Почему математика — царица наук?

Содержание

Еще в глубокой древности люди были уверенны, что числа – это тайный код, с помощью которого можно понять устройство нашего мира. Тысячи лет миновало с тех пор, а современные ученые не только разделяют мнение наших предков, но и не перестают доказывать, что математика – царица наук. В музыке, в тарелке, в стихии… Числами можно выразить все, что есть в нашем мире. Но что мы сами знаем об этой таинственной и одновременно самой точной науке?

Математика – царица наук. Кто сказал эту фразу? Мы точно знаем, как называются числа и в каком порядке они следуют друг за другом. Но часто ли мы задумываемся над тем, откуда взялись цифры, почему они выглядят так, а не иначе? Почему именно они стали главным инструментом математики.

Древние цифры

«Математика – царица наук, а арифметика – царица математики» — это слова известного немецкого математика Карла Гаусса.

История математики начинается примерно с того момента, как наши предки осознали, что количество горшков и охотничьего инвентаря требуют учета. Так появились прообразы чисел и самая первая математическая операция – сложение.

Потребность в математических расчетах росла с каждым днем. Надо было уметь точно подсчитывать не только количество человек в своей общине, но и поголовье скота и площади пастбищ. С бурным развитием торговли и строительства владение элементарной математикой стало и вовсе залогом благополучия. Чтобы выжить и прокормить семью, люди должны были уметь считать.

Да и правда, математика — царица наук, а арифметика – это то, с чего началась эта наука и без чего не может существовать.

Египетская система

Неудивительно, что уже очень скоро носить большое количество камней и палок для подсчета стало очень неудобно. Древние египтяне решили эту проблему. Приблизительно в III тыс. до н. э. они ввели первую общепринятую систему написания цифр. Так, единица изображалась короткой вертикальной палочкой, цифра 10 обозначалась иероглифом в виде подковы, а число 100 – мерной веревкой. А самое большое число – 10 миллионов — изображали богом Амон Ра в виде восходящего солнца.

Запись любого большого составного числа занимала очень много времени, а любые математические работы требовали времени и знаний, поэтому математикой занимались только жрецы или другие люди, связанные с культом.

Отдельной науки математика не было, была, по словам Аристотеля, метафизика, которая объединяла все науки. Она была элементом тайного знания, которым владели жрецы.

Единственная математика, с которой сталкивался человек, – это счет денег. И вообще с момента появления формулы «товар-деньги-товар» подсчеты имеют огромное значение для человека.

Арабские цифры

Привычные нам арабские числа появились только спустя несколько тысяч лет. Кстати, история рождения этих цифр до сих пор очень запутана. До сих пор никто не знает, как и при каких обстоятельствах они были придуманы. Точно известно, что не арабами.

Произошло это в конце I тыс. н. э. Цифры принадлежат индусам, но сначала они имели совсем другое значение.

Удивительно, что такая точная наука формировалась под влиянием эзотерических и религиозных верований. Представители древних цивилизаций часто для изображения цифр выбирали сакральные знаки.

Математика – царица наук, а числа – ее уникальный инструмент. Если посмотреть вокруг, становится очевидно – они окружают нас повсюду.

Математика в музыке

Каждому из нас нравится гармоничная музыка. Она вызывает приятные эмоции, помогает расслабиться, может поднять настроение. Но только ли благодаря мастерству музыканта? Оказывается, за гармоничным сочетанием звуков стоит математика. Царица наук распорядилась так, что две ноты, разделенные таким музыкальным интервалом, как октава, прекрасно звучат вместе. Это самое идеальное сочетание в музыке. Октава – это соотношение частот между звуками, которые математически можно записать как 1/2. А чистая квинта – 3/2, большая терция – 5/4. Впрочем, любая комбинация нот записывается обычной математической пропорцией. О связи музыки и математики догадались еще в античные времена, а первым до этого додумался Пифагор.

«Музыка — тайная арифметика души, которая не знает, что вычисляет», — как-то подметил известный философ и математик Лейбниц.

Универсальность математики не перестает удивлять. Кажется, что сила этой науки вообще безгранична. Математически можно рассчитать даже природные катаклизмы.

Математика в стихиях

Группа российских математиков нашла способ смоделировать и просчитать стихийные бедствия будущего. С помощью математического распознавания образов ученые рассчитали зоны для прогноза самых сильных землетрясений. Также был выведен алгоритм, который помогает предотвращать аварии на предприятиях.

Дети начинают изучать этот предмет еще в дошкольном возрасте, а в школах уже стала традиционной стенгазета «Математика — царица наук», которую ученики рисуют в период прохождений недели этого предмета в стенах учебного заведения. На них изображают разные математические задачки, кроссворды и интересные истории.

Сказочная история

Почему математика — царица наук? В одном сказочном измерении существовало Царство. Главой в нем было Естествознание, Математика, его жена – царицей, а Литература, их дочь – царевной. Семейство жило в полной гармонии, и у них было много прислуги – вспомогательных наук.

Но однажды Математика – царица наук, поругалась с мужем, и обидевшись, просто покинула Царство.

Очень быстро в сказочном государстве началась настоящая неразбериха. Царевна-Литература не могла пронумеровать страницы в книгах и главы в романах. Естествознание никак не могло сосчитать ни планеты, ни звезды, ни дни недели, ни месяцы в году. История не могла определиться с точными датами событий, а география вычислить длину рек и расстояния между морями. Наступил хаос, потому что повар не мог взвесить продукты, а строители не могли построить башню. Ни один житель сказочной страны не мог обойтись без Математики.

Тогда Царь дал распоряжение всем послам и гонцам отыскать царевну и вернуть обратно в царство. А когда Математика, царица наук, вернулась — снова наступил порядок и гармония в Царстве наук.

fb.ru

«Математика царица всех наук…» — знаменитая фраза Карла Гаусса

«Математика – царица всех наук…» — это часть знаменитой фразы, которая принадлежит известному немецкому ученому XVIII—XIX века Карлу Фридриху Гауссу. В статье постараемся разобраться, что заставило Гаусса сформулировать столь смелое утверждение.

