Анкета «Я и моя семья»

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа №10

Анкета «Я и моя семья» 

( для учащихся 3к класса)

  1. Тебе нравиться твоя семья?

а) нравиться

б) не очень нравиться

в) не нравиться

2. Охотно ли ты выполняешь просьбы и поручения родителей?

   а) да

   б) бывает по-разному

   в) нет

3. Тебя часто наказывают за проступки?

а) да

   б) бывает по-разному

   в) нет

4. Тебе нравиться ухаживать или помогать младшим братьям или сёстрам?

   а) да

   б) бывает по-разному

   в) нет

5. Ты хотел бы, чтобы у тебя в будущем была семья похожая на ту, в которой ты сейчас живёшь.

   а) хотел бы

   б) не знаю точно

    в) не хотел бы

6. Тебе нравиться делать уборку, мыть посуду, выносить мусор?

   а) да, делаю сам, без просьб

   б) не всегда

   в) нет

7. Часто ли ты слушаешь своих родителей?

   а) часто

   б) иногда

   в) почти никогда

8. Ели родители делают тебе замечание, ты обижаешься на них?

   а) да

   б) бывает по-разному

   в) нет

9. Ты часто помогаешь дедушке и бабушке

    а) всегда

   б) иногда

   в) почти никогда 

Обработка результатов 

Ответ а) – 3 балла

Ответ б) – 2 балла

Ответ в) – 1 балл 

Интерпретация результатов (уровни сформированности семейных ценностей) 

Высокий уровень – у детей сформированы основы семейных ценностей, сформировано почитание родителей, уважение старших, забота о младших, без напоминания готовы помочь всем членам семьи, готовы передавать семейные ценности своим детям. 

Средний уровень – существует взаимопонимание и взаимопомощь в семье, но семейные ценности не принимаются полностью, есть моменты, которые не устраивают школьника. Такие дети достаточно благополучно чувствуют себя в семье, однако бывают разногласия и непонимание с отстаиванием своих интересов. Ориентированы на деятельность по удовольствию. 

Низкий уровень – школьники в семье чувствуют себя не комфортно, не охотно участвуют в семейных делах. Испытывают серьёзные затруднения в установлении контактов между членами семьи. Традиции семьи не соблюдаются. Могут совершать побеги из дома. Нередко семья воспринимается ими как враждебная среда, пребывание в которой для них невыносимо. Часто у подобных школьников наблюдается нарушения нервно-психического здоровья.

infourok.ru

Анкета для родителей «Моя семья»

АНКЕТА по теме: «Моя семья».

Уважаемые родители, поразмышляйте над вопросами предлагаемой анкеты.

1.Продолжите предложение: Семья – это _______________________________________ ___________________________________________________________________________

2.Знает ли Ваш ребёнок, что такое семья? _______________________________________

3.Знает ли Ваш ребёнок, кто является членами семьи, их имена, отчества, фамилии? ___________________________________________________________________________

4. Продолжите предложение: Семейные традиции – это___________________________

___________________________________________________________________________

5.Есть ли в Вашей семье семейные традиции, какие?______________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

6. Продолжите предложение: Семейные ценности – это __________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________

7. Хранят ли в Вашей семье фотографии? Есть ли семейный альбом?________________

___________________________________________________________________________

8. Есть ли у Вас семейные реликвии? Какие?_____________________________________
___________________________________________________________________________

9. Где и когда семья собирается вместе?_________________________________________

___________________________________________________________________________

10. Какие увлечения есть у членов Вашей семьи? ________________________________

___________________________________________________________________________

11.Знает ли Ваш ребёнок профессии своих родителей, бабушек, дедушек?____________

___________________________________________________________________________

12.Организуется ли специально в Вашей семье деятельность ребёнка, какая?

___________________________________________________________________________

13. Знаете ли Вы о происхождении Вашей фамилии?_____________________________

___________________________________________________________________________

14. Сколько поколений знаете? Сможете ли составить генеалогическое древо?__________
________________________________________________________________________________________________
15. Есть ли в Вашей семье неработающие взрослые, занимающиеся воспитанием Ваших детей?_______________________________________________________________

16. Считаете ли вы тему «Моя семья» актуальной для изучения в детском саду?

___________________________________________________________________________

Спасибо за сотрудничество!

infourok.ru

Анкета для детей «Я и моя семья»

Вопросы анкеты для детей «Я и моя семья» (варианты от­ветов: практически всегда, иногда, почти никогда):

  1. Родители меня во всем поддерживают.
  2. У нас бывают разногласия, даже ссоры.
  3. Мне бывает трудно дома.
  4. Родители предъявляют ко мне слишком высокие требования в учебе.

5  Меня во многом ограничивают,

6. Родители всегда считаются с тем. что бы мне хотелось иметь из одежды, с другими моими нуждами.

  1. Мне дают карманные деньги.
  2. У нас дома бывают одноклассники, друзья.
  3. Мне хотелось бы иметь больше самостоятельности.

10. Родители заняты только собой.

Просмотр содержимого документа
«Анкета для детей «Я и моя семья»»

Вопросы анкеты для детей «Я и моя семья» (варианты от­ветов

: практически всегда, иногда, почти никогда):

  1. Родители меня во всем поддерживают.

  2. У нас бывают разногласия, даже ссоры.

  3. Мне бывает трудно дома.

  4. Родители предъявляют ко мне слишком высокие требования в учебе.

5 Меня во многом ограничивают,

6. Родители всегда считаются с тем. что бы мне хотелось иметь из одежды, с другими моими нуждами.

  1. Мне дают карманные деньги.

  2. У нас дома бывают одноклассники, друзья.

  3. Мне хотелось бы иметь больше самостоятельности.

10. Родители заняты только собой.

Вопросы анкеты для детей «Я и моя семья» (варианты от­ветов: практически всегда

, иногда, почти никогда):

1. Родители меня во всем поддерживают.

2. У нас бывают разногласия, даже ссоры.

3. Мне бывает трудно дома.

4. Родители предъявляют ко мне слишком высокие требования в учебе.

