АДЫГЕЙСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ КОСТЮМ.
Поиск ЛекцийЗОЛОТОЕ ШИТЬЁ.
Умение шить золотом, считалось обязательным для девушек из знатных семей . Этому искусству начинали обучать рано.
Золотое шитье воспитывало эстетический вкус, обеспечивало строгое знание обычаев, скромность в манерах, сдержанность в выражении чувств, послушание и уважение к старшим, к труду.
Золотошвейное искусство адыгов издавна славилось изяществом исполнения, богатством и оригинальностью орнаментальных композиций, совершенством техники. Особенностью золотого шитья адыгов было удивительно гармоничное сочетание вышивки с галунами, шнурами и басонными изделиями из золотых и серебряных ниток. Применение всех этих элементов в украшении одежды было тонко продумано и в ансамбле создавало изысканный стиль, отличный от золотошвейного искусства других народов.
Золотом и серебром расшивали одежду, кисеты, веера, колчаны для стрел, сёдла и иные предметы, которыми пользовались в повседневной жизни. Это умение было обязательным для девушек из знатных семей. Искусству золотого шитья их начинали обучать очень рано.
Адыги считали, что это прививает молодой девушке уважение к труду, эстетический вкус, скромность в манерах и сдержанность в выражении чувств, воспитывает уважение к старшим и знание обычаев.
Поэтому девушки с детства занимались приготовлением подарков для родственников будущего мужа. Вышиванием занимались и крепостные девушки, помогая своим знатным хозяйкам.
В старинных жилищах, когда дневной свет проникал через широкую трубу очага и открытую дверь, матовый блеск вышивки радовал глаз, вечером в мерцающем свете горящей лучины в очаге в игру вступало всё золото и серебро костюма. Но особенно красив он был в ярких солнечных лучах на фоне голубого неба.
Такая одежда была очень дорогой, и на изготовление её затрачивались годы кропотливого труда, поэтому носить её могли только женщины высших сословий, а в конце XIX века, в подражание знати, — девушки из самых зажиточных крестьянских семей.
Мужской костюм отличался большой строгостью, и вышивку можно было видеть только на праздничных башлыках.
Сегодня многие адыги в праздничные дни облачаются в традиционный национальный костюм. Всё чаще девушки предпочитают на своей свадьбе быть в адыгском платье «сай», богато украшенном золотошвейными орнаментами. Поэтому и поныне есть мастера народного декоративно-прикладного искусства, которые сохраняют и продолжают традиции золотого шитья адыгов.
Хотелось бы представить Вашему вниманию легенду, о искусной золотошвейке Сэтэнай.
Легенда о Сэтэнай.
Давным-давно, много лет тому назад в стране адыгов жило богатырское племя нартов.
Мужчины этого племени славились силой и мужиством, а женщины — красотой и своим искусством Золотого шитья.
Красавица Сэтэнай превосходила всех нартских женщин своим мастерством. Однажды поспорила она с молодым нартом – шорных дел мастером: кто за один день изготовит изделие краше.
Целый день трудились они. Искусный шорник первым закончил свою работу и сел в ожидании. Солнце уже садилось, а Сэтэнай продолжала свою работу. Красавица
обратилась с мольбой к солнцу: « О солнце, если бы ты на миг остановилось.» Светило, очарованное красотой золотых узоров Сэтэнай, остановило свой ход и стало ждать пока красавица закончит шитье. Наконец, увидев, что Сэтэнай встала с затканным золотом, удивительной красоты платьем, солнце зашло.
Молодой нарт встал и признал свое поражение: « Вправду говорят о тебе, Сэтэнай. Никто не может сравниться с тобой в искусстве золотого шитья».
С тех пор, так уж повелось, что перед закатом солнце, как бы задумавшись о чем-то, задерживается на небосклоне.
АДЫГЕЙСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ КОСТЮМ.
Наверное, нет ни одной нации в мире, которая не пыталась модернизовать свою одежду, не дополняла бы и не сумела бы сохранить ее для своих потомков. Это дело долга, чести. Так и черкесы, меняя что-то старое и добавляя некие эксклюзивные элементы, пронесли через века свою национальную одежду, которую переняли многие народы Кавказа, в частности казаки.
Стоит отметить, что черкесы никогда не были таким народом, который менял свое место жительства по нескольку раз, чем не могли похвастаться их соседи, которые кочевали с места на место, долго не находя пристанища.
Северный Кавказ считался колыбелью многих народов и национальностей. Не обходилось без войн и междоусобиц. Итогом этих войн, а также тесного соседства стало то, что обычаи и традиции видоизменялись. Если один народ видел что-то хорошее у другого, как правило, перенимал это. Так и сложилась кавказская культура.
Костюм несёт информацию о людях ушедшей эпохи, об их быте, мировоззрении, эстетике. Лучшие традиции народного костюма продолжают жить и сегодня. Цвет, узор, силуэт вдохновляют современных художников — модельеров, способствуют развитию творческих способностей в создании собственных моделей костюмов и их элементов.
Исключительно красивый наряд, который мы сегодня называем «адыгафаща», начал формироваться еще в VI веке нашей эры. Это времена становления Византии, именно в тот момент адыги начали принимать христианство. Формирование национального костюма черкесов потребовало много времени. Окончательный вариант костюма адыги показали миру в конце ХVIII — начале XIX вв.
Исходя из того, что земля на территории Северного Кавказа сухая, а климат оптимальный, мировое сообщество смогло увидеть вещи, найденные во время раскопок: женские шапочки, платки, нижнее белье, украшенные серебром передники, шаровары и обувь.
Впервые про одежду черкесов заговорил арабский историк, географ и путешественник Масуди (X век нашей эры). Он писал: «Черкешенки шили свою одежду из шелка и красного бархата. Все орнаменты они вышивали золотыми нитками».
Одежда, которая дошла до нас сегодня, — это прототип того костюма, который носили черкесы в конце XIX и в начале XX вв.
У черкесов бытовали шлемы и кольчуги из железных или стальных колец, надевавшиеся на подкольчужник. Руки защищали металлическими налокотниками и боевыми рукавицами. Такого рода воинский костюм был, конечно, доступен только феодальной верхушке и, так же, как оружие, передавался из поколения в поколение. У мужчин верхней одеждой являлась черкеска, чаще всего черного, бурого или серого цветов.
Длина черкески зависела от моды, обычная же длина — немного ниже колен. По обеим сторонам груди на черкеске нашивались кармашки для деревянных трубочек — газырей, в которых раньше хранили заряды для ружей. Парадные черкески имели разрезные откидные рукава, позднее — прямые широкие.
