Мнемодорожки и мнемотаблицы по темам «Осень», «Зима», «Весна».

Транскрипт

1 Мнемодорожки и мнемотаблицы по темам «Осень», «Зима», «Весна».

2 «Осень» Осенью люди ходят в лес собирать грибы (большие и маленькие).

3 Осенью солнышко светит мало, часто идет дождь, дует ветер, падают листья.

4 Осенью листочки на деревьях становятся разноцветными, и только елочка остается всегда зеленой.

5 Осенью солнышко светит мало, на небе появляются тучи, из которых идет дождь; дует ветер, летят листочки.

6 Осенью все деревья надевают разноцветный наряд. Но подул ветер и сорвал с ветки листочек. Он полетел. Солнышко светит мало, часто идет дождь, в лесу после дождя появляются грибы, а мы во время дождя прячемся под зонтик.

7 Осенью часто идет дождь, в лесу можно собирать грибы. Осенью часто идет дождь, и в лесу растут грибы.

8 Осенью солнышко светит мало, часто идет дождь, дует ветер, который срывает с дерева листочки. Мы от дождя прячемся под зонтик.

9 Осенью часто идет дождь, дует холодный ветер, мы с вами от дождя прячемся под зонтиком.

10 Осенью солнышко светит мало, часто идет дождь, в лесу можно собирать грибы, которые кладут в корзинку. Дует ветер, срывает листочки, в саду зреют фрукты яблоки.

11 Осенью небо покрыто тучами, из них часто идет дождь. Осенью в лесу вырастают грибы, а в садах поспевают яблоки.

12 Осенью с деревьев облетают листочки, и это явление называется листопад.

13 Осенью на небе часто появляются тучи, из которых идет дождь. Дует ветер, с деревьев летят листочки. Улетают птицы в теплые края.

14 Осенью солнышко часто заволакивает тучами, из которых часто идет дождь. Мы с вами от дождя прячемся под зонтик. Дует ветер, с деревьев срывает листочки. Птицы улетают в теплые края.

15 «Зима» Зимой на улице много снега, из него можно лепить снеговиков.

16 Зимой солнышко светит мало, холодно, мороз рисует на окнах узоры, дети надевают варежки.

17 Зимой часто идет снег, из него дети лепят снеговиков, катаются на лыжах.

18 Зимой часто идет снег, дети любят играть в снежки, лепят снеговика, катаются на санках.

19 Зимой на улице много снега, он падает в виде снежинок. Дети любят из него делать снежки и играть друг с другом, кататься на санках, с горки, лепить снеговика. Солнышко светит редко и мало.

20 Зимой холодно и морозно. Мороз на окнах рисует разные узоры. Зимой часто идет снег, холодно и морозно. Солнышко светит мало и редко.

21 Зимой часто идет снег. Дети любят из снега лепить снеговиков.

22 Зимой солнышко светит редко и мало. Часто идет снег, холодно и морозно. Небо часто бывает затянуто тучами, из которых идет снег.

23 Зимой солнышко светит редко. Морозно, мороз на окнах рисует разные узоры. Идет снег, дует холодный ветер. Из снега дети делают снежки, делают снеговика.

24 Зимой холодно, морозно, часто идет снег, с неба падают снежинки. Зимой солнце светит мало, холодно и морозно, часто идет снег.

25 Зимой солнце светит мало, часто идет снег, в виде больших снежинок. Дети любят зимой кататься на горке.

26 Зимой солнце светит мало, холодно и морозно, часто идет снег, и которого дети лепят снеговиков и катаются на санках.

27 Зимой холодно и морозно, часто идет снег, его очень много. Солнышко светит редко и мало. Дети любят играть в снежки, лепить снеговиков, кататься на горке, очень любят кататься на лыжах.

28 «Весна» Весной солнышка становится больше. Оно пригревает, начинают таять сосульки, все отмечают мамин праздник.

29 Весной пригревает солнышко, тают сосульки, появляются лужи, в них можно пускать кораблики.

30 Весной пригревает солнышко, тают сосульки, появляются лужи, все весной отмечают мамин праздник 8 Марта.

31 Весной пригревает солнышко, тают на крышах сосульки. Появляются лужи, в них можно пускать кораблики. Отмечаем мамин праздник 8 Марта, пушится верба.

32 Весной пригревает солнышко, тают сосульки. Появляются лужи, дети пускают в них и в ручейках кораблики. Пушится верба, все отмечают мамин праздник 8 Марта. Начинают прилетать из далеких стран птицы.

33 Весной пригревает теплое и ласковое солнышко, на веточках появляются почки с листочками. Весной греет теплое солнышко, набухают почки, появляются листики и молодая травка.