5. Меня во многом ограничивают,

6. Родители всегда считаются с тем. что бы мне хотелось иметь из одежды, с другими моими нуждами.

7. Мне дают карманные деньги.

8. У нас дома бывают одноклассники, друзья.

9. Мне хотелось бы иметь больше самостоятельности.

10. Родители заняты только собой.

Вопросы анкеты для детей «Я и моя семья» (варианты от­ветов: практически всегда, иногда, почти никогда):

1. Родители меня во всем поддерживают.

2. У нас бывают разногласия, даже ссоры.

3. Мне бывает трудно дома.

4. Родители предъявляют ко мне слишком высокие требования в учебе.

5. Меня во многом ограничивают,

6. Родители всегда считаются с тем. что бы мне хотелось иметь из одежды, с другими моими нуждами.

7. Мне дают карманные деньги.

8. У нас дома бывают одноклассники, друзья.

9. Мне хотелось бы иметь больше самостоятельности.

10. Родители заняты только собой.

multiurok.ru

Анкета для учащихся «Я и моя семья». Кто глава вашей семьи? Чем ты огорчаешь родителей?


КАКОЙ ПАПА НУЖЕН РЕБЕНКУ?

Подготовительная работа.


  1. Объявить конкурс на лучшую самодельную игрушку, сделанную совместно
    с ребенком.

  1. Оформить приглашение отцам и дедушкам на родительское собрание.

  2. Провести анкетирование отцов.

Анкета.

  1. В чем, по-Вашему, заключаются функции отца в семье?

  2. Сколько времени Вы проводите со своим ребенком? Чем занимаетесь с
    ним в свободное время?

  3. Просит ли Вас ребенок поиграть с ним, почитать, рассказать о чем-либо?
    Как поступаете, когда не можете выполнить его просьбу?

  4. Ругаете ли Вы ребенка при посторонних, друзьях?

  5. Курите ли Вы в комнате, где находится ребенок?

  6. Какие у Вас трудности в общении с детьми?

  7. Доброта или строгость являются Вашими помощниками в воспитании?

  8. Есть ли у Вас общие интересы и любимые занятия с ребенком?

  9. Кто будит сына (дочь) по утрам, собирает в садик?

10. Вы любите проводить отпуск с детьми или без них?

4) Анкета для учащихся «Я и моя семья».


  1. Кто глава вашей семьи?

  2. Чем ты огорчаешь родителей?

  3. Чем ты их радуешь?

  4. С кем ты в семье особенно дружен?

  5. Кому доверяешь секреты?

  6. Все ли знают о тебе родители?

  7. Как наказывают тебя родители?

  8. Считаешь ли ты своих родителей строгими и справедливыми?

  9. Если тебе плохо, то кому первому расскажешь о своих огорчениях?

  1. Понимают ли тебя папа и мама?

  2. Что хотел бы ты изменить в своей семье?

5) Записать на магнитофон ответы детей на следующие вопросы:

  1. Ты любишь своего папу? За что?

  2. Кто с тобой больше занимается в свободное время папа или мама? Чем
    занимаетесь в свободное время с папой? Чем папа занят вечерами?

  3. Если бы ты был папой, в чем бы ты помог маме дома?

  4. Если вы с папой идете вместе, о чем беседуете? Какие папа задает вопро­
    сы, о чем ты его спрашиваешь?

  5. Кем работает папа? Чем занят на работе?

  6. Приходилось ли тебе слышать бранные слова?

  7. Какой твой папа: добрый или строгий?

  1. Оформить выставку детских рисунков на тему «Мой папа».

Ход собрания

  1. Инсценированное стихотворение А. Барто «Медвежонок-невежа».

  2. Включается запись ответов детей на вопрос «За что ты любишь своего
    папу?».


  3. Вопрос отцам: «Какова ваша роль в семье»?

Что вы считаете главным в воспитании ребенка?

Чье участие в воспитании должно быть больше: матери или отца?

(Воспитатель зачитывает 2-3 ответа из анкет.)

^

Уважаемые папы и мамы! Сегодня мы поговорим о том, какой папа нужен ре­бенку. Этот разговор не случаен. Нет никаких сомнений в том, что вы любите своих детей и желаете им добра. Быть родителями — это радостный, но в то же время на­пряженный труд. И, выполняя эту работу, вы порой заходите в тупик, испытываете сомнения, пытаетесь найти самую подходящую для вас и ваших детей систему воспитания. Воспитанность человека, его хорошие манеры, его уважение к другим людям и к самому себе начинается в детстве. Ребенок чрезвычайно подражателен и усваивает те модели поведения, которые в него закладывает его семья.

Ребенку в семье необходимо как женское, так и мужское внимание. Мать, как правило, действует на ребенка лаской, добротой. Она играет большую роль в вос­питании гуманистических черт характера. А вот формирование у детей целеуст­ремленности, настойчивости, смелости — это забота отца. Во многих семьях детям все больше и больше недостает отцовской заботы, духовного общения. Порой папы не замечают, как вырастают дети. И это очень плохо, потому что время зарождения настоящей дружбы между отцом и сыном (дочкой) утекло: ушло время, когда отец мог войти в жизнь своих детей как свой человек, старший друг, наставник, как обра­зец для подражания.

Велика роль отца в подготовке детей к семейной жизни. Его надежность, его чуткость по отношению к матери, бабушке, детям, стремление разделить с ними домашние заботы, сделать семейную жизнь более интересной, счастливой — все это переходит на детей: мальчиков учит быть настоящими мужчинами .и впоследст­вии хорошими мужьями и отцами, а дочерей побуждает сравнивать своих прияте­лей с отцом, предъявлять к молодым людям высокие требования.

^

Какие интересы вас объединяют с детьми?

Как вы считаете, много ли времени вы проводите с ребенком?

Магнитофонная запись ответов детей на вопросы:

^

Кто с тобой больше занимается в свободное время: мама или папа?

Что ты любишь делать вместе с папой?

Чему тебя научил папа?

Психолог обобщает ответы детей.