Oдежда связана с историей народа и является неотъемлемой частью национальной культуры. Анализ истории развития одежды адыгейского народа показывает устойчивость самобытной формы покроя и шитья одежды.
На весь Кавказ прославились адыгские национальные формы одежды: черкеска — мужская форма одежды, и сае — женская.
Костюм адыга (черкеса) состоит из бешмета или архалука, черкески, пуговиц, чевяк, бурки и папахи, обшитой галуном, с башлыком, напоминающим фригийскую шапку. Оружие — шашка, ружье, кинжал и пистолеты; на черкеске по обеим сторонам кожаные гнезда для ружейных патронов, на поясе — жирницы, отвертка и сумочка с принадлежностями для чистки оружия. Примечательно, что в ранние эпохи роль мужской одежды была более универсальной, она зачастую совмещала экипировку воина.
Такой универсальной формой одежды являлась знаменитая черкеска (цые). Этим же требованиям отвечали и легкая обувь, и бурка, и башлык—незаменимые спутники адыга-воина в походах. Бурка, например, не только защищала от дождя, снега и ветра, она служила и готовым шалашом.
Женская ( адыгская — черкесская) одежда богато украшалась орнаментами, золотым и серебряным шитьем, басонными изделиями — позументами, тесьмой, галунами и серебряными изделиями. Будничные верхние платья были более скромными и простыми по убранству и покрою. Четырех — шестиклинная юбка гладкая или в складочку, смотря по
качеству материала, пришивалась к кофточке, которая шилась по фигуре, рукава делались длинные и прямые с узким обшлагом. Подол и обшлаг обшивались узким узорным шнуром. Более богатые женщины обшлага рукавов и подол платья украшали еще золотым шитьем и позументами. Девушки до замужества носили особый корсет, сжимавший грудь.
Одежда женщины и девушки украшалась богато и имела дорогой и нарядный вид. Будничные верхние платья были более скромными и простыми по убранству и покрою.
У адыгов было развито ткачество сукна из шерсти, производство войлока. Войлок чаще использовался в изготовлении мужских элементов костюма — башлык, бурка… в женских вещах применялся реже: только для изготовления обуви. Домотканое сукно было сравнительно хорошего качества и ценилось у соседних народов, но шили из него женскую одежду как правило девушки из несостоятельных семей. Девушки из богатых семей позволяли себе наряды из довольно дорогих материалов, привезённых из Европы, Ближнего Востока, Юго-Восточной Азии. На одно платье уходило более пяти метров материала, приталенное от пояса к подолу оно становилось шире за счет вшитых клиньев.
Девушки из благородных семей с возраста пяти лет обучались прикладным искусствам: плетению тесьмы, ткачеству галунов, вышиванию золотом. К моменту своего замужества у девушки всегда был готов свадебный наряд. В большинстве случаев в костюмах с большим наличием объёма работы в золотом шитье основную работу выполняли девушки, которые были в прислуге. Орнамент в шитье мог быть скромным и неброским, но мог быть грузным
и массивным. Мотивы в нём были чаще растительного, зооморфного или солярного характера. Адыгский орнамент легко определяется по своей лаконичности от орнаментов соседних им народов осетин, ногайцев, балкарцев, ингушей. Но способы украшения и расположения орнамента на одежде почти у всех народов схож
Мужской костюм.«Цый»-так называемая в народе черкеска. Обычно черкешенки сами изготовляли из шерсти материал для шитья «цыя». Покрой «цыя» отличается от «сая» лишь тем, что в черкеске рукава длинные и широкие, имеется вырез на груди и полы короче. На груди слева и справа пришиваются гнезда для газырей. Подкладку подставляют только в верхнюю часть «цыя», до талии. Края украшают узорными шнурами и пуговицами из круглых шнуров, в виде орнаментальных узлов, так называемых «кIыIун», «кIыIушъхь». Кафтан (бешмет) шьют из тонкого материала. Цвет кафтана должен соответствовать цвету «цыя», так как он одевается под «цый». Форма покроя такая же как и у «цыя», только грудь закрытая, воротник высокий, стоячий и длина кафтана выше колен. Рукава узкие с застежками. Украшением кафтана служит обшивка гладким сутажом или шнуром краев воротника, обшлагов и боков до пояса. Бурка и башлык у адыгов служили для защиты от дождя и холода и изготовлялись руками, самих мастериц-адыгеек. Мастерицы золотого шитья и басонных изделий не жалели сил и времени для украшения бурки и башлыка вышивкой, сутажом, бахромой та прутиков, аппликацией воротника и т. д
Адыги шили свой костюм строго, лаконично, изысканно, не перегружая лишними деталями. Впервые черкеску шили подростку в 10—12 лет, а иногда и позднее. Это было знаком перехода от детства к взрослой жизни.
Черкеска, вверху обтягивая фигуру, от талии плавно расширялась книзу при помощи особого кроя спинки и расклешенных клиньев. Особым щегольством считалось, если
черкеска была хорошо сшита и сидела как влитая. Костюм для адыгов был средством создания совершенного образа человеческой фигуры.
Говорят, что идеальными пропорциями у черкеса считалось, если кошка в полный рост могла пройти под его талией, когда он лежал на спине. Форма костюма подчеркивала
атлетичность тела и подразумевала прямую осанку, втянутый живот и благородное поведение.
Нараспашку черкеску носили только старики, да и то только в своем селении. Длине, цвету и аксессуарам черкески уделялось особое значение. По этим параметрам многое можно было узнать о ее владельце. Существовали строгие правила ее ношения. Одежда в некотором смысле являлась социальным регулятором. Например, белые черкески были очень редки, и носили их только представители дворянского сословия. Также очень важна была и манера носить черкеску. Ее носили застегнутой и подпоясанной узким ременным поясом, на котором висел кинжал, иногда пистолет и шашка. Наиболее бросающейся в глаза деталью были газырницы — нагрудные карманы с мелкими отделениями, в которых хранились трубочки с зарядами для оружия — газыри.
Со временем черкеска стала самым популярным костюмом на Кавказе. В 40–х годах XIX века этот костюм был утвержден как воинская форма казачьих войск на Кавказе. Терские, кубанские и донские казаки переняли адыгский костюм полностью, так же как седловку лошадей, манеру езды, ношения оружия.
