Доклад из опыта работы «Использование макетов в детском саду» — «Дошколенок.ру»

Доклад по теме

«Использование макетов в работе с детьми».

Дошкольный возраст – особый, уникальный по своей значимости период в жизни человека, время активного познания окружающего мира, где немаловажная роль отводится развитию эмоциональных и творческих способностей, как правило в детском саду этому способствуют различные виды деятельности: занятия, игры, наблюдения, чтение художественной литературы. Зачастую они носят низкий развивающий эффект, прослеживается слабая система интегрирования, упрощённое использование полезного и интересного материала, нет новизны и креатива. Приоритетным направлением любого воспитателя является использование нетрадиционного подхода, способствующего решению многих вопросов и задач.

Изучая литературу по использованию нетрадиционных методов, моё внимание и интерес привлекли макеты. Макет многофункционален и его применение в работе носит разноплановый характер, что даёт возможность решать многие задачи.

Макет служит как объектом и средством деятельности ребенка, так и представляет возможность формировать познавательный интерес, эстетически чувства и творческие способности. 

При реализации работы по использованию макетов определила следующие задачи:

  • Развитие устойчивого интереса к объектам и явлениям окружающего мира.
  • Активизация творческих возможностей, творческого самовыражения;
  • Развитие детской впечатлительности, фантазии, инициативы и творчества;
  • Привлечение семьи к взаимодействию в вопросах организации игр с макетами.

Выявила виды деятельности, в которых можно использовать макеты:

  • Занятия по развитию речи;
  • Дидактические игры;
  • Занятия по ознакомлению с окружающим и социальной действительностью;
  • Занятия по ручному труду, конструирование и лепка;
  • Сюжетно – ролевые игры, режиссерские, показ настольного театра.

Планирование работы осуществляла с помощью технологической карты, которая позволила четко организовать работу по теме.

Структура карты такова:

-Тема;

-Возраст;

-Цели и задачи;

-Организация предметно – развивающей среды;

-Создание условий для развития творчества;

-Участие детей в изготовлении антуража;

-Обыгрывание и свободная импровизация.

Работу по использованию макетов в детском саду начала со второй младшей группы. Изготовила макет «Сказочная деревня». Применила его на занятиях по развитию речи при пересказе сказок и при показе настольного театра. Значимость макета оказалась большой. Показ настольного театра малышам приобщил их к театру, произвел на них сильное впечатление. Игрушки оживали, начинали говорить, переносили детей в увлекательный сказочный мир. Ребята не пугались волков и медведей, грозили им пальцем и кричали: «волк, не смей есть козлят».

В средней группе на этом макете дети уже самостоятельно стали показывать сказки, придумывали и обыгрывали новые сюжеты. Показ сказок на макете «Сказочная деревня» обогатил восприятие детей впечатлениями. При самостоятельном показе у них стала проявляться творческая фантазия и выдумка. Сказки объединили детей, учили играть коллективно. С большим удовольствием дети обыгрывали знакомые сказки: «Репка», «Колобок», «Волк и семеро козлят», «Теремок».

Знакомя детей младшей и средней группы с домашними животными изготовила макет «Скотный двор»,который применила на познавательных занятиях, в дидактических играх, таких как: «Найди и назови», «Кто в домике живет», «Кто где живет», «Где спряталась матрешка». 

Игры и занятия с применением данного макета проходили интереснее, увлекательнее, вызвали у детей положительный эмоциональный отклик.

Начиная со средней группы стала привлекать детей к изготовлению макетов. Так в группе появились макеты

«Лесная полянка» и «Весенний луг». На занятиях по аппликации и лепки дети сами делали травку, грибочки, птичек. Эффективно эти макеты были использованы в дидактических играх «Животные заблудились», «Похвалялись звери». У детей повысился интерес к играм познавательного содержания.

В старшей и подготовительной группе работа по использованию макетов стала носить тематическую направленность. На познавательных занятиях знакомила детей с данной тематикой, затем на занятиях по ручному труду и конструированию дети создавали поделки своими руками, оформляли их на макете и выносили в игровую деятельность. Так появились в группе макеты «Наш участок», «Зоопарк», «Правила дорожного движения». Знакомя детей с прошлым нашего края — макет «Кубанское подворье».

 

 

Значительную роль играет и процесс изготовления макетов самими детьми.

Для реализации творческого потенциала, фантазии предлагала различный материал: природный, бросовый, упаковочный. Благодаря этому обычное занятие превращалось в увлекательную деятельность. Хочется заметить, что без определенных навыков и умений дети недостаточно творчески реализуют свои задумки. Поэтому планируя занятия необходимо учитывать уровень развития их творческих способностей.

Творчество детей в ходе такой деятельности развивает художественный вкус, воображение, конструктивные способности, воспитывает усердие и старательность.

Очень важным звеном в работе с макетами является игровая деятельность на макетах, такая как режиссерская и сюжетно – ролевая игра. В процессе таких игр у детей развивается умение фантазировать, сочинять, возникают разнообразные игровые замыслы. Игры с макетами способствуют развитию инициативы и волевого усилия. В играх дети договариваются, стремятся к взаимопониманию.

 

 

 

 

 

 

 

Примерная система планирования работы по использованию макетов в старшей группе.