Пока воспитание детей протекает спокойно, вы, придя с работы, отгоражи­ваетесь газетой от тех маленьких странностей и неприятностей, которые бывают в поведении сына или дочери. Проблема отцов и детей всплывает, когда дети взрос­леют. Переходный период проходит безболезненно в семьях, где у папы и ребенка дружеские отношения с раннего детства, где ребенок уверен — отцу все интересно в его жизни.

Отец — глава семьи, руководитель маленького коллектива.

^

Ситуация 1.

Каждый вечер мы докладываем о своих школьных делах, вернее, даже не просто докладываем, а в полном смысле отчитываемся. Я и младший брат садимся против него за стол и показываем свои дневники. Если нет никаких отметок, папа ведет с нами беседу, почти всегда на одну и ту же тему: каким он был прилежным в детстве и как хорошо учился. Отец не терпит возражений, поэтому разговаривать, возражать и перебивать его мы не решаемся. Мы подолгу сидим и слушаем.

^ ваше мнение. Можно по этому рас­сказу дочери судить об отце? Какой это человек? Что бы вы пожелали этому человеку? (Заслушиваются ответы.)

Любовь к ребенку должна быть основана на уважении личности ребенка, зна­нии его интересов, стремлений, умении вовремя оказать помощь, дать дружеский со­вет. Дети очень чутко реагируют на любовь и ласку, остро переживают ее дефицит.

Родительская любовь, по словам Макаренко, «самое великое чувство, кото­рое вообще творит чудеса, которое творит новых людей, создает величайшие че­ловеческие ценности». Но она может стать и одной из причин неудачного воспита­ния детей, если к ним не предъявляются разумные требования. Такую родитель­скую любовь в народе называют «слепой». Она нередко способствует развитию эгоизма, ведет к разрыву между детьми и родителями.

Ситуация 2.

В классе прошла контрольная работа по математике. Дочь возвращается до­мой. Показывает отцу тетрадь «Видишь! «Пять!»» (или «Папа, я получила «два»…»).

Вопрос: Какова будет ваша реакция? (Ответы.)

Хороший отец — это образец для сына и дочери, пример для подражания. И се­годня в зале лучшие, по отзывам классных руководителей, отцы, которые участвуют в воспитании детей, помогают учиться, проводят с детьми много времени.

Дорогие папы, из анкет и сочинений детей мы узнали, что вы умеете: гото­вить, рыбачить, охотиться, строить, играть на гитаре, ремонтировать все на свете, кататься на лыжах, фотографировать, убирать дом, играть с детьми, сажать огород, гладить белье, мыть посуду, помогать делать уроки, лечить людей, пить водку, до­ма сидеть, ничего не делать…

А еще вы могли бы оказать неоценимую помощь в организации кружков, по­ходов, экскурсий, спортивных соревнований.

Сегодня хотелось бы услышать от вас, мужчины, как вы следите за развити­ем, воспитанием и взрослением своих детей, как помогаете им в учебе, организуете их досуг, чему полезному учите и в чем наставляете. Каковы слагаемые успеха в воспитании?

^

Уважаемые папы! Перед вами часто встречающиеся ситуации, которые могут происходить в жизни с вашим ребенком. Дайте вариант ответа на предложенные ситуации.

^

а) Вы расспрашиваете, что случилось, зашиваете одежду, прикладываете,
если нужно, компресс — 3 очка.

б) Оказываете помощь ребенку, но при этом постоянно внушаете ему, что
это плохо кончится — 0 очков.

в) Вы делаете вид, что ничего не случилось, даете возможность ребенку
самому справиться со случившимся — 5 очков.

^

а) Вы беседуете с их родителями и просите их обратить внимание на по­
ведение их детей — 2 очка.

б) Вы приглашаете этих детей к себе в дом, стараетесь положительно по­
влиять на них — 5 очков.

в) Вы объясняете своему ребенку, что эти друзья ему «не пара» — 0 очков.

^

а) Вы считаете, что умение проигрывать пойдет ему на пользу — 0 очков.

б) Вы стараетесь ему объяснить, в чем истинная причина поражения — 3
очка.

в) Вы стараетесь ему подыграть, чтобы он непременно выиграл и не ис­
пытывал поражения — 5 очков.

^

а) Вы постоянно объясняете, как важен для ребенка сон — 3 очка.

б) Вы позволяете ребенку не соблюдать режим, но поднимаете его всегда
в одно и тоже время — 5 очков.

в) Вы всегда укладываете ребенка в одно и тоже время, не принимая ни­
каких возражений с его стороны — 0 очков.

5. Ваш ребенок очень любит смотреть телевизор…

а) Вы разрешаете смотреть телевизор столько, сколько он захочет, без
ограничений, так как считаете, что, несмотря на запреты, он все равно бу­
дет смотреть его — 0 очков.

б) Вы говорите своему ребенку, что ему можно смотреть и что нельзя — 2
очка.

в) Вы сами определяете круг передач, которые ребенок может смотреть —
5 очков.

^

а) Вы объясняете, что такое поведение неприлично — 5 очков.

б) Вы запрещаете своему ребенку вести себя подобным образом — 0 оч­
ков.

в) Вы поощряете своего ребенка за приличное поведение — 3 очка.

^

а) Вы учите своего ребенка давать сдачи обидчикам — 5 очков.

б) Вы проводите профилактическую беседу с родителями и детьми таких
учеников — 3 очка.

в) Вы просите своего ребенка избегать контактов с такими детьми — 0 оч­
ков.

^

а) Вы не вмешиваетесь в их взаимоотношения, надеясь на то, что стар­
ший поймет свои ошибки без подсказки — 0 очков.

б) Вы наказываете старшего ребенка за это в присутствии младшего — 5
очков.

в) Вы стараетесь уделить больше внимания младшему ребенку незави­
симо от их взаимоотношений со старшим ребенком — 3 очка.

^

а) Вы тоже ведете себя по отношению к нему подобным образом, чтобы
он на себе почувствовал, как плохо он себя ведет — 0 очков.

б) Вы стараетесь влиять на него добром и лаской — 5 очков.

