Условные обозначения погоды| Окружающий мир| 3 класс

Содержание

Наблюдать за погодой мы начали еще с первого класса. Теперь задание тоже: в течении одной недели каждого месяца  заполнять календарь  погоды| Условные обозначения  были даны в  рабочей тетради по окружающему миру за 2 класс, в 3 классе считается, что ученики  помнят с прошлого года. На деле это не всегда так.

Освежить в памяти условные знаки для обозначения погоды поможет эта табличка:

 

Условные знаки погоды

 

Понравилось это:

Нравится Загрузка…

kidside.ru

Условные знаки погоды. Изучение явлений погоды в детском саду и школе :: SYL.ru

Каждый день происходят перемены в погодных условиях. Малыши, начиная с детского сада, учатся характеризовать, описывать и узнавать явления природы. В каждой группе, начиная с младшего возраста, на стенах висит календарь природы, где дети ежедневно отмечают явления, которые происходят за окном. Это делается с помощью условных знаков погоды, нарисованных на плакате.

В каждой возрастной группе идет увеличение количества символов, так как знания детей расширяются. Они узнают многие новые явления погоды. В статье рассмотрим все известные символы и их разнообразие, как приучают детей определять погоду, направление ветра, измерять температуру и различать виды облачности.

Календарь погоды в младшей группе детского сада

Малыши еще не знакомы со всеми тонкостями явлений природы, они различают только несколько основных определений погоды. Когда на небе светит яркое солнце и нет туч, то день считается солнечным, и ребенок стрелку поворачивает острием на нарисованное солнышко. Когда на улице дождь, стрелка поворачивается на изображение тучки с каплями.

Если погода пасмурная, солнце спряталось за тучи, то стрелка поворачивается на рисунок, на котором облако наполовину перекрыло солнце. Зимой, когда сыплет снег, ребенок указывает на изображение тучки со снежинками. Условные знаки погоды для малышей больше похожи на картинки. Так дети сразу видят, что они должны выбрать.

Определение погоды в средней группе

На данном календаре погоды имеется уже больше символов, но они все еще представлены картинками. Добавляются такие погодные явления, как гроза, радуга. Дети уже знают, что не каждый дождь сопровождается громом и молнией. Есть еще картинка осадков с радугой. Ребята знакомятся с таким явлением во время летнего дождя, когда солнце освещает капли, находящиеся в воздухе. Радугу можно видеть и во время полива цветов воспитателем или рядом с фонтаном.

Также есть еще один из новых условных знаков погоды — это ветер. Сначала дети учатся понимать его присутствие. Для этого используется флюгер, ленточки, ветрячки, да и просто кусочки бумаги. Можно из окна групповой комнаты рассмотреть листву на деревьях. Если на улице есть ветер, то листики шевелятся, а когда его нет — остаются неподвижными.

Условные знаки явлений погоды у старших дошкольников

По такому календарю природы видно, насколько больше явлений погоды уже знают дошкольники. Эту схему также можно использовать и в начальных классах школы. Дети учатся отличать спокойную погоду от слабого или сильного порывистого, шквального ветра.

Также ребята уже могут понять, насколько изменилась температура воздуха. Отмечается разная — жаркая, теплая, прохладная или совсем холодная. На таблице условных знаков погоды различается такая температурная шкала изображением людей разных цветов. Если жарко, то человек — оранжевый, тепло — желтый. А вот замерзшие люди нарисованы холодными оттенками. В прохладную погоду — голубой, в морозные дни — синий.

Уроки окружающего мира

Условные знаки погоды в школе изучаются уже по общепринятой в мире системе обозначений. Это уже не картинки, а символы, о значении которых не всегда можно догадаться по внешнему виду. Указывается направление ветра стрелкой, обращенной в какую-то сторону света. Дети должны уметь различать и правильно показывать все четыре основные стороны света, а также промежуточные, например, северо-восточный или юго-западный ветер. Определяется направление флюгером.

Также в таком календаре отмечается и температура воздуха, которую смотрят по градуснику за окном школы. Иногда дети ведут календарь погоды целый месяц, заполняя в рабочей тетради пустые клеточки, в которых вписываются только обозначения условными знаками.

Чтобы правильно заполнять таблицу, знаки нужно выучить наизусть. Изучение некоторых не представляет труда. Например, снег обозначается снежинкой, роса похожа на капельку на траве, гололед — это скользкая дорога, поэтому нарисована волнистая линия.

Как отмечается сила ветра, тоже несложно запомнить. Штиль — просто стрелка, а с усилением его сил, увеличивается и количество черточек на ней.

