Монтессори своими руками: цветные таблички

Монтессори своими руками, цветные таблички. Для совершенствования сенсорного восприятия Мария Монтессори использовала в своей практике работу с цветными табличками.

С их помощью она старалась   развить не только зрительные анализаторы детей, но и умение сравнивать, а также помочь малышам запомнить названия цветов и познакомить их с понятием «оттенок». Проводя занятия в форме игры, Монтессори предлагала взрослому занять позицию наблюдателя и помогать только в случае, если ребенок сам попросит об этом. Как правило, магазинные Монтессори материалы довольно дорогие. Мы предлагаем изготовить цветные таблички самостоятельно.

Для этого вам понадобятся тонкие деревянные дощечки размером около 10х15см, краски синего, фиолетового, красного, черного, зеленого, желтого, коричневого и белого цветов. В оригинале набор цветных дощечек состоит из 63 штук. Вы можете сделать меньше, особенно для начала обучения.

цветные таблички монтессори

С двух узких концов нанесите на дощечках полосы краску одного цвета. Оставшееся пространство покройте различными оттенками другой краски, разбавляя ее при необходимости белым красителем. Нужно сделать по семь дощечек с различными тонами каждого цвета.  Подобным образом готовим столько комплектов дощечек, сколько у нас в наличии есть красок, самое главное – сделать дощечки базовых цветов.

Сравниваем, выбираем самую светлую, самую темную дощечки. Перемешиваем, предлагаем ребенку разложить таблички самостоятельно.

монтессори своими руками 3

Используя в процессе игры Монтессори –таблички, своими руками малыш учится правильно выкладывать их, различать, анализировать.

montessoriself.ru

Цветовые таблички Монтессори | Страна Мастеров

Добрый вечер! Как вы думаете, сколько оттенков цвета различает глаз человека?
Окончательного ответа на этот вопрос нет, т.к. у каждого это индивидуально, но есть данные, что натренированный глаз при дневном освещении способен различать до 180 цветовых тонов и до 10 градаций насыщенности. Вообще, развитый человеческий глаз способен различать около 360 оттенков цвета. Есть мнение, что это необходимо человеку-фрукторианцу, который должен отличать оттенки зрелого фрукта/овоща, чтобы принять правильное решение съедобно оно уже или нет, и это одно из доказательств того, что наши предки изначально питались только фруктами и овощами, иначе не понадобилась бы такая точность в определении оттенков цвета.
Зрительный аппарат ребёнка ещё не достаточно сформирован, и если его не развивать, то восприятие цвета может надолго оставаться на детском уровне. А развить его помогут гармоничная обстановка окружающего пространства, красота природы, занятия живописью, созерцание произведений искусства …

Представляю вам сегодня ещё одну игру. Эта игра участвует в конкурсе: Поиграем?
Тип игры: настольная
Рекомендуемое место проведения: квартира.
Количество игроков: двое и более
Цель игры: воспитание хроматического чувства, развитие памяти и чувства времени, путём подбора парных табличек по цвету на скорость
Реквизиты: Лоточки, цветовые таблички, песочные часы
Авторство игры: принадлежит Марии Монтессори, которая делала таблички из разноцветных ниток. Моя идея сделать таблички, разрезав колеровочные карты. Другие игры Марии Монтессори, можно посмотреть тут

Вообще делать цветовые таблички довольно легко из колеровочных карт, просто разрезав их на полосочки. (обычно их нужно создавать, распечатывать, ламинировать и т.п.) Такие карты-закладочки можно взять на стендах в строительных магазинах в отделе краски. Для этой игры нужно взять каждый лист в двойном экземпляре, так как основной смысл игры в том, чтобы в из кучки разных табличек нужно найти парные.

Разрезаем по белым линиям. Сортируем по тонам: синие к синим, желтые к желтым и т.д

Такие занятия можно проводить совсем с малышами, начиная с года.
1) Например, мы показываем ребёнку два цвета синий и красный, берём в руки карточку синего цвета и говорим: «Это синий». Затем берём карточку красного цвета и говорим: «А это – красный.» Выкладываем обе карточки на стол перед ребёнком.
2) Закрепляем полученное знание действием , говорим ребёнку: « Покажи красный!» , а затем «Дай мне синий!»
3) В ходе урока ребёнок запоминает названия цветов, поэтому далее мы спрашиваем, показывая на предмет: «Какой он?» и он должен ответить: «Красный!»

