«Зима. Признаки зимы. Составление рассказа по мнемотаблице».

Конспект открытого занятия

в подготовительной логопедической группе

Тема: «Зима. Признаки зимы. Составление рассказа по мнемотаблице».

Автор: учитель-логопед Ермакова Е.П.

Цели:

-учить детей составлять описательный рассказ на тему «Зима» с опорой на мнемотаблицу.

Задачи:

коррекционно-образовательные:

-расширять и активизировать словарный запас по лексической теме «Зима», называть признаки зимы;

-учить детей составлять описательный рассказ с опорой на мнемотаблицу;

– формировать навыки связности, развернутости, непрерывности высказывания;

– закреплять правильное употребление в речи относительных прилагательных;

– продолжать учить составлять предложения о зиме с опорой на схемы-картинки;

– продолжать учить делить слова на слоги; проводить звуковой анализ слова; находить заданный звук.

коррекционно-развиваюшие:

-развивать длительный плавный выдох, зрительное внимание, мышление, артикуляционную, тонкую и общую моторику, координацию речи с движением;

– фонематический слух, восприятие;

-общую, мелкую и артикуляционную моторику, мимические мышцы лица.

коррекционно-воспитательные:

– расширять у детей представления об окружающем мире и воспитывать бережное отношение к природе.

Оборудование: мнемотаблица «Времена года»; карточки-символы с признаками зимы; снежинки по одной каждому; снежки из ваты со словами, корзинка, прищепки для звукового анализа слов, индивидуальные зеркала.

Предварительная работа:

1.Слушание музыки.

2.Чтение рассказов о зиме.

3.Заучивание стихотворений .

Ход занятия:

  1. Организационный момент.

Логопед : У нас сегодня праздник. Посмотрите сколько гостей. Давайте поздороваемся. (Дети здороваются, называя своё имя.)

Логопед: Сейчас я загадаю загадку. Слушайте внимательно.

«Запорошила дорожки, разукрасила окошки.

Радость детям подарила и на санках прокатила».

О  каком времени  года эта загадка?       

Дети: О зиме.

Логопед: Правильно. А вы любите зиму? (Да). Вот и к нам пришла зима, а как же называются зимние месяцы?

Дети: Декабрь, Январь, Февраль.

Логопед: Зимой часто идет снег. Как называется это явление?

Дети: Снегопад.

Логопед: Откуда падает снег? (С неба). Поднимите голову наверх, кажется, пошел снег. (массаж лица)

2.Артикуляционная гимнастика «Зима» (с опорой на зрительное восприятие с помощью зеркала)

Логопед: Зима, ребята, бывает морозная и суровая. Поэтому, чтобы не замерзнуть, давайте разомнём наши язычки.

Мы во двор гулять ходили,

Язычком снежок ловили

И в снегу валялись смело –

Потом горлышко болело.

Строгий доктор приезжал

Нам лекарства назначал.

Движения языка влево – вправо.

Широкий язык высовывается изо рта, затем поднимается вверх в виде чашечки, утягивается в рот.

Круговые движения языка («вкусное варенье).

Рот широко открыт.

Поцокать кончиком языка

Открыли и закрыли рот.

3. Дыхательная гимнастика «Вьюга»

Зима пришла к нам не одна. Захватила она с собой подругу- снежную вьюгу. (муз. Сопровождение «Завывание вьюги»).

Как можно по-другому назвать вьюгу? (метель, буран, сильный ветер со снегом) Сейчас мы с вами изобразим, как воет вьюгу. Вы будете петь звук У то громко то тихо, в зависимости от того, буду я поднимать руку вверх, или опускать вниз. Вот так вьюга у нас разгулялась!

4. Составление предложений по схеме-картинке.

Логопед: Посмотрите, сколько снежинок прилетело. Какие они красивые, блестящие, резные. А снежинки необычные, на них картинки. Возьмите по одной и скажите, что нарисовано на вашей снежинке. ( Дети поочередно составляют предложения по картинке).

Логопед хвалит детей и приглашает на коврик для пальчиковой гимнастики.

5.Пальчиковая гимнастика «Снежинки».