При изучении знаков важно придумывать для ребенка какие-то сравнения, аналогии. Так будет проще все запомнить. Дети должны понимать ценность таких наблюдений. Применяются такие сборы информации и в метеосводках, полезны они для сельского хозяйства и сравнения погоды в данный день в разные годы. Учеными изучаются изменения погодных условий на планете, знания помогают вовремя посадить семена в почву, чтобы они не промерзли и дали здоровые побеги.

www.syl.ru

Обозначение явлений погоды 3 класс, условные знаки виды осадков

МЕТЕОРОЛОГИЧЕСКИЕ ЗНАКИ

МЕТЕОРОЛОГИЧЕСКИЕ ЗНАКИ, значки, к-рыми наблюдатели метеорологических станций отмечают различное состояние погоды (см.). Подробные сведения о них напечатаны в Наставлении гидрометеорологическим станциям и постам (вып. 3) Главного управления Гидрометеорологической службы СССР (ГУГМС). Ниже приводятся наиболее часто встречающиеся метеорологические знаки.

дождь

снег

град

ледяная крупа

ледяной дождь

роса

иней

изморозь

гололёдица

туман сплошной

подземный туман

сухой туман (мгла)

гроза близкая

гроза отдаленная

зарница

радуга

снежный покров

круг около солнца

круг около луны

венец около солнца

венец около луны

На картах погоды (синоптической карте) в ежедневном метеорологическом бюллетене Центрального ин-та прогнозов и местных бюро погоды ГУГМС применяются те же значки.

Конспект урока по окружающему миру, 3 класс. «Природные явления и погода»

Положение станции, наблюдения к-рой приводят, обозначается кружком. Степень зачернения его обозначает состояние облачности: — ясно, — облачно, — пасмурно, числа у кружков показывают температуру воздуха в целых градусах; стрелки — направление ветра; оперение стрелок — силу ветра в м/сек: длинное перо — 4 м/сек, короткое — 2 м/сек. Напр., — северовосточный ветер силой 6 M/cек. Значение остальных значков приведено выше.

Сплошные линии — изобары соединяют места с одинаковым давлением воздуха на уровне моря (см. Изолинии). Числа около изобар обозначают величину давления в миллибарах. Зубчатые линии — «фронты» разделяют различные воздушные массы. Значками обозначают положение тёплого фронта, значками холодного фронта, фронт окклюзии (сомкнувшиеся тёплый и холодный фронты).

На дополнительной карте приводится распределение осадков и максимальной и минимальной темп-р за предшествовавшие сутки.

Темп-pa приводится в виде дроби, числитель к-рой показывает максимальную темп-ру, знаменатель — минимальную.

Количество выпавших за предшествовавшие сутки осадков в мм показывается различной штриховкой.

Значки показывают границу снежного покрова; — границу сплошных заморозков.

С. Небольсин

Литература — см. Метеорологическая станция.

Источники:

  1. Сельскохозяйственная энциклопедия. Т. 3 (Л — П)/ Ред. коллегия: П. П. Лобанов (глав ред) [и др.]. Издание третье, переработанное — М., Государственное издательство сельскохозяйственной литературы, 1953, с. 613

laservirta.ru

НАУЧНЫЙ ДНЕВНИК (ДНЕВНИК НАБЛЮДЕНИЙ) | okrmir1234

Научный дневник (дневник наблюдений). Плешаков. 4 класс.

В этом дневнике ты будешь записывать свои наблюдения за природой. Для этого тебе надо знать условные обозначения, с помощью которых можно записывать эти наблюдения.
В течение года наблюдай за погодой. Используя условные знаки, записывай результаты наблюдений в таблицы.

Сентябрь

Во время наблюдений с 11 по 17 сентября было 2 пасмурных дня, 4 облачных дня и 1 ясный день. Осадки в виде дождя наблюдались в течении двух дней. Температура воздуха была от +16°С до +26°С. Это намного выше средних значений температуры воздуха в сентябре (+12,5°С — среднее значение за последние 10 лет). Можно сделать вывод, что эта неделя сентября в Москве была довольно пасмурной, но очень теплой.

Октябрь

Во время наблюдений с 16 по 22 октября было 4 пасмурных дня, 2 облачных дня и 1 ясный день. Осадки в виде дождя наблюдались в течении одного дня. Температура воздуха была от +2°С до +14°С. По статистике средняя температура воздуха в Москве в октябре +5,7°С. Получается, что 5 дней были теплее нормы, а два дня холоднее. Вывод: октябрь в этом году достаточно теплый и сухой, но пасмурный.

Ноябрь

Во время наблюдений с 20 по 26 ноября было 6 пасмурных дня, 1 облачный день и не было ни одного ясного дня. Осадки в виде снега наблюдались в течении трех дней. Температура воздуха была от -5°С до +2°С. По статистике средняя температура воздуха в Москве в ноябре +1°С. Получается, что 6 дней были значительно холоднее нормы, а один день теплее. Вывод: ноябрь в этом году был очень холодный и пасмурный.

