Анкета «Я и моя семья»
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа №10
Анкета «Я и моя семья»
( для учащихся 3к класса)
Тебе нравиться твоя семья?
а) нравиться
б) не очень нравиться
в) не нравиться
2. Охотно ли ты выполняешь просьбы и поручения родителей?
а) да
б) бывает по-разному
в) нет
3. Тебя часто наказывают за проступки?
а) да
б) бывает по-разному
в) нет
4. Тебе нравиться ухаживать или помогать младшим братьям или сёстрам?
а) да
б) бывает по-разному
в) нет
5. Ты хотел бы, чтобы у тебя в будущем была семья похожая на ту, в которой ты сейчас живёшь.
а) хотел бы
б) не знаю точно
в) не хотел бы
6. Тебе нравиться делать уборку, мыть посуду, выносить мусор?
а) да, делаю сам, без просьб
б) не всегда
в) нет
7. Часто ли ты слушаешь своих родителей?
а) часто
б) иногда
в) почти никогда
8. Ели родители делают тебе замечание, ты обижаешься на них?
а) да
б) бывает по-разному
в) нет
9. Ты часто помогаешь дедушке и бабушке
а) всегда
б) иногда
в) почти никогда
Обработка результатов
Ответ а) – 3 балла
Ответ б) – 2 балла
Ответ в) – 1 балл
Интерпретация результатов (уровни сформированности семейных ценностей)
Высокий уровень – у детей сформированы основы семейных ценностей, сформировано почитание родителей, уважение старших, забота о младших, без напоминания готовы помочь всем членам семьи, готовы передавать семейные ценности своим детям.
Средний уровень – существует взаимопонимание и взаимопомощь в семье, но семейные ценности не принимаются полностью, есть моменты, которые не устраивают школьника. Такие дети достаточно благополучно чувствуют себя в семье, однако бывают разногласия и непонимание с отстаиванием своих интересов. Ориентированы на деятельность по удовольствию.
Низкий уровень – школьники в семье чувствуют себя не комфортно, не охотно участвуют в семейных делах. Испытывают серьёзные затруднения в установлении контактов между членами семьи. Традиции семьи не соблюдаются. Могут совершать побеги из дома. Нередко семья воспринимается ими как враждебная среда, пребывание в которой для них невыносимо. Часто у подобных школьников наблюдается нарушения нервно-психического здоровья.
infourok.ru
Анкета для родителей «Моя семья»
Уважаемые родители, поразмышляйте над вопросами предлагаемой анкеты.
1.Продолжите предложение: Семья – это _______________________________________ ___________________________________________________________________________
2.Знает ли Ваш ребёнок, что такое семья? _______________________________________
3.Знает ли Ваш ребёнок, кто является членами семьи, их имена, отчества, фамилии? ___________________________________________________________________________
4. Продолжите предложение: Семейные традиции – это___________________________
___________________________________________________________________________
5.Есть ли в Вашей семье семейные традиции, какие?______________________________
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
6. Продолжите предложение: Семейные ценности – это __________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________
7. Хранят ли в Вашей семье фотографии? Есть ли семейный альбом?________________
___________________________________________________________________________
8. Есть ли у Вас семейные реликвии? Какие?_____________________________________
___________________________________________________________________________
9. Где и когда семья собирается вместе?_________________________________________
___________________________________________________________________________
10. Какие увлечения есть у членов Вашей семьи? ________________________________
___________________________________________________________________________
11.Знает ли Ваш ребёнок профессии своих родителей, бабушек, дедушек?____________
___________________________________________________________________________
12.Организуется ли специально в Вашей семье деятельность ребёнка, какая?
___________________________________________________________________________
13. Знаете ли Вы о происхождении Вашей фамилии?_____________________________
___________________________________________________________________________
14. Сколько поколений знаете? Сможете ли составить генеалогическое древо?__________
________________________________________________________________________________________________
15. Есть ли в Вашей семье неработающие взрослые, занимающиеся воспитанием Ваших детей?_______________________________________________________________
16. Считаете ли вы тему «Моя семья» актуальной для изучения в детском саду?
___________________________________________________________________________
Спасибо за сотрудничество!
infourok.ru
Анкета для детей «Я и моя семья»
Вопросы анкеты для детей «Я и моя семья» (варианты ответов: практически всегда, иногда, почти никогда):
- Родители меня во всем поддерживают.
- У нас бывают разногласия, даже ссоры.
- Мне бывает трудно дома.
- Родители предъявляют ко мне слишком высокие требования в учебе.
5 Меня во многом ограничивают,
6. Родители всегда считаются с тем. что бы мне хотелось иметь из одежды, с другими моими нуждами.
- Мне дают карманные деньги.
- У нас дома бывают одноклассники, друзья.
- Мне хотелось бы иметь больше самостоятельности.
