Мнемотаблицы для дошкольников

Содержание

Часто родители сталкиваются с тем, что в школе дети плохо запоминают информацию. Школьники слушают внимательно только то, что им интересно, а остальное пропускают мимо ушей. Память действует избирательно. Еще одна проблема, возникающая в школе, — неумение пересказать текст большого объема. В результате снижается успеваемость.

Тренировать память и учить ребят пересказывать тексты на разную тематику можно еще в дошкольном возрасте. Для этого материал представляется в виде опорных схем, или мнемотаблиц. Начинать обучение можно уже года в два, когда ребенок знает некоторые сказки и пытается их пересказать, но путает героев и последовательность событий. Мнемотаблицы для дошкольников сначала составляет взрослый по известным малышу сказкам.

Картинки в ячейках – герои сказок.  Очень удобна в этой ситуации сказка «Колобок», где повторяются события, а герои меняются. Для самых маленьких подойдут мнемотаблицы из четырех – девяти ячеек.  Несколько мнемотаблиц взрослый разбирает с малышом, анализирует, где спрятались герои сказок. Следующие мнемотаблицы для дошкольников рисуем вместе с ребенком. Дети быстро учатся составлять таблицы. Впоследствии ребята сами составляют таблицы к поданной информации, усложняя их и увеличивая количество ячеек.

В чем секрет мнемотаблиц?

Развитие памяти происходит за счет постоянной перекодировки словесной информации в зрительные образы и наоборот. В результате информация прокручивается в памяти несколько раз и поневоле запоминается.

Для дошкольников 4-6 года задания можно усложнять: внести в таблицу героев из других сказок и попросить малыша определить, какие герои лишние. Второй вариант – перепутать в одной таблице героев двух сказок и дать задание распределить их по двум таблицам. Третий вариант – разрезать несколько мнемотаблиц и затем их восстанавливать.  Таких вариантов игр с мнемотаблицами, или таблицами для запоминания, может быть множество: восстановить недостающие картинки, переставить картинки в нужном порядке и т.д. Постепенно из разрезанных таблиц создается целая картотека. Карточки можно рассыпать и взрослый, читая сказку, просит ребенка отыскать нужную картинку.

С помощью мнемотаблиц можно изучать с ребенком любую тему, запоминать любой текст, например, темы по экологии, времена года, животных, птиц. Особенно удобны таблицы в процессе изучения времен года, когда необходимо запомнить их основные признаки. В школьном возрасте детям придется запоминать большие тексты, пересказывать их. Навык составления мнемотаблиц поможет им составить опорную схему любого текста на основе ассоциаций и зрительных образов. Такую схему всегда можно будет взять в школу и использовать в качестве подсказки.

Таким образом, мнемотаблицы полезно применять в занятиях с детьми дошкольного возраста для развития зрительной и слуховой памяти. Они полезны не только в индивидуальных беседах, но и в группах, когда работать с одним сюжетом сказки может несколько человек. Если вы не знаете, с чего начать составление своей первой таблицы, обратитесь к материалам, предложенным на нашем сайте. Здесь вы найдете примеры таблиц, которые можно взять за образец и для начала разобрать с малышом. Таблицы легко скачать на сайте, распечатать и применить на первых занятиях. Уверены, что последующие таблицы вы с успехом составите сами.

Подборка мнемотаблиц для дошкольников

 

steshka.ru

Использование приемов мнемотехники в экологическом образовании дошкольников. Использование приемов мнемотехники в экологическом образовании дошкольников Муталиева Елена Михайловна, Воспитатель мдоу Детский сад 55

Использование приемов мнемотехники в экологическом образовании дошкольников

Муталиева Елена Михайловна,

Воспитатель

МДОУ «Детский сад №55» с.Алакуртти
В своей работе с детьми использую инновационные технологии. Одним из приёмов новейшей технологии является мнемотехника. В течение пяти лет углубленно работала по экологическому образованию дошкольников с использованием приёмов мнемотехники. Опираясь на свой опыт работы с детьми, разработала мнемотаблицы и мнемодорожки для составления описательных рассказов о временах года. Содержание мнемотаблицы – это графическое или частично графическое изображение персонажей сказки, явлений природы, некоторых действий и др. путем выделения главных смысловых звеньев сюжета рассказа. Главное – нужно передать условно-наглядную схему, изобразить так, чтобы нарисованное было понятно детям. Мнемодорожка – это схема, в которую занесена определенная информация. В своей работе ее применяю как в цветном, картинном варианте с использованием красок, так и графическом варианте с набросками лёгких контурных линий и штрихов, тем самым поддерживаю интерес к познавательной деятельности.

При подборе текстов для пересказа учитываю индивидуальные (речевые и интеллектуальные) возможности детей.

Условные схематические изображения признаков сезона помогают сформировать у ребенка обобщенное представление об основных сезонных изменениях в природе, способствуют развитию связной речи, зрительной и слуховой памяти, развитию внимания, ассоциативного мышления.

Мнемотаблицы и мнемодорожки в младшей, средней группе должны быть цветными, красочными, что способствует привлечению внимания детей. Данные схемы служат своеобразным зрительным планом для создания монологов, помогают детям выстраивать:

– строение рассказа,

– последовательность рассказа.

Для детей старшего возраста мнемотаблицы и мнемодорожки можно рисовать в одном цвете, чтобы не отвлекать внимание на яркость символических изображений.

В старшей группе разработала мнемодорожки и мнемотаблицы для составления описания природных объектов (солнце, вода). Данные пособия помогают детям самостоятельно определить главные свойства и признаки рассматриваемого предмета, установить последовательность изложения выявленных признаков.

Мнемотаблица по времени года «Зима»

(средняя,старшая группа)

Образец рассказа: Наступила зима.Выпал белый снег. Пушистым ковром лёг он на землю,на ветки деревьев,на крыши домов.День стал короче,ночь длиннее Зимой холодно,дует сильный ветер. Мы надеваем зимнюю одежду и обувь. Весело зимой, можно кататься на санках,на лыжах,коньках,лепить снеговика и играть в снежки.Зимой мы празднуем Новый год.

Мнемотаблицпо времени года «Весна»

(2-я младшая группа)

Образец рассказа:

Воспитатель: Какое сейчас время года?

Дети: Весна

Далее воспитатель начинает предложение, а дети самостоятельно его заканчивают:

– Сосульки весной (что делают?):

– Листочки на деревьях (что делают?):

– Трава весной (какая?):

– Солнце весной (какое?)

– Ручьи весной (что делают?):

– Весной птицы (что делают?):

-Весной дети (Что делают?):

Мнемотаблица по времени года «Осень»

(средняя, старшая группа)

Образец рассказа: Наступила осень. Становится холоднее, дует сильный ветер. Осенью листья разноцветные и начали опадать. Люди собирают урожай фруктов и овощей. В лесу можно собирать грибы и ягоды. Птицы собираются в стаи и улетают на юг, а животные готовятся к зиме. Детки надевают – куртку, шапку, теплые штаны и ботинки.

