Постановка мягкого Р — Логопедия
Здравствуйте. Для начала надо закрепить произнесение звука Р твердого во всех позициях (0открытй, закрытый, ударный, безударный слоги). потом ставим Р мягкий и потом автоматизация и дифференциация этих звуков. Для произнесения звуков Р, Р’ необходима сложная работа всех мышц языка. При произнесении Р рот открыт. Кончик языка и его передняя часть широко распластаны и подняты к основаниям верхних зубов, напряжены; кончик языка неплотно прилегает к верхним альвеолам и вибрирует в проходящей воздушной струе. Голосовые складки сомкнуты и колеблются, производя голос. Выдыхаемая струя воздуха проходит посередине. Струя должна быть сильной, направленной. Мягкий звук Р‘ отличается от твердого тем, что при его артикулировании средняя часть спинки языка поднимается к твердому нёбу, кончик языка находится несколько ниже, чем при произнесении Р. Комплекс упражнений для постановки этих звуков. 1. «Качели» Цель: укреплять мышцы языка, вырабатывать подъем языка, развивать подвижность и гибкость кончика языка, умение им управлять. Варианты: а) Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий язык поднимается к носу и опускается вниз к подбородку. б) Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий язык поднимается к верх ней губе, затем опускается к нижней. в) Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий кончик языка прикасается к верхним резцам, затем к нижним. Следить, чтобы язык не сужался, губы и челюсть не двигались; г) Рот открыт. Широкий язык вставить между верхними зубами и губой , а затем между нижними зубами и губой. д) Рот открыт. Губы в улыбке. Широким кончиком языка дотронуться до бугорков за верхними резцами, затем за нижними. При выполнении всех вариантов упражнений следить, чтобы язык не сужался, губы не натягивались на зубы, нижняя челюсть не двигалась; 2. Достать языком нос. Цель: укреплять мышцы языка, вырабатывать подъем языка, развивать подвижность кончика языка, умение им управлять. Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий кончик языка поднять к носу и опустить к верхней губе. Следить, чтобы язык не сужался, губы и нижняя челюсть были неподвижны. 3. Достать языком подбородок. Цель: укреплять мышцы языка, развивать подвижность кончика языка, умение им управлять. Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий язык опустить к под бородку, затем поднять к нижней губе. Следить, чтобы язык не сужался, губы и нижняя челюсть были неподвижны. 4. «Язык перешагивает через зубы». Цель: укреплять мышцы языка, развивать гибкость и точность движений кончика языка, умение им управлять. Рот открыт. Губы в улыбке. Движения языка: широким языком дотронуться до нижних зубов с наружной стороны, затем с внутренней. При выполнении упражнений следить, чтобы язык не сужался, нижняя челюсть и губы были неподвижны. 5. «Почистим зубы» Цель: вырабатывать подъем языка, гибкость и подвижность кончика языка, умение управлять кончиком языка. Рот открыт. Губы в улыбке. Широким кончиком языка почистить верхние зубы с внутренней стороны, делая движения языком вверх-вниз. Следить, чтобы язык был широким, губы не натягивались на зубы, нижняя челюсть не двигалась. 6. «Маляр». Цель: вырабатывать движение языка вверх, его подвижность, умение управлять им. Рот открыт. Губы в улыбке. Широким кончиком языка погладить нёбо, делая движения языка назад-вперед (от зубов к горлу и обратно). Следить, чтобы язык не сужался, доходил до внутренней поверхности верхних резцов и не высовывался изо рта, губы не натягивались на зубы, нижняя челюсть не двигалась. 7. «Лошадка» Цель: укреплять мышцы языка, вырабатывать подъем языка. Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий лопатообразный язык прижать к нёбу (язык присасывается) и со щелчком оторвать. Следить, чтобы губы были в улыбке, нижняя челюсть не «подсаживала» язык вверх. 8. «Грибок». (См. упражнения для постановки звуков Ш, Ж) 9. «Гармошка». (См. упражнения для постановки звуков Ш, Ж) 10. Пощелкать кончиком языка. Цель: укреплять мышцы языка, вырабатывать подъем языка, гибкость и подвижность кончика языка, умение управлять кончиком языка. Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий кончик языка прижимать к бугоркам за верхними зубами и со щелчком отрывать. Сначала упражнение выполняется в медленном темпе, потом быстрее. Следить, чтобы губы и нижняя челюсть были неподвижны, работал только язык. 11. «Вкусное варенье». (См. упражнения для постановки звуков Ш, Ж) 12. «Болтушка индюк». (См. упражнения для постановки звуков Л, ЛЬ) 13. «Фокус». Цель: вырабатывать умение удерживать боковые края и кончик языка в поднятом состоянии, учить направлять воздушную струю по середине языка. Рот открыт. Губы в улыбке. Язык высунут. Боковые края и кончик языка подняты, средняя часть спинки языка прогибается книзу. Удерживая язык в таком положении, сдувать ватку с кончика носа. Следить, чтобы нижняя челюсть была неподвижной, губы не натягивались на зубы, ватка летела строго вверх. 14. «Фырканье». Цель: развивать вибрацию кончика языка. Широкий расслабленный язык положить между губами. дуть на язык и губы так, чтобы они вибрировали. Следить, чтобы губы не напрягались, щеки не раздувались, язык зубами не зажимался. 15. «Автомат». Цель: вырабатывать подъем языка, гибкость и подвижность кончика языка. Рот открыт. Губы в улыбке. Напряженным кончиком языка постучать в бугорки за верхними зубами, многократно и отчетливо произнося звук т-т-т — сначала медленно, постепенно убыстряя темп. Следить, чтобы губы и нижняя челюсть были неподвижны, звук т носил характер четкого удара, а не хлопал, кончик языка не подворачивался, ощущалась выдыхаемая струя воздуха. для проверки ко рту поднести полоску бумаги: при правильном выполнении упражнения она будет отклоняться. 16. «Барабан». Цель: вырабатывать подъем языка, умение делать кончик языка напряженным; развивать его подвижность. а) Рот открыт. Губы в улыбке. Широким кончиком языка постучать о нёбо за верхними зубами, многократно и отчетливо произнося звук д-д-д. Сначала звук д произносить медленно, постепенно темп убыстрять. Следить, чтобы губы не натягивались на зубы, нижняя челюсть не двигалась, язык не сужался, кончик его не подворачивался, чтобы звук д носил характер четкого удара, а не был хлюпающим. Звук д произносится так, чтобы ощущалась выдыхаемая воздушная струя. б) Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий язык поднять вверх к нёбу и произносить поочередно отчетливо да-ды. При произнесении слога да язык отводится к центру нёба, при произнесении ды — перемещается к бугоркам за верхними резцами. Сначала упражнение выполняется медленно, затем темп убыстряется. При произнесении должна ощущаться выдыхаемая струя воздуха. Следить, чтобы губы не натягивались на зубы. Нижняя челюсть не должна двигаться. Произнесение да-ды должно быть четким, не хлюпающим, кончик языка не должен подворачиваться. Слова и слоги я не пишу-посмотрите в интернете или специальных логопедических тетрадях. Но лучше обратиться к логопеду, будет быстрее и эффективнее. Удачи!Способы постановки Р от грибка или паруса с помощью зонда
.Здравствуйте, уважаемые читатели и подписчики блога!
А предыдущей статье я рассказывала о том, как готовиться к постановке звука Р. После того, как артикуляционный аппарат готов , можно начинать ставить звук. Есть разные способы постановки Р, каждый из них хорош по-своему, поэтому можно пробовать всеми сразу, по очереди или одновременно.
Постановка с «грибка»
Самый надежный — с «грибка». Язык присосать к небу и дуть на кончик языка, есть масса вариаций: дуть ТСС, ДЗЗ, ДЖЖ, ТШШ, просто Т или Д. Если язык падает придерживать его зондами или просто указательными пальцами в районе коренных зубов. Либо просто держать зонд между зубами, не давая сомкнуться челюстям. Способ очень простой и надежный. Хорош тем, что звук получится всегда идеальный и правильный.
Обычно в начале получается трещотка — ДРРР, которую легко обработать и превратить в Р. Но он и самый долгий по времени, потому что научиться делать грибок не всегда получается быстро, если у ребенка проблемы с тонусом или прикусом. Это единственный способ исправить неправильно артикулируемый звук: боковой, горловой, одноударный. Но нужно иметь в виду, если грибок выполняется неправильно, язык не присасывается к небу, а просто поднимается вверх или заворачивается назад, то звук не получится. Или малыш дует не на кончик языка, тоже не выходит.