Название макета                           Виды деятельности
Познаватель-ная деятель-ность Лепка

Ручной труд, конструирова-

ние

Игровая
Макет «Кубанское подворье»

1.Беседа «История жи-лища».

2.Занятие «Знакомство с хатой казака».

3.Экскурсия в сад.

4.рассматривание иллюстраций.

5.Беседа «На хоздворе».

1.Лепка «Птичий двор».

1.Ручной труд «Кубанский курень» (хата).

2.Ручной труд «Плетень».

3.Конструирование и бумаги «Цветущий сад».

4.Изготовление макета «Кубанское подворье»

1.Игровая ситуация «Путешест-вие по каза-чьему двору».

2.Свободная игровая дея-тельность детей.

Макет «Лес»

1.Занятия:

Жители леса. Лесная кла-довая.

2.Беседы:

«Кто питается шишками»,

«Лесная аптека».

3.Чтение: В.Бианки «Волчья хитрость», Л.Толстого «Белка и волк».

4.Презентации «Лесная братва».

«Растения Леса».

1.Лепка:

Лесные жители (лиса, волк)

1.конструирование из бумаги:

Зайчик (оригами).

Белка (оригами).

2.Ручной труд:

Ежики, муравейник.

Логово волка (природный материал).

Берлога медведя (природный материал).

3.Конструирование из бумаги «Деревья».

1.Дидактическая игра «Угадай животного по описанию».

2.сюжетно – ролевые игры:

«Лесной ветеринар», «Лесная история».

3.Игровые ситуации: «Красная шапочка гуляет по лесу».

Макет «Африка»

1.Презентация Кто живет в пустыне».

2. Занятие «Знакомство с животными жарких стран».

3. Чтение Га-нейзера «Про жаркую пус-тыню».

4. Рассматри-вание иллюс-траций по теме.

1.Лепка «Крокодил».

1.Конструирование из бумаги «Кактус».

«Слон»

(оригами).

2.Ручной труд.

«Страус» (при-родный ма-териал).

«Жираф» (бро-совый матери-ал).

3.Изготовление макета «Африканское сафари».

1.Сюжетно – ролевая игра «Путешест-вие по Африке».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

blog.dohcolonoc.ru

Использование технологии макетирования в игровой деятельности дошкольников .

Использование технологии макетирования в игровой деятельности

дошкольников .

Воспитатель :Гуляева Оксана Николаевна

Место работы: МБДОУ «Детский сад «Кэскил» с.Туора-Кюель МР «Таттинский улус» Республика Саха (Якутия)»

Федеральный Государственный Образовательный Стандарт в дошкольном образовании направлен на создание оптимальных условий для развития детей дошкольного возраста в современных условиях, реализации права ребенка на доступное, качественное образование. Основополагающим требованием общества к современному дошкольному учреждению является формирование личности, которая умела бы самостоятельно творчески решать различные задачи, критически мыслить, вырабатывать и защищать свою точку зрения, свои убеждения, систематически и непрерывно пополнять и обновлять свои знания путем самообразования, совершенствовать умения, творчески применять их в действительности.

Цели : развитие игровой и познавательной активности дошкольников, воспитание у детей эмоционально-положительного отношения и интереса к процессу макетирования создание условий для игр детей на макетной основе, как одного из универсальных средств обогащения субкультуры дошкольника.

Задачи :

1. Изучить новые подходы в организации развивающей предметно-пространственной среды, обеспечивающей полноценное развитие дошкольников

2. Содействовать сотрудничеству детей и взрослых для создания комфортной развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ.

3.Обеспечить для свободного выбора ребенком в предметно – развивающей среде разнообразие макетных основ; предметов-маркеров пространства и предметов тематически определенных, неопределенных и многозначных.

4. Формировать совместное со взрослыми вариативное обыгрывание макета в стиле партнерского взаимодействия и для свободной детской активности.

5.Развитие логического мышления, памяти, внимания, воображения, фантазии; общей и мелкой моторики рук и коммуникативных навыков.

Ожидаемый результат:

1.Подобрано оборудование для создания разнообразных макетных основ.

2.100% детей включаются в процесс обыгрывания макетов.

3.У 50% детей группы сформированы умения сюжетосложения.

Актуальность

Наряду с традиционными методиками для интеллектуального развития детей в дошкольных учреждениях используются инновационные педагогические технологии. Одним из перспективных способов развития

является макетирование. Его применение открывает ряд дополнительных возможностей работы с детьми.

Игра с макетами является более высокой степенью развития сюжетно-ролевых игр, она востребована детьми и способствует их развитию:

-открывает множество возможностей для самостоятельной деятельности детей;

— создает возможность изменений, позволяющих, по ситуации, вынести на первый план ту или иную функцию игровых макетов.

Использование макетов в своей работе позволило мне в корне изменить отношение детей, а также их родителей к сюжетно – ролевым играм.

Для того чтобы игра получила свое развитие, дошкольнику необходим так называемый «маркер пространства воображаемого мира».Таким маркером, служащим стимулом и опорой для развития способствует выразительности речи, также закрепляются такие математические понятия как пространство, количество, размер. Преимущественно развертывания детьми сюжетных комбинаций в игре с мелкими игрушками, может быть именно макет, то есть уменьшенный предметный образец пространства и объектов воображаемого мира ( как реалистического , так и фантастического).

