Людмила Крюкова: Стихи | Приход храма в честь святого великомученика Георгия Победоносца сельского поселения Георгиевка Кинельской Епархии

Коротко о жизненных этапах Крюковой Людмилы Игоревны

Людмила Игоревна Крюкова (урожденная Румянцева) родилась 9 февраля 1953 года в Харькове в семье служащих. В 1962 году переехала в Москву. Окончила физико- математическую школу №2 г.Москвы и в том же году поступила на вечернее отделение экономического факультетаМГУ им. М.В. Ломоносова. Одновременно работала в ЦЭМИ АН СССР, ныне ЦЭМИ РАН.

Затем перешла на дневное отделение университета. В 1973 году вышла замуж за Крюкова М.М. В 1974 году родила сына Алексея.

По окончании Московского государственного университета М.В.Ломоносова вернулась в ЦЭМИ. Кандидатом экономических наук стала 21 мая 1984 года, т.е. в 31 год. За всю жизнь она написала 95 печатных работ. Из них — несколько монографий. Работы Людмилы Игоревны в области теории, методики и практики имитационного игрового моделирования получили международное признание. В 1990г. за исследования современных методов преподавания и проблем применения имитационного моделирования она была награждена медалью «Praga Didacta», весьма почетной в кругу всех, кто занимается игровым моделированием. (Конкретным поводом для награждения послужила книга Л.И. Крюковой «Принципы отражения экономической действительности в деловых играх»М; Наука ,1988)

Неоднократно участвовала в международных научных конференциях, в том числе и за границей. Ее общественная деятельность всегда была тесно связана со стремлением бескорыстно поделиться своими знаниями, огромным педагогическим и научным опытом.

Так, Людмила Игоревна оказывала в течении ряда лет шефскую помощь московской школе №169 в организации внеклассных занятий учеников с использованием элементов игры.

С 1992 года Людмила Игоревна училась в Православном Свято — Тихоновском Богословском институте (ПСТБИ). В 1996 году она получила диплом бакалавра религиоведения и продолжила учебу.

С 1996 года она преподавала в ПСТБИ предмет «Искусство речи» (официально, а неофициально — с 1994 года).

В 1999 году она защитила в ПСТБИ диплом специалиста. Ей была присуждена квалификация — религиовед, преподаватель истории религии, миссионер по специальности «религиоведение». Дипломная работа «Откровение Людогощенского креста» выполнена под руководством протоиерея Валентина Асмуса. Рецензенты, среди которых были видные ученые , дали очень высокую оценку этой работе.
С 1994 года по благословению ее духовного отца Людмила Игоревна приходит в московский храм Девяти мучеников Кизических. Там она , выполняя всевозможные послушания (чтение и пение на клиросе и др.), становится директором воскресной школы.

27 октября 2000 года она приняла мученическую кончину у порога своего дома.


«НУ, А ЕСЛИ СТИХИ, ТО КОНЕЧНО, МОЛЕНЬЕ
СО СЛЕЗАМИ, ИЗ САМЫХ ГЛУБИН, В ПРОСТОТЕ…»

Это не все стихотворения, написанные ею, а только те, которые она сама считала лучшими.

 

 

 


Божественная Литургия

Божественная литургия-
Хлеб вечной жизни и Вино.
И льются нити золотые
Сквозь удлиненное окно.

И золото живого слова,
Сверкнув во тьме греховных туч,
Вдруг освятит души основы,
Как этот тонкий, яркий луч.

И в точку стянется вниманье,
Подступит к сердцу и глазам,
И засияет покаянье,
Как благодатная роса.

Исчезнет время, и святые
И ангелы заполнят храм.
Божественная литургия-
Путь вечности, открытый нам.

Осень 1994.

* * *

Закрываю глаза, чтобы легче внимать
Ароматам и звону кадила,
Чтобы в сердце слова песнопений вобрать:
Бог Господь — моя крепость и сила.

Чтобы там, в глубине, где рождается звук,
Где душа сопрягается с телом,

Где молитва, как туго натянутый лук,
А слова — раскаленные стрелы,

Сам Господь мое сердце расплавил в огне,
Чтобы я от Него научилась,
Чтоб в словах моих, в мыслях, и даже во сне
Его имя любовью святилось.

Осень 1994.

* * *

Власть любви имеет право
И простить, и наказать.
С нею ангельская слава,
С нею Божья благодать.

Быть ее рабом послушным-
Это милость и почет.
И приказывать не нужно:
Душу к ней и так влечет

Жажда истинного счастья-
«Вот я! Только позови!»-
нет другой на свете власти
кроме пастырской любви.

* * *

СЕБЕ (Утешение)

Подожди еще немного,
Не скорби, не унывай.
Возле Царского Чертога
Милостыню собирай.

От ударов пригибайся,
Но от врат не уходи.
Сквозь обиду улыбайся.
Бог все видит, подожди.

Он пошлет тебе подмогу,
Он не может обмануть.
Подожди еще немного,
Потерпи еще чуть-чуть.

1995, зима.

Л.К.

У ног Твоих три с половиной года,
От мира отвернувшись, я сижу.
В руках Твоих мой ум, моя свобода.
Всем существом Тебе принадлежу.

Душа моя перед Тобой открыта,
Ты мне помог грехи мои понять.
Как блудный сын, как грешница, как мытарь
Тянусь к Тебе…Сойдет ли благодать

Прощения и измененья
На приклоненную к Тебе главу?
Совоскреси меня в день Воскресенья!
Сама я без Тебя не оживу.

23 апреля 1995
Светлое Воскресение Христово. Пасха.

* * *

Борису Пастернаку
МАРИЯ (I)

Я, Господи, как Марфа , не умею.
Не успеваю, сколько ни спешу.
К ногам Твоим припав, от слез немею,
И, словом потрясенная, сижу.

Я голос Твой из тысячи узнаю
И на Голгофу за Тобой пойду.
Я миром Твои ноги поливаю,
Предчувствуя грядущую беду.

Я, Боже, бесконечно Тебе верю

И воскресенья Твоего дождусь!
И изменюсь, и, как сестра, сумею
Все делать для Тебя, я научусь!

Я стану ученицей совершенной:
Молиться буду и благовестить
С Апостолами вместе, но смиренно
Одно прошу: грехи мне отпустить,

Избавить мою душу от лукавства,
Твоей святой любовью обожить.
Не оставляй меня за дверью Царства,
Дай часть в Твоем спасеньи заслужить!

Осень 1994.

* * *

МОЛИТВА НИЩЕНСТВУЮЩЕГО

Душа, взыскуя горней пищи,
Презреть не может плоть свою.
С молитвою, больной и нищий,
Я перед церковью стою:

Помилуй , Господи, спешащих,
Не отвратись от молодых,
Помилуй старых и болящих,
Помилуй скаредных и злых,

Чтобы они смогли делиться
Тем, что даровано Тобой,
Чтобы в убогих, нищих лицах
Узнать сумели образ Твой.

И благодарно помянули,
Как отпустил Ты им их грех.
И милостыню протянули
Тому, кто грешен больше всех.

Май 1994.

* * *

ПРОЩЕНОЕ ВОСКРЕСЕНЬЕ

Мы обе встали на колени
И, словно сестры обнялись.
Соединились наши тени,
И помыслы переплелись.

«Прости», — «И ты прости!» И светом
счастливым вспыхнули глаза.
Прости меня за то, что это
Так трудно искренно сказать.

За то, что я люблю так мало.
За то, что раньше не могла,
И лишь теперь поцеловала
Тебя, и сердцем приняла.

И твою радость ощущаю,
И взгляд светящийся ловлю.
«Господь простит. И я прощаю.
Он любит нас. И я люблю!»

Весна 1994.

* * *

Господи, возьми и то, и это.
Лучшему свершиться помоги.
Я ведь не стремилась стать поэтом,
Я искала только роль слуги.

Я хотела только быть рабыней,
Нищей, что стоит у Царских врат.
Пуще смерти я боюсь гордыни,
Стерегущей вход в Эдемский сад.

И не смею, не имею права
Даже в сердце молвить: «Призови!»

Не прошу ни почестей, ни славы.
Жажду правды и Твоей любви.

23.05.96 Вознесение Господне.

* * *

В молитву я всю боль вложила,
Все сердце излила Тебе.
Иссякли слезы. Нету силы,
Чтобы противиться судьбе.

Все принимаю, Боже правый.
Я пред Тобой простерта ниц.
Ищу Твоей бессмертной славы
Без оговорок и границ.

Пусть сокрушается гордыня,
Пусть вся истаю от огня,
Ты только не лишай святыни
И Сам не оставляй меня.

Сентябрь 1996.

* * *

Серенький воробышек, чуткая синица,
Горлица — как ангелы за моим окном.
Молится душа моя, и взлететь стремиться,
Распластавшись в воздухе трепетным крестом.

Зёрнышек насыплю им, вспомню души милые,
Души отлетевшие…ноет и болит
Сердце очерствелое, и душа унылая.
Только крест, как знаменье, в небесах парит.

Я смотрю, как радостно птицы в небе кружатся.
Заполняет душу мне эта красота.

И невольно плачется : «Господи, дай мужества,
Чтоб и мне, подобно им, не сходить с креста!»

Ноябрь 1996

* * *

Слезы катятся из глаз,
Безысходные, больные.
Чтоб я делала без вас,
Женщины мои родные?

Когда горе валит с ног,
Когда душу рвет на части,
Вдруг письмо или звонок
С просьбой поддержать в несчастье,

С просьбой выслушать, понять,
Объяснить или ответить,
Что сказать, что почитать
Сродникам больным и детям.