Что такое математика?

Прежде чем переходить к словам Гаусса «Математика — царица наук», разберемся, что она собой представляет. Под этим понятием подразумевают формальную науку, которая изучает различные свойства и взаимосвязь между такими абстрактными объектами, как числа, геометрические фигуры и символы. Слово «математика» имеет древнегреческие корни, оно означает «знание» или «область изучения».

Чтобы осуществлять свою деятельность, математика использует законы логических рассуждений и собственный язык. Весь математический фундамент зиждется на аксиомах, из которых уже выводятся теоремы. Математический язык представляет собой совокупность символов и взаимоотношений между ними. С помощью него можно отражать все процессы, происходящие в реальности, на некотором примитивном уровне. Каждый математический символ несет определенную информацию, которая имеет конкретный смысл, что его отличает от слова в естественном языке.

Любопытно отметить, что современная математическая нотация была разработана только в XVIII веке. В этом большие заслуги принадлежат швейцарскому математику и философу Леонарду Эйлеру.

По мнению многих ученых, первые математические операции (сложение, вычитание) человек выполнял еще до того, как появился естественный язык. Однако численная математика оформилась в единую и стройную науку только благодаря трудам древнегреческих ученых (Пифагор, Эвклид, Аристотель). Современная математика представляет собой несколько тысяч ее подразделов и ветвей, которые занимаются изучением 4-х базовых объектов: количества, структуры, пространства и изменений.

Связь математики с другими науками

Математика — царица всех наук. Эту фразу можно понять, если вспомнить разные современные науки и объекты их изучения.

Например, физика занимается исследованием природных процессов и формулированием законов, по которым они происходят. Но ее развитие было бы невозможным без математического аппарата. Более того, современная физика вышла на такие пространственные масштабы (микро- и макромир), что благодаря обычной интуиции понять, что там происходит, невозможно, и только математика способствует развитию этой науки.

Если рассмотреть химию, то исследуемые химические превращения всегда связаны с изменением степеней окисления реагентов, с выделением (поглощением) количества теплоты, то есть с математической формулировкой задачи.

Биология также не может существовать без математики: количество генов в клетке и развитие популяции — это сугубо математические вопросы.

Если оставить в стороне естественные науки и обратиться к гуманитарным, то в них тоже присутствует математика. Например, в литературе ритм стихов может быть выражен в виде математической нотации, а ноты в музыке — это своего рода адаптация математики к сфере «прекрасных звуков».

Во многих школах при изучении математики в старших классах ученикам дают задание подготовить проект «Математика — царица наук», чтобы ребята имели представление о ее важности в современном мире.

Самодостаточность математики

Многие могут подумать, что математика является лишь инструментом, который используют все известные человеку науки. Такое утверждение имеет свое обоснование, поскольку математика изначально развивалась «в помощь» наукам о природе, и многие ее утверждения выводились исходя из экспериментальных наблюдений и обобщения статистических данных.

Но не зря же математика — царица всех наук. В настоящее время она является также самодостаточной. Примером ее деятельности можно назвать задачи тысячелетия, представляющие собой чисто математические проблемы, над решением которых трудятся десятки тысяч людей со всего мира.

Кому принадлежит фраза: «Математика царица наук»?

Ответ на этот вопрос был уже дан. Эту фразу в своих трудах отразил великий немецкий ученый Карл Гаусс, которого современники называли «принцем математики».

Гаусс был одаренным ребенком, который со своих первых лет жизни проявлял интерес к математике и языкам. Известен исторический анекдот, когда маленький Карл смог быстрее всех сложить числа от 1 до 100.

Ученый внес огромный вклад в развитие таких наук, как:

  • теория чисел;
  • математический анализ;
  • дифференциальная геометрия;
  • статистика;
  • алгебра;
  • геодезия;
  • оптика.

Как видно из этого списка, больших успехов Гаусс достиг в разных разделах математики.

Знаменитая фраза Гаусса

Часто можно слышать такой вопрос: «Чьи слова — «математика царица наук»?» Но это выражение является не полным, кроме того, оно теряет большую часть оригинального смысла, который в нее вложил ученый. Полностью знаменитая фраза звучит следующим образом: «Математика — царица всех наук, а арифметика — царица математики. Она часто предоставляет услуги астрономии и другим естественным наукам, но во всех смыслах она обладает правом находиться в первых рядах».

В первой части фразы ученый, говоря об арифметике, подчеркивает важность понятия «число» в математике. Вторая половина фразы говорит об универсальности и самодостаточности «царицы» всех наук, которая лежит в основе («в первых рядах») любого другого учения.

Другие высказывания ученого, относящиеся к математике

Поскольку Гаусс всей душей любил математику, то ей он посвятил не только свои научные работы, но и множество фраз, отражающих ее красоту и изящество. Приведем некоторые из них:

  • «Очарование этой возвышенной науки, математики, открывается лишь тем, кто обладает смелостью погрузиться в нее».
  • С древнегреческого языка слово «математика» — это «знание». Ссылаясь на этот факт, ученый как-то отметил: «Не само знание, но процесс изучения, и не само положение, но процесс движения к нему, являются тем, что предоставляет наибольшее наслаждение».

fb.ru

Математический праздник «В гостях у царицы Математики»

Разделы: Математика, Внеклассная работа, Классное руководство


Цели мероприятия.

  1. Формирование устойчивого интереса у учащихся к математике как к элементу общечеловеческой культуры.
  2. Проверка знаний, расширение кругозора и развитие интеллекта учащихся.
  3. В совместной работе по подготовке и проведению вечера, в его конкурсах развитие у школьников навыков хорошего поведения в обществе, общения, совместной деятельности, ответственности за коллектив и его сплочение.
  4. Ход мероприятия

    Ведущий 1:

    Почему торжественность вокруг?
    Слышите, как быстро смолкла речь?

    Это о царице всех наук
    Начинаем мы сегодня вечер.

    Ведущий 2:

    Не случайно ей такой почет.
    Это ей дано давать ответы.
    Как хороший выполнить расчет
    Для постройки здания, ракеты.

