Эссе учителя начальных классов на тему «Моя педагогическая философия»
Эссе«Моя педагогическая философия»
Учитель! Он всегда в дороге —
В заботах, поисках, тревоге —
И никогда покоя нет.
И сто вопросов на пороге,
И нужно верный дать ответ.
Он сам себя всех строже судит,
Он весь земной, но рвется ввысь.
Не счесть, пожалуй, сколько судеб
С его судьбой переплелись!
У каждого человека в жизни есть своя мечта. Я с детства мечтала стать учителем начальных классов. Скорее всего, большую роль в выборе моей профессии сыграла моя бабушка. Она также была учителем начальных классов, я частенько заходила к ней в класс, садилась и наблюдала, как бабушка-учительница ведёт урок, чем они занимаются на переменах. А потом мы вместе проверяли тетради её учеников. Вот это было самое интересное для меня!!! Моя мечта детства сбылась. Я стала учителем начальных классов. К тому же я вернулась в ту школу, с которой началась и моя школьная жизнь.
Профессия учителя – одна из самых важных, трудных, интересных и творческих. И это именно то, что приносит мне радость и чувство полноты жизни. Я ощущаю себя на своём месте, я даже не представляю себя в какой-то другой роли! Учитель начальных классов – профессия особая. В школу приходит маленький человек. Часто впервые отрываясь от мамы, и я должна стать «второй мамой», потому что без полного доверия, понимания, любви научить и воспитать невозможно. Начальная школа – начало начал! Первоклассник, не умеющий ничего, через несколько месяцев начинает читать, писать буквы алфавита, решать примеры и простейшие задачи – вот это и есть начало «началки»! И я всегда искренне радуюсь первым успехам, но и, конечно, переживаю за неудачи своих воспитанников, чувствую огромную ответственность за их обучение и воспитание. Каждый день на меня смотрят глаза моих учеников. Они ждут от меня чего-то нового, интересного. И мне хочется донести до них всё то, что знаю я. Идя на уроки, я стараюсь найти много интересного, не боюсь экcпериментировать, постоянно нахожусь в поиске совершенствования методов преподавания, люблю детей, стараюсь найти подход к каждому ученику. Чтобы урок был увлекательным, ищу дополнительный материал в интернете, в дополнительной литературе. Детям очень нравится выполнять различные задания. А я смотрю и радуюсь, как мои ученики сидят и «пыхтят» над ними. Таким образом, они развивают своё мышление и самостоятельность. Это им очень нравится! И мне это надо! За партами сидит будущее России. И в этом будущем предстоит жить мне и моим детям. И оттого, какими станут мои ученики, зависит не только жизнь страны, но и моя жизнь. У каждого ученика свой путь, своя судьба… Но заложить прочный стержень нравственности в детские и школьные годы ребёнку – главная задача учителя, моя задача. Каждое первое сентября передо мной новые ученики или просто повзрослевшие всего за три месяца, но всё-таки новые. Первый месяц они присматриваются, а через месяц начинают общаться как близкие люди, которые знают друг друга, доверяют. Начинают посвящать меня в свои маленькие радости, обиды. В свою очередь я общаюсь с детьми как с родными. Хвалю ли, ругаю ли, мне очень хочется, чтобы они росли хорошими людьми. Я не допускаю в общении с детьми фальши, неискренности. Детское сердце чуткое и щедрое. Если детей одаривают любовью, они возвращают её. Мне хочется, чтобы мои ученики умели удивляться, сопереживать, дружить и уважать друг друга. Каждый ребёнок уникален и обладает способностями. Неравнодушный, внимательный учитель даст каждому ученику шанс проявить себя. Главное, чтобы дети не боялись экспериментировать, а для этого они должны чувствовать, что учитель верит в них и всегда поддержит. А ещё я стараюсь похвалить каждого ученика, тогда ребёнок в школу будет идти с улыбкой, и из школы он будет уходить тоже с улыбкой. Улыбка учителя способна на многое, стоит ему только улыбнуться, и ребёнок начинает чувствовать себя увереннее.
Я с большим удовольствием хожу с ребятами в поход, на горку, катаюсь на лыжах, участвую в играх и конкурсах. Пусть они видят во мне не только учителя, но и верного друга, пусть запомнят своего первого учителя способного «на всё».