Декабрь

Во время наблюдений с 18 по 24 декабря все 7 дней были пасмурными. Осадки в виде снега наблюдались в течении двух дней. Температура воздуха была от -3°С до +1°С. По статистике средняя температура воздуха в Москве в декабре -3,5°С. То есть все 7 дней были намного теплее нормы. Вывод: этот декабрь был намного теплее обычного и очень пасмурный.

Январь

Во время наблюдений с 15 по 21 января было 5 пасмурных и 2 облачных дня. Осадки в виде снега наблюдались в течении 4 дней. Температура воздуха была от -8°С до -2°С. По статистике средняя температура воздуха в Москве в январе -8°С. Это значит, что 3 дня температура соответствовала климатической норме, а 4 дня — была немного выше средних значений. Вывод: в январе погода была немного теплее обычного, но в целом январь был достаточно обычным для Москвы.

Февраль

Во время наблюдений с 12 по 18 февраля было 3 пасмурных, 2 облачных дня и 2 ясных дня. Осадки в виде снега наблюдались в течении 2 дней. Температура воздуха была от -7°С до -3°С. По статистике средняя температура воздуха в Москве в феврале -5,2°С. Можно сказать, что температура незначительно отличалась от средних значений: 3 была чуть ниже нормы и 4 дня немного выше. Вывод: в феврале погода полностью соответствовала климатической норме Москвы.

Март

Во время наблюдений с 19 по 25 марта было 3 пасмурных и 4 ясных дня. Осадков не наблюдалось совсем. Температура воздуха была от 0°С до +6°С. По статистике средняя температура воздуха в Москве в марте -0,3°С. Это значит, что температура воздуха в эту неделю марта была значительно выше нормы все семь дней. Вывод: март в Москве был очень теплым и абсолютно без осадков.

Апрель

Во время наблюдений с 16 по 22 марта было 4 пасмурных, 1 облачный день и 2 ясных дня. Осадков не наблюдалось совсем. Температура воздуха была от +2°С до +20°С. По статистике средняя температура воздуха в Москве в апреле +7°С, то есть 6 из 7 дней были значительно теплее климатической нормы. Вывод: в апреле погода была значительно теплее средних значений температуры воздуха, полученных за последние 10 лет наблюдений.

Май

Во время наблюдений с 14 по 20 марта было 4 пасмурных и 3 облачный день. Осадков в виде дождя наблюдались в течении двух дней. Температура воздуха была от +8°С до +22°С. По статистике средняя температура воздуха в Москве в апреле +14,3°С. Значит 3 дня температура воздуха была ниже нормы и 4 дня — выше нормы. Вывод: май в Москве примерно соответствовал средним значениям многолетних наблюдений.

Проанализируй погоду каждой недели месяца и сделай вывод. Запиши его.

Если посмотреть на полученные результаты, то можно увидеть что:
— сентябрь — теплее климатической нормы;
— октябрь — теплее климатической нормы;
— ноябрь — холоднее климатической нормы;
— декабрь — теплее климатической нормы;

— январь — теплее климатической нормы;
— февраль — в рамках климатической нормы;
— март — теплее климатической нормы;
— апрель — теплее климатической нормы;
— май — в рамках климатической нормы.

Вывод: из 9 месяцев учебного года 6 месяцев были теплее климатической нормы, 1 месяц холоднее и 2 месяца соответствовали средним показателям. 
На первый взгляд, можно было бы сказать, что погода в этом году была намного теплее обычного, но для достоверного вывода необходимо оценить данные наблюдений за каждый день оцениваемого периода, поскольку на основе данные всего за одну неделю из каждого месяца достоверные выводы делать нельзя.

Комментарий: точные данные о погоде в нужном населенном пункте на любую дату можно найти в Интернете. Например, на сайте https://www.gismeteo.ru/diary/4368/2018/4/ или на других подобных сайтах. Средние значения температуры можно посмотреть, например, в Википедии на страничке вашего города или села. 

Вопросы к дневнику наблюдений

1. Поздно вечером рассмотри звёздное небо. Найди созвездие Малой Медведицы, а в нём — Полярную звезду. С её помощью определи стороны горизонта.

2. Найди в атласе физическую и политическую карты. Сравни их. Найди сходства и различия.

Сходства:
— на обеих типах карт показаны различные географические объекты: материки, океаны, моря, реки, острова, заливы, проливы, полуострова и т.д.;
— карты обоих типов нарисованы в масштабе, по ним всегда можно определить размеры объектов и расстояние, например между городами;
— оба типа карт могут показывать либо весь мир (мировая карта), либо отдельные материки или континенты (например, карта Европы или карта Азии), либо определённые район поверхности планеты (например, карта Скандинавского полуострова).

