Сочинение «П.И.Чайковский — великий русский композитор»

Петр Ильич Чайковский – великий русский композитор

Спасибо, музыка, за то, что

Ты единственное чудо!

В.Соколов

Пётр Ильич Чайковский – великий русский композитор, музыка которого отличается красочностью, романтичностью и необычайным мелодическим богатством. И это , действительно, так. Вспоминаю слова великого композитора: «Я желал бы всеми силами души, чтобы музыка моя распространялась, чтобы увеличилось число людей, любящих её, находящих в ней утешение и подпору.» Эти замечательные слова точно определили значение его музыкального творчества, композитор говорил со слушателями «правдиво, искренне и просто».

Мир композитора многолик и разнообразен. П.И.Чайковский – композитор, дирижер, музыкальный критик. Профессор Московской консерватории. Автор 10 опер, 3 балетов, 6 симфоний,104 романсов. Великая любовь композитора к людям, природе передаётся во многих его произведениях. Музыка Чайковского наполняет человека радостным ощущением жизни. Поэтому произведения композитора стали классическими, что они вечны и бессмертны.

Как приходит мир музыки в нашу жизнь? Она приходит с детства. Детская, взрослая, она подобна нашей памяти, всё вмещает и всё помнит. Слушая музыку, мы испытываем чудо открытий: узнаем, какие были древние замки и как сверкали гладь морей античности, перед нами предстают улочки старой Вены и цветущие яблони парижских предместий. И наша жизнь кажется совсем другой. Мы можем не просто воспринимать или наблюдать чудесные образы, которые несёт нам музыка, но по – настоящему любить их, чувствовать близкими себе.

Я сам удивляюсь себе, почему так привязался к музыке П.И.Чайковского. Наверное, даже не потому, что очень люблю петь или сильно хотел научиться играть на баяне. А скорее всего потому, что на уроках музыки царит атмосфера любви, творчества, переживаний, как святое откровение. У меня появляются слёзы на глазах, когда слушаю музыку П.И.Чайковского. Она – как единый порыв, как самое святое чувство.

Любить, знать , уметь слушать музыку – великий труд. Научила этому меня учитель музыки, рядом с которой невольно становишься лучше, добрее, воспитаннее. Вокруг моей учительницы столько света и добра, что с ней хочется быть всегда вместе. Она даёт мне заряд сердечности и человечности! Учитель открыла передо мной чудесный мир музыки П.И.Чайковского. Я полюбил эту музыку, стал понимать ее, ценить, потому что любовь и сострадание к человеку были не надуманным принципом композитора. Великий гуманист Чайковский всегда был правдив в своём творчестве. П.И.Чайковский считал свою музыку «исповедью души».

Надолго запомнятся уроки, посвященные великому композитору, который искренне и нежно любил детей. Он написал много произведений для детей и о детях. Среди них «Детский альбом» — цикл из 24 пьес. Основная тема «Детского альбома» — игры детей. По ним можно представить себе, в какой обстановке жили дети, что их окружало, как проводили время, какие впечатления были в их памяти. «Детский альбом» Пётр Ильич посвятил любимому племяннику Володе Давыдову.

Слушая музыку Чайковского, созданную специально для детей, чувствую немало грустных и даже трагических ноток. Вспоминаю «Болезнь куклы», «Похороны куклы», «Мама», и слёзы катятся сами собой. Изумительная, искренняя музыка. Композитор обращается к детской душе, способной страдать и мучиться. А так же в музыке слышим певучие. ласковые, причудливые, фантастические интонации, зарисовки русской природы. Эта чарующая музыка П.И.Чайковского надолго останется в моей душе.

А как чудесны «Времена года» Чайковского П.И., в котором отражаются самые главные события года. Пьеса «Декабрь» имеет подзаголовок «Святки» и эпиграф из фрагмента стихотворения Жуковского. Прекрасная, волшебная, чуть взволнованная атмосфера праздника слышна в музыке этого произведения.

Удивительная музыка Петра Ильича воздействует на человека, делает его бескорыстным и благородным, способным преобразовать мир по законам красоты. Да и мы сами становимся лучше, когда мир вокруг нас прекрасен и гармоничен. Сила великой музыки П.И.Чайковского безгранична. Она способна побуждать лучшее, что есть в человеке — его стремление к красоте, любви, созиданию. Я бесконечно благодарен состоявшейся встрече с чудесной музыкой великого русского композитора П.И. Чайковского.

В.Соколов

П.И,ЧАЙКОВСКИЙ (1840 – 1893) – родился 25 апреля 1840года в заводском посёлке Воткинск, в семье горного инженера. Упоминая имя Чайковский – сразу же вспоминаешь Клин, небольшой подмосковный городок, в котором Петр Ильич Чайковский провел последние годы жизни. Знаменитый дом в Клину, ныне Государственный Дом – музей П.И. Чайковского. После смерти композитора этот дом выкупил брат Чайковского Анатолий Ильич и превратил его в музей.

Маленький Петя рос в музыкальной семье. В доме родителей часто звучала музыка, мама хорошо пела, играла на фортепиано, в доме часто устраивались музыкальные вечера. Получил домашнее воспитание, рос нежным, чувствительным ребёнком. Способности к музыке у мальчика проявились рано. В пять лет он начал играть на фортепиано, а восемь уже читал ноты и записывал свои музыкальные впечатления. Среди горячо любимой семьи, под непосредственным наблюдением француженки – гувернантки Фанни Дюрбах, прошло его раннее детство. Чуткий к людям, правдивый мальчик с ранних лет завоевал любовь окружающих. Позже композитор писал: « Я вырос в глуши, с детства, с самого раннего, проникся неизъяснимой красотой характеристических черт русской народной музыки…»

Мы говорим П.И,Чайковский – русский композитор, но с полным правом его можно назвать и украинским композитором, так как предки отца происходили из украинских казаков. Влюблённый в народное творчество, он создаёт на основе русских и украинских мотивов гениальные шедевры. Пишет много произведений на украинскую тематику – песни на слова Тараса Шевченко, украинские мелодии в опере «Мазепа», «Черевички», хотя настоящий композитор, творец – это явление не национального, а мирового масштаба.