10. Родители заняты только собой.
Просмотр содержимого документа
«Анкета для детей «Я и моя семья»»
Вопросы анкеты для детей «Я и моя семья» (варианты ответов
: практически всегда, иногда, почти никогда):Родители меня во всем поддерживают.
У нас бывают разногласия, даже ссоры.
Мне бывает трудно дома.
Родители предъявляют ко мне слишком высокие требования в учебе.
5 Меня во многом ограничивают,
6. Родители всегда считаются с тем. что бы мне хотелось иметь из одежды, с другими моими нуждами.
Мне дают карманные деньги.
У нас дома бывают одноклассники, друзья.
Мне хотелось бы иметь больше самостоятельности.
10. Родители заняты только собой.
Вопросы анкеты для детей «Я и моя семья» (варианты ответов: практически всегда
1. Родители меня во всем поддерживают.
2. У нас бывают разногласия, даже ссоры.
3. Мне бывает трудно дома.
4. Родители предъявляют ко мне слишком высокие требования в учебе.
5. Меня во многом ограничивают,
6. Родители всегда считаются с тем. что бы мне хотелось иметь из одежды, с другими моими нуждами.
7. Мне дают карманные деньги.
8. У нас дома бывают одноклассники, друзья.
9. Мне хотелось бы иметь больше самостоятельности.
10. Родители заняты только собой.
Вопросы анкеты для детей «Я и моя семья» (варианты ответов: практически всегда, иногда, почти никогда):
1. Родители меня во всем поддерживают.
2. У нас бывают разногласия, даже ссоры.
3. Мне бывает трудно дома.
4. Родители предъявляют ко мне слишком высокие требования в учебе.
5. Меня во многом ограничивают,
6. Родители всегда считаются с тем. что бы мне хотелось иметь из одежды, с другими моими нуждами.
7. Мне дают карманные деньги.
8. У нас дома бывают одноклассники, друзья.
9. Мне хотелось бы иметь больше самостоятельности.
10. Родители заняты только собой.
multiurok.ru
КАКОЙ ПАПА НУЖЕН РЕБЕНКУ? Подготовительная работа.
Анкета.
10. Вы любите проводить отпуск с детьми или без них? 4) Анкета для учащихся «Я и моя семья».
5) Записать на магнитофон ответы детей на следующие вопросы:
Ход собрания
Что вы считаете главным в воспитании ребенка? Чье участие в воспитании должно быть больше: матери или отца? (Воспитатель зачитывает 2-3 ответа из анкет.) ^ Уважаемые папы и мамы! Сегодня мы поговорим о том, какой папа нужен ребенку. Этот разговор не случаен. Нет никаких сомнений в том, что вы любите своих детей и желаете им добра. Быть родителями — это радостный, но в то же время напряженный труд. И, выполняя эту работу, вы порой заходите в тупик, испытываете сомнения, пытаетесь найти самую подходящую для вас и ваших детей систему воспитания. Воспитанность человека, его хорошие манеры, его уважение к другим людям и к самому себе начинается в детстве. Ребенок чрезвычайно подражателен и усваивает те модели поведения, которые в него закладывает его семья. Ребенку в семье необходимо как женское, так и мужское внимание. Мать, как правило, действует на ребенка лаской, добротой. Она играет большую роль в воспитании гуманистических черт характера. А вот формирование у детей целеустремленности, настойчивости, смелости — это забота отца. Во многих семьях детям все больше и больше недостает отцовской заботы, духовного общения. Порой папы не замечают, как вырастают дети. И это очень плохо, потому что время зарождения настоящей дружбы между отцом и сыном (дочкой) утекло: ушло время, когда отец мог войти в жизнь своих детей как свой человек, старший друг, наставник, как образец для подражания. Велика роль отца в подготовке детей к семейной жизни. Его надежность, его чуткость по отношению к матери, бабушке, детям, стремление разделить с ними домашние заботы, сделать семейную жизнь более интересной, счастливой — все это переходит на детей: мальчиков учит быть настоящими мужчинами .и впоследствии хорошими мужьями и отцами, а дочерей побуждает сравнивать своих приятелей с отцом, предъявлять к молодым людям высокие требования. ^ Какие интересы вас объединяют с детьми? Как вы считаете, много ли времени вы проводите с ребенком? Магнитофонная запись ответов детей на вопросы: ^ Кто с тобой больше занимается в свободное время: мама или папа? Что ты любишь делать вместе с папой? Чему тебя научил папа? Психолог обобщает ответы детей. Пока воспитание детей протекает спокойно, вы, придя с работы, отгораживаетесь газетой от тех маленьких странностей и неприятностей, которые бывают в поведении сына или дочери. Проблема отцов и детей всплывает, когда дети взрослеют. Переходный период проходит безболезненно в семьях, где у папы и ребенка дружеские отношения с раннего детства, где ребенок уверен — отцу все интересно в его