34 Весной появляется очень много света. День прибывает. Солнышко становится теплое и ласковое. Появляются зеленые листочки.

35 Весной пригревает теплое и ласковое солнышко. Появляются из почек листочки. Вырастает травка с цветами, и прилетают птицы.

36 Весной дни становятся длиннее. Светло. Пригревает теплое и ласковое солнышко. Набухают почки и появляются листочки. Зеленеет травка, распускаются цветы. Прилетают из далеких стран птицы, в лесу деревья покрываются листвой.

37 Весной зеленая трава, на деревьях зеленые листики. Весной солнце светит и греет, появляются зеленая трава и цветы одуванчики.

38 Весной появляется зеленая трава. В траве растут цветы одуванчики, на них прилетают бабочки.

39 Весной солнышко теплое и под его лучами просыпается зеленая травка. На деревьях зеленые листочки, распускаются цветы, прилетают насекомые.

40 Весной солнышко светит и греет. Тепло. На деревьях зеленые листики. В траве распускаются цветы. Прилетают насекомые. В лесу появляются птицы. Хорошо весной!

docplayer.ru

Мнемотаблица «Осень»

МНЕМОТАБЛИЦЫ ДЛЯ СОСТАВЛЕНИЯ
ОПИСАТЕЛЬНЫХ РАССКАЗОВ
Важным аспектом развития ребёнка – является обучение составлению описательных рассказов. Точное, лаконичное и образное описание ребёнком предметов способствует развитию его речи, мышления, памяти, улучшает коммуникативные качества и способности. Важным приёмом формирования умения составлять описательные рассказы – является использование мнемотаблиц. Такие наглядные таблицы или схемы помогают ребёнку видеть чёткий план описательного рассказа. Мнемотаблицы выступают планом-подсказкой, с помощью которого малыш может последовательно рассказать о предмете.
Структура мнемотаблицы и работа с ней
Мнемотаблица состоит из нескольких клеточек, в которых расположены символы и короткие вопросы. Клеточка – это условный пункт плана рассказа. На обороте таблицы представлены объяснения содержания клеточек, т.е. развёрнутый план описательного рассказа. Также приведён примерный описательный рассказ на основе таблицы.
Работу по мнемотаблице лучше проводить с использованием настоящих предметов, игрушек или картинных пособий. Таблицу также можно брать с собою на прогулку во двор, парк, лес.
Обучение описательному рассказу на основе мнемотаблиц должно проходить постепенно и последовательно, обычно в три этапа.
На первом этапе необходимо показать ребёнку схему и объяснить содержание условных знаков. Закрепить знания на первом этапе можно в игровой форме, например с помощью игр «Расшифруй знаки-символы» (Взрослый показывает таблицу, а ребёнок объясняет значение символов), «Исправь ошибку» (Взрослый показывает таблицу и объясняет содержимое клеточек, заведомо пропуская некоторые, а ребёнок должен исправить ошибку), «Покажи правильно символ» (Взрослый показывает предмет и называет любой его признак или свойство. Например: «Это яблоко, оно растёт на плодовом дереве». Ребёнок отыскивает и показывает в таблице соответствующую клеточку).
На втором этапе взрослый даёт ребёнку образец описательного рассказа. Описывая предмет, взрослый обязательно должен последовательно показать на схеме клеточки. Пример плана и образец рассказа можно прочитать на обороте таблицы.
На третьем этапе ребёнок составляет описательный рассказ с помощью таблицы самостоятельно. Ребёнок выбирает или получает предмет, игрушку, картинку, внимательно рассматривает его и потом начинает свой рассказ. Если взрослый считает необходимым пропустить ту или иную клеточку таблицы, он может прикрыть его листом бумаги. На первых порах, можно предложить малышу передвигать предмет от клеточки к клеточке. Ведь тогда ребёнку намного легче строить свой рассказ. Позднее можно размещать предмет на расстоянии от таблицы, ребёнок будет строить свой рассказ, лишь водя глазами по клеточкам.

 

ПЛАН РАССКАЗА «ОСЕНЬ»
1. Какая погода:
— солнце;
— небо;
— погодные явления (дождь, ветер, …)
— температура
2. Каков растительный мир:
— деревья;
— кустарники;
— трава, цветы
— листья
3. Поведение животных:
— впадают в спячку или нет;
— как готовятся к зиме;
— линяют или не линяют;
4. Поведение птиц
— улетают в тёплые края или остаются;
5. Чем заняты люди:
— в саду;
— в огороде;
— в поле;

6. Что одевают люди:
— верхняя одежда;
— головные уборы;
— обувь.