Организуя предметно – игровую среду с использованием макетов в группах детей дошкольного возраста, появляется возможность решать задачу, связанную с развитием у детей сюжетосложения и свободного проявления их индивидуально – стилевых особенностей в игре.

Своеобразие.

Использование игровых макетов в предметно – развивающей среде отвечает принципу интеграции образовательных областей. Через любой игровой макет решаются задачи из различных областей. Например, макет «Дорожное движение» предполагает интеграцию следующих областей: «Речевого развития», «Познавательного развития», «Социально-коммуникативного развития », «Художественно-эстетического развития ».

При использовании макета, как результата конструктивно-творческой деятельности, вне занятий дети описывают, сравнивают, повествуют о явлениях и объектах природы, тем самым пополняют свой словарный запас. Чтение стихов, рассказов, загадывание загадок макеты рассматриваются детьми как игровая среда, где можно развернуть различные игровые сюжеты, содействуют развитию у детей коммуникативной инициативы, способствуют развитию инициативы как целеполагания и волевого усилия, у детей повышается уровень любознательности и познавательного интереса. Метод макетирования призван объединить детей одной группы, сплотить родителей и педагогов, протянуть между ними невидимые нити дружбы и сотрудничества, создать ситуации, которые бы подтолкнули их к диалогу и обсуждению друг с другом насущных проблем.

Форма работы:

-игровая;

— коммуникативная;

— трудовая;

— продуктивная;

— познавательно-исследовательская;

— чтение художественной литературы.

Формы контроля:

— совместные игры со взрослыми;

— беседы;

— наблюдения.

Макет – результат конструктивно – творческой деятельности и очень привлекательное игровое пространство. На основе готовых макетов мы проводим беседы, составление рассказов детьми, режиссерские игры. На всех этапах работы дети закрепляют впечатления в продуктивной деятельности.  В нашей группе мною созданы настольные макеты на тему:

  • «Мир насекомых»,

  • «Подводный мир»,

  • «Африка»,

  • «Мир динозавров»,

  • «Север»,

  • «Дикие животные в тайге»

  • «Ферма»,

  • «Деревенский двор»,

  • «Арктика»,

  • «Космос»,

  • «Город»,

  • «Пожарный щит»,

  • «Пресмыкающиеся»,

  • «Домашние животные»,

  • «Зоопарк»,

  • «МЧС»,

  • «АЗС»,

  • «Автопарковка»,

  • «Дерево Времена года».

Надо отметить, что все объекты не прикреплены к макетам, дети могут свободно их перемещать по всей поверхности макета. Все представленные макеты используются детьми в самостоятельной деятельности.  

Макет является не только центральным элементом, организующим предметную среду для игры с мелкими игрушками, но и связующим звеном разных видов совместной деятельности взрослого с детьми и свободной детской активности.

Выводы:

Макеты – это формы организации образовательного пространства, способствующие развитию творческого познавательного мышления, поисковой деятельности и бескорыстной познавательной активности каждого ребенка, это настоящий кладезь для развития речетворчества как для самых маленьких, начиная с 2-3лет, так и для детей старшего возраста. Главное, чтобы «Прогулки» по улицам макетов не превращались в урок, не перегружались большим объемом информации, а стали бы веселой увлекательной игрой, продолжение которой дети бы ждали с нетерпением. В процессе макетирования развиваются интегративные качества личности: эмоциональная отзывчивость, любознательность, активность, умение взаимодействовать со взрослыми и сверстниками и другие. Без сомнения, игровые макеты представляют огромный интерес для познавательной деятельности ребенка. Не менее интересным для детей, является, возможность дополнить макет, внести свою лепту в создание нового мира. Наиболее доступный способ предоставить ребенку такую возможность, создать основу для его творческой деятельности. Как бы создать незаконченный мир, и предложить ребенку дополнить его, теми или иными предметами и формами, позволить воображению ребенка опираясь на уже готовые образы, сформировать свои, более конкретные, детализированные, индивидуальные.

infourok.ru

Пособия-макеты в образовательной деятельности по изобразительному искусству в ДОУ

Разделы: Работа с дошкольниками


Вряд ли найдется человек, который не любит смотреть, как едет поезд по игрушечной железной дороге. Это зрелище не только возвращает нас в детство, но окунает в интересный, волшебный, микро-мир. Нам нравиться смотреть не только, как стуча колесами, по рельсам торопиться паровоз, но и изучать, рассматривать мельчайшие детали. Вот паровозик проехал сигнальный светофор, заехал в туннель и взобрался на мостик над маленькой речушкой, а мимо его окон мелькают миниатюрные березки, ели и кустики с крохотными ягодками. Все это завораживает нас, а воображение помогает представить, кто мог бы жить в домиках, ходить по узким улочкам, мы бы с легкостью могли бы представить себя в этом микро-мире. Человек, преследуя те или иные цели, постоянно пытается воссоздать реальный мир в миниатюрном виде, такова сущность макета.

