладут сливочное масло, а затем разливают в формы и охлаждают. Подают с молоком. При подаче можно посыпать сахарным песком.

Крупа 60, вода 240, соль 2, молоко 200, масло сливочное 4.

Мусс манный с ревенем

Ревень очищают от волокон, промывают, мелко нарезают, 5 минут варят в воде с сахаром, протирают, добавляют творог и перемешивают, а затем доводят до кипения. Всыпают манную крупу и варят до загустения. Охладив до 40°, массу взбивают в пену, разливают в формы и охлаждают. Подают под фруктовым или ягодным соусом.

Крупа манная 100, вода 700, сахар 175, ревень 350.

Рыба по карельски

Блюдо, полюбившееся многим жителям Карелии. Оно занимает как бы промежуточное положение между первым и вторым блюдами. Готовят его из любой рыбы. Особенно вкусно из ряпушки или тресковых рыб. Вычищенную и вымытую рыбу кладут в глубокую сковороду, на нее — нарезанный картофель, лавровый лист, перец, мелко крошеный лук. Посолив, все это заливают холодной водой так, чтобы только покрыть содержимое, и ставят на огонь. После того как вода закипит, огонь убавляют и наливают в сковороду немного подсолнечного масла. Рыба должна медленно кипеть 30 — 40 минут. Едят в горячем и холодном виде. 500 г рыбы, 2 средние картофелины, 2 луковицы, 1 лавровый лист, 4 — 5 горошин перца, 2 ст. ложки подсолнечного масла (можно заменить сливочным маслом).

Пироги с рыбой.

Очень распространены в Карелии всевозможные пироги-рыбники, продолговатой формы, с отверстием, в который заливается сметана, что делает начинку необычайно вкусной. Финские карелы, чтобы сдобрить рыбу, иногда покрывают ее слоем мелко нарубленного свиного жира. Рыбу в такой пирог кладут целиком, пластами, иногда переслаивая грибами и луком. Начинка просто исходит соком, пропитывающим тонкий слой ржаного теста, а вкус такого пирога способен соблазнить любого гурмана, даже если ему не по душе рыбные блюда.

Одной из примечательных разновидностей рыбных пирогов является финский «Пасхальный» пирог — Kalakukko (калакукко). Внешне он представляет собой закрытую буханку из ржаного теста, но вот вместо хлебного мякиша внутри него сочная рыбная начинка вперемешку с луком и свиным салом. Подают пасхальный рыбный хлеб теплым с хрустящей корочкой, а едят ложкой из буханки как рагу.

Десерты почти не встретишь в карельской кухне. Пареную бруснику , столь любимую на севере, к ним отнести сложно. Зато с ней можно испечь вкусный пирог, поэтому заготовка из брусники будет как нельзя кстати. В старину ягоду парили в русской печи, а нам поможет мультиварка. Высыпаем в чашу 500 г промытой брусники, выбираем ручной режим и температуру 90 °C. Спустя 30 минут уменьшаем ее до 70 °C и томим ягоды полчаса. Затем переводим мультиварку в режим «Подогрев» и выдерживаем бруснику еще 30 минут. Теперь можно раскладывать ее по банкам, плотно закрыв крышками. Кстати, чай с такими ягодами — в тысячу раз вкуснее и полезнее.

Надеемся, знакомство с карельской национальной кухней получилось продуктивным и вдохновило вас попробовать что-нибудь из предложенных блюд. А от опытных кулинаров ждем любимых рецептов с карельским колоритом. Достаточно один раз побывать за щедрым карельским столом — и воспоминания об этом удивительном событии сохраняться на долгие годы. Так что не упускайте шанс и приезжайте в Карелию!

cyberpedia.su

Советы рукодельницам