М.А. Панфиловой а.И. Захарова «Страхи в домиках» на констатирующем этапе исследования

Содержание

Рис. 1 ………………

Результаты методики № 2

Методика «Мои страхи» А.И.Захарова позволила отследить те персонажи, которые пугают детей с задержкой психического развития в младшем школьном возрасте.

В своем рисунке Алена Л. изобразила себя и мышь, Денис К. нарисовал птицу, Павел П. — волка, Андрей Б. — большую птицу, Оксана В. нарисовала кошку. В процессе беседы было выявлено, что мыши Алене часто снятся, ей не нравятся такие сны, они ее пугают, что подтверждает правильность результатов предыдущей методики, т.к. боязнь неприятных снов у Алены в общем перечне страхов присутствует. Павел рассказал, что, когда он не слушается, родители напоминают ему о том, что плохих детей забирает серый волк, таким образом, волк у ребенка ассоциируется с возможным наказанием. У Дениса предыдущая методика зафиксировала страх к животным вообще. Андрей в образ большой птицы вложил много страхов: и боязнь громких звуков, и боли (может клюнуть), и крови, и даже смерти. Оксана сказала, что хозяйкой нарисованной ею кошки является баба Яга, что делает приоритетным для нее боязнь сказочных существ.

Результаты методики №3

Методика «Силуэт человека» Л.Лебедевой диагностирует эмоциональное состояние ребёнка по цветовому выбору, согласно Максу Люшеру (табл. 5).

Таблица 5

Результаты методики № 3 «Силуэт человека» л.Лебедевой

Дети

Цвет человечка

1

Денис К

Зеленый

2

Павел П

Синий

3

Оксана В

Зеленый

4

Алена Л

Красный

5

Андрей Б

Желтый

Рисунки представлены в приложении.

Зеленый цвет свидетельствует о серьезном отношении к жизни и стремлении к безопасности, синий об удовлетворенности жизнью, красный о жизнерадостности и активности; желтый о настроенности на изменения. В целом результаты диагностики свидетельствуют о том, что ни один ребенок на момент исследования не находился в состоянии стресса (не был выбран серый, черный и коричневый цвет).

Результаты методики №4

«Опросник Г.Г. Лаврентьевой и Т.М. Титаренко» применяется с целью выявления тревожного ребенка в группе сверстников (табл. 6).

Инструкция:

Внимательно прочитаете (прослушаете) утверждение. Если вы с ним согласны, поставьте «+» или «Да», если не согласны «-«, или «Нет».

Ребенок:

1. Не может долго работать, не уставая.

2. Ему трудно сосредоточиться на чем-то.

3. Любое задание вызывает излишнее беспокойство.

4. Во время выполнения заданий очень напряжен, скован.

5. Смущается чаще других.

6. Часто говорит о напряженных ситуациях.

7. Как правило, краснеет в незнакомой обстановке.

8. Жалуется, что ему снятся страшные сны.

9. Руки у него обычно холодные и влажные.

10. У него нередко бывает расстройство стула.

11. Сильно потеет, когда волнуется.

12. Не обладает хорошим аппетитом.

13. Спит беспокойно, засыпает с трудом.

14. Пуглив, многое вызывает у него страх.

15. Обычно беспокоен, легко расстраивается.

16. Часто не может сдержать слезы.

17. Плохо переносит ожидание.

18. Не любит браться за новое дело.

19. Не уверен в себе, в своих силах.

20. Боится сталкиваться с трудностями.

Суммировать количество «плюсов», чтобы получить общий балл тревожности. Высокая тревожность — 15-20 баллов; средняя – 7-14 баллов; низкая — 1-6 баллов.

Таблица 6

studfiles.net

Проективная методика «Мои страхи» а.И.Захарова.