Как смолчать, как дать отказ?
Я встаю и отвечаю.
Как бы я жила без вас,
Милые мои, не знаю.

Октябрь 1997.

Борису Пастернаку
Мария (II)

Все Тобою в моей жизни стало.
Двигаюсь Тобою и живу.
Как же раньше я Тебя не знала
И не ожидала наяву?

Сотни отговорок находила,
Только бы Тебя не повстречать.
И грешила, Господи, грешила.
Духа не хватает рассказать.

О безмерном упоеньи блудом

И о мрачных мыслях прошлых дней.
Не случайно возмущен Иуда,
Справедливо злится фарисей.

Но и я Иуду ненавижу.
А за что — не знаю, как сказать.
Я их всех безмерно хуже, ниже.
Мне ли Твои ноги целовать?

Я сама себя не понимаю,
Но, похоже, я Тебя люблю
Миром Твои ноги поливая,
Каждое движение ловлю.

В каждом слове слышу откровенье,
На вопрос незаданный ответ.
Будто для меня одной спасенье
Ты принес с небес на этот свет.

Каждый взгляд Твой мне пронзает душу.
Милосердие Твое превыше сил.
Как же я могу Тебя не слушать,
Если ты меня опять простил?

Если, мысль мою опережая,
Ты увидел, как в благом огне
Твой отец меня преображает
Той любовью, что открылась мне.

Ею вместе с миром драгоценным
Я Тебя помазала, Христос!
Ее духом необыкновенным
Будет веять от моих волос.

Ею Ты потом умоешь ноги
У мужей — апостолов Твоих.
Ты пришел на землю ради многих,

Чтобы душу положить за них.

Дух любви с Тобою будет рядом
В страшный час, когда наступит смерть,
Когда, потрясенная неправдой,
Поколеблется земная твердь.

Разорвется надвое завеса,
И не станет света у светил,
Вострепещут в преисподней бесы,
Праведники выйдут из могил.

Но любовь Отца с Тобою будет.
Ее дух, неведомый врагу,
Ароматами меня разбудит,
И я первой к гробу прибегу.

Этот запах необыкновенных,
Как садовник — запахи цветов,
Ты почувствуешь, и, несомненно,
Воскресит тогда Тебя Любовь.

Господи, прости мне мысли эти,
Глупый их поток останови.
Просто я не знаю, как на свете
Буду жить я без Твоей любви.

О которой прежде я не знала,
Не предполагала наяву.
Все Любовью в моей жизни стало.
Ею существую и живу.

Лето 1993.

Борису Пастернаку
Мария (III)

Внезапно замерло рыданье,
И вспыхнуло на лепестках
Росы алмазное сиянье,
И слезы высохли в глазах

«Мария!» — «Это Ты, Учитель?»
как ослепителен Твой лик!
Господь и Бог мой, мой Спаситель!
Ты вечность или только миг?

Как будто солнце предо мною.
Я больше не могу стоять.
И волосы мои волною
У ног Твоих лежат опять.

И тот же аромат небесный
От ног и от моих волос.
И от блаженства сердцу тесно.
Воистину воскрес Христос!

Лето 1994.

* * *

Воды живоносные,
Воды покаяния
Через муки слезные
Радость прозревания

Мати Непорочная
Слова воплощенного —
Чудного источника
Глубина бездонная,

Жаждущим дарящая
Токи исцеления,
С Неба низводящая
Благодать прощения.

28.04.95
День иконы «Живоносный источник»

* * *

Кто любит, тот может исчезнуть.
Стать тенью глухой и немой.
Катиться над адскою бездной,
Смотреть в глаза смерти самой.

И жить только ближнего болью,
А грех его не замечать.
Покрыть его немощь любовью.
И плакать о нем, и прощать.

18.07.95
(День памяти Сергия Радонежского)

* * *

Украшенный чертог, покой неизъяснимый,
Гармония и лад, святые голоса.
Трепещут страх и смерть пред Воскресеньем Сына,
И милость Божия нисходит как роса

На души, сотворенные для Бога,
Уставшие от мира и тревог.
Исходит Бог от Царского Чертога
И украшает мысленный чертог.

Май 1995.

ПОСЛЕ ПРИЧАСТИЯ

Я, как ребенок в колыбели,
От бурь утихнув, сладко сплю.
Без страсти думаю о деле,
Безгрешно верю и люблю.

Благоволеньем окрыляясь,
Душа, как горлица, парит.
И только сердце, расширяясь,
От благодарности болит.

Зима 1995.

* * *
Ты выйдешь вечером из дома
В печали тягостной своей
Увидишь призрачные кроны
В молочном свете фонарей,

И небо серое, как в сетке
Ползущих нитей темноты,
И как цветок на черной ветке —
В просвете — яркий свет звезды.

И в сердце болью отзовется
Из детства вспомнившийся миг,
И Бог души твоей коснется,
Чтоб ты к стопам Его приник.

И боль о Родине молитвой,
Ответным пламенем взвилась:
Семью словами, стройным ритмом
В сердечной глубине зажглась.

Чтоб Отчая любовь покрыла
Твою печаль и маету
И снежной ризой убелила
Родной отчизны наготу.

Октябрь 1995.

УРОК ПЕНИЯ

Вздохну, — а звук подать не смею.
Дышу, — а пения все нет.
От огорчения слабею.
В глазах мутится белый свет.

Вдруг верный звук меня находит
И сразу застает врасплох.
Мне страшно — кажется, что входит
В мое дыхание Сам Бог.

Я не могу, я не святая.
Мне трудно этот звук понять.
Я трепещу, — и все теряю:
Грехи мешают удержать.

08.01.96

СЛОВО БОЖИЕ

Слово Божие — меч разящий,
Обоюдоострый клинок.
Ослепительный и палящий,
Добела раскаленный слог,

Обличающий помышленья
И творящий над нами суд,
Подающий освобожденье
От бесовских душевных пут

Духу, ищущему прозренья
Для покрытой грехом души,
Чтоб начало ее спасенью
С Божьей помощью положить,

Чтобы, воли Его желая,
И она возрастала в Нем,
Сердца скинию наполняя
Обоюдоострым огнем.

1994г.

* * *

Любуясь лентой голубою,
Тебе, Архангел мой, молюсь.
Я так наполнена тобою,
Что думать о тебе боюсь.

Ты целомудрием и светом
Опять меня преобразил.
И никого на свете нету,
Кто бы меня, как ты, любил.

Апрель 1996.

* * *

НА КРЕЩЕНИЕ ГОСПОДНЕ
(19 января 1996г.)

Благоволеньем Божьим соткан
Небесной милости огонь
Нисходит горлицею кроткой
На Божьи плечи, на ладонь

Приемлющего покаянье
И отпускающего грех.
И благодатное сиянье
Незримо окружает всех,

Кто обнажает со смиреньем
Бесплодие души больной
И, умиляясь тихим пеньем,
Приемлет в сердце плод благой

Крещения и покаянья:
Он постигает красоту
Великой тайны умиранья
И сораспятия Христу.

ЖАР-ПТИЦА

Священная птица махнула крылом
И в руки перо уронила.
Перо полыхнуло холодным огнем
И сердце мое озарило.

С тех пор я не знаю ни ночи, ни дня.
Ни отдыха нет, ни покоя.
Господь то и дело смиряет меня,
Влечет неизвестной тропою.

Нельзя отказаться, нельзя не идти.
Нельзя даже остановиться.
Горит мое сердце. И в небо летит
Моя золотая жар-птица.

12.02.96
(День памяти Василия Великого,
Григория Богослова, Иоанна Златоустого).

Борису Пастернаку в ответ и в продолжение
его стихотворения «Дурные дни»

И вспомнилось: миро на ноги,
любовь и надежда в глазах,
и взгляд подлеца на пороге.
И хлеб, и вино, и лоза.

И стон до кровавого пота,
И Ангел, сошедший в ночи,
Лобзание Искариота,
И Петр, и петух, и мечи.

И первое чтение в храме,
И матери кроткий упрек:
«Что , Чадо, Ты делаешь с нами?
Мы сбились от поисков с ног..»

Нет, нам не измерить глубины
Божественных мыслей Твоих —
До смерти послушного Сына,
Отдавшего жизнь за других.

Прозренья Твои не похожи
На память обычных людей..
Спаси нас от дерзости, Боже,
Небесною правдой Твоей.

1995-1996.

Источник: http://eparhia.karelia.ru/kruk2.htm

(379)

georgievka.cerkov.ru

Людмила Крюкова — barjaktarevic

В Дмитриевскую родительскую субботу 27 октября 2000 года, после молитвы за всенощной о всех воинах, живот свой за веру и Отечество положивших, она была зверски убита возле своего дома.
Отпевание её в храме святителя Николая в Пыжах совершали девять священников при огромном стечении народа.
Кто была Людмила Крюкова? Учёный- экономист, филолог, педагог, поэт, член Общественного комитета «За нравственное возрождение Отечества», преподаватель Православного Богословского Института, директор воскресной школы при храме Девяти мучеников Кизических.
Смерть её произвела впечатление ужаса не только своей беспримерной жестокостью, но и потому что она совершенно не вязалась с её обликом. Она была как бы неземным существом, которое постоянно несёт доброту и облегчение жизни другим людям. Она давала себе ясный отчёт во всём, что происходит в жизни (в том числе и в политической). Сама доверчивая, вызывала доверие у других. Ценила подлинное слово. Она ничьего достоинства не подавляла, каждый себя чувствовал с ней человеком. Это большое дело, признак подлинного поэта и христианина. По своим природным данным она устремлялась к поэзии и к святости.

о. Александр Шаргунов

Людмила Крюкова

* * *

Господи, возьми и то, и это.
Лучшему свершиться помоги.
Я ведь не стремилась стать поэтом,
Я искала только роль слуги.