Черкеска была больше чем одежда — это был имидж сильного, достойного и храброго воина. Воина, для которого самым важным было его имя, и он был готов за него умереть. Среди российских императоров особенно изысканно носил черкеску император Николай II.
Женский костюм адыгов отличался изяществом линий и красотой деталей.
Черкешенки всегда славились стройной фигурой и тонкой талией. Хрупкости девичьего силуэта способствовало традиционное женское платье — «сай». Оно имело покрой черкески и надевалось поверх рубахи или кафтанчика. Шилось из бархата, плотного шелка или сукна. Передняя часть представляла собой цельнокроеный клин по всей длине. Сай всегда украшался золотошвейным узором. Поверх него девушки надевали серебряные или позолоченные пояса, украшенные традиционными орнаментами.
Интересной особенностью было то, что у женщин существовали деревянные ходули — «пхъэцуакъэ». Эти своеобразные туфли у женщин высших сословий достигали 12 см и были обтянуты бархатом с костяными, серебряными и позолоченными украшениями.. За счет такой конструкции туфель девушки визуально вытягивались, передвигались маленькими шагами, медленно и грациозно, тем самым показывая хорошие манеры и воспитанность.
Создавалось впечатление неспешности и уверенности в себе. Это была праздничная обувь и непременный атрибут свадебного наряда невесты. Всякий костюм — нечто большое, чем предмет одежды.
Костюм придает человеку не только определенный физический силуэт, но и образ — наделяет его характером, весомостью. Так и национальный костюм — не просто одежда. Он рассказывает о народе, о его восприятии жизни и о понимании положения человека в мире.
Такие элементы материальной культуры народа как одежда и вооружение формируются не в один день, а в течение длительного времени, и на их формирование оказывают влияние такие факторы как природно-географические условия страны, вид хозяйственно-экономической деятельности, особенности социальной структуры и политической истории народа, а также его менталитет и эстетические вкусы.
В социально стратифицированных обществах одежда различных сословий может сильно различаться и строго регламентироваться. Например, в феодальной Европе такие различия можно увидеть в одежде крестьян и феодалов, духовенства и ремесленников, короля и придворных, музыкантов, артистов и других представителей разных слоев общества.
Зависимость формирования того или иного комплекса одежды от природно-географических условий и типа хозяйственной деятельности можно проиллюстрировать на примере такого элемента одежды как штаны.
Они появляются и получают распространение, как правило, у народов, проживающих в регионах с умеренным или холодным климатом, древними традициями коневодства и развитой всаднической культурой.
У многих народов в прошлом, проживавших в странах с жарким или теплым климатом и у которых кавалерия была не основным, а вспомогательным видом войск, штаны как элемент одежды, отсутствовали. К этим народам, например, относились древние греки, римляне, шотландцы и многие другие.
Рекомендуемые страницы:
poisk-ru.ru
Адыгейский национальный костюм — внеурочная работа, презентации
Адыгейский
национальный костюм.
Адыгский костюм соответствует внешнему облику, образу жизни и характеру труда народа. Одежда адыгов подразделялась на повседневную, и праздничную. Она отличалась своеобразием орнамента, цветовой гаммой и символами. У наших предков была красивая, яркая, разноцветная и очень удобная одежда. Отличительные особенности адыгского костюма — присутствие традиционных атрибутов: шапки, пояса, нагрудника и вышивки ручной работы.
Женский костюм
Адыгейский костюм был богат украшениями, вышивкой, отделкой из тканей ярких расцветок. Женский адыгейский костюм включал: верхнее платье – сае, нижнее платье – джанэ, короткий кафтанчик – кIэкIы, шапочку — паIо, к которой прикреплялся шарф – шъхьатехъу, пояса – бгырыпх, который надевался поверх платья, на ноги надевались чувяки – цокъэхъурай.
Сае шилась из парчи и бархата, летнее или праздничное – из шелка, с длинным рукавом, отрезное по талии, со сквозными разрезами впереди. Платье плотно облегало фигуру и застегивалось на талии 2 – 3 крючками. К длинным и узким рукавам пришивали широкие, длинные лопасти (Iэнцогъу), которые были красиво орнаментированы. Платье было синего, темно-зеленого, черного, коричневого, темно-красного цветов.
Нижняя часть платья состояла из семи клиньев.
Шапочка (паIо) изготавливалась из твердой прессованной ткани, покрытой бархатом. Она расшивалась замысловатыми рисунками, поверх нее набрасывался светлый шарф, который украшался орнаментом. Головным убором женщин являлись платки, шапочки. Девочки и замужние женщины носили платки, девушки – «золотые шапочки» («дышъэ паIо»). Носили их и замужние женщины до рождения первого ребенка.
У адыгов существовало несколько видов шапочек. У одной шапочки нижняя часть обтягивалась широкими, а верх узкими галунами. Другая же изготавливалась из галуна, но имела сафьяновую подкладку и заостренный куполообразный верх. Шапочка, шитая из золота или серебра, считалась самой нарядной и переходила по наследству от матери к дочери.
Обязательным элементом женского костюма служил пояс (бгырыпх). Он делался из кожи (шириной в 3 – 4 см), расшивался и имел серебряную или металлическую пряжку с позолотой.
Женские чувяки (цокъэхъурай) – традиционная обувь адыгейских женщин. Они изготавливались из мягкой кожи светлых тонов, иногда расшитой национальным орнаментом. Женская обувь мало отличалась от мужской. Она была только изящней и богаче украшенной. Также обувью были чувяки, башмаки, сафьяновые и войлочные носки-маист, ходули, туфли. У женщин высших сословий была распространена специальная обувь (пхъэ цуакъэ) – деревянные ходули на двух ножках высотой 12 см, обтянутые бархатом с костяными, серебряными и позолоченными украшениями. Эта обувь была парадной, свадебной.
Мужской костюм
Мужской костюм был более строг: черкеска – цые, бешмет – кIако, шаровары – гъончэдж, шапка – паIо, папаха – пэIобырац, башлык – шъхьархъон, пояс – бгырыпх, кинжал – къамэ, ноговицы – майстэ, бурка – кIакIо. Черкеска для праздников из тонкой плотной шерсти белого, светло-серого, голубого цвета. В быту преобладали черкески темного цвета. Верх черкески плотно облегает фигуру, на груди вырез со сквозным разрезом на полы, которые на талии имеют узелковые застежки. В быту, в походах рукава черкески, если они мешают движению, подворачивались. На груди пришивалось от 16 до 24 патронниц – газыри, которые обложены серебряным галуном. Ниже патронниц делаются два боковых кармана для натруски с порохом и еще таких два ниже талии.