Стою и снежинки в ладошку ловлю. (Ритмичные удары пальцами левой руки, начиная с указательного, по ладони правой руки)

Я зиму, и снег, и снежинки люблю (Ритмичные удары пальцами правой руки, начиная с указательного, по ладони левой руки)

Но где же снежинки? (На вопрос сжать кулаки,

В ладошке вода. На ответ- разжать)

Куда же исчезли снежинки? Куда? (На первый вопрос сжать кулаки, на второй – разжать)

Растаяли хрупкие льдинки-лучи (мелкие потряхивания расслабленными

Как видно, ладошки мои горячи. ладошками)

6.Разгадывание ребуса.

Логопед: Ребята, пока мы играли, посмотрите, кто к нам пришел. Зайка принес с собой корзинку, но чтобы отгадать что в ней лежит, нужно разгадать ребус. По первому звуку нарисованных картинок нужно составить новое слово. ( Дети составляют слово по первым звукам)

Логопед: правильно, это снежок. Вот что принес нам Зайчик, (заяц раздаёт по одному снежку)

7. Звуковой анализ слова.

Логопед: Ребята, давайте поможем Зайчику прочитать слова, которые написаны на снежках, и составить к ним схему. Займите места за столами.

(дети читают и составляют звуковые схемы слов)

8. Деление слова на слоги.

Логопед: Молодцы, справились с заданием, а теперь предлагаю поиграть с нашим гостем, но прежде нужно сложить снежки в корзинку, чтобы они не растаяли. Сначала кладут снежки те дети, в слове у которых один слог, потом, у кого в слове два слога, и затем кладут у кого в слове три слога.

(Дети выполняют задание и выходят на физминутку)

9. Физминутка « Наконец пришла зима»

«Наконец пришла зима,  (Дети разводят руки в стороны)

Стали белыми дома,  (Складывают руки домиком над головой)

Снег на улице идёт,  (Двигают руками сверху вниз)

Дворник улицу метёт,  (Имитируют)

Мы катаемся на санках,  (Приседают, руки вытягивают вперёд)

Пишем на катке круги,  (Руки закладывают за спину, медленно кружатся)

Ловко бегаем на лыжах,  (Имитируют)

И играем все в снежки.  (Лепят и бросают снежки)

Зима:

Знаю, вы меня все ждали

Шубы, шапки одевали.

Я волшебною иголкой

На ковре рисую елки,

Заметаю их снежком

Вся земля как белый дом.

Логопед: Здравствуй зима! Хорошо, что ты пришла, мы как раз про тебя говорили. Хочешь послушать? (Да)

10. Составление рассказа по мнемотаблице.

Зима: Молодцы! Как правильно обо мне сказали. Я к вам не с пустыми руками пришла, а гостинцы принесла. (угощает детей и взрослых)

Ну, что ж, ребята, досвидания, мне идти пора. И зайчика заберу с собой в лес.

11.Итог занятия
Логопед: Вот какая удивительная у нас зима!  Вы все хорошо отвечали на вопросы, старались правильно, красиво рассказывать, были активными. На прощание я хочу подарить вам снежинки. Вы дома раскрасьте их и расскажите своим родителям о зиме, прекрасном времени года, ее приметах. (Прощаются с гостями)

infourok.ru

Мнемотаблица для составления описательного рассказа на тему “ЗИМА”

Добрый день дорогие мои гости и подписчики!

Сегодня хочу порадовать вас новой мнемотаблицей “ЗИМА”, создание которой продолжает зимнюю тему на блоге. 

Важным приёмом формирования умения составлять описательные рассказы – является использование мнемотаблиц. Такие наглядные таблицы или схемы помогают ребёнку видеть чёткий план описательного рассказа. Мнемотаблицы выступают планом-подсказкой, с помощью которого малыш может последовательно рассказать о предмете. 

Мнемотаблицы также активно используются при обучении ребёнка по методике Мокато Шичиды. 



В предложенном материале я подготовила:

  • Инструкцию по работе с мнемотаблицами
  • Этапы работы над таблицей и игры для каждого этапа
  • Мнемотаблицу для составления описательного рассказа на тему “ЗИМА” 
  • План рассказа
  • Пример рассказа

С мнемотаблицей на тему “ДЕРЕВЬЯ” вы можете познакомиться тут ССЫЛКА
С мнемотаблицей на тему “ОСЕНЬ” вы можете познакомиться тут ССЫЛКА
С мнемотаблицей на тему “ДОМАШНИЕ ЖИВОТНЫЕ” вы можете познакомиться тут ССЫЛКА

Очень надеюсь, что материал будет вам полезен!