Берём три контрастных цвета попарно — это могут быть 2 синих, 2 жёлтых, 2 красных. Кладём их на стол перед ребёнком, показываем один из цветов и просим его найти такой же среди других, разбросанных беспорядочно на столе.

Мы играли в игру для детей постарше
Берём два цвета и их оттенки, смешиваем и предлагаем ребёнку расположить цвета по парам в течении определённого времени, например 5 минут. Время засекаем песочными часами.

Чтобы найти пары нужно внимательно сличать цвета, чем старше ребёнок, тем более близкие тона одного цвета участвуют в игре.
В этой игре ребенок освоит понятия «темный — светлый», «светлее — темнее», «самый темный — самый светлый», «темнее, чем – светлее, чем». Вводите эти понятия, активно их используйте, чтобы зафиксировать эти понятия у ребёнка

По истечении времени, считаем у кого сколько пар. Учимся считать парами, что тоже навык. Потом сравниваем результаты игроков: у кого больше тот и выиграл!

Ещё один вариант игры с такими карточками: МЕМОРИ. Мемори — это игра на память. В игре может участвовать большое количество пар, в данном случае цветовых. Количество зависит от возраста игроков и их опыта. Мы играем давно, поэтому у нас 32 карты, т.е. 16 пар. Карточки выкладываются рядами, рубашками вверх. Каждый игрок открывает 2 карточки и пытается найти пару. После того как он это сделал — он забирает эти карточки себе и делает еще один ход, если не угадал, то ход переходит к другому игроку.

Я конечно же жульничала, так как карты парные, вырезались из похожих листов и рубашки у них одинаковые, но вот Лидочка не заметила этого (играли сегодня в первый раз), потом конечно же, победила дружба!

Считаем у кого сколько пар, потом сравниваем результаты игроков: у кого больше тот и выиграл!

Небольшое лирическое отступление по-поводу часов.
Ответственность за своё время и умение правильно его использовать необходимо прививать ещё в детстве. Для этого предлагается развивать у детей чувство времени – умение определять и чувствовать определённые отрезки времени. Сегодня я расскажу о самом простом средстве, с помощью которого можно развить у ребёнка чувство времени, – это песочные часы.
Расскажите ребёнку, что когда-то не было ни электронных, ни механических часов. Для измерения отрезков времени люди пользовались солнечными часами, песочными, водяными. Потом человечество научилось делать часы, подобные современным. Сначала это были огромные башенные часы, потом они постепенно уменьшались и стали такими, как сейчас.

Купить песочные часы можно в аптеке: они бывают на одну, три, пять, десять, пятнадцать и более минут. Песочные часы обладают замечательными свойствами. Время в них перестаёт быть абстрактным и материализуется в виде песчинок. По объёму песка в баллончике песочных часов видно, сколько времени прошло и сколько осталось.
Покажите и расскажите ребёнку, как пользоваться песочными часами. Для начала предложите ему посмотреть, как песок из одной половинки часов просыплется в другую всего за одну минуту, затем три или пять минут и т. д.
В нашем доме песочные часы появились по рекомендации психолога, после моих сетований, что ребёнка трудно организовать на «окончание действия» т.е. попросту ребёнок не хочет идти спать вовремя, идти гулять и т.д. Вы ставите часы на 5 минут и говорите, что когда песок перестанет сыпаться нужно будет идти спать. И тогда ребёнок можем сам следить за «течением времени» и свои действия соизмерять с оставшимся песком и вовремя закончить игру.
•Песочные часы окажут ценнейшую помощь при выполнении будничных обязанностей (одевание, раздевание, уборка постели, игрушек и т. д.), которые можно совершить в игровой форме. Для подобных игр можно поставить в ряд песочные часы на разное время.
• Теперь многое можно делать сверяясь с часами. Как быстро ребёнок одевается, сколько по времени нужно, чтобы пробежать 3 круга по квартире и т.п. Такие часы — это огромные возможности для игр.
• Вы устраиваете ребёнку «минутки тишины» за провинности (например, сажаете на стул, чтобы он подумал о своём поведении) на столько времени, сколько бегут песчинки в часах. Помните, что психологи рекомендуют устраивать тайм-аут в зависимости от возраста ребёнка: трёхлетний сидит на стуле 3 минуты, пятилетний – 5 и т. д.
• Если ребёнок очень хочет поиграть с вами, а вы пишите пост в СМ, то вы договариваетесь с ним: «Давай я поработаю 5 мин, пока текут часы, а ты в это время поиграешь сам. Потом я к тебе присоединюсь». Нужно сказать, что за 5 мин, которые я попросила, я не справилась, мне по этому поводу «заметили» Так что будем и сами родители соответствовать.