жизни. Отец — глава семьи, руководитель маленького коллектива. ^ Ситуация 1. Каждый вечер мы докладываем о своих школьных делах, вернее, даже не просто докладываем, а в полном смысле отчитываемся. Я и младший брат садимся против него за стол и показываем свои дневники. Если нет никаких отметок, папа ведет с нами беседу, почти всегда на одну и ту же тему: каким он был прилежным в детстве и как хорошо учился. Отец не терпит возражений, поэтому разговаривать, возражать и перебивать его мы не решаемся. Мы подолгу сидим и слушаем. ^ ваше мнение. Можно по этому рассказу дочери судить об отце? Какой это человек? Что бы вы пожелали этому человеку? (Заслушиваются ответы.) Любовь к ребенку должна быть основана на уважении личности ребенка, знании его интересов, стремлений, умении вовремя оказать помощь, дать дружеский совет. Дети очень чутко реагируют на любовь и ласку, остро переживают ее дефицит. Родительская любовь, по словам Макаренко, «самое великое чувство, которое вообще творит чудеса, которое творит новых людей, создает величайшие человеческие ценности». Но она может стать и одной из причин неудачного воспитания детей, если к ним не предъявляются разумные требования. Такую родительскую любовь в народе называют «слепой». Она нередко способствует развитию эгоизма, ведет к разрыву между детьми и родителями. Ситуация 2. В классе прошла контрольная работа по математике. Дочь возвращается домой. Показывает отцу тетрадь «Видишь! «Пять!»» (или «Папа, я получила «два»…»). Вопрос: Какова будет ваша реакция? (Ответы.) Хороший отец — это образец для сына и дочери, пример для подражания. И сегодня в зале лучшие, по отзывам классных руководителей, отцы, которые участвуют в воспитании детей, помогают учиться, проводят с детьми много времени. Дорогие папы, из анкет и сочинений детей мы узнали, что вы умеете: готовить, рыбачить, охотиться, строить, играть на гитаре, ремонтировать все на свете, кататься на лыжах, фотографировать, убирать дом, играть с детьми, сажать огород, гладить белье, мыть посуду, помогать делать уроки, лечить людей, пить водку, дома сидеть, ничего не делать… А еще вы могли бы оказать неоценимую помощь в организации кружков, походов, экскурсий, спортивных соревнований. Сегодня хотелось бы услышать от вас, мужчины, как вы следите за развитием, воспитанием и взрослением своих детей, как помогаете им в учебе, организуете их досуг, чему полезному учите и в чем наставляете. Каковы слагаемые успеха в воспитании? ^ Уважаемые папы! Перед вами часто встречающиеся ситуации, которые могут происходить в жизни с вашим ребенком. Дайте вариант ответа на предложенные ситуации. ^ а) Вы расспрашиваете, что случилось, зашиваете одежду, прикладываете, б) Оказываете помощь ребенку, но при этом постоянно внушаете ему, что в) Вы делаете вид, что ничего не случилось, даете возможность ребенку ^ а) Вы беседуете с их родителями и просите их обратить внимание на по б) Вы приглашаете этих детей к себе в дом, стараетесь положительно по в) Вы объясняете своему ребенку, что эти друзья ему «не пара» — 0 очков. ^ а) Вы считаете, что умение проигрывать пойдет ему на пользу — 0 очков. б) Вы стараетесь ему объяснить, в чем истинная причина поражения — 3 в) Вы стараетесь ему подыграть, чтобы он непременно выиграл и не ис ^ а) Вы постоянно объясняете, как важен для ребенка сон — 3 очка. б) Вы позволяете ребенку не соблюдать режим, но поднимаете его всегда в) Вы всегда укладываете ребенка в одно и тоже время, не принимая ни 5. Ваш ребенок очень любит смотреть телевизор… а) Вы разрешаете смотреть телевизор столько, сколько он захочет, без б) Вы говорите своему ребенку, что ему можно смотреть и что нельзя — 2 в) Вы сами определяете круг передач, которые ребенок может смотреть — ^ а) Вы объясняете, что такое поведение неприлично — 5 очков. б) Вы запрещаете своему ребенку вести себя подобным образом — 0 оч в) Вы поощряете своего ребенка за приличное поведение — 3 очка. ^ а) Вы учите своего ребенка давать сдачи обидчикам — 5 очков. б) Вы проводите профилактическую беседу с родителями и детьми таких в) Вы просите своего ребенка избегать контактов с такими детьми — 0 оч ^ а) Вы не вмешиваетесь в их взаимоотношения, надеясь на то, что стар б) Вы наказываете старшего ребенка за это в присутствии младшего — 5 в) Вы стараетесь уделить больше внимания младшему ребенку незави ^ а) Вы тоже ведете себя по отношению к нему подобным образом, чтобы б) Вы стараетесь влиять на него добром и лаской — 5 очков. в) Вы ищете причины такой реакции ребенка в окружающих людях и мире: ^ 0-18 очков. Вы считаете необходимым воспитывать собственного ребенка по своему образу и подобию, считая, что он должен повторить в себе вас. Вы забываете, что ребенок должен развиваться и формировать в себе такие качества, как самостоятельность, независимость, уверенность в себе, способность к творчеству во всех его проявлениях. Если вы над этим не задумаетесь, это может привести к тому, что ребенок, столкнувшись с взрослым миром, может в нем просто потеряться и не найти себя. Вы считаете, что опекать ребенка просто необходимо. Ваши методы требуют осмысления и коррекции. 