Заводим «моторчик»
Это самый известный и популярный способ. Широкий язык, как «парус» поднять вверх, упираясь в альвеолы. Проводить по его средней части шариковым зондом или пальцем. Вызывать вибрацию и произнося ДДДДД или фрикативный ДЗЗЗЗ.
Выдох должен быть достаточно сильным, а язык широким, безусловно, он должен быть достаточно разработан, при узком и толстом звук поставить очень сложно. Как, впрочем ,и при слабом выдохе.
Вызывание звука
Самый популярный — вызывать звук. Этот способ достаточно описан, например, в детской литературе, когда ребенок, пытаясь подражать рычанию тигренка или карканью вороны, учится говорить, наконец, Р. Получается дешево и сердито, без участия логопеда. Но есть очень много подводных камней, часто таким образом, заставляя ребенка рычать, произносить слова с этим звуком или говорить скороговорки родители добиваются дефектного звучания, малыш картавит каким-нибудь экзотическим способом, от которого потом сложно отучить.
Болтушка
От «болтушки». Ребенок быстро-быстро проводит языком по небу вперед назад, это упражнение имеет несколько названий, кроме болтушки еще «индюк». При этом можно издавать разные звуки, если для постановки Р, то РЬЯ-РЬЯ или что-то похожее на БРЛ-БРЛ. Часто удается таким способом вызвать одноударный Р или РЬ, который затем укрепить и усилить, превратив в РРРР или ДРРРР.
Индивидуальный подход
Вообще при постановке я использую физиологический подход — внимательно наблюдаю, что у ребенка лучше получается и какие его способности быстрее развиваются. Если дети уже умеют делать трещотку — «стрелять как автомат», тогда ставим от ДР. Иногда при выполнении артикуляционной гимнастики сразу получается одноударный Р (без долгой вибрации). Остается только добиться долгой вибрации.
При дизартрии
Постановка звука Р при дизартрии осложняется слабой небной занавеской, дистонией языка и усиливающимся слюнотечением. Требуется тщательная проработка голоса. Но если нет аденоидита, звук ставится относительно быстро, порой даже раньше свистящих и шипящих. Со временем ребенок учится сглатывать слюну, помогает жевание спринцовки. Иногда приходится немного массировать мягкое небо, эта процедура малоприятная, но очень действенная.
Постановка мягкого и твердого звука
Бывает, что требуется постановка звука Р мягкого от твердого, который ставится быстрее. А мягкий РЬ вызывает затруднение, вообще не произносится или, например, РЯ произносится как РЬЯ. В этом случае надо продолжать делать гимнастику (грибок, парус, маляр). Проводить дифференциацию произношения Р и йотированных, объясняя ребенку разницу в положении языка.
Иногда наоборот, нужна постановка твердого Р от мягкого Р (РЬ). Если мягкий РЬ одноударный, тогда надо добиваться длительной вибрации сначала РЬРЬРЬ переводя ее в РРР. Укреплять кончик языка массажем и усиливать его чувствительность (присасывать кончик к верхней губе, альвеолам, «цокая, как белка»). Затем отрабатывать разность произношения мягкого РЬ и твердого Р в слогах и словах.
На этом заканчиваю статью, в следующих материалах буду говорить о том, как зареплять изолированный звук и как его автоматизировать в словах, словосочетаниях и предложениях. Читайте, подписывайтесь на обновления, пишите комментарии, делитесь с друзьями и знакомыми в соцсетях.
marilina.ru
Твердые и мягкие согласные звуки Б
Твердые и мягкие согласные звуки Г — Д
Твердый Ж и твердый и мягкий согласный звук З
Твердые и мягкие согласные звуки К — Л
Твердые и мягкие согласные звуки М — Н
Твердые и мягкие согласные звуки П — Р
Твердые и мягкие согласные звуки С — Т
Твердые и мягкие согласные звуки Ф — Х
Твердые и мягкие согласные звуки Ц — Ч
Твердые и мягкие согласные звуки Ш — Щ
Согласные звуки могут быть мягкими или твёрдыми. Например, в слове «мир» слышится мягкий согласный зыук [м’], а в слове «мак» — твёрдый согласный звук [м]. Мягкость согласного обозначается с помощью добавления к его записи символа ‘, например: [м’]. Запомните: Всегда мягкие звуки: [й’], [ч’] , [щ’]. Всегда твёрдые звуки: [ж] , [ш] , [ц]. Остальные звуки являются мягкими, если сразу за ними следуют гласные буквы е, ё, и, ю, я или ь, и твёрдыми, если за ними следуют другие гласные и согласные.