После предварительной беседы, актуализирующей воспоминания ребенка о том, что его пугает, ему предлагают лист бумаги и цветные карандаши. В процессе анализа обращается внимание на то, что ребенок нарисовал, а также на цвета, использовавшиеся им в процессе рисования. По окончании рисования ребенка просят рассказать о том, что он изобразил, т. е. вербализовать свой страх. Таким образом, предполагается, что активное обсуждение ребенком своих ощущений в игровой обстановке позволяет внутренним ресурсам изменить направление с защиты на конструктивный процесс личностных изменений. Американский психолог К. Маховер считал, что центральным механизмом изобразительной деятельности является проекция. Другими словами, оперируя материалами изобразительной деятельности, человек отображает на нем особенности своего внутреннего мира. Поэтому проективные методики используются для выявления наиболее ярких переживаний чувства страха.

Методика «Силуэт человека» Л.Лебедевой диагностирует эмоциональное состояние ребёнка по цветовому выбору, согласно Максу Люшеру. Исследования Макса Люшера показали, что четырем цветам соответствуют четыре типа ощущения себя. Человеку, предпочитающему синий цвет, свойственна удовлетворенность жизнью, тому, кто выбирает красный, — жизнерадостность, активность, зеленый — серьезное отношение к жизни, стабильность, светло-желтый — веселость, открытость. Кроме того, «синие» стремятся к единству, нуждаются в согласии, «красные» стремятся к успеху, возможности воздействовать на окружающее. Те, кто предпочитает зеленый (а М. Люшер считает, что этот цвет в его тесте «холодный»), стремятся к безопасности и стабильности (власть, знания, компетентность). «Желтые» настроены на изменения, им нужна свобода, для того чтобы надеяться на лучшее. В рамки этих четырех цветов вписывается и время. Спокойному синему соответствует протяженность во времени, оранжево-красному — настоящее, зеленому — текущее мгновение «здесь и сейчас», а желтому — будущее.

Согласно М. Люшеру и Л.Н. Собчик важно обратить внимание на цветовой ряд. Выбор в первую очередь коричневого, серого, чёрного цветов указывает на состояние выраженного стресса. Это может быть объективно сверхсложная ситуация или невротическая реакция на жизненные трудности. Чувства выделяют явления, имеющие стабильную мотивационную значимость.

Рисунки эмоций и чувств есть, говоря образно, своеобразный аналог невербальной формы исповеди, откровения которой невольно становятся достоянием психолога. В контексте, интерпретации рисунка, стоит обратить внимание, где именно расположены такие «говорящие» чувства и эмоции, как боль, вина, обида, злость, унижение, страх, месть.

Информативно «эмоциональное содержимое» жизненно важных зон: области мозга, шеи, груди, живота. Оно может указывать на проблемы, которые беспокоят человека, но по каким-либо причинам пока не осознаются или сознательно подавляются.

Опросник Г.Г. Лаврентьевой и Т.М. Титаренко применяется с целью выявления тревожного ребенка в группе сверстников.

Анкета предназначена для определения уровня тревожности у детей дошкольного и младшего школьного возраста путем опроса окружающих взрослых: родителей, воспитателей, учителей.

Инструкция:

Внимательно прочитаете (прослушаете) утверждение. Если вы с ним согласны, поставьте «+» или «Да», если не согласны «-«, или «Нет».

Ребенок:

1. Не может долго работать, не уставая.

2. Ему трудно сосредоточиться на чем-то.

3. Любое задание вызывает излишнее беспокойство.

4. Во время выполнения заданий очень напряжен, скован.

5. Смущается чаще других.

6. Часто говорит о напряженных ситуациях.

7. Как правило, краснеет в незнакомой обстановке.

8. Жалуется, что ему снятся страшные сны.

9. Руки у него обычно холодные и влажные.

10. У него нередко бывает расстройство стула.

11. Сильно потеет, когда волнуется.

12. Не обладает хорошим аппетитом.

13. Спит беспокойно, засыпает с трудом.

14. Пуглив, многое вызывает у него страх.

15. Обычно беспокоен, легко расстраивается.

16. Часто не может сдержать слезы.