    Ведущий 1:

    Есть о математике молва,
    Что они в порядок ум приводит,
    Потому хорошие слова
    Часто говорят о ней в народе.

    Ведущий 2:

    Ты нам, математика, даешь
    Для победы трудностей закалку,
    Учится с тобою молодежь
    Развивать и волю, и смекалку.

    Ведущий 1:

    И за то, что в творческом труде
    Выручаешь в трудные моменты,

    Мы сегодня искренне тебе
    Посылаем гром аплодисментов.

    Ведущий 2: Уважаемые гости! Дамы и господа! Прошу приветствовать Ее Величество Царицу всех наук! Царица Математика!

    (Выходит царица Математика, на ней широкое платье, по которому разбросаны различные числа, геометрические фигуры и уравнения. На голове большая корона)

    Царица Математика:

    Я — царица-Математика, опять
    Вас собрала на праздник знаний
    Я приглашаю всех блистать
    Умом, смекалкой, юмором дерзаний.
    Нет скучных формул, теорем,
    Сегодня – не урок, а праздник!

    Я рада приветствовать всех своих поданных. На этот бал прибыли и мои дочки. Итак, встречайте, принцесса Арифметики.

    (Выходит принцесса Арифметика, в пышном платье, по которому разбросаны различные числа)

    Принцесса Арифметика:

    Арифметику, друзья,
    Не любить никак нельзя.
    Очень строгая наука,
    Очень точная наука,
    Интересная наука –
    Это арифметика!

    Давайте, ребята, учиться считать!
    Запомните все, что без точного счёта
    Не двинется с места любая работа.
    Без счёта не будет на улице света.
    Без счёта не может подняться ракета.
    Без счёта письмо не найдёт адресата.
    И в прятки сыграть не сумеют ребята.
    Беритесь, ребята, скорей за работу!
    Учитесь считать, чтоб не сбиться со счёту.

    — Ваше величество, я прибыла не одна, а со своей верной свитой.

    (Выходят цифры поют на мотив песни разбойников из мультфильма “Бременские музыканты”)

    Говорят мы буки — бяки
    Как же носит нас земля
    И примеры с нами – мука,
    Их решить никак нельзя.

    Ой – ля –ля, ой – ля – ля
    Их решить никак нельзя.
    Ой – ля –ля, ой – ля – ля
    Оп – па!

    Вечные авантюристы
    Хулиганы, драчуны
    Только с нами подружись ты
    Будем мы тебе верны.

    Ой – ля –ля, ой – ля – ля
    Без друзей никак нельзя.
    Ой – ля –ля, ой – ля – ля.
    Оп – па!

    Единица:

    Я один иль единица,
    Очень тонкая, как спица.

    Двойка:

    Я вот цифра два.
    Полюбуйся какова.

    Выгибает двойка шею,
    Волочится хвост за нею.

    Тройка:

    А за двойкой, посмотри,
    Выступает цифра три.
    Тройка третий из значков,
    Состоит из двух крючков.

    Четвёрка:

    За тремя, идёт четыре,
    Острый локоть оттопыря.

    Пятёрка:.

    А потом пошла плясать
    По бумаге цифра пять.
    Руку вправо протянула,
    Ножку круто изогнула.

    Шестёрка:

    Цифра шесть – дверной замочек,
    Сверху крюк, внизу кружочек.

    Семёрка.

    Вот семёрка – кочерга,

    У неё одна нога.

    Восьмёрка:.

    У восьмёрки два кольца,
    Без начала и конца.

    Девятка:

    Цифра девять иль девятка,
    Цифровая акробатка.
    Если на голову встанет,
    Цифрой шесть девятка станет.

    Ноль:

    Цифра вроде буквы О –
    Это ноль иль ничего.
    Круглый ноль такой хорошенький,
    Но не значит ничегошеньки!
    Если ж слева рядом с ним
    Единицу примостим,
    Он побольше станет весить,
    Потому, что это – десять.

    Принцесса Арифметика:

    И сейчас моя свита с вами проведет веселую разминку. Ваша задача продолжить фразу:

    Варит отлично твоя голова: пять плюс один получается… (не два, а шесть)

    Вышел зайчик погулять, лап у зайца ровно… (не пять, а четыре)

    Ходит в народе такая молва: шесть минус три получается… (не два, а три)

    Говорил учитель Ире, что два больше, чем… (один, а не четыре)

    Меньше в десять раз, чем метр, всем известно… (дециметр)

    Ты на птичку посмотри: лап у птицы ровно … (две, а не три)

    У меня собачка есть, у нее хвостов аж… (один, а не шесть)

    У доски ты говори, что концов у палки… (два, а не три)

    Отличник тетрадкой своею гордится: внизу, под диктантом, стоит… (не единица, а пять)

    На уроках будешь спать, за ответ получишь… (два, а не пять)

    Вот пять ягодок в траве. Съел одну, осталось -… (не две, а четыре)

    Мышь считает дырки в сыре: три плюс две – всего… (пять, а не четыре).

    Царица Математика: Вижу, у принцессы Арифметики все числа исправно трудятся. А сейчас приветствуем принцессу Геометрии.

    (Выходит принцесса Геометрия. Она в пышном платье, по которому разбросаны геометрические фигуры)

    Принцесса Геометрия:

    Взгляни на равнины, леса и поля –
    Прекрасен наш мир под названьем Земля.
    Вот груша, клубника, арбуз и банан.
    Вот мячик, корзина, забор и стакан.
    Ах, до чего ж, представь, до чего же
    Между собою они не похожи.
    Разнообразие формы и цвета
    Нам подарила родная планета.
    Все знают, что геометрия – это
    Наука о форме любого предмета.

    Я хочу предложить командам посчитать сколько геометрических фигур на моих рисунках.

    Принцесса Геометрия:

    А теперь, ребята, предлагаю вам разгадать ребусы:

    (100янка (Стоянка), 100л (Стол), 100ляр (Столяр), Сева100поль (Севастополь), 40оножка (Сороконожка), 7я (Семья))

    Царица Математика:

    Что ж я довольна принцессой Геометрией. А как обстоят дела у принцессы Алгебры?