Я хотела только быть рабыней,
Нищей, что стоит у Царских врат.
Пуще смерти я боюсь гордыни,
Стерегущей вход в Эдемский сад.

И не смею, не имею права
Даже в сердце молвить: «Призови!»
Не прошу ни почестей, ни славы.
Жажду правды и Твоей любви.

***
Я могу не успеть поделиться всем тем, что имею,
Чем Господь повелел послужить мне на этой земле,
В этом мире скорбей я, как должно, любить не умею,
И добру лишь служить в этом мире, лежащем во зле.

Я когда-то уйду, так успеть бы собраться в дорогу,
Что возьмем мы с собой в этот страшный последний наш путь?
Собирай лишь сокровища вечной души понемногу,
Там богатство земное мне будет не нужно ничуть.

Я когда-то уйду, над шумящей землею поднявшись…
Вы молитесь тогда, вы молитесь всегда обо мне.
Не забудьте меня, в суете этой жизни оставшись,
Колокольный рассвет пусть откроет врата тишине.

* * *

Серенький воробышек, чуткая синица,
Горлица — как ангелы за моим окном.
Молится душа моя, и взлететь стремиться,
Распластавшись в воздухе трепетным крестом.

Зёрнышек насыплю им, вспомню души милые,
Души отлетевшие…ноет и болит
Сердце очерствелое, и душа унылая.
Только крест, как знаменье, в небесах парит.

Я смотрю, как радостно птицы в небе кружатся.
Заполняет душу мне эта красота.
И невольно плачется : «Господи, дай мужества,
Чтоб и мне, подобно им, не сходить с креста!»

***
Где милость Божья собирает нас
В единое молитвенное пламя?
Где легкий, тихий и покойный глас
Беседует ко Господу псалмами?

Где бдения, молитвы и труды
Свершаются со светлою улыбкой?
Где исповедь спасает от беды,
Врачуя согрешенья и ошибки?

Где в каждом слове пастырском любовь,
С Небес в сердца сводящая блаженство?
Где истинно живые Плоть и Кровь
Возводят наши души к совершенству?

Где ангелы и служат, и поют,
И моют пол, и смотрят за свечами?
Храм Всех Святых — спасительный приют,
Где чистое молитвенное пламя

Возносится из глубины сердец
И Божьего престола достигает,
И со Святыми Всеми Сам Творец
Своей любовью нас соединяет.

barjaktarevic.livejournal.com

Людмила Крюкова — a_g_popov


В Дмитриевскую родительскую субботу 27 октября 2000 года, после молитвы за всенощной о всех воинах, живот свой за веру и Отечество положивших, она была зверски убита возле своего дома.
Отпевание её в храме святителя Николая в Пыжах совершали девять священников при огромном стечении народа.
Кто была Людмила Крюкова? Учёный- экономист, филолог, педагог, поэт, член Общественного комитета «За нравственное возрождение Отечества», преподаватель Православного Богословского Института, директор воскресной школы при храме Девяти мучеников Кизических.
Смерть её произвела впечатление ужаса не только своей беспримерной жестокостью, но и потому что она совершенно не вязалась с её обликом. Она была как бы неземным существом, которое постоянно несёт доброту и облегчение жизни другим людям. Она давала себе ясный отчёт во всём, что происходит в жизни (в том числе и в политической). Сама доверчивая, вызывала доверие у других. Ценила подлинное слово. Она ничьего достоинства не подавляла, каждый себя чувствовал с ней человеком. Это большое дело, признак подлинного поэта и христианина. По своим природным данным она устремлялась к поэзии и к святости.

о. Александр Шаргунов

Людмила Крюкова

* * *

Господи, возьми и то, и это.
Лучшему свершиться помоги.
Я ведь не стремилась стать поэтом,
Я искала только роль слуги.

Я хотела только быть рабыней,
Нищей, что стоит у Царских врат.
Пуще смерти я боюсь гордыни,
Стерегущей вход в Эдемский сад.

И не смею, не имею права
Даже в сердце молвить: «Призови!»
Не прошу ни почестей, ни славы.
Жажду правды и Твоей любви.

***
Я могу не успеть поделиться всем тем, что имею,
Чем Господь повелел послужить мне на этой земле,
В этом мире скорбей я, как должно, любить не умею,
И добру лишь служить в этом мире, лежащем во зле.

Я когда-то уйду, так успеть бы собраться в дорогу,
Что возьмем мы с собой в этот страшный последний наш путь?
Собирай лишь сокровища вечной души понемногу,
Там богатство земное мне будет не нужно ничуть.

Я когда-то уйду, над шумящей землею поднявшись…
Вы молитесь тогда, вы молитесь всегда обо мне.
Не забудьте меня, в суете этой жизни оставшись,
Колокольный рассвет пусть откроет врата тишине.

* * *

Серенький воробышек, чуткая синица,
Горлица — как ангелы за моим окном.
Молится душа моя, и взлететь стремиться,
Распластавшись в воздухе трепетным крестом.

Зёрнышек насыплю им, вспомню души милые,
Души отлетевшие…ноет и болит
Сердце очерствелое, и душа унылая.
Только крест, как знаменье, в небесах парит.

Я смотрю, как радостно птицы в небе кружатся.
Заполняет душу мне эта красота.
И невольно плачется : «Господи, дай мужества,
Чтоб и мне, подобно им, не сходить с креста!»

***
Где милость Божья собирает нас
В единое молитвенное пламя?
Где легкий, тихий и покойный глас
Беседует ко Господу псалмами?

Где бдения, молитвы и труды
Свершаются со светлою улыбкой?
Где исповедь спасает от беды,
Врачуя согрешенья и ошибки?

Где в каждом слове пастырском любовь,
С Небес в сердца сводящая блаженство?
Где истинно живые Плоть и Кровь
Возводят наши души к совершенству?

Где ангелы и служат, и поют,
И моют пол, и смотрят за свечами?
Храм Всех Святых — спасительный приют,
Где чистое молитвенное пламя

Возносится из глубины сердец
И Божьего престола достигает,
И со Святыми Всеми Сам Творец
Своей любовью нас соединяет.

a-g-popov.livejournal.com

Стихи Людмилы Игоревны Крюковой

Романов-на-Мурмане. Православная поэзия. Стихи Людмилы Игоревны Крюковой.

По благословению

Преосвященного МИХАИЛА,

епископа Курганского

и Шадринского

СВЯТАЯ КРАСОТА

Памяти Людмилы Игоревны Крюковой

О новой мученице Людмиле уже были сообщения в православной печати, радио “Радонеж” посвятило ей две передачи. В Димитровскую родительскую субботу 27 октября 2000 года, после молитвы за всенощной о всех воинах, живот свой за веру и Отечество на поле брани положивших, она была зверски убита возле своего дома.

Отпевание ее в храме святителя Николая в Пыжах совершали девять священников при огромном стечении народа.

Кто была Людмила Крюкова? Ученый-экономист, филолог, педагог, поэт, член Общественного комитета “За нравственное возрождение Отечества”, преподаватель православного богословского института, директор воскресной школы при храме Девяти мучеников Кизических.

Смерть ее произвела впечатление ужаса не только своей беспримерной жестокостью, но и

потому что она совершенно не вязалась с ее обликом. Она была как бы неземным существом, которое постоянно несет доброту и облегчение жизни другим людям. Всякий, кто знал ее, может выделить в ней две черты: радостность и ум.

Она давала себе ясный отчет во всем, что происходит в жизни (в том числе и в политической). В своей доброжелательности она была открыта хорошему в другом человеке и умела пробуждать хорошее в нем. Сама доверчивая, вызывала доверие у других. И кроме того, ценила подлинное слово. Они ничьего достоинства не подавляла, каждый себя чувствовал с ней человеком. Это большое дело, признак подлинного поэта и христианина. В ней было что-то от цветка, ребенка — ничего ядовитого, как это бывает теперь во многих. По своим природным данным она устремлялась к поэзии и к святости. Поэт как ребенок и святой как ребенок. Никто не сможет стать ни поэтом, ни святым, если не будет как ребенок. Вот почему у нее было такое взаимопонимание с детьми.

О ней можно сказать, что она была человек истинно интеллигентный. То, что является сейчас большой редкостью. Есть ложная интеллигентность, та, которая растлевала Россию накануне революции 1917 года, и та, которая еще более растлевает ее сейчас.

Один академик заметил, что самые интеллигентные люди, которых он видел в жизни,

были крестьяне Архангельской губернии, где он был ссылке в 1920-е годы. А теперь в тех же самых местах даже учителя в разговоре со школьниками употребляют мат, уже не замечая этого. Мат в ходу не только у телеведущих, но даже в солидных журналах уже считается нормой.

Подлинная интеллигентность — это как бы порода. Раньше было дворянство, которое постепенно вырождалось, а теперь это люди высшей пробы благородства, духовного благородства, рыцари духа.

Именно на такого человека обрушилось самое низменное, подлое, безумное, что есть в этом мире. Кто ее убийца? Сам диавол, который не может выносить присутствия на земле таких людей, и который находит на все больше слуг, исполняющих его волю. Мученица Людмила стоит в ряду новых христианских мучеников: иеромонаха Нестора, Оптинских иноков, иеромонаха Григория, хранителя Иверской мироточивой иконы Иосифа, воина Евгения. И как часто смерть человека соответствует его жизни! И раскрывает всю его жизнь.

Дипломная работа Людмилы в богословском институте была посвящена Кресту. Ее главные беседы со студентами и детьми — о святых Царственных мучениках и о новых мучениках и исповедниках Российских. И последняя — о новом мученике Евгении.