Твердые и мягкие согласные различаются положением языка.
При произношении мягких согласных ([б’], [в’], [д’], [з’] и др.) все тело языка сдвигается вперед, а средняя часть спинки языка приподнимается к твердому нёбу. Это движение языка называется палатализацией. Палатализация считается дополнительной артикуляцией: она накладывается на основную, связанную с образованием преграды.
При произношении твердых согласных ([б], [в], [д], [з] и др.) язык вперед не смещается и средняя его часть не приподнимается.
Согласные образуют 15 пар противопоставленных по твердости / мягкости звуков. Все они являются или твердыми парными, или мягкими парными:
[б] — [б’]
[в] — [в’]
[г] — [г’]
[д] — [д’]
[з] — [з’]
[п] — [п’]
[ф] — [ф’]
[к] — [к’]
[т] — [т’]
[с] — [с’]
[м] — [м’]
[н] — [н’]
[р] — [р’]
[л] — [л’]
[х] — [х’]
Смотри также другие карточки со слогами синего цвета согласные и красного цвет гласные буквы.
Скачайте бесплатно карточки с буквами и слогами. Всего 20 карточек.Буквы и слоги для детей. Разрежте большие карточки на отдельные маленькие карточки. И замечательный материал для обучения чтению готов. Как научить ребенка читать по слогам? этот вопрос интересует всех родителей. Для этого Вам помогут эти карточки со слогами. Читайте в какие игры можно играть с этими карточками- слогами. Игры с карточками СЛОГИ.
studfiles.net
Подготовка к школе: Твёрдые и мягкие согласные звуки. Согласные, парные и непарные по мягкости
Согласные звуки бывают твёрдыми и мягкими.
Мягкие согласные обозначают
с помощью вот такого значка [ ‘].
Произнесите пары слов и обратите внимание на первый звук:
мал [м] — мял[м’]
был [б] — бил[б’]
нос [н] — нёс [н’]
дыма[д] — Дима [д’]
Когда мы произносим мягкий звук,
серединка языка приподнимается и
стремится прикоснуться к середине нёба.
Попробуйте ещё раз:
[м]-[м’]
[б]-[б’]
[н]-[н’]
[д]-[д’]
Твёрдые и мягкие согласные звуки образуют пары.
Если у мягкого согласного звука есть твёрдая пара,
парным по мягкости — твёрдости.
Это надо знать, когда вы осуществляете
фонетический разбор слова,
о котором можно прочитать здесь.
Чтобы объяснить ребёнку
понятие твёрдости — мягкости
согласных звуков,
звуки в паре часто называют «братьями».
Твёрдый — «старший брат», мягкий — «младший брат».
Эти звуки обозначаются одной и той же буквой,
и отличаются лишь положением языка
при произношении.
Для того, чтобы помочь ребёнку осознать
явление твёрдости — мягкости и научить определять,
какой звук он произнёс, или услышал, (есть дети,
которым это даётся крайне сложно), я играю
с учениками в такую обучающую игру:
«Назови второго брата»
Я бросаю ребёнку мяч
и называю твёрдый согласный звук, а он должен
подобрать ему мягкую пару и бросить мяч обратно:
Я: [м] , ребёнок: [м’]
я: [д] , ребёнок: [д’]
я: [п] , ребёнок: [п’] и т.д.
В следующий раз мы поиграем наоборот — я называю
мягкий согласный звук, а ребёнок — твёрдый:
я:[л’], ребёнок: [л]
я:[с’], ребёнок: [с]
я:[т’], ребёнок: [т].
Затем игра усложняется: я называю согласный звук,
а ребёнок должен определить, твёрдый это звук,
или мягкий.
Следующее усложнение — я называю не отдельный звук,
а звук в слове, например, прошу указывать мягкость или
твёрдость первого звука в слове.