в) Вы ищете причины такой реакции ребенка в окружающих людях и мире:
жестокие фильмы, окружение ребенка во дворе и в классе и т. д. — 2 очка.

^

0-18 очков. Вы считаете необходимым воспитывать собственного ребенка по своему образу и подобию, считая, что он должен повторить в себе вас. Вы забы­ваете, что ребенок должен развиваться и формировать в себе такие качества, как самостоятельность, независимость, уверенность в себе, способность к творчеству во всех его проявлениях.

Если вы над этим не задумаетесь, это может привести к тому, что ребенок, столкнувшись с взрослым миром, может в нем просто потеряться и не найти себя.

Вы считаете, что опекать ребенка просто необходимо. Ваши методы требуют осмысления и коррекции.

19-32 очков. Надо отметить, что в вопросах воспитания вы стараетесь идти в ногу со временем. Вы считаете, что ребенок должен многое постигать на собст­венном опыте, методом проб и ошибок. Однако в своих методах воспитания вы не всегда последовательны: доверяя своему ребенку решать самостоятельно некото­рые проблемы и принимать какие-то решения, вы иногда как бы спохватываетесь и пытаетесь взять бразды правления в свои руки, что вызывает недоумение вашего ребенка и может привести в подростковом возрасте к конфликтам и ссорам. Помни­те, что, однажды приняв решение, надо идти последовательно к его реализации.

33-45 очков. Вы осознаете, что ребенок не может проживать свою жизнь чу­жим умом и создаете все возможные условия для того, чтобы он мог научиться раз- вивать собственную инициативу, логическое мышление, способность к анализу со­бытий и явлений.

^

Говорите с ребенком обо всем: о семейных проблемах, планах на выходной день, о последнем хоккейном матче. Не думайте, что ваш ребенок мал и ничего не поймет. Главное — он почувствует, что вы откровенны, обращаетесь к нему, как к взрослому.

^

Что нового произошло за сегодняшний день? Во что играли? Кто выиграл? Как ты думаешь, у тебя хороший друг? Почему? Расскажи, о чем эта книга? Как бы ты поступил на моем месте?

Не рубите с плеча: какая дурацкая песня, что ты ее без конца поешь!

^

Анализ анкет учащихся показывает, что большинство детей живут в счастли­вых и дружных семьях. Почти все дети отметили, что между ними и родителями есть взаимопонимание, что большая часть мам и пап у них строгие, но справедли­вые. Ребята осознают свои ошибки и понимают, что иногда огорчают вас своими плохими оценками и не всегда хорошим поведением. Умеют и радовать: «наводят порядок в доме», «готовят для вас что-нибудь вкусное», «хорошо выступают в кон­цертах», «радуют поведением и отношением к вам» и, конечно же, хорошей учебой. Но рассказывают о своих огорчениях и доверяют свои секреты, в основном, маме, хотя и не все дети могут вам все рассказать о себе.

Но, к сожалению, есть и другие мнения: «хочу, чтобы на меня не кричали», «я хочу, чтобы к нам вернулся папа». Дети испытывают недостаток внимания со сто­роны отцов, им не хватает дружеского участия пап в их жизни.

К сожалению, воспитание детей стало по преимуществу женским делом, и это дает о себе знать уже сегодня — в негативности к отцовству, к родительской долж­ности, а значит, и к отцовскому счастью, которое далеко не всегда осознается как высшая ценность.

Сегодня мать берет на себя основную ответственность за благосостояние ребенка и его поведение. Мама любит ребенка просто потому, что он есть, незави­симо от того, какой он хороший или плохой. Мамина любовь всегда с ребенком. От­цовская любовь зависит от достижений ребенка и его хорошего поведения. Любовь отца можно потерять, но ее можно вновь заслужить раскаянием и смирением. Па­пиной любви надо добиваться, стараясь быть таким, каким он хочет тебя видеть. Следует, однако, отметить, что отец дает меньше указаний ребенку, чем мать, но характер этих указаний более жесткий и требовательный. И, может быть, поэтому папу слушаются чаще, чем маму.

Часто можно услышать: «Нашему мальчику не хватает мужской руки». И мы понимаем, что речь идет не о той руке, которая может крепко ударить, а о той, ко­торой и преданная мать не восполнит мальчику, да и девочке, потому что есть ве­щи, которые ребенку может дать только отец.

Воспитание ребенка только тогда может быть полноценным, всесторонним и естественным, когда в нем участвуют оба родителя. Нашим детям, как воздух, не­обходимо не просто общение с отцами, а совместная с ним деятельность. Им нуж- на мужская компания. До 5 лет мальчик сильнее привязан к матери. Но потом внут­ренний импульс мужской программы развития выталкивает его из материнского гнезда в мир отца. Его отсутствие или присутствие оказывает огромное влияние на поведение ребенка. «Чтобы стать мужчиной — мало им родиться» — сказал поэт Михаил Львов. Даже в условиях раздельного проживания родителей ребенок должен постоянно ощущать внимание и заботу их обоих.

Существуют самые разные типы отцовского отношения к ребенку:

1. Большой друг.

Вернувшись с работы, этот папа тут же начинает бесконечную вереницу игр: сначала он вместе с ребенком собирает и разбирает конструктор, потом играет в прятки и салки. Но обычно на этом «большой друг» останавливается, уверенный в том, что он сделал все то, что было нужно. А визиты к педиатру, посещение школы, помощь в приготовлении уроков… Все эти маленькие, с его точки зрения, хлопоты он оставляет маме. «Большой друг» — это прекрасно, но если учесть, что в жизни у ребенка будет много друзей, то кто же будет ему папой?

2. Предводитель семейства.

Наиболее традиционный тип отца. Все домашние хлопоты ему неинтересны. Это мужчина, который чувствует себя в своей тарелке лишь тогда, когда занимает­ся мужским делом. Он уверен, что его присутствие дает ребенку чувство безопас­ности. Кроме того, он учит его всем необходимым навыкам.

^

Это отец, который иногда лучше мамы разбирается в традиционных обязан­ностях! Единственно, чем рискуют папы, — это стать еще одной мамой, т.е. конку­рентом, а не дополнением. А если он занимает мамино место, то кто же будет на папином?