stranamasterov.ru

Занятие «Цветные таблички»

Занятие по методике Марии Монтессори «Цветные таблички»

Материал: ящик 1 содержит по 2 таблички желтого, красного и голубого цвета. Короткие стороны табличек снабжены планками.

Прямая цель: различение основных цветов.

Косвенная цель: развитие тонкой моторики.

Возраст: около трех лет.

Как работать с материалом. Учитель вынимает из ящика таблички и перемешивает их. Он выбирает две таблички одного цвета и кладет их одну рядом с другой. При работе с этим материалом требуется хорошее освещение. Как обращаться с табличками, ясно по их внешнему виду. Для того, чтобы лучше рассмотреть цветовую поверхность, нужно взяться за верхнюю и нижнюю планку таблички. Затем учитель берет другую табличку и кладет ее под первой парой табличек одинакового цвета. Теперь из оставшихся он выбирает табличку того же цвета, что и табличка без пары, и кладет ее рядом с ней. Последняя пара табличек кладется под первыми двумя парами. Пары упорядоченных по цвету табличек ясно отделяются друг от друга планками. Ребенок повторяет упражнение по выбору пар.

Контроль над ошибками: контроль ребенок может провести при помощи зрительного сравнения.

Дальнейшие упражнения: — раскладывают по табличке желтого, красного и голубого цвета,

а остальные таблички ребенок кладет в разные места комнаты. Теперь учитель указывает ребенку на одну из табличек на его рабочем месте и просит принести из комнаты табличку такого же цвета. Упражнение на запоминание. Так поступают со всеми табличками, лежащими на рабочем месте ребенка.

Устный урок. Он посвящен названиям цветов: желтый, красный, голубой (трехступенчатый урок).

Применение: ребенок выбирает один какой-нибудь цвет и ищет в комнате предметы того же цвета.

№2

Материал: ящик 2 содержит по 2 таблички следующих цветов: желтый, оранжевый, красный, винно-красный или розовый, голубой, фиолетовый, зеленый, коричневый, черный, белый и серый.

Прямая цель: познакомиться со смешанными цветами, а также с черным и белым цветом.

Косвенная цель: развитие тонкой моторики.

Возраст: около трех лет.

Как работать с материалом. Вводное упражнение проводится точно так же, как и с ящиком 1, то есть через подбор пар табличек одинакового цвета.

Контроль над ошибками. Ребенок может провести контроль над ошибками визуально.

Дальнейшие упражнения: — ребенок выбирает какую-либо цветную табличку и кладет ее на ковер. Он ищет в комнате предмет того же или похожего цвета и кладет его рядом с табличкой; — если ребенок знает названия цветов, он берет по одной табличке и кладет их друг рядом с другом. Другой ребенок закрывает глаза. Первый убирает одну из табличек и сдвигает остальные, чтобы закрыть пустое место. Второй открывает глаза и называет цвет отсутствующей таблички; — если ребенок, экспериментируя с акварельными красками,

сам получал смешанные цвета, то он может выбрать две таблички основных цветов, образующих данный смешанный цвет.

Применение: Рассматривание цветных картинок.