И всё – таки Украина всегда была близка Петру Ильичу, он любил наши края, восхищался природой, например, опера «Кузнец Вакула» на сюжет повести Н.Гоголя пронизана духом украинской песни. Эту оперу композитор называл любимым детищем, она насыщена народными мотивами, интонациями. Лирическая красота, народная мелодика, нежность, зажигательность – все есть в музыке П.И,Чайковского.

Пётр Ильич Чайковский трижды приезжал в Таганрог с частными визитами (1886,1888,1890гг.) к брату Ипполиту Ильичу – председателю комитета по заведованию Таганрогскими мореходными классами. Имя Петра Ильича Чайковского носит Таганрогская музыкальная школа — одно из старейших музыкальных учреждений Ростовской области.

Хочется еще сказать, что Петербург тоже город П.И.Чайковского. Здесь существует много памятных мест, связанных с именем Чайковского. Он учился в Училище Правоведения, в Музыкальных классах, затем в Петербургской консерватории. Похоронен он тоже в Петербурге в Александро – Невской лавре.

Великая любовь композитора к людям, природе передается во многих его произведениях. Музыка Чайковского наполняет человека радостным ощущением жизни. Поэтому произведения Чайковского стали классическими, что они вечны и бессмертны.

Петр Ильич Чайковский – композитор, дирижер, музыкальный критик. Профессор Московской консерватории. Автор 10 опер, 3 балетов,6 симфоний,104романсов и т.д.

Именем П.И.Чайковского названы Московская и Киевская консерватории, концертный зал в Москве. С 1958года в Москве каждые четыре года проводится Международный конкурс имени Чайковского.

Любителями и знатоками музыки не рождаются, а становятся, и чтобы полюбить музыку нужно научиться её слушать.

infourok.ru

Музыкальные произведения Чайковского: список

Все мы отлично знаем самые популярные произведения Чайковского. Это и музыка к балетам «Щелкунчик», «Лебединое озеро», и опера «Пиковая Дама» с ее уникальной увертюрой, и многочисленные пьесы из «Детского альбома». Этот перечень можно продолжать бесконечно и, прослушивая каждый его пункт, буквально наслаждаться каждой ноткой. Однако сейчас мы предлагаем насладиться наиболее изысканными творениями этого автора. Среди них будут как самые известные музыкальные произведения Чайковского, так и те, которые на слуху далеко не у каждого. Что же, поехали!

«Лебединое озеро»

Музыка к этой уникальной танцевальной постановке была написана гением в 1877 году. В основу легла немецкая легенда о прекрасной девушке Одетте, которая была обращена злыми чарами в белого лебедя. Как утверждал сам композитор, вдохновение на написание балета у него возникло после посещения одного из альпийских озер, красотой которого он был просто поражен. В эту картину входят, можно сказать, самые знаменитые произведения Чайковского. Список начинается с «Танца маленьких лебедей», а продолжается одами Одетты и Одиллии, протяжным и немного грустным «Адажио», которое звучит на протяжении всей постановки. Также тут стоит упомянуть красивейший вальс, чардаш, мазурку, финальный «Танец королевы лебедей» и прочие музыкальные мотивы, которые у всех нас будто с рождения на слуху.

«Щелкунчик»

Любимый балет каждого ребенка, который с детства приобщался к музыке и искусству. Как правило, его в театрах ставят в канун Нового года, ведь его сценарий, игра танцовщиков и бутафория настолько ярки и праздничны, что впрямь создается атмосфера волшебства и таинственности. В рамках балета содержатся весьма простые в исполнении, но тем не менее очень красивые произведения Чайковского. Список дети всегда любят начинать с «Вальса цветов» — эта пьеса наиболее яркая из всех и запоминающаяся. Следующая за ней по популярности – «Па-де-де Феи Драже». При первой постановке балета Петр Ильич раздобыл немыслимый на то время для России инструмент – челесту. С тех пор эта пьеса только на челесте и исполняется. Конечно же, в перечне наиболее ярких произведений, которые звучат в «Щелкунчике», нельзя упустить «Китайский танец», «Испанский танец», трепак, «Танец Пастушков», «Арабский танец», марш и множество других красивейших мотивов.

«Спящая красавица»

Еще один гениальный балет Чайковского, который был написан им на основе одноименной сказки. По сюжету, созданному французом Шарлем Перро, до Петра Ильича уже пробовал ставить балет композитор Фердинан Герольд. Однако его версия не увенчалась успехом. Некоторые утверждают, что постановке просто не хватило времени на раскрутку, так как буквально в этот год вышел аналог, написанный нашим земляком. Он завоевал успех на сценах всех европейских и отечественных театров своей яркостью, эпатажностью и нестандартными решениями. Сюда вошли произведения П. И. Чайковского, которые не так популярны, как прологи и оды из «Лебединого озера» или «Щелкунчика». Однако если вслушаться в них, проникнуться всей атмосферой балета, то можно почувствовать невероятную атмосферу сказки и волшебства, которую автор вложил к каждый звук.

«Пиковая дама»

В 1887 году Чайковский получил заказ на написание оперы по стихам Александра Сергеевича Пушкина «Пиковая дама». Поначалу композитор отказался от этой затеи, так как полагал, что данный сюжет вовсе не подходит для большой сцены. Однако поразмыслив несколько лет, все-таки переменил свое мнение и начала работать над этим предложением. В результате на свет появились новые произведения Чайковского, которые уже носили не только инструментальный характер, но и дополнялись главной вокальной партией. Среди шедевров, из которых состоит «Пиковая дама», можно назвать арию Гремкина, монолог Германа, романс «Подруги милые», а также целое множество дуэтов.