4. Вечно юный супруг.

Он обожает ребенка и всегда готов помочь супруге… Но он не может отка­заться от своей машины, друзей, любимых занятий. Кроме того, он не в силах отде­латься от впечатления, что мама слишком много занимается с ребенком. Зачем во­зиться 2 часа с его уроками или так расстраиваться из-за его отметок?

Сравнивая детей, выросших с отцами и без них, ученые обнаружили, что даже некомпетентный, часто невнимательный родитель на самом деле очень важен. Дети, выросшие без отцов, часто имеют пониженный уровень притязаний, у них выше уро­вень тревожности. Отсутствие папы отрицательно сказывается на учебе и самоува­жении детей, особенно мальчиков. Им труднее дается усвоение мужских ролей и со­ответствующего стиля поведения, что ведет к агрессивности и жестокости.

Итак, мы видим, что роль отца в воспитании ребенка велика. Важно не толь­ко, что хотят в ребенке заложить родители, но и как это они делают. Ведь не сек­рет: в иных семьях отец выступает в роли грозного судьи, прибегая к помощи рем­ня. Как правило, ничего доброго из подобной системы воспитания не получается: насилие порождает равнозначный протест, зло и жестокость. А вот уважительная справедливость, дружеское участие в сочетании с принципиальной требовательно­стью — такое отношение отца к ребенку может быть наиболее благоприятным, в особенности, когда оно сочетается с нежностью, лаской, заботливостью, которые оказывает ребенку мать.

Важная и интересная сфера воспитания — отношение отца и дочки. Вспомни­те сказки… С кем грозный и беспощадный царь более всего мягкотел и доброду­шен? Ну, конечно же, со своей дочкой — принцессой.

Отец для девочки — это еще и воплощение мужского начала вообще. По нему она будет судить обо всем мужском роде. То ли восхищаться и уважать, то ли бо­яться и презирать. Так что хороший, добрый отец воспитывает будущую жену и мать семейства из своей дочки своим поведением в собственном доме, своим ав­торитетом.

Мальчишки — особый народ, беспокойный и непоседливый. Чтобы ваш сын вырос настоящим мужчиной, нужны огромный труд вашей души, ум, такт, мужская строгость, твердость, терпение и взаимопонимание. Мальчику необходимо мужское внимание.

Давайте разберемся, что входит в понятие «мужественность», что надо вос­питывать в мальчишках, чтобы они выросли настоящими мужчинами. Ведь именно об этом мечтает каждый отец.

Что вы включаете в понятие «мужественность»?

Родители называют, а учитель открывает таблички: сильный, физически развитый, здоровый, смелый, защитник, лидер, самостоятельный, умный, умеет брать на себя ответственность, решительный, благородный, высоконравст­венный, честный и т. д.

Как воспитать в сыновьях эти основные качества?

В повседневном общении с сыном найдется немало поводов для разговора о мужестве, чести, верности, товариществе. Кто, как не отец, может понятно и просто объяснить, кто такой храбрый человек, а кто — трус, что означают понятия «долг», «справедливость», «смелость». Мужчина — всегда защитник. Защитник Родины, за­щитник слабого, защитник женщины. Но что за защитник без силы? Сила поможет мальчикам быть ловкими, смелыми, красивыми, решительными. Воспитывайте сыно­вей здоровыми, закаляйте, приобщайте к спорту. Помогите им стать такими. А ведь отец может многое: заниматься с сыном утренней гимнастикой, бегать, ходить на лыжах, плавать, построить в квартире домашний стадион, различные сооружения для тренировки, Играйте с сыном в мяч, в городки, лапту и другие игры.

Всюду, где есть малейшая возможность, будет полезно и хорошо, если отец поставит своего сына рядом и скажет: «Делай, как я». Мальчишка, убирающий с от­цом снег на мостовой, помогающий ему в гараже, участвующий в ремонте кварти­ры, любящий мастерить, взрослеет быстрее и надежнее. Умение делать что-то своими руками пригодится ему в любой профессии.

Приучайте мальчиков к слову «надо», слову короткому, требовательному, как приказ. Надо! — и никуда не денешься. Через «не могу», через «не хочу». Тех, кто имеет привычку делать не то, что в данный момент хочется, а то, что надо, обычно уважают, считают сильными, волевыми, надежными людьми. Родители должны уважать право ребенка быть самим собой, тем не менее каждому ребенку необхо­димы руководство и дисциплина, основанные на любви. Часто проблемы возникают из-за невыполнения детьми родительских требований и правил. Правила (ограни-

чения, требования, запреты) обязательно должны быть в жизни каждого ребенка. Объяснение запрета должно быть коротким и произнесено один раз.

Разговор о дисциплине неминуемо приводит к вопросу о наказаниях. Бывают моменты, когда просто необходимо отреагировать на явно плохое поведение ре­бенка, иначе он будет расти безответственным. Сразу следует исключить физи­ческое воздействие. Такие наказания оскорбляют, озлобляют и унижают детей. Наказание без раскаяния — не воспитывает. Если ребенок не понял своей вины и не хочет ее искупить — наказание ничему не научит. Самое важное, чтобы не накапли­вался опыт непослушания. Если вы этого не допустите, вам никогда не придется впоследствии прибегать к наказанию.

Как часто мы сталкиваемся с одной и той же проблемой: учим детей, как себя вести, даем им полезные советы, а в итоге получаем противоположные результаты. В чем здесь причина? Может быть, все дело в том, что наши поступки не всегда со­ответствуют тому, о чем мы говорим? Дети — наши постоянные свидетели, они ви­дят наши падения, срывы, провалы, как бы мы не старались это скрыть. А может, все дело в том, что они учатся жить у жизни.