Пример рассказа
Я хочу рассказать о времени года — осени. Осенью солнышко светит ярко, но слабо согревает землю. Небо часто хмурится, облака закрывают солнце. Часто идут дожди и дуют холодные ветры. Становится холодно. Листья на деревьях меняют свой цвет на желтый, красный, оранжевый и багряный. В лесу после дождя появляются грибы. Поздней осенью с деревьев и кустов опадают листья. Вянет трава, засыхают цветы. Животные готовятся к зиме: некоторые, как ежи и медведи, впадают в спячку. А другие, как белки и мышки, запасают на зиму корм. Животные осенью линяют—меняют летний мех на теплый зимний. Прячутся насекомые. Птицы собираются в стаи и улетают в теплые края. Люди на полях и в садах собирают урожай овощей и фруктов. Люди надевают тёплую одежду: плащи, куртки, головные уборы – шапки, платочки, обувь – сапоги и ботинки.

Источник

schepilina-nfdou7.edumsko.ru

Составление рассказа «Осень» по мнемотаблице ” во старшей группе

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида №55» городского округа

город Салавата Республики Башкортостан

Конспект

непосредственно образовательной

деятельности по коммуникации

На тему: ” Составление рассказа «Осень» по мнемотаблице ”

во старшей группе

Подготовила и провела:

воспитатель Беринцева Н.А.

Салават 2015г.

Доминирующая образовательная область: речевое развитие.

Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, физическое развитие.

Интегрированные задачи:

1.Учить детей рассказывать о временах года (осень) с использованием наглядных пособий (мнемоквадраты, мнемотаблица), связно в логической последовательности. Формировать умение соотносить нарисованные символы с образом. Закрепить навык образования прилагательного от существительного.

2.Развивать словарный запас, называть отличительные признаки осени, диких животных, птиц используя мнемотехническую таблицу.

Продолжать развивать психические процессы: память, внимание, наглядно-действенное мышление .

3.Воспитывать доброе отношение к природе, проявлять заботу о ней.

Виды детской деятельности: позновательно-исследовательская, двигательная.

Предварительная работа: наблюдение за осенними изменениями в природе, рассматривание иллюстраций, беседы, заучивание стихов про осень, знакомство с символами –рисунками мнемоквадратов, пальчиковой гимнастики, пение песен про осень.

Материал: Демонстрационный: мнемоквадраты, мнемотаблица «Осень», корзина, указка, мяч, фонограмма с музыкой «Танец с осенними листочками».

Раздаточный: осенние листья по 2 на каждого ребёнка.

Ход Н.О.Д. :

Дети стоят в кругу, воспитатель читает стихотворение

« Уж небо осенью дышало…» Александр Пушкин

Уж небо осенью дышало,

Уж реже солнышко блистало,

Короче становился день,

Лесов таинственная сень

С печальным шумом обнажалась,

Ложился на поля туман,

Гусей крикливый караван

Тянулся к югу: приближалась

Довольно скучная пора;

Стоял ноябрь уж у двора.

— Кто написал это стихотворение?

Дети: Александр Сергеевич Пушкин.

-Ребята, о каком времени года говорится в стихотворении?

Дети: о осени.

Сегодня мы с вами поговорим о прекрасном, таинственном времени года-осени.

-Назовите осенние месяцы?

Дети: сентябрь, октябрь, ноябрь.

-А какие периоды осени вы знаете?

Дети: ранняя, поздняя

Воспитатель: Вы видите несколько картин с изображением осени. Покажите, какая на них изображена осень.

(Дети показывают и называют)

-А чем отличается ранняя осень от поздней?

( ответы детей)

Игра «Погода осенью»

У меня разноцветный мяч: мяч осенний и волшебный

Будет в руки к вам скакать и вопросы задавать.

Воспитатель: Дети, а какая бывает погода осенью:

Когда идет дождь — дождливая.

Когда дует ветер — ветреная

Холодно — холодная

Пасмурно — пасмурная

Сыро — сырая

Хмуро — хмурая

Ясно – ясная

-Ребята, а какие слова про осень вы знаете, осень какая? ( Золотая, печальная, хмурая, красивая, разноцветная, дождливая, долгая, затяжная, пестрая, теплая, холодная, ранняя, поздняя, средняя, хорошая, дивная, задумчивая, замечательная, интересная, величавая, унылая, очаровательная, тихая, невеселая, таинственная, скучная, грустная, ласковая.)

Стук в дверь, появляется корзинка.

-Ребята, посмотрите — это волшебница осень вам прислала корзинку, да корзинку не простую, а с сюрпризом. В ней лежат картинки , которые помогут нам составить рассказ про осень. Проходите и садитесь на стульчики.