Отличия:
— эти типы карт делаются для разных целей: физическая карта показывает природные ландшафты: горы, низменности, возвышенности, плато, морские впадины и т.д., а политическая карта показывает территорию государств и их границы, столицы, главные города, главные пути сообщения и т.д.;

— для этих типов карт приняты разные нормы цветового обозначения: на физической карте цвета показывают высоту поверхности над уровнем моря или глубину морского дна (от светло-зеленого цвета до тёмно-коричневого высота и от светло-голубого до тёмно-синего глубина), а на политической карте разными контрастными цветами показаны отдельные государства;
— политические карты могут достаточно часто изменяться (например, при изменении границ какого-либо государства или объединении государств), а физические карты более постоянны, поскольку новые острова и горы появляются очень редко.

3. Научись показывать географические объекты на настенной карте.

Выполни задание самостоятельно

4. Найди в дополнительной литературе, как обозначаются числа от 21 до 100 в римской нумерации. Покажи на уроке, как записываются эти числа.

Число 21 записывается XXI.
Число 100 записывается С.

5. Выбери объект Всемирного наследия. Подготовь о нём презентацию.

Исторический центр Санкт-Петербурга и связанные с ним комплексы памятников

Санкт-Петербург — один из самых красивых городов России. В нём удивительным образом сочетаются памятники Петровской эпохи, советские архитектурные шедевры и современные здания и кварталы.
В памятники всемирного культурного наследия ЮНЕСКО Санкт-Петербург был включён в 1990 году. Это был уникальный случай, когда объектом наследия стал практически целый город, а не отдельные здания или архитектурный ансамбль, но Петербург этого заслуживает!
Зимний дворец и Дворцовая площадь, Невский проспект и Казанский собор, здания Академии художеств и Двенадцати коллегий, Медный всадник и Исаакиевский собор, Конюшенные улицы, Новая Голландия, Адмиралтейство и Биржа — перечислять всемирноизвестные памятники Санкт-Петербурга можно очень долго. А ведь вокруг города тоже много сокровищ культуры: Екатерининский дворец, Александрия, Ораниенбаум, Петергоф, Павловск и многие многие другие дворцовые комплексы, парки и природные зоны.
Невероятно, но помимо исторических объектов и уникальных природных уголков Петербурга ЮНЕСКО включило в список наследия и малоизвестные достопримечательности: древнерусскую Ореховскую крепость на Ладоге, Сестрорецкий оружейный завод, Линдуловскую рощу и некоторые другие
.

6. Расскажи с помощью физической карты о крупных месторождениях полезных ископаемых России.

На карте можно увидеть, что Россия богата самыми разнообразными полезными ископаемыми. Самые большие запасы находятся:
— нефть (большой черный треугольник) — на Сахалине, в Западной Сибири, на севере и на юге Уральских гор, в Поволжье, на северо-западном побережье Каспийского моря;
— природный газ (большой белый треугольник) — в Западной Сибири, на Урале, в Поволжье, в Ставропольском крае;
— каменный уголь (черный квадрат) — на Дальнем востоке, на Камчатке, в Восточной Сибири, на Алтае, на севере Уральских гор, в Мурманске, на Дону;
— золото (наполовину закрашенный круг) — в Восточной Сибири, на юге Урала;
— алмазы (зелёная звездочка) — в Восточной Сибири.

7. Отправься с родителями на прогулку в ближайший парк, лес. Определи, какие деревья встречаются чаще. К какому типу относятся леса твоей местности?

Когда мы ходили с родителями за грибами в лес, я видела самые разные деревья, там были сосны, ели, дубы, берёзы и осины. Встречались нам заросли кустарников и ягод. Иногда мы выходили на солнечные зелёные поляны, а иногда попадали в сумрачные заросли. Папа назвал этот лес смешанным, потому что в нем росли и хвойные и лиственные деревья. Такие леса очень характерны для местности, в которой я живу.

8. Выбери заповедник любой природной зоны. Подготовь о нём презентацию.