Да, профессия учителя не из лёгких. Но лёгких профессий вообще не бывает! Каждая работа имеет свои плюсы и минусы – без этого не обходится. Но чем мне нравится моя профессия? Так это тем, что я нужна. Нужна своим ученикам. Каждый день, каждый час, иногда каждую минуту… Приходишь в класс, а тебе с ходу начинают рассказывать новости, задавать вопросы. Нужна родителям своих учеников, ведь они доверили мне своих любимых детей. Они надеются, что я помогу их детям научиться учиться, добывать знания, жить в коллективе и трудиться сообща. Нужна коллегам, у которых часто спрашиваю совет, просто делюсь наболевшим. Вот в этом и заключается смысл моей работы – любимой работы!
Учительскую дорогу я выбрала сама. Выбрала, хотя понимала, что она не очень легка. Но я нашла свой путь – быть с детьми. Да, порой, это и бессонные ночи, и бесконечные переживания, и нескончаемые ученические тетрадки, а ещё планы, конспекты, отчёты, педсоветы, конференции… Но это и величайшая возможность наполнить добротой и любовью каждое мгновение жизни детей. «В добром учительском сердце, которое распахнуто настежь, может находиться целая вселенная…»
infourok.ru
«Моя педагогическая философия»-эссе учителя начальных классов
Взгляд детей мне душу согревает,
Их энергия мне силы придает.
Детский смех весельем заражает,
Дружба детская меня не предает.
У каждого человека в жизни есть своя мечта. А мечта -это удивительный мир , единственный и неповторимый ,к которому мы стремимся. Я с детства мечтала стать учителем начальных классов.
Почему я выбрала эту профессию? Примером стала моя первая учительница Тицкая Антонина Викторовна. Не могу забыть её добрых глаз, требовательный, но ласковый голос, доброжелательное отношение к своим ученикам. И сегодня я ощущаю трепетную радость, вспоминая минуты, когда мы начали только читать первые слова. Совместные прогулки, экскурсии, праздники, уроки-путешествия на другую планету – всё это сохранилось в моей памяти. Выбор профессии был налицо.
Учитель — святое слово. А «призвание учителя есть призвание высокое и благодарное. Но не тот учитель, кто получает воспитание и образование учителя, а тот, кто у кого есть внутренняя уверенность в том, что он есть, должен быть и не может быть иным»
Учитель начальных классов во многом исполняет роль внимательной и заботливой мамы, направляющей и организовывающей, но обязательно оставляющей своим ученикам пространство для инициативы и самостоятельности. Очень важно, чтобы начало школьного пути было значимым, уверенным, радостным и преодолимым.
Мне кажется, что учитель не «ходит на работу», не отбывает «учебные часы», а совместно с детьми проживает и переживает все, что происходит каждый день в школе, соединяя воедино и невидимое творчество по подготовке к урокам, и всю многообразную деятельность в сотрудничестве с учащимися.
Были трудности, были проблемы, но никогда не было сожаления, потому что, я поняла главное: «Учитель — не профессия, это состояние души, образ жизни».
Хотя многие и говорят, что учитель – свеча, которая светит другим, сгорая сама. Но я считаю- Школа — самая удивительная страна, где каждый день не похож на предыдущий, где каждый миг — это поиск чего-то нового, интересного.
Начальная школа- начало начал, где живут детские сердца чуткие и щедрые. И если детей одаривают любовью они возвращают её.
И вот ,год за годом я ищу к каждому ученику свой подход, свой ключик. За время работы поняла, что необходимо с уважением и любовью, и в то же время требовательно относиться к личности каждого ученика.
Поэтому, прежде всего, на уроках стараюсь создавать такую обстановку, чтобы каждый ученик чувствовал себя личностью, творцом, чтобы каждый из них мог реализовывать и развивать свой творческий потенциал. Работая в школе, очень часто замечаю, как дети тянутся к учителю- как к маме, стараются прикоснуться, просят идти держась за руку . Мне кажется, что нужно всегда быть рядом со своими «ростками»! Ребенок ждет от меня понимания, заботы и просто доброго слова или участия! Все лучшее обязательно раскроется, если рядом с ребенком стоят родители и учитель, излучающие тепло и свет.
Так и живем под девизом:
«Союз трёх сердец – учитель-ученик- родитель».
Тесное сотрудничество с родителями залог того, что класс очень быстро становится дружной семьей, где каждый придет другому на выручку в трудную минуту, будет гордиться успехами товарища, где нет места зависти и жестокости.
Улыбка встречному, а не камень за пазухой, терпимость, а не агрессия, сострадание, а не равнодушие – вот те пути, по которым должен идти человек. Мои ученики должны найти эти пути. Это главное в моей профессии.