— Ребята, а сейчас будем составлять предложения по картинкам, которые нам прислала осень.

-Итак 1 картинка, посмотрите и скажите о чём мы будем составлять предложение? ( о солнце)

-Какое бывает солнце, как оно светит и греет осенью? (Осенью солнце светит, но греет слабо)

-О чём сейчас будем рассказывать? (о небе)

-Что можно сказать про осеннее небо? (Небо осенью серое, пасмурное, хмурое.)

-А какое предложение можно составить по этой картинке? (Осенью часто идут дожди)

-А что можно сказать о деревьях? ( Осенью листья на деревьях становятся разноцветными, высыхают и опадают и деревья остаются голыми)

-А когда с деревьев ветер срывает листву как можно назвать такое явление? (листопад)

-О ком будем говорить? ( о птицах)

-Какие изменения происходят в жизни птиц осенью? (Перелётные птицы улетают в тёплые края, а зимующие остаются с нами)

-Что делают осенью животные? (Животные готовятся к зиме, заяц и белка меняют окраску шерсти, медведь и ёж впадают в спячку.)

-Молодцы ребята, правильные и красивые предложения составили про осень.

-Посмотрите, какая таблица у нас получилась из наших картинок, я предлагаю вам составить по данной таблице связный рассказ, сначала послушайте какой рассказ составила я, а потом вы мне составите свои рассказы.

Образец рассказа по мнемотаблице: Осенью солнце светит, но греет слабо. Небо осенью бывает пасмурное, серое, хмурое. Часто идут дожди. Листья на деревьях становятся разноцветными, высыхают и опадают и они остаются голыми. Перелётные птицы улетают в тёплые края, а зимующие остаются с нами. Животные готовятся к зиме, заяц и белка меняют окраску шерсти, медведь и ёж впадают в спячку.

Составление рассказов по мнемотаблице «Осень» детьми (2-3 рассказа)

Молодцы ребята, очень интересные рассказы вы составили про осень.

А сейчас предлагаю отдохнуть и потанцевать с осенними листочками, возьмите листья и встаньте в круг.

Песня-танец с осенними листочками.

(дети под фонограмму поют и танцуют)

Молодцы, хорошо потанцевали.

Итог Н.О.Д.: Ребята, о каком времени года мы с вами составляли рассказы?

-Что вам сегодня понравилось?

-Молодцы ребята, мне очень понравилось как вы составляли предложения по картинкам, а какие интересные рассказы придумали по таблице.

-Может кто-то хочет рассказать стихи про осень?

(дети вспоминают и рассказывают стихи)

infourok.ru

Работа с мнемотаблицей по теме «Осень»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад 52»

Конспект образовательной деятельности по речевому развитию.

Развитие речи в старшей группе с применением мнемотаблицы

по теме «Осень»

выполнила: воспитатель

Токарева Татьяна Федоровна

г. Миасс

2017год

Цель: формирование умения составлять рассказ об осени с помощью мнемосхемы.

Задачи:

  1. Образовательные: формировать представления детей об осени и типичных ее явлениях, устанавливать связи между предметами окружающей среды; составлять рассказ по опорным схемам.

  2. Развивающие: развивать связную речь, словесно-логическое мышление, подбирать действия и признаки, развивать зрительное внимание и творческое воображение.

  3. Воспитательные: воспитывать доброжелательность, отзывчивость, любовь к природе.

Виды детской деятельности: игровая, двигательная, продуктивная.

Активизация словаря: осенние месяцы, приметы, желтые листья.

Техническое обеспечение: магнитофон, муз. П.И.Чайковского « Времена года»

Демонстрационный материал: мнемосхемы, листики из цветной бумаги.

Предварительная работа: беседа по теме, рассматривание картин об осени, чтение произведений.

Планируемые результаты:

  1. Расширить прдставление об осени, как времени года.

  2. Сформировать навык употребления прилагательных с существительными.

Ход НОД.

  1. Орг. момент:

а) «Здравствуй, небо голубое! Здравствуй, солнце золотое! Здравствуй, милая земля! Здравствуйте, мои друзья!»

б) Запомни слова: ветер, холодно, тучи, дождь, грязь, листопад.

Какие слова запомнили? К какому времени года они относятся?

  1. Основная часть.

а) Загадка.

«Листик желтый на ладошку к нам в окошко прилетел. Отчего он пожелтел? У кого друзья не спросим, все ответят – это (осень). (Дети дуют на листики, и получается листопад, звучит музыка П.И.Чайковского)

б) Назовите осенние месяцы? Какое время года было до осени? Какое время года будет после осени? Между летом и зимой, какое время года?