В художественной энциклопедии, дано следующее определение слова макет – в переводе с франц. maquette, от итал. Macchietta – набросок, объёмно-пространственное изображение (из гипса, дерева, пластмассы, картона и других материалов) уже построенного или проектируемого здания, архитектурного ансамбля, города. Макеты выполняются в различных масштабах. Макет воспроизводит оригинал либо во всех деталях (модель), либо приблизительно. Макет служит для проверки и совершенствования архитектурного проекта. Макет – также важный элемент экспозиции архитектурных музеев.

Конечно же, такое определение понятия “макет”, трудно применить к игровым макетам используемых в детских садах, но задачи макета не меняются, а наоборот расширяют его возможности при работе с детьми.

Цель макета: создать условия для развития творческого воображения детей и эффективного проведения образовательной деятельности.

Общие задачи:

  • Знакомство с условиями жизни, какой-либо ситуацией или средой обитания, человека, животного.
  • Решение конкретных задач на основе макета (моделирование ситуации).
  • Развитие пространственного мышления ребенка.

Частные задачи: (решаемые в образовательной деятельности по изобразительному искусству).

  • Развитие творческого воображения детей,
  • Повышение интереса к образовательной деятельности,
  • Четкое определение требуемых заданий, (слепить морских обитателей, животных южных стран и т.д.)
  • Совершенствование техники и приемов лепки, аппликации и рисования.
  • Использование в качестве иллюстративного или демонстрационного материала.

Без сомнения, игровые макеты представляют огромный интерес для познавательной деятельности ребенка. Не менее интересным для детей, является, возможность дополнить макет, внести свою лепту в создание нового мира. Наиболее доступный способ предоставить ребенку такую возможность, создать основу для его творческой деятельности. Как-бы создать незаконченный мир, и предложить ребенку дополнить его, теми или иными предметами и формами, позволить воображению ребенка опираясь на уже готовые образы, сформировать свои, более конкретные, детализированные, индивидуальные.

Во время образовательной деятельности на занятиях ИЗО, бывают такие ситуации когда, детям тяжело начинать выполнять задание без опоры на рисунок педагога, или на схемы последовательного выполнения. Очень часто такое происходит, когда детям предоставляется возможность нарисовать, слепить, или выполнить аппликацию на свободную тему, или когда педагог предлагает свободное творчество в рамках заданной темы. Обычно, более творческие воспитанники первыми определяют для себя тему, остальные же подхватывают эту идею и воплощают ее. В такой ситуации макет, служит темой и направлением для ребенка, он сразу понимает и определяет для себя, что будет делать, как дополнить среду макета, как его оживить.

Несмотря на то, что макет служит основой для детских художественных работ, он должен максимально правильно отражать реальный мир, на основе качественного, реалистичного макета воспитанники могут изучать характерные особенности какой-либо среды, развивать свой кругозор и познавательную деятельность. Детали для любого макета играют очень важную роль, на основе деталей, создается характерный образ, сущность макета, именно это привлекает детей. Так же, макет действует как демонстрационный материал, педагог в начале занятия на его основе может продемонстрировать варианты выполнения работы, или разыграть какой-либо сюжет или действие.

Несомненным преимуществом макета, является его использование по нескольким темам образовательной деятельности и с различными возрастными группами. Например: макет “Зима”, может быть использован, с детьми старшего возраста, для лепки животных в зимнем лесу, тогда как с детьми раннего возраста можно слепить снежные комки (зимние забавы). Макет “Горы” служит для занятий подготовительной группы “Туристы в горах”, “Орлы на горных кручах” (И.В. Лыкова) и др., с детьми среднего возраста можно сделать орлят в гнездах и.т.д. Наиболее востребованным на занятиях по лепке, является макет интерьера. Он используется по широкому спектру тем: мебель, комнатные растения, живой уголок, домик какого-либо сказочного героя. Поэтому интерьер макета должен быть, достаточно нейтрален, с минимальным количеством деталей.

Макет не ограничивают фантазию, как педагога, так и ребенка, а наоборот позволяют творчески подойти к занятию. В некоторых ситуациях, макет может выступать как кульминация занятия. Например: макет “Концертный зал” оснащен подсветкой, раздвигающимися кулисами, после выполнения задания (создание артистов русского народного хора) дети, под музыку открывают кулисы и включают свет, тем самым оживляя русский народный хор. Возможность поучаствовать в таком действии оставляет у детей массу впечатления, и является ярким итогом образовательной деятельности.

Макеты требуют определенного ухода, и условий хранения, обычно они создаются на бумажной основе, и занимаю достаточно много места. Как один из вариантов решения, можно предложить мобильные макеты, сделанные на основе коробок от конфет с откидывающейся крышкой (например: Alpen Gold). Такие макеты удобно хранить, они не занимают много места, благодаря крышке, которая в свою очередь служит фоном, все детали элемента находятся внутри самой коробки.

Опыт работы с макетами в художественно-творческой деятельности показывает, что интерес детей на занятиях значительно повышается, их творческое воображение рисует образы будущих работ, тем самым подталкивая детей к художественной деятельности. Юным художникам не терпится создать нечто новое, чудесное, для этого маленького мира.