    (Выходит принцесса Алгебры. Она в пышном платье, по которому разбросаны х, у)

    Принцесса Алгебра:

    Ах, уж это алгебра —
    Наука очень строгая.
    Ее учебник школьник
    Всегда берёт с тревогою.

    Там функции и графики
    И уравнений тьма,
    А модуль может запросто
    Свести тебя с ума.

    И правила, и формулы —
    Всё так легко забыть.
    Но всё же и без алгебры.
    Нам невозможно жить.

    Давайте ребята порешаем с вами задачи:

    1. В море плавало девять пароходов. Два парохода пристали к пристани. Сколько пароходов в море?
    2. В комнате четыре угла. В каждом углу сидит щенок. Напротив каждого щенка – три щенка. Сколько щенят в комнате?
    3. У животного две правые ноги, две левые ноги, две ноги спереди, две ноги сзади. Сколько ног у животного?
    4. На столе лежат три палочки разной длины. Как удалить из середины самую длинную палочку, не трогая ее?
    5. Рыбак за три часа поймал шесть щук. Сколько щук он поймает за девять часов?
    6. У нескольких столов 12 ножек. Сколько всего столов в комнате? Когда гусь стоит на двух ногах, то весит 4 кг. Сколько будет весить гусь, когда он встанет на одну ногу?

    Царица Математика: Вижу, что у моих помощниц дела идут хорошо. А где же мои подданные? Как у них дела?

    (Выходят три девочки и поют частушки)

    1. Мы с подружками втроём Вам частушки пропоём. Раз, два, три, четыре, пять, Так с чего же нам начать?

    2. На уроке в самом деле Перепишем всё точь-в-точь, Разобраться еле-еле Дома нам порой невмочь.

    3. Скорость лошадей узнали И в ответе написали: “Мчится лошадь без кареты В тысячу раз быстрей ракеты”.

    4. Стоит Коля у доски И зевает от тоски. Он никак не разберёт, Где окружность, а где рот.

    5. Это что же, в самом деле, Получилось – стыд и срам: Землекопа вдруг в задаче Разделили пополам.

    6. Рассчитали путь движенья Курам всем на удивленье, Время с метрами сложили — Килограммы получили.

    Царица Математика: А теперь я хочу узнать, кто из вас самый внимательный?

    Расскажу я вам рассказ
    В полтора десятка фраз
    Лишь скажу я слово три
    Приз немедленно бери.
    Однажды щуку мы поймали
    Распотрошили, а внутри
    Рыбёшек мелких увидали,
    И не одну, а целых….две.
    Мечтает мальчик закалённый
    Стать олимпийским чемпионом
    Смотри, на старте не хитри
    А жди команду: раз, два… марш.
    Когда стихи запомнить хочешь,
    Их не зубри до поздней ночи,
    А про себя, их повтори
    Разок, другой, но лучше… пять.
    Недавно поезд на вокзале
    Мне три часа пришлось прождать
    Ну что ж, друзья, вы приз не взяли
    Когда была возможность взять.

    Царица Математика:

    Все вы очень умные и любознательные ребята. Мы надеемся, что вы осознали важность математики в жизни человека. Поэтому сейчас давайте дадим друг другу клятву:

    1. Не опаздывать на уроки математики, прилежно вести тетрадь и всегда выполнять домашнее задание.

    2. Быть другом своих одноклассников, но не давать списывать.

    3. Не отказывать товарищу в помощи, действуя по принципу: “Научился сам – научи другого”.

    4. Всегда активно работать на уроке.

    5. На уроках математики всегда стараться быть первым и лучшим.

    Клянёмся! Клянёмся! Клянёмся!
    Математику учить,
    Математику любить!
    С математикой навеки
    Крепко – накрепко дружить.

    Ведущий 1:

    Математика – основа и царица всех наук,
    И тебе с ней подружиться я советую, мой друг.
    Ее мудрые законы если будешь выполнять,
    Свои знанья приумножишь,
    Станешь ты их применять.
    Сможешь по морю ты плавать,
    Сможешь в космосе летать.

    Ведущий 2:

    Дом построить людям сможешь:
    Будет он сто лет стоять.
    Не ленись, трудись, старайся,
    Познавая соль наук
    Все доказывать пытайся,
    Но не покладая рук.

    Царица Математика:

    Закончим наш праздник песней “О математике” на мотив известной песни “Мы желаем счастья вам”.

    Математика для нас важна.
    Нам без математики нельзя,
    Делает нас сильными и мудрыми она..
    Будем только знанья умножать.
    Неудачи сразу вычитать.
    Удача же сопутствовать будет нам всегда.

    Припев.

    Мы желаем знанья вам, знанья в школьном мире большом
    Чтоб каждый новый день принес бы вам пятерку в дом.
    Мы желаем знанье вам, и оно должно быть таким –
    Когда ты знаешь сам, знаньем поделись с другим.

    2. Математика везде нужна,
    Помогает в жизни нам она,
    Корабли водить на море, строить города.
    Будем с математикой дружить,
    Интересней будет в жизни жить.
    Не придется нам тужить нигде и никогда.

    15.03.2012

    xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

    Математика – царица наук

    Разделы: Математика, Внеклассная работа


    Цели игры:

    • Расширить знания обучающихся, развивать познавательный интерес, интеллект.
    • Формировать дружеские товарищеские отношения, умение работать командой, формирование навыков коллективного поведения, создание атмосферы товарищества;
    • Воспитание чувства юмора, умения веселиться.
    • Развивающее: математическое, логическое мышление.

    Задачи: повысить мотивацию к учебе; определить коммуникативные способности детей.

    Время: 40 – 50 мин.

    Форма: интеллектуально-развлекательная игра

    Игра для детей 6-9-х классов.

    Ведущий 1: Здравствуйте, ребята! Разрешите поздравить вас с праздником. Сегодня мы славим математику, царицу всех наук. И в честь неё мы устраиваем нашу интеллектуально – развлекательную игру под названием “Математика – царица наук!”

    Оформление

    Оформления классной доски. Рисунки детей.

    Класс делится на две команды.