Попробуем выяснить, чему же может научиться ребенок, когда он находится в определенных ситуациях. (Родителям предлагается закончить предложения.) Если:

^ ребенка постоянно критикуют, он учится… (ненавидеть)

^ ребенок живет во вражде, он учится… (быть агрессивным)

^ ребенок растет в упреках, он учится… (жить с чувством вины)

^ ребенка хвалят, он учится… (быть благородным)

^ ребенок растет в честности, он учится… (быть справедливым)

^ ребенок растет в безопасности, он учится… (верить в людей)

* ребенка поддерживают, он учится… (ценить себя)

^ ребенка высмеивают, он учится… (быть замкнутым)

v ребенок живет в понимании и дружелюбии, он учится… (находить любовь в этом мире)

Не секрет, что дети подражают своим отцам в хорошем и плохом. Подража­ние дается легко, оно не требует преодоления каких-то препятствий, больших уси­лий. Срабатывает детское сознание: «Я — как папа!».

Вся школьная жизнь детей состоит из проблем. И кто, как не отцы, должны стать настоящими друзьями ребенку с первых школьных дней.

Для детей учеба — это большой труд, требующий волевых усилий, внимания, интеллектуальной активности. ^ Не портите отношений с ребенком из-за оценок. Конечно, четверки и пятерки — это ра­дость для родительского сердца, но если ребенок не радует вас хорошими отмет­ками, надо, прежде всего, спрятать подальше свое раздражение и терпеливо разо­браться, в чем причина учебных неудач. Преодоление трудностей в учебе — это

проявление сильной воли, упорства и настойчивости. Воспитывайте эти качества в вашем ребенке.

Хочется затронуть и еще одну проблему. Проблему усталости родителей от детей. Конечно, в общении с ребенком много такого, что вызывает нервное напряже­ние. Подчас мы не осознаем, как под воздействием накапливающегося утомления ухудшается наше отношение к детям. Родительская усталость толкает к равноду­шию, к постепенной потере родительского интереса к подробностям детской жизни. А «выключение» родителей из участия в жизни ребенка — первый путь к отчуждению.

^

Итак, какой же папа нужен ребенку? (Слайд)


  1. Папа, который живет жизнью своих детей, учит их быть мужественными,
    честными, правдивыми, трудолюбивыми и жизнерадостными.

  2. Папа — не какой-нибудь безвольный человек, который готов выполнить все
    детские капризы, не грубиян, который может поднять руку на мать и на ребенка то­
    же, — а тот, кто славен добротой и щедростью души.

  3. Папа, который то и дело забывает, что он уже взрослый, и играет с детьми,
    как озорной мальчишка.

  4. Ребенку нужен отец — чуткий и мудрый наставник, понимающий заботы сво­
    его сына или дочери, строгий и требовательный к самому себе и к другим. Отец,
    вносящий в дом веру в завтрашний день, спокойствие в души членов семьи, уста­
    навливающий заботливое, чуткое отношение между ними.

И в заключение мне хочется сказать: трудная эта должность — быть отцом. Трудная, но прекрасная. И пусть любовь к детям поможет вам воспитать настоящих людей, гармонично развитых, высоконравственных. Думайте, фантазируйте, изо­бретайте, утепляйте, освещайте свой дом, обязательно вместе со своими детьми. (Папам вручаются памятки.)

Памятка для пап «Как любить своего ребенка».


  1. Воспитывайте ребенка делом и личным примером. Добиться можно лишь
    того, что делаешь сам.

  2. Умейте слушать своего ребенка.

  3. Разговаривая с ребенком, проявляйте терпение и такт. Старайтесь быть
    требовательным, но добрым воспитателем.

  4. Наказывайте, не унижая, а сохраняя достоинство ребенка, вселяя надежду
    на исправление. Не накапливайте опыт непослушания.

  5. Никогда не принимайте решения в одиночку. Когда отец и мать противоре­
    чат друг другу — для ребенка это занимательное зрелище.

  6. Будьте тактичны по отношению к другим людям. Это вашему ребенку урок
    добра и человечности.

  7. Учитесь признавать свои ошибки, просить прощения за неправильные дей­
    ствия и поступки. Будьте справедливым в оценке поведения ребенка.

  8. Не гоните детей от себя, когда заняты каким-либо делом: потраченные се­
    годня минуты внимания к ребенку избавят вас от долгих часов мучений, когда он
    станет старше.

  9. У отца с сыном должны быть свои мужские секреты. Совместные прогулки,
    увлечения дадут почувствовать сыну, что он «свой парень».

В семье подчас следят за каждым шагом ребенка. Отец не дает ему ни в чем спуску: запрещает играть в шумные игры, требует неукоснительного соблюдения режима дня. Не дай бог, если мальчик набросает игрушки или устроит беспорядок на столе для занятий!

В воспитании нужна мера. Для того, чтобы ребенок был спокойным в школе, надо дать ему возможность для разрядки дома.

Отец должен наказывать за непослушание, иначе в ребенке родится безот­ветственность. Но наказание без раскаяния не воспитывает. Если ребенок не понял своей вины и не хочет ее искупить — наказание ничему не научит, но может озло­бить.

^

Уважаемые папы! Давайте воспитывать наших детей не столько словами и подарками, сколько примером, достойным всяческого подражания.

Я знаю, что во многих семьях дети все больше и больше ощущают не­хватку отцовской заботы, духовного общения с отцом. Папа занят на работе, возвращается поздно, а ребенок ждет: «Вот скоро папа придет». И засыпает, так и не увидев отца. Проходят недели, месяцы, годы, и возникает парадокс: хотя вся семья живет в одной квартире, под одной крышей, тем не менее отец и дети не знают друг друга. Папа даже не заметил, как выросли дети.

Знайте: гордость за своих родителей — -это моральный фундамент для взлета личности ребенка. Стыд за своих родителей — это тяжесть на сердце, не разрешающая ребенку набрать высоту.

Литература:


  1. Газета «Школьный психолог». -2001. — №4. -С.13.

  2. Газета «Школьный психолог». — 1999. — №38. — С.15.

  1. А. Барто. «Медвежонок-Невежа».

  2. Интернет-фестиваль педагогических идей.