17. Плохо переносит ожидание.

18. Не любит браться за новое дело.

19. Не уверен в себе, в своих силах.

20. Боится сталкиваться с трудностями.

Суммировать количество «плюсов», чтобы получить общий балл тревожности. Высокая тревожность – 15-20 баллов; средняя – 7-14 баллов; низкая – 1-6 баллов.

studfiles.net

М.А. Панфиловой а.И. Захарова «Страхи в домиках» на констатирующем этапе исследования

Рис. 1 ………………

Результаты методики № 2

Методика «Мои страхи» А.И.Захарова позволила отследить те персонажи, которые пугают детей с задержкой психического развития в младшем школьном возрасте.

Методика позволила отследить те персонажи, которые пугают детей с задержкой психического развития в младшем школьном возрасте.

В своем рисунке Андрей Б. нарисовала большую кошку, Оксана В. сову, Денис К. изобразил Бармалея, Павел П. — змею и собаку, Алена Л.. нарисовала себя одну в лесу. Из этой методики видно, что дети испытывают страх к животным, сказочных существ, страх одиночества.

Результаты методики №3

Методика «Силуэт человека» Л.Лебедевой диагностирует эмоциональное состояние ребёнка по цветовому выбору, согласно Максу Люшеру (табл. 14).

Таблица 14

Результаты методики № 3 «Силуэт человека» л.Лебедевой

Дети

Цвет человечка

1

Денис К

Синий

2

Павел П

Синий

3

Оксана В

Зеленый

4

Алена Л

Красный

5

Андрей Б

Красный

Рисунки представлены в приложении.

По данной методике можно сделать выводы об эмоциональном состоянии ребенка на момент проведения диагностики. Человеку, предпочитающему синий цвет, свойственна удовлетворенность жизнью, тому, кто выбирает красный — жизнерадостность, зелёный — серьезное отношение к жизни. Надо отдельно отметить, что те, кто выбирают зелёный цвет, стремятся к безопасности и стабильности. Таким образом, мы видим, что в результате коррекционной работы у Дениса К. произошла смена приоритетов в выборе цвета. Он отказался от зелёного цвета, на основании чего можно судить о снижении тревожности ребенка, снижении стремления к безопасности. Андрей Б. на констатирующем этапе эксперимента продемонстрировал свою настроенность на изменения, отдав предпочтение желтому цвету. Изменения в результате коррекционной работы произошли, в качественном плане они могут быть расценены как положительные.

Результаты методики №4

«Опросник Г.Г. Лаврентьевой и Т.М. Титаренко» применяется с целью выявления тревожного ребенка в группе сверстников (табл. 16).

Инструкция:

Внимательно прочитаете (прослушаете) утверждение. Если вы с ним согласны, поставьте «+» или «Да», если не согласны «-«, или «Нет».

Ребенок:

1. Не может долго работать, не уставая.

2. Ему трудно сосредоточиться на чем-то.

3. Любое задание вызывает излишнее беспокойство.

4. Во время выполнения заданий очень напряжен, скован.

5. Смущается чаще других.

6. Часто говорит о напряженных ситуациях.

7. Как правило, краснеет в незнакомой обстановке.

8. Жалуется, что ему снятся страшные сны.

9. Руки у него обычно холодные и влажные.

10. У него нередко бывает расстройство стула.

11. Сильно потеет, когда волнуется.

12. Не обладает хорошим аппетитом.

13. Спит беспокойно, засыпает с трудом.

14. Пуглив, многое вызывает у него страх.

15. Обычно беспокоен, легко расстраивается.

16. Часто не может сдержать слезы.

17. Плохо переносит ожидание.

18. Не любит браться за новое дело.

19. Не уверен в себе, в своих силах.

20. Боится сталкиваться с трудностями.

Суммировать количество «плюсов», чтобы получить общий балл тревожности. Высокая тревожность — 15-20 баллов; средняя – 7-14 баллов; низкая — 1-6 баллов.