ПОДПИШИТЕСЬ НА РАССЫЛКУ БЛОГА, ЧТОБЫ ПОЛУЧАТЬ 

НОВЫЕ РАЗВИВАЮЩИЕ МАТЕРИАЛЫ 

ВВЕДИТЕ ВАШ email АДРЕС:


ПРИСОЕДИНЯЙТЕСЬ К НАШИМ ГРУППАМ ВКОНТАКТЕ

P.S. Данная статья и прикреплённые к ней материалы (в том числе и файлы) авторские и предназначены исключительно для частного использования, публикация и использование на других сайтах ЗАПРЕЩЕНА!  Все права защищены. 

vchudoma.blogspot.com

Мнемотаблица к стихотворению Сурикова “Зима”

Мнемотаблицы очень помогают детям дошкольного и младшего школьного возраста разучивать стихотворения. особенно эффективны при разучивании стихотворений. Опорные рисунки, из которых состоит мнемотаблица к стихотворению Ивана Сурикова зима разбиты на законченные смысловые компоненты, каждый из которых имеет свое схематическое изображение на таблице. Это позволит вам не только более быстро и эффективно разучить с ребенком стихотворение, но и заинтересовать его процессом, увлечь образами зимы и эмоциями, с ними связанными.

Мнемотаблица к стихотворению Сурикова «Зима»: как работать со стихотворением

1.    Сначала стихотворение с выражением следует прочитать взрослому.

2.     Далее ребенку сообщают, что это стихотворение он будет учить наизусть. Затем взрослый еще раз читает стихотворение с опорой на мнемотаблицу для того, чтобы ребенок познакомился с ассоциациями.

3.     Взрослый задает вопросы по содержанию стихотворения, помогая ребенку уяснить основную мысль.

4.     Далее идет обсуждение стихотворения с ребенком. Взрослому следует спросить какие слова в нем непонятны и если таковые имеются, объяснить их значения ребенку в доступной и понятной форме.

5.     Еще раз читаем стихотворение — но на этот раз по строчкам. Ребенок должен повторить за взрослым каждую строчку, опираясь на мнемотаблицу. В

6.     Ребенок должен пересказать стихотворение сам, опираясь на мнемотаблицу.

ladiesvenue.ru

Мнемодорожки и мнемотаблицы: осень, зима, весна.

Мнемодорожки и мнемотаблицы по темам

«Осень», «Зима», «Весна».

Младший и средний возраст.

«Осень»

Осенью люди ходят в лес собирать грибы (большие и маленькие).

Осенью солнышко светит мало, часто идет дождь, дует ветер, падают листья.

Осенью листочки на деревьях становятся разноцветными, и только елочка остается всегда зеленой.

Осенью солнышко светит мало, на небе появляются тучи, из которых идет дождь; дует ветер, летят листочки.

Осенью все деревья надевают разноцветный наряд. Но подул ветер и сорвал с ветки листочек. Он полетел. Солнышко светит мало, часто идет дождь, в лесу после дождя появляются грибы, а мы во время дождя прячемся под зонтик.

Осенью часто идет дождь, в лесу можно собирать грибы.

Осенью часто идет дождь, и в лесу растут грибы.

Осенью солнышко светит мало, часто идет дождь, дует ветер, который срывает с дерева листочки. Мы от дождя прячемся под зонтик.

Осенью часто идет дождь, дует холодный ветер, мы с вами от дождя прячемся под зонтиком.

Осенью солнышко светит мало, часто идет дождь, в лесу можно собирать грибы, которые кладут в корзинку. Дует ветер, срывает листочки, в саду зреют фрукты – яблоки.

Осенью небо покрыто тучами, из них часто идет дождь.

Осенью в лесу вырастают грибы, а в садах поспевают яблоки.

Осенью с деревьев облетают листочки, и это явление называется листопад.

Осенью на небе часто появляются тучи, из которых идет дождь. Дует ветер, с деревьев летят листочки. Улетают птицы в теплые края.