Нательный крестик Людмилы, обагренный кровью, находится сейчас на престоле в храме Святителя Николая в Пыжах, как и крестик мученика воина Евгения, рядом с частицами святых мощей угодников Божиих,

В этой смерти — предельный ужас зла сегодняшнего мира. И в то же время, через нее мы научаемся совершенной уверенности, что все скорби даются нам от Бога. Именно о Божи-ем присутствии среди нас могли бы сказать многие, кто участвовал в ее отпевании. Какая бы ни была смерть подлинного христианина, она должна служить тому, чтобы сделать для нас понятной смерть Христову. При этом тайна оставленности, отвержения, поругания Христова является столь плодоносной, что Бог не может не дать вкусить от нее избранным Своим.

Наступает время, когда с полной ясностью мы начинаем понимать, что смерть является единственной возможностью для нас победить. Святость узнается после смерти. Все святые — только те, что прошли через смерть. “Со святыми упокой” — дерзновенно молится Церковь, потому что со святыми упокоиться могут только те, что прошли через смерть. “Прежде смерти никого не хвали”. Поэтому и дается нам смерть. “Никто не свят, только один Бог” — и тот, кто прошел через смерть, через которую Он прошел ради нас. Святость узнается после

смерти, когда Церковь может включить этих людей в свою историю, в свою жизнь, когда она может сделать своими их качества, их слова, их тайны с тем, чтобы все могли извлечь из этого духовную пользу. Святые — живые в Церкви, потому что Божия жизнь присутствует в них. Но они должны принести плод, чтобы Церковь их узнала. Этот плод приносится через их смерть. “Если зерно, упавши в землю, не умрет, то одно пребывает”. Смерть — доступ к вечной жизни, к высшей красоте через предельную некрасоту этого события, через Крест Христов, который есть красота Церкви.

Смерть Людмилы — благоуханное приношение Господу. Что можно сказать о ее стихах? То, что они по большому счету талантливы — очевидно. Стихи ее органично сливаются с ее образом. Они созерцательны созерцанием веры. В то же время, в них трезвая гражданская оценка и глубокая духовная оценка добра и зла. Это стихи человека, принявшего радостно жизнь. И любящего жизнь в вере. Мир, лежащий во зле, преображен в них верой во Христа и Христом. Поэтому в ее стихах нет ничего трагического. И в то же время, они не скучные, что с неизбежностью происходит там, где трагическое искусственно изымается.

Есть проповеди как стихотворения. По изяществу и красоте. И есть стихотворения, которые звучат как проповеди, когда слово их

становится крестным. Перед лицом крестной смерти и после смерти чистый дух поэзии дышит, где хочет. И не знаешь, откуда он приходит и куда уходит. И поэзия, в конце концов, есть умение высказать то, что невозможно передать никакими словами.

Протоиерей Александр Шаргупов

Людмила Крюкова

NT>

стихотворения

БОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТУРГИЯ

Божественная Литургия —

Хлеб вечной жизни и Вино.

И льются нити золотые

Сквозь удлиненное окно.

И золото живого слова,

Сверкнув во тьме греховных туч,

Вдруг освятит души основы,

Как этот тонкий, яркий луч.

И в точку стянется вниманье,

Подступит к сердцу и глазам,

И засияет покаянье,

Как благодатная роса.

Исчезнет время, и святые

И ангелы заполнят храм.

Божественная Литургия —

Путь к вечности, открытый нам.

Осень 1994 года

 

* * *

Закрываю глаза, чтобы легче внимать

Ароматам и звону кадила,

Чтобы в сердце слова песнопений вобрать:

Бог Господь — моя крепость и сила.

Чтобы там, в глубине, где рождается звук,

Где душа сопрягается с телом,

Где молитва, как туго натянутый лук,

А слова — раскаленные стрелы,

Сам Господь мое сердце расплавил в огне,

Чтобы я от Него научилась,

Чтоб в словах моих, в мыслях, и даже во сне

Его имя любовью святилось.

Осень 1994 года

 

Власть любви имеет право

И простить, и наказать.

С нею ангельская слава,

С нею Божья благодать.

Быть ее рабом послушным

Это милость и почет.

И приказывать не нужно:

Душу к ней и так влечет

Жажда истинного счастья —

“Вот я! Только позови!” —

Нет другой на свете власти

Кроме пастырской любви.

 

СЕБЕ (УТЕШЕНИЕ)

Подожди еще немного,

Не скорби, не унывай.

Возле Царского Чертога

Милостыню собирай.

От ударов пригибайся,

Но от врат не уходи.

Сквозь обиду улыбайся.

Бог все видит, подожди.

Он пошлет тебе подмогу,

Он не может обмануть.

Подожди еще немного,

Потерпи еще чуть-чуть.

 

 

1995 год, зима

л. к.

У ног Твоих три с половиной года,

От мира отвернувшись, я сижу.

В руках Твоих мой ум, моя свобода.

Всем существом Тебе принадлежу.

Душа моя перед Тобой открыта,

Ты мне помог грехи мои понять.

Как блудный сын, как грешница, как мытарь

Тянусь к Тебе… Сойдет ли благодать

Прощения и измененья

На приклоненную к Тебе главу?

Совоскреси меня в день Воскресенья!

Сама я без Тебя не оживу.

23 апреля 1995 года. Светлое Воскресение Христово, Пасха

 

Борису Пастернаку МАРИЯ (I)

Я, Господи, как Марфа, не умею.

Не успеваю, сколько ни спешу.

К ногам Твоим припав, от слез немею,

И, словом потрясенная, сижу.

Я голос Твой из тысячи узнаю

И на Голгофу за Тобой пойду.

Я миром Твои ноги поливаю,

Предчувствуя грядущую беду.

Я, Боже, бесконечно Тебе верю

И воскресенья Твоего дождусь!

И изменюсь, и, как сестра, сумею

Все делать для Тебя, я научусь!

Я стану ученицей совершенной:

Молиться буду и благовестить

С Апостолами вместе, но смиренно

Одно прошу: грехи мне отпустить,

Избавить мою душу от лукавства,

Твоей святой любовью обожить.

Не оставляй меня за дверью Царства,

Дай часть в Твоем спасеньи заслужить!

Осень 1994 года

 

Борису Пастернаку МАРИЯ (П)

Все Тобою в моей жизни стало.

Двигаюсь Тобою и живу.

Как же раньше я Тебя не знала

И не ожидала наяву?

Сотни отговорок находила,

Только бы Тебя не повстречать.

И грешила, Господи, грешила.

Духа не хватает рассказать

О безмерном упоенье блудом

И о мрачных мыслях прошлых дней.

Не случайно возмущен Иуда.

Справедливо злится фарисей.

Но и я Иуду ненавижу.

А за что — не знаю, как сказать.

Я их всех безмерно хуже, ниже.

Мне ли Твои ноги целовать?

Я сама себя не понимаю,

Но, похоже, я Тебя люблю.

Миром Твои ноги поливая,

Каждое движение ловлю.

В каждом слове слышу откровенье,

На вопрос незаданный ответ.

 

Будто для меня одной спасенье

Ты принес с небес на этот свет.

Каждый взгляд Твой мне пронзает душу,

Милосердие Твое превыше сил.

Как же я могу Тебя не слушать,

Если Ты меня опять простил?

Если, мысль мою опережая,

Ты увидел, как в благом огне

Твой Отец меня преображает

Той любовью, что открылась мне.

Ею вместе с миром драгоценным

Я Тебя помазала, Христос!

Ее духом необыкновенным

Будет веять от моих волос.

Ею Ты потом умоешь ноги

У мужей — апостолов Твоих.

Ты пришел на землю ради многих,

Чтобы душу положить за них.

Дух любви с Тобою будет рядом

В страшный час, когда наступит смерть,

Когда, потрясенная неправдой,

Поколеблется земная твердь.

Разорвется надвое завеса,

И не станет света у светил,

Вострепещут в преисподней бесы,

Праведники выйдут из могил.

Но любовь Отца с Тобою будет.

Ее дух, неведомый врагу,

Ароматами меня разбудит,

И я первой к гробу прибегу.

Этот запах необыкновенный,

Как садовник — запахи цветов,

Ты почувствуешь, и, несомненно,

Воскресит тогда Тебя Любовь.

Господи, прости мне мысли эти,

Глупый их поток останови.

Просто я не знаю, как на свете

Буду жить я без Твоей любви,

О которой прежде я не знала,

Не предполагала наяву.

Все Любовью в моей жизни стало.

Ею существую и живу.

Лето 1993 года

Борису Пастернаку МАРИЯ (III)

Внезапно замерло рыданье,

И вспыхнуло на лепестках

Росы алмазное сиянье,

И слезы высохли в глазах.

“Мария!” — “Это Ты, Учитель?”

Как ослепителен Твой лик!

Господь и Бог мой, мой Спаситель!

Ты вечность или только миг?

Как будто солнце предо мною.

Я больше не могу стоять.

И волосы мои волною

У ног Твоих лежат опять.

И тот же аромат небесный

От ног и от моих волос.

И от блаженства сердцу тесно.

Воистину воскрес Христос!

Лето 1994 года

 

* * *

Воды живоносные,

Воды покаяния.

Через муки слезные

Радость прозревания.

Мати Непорочная

Слова воплощенного —

Чудного источника

Глубина бездонная,

Жаждущим дарящая Токи исцеления,

С Неба низводящая Благодать прощения.

28 апреля 1995 года. День иконы “Живоносный источник”

 

МОЛИТВА НИЩЕНСТВУЮЩЕГО

Душа, взыскуя горней пищи,

Презреть не может плоть свою.