Используемые источники:

“Популярная художественная энциклопедия.” Под ред. Полевого В.М.; М.: Издательство «Советская энциклопедия», 1986.

Приложение

26.03.2014

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

Из опыта работы «Использование игровых макетов в детском саду и дома» — «Дошколенок.ру»

Из опыта работы

«Использование игровых макетов в детском саду и дома»

Кудашова Елена Евгеньевна

воспитатель МБДОУ № 32

«Игра— это жизненная лаборатория детства, дающая тот аромат, ту атмосферу молодой жизни, без которой эта пора была бы бесполезна для человечества»

С.Т. Щацкий.

ФГОС дошкольного образования определяет игру как сквозной механизм развития ребенка, посредством которой реализуется содержание пяти образовательных областей и формирование социально-нормативных возрастных характеристик, таких как инициативность, самостоятельность, умение взаимодействовать и договариваться, способность учитывать интересы и чувства других, умение подчиняться разным правилам и социальным нормам.

Ни для кого не секрет, что проблемой нашего времени является отсутствие у современного поколения желания погружаться в сказочный мир игр. А ведь от того каким ребенок войдет в мир игры, зависит его будущее. От погружения в

мир фантазий и грез в детстве уже во взрослой жизни рождаются смелые     

инновационные идеи и технологии в науке, искусстве, литературе, приносящие нашему обществу процветание и развитие.

Важным этапом дошкольного развития является сюжетно-ролевая игра, где подчинение правилу вытекает из самой сути игры. Осваивая в игре правила ролевого поведения, ребенок осваивает и моральные нормы, а так же мотивы и цели деятельности взрослых, их отношение к своему труду, к событиям и явлениям общественной жизни, к людям, вещам; в игре формируется положительное отношение к образу жизни людей, к поступкам, нормам и правилам поведения в обществе.

Основой сюжетно-ролевой игры является мнимая или воображаемая ситуация, которая заключается в том, что ребенок берет на себя роль взрослого и выполняет ее в созданной им самим игровой обстановке.

Н.Я.Михайленко предложил новую концепцию становления сюжетно-ролевой игры в дошкольном возрасте. В качестве основного мотива игры автор выделил фантазирование. Именно оно делает ребенка независимым от внешних обстоятельств, позволяет комбинировать события, менять роли. В игре дети не только используют специальные средства, но и обозначают смысл своих действий для партнера. Основное значение игры, связанное с деятельностью воображения, состоит в том, что у ребенка развивается потребность в преобразовании окружающей действительности, способность к созиданию нового.

При правильной организации игра создает условия для развития физических, интеллектуальных и личностных качеств ребенка, формированию предпосылок учебной деятельности и обеспечение социальной успешности дошкольника. Три взаимосвязанные линии развития ребенка: чувствовать-познавать-творить гармонично вписываются в естественную среду ребенка-игру, которая для него одновременно является и развлечением, и способом познания мира людей, предметов, природы, а также сферой приложения своей фантазии.

В своей работе мы используем «маркер пространства воображаемого мира». Таким маркером, служащим стимулом и опорой для развертывания детьми сюжетных комбинаций в игре с мелкими игрушками, где ребенок развертывает события с персонажами-игрушками, отождествляя себя с ними или дистанцируясь от них, выполняя одну или несколько ролей, является макет.

Сюжетно-ролевые игры с макетами способствуют развитию инициативы как

целеполагания и волевого усилия. Дети обозначают в игре конкретную цель,

самостоятельно дополняют макеты по своему желанию, применяя продуктивную деятельность. Создавая своими руками атрибуты для игры, ребенок открывает

и развивает свои способности, на этой основе рождается его увлеченность, иногда призвание, мечта.

Чтобы правильно организовать работу по использованию игровых макетов в сюжетно-ролевых играх, мы поставили перед собой цель:

«Создать необходимые условия по использованию игровых макетов в развитии детей дошкольного возраста».

Для этого мы приступили к реализации следующих задач:

1.Создание развивающей среды для игр с макетами в группе;                    

2.Работа с родителями в вопросах организации игр с макетами;

3.Планирование игр с макетами и перевод руководства играми на более высокий уровень.

        Одной из главных задач организационного этапа нашей работы является создание предметно-игровой среды в группе, соответствующей современным психолого-педагогическим требованиям. Для этого мы используем игрушки и оборудование, соответствующее возрастным особенностям детей; каждая

игрушка является «жителем» группы: имеет свое место жительство и имя.

В группе мы выделили игровое пространство для девочек и мальчиков, создали

максимально комфортные условия для игр, организовали предметно-игровую среду с использованием макетов.

В нашей группе макет – это элемент, создающий предметную среду для игры с мелкими игрушками, помогающий решить задачу, связанную с развитием сюжетосложения у детей старшего возраста и свободного проявления их индивидуально-стилевых особенностей в игре.

Мы считаем, что полноценное развитие игровой деятельности становится

возможным лишь при условии двусторонних усилий в этом направлении –

семьи и детского сада. Поэтому в основе нашей работы с макетами лежит тесное взаимодействие с семьей.

Первое, что мы сделали — изучили родителей воспитанников нашей группы в плане организации предметно-игрового пространства в семье, их отношение к игре как значимому виду детской деятельности путем анкетирования и бесед.