19-32 очков. Надо отметить, что в вопросах воспитания вы стараетесь идти в ногу со временем. Вы считаете, что ребенок должен многое постигать на собственном опыте, методом проб и ошибок. Однако в своих методах воспитания вы не всегда последовательны: доверяя своему ребенку решать самостоятельно некоторые проблемы и принимать какие-то решения, вы иногда как бы спохватываетесь и пытаетесь взять бразды правления в свои руки, что вызывает недоумение вашего ребенка и может привести в подростковом возрасте к конфликтам и ссорам. Помните, что, однажды приняв решение, надо идти последовательно к его реализации. 33-45 очков. Вы осознаете, что ребенок не может проживать свою жизнь чужим умом и создаете все возможные условия для того, чтобы он мог научиться раз- вивать собственную инициативу, логическое мышление, способность к анализу событий и явлений. ^ Говорите с ребенком обо всем: о семейных проблемах, планах на выходной день, о последнем хоккейном матче. Не думайте, что ваш ребенок мал и ничего не поймет. Главное — он почувствует, что вы откровенны, обращаетесь к нему, как к взрослому. ^ Что нового произошло за сегодняшний день? Во что играли? Кто выиграл? Как ты думаешь, у тебя хороший друг? Почему? Расскажи, о чем эта книга? Как бы ты поступил на моем месте? Не рубите с плеча: какая дурацкая песня, что ты ее без конца поешь! ^ Анализ анкет учащихся показывает, что большинство детей живут в счастливых и дружных семьях. Почти все дети отметили, что между ними и родителями есть взаимопонимание, что большая часть мам и пап у них строгие, но справедливые. Ребята осознают свои ошибки и понимают, что иногда огорчают вас своими плохими оценками и не всегда хорошим поведением. Умеют и радовать: «наводят порядок в доме», «готовят для вас что-нибудь вкусное», «хорошо выступают в концертах», «радуют поведением и отношением к вам» и, конечно же, хорошей учебой. Но рассказывают о своих огорчениях и доверяют свои секреты, в основном, маме, хотя и не все дети могут вам все рассказать о себе. Но, к сожалению, есть и другие мнения: «хочу, чтобы на меня не кричали», «я хочу, чтобы к нам вернулся папа». Дети испытывают недостаток внимания со стороны отцов, им не хватает дружеского участия пап в их жизни. К сожалению, воспитание детей стало по преимуществу женским делом, и это дает о себе знать уже сегодня — в негативности к отцовству, к родительской должности, а значит, и к отцовскому счастью, которое далеко не всегда осознается как высшая ценность. Сегодня мать берет на себя основную ответственность за благосостояние ребенка и его поведение. Мама любит ребенка просто потому, что он есть, независимо от того, какой он хороший или плохой. Мамина любовь всегда с ребенком. Отцовская любовь зависит от достижений ребенка и его хорошего поведения. Любовь отца можно потерять, но ее можно вновь заслужить раскаянием и смирением. Папиной любви надо добиваться, стараясь быть таким, каким он хочет тебя видеть. Следует, однако, отметить, что отец дает меньше указаний ребенку, чем мать, но характер этих указаний более жесткий и требовательный. И, может быть, поэтому папу слушаются чаще, чем маму. Часто можно услышать: «Нашему мальчику не хватает мужской руки». И мы понимаем, что речь идет не о той руке, которая может крепко ударить, а о той, которой и преданная мать не восполнит мальчику, да и девочке, потому что есть вещи, которые ребенку может дать только отец. Воспитание ребенка только тогда может быть полноценным, всесторонним и естественным, когда в нем участвуют оба родителя. Нашим детям, как воздух, необходимо не просто общение с отцами, а совместная с ним деятельность. Им нуж- на мужская компания. До 5 лет мальчик сильнее привязан к матери. Но потом внутренний импульс мужской программы развития выталкивает его из материнского гнезда в мир отца. Его отсутствие или присутствие оказывает огромное влияние на поведение ребенка. «Чтобы стать мужчиной — мало им родиться» — сказал поэт Михаил Львов. Даже в условиях раздельного проживания родителей ребенок должен постоянно ощущать внимание и заботу их обоих. Существуют самые разные типы отцовского отношения к ребенку: 1. Большой друг. Вернувшись с работы, этот папа тут же начинает бесконечную вереницу игр: сначала он вместе с ребенком собирает и разбирает конструктор, потом играет в прятки и салки. Но обычно на этом «большой друг» останавливается, уверенный в том, что он сделал все то, что было нужно. А визиты к педиатру, посещение школы, помощь в приготовлении уроков… Все эти маленькие, с его точки зрения, хлопоты он оставляет маме. «Большой друг» — это прекрасно, но если учесть, что в жизни у ребенка будет много друзей, то кто же будет ему папой? 