№3

Материал. Ящик 3 имеет 9 отделений. Каждое отделение содержит по 7 табличек одного цвета, тон которых меняется от бледного до яркого. Цвета следующие: желтый, оранжевый, красный, винно-красный или розовый, голубой, фиолетовый, зеленый, коричневый, серый.

Прямая цель: правильный подбор и знание цветовых оттенков.

Косвенная цель: развитие тонкой моторики.

Возраст: около трех лет.

Как работать с материалом. Таблички одного цвета перемешиваются. Учитель выбирает две таблички, наиболее контрастные по тону, и сравнивает их друг с другом. Затем он раскладывает остальные в соответствии с их тоном, так, чтобы получился цветовой ряд табличек, тон которых равномерно меняется. Первая и последняя таблички служат исходными пунктами в этом упражнении. Через контрастирование ребенок приходит к градуированию. Соответственно возрасту и развитию ребенка упражнение упрощают и берут меньше, чем 7 табличек. В каждом цветовом ряду ребенок сравнивает друг с другом оттенки табличек.

Контроль над ошибками: Контроль над ошибками ребенок может провести визуально.

Дальнейшие упражнения: — из какого-либо упорядоченного цветового ряда убирают табличку и ряд сдвигают, закрывая пустое место. Ребенок должен найти место, где оттенок меняется слишком резко. Эти упражнения предъявляют высокие требования в особенности к способности запоминать и различать. Они проводятся как игры между двумя партнерами и групповые игры:

-работа с табличками нескольких цветов;

-работа с табличками всех цветов;

-упорядочить между собой цветовые ряды;

-расположить таблички в цветовой ряд по вертикали или по диагонали; -сложить спираль, начиная со всех самых светлых табличек и продолжая табличками следующего по интенсивности оттенка.

Устный урок. Он посвящен названиям: светлый — темный, светлый — светлее — самый светлый, темный — темнее — самый темный, самый светлый — самый темный, темнее, чем — светлее, чем.

Применение: рассматривая цветную картинку, ребенок должен назвать знакомые ему цвета, имеющиеся на этой картинке, и показать таблички этих же цветов.

chudo-udo.info

Занятия по Монтессори: цветные таблички

Чтобы ребенок быстрее научился различать цвета и мог активно использовать это знание в жизни, полезными будут уроки по методике Монтессори, на которых используются «Цветные таблички». Этот дидактический материал состоит из трех ящиков.

В ящике №1 находятся таблички желтого, красного и голубого цвета, каждый цвет представлен двумя элементами. С коротких сторон таблички расположены две небольшие планки.

Ход занятия:
Для начала учитель берет все таблички и перемешивает их. Затем он выбирает две таблички одного цвета, удерживая их за верхнюю и нижнюю планки, и выкладывает рядом друг с другом.  После этого учитель составляет пару другого цвета и также выкладывает ее перед собой, обязательно чуть ниже первой пары. То же самое взрослый проделывает и с третьей парой.

Ребенок может увидеть, что пары табличек, сходных по цвету, визуально отделены от других планками.

Когда малыш будет повторять упражнение за учителем, он может контролировать свою работу, видя цветовые совпадения или несовпадения в парах.

После того, как основа работы с дидактическим материалом усвоена, ребенку предлагают дополнить ряд, который взрослый составляет из табличек разных цветов, не имеющих пары. Чтобы усложнить задание, те таблички, что не выложены перед ребенком, относят в разные места комнаты, а затем предлагают малышу принести табличку нужного цвета.

Помимо различения цветов и тренировки мелкой моторики, такой урок позволяет развить память ребенка, а также преподать ему устный урок, во время которого будут изучены названия цветов («желтый», «красный», «голубой»). Чтобы закрепить новые знания, можно предложить малышу найти в комнате предметы того же цвета, что та или иная табличка.

В ящике №2 лежат пары табличек одиннадцати цветов. Среди них желтый, оранжевый, красный, темно-розовый, голубой, сиреневый, зеленый, коричневый, черный, белый и серый.

Самое первое упражнение с ящиком №2 схоже с предыдущим уроком, на котором ребенок учился работать с элементами из ящика №1.