Мнемотаблица по формированию представлений о воздухе.

Образец рассказа: воздух невидим, не имеет формы, цвета, вкуса и собственного запаха.
Мнемодорожка по формированию представлений об астрономическом понятии – «Солнце»

Образец рассказа: Солнце – это большая, круглая, раскаленная (вулкан) звезда. Солнце дает свет и тепло нашей планете.
Мнемодорожка по расширению знаний детей о свойстве воды:

Образец рассказа: Лед – это твердая вода.

Мнемотаблица по формированию знаний о свойстве воды

Образец рассказа: Вода – жидкая, бесцветная, не имеет формы, вкуса и запаха.

перейти в каталог файлов

referad.ru

Пособие «Мнемотехника для дошкольников»

Муниципальное бюджетное дошкольное   учреждения

детский сад №104 “Гуси лебеди”

Мнемотехника для дошкольников

Методическое пособие для ДОУ воспитателей

 

Ульяновск, 2017

Методическое пособие «Мнемотехника для дошкольников».

В подготовке пособия принимали участие: Хусаинова Мария Николаевна.

Рецензент: Аббязова Т.Л.

Мнемотехника для дошкольников: методическое пособие. –1-е изд. / под ред. М.Н. Хусаиновой,– 44 с.

В методическом пособии рассматривается мнемотехника как совокупность методов и приёмов, которые позволяют визуализировать информацию для облегчения восприятия и последующего воспроизведения. То есть это своего рода конспекты в картинках.

Методическое пособие раскрывает создании системы непосредственно образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста и соблюдения принципа интеграции, который обеспечивается взаимодействием всех образовательных областей.

Аннотация

В данном пособии раскрываются такие вопросы: – для чего нужна мнемотехника?

– как происходит обучение?

В пособии также упоминается о значении воспитание у детей любви к поэзии.

Рассматривается структура мнемотехники – мнемотаблицы, мнемоквадраты, мнемодорожки. В пособие включено перечень стихотворений с наглядным моделированием.

Также приведен пример эксперимента во второй младшей группы МБДОУ детского сада 104 «Гуси лебеди». Для выявления и констатации того, что при обучении надо использовать приёмы, побуждающие детей к учебной деятельности, организующие её, вызывающие у них интерес к учению, а именно применение мнемотехники при заучивании стихотворений.

Введение

В методике развития речи особое место занимает работа, направленная на воспитание у детей любви к поэзии, ознакомление с поэтическими произведениями, развитие умений воспринимать и выразительно воспроизводить стихи. Заучивание стихотворений для дошкольников имеет огромную пользу: расширяется кругозор, рифма дает возможность обрести внутреннюю гармонию, развивается память, формируется культурный уровень маленького человечка. Каждое словесное произведение, усвоенное памятью ребенка, обогащает словарный фонд, формирующий его собственную речь. Выразительность исполнения развивает технику речи: дикцию, дыхание; овладение орфоэпией. С этой же целью проводятся разнообразные упражнения, развивающие речевой слух, отчетливое произношение звуков и слов; упражнения на развитие интонационной выразительности, воспитание умения определять смысл логических ударений и др

Цель: использование технологии мнемоники в образовательном процессе для развития речи детей дошкольного возраста.

Задачи:

1. Способствовать развитию связной речи.

2. Расширять и обогащать словарный запас детей.

3. Формировать умение преобразовывать абстрактные символы в образы (перекодировка информации) .

4. Совершенствовать способность детей согласовывать прилагательные с существительными в роде, числе, падеже.

5. Способствовать формированию развития у детей восприятия, воспроизведения, умения использования средств технологии.

Для чего нужна мнемотехника?

Слово мнемотехника произошло от древнегреческой покровительницы памяти — Мнемозины. Это направление в развитии детей стало очень популярно. Ранее его использовали в большей части в ораторском искусстве, для возможности поправки речи, сейчас техника используется значительно обширнее. Благодаря использованию уникальных таблиц, педагоги решают следующие проблему у детей:

развитие памяти, сохранения и запоминания информации;

развитие логического мышления;

становление речи, в частности улучшение дикции, произношения звуков;

помогает ребенку научиться правильно формировать свои мысли и составлять предложения;

повышает способность концентрировать внимание на одном занятии;

техника формирует возможность составлять рассказы и пересказывать прочитанный текст, облегчает процесс заучивания стихов.

Как происходит обучение

В развитии ребенка важна последовательность. Обучение по мнемотехнике должно происходить поэтапно, тогда оно сможет принести наиболее эффективные результаты.

Структкра мнемотехники

Первым этапом обучения для самых маленьких дошкольников являются мнемоквадраты. Такая картинка представляет собой нанесенное изображение, которое обозначает одно слово или словосочетание, например: дом, дерево, цветок и т.д.


 

Когда ребёнок освоил мнемоквадраты, воспитатель усложняет задание, демонстрируя мнемодорожки. Они представляют собой таблицу, состоящую из четырёх картинок. По изображению ребенок может составить 2-3 простых предложения.

Наиболее сложной структурой является мнемотаблица. Она состоит из блока схематических изображений, позволяющих составить целый рассказ или выучить стихотворение.

Перечень стихотворений с наглядным моделированием!

Мнемоквадраты

Стихотворение «Овощи».

Стихотворение «Детский сад».

Мнемотаблицы

Стихотворение «Белый мишка».

 

 

 

Стихотворение «Корова».

 

Стихотворение «В лесу».

Мнемотаблицы

Стихотворение «Космонавт».

Мнемотаблицы

Стихотворение «Сад».

Мнемодорожки

Стихотворение «Руки».

Стихотворение «Колобок».

 

 

 

Стихотворение «Зайчики»

 

Анализ эксперимента

Для определения наиболее адекватных и эффективных путей обучения детей мы ставим перед собой цель продиагностировать память детей. В данной работе   проводилось обследование слуховой, зрительной, образной памяти.

При изучении детей очень важным представлялось использовать диагностику, которая позволила определить уровень развития зрительной, слуховой, образной памяти. В качестве основного метода исследования была выбрана индивидуальная работа.

В процессе изучения детей также применялись методы психолого-педагогического исследования: беседа и наблюдение. С помощью беседы решались две задачи: установление контакта с ребёнком и общее знакомство с ним. При этом выявились особенности устной речи детей, направленность их интересов, характер отношений  с взрослыми и сверстниками. Это способствовало более глубокому пониманию некоторых сторон личности детей.

При проведении эксперимента большое внимание уделялось созданию эмоционального дополнительного настроения у испытуемых. В то же время делалось все необходимое, чтобы у детей возникало чувство ответственности за результаты своей деятельности в процессе опыта.

Метод наблюдения входил как составная часть эксперимента. Для качественного анализа психики ребёнка мы наблюдали за поведением ребёнка в экспериментальной обстановке, его отношение к возникающим трудностям.

Констатирующий эксперимент проводился в ноябре 2016 г. в городе Ульяновске. Исследовалась группа младших дошкольников, состоящая их 10 человек,  в возрасте 3-4 лет, из которых 6 девочек и 4 мальчика.