Конечно, за годы работы, по песчинке опыт накапливается, но я продолжаю учиться. Я всегда иду за своими малышами: учатся они- учусь и я: понимать и прощать, сочувствовать маленьким, но таким безмерным для них горестям, поддерживать их . С их помощью я открыла калитку в удивительный волшебный мир детства, научилась на многое смотреть их глазами, удивляться и радоваться.
Ребёнку так мало нужно: чувствовать себя умным, успешным, сообразительным. А счастливого ребёнка легче учить и воспитывать, нужно только почаще смотреться, как в зеркало, в удивительные детские глаза…
Счастлива ли я?.. Счастье у каждого своё, оно складывается из многих показателей. Одно из его составляющих для меня –семья и выбранная профессия.
Я – счастливый человек. У меня есть любимое дело. Я нахожусь в постоянном поиске. Ведь только творческий учитель может заразить своим теплом, верой, талантом.
Я счастлива, потому что у меня есть возможность вновь и вновь познавать этот необыкновенный мир вместе со своими учениками. Я счастлива, когда детям нравится учиться, когда вижу результаты своего труда. Я, счастливый человек, потому что выбрала своё дело и полюбила его на всю жизнь».
Без учителей нельзя стать ни хорошим врачом, ни летчиком, ни военным. Учитель-это незаменимый человек, он все для своих учеников, все для своей страны.
И закончить свои размышления хочу мудрой мыслью «Свеча ничего не потеряет, если от её пламени зажечь другую свечу…»Так пусть каждый из нас старается зажигать искры огня в душах наших учеников.
для детей дошкольного и младшего школьного возраста
Начальная школа – детский сад
Эссе учителя начальных классов
«Моя педагогическая философия»
Подготовила
Учитель начальных классов
Эсауленко Юлия Васильевна
2017 год
infourok.ru
Учитель начальных классов во многом исполняет роль внимательной и заботливой мамы, направляющей и организовывающей, но обязательно оставляющей своим ученикам пространство для инициативы и самостоятельности. Поэтому требуется умение хорошо разбираться в вопросах возрастной психологии, чтобы учитывать социальную ситуацию своих подопечных и видеть их зону ближайшего развития. Начальная школа – это годы учебы, работы ребенка над собой. Очень важно, чтобы начало школьного пути было значимым, уверенным, радостным и преодолимым. Я знаю, что учитель – главная фигура в образовательном процессе. Его работа не ограничивается только урочными занятиями, выполнением учебных программ и норм, определяемых образовательными стандартами. Она значительно шире и сложней. Еще В.А.Сухомлинский поставил перед собой важную пару задач: вызывать страсть к знанию и учить учиться. Эти задачи остаются для учителя начальных классов очень актуальными и современными. Мне кажется, что профессионал не «ходит на работу», не отбывает «учебные часы», а совместно с детьми проживает и переживает все, что происходит каждый день в школе, соединяя воедино и невидимое творчество по подготовке к урокам, и внеклассную работу по предмету, и всю многообразную деятельность в сотрудничестве с учащимися. При этом он находит возможность и проявляет стремление работать творчески. Творческая деятельность учителя, предполагающая развитие ребенка, строится на опережении, на непрерывном творческом поиске во всех видах взаимодействия с учащимися. Очень важна в профессии учителя речь, которая должна отличаться выразительностью, эмоциональностью, убедительностью. Учитель должен уметь выражать свои мысли грамотно, ясно, просто, понятно для ребят. Работая в школе, очень часто замечаю, как дети тянутся к учителю, стараются прикоснуться, просят идти, держась за руку. Как приблизиться к внутренним тайнам детей? Как не погасить веру в себя, в учителя? Мне кажется, что нужно просто быть рядом! Как нежный росток, которому нужны тепло и влага, а часто и опора, до определенной поры беспомощен, подвержен влияниям извне, ребенок ждет от меня понимания, заботы и просто доброго слова и участия! Все лучшее обязательно раскроется, если рядом с ребенком родители и учитель, излучающие тепло и свет. Улыбка встречному, а не камень за пазухой, терпимость, а не агрессия, сострадание, а не равнодушие – вот те пути, по которым должен идти человек. Мои ученики должны найти эти пути. Это главное в моей профессии. Сегодня, как никогда, педагогика нуждается в новых идеях, новых открытиях. И пусть это сделают мои ученики, выбравшие профессию педагога. |
multiurok.ru
Эссе » Моя педагогическая философия»
Эссе «Моя педагогическая философия»
Подготовила Федосова Светлана Николаевна
учитель начальных классов
Когда поет душа?