С молитвою, больной и нищий,

Я перед церковью стою:

Помилуй, Господи, спешащих,

Не отвернись от молодых,

Помилуй старых и болящих,

Помилуй скаредных и злых,

Чтобы они смогли делиться

Тем, что даровано Тобой,

Чтобы в убогих, нищих лицах

Узнать сумели образ Твой.

И благодарно помянули,

Как отпустил Ты им их грех,

И милостыню протянули

Тому, кто грешен больше всех.

1994 год, май

ПРОЩЕНОЕ ВОСКРЕСЕНЬЕ

Мы обе встали на колени

И, словно сестры, обнялись.

Соединились наши тени,

И помыслы переплелись.

“Прости”, — “И ты прости!”

И светом Счастливым вспыхнули глаза.

Прости меня за то, что это

Так трудно искренно сказать.

За то, что я люблю так мало.

За то, что раньше не могла,

И лишь теперь поцеловала

Тебя, и сердцем приняла.

И твою радость ощущаю,

И взгляд светящийся ловлю.

“Господь простит.

И я прощаю. Он любит нас.

И я люблю!”

Весна 1994 года

 

* * *

Кто любит, тот может исчезнуть.

Стать тенью глухой и немой.

Катиться над адскою бездной,

Смотреть в глаза смерти самой.

И жить только ближнего болью,

А грех его не замечать.

Покрыть его немощь любовью.

И плакать о нем, и прощать.

18 июля 1995 года, преп Сергия Радонежского

 

***

Украшенный чертог, покой неизъяснимый,

Гармония и лад, святые голоса.

Трепещут страх и смерть пред Воскресеньем Сына,

И милость Божия нисходит как роса

 

На души, сотворенные для Бога,

Уставшие от мира и тревог.

Исходит Бог от Царского Чертога

И украшает мысленный чертог.

Май 1995 года

25

УРОК ПЕНИЯ

Вздохну, — а звук подать не смею.

Дышу, — а пения все нет.

От огорчения слабею.

В глазах мутится белый свет.

Вдруг верный звук меня находит

И сразу застает врасплох.

Мне страшно — кажется, что входит

В мое дыхание Сам Бог.

Я не могу, я не святая.

Мне трудно этот звук понять.

Я трепещу, — и все теряю:

Грехи мешают удержать.

8 января 1996 года

28

СЛОВО БОЖИЕ

Слово Божие — меч разящий,

Обоюдоострый клинок.

Ослепительный и палящий,

Добела раскаленный слог,

Обличающий помышленья

И творящий над нами суд,

Подающий освобожденье

От бесовских душевных пут

Духу, ищущему прозренья

Для покрытой грехом души,

Чтоб начало ее спасенью

С Божьей помощью положить,

Чтобы, воли Его желая,

И она возрастала в Нем,

Сердца скинию наполняя

Обоюдоострым огнем.

 

1994 год

* * *

Любуясь лентой голубою,

Тебе, Архангел мой, молюсь.

Я так наполнена тобою,

Что думать о тебе боюсь.

Ты целомудрием и светом

Опять меня преобразил.

И никого на свете нету,

Кто бы меня, как ты, любил.

Апрель 1996 года

 

* * *

Господи, возьми и то, и это.

Лучшему свершиться помоги.

Я ведь не стремилась стать поэтом,

Я искала только роль слуги.

Я хотела только быть рабыней,

Нищей, что стоит у Царских врат.

Пуще смерти я боюсь гордыни,

Стерегущей вход в Эдемский сад.

И не смею, не имею права

Даже в сердце молвить: «Призови!»

Не прошу ни почестей, ни славы.

Жажду правды и Твоей любви.

23 мая 1996 года, Вознесение Господне

НА КРЕЩЕНИЕ ГОСПОДНЕ

Благоволеньем Божьим соткан

Небесной милости огонь

Нисходит горлицею кроткой

На Божьи плечи, на ладонь

Приемлющего покаянье

И отпускающего грех.

И благодатное сиянье

Незримо окружает всех,

Кто обнажает со смиреньем

Бесплодие души больной

И, умиляясь тихим пеньем,

Приемлет в сердце плод благой

Крещения и покаянья:

Он постигает красоту

Великой тайны умиранья .

И сораспятия Христу.

19 января 1996 года

ЖАР-ПТИЦА

Священная птица махнула крылом

И в руки перо уронила.

Перо полыхнуло холодным огнем

И сердце мое озарило.

С тех пор я не знаю ни ночи, ни дня.

Ни отдыха нет, ни покоя.

Господь то и дело смиряет меня,

Влечет неизвестной тропою.

Нельзя отказаться, нельзя не идти.

Нельзя даже остановиться.

Горит мое сердце. И в небо летит

Моя золотая жар-птица.

 

12 февраля 1996 года. День памяти

Василия Великого, Григория

Богослова, Иоанна Златоустого

 

БОРИСУ ПАСТЕРНАКУ В ОТВЕТ И В ПРОДОЛЖЕНИЕ ЕГО СТИХОТВОРЕНИЯ “ДУРНЫЕ ДНИ”

И вспомнилось: миро на ноги,

Любовь и надежда в глазах,

И взгляд подлеца на пороге.

И хлеб, и вино, и лоза.

И стон до кровавого пота,

И Ангел, сошедший в ночи,

Лобзание Искариота,

И Петр, и петух, и мечи.

И первое чтение в храме,

И Матери кроткий упрек:

“Что, Чадо, Ты делаешь с нами? —

Мы сбились от поисков с ног…”

Нет, нам не измерить глубины

Божественных мыслей Твоих —

До смерти послушного Сына,

Отдавшего жизнь за других.

Прозренья Твои не похожи

На память обычных людей…

Спаси нас от дерзости,

Боже, Небесною правдой Твоей.

1995-1996

3 ОКТЯБРЯ 1993 ГОДА

 

“Нельзя молиться за царя Ирода — Богородица не велит!”

А. С. Пушкин. «Борис Годунов»

За Ирода молиться невозможно.

На верных Богородица глядит

С Владимирского образа неложно

И за него молиться не велит.

И даже те, кто за него сегодня

В храм Божьего явления пришли,

Великою молитвою Господней

Молиться не сумели, не смогли.

Они не веруют! Их голосов не слышно.

Они не знают слов и не поют.

И нет раскаянья перед Всевышним.

Они на небо и на землю лгут!

И почему же ты, любимый пастырь,

Не видишь этой страшной немоты?

Указом президента снова распят

Христос. Но с ним не сораспялся ты.

Так помоги же людям измениться,

Пока к тебе Господь благоволит.

За Ирода Владычица молиться

Тебе и русским людям не велит!

 

(В ОТВЕТ Т.О.)

Да, мы должны за всех молиться.

И даже если палачам

Угодно будет в наши лица

Стрелять из танков по ночам,

Помолимся за них. Не знают

Они, что будет Страшный Суд.

Но если, ясно понимая,

Что перед Божьим ликом лгут,

Они пред бойней в церкви служат,

Чтоб сделать вид, что Бог простил

И Сам кровавый этот ужас

Святынею благословил,

Когда Владимирской иконой

Царицы Неба и земли

Не признающие закона

Хотят прикрыть грехи свои,

Тогда прикинуться незрячим

И всепрощающим грешно.

В темнице Матерь Мира плачет

О том, что людям все равно,

Что будет дальше с их Отчизной,

Что как Пилат они молчат

И жертвой многих сотен жизней

Купить покой себе хотят.

Тогда молитва православных

Должна и язвы обличать,

Чтобы не дать забыть о главном

Тому, кто призван врачевать

И исцелять строкой Завета

И ирода, и палача,

Да совершится воля в этом

Первоверховного Врача!

Конец 1993 года

ЗАЩИТНИКАМ ДОМА СОВЕТОВ

Опубликовано в приложении к “Литературной России”

“РусскийРубеж”, № 1 (20), 28 ноября 1993 года, с. II,

под именем неизвестного автора

В моем сердце пылают костры

Под ночным моросящим дождем.

Не слепой мимолетный порыв

Заставляет идти в “Белый дом”.

Не минутная детская страсть

Побуждает людей голодать,

И стоять за законную власть,

И на Божий покров уповать,

И молиться, и ждать до поры,

Когда НАШИХ поддержит страна.

В моем сердце пылают костры.

Я надеюсь, что я не одна.

28 сентября 1993 года, день Первомученика Архидиакона Стефана

 

* * *

Ни слезы, ни кровь не помогут

Отсрочить приход сатаны.

В сердцах поселилась тревога.

Ну где же вы, Божьи сыны?

Где это немногое стадо,

Что скажет на выборах:

“Нет! Нам иродов больше не надо,

Мы Богу давали обет

Не чаять другого Мессии

И не отступать от Христа.

Поднимем Святую Россию

Под знаменьем алым креста!

Святая Россия не сможет

Восстать из руин без страны…”

Суд совести близится, Боже,

Не дай нам принять сатаны!

12 июня 1996 года

 

ОСЕНЬ

Недужно дышит злая осень,

Роняя листья от стыда.

Ее, наверно, кто-то бросил,

Оставил кто-то навсегда.

Струятся горестные слезы

Вдоль по асфальтовым щекам,

С бессильной детскою угрозой

Она колотит по ветвям.

Ей плохо, бесконечно плохо,

Как этим серым злым глазам,

Которые не видят Бога,

Предавшись мстительным слезам.

Но если в дождь и непогоду

Душа горячая войдет,

Жалея гордую природу,

О ней молитву вознесет,

Поплачет рядом и улыбкой

Рассеет мрак небытия,

И о грехах, и об ошибках

Поможет вспомнить, не давя,

Не осуждая, понимая,

Сочувствуя беде, любя,

И ничего не ожидая

От этой встречи для себя,

Тогда и осень умягчится

И от раскаянья замрет,

С молитвой к Богу обратится…

И снег, как благодать, сойдет…

1993 год

О. О. ‘

Все будет хорошо.