    Оборудование

    Карточки с заданиями командам к конкурсам “Собери кленовый лист”, “Какая тыква тяжелее”, задача про коз и капусту, круглые фишки.

    Ноутбук, презентация.

    План мероприятия:

    1. Вступительное слово учителя. Приветствие членов жюри (учителя и ученики старших классов). Представление команд.  Переходя к разминке щелчок ПКМ.
    2. Разминка.
    3. Тренажер-эрудит.
    4. Математика – царица наук. Анаворд.
    5. Дерево чисел.
    6. Ой, кто к нам пожаловал?
    7. Попробуй реши! Логические задачи.
    8. Задачи на смекалку.
    9. Конкурс ФОКУСЫ С ЧИСЛАМИ.
    10. Геометрические головоломки.

    Обзор правильных решений (презентация или решения у членов жюри).

    Сбор решений выполняют члены жюри. Один член жюри работает с первой командой, второй с другой. За каждое верно выполненное задание команда зарабатывает баллы

    Ход мероприятия

    1. Вступительное слово учителю и обучающимся.

    Обучающийся 1.

    Почему торжественно вокруг?
    Слышите, как быстро смолкла речь.
    Это о царице всех наук
    Поведём сегодня с вами речь.
    Не случайно ей такой почёт
    Это ей дано давать советы
    Как хороший выполнить расчёт
    Для постройки здания, ракеты.
    Есть о математике молва,
    Что она в порядок ум приводит
    Потому хорошие слова
    Часто говорят о ней в народе.
    Ты нам, математика, даёшь
    Для победы трудностей закалку.
    Учится с тобою молодёжь
    Развивать и волю, и смекалку.
    И за то, что в творческом труде
    Выручаешь в трудную минуту
    Мы сегодня искренне тебе
    Посылаем гром аплодисментов!

    Обучающийся 2:

    Вас приветствуем, друзья,
    И шлем Вам пожеланье:
    Побольше думать в этот раз,
    И приложить все знания.

    Обучающийся 3:

    Без конца твердят нам в школе:
    «Математика важна».
    На заводе, в классе, в поле
    Математика нужна.

    Обучающийся 4:

    В институт ли поступаешь,
    Идешь работать на завод,
    Коль математику не знаешь,
    От ворот Вам поворот.

    Обучающийся 5:

    Без математики наука,
    Как без воды усталый путник.
    Математика важна.
    Математика нужна.

    Обучающийся 6:

    О, Математика, нам в игре ты помоги!
    И скуку, лень быстрее прогони,
    Сегодня мы соревнованье проведем,
    Итак, друзья, скорей начнем!

    Учитель: Представляем вам наше справедливое жюри (называет членов судейской команды)

    2.Разминка. Истории математики. (презентация) слайд 4

    1).Кто из них сказал:
    “Математика – царица всех наук, а арифметика – царица математики”? Слайд 5

    Ответ: Слайд 6 ( К.Ф.Гаусс)

    Карл Фридрих Гаусс – “король арифметики” (1777 – 1855)

    • Немецкий математик, астроном, физик, геодезист.
    • Выдающиеся математические способности обнаружил в раннем детстве.
    • Его многочисленные исследования в области математики оказали серьезное влияние на развитие других наук.

    2).Кому принадлежат эти строки:
    “Математику уже затем учить надо, что она ум в порядок приводит”? Слайд 7

    Ответ: Слайд 8 (М.В.Ломоносов)

    • Михаил Васильевич Ломоносов (1711 – 1765)

    – великий ученый: химик, физик, математик, поэт, основатель российской науки, Московского Государственного Университета.

    3). Математиками какой страны была придумана десятичная система счисления и способ записи чисел? Слайд 9

    Ответ: Слайд 10 (В Древней Индии)

    Справка. Позиционная десятичная система счисления

    • Такие системы счисления были только у народов с очень хорошо развитой математикой. По сей день мы используем только такую систему счисления. Такая система счисления годится для записи чисел, и она очень удобна для счета.
    • Впервые такая система, вернее ее зачатки появилась в Древнем Вавилоне, почти в то же время она была изобретена в Китае, потом в Индии, откуда перекочевала на Аравийский полуостров, а затем и в Европу. Здесь эту систему счисления назвали Арабской, и под этим именем она разошлась по всему миру.
    • Так что, говоря «арабские числа» надо иметь в виду, ну, хотя бы индийские.

    3.Тренажер-эрудит. Слайд11

    1.Разум человеческий владеет тремя ключами, позволяющими людям знать, думать. Мечтать.

    Два из них – буква и нота. Каков третий ключ?

    Ответ: Цифра

    2.Назовите единицу измерения объема нефти.

    Ответ: Баррель

    3.Единица измерения скорости на море?

    Ответ: Узел

    4.Наука о числах, их свойствах и действий над ними?

    Ответ: Арифметика

    5.Какая система счисления применяется в ЭВМ (компьютере)?

    Ответ: Двоичная

    4. Математика – царица наук. Анаворд

    Каждой команде дана фраза “Математика – царица наук”

    Ваша задача за три минуты вспомнить математические термины и понятия, которые бы начинались с букв, входящих в данную фразу.

    Минус, меньше, множитель, метр, миллион, многоугольник, микрокалькулятор  алгебра, алгоритм, анализ, ар,  три, теорема, тринадцать, треугольник единица, единичный отрезок измерения, икс, игрек кратное, квадрат, координата, коэффициент центр, цифры, центнер радиус, равенство, равно, разность неравенство, ноль уравнение, условие, уменьшаемое, умножение, угол.

    5. Дерево чисел. Слайд 15( На доске нарисованы два дерева на них, магнитами прикреплены числа. Первая команда выбирает простые числа и находит их сумму, а вторая команда – составные числа и их сумму.

    6. Ой, кто к нам пожаловал? (В класс заходит ДЕД МОРОЗ) Слайд 16

    Да, это ж дедушка Мороз. Ой, что он здесь делает ведь еще не новый год

    Что у Вас случилось?