Пар твёрдых и мягких согласных звуков
в русском языке 15:
твёрдые мягкие
[б] [б’]
[в] [в’]
[г] [г’]
[д] [д’]
[з] [з’]
[к] [к’]
[л] [л’]
[м] [м’]
[н] [н’]
[п] [п’]
[р] [р’]
[с] [с’]
[т] [т’]
[ф] [ф’]
[х] [х’]
Но есть и такие согласные звуки, у которых нет пары
по мягкости — твёрдости.
Эти звуки называют
непарными по мягкости — твёрдости.
Таких звуков — 6.
Три непарных твёрдых согласных звука:
[ж], [ш], [ц].
И три непарных мягких согласных звука:
[й],[ч],[щ].
Я уже сказала о том, что парные согласные —
и мягкий, и твёрдый — обозначаются одной и той же буквой.
Как же нам тогда при чтении
произносить согласные звуки — твёрдо или мягко?
Или как обозначить мягкость согласного звука,
когда мы пишем какое — то слово?
На письме мягкость согласных звуков обозначается
1. С помощью буквы ь.
2. С помощью гласных букв е, ё, и, ю, я.
Эти гласные ещё называют гласными второго ряда,
в отличие от гласных первого ряда: а, о, у, ы, э,
которые указывают на твёрдость стоящего перед ними парного согласного.
Знание того, как на письме обозначается мягкость
согласного звука, дарит нам ещё один способ
определить, какой перед нами парный согласный звук —
твёрдый или мягкий?
Если после парного по мягкости — твёрдости согласного
пишется ь или буквы е, ё, и, ю, я, согласный мягкий!
пень [п’эн’], ключ [кл’уч’], лимон [л’имон].
(Не путайте с непарными — [ж,ш,ц,й,ч,щ]
— на них это правило не распространяется!) :
мышь [мыш], тишь [тиш], молодёжь [малад’ош],
цепь [цэп’], цитрус [цытрус] — ни ь, ни буквы е, ё, и, ю, я
не означают, что звуки [ж, ш, ц] стали мягкими!
Здесь можно узнать, что такое буквы и что такое звуки.
В этой статье я рассказываю о гласных звуках и буквах.
В этой статье я рассказываю о том, как образуются
согласные звуки.
Если вам необходимо разобраться со звонкостью и
глухостью согласных звуков, вам сюда.
Если у вас часто возникают вопросы по программам
начальной школы, рекомендую вам приобрести
«Справочник школьника», где есть практически
вся информация по школьным предметам.
www.podgotovkakshkole.ru
Очень бы хотел получить ответ на вопрос следующей ситуации:
мне 20 лет, страдаю таким дефектом речи как «картавость», причем не всегда, а лишь в тех случаях,
когда после «р» стоят буквы: я, и, е, ь, ю. Логопеды браться за меня не хотят, отговариваясь:
«Поздно уже» ..Хотя я сам понимаю, что это не так… Скажите, я прав?
С уважением, Максим. г.Магнитогорск.
Отвечает логопед Арина Горбачева. Конечно же Вы правы. нарушение звукопроизношения можно исправить в любом возрасте. Просто, в отличие от маленьких детей, после того, как Вы научитесь правильно произносить звуки, Вам придется постоянно контролировать свою речь, чтобы произносить эти звуки всегда правильно и случайно не сбиться на старое произношение. Этот период может длиться очень долго, однако это не так трудно, как может показаться. Очевидно, Ваша проблема состоит в том, что Вы можете произносить звук Р, но при этом не произносите звук Рь ( в логопедии он обозначается [р’]) или, попросту говоря, звук Р-мягкий. Дело в том, что это не один, а два разные звука, и они различаются по артикуляции. При произношении Рь средняя часть языка поднимается кверху в бОльшей степени, чем при произношении твердого Р. Кончик языка при этом упирается не в альвеолы, а в основание верхних зубов, т.е. больше продвинут вперед, чем у Р. В остальном все также — кончик языка часто-часто вибрирует под давлением очень мощной струи выдыхаемого воздуха. Попробуйте потренироваться произносить звук рь с этой артикуляцией - попросту уприте кончик языка в основание верхних передних зубов, средняя часть чуть приподнята, и попробуйте произнести: рьрьрьрь… Проторный звук у Вас получится сразу. Некоторое время потренируйтесь произносить его, чтобы привыкнуть к артикуляции. Выработать вибрацию кончика языка Вы сможете, если дадите очень мощную воздушную струю; не стесняйтесь набирать в легкие очень много воздуха, как будто собираетесь нырять. Довольно быстро органы речи привыкнут, и Вам не придется произносить звук так утрированно. Время тренировок индивидуально, может длиться от пары часов до нескольких дней и зависит от того, как много времени Вы будете этому уделять. Когда у Вас будет хорошо получаться изолированный звук, можно автоматизировать его в слогах (арь, орь, ерь…, ря, ре, рё и т.п.) и словах с этим звуком (река, рис, рядом, варенье, стрекоза и т.п.), затем включать эти слова в предложения (типа: Рита варит рис и др. Можете взять любые другие подходящие.) Желаю Вам успехов в этом непростом деле. 1999-2009 © Logoped.Ru |
www.logoped.ru
ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ТВЕРДОГО И МЯГКОГО ЗВУКОВ Р — Р’
Поиск ЛекцийУпражнение. Произносить (читать) слоги.