Бешмет был из тонкой шерсти или плотного шелка. Высокий стоячий воротник застегивался на мелкие узелковые пуговицы или скрытые крючки. Верх бешмета плотно облегал фигуру, а низ не доходил до колена. Длинные рукава бешмета заканчиваются у запястья манжетом, стегивающимся на узелковые пуговицы. Бешмет надевался под черкеску, он длиннее черкески и виден был из под нее. О бешмете мало сведений, но о том, что под черкеску адыги носили одежду из шелка и другой ткани, украшенную золотом или серебряным шитьем и галуном, имеются сведения. Эти украшения говорят о том, что адыги могли его носить без черкески, как праздничную одежду.
Шаровары шились из черной ткани (шерсти или тяжелого плотного шелка).
Узкий кожаный пояс является необходимой деталью мужского костюма. Серебряный набор и позолота пояса украшают костюм адыга. К поясу прикрепляется кинжал, ножны и рукоять которого украшены позолотой и чеканкой. Кожаные ноговицы из черной, белой или цветной кожи завершали мужской костюм. У колена они опоясывались узким наборным ремешком.
kopilkaurokov.ru
Национальная одежда адыгов — презентация к уроку Технологии
Презентация на тему: Национальная одежда адыговСкачать эту презентацию
Скачать эту презентацию
№ слайда 1 Описание слайда:Национальная одежда адыгов 900igr.net
№ слайда 2 Описание слайда: № слайда 3 Описание слайда:Мужской костюм Основными структурными элементами мужского костюма являлись: нательные рубаха (джан) и штаны (чIэгъчIэлъ), поверх которых одевались бешмет с высоким стоячим воротом (къэптан), широкие шаровары (гъончэдж), черкеска (цый) — верхний кафтан без воротника, с вырезом на груди, обувь (цуакъэ) и головные уборы различных типов (паIо).
№ слайда 4 Описание слайда:Отличительной особенностью мужского костюмного комплекса адыгов является дополнение его элементами вооружения. В состав повседневной одежды входил боевой пояс (бгырыпх) с кинжалом (къамэ). Облик своеобразного арсенала придавали черкеске нагрудные карманы (хьазырылъ), в которых хранились деревянные или костяные трубочки с готовыми зарядами на один выстрел (хьазыр). С каждой стороны размещалось не менее восьми таких газырниц.
№ слайда 5 Описание слайда:Газыри – сравнительно молодая деталь верхней одежды,появившаяся на черкеске только с распространением у адыгов огнестрельного оружия. Газыри стали исключительно удачной конструктивной заменой ременных патронташей, напоминанием о чем являлись газырницы, вплоть до середины XIX в. изготовлявшиеся из материала иного цвета и зачастую иной фактуры, чем основная ткань черкески.
№ слайда 6 Описание слайда:Остальные детали повседневного мужского костюма адыгов также демонстрируют исключительно хорошую приспособленность к военно-походному образу жизни. Так, головные уборы адыгов, изготовлявшиеся из различных комбинаций бараньего меха, войлока и ткани, обладали и защитными свойствами и, при наличии толстой подкладки, были способны, по свидетельству Т.Лапинского, “выдержать сильный сабельный удар”.
№ слайда 7 Описание слайда:Непременной деталью одежда адыгских всадников были войлочные ноговицы (лъай), защищавшие шаровары от конского пота и предохранявшие их от истирания при движении через лес. Защитой от непогоды наездникам служили бурка — меховой или войлочный плащ (кIакIо) и башлык (шъхьарыхъон) — своеобразный капюшон, одевавшийся поверх папахи, концы которого обматывались вокруг шеи. Бурка являлась принадлежностью универсального характера, незаменимой в военно- походных условиях — исключительно теплая и непромокаемая, она позволяла ночевать даже в снегу, а будучи наброшенной на нижние ветви дерева или вбитые в землю колья, легко превращалась в палатку.
№ слайда 8 Описание слайда:Теплой верхней одеждой, в отличие от бурки, носившейся в пределах селения, являлись шубы (джэдыгу), изготовлявшиеся из овчины или меха диких животных и покрывавшиеся сукном или шелком. Как видим, адыгский мужской костюм — это прежде всего костюм воина.
№ слайда 9 Описание слайда:Именно абсолютной функциональностью, то есть соответствием военно политической ситуации и местному театру военных действий, обусловливается его полное заимствование как другими народами Кавказа, так и воевавшим против адыгов казачеством и отдельных элементов — регулярной российской армией. .
№ слайда 10 Описание слайда:Естественно, что вышеописанный базовый костюм в различных ситуациях мог дополняться другими элементами одежды, либо утрачивать некоторые детали. Так, как правило, черкеска не надевалась адыгскими крестьянами, работавшими в поле, для защиты от солнца им служил войлочный головной убор в форме шляпы с широкими полями. Зимний комплект одежды утеплялся под- кладкой или изготовлялся из более плотных материалов
№ слайда 11 Описание слайда: № слайда 12 Описание слайда:Женский костюм Обязательными деталями традиционного женского костюма адыгов являлись нательная рубаха (джанэкIаку), шаровары (гъончэдж), верхняя рубаха или платье (джан), обувь (цуакъэ) и головной убор — платок (шъхьэтехъу) или шапочка (дышъэ паIу). Этим набором одежды и ограничивался повседневный костюм женщин незнатного происхождения — в домашней обстановке верхней одеждой им служило длинное платье с рукавами, поверх которого надевался пояс из ткани, кожи или шнура.
№ слайда 13 Описание слайда:Девушки и женщины из высших сословий, не обременявшиеся тяжелой работой, даже в домашней обстановке могли позволить себе носить полный наряд — поверх рубахи надевались кафтанчик (кIэкI), украшенный металлическими застежками (тыжьын кIыIу) и верхнее распашное платье с лопастеобразными нарукавниками (сай), перехваченное в талии поясом (тыжьын бгырыпх ). Наряд довершали шапочки разнообразных типов, всевозможные украшения. Для простолюдинок же полный комплект женской одежды был доступен только в праздники.
№ слайда 14 Описание слайда:Эволюцию распашного платья можно проследить по источникам XV –XVIII вв., в которых фиксируется верхняя одежда с откидными от локтя рукавами. Этот разрезанный рукав к середине XIX в. приобрел форму лопастеобразного нарукавника .