Как было сказано выше, эксперимент проводился в индивидуальной форме. Эксперимент состоял из 3 серий и проводился поэтапно, чтобы у детей не возникло чувство переутомления, что им свойственно. При обследовании слуховой памяти использовалась Методика «10 слов», зрительной памяти – методика «Нелепицы», образной памяти – методика Л.Ф.Симоновой.

Первая серия. Методика «10 слов».

Ребёнку зачитываются 10 слов: стол, калина, мел, слон, парк, ноги, рука, калитка, окно, бак.

Оценка: воспроизведение 5 – 6 слов после первого прочтения свидетельствуют о хорошем уровне слуховой механической памяти.

Вторая серия. Методика «Нелепицы».

Картинки, изображающие нелепые ситуации, заимствованы из методического пособия С.Д.Забрамной  «Отбор детей во вспомогательные школы».

Ребёнку предъявляется картинка и даётся следующая инструкция: «Сейчас я закончу готовиться к нашей совместной работе, а пока, чтобы не скучать, посмотри вот на эту картинку, затем картинку у него забирают. Нужно фиксировать все высказывания ребёнка. Если в течение 15 секунд ребёнок молчит, то ему следует задать вопросы.

Понравилась ли тебе картинка? (Если просто утвердительный ответ, то задаётся следующий вопрос).

Что тебе понравилось? (Если ребёнок начинает перечислять фрагменты ситуации, то задаётся следующий вопрос).

Что там нарисовано? (Если фрагментов воспроизведено мало и воспроизведение вялое, то требуется стимуляция в форме вопросов).

А ещё что? Может быть, вспомнишь? (Фиксируются дополнительные ответы; если их нет, то задаётся вопрос).

Смешная картина? (Если просто утвердительный ответ, то задаётся новый вопрос).

Что же там смешного? (Если нет чёткого отношения к ситуации как к нелепой, то задаётся следующий вопрос).

А может быть такое в жизни? Может быть, здесь что – то перепутано?

    В тех случаях, когда ребёнок сразу оценивает ситуацию как нелепую («Тут всё перепутано») и активно называет запомнившиеся фрагменты, все перечисленные вопросы снимаются.

    При оценки результатов учитываются как сам факт адекватного понимания ребёнком ситуации, так и его эмоциональная реакция при изучении объекта и количество воспроизведённых фактов.

    Третья серия. Сущность методики заключается в том, что испытуемому предлагается в течение 30 секунд запомнить 12 образов, которые предлагаются в виде таблицы.

    Задача испытуемого, после того как убрали таблицу, – выразить словесно те образы, которые он запомнил.

    Оценка результатов тестирования проводиться по количеству правильно воспроизведённых образов. Норма – 6 правильных ответов и больше.

    Первая серия.

    Как было сказано выше, первая серия заданий была дана в форме воспроизведения слов.

    Оценку мы проводили по 3 уровням:

    Правильно выполнили задание (+)

    Не справились с заданием (-)

     Искажение структуры слова (-/+)

    Среди детей 2- ой младшей группы:

    1 ребенок правильно и точно воспроизвёл слова. Меньшая часть обследуемых 3 человек пропускали отдельные слова. Большая часть – 6 человека допускали пропуск слов, искажения структуры слова.

    Как показали результаты этой серии эксперимента, 1 человек полностью справился с заданиями, выполнил без ошибок, к помощи педагога не обращался. Три ребенка справились с заданием, пропуская слова, но, не искажая смысл. Шесть детей  имеют затруднения в выполнении данного задания, из 10 предложенных слов правильно воспроизведено от 1 до 4 слов. Дети не обращались за помощью о повторе слов, предложенную помощь для выполнения задания отвергали.          

    При выполнении данной серии заданий, наблюдались следующие особенности выполнения заданий:

    дети с интересом выполняли задания;

    дети, которые внимательно слушали педагога быстро, чётко и точно воспроизводили предложения;

    также была замечена такая особенность: 3 человека из группы не проявляли первоначального интереса к заданию, желание работать у них вызывало обещание педагога поиграть с ними в игру.

    Во второй серии детям были предложены картинки «Нелепицы».

    Оценку мы проводили по 3 уровням:

    Правильно выполнили задание (+)

    Справились с заданием с помощью педагога (+/-)

    Не справились с заданием (-)

      1 ребёнок полностью справился с заданием, выполнил точно и без ошибок. Меньшая часть детей 2 человека справились с заданием частично, используя помощь педагога. Большая часть обследуемых 7 человек с заданием не справились, даже с использованием помощи.

      При выполнении наблюдались следующие особенности выполнения. Один ребёнок полностью справился с заданием, выполнил точно и без ошибок, к помощи педагога не обращался. Почти все дети затруднялись в понимании задания, не сразу могли понять, что от них требуется. Два ребенка справились с большей частью задания, но прибегали к помощи педагога; помощь принимали и после объяснения смысла инструкции, дети выполняли задания правильно. Семь человек  не справился. Следует отметить, что выполнение этого задания не вызывает  у некоторых детей интереса, т.к. процесс этот труден для выполнения одного и того же задания. Также важно отметить, что несколько человек в группе вообще самостоятельно не смогли выполнить задания, им постоянно требовался контроль педагога и дополнительные вспомогательные средства (наглядный материал, наводящие вопросы). Это указывает на недостатки в мыслительной деятельности и на низкую познавательную активность.

      Третья серия. Задание состояло из 12 картинок. Результаты были оценены по следующим уровням.

      Задание выполнено, верно (+)

      В выполнении заданий требовалась помощи педагога, она привела к верному выполнению заданий (+/-)

      Задание выполнено неверно (-)

        Из анализа результата третьей серии:

        2 человека выполнили задание без ошибок, назвали три правильные картинки.7 человека фактически не справились с заданием, выполнили из 12 слов 1- 4. 1 человек справился с заданиями частично.

        Анализируя выполнение данных заданий, важно отметить, что все дети справились с заданием, с различным качеством работы. Все дети воспользовались помощью педагога, хотя в некоторых случаях эта помощь не приводила к положительному результату, т.е. правильному выполнению задания.

        В констатирующем эксперименте мы разделили группу детей на 3 подгруппы, в соответствии с уровнями развития памяти.

        I подгруппа.

        Соответствует низкому уровню памяти. В данную группу вошли 60% детей, которые выполняют 20-30% предложенных заданий. У детей низкий уровень подготовленности, маленький запас знаний, снижен кругозор. Наблюдается несформированность таких психических процессов как память, внимание, мышление. Дети безынициативны, медлительны, не проявляют интереса к предложенным заданиям. Анализ заданий показал, что ошибки у данных детей из-за невнимательности, плохо сформированного строя речи.

        II подгруппа.