«Евгений Онегин»

Некоторые события, которые произошли на личном фронте композитора в 1877 году, заставили его творческую натуру воплотить свои переживания в музыке. Так, за совсем короткий промежуток времени родилась новая опера, которая была построена на основе романа «Евгений Онегин». Музыкальные произведения Чайковского, которые звучат от имени главных героев этого рассказа, на слуху у каждого любителя музыки. Это и ария Ленского, и сцена письма Татьяны, а также самого Онегина. В опере звучат красивейшие вальсы и полонезы, пьесы и прочие мотивы, которые наиболее ярко раскрывают суть всего произведения, повествующего нам о социальных неравенствах и любви.

«Детский альбом»

Под авторским подзаголовком «Двадцать четыре легкие пьесы для фортепиано» в 1878 году Петр Ильич выпустил в свет «Детский альбом». Каждый, кто учился в музыкальной школе, обязательно играл хоть что-то со страниц этого сборника. Перечислять абсолютно все мы не будем, а назовем лишь некоторые. Это «Зимнее утро», «Болезнь куклы», «Новая кукла», «Неаполитанская песенка», «Старинная французская песенка», «Сладкая греза», «Русская песня», вальс, полька, мазурка, «Камаринская»… На самом деле каждая из вышеперечисленных пьесок очень проста и понятна как в разборе, так и в игре, передаче оттенков. Но с этой простотой уникальным образом сочетается необычайная красота звука, и каждой мелодией можно наслаждаться постоянно. Отметим также, что в дальнейшем такие композиторы, как Григ, Дебюсси, Барток, Шуман, брали в качестве основы для своих новых опусов эти самые пьесы, которые написал Петр Чайковский. Произведения также легли в основу балета, который был поставлен в 1999 году в Югославии и получил множество наград.

«Времена года»

Приблизительно в 1875 году давнишний друг и партнер Чайковского Бернард предложил ему написать цикл произведений, которые будут характеризовать в точности все времена года. Недолго колеблясь, композитор согласился на данное предложение и начал работать. Буквально через месяц в рамках данного цикла вышло первое произведение Чайковского. «Времена года», по задумке Бернарда, должны были состоять из 12 пьесок, с чем их автор замечательно справился. Также отметим, что название каждого произведения также было придумано не самим композитором. Что же, назовем по порядку, какие именно произведения Чайковского вошли в этот альбом:

  • «Январь. У камелька».
  • «Февраль. Масленица».
  • «Март. Песня жаворонка».
  • «Апрель. Подснежник».
  • «Май. Белые ночи».
  • «Июнь. Баркарола».
  • «Июль. Песня косаря».
  • «Август. Жатва».
  • «Сентябрь. Охота».
  • «Октябрь. Осенняя песня»
  • «Ноябрь. На тройке».
  • «Декабрь. Святки».

«Славянский марш»

Перечисляя все самые яркие и знаменитые произведения Чайковского, просто невозможно упустить из виду этот поразительный марш. Композитор написал его в 1876 году по просьбе Русского музыкального общества. Произведение было составлено как знак борьбы и протеста против османского ига на территории России и других славянских государств. Сам же создатель этого музыкального шедевра длительное время называл его «Сербо-Русский марш». В нем было множество мотивов, характерных для народных песен и танцев данного народа. Дополняли эту картину чисто русские напевы, в частности гимн империи «Боже, Царя храни».

Как творил Чайковский. Анализ произведений

Значительное место в творчестве композитора Петра Чайковского занимают именно фортепианные небольшие пьески. Как правило, они являются весьма точным описанием какой-либо стороны быта. Это могут быть сельские пейзажи, определенные вечера, которые запомнились автору, или же события. Самое главное — то, что любая картина, за которую брался автор, в результате с огромной точностью передавала всю свою суть и соответствовала названию. Невозможно также не заметить, что во всех работах Чайковского, даже тех, которые предназначены для оркестра или камерного ансамбля, прослеживается очень лирическая, сентиментальная тематика. Любая его пьеса или увертюра наполнены нежностью, легкостью и некой грустью, оттого и слушать их так отрадно.

fb.ru

Сочинение «Музыка Чайковского» — Универ soloBY

П. И. Чайковский — певец природы. Любуясь красотой природы и стремясь передать своё настроение в музыке, композитор написал пьесы для фортепьяно, которые объединил в альбом и назвал его «Времена года». Чайковский сумел увидеть прекрасное в том, что мы порой не замечаем. Его музыкальные творения помогают нам лучше понять родную природу. Слушая музыку из альбома «Времена года», мы представляем и зимний лес, одетый пушистым снегом, и тихий зимний вечер в уютном доме. После долгого сна начинает пробуждаться природа весной. И вместе с П. Чайковским мы как бы слышим звонкие птичьи трели, щебетание жаворонка, который напоминает нам о приходе весны. Она торопится вступить в свои права, воздух наполнен её дыханием. Но на смену весне приходит чудесное время года — лето. Деревья принарядились в зелёные наряды. П. Чайковский, как и А. Пушкин, очень любил осень. Осень — немного грустное, но и прекрасное время года.