Не может быть иначе.

Господь пошлет тебе

И радость и покой.

Все будет хорошо.

Грехи и неудачи

Отпустятся под щедрою рукой,

Крестящею согбенную в печали,

Тревогой помраченную главу.

Мы все от бесприютности устали,

Мы все немножко грезим наяву.

И так не можется, не хочется трудиться

Ни телом изможденным, ни душой.

И только мысль тогда, как раненая птица,

Стучит в висках: “Все будет хорошо?”

И усмехаются невольно люди,

Как будто кто-то для себя ответ нашел:

“А как иначе? Ну, конечно, будет,

У Вас, конечно же, все будет хорошо!”

Не слушай их. Внимай души глубинам.

Дай Богу их очистить, освятить.

Чтоб с верою живой себе и сыну

“Все будет хорошо! — без страха говорить.

Октябрь, 1996 года

 

В молитву я всю боль вложила,

Все сердце излила Тебе.

Иссякли слезы. Нету силы,

Чтобы противиться судьбе.

Все принимаю, Боже правый.

Я пред Тобой простерта ниц.

Ищу Твоей бессмертной славы

Без оговорок и границ.

Пусть сокрушается гордыня,

Пусть вся истаю от огня,

Ты только не лишай святыни

И Сам не оставляй меня.

Сентябрь 1996 года

 

Серенький воробышек, чуткая синица,

Горлица — как ангелы за моим окном.

Молится душа моя, и взлететь стремится,

Распластавшись в воздухе трепетным крестом.

Зёрнышек насыплю им, вспомню души милые,

Души отлетевшие… ноет и болит

Сердце очерствелое, и душа унылая.

Только крест, как знаменье, в небесах парит.

Я смотрю, как радостно птицы в небе кружатся.

Заполняет душу мне эта красота.

И невольно плачется: “Господи, дай мужества,

Чтоб и мне, подобно им, не сходить с креста!”

Ноябрь 1996 года

 

Все Алтари открыты, и всюду, всюду Бог.

От ярко-красных риз в глазах святое пламя.

Здесь, рядом, на земле украшенный чертог.

Воистину Христос Воскресший вместе с нами!

Светлая Седмица 1997 года

 

Я здесь гость, но, наверное, гость не случайный.

Сам Господь и угодник Его Николай

Через пастыря в сердце влагает мне тайну,

Указуя на крест моей жизни и рай.

И от слез благодарных не вымолвить слово.

Можно только молиться и Бога просить,

Чтоб Он дал мне возможность Христа, и святого,

И священника в вечности благодарить.

22 мая 1997 года, сет. Николая 47

* * *

Лебедь черный покрыл мне голову

И склонился к правой руке.

Птица дикая и суровая

Вдруг со мною накоротке.

От грехов и обид избавила,

На ладони благую весть

Из Небесного Царства оставила,

И взлетела, как черный крест.

Сентябрь 1997 года

* * *

Слезы катятся из глаз,

Безысходные, больные.

Что б я делала без вас,

Женщины мои родные?

Когда горе валит с ног,

Когда душу рвет на части,

Вдруг письмо или звонок

С просьбой поддержать в несчастье,

С просьбой выслушать, понять,

Объяснить или ответить,

Что сказать, что почитать

Сродникам больным и детям.

Как смолчать, как дать отказ?

Я встаю и отвечаю.

Как бы я жила без вас,

Милые мои, не знаю.

Октябрь 1997годл

 

* * *

Рождественская ночь.

Звезда на небосводе.

Уходит горе прочь.

Спасение приходит.

В храм колокол зовет.

Уносит звон печали.

Хор ангельский поет.

Земля Творца встречает.

Господь нисходит в мир,

Даря благоволенье.

И в каждом сердце мир

И слезы умиленья.

Рождество Христово, 1997 год

 

с. г.

Если парус, то белый, как лилия, чистый,

Или алый, как верой возжженный огонь,

Как любовь, что рождается в мареве мглистом,

Как надежного друга сухая ладонь.

Если птица, то горлица, иль белый лебедь,

Иль жар-птица из сказки, с горящим пером,

Как свеча колокольни, сияющей медью,

Обжигающей небо парящим крестом.

Ну, а если стихи, то, конечно, моленье

Со слезами, из самых глубин, в простоте:

Сыне Божий, пошли от грехов избавленье,

И помилуй нас, Господи, Иисусе Христе!

20 июня 1998 года. Канун Недели Всех Святых, в земле Российской просиявших

51

ДАРЫ ВОЛХВОВ

Злато — символ царской власти,

Ладан — Богу лишь приличен,

Смирна — значит, что отчасти

Будет Он подобен нищим:

Нищим духом и смиренным

Будет Царь царей великий.

Божий Сын благословенный

Будет Человеком тихим.

А когда Он будет распят,

То из смирны и алоэ

Благовония и масти

Ученицы приготовят.

Плащаницею Иосиф

Его туго спеленает,

В гроб, как в колыбель, положит,

На ночь до утра оставит.

А наутро Он воскреснет,

И, как Победитель ада,

И других спасет от смерти

За смирение в награду.

Фимиамом состраданья,

Золотом добра и мира

Засияет одеянье —

Царская Его порфира.

Декабрь 1997 года

* * *

Мне Господь сказал: “Воскресни!

И не спи смертельным сном ”.

Льется солнечная песня,

Сердце радостью полно.

Сердце укрепилось миром.

Бог воззвал из темноты.

Как непостижима милость —

Знающего все мечты.

 

ТРОИЦА

Березки, зелень, запах леса,

Цветы, и в сердце тишина.

Алтарь. Зеленая завеса.

Лучи косые из окна.

И радость для очей и слуха.

Коленопреклоненный храм.

И веянье Святого Духа,

Сходящего с молитвой к нам.

И несказанная отрада

От возрождения в огне

Родной Москвы, Святого града

В страдающей святой стране.

 

1998 год

СТИХОТВОРЕНИЕ О МАМЕ ДЛЯ ДЕТСКОГО УТРЕННИКА

Нигде, никогда забывать нельзя

Мамины руки, лицо и глаза.

Песню, что в детстве пела нам мать,

Нам никогда нельзя забывать,

Если в дороге, если в бою

Воин припомнит родную свою,

Если он сердцем ее призовет,

Бог эту весточку к ней принесет.

Мама узнает, увидит во сне,

Если дитя ее будет в огне.

Если опасность, если беда,

Мама услышит твой голос всегда.

Станет молиться. И Божия Мать

Будет и ей, и тебе помогать.

17 апреля 1999 года

 

СОБИРАЮЩИМ МИЛОСТЫНЮ У ЦЕРКОВНОЙ ОГРАДЫ

Это ангелов Бог к нам послал,

Чтоб они с нас оброк собирали,

Чтобы мы, за ограду входя,

В храм небесный душой попадали.

Мы копеечку им подаем,

А она к нам сторицей вернется:

Умиленьем, весенним дождем,

Покаянием в сердце прольется.

Их молитвы услышит Господь:

Когда мы причастимся из Чаши,

Станет легче грехи побороть,

И покроются немощи наши.

21 апреля 1999 года

56

СЕРБИЯ И РОССИИ

Песня, сочиненная на мотив сербской услышанной по радио

В небе вьется голубь,

В поле пыль клубится,

А душа со стоном

Рвется вслед за птицей.

Припев: Сербия и Россия,

Сербия и Россия —

Две сестры родные.

Сербия и Россия,

Сербия и Россия,

Сербия и Россия.

За тремя границами

Тоже в небе синем

Так же плачет птица

Над моей Россией.

Припев

Ой, вставайте, братья,

Поднимайтесь, пастыри!

Белый Ангел вспомнил

Нас в Небесном Царствии,

Припев

Время покаянья

И молитв горячих.

“Просыпайтесь, братья!”

-Белый Ангел плачет.

Припев

Мало нас осталось

Из народа Божьего.

Выйдем же на битву,

И Господь поможет.

Припев

Бог поможет в правде,

А не в многой силе.

В бой же, православные

Сербия и Россия.

Припев:

Сербия и Россия,

Сербия и Россия —

Две сестры родные.

Сербия и Россия,

Сербия и Россия,

Сербия и Россия.

 

Лето 1999 года

***

Здесь и стены помогут молиться,

И орлы на Алтарных вратах.

Здесь душа начинает стыдиться

За блужданье свое впотьмах.

И за сон в ожиданьи Голгофы,

За позорную гибель страны,

За свои неумелые строфы,

Что бессильной печалью полны.

Здесь душа перед Царской иконой

Постигает себя до дна.

В покаянных слезах и поклонах

От грехов оживает она.

И былую Отечества славу

Вспоминая, из пепла встает.

Пред Владычицей нашей Державной

В сердце тихо обеты дает.

И тогда благодать неземная

От Младенца в Ее руках

Божьей милостью покрывает

Храм святителя Николая

На Большой Ордынке в Пыжах.

21 ноября 1999 года. Собор Архистратига Вожия Михаила

* * *

Уж стелет листопад ковры,

Златая осень дышит влажно,

Промолвит ветер слог протяжно

И замирает до поры.

Красуясь грустью неизбежной

Безвольно опадает лист.

И воздух вылитый и нежный

Как бездна пуст, как ангел чист.

Он проникает вглубь с дыханьем,

Способен силы укрепить

Или немым очарованьем

Людское сердце вдохновить.

Достойно удивленья это —

Как сей бесчувственный эфир

Вдруг может побудить поэта

Животворить цветущий мир?