        Соответствует среднему уровню. В данную группу вошло 30% детей, которые выполняют правильно от 50 до 80% предложенных заданий. Дети проявляют интерес к тем заданиям, которые носят в себе игровой момент или не вызывают трудностей. Если же задание было непосильным, то интерес к его выполнению сразу же пропал. У детей этой подгруппы наблюдалось желание преодолевать трудности самостоятельно, но и они обращались за помощью.

        Причины некоторых ошибок можно объяснить тем, что дети часто отвлекались, многократно переспрашивали одно и тоже, что отвлекало их внимание от выполнения задания. Они были достаточно активны, но быстро утомлялись. Таким детям требовался различный характер помощи со стороны педагога.

        III подгруппа.

        Соответствует высокому уровню развития памяти. В данную подгруппу вошло 10% детей, которые выполняли  80-100% предложенных заданий, практически без ошибок. Наблюдается высокий уровень подготовленности, общий запас знаний, высокий уровень развития речевого развития. В данную группу вошёл 1 ребёнок. Также не менее важно отметить, что у этого ребёнка, как представителя сильной группы нет нарушения в поведении, внимательно слушает педагога, помощь воспитателя практически не требуется.

        Выводы по результатам констатирующего эксперимента.

        Анализируя результаты констатирующего эксперимента, направленного на выявление развития памяти  детей можно сказать следующее, что у всех детей усваивается материал по-разному, это обусловлено уровнем подготовки детей, также большую значимость имеет зона ближайшего развития.

        При выполнении различного вида заданий, описываемых в эксперименте, дети столкнулись с трудностями интеллектуального и психического характера. Также важно обращать внимание на индивидуальные особенности эмоционально-волевой сферы детей, что также немаловажно при обучении.

        В ходе констатирующего эксперимента был подтверждён тот факт, что при обучении надо использовать приёмы, побуждающие детей к учебной деятельности, организующие её, вызывающие у них интерес к учению положительной эмоциональный настрой, а именно применение мнемотехники при заучивании стихотворений. Также в ходе эксперимента группа разделена на уровни усвоения знаний, умений и навыков. Это разделение носит относительный характер, так как на различных этапах обучения уровни могут поменять свой состав.

        Нами был проведен формирующий эксперимент, где мы использовали мнемоквадраты, мнемодорожки, мнемотаблицы, для заучивания стихотворений и сказок. Материал для заучивания представлен в приложении.

        Контрольный этап проводился в апреле 2017 года.

        Первая серия оценивалась так же как и констатирующем этапе.

        Среди детей 2- ой младшей группы:

        3 ребенок правильно и точно воспроизвёл слова. Большая часть обследуемых 6 детей пропускали отдельные слова. 1 исследуемый допускал пропуск слов, искажения структуры слова.

        Как показали результаты этой серии эксперимента, 3 ребенка полностью справился с заданиями, выполнил без ошибок, к помощи педагога не обращался. Шесть детей справились с заданием, пропуская слова, но, не искажая смысл. Один ребенок  имеет затруднения в выполнении данного задания, в силу своей гиперактивности. Данный ребенок не обращался за помощью о повторе слов, предложенную помощь для выполнения задания отвергал.          

        Во второй серии контрольного эксперимента.

        2 ребёнок полностью справился с заданием, выполнил точно и без ошибок. Большая часть детей 7 человека справились с заданием частично, используя помощь педагога. Один ребенок с заданием не справились, даже с использованием помощи.

        Третья серия контрольного этапа.

        Из анализа результата третьей серии:

        4 человека выполнили задание без ошибок, назвали четыре правильные картинки. 6 детей справился с заданиями частично. Не справившихся с заданием не было.

        Анализируя выполнение данных заданий, важно отметить, что все дети справились с заданием, с различным качеством работы, это качество стало значительно лучше, сравнивая с констатирующем этапом. Все дети воспользовались помощью педагога.

        В контрольном эксперименте мы разделили группу детей на 3 подгруппы, в соответствии с уровнями развития памяти.

        I подгруппа.

        Соответствует низкому уровню памяти. В данную группу вошли 10% детей, которые выполняют 20-30% предложенных заданий. В эту группу входил один ребенок. У него низкий уровень подготовленности, маленький запас знаний, снижен кругозор. Наблюдается несформированность таких психических процессов как память, внимание, мышление. Анализ заданий показал, что ошибки у ребенка из-за невнимательности, плохо сформированного строя речи.

        II подгруппа.

        Соответствует среднему уровню. В данную группу вошло 70% детей, которые выполняют правильно от 50 до 80% предложенных заданий. Дети проявляют интерес к тем заданиям, которые носят в себе игровой момент или не вызывают трудностей. Причины некоторых ошибок можно объяснить тем, что дети младшего дошкольного возраста и свойственно частые отвлекания, недостаточность словарного запаса. Данные дети быстро уставали. Таким детям требовался различный характер помощи со стороны педагога.

        III подгруппа.

        Соответствует высокому уровню развития памяти. В данную подгруппу вошло 20% детей, которые выполняли  80-100% предложенных заданий, практически без ошибок. Наблюдается высокий уровень подготовленности, хороший словарный запас. В данную группу вошли 2 исследуемых.

        Выводы по результатам контрольного эксперимента.

        Анализируя результаты констатирующего эксперимента, направленного на выявление развития памяти  детей можно сказать следующее, что у детей усваивается материал по-разному. Важно обращать внимание на индивидуальные особенности эмоционально-волевой сферы детей, что также немаловажно при обучении.

        Данная работа оказала эффективность речевого развития у дошкольников средствами обучения детей рассказыванию с помощью мнемотехники:

        – использование мнемотехники в рассказывании и заучивании положительно повлияло на речь детей, что говорит о перспективности данного вида работы.

        – система работы дает возможность дошкольникам удовлетворить коммуникативную потребность, проявить творческую активность, самостоятельность.

        – использование упражнений, дидактических и развивающих игр способствует появлению в речи детей логики и последовательности изложения.

        – благодаря развитию умственных способностей на основе дидактических и развивающих игр, использованию различных методов моделирования дети смогли достигнуть такого результата.

        Также нами был сделан вывод о том, что среда, окружающая ребенка играет немаловажную роль в развитии растущего человечка. Разработанная нами программа по формированию, позволила увеличить некоторые показатели знаний детей, а значит, более точно проследить необходимость стимулирования речевой активности дошкольника элементами моделирования.

         

        Заключение

        Художественная литература и, в частности, поэзия (и художественная мировая, и фольклорная) является важным источником средства обогащения образной речи ребенка, развития его поэтического слуха, этических и нравственных понятий. Ознакомление детей дошкольного возраста с поэтическим жанром художественной литературы помогает решать часть задач, которые стоят перед воспитателем при развитии речи ребенка.

        Дошкольное развитие детей — это очень важный этап подготовки к школьной программе. Мнемотехника позволяет получить хорошие результаты во многих направлениях развития ребенка. Она способствует улучшению речи, логического мышления, памяти, воображения и облегчает восприятие необходимого материала. Важное правило при использовании мнемотехники заключается в совместных занятиях с ребёнком не только воспитателей в детском саду, но и родителей дома.