  3. «Классный руководитель». — 2006. -№7.

zazdoc.ru

Опросник социализации для подростков «Моя семья»

Методика изучения семейного воспитания
За основу взята методика О. И. Маткова. Она может быть использована для изучения мнений учащихся (анализ взаимоотношений в семье, методов воспитания), родителей (самоанализ тех же аспектов), что дает возможность сделать более объективные выводы относительно организации воспитания ребенка в семье.

Перед проведением исследования с учащимися или их родителями проводится инструктаж: объясняются цель проведения данной методики, правила ответов на вопросы анкеты. Например:
Инструкция для подростков. «Ребята, вам предлагается ряд вопросов, правдивые ответы на которые дадут вам возможность преодолеть некоторые трудности в общении с родителями».
Инструкция для родителей. «Уважаемые родители, вам предлагается ряд вопросов, которые помогут нам с вами разобраться, насколько благополучны или неблагополучны ваши взаимоотношения с собственными детьми, и решать некоторые проблемы, возникающие в общении с ними».
В данной методике предлагаются вопросы для учащихся. Для родителей эти же вопросы необходимо несколько перефразировать.
Например:
1. Сердятся ли родители, если вы спорите с ними?
2. Сердитесь ли вы на детей, если они спорят с Вами?

На доске необходимо написать варианты возможных ответов (выбрать необходимо один):

1) Конечно, да (конечно, мать).
2) Видимо, да (видимо, мать)
3) Не знаю (конечно, отец)
4) Видимо, нет (видимо, отец)
5) Конечно, нет (оба родителя)

На своих листочках ребята должны написать фамилию, имя, с кем живут. Вопросы переписывать не надо, ставить только номер вопроса и номер ответа (например, 1-5, 2-1, и т. д.). (Для некоторых вопросов, их всего три, следует выбирать ответы с указанием матери или отца.)

1. Сердятся ли родители, если Вы спорите с ними?
2. Часто ли родители помогают Вам в выполнении домашних заданий?
3. С кем Вы чаще советуетесь, с матерью или отцом, когда нужно принять какое-либо решение?
4. Часто ли родители соглашаются с Вами в том, что учитель был несправедлив к вам?
5. Часто ли родители Вас наказывают?
6. Правда ли, что родители не всегда понимает Вас, ваше состояние?
7. Верно ли, что Вы участвуете вместе с родителями в решении хозяйственных вопросов?
8. Действительно ли, что у Вас в семье нет общих занятий и увлечений?
9. Часто ли в ответ на Вашу просьбу разрешить Вам что–либо родители отвечают, что это нельзя?
10. Бывает ли так, что родители настаивают на том, чтобы Вы не дружили с кем-либо из ваших товарищей?
11. Кто является главой в Вашей семье: мать или отец?
12. Смеются ли родители над кем-нибудь из Ваших учителей?
13. Часто ли родители разговаривают с Вами раздраженным тоном?
14. Кажется ли Вам, что у Вас в семье холодные, недружеские отношения между родителями?
15. Верно ли, что в Вашей семье мало помогают друг другу в домашних делах?
16. Правда ли, что родители не обсуждают с Вами прочитанных книг, просмотренных телепередач, фильмов?
17. Считают ли Вас родители капризным ребенком?
18. Часто ли родители настаивают на том, чтобы Вы поступали согласно их желаниям, говоря, что они разбираются в этом вопросе лучше Вас?
19. С кем из родителей Вы больше общаетесь?
20. Часто ли родители не одобряют и не поддерживают мероприятия, которые организует школа?
21. Наказывали ли Вас более сурово, чем других детей?
22. Часто ли Вы с родителями говорите «по душам», советуетесь по личным проблемам?
23. Верно ли, что у Вас нет ежедневных домашних обязанностей?
24. Правда ли, что родители не ходят с Вами в театры, музеи, на выставки и концерты?

Показатели и ключ

Изучается степень выраженности в семейном воспитании восьми факторов (показателей):
1. Строгость (гибкость) воспитательных установок (вопросы 1, 9, 17).
2. Воспитание самостоятельности, инициативы (вопросы 2, 10, 18).
3. Доминантность отца, матери или равное участие обоих родителей в воспитании (вопросы 3, 11, 19).
4. Отношение к школе, учителям (вопросы 4, 12, 20).
5. Жесткость (гибкость) методов воспитания (вопросы 5, 13, 21).
6. Взаимоотношения в семье: недружеские или теплые (вопросы 6, 14, 22).
7. Взаимопомощь в семье, наличие или отсутствие общих дел
(вопросы 7, 15, 23).
8. Общность интересов (вопросы 8, 16, 24).

Ответы «5», «конечно, нет» — указывают на максимальное положительное проявление фактора. Максимальная сумма баллов по одному фактору — 15.

Ответы «1», «конечно, да» — указывают на педагогически отрицательное проявление данного фактора. Минимальная сумма баллов по одному фактору — 3.

Максимальная сумма баллов по всем факторам — 120, минимальная — 24.

Уровни взаимоотношений в семье


— Благополучный (высокий)

— 120-96 баллов

— Менее благополучный (выше среднего)

— 95-72 балла

— Удовлетворительный (средний)

— 71-47 баллов

— Неблагополучный (низкий)

— 46-24 балла

www.vashpsixolog.ru

Анкета «Немного о себе» «Моя семья»

Портфолио

учащегося

Фамилия______________________________

Имя __________________________________

Отчество_____________________________


7

Класс:
Кл. руководитель: ___Завьялова Марина Владимировна___

Период, за который представлены

документы и материалы:

с ________________ 20___г.

по _______________ 20___ г.

Личная подпись учащегося ________________

Содержание:


п/п

Стр.

Раздел I. «Мой портрет»

  1. Анкета «Немного о себе»

  1. «Моя семья»

  1. Тест «Кто я? Какой я?»

  1. Анкета «Кто ты?»

  1. Методика определения ценностей «К чему я стремлюсь в жизни?»

  1. Тест «Самооценка»

  1. Методика «20 человечков»

  1. «Я и мое будущее»

1.9 Анкета изучения мотивации «Зачем я учусь»

^ «Портфолио документов»

  1. Мои достижения

^ «Портфолио работ»

  1. Мои работы

^

4.1 Памятки, советы, полезная информация

Раздел I.