№ слайда 15 Описание слайда:Праздничный вариант одежды, как и у мужчин, так и у женщин, отличался от повседневного как в количественном, так и качественном отношении. Даже беднейшие слои населения стремились в дни праздника дополнить свой наряд тщательно сберегаемыми и в обычное время не используемыми элементами одежды — черкеской, обувью, наборным поясом, дорогим кинжалом (мужчины), украшениями (женщины). Более состоятельные члены общины имели особые праздничные одеяния, изготовленные из лучших материалов в основном более светлых, чем повседневная одежда, тонов. В то же время адыгская эстетика накладывала весьма жесткие ограничения на украшение одежды. Так, полы праздничной черкески, бешмета, а также газыри и ноговицы могли обшиваться галуном или витым шнуром, однако чрезмерное обилие украшений не поощрялось даже у знати; исключение делалось только для дорогого оружия.
№ слайда 16 Описание слайда:По словам Хан-Гирея, “слишком пышно одеваться почитается у них (адыгов) не очень приличным, почему стараются более щеголять вкусом, нежели блеском”68. Женский костюм должен был не только соответствовать традиционным эстетическим представлениям, но и демонстрировать индивидуальный вкус и чувство стиля. Так, неоднотонные, пестрые, излишне яркие или несочетаемые в цветовом отношении ткани не использовались. Декоративные элементы праздничного костюма — как основные (золотое шитье, нагрудные застежки, серебряный пояс), так и дополнительные (серьги, браслеты, перстни, кулоны) должны были составлять единый комплекс.
№ слайда 17 Описание слайда:Праздничная одежда во многих отношениях синонимична ритуальной, поскольку используется в обрядах как жизненного цикла, так и календарной обрядности. Так, праздничный комплекс одевается не только молодыми, вступающими в брак, но и остальными участниками свадебных игрищ. При этом для невесты этот костюм дополняется покрывалом, которым вплоть до особого ритуала скрыто ее лицо.
№ слайда 18 Описание слайда:Большое значение различные элементы одежды и аксессуары играли и на других этапах свадебного цикла — при обручении (в качестве залога верности — “Iэуж”), при выплате брачного выкупа — “уасэ” (у дворян осуществлялась частично доспехами и оружием), выполняли функции даров, преподносимых невестой родственникам жениха, а также при взаимных визитах представителей породнившихся семей.
№ слайда 19 Описание слайда:Праздничная одежда использовалась и при различных молениях, сопровождавших все наиболее значительные события жизни адыгского социума, и при прочих церемониях как языческо-христианского,так и мусульманского культа. Характерным при этом является резкое отличие ритуальных одеяний главных действующих лиц — священников от костюмов остальных участников. Так, мусульманский священнослужитель облачен в халат и чалму (или феску), являющиеся знаком его сана, причем эта ритуальная одежда становится повседневной только по окончании Кавказской войны, когда уходят в прошлое воинствующие адыгские эфенди, участвовавшие в сражениях в одежде рядового воина. При отправлении ритуалов языческо-христианского культа, священник мог быть облачен в бурку и совершал моление с непокрытой головой.
№ слайда 20 Описание слайда:Характерная для адыгов высокая семиотичность одежды отражала этническую, субэтническую и конфессиональную принадлежность, социальный статус, семейное и материальное положение ее владельца.
№ слайда 21 Описание слайда:Молодые замужние женщины носили шапочки меньшего размера, их наряд был скромнее по наличию декоративных элементов, чем девичий. Рождение первого ребенка обязывало молодую мать носить платок. Особой семиотичностью у адыгов отличался головной убор. Шапка являлась символом чести ее хозяина и наглядным свидетельством совершения им неблаговидного поступка — так, выдавшему чужую тайну прожигали дно шапки, труса обязывали носить безобразный войлочный колпак (пIынэ). ромнее по качеству материалов и на-
№ слайда 22 Описание слайда:Одной из основных функций одежды адыгов являлась корректирующая, заключавшаяся в формировании внешнего облика человека, соответствующего эстетическому идеалу адыгов.
№ слайда 23 Описание слайда: № слайда 24 Описание слайда: № слайда 25 Описание слайда:ppt4web.ru
Национальная одежда адыгов — Мои статьи — Каталог статей
ЧЕРКЕСКА
ЧЕРКЕСКА-традиционный мужской костюм адыгов.
Совершенство,изысканность и строгость линий ,суровая
красота веками создававшегося костюма ,неяркие приг-
лушенные тона прекрасно гармонирует с остальными
элементами одежды мужчины .
Верхняя часть черкески плотно облегает фигуру ,
нижняя часть свободная,не стесняющая движения .Все
детали мужского национального костюма адыгов помогают
придать мужской фигуре ещё большую стройность ,
воинственный вид и…элегантность.
Изысканность и строгая красота черкески покорила все
народы Кавказа и они с гордостью носят её.
ОБУВЬ
Традиционная обувь адыгского мужчины также стала предметом
заимствования другими народами .
Обувь мужская состояла из софьяновых сапог -мест,поверх
которых надевались летом софьяновые ,зимой войлочные гетры
со штрипками —лъай,а на них круглые софьяновые туфли-
цокъэхъурай.
Обувь из красного софьяна носили князья ,из коричневого-
дворяне,из чёрного -свободные крестьяне, тфокотли.Рабочая
обувь для крепостных крестьян шилась из сыромятной кожи-
lашъоцуакъ-и была иного покроя и структуры.
Бурка
Бурка — мужская верхняя одежда .
У адыгов она играла
исключительную роль :защищала от дождя , ветра , палящих лучей
солнца , служа постелью на биваке в степи , на пастбище . Без неё
немыслимо представить кавказца-мужчину . Бурка была приспособлена
к наездничеству и походным условиям .Она была легкой ,прочной и
одновременно удобной для всадника .Ее можно было свернуть и
привязать к седлу . Бурка у чабанов называлась «ГОБЭНЕЧ»
Бурка делалась из овчины , шерстью наружу , и из войлока . Она
завязывалась шнурками или застегивалась на пуговицы . Во время
странствий адыг никогда не расставался с буркой . В случае
необходимости подпоясывался поясом , отделанным серебром.
Бурка служила верхней одеждой. В море и на речке она было лодкой, в лесу и степи была одеялом и подушкой, в мороз спасала от холода, в дождь не промокала. Бурка была всегда верной спутницей адыга — как в мировой жизни, так и на войне.
Белые бурки носила знать, известные люди. Бурка считалась ценным подарком. Ее берегли, ею дорожили.