«Унылая nopal Очей очарованье, Приятна мне твоя прощальная краса — Люблю я пышное природы увяданье, В багрец и в золото одетые леса.»
П. Чайковский много времени проводил, гуляя по парку, по лесу, наблюдая, как меняются краски. Даже в дождливую погоду он мог заметить красоту природы. Свои осенние впечатления композитор отразил в музыке, которая называется «Осенняя песня». Под эту музыку хочется посидеть в сумерках у окна и под шорох дождевых капель погрустить о промелькнувшем лете. Осень у П. Чайковского грустная, с опадающей листвой, с мелкими каплями холодного дождя. Задумчивая тишина осени. Действительно, печальная песня, но она как бы говорит нам о том, что увядание придаёт природе особую красоту и что жизнь, несмотря ни на что, продолжается. Завершает альбом «Времена года» пьеса последнего месяца — декабря. Она называется «Святки». Слушая её, мы думаем о новогоднем празднике, о пушистой ёлке, о желаниях, которые непременно исполнятся.
Искренняя любовь П. И. Чайковского к родной природе делает его творения близкими и понятными каждому человеку. Музыка великого композитора заставляет задуматься о красивом, она помогает справиться с переживаниями, отвлекает от повседневных проблем, вселяет надежду.

www.soloby.ru

Сочинение о П. И.Чайковском (материал к уроку)

Как симфония жизни владеет сердцами

Звуковая, зовущая к небу волна …

О Чайковском сейчас говорить не словами,

И не выдумать даже такие слова…

Его творчество символ нездешнего света,

Победителя в век нарастающей тьмы.

Им нетленная слава России пропета

Нашей страшной и горькой, великой страны.

 

                                                 Ольга Скопиченко.

Мой любимый русский композитор – Пётр Ильич Чайковский. В этом году исполняется 175 лет со дня его рождения. Почему именно Пётр Ильич? Да потому, что он принадлежит к числу тех людей, имя которых не меркнет в веках. А ещё потому, что в его произведениях раскрывается очарование неброской красоты нашей русской природы.

П.И.Чайковский был замечательнейшим дирижёром и отличным педагогом. Он оставил после себя десять опер, семьдесят шесть опусов, три балета, семь симфоний и четыре сюиты. Всемирную славу ему принесли балеты «Лебединое озеро», «Щелкунчик», «Спящая красавица», оперы «Евгений Онегин», «Пиковая дама», «Орлеанская дева» и другие.

В таких городах, как Гомель, Чайковский, Клин, Москва, Воткинск, Алапаевск, Боржоми, Санкт-Петербург, Владимир, Симферополь можно увидеть памятник Петру Ильичу. С этими городами связана биография великого музыканта. Например, в Клину, небольшом подмосковном городке, Петр Ильич провел последние годы жизни. Знаменитый дом, в котором он жил, является сейчас Государственным Домом-музеем П. И. Чайковского. А вот город Петербург очень много значил для композитора, гораздо больше Москвы или любого другого города. Здесь существует много памятных мест, связанных с именем Петра Чайковского: Училище Правоведения и Петербургская консерватория, которые он успешно окончил. Похоронен он тоже в Петербурге в Александро-Невской лавре.

О Петре Ильиче Чайковском написано немало. Это не только музыкальная литература, но и художественная. Им восхищались и восхищаются до сих пор, ему посвящали и посвящают свои произведения люди, околдованные чудесными звуками музыки, которая является классикой и не забудется никогда.

«Молодой, с миловидными, почти красивыми чертами и глубоким взглядом красивых темных глаз, с пышными небрежно зачесанными волосами, с чудной русой бородкой». «В обращении с учениками Петр Ильич был удивительно мягок, деликатен и терпелив…Изложения Чайковского, его замечания и поправки были замечательно ясны, сжаты и удобопонятны…Различные правила он любил иллюстрировать ссылками на Глинку и Моцарта. Как учитель он был симпатичным, дельным и добросовестным». Таким остался он в памяти своих учеников.

Петр Ильич Чайковский очень сильно любил природу, и она любила его. Он говорил: “Я еще не встречал человека, более меня влюбленного в матушку Русь… Я страстно люблю русского человека, русскую речь, русский склад ума, русскую красоту лиц, русские обычаи”. В этот перечень также входит и русская природа, которую он любил “больше всякой другой”.

С самых юных лет Чайковскому красоты природы доставляли огромные удовольствия, несравнимые даже с занятиями музыкой. Чайковский обладал “способностью в каждом листке и цветке видеть и понимать что-то недосягаемо прекрасное, покоющее, мирящее, дающее жажду жизни”. (Дневник Чайковского 1886 года). Любимым цветком Петра Ильича Чайковского был ландыш. Ему он посвятил своё стихотворение:

Ах, ландыш, отчего так радуешь ты взоры!
Другие есть цветы, роскошней и пышней,
И ярче краски в них, и веселей узоры, —
Но прелести в них нет таинственной твоей…

(«Ландыш» П.Чайковский.)

Поселившись в Клину, композитор высадил ландыши в парке, примыкавшем к дому. И теперь весной они встречают всех, кто приходит в дом-музей. 

Мне очень нравится знаменитое произведение Чайковского “Времена года”, которое он написал, наполненный особых сил и впечатлений, которые возникали во время прогулок по природе в разных частях страны, в разные времена года. Произведение композитор писал ровно год, поэтому передал образ каждого месяца очень четко и своеобразно.

Каждый раз, слушая музыку П.И.Чайковского, убеждаешься, что этот человек играет не на инструменте, а на струнах души! Та преданность делу, любовь к нему, вдохновение, переполнявшие душу Чайковского, когда он писал свои произведения, невольно передаются нам, слушателям. Оперы Чайковского – это воплощение сильных человеческих чувств и переживаний. Его любят не только у нас в России, но и за рубежом. Я очень горжусь тем, что этот загадочный, известный и любимый композитор во всем мире — наш соотечественник!

videouroki.net

Сочинение по творчеству П.И.Чайковского «Сила музыки»

МКОУ Ударниковская ООШ

Контактный телефон:8(473)61 -54181

Сочинение по творчеству П.И.Чайковского

«Сила музыки»

Выполнила: Светличная Виктория Васильевна

Возраст: 14 лет

Руководитель: Ефремова Римма Митрофановна,

учитель русского языка и литературы

Контактный телефон: 8 920 420 94 31

2015 год

«Я желал бы всеми силами души, чтобы музыка моя

распространялась, чтобы увеличивалось число людей, любящих её, находящих в ней утешение и подпору».