2. Предводитель семейства. Наиболее традиционный тип отца. Все домашние хлопоты ему неинтересны. Это мужчина, который чувствует себя в своей тарелке лишь тогда, когда занимается мужским делом. Он уверен, что его присутствие дает ребенку чувство безопасности. Кроме того, он учит его всем необходимым навыкам. ^ Это отец, который иногда лучше мамы разбирается в традиционных обязанностях! Единственно, чем рискуют папы, — это стать еще одной мамой, т.е. конкурентом, а не дополнением. А если он занимает мамино место, то кто же будет на папином? 4. Вечно юный супруг. Он обожает ребенка и всегда готов помочь супруге… Но он не может отказаться от своей машины, друзей, любимых занятий. Кроме того, он не в силах отделаться от впечатления, что мама слишком много занимается с ребенком. Зачем возиться 2 часа с его уроками или так расстраиваться из-за его отметок? Сравнивая детей, выросших с отцами и без них, ученые обнаружили, что даже некомпетентный, часто невнимательный родитель на самом деле очень важен. Дети, выросшие без отцов, часто имеют пониженный уровень притязаний, у них выше уровень тревожности. Отсутствие папы отрицательно сказывается на учебе и самоуважении детей, особенно мальчиков. Им труднее дается усвоение мужских ролей и соответствующего стиля поведения, что ведет к агрессивности и жестокости. Итак, мы видим, что роль отца в воспитании ребенка велика. Важно не только, что хотят в ребенке заложить родители, но и как это они делают. Ведь не секрет: в иных семьях отец выступает в роли грозного судьи, прибегая к помощи ремня. Как правило, ничего доброго из подобной системы воспитания не получается: насилие порождает равнозначный протест, зло и жестокость. А вот уважительная справедливость, дружеское участие в сочетании с принципиальной требовательностью — такое отношение отца к ребенку может быть наиболее благоприятным, в особенности, когда оно сочетается с нежностью, лаской, заботливостью, которые оказывает ребенку мать. Важная и интересная сфера воспитания — отношение отца и дочки. Вспомните сказки… С кем грозный и беспощадный царь более всего мягкотел и добродушен? Ну, конечно же, со своей дочкой — принцессой. Отец для девочки — это еще и воплощение мужского начала вообще. По нему она будет судить обо всем мужском роде. То ли восхищаться и уважать, то ли бояться и презирать. Так что хороший, добрый отец воспитывает будущую жену и мать семейства из своей дочки своим поведением в собственном доме, своим авторитетом. Мальчишки — особый народ, беспокойный и непоседливый. Чтобы ваш сын вырос настоящим мужчиной, нужны огромный труд вашей души, ум, такт, мужская строгость, твердость, терпение и взаимопонимание. Мальчику необходимо мужское внимание. Давайте разберемся, что входит в понятие «мужественность», что надо воспитывать в мальчишках, чтобы они выросли настоящими мужчинами. Ведь именно об этом мечтает каждый отец. Что вы включаете в понятие «мужественность»? Родители называют, а учитель открывает таблички: сильный, физически развитый, здоровый, смелый, защитник, лидер, самостоятельный, умный, умеет брать на себя ответственность, решительный, благородный, высоконравственный, честный и т. д. Как воспитать в сыновьях эти основные качества? В повседневном общении с сыном найдется немало поводов для разговора о мужестве, чести, верности, товариществе. Кто, как не отец, может понятно и просто объяснить, кто такой храбрый человек, а кто — трус, что означают понятия «долг», «справедливость», «смелость». Мужчина — всегда защитник. Защитник Родины, защитник слабого, защитник женщины. Но что за защитник без силы? Сила поможет мальчикам быть ловкими, смелыми, красивыми, решительными. Воспитывайте сыновей здоровыми, закаляйте, приобщайте к спорту. Помогите им стать такими. А ведь отец может многое: заниматься с сыном утренней гимнастикой, бегать, ходить на лыжах, плавать, построить в квартире