Осенью солнышко часто заволакивает тучами, из которых часто идет дождь. Мы с вами от дождя прячемся под зонтик. Дует ветер, с деревьев срывает листочки. Птицы улетают в теплые края.

«Зима»

Зимой на улице много снега, из него можно лепить снеговиков.

Зимой солнышко светит мало, холодно, мороз рисует на окнах узоры, дети надевают варежки.

Зимой часто идет снег, из него дети лепят снеговиков, катаются на лыжах.

Зимой часто идет снег, дети любят играть в снежки, лепят снеговика, катаются на санках.

Зимой на улице много снега, он падает в виде снежинок. Дети любят из него делать снежки и играть друг с другом, кататься на санках, с горки, лепить снеговика. Солнышко светит редко и мало.

Зимой холодно и морозно. Мороз на окнах рисует разные узоры.

Зимой часто идет снег, холодно и морозно. Солнышко светит мало и редко.

Зимой часто идет снег. Дети любят из снега лепить снеговиков.

Зимой солнышко светит редко и мало. Часто идет снег, холодно и морозно. Небо часто бывает затянуто тучами, из которых идет снег.

Зимой солнышко светит редко. Морозно, мороз на окнах рисует разные узоры. Идет снег, дует холодный ветер. Из снега дети делают снежки, делают снеговика.

www.prodlenka.org

Составление рассказа о зиме с использованием мнемотаблицы.

Тема занятия: Составление рассказа о зиме по мнемотаблице.

Приоритетная задача речевого развития: Развитие связной речи ребёнка.

Цели:

  • Учить детей составлять рассказ на заданную тему, используя мнемотаблицу.

  • Формировать умение подбирать подходящие по смыслу и согласовывать прилагательные с существительными в числе, роде и падеже.

  • Закреплять умение проводить звуко-буквенный анализ слова.

Ход занятия.

Педагог предлагает детям отгадать загадки.

-Какой это мастер на стёкла нанёс и листья, и травы, и заросли роз? (Мороз)

-Бел, да не сахар. Нет ног, а идёт. (Снег)

– С неба падают зимою и кружатся над землёю лёгкие пушинки, белые… (Снежинки)

– О каком времени года загадки?

Работа на маркерных дощечках.

Дети с помощью звуковых линеек определяют количество звуков в слове «зима», дают характеристику каждого звука (закрашивают кружок соответствующим цветом), делят на слоги, каждый звук обозначают соответствующей буквой.

– Будем составлять рассказ о зиме по этой таблице.

– Что на ней изображено? Буква «З» что обозначает? (Рассказ будет о зиме). Составьте предложение (наступила зима).

– Выложите схему предложения «Наступила зима».

– Зима какая? (Снежная, вьюжная, холодная, морозная).

– Солнце и тучка? (Небо скрыто темными тучами, солнце часто прячется за тучами и т. д.)

– Следующая картинка? (Ветер). Ветер бывает зимой какой? (Холодный, колючий, сильный, порывистый).

– Снежинка? (Часто идёт снег, с неба падают снежинки). Снежинки какие? (Пушистые, белые, резные, лёгкие).

– Сугроб? (Снег покрыл землю, на земле снежные сугробы).

– Снеговик? (Дети лепят снеговиков).

– Лыжи, санки? (Люди катаются на лыжах и санках).

– Ёлка? (Новогодний праздник).

Дети составляют рассказы по таблице.

infourok.ru

учим зимние и новогоние стихи.

МНЕМОТАБЛИЦЫ: УЧИМ ЗИМНИЕ И НОВОГОДНИЕ СТИХИ

Подготовила Майорова В.И.

2018г.

Назначение: данная публикация предназначена для заучивания стихов в домашних условиях.

Цель:

Все родители понимают, что заучивание стихотворений для ребёнка имеет огромную пользу: расширяется кругозор, развивается память, формируется культурный уровень маленького человека.

Мы не представляем себе Новый год без елки, Деда Мороза, подарков и, конечно же, без новогодних стихов. Как хочется видеть своего ребенка в роли чтеца на празднике! Что делать, если заучивание стихотворений вызывает у детей быстрое утомление и отрицательные эмоции?

Чтобы пробудить в детях интерес к заучиванию стихов, на помощь взрослым приходят мнемотаблицы.