Таблица 16

studfiles.net

Результаты методики № 2 «Мои страхи» л.И.Захарова

Методика позволила отследить те персонажи, которые пугают детей с задержкой психического развития в младшем школьном возрасте.

В своем рисунке Денис К. нарисовал маленькую собачку, объяснив, что собак он стал бояться меньше, поэтому она и маленькая, Павел П. нарисовал змею, пояснил, что они ему не нравятся, она скользкая, не приятная и может укусить, Андрей Б. — собаку, потому что недавно она на него громко лаила Оксана В. нарисовала себя одну в комнате, потому что не хочет оставаться одна, а Алена не стала рисовать, потому что ей перестали сниться страшные сны.

Из этого можно сделать вывод, что дети, после коррекционной работы стали испытывать меньше страхов, стали более позитивными и жизнерадостными.

Результаты методики №3

Методика «Силуэт человека» Л.Лебедевой диагностирует эмоциональное состояние ребёнка по цветовому выбору, согласно Максу Люшеру (табл. 22).

Таблица 22

Дети

Цвет человечка

(констатирующий этап

исследования)

Цвет человечка

(контрольный этап

исследования)

1. Денис К.

Зеленый

Синий

2. Павел П.

Синий

Синий

3. Оксана В.

Зеленый

Зеленый

4. Алена Л.

Красный

Красный

5. Андрей Б.

Желтый

Красный

По данной методике можно сделать выводы об эмоциональном состоянии ребенка на момент проведения диагностики. Человеку, предпочитающему синий цвет, свойственна удовлетворенность жизнью, тому, кто выбирает красный — жизнерадостность, зелёный — серьезное отношение к жизни. Надо отдельно отметить, что те, кто выбирают зелёный цвет, стремятся к безопасности и стабильности. Таким образом, мы видим, что в результате коррекционной работы у Дениса К. произошла смена приоритетов в выборе цвета. Он отказался от зелёного цвета, на основании чего можно судить о снижении тревожности ребенка, снижении стремления к безопасности. Андрей Б. на констатирующем этапе эксперимента продемонстрировал свою настроенность на изменения, отдав предпочтение желтому цвету. Изменения в результате коррекционной работы произошли, в качественном плане они могут быть расценены как положительные.

Результаты методики №4

«Опросник Г.Г. Лаврентьевой и Т.М. Титаренко»

Анкета предназначена для определения уровня тревожности у детей дошкольного и младшего школьного возраста путем опроса окружающих взрослых: родителей, воспитателей, учителей (табл. 23).

Таблица 23

Результаты методики № 4 «Опросник ГЛ. Лаврентьевой и Т.М. Титаренко»

Вопрос:

Ответ:

Артем К

Дима И.

Анжелика К

Полина Ш

Демьян П.

1. Не может долго работать, не уставая

+

+

2. Ему трудно сосредоточиться на чем-то

+

+

+

+

3. Любое задание вызывает излишнее беспокойство

+

4. Во время выполнения

заданий очень напряжен, скован

+

+

5. Смущается чаще других

6. Часто говорит о напряженных ситуациях

+

7. Как правило, краснеет в незнакомой обстановке

+

8. Жалуется, что ему снятся страшные сны

+

9. Руки у него обычно холодные и влажные

+

+

10. У него нередко бывает расстройство стула

+

+

11. Сильно потеет, когда волнуется

+

+

12. Не обладает хорошим аппетитом

+

+

13. Спит беспокойно, засыпает с трудом

+

+

+

+

14. Пуглив, многое вызывает у него страх

+

+

+

15. Обычно беспокоен, легко расстраивается

+

+

16. Часто не может сдержать слезы

+

17. Плохо переносит ожидание

+

+

18. Не любит браться за новое дело

+

19. Не уверен в себе, в своих силах

+

+

20. Боится сталкиваться с трудностями

+

+

+

* Серым цветом выделены изменения.