        Подвести итог данного методического пособия можно словами В. Г. Белинского «Читайте детям стихи, пусть ухо их приучится к гармонии русского слова, сердце преисполнится чувством изящного, пусть поэзия действует на них так же, как и музыка».

        Содержание

        Аннотация …………………………………….4

        Введение……………………………………….5

        Для чего нужна мнемотехника……………….7

        Как происходит обучение…………………….9

        Перечень стихотворений с наглядным моделированием………………………………12

        Анализ эксперимента………………………………..21

        Заключение……………………………………42

        xn--j1ahfl.xn--p1ai

        Материалы для дошкольников “Мнемотаблицы”

        Выберите документ из архива для просмотра:

        Выбранный для просмотра документ mnemo_apple.doc

        Выбранный для просмотра документ mnemo_autumn.doc

        Выбранный для просмотра документ mnemo_autumn_morning.doc

        Выбранный для просмотра документ mnemo_autumn_trees.doc

        Выбранный для просмотра документ mnemo_bereza.doc

        Выбранный для просмотра документ mnemo_bread.doc

        Выбранный для просмотра документ mnemo_bullfinches.doc

        Выбранный для просмотра документ mnemo_cake.doc

        Выбранный для просмотра документ mnemo_camomiles.doc

        Выбранный для просмотра документ mnemo_cap.doc

        Выбранный для просмотра документ mnemo_cat.doc

        Выбранный для просмотра документ mnemo_chair.doc

        Выбранный для просмотра документ mnemo_cook.doc

        Выбранный для просмотра документ mnemo_ezik.doc

        Выбранный для просмотра документ mnemo_insect.doc

        Выбранный для просмотра документ mnemo_insect_2.doc

        Выбранный для просмотра документ mnemo_klen.doc

        Выбранный для просмотра документ mnemo_may_9.doc

        Выбранный для просмотра документ mnemo_new_year.doc

        Выбранный для просмотра документ mnemo_northern_animals.doc

        Выбранный для просмотра документ mnemo_ogurez.doc

        Выбранный для просмотра документ mnemo_onions.doc

        Выбранный для просмотра документ mnemo_pocket.doc

        Выбранный для просмотра документ mnemo_porridge.doc

        Выбранный для просмотра документ mnemo_post_box.doc

        Выбранный для просмотра документ mnemo_potatos.doc

        Выбранный для просмотра документ mnemo_presents_autumn.doc

        Выбранный для просмотра документ mnemo_products.doc

        Выбранный для просмотра документ mnemo_repka.doc

        Выбранный для просмотра документ mnemo_space.doc

        Выбранный для просмотра документ mnemo_spring.doc

        Выбранный для просмотра документ mnemo_stars.doc

        Выбранный для просмотра документ mnemo_summer.doc

        Выбранный для просмотра документ mnemo_summer_garden.doc

        Выбранный для просмотра документ mnemo_sundress.doc

        Выбранный для просмотра документ mnemo_toys.doc

        Выбранный для просмотра документ mnemo_tractor.doc

        Выбранный для просмотра документ mnemo_trousers_bear.doc

        Выбранный для просмотра документ mnemo_v_garden.doc

        Выбранный для просмотра документ mnemo_violet.doc

        Выбранный для просмотра документ mnemo_walking_city.doc

        Выбранный для просмотра документ mnemo_water.doc

        Выбранный для просмотра документ mnemo_wild_animals.doc

        Выбранный для просмотра документ mnemo_wild_strawberry.doc

        Выбранный для просмотра документ mnemo_winter.doc

        Выбранный для просмотра документ mnemo_winter_walking.doc

        Выбранный для просмотра документ План рассказывания по мнемотаблицам (2).doc

        Выбранный для просмотра документ Примеры ответов по мнемотаблицам из инета.doc

        Выбранный для просмотра документ мнемотаблицы.doc

        «Подарки осени»

        Ходит

        осень

        в нашем парке.

        Дарит

        осень

        всем подарки.

        Бусы красные –

        рябине,

        фартук розовый –

        осине,

        зонтик желтый –

        тополям,

        фрукты

        осень

        дарит нам.

        «Штанишки для мишки»

        Маша

        нашему малышке

        сшила

        новые штанишки.

        Сшила

        шубку,

        сшила

        шарф

        для мишутки-малыша.

        «Зимняя прогулка»

        Раз, два, три,

        четыре, пять.

        Мы идём

        во двор гулять.

        Бабу снежную

        слепили.

        Птичек

        крошками

        кормили.

        С горки мы потом

        катались.

        А потом в снегу

        валялись.

        А потом домой

        пришли,

        суп поели,

        спать легли.

        «Водичка, водичка»

        Водичка, водичка!

        Умой

        моё личико.

        Чтобы глазки

        блестели,

        чтобы щёчки

        краснели,

        улыбался роток

        и кусался зубок.

        «Про насекомых»

        Прилетела к нам вчера полосатая пчела.

        А за нею –

        шмель-шмелёк

        и весёлый мотылёк.

        Два жука

        и стрекоза (как фонарики глаза).

        Приходили муравьи и травинку принесли.

        А паук на всех смотрел, сети плёл и песни пел.

        «Загадка (лук)»

        Сидит

        дед.

        Во сто шуб одет.

        Кто

        его раздевает,

        тот слёзы проливает.

        «Ромашки»

        Ромашки, ромашки,

        белые рубашки,

        жёлтые колечки

        побежали

        к речке.

        За руки взялись

        и вот: дружно водят хоровод

        «Прогулка по городу»

        Тихо

        скользят по Неве

        корабли.

        Шпиль Петропавловки

        блещет вдали.

        Всю бы я ночь

        не ложился в кровать.

        Был бы я взрослым –

        пошёл бы гулять.

        «Кармашки»

        Есть на новом платье у меня кармашки.

        На кармашках этих

        вышиты

        ромашки.

        Ромашки, ромашки,

        будто луговые.

        Ромашки, ромашки,

        словно как живые.

        «Лето»

        Лето, лето

        к нам

        пришло.

        Стало сухо

        и тепло.

        По дорожке прямиком

        ходят ножки

        босиком.

        «Игрушки»

        Много игрушек

        в нашем саду.

        Наши игрушки стоят на виду.

        Кот в сапогах,

        длинноухие зайцы,

        и барабаны,

        и балалайки.

        Куклы нарядные в платьях сидят,

        куклы на зайцев и мишек

        глядят.

        Мы

        наши игрушки

        не бьём,

        не ломаем,

        их у друзей не отнимаем.

        «Загадка (почтовый ящик)»

        Синий домик

        у ворот.

        Угадай, кто в нём живёт.

        Дверца узкая

        под крышей

        не для белки,

        не для мыши.

        В эту дверь

        приходят вести.

        Полчаса

        проводят вместе.

        Вести

        долго

        не сидят,

        во все стороны летят.

        «Космос»

        В тёмном небе звёзды светят.

        Космонавт

        летит в ракете.

        День летит

        и ночь летит.