Кольчуги черкасские.
Вес воинского снаряжения средневекового европейского рыцаря достигал порой ста и более килограммов. Эти доспехи часто спасали жизнь рыцарю, но они же нередко были причиной его гибели. Ибо рыцарь в тяжёлых доспехах был лишен способности маневрировать, а упавший рыцарь практически становился беспомощным.
А каковы были адыгские кольчуги, бывшие предметом восхищения своих современников? Кольчуги адыгов были удивительно легки, не более 2,5 кг. Лучшие их образцы могли умещаться на мужской ладони. В добавок к этому, они были надёжны, прочны и очень красивы.
Далеко не каждый кинжал и шашка могли их разрубить. Даже ружейные пули могли пробить их изредка, лишь с очень близкого расстояния.
Адыгам было известно 5 видов кольчуг:
черечеу
конделаф
кобешав
шакшаф
дьлан кубе
Головной убор
У адыгов есть очень популярная пословица: «Если не у кого спросить совета, посади свою шапку и спроси ее». Шапка считалась сакральной вещью.
Головной убор мужчины на Кавказе символизирует мудрость гор, рыцарства, возвышенность духа, мужества, силу, мощь, защиту, оберег. Обнажить голову без крайней необходимости считалось плохой приметой.
Шапка защищала в холод от мороза, в жару от зноя, в бою она принимала часть удара на себя и тем самым нередко спасала жизнь человеку.
Социальное положение мужчины можно было безошибочно определить и по головному убору:
1 Пщы паIу — княжеская шапка с высоким сужающимся кверху каракулевым
околышком.
2 Оркъ паIу- шапка с каракулевым околышем, расширяющимся кверху.
3 ФэкъолI паIу -шапка с узким каракулевым околышем и выпуклым полусферическим
4ПэIопырац — Крестьянская папаха .
Женская одежда
Черкешенки славились красотой,изяществом,ими восхищался и запад, и Восток.
Женский национальный костюм стоял из корсета,нательной рубашки,платья,кафтанчика и сай
Адыгский корсет-шъохътан-был изготовлен из сафьяна на шелковой или бумажной подкладке,без бретелек.
Корсет призван был способствовать формированию идеальной фигуры:тонкая талия, узкие плечи,неравитый бюст,широкие бедра.Женская одежда акцентировала внимание на достоинства фигуры девушки.
Сай-состоит из семи клиньев линия шва между ними была оторочена тесьмой из парчевой нити.Сходящейся в на золотистые линии в области талии на однотонном черном или бордовом фоне создавали ощущение предельной утонченности фигуры.
school04.ucoz.ru
Национальный адыгский (черкесский) костюм. Реконструкция Мадины Хацуковой: timag82
Имя художницы-модельера Мадины Хацуковой знакомо многим, кто интересовался в чьей мастерской сшиты сценические костюмы таких известных коллективов как «Кабардинка», «Ингушетия», «Вайнах», наверняка многие видели её выставку работ. С неё я и сделал свои фото, которые по четкости, пожалуй, лучшие в Адыгнете)1-3. Снимки сделаны три недели назад, в Национальном музее КБР в Нальчике:
Общая панорама (можно раскрывать на полный экран и приближать):
4. Знатный натухаец из Анапы (реконструкция по рисунку Г.Гагарина, 1847)
5. Черкесска детская:
6. Детский костюм западных адыгов (по гравюре из книги Эд.Спенсера «Путешествия на западный Кавказ», 1838)
7. Девичий костюм западных адыгов
8-9. Кабардинец (по рисунку Г.Гагарина, 1847)
В центре кадра историк Заурбек Кожев:
10. Кабардинский праздничный костюм девушки из знатной семьи
11. Оба костюма:
12. Костюм знатного черкеса (из альбома П.С.Палласа, 1741-1811)
13-16. Костюм знатной черкешенки (из альбома П.С.Палласа, 1741-1811)
На фото руководитель ансамбля танца «Хатти» Казбек Балкаров и солистка Юлия Гукежева:
17.
Черкес оружием обвешен;
Он им гордится, им утешен;
На нём броня, пищаль, колчан,
Кубанский лук, кинжал, аркан
И шашка, вечная подруга
Его трудов, его досуга.
Ничто его не тяготит,
Ничто не брякнет; пеший, конный —
Всё тот же он; всё тот же вид
Непобедимый, непреклонный.
Гроза беспечных казаков… (c) А.С.Пушкин
18. Кабардинский праздничный костюм девушки из знатной семьи в нетрадиционном исполнении
19. Женский адыгский костюм
20-21. Девичий костюм западных адыгов (из книги Дж.Белла «Дневник пребывания в Черкесии», 1837)
22. Девичий костюм западных адыгов (по рисунку Е.Корнеева «Черкешенки», 1809)
23. Женский костюм западных адыгов (по рисунку Е.Корнеева «Черкешенки», 1809)
24-25. Женский адыгский костюм
26-27. Женский адыгский костюм
28. Женский адыгский костюм
29-30. Мужской адыгский костюм
31-32. Концертный костюм
Фотография Мадины Хацуковой c её официального сайта: http://www.cherkes-kostum.ru
PS. См. также прошлогодний репортаж от nafitsa, там детали сфотографированы крупно!