Когда первое знакомство с ящиком №2 состоялось, малышу предлагается усложнить условия работы:
• ребенок может найти в комнате предметы того или иного цвета и назвать его;
• можно провести игру в паре (ребенок-ребенок или взрослый-ребенок): один из игроков выкладывает в ряд по одной табличке каждого цвета, затем второй игрок закрывает глаза, а первый удаляет одну табличку, сдвигая остальные на одинаковое расстояние друг от друга; после этого второй игрок должен открыть глаза и назвать цвет, который был удален;
• если у малыша уже есть опыт смешивания красок, таблички можно использовать для того, чтобы проиллюстрировать, какие основные цвета могут дать задуманный смешанный цвет.

В ящике №3 находится девять отделений, в каждом из которых лежит по семь табличек, их цвет изменяется по интенсивности: от бледного (пастельного) до очень яркого. Здесь представлены желтый, оранжевый, красный, темно-розовый, голубой, фиолетовый, зеленый, коричневый, серый цвета.

Ход занятия:
Учитель перемешивает таблички одного цвета, а затем выбирает из них две, тон которых наиболее сильно отличается. После этого между двумя выбранными табличками он раскладывает остальные, соблюдая принцип усиления интенсивности цвета. Ребенок должен понять, что две наиболее контрастные таблички – это исходные условия упражнения.

Если возраст малыша не позволяет работать сразу с семью табличками, их количество уменьшают.

После того, как ребенок освоил работу с одним цветом, ему предлагают наборы остальных цветов.

Дальнейшие упражнения с цветными табличками могут быть усложнены:
• первый игрок закрывает глаза, а второй вынимает из цветового ряда один элемент; первый игрок должен догадаться, какая из табличек отсутствует по слишком резкой смене оттенка в ряду;
• цветовые ряды можно раскладывать по горизонтали и по вертикали;
• можно выкладывать цветовую спираль, используя сначала таблички всех самых светлых оттенков и продолжая последовательность по нарастанию яркости.

«Цветные таблички» из ящика №3 позволяют провести устный урок, на котором ребенок освоит понятия «темный — светлый», «светлее — темнее», «самый темный — самый светлый», «темнее, чем – светлее, чем».

Вы можете посмотреть комментарии или написать свой.

kotikit.ru

ЗНАКОМИМСЯ С МОНТЕССОРИ-МАТЕРИАЛАМИ: ЦВЕТНЫЕ ТАБЛИЧКИ | Статьи | О компании

Первую свою школу Мария Монтессори открыла в бедном римском квартале, где жили работники и работницы ткацкой фабрики. Это нашло своё отражение и в материалах, которые она разработала для детей. У них не было большого количества игрушек. Вот они и играли тем, чего в данном месте было в избытке – веретёнами и разноцветными нитками. О веретёнах мы поговорим в другой раз, а нитки сыграли важную роль в возникновении и становлении одного из важных и интересных Монтессори-материалов. Первый материал для работы с цветом как раз и был сделан Марией Монтессори из маленьких намоток цветных ниток, они так и назывались – мотушки. Сейчас для работы с цветом используются цветные таблички.

Изучение цветов по монтессори
Первое упражнение ребёнка с цветом – это коробка с тремя парами табличек: две красные, две синие и две жёлтые.

Первое упражнение ребёнка с цветом – это коробка с тремя парами табличек: две красные, две синие и две жёлтые. Из комбинации этих базовых цветов в реальной жизни получаются и все остальные цвета, и их оттенки, потому красный, синий и жёлтый называют основными. Это совсем несложное упражнение используется и самыми маленькими детьми в классе. Цветные таблички становятся доступными ребёнку по достижению возраста двух с половиной лет или с момента появления его в среде. В процессе работы у ребёнка обостряется визуальное восприятие, он получает ключи для ориентации в мире цвета, кроме того, ребёнок постепенно воспринимает идею эквивалентности. Косвенным образом он готовится к развитию своего эстетического вкуса.