домашний стадион, различные сооружения для тренировки, Играйте с сыном в мяч, в городки, лапту и другие игры. Всюду, где есть малейшая возможность, будет полезно и хорошо, если отец поставит своего сына рядом и скажет: «Делай, как я». Мальчишка, убирающий с отцом снег на мостовой, помогающий ему в гараже, участвующий в ремонте квартиры, любящий мастерить, взрослеет быстрее и надежнее. Умение делать что-то своими руками пригодится ему в любой профессии. Приучайте мальчиков к слову «надо», слову короткому, требовательному, как приказ. Надо! — и никуда не денешься. Через «не могу», через «не хочу». Тех, кто имеет привычку делать не то, что в данный момент хочется, а то, что надо, обычно уважают, считают сильными, волевыми, надежными людьми. Родители должны уважать право ребенка быть самим собой, тем не менее каждому ребенку необходимы руководство и дисциплина, основанные на любви. Часто проблемы возникают из-за невыполнения детьми родительских требований и правил. Правила (ограни- чения, требования, запреты) обязательно должны быть в жизни каждого ребенка. Объяснение запрета должно быть коротким и произнесено один раз. Разговор о дисциплине неминуемо приводит к вопросу о наказаниях. Бывают моменты, когда просто необходимо отреагировать на явно плохое поведение ребенка, иначе он будет расти безответственным. Сразу следует исключить физическое воздействие. Такие наказания оскорбляют, озлобляют и унижают детей. Наказание без раскаяния — не воспитывает. Если ребенок не понял своей вины и не хочет ее искупить — наказание ничему не научит. Самое важное, чтобы не накапливался опыт непослушания. Если вы этого не допустите, вам никогда не придется впоследствии прибегать к наказанию. Как часто мы сталкиваемся с одной и той же проблемой: учим детей, как себя вести, даем им полезные советы, а в итоге получаем противоположные результаты. В чем здесь причина? Может быть, все дело в том, что наши поступки не всегда соответствуют тому, о чем мы говорим? Дети — наши постоянные свидетели, они видят наши падения, срывы, провалы, как бы мы не старались это скрыть. А может, все дело в том, что они учатся жить у жизни. Попробуем выяснить, чему же может научиться ребенок, когда он находится в определенных ситуациях. (Родителям предлагается закончить предложения.) Если: ^ ребенка постоянно критикуют, он учится… (ненавидеть) ^ ребенок живет во вражде, он учится… (быть агрессивным) ^ ребенок растет в упреках, он учится… (жить с чувством вины) ^ ребенка хвалят, он учится… (быть благородным) ^ ребенок растет в честности, он учится… (быть справедливым) ^ ребенок растет в безопасности, он учится… (верить в людей) * ребенка поддерживают, он учится… (ценить себя) ^ ребенка высмеивают, он учится… (быть замкнутым) v ребенок живет в понимании и дружелюбии, он учится… (находить любовь в этом мире) Не секрет, что дети подражают своим отцам в хорошем и плохом. Подражание дается легко, оно не требует преодоления каких-то препятствий, больших усилий. Срабатывает детское сознание: «Я — как папа!». Вся школьная жизнь детей состоит из проблем. И кто, как не отцы, должны стать настоящими друзьями ребенку с первых школьных дней. Для детей учеба — это большой труд, требующий волевых усилий, внимания, интеллектуальной активности. ^ Не портите отношений с ребенком из-за оценок. Конечно, четверки и пятерки — это радость для родительского сердца, но если ребенок не радует вас хорошими отметками, надо, прежде всего, спрятать подальше свое раздражение и терпеливо разобраться, в чем причина учебных неудач. Преодоление трудностей в учебе — это проявление сильной воли, упорства и настойчивости. Воспитывайте эти качества в вашем ребенке. Хочется затронуть и еще одну проблему. Проблему усталости родителей от детей. Конечно, в общении с ребенком много такого, что вызывает нервное напряжение. Подчас мы не осознаем, как под воздействием накапливающегося утомления ухудшается наше отношение к детям. Родительская усталость толкает к равнодушию, к постепенной потере родительского интереса к подробностям детской жизни. А «выключение» родителей из участия в жизни ребенка — первый путь к отчуждению. ^ Итак, какой же папа нужен ребенку? (Слайд)
И в заключение мне хочется сказать: трудная эта должность — быть отцом. Трудная, но прекрасная. И пусть любовь к детям поможет вам воспитать настоящих людей, гармонично развитых, высоконравственных. Думайте, фантазируйте, изобретайте, утепляйте, освещайте свой дом, обязательно вместе со своими детьми. (Папам вручаются памятки.) Памятка для пап «Как любить своего ребенка».