Когда её не душат.
Когда за слово каждое не отдерут за уши,
Когда она летит от края и до края,
Свободна и вольна, от счастья замирая.
Тогда она живёт, творит, не умирает…
Учитель для меня — это творец человеческой души,
у которого и каждый час, и каждая минута
о детских судьбах вечная забота,
кусочек сердца отдавать кому-то –
такая у учителя работа.
Профессия учителя, но мой взгляд уникальна. Бог создал великое Чудо – человека. Он дал ему жизнь, вдохнул в него душу… и выпустил человеческую лодку в безбрежный океан жизни. Буря и непогоды, штормы и сотрясения подстерегают человека на этом трудном пути. Но есть тот, кому небезразлична его судьба, кто волнуется и переживает, кто закрывает от невзгод своим крылом, кто просто любит. Это Учитель. Он всегда рядом. Это он с доброй улыбкой встречает маленького человека, переступившего порог школы. Это он с тревогой заглядывает в наполненные страхом ребячьи глаза, читает в них немой вопрос и ласково успокаивает. Это он в моменты душевного переживания ребенка приходит на помощь, откликается, лечит душевную рану. Это он радуется победам ребенка, возможно, больше, чем он сам. Это его сердце бьется в унисон маленькому сердцу.
Учитель-это творец и целитель детских душ. В этом искусстве учитель не имеет права на ошибку, ибо цена слишком высока – испорченная жизнь. Учитель прикасается к вечности: никто не может сказать, когда кончится его влияние.
Дж.П. Лауренс.
Для меня учитель-это не профессия, не каждого, кто учит можно назвать учителем. Учителем надо родиться! Сколько себя помню, всегда хотела быть учителем. Я вспоминаю себя маленькой, еще в детском саду все воспитатели знали, что я буду учителем. Может потому, что я всегда ходила с мелом и везде пыталась что-то написать. В школе тоже все учителя были уверены, что я стану учителем, хотя я никогда об этом не высказывалась вслух. Я заметила в себе очень рано, что могу объяснить так, что всем становилось все понятно. Мои учителя в школе тоже это заметили, и я была дублером учителей. После объяснения учителя, выходила я и объясняла своим одноклассникам тему и каждый раз они говорили: «Это же так легко! Почему нам было не понятно?». Я тоже не могла понять почему, мне казалось, что я говорю то же самое что и учитель.
А когда я стала учителем, этот секрет мне открылся под названием — педагогическое мастерство.
Я согласна с высказыванием, что учитель — это не профессия, это — призвание, миссия. Для меня моя работа-это смысл жизни. Я не работаю в лицее, я там «живу». Нельзя закончить урок, закрыв кабинет; невозможно забыть про своих учеников, вернувшись, домой. Каждый день и каждый час я думаю о них.
В важности профессии учителя никто не сомневается, а я задалась вопросом, каким должен быть учитель, чтобы оставить свой след не только в мозгах своих учеников, но и в их сердцах и душах?
Во-первых, учитель обязан быть хорошим психологом, умеющим заглянуть в души своих учеников. Очень важно стать для детей тем человеком, перед которым они смогут раскрыться. Ведь, к сожалению, не всегда ребенок может полностью довериться своим родителям. А учителю просто необходимо найти и открыть дверцу в сердце каждого ученика. По-другому нельзя, без этого просто невозможно будет работать: сложно чему-то научить, если тебе не доверяют, если возникает антипатия, непонимание.
Смысл этой притчи стал визитной карточкой моей учительской жизни.
РАСТОПИТЕ ЛЕД
Однажды зимой Учитель и ученик прогуливались по берегу реки.
— Учитель! Люди не понимают друг друга. Люди стараются общаться, читают книги, которые повествуют о взаимопонимании — и натыкаются на невидимую стену. Почему так? Неужели нельзя этому научить?
— Пойдем со мной — Учитель пошел по льду на середину реки. — Посмотри вниз. Ты видишь здесь что-то?
— Нет. Как я могу увидеть что-то сквозь лед?
— Там, подо льдом — целый мир, неведомый тебе. Растопи лед — и он станет водой, дающей жизнь целому миру.
Я убеждена, если найти ко всем ученикам свой «ключик к сердцу», то в ответ вы получите все: знания, старание, уважение, понимание и т.д.- то есть все то — хорошее и необходимое о чем мечтает каждый учитель видеть в своих учениках. Нужно добиться того, чтобы дети тебе доверяли. Быть Другом для своих учеников. Ведь Друг не обидит, не предаст, не бросит в трудную минуту, придет на помощь, плохо не посоветует, посочувствует.