Жигулёвский заповедник

Жигулёвский заповедник расположен на берегах великой реки Волга в самом сердце Самарской области. Место это называется Самарская Лука, поскольку Волга широкой петлёй (излучиной, лукой, как говорили раньше) огибает древние Жигулевские горы. Это невероятно красивое место, в большинстве своем сохранившееся в первозданном виде.
Внутри Самарской Луки, ограниченной почти со всех сторон водами Волги, сохранились уникальные растения и животные. Например, здесь до сих пор растут растения-представители ледникового периода: толокнянка обыкновенная и майник двулистный, а также другие растения из древних эпох: шаровница крапчатая, шаровница крапчатая, терескен серый и другие. Также в заповеднике сохранились настоящие русские леса: дубовые и березовые рощи, сосновые боры, ольшаники и ельники.
В лесах обитает несколько сотен видов животных: лоси, косули, кабаны, волки, рыси, барсуки, горностаи, ласки, лесные хорьки, лисы и многие другие. Их численность внимательно отслеживают и стараются создать условия для более комфортного обитания на территории заповедника. Например, удалось увеличить поголовье лосей, зайцев и горностаев.
В речных низинах и на многочисленных островках гнездится более 150 видов птиц: филины, сычи, глухари, тетерева, дятлы, синицы, трясогузки, камышовки, лазоревки, кукушки, пищухи, рябчики, а также орланы-белохвосты, лебеди-шипуны, серые цапли, речные крачки, золотистые щурки и многие многие другие.

9. Запиши, какие виды рельефа ты наблюдал в своей местности.

Я живу в средней полосе России и здесь наблюдается по большей части равнинный рельеф. Так наш город находится в долине реки и окружен небольшими холмами. Когда мы с родителями едем на дачу, то иногда гуляем по окрестным лугам и лесам. Там встречаются небольшие овраги, впадины и маленькие бугры, которые даже нельзя назвать холмами. В оврагах иногда протекают мелкие речушки, а во впадинах образуются болота. А холмы мне часто хочется назвать горами, они у нас достаточно большие, достигают 300 метров. Но после того, как я съездил на юг и увидел Кавказские горы, то я понял, что наши холмы — это конечно не горы, до гор им ещё «расти и расти».

10. Занимаются ли в твоей местности растениеводством и животноводством? Если да, то вспомни, какие культурные растения и каких животных выращивают. Почему именно эти виды выращивают и разводят? Какие природные особенности позволяют людям заниматься этими видами деятельности?

На территории моего края много полей, рек, озер и заливных лугов. Это очень благоприятная местность для развития сельского хозяйства. На полях выращивается кукуруза, пшеница, рожь, гречиха и ячмень, а ещё подсолнечник, картофель, капуста, морковь, сельдерей, клубника и много других овощей и ягод. В некоторых сёлах есть большие фруктовые сады, в которых растут яблоки, груши и вишни.
Что касается животноводства, то у нас есть очень хорошие птицеводческие хозяйства, несколько свиноферм и ферм крупного рогатого скота, выращивающих коров на мясо и молоко. Страусиная ферма, расположенная недалеко от нашего города, построена скорее для развлечения туристов, чем для сельскохозяйственной деятельности, но некоторое количество яиц, мяса и перьев производиться и на ней.
 

okrmir1234.ru

Конспект урока по окружающему миру, 3 класс. «Природные явления и погода»

«Окружающий мир» 3 класс.

ПРИРОДНЫЕ ЯВЛЕНИЯ И ПОГОДА

Цели: познакомить с понятиями «природные явления», «погода» (облачность, осадки, ветер), с разнообразием состояния неба, видами осадков, а также условными обозначениями всех этих явлений, приборами для определения направления и силы ветра; продолжить формирование навыка ведения дневника наблюдений за погодой, развивать наглядно-образное и логическое мышление, умение выделять существенные признаки; воспитывать эмоциональное восприятие окружающего мира.

Оборудование: выставка рисунков. Изменения в природе (в школе, в классе), картины разной погоды, условные знаки природных явлений, таблицы «Природные явления». «осадки», «ветер»; флюгер, настенный дневник наблюдений.

Ход урока:

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

  1. Организационный момент

  1. Актуализация знаний

II. Проверка домашнего задания.

Выставка рисунков «Изменения в природе (в школе, в классе)» .

– Какие изменения происходят с вами? А в нашем городе? На селе? В природе в утренние и вечерние часы?

– Какие изменения вы заметили в природе, когда шли в школу?

– Назовите изменения, которые вам приятны, а какие огорчают вас? Что повторяется в жизни растения? животного? человека?

— Ответы детей.

Обобщать полученные ранее знания о разных группах растений и животных, о небесных телах, формах суши и водоёмах, приводить примеры их представителей (на местном материале).

  1. Постановка учебной задачи

– В природе все время происходят разнообразные изменения, и эти изменения называются природными явлениями. Тема нашего урока – «Природные явления и погода». Мы узнаем, какие природные явления характеризуют погоду, каким может быть ветер.

Обсуждать необходимость природоохранной деятельности людей.

  1. Открытие детьми нового знания

Работа со стихотворением О. Дриза (с. 26).