    ДЕД МОРОЗ:

    Ох зима не наступает
    Землю снегом не покрывает
    И борода из ваты…
    Все склероз проклятый!
    Голова солома,
    Зонт забыл я дома,
    Торопился я ребята,
    Все ведь письма тереблю,
    И подарочки ложу
    С неба хлынула вода!!!
    Дождь меня всего облил,
    Все делители он смыл.
    Как мне жить на свете?
    Помогите, дети!!!
    Вот узнал, что у вас сегодня игра
    И играет умная детвора.
    Мне осталось разобрать
    Письма с номерами делителей числа 105.
    Помогите мне дети.

    Вопрос: Ребята, за 2 минуты помогите ДЕДУ МОРОЗУ найдите все делители числа 105

    ДЕД: Если вы назовете все мои делители, то я подарю вам 3 балла и сладкий приз.

    7.Задачи на смекалку Слайд17

    1. Вите Малееву надо успеть прийти до звонка в школу Ш из дома Д. По какому пути он придет быстрее DАШ или DБВГКМШ?

    Ответ: одинаково.

    2.Попрыгунья Стрекоза половину времени каждых суток красного лета спала, третью часть каждых суток танцевала, шестую часть пела. Остальное время она решила посвятить подготовке к зиме. Сколько часов в сутки Стрекоза готовилась к зиме?

    Ответ: 0 часов

    3.Малыш может съесть 600 г варенья за 6 минут, а Карлсон – в 2 раза

    быстрее. За какое время они съедят это варенье вместе?

    Ответ:2 мин

    4. Три числа

    В каждой из 9 клеток квадрата поставить одно из чисел 1,2,3 так, чтобы сумма чисел, стоящих в каждом вертикальном ряду, в каждом горизонтальном ряду и также по любой диагонали равнялась 6.

    Ответы:

    а) 1 3 2 б)3 1 2 в)2 1 3 г)2 3 1
    3 2 1 1 2 3 3 2 1 1 2 3
    2 1 3 2 3 1 1 3 2 3 1 2

    8.Попробуй реши! Логические задачи. Слайд 23

    1)На столе лежат в ряд квадрат, круг и треугольник (в таком порядке). Одна из фигур красного цвета, другая – жёлтого, третья – синего. Квадрат не красный, с одной стороны от синей фигуры лежит жёлтая, а с другой – красная. Определите цвет каждой фигуры. Ответ: Квадрат – жёлтый, круг – синий, треугольник – красный

    2). Какой знак нужно поставить между числами 5 и 6, чтобы получилось число больше 5, но меньше 6?

    Ответ: Запятую, получится 5,6.

    9.конкурс ФОКУСЫ С ЧИСЛАМИ Слайд 27

    1. Записать единицу тремя “5” 1. (5)5 =1
    5 5 5 = 1 5
    2. Записать двойку тремя “5” 2. (5+5)/5 = 2
    5 5 5 = 2  
    3. Записать 5 тремя “5” 4. 5+5-5=5; 5*5:5=5
    5 5 5 = 5  
    4. Записать 31 пятью тройками 6. 33 +3+3 /3= 31
    3 3 3 3 3 = 31  
      33 – 3+ 3/3 = 31

    10. Подведение итогов

    Геометрические головоломки.

    1. Из четырех стрелок собрать кленовый лист.

    2. Как расположить на плоскости стола несколько фишек, чтобы каждая из них касалась ровно трёх других?

    3.Какая тыква тяжелее?

    Используемый материал:

    1. Материалы учителей участников Фестиваля педагогических идей “ Открытый урок” (Спасибо всем)
    2. Журналы математика в школе
    3. Газеты “Первое сентября”
    4. Fotki.yandex.ru
    5. Le-savchen.usoz.ru

    Презентация.

    Презентация

    3.07.2011

    xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

    Кто сказал «Математика царица всех наук»?

    «Математика – царица всех наук…» — это часть знаменитой фразы, которая принадлежит известному немецкому ученому XVIII—XIX века Карлу Фридриху Гауссу. В статье постараемся разобраться, что заставило Гаусса сформулировать столь смелое утверждение.

    Что такое математика?

    Прежде чем переходить к словам Гаусса «Математика — царица наук», разберемся, что она собой представляет. Под этим понятием подразумевают формальную науку, которая изучает различные свойства и взаимосвязь между такими абстрактными объектами, как числа, геометрические фигуры и символы. Слово «математика» имеет древнегреческие корни, оно означает «знание» или «область изучения».

    Чтобы осуществлять свою деятельность, математика использует законы логических рассуждений и собственный язык. Весь математический фундамент зиждется на аксиомах, из которых уже выводятся теоремы. Математический язык представляет собой совокупность символов и взаимоотношений между ними. С помощью него можно отражать все процессы, происходящие в реальности, на некотором примитивном уровне. Каждый математический символ несет определенную информацию, которая имеет конкретный смысл, что его отличает от слова в естественном языке.

    Любопытно отметить, что современная математическая нотация была разработана только в XVIII веке. В этом большие заслуги принадлежат швейцарскому математику и философу Леонарду Эйлеру.

    По мнению многих ученых, первые математические операции (сложение, вычитание) человек выполнял еще до того, как появился естественный язык. Однако численная математика оформилась в единую и стройную науку только благодаря трудам древнегреческих ученых (Пифагор, Эвклид, Аристотель). Современная математика представляет собой несколько тысяч ее подразделов и ветвей, которые занимаются изучением 4-х базовых объектов: количества, структуры, пространства и изменений.

    Связь математики с другими науками

    Математика — царица всех наук. Эту фразу можно понять, если вспомнить разные современные науки и объекты их изучения.

    Например, физика занимается исследованием природных процессов и формулированием законов, по которым они происходят. Но ее развитие было бы невозможным без математического аппарата. Более того, современная физика вышла на такие пространственные масштабы (микро- и макромир), что благодаря обычной интуиции понять, что там происходит, невозможно, и только математика способствует развитию этой науки.

    Если рассмотреть химию, то исследуемые химические превращения всегда связаны с изменением степеней окисления реагентов, с выделением (поглощением) количества теплоты, то есть с математической формулировкой задачи.