Я нашла свой стиль работы с классом и хочу поделиться, может кому-то будет полезен в работе.
Когда я набираю первый класс, то в первую очередь наблюдаю за своими первоклашками, изучаю их характеры, поведение в разных ситуациях, а потом для каждого ищу свой «ключик к сердцу». Показываю, какие приоритеты ценятся в классе: доброта, уважение друг к другу, взаимопомощь, честность, справедливость, доверие, толерантность и, конечно же, соблюдение их не только учениками, но и учителем. Стараюсь, чтобы ребята полюбили друг друга, свой класс. Радовались успехам друг друга, а не двойкам. Доверяли мне — это обязательное условие в моей работе. Четко понимали, что их не накажут не справедливо, если они не виновны. И только тогда, когда я вижу, что эти качества восстановлены, начинаю заниматься учебным процессом. Так как из моего опыта, если не восстановить здоровую атмосферу в классе, об успешности в учебном процессе можно забыть. Будут ссоры, слезы, драки, обиды, подлость, хамство, не уважение, плохие взаимоотношения между учениками и учителем. А кто же сможет долго находиться в такой атмосфере? Захочется просто сбежать из такой школы. Отсюда не желание вообще ходить в школу. Поэтому в моей методике на первом месте взаимоотношения в классе и считайте, что у вас уже есть 80% того, что дети будут хотеть и смогут хорошо учиться. Ребята будут бояться вас обидеть, подвести, сделать неприятно, это мною проверено и реально работает. Можно спокойно заниматься учебой, ведь вас ничего не будет отвлекать!
Во-вторых, учитель должен быть образцом для подражания не только внутренне, но и внешне, поэтому мы всегда должны выглядеть на «отлично»: стильная одежда, прическа, макияж, маникюр, культура поведения, речь, манеры все должно быть безупречно. Я вообще считаю, что учитель – это практически как звезда кино или эстрады. Мы все время на виду, под прицелом детских глаз. На сцене — человеческие сердца, за кулисами — человеческие души, в зрительном зале — человеческие судьбы. Ведь дети считают нас особенными. Иногда мне кажется, они не понимают, что мы такие же обычные женщины, как их мамы.
Идеальный учитель это тот, который сможет сделать ученика самостоятельным, ответственным, целеустремленным и устойчивым к испытаниям жизни, тот, который умеет пробуждать в детях ученика, а потом собеседника.
Что бы я хотела видеть в своих учениках? Свободного мышления, толерантности, умения конструктивно решать проблемы, способности к самовыражению и еще много других очень важных качеств. Главное — чтобы каждый из них стал яркой индивидуальностью, стал личностью. Моя задача, как учителя начальных классов, подготовить в среднее звено развитых, хватающих информацию и желающих освоить мир детей.
Заключение: К чему я стремлюсь в своей педагогической деятельности?
Моё педагогическое кредо — сотворить ученика — творца, который увидит больше, чем я увидела, который поймёт глубже, чем я поняла, который пойдёт дальше, чем я с такими качествами:
1. Ответственность: пунктуальность и чувство уважения, но не преклонения.
2. Любознательность: восприятие новой информации постоянная ненасытность знаниями.
3. Трудолюбивость: помогает духовному развитию и росту.
4. Совесть: совестный человек самый трудолюбивый и результативный.
5. Креативность и активность: творчески, созидательно, живо реагировать на поступающую информацию.
6. Самоорганизованность: основной помощник в покорении любых вершин.
7. Пытливость ума: поэтический склад ума со всеми его составляющими, помогающий правильному восприятию окружающего мира, физических явлений.
Я уверена, что на правильном пути, иначе какое мнение может быть важнее, чем мнение моих учеников. Когда я захожу утром в класс, ребята меня обнимают, если чувствуют мое напряжение, подходят ко мне и гладят, молча по голове, как мама в детстве, будто хотят успокоить. А когда ухожу домой, говорят: «Приходите завтра, мы вас будем ждать!»
Ребенок, словно чистый лист бумаги
Неосторожно не сомни его судьбу,
Ты помоги ему, придай отваги
И научи выигрывать борьбу!
kopilkaurokov.ru
Эссе учителя начальных классов «Моя педагогическая философия»
Эссе учителя начальных классов МОУ СОШ с.Домна Перфильевой Л.В.