Но в том секрет, что не творенье

Нас удивляет красотой,

Но Бог Творец для откровенья

Сам выбрал их язык простой,

Чтоб этим языком поведать,

Как бережно Он любит нас,

Готов отнять все наши беды

И напитать нас всякий час,

И красотою нас утешить,

И сердце миром усладить,

Чтоб мы в делах своих поспешных

Учились бы благодарить…

romanov-murman.narod.ru

Людмила Крюкова — ГОСПОДЬ ГРЯДЕТ

В Дмитриевскую родительскую субботу 27 октября 2000 года, после молитвы за всенощной о всех воинах, живот свой за веру и Отечество положивших, она была зверски убита возле своего дома.
Отпевание её в храме святителя Николая в Пыжах совершали девять священников при огромном стечении народа.
Кто была Людмила Крюкова? Учёный- экономист, филолог, педагог, поэт, член Общественного комитета «За нравственное возрождение Отечества», преподаватель Православного Богословского Института, директор воскресной школы при храме Девяти мучеников Кизических.
Смерть её произвела впечатление ужаса не только своей беспримерной жестокостью, но и потому что она совершенно не вязалась с её обликом. Она была как бы неземным существом, которое постоянно несёт доброту и облегчение жизни другим людям. Она давала себе ясный отчёт во всём, что происходит в жизни (в том числе и в политической). Сама доверчивая, вызывала доверие у других. Ценила подлинное слово. Она ничьего достоинства не подавляла, каждый себя чувствовал с ней человеком. Это большое дело, признак подлинного поэта и христианина. По своим природным данным она устремлялась к поэзии и к святости.

о. Александр Шаргунов

Людмила Крюкова

* * *

Господи, возьми и то, и это.
Лучшему свершиться помоги.
Я ведь не стремилась стать поэтом,
Я искала только роль слуги.

Я хотела только быть рабыней,
Нищей, что стоит у Царских врат.
Пуще смерти я боюсь гордыни,
Стерегущей вход в Эдемский сад.

И не смею, не имею права
Даже в сердце молвить: «Призови!»
Не прошу ни почестей, ни славы.
Жажду правды и Твоей любви.

***
Я могу не успеть поделиться всем тем, что имею,
Чем Господь повелел послужить мне на этой земле,
В этом мире скорбей я, как должно, любить не умею,
И добру лишь служить в этом мире, лежащем во зле.

Я когда-то уйду, так успеть бы собраться в дорогу,
Что возьмем мы с собой в этот страшный последний наш путь?
Собирай лишь сокровища вечной души понемногу,
Там богатство земное мне будет не нужно ничуть.

Я когда-то уйду, над шумящей землею поднявшись…
Вы молитесь тогда, вы молитесь всегда обо мне.
Не забудьте меня, в суете этой жизни оставшись,
Колокольный рассвет пусть откроет врата тишине.

* * *

Серенький воробышек, чуткая синица,
Горлица — как ангелы за моим окном.
Молится душа моя, и взлететь стремиться,
Распластавшись в воздухе трепетным крестом.

Зёрнышек насыплю им, вспомню души милые,
Души отлетевшие…ноет и болит
Сердце очерствелое, и душа унылая.
Только крест, как знаменье, в небесах парит.

Я смотрю, как радостно птицы в небе кружатся.
Заполняет душу мне эта красота.
И невольно плачется : «Господи, дай мужества,
Чтоб и мне, подобно им, не сходить с креста!»

***
Где милость Божья собирает нас
В единое молитвенное пламя?
Где легкий, тихий и покойный глас
Беседует ко Господу псалмами?

Где бдения, молитвы и труды
Свершаются со светлою улыбкой?
Где исповедь спасает от беды,
Врачуя согрешенья и ошибки?

Где в каждом слове пастырском любовь,
С Небес в сердца сводящая блаженство?
Где истинно живые Плоть и Кровь
Возводят наши души к совершенству?

Где ангелы и служат, и поют,
И моют пол, и смотрят за свечами?
Храм Всех Святых — спасительный приют,
Где чистое молитвенное пламя

Возносится из глубины сердец
И Божьего престола достигает,
И со Святыми Всеми Сам Творец
Своей любовью нас соединяет.

makashenec.livejournal.com

Памяти Людмилы Крюковой — Архипелаг Святая Русь

В Димитровскую родительскую субботу 27 октября 2000 года, после молитвы за всенощной о всех воинах, живот свой за веру и Отечество на поле брани положивших, она была зверски убита возле своего дома.

Отпевание её в храме совершали девять священников при огромном стечении народа.

Кто была Людмила Крюкова? Ученый-экономист, филолог, педагог, поэт, член Общественного комитета «За нравственное возрождение Отечества», преподаватель Православного богословского института, директор воскресной школы при храме Девяти мучеников Кизических.

Смерть её произвела впечатление ужаса не только своей безпримерной жестокостью, но и потому, что она совершенно не вязалась с её обликом. Она была как бы неземным существом, которое постоянно несёт доброту и облегчение жизни другим людям. Всякий, кто знал её, может выделить в ней две черты: радостность и ум.

Она давала себе ясный отчет во всём, что происходит в жизни (в том числе и в политической). В своей доброжелательности она была открыта хорошему в другом человеке и умела пробуждать хорошее в нём. Сама доверчивая, вызывала доверие у других. И, кроме того, ценила подлинное слово. Она ничьего достоинства не подавляла, каждый себя чувствовал с ней человеком. Это большое дело, признак подлинного поэта и христианина. В ней было что-то от цветка, ребёнка — ничего ядовитого, как это бывает теперь — во многих. По своим природным данным она устремлялась к поэзии и к святости. Поэт как ребёнок и святой как ребёнок. Никто не сможет стать ни поэтом, ни святым, если не будет как ребёнок. Вот почему у неё было такое взаимопонимание с детьми.

О ней можно сказать, что она была человек истинно интеллигентный. То, что является сейчас большой редкостью. Есть ложная интеллигентность, та, которая растлевала Россию накануне революции 1917 года, и та, которая ещё более растлевает её сейчас.

Один академик заметил, что самые интеллигентные люди, которых он видел в жизни, были крестьяне Архангельской губернии, где он был ссылке в 1920-е годы. А теперь в тех же самых местах даже учителя в разговоре со школьниками употребляют мат, уже не замечая этого. Мат в ходу не только у телеведущих, но даже в солидных журналах уже считается нормой.

Подлинная интеллигентность — это как бы порода. Раньше было дворянство, которое постепенно вырождалось, а теперь это люди высшей пробы благородства, духовного благородства, рыцари духа.

Именно на такого человека обрушилось самое низменное, подлое, безумное, что есть в этом мире. Кто её убийца? Сам диавол, который не может выносить присутствия на земле таких людей, и который находит на все больше слуг, исполняющих его волю. Мученица Людмила стоит в ряду новых христианских мучеников: иеромонаха Нестора, Оптинских иноков, иеромонаха Григория, хранителя Иверекой мироточивой иконы Иосифа, воина Евгения. И как часто смерть человека соответствует его жизни! И раскрывает всю его жизнь.

Дипломная работа Людмилы в Богословском институте была посвящена Кресту. Её главные беседы со студентами и детьми — о святых Царственных мучениках и о новых мучениках и исповедниках Российских. И последняя — о новом мученике Евгении. Нательный крестик Людмилы, обагрённый кровью, находится сейчас на престоле в храме, как и крестик мученика воина Евгения, рядом с частицами святых мощей угодников Божиих.

В этой смерти — предельный ужас зла сегодняшнего мира. И в то же время, через неё мы научаемся совершенной уверенности, что все скорби даются нам от Бога. Именно о Божием присутствии среди нас могли бы сказать многие, кто участвовал в её отпевании. Какая бы ни была смерть подлинного христианина, она должна служить тому, чтобы сделать для нас понятной смерть Христову. При этом тайна оставленности, отвержения, поругания Христова является столь плодоносной, что Бог не может не дать вкусить от неё избранным Своим.

Наступает время, когда с полной ясностью мы начинаем понимать, что смерть является единственной возможностью для нас победить. Святость узнается после смерти. Все святые только те, что прошли через смерть.

—   Со святыми упокой! — дерзновенно молится Церковь, потому что со святыми упокоиться могут только те, что прошли через смерть. Прежде смерти никого не хвали… Поэтому и даётся нам смерть. Никто не свят, только один Бог.  

Свят и тот, кто прошёл через смерть, через которую Он прошёл ради нас. После смерти Церковь может включить этих людей в свою историю, в свою жизнь, когда она может сделать своими их качества, их слова, их тайны с тем, чтобы все могли извлечь из этого духовную пользу. Святые — живые в Церкви, потому что Божия жизнь присутствует в них. Но они должны принести плод, чтобы Церковь их узнала. Этот плод приносится через их смерть. «Если зерно, упавши в землю, не умрет, то одно пребывает». Смерть — доступ к вечной жизни, к высшей красоте, через предельную некрасоту этого события, через Крест Христов, который есть красота Церкви.

Смерть Людмилы — благоуханное приношение Господу.

Что можно сказать о её стихах? То, что они по большому счёту талантливы — очевидно. Стихи её органично сливаются с её образом. Они созерцательны созерцанием веры. В то же время, в них трезвая гражданская оценка и глубокая духовная оценка добра и зла. Это стихи человека, принявшего радостно жизнь. И любящего жизнь в вере. Мир, лежащий во зле, преображён в них верой во Христа и Христом. Поэтому в её стихах нет ничего трагического. И в то же время, они не скучные, что с неизбежностью происходит там, где трагическое искусственно изымается.