        И на Землю вниз

        глядит.

        Видит сверху он

        поля,

        горы,

        реки

        и моря.

        Видит о весь шар земной,

        шар земной –

        infourok.ru

        Мнемотаблицы | Обучалка

        Книга Л.Е. Белоусовой «Научиться пересказывать? Это просто!», с небольшими рассказами и мнемотаблицами — картинками с изображением важных моментов сюжета. Далее →

        О работе со схемами для составления рассказов мы уже писали в разделе «мнемотаблицы«. На этой странице можно скачать дидактический материал … Далее →

        Использование мнемотаблиц — схем для составления описательных рассказов. Далее →

        Предлагаем вашему вниманию схему-подсказку «Расскажи об игрушке» которая поможет ребенку самостоятельно составить небольшой рассказ о какой-либо игрушке.

        Метки игрушка, инструкция, логика

        obuchalka-dlya-detey.ru

        Мнемотехника для дошкольников – таблицы

        Маленьким деткам дошкольного возраста приходится осваивать и запоминать огромное количество новой информации. В некоторых случаях это может быть весьма затруднительно, поскольку малыши-дошкольники обыкновенно еще не умеют читать и писать.

        С недавних пор для развития памяти и восприятия у ребят дошкольного и раннего школьного возраста используются приемы мнемотехники. Данный метод обучения может применяться как в детском учреждении, так и в процессе домашних занятий мамы с ребенком. В данной статье мы расскажем вам, что представляет собой мнемотехника для дошкольников, и приведем несколько таблиц, которые могут использоваться для развития и воспитания мальчишек и девчонок.

        Что такое мнемотехника?

        Принцип мнемотехники заключается в использовании различных таблиц, схем, стихов и специальных карточек. Поскольку у ребят дошкольного и раннего школьного возраста очень сильно развита зрительная память, пространственно-образное мышление и восприятие, они с легкостью запоминают всевозможные изображения и выстраивают ассоциативные ряды, связывающие их между собой.

        В частности, во время занятий мнемотехникой могут использоваться следующие популярные приемы:

        1. Ребенку показывают картинку, на которой изображено несколько ярких предметов, отличающихся друг от друга по цвету, форме, размеру и другим характеристикам. Внимательно рассмотрев рисунок, малыш должен придумать рассказ о том, что на нем изображено, при этом делая акцент на отличительных чертах, имеющихся между различными объектами. Такой прием очень хорошо способствует развитию воображения у детей дошкольного и раннего школьного возраста.
        2. Для развития памяти у дошкольников при помощи мнемотехники используются специальные таблицы со стихами, на которых каждой строчке стихотворения соответствует свое изображение.
        3. Тренировка логического мышления может проводиться различными способами. В частности, ребенку можно предложить разобрать карточки с профессиями и предметами, которыми пользуются их представители, по парам или стопкам.
        4. Для школьников, которые хорошо работают с готовыми таблицами для мнемотехники, может использоваться обратный прием. В этом случае ребенку предлагают прочитать рассказ, после чего самостоятельно проиллюстрировать его простыми картинками.
        5. Наконец, мнемотехника может использоваться для освоения таблицы умножения. В этом случае обучение проводится в шутливой игровой форме, которая очень нравится старшим дошкольникам и ученикам младших классов, поэтому запоминание происходит быстро и легко.

        Правила занятий по мнемотаблицам

        Для того чтобы занятия мнемотехникой приносили плоды, во время их организации необходимо соблюдать определенные правила и рекомендации, а именно:

        1. Вне зависимости от возраста ребенка, начинать следует с простых мнемоквадратов, и лишь после их успешного освоения переходить к более сложным мнемоцепочкам.
        2. Схемы и таблицы для мнемотехники должны быть яркими и красочными. В противном случае они не заинтересуют дошкольника.
        3. Число квадратов на одной схеме или таблице, используемой для обучения ребенка дошкольного возраста, не должно превышать 9.
        4. Даже со старшими детьми не стоит использовать более 2 различных мнемотаблиц в день. Повторное рассмотрение каждой из них возможно только по желанию ребенка.
        5. Тематику занятий необходимо менять ежедневно. Так, в частности, в первый день могут использоваться таблицы для занятий мнемотехникой с дошкольниками на тему «осень», во второй – на музыкальную тематику, в третий – на тему известных сказок, в четвертый – на тему зимнего времени года и так далее.

         

        womanadvice.ru

        Мнемотаблицы для дошкольников по развитию речи в картинках

        Используйте мнемотаблицы в картинках для развития речи, мышления и памяти дошкольников. Варианты для младшей, средней, старшей и подготовительной группы.

        [ads-for-wp ads-id=”9157″][ads-for-wp ads-id=”9158″]

        История может назвать немало интересных людей, обладающих феноменальной памятью. Великий полководец Александр Македонский знал имя каждого из 30000 своих солдат. А Моцарт, лишь единожды услышав музыкальное сочинение, мог тут же восстановить его с точностью до нотки. Достоверно известно, что такие уникальные способности им удалось развить, благодаря специальной технике запоминания, отдельные приемы которой дошли и до наших дней. Сегодня родители, педагоги и логопеды охотно пользуются мнемотаблицами – необычными пособиями в картинках – для развития памяти и речи дошкольников.

        В чем секрет их использования

        Вспомните всем известную детскую азбуку: рядом с изображением буквы обязательно присутствует яркая картинка. И это не просто красочная иллюстрация, украшающая скучную книжную страницу. Это обучающий прием, заимствованный из так называемой мнемотехники (или мнемоники) – интересного и несложного механизма запоминания. Считается, что появился он еще в VI веке до н. э., и был назван в честь древнегреческой богини Мнемозины – покровительницы памяти. Суть метода в том, что:

        1. Информация привязывается к зрительному образу, эмоциям, звукам и даже запахам.
        2. При этом в мозг человека одновременно поступают сигналы сразу с нескольких анализаторов: слухового, зрительного, тактильного.
        3. Они объединяются, создавая сложные нейронные связи, что облегчает процесс запоминания, сохранения и воспроизведения информации.
        4. Достаточно человеку припомнить один из образов ассоциативного ряда, как мозг воспроизведет все остальные, связанные с ним.

        Самым популярным средством такой методики являются мнемотаблицы – пособия для развития долговременной памяти и связной речи. Они представляет собой слова, отдельные фразы или целый текст, зашифрованные в символах или картинках, которые являются своеобразными подсказками, помогающими запомнить и воспроизвести текст, пользуясь ассоциативным рядом.

        Особенно действенным этот метод считается для детей младшего возраста, чья память характеризуется, как наглядно-образная, а запоминание – непроизвольное. Это означает, что лучше усваивается информация, опирающаяся на жизненный опыт ребенка или на яркие и конкретные образы. Ведь не зря великий педагог К.Д.Ушинский говорил, что запомнить пять непонятных слов – это мучение для ребенка. Но если связать двадцать таких слов с картинками – он усвоит все на лету. Кроме того, использование мнемотаблиц во время занятий развивает:

        • внимание,
        • усидчивость,
        • живой интерес к обучению,
        • воображение,
        • логическое мышление,
        • мелкую моторику,
        • умение выполнять операции анализа и синтеза.