«Моя педагогическая философия»
Жизнь – это бесценный дар, который надо достойно принять, сохранить и приумножить. Человек появляется на свет, для того чтобы принять правила проживания в нашем огромном мире, адаптироваться. В этом ему помогают близкие и родные люди-родители, а учителя дают направление в мир знаний.
В выборе профессии я определилась, когда сидела за партой в 3 классе. Наблюдала за учителем начальных классов, как она работает указкой у доски, проверяет тетради. После окончания школы я поступила в Читинское педагогическое училище с целью стать учителем начальных классов.
В 19 лет я впервые перешагнула порог школы в роли учителя начальных классов. Увидев их горящие глаза, хотелось скорее начать урок. Я старалась сделать свои уроки небольшим открытием для детей, ведь каждое занятие они ждут что-то новое. Учитель должен давать не только определённые знания и формировать УУД, но и увлекать детей, дарить радость от познания мира, в котором они живут, вести за собой.
Прошло время, прибавилось опыта и знаний, многое сделано в профессии, но ощущение радости и удовлетворения от работы остаются всегда. Когда мне задают вопрос: «Чем тебя привлекла эта профессия?», я отвечаю: «Эта профессия очень древняя, как и история культурного человечества. В качестве учителей во все времена выбирались самые образованные и достойные. И я не просто член нашего общества, работник, профессионал, я — учитель. Я – первая учительница, которая входит в жизнь ребёнка и его семьи».
Учитель начальных классов во многом исполняет роль внимательной и заботливой мамы, направляет и организует, но обязательно оставляет своим ученикам пространство для инициативы и самостоятельности. Поэтому учителю необходимо хорошо разбираться в вопросах возрастной психологии, чтобы учитывать социальную ситуацию своих подопечных и видеть их зону ближайшего развития. В руки педагога родители передают своих детей. Конечно, большинство родителей доверяют учителю, помогают в учебно-воспитательном процессе. Начальная школа – это годы учебы, в которых ребёнок работает над собой. Очень важно, чтобы начало школьного пути было значимым, уверенным, радостным и преодолимым.
Учитель – главная фигура в образовательном процессе. Его работа не ограничивается только урочными занятиями, выполнением учебных программ и норм, определяемых образовательными стандартами. Главная задача – вызывать страсть к знанию и учить учиться. Мне кажется, что настоящий педагог не «ходит на работу», не отбывает «учебные часы», а вместе с детьми проживает и переживает за всё, что происходит каждый день в школе. Учитель, работающий по призванию, всегда проявляет стремление работать творчески, найти индивидуальный подход к каждому.
Очень важна в профессии учителя речь, которая должна отличаться выразительностью, эмоциональностью, убедительностью. Умение объяснять материал ясно, просто и понятно, очень важное качество учителя. Работая в школе, очень часто замечаю, как дети тянутся к учителю, стараются прикоснуться, просят идти, держась за руку. Как не погасить веру в себя, в учителя? Мне кажется, что нужно понимать ребёнка, ставить себя на его место. Если учитель умеет это делать, значит, он в сердце ребёнка. Ведь детям, которые мало общаются со своими родителями, необходимо понимание, забота и просто ласковое слово со стороны учителя.
Улыбка встречному, а не камень за пазухой, терпимость, а не агрессия, сострадание, а не равнодушие – вот те пути, по которым должен идти человек. Хочется, чтобы мои ученики нашли эти пути. Это главное в моей профессии, поэтому я каждый день спешу в школу.
Сегодня педагогика нуждается в новых идеях, новых открытиях. Надеюсь, мои ученики, выбравшие профессию педагога, сделают эти открытия.
infourok.ru
Эссе учителя начальных классов «Моя педагогическая философия»
Эссе учителя начальных классов МБОУ СОШ № 69
Таран Ольги Сергеевны
«Моя педагогическая философия»
Разными путями приходят люди к делу своей жизни, выбору профессии. Мой путь не исключение. Мечтая с детства работать учителем, после окончания педагогического колледжа я сразу пришла в школу. И с того момента, как я перешагнула её порог, вся жизнь моя стала совершенно другой: интересной, необычной. Я почувствовала, поняла всем сердцем, что я нужна, меня любят, меня ждут. Школа действительно стала для меня вторым домом: здесь мой сын, мои ученики, мои друзья-коллеги.