в) Закончи предложение:

Осень красивое -…(время года)

Земля похожа на красивый — …(ковер)

Дует сильный — …(ветер)

Птицы собираются в стаи и улетают — …(на юг)

Люди стали одеваться -…(теплее)

В огороде собирают -…(урожай)

г) Составление предложений об осени с помощью мнемотаблицы:

д) Физкультминутка.

«Мы листики осенние, на ветках мы сидим. Дунул ветер – полетели, мы летели, мы летели и на землю тихо сели. Ветер снова набежал и листочки все поднял. Закружились, полетели и на землю тихо сели».

е) Составление рассказа по мнемотаблице.

Как назовем рассказ? Придумайте красивый рассказ об осени?

  1. Заключительная часть.

О каком времени года говорили? Что вам понравилось на занятии?

Вы очень все хорошо и правильно отвечали на вопросы, составляли красивый рассказ об осени. Вы ребятки молодцы!

kopilkaurokov.ru

Конспект занятия по развитию речи с использованием мнемотехники на тему «Осень»

Конспект непосредственной образовательной деятельности по речевому развитию с использованием мнемотехники в средней группе
Тема: «Осень»

Воспитатель: Минкина Людмила Михайловна

Цель: закрепление представлений  детей о характерных признаках осени и осенних явлениях.

Задачи:

— Упражнять детей в умении рассказывать о временах года (осень) с использованием наглядных пособий (мнемоквадраты, мнемотаблица), связно, в логической последовательности.

— Развивать словарный запас — называть отличительные признаки осени, диких животных, птиц используя мнемотехническую таблицу.

— Закрепить навык образования прилагательного от существительного.

— Продолжать развивать  психические процессы: память, внимание, наглядно-действенное мышление .

— Формировать умение соотносить нарисованные  символы с образом.

— Воспитывать доброе отношение к природе, проявлять заботу о ней.

Материал: Демонстрационный: мнемоквадраты, мнемотаблица «Осень»,корзина, указка, мяч, фонограмма с музыкой «Танец с осенними листочками»,музыка П.И.Чайковского «Октябрь».

Раздаточный: осенние листья по 2 на каждого ребёнка,  угощения.

Предшествующая работа: наблюдение за осенними изменениями в природе,рассматривание иллюстраций, беседы, заучивание стихов про осень, знакомство с символами – рисунками мнемоквадратов ,разучивание зрительной, пальчиковой гимнастики, пение песен про осень.

Интеграция образовательных областей: «Коммуникация», «Познание», «Здоровье», «Музыка», «Чтение худ. литературы».

                        

                                                  

Ход НОД:

Дети стоят в кругу, звучит тихая музыка, воспитатель читает стихотворение « Уж небо осенью дышало…» Александр Пушкин

Уж небо осенью дышало,

Уж реже солнышко блистало,

Короче становился день,

Лесов таинственная сень

С печальным шумом обнажалась,

Ложился на поля туман,

Гусей крикливый караван

Тянулся к югу: приближалась

Довольно скучная пора;

Стоял ноябрь уж у двора.

 

-Ребята, о каком времени года говорится в стихотворении?

Сегодня мы с вами поговорим о прекрасном, таинственном времени года-осени.

-А кто вспомнит, как называется музыка, которую мы слушаем, и кто её написал?

-Назовите осенние месяцы?

-А какие периоды осени вы знаете? (ранняя, поздняя)

Воспитатель: Вы видите несколько картин с изображением осени. Покажите, какая на них изображена осень. (Дети показывают и называют)

-А чем отличается ранняя осень от поздней? (ответы детей)

Игра «Погода осенью»

У меня разноцветный мяч: мяч осенний и волшебный

Будет в руки к вам скакать и вопросы задавать.

Воспитатель: Дети, а какая бывает погода осенью:

Когда идет дождь — дождливая.

Когда дует ветер — ветреная

Холодно — холодная

Пасмурно — пасмурная

Сыро — сырая

Хмуро — хмурая

Ясно – ясная

-Ребята, а какие слова про осень вы знаете, осень какая? ( Золотая, печальная, хмурая, красивая, разноцветная, дождливая, долгая, затяжная, пестрая, теплая, холодная, ранняя, поздняя, средняя, хорошая, дивная, задумчивая, замечательная, интересная, величавая, унылая, очаровательная, тихая, невеселая, таинственная, скучная, грустная, ласковая.)

Стук в дверь, появляется корзинка.

-Ребята, посмотрите — это волшебница осень вам прислала корзинку, да корзинку не простую, а с сюрпризом. В ней лежат картинки, которые помогут нам составить рассказ про осень. Проходите и садитесь на стульчики.