    Биология также не может существовать без математики: количество генов в клетке и развитие популяции — это сугубо математические вопросы.

    Если оставить в стороне естественные науки и обратиться к гуманитарным, то в них тоже присутствует математика. Например, в литературе ритм стихов может быть выражен в виде математической нотации, а ноты в музыке — это своего рода адаптация математики к сфере «прекрасных звуков».

    Во многих школах при изучении математики в старших классах ученикам дают задание подготовить проект «Математика — царица наук», чтобы ребята имели представление о ее важности в современном мире.

    Самодостаточность математики

    Многие могут подумать, что математика является лишь инструментом, который используют все известные человеку науки. Такое утверждение имеет свое обоснование, поскольку математика изначально развивалась «в помощь» наукам о природе, и многие ее утверждения выводились исходя из экспериментальных наблюдений и обобщения статистических данных.

    Но не зря же математика — царица всех наук. В настоящее время она является также самодостаточной. Примером ее деятельности можно назвать задачи тысячелетия, представляющие собой чисто математические проблемы, над решением которых трудятся десятки тысяч людей со всего мира.

    Кому принадлежит фраза: «Математика царица наук»?

    Ответ на этот вопрос был уже дан. Эту фразу в своих трудах отразил великий немецкий ученый Карл Гаусс, которого современники называли «принцем математики».

    Гаусс был одаренным ребенком, который со своих первых лет жизни проявлял интерес к математике и языкам. Известен исторический анекдот, когда маленький Карл смог быстрее всех сложить числа от 1 до 100.

    Ученый внес огромный вклад в развитие таких наук, как:

    • теория чисел;
    • математический анализ;
    • дифференциальная геометрия;
    • статистика;
    • алгебра;
    • геодезия;
    • оптика.

    Как видно из этого списка, больших успехов Гаусс достиг в разных разделах математики.

    Знаменитая фраза Гаусса

    Часто можно слышать такой вопрос: «Чьи слова — «математика царица наук»?» Но это выражение является не полным, кроме того, оно теряет большую часть оригинального смысла, который в нее вложил ученый. Полностью знаменитая фраза звучит следующим образом: «Математика — царица всех наук, а арифметика — царица математики. Она часто предоставляет услуги астрономии и другим естественным наукам, но во всех смыслах она обладает правом находиться в первых рядах».

    В первой части фразы ученый, говоря об арифметике, подчеркивает важность понятия «число» в математике. Вторая половина фразы говорит об универсальности и самодостаточности «царицы» всех наук, которая лежит в основе («в первых рядах») любого другого учения.

    Другие высказывания ученого, относящиеся к математике

    Поскольку Гаусс всей душей любил математику, то ей он посвятил не только свои научные работы, но и множество фраз, отражающих ее красоту и изящество. Приведем некоторые из них:

    • «Очарование этой возвышенной науки, математики, открывается лишь тем, кто обладает смелостью погрузиться в нее».
    • С древнегреческого языка слово «математика» — это «знание». Ссылаясь на этот факт, ученый как-то отметил: «Не само знание, но процесс изучения, и не само положение, но процесс движения к нему, являются тем, что предоставляет наибольшее наслаждение».

    autogear.ru

    «Математика – царица наук, а арифметика – царица математики»

    Зачем нужна устная математика и устный счет в уме? Этот вопрос мучает всех школьников и их родителей. Хитрость ответа заключается в том, что Математика – это чистый интеллект, логические операции, установление закономерностей, причинно-следственных связей и систем. Действительно, развитие информационных технологий, искусственного интеллекта делает не нужными самостоятельные человеческие операции, но проблема в том, что без владения математического логического аппарата, невозможно в принципе развитие интеллекта. Да, любой человек может посчитать цену товара, его вес и обьем. Но это видимая, поверхностная и формальная часть математического знания.

    Сущность математики в том, что человек учится видеть различные варианты решения одной и той же задачи, умеет ставить перед собой задачи и находить на них ответы, ищет доказательства и аргументы. Без числовых последовательностей, закономерностей и способов решения детский ум не способен решать абстрактные и конкретные задачи. Это касается любой области знаний: физика, химия, биология, даже, как бы это странно не звучало, такие гуманитарные дисциплины как история и русский язык — это  теория логических систем, которые лучше всего усваиваются именно на примерах математики. Поэтому неудивительно, что ребенок, не овладевший устным счетом, математикой и быстрыми операциями в уме достаточно слабо развирается и в таких, казалось бы, не связанных с математикой дисциплиной, как русский язык, литература, обществознание.

    Это хорошо понимали и люди на востоке, откуда пошли и теория чисел и таблицы сложения, вычитания, умножения и деления. Тогда же и были разработаны специальные системы устного счета под названием соробан или абакус, развивающие логику, память, внимание ребенка и интеллект в целом.  Развитие интеллектуальных способностей человека приводит к тому, что он начинает хорошо ориентироваться и в других дисциплинах, там, где требуются эти же навыки. Фактически можно сказать, что математика это основа человеческого интеллектуального потенциала или, как говорили дрвние – «царица наук».

    Соробан или абакус при внешней простоте привнесли достаточно сложную математическая модель, которая ориентирует ребенка одновременно на постижение и частного и общего, и системы и структуры, и наглядного восприятия и чувственного восприятия на кончиках пальцев, и логического понимания происходящих процессов. Возможно он не увидит сразу результата использования этой системы, но в течение двух-трех лет результат скажется именно на более успешном восприятии всех других учебных дисциплин и программ школьного курса. Наш центр Тьютор, уже 12-й год работает со старшеклассниками по подготовке к ЕГЭ по всем предметам, и, неоднократно со всеми нашими преподавателями мы убеждались, что человек, не овладевший азами математики, в том числе, математическим счетом, процентными вычислениями долей, определением объемов и площадей.

    Именно поэтому, в нашем центре внедряется программа изучения ментальной – то есть устной арифметики. Мы считаем это необходимым для интеллектуального развития ребенка и успешного освоения всех программ школьного курса, успешной сдачи ЕГЭ, поступления в ВУЗ и успешности в жизни.

    Запись по телефонам: 67-16-52, 21-16-52.