П.И.Чайковский

Начинался обычный учебный день, но на душе у меня было неспокойно: мне приснилась мама. За окном накрапывал дождь, дул холодный ветер. Я нехотя отправилась в школу: ничего хорошего от этого дня я уже не ждала. По дороге я вспоминала, как мы жили с бабушкой, когда меня бросила мама. Трудно нам с ней было, она ведь старенькая. Я чуть не попала в детский дом. На моё счастье, родной дядя взял меня в свою семью, оформил опеку. У меня появилась настоящая семья. Меня окружили заботой и любовью, и я понемногу привыкла, успокоилась. Мне всегда очень больно вспоминать эти годы, но сегодняшний сон вновь напомнил мне о прошлом. Незаметно я дошла до школы. Первым был урок музыки. Мы изучали творчество П.И.Чайковского. Но я не слышала объяснение учителя, я была погружена в собственные мысли. Неожиданно я будто очнулась ото сна: по классу лилась прекрасная музыка. Это был фортепианный цикл П.И.Чайковского «Времена года». Любовью к жизни, восхищением ею была наполнена музыка одного из шедевров композитора. Я просто была очарована этой музыкой! Она помогла мне избавиться от грустных мыслей, которые наполняли мою душу в тот момент, помогла поверить, что от всего пережитого не останется и следа. В голове у меня промелькнуло: я счастлива, у меня есть самое главное – настоящая любящая семья. Я благодарна творению Чайковского: оно вернуло меня к жизни, помогло поверить в себя. Поэтому, когда учитель предложила мне написать сочинение о Чайковском, я с удовольствием занялась изучением его жизни и творчества.

Пётр Ильич Чайковский русский композитор, дирижёр, педагог, музыкально-общественный деятель, музыкальный журналист — считается одним из величайших композиторов в истории музыки. Автор более 80 произведений, в том числе десяти опер и трёх балетов. Его концерты и другие произведения для фортепиано, семь симфоний (шесть пронумерованных и симфония «Манфред»), четыре сюиты, программная симфоническая музыка, балеты «Лебединое озеро», «Спящая красавица», «Щелкунчик» представляют чрезвычайно ценный вклад в мировую музыкальную культуру.

П.И. Чайковский родился 25 апреля 1840 года на Урале, в г. Воткинске, в семье горного инженера, директора металлургического завода. Первые музыкальные впечатления Чайковского связаны с песнями, которые он слышал в детстве от матери, родственников и от народных певцов, обитателей рабочего поселка. Первые уроки музыки  маленькому Пете давала мама, которая показала ему ноты и научила играть на рояле. С пяти лет он сам любил «фантазировать на рояле» . Звуки музыки он слышал постоянно и тогда, когда их никто другой не слышал.

 Вспоминая о детстве, Чайковский писал позже: «…я вырос в глуши, с детства, самого раннего, проникся неизъяснимой красотой русской народной музыки…».

В 1849 году семья Чайковских переехала в город Алапаевск, а через год—в Петербург. В 10 лет Чайковский был определен в Петербургское училище правоведения. В училище преподавалась музыка для желающих. Именно здесь начались серьезные занятия музыкой. Чайковский посещает симфонические концерты, знакомится с произведениями русских и западных композиторов. Особенное впечатление производят на него оперы М.И.Глинки «Иван Сусанин» и «Дон Жуан» Моцарта.

В 1859 году Чайковский, окончив училище правоведения, получает чин титулярного советника. Начинается служба в Министерстве юстиции, которая тяготит Чайковского, так как все яснее становится, что его призвание — музыка. Он писал: «Я очень много занимался теорией музыки и теперь решительно убедился, что рано или поздно я променяю службу на музыку».

В 1862 году Чайковский поступает в Петербургскую консерваторию, где занимается у известных педагогов А. Рубинштейна и Н. Зарембы, сыгравших большую роль в воспитании молодого композитора.

Отказавшись от службы в Министерстве юстиции, Чайковский целиком посвящает себя музыке, очень много сочиняет.

По окончании консерватории, по приглашению Николая Рубинштейна, переехал в Москву, где получил место профессора классов свободного сочинения, гармонии, теории и инструментовки в только что основанной консерватории.

В 1868 году впервые выступил в печати как музыкальный критик и познакомился с группой петербургских композиторов ― членов «Могучей кучки». Несмотря на разность творческих взглядов, между ним и «кучкистами» сложились дружеские отношения. У Чайковского проявляется интерес к программной музыке, и по совету главы «Могучей кучки» Милия Балакирева он пишет увертюру-фантазию «Ромео и Джульетта» по одноимённой трагедии Шекспира (1869), а критик В. В. Стасов подсказал ему замысел симфонической фантазии «Буря» (1873).

1870-е годы в творчестве Чайковского ― период творческих исканий; его привлекают историческое прошлое России, русский народный быт, тема человеческой судьбы. Написал по заказу организационного комитета к открытию Политехнической выставки кантату «В память 200-летия рождения Петра Великого» на слова Я. П. Полонского.

