Отзыв о рассказе В.Осеевой «На катке»

Главный герой рассказа «На катке» — мальчик Витя. Он хорошо умеет кататься на коньках и демонстрирует свое мастерство – кружится, как волчок, движется на одной ноге и носится по кругу, делая временами резкие повороты. Ребята, пришедшие на каток, хвалят Витю и называют его «молодцом».

На этом же катке была маленькая девочка. Она еще не освоилась с коньками и осторожно передвигалась на них по скользкому льду. В какой-то момент на нее случайно налетел Витя, и девочка упала. При падении она ударила коленку и заплакала. Сначала Витя испугался за девочку и стал оправдываться перед ней, говоря, что он сбил ее с ног нечаянно. Но когда Витя услышал за спиной смех ребят, он решил, что смеются над ним и над его заботливым отношением к упавшей девочке.

Тогда Витя отвернулся от девочки и пошел к ребятам. Подойдя к ним, он грубо назвал девочку «плаксой», после чего мальчики стали кататься дальше. А девочка осталась сидеть на скамейке. Она плакала.

Таково краткое содержание рассказа.

Главная мысль рассказа «На катке» заключается в том, что не следует строить свои действия, исходя из реакции окружающих. Поначалу Витя проявил искреннее сострадание к девочке, которую он нечаянно толкнул. Но, услышав насмешки со стороны, он не смог вынести того, что над ним смеются, и ушел от плачущей девочки, примкнув к мальчикам. Рассказ Осеевой «На катке» учит быть сильным, уметь сопереживать и всегда поступать по совести, не взирая на мнение окружающих.

Оставив плачущую девочку из-за насмешек со стороны мальчишек, Витя проявил малодушие. Он был виноват в падении этой девочки и должен был, как старший по возрасту, более опытный и сильный, проявить к ней сочувствие и оказать помощь. Но боязнь насмешек помешала Вите поступить так, как полагалось.

Какие пословицы подходят к рассказу «На катке»?

Обидеть каждый может, а пожалеть некому.
Чем хвалиться удалью, лучше слабым помоги.
Малодушие — та же трусость.

madamelavie.ru

В. Осеева «На катке». Литературное чтение в III классе.

В. Осеева «На катке». Литературное чтение в III классе.

Цели: Познакомить с рассказом Осеева «На катке».

Задачи: – расширять читательский кругозор.

-формировать читательскую деятельность.

-воспитывать доброту, отзывчивость.

Ход урока

I. Организационный момент

Учитель проверяет готовность учащихся к уроку.

II. Вступительная беседа

-Какое сейчас время года? (Сейчас зима.)

– Какие зимние игры и развлечения вы знаете? (Катание на лыжах, на коньках, на санках, игра в снежки; зимой можно лепить снежную бабу.)

-Какие из них вы любите больше всего?

– Где можно кататься на коньках? (На коньках можно кататься на катке.)

-Сегодня я хочу познакомить вас с рассказом Осеевой “На катке”.

-Я вам сейчас прочитаю этот рассказ, а вы мне потом назовете действующих лиц. (Маленькая девочка, три школьника, одного из которых зовут Витя.)

III.Первичное чтение учителем.

Проведем словарную работу.

Словарная работа

Невидаль – необычайное; не видали (так говорили раньше). “Эка невидаль. ? ” – как по-другому это сказать? (ничего особенного) .

Кружился волчком – быстро вокруг себя (провести связь с детской игрушкой – юлой) .

Лихо завернул – резко, неожиданно.

-Как вы думаете, кто был старше – Витя или девочка? (Старше был Витя.)

-Почему? Подтвердите словами из текста.

Ш. Анализ текста

-Как маленькая девочка ездила на коньках? Прочитайте.

– Как вы думаете, почему она так ездила (она еще неуверенно стояла на коньках.)

-А что выделывал Витя? Прочитайте.

– О чем это говорит? (Витя очень хорошо катался на коньках.)

-Что случилось во время того, как Витя показывал свое умение кататься на коньках? (Когда Витя показывал свое умение кататься на коньках, он наскочил на маленькую девочку, и та упала.)

-Чем ударилась маленькая девочка? (Маленькая девочка ударилась коленкой.)

– Как поступил Витя? (Сначала Витя начал помогать девочке, но потом отвернулся и уехал.)

-Почему Витя изменил свое поведение? (Витя изменил свое поведение потому, что остальные школьники стали смеяться над ним.)

-Оцените поведение Вити. (Витя поступил неправильно, оставив девочку одну. Вите не надо было обращать внимания на смех других школьников.)

– Что нового вы узнали о взаимоотношениях людей? ( Не надо стыдиться, стесняться помочь другому, стыдно смеяться над несчастьем другого человека.)

IV. Физкультминутка – игра “Запрещенное движение”

Учитель показывает детям “запрещенное движение”, которое нельзя за ним повторять. Учащиеся воспроизводят за педагогом различные движения, кроме “запрещенного”. Если ребенок ошибается, его можно посадить на место. В конце выявляется самый внимательный.

V. Работа с иллюстрациями

Учитель показывает иллюстрации, дети должны выбрать иллюстрацию, подходящую к тексту, и объяснить свой выбор:

– Что изображено на иллюстрации? (На иллюстрации изображено, как маленькая девочка сидит на скамейке, трет ушибленную коленку и плачет, а трое школьников, взявшись за руки, уезжают на коньках.)

-Что произошло до этого момента, который изобразил художник?

VI. Составление плана рассказа

-Сколько в рассказе смысловых частей? (В рассказе три части.)

-Каждой смысловой части рассказа мы дали название, и получился план рассказа.

План рассказа на доске.

1. Дети на катке.

2. Происшествие.

3. Поведение Вити.