Ещё осваивая тайны мудрости педагогической науки, я поняла, что любому учителю не только нужно научить детей своему предмету, но и найти путь к сердцу каждого ученика, сделать так, чтобы ребёнку было интересно учиться и познавать мир, интересно жить в этом мире, каждому педагогу необходимо найти золотую середину между любовью к профессии и любовью к детям. Тысячу раз прав великий Л.Н. Толстой: «Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель. Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец, как мать, он будет лучше того учителя, который прочёл все книги, но не имеет любовь ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он – совершенный учитель».
Работая в школе, я пришла к убеждению: чтобы стать совершенным учителем, Мастером своего дела, надо не только отлично знать свой предмет, любить детей, но и стремиться идти в ногу со временем, уважая старые традиции и не боясь нововведений, изучать новые технологии и методики в преподавании, постоянно учиться, совершенствоваться самому, творить, не останавливаясь на достигнутом.
Именно такие высокие требования предъявляются к профессии учителя, потому что миссия учителя заключается не только в обучении, но и в воспитании будущего гражданина.
Задача учителя состоит не только в том, чтобы раскрыть тайны своего предмета, увлечь его изучением, нежелающего побудить к познанию, но, в первую очередь, открыть в ребёнке то хорошее и ценное, о чём он даже сам и не догадывался. Гамлет пытался ответить на вечный вопрос: быть или не быть? Для меня такой вечный вопрос: как увлечь каждого? Исходя из своего опыта, из опыта моих наставников, коллег, я пришла к решению этого вопроса: надо приобщать детей к творческой деятельности как на уроках, так и во внеурочной деятельности, чтобы дети учились быть творцами. Именно через творчество ребёнок лучше усваивает любой предмет.
Я не сожалею о выбранном пути. Работа доставляет мне огромное наслаждение, потому что работа учителя – это радость открытий и преодоление трудностей, это постоянная неудовлетворённость достигнутым
и поиск решений. Я учу и учусь у своих учеников, которые становятся мне друзьями, я отвечаю на их не всегда лёгкие вопросы. Нам вместе интересно.
Современный урок – это прежде всего проблемный урок. Ученик при разрешении проблемы не утверждает, а только предполагает. Дети высказывают много различных предположений, все их нужно обязательно выслушать и принять к сведению. Даже самые робкие и неуверенные в себе ученики не боятся высказываться. А вот чье предположение верно – это решат сами дети в ходе разрешения проблемной ситуации. «Не ошибается тот, кто ничего не делает!» — часто произносим хором на уроке эту пословицу, которая одних заставляет задуматься, работает ли он на уроке или отсиживается, а другим придает уверенность в том, что, если он и допустил ошибку на уроке, — это не страшно, гораздо страшнее бездействие. Этот незамысловатый прием помогает мне в формировании сознательного отношения детей к учебной деятельности. Я учу не бояться трудностей, а находить пути их преодоления. Это только одна ступенька в моей методической лестнице педагогических вершин.
Моим девизом стало мудрое изречение: «Помогая взобраться другому на гору, вы и сами приближаетесь к вершине».
infourok.ru
Сайт учителя Сеновой Н.В. — Эссе «Моя педагогическая философия»
Эссе «Моя педагогическая философия»
Тот, кто стал учителем, поймёт,
Какое счастье — быть полезным людям,
Учить его Величество народ!
Нести ему дар мудрости и знания
И доброты своей сердечный свет.
Нет на земле ответственней призванья,
Почётнее и радостнее нет.
(И. Крупин)
Почему я стала учителем? Может потому, что стать учителем мне хотелось с детства, с тех пор, как я научилась читать и писать. Игра «в школу» была самой увлекательной! Наверно, нет… Я думаю, что это моя судьба — быть учителем! На вопрос: «Кем Вы работаете?» я всегда с гордостью отвечаю: «Учителем!» Да, я горжусь, что работаю в школе. Для меня «УЧИТЕЛЬ» не просто слово, профессия, работа — это мое призвание, моя жизнь.
Пятнадцать лет назад я переступила порог школы и с тех пор так и не смогла оставить эти стены, которые стали для меня вторым домом. Сама себе задаю вопрос: «А что меня здесь держит? Почему я не перешла на более лёгкую и оплачиваемую работу? Что является стимулом в работе? Любовь к детям? Любовь детей ко мне?» Да, безусловно! Но в первую очередь – ощущение того, что я нужна этим детям, что я интересна им как личность. Совершенно уверенна, что любовь и уважение учеников нельзя заслужить, вооружившись современными методиками, новыми технологиями, концепциями. Как говорил В.О. Ключевский: «Любите то, что преподаете, и тех, кому преподаете». Надо любить своих учеников, быть внимательным к каждому ребенку, суметь поддержать его в трудную минуту – все это возможно только по зову сердца, движению души. Поэтому нужен нелёгкий труд души. Главное – научиться видеть и ценить в ребёнке ту неповторимую индивидуальность, которая отличает нас всех друг от друга, суметь обеспечить свободу самовыражения его личности и понять, что ребёнок – человек, имеющий собственное представление о мире, свой опыт и свои чувства. Надо верить в способности любого ученика. Нет на свете неспособных детей, есть глухие и слепые взрослые, которые не верят или боятся верить, что каждый ребёнок – личность. Моя задача – помочь ученику найти себя, открыть свои способности, а может быть, и талант.