Как конкретно работает ребёнок? Он выбирает одну из табличек. Все таблички имеют одинаковые размер, форму, текстуру, вес. Они отличаются только по одному параметру – по цвету. Мария Монтессори в зоне сенсорики часто использовала принцип «изоляции чувств», когда отличить один объект от другого ребёнок может только благодаря одному из органов чувств, в данном случае зрению. В результате подобной деятельности ребёнок может отличать не просто цвета, но даже и нюансы оттенков. Постепенно он получает и язык, узнаёт все необходимые в его ежедневной деятельности названия цветов.

Трудность упражнения может быть увеличена путём постепенного добавления других пар цветов. Это происходит уже во втором ящике с цветными табличками: там ребёнок работает уже с одиннадцатью парами цветных табличек. Сначала к трём парам основных цветов добавляются три пары дополнительных: фиолетовый, оранжевый и зелёный – это цвета второго порядка, которые обычно получаются путём смешивания чистых основных цветов. Затем добавляются ещё три цвета. Это так любимый детьми розовый, а также коричневый и серый. Потом добавляются чёрный и белый цвета. В конце концов, ребёнок уже в состоянии соединить все одиннадцать пар цветов, а через некоторое время и назвать их названия.

монтессори-материал цветные таблички для изучения цветов
Все таблички имеют одинаковые размер, форму, текстуру, вес. Они отличаются только по одному параметру – по цвету.

При работе с третьим ящиком цветных табличек он уже градирует цвета по оттенкам. Ребёнок использует коробку, содержащую семь оттенков девяти различных цветов. Оттенки каждого цвета располагаются от самого насыщенного оттенка до самого светлого. Для выполнения этого упражнения ребёнок должен уметь различать интенсивность оттенков. Расположение всех цветов и оттенков даёт ребёнку очень яркие и радужные впечатления, что является весьма привлекательным для детей.

Гид может и усложнить задачу. Выбрать цвет таблички и попросить ребёнка пойти к коробке и принести тот оттенок, который немного темнее или светлее чем тот, что он принёс. Сделать это непросто, но многие дети в состоянии сделать это уже через несколько месяцев работы. Существует и ещё ряд довольно непростых и достаточно разнообразных видов занятий на расстоянии.

В результате этой комплексной деятельности дети утончают своё цветовосприятие и начинают различать даже самые тонкие различия в цвете, что подготавливает их для всех видов научных наблюдений, искусства, дизайна и многих других значимых действий.

 

http://mchildren.ru/colored-plates/

montessori-piter.ru

Игрушки монтессори своими руками, мастер класс, фото, инструкция


Система итальянского педагога Марии Монтессори – это своеобразный проводник для ребенка возрастом до года и старше во внешний мир.

Она играет роль помощника в развитии чувств, ощущений, ловкости рук, совершенствовании навыков мелкой моторики. Развивающие игрушки Монтессори достаточно просты в изготовлении, то есть сделать их своими руками под силу любому родителю. Даже для ребенка возрастом до года они окажутся прекрасным развивающим инструментом, помогут отделить частное от общего, большое от малого, покажут разнообразие форм и предметов этого мира.

Как сделать своими руками эти развивающие игрушки? И какими они бывают – что лучше поможет развить мелкую моторику, ловкость рук, а что больше сыграет роль в формировании логического мышления?

Содержание статьи

Лист Монтессори с геометрическими фигурами

Нам понадобятся:

  • Коробка из под конфет или картон, достаточно жесткий;
  • Ватман или плотный лист из альбома;
  • Цветная бумага.

Для начала необходимо разрезать коробку или картон на небольшие прямоугольники. Сколько их будет – решать вам, это зависит от того, с каким количеством фигур вы хотите познакомить своего ребенка. В принципе, малышу возрастом до года и чуть старше достаточно будет квадрата, круга, прямоугольника и треугольника.

Вырезанные фигуры обклеиваются своими руками бумагой разных цветов. Допустим, желтый треугольник, красный квадрат, зеленый прямоугольник, синий круг. Затем эти фигуры наклеиваются в один ряд на листе ватмана. Второй ряд наклеивается по тому же принципу, но фигуры следуют в другом порядке – ином, чем первый ряд, и имеют уже другие цвета. То есть красный треугольник, желтый круг, зеленый квадрат, синий прямоугольник. И по такому же принципу наклеиваются третий и четвертый ряд.