– О каких явлениях природы рассказал поэт в стихотворении? (Светит солнце, ненастье, дождь, снегопад.) рассмотрите иллюстрацию на этой же странице. Какое природное явление изображено? (Облачность.)

– Что вы знаете об облаках?

Работа с текстом учебника (с. 26–27).

– Отметьте понятия, связанные с характером погоды.

На доске:

– Посмотрите в окно на небо. Определите состояние облачности.

– Предложите свои варианты условных знаков и нарисуйте их на доске.

– Для обозначения состояния неба приняты стандартные условные знаки, по которым каждый может догадаться, что они обозначают. (К табличкам добавляем условные обозначения облачности: .)

В течение всего года каждый из вас будет вести дневник наблюдений за погодными изменениями. Его можно найти в рабочей тетради (с. 61). Учиться заполнять дневник вы будете постепенно, по мере знакомства с различными характеристиками погоды. (Рассматривание дневника наблюдений.)

Работа по рабочей тетради (задание 14).

(Осадки: дождь, роса, туман, град, снежинки, иней.)

– Какие осадки выпадают из облаков? (Дождь, град, снег.)

– Какие осадки образуются у земли? (Туман, иней.)

– Какие осадки образуются на поверхности почвы? (Роса, иней.)

– Когда выпадает роса? (Летом, утром.)

– Когда можно увидеть иней на поверхности земли и на ветвях деревьев? (Зимой.)

На доске:

Выполнение заданий.

Работа с текстом учебника.

Работа по рабочей тетради, самостоятельно.

Наблюдать изменения, происходящие в неживой и живой природе, в жизни людей.

Сравнивать по времени изменения в природе, в общественной жизни.

Наблюдать атмосферные явления и фиксировать их с помощью условных знаков в дневнике наблюдений за погодой.

Декодировать и кодировать условные знаки погоды.

Объяснять, как образуются облака, какими они бывают, каким бывает состояние облачности; что такое осадки, какими они бывают; как образуется ветер, каким он бывает, чем характеризуется.

Называть части термометра, измерять с его помощью температуру воздуха, воды, объяснять правила пользования термометром.

Физминутка.

Игра «Причины и следствия».

Много дней жарко и нет дождей – … (наступает засуха).

Небо затягивают слоистые дождевые облака – … (наступает ненастье).

После жаркого дня наступает холодная ночь – … (выпадает роса).

После теплого дня ночью мороз – … (на почве появляется иней).

Вывод: очень важно уметь наблюдать за изменениями в природе.

– Отгадайте загадку:

Летит без крыльев и поет,

Прохожих задирает.

Одним прохода не дает,

Других он подгоняет. (Ветер.)

– Наш разговор пойдет о том, что такое ветер, каким может быть ветер.

Работа с текстом учебника (с. 28–29).

– Что такое ветер? (Ветер – это перемещение воздуха из одного места в другое. От ветра может стать теплее или похолодать.)

ВЕТЕР

– Для чего ты дуешь, ветер,

Травы чуткие клоня?

– Когда дую –

Я приметен,

А утихну –

Нет меня.

– Для чего ты дуешь летом?

Что за польза от тебя?

– Подгоняю тучу эту.

Видишь, нивы ждут дождя?

– А зимой зачем ты дуешь?

Для чего такая прыть?

– Чтобы снегом в стужу злую

Землю спящую укрыть.

По весне бужу я почки,

Ручейки бужу в горах,

Чтобы в рост пошли росточки,

Пели птицы на ветвях.

В летний зной дарю прохладу

Винограднику и саду,

И в награду за труды

Зреют сладкие плоды.

Г. Иса-заде

– Отметьте признаки, по которым мы определяем ветер. (Ветви деревьев качаются, слышен шорох, развевается флаг, надувается парус и т. д.)

– Чем отличается летний ветер от осеннего? (Летний ветер жаркий, а осенний ветер прохладный.)

– От чего зависит сила ветра? (От скорости движения воздушных масс.)

– Какими условными знаками обозначается сила ветра? (См. рабочую тетрадь, с. 60.)

На доске:

Работа по рабочей тетради (задание 16).

– Как определяют количество дождевых осадков, направление и силу ветра? (Флюгер указывает направление ветра и силу ветра.

Ветроуказатель развевается в ту сторону, куда дует ветер, и поднимается тем выше, чем сильнее ветер.

Чашки – полушария чашечного ветромера вращаются тем быстрее, чем сильнее ветер.)

– Кому и почему важно знать направление и силу ветра? (Орлу, чтобы парить в высоте, высматривая добычу. Медузе, чтобы не быть выброшенной на берег. Морякам, рыбакам, летчикам. При запуске ракет с космическими кораблями, при тушении пожаров. Спортсменам.)