К московскому периоду относится создание большого количества самых разнообразных произведений: оперы «Воевода» (1869), «Ундина» (1869), «Опричник» (1874), «Кузнец Вакула» (1876), три первые симфонии (1866, 1872 и 1875), несколько программных увертюр-фантазий для оркестра (среди них «Франческа да Римини», 1876 год), три квартета (1871, 1874 и 1876), Первый фортепианный концерт (1875), музыка к сказке Островского «Снегурочка» (1873), цикл фортепианных пьес «Времена года» (1876) и ряд других сочинений.
Большая часть произведений московского периода связана с народными песнями. Некоторые сочинения этих лет содержат яркие зарисовки народного быта, живо передают народный юмор и веселье (например, финалы Первой и Второй симфоний), поэтические образы природы (цикл «Времена года»).
В других же сочинениях московского периода звучат порой иные настроения: в них выражена неудовлетворённость жизнью. Такова увертюра-фантазия «Ромео и Джульетта» (1869). Драматичен по своему характеру также созданный в эти годы балет «Лебединое озеро»(1877). Первый отзыв в прессе, где создание нового балета было оценено по достоинству, принадлежал Г.А. Ларошу: «По музыке «Лебединое озеро» — лучший балет, который я когда-нибудь слышал… Мелодии, одна другой пластичнее, певучее и увлекательнее, льются как из рога изобилия».

Жанровое разнообразие характерно для оперного творчества Чайковского этих лет: здесь — и лирико-бытовая драма (по Островскому) «Воевода», и лирико-фантастическая опера «Ундина» (на сюжет, переведённый Жуковским), историко-бытовая опера «Опричник» (по роману Лажечникова), наконец, лучшее из оперных произведений «доонегинского» периода — лирико-комическая опера «Кузнец Вакула» по повести Гоголя.

Неудачная женитьба, нервное заболевание, вызванное напряженной работой, послужили причиной отъезда Чайковского в конце 1877 года из Москвы за границу. В Италии композитором были завершены Четвёртая симфония и опера «Евгений Онегин».

В 1880-х и в начале 1890-х годов Чайковский обращается к новой тематике, новым образам, новым музыкальным жанрам и формам. Так, после лирической оперы «Евгений Онегин» он создаёт в 1879 году героико-патриотическую оперу «Орлеанская дева» по трагедии Шиллера. К историческому прошлому относится и сюжет следующей оперы — «Мазепа» (1883) по поэме «Полтава» Пушкина. Следующая опера этого десятилетия — «Чародейка» (1887) по драме И.А. Шпажинского — лирико-трагическая и одновременно народно-бытовая опера. На рубеже нового десятилетия — в 1890 году — появляется выдающееся произведение мировой музыкальной классики — опера «Пиковая дама» на сюжет одноименной повести Пушкина. В музыке он раскрывал смысл происходящего не только на сцене, но и в душе каждого персонажа «Пиковой дамы».
В 1880-е годы композитор пишет большое количество разнообразных симфонических и камерных произведений. Впервые он обращается к жанру сюиты, пишет программную симфонию «Манфред» (1885), Пятую симфонию (1888). Появляются новые увертюры — «1812 год» (1880), «Гамлет» (1888). В начале 1880-х годов он создал блестящее, ярко народное по языку «Итальянское каприччио» для симфонического оркестра, продолжившее традиции испанских увертюр Глинки. В те же годы Чайковский впервые обратился к жанру трио и написал своё известное сочинение для рояля, скрипки и виолончели, посвящённое памяти Н. Рубинштейна. В 1880-е годы он написал более 100 романсов: «На нивы желтые…», «Снова, как прежде, один», « Средь шумного бала», «Ночь», «Благословляю вас, леса», а наряду с этим — цикл светлых поэтических детских песен: «Травка зеленеет», «Колыбельная в бурю», «Мой садик».

В конце 1880-х годов написан второй балет Чайковского «Спящая красавица». Сюжет сказки французского писателя Шарля Перро показался композитору «так поэтичен, так благодарен для музыки», что по приезде в Петербург в начале ноября 1888 года он начал с увлечением работать над новым произведением.

В течение 1891-1892 годов созданы светлая, солнечная по характеру камерная лирическая опера «Иоланта» на сюжет драмы датского писателя Герца и балет «Щелкунчик» по сказке Гофмана. Наконец, в 1893 году появилась Шестая симфония — вершина его симфонического творчества. «В симфонию эту я вложил, без преувеличения, всю мою душу», — говорил композитор и считал её одним из «наиискреннейших» своих произведений.
В этот период сочинение музыки всецело захватило Чайковского. Много путешествуя по разным странам (Италия, Швейцария, Германия, Чехия и др.) и живя, в перерывах между заграничными поездками, то в Москве, то в Петербурге, то у своей сестры на Украине, в Каменке, Чайковский ни на один день не прекращал своего интенсивного творческого труда. Однако и в эти годы он находил время и силы для музыкально-общественной и исполнительской (дирижёрской) деятельности, работал музыкальным критиком.

Последние годы своей жизни композитор провёл в Клину Московской области, где сейчас находится Государственный дом-музей.

С конца 1880-х годов выступал как дирижёр в России и за рубежом. Концертные поездки укрепили творческие и дружеские связи Чайковского с западноевропейскими музыкантами, среди которых ― Ганс фон Бюлов, Эдвард Григ, Антонин Дворжак, Густав Малер, Артур Никиш, Камиль Сен-Санс и др.

Весной 1891 года П. И. Чайковский совершает поездку в США. В качестве дирижёра своих произведений с сенсационным успехом он выступил в Нью-Йорке, Балтиморе и Филадельфии. В Нью-Йорке он выступал в только что открытом Карнеги-холл, где дирижировал Нью-йоркским симфоническим оркестром.

В последний раз в жизни Чайковский встал за дирижёрский пульт в Петербурге за девять дней до своей кончины ― 16 октября 1893 года. Во втором отделении этого концерта впервые прозвучала его Шестая, «Патетическая» симфония.

Скончался в 3 часа пополуночи 25 октября 1893 года от холеры «неожиданно и безвременно» в квартире своего брата Модеста, в доме 13 на Малой Морской. Распоряжение похоронами, с Высочайшего соизволения, было возложено на дирекцию Императорских театров, что явилось «примером единственным и вполне исключительным».