ра — ря | ро — рё | ру — рю | ры — ри |
ря — ра | рё — ро | рю — ру | ри — ры |
ра — ря — ре | ро — рё — ри | ру — рю — ре | ре — ря — ра |
ре — ры — ри | ро — ре — ри |
Упражнение. Произносить (читать) слова.
Ра — ря
рад — ряд парад — наряд рады — рядом гора — горячий Нюра — Варя парадный — нарядный Жора — Боря дыра — дырявый кора — корявый играть — нырять
Ро — рё
роза — берёза робкий — рёбрышко рожки — серёжки коровка — Бурёнка воронка — верёвка народ — вперёд морозы — берёзы порог — ларёк
Ру — рю
руки — брюки беру — варю круг — крюк рубка — рюмка берусь — борюсь фрукты — урюк сахару — пахарю рукав — рюкзак стручок — крючок
Ры — ри
горы — гористый рысь — рис куры — курица корыто — Рита пары — парить рычать — кричать пожары — пожарить шары — шарики рыбки — грибки комары — комарики
Р — рь
жар — жарь хор — хорь дверной — дверь удар — ударь горка — горько букварный — букварь сыр — пузырь зорко — зорька январский — январь
Упражнение. Назвать предметы, изображённые на картинках.
Упражнение. Произносить (читать) предложения.
Брат чистит пряжку на ремне. Мама будет проверять мою тетрадь. Нюра и Варя рады, они сидят рядом. Всё у школьников в порядке — перья, ручки и тетрадки. В страхе спрятались вороны. Говорят, мой брат — герой. Красавица черёмуха над речкой расцвела. Серёжа взял свою тетрадь, озёра начал повторять. Хорошо играть нам в прятки на лугу среди травы. Идут полки за рядом ряд — на Красной площади парад. Осторожные берёзы прячут листья от мороза.
Загадки
Сто один брат, все в один ряд
Вместе связаны стоят.
(Плетень.)
Без рук, без топорёнка построена избёнка.
(Гнездо.)
Упражнение. Дополнить предложения по картинкам. Произносить (читать) предложения.
Рита наливает воду в
У тебя такие руки, что сбежали даже
Упражнение. Составить предложения по картинкам
Упражнение. Произносить (читать) тексты.
Как большой сидит Андрюшка
На ковре перед крыльцом.
У него в руках игрушка —
Погремушка с бубенцом.
(А. Барто.)
К морю
Пингвины с утра идут к морю. Перебираются через ущелья. По ровному месту идут гуськом. С гор катятся на брюхе. Первый пингвин ляжет на живот и вниз, за ним — второй, третий… Внизу отряхнутся, выстроятся в цепочку и снова в путь.
Придут пингвины на крутой берег, посмотрят вниз и за-галдят: высоко, страшно!
Задние на передних напирают, ругаются: надо прыгать!
Первый пингвин растопырит крылышки и вниз головой. И прыгают с кручи по очереди. Вынырнут из воды, на-берут воздуха — опять под воду. Нырнут, поймают рачка, опять вверх глотнуть воздуха. В воде они тоже цепочкой плавают, кувыркаются, играют. (Г. Снегирёв.)