Информация о владельце портфолио.
Включает в себя личные данные учащегося, ведущего портфолио (автобиография). В этом разделе помещаются:


  • результаты психологической диагностики,

  • информация, помогающая ребенку проанализировать свой характер, способности, узнать способы саморазвития, самосовершенствования, самопознания.

Ученик ежегодно проводит самоанализ собственных планов и интересов; ставит цели, анализирует достижения; проводит самоанализ итогов года. Есть возможность проанализировать, происходят ли изменения в его рассуждениях, остается он на твердых позициях или его размышления меняются в соответствии с изменением возраста, определенных событий и т. д.

Анкета «Немного о себе»
Фамилия ____________________________________

Имя, отчество______________________________________________

Почему тебе при рождении дали именно это имя? Что оно означает?

______________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________

Ты сейчас в _______ классе. С какого класса обучаешься в этой школе? _________________

Внеклассная деятельность (дополнительное образование: кружки, секции и т. д.)_________

_______________________________________________________________________________

Что тебе нравится делать в свободное время?________________________________________

_______________________________________________________________________________

Какие фильмы, телепередачи, сериалы предпочитаешь смотреть? ______________________

______________________________________________________________________________

Какая музыка и исполнитель тебе больше всего нравятся?_____________________________

_______________________________________________________________________________

Что ты любишь читать в свободное время и о чем?____________________________________ _______________________________________________________________________________

Твои увлечения (хобби)?__________________________________________________________
Какие учебные предметы тебе нравятся?____________________________________________

_______________________________________________________________________________

Какие учебные предметы не нравятся?______________________________________________

_______________________________________________________________________________
Какая область знаний более всего привлекает (подчеркни предметы):


  • Естественнонаучная: математика, физика, химия, биология, география.

  • Общественно-научная: история, философия, обществознание, экономика.

  • Гуманитарная: литература, русский язык, иностранные языки

(журналистика, педагогика, психология)

Кем бы ты хотел быть? Почему? ___________________________________________________

_______________________________________________________________________________

Какие еще профессии тебя привлекают?____________________________________________

_______________________________________________________________________________

Уровень образования, которое ты хотел бы получить (подчеркни):

высшее (ВУЗ), среднее или начальное профессиональное (техникумы, училища)

РОДОСЛОВНАЯ
^
Напиши о своих родителях (или о других очень близких тебе людях):


Мама

Папа

Фамилия

Имя

Отчество

^

Профессия

^

Кто ещё есть в твоей семье?

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

Что, по твоему мнению, нужно делать, чтобы сохранить семью крепкой и дружной? ____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

exam-ans.ru

Анкета для учащихся «Я и моя семья»

  1. Характеристика семьи

Показатели

Мать

Отец

Возраст родителей (в годах)

Имеют постоянную работу (да\нет)

Образование родителей (поставить знак V в соответствующей строке):

Неполное среднее

Среднее

Средне-специальное

Высшее

В семье два и более ребенка (да\нет)

Семья проживает (поставить знак V в соответствующей строке):

В общежитии

В квартире с соседями или родственниками

В отдельной квартире

В собственном доме

  1. Условия для занятий

У меня есть (поставить знак V в соответствующей строке):

Отдельная комната

Комната на двоих с братом (сестрой)

Письменный стол

Все необходимые учебники

Спортивная форма

Велосипед

Компьютер

  1. Досуг

В свободное время я предпочитаю (поставить знак V в соответствующей строке):

Смотреть телевизор

Гулять с друзьями

Слушать музыку

Читать

Мастерить, шить

Заниматься спортом

Танцевать

Заниматься в кружках

Играть на компьютере

В будние дни продолжительность моей прогулки составляет (поставить знак V в соответствующей строке):

Менее 2-х часов

От 2 до 3 часов

От 3 до 4 часов

Более 4 часов

  1. Отношение к школе

Я ежедневно питаюсь в школьной столовой (да\нет)

Уроки физической культуры для меня интересны (да\нет)

Проводятся ли уроки физической культуры на улице или на школьном стадионе (да\нет)

Я занимаюсь лечебной физкультурой (да\нет)

Дни здоровья в нашей школе проводятся (поставить знак V в соответствующей строке):

1 раз в неделю

1 раз в месяц

1 раз в четверть

1 раз в год

Спортивные праздники в нашей школе проводятся (поставить знак V в соответствующей строке):

1 раз в неделю

1 раз в месяц

1 раз в четверть

1 раз в год

Беседы (уроки) о здоровье, здоровом образе жизни в нашей школе проводятся (поставить знак V в соответствующей строке):

1 раз в неделю

1 раз в месяц

1 раз в четверть

1 раз в год

Не проводятся

В нашей школе работает (поставить знак V в соответствующей строке):

От 1 до 3 спортивных секций

От 4 до 8 спортивных секций

Более 8 спортивных секций

Нравится ли тебе в школе (да\нет)?

Если бы учитель сказал, что завтра в школу не обязательно приходить всем, ты бы пошел в школу (поставить знак V в соответствующей строке)?

Остался дома

Не знаю

Пошел бы

Ты хотел бы, чтобы совсем не задавали домашнее задание (поставить знак V в соответствующей строке)?

Хотел бы

Не знаю

Не хотел бы

Ты часто рассказываешь о школе своим родителям (поставить знак V в соответствующей строке)?

Не рассказываю

Редко

Да, часто

Утром ты всегда с радостью идешь в школу или часто хочется остаться дома (поставить знак V в соответствующей строке)?

Чаще хочется остаться дома

Бывает по-разному

Иду с радостью

У тебя в классе много друзей (поставить знак V в соответствующей строке)?

Нет друзей

Не много

Да, много

  1. Место проведения каникул

Укажи, где ты проводил летние каникулы (можно поставить несколько знаков V в соответствующих строках)?

В городе

В деревне или на даче

В пришкольном лагере

В загородном лагере

На море

В санатории

multiurok.ru

Советы рукодельницам