Таким образом, ребенок возрастом до года и чуть старше учится отличать понятия «цвет» и «форма». Осознавать, что предметы одного цвета необязательно совпадают по другим характеристикам. Такие развивающие уроки от Монтессори очень важны для малыша, а сделать своими руками такую наглядную таблицу можно буквально за полчаса.

Крышки с буквами Монтессори

Сделать своими руками эту игрушку Монтессори смогут те, у кого в доме найдется 33 одинаковых металлических крышечки от банок. И магнитные буквы. Принцип достаточно прост – буквы соединяются с внутренней стороной крышечки, крышечки переворачиваются наружу. Ребенок должен своими руками перевернуть все крышечки и найти буквы. Это одинаковым образом развивает и мелкую моторику, и логическое мышление, и память.

Разумеется, эти развивающие игры уже не для ребенка возрастом до года, а чуть постарше. Допустим, лет трех. После того, как все крышечки перевернуты, а буквы найдены, можно учиться составлять слоги и даже слова. Эта игра от Монтессори хороша тем, что играть в нее можно вплоть до 5-6 лет, пока ребенок не пойдет в школу.

Цветные ёжики

А вот игрушка Монтессори, созданная, главным образом, для развития мелкой моторики.

Для того, чтобы изготовить ее своими руками, понадобятся цветная плотная бумага, клей и разноцветные прищепки.

Сначала надо вырезать из бумаги ежиков, по две половинки для одной фигурки. Затем половинки склеиваются, на мордочке ежика рисуются носик и глазки. Потом ребенок своими руками должен наделить ежика иголками, то есть прищепками. Цепляя прищепку к спинке вырезанной игрушки, малыш должен называть цвета. Кроме развития рук и мелкой моторики, эта игрушка Монтессори помогает и укрепить память.

Шероховатые таблички

Система Монтессори предусматривает тщательное развитие тактильных способностей ребенка. Чувствительность рук, пальцев, возможность ощутить все богатство осязания и передать это словами – очень важно для ребенка, которому больше года.

Для создания этой игрушки необходимо наклеить на плотный ватман несколько кусочков разных материалов: наждачной бумаги, меха, войлока, велюра, рубчатой и гладкой ткани. С закрытыми глазами ребенок должен, во-первых, угадать, что касается его рук, во-вторых, описать свои ощущения. Чем больше он для этого использует эпитетов, тем лучше. Чем богаче палитра ощущений – тем лучше! Итак, как мы видим, сделать своими руками развивающие игрушки совсем нетрудно.

И еще 18 идей

Совершенствовать чувствительность рук, мелкую моторику, логику и память необходимо, когда ребенку исполнилось чуть больше года. Система Монтессори направлена на то, чтобы как можно раньше создать малышу ту среду, в которой он начинает жить и мыслить независимо от родителей. И развивающие игрушки – один из важнейших элементов этой среды.