Упражнение. Выучить наизусть стихотворение.
Детство
Вот моя деревня,
Вот мой дом родной;
Вот, качусь я в санках
По горе крутой;
Вот свернулись санки,
И я на бок — хлоп!
Кубарем качусь я
Под гору в сугроб.
И друзья-мальчишки,
Стоя надо мной,
Весело хохочут
Над моей бедой.
Всё лицо и руки
Залепил мне снег…
Мне в сугробе горе,
А ребятам смех.
(И. Суриков.)
Упражнение. Произносить (читать) и пересказывать текст.
Два Мороза
(Сказка)
Встретились два Мороза, два родных брата. Говорит один другому:
— Давай, брат Мороз — Синий нос, народ морозить. Отвечает другой:
— Отчего не поморозить? Бежим, братец Мороз — Красный нос, на проезжую дорогу — авось и встретим кого. Бегут Морозы, подпрыгивая. Слышат они, кто-то едет. С колокольчиками купец в город едет, а с бубенчиком бедный крестьянин — за дровами.
Мороз — Красный нос за дровосеком побежал.
Я, — говорит, — его живо заморожу. Полушубок на нём старый да рваный, рукавицы дырявые. А ты за купцом беги — мне с ним не сладить.
Будь по-твоему, — говорит старший брат, Мороз — Синий нос.
К вечеру встречаются братья. Старший брат, Мороз — Синий нос, рукавицей об рукавицу похлопывает, а Мороз — Красный нос кряхтит.
— Ну, что? — спрашивает он старшего брата, — заморозил купца?
— Заморозил, — говорит старший брат. Удивился Мороз—Красный нос.
— Как это тебе удалось?
— А я, — говорит Мороз — Синий нос, — забрался к нему в шубу, шапку и сапоги и пробрал его. Ну, а ты справился с крестьянином?
— Не я с ним, а он со мной справился!—говорит Мороз — Красный нос. — Морозил его по дороге, так он за санями бежит. Разве на бегу его заморозишь? Ну, думаю, доберёмся до места — тут я тебя прохвачу.
А как добрались до места, он стал дерево рубить, ма-хать топором. От работы ему всё жарче и жарче, всё с себя снял, рукавицы даже бросил! Забрался я в дырявую шубу, в шапку, в рукавицы и давай их морозить.
А он кончил дрова рубить и давай меня поленом вы-колачивать. Здорово моим бокам досталось.
Старший брат и говорит:
— Молод ты, брат. Поживёшь и узнаешь, что топор лучше шубы греет.
Рекомендуемые страницы:
poisk-ru.ru
Ответы@Mail.Ru: Кто знает мягкие и твердые звуки
мягкие — т, р, п, с а твердые — м, к, н, к
теремок — т, р — мягкие, м, к — твердые песенка — п, с — мягкие, н, к — твердые
мягкие — т, р, п, с а твердые — м, к, н, к
т (ть) йэр (рь) йэм (м) ок (к) т. е. т, р — мягкие т. к гласные дают звук йэ м, к — твердые п (пь) йэс (сь) йэн (н) к (к) а т. е п, с — мягкие н, к — твердые
в «теремок» мягкие т, р, твёрдые м в «песенка» мягкие п, с, твёрдые н, к
Классификации по тв. мягкости в рус. языке нет. Один согласный звук может быть и твердым и мягким, смотря в какой позиции он находится. Смягчают согласные-знак мягкости либо гласные. Сравните МЭР-м твердый, МЕРИТЬ-м мягкий.
В слове теремок звук Т, Р -мягкие, их смягчает звук Е ; звук М — твердый. В слове песенка Звуки П, С — мягкие, а звуки Н, К — твердые.
В русском алфавите 10 гласных: а, я, о, у, е, ё, ю, и, ы, э Правило: согласные перед гласными а, о, у, ы, э всегда произносятся твёрдо, например МА, НО, КУ, ТЫ, ВЭ, согласные перед гласными я, е, ё, и, ю произносятся мягко, например МЯ, НЕ, ЛЁ, БИ, РЮ В словах теремок и песенка мягкие и твердые согласные вам уже указали. Удачи!
touch.otvet.mail.ru