        Метод мнемотехники доказал свою эффективность временем и продолжает развиваться с опорой на новейшие знания о работе механизмов памяти человека.

        Правила проведения занятий

        Сторонники раннего развития утверждают, что познакомить малыша с мнемотехникой можно уже в 2-3 года, как только у него накопится некоторый словарный запас. При этом:

        1. Занятия не должны длиться более 15 минут. Даже в этот короткий промежуток стоит включить физкультминутку или предусмотреть изменение вида деятельности. Ведь из-за возрастных особенностей дошкольники могут сосредоточенно работать только 8 – 10 минут, а затем их внимание рассеивается.
        2. Ведущим видом деятельности для малышей является игра, поэтому нельзя превращать занятие в строгий академический урок. Кроха лучше воспримет информацию, если ее преподнести в форме увлекательного, веселого приключения.
        3. Мнемоника включает в себя массу приемов и методов, но из-за возрастных особенностей восприятия самым доступным для детей является крокирование – использование наглядности: схем, чертежей, набросков, таблиц или коллажей. 
        4. Независимо от возраста ребенка обучение начинаем с самых простых заданий, постепенно усложняя их.
        5. Рисунки или схемы должны быть крупными, четкими и обязательно цветными, иначе крохе будет просто неинтересно. Только в подготовительной группе можно предложить детям черно-белые опорные схемы.
        6. Таблица не должна содержать более 9 квадратов. Больший объем информации дошкольнику трудно запомнить и воспроизвести из-за усталости.
        7. Чтобы все знания улеглись по полочкам памяти, а не перепутались, превратившись в «кашу», не давайте малышу более 2 мнемотаблиц в течение одного занятия.
        8. Постоянно меняйте темы текстов – это лучше развивает память и обогащает словарный запас.

        Обязательно учитывайте желание и настроение ребенка. Ни в коем случае не заставляйте его заниматься силой. Если вы чувствуете, что малышу скучно – сделайте короткую передышку, а потом снова попробуйте заинтересовать кроху, изменив тему. Бить, кричать, обзывать и унижать детей – категорически запрещено.

        Мнемотаблицы по развитию речи

        Речь, как известно, почти полностью формируется к 5 годам. К этому возрасту малыш уже должен правильно произносить все звуки, грамотно строить фразы, обладать достаточным лексическим запасом, чтобы общаться с окружающими и понятно излагать свои мысли. Детская речь должна быть живой, эмоциональной и непосредственной.

        Важно понимать, что такие умения не появляются сами по себе. Это результат долгой и кропотливой совместной работы детей, родителей, педиатров и педагогов дошкольных образовательных учреждений. Для развития речи они используют различные методические приемы, самым эффективным из которых является обучение говорению с опорой на мнемотехнические таблицы.

        В младшей группе

        Сюда относят детей 3–4 лет. Они уже имеют некоторый словарный запас: активный лексикон в норме составляет от 1500 до 2000 слов. Но физиологическое несовершенство речевого аппарата еще не позволяет малышам фонетически правильно произносить все звуки: особенно трудно даются сонорные (р, л) или шипящие (ш, ц или с). Дети переставляют слоги, допускают речевые и грамматические ошибки. Объединить несколько предложений в связный рассказ у них практически совсем не получается. Зато они обладают огромной тягой к речевому развитию, непрерывно повторяя за взрослым слоги и слова, впитывая новые знания, подобно губке. В этот момент важно не упустить время и начать заниматься с ребятами, используя специальные пособия – мнемоквадраты:

        • На начальном этапе применяем понятные и яркие одиночные картинки, четко озвучивая название изображенного предмета: «Посмотрите, детки, это дерево». Затем произносим слово по слогам и предлагаем ребятам несколько раз повторить его вслух. Таким образом, опираясь на наглядность, мы расширяем словарный запас, развиваем фонематический слух и учим правильному произношению. Закрепить полученные знания можно при помощи игры «Подскажи мне слово»: взрослые показывают картинку и просят детей напомнить её название. 
        • Следующий шаг – формирование лексикона малыша, путем знакомства с признаками предметов. Теперь с картинкой соотносим не отдельные слова, а их сочетания: дерево высокое, ветвистое, зеленое.
        • Далее знакомим детей с глаголами и учим составлять элементарные предложения: дерево растет, шумит, покрывается листьями.
        • Когда дети немного освоятся и начнут понимать принцип работы с мнемоквадратами, постепенно переходим от конкретных картинок к символам. Например, так можно схематично изобразить дерево или дождь: 

        Соотнести в сознании детей изображение предмета с его символом специалисты рекомендуют при помощи игры «Найди пару».

        В средней группе

        У ребенка 4–5 лет заметно расширяется словарный запас: теперь в его арсенале около 3000 лексических единиц. Малыш понимает и может объяснить значение многих слов. У него формируются навыки связной речи. Теперь кроха не только пересказывает услышанное, но и высказывает свои мысли, рассуждения и возражения. Самое время – закреплять и развивать новые речевые умения, познакомив малыша с мнемодорожкой, которая состоит из 3–4 мнемоквадратов, объединенных общим смыслом. С опорой на такую наглядность можно составить предложение или небольшой текст из 3–4 простых фраз. При помощи этого пособия:

        • расширяем словарный запас малыша, обогащая его разными частями речи;
        • облегчаем запоминание последовательности действий.
        • учим строить связные, грамотные предложения.

        Например:

        Машенька // взяла корзинку // и пошла в лес //  за грибами.

        Начать работу с мнемодорожкой нужно с рассматривания каждого отдельного изображения, входящего в её состав. Например:
        Кто это? 
        Где живет мышка? (В норке). 
        Что любит кушать? (Сыр). 
        Кого боится? (Кошки). 
        После подготовительной работы объединяем все изображения в мнемодорожку.

        В итоге получился небольшой рассказ: «Это мышка. Она живет в норке. Мышка любит кушать сыр. Она боится кошки». Сначала его произносит взрослый, акцентируя на связь каждой фразы с отдельной картинкой. Затем слово берут дети.

        На следующем этапе усложняем задание, меняя конкретные изображения на условные обозначения. Например, как описать любимую игрушку, используя следующую мнемодорожку?

        Дети должны уяснить, что каждому значку здесь соответствует отдельная категория описания:

        • как называется игрушка;
        • её цвет;
        • форма;
        • размер;
        • за что ты ее любишь?

        Если малыш теряется и не может сразу подобрать нужные слова, даем дополнительную подсказку, «разложив» каждый знак на отдельные категории.

        В итоге получится короткое описание: «Моя любимая игрушка – мяч. Он красный с синей полосой, круглой формы. Мячик маленький. С ним весело играть».