timag82.livejournal.com
Презентация классного часа » Адыгейский национальный костюм» (4 класс)
Описание слайда:Адыгейский национальный костюм Кавказ — один из регионов мира, где народный костюм отличается исключительным разнообразием, красочностью, обилием украшений. Традиционный костюм передавался из поколения в поколение. По отделке, покрою, украшениям можно было определить, к какому народу принадлежит человек, носящий его. К XVIII веку основные комплексы традиционной одежды народов Северного Кавказа уже сложились. Адыгейский национальный костюм очень живописен. На адыгском языке название черкески звучит как «цый». Черкеска шилась в основном из домотканого сукна. Она была неяркой – строго подбирались один-два цвета и третий дополнительный. В основном это были естественные цвета шерсти- бурый, черный ,серый ,реже крашеные – темно-красный, красно-коричневый. Адыги шили в свой костюм строго, лаконично, изысканно, не перегружая лишними деталями. Впервые черкеску шили подростку в 10-12 лет, а иногда и позднее. Это было знаком перехода от детства к взрослой жизни. Черкеска, вверху обтягивая фигуру, от талии плавна расширялась книзу при помощи особого кроя спинки и расклешённых клиньев. Особым щёгольством считалась, если черкеска была хорошо сшита и сидела как влитая. Костюм для адыгов был средством создания совершенного образа человеческой фигуры. Говорят, что идеальными пропорциями у черкеса считалось, если кошка в полный рост могла пройти под его талией, когда он лежал на спине. Форма костюма подчеркивала атлетичность тела и подразумевала прямую осанку, втянутый живот и благородное поведение. Нараспашку черкеску носили только глубокие старики, да и то только в своём селении. Длине, цвету и аксессуарам черкески уделялось особе значение. По этим параметрам многое можно было узнать о её владельце. Существовали строгие правила её ношения. Одежда в некотором смысле являлось социальным регулятором. Например, белые черкески были очень редки, и носили их только представители дворянского сословия. Также очень важна была и манера носить черкеску. Её носили застёгнутой и подпоясанной узким ременным поясом, на котором висел кинжал, иногда пистолет и шашка. Наиболее бросающейся в глаза деталью были газырницы – нагрудные карманы с мелкими отделениями, в которых хранились трубочки с зарядами для оружия – газыри. Со временем черкеска стала популярным костюмом на Кавказе. В 40-х годах XIX века этот костюм был утверждён как воинская форма казачьих войск на Кавказе. Терские, кубанские и донские казаки переняли адыгский костюм полностью, так же как седловку лошадей, манеру езды, ношения оружия. Черкеска была больше чем одежда – это был имидж сильного, достойного и храброго. Вывод: история одежды связана с историей народа. Она является одной из форм проявления национальной культуры. Одежда служит ценным источником для изучения материальной культуры, общественного и семейного быта и многих других важных проблем истории народа. В одежде отражаются возрастные, социальные, имущественные различия, этнические особенности, в частности особенности семейного быта, положение женщины в семье и обществе, эстетические вкусы народа, исторические связи его с другими народами.
infourok.ru
Адыгейский национальный костюм — реферат
Адыгейский национальный костюм.
Одежда адыгов, особенно женская, богато украшалась орнаментами, золотым и серебряным шитьем, басонными изделиями — позументами, тесьмой, галунами и серебряными изделиями.
Шитьем мужской и женской одежды занимались все женщины с раннего возраста.
Анализ истории развития одежды адыгейского народа показывает устойчивость самобытной формы покроя и шитья одежды. В данной работе показаны формы одежды XIX— XX веков.
Одежда женщины и девушки украшалась богато и имела дорогой и нарядный вид. Будничные верхний платья были более скромными и простыми по убранству и покрою. Четырех — шестиклинная юбка гладкая или в складочку, смотря по качеству материала, пришивалась к кофточке, которая шилась по фигуре, рукава делались длинные и прямые с узким обшлагом.
Подол и обшлаг обшивались узким узорным шнуром. Более богатые женщины обшлага рукавов и подол платья украшали еще золотым шитьем и позументами.
«Цый»—так называемая в народе черкеска. Обычно черкешенки сами изготовляли из шерсти материал для шитья «цыя». Покрой «цыя» отличается от «сая» лишь тем, что в черкеске рукава длинные и широкие, имеется вырез на груди и полы короче. На груди слева и справа пришиваются гнезда для газырей. Подкладку подставляют только в верхнюю часть «цыя», до талии. Края украшают узорными шнурами и пуговицами из круглых шнуров, в виде орнаментальных узлов, так называемых «кIыIун», «кIыIушъхь».
Кафтан (бешмет) шьют из тонкого материала. Цвет кафтана должен соответствовать цвету «цыя», так как он одевается под «цый». Форма покроя такая же как и у «цыя», только грудь закрытая, воротник высокий, стоячий и длина кафтана выше колен. Рукава узкие с застежками.
Украшением кафтана служит обшивка гладким сутажом или шнуром краев воротника, обшлагов и боков до пояса.
Бурка и башлык у адыгов служили для защиты от дождя и холода и изготовлялись руками, самих мастериц-адыгеек. Мастерицы золотого шитья и басонных изделий не жалели сил и времени для украшения бурки и башлыка вышивкой, сутажом, бахромой та прутиков, аппликацией воротника и т. д.
Адыгейский национальный костюм состоит из комплекса различных элементов и несет в себе характерные, наиболее общие черты силуэта, кроя одежды северокавказских народов. Это объяснялось схожестью природно-климатических условий, хозяйственно-бытового уклада, военизированного образа жизни, рода занятий. Удобный в быту и в походной жизни, костюм кавказских народов еще в начале XIX века привлекал внимание российского казачества. Введение форменного казачьего костюма в 40-е годы XIX века, внешне сходного с костюмом кавказских горцев, обеспечило его популярность. На Северном Кавказе, особенно на Тереке и Кубани, казачий костюм, отдельные его элементы (черкеску, бешмет, кубанку, кинжал, ремень) стремилось перенять и население, не принадлежавшее казачьему сословию.
Для праздников и будней не было различий в крое и назначении отдельных элементов костюма горцев. Цветовая же гамма имела определенное значение.
Праздничный костюм адыгейцев отличался отбудничного светлыми тонами, яркостью отделки, качеством ткани, хотя крой его и силуэт остаются традиционными. Старинный адыгейский костюм богат украшениями, вышивкой, отделкой из тканей ярких расцветок и т. п.
Женский адыгейский костюм состоит из комплекса элементов национальной одежды: верхнее платье—сае, нижнее платье—джанэ, короткий кафтанчик— кIэкIы, шапочка — паIо, к которой прикреплен шарф — шъхьатехъу, пояс — бгырыпх надевается поверх платья, на ногах чувяки — цокъэхъурай. Сае шьется из тканей, предназначенных для верхней женской одежды — парчи, бархата. Летнее или праздничное — из шелка, с длинным рукавом, отрезное по талии, со сквозными разрезами впереди. Лиф платья плотно облегает фигуру и застегивается на талии 2—3 крючками. Угольный вырез на груди обшивается золотым сутажем или галуном. Юбка платья — длинная, до пола, клешеная (6-8 клиньев). Полы и низ платья вышиты золотыми или серебряными нитками. Длинные рукава платья имеют умеренную ширину, они почти обтягивают руку до запястья, а у кисти застегиваются на 3-4 крючка. К рукаву, выше локтя; пришивается нарукавник, расшитый узорами адыгейского национального орнамента в тон вышивки платья. Праздничное верхнее женское платье имеет еще элемент украшения — «фонарик». К рукаву от запястья кругом пришивается кружево или прозрачная набивная ткань, длиной 15 см ниже пальцев руки. Эта деталь придает женскому костюму во время движения легкость, воздушность, элегантность, подчеркивает мягкость, чистоту и женственность характера в танце. Но есть и более утилитарное назначение этой детали. Платья с «фонариками» рекомендуем для танцев, где девушки и парни касаются рук друг друга, берутся за руки («Удж», «Удж-хурай»).