    Адрес: ул.Балтахинова, 17 («Удинский пассаж»), блок Е, 3-й этаж,оф.300.

    Читать далее

    www.infpol.ru

    Почему математика — царица наук?

    Образование 22 февраля 2017

    Еще в глубокой древности люди были уверенны, что числа – это тайный код, с помощью которого можно понять устройство нашего мира. Тысячи лет миновало с тех пор, а современные ученые не только разделяют мнение наших предков, но и не перестают доказывать, что математика – царица наук. В музыке, в тарелке, в стихии… Числами можно выразить все, что есть в нашем мире. Но что мы сами знаем об этой таинственной и одновременно самой точной науке?

    Математика – царица наук. Кто сказал эту фразу? Мы точно знаем, как называются числа и в каком порядке они следуют друг за другом. Но часто ли мы задумываемся над тем, откуда взялись цифры, почему они выглядят так, а не иначе? Почему именно они стали главным инструментом математики.

    Древние цифры

    «Математика – царица наук, а арифметика – царица математики» — это слова известного немецкого математика Карла Гаусса.

    История математики начинается примерно с того момента, как наши предки осознали, что количество горшков и охотничьего инвентаря требуют учета. Так появились прообразы чисел и самая первая математическая операция – сложение.

    Потребность в математических расчетах росла с каждым днем. Надо было уметь точно подсчитывать не только количество человек в своей общине, но и поголовье скота и площади пастбищ. С бурным развитием торговли и строительства владение элементарной математикой стало и вовсе залогом благополучия. Чтобы выжить и прокормить семью, люди должны были уметь считать.

    Да и правда, математика — царица наук, а арифметика – это то, с чего началась эта наука и без чего не может существовать.

    Египетская система

    Неудивительно, что уже очень скоро носить большое количество камней и палок для подсчета стало очень неудобно. Древние египтяне решили эту проблему. Приблизительно в III тыс. до н. э. они ввели первую общепринятую систему написания цифр. Так, единица изображалась короткой вертикальной палочкой, цифра 10 обозначалась иероглифом в виде подковы, а число 100 – мерной веревкой. А самое большое число – 10 миллионов — изображали богом Амон Ра в виде восходящего солнца.

    Запись любого большого составного числа занимала очень много времени, а любые математические работы требовали времени и знаний, поэтому математикой занимались только жрецы или другие люди, связанные с культом.

    Отдельной науки математика не было, была, по словам Аристотеля, метафизика, которая объединяла все науки. Она была элементом тайного знания, которым владели жрецы.

    Единственная математика, с которой сталкивался человек, – это счет денег. И вообще с момента появления формулы «товар-деньги-товар» подсчеты имеют огромное значение для человека.

    Видео по теме

    Арабские цифры

    Привычные нам арабские числа появились только спустя несколько тысяч лет. Кстати, история рождения этих цифр до сих пор очень запутана. До сих пор никто не знает, как и при каких обстоятельствах они были придуманы. Точно известно, что не арабами.

    Произошло это в конце I тыс. н. э. Цифры принадлежат индусам, но сначала они имели совсем другое значение.

    Удивительно, что такая точная наука формировалась под влиянием эзотерических и религиозных верований. Представители древних цивилизаций часто для изображения цифр выбирали сакральные знаки.

    Математика – царица наук, а числа – ее уникальный инструмент. Если посмотреть вокруг, становится очевидно – они окружают нас повсюду.

    Математика в музыке

    Каждому из нас нравится гармоничная музыка. Она вызывает приятные эмоции, помогает расслабиться, может поднять настроение. Но только ли благодаря мастерству музыканта? Оказывается, за гармоничным сочетанием звуков стоит математика. Царица наук распорядилась так, что две ноты, разделенные таким музыкальным интервалом, как октава, прекрасно звучат вместе. Это самое идеальное сочетание в музыке. Октава – это соотношение частот между звуками, которые математически можно записать как 1/2. А чистая квинта – 3/2, большая терция – 5/4. Впрочем, любая комбинация нот записывается обычной математической пропорцией. О связи музыки и математики догадались еще в античные времена, а первым до этого додумался Пифагор.

    «Музыка — тайная арифметика души, которая не знает, что вычисляет», — как-то подметил известный философ и математик Лейбниц.

    Универсальность математики не перестает удивлять. Кажется, что сила этой науки вообще безгранична. Математически можно рассчитать даже природные катаклизмы.

    Математика в стихиях

    Группа российских математиков нашла способ смоделировать и просчитать стихийные бедствия будущего. С помощью математического распознавания образов ученые рассчитали зоны для прогноза самых сильных землетрясений. Также был выведен алгоритм, который помогает предотвращать аварии на предприятиях.

    Дети начинают изучать этот предмет еще в дошкольном возрасте, а в школах уже стала традиционной стенгазета «Математика — царица наук», которую ученики рисуют в период прохождений недели этого предмета в стенах учебного заведения. На них изображают разные математические задачки, кроссворды и интересные истории.

    Сказочная история

    Почему математика — царица наук? В одном сказочном измерении существовало Царство. Главой в нем было Естествознание, Математика, его жена – царицей, а Литература, их дочь – царевной. Семейство жило в полной гармонии, и у них было много прислуги – вспомогательных наук.

    Но однажды Математика – царица наук, поругалась с мужем, и обидевшись, просто покинула Царство.

    Очень быстро в сказочном государстве началась настоящая неразбериха. Царевна-Литература не могла пронумеровать страницы в книгах и главы в романах. Естествознание никак не могло сосчитать ни планеты, ни звезды, ни дни недели, ни месяцы в году. История не могла определиться с точными датами событий, а география вычислить длину рек и расстояния между морями. Наступил хаос, потому что повар не мог взвесить продукты, а строители не могли построить башню. Ни один житель сказочной страны не мог обойтись без Математики.

    Тогда Царь дал распоряжение всем послам и гонцам отыскать царевну и вернуть обратно в царство. А когда Математика, царица наук, вернулась — снова наступил порядок и гармония в Царстве наук.

    Источник: fb.ru

    monateka.com

Советы рукодельницам