Сохрани к себе

www.toysew.ru

Развитие ребенка. Методика Монтессори. Цветные таблички

Материал: ящик 1 содержит по 2 таблички желтого, красного и голубого цвета. Короткие стороны табличек снабжены планками.
Прямая цель: различение основных цветов.
Косвенная цель: развитие тонкой моторики.
Возраст: около трех лет.
Как работать с материалом. Учитель вынимает из ящика таблички и перемешивает их. Он выбирает две таблички одного цвета и кладет их одну рядом с другой. При работе с этим материалом требуется хорошее освещение. Как обращаться с табличками, ясно по их внешнему виду. Для того, чтобы лучше рассмотреть цветовую поверхность, нужно взяться за верхнюю и нижнюю планку таблички. Затем учитель берет другую табличку и кладет ее под первой парой табличек одинакового цвета. Теперь из оставшихся он выбирает табличку того же цвета, что и табличка без пары, и кладет ее рядом с ней. Последняя пара табличек кладется под первыми двумя парами. Пары упорядоченных по цвету табличек ясно отделяются друг от друга планками. Ребенок повторяет упражнение по выбору пар.
Контроль над ошибками: контроль ребенок может провести при помощи зрительного сравнения.
Дальнейшие упражнения: — раскладывают по табличке желтого, красного и голубого цвета,
а остальные таблички ребенок кладет в разные места комнаты. Теперь учитель указывает ребенку на одну из табличек на его рабочем месте и просит принести из комнаты табличку такого же цвета. Упражнение на запоминание. Так поступают со всеми табличками, лежащими на рабочем месте ребенка.
Устный урок. Он посвящен названиям цветов: желтый, красный, голубой (трехступенчатый урок).
Применение: ребенок выбирает один какой-нибудь цвет и ищет в комнате предметы того же цвета.
Материал: ящик 2 содержит по 2 таблички следующих цветов: желтый, оранжевый, красный, винно-красный или розовый, голубой, фиолетовый, зеленый, коричневый, черный, белый и серый.
Прямая цель: познакомиться со смешанными цветами, а также с черным и белым цветом.
Косвенная цель: развитие тонкой моторики.
Возраст: около трех лет.
Как работать с материалом. Вводное упражнение проводится точно так же, как и с ящиком 1, то есть через подбор пар табличек одинакового цвета.
Контроль над ошибками. Ребенок может провести контроль над ошибками визуально.
Дальнейшие упражнения: — ребенок выбирает какую-либо цветную табличку и кладет ее на ковер. Он ищет в комнате предмет того же или похожего цвета и кладет его рядом с табличкой; — если ребенок знает названия цветов, он берет по одной табличке и кладет их друг рядом с другом. Другой ребенок закрывает глаза. Первый убирает одну из табличек и сдвигает остальные, чтобы закрыть пустое место. Второй открывает глаза и называет цвет отсутствующей таблички; — если ребенок, экспериментируя с акварельными красками,
сам получал смешанные цвета, то он может выбрать две таблички основных цветов, образующих данный смешанный цвет.
Применение. Рассматривание цветных картинок.
Материал. Ящик 3 имеет 9 отделений. Каждое отделение содержит по 7 табличек одного цвета, тон которых меняется от бледного до яркого. Цвета следующие: желтый, оранжевый, красный, винно-красный или розовый, голубой, фиолетовый, зеленый, коричневый, серый.
Прямая цель: правильный подбор и знание цветовых оттенков.
Косвенная цель: развитие тонкой моторики.
Возраст: около трех лет.
Как работать с материалом. Таблички одного цвета перемешиваются. Учитель выбирает две таблички, наиболее контрастные по тону, и сравнивает их друг с другом. Затем он раскладывает остальные в соответствии с их тоном, так, чтобы получился цветовой ряд табличек, тон которых равномерно меняется. Первая и последняя таблички служат исходными пунктами в этом упражнении. Через контрастирование ребенок приходит к градуированию. Соответственно возрасту и развитию ребенка упражнение упрощают и берут меньше, чем 7 табличек. В каждом цветовом ряду ребенок сравнивает друг с другом оттенки табличек.
Контроль над ошибками. Контроль над ошибками ребенок может провести визуально.
Дальнейшие упражнения: — из какого-либо упорядоченного цветового ряда убирают табличку и ряд сдвигают, закрывая пустое место. Ребенок должен найти место, где оттенок меняется слишком резко. Эти упражнения предъявляют высокие требования в особенности к способности запоминать и различать. Они проводятся как игры между двумя партнерами и групповые игры:
-работа с табличками нескольких цветов;
-работа с табличками всех цветов;
-упорядочить между собой цветовые ряды;
-расположить таблички в цветовой ряд по вертикали или по диагонали; -сложить спираль, начиная со всех самых светлых табличек и продолжая табличками следующего по интенсивности оттенка.
Устный урок. Он посвящен названиям: светлый — темный, светлый — светлее — самый светлый, темный — темнее — самый темный, самый светлый — самый темный, темнее, чем — светлее, чем.
Применение: рассматривая цветную картинку, ребенок должен назвать знакомые ему цвета, имеющиеся на этой картинке, и показать таблички этих же цветов.

< Предыдущая   Следующая >

www.f-family.ru

Советы рукодельницам