По результатам методики Алена Л. имеет низкую тревожность (3 балла), Денис К., Павел П. и Оксана В. испытывают среднюю тревожность (8 и 9 баллов соответственно), Андрей Б. имеет высокую тревожность (12 баллов).

Наглядно различия в результатах диагностики по каждому ребенку соответственно можно увидеть на диаграмме (рис. 8).

Рис. 8 Уровень тревожности младших школьников с ЗПР

С помощью данной методики нами также зафиксировано снижение тревожности у младших школьников.

studfiles.net

Результаты методики № 2

Методика «Мои страхи» А.И.Захарова позволила отследить те персонажи, которые пугают детей с задержкой психического развития в младшем школьном возрасте.

В своем рисунке Денис К. нарисовал маленькую собачку, объяснив, что собак он стал бояться меньше, поэтому она маленькая, Павел П. нарисовал змею, пояснил, что они ему не нравятся, Андрей Б. — Бармалея, Оксана В. нарисовала себя одну в комнате, а Алена не стала рисовать, потому что ей перестали сниться страшные сны.

Результаты методики №3

Методика «Силуэт человека» Л.Лебедевой диагностирует эмоциональное состояние ребёнка по цветовому выбору, согласно Максу Люшеру (табл. 13).

Таблица 13

Результаты методики № 3 «Силуэт человека» Л.Лебедевой

Дети

Цвет человечка

1

Денис К

Синий

2

Павел П

Синий

3

Оксана В

Зеленый

4

Алена Л

Красный

5

Андрей Б

Красный

Рисунки представлены в приложении.

Зеленый цвет свидетельствует о серьезном отношении к жизни и стремлении к безопасности, синий об удовлетворенности жизнью, красный о жизнерадостности и активности. В целом результаты диагностики свидетельствуют о том, что ни один ребенок на момент исследования не находился в состоянии стресса (не был выбран серый, черный и коричневый цвет).

Результаты методики №4

«Опросник Г.Г. Лаврентьевой и Т.М. Титаренко»

Анкета предназначена для определения уровня тревожности у детей дошкольного и младшего школьного возраста путем опроса окружающих взрослых: родителей, воспитателей, учителей (табл. 14).

Таблица 14

Результаты методики № 4 «Опросник ГЛ. Лаврентьевой и Т.М. Титаренко»

Вопрос:

Ответ:

Денис К

Павел П

Оксана В

Алена Л

Андрей Б

1. Не может долго работать, не уставая

+

+

2. Ему трудно сосредоточиться на чем-то

+

+

+

+

3. Любое задание вызывает излишнее беспокойство

+

4.Во время выполнения заданий очень напряжен, скован

+

+

5. Смущается чаще других

6. Часто говорит о напряженных ситуациях

+

7. Как правило, краснеет в незнакомой обстановке

+

__

8. Жалуется, что ему снятся страшные сны

+

9. Руки у него обычно холодные и влажные

+

+

10. У него нередко бывает расстройство стула

+

+

11. Сильно потеет, когда волнуется

+

+

12. Не обладает хорошим аппетитом

+

+

13. Спит беспокойно, засыпает

с трудом

+

+

+

+

14. Пуглив, многое вызывает у него страх

+

+

+

15. Обычно беспокоен, легко расстраивается

+

+

16. Часто не может сдержать слезы

+

17. Плохо переносит ожидание

+

+

18. Не любит браться за новое дело

+

19. Не уверен в себе, в своих силах

+

+

20. Боится сталкиваться с трудностями

+

+

+

По результатам методики Алена Л. имеет низкую тревожность (3 балла), Денис К., Павел П. и Оксана В. испытывают среднюю тревожность (8, 9 и 9 баллов соответственно), Андрей Б. имеет высокую тревожность (12 баллов) (рис. 5).

Рис. 5 Уровень тревожности младших школьников с ЗПР

studfiles.net

Результаты методики № 2 «Мои страхи» л.И.Захарова.