После этого нами было намечено содержание работы взаимодействия с семьей: выступили на родительском собрании на тему «Игра в жизни ребенка», составили методические рекомендации по созданию игровых макетов в семье, список советов «Как играть с ребенком в домашних условиях», «Перечень игрушек необходимых для игр с макетами». Особенно заинтересовало нас совместное с родителями изготовление макетов. Так как некоторые макеты по истечении времени, из-за частого применения их в игре, не имеют уже эстетического вида и приходят в негодность, родители с удовольствием принимают участие в их реставрации и создании новых макетов.

Описание игровых макетов, созданных совместно с родителями для игры в детском саду.

Макет

Материал

Предметы, выполняющие сюжетообразующие

функции

Предметы-

фигурки

Маркеры

пространства

Предметы,

обозначающие

действие

1. «Зоопарк»

Тематический

комплекс с

реалистическими

игрушками,

выполнен из

картона

Волк, лошади,

зебра, бегемот,

леопард, тигр, лев

обезьяны, бегемот,

верблюд, жираф,

ящерица.

Клетки,

вольеры,

бассейн,

скала,

пальмы,

кактусы.

машины,

вертолет

(дополняются

детьми по

желанию).

2.«Улица

города»

Основание из клеящей бумаги, сделана

разметка дорог,

пешеходных

переходов, озеро

Люди,

домашние

животные

Мост, дома,

ограждения,

дорожные

знаки, светофор.

Модели

автомобилей

разной марки.

3. «Рыцарская

крепость»

Выполнен из картона, стены

раскрашены под

вид камней.

Рыцари, пираты,

солдаты, обитатели моря.

Остров, замок-

крепость,

море.

Пушки,

корабли,

лестница.

4. «Домик в

деревне»

Основание 50х50,

оклеено цветной

бумагой, разметка

дорог, двора.

Коровы, лошади,

собака, кошка,

овцы, козы, осел, баран,

гуси, куры, утки, рыбы.

Дом, пруд, трава, заборчики,

деревья.

Колодец,

машины,

кормушки,

качели.

5.Морское царство

Выполнен в коробке- фон морской панорамы

Две куклы-русалки.

Набор рыбок. Крабы.

Морские растения, ракушки

сундуки с бусами, бусы цвета жемчуга.

6. «Остров

динозавров»

Коробка с изображенной

на ней

панорамой того

периода (пальмы,

скалы, кактусы)

Динозавры разных видов,

птицы, древние

люди.

Пальмы,

Кактусы, ракушки.

Бросовый

природный

материал для

создания

сюжета.

7. «Пустыня»

Фабричного

изготовления,

основание из

клеенки, с обозначенными

на ней: пустыня, река, деревья,

кусты, кактусы.

Индейцы, ковбои,

животные.

Деревья, кактусы.

Кибитка,

жилища

индейцев.

8.«Дворец»

Фабричного изготовления.

Куколки

Мебель: стол,

стулья, кресла,

диван, кушетка,

трюмо, табурет.

Муз.инструменты,

одежда, головные

уборы,      шары, ванна, фонтан.

   В результате мы заметили, как игра с макетами стала одной из любимых

игр воспитанников, объединив вокруг себя семью, ребенка и детский сад.

Изменилось отношение родителей к игровой деятельности детей, папы и мамы стали интересоваться тем, как ведет себя ребенок в процессе игры, сами с удовольствием играют с детьми.

Ученые отмечают, что игра, реализует внутреннюю потребность ребенка в активности и самостоятельности, воплощении своих замыслов. В современных дошкольных учреждениях, по мнению многих исследователей, игра фактически стала носить прикладной характер, постепенно утрачивая свою значимость как вид творческой деятельности. Одной из причин, как считают современные ученые, является неумение педагогов играть вместе с ребенком, грамотно осуществлять педагогическое сопровождение процесса развития детских игр.

Сюжетно-ролевая игра, как и любой вид деятельности требует от

педагогов грамотной организации и руководства.

Наше сопровождение сюжетных игр направлено на сохранение самостоятельности   игры и пробуждение игрового творчества, желания

совместно придумывать сюжеты, ролевые диалоги и элементы

предметно-игровой среды.

Для стимулирования самостоятельной игровой деятельности мы:

Создаем эмоционально благоприятные условия для ее появления; Проявляем уважительное отношение к играющим детям; Показываем, что мы понимаем и принимаем детскую игру без малейшего

намека на цензуру, оценку, порицание, упрек, похвалу или комплимент;

Поощряем самостоятельность детей; Предоставляем место для игры; Готовим игрушки и другой материал, необходимый для игры; Позволяем ребенку выражать свои чувства, реализовывать свои планы; Создаем условия для возникновения совместных игр, поощряя дружеские

взаимоотношения между детьми;

Поощряем активность и творчество.

Мы стремимся пробудить у ребенка способность к импровизации, насыщению сюжетов оригинальными событиями, сочетающими реальные и фантастические элементы.

Все это способствует тому, что игра остается любимой и значимой для детей деятельностью до конца дошкольного детства.

Планирование игр с макетами в старшем дошкольном возрасте.

Виды игр

1. Игра-фантазирование

Цель: способствовать приобретению умений совместно развертывать новые сюжеты на любую тему.        