В семье подчас следят за каждым шагом ребенка. Отец не дает ему ни в чем спуску: запрещает играть в шумные игры, требует неукоснительного соблюдения режима дня. Не дай бог, если мальчик набросает игрушки или устроит беспорядок на столе для занятий! В воспитании нужна мера. Для того, чтобы ребенок был спокойным в школе, надо дать ему возможность для разрядки дома. Отец должен наказывать за непослушание, иначе в ребенке родится безответственность. Но наказание без раскаяния не воспитывает. Если ребенок не понял своей вины и не хочет ее искупить — наказание ничему не научит, но может озлобить. ^ Уважаемые папы! Давайте воспитывать наших детей не столько словами и подарками, сколько примером, достойным всяческого подражания. Я знаю, что во многих семьях дети все больше и больше ощущают нехватку отцовской заботы, духовного общения с отцом. Папа занят на работе, возвращается поздно, а ребенок ждет: «Вот скоро папа придет». И засыпает, так и не увидев отца. Проходят недели, месяцы, годы, и возникает парадокс: хотя вся семья живет в одной квартире, под одной крышей, тем не менее отец и дети не знают друг друга. Папа даже не заметил, как выросли дети. Знайте: гордость за своих родителей — -это моральный фундамент для взлета личности ребенка. Стыд за своих родителей — это тяжесть на сердце, не разрешающая ребенку набрать высоту. Литература:
|
zazdoc.ru
Методика изучения семейного воспитания Перед проведением исследования с учащимися или их родителями проводится инструктаж: объясняются цель проведения данной методики, правила ответов на вопросы анкеты. Например: На доске необходимо написать варианты возможных ответов (выбрать необходимо один): 1) Конечно, да (конечно, мать). На своих листочках ребята должны написать фамилию, имя, с кем живут. Вопросы переписывать не надо, ставить только номер вопроса и номер ответа (например, 1-5, 2-1, и т. д.). (Для некоторых вопросов, их всего три, следует выбирать ответы с указанием матери или отца.) 1. Сердятся ли родители, если Вы спорите с ними? Показатели и ключ Изучается степень выраженности в семейном воспитании восьми факторов (показателей): Ответы «5», «конечно, нет» — указывают на максимальное положительное проявление фактора. Максимальная сумма баллов по одному фактору — 15. Ответы «1», «конечно, да» — указывают на педагогически отрицательное проявление данного фактора. Минимальная сумма баллов по одному фактору — 3. Максимальная сумма баллов по всем факторам — 120, минимальная — 24. Уровни взаимоотношений в семье
|
www.vashpsixolog.ru
Анкета «Немного о себе» «Моя семья»
Портфолио
учащегося
Фамилия______________________________
Имя __________________________________
Отчество_____________________________
7
Класс:
Кл. руководитель: ___Завьялова Марина Владимировна___
Период, за который представлены
документы и материалы:
с ________________ 20___г.
по _______________ 20___ г.
Личная подпись учащегося ________________
Содержание:
№ п/п | Стр. |
Раздел I. «Мой портрет» | |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
1.9 Анкета изучения мотивации «Зачем я учусь» | |
^ «Портфолио документов» | |
| |
^ «Портфолио работ» | |
| |
^ | |
4.1 Памятки, советы, полезная информация | |
Раздел I.
Информация о владельце портфолио.
Включает в себя личные данные учащегося, ведущего портфолио (автобиография). В этом разделе помещаются:
результаты психологической диагностики,
информация, помогающая ребенку проанализировать свой характер, способности, узнать способы саморазвития, самосовершенствования, самопознания.
Ученик ежегодно проводит самоанализ собственных планов и интересов; ставит цели, анализирует достижения; проводит самоанализ итогов года. Есть возможность проанализировать, происходят ли изменения в его рассуждениях, остается он на твердых позициях или его размышления меняются в соответствии с изменением возраста, определенных событий и т. д.
Анкета «Немного о себе»
Фамилия ____________________________________
Имя, отчество______________________________________________
Почему тебе при рождении дали именно это имя? Что оно означает?
______________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________
Ты сейчас в _______ классе. С какого класса обучаешься в этой школе? _________________
Внеклассная деятельность (дополнительное образование: кружки, секции и т. д.)_________
_______________________________________________________________________________
Что тебе нравится делать в свободное время?________________________________________
_______________________________________________________________________________
Какие фильмы, телепередачи, сериалы предпочитаешь смотреть? ______________________
______________________________________________________________________________
Какая музыка и исполнитель тебе больше всего нравятся?_____________________________
_______________________________________________________________________________
Что ты любишь читать в свободное время и о чем?____________________________________ _______________________________________________________________________________
Твои увлечения (хобби)?__________________________________________________________
Какие учебные предметы тебе нравятся?____________________________________________
_______________________________________________________________________________
Какие учебные предметы не нравятся?______________________________________________
_______________________________________________________________________________
Какая область знаний более всего привлекает (подчеркни предметы):
Естественнонаучная: математика, физика, химия, биология, география.