Есть проповеди как стихотворения. По изяществу и красоте. И есть стихотворения, которые звучат как проповеди, когда слово их становится крестным. Перед лицом крестной смерти и после смерти чистый дух поэзии дышит, где хочет. И не знаешь, откуда он приходит и куда уходит. И поэзия, в конце концов, есть умение высказать то, что невозможно передать никакими словами.

Протоиерей Александр Шаргунов

 

БОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТУРГИЯ

 

Божественная Литургия

  Хлеб вечной жизни и Вино.

И льются нити золотые

Сквозь удлиненное окно.

 

И золото живого слова,

Сверкнув во тьме греховных туч,

Вдруг освятит души основы,

Как этот тонкий, яркий луч.

 

И в точку стянется вниманье,

Подступит к сердцу и глазам,

И засияет покаянье,

Как благодатная роса.

 

Исчезнет время, и святые

И ангелы заполнят храм.

Божественная Литургия

Путь к вечности, открытый нам.

Осень 1994 гада

 

***

Закрываю глаза, чтобы легче внимать

Ароматам и звону кадила,

Чтобы в сердце слова песнопений вобрать:

Бог Господь – моя крепость и сила.

 

Чтобы там, в глубине, где рождается звук,

Где душа сопрягается с телом,

Где молитва, как туго натянутый лук,

А слова – раскалённые стрелы,

 

Сам Господь моё сердце расплавил в огне,

Чтобы я от Него научилась,

Чтоб в словах моих, в мыслях, и даже во сне

Его имя любовью святилось.

Осень 1994 года.

 

СЕБЕ

(УТЕШЕНИЕ)

 

Подожди ещё немного,

Не скорби, не унывай.

Возле Царского Чертога

 

Милостыню собирай.

от ударов пригибайся:,

Но от врат не уходи.

Сквозь обиду улыбайся.

 

Бог всё видит, подожди.

Он пошлёт тебе подмогу,

Он не может обмануть.

Подожди ещё немного,

Потерпи ещё чуть-чуть.

1 995 год.

 

***

Воды живоносные,

Воды покаяния.

Через муки слёзные

Радость прозревания.

 

Мати Непорочная

Слова воплощённого

Чудного источника

Глубина бездонная,

 

Жаждущим дарящая

Токи исцеления,

С Неба низводящая

Благодать прощения.

28 аnреля 1995 года.

  День иконы «Жuвоносный Источник»

 

ПРОЩЁНОЕ ВОСКРЕСЕНЬЕ

 

Мы обе встали на колени

И, словно сестры, обнялись.

Соединились наши тени,

И помыслы переплелись .

 

Прости. – «И ты прости!» И светом

Счастливым вспыхнули глаза.

Прости меня за то, что это

Так трудно искренно сказать.

 

За то, что я люблю так мало.

За то, что раньше не могла,

И лишь теперь поцеловала

Тебя, и сердцем приняла.

 

И твою радость ощущаю,

И взгляд светящийся ловлю.

«Господь простит. И я прощаю.

Он любит нас. И я люблю!.

 

Весна   1994 года

 

3 ОКТЯБРЯ 1993 ГОДА

 

«Нельзя молиться за царя Ирода – Богородица не велит!..»

А С. Пушкин. «Борис Годунов»

 

За Ирода молиться невозможно!

На верных Богородица глядит

С Владимирского образа неложно

И за него молиться не велит.

 

И даже те, кто за него сегодня

В храм Божьего явления пришли,.

Великою молитвою Господней

Молиться не сумели, не смогли.

 

Они не веруют! Их голосов не слышно.

Они не знают слов и ие поют.

И нет раскаянья перед Всевышним.

Они на небо и на землю лгут!

 

 

И почему же ты, любимый пастырь,

Не видишь этой страшной немоты?

Указом президента снова распят

Христос.Но с ним не сораспялся ты.

 

Так помоги же людям измениться,

Пока к тебе Господь благоволит.

за Ирода Владычица молиться

Тебе и русским людям не велит!

 

В ответ Т.О.

 

Да, мы должны за всех молиться.

И даже если палачам

Угодно будет в наши лица

Стрелять из танков по ночам,

 

Помолимся за них. Не знают

Они, что будет Страшный Суд.

Но если, ясно понимая,

Что перед Божьим ликом лгут,

 

Они пред бойней в церкви служат

Чтоб сделать вид, что Бог простил

И Сам кровавый этот ужас

Святынею благословил,

 

Когда Владимирской иконой

Царицы Неба и земли

Не признающие закона .

Хотят прикрыть грехи свои,

 

Тогда прикинуться незрячим

И всепрощающим грешно.

в темнице Матерь Мира плачет

О том, что людям все равно,

 

Что будет дальше с их Отчизной,

Что как Пилат они молчат

И жертвой многих сотен жизней

Купить покой себе хотят.

 

Тогда молитва православных

Должна и язвы обличать,

Чтобы не дать забыть о главном

Тому, кто призвав врачевать

 

и исцелять строкой Завета

И ирода, и палача —

Да совершится воля в этом

Первоверховного Врача.

 

Кон,ец 1993 года

 

ЗАЩИТНИКАМ ДОМА СОВЕТОВ

Оnубликовано в «Русский Рубеж», 28 ноября 1993 года,

под именем неизвестного автора

 

В моём сердце пылают костры

Под ночным моросящим дождём.

Не слепой мимолетный порыв

Заставляет идти в «Белый дом».

 

Не минутная детская страсть

Побуждает людей голодать,

И стоять за законную власть

И на Божий покров уповать,

 

И молиться, и ждать до поры,

Когда НАШИХ поддержит страна.

В моём сердце пылают костры.

Я надеюсь, что я — не одна.

28 сентября 1993 года,

День Первомученика   Архuдuaкона Стефана

 

***

Ни слёзы, ни кровь не помогут

Отсрочить приход сатаны.

В сердцах поселилась тревога.

Ну, где же вы, Божьи сыны?

 

Где это немногое стадо,  

Что скажет на выборах: Нет!

Нам иродов больше не надо,

Мы Богу давали обет

 

Не чаять другого Мессии

И не отступать от Христа.

Поднимем Святую Россию,

Под знаменьем нашим, креста!

 

Святая Россия не сможет

Восстать из руин без страны…

Суд совести близится, Боже,

Не дай нам принять сатаны!

 

12 июня 1996 года

 

***

В молитву я всю боль вложила,

Всё сердце излила Тебе.

Иссякли слёзы. Нету силы,

Чтобы противиться судьбе…

 

Всё принимаю, Боже правый.

Я пред Тобой простерта ниц.

Ищу: Твоей безсмертной славы

Без оговорок и границ

 

Пусть сокрушается гордыня,

Пусть вся истаю от огня,

Ты только не лишай святыни

И Сам не оставляй меня.

Ceнтябрь 1996гoдa

 

***

Все Алтари — открыты,

и всюду, всюду Бог.

От ярко-красных риз

в глазах святое пламя.

 

Здесь, рядом, на земле украшенный чертог.

Воистину Христос Воскресший вместе с нами!

Священник Виктор Кузнецов



elena-sem.livejournal.com

Крюкова Людмила Ивановна

Заведующий секцией финского языка.

Окончила факультет МЭО МГИМО. Училась в Центре по изучению угро-финских языков Парижского университета. Работала в Министерстве внешней торговли и Торгпредстве в Финляндии, в посольстве во Франции. Работала также старшим контрольным редактором, зав. Финской секцией скандинавской редакции издательства «Прогресс».

Общий стаж работы — с 1968 г., педагогический стаж — с 1970 г. В МГИМО преподает финский язык с перерывами с 1970 г. 

Преподавала финский язык в МГУ им. Ломоносова, на Высших курсах иностранных языков МВТ и МИД.

Преподает финский язык на I–IV курсах бакалавриата факультетов МО, МЖ, МЭО, МП, I и II курсах магистратуры, по аспектам:

  • общий курс;
  • аудирование и разговорная практика;
  • лексико-грамматический курс;
  • общественно-политический перевод
  • юридический перевод
  • экономический перевод
  • специальный перевод

Финский в качестве первого, второго и третьего языка на факультетах МО, МЖ, МЭО, МП:

  • общий курс;
  • аудирование и разговорная практика;
  • лексико-грамматический курс;
  • видеокурс и работа над новостными программами датского ТВ в мультимедийном классе;
  • общественно-политический перевод;
  • экономический перевод;
  • лингвострановедение;
  • реферирование финской прессы;
  • дипломатическая переписка;
  • специальный перевод: реферирование и аннотирование, двусторонний перевод.

Является соавтором «Учебного пособия по экономическому переводу», автором «Учебного пособия по политическому переводу для студентов 3 и 4 курсов (Из истории российско-финляндских отношений после Второй мировой войны)».


Liudmila Kryukova
Senior Lecturer of Finnish, Head of the Finnish Language Section, The Department of North European and Baltic languages

Graduated from MGIMO-University, School of International Economic Relations. Her professional career path includes working for the Soviet Ministry for Foreign Trade in Finland, Soviet Embassy in France, publishing house «Progress», Lomonosov Moscow State University, Higher Courses of Foreign Languages of The Ministry of Foreign Affairs.

Total work experience — since 1968, pedagogical experience — since 1970. Work experience at MGIMO University — since 1970.

She teaches general Finnish, grammar, speaking practice, listening and writing, political, legal, economic translation, diplomatic correspondence and bilateral translation and interpreting (The School of International Relations (Diplomacy), The School of International Law, The School of International Economic Relations, The School of International Journalism).

She is the author of coursebooks «Economic Translation Textbook», «Political Translation Textbook for 3d and 4d Year Students».

mgimo.ru

Советы рукодельницам