 Возьмите  осенние листочки в руки  и давайте выполним зрительную гимнастику:

        Мы листочки увидали

        И с листочками играли      

        Листья вправо полетели

        Глазки вправо посмотрели

        Листья влево полетели

        Глазки влево посмотрели

        Ветер листья поднимал

И на землю опускал

        Все на землю улеглись

        Глазки закрываем

        Глазки отдыхают.

— Ребята, а сейчас будем составлять предложения по картинкам, которые нам прислала осень.

-Итак 1 картинка, посмотрите и скажите о чём мы будем составлять предложение? (о солнце)

-Какое бывает солнце, как оно светит и греет осенью? (Осенью солнце светит, но греет слабо)

-О чём сейчас будем рассказывать? (о небе)

-Что можно сказать про осеннее небо? (Небо осенью серое, пасмурное, хмурое.)

-А какое предложение можно составить по этой картинке? (Осенью часто идут дожди)

-А что можно сказать о деревьях? ( Осенью листья на деревьях становятся разноцветными, высыхают и опадают и деревья остаются голыми)

-А когда с деревьев  ветер срывает листву, как можно назвать такое явление? (листопад)

-О ком будем говорить? (о птицах)

-Какие изменения происходят в жизни птиц осенью? (Перелётные птицы улетают в тёплые края, а зимующие остаются с нами)

-Что делают осенью животные? (Животные готовятся к зиме, заяц и белка меняют окраску шерсти, медведь и ёж впадают в спячку.)

-Молодцы ребята, правильные и красивые предложения составили про осень. А сейчас предлагаю отдохнуть и потанцевать с  осенними  листочками, возьмите листья и встаньте в круг.

Песня-танец с осенними листочками. (Дети под фонограмму поют и танцуют)

Молодцы, хорошо потанцевали — проходите, садитесь на стульчики.

-Посмотрите, какая таблица у нас получилась из наших картинок, я предлагаю вам составить по данной таблице связный рассказ, сначала послушайте какой рассказ, составила я, а потом вы мне составите свои рассказы.

Образец рассказа по мнемотаблице: Осенью солнце светит, но греет слабо. Небо осенью бывает пасмурное, серое, хмурое. Часто идут дожди.  Листья на деревьях становятся разноцветными, высыхают и опадают и они остаются голыми. Перелётные птицы улетают в тёплые края, а зимующие остаются с нами. Животные готовятся к зиме, заяц и белка меняют окраску шерсти, медведь и ёж впадают в спячку.

Составление рассказов по мнемотаблице «Осень» детьми (2-3 рассказа)

Молодцы ребята, очень интересные рассказы вы составили про осень,  давайте поиграем пальчиками.

Пальчиковая гимнастика

Ветер по лесу летал,                   

Ветер листики считал:                

Вот дубовый,                              

Вот кленовый,                             

Вот рябиновый резной,

Вот с березки — золотой,

И последний лист с осинки        

Ветер бросил на тропинку.

 

—    Сжимание и разжимание пальцев

 

—   Сгибание по одному пальцу на обеих    руках одновременно на каждое   название

      

— Ладони на колени

-Что вам сегодня понравилось?

-Молодцы ребята, мне очень понравилось, как вы составляли предложения по картинкам, а какие интересные рассказы придумали по таблице.

-Может кто-то хочет рассказать стихи про осень? (дети вспоминают и рассказывают стихи)

-Замечательные стихи вспомнили ребята.

-Дети,  а за ваши умения и старания   осень передала вам  осенние дары.  Ой, ребята, а таинственная осень приготовила для вас ещё картинки, но по ним мы будем составлять рассказы в следующий раз. О чём мы будем говорить? ( показываю картинки — об одежде людей осенью,  о труде людей осенью). А сейчас угощайтесь дарами осени и набирайтесь витаминов.

infourok.ru

Конспект НОД «Составление рассказа «Осень» по мнемотаблице» — Конспекты занятий — Материалы воспитателей — Каталог статей

Конспект  Н.О.Д.  в средней группе  ДОУ.

Тема: «Составление рассказа  «Осень» по мнемотаблице»

Цель: закрепление представлений  детей о характерных признаках осени и осенних явлениях.

Задачи:

Упражнять детей в умении рассказывать о временах года (осень) с использованием наглядных пособий (мнемоквадраты, мнемотаблица), связно, в логической последовательности.

Развивать словарный запас- называть отличительные признаки осени, диких животных, птиц используя мнемотехническую таблицу.

Закрепить навык образования прилагательного от существительного.