Задачи: учить построению новых цепей событий воображаемого мира, согласовывать в общем сюжете индивидуальные замыслы:

1.Вспоминание, пересказ известной сказки.

2.Частичное преобразование сказки.

3.Придумывание новой сказки с соединением сказочных и реалистических элементов.

4.Придумывание новых историй на основе реалистических событий.

5.Соединение творческого построения сюжета с ролевым взаимодействием.

Методические приемы: В работе над игрой-фантазированием преобразовывать сказку, сохраняя основную сюжетную канву.

1) Ориентировать детей на слушание друг друга, продолжать рассказ партнера, вспоминая известную сказку.

2) Игра по-новому: придумывать новую сказку, отталкиваясь от той сказки, которую пересказывали (несколько раз в течении двух-трех дней).

3) Придумывание новой сказки: в начале сказки соединяются

сказочные и реалистические элементы, построение связного рассказа, слушание и понимание

товарища, продолжение единой сюжетной линии.

4) Играя вместе с детьми, помогаем развернуть новый сюжет с разноконтекстными ролями в процессе «телефонных разговоров».

5) Проигрывать с детьми придуманные ими «реалистические» события.

2.Игры с макетами: Макеты-модели

Задачи:

1. На основании имеющегося макета с предметами: фигурками, маркерами пространства,

предметами, помогающими производить действия, придумывать сюжет и разыгрывать его одному

или с партнером.

2. Для игры с макетом подбирать предметы-заместители, обогащая предметную среду игры.

3. Совместно с детьми создавать предметную среду макетов, обогащая сюжет.

4. Придумывать новые сюжеты, объединяя два-три макета, соединяя в сюжет

реалистические и фантастические события.

Методические приемы: Презентация дополнительного материала для игры –макета. Беседа после игры: выделить интересный сюжет, ролевое поведение детей.

Совместная игра с детьми, нужно увлечь их, развивать фантазию.

Пополнять знания детей по темам игр-макетов путем чтения, рассказывания, просмотров видео- фильмов, бесед.

макеты-карты

Задачи: Придумывать на макете-карте свою игру, используя готовые игровые

предметы, предметы- заместители, создавая свои дополнения.

Методические приемы: При совместных играх с детьми показывать примеры диалогов, комментирующей действия речи, общения, доброжелательного отношения, давать новые знания   по теме игры.

Подводя итоги следует отметить, что используя в своей работе сюжетно-ролевые игры с макетами мы заметили, как повысился уровень

любознательности и познавательного интереса у детей. В повседневной жизни они задают вопросы, касающиеся предметов и явлений, лежащих за кругом непосредственного наблюдения. У дошкольников отмечается интерес к познавательной литературе (о природе, исторических событиях, космосе, здоровье человека). Дети включают свои новые представления в сюжеты игры, в темы рисунков.

Улучшился психологический климат в группе, дети стали более доброжелательными, уменьшилась агрессивность, проявление негативных

эмоций. Дети стали больше общаться.

Игры с макетами подняли способность к сюжетосложению на новый уровень, они повлияли на общее развитие дошкольников и являются связующим звеном

разных форм взросло-детской и свободно детской активности.

blog.dohcolonoc.ru

Игровое макетирование Детский сад

Цель урока – обучение детей правилам дорожного движения, профилактика детского дорожно-транспортного травматизма.

Цель проекта: Обучение детей правилам дорожного движения, профилактика детского дорожно-транспортного травматизма.

Проект по ведущей деятельности участников: игровой.

По содержанию: монопроект.

По характеру контактов: среди детей одной группы.

По количеству участников: коллективный (25 детей и родителей воспитанников).

По продолжительности: долгосрочный (3 месяца).

Проблема проекта.

Проблема обеспечения безопасного поведения человека в дорожном движении возникла одновременно с появлением автомобиля и обострилась в процессе развития автомобилизации.

ХХI век — век бурного развития техники. В этих условиях особенно важно сформировать правила поведения ребенка дошкольного возраста на улице, разработать технологии, способствующие эффективному развитию устойчивых практических навыков у детей.

Одним из путей сохранения жизни и здоровья участников дорожного движения является коллективная подготовка к безопасному участию в дорожно-транспортном процессе, учитывая, что участниками дорожного движения дети становятся намного раньше, чем участниками школы. Поэтому возникает потребность в организации работы по формированию у детей безопасного поведения на дорогах, начиная с дошкольного возраста.

Задачи проекта:

— знакомить детей с правилами дорожного движения, назначением и сигналами светофора, с дорожными знаками, расширить знания о правилах поведения детей на улице;

— создавать условия для эмоционального, насыщенного, содержательного общения детей друг с другом в продуктивных видах деятельности;

— учить планировать совместную деятельность, согласовывать свои действия и мнения с партнерами;

— повысить уровень развития игровых умений и навыков дошкольников в сюжетно- ролевой игре, положительно повлиять на развитие разных форм взросло-детской и свободной детской активности;

— повысить уровень развития творческих и коммуникативных умений детей, развитие сюжетосложения;

— повысить уровень развития любознательности и познавательного интереса;

— способствовать развитию чувства ответственности за общее дело.