Методика позволила отследить те персонажи, которые пугают детей с задержкой психического развития в младшем школьном возрасте.

В своем рисунке Андрей Б. нарисовала большую кошку, Оксана В. сову, Денис К. изобразил Бармалея, Павел П. — змею и собаку, Алена Л.. нарисовала себя одну в лесу. Из этой методики видно, что дети испытывают страх к животным, сказочных существ, страх одиночества.

Результаты методики № 3 «Силуэт человека» лЛебедевой.

Таблица №14

Дети

Цвет человечка

(констатирующий этап

исследования)

Цвет человечка

(контрольный этап

исследования)

1.Денис К.

Зеленый

Синий

2. Павел П.

Синий

Синий

3. Оксана В..

Зеленый

Зеленый

4. Алена Л.

Красный

Красный

5. Андрей Б.

Желтый

Красный

По данной методике можно сделать выводы об эмоциональном состоянии ребенка на момент проведения диагностики. Человеку, предпочитающему синий цвет, свойственна удовлетворенность жизнью, тому, кто выбирает красный — жизнерадостность, зелёный — серьезное отношение к жизни. Надо отдельно отметить, что те, кто выбирают зелёный цвет, стремятся к безопасности и стабильности. Таким образом, мы видим, что в результате коррекционной работы у Дениса К. произошла смена приоритетов в выборе цвета. Он отказался от зелёного цвета, на основании чего можно судить о снижении тревожности ребенка, снижении стремления к безопасности. Андрей Б. на констатирующем этапе эксперимента продемонстрировал свою настроенность на изменения, отдав предпочтение желтому цвету. Изменения в результате коррекционной работы произошли, в качественном плане они могут быть расценены как положительные.

Результаты методики № 5 «Опросник г.Гг. Лаврентьевой и т.М. Титареико»

Таблица №15

Вопрос:

Ответ:

Артем К.

Дима И.

Анжелика К.

Полина Ш.

Демьян П.

1. Не может долго работать, не уставая.

+

+

2. Ему трудно сосредоточиться на чем-то.

+

+

+

+

3. Любое задание вызывает излишнее беспокойство.

+

4. Во время выполнения

заданий очень напряжен, скован.

+

+

5. Смущается чаще других.

6. Часто говорит о напряженных ситуациях.

+

7. Как правило, краснеет в незнакомой обстановке.

+

8. Жалуется, что ему снятся страшные сны.

+

9. Руки у него обычно холодные и влажные.

+

+

10. У него нередко бывает расстройство стула.

+

+

11. Сильно потеет, когда волнуется.

+

+

12. Не обладает хорошим аппетитом.

+

+

13. Спит беспокойно, засыпает с трудом.

+

+

+

+

14. Пуглив, многое вызывает у него страх.

+

+

+

15. Обычно беспокоен, легко расстраивается.

+

+

16. Часто не может сдержать слезы.

+

17. Плохо переносит ожидание.

+

+

18. Не любит браться за новое дело.

+

19. Не уверен в себе, в своих силах.

+

+

20. Боится сталкиваться с трудностями.

+

+

+

По результатам методики Алена Л. Имеет низкую тревожность (3 балла), Денис К., Павел П. и Оксана В. Испытывают среднюю тревожность (8 и 9 баллов соответственно), Андрей Б. имеет высокую тревожность (12 баллов).

Наглядно различия в результатах диагностики по каждому ребенку соответственно можно увидеть на диаграмме.

Рисунок № 5. Сравнительная характеристика результатов исследования тревожности детей, выраженной в баллах, на констатирующем и контрольном этапах исследования

Таким образом, можно говорить о положительной динамике изменения тревожности детей. Только у Дениса К. не произошло изменений, остальные дети продемонстрировали снижение тревожности.

studfiles.net

Результаты методики № 4 «Опросник гл. Лаврентьевой и т.М. Титаренко».

Вопрос:

Ответ:

Денис К.

Павел П.

Оксана В.

Алена Л.

Андрей Б.