Продолжать развивать  психические процессы: память, внимание, наглядно-действенное мышление .

Формировать умение соотносить нарисованные  символы с образом.

Воспитывать доброе отношение к природе, проявлять заботу о ней.

Материал: Демонстрационный: мнемоквадраты, мнемотаблица «Осень»,корзина, указка, мяч, фонограмма с музыкой «Танец с осенними листочками»,музыка П.И.Чайковского «Октябрь».

Раздаточный: осенние листья по 2 на каждого ребёнка,  угощения.

Предшествующая работа: наблюдение за осенними изменениями в природе ,рассматривание иллюстраций, беседы, заучивание стихов про осень, знакомство с символами –рисунками мнемоквадратов ,разучивание зрительной, пальчиковой гимнастики, пение песен про осень.

Интеграция образовательных областей: «Коммуникация», «Познание», «Здоровье», «Музыка», «Чтение худ. литературы».

Смена позиций: орг. момент- стоя в кругу на ковре;

                         1 часть— сидя за партами

                         музыкально-динамическая пауза- в кругу на ковре;

                        2 часть— за партами

                        итог— на ковре в свободной позиции.

                            Ход Н.О.Д. :

Дети стоят в кругу, звучит тихая музыка, воспитатель читает стихотворение

« Уж небо осенью дышало…» Александр Пушкин

 

Уж небо осенью дышало,
Уж реже солнышко блистало,
Короче становился день,
Лесов таинственная сень
С печальным шумом обнажалась,
Ложился на поля туман,
Гусей крикливый караван
Тянулся к югу: приближалась
Довольно скучная пора;
Стоял ноябрь уж у двора.

 

-Ребята, о каком времени года говорится в стихотворении?

Сегодня мы с вами поговорим о прекрасном , таинственном времени года-осени.

-А кто вспомнит, как называется музыка, которую мы слушаем и кто её написал?

-Назовите осенние месяцы?

-А какие периоды осени вы знаете? (ранняя, поздняя)

Воспитатель: Вы видите несколько картин с изображением осени. Покажите, какая на них изображена осень. (Дети показывают и называют)

-А чем отличается ранняя осень от поздней? ( ответы детей)

Игра «Погода осенью»

У меня разноцветный мяч: мяч осенний и волшебный

Будет в руки к вам скакать и вопросы задавать.

Воспитатель: Дети, а какая бывает погода осенью:

Когда идет дождь — дождливая.

Когда дует ветер — ветреная

Холодно — холодная

Пасмурно — пасмурная

Сыро — сырая

Хмуро — хмурая

Ясно – ясная

-Ребята, а какие слова про осень вы знаете, осень какая? ( Золотая, печальная, хмурая, красивая, разноцветная, дождливая, долгая, затяжная, пестрая, теплая, холодная, ранняя, поздняя, средняя, хорошая, дивная, задумчивая, замечательная, интересная, величавая, унылая, очаровательная, тихая, невеселая, таинственная, скучная, грустная, ласковая.)

Стук в дверь, появляется корзинка.

-Ребята, посмотрите — это волшебница осень вам прислала корзинку, да корзинку не простую, а с сюрпризом. В ней лежат картинки , которые помогут нам составить рассказ про осень. Проходите и садитесь на стульчики.

 Возьмите  осенние листочки в руки  и давайте выполним зрительную гимнастику:

        Мы листочки увидали

        И с листочками играли      

        Листья вправо полетели

        Глазки вправо посмотрели

        Листья влево полетели

        Глазки влево посмотрели

        Ветер листья поднимал

И на землю опускал

        Все на землю улеглись

        Глазки закрываем

        Глазки отдыхают.

— Ребята, а сейчас будем составлять предложения по картинкам, которые нам прислала осень.

-Итак 1 картинка, посмотрите и скажите о чём мы будем составлять предложение? ( о солнце)

-Какое бывает солнце, как оно светит и греет осенью? (Осенью солнце светит, но греет слабо)

-О чём сейчас будем рассказывать? (о небе)

-Что можно сказать про осеннее небо? (Небо осенью серое, пасмурное, хмурое.)

-А какое предложение можно составить по этой картинке? (Осенью часто идут дожди)

-А что можно сказать о деревьях? ( Осенью листья на деревьях становятся разноцветными, высыхают и опадают и деревья остаются голыми)

-А когда с деревьев  ветер срывает листву как можно назвать такое явление? (листопад)

-О ком будем говорить? ( о птицах)

-Какие изменения происходят в жизни птиц осенью? (Перелётные птицы улетают в тёплые края, а зимующие остаются с нами)

-Что делают осенью животные? (Животные готовятся к зиме, заяц и белка меняют окраску шерсти, медведь и ёж впадают в спячку.)