Дети по плану пересказывают рассказ.

Далее следует контроль и самоконтроль понимания текста (тест) .

Детям раздаются листы с проставленной нумерацией. Учитель зачитывает набор пронумерованных фраз, соответствующих или несоответствующих содержанию рассказа. Ученики должны напротив номера фразы поставить знак “+” или “-“. Время на размышление минимальное. Учащиеся должны аргументировать свой ответ, если поставили “-“. Или же ученик объясняет, почему он выбрал вариант ответа, не совпадающий с эталоном.

1. Витя и девочка были одного возраста.

2. Витя нечаянно толкнул маленькую девочку.

3. Витя остался, чтобы помочь девочке.

VII. Подведение итогов

-Мы сегодня читали рассказ Осеевой “На катке”, пересказывали его и рассматривали иллюстрации. Чему же нас научила Валентина Осеева?

-В беде нужно помогать людям, а не смеяться.

– Не нужно стыдиться и стесняться помощи другим.

Учитель выставляет отметки за работу на уроке.

multiurok.ru

В. Осеева «На катке». Литературное чтение в III классе.

Конспект урока и презентация.

В. Осеева «На катке». Литературное чтение в III классе.

Цели: Познакомить с рассказом Осеева «На катке».

Задачи: – расширять читательский кругозор.

-формировать читательскую деятельность.

-воспитывать доброту, отзывчивость.

Ход урока

I. Организационный момент

Учитель проверяет готовность учащихся к уроку.

II. Вступительная беседа

-Какое сейчас время года? (Сейчас зима.)

– Какие зимние игры и развлечения вы знаете? (Катание на лыжах, на коньках, на санках, игра в снежки; зимой можно лепить снежную бабу.)

-Какие из них вы любите больше всего?

– Где можно кататься на коньках? (На коньках можно кататься на катке.)

-Сегодня я хочу познакомить вас с рассказом Осеевой “На катке”.

-Я вам сейчас прочитаю этот рассказ, а вы мне потом назовете действующих лиц. (Маленькая девочка, три школьника, одного из которых зовут Витя.)

III.Первичное чтение учителем.

Проведем словарную работу.

Словарная работа

Невидаль – необычайное; не видали (так говорили раньше). “Эка невидаль. ? ” – как по-другому это сказать? (ничего особенного) .

Кружился волчком – быстро вокруг себя (провести связь с детской игрушкой – юлой) .

Лихо завернул – резко, неожиданно.

-Как вы думаете, кто был старше – Витя или девочка? (Старше был Витя.)

-Почему? Подтвердите словами из текста.

Ш. Анализ текста

-Как маленькая девочка ездила на коньках? Прочитайте.

– Как вы думаете, почему она так ездила (она еще неуверенно стояла на коньках.)

-А что выделывал Витя? Прочитайте.

– О чем это говорит? (Витя очень хорошо катался на коньках.)

-Что случилось во время того, как Витя показывал свое умение кататься на коньках? (Когда Витя показывал свое умение кататься на коньках, он наскочил на маленькую девочку, и та упала.)

-Чем ударилась маленькая девочка? (Маленькая девочка ударилась коленкой.)

– Как поступил Витя? (Сначала Витя начал помогать девочке, но потом отвернулся и уехал.)

-Почему Витя изменил свое поведение? (Витя изменил свое поведение потому, что остальные школьники стали смеяться над ним.)

-Оцените поведение Вити. (Витя поступил неправильно, оставив девочку одну. Вите не надо было обращать внимания на смех других школьников.)

– Что нового вы узнали о взаимоотношениях людей? ( Не надо стыдиться, стесняться помочь другому, стыдно смеяться над несчастьем другого человека.)

IV. Физкультминутка – игра “Запрещенное движение”

Учитель показывает детям “запрещенное движение”, которое нельзя за ним повторять. Учащиеся воспроизводят за педагогом различные движения, кроме “запрещенного”. Если ребенок ошибается, его можно посадить на место. В конце выявляется самый внимательный.

V. Работа с иллюстрациями

Учитель показывает иллюстрации, дети должны выбрать иллюстрацию, подходящую к тексту, и объяснить свой выбор:

– Что изображено на иллюстрации? (На иллюстрации изображено, как маленькая девочка сидит на скамейке, трет ушибленную коленку и плачет, а трое школьников, взявшись за руки, уезжают на коньках.)

-Что произошло до этого момента, который изобразил художник?

VI. Составление плана рассказа

-Сколько в рассказе смысловых частей? (В рассказе три части.)

-Каждой смысловой части рассказа мы дали название, и получился план рассказа.

План рассказа на доске.

1. Дети на катке.

2. Происшествие.

3. Поведение Вити.

Дети по плану пересказывают рассказ.

Далее следует контроль и самоконтроль понимания текста (тест) .

Детям раздаются листы с проставленной нумерацией. Учитель зачитывает набор пронумерованных фраз, соответствующих или несоответствующих содержанию рассказа. Ученики должны напротив номера фразы поставить знак “+” или “-“. Время на размышление минимальное. Учащиеся должны аргументировать свой ответ, если поставили “-“. Или же ученик объясняет, почему он выбрал вариант ответа, не совпадающий с эталоном.

1. Витя и девочка были одного возраста.

2. Витя нечаянно толкнул маленькую девочку.

3. Витя остался, чтобы помочь девочке.

VII. Подведение итогов

-Мы сегодня читали рассказ Осеевой “На катке”, пересказывали его и рассматривали иллюстрации. Чему же нас научила Валентина Осеева?

-В беде нужно помогать людям, а не смеяться.

– Не нужно стыдиться и стесняться помощи другим.

Учитель выставляет отметки за работу на уроке.

infourok.ru

Советы рукодельницам