Творчество Чайковского – вершина мировой музыкальной культуры 19 века — вечно живой и драгоценный родник, из которого не перестают черпать вдохновение композиторы 20 века. Всё своё творчество П.И.Чайковский посвятил человеку, его любви к родине и русской природе, его стремлению к счастью и мужественной борьбе с тёмными силами зла. Любой слушатель может сказать о музыке Чайковского – о чём бы ни говорил Чайковский, он всегда правдив и искренен. В музыке Чайковского каждый человек может узнать себя, свои мысли, переживания, чувства. Она волнует, потрясает и возвышает душу.

infourok.ru

Музыкальные произведения Чайковского для детей

Петя, Петя, как ты мог! Променять юриспруденцию на дудку! – примерно такими словами отчитывал разгневанный дядя нерадивого племянника, бросившего службу титулярного советника в Министерстве юстиции ради служения Эвтерпе – покровительнице музыки. А звали племянника – Петр Ильич Чайковский.

И сегодня, когда музыка Петра Ильича известна всему миру, когда проводятся международные конкурсы им. Чайковского, в которых принимают участие академические музыканты со всех стран, можно утверждать, что не зря Петя бросил юриспруденцию.

В творчестве Петра Ильича много серьезных произведений, которые снискали ему мировую славу, но писал он и музыку, понятную и доступную детям. Произведения Чайковского для детей знакомы многим с самого раннего детства. Кто не слышал песенку «Травка зеленеет»? – ее напевали и напевают многие, зачастую и не подозревая, что музыка принадлежит Чайковскому.

Чайковский – Музыка для детей

Детский альбом

Первым обращением Петра Ильича к детской тематике является сочинение им «Детского альбома», к созданию которого композитора подтолкнуло общение с глухонемым мальчиком Колей Конради – воспитанником его младшего брата Модеста Ильича Чайковского.

«Старинная французская песенка» и «Песнь менестрелей» из оперы «Орлеанская дева» – это одна и та же мелодия, при написании которой Чайковский использовал подлинный средневековой напев XVI века. Мечтательная и задушевная музыка, напоминающая старинную балладу, навевающая ассоциации с картинами старых мастеров, неповторимым образом воссоздает колорит Франции средних веков. Так и чудятся города с замками, улицами, вымощенными камнем, где живут люди в старинных одеждах, и рыцари спешат на выручку принцессам.

И совсем другой настрой у «Марша деревянных солдатиков». Четкий ритм и яркое звучание, в которых слышится сухая дробь барабана, создают образ отряда марширующих солдатиков, слаженно печатающих шаг. Бравый командир впереди, барабанщики в строю, у солдат на груди блестят медали и над строем гордо развевается флаг.

«Детский альбом» был написан Чайковским для детского исполнения. И сегодня в музыкальных школах знакомство с творчеством Петра Ильича начинается именно с этих произведений.

16 песен для детей

Говоря о музыке Чайковского для детей, нельзя не упомянуть о 16 песнях, которые знакомы всем с самого детства.

В 1881 году поэт Плещеев подарил Петру Ильичу сборник своих стихов «Подснежник». Возможно, что книга и послужила толчком для написания детских песен. Песни эти предназначены для слушания детьми, а не для исполнения.

Достаточно привести первые строчки песни «Весна», чтобы сразу стало понятно, о каких произведениях идет речь: «Травка зеленеет, солнышко блестит».

«Снегурочка»

Кто из детей не знает сказку Островского «Снегурочка»? А вот то, что музыку для спектакля написал именно Чайковский, известно гораздо меньшему количеству ребятишек.

«Снегурочка» – подлинный шедевр в творчестве Петра Ильича: богатство красок, наполненность светом и сказочные колоритные образы. Когда Чайковский писал музыку к «Снегурочке» ему было 33 года, но уже тогда он был профессором Московской консерватории. Неплохо, правда? Выбрал «дудку» и стал профессором, а мог бы быть обычным титулярным советником.

«Времена года»

К каждой пьесе, а всего их 12, Чайковский выбрал эпиграфы из творчества русских поэтов. Музыку «Января» предваряют строки из пушкинского стихотворения «У камелька», «Февраль» – строки из стихотворения Вяземского «Масленица». И каждому месяцу соответствует своя картинка, свой сюжет. В мае это – белые ночи, в августе – жатва, а в сентябре – охота.

«Евгений Онегин»

Разве можно промолчать о таком произведении, как «Евгений Онегин», более известном детям, как роман Пушкина, отрывки их которого их заставляют учить в школе?

Современники не оценили оперу по достоинству. И лишь в XX веке Станиславский вдохнул в оперу «Евгений Онегин» новую жизнь. И сегодня эта опера с успехом и триумфом идет как театральных подмостках России, так и Европы.

«Пиковая дама»

И опять – Александр Сергеевич Пушкин, ведь опера написана по его произведению. А заказала оперу Петру Ильичу Чайковскому дирекция императорских театров.

«Тройка, семерка, туз!» – слова призрака графини, которые как заклинание все повторял и повторял Герман, ведь она обещала ему три выигрыша кряду.

Среди произведений Чайковского для детей большую известность, конечно, получили «Детский альбом» и «16 песен для детей». Но в творчестве Петра Ильича много произведений, которые нельзя однозначно назвать «музыкой Чайковского для детей», но, тем не менее, они интересны в равной степени и взрослым, и детям – это и музыка к балетам «Спящая красавица», «Щелкунчик», оперы «Иоланта», «Черевички» и многие другие.

 




music-education.ru

“Музыка Чайковского” сочинение

Среди немногих работ Чайковского для драматического театра особое место занимает музыка к “Снегурочке” Островского, поставленной в Большом театре весной 1873 года. “Весенняя сказочка” любимого им драматурга пленила композитора поэтичностью образов, глубоким и тонким проникновением в дух народных русских обычаев и поверий, и он с увлечением взялся за предложенную ему работу. Известную роль в этом могла сыграть сюжетная близость пьесы к написанной Чайковским незадолго до этого опере “Ундина”, неудачная судьба которой доставила ему большое огорчение. Некоторые фрагменты музыки “Снегурочки” были взяты из этой несостоявшейся оперы.