        Если занятие происходит в ДОУ, то педагог должен помнить о том, что нужно уделить внимание каждому ребенку и дать ему возможность высказаться. Обязательно стоит похвалить малыша, даже если с первого раза не все получилось.

        В старшей и подготовительной группе

        У ребятишек 5– 7 лет речевое развитие находится на уже довольно высоком уровне. Малыш правильно произносит звуки, не делает ошибки в постановке ударений, имеет довольно богатый словарный запас. Кроха не только называет предмет и его признаки, но и дает ему характеристику, а также выражает свое отношение. Детская речь становится выразительной, интонационно и эмоционально окрашенной. Мышление ребенка уже настолько развито, что он легко может выделять существенные признаки предметов, строить логические цепочки, анализировать и давать умозаключения. Поэтому самое время перейти к использованию мнемотаблиц:

        • в отличие от дорожек, информационные квадраты в них расположены не линейно, а в несколько рядов, каждый из которых обозначает начало нового предложения или абзаца;
        • количество мнемоквадратов, входящих в таблицу – от 4 до 9;
        • здесь могут быть зашифрованы информационные тексты, загадки, сказки, стихи.

        Для детей 5–7 лет нужно использовать пособия, составленные из картинок и символов:

        1. Обучающие определенному алгоритму действия. Например, одеваем куклу на прогулку или обучаем ребят правильно мыть руки. 
        2. Направленные на запоминание стихов или информации. 
        3. Развивающие умение рассказывать разные истории или давать характеристику предметам или событиям.

          Осень

        Раскрашивание отдельных элементов таблицы или участие в их составлении делает запоминание информации еще более эффективным, а мелкие движения кистями рук способствуют развитию речи.

        Пересказываем сказки

        В русских народных сказках почти всегда очень много персонажей, которые появляются в определенной последовательности. Как запомнить их маленькому человеку, который еще не обучен грамоте? И тут на помощь вновь приходят мнемотаблицы:

        1. Читаем сказку вслух.
        2. Рассматриваем изображения в таблице. 
        3. Производим «перекодировку», расшифровывая условные обозначения. Так, острые зубы символизируют волка, геометрические фигуры – крышу теремка и новый просторный домик, который построили животные.
        4. Предлагаем детям пересказать историю с опорой на символы.
        5. Следующий шаг – раскрашивание элементов или восстановление целой таблицы по памяти.

        Изображения главных героев и их действий служат прекрасной подсказкой. Остается только подобрать нужные слова и правильно сформулировать предложения – и ваш малыш превратится в профессионального сказочника.

        Как научить детей составлять тексты по мнемотаблице

        Начинать стоит с самых простых таблиц, состоящих из 4 (2х2) клеток, постепенно усложняя задачу и увеличивая количество строк. Опираясь на такую наглядность, дети сами смогут составить рассказ-описание. Обучение состоит из нескольких этапов:

        1. Сначала рассматриваем и подробно обсуждаем каждую картинку. Задаем детям наводящие вопросы, акцентирующие внимание на деталях: форме, размере, цвете и других характеристиках.
        2. «Перекодируем» информацию, зашифрованную в условных знаках. Всем детям должно быть понятно, о чем идет речь.
        3. Предлагаем составить фразы к каждому мнемоквадрату.
        4. Объединяем их в рассказ, произносим его вслух.
        5. Убираем таблицу и предлагаем детям воспроизвести ее графически по памяти.
        6. Теперь наступает очередь малышей изложить свой вариант рассказа.

        Например, научить детей описывать любимое время года можно при помощи подобной таблицы:

        1. Начать стоит с подробного рассмотрения всех использованных изображений: «Что вы видите на картинках?»
        2. Второй шаг – раскодировка информации, скрытой в условных знаках: «О каком времени года идет речь? Правильно. Так что же может означать буква «В» в первом квадрате? А что за странные человечки изображены в конце таблицы? Да это же девочки в синих платьицах и мальчики в оранжевых брючках».
        3. Затем вместе с детьми составляем фразы к каждой картинке: «Наступила весна. Снег растаял, и появилась зеленая травка. Расцвели подснежники. Прилетели птицы. На деревьях распустились молоденькие листочки. Девочки и мальчики рады теплому солнышку». Взрослый произносит полную версию рассказа вслух, привязывая каждое предложение к картинке.
        4. Убираем таблицу и предлагаем детям восстановить ее по памяти.
        5. Следующий шаг – пробные рассказы сначала с опорой на наглядность, а затем без неё, по памяти.

        Так постепенно таблицы становятся все больше, а тексты сложнее. Но какую бы тематику вы ни затронули, алгоритм обучения составлению рассказов останется неизменным.

        Легкий прием разучивания стихотворений

        Способность к запоминанию у детей может сильно отличаться. Одни – без устали цитируют объемные произведения Чуковского и Барто. У других даже простое четверостишье никак не хочет откладываться в памяти. Помочь таким ребяткам довольно легко – учить стихи с ними нужно, используя мнемотаблицы:

        1. Для начала выразительно читаем произведение вслух.
        2. Затем второй раз, но уже акцентируя внимание малыша на опорную наглядность.
        3. Проверяем понимание смысла при помощи вопросов по содержанию стихотворения.
        4. Объясняем непонятные моменты.
        5. Читаем построчно, с опорой на мнемотаблицу. Ребенок тут же повторяет фразу, а затем весь текст целиком.

        В младшем дошкольном возрасте полезно заучивать так называемые стихи-болтушки: короткие и простые четверостишья, которые легко запоминаются и мотивируют к говорению.

        В такой таблице каждая строчка – отдельное предложение, завершенное по смыслу:

        • Я// рубашку// сшила// мишке.
        • Я// сошью ему// штанишки.
        • Надо// к ним карман// пришить,
        • И конфетку// положить.

        Так скучное занятие превратится в забавное приключение, и ребенок без труда запомнит и расскажет любое стихотворение.

        Как сделать пособие своими руками

        Приемы мнемоники сегодня широко используются педагогами и родителями для развития памяти, речи, а также абстрактного и логического мышления детей во время занятий по математике и окружающему миру. Готовые таблицы, как средства популярной методики, можно без проблем купить в любом книжном магазине. Но если вы сделаете их своими руками и привлечете к творческому процессу детей, то эффективность развивающих занятий намного увеличится. Как же создать мнемотаблицу?

        1. Перечитываем и делим на части текст, акцентируя внимание на важных моментах.
        2. Расчерчиваем таблицу. Количество квадратов будет зависеть от объема текста и возраста ребенка.
        3. Фиксируем основные смысловые акценты, используя точные либо условные изображения: геометрические фигуры, силуэты, знаки, пиктограммы.
        4. Выделяем непонятные слова, которые впоследствии объясняем малышу. 

        Картинки в таблице можно нарисовать от руки, распечатать на принтере или наклеить в форме коллажа. В любом случае взрослые должны проявить творческую фантазию, внимание и настойчивость, чтобы развить у дошкольников как можно больше навыков и умений, столь необходимых в период формирования речевых центров головного мозга.

        rearchildren.ru

        Советы рукодельницам