Суть методики заключается в том, что на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка – символ, изображающий действие или предмет; таким образом, все стихотворение зарисовывается схематически. Овладение приемами работы с мнемотаблицами решает задачи, направленные на развитие ассоциативного мышления, зрительной и слуховой памяти, зрительного и слухового внимания, воображения; развитие мелкой моторики рук при частичном или полном графическом воспроизведении текста. Использование опорных рисунков для заучивания стихотворений увлекает детей, превращает занятие в игру. Зрительный же образ, сохранившийся у ребенка после прослушивания, сопровождающегося просмотром рисунков, позволяет значительно быстрее запомнить текст.

Как работать с мнемотаблицей:

1. Выразительно прочитайте стихотворение.

2. Объясните ребенку непонятные, новые слова.

3. Рассмотрите таблицу к стихотворению. (Впоследствии вы сможете сами с ребенком рисовать подобные схемы)

4. Прочитайте стихотворение, показывая ребенку опорные картинки в мнемотаблице.

5. Предложите ребенку повторить стихотворение по мнемотаблице

6. Предложите ребенку поиграть с мнемотаблицей самостоятельно (можно разрезать мнемотаблицу на части и предложить собрать стихотворение из картинок)

7. Предложите ребенку прочитать стихотворение без помощи мнемотаблицы.

ВЕСЁЛЫЙ СНЕГОВИК.

По сугробам, напрямик шел веселый снеговик.

А в руках его была не корзина, не метла,

Не плитка шоколадная, а елочка нарядная!

ВЫРАСТАЛА ЁЛКА

Вырастала елка в лесу на горе,

У нее иголки зимой в серебре.

Жил под елкой зайка с зайчихой своей,

Прилетала стайка чечеток с полей

Дед Мороз проспал в постели

Дед Мороз проспал в постели,

Встал, сосульками звеня,

Где вы вьюги. где метели,

Что не будите меня?

Непорядок во дворе,

Грязь и лужи в декабре!

ЁЛОЧНЫЙ ПЕРЕЗВОН

На елке не шишки и не свистульки,

На елке повисли большие сосульки!

Лишь ветер подует, как слышен трезвон:

– Динь-дон, дили-дили, динь-дон, дили-дон!

ПИРОГ

Падал снег на порог, кот слепил себе пирог,

А пока лепил и пёк ручейком пирог утёк.

Пироги себе пеки не из снега – из муки

«Ёлочка»

Перед нами ёлочка

Шишечки ,иголочки,

Шарики, фонарики

Зайчики и свечки,

Звёзды, человечки.

Дед Мороз

К нам на елку –ой-0й-ой!

Дед Мороз идет живой.

Ну и дедушка Мороз!..

Что за щеки, что за нос!..

Борода-то, борода!..

А на шапке-то звезда!

На носу-то крапины!

А глаза-то… папины!

infourok.ru

«Составление описательного рассказа “Зима” с опорой на мнемотаблицы»

Конспект непосредственно – образовательной деятельности

по образовательной области «Коммуникация»

с детьми старшего дошкольного возраста

Тема: «Составление описательного рассказа “Зима” с опорой на мнемотаблицы».

Цель: учить детей составлять описательный рассказ на тему «Зима» с опорой на мнемотаблицы.

Задачи:

-расширять и активизировать словарный запас по лексической теме «Зима»;

-учить детей составлять описательный рассказ с опорой на мнемотаблицы

– упражнять детей в образовании родственных слов;

– формировать навыки связности, развернутости, непрерывности высказывания;

– воспитывать внимание к речи педагога и других детей;

– воспитывать доброту, отзывчивость;

– развивать память, внимание, мышление детей;

Материал.

Мнемотаблицы к стихам о зиме, мнемотаблица к загадке, мнемотаблицы для составления предложений о зиме, мнемотаблица к рассказу «Зима», костьм Зимы.

План – конспект занятия.

  1. Орг. момент

Приходит в гости к детям Зима, загадывает загадку.

Дел у меня немало:

Я белым одеялом

Всю землю укрываю

В лёд реки убираю,

Белю поля, дома.

Зовут меня … (Зима).

Да, дети я – Зима. Я приготовила для вас много игр, и заданий и если вы со всем справитесь, то я подарю вам снежинки.