-Молодцы ребята, правильные и красивые предложения составили про осень. А сейчас предлагаю отдохнуть и потанцевать с  осенними  листочками, возьмите листья и встаньте в круг.

Песня-танец с осенними листочками.(дети под фонограмму поют и танцуют)

Молодцы, хорошо потанцевали — проходите, садитесь на стульчики.

-Посмотрите, какая таблица у нас получилась из наших картинок, я предлагаю вам составить по данной таблице связный рассказ, сначала послушайте какой рассказ составила я, а потом вы мне составите свои рассказы.

Образец рассказа по мнемотаблице: Осенью солнце светит, но греет слабо. Небо осенью бывает пасмурное, серое, хмурое. Часто идут дожди.  Листья на деревьях становятся разноцветными, высыхают и опадают и они остаются голыми. Перелётные птицы улетают в тёплые края, а зимующие остаются с нами. Животные готовятся к зиме, заяц и белка меняют окраску шерсти, медведь и ёж впадают в спячку.

Составление рассказов по мнемотаблице «Осень» детьми (2-3 рассказа)

Молодцы ребята, очень интересные рассказы вы составили про осень,  давайте поиграем пальчиками.

Пальчиковая гимнастика

   Ве Ветер по лесу летал,                   

Ветер листики считал:                

Вот дубовый,                              

Вот кленовый,                             

Вот рябиновый резной,

Вот с березки — золотой,

И последний лист с осинки        

Ветер бросил на тропинку.

 

— сж    Сжимание и разжимание пальцев

 

— за  Сгибание по одному пальцу на обеих  

 

Рру   руках одновременно на каждое

наз   название

       Ладони на парту

Итог Н.О.Д.: Ребята, о каком времени года мы с вами составляли рассказы?

-Что вам сегодня понравилось?

-Молодцы ребята, мне очень понравилось как вы составляли предложения по картинкам, а какие интересные рассказы придумали по таблице.

-Может кто-то хочет рассказать стихи про осень? (дети вспоминают и рассказывают стихи)

-Замечательные стихи вспомнили ребята.

-Дети,  а за ваши умения и старания   осень передала вам  осенние дары.  Ой, ребята, а таинственная осень приготовила для вас ещё картинки, но по ним мы будем составлять рассказы в следующий раз. О чём мы будем говорить?( показываю картинки- об одежде людей осенью,  о труде людей осенью). А сейчас угощайтесь дарами осени и набирайтесь витаминов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

mdoujuravuska12.ucoz.ru

Мнемотаблица для составления описательного рассказа на тему «ОСЕНЬ»

Мы продолжаем углубляться в изучение темы «ОСЕНЬ»

Сегодня, хочу предложить вам интересный материал, который часто используют для развития речи и составления описательных рассказов воспитатели и логопеды — это мнемотаблицу «ОСЕНЬ»

Точное, лаконичное и образное описание ребёнком предметов способствует развитию его речи, мышления, памяти, улучшает коммуникативные качества и способности. Важным приёмом формирования умения составлять описательные рассказы – является использование мнемотаблиц. Такие наглядные таблицы или схемы помогают ребёнку видеть чёткий план описательного рассказа. Мнемотаблицы выступают планом-подсказкой, с помощью которого малыш может последовательно рассказать о предмете. 
Мнемотаблицы также активно используются при обучении ребёнка по методике Мокато Шичиды. 

В предложенном материале я подготовила:

  • Инструкцию по работе с мнемотаблицами
  • Этапы работы над таблицей и игры для каждого этапа
  • Мнемотаблицу для составления описательного рассказа на тему «ОСЕНЬ»
  • План рассказа
  • Пример рассказа

С мнемотаблицей на тему «ДЕРЕВЬЯ» вы можете познакомиться тут ССЫЛКА

Очень надеюсь, что материал будет вам полезен!

ПОДПИШИТЕСЬ НА РАССЫЛКУ БЛОГА, ЧТОБЫ ПОЛУЧАТЬ 

НОВЫЕ РАЗВИВАЮЩИЕ МАТЕРИАЛЫ 

ВВЕДИТЕ ВАШ email АДРЕС:


ПРИСОЕДИНЯЙТЕСЬ К НАШИМ ГРУППАМ ВКОНТАКТЕ

P.S. Данная статья и прикреплённые к ней материалы (в том числе и файлы) авторские и предназначены исключительно для частного использования, публикация и использование на других сайтах ЗАПРЕЩЕНА!  Все права защищены. 

vchudoma.blogspot.com

Разное