Нижнее платье шьется из тонких тканей светлых тонов (белый, голубой, розовый), ситца, атласа, шелка. Крой его тот же, но без рукавов. Отрезное по талии, с плотнооблегающим фигуру лифом, оно застегивается на спине. Кафтан шьется из бархата или плюша, приталенным, 25—30 см ниже пояса, со стоячим воротником. Поверх него на грудь надевается угольный «нагрудник», украшенный пластинками из серебра с позолотой или вышивкой. Он состоит из двух застегивающихся половин. В женском адыгейском костюме «нагрудник» носится в сочетании с передником вместо кафтана. «Нагрудник» шьется со стоячим воротником, застегивающимся сзади. Передник завязывается, на талии. «Нагрудник» и передник обычно одного цвета ткани и украшены по низу золотом или серебром.
Важным элементом женского адыгейского костюма является головной убор. Шапочка (паIо) изготовляется из твердой Б несколько слоев прессованной ткани, покрытой бархатом. Цвет ее соответствует ансамблю женского костюма в целом. Шапочки имеют свои размеры, разнообразны по форме: суженная вверх, высокая с плоским дном, выпуклым дном и т. п., в зависимости от назначения костюма. Шапочки расшиваются замысловатыми рисунками, поверх них набрасывается светлый (белый, розовый, голубой) шарф, который тоже украшается адыгейским, национальным орнаментом по краю. Шарф закрепляется на шапочке для более свободного передвижения в быту и в танцах.
Обязательным элементом женского костюма служит пояс (бгырыпх). Он изготовляется из кожи, шириной в 3-4 см, ярко расшит, застегивается серебряной или металлической пряжкой с позолотой, рисунком замысловатой чеканки. Украшением служат и погоны с отвесками из серебра и позолоченных пластинок разной величины и формы.
Женские чувяки (цокъэхъурай) являются традиционной обувью адыгейских женщин. Они изготовляются из мягкой кожи светлых тонов, иногда расшиваются национальным орнаментом.
Мужской адыгейский костюм еще более традиционен и строг по составу элементов: черкеска — цые, бешмет — кIако, шаровары — гъончэдж, шапка — паIо, папаха — пэIобырац, башлык — шъхьархъон, пояс — бгырыпх, кинжал — къамэ, ноговицы — майстэ, бурка — кIакIо.
Черкеска (цые) для праздников шьется из тонкой плотной шерсти белого, светло-серого, голубого цвета. В быту преобладают черкески темного цвета — черного, бордо, темно-синего, зеленого и других. Крой черкески традиционен и отклонения от него не приняты. Верх плотно облегает фигуру, на груди угольный вырез со сквозным разрезом на полы, которые по талии спереди имеют узелковые застежки. Рукава длинные, широкие, подкладка к рукавам от низу до локтя шьется из той же ткани, что и бешмет. В быту, в походах рукава черкески, если они мешают движению, подворачиваются или наоборот распускаются. На праздниках и гуляниях длина рукава черкески определяется степенью активности движения руки исполнителей в танцах. Так, в танце «Зафак», «Исламий» — рукава опущены, так как здесь юноша и девушка во время движения не прикасаются друг к другу руками. К тому же, опущенный рукав черкески играет определенную роль в традиционной строгости линий, поз, ракурсов в мужском танце, что составляет своеобразие его архитектоники. В танцах «Удж» и «Удж-хурай» рукава черкески закатываются, освобождая запястья, так как это необходимо для общения исполнителей в танце, где юноши берут девушек под руки. В «Зыгальат» и «Льепечас» рукава закатываются выше локтя, так как импровизированный характер изобретательных движений, виртуозность исполнения требуют свободы рук танцовщика, что и достигается при высокой закатке рукава.
Грудь черкески украшают слева и справа 8 гнезд для деревянных или костяных «газырей», которые украшаются наконечниками чеканной работы, серебром и позолотой. Длина черкески 3—4 см ниже коленей. Бешмет (кI.ако) шьется из тонкой шерсти или плотного шелка, констатирующего по цвету с черкеской. Высокий стоячий воротник продолжается до талии продольной застежкой на мелкие узелковые пуговицы или скрытые крючки. Верх бешмета плотно облегает фигуру, а низ — слегка расклешен и не доходит до колена. Длинные рукава бешмета заканчиваются у запястья манжетом, застегивающимся на узелковые пуговицы. Бешмет расшивается национальным орнаментом, который располагается по воротнику, обшлагам, полам и подолу.
Шаровары шьются из черной ткани (шерсти или тяжелого плотного шелка). По талии шаровары собираются и застегиваются на учкуру, а в современном варианте шаровары носятся на резинке.
Папаха-шапка шьется из черного, коричневого или серого каракуля и имеет разные формы: прямого кроя — высотой 14—36 см., расширенная кверху, суженная книзу.
Дополнением к костюму является башлык, который в быту носится в непогоду. Он набрасывается на голову и плечи и шьется из шерстяной ткани белого, темного или яркого цвета, поддерживая цветовой ансамбль всего костюма.
Узкий кожаный пояс является необходимой деталью мужского костюма. Серебряный набор и позолота пояса украшают костюм адыга. К поясу прикрепляется кинжал, ножны и рукоять которого украшены позолотой и чеканкой.
Кожаные ноговицы из черной, белой или цветной кожи завершают мужской адыгейский костюм. Ноговицы шьются выше колен, точно по ноге, до колена, обтягивая ее, как чулок. У колена они опоясываются узким наборным ремешком.
Сложившиеся народные традиции, что «Джэгур уджыкIэ аублз»— праздник, свадьба начинаются с музыки «Удж» —подтверждаются и сегодня. Обычно музыканты выходят из комнаты, играют одну мелодию из семейства «Удж» (пшъэшъэхэщ орэд). Они продолжают эту церемонию пока не соберется основная масса к торжеству. Обходя большой круг по двору с распорядителем (хьатыикIо), обозначают определенную площадку (пчэгу), где будут происходить танцы, после чего распорядитель дает музыкантам распоряжение начинать игру первого танца «Зафак».
6
student.zoomru.ru