Я знаю, что вы дети знаете обо мне много стихов, давайте их послушаем, а вспомнить их нам помогут схемы на снежинках.

  1. Дети рассказывают стихи о зиме, с опорой на мнемотаблицы.

Всё бело, бело, бело

Много снега намело

Вот весёлые деньки

Все на лыжи и коньки.

Давай дружок, смелей, дружок,
Кати по снегу свой снежок –
Он превратится в толстый ком,
И станет ком снеговиком,
Его улыбка так светла!
Два глаза… шляпа… нос…метла…
Но солнце припечёт слегка –
Увы! – и нет снеговика.

  1. ^

Она лёгкая, как пёрышко. Когда их много образуются целые сугробы.

Она холодная, как сосулька. Она часто кружится в воздухе и садится на шапки, варежки, шубы.

Отгадывание загадки детьми.

  1. ^ Содержание игры: эта снежная куча не простая, а волшебная, она сделана не из снега, а из слов, которые все похожи на слово “снег”.
  • Есть слово ласковое, маленькое – снежок.
  • Есть слово длинное – снегопад.
  • Есть слово красивое, слово признак – снежный (ком).
  • Есть слово – человек, сказочный персонаж – снегурочка.
  • Есть слово – фигура, вылепленная из снега – снеговик.
  • Есть слово лёгкая, пушистая – снежинка.
  • Есть слово – цветок – подснежник.
  • Есть слово – птица – снегирь.

Подул вдруг ветер и все слова-снежинки разлетелись. Предлагаю вам, дети, собрать их (Дети называют слова и складывают снежинки в кучу).

  1. Физ. минутка. Снежная баба.

Мы бабу снежную лепили, (Дети руками показывают круги)

Чтоб краше не было её.

Лопатами весь снег собрали,

Не позабыли ничего.

Сначала ком большой скатали (Дети руками показывают ком)

И плотно этот ком прижали.

Второй поменьше был размером, (Приседают)

На первый он уселся смело.

А ком последний снеговой

Стал снежной бабе головой.

Лицо украсили морковкой (У носа пальцами вытягивают

И угольками вместо глаз. форму морковки)

Прорисовали ротик ловко.

Смотрели в профиль и анфас.

На голову ведро надели,

Украсили его пером,

Трудились дружно всем двором.

Метлу воткнули для порядка.

И всё теперь у нас в порядке.

  1. Составление предложений о зиме по мнемодорожкам.
  • Зимой солнце светит мало, небо покрыто тучами. Часто идёт снег. Солнце светит, но не греет.
  • Снег лежит на земле, на деревьях, на домах.
  • В домах зимой топят печи. В небо идёт дым.
  • Люди зимой делают кормушки для птиц.
  • Зимой в лесу много снега, а под снегом спят медведь и ёжик.
  • Дети зимой катаются на санках с горки, на лыжах, лепят снеговиков, играют в снежки.
  • Лёгкие, пушистые снежинки падают на шапки, варежки, пальто.
  • В Новогодний праздник Дед Мороз приносит детям подарки и сладости.
  1. Составление рассказа о зиме по мнемотаблице.

Зимой снег повсюду: на земле, на деревьях, на домах. Солнце светит, но не греет. В домах топят печи. Люди одеваются тепло: в меховые шубы, шапки, валенки, шерстяные шарфы, варежки. Домашние животные зимой находятся в тёплых хлевах. Дикие животные зимуют по-разному: медведь и ёжик – в спячке, белка заготовила себе корм и устроила себе тёплое дупло, сложнее зимой волку и лисе, зайчик сменил серую шубку на белую и его не заметно на белом снегу. Люди заботятся о птицах, развешивают кормушки, приносят корм. У детей зимой много развлечений: праздник Новогодней Ёлки, подарки от Деда Мороза, катания на санках, лыжах, коньках, игры со снегом. Зимой можно слепить снеговика, построить горку, крепость, поиграть в снежки.

  1. .Итог занятия
    Л.: Вот какая удивительная у нас зима!  Вы все хорошо отвечали на вопросы, старались правильно, красиво рассказывать, были активными. На прощание я хочу подарить вам снежинки. Вы дома раскрасьте их и расскажите своим родителям о зиме, прекрасном времени года, ее приметах. До свидания.

velikol.ru

Советы рукодельницам