Задумывавшаяся с самого начала как смешанный музыкально-драматический спектакль, пьеса Островского предполагает широкое участие оркестра, хора и певцов-солистов (В исполнении “Снегурочки”, наряду с драматическими актерами, участвовали оперные певцы (Лель – Е. П. Кадмина, Мороз – А. М. Додонов).). Многие ее эпизоды выдержаны в народно-песенном складе, а иногда содержат и прямые фольклорные заимствования. Для Чайковского

конец 60-х и начало 70-х годов были периодом наиболее интенсивного интереса к народному творчеству. На этот период приходится создание им сборника “50 русских народных песен для фортепиано в 4 руки” (1868 – 1869), а также редактирование сборника народных песен, составленного В. П. Прокуниным (два выпуска 1872 – 1873). В 1871 году предполагалось его участие в экспедиции по собиранию народных песен и, как утверждает Кашкин, его очень заинтересовала “перспектива ознакомиться на месте с народной музыкой”. Сочинение музыки к “Снегурочке” давало ему благодарный повод для применения своего опыта в творческом использовании народно-песенного материала. Ни одно другое произведение Чайковского не насыщено в такой мере подлинной народной мелодикой. Помимо двух популярных песен “Ай, во поле липенька” и “А мы просо сеяли”, введенных самим Островским в текст пьесы, в различных ее эпизодах использовано полностью или частично еще десять народных напевов. Большинство их взято из упомянутого сборника Прокунина, в двух случаях Чайковский обратился к сборнику К. П. Вильбоа “Русские народные песни”, в составлении которого принимал ближайшее участие Островский.

Такая компактная группа песенных обработок позволяет составить общее суждение о восприятии и характере творческого освоения народной песни композитором. Не стремясь к обнаружению древних пластов народной жизни, нашедших отражение в песне, Чайковский воспринимал ее просто и непосредственно, как живой элемент окружающей действительности. Этим определялось его свободное отношение к подлиннику, допускавшиеся часто изменения мелодико-ритмического рисунка напева, произвольные сокращения или дополнения, нарушения ладового строя, подчиняемого большей частью принципам мажоро-минорного гармонического мышления. Асафьев определяет стиль песенных обработок Чайковского как “отражение народной песни в лирике городского демократического романса”, подчеркивая вместе с тем, что в “Снегурочке” “это у него получилось так свежо, непосредственно, что сказка вошла в жизнь, а за нею, за музыкой сказки и людьми, ее сказывающими, почувствовалась живая природа”.

Можно назвать ряд случаев, когда композитор очень чутко улавливал ладовое своеобразие народного напева и находил удачные гармонические средства для того, чтобы его оттенить и обрисовать более выпукло. Одним из таких примеров является хор слепых гусляров “Вещие звонкие струны рокочут”. Строго выдержанный натуральный минор с преобладанием плагальных оборотов хорошо соответствует торжественно-архаическому складу поэтического текста (Посылая слова песни композитору, Островский писал, что он старался в ней следовать поэтическому ритму “Слова о полку Игореве”. Можно полагать, что образ вещего Бояна представлялся и мысленному взору Чайковского при сочинении музыки, в основу которой положена мелодия народной песни “Не хмель мою головушку клонит” из сборника Вильбоа, вошедшая также и в его цикл “50 русских народных песен для фортепиано в 4 руки”. Последние пять тактов строфы (“Долу опустим померкшие очи”) присочинены композитором.). Особую таинственную окраску придает гармонизации мажорный тонический аккорд деревянных духовых в окончаниях строф.

О тонком слышании Чайковским народной песни свидетельствуют и некоторые небольшие штрихи, вносимые им в известные и общепринятые записи. Так, в исполняемой хором песне “Ай, во поле липенька” неожиданно свежо звучит второе мелодическое построение благодаря возникающим в гармонии элементам ладовой переменности.

Образ оживающей после зимней спячки природы возникает при слушании оркестрового вступления, которое хорошо подошло к общему настроению “весенней сказочки” Островского, несмотря на то, что оно было целиком перенесено из оперы “Ундина”. Две темы – одна холодновато окрашенная в звучании деревянных духовых, другая стремительно взлетающая по ступеням мажорного тречвучия у струнных – вызывают представление о победоносном шествии весны, тепла и света. Среди оркестровых антрактов, предшествующих отдельным действиям пьесы, особенно поэтичен и оригинален по колориту первый с дуэтом двух кларнетов, имитирующих пастушеские наигрыши. Остальные два антракта представляют собой тонкие лирические миниатюры, музыка которых служит также для сопровождения жалобы Купавы во втором и монолога Весны, открывающей Снегурочке тайну цветов, в четвертом действиях. Пляска скоморохов, в среднем разделе которой использована песня “Ой, утушка луговая”, включается в сцену веселых проводов масленицы, сопровождаемых песнями, играми и хороводами.

Несмотря на участие лучших артистов Большого и Малого театров и роскошно обставленный спектакль, “Снегурочка” большого успеха не имела. Причиной явилась, быть может, двойственная, “гибридная” природа “полудрамы-полуоперы”, не позволявшая достигнуть органического синтеза слова и музыки: переход от словесной речи к музыкальному звучанию представлялся иногда недостаточно оправданным и нарушающим цельность художественного впечатления. Тем не менее пьеса неоднократно возобновлялась на сцене Малого и некоторых других театров с музыкой Чайковского вплоть до начала 20-х годов 20 столетия”, а у композитора навсегда сохранилось теплое чувство к этой своей работе.

schoolessay.ru

Советы рукодельницам