Каждый день я подхожу к моей школе и чувствую, как внутренне преображаюсь. Отодвигаю от себя все свои личные проблемы и заботы, мысленно настраиваюсь на хорошее расположение к каждому ребёнку, которого сейчас встречу. Моё лицо излучает свет, тепло и доброжелательность.
«Поделись улыбкою своей, и она к тебе не раз ещё вернётся», — поётся в известной песне. Моё хорошее настроение «заражает» ребят. Иногда достаточно лишь похвалить ребёнка. И он из грустного или агрессивного превращается в весёлого и доброжелательного и с радостью включается в работу. Не надо скупиться на похвалу, комплименты и тёплые слова! Душа ученика – тонкий инструмент. Не навреди ей! Очень важно понимать ребёнка, правильно оценить его состояние в данный момент, быть с ним искренним. У Сухомлинского я когда-то прочитала, что «если ребёнок живёт во вражде, он учится агрессии; если ребёнка постоянно критиковать, он учится ненависти; если ребёнка высмеивать, он стремится к замкнутости; если ребёнок растёт в упрёках, он учится жить с чувством вины, но, в то же время, если ребёнок растёт в терпимости, он учится понимать других; если ребёнка подбадривают, он учится верить в себя; если ребёнка хвалят, он учится быть благодарным; если ребёнок растёт в безопасности, он учится верить в людей; если ребёнок живёт в понимании и дружелюбии, он учится находить любовь в этом мире». Эти слова стали для меня главным ориентиром в воспитательной деятельности. Я все время пытаюсь оценить, насколько комфортно моим ученикам в школе, на уроках, создать уютную обстановку в классе, доверять своим ученикам, и дети отвечают мне благодарностью.
В своей работе я стараюсь придерживаться следующих правил:
· Поощряй самостоятельность учеников, будь верным спутником;
· Получай удовольствие от работы;
· Говори «не знаю», если не знаешь;
· Улыбайся чаще, от этого в классе светлее;
· Будь самим собой;
· Верь в своего ученика;
· Понимай и принимай его таким, какой он есть;
· Искренне радуйся его удачам и огорчайся ошибкам.
Я часто говорю своим ученикам: «Не ошибается тот, кто ничего не делает» и учу их не бояться высказать собственное мнение, даже если оно окажется ошибочным, ведь «ошибка – путь к творчеству». Стараюсь создавать на уроках спокойную, доброжелательную атмосферу: каждый имеет право на ошибку, но никто не имеет права за нее наказать! Каждый мой ребёнок знает, что если он сегодня ошибся, это никак не повлияет на мое отношение к нему как к человеку, его оценка сегодня — это показатель того, насколько он продвинулся в познании мира, развитии самого себя. Оценка же всегда может быть исправлена – таков мой принцип. «Не стыдно не знать, стыдно — не учиться». Я уважаю желание ученика спорить, сомневаться, потому что только через сомнение можно познать что-то новое. А моя задача как учителя — не дать угаснуть этому огоньку познания. Поэтому я пытаюсь как можно продуктивнее использовать время урока, стараюсь сделать их не только познавательными, но и творческими, разнообразить задания, применять различные формы и новые технологии. Необходимо формировать и навык учебного труда, и старательность в учебной работе. А чтобы развить старательность, необходимо сформировать интерес. Для этого я стараюсь вовлекать каждого в учебный процесс, создавая условия для успеха, движения вперёд.
Учитель я! Моя задача —
Решить вопрос и дать ответ
И детям посулить удачу,
Познания раскрыть секрет.
Вхожу я в класс, и сердце бьется;
«Надеюсь, верю и люблю!»
И эти три святые слова
Душе ребенка отдаю.
Учитель я! И званье это —
Предназначение судьбы,
Великий дар, сиянье света,
Осуществление мечты!
talia.ucoz.ru