– Людей, изучающих погоду, называют метеорологами. Расскажите, что вы знаете о метеослужбе и метеорологах

Работа в парах (обсуждение и защита своих суждений)

Работа по рабочей тетради, самостоятельно.

Объяснять, для чего людям необходим прогноз погоды, какую работу ведут метеорологи, где они располагают метеорологические приборы, что ими измеряют.

Объяснять, чем опасны грозы, смерчи, ураганы, как надо вести себя в грозу.

Характеризовать изменения погоды по результатам наблюдений за неделю, за месяц.

Рассказывать, как предсказывали погоду в старину, какие приметы плохой и хорошей погоды оставили нам наши предки (на местном материале).

Ставить познавательную задачу, планировать её выполнение, оценивать результаты своего учебного труда.

Работать с учебным текстом, выделять главную информацию, рассматривать иллюстрации, извлекая нужную информацию (по заданию учителя или самостоятельно), пользоваться словарём.

7.Рефлексия деятельности

Подводя итог урока, предложите ученикам вспомнить и назвать познавательные и учебные задачи, которые они решали на

уроке, назвать способы их решения (рассуждали, высказывали свои

предположения, проверяли их по учебному тексту, проводили опыты) и обобщить знания о погоде, которые они «открыли» на уроке.

Домашнее задание: рабочая тетрадь (задания 13–15). Учебник (с. 26–29).

Выбирается «дежурный по погоде», который с помощью учителя готовит доклад о состоянии погоды и ведет записи в классном настенном дневнике наблюдений (увеличенный дневник из рабочей тетради).

Ответы учащихся. Фронтальная работа.

Регулятивные

infourok.ru

3 класс. Окружающий мир. Что такое погода — Что такое погода?

Комментарии преподавателя

Со­би­ра­ясь утром в школу, вы слы­ши­те от ро­ди­те­лей – «Се­год­ня пло­хая по­го­да». Что же это зна­чит?

Вы­бе­ри­те слова, ко­то­рые, по-ва­ше­му мне­нию, ха­рак­те­ри­зу­ют плохую по­го­ду:

1. Боль­шая

2. Теп­лая

3. Сырая

4. Сол­неч­ная

5. Сухая

6. Хо­лод­ная

7. Узкая

8. Дожд­ли­вая

9. Вет­ре­ная

10. Жар­кая

Плохую по­го­ду мы ха­рак­те­ри­зу­ем так:

1. Сырая

2. Хо­лод­ная

3. Дожд­ли­вая

4. Вет­ре­ная

Так что же такое по­го­да? В сло­ва­ре Оже­го­ва можно про­чи­тать – «По­го­да – это со­сто­я­ние ат­мо­сфе­ры в дан­ном месте и в дан­ное время». А что же такое ат­мо­сфе­ра, спро­си­те вы. Ат­мо­сфе­ра – это воз­душ­ная обо­лоч­ка, ко­то­рой окру­же­на наша пла­не­та Земля.

Сол­неч­ные лучи на­гре­ва­ют эту обо­лоч­ку, а от воз­дей­ствия сол­неч­ных лучей за­ви­сит тем­пе­ра­ту­ра воз­ду­ха в дан­ном месте и в дан­ное время. Со­об­щить о тем­пе­ра­ту­ре можно раз­ны­ми спо­со­ба­ми:

Рис. 1. Тем­пе­ра­ту­ра +5˚С

 

+5˚С – плюс пять гра­ду­сов или пять гра­ду­сов тепла.

Рис. 2. Тем­пе­ра­ту­ра -6˚С

 

-6˚С – минус шесть гра­ду­сов или шесть гра­ду­сов мо­ро­за.

Рис. 3. Тем­пе­ра­ту­ра 0˚С

 

0˚С – ноль гра­ду­сов.

Тем­пе­ра­ту­ра за­ви­сит от вре­ме­ни года. Перед вами 4 вре­ме­ни года:

Рис. 4. Вре­ме­на года

По­ду­май­те, какая сред­няя тем­пе­ра­ту­ра в каж­дом се­зоне. По­ду­май­те, по­че­му вре­мен года 4, а под­сказ­ки толь­ко 3.

Летом тем­пе­ра­ту­ра по­ло­жи­тель­ная, зимой — от­ри­ца­тель­ная, осе­нью и вес­ной тем­пе­ра­ту­ра по­ло­жи­тель­ная, но ниже, чем летом.

По­смот­ри­те, у вас так по­лу­чи­лось?