Общественно-научная: история, философия, обществознание, экономика.
Гуманитарная: литература, русский язык, иностранные языки
(журналистика, педагогика, психология)
Кем бы ты хотел быть? Почему? ___________________________________________________
_______________________________________________________________________________
Какие еще профессии тебя привлекают?____________________________________________
_______________________________________________________________________________
Уровень образования, которое ты хотел бы получить (подчеркни):
высшее (ВУЗ), среднее или начальное профессиональное (техникумы, училища)
РОДОСЛОВНАЯ
^
Напиши о своих родителях (или о других очень близких тебе людях):
Мама | Папа | |
Фамилия | ||
Имя | ||
Отчество | ||
^ | ||
Профессия | ||
^ |
Кто ещё есть в твоей семье?
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Что, по твоему мнению, нужно делать, чтобы сохранить семью крепкой и дружной? ____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
exam-ans.ru
| ||
Показатели | Мать | Отец |
Возраст родителей (в годах) | ||
Имеют постоянную работу (да\нет) | ||
Образование родителей (поставить знак V в соответствующей строке): | ||
Неполное среднее | ||
Среднее | ||
Средне-специальное | ||
Высшее | ||
В семье два и более ребенка (да\нет) | ||
Семья проживает (поставить знак V в соответствующей строке): | ||
В общежитии | ||
В квартире с соседями или родственниками | ||
В отдельной квартире | ||
В собственном доме | ||
| ||
У меня есть (поставить знак V в соответствующей строке): | ||
Отдельная комната | ||
Комната на двоих с братом (сестрой) | ||
Письменный стол | ||
Все необходимые учебники | ||
Спортивная форма | ||
Велосипед | ||
Компьютер | ||
| ||
В свободное время я предпочитаю (поставить знак V в соответствующей строке): | ||
Смотреть телевизор | ||
Гулять с друзьями | ||
Слушать музыку | ||
Читать | ||
Мастерить, шить | ||
Заниматься спортом | ||
Танцевать | ||
Заниматься в кружках | ||
Играть на компьютере | ||
В будние дни продолжительность моей прогулки составляет (поставить знак V в соответствующей строке): | ||
Менее 2-х часов | ||
От 2 до 3 часов | ||
От 3 до 4 часов | ||
Более 4 часов | ||
| ||
Я ежедневно питаюсь в школьной столовой (да\нет) | ||
Уроки физической культуры для меня интересны (да\нет) | ||
Проводятся ли уроки физической культуры на улице или на школьном стадионе (да\нет) | ||
Я занимаюсь лечебной физкультурой (да\нет) | ||
Дни здоровья в нашей школе проводятся (поставить знак V в соответствующей строке): | ||
1 раз в неделю | ||
1 раз в месяц | ||
1 раз в четверть | ||
1 раз в год | ||
Спортивные праздники в нашей школе проводятся (поставить знак V в соответствующей строке): | ||
1 раз в неделю | ||
1 раз в месяц | ||
1 раз в четверть | ||
1 раз в год | ||
Беседы (уроки) о здоровье, здоровом образе жизни в нашей школе проводятся (поставить знак V в соответствующей строке): | ||
1 раз в неделю | ||
1 раз в месяц | ||
1 раз в четверть | ||
1 раз в год | ||
Не проводятся | ||
В нашей школе работает (поставить знак V в соответствующей строке): | ||
От 1 до 3 спортивных секций | ||
От 4 до 8 спортивных секций | ||
Более 8 спортивных секций | ||
Нравится ли тебе в школе (да\нет)? | ||
Если бы учитель сказал, что завтра в школу не обязательно приходить всем, ты бы пошел в школу (поставить знак V в соответствующей строке)? | ||
Остался дома | ||
Не знаю | ||
Пошел бы | ||
Ты хотел бы, чтобы совсем не задавали домашнее задание (поставить знак V в соответствующей строке)? | ||
Хотел бы | ||
Не знаю | ||
Не хотел бы | ||
Ты часто рассказываешь о школе своим родителям (поставить знак V в соответствующей строке)? | ||
Не рассказываю | ||
Редко | ||
Да, часто | ||
Утром ты всегда с радостью идешь в школу или часто хочется остаться дома (поставить знак V в соответствующей строке)? | ||
Чаще хочется остаться дома | ||
Бывает по-разному | ||
Иду с радостью | ||
У тебя в классе много друзей (поставить знак V в соответствующей строке)? | ||
Нет друзей | ||
Не много | ||
Да, много | ||
| ||
Укажи, где ты проводил летние каникулы (можно поставить несколько знаков V в соответствующих строках)? | ||
В городе | ||
В деревне или на даче | ||
В пришкольном лагере | ||
В загородном лагере | ||
На море | ||
В санатории |
multiurok.ru