1. Не может долго работать, не уставая

+

+

2. Ему трудно сосредоточиться на чем-то

+

+

+

+

3. Любое задание вызывает излишнее беспокойство

+

4.Во время выполнения заданий очень напряжен, скован

+

+

5. Смущается чаще других

6. Часто говорит о напряженных ситуациях

+

7. Как правило, краснеет в незнакомой обстановке

+

8. Жалуется, что ему снятся страшные сны

+

9. Руки у него обычно холодные и влажные

+

+

10. У него нередко бывает расстройство стула

+

+

11. Сильно потеет, когда волнуется

+

+

12. Не обладает хорошим аппетитом

+

+

13. Спит беспокойно, засыпает

с трудом

+

+

+

+

14. Пуглив, многое вызывает у него страх

+

+

15. Обычно беспокоен, легко расстраивается

+

16. Часто не может сдержать слезы

+

17. Плохо переносит ожидание

+

+

18. Не любит браться за новое дело

+

19. Не уверен в себе, в своих силах

+

+

20. Боится сталкиваться с трудностями

+

+

+

По результатам методики Алена Л. Имеет низкую тревожность (3 балла), Денис К., Павел П. и Оксана В. Испытывают среднюю тревожность (8 и 9 баллов соответственно), Андрей Б. имеет высокую тревожность (12 баллов).

Рисунок № 2 по результатам методики

«Опросник г.П. Лаврентьевой и т.М. Титаренко» на констатирующем этапе исследования Результаты методики №5 «Теста тревожности» (р.Теммл, м. Дорки, в.Амен.)

Экспериментальный материал — 14 рисунков. Каждый рисунок представляет некоторую типичную для жизни младшего школьника ситуацию.

Каждый рисунок выполнен в двух вариантах: для девочки (на рисунке изображена девочка) и для мальчика (на рисунке изображён мальчик). Каждый рисунок снабжён двумя дополнительными рисунками детской головы. На одном из дополнительных рисунков изображено улыбающееся лицо ребёнка, на другом — печальное.

Рисунки показывают детям в строго перечисленном порядке один за другим. Предъявив ребёнку рисунок, учитель даёт инструкцию следующего содержания:

1. Игра с младшими детьми. «Как ты думаешь, какое лицо будет у ребёнка: весёлое или печальное? Он (она) играет с малышами».

2. Ребёнок и мать с младенцем. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребёнка: печальное или весёлое? Он (она) гуляет со своей мамой и малышом».

3. Объект агрессии. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребёнка: печальное или весёлое?»

4. Одевание. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребёнка: печальное или весёлое? Он (она) одевается».

5. Игра со старшими детьми. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребёнка: печальное или весёлое? Он (она) играет со старшими детьми».

6. Укладывание спать в одиночестве. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребёнка: печальное или весёлое? Он (она) идёт спать».

7. Умывание. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребёнка: печальное или весёлое? Он (она) в ванной».

8. Выговор. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребёнка: печальное или весёлое?»

9. Игнорирование. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребёнка: печальное или весёлое?»

10. Агрессивное нападение. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребёнка: печальное или весёлое?»

11. Собирание игрушек. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребёнка: печальное или весёлое? Он (она) убирает игрушки».

12. Изоляция. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребёнка: печальное или весёлое ?»

13. Ребёнок с родителями. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребёнка: печальное или весёлое? Он (она) со своими мамой и папой».

14. Еда в одиночестве. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребёнка: печальное или весёлое? Он (она) ест».

Выбор ребёнком соответствующего лица и высказывания каждого ребёнка можно зафиксировать в специальном протоколе (табл. 17-21).

Для опроса и тестирования был подготовлен раздаточный и тестовый материал в виде опросников, бланков, рисунков домиков. Применялись следующие методы психолого-педагогического исследования: анализ литературных источников, наблюдение, беседа, опрос, тестирование.

Таблица 17 

studfiles.net

Советы рукодельницам