Рис. 5. Сред­няя тем­пе­ра­ту­ра воз­ду­ха

От чего еще за­ви­сит по­го­да? Воз­душ­ная обо­лоч­ка земли давит на по­верх­ность пла­не­ты. Это дав­ле­ние на­зы­ва­ет­ся ат­мо­сфер­ным. Ат­мо­сфер­ное дав­ле­ние по­сто­ян­но ме­ня­ет­ся. Из-за раз­ни­цы дав­ле­ния об­ра­зу­ет­ся ветер. Поток воз­ду­ха стре­мит­ся от вы­со­ко­го дав­ле­ния к низ­ко­му. Чем боль­ше раз­ни­ца дав­ле­ния, тем силь­нее ветер.

Рас­смот­ри­те услов­ные обо­зна­че­ния ветра:

Рис. 6. Услов­ные обо­зна­че­ния ветра

Солн­це на­гре­ва­ет землю, вода под воз­дей­стви­ем тепла ис­па­ря­ет­ся. В ат­мо­сфе­ру по­па­да­ет боль­шое ко­ли­че­ство влаги, ко­то­рая охла­жда­ет­ся в верх­них слоях ат­мо­сфе­ры, об­ра­зуя ка­пель­ки воды. Они в свою оче­редь со­би­ра­ют­ся в об­ла­ка и тучи. Когда тучи на­пол­ня­ют­ся боль­шим ко­ли­че­ством влаги, они ста­но­вят­ся тя­же­лее воз­ду­ха и тогда идет дождь. Так об­ра­зу­ют­ся осад­ки.

В за­ви­си­мо­сти от вре­ме­ни года осад­ки могут вы­па­дать в виде дождя, снега, града, ту&s

www.kursoteka.ru

Окружающий мир 3 класс Научный дневник Наблюдения в природе осенью: как заполнять, что писать

Начнем по порядку, как заданы вопросы в учебнике заполнять дневник наблюдений. Только помните, что для разной местности осенние изменения наступают в разные сроки.

27 сентября — первый заморозок

14 октября лужи впервые оказались во льду

25 октября в небе впервые кружились снежинки, но сразу таяли

Озеро покрылось льдом 16 ноября, река — 25 ноября

Листопад у липы закончился 7 октября, листопад у берез почти закончился 10 октября, с тополей последние листья упали 1 октября, сирень сохраняла листву до 24 октября.

10 сентября на юг пролетела стая стрижей, а на реке стало непривычно тихо. С 20 сентября, по 10 октября почти каждый день на юг улетают стаи уток и гусей.

В сентябре лесу еще можно встретить ежика, мышей, белочек, если день теплый, то на тропинки даже выползают змеи.

Осенний лес с потерей листвы становится прозрачным, часто идут мелкие и холодные дожди, но в лесу все еще бродят немногочисленные грибники.

 

Окружающий мир 3 класс: Как правильно заполнить дневник наблюдений за осенней природой в научном дневнике?

  1. Понаблюдай и запиши (число месяц), когда были первые заморозки.
  2. Когда лужи впервые покрылись льдом?
  3. Запиши, когда выпал первый снег?
  4. 4. Отметь, когда покрылась льдом река, озеро, пруд?
  5. Запиши в каком месяце закончился листопад у берез__, у лип__, у других деревьев___ как они называются.
  6. Когда появились стаи перелетных птиц?
  7. Каких животных тебе удалось увидеть осенью?
  8. Другие наблюдения?

Как удачно, что именно сегодня я могу довольно точно заполнить некоторые графы этого дневника наблюдений.

Например именно сегодня, 27 сентября лужи утром оказались покрыты первым льдом, хотя первые заморозки начались еще два дня назад 25 сентября.

Еще любопытней обстоит дело с первым снегом, у нас он падал 24 сентября и это было очень неожиданно.

Реки в нашем крае покрываются льдом только к концу октября, или даже в начале ноября, хотя озера со стоячей водой конечно покрываются льдом раньше в середине октября.

Листопад у берез начинается с начала сентября, но окончательно заканчивается только в октябре, пусть это будет 10 число. Примерно в это же время лишаются листвы и липы. А вот осина и тополь облетают уже к концу сентября, это 28-30 числа.

Первые стаи перелетных птиц потянулись на юг в начале сентября, это были ласточки и стрижи, певчие птицы. Сейчас, в 20-х числах сентября улетают на юг утки.

Когда недавно я ходила за опятами, я обнаружила, что осенний лес еще жив. В опавшей траве суетятся мыши, было тепло и скакали лягушки, а один раз на пенек вылез бурундук и пронзительно прокричал, что-то свое бурундуковое.

В сентябре еще можно собирать грибы, хотя под опавшей листвой трудно найти подберезовики и рыжики, а вот опята оккупировали многочисленные пни в соседнем лесу.

 

 

faston24.ru

Советы рукодельницам