Вид проекта: коллективный — 25 детей и родителей воспитанников.

Контингент — дети подготовительной группы “Почемучки”.

По продолжительности 3 месяца.

Ожидаемый результат.

Дети должны знать:

  • правила поведения пешехода и водителя в условиях улицы;
  • назначение светофора и его сигналы;
  • различие основных дорожных знаков: “Дети”, “Пешеходный переход”;
  • дать понятия о работе ГИБДД и работе инспектора ГИБДД;
  • дети смогут определить безопасный, правильный путь прохождения дороги от детского сада до дома и обратно.

У детей повысится уровень развития игровых умений и навыков дошкольников в сюжетно-ролевой игре, положительно повлияет на развитие разных форм взросло-детской и свободной детской активности. Повысится уровень развития творческих и коммуникативных умений детей, сюжетосложения, любознательности и познавательного интереса.

Предварительная работа.

  1. Составить вопросы для интервьюирования детей.
  2. Составить вопросы для анкетирования родителей.
  3. Изучить методическую литературу.

Основные направления реализации проекта.

1. Еженедельные беседы с детьми по безопасности дорожного движения:

• “Мы знакомимся с улицей”;
• “Знай и выполняй правила уличного движения”;
• “Зеленый, красный, желтый”;
• “Зачем нужны дорожные знаки”;
• “Улицы города”;
• “Транспорт”.

2. Занятия:

• “Я — пешеход”;
• “Азбука дорожных наук”;
• “Улицы родного города”.

3. Развлечения:

  • “Как дети учили бабу-Ягу правилам дорожного движения”;
  • “Поле чудес” по ПДД.

4. Чтение художественной литературы по теме проекта.

5. Экскурсии к проезжей части города (к светофору, к пешеходному переходу без светофора).

6. Игровой тренинг.

7. Конкурс детских рисунков “Внимание, дети!”.

8. Встреча с и инспектором ГИБДД.

9. Сюжетно-ролевые игры “Водители”; “Правила дорожного движения”.

10. Выставка детских рисунков для родителей и детей на тему “Безопасность дорожного движения”.

11. Памятки для родителей по игре с макетами в родительский уголок.

12. Беседы, консультации с родителями с целью профилактики дорожно-транспортных происшествий.

13. Изготовление макета по правилам дорожного движения совместно дети — родители — педагоги.

14. Осуществлять совместный проект детей, родителей и педагогов “Игровое макетирование”.

15. Создать макет “Правила дорожного движения”.

Правильно организованная предметно-развивающая среда в группе способствует решению задач проекта. Грамотное руководство педагога поможет воспитанникам повысить игровые умения и навыки, творческие и коммуникативные умения.

Важно обеспечивать ребенку в самостоятельной деятельности право выбора роли, игрушки, материалов, возможность самостоятельного принятия решений. В сюжетно-ролевой игре дети учатся планировать совместную деятельность, согласовывать свои действия и замыслы с партнерами, повышается уровень развития сюжетосложения.

Настольные игры помогают закреплять знания о дорожных знаках и правилах поведения на дороге, формируют у детей умение сотрудничать. Совместное составление кроссвордов родителей с детьми по теме проекта, выставка рисунков детей на тему ПДД развивают любознательность и повышают познавательный интерес. Во время проведения игровых тренингов детям предлагалось разыграть ситуации правильного и неправильного поведения на улице.

Осуществление совместного проекта помогло выйти на ожидаемый результат. На итоговом мероприятии “Поле чудес” дети показали хорошие знания правил безопасного поведения на улицах города. Также удалось увлечь родителей, донести до них ценность данной игры, они стали нашими единомышленниками. Родители совместно с детьми изготовили макеты улиц города, дорожные знаки. Наши воспитанники с огромным желанием и интересом играют с макетом “Правила дорожного движения”.

Литература

  1. “Как обеспечить безопасность дошкольников”. К.Ю. Белая, В.Н. Зимонина. — М.: Просвещение, 2006. – 94 с.
  2. “Занятия по правилам дорожного движения”. Под редакцией Е.А. Романовой, А.Б. Малюшкина. — М.: ТЦ Сфера, 2009. – 64 с.
  3. “Ребенок на улице”. Л.А. Вдовиченко. — СПб.: “Детство-Пресс”, 2009. – 96 с.
  4. “Безопасность” Н.Н. Авдеева, О.А. Князева, Р.Б. Стеркина. — СПб.: “Детство – Пресс”, 2003. – 144 с.

Изготовление игры-макета совместно дети — родители — педагоги


Ещё конспекты занятий в детском саду:
Занятие по подготовке детей к школе: «Планета Радости»
Занятие по правовому воспитанию «Путешествие по сказкам»
Познавательное занятие в подготовительной группе «Путешествие по городу»
Коррекционно-развивающее занятие «Большое космическое путешествие»
Особенности творческой изобразительной деятельности старших дошкольников
Возможности народной игры как средства приобщения детей дошкольного возраста к национальной культуре народов Севера
| игровое | игровые автоматы | макетирование | макетирование из бумаги | детский | детский сад | Страничка методиста | Игровое макетирование Детский сад
Реклама:

50ds.ru

Советы рукодельницам