«Лев и собачка» рассказ Льва Толстого
В Лондоне показывали диких зверей и за смотренье брали деньгами или собаками и кошками на корм диким зверям.
Одному человеку захотелось поглядеть зверей: он ухватил на улице собачонку и принёс её в зверинец. Его пустили смотреть, а собачонку взяли и бросили в клетку ко льву на съеденье.
Собачка поджала хвост и прижалась в угол клетки. Лев подошёл к ней и понюхал её.
Собачка легла на спину, подняла лапки и стала махать хвостиком.
Лев тронул её лапой и перевернул.
Собачка вскочила и стала перед львом на задние лапки.
Лев смотрел на собачку, поворачивал голову со стороны на сторону и не трогал её.
Когда хозяин бросил льву мяса, лев оторвал кусок и оставил собачке.
Вечером, когда лев лёг спать, собачка легла подле него и положила свою голову ему на лапу.
С тех пор собачка жила в одной клетке со львом, лев не трогал её, ел корм, спал с ней вместе, а иногда играл с ней.
Один раз барин пришёл в зверинец и узнал свою собачку; он сказал, что собачка его собственная, и попросил хозяина зверинца отдать ему. Хозяин хотел отдать, но, как только стали звать собачку, чтобы взять её из клетки, лев ощетинился и зарычал.
Так прожили лев и собачка целый год в одной клетке.
Через год собачка заболела и издохла.
Лев перестал есть, а всё нюхал, лизал собачку и трогал её лапой.
Когда он понял, что она умерла, он вдруг вспрыгнул, ощетинился, стал хлестать себя хвостом по бокам, бросился на стену клетки и стал грызть засовы и пол.
Целый день он бился, метался в клетке и ревел, потом лёг подле мёртвой собачки и затих. Хозяин хотел унести мёртвую собачку, но лев никого не подпускал к ней.
Хозяин думал, что лев забудет своё горе, если ему дать другую собачку, и пустил к нему в клетку живую собачку; но лев тотчас разорвал её на куски. Потом он обнял своими лапами мёртвую собачку и так лежал пять дней.
На шестой день лев умер.
vsebasni.ru
Лев и собачка. Готовые ответы
Дополнительные сочиненияКонспект занятия по развитию связной речи в старшей (пересказ рассказа Льва Толстого)
Программное содержание: учить детей пересказывать текст, совершенствовать интонационную выразительность речи, добиваться последовательности в изложении содержания, обогащать словарный запас определениями, наречиями, глаголами, анонимами.
Ход занятия
— Ребята послушайте одно из произведений Л. Толстого «Лев и собачка» (воспитатель читает быль).
— Ребята, как вы думаете, какое это произведение по жанру? Сказка, стихотворение, рассказ?
— Почему? (здесь нет сказочного сюжета, нет рифмы).
— Это быль, так как в основу легли реальные события, которые происходили на самом деле.
— Какие события происходили: грустные или весёлые?
— Какими словами ещё можно назвать это произведение, эти события? (грустные, печальные, тоскливые).
— Где происходят события? (в зверинце).
— Кто главный герой? (лев и собачка).
— Что можно сказать о льве? Какой он? (величественный, большой, могучий, лохматый, царь зверей, красивый, грациозный).
— А какая собачка? (маленькая, трусливая, жалобная, добрая, игривая, весёлая, дружелюбная).
— Что было в начале? (собачку бросили в клетку льву на съедение).
— Как повел себя лев, когда к нему бросили собачку? (лев обнюхал собачку, тронул её лапой смотрел на собачку, поворачивая голову со стороны на сторону, и не трогал собачку).
— Как вела себя собака? Что она делала? (вначале она поджала хвост и прижалась в угол клетки, потом легла на спину, подняв лапки, и стала махать хвостиком, становилась на задние лапки перед львом).
— Как жили лев и собачка в одной клетке? (Они подружились. Когда льву дали кусок мяса, он оторвал кусок и оставил собачке. Собака спала положив свою голову на лапу льву. Они ели вместе, спали вместе, а иногда и играли.)
— Что произошло однажды? (барин пришел в зверинец и, узнав свою собачку, хотел забрать её обратно.)— Как повел себя лев, когда собачку попытались взять из клетки? (Лев ощетинился и зарычал).
— Сколько времени лев и собачка прожили в одной клетке? (Целый год.)
— Что случилось потом? (собачка заболела и умерла).
— Как вел себя лев после смерти собачки? (Он перестал есть, нюхал, лизал собачку, трогал её лапой. Он тосковал, печалился, бунтовал, рычал).
— Когда в клетку льву кинули другую живую собачку, что сделал лев?
(тотчас разорвал её на куски. Он обнял свою собачку лапами и так лежал пять дней)
— Что стало со львом? (Он умер.).
— Ребята, как вы думаете, почему лев умер? (Он умер от горя, тоски, от боли, печали.).
— Как бы вы могли назвать эту быль? («Печальная история», «Случай в зверинце», «Как лев собачку полюбил», «Собака и лев».).
— Ребята, а вам хотелось бы, чтобы конец этой истории был другим?
— Чем бы, по-вашему, могла окончиться эта история?
— Сейчас я прочту вам быль Л. Толстого «Лев и собачка» ещё раз; слушайте внимательно и запоминайте.
Читаю текст.
— Ребята, пересказывая, не забудьте, что говорить надо внятно, ясно, четко, громко, последовательно и выразительно.
Пересказ рассказа.
Цыпко Т. М.
www.slavkrug.org
Л.Н. Толстой. «Лев и собачка». 3-й класс
Разделы: Начальная школа
Цель урока:
обучающий аспект
- познакомить детей с новым произведением Л.Н.Толстого,
- сопоставить текст с научно-познавательным «Собаки. Львы»,
- учить каждого учащегося самостоятельно добывать знания,
- овладевать умением анализировать и синтезировать;
Развивающий аспект
- обогащать словарный запас,
- формировать навыки правильного и осознанного чтения,
- развивать эмоциональную сферу, мышление через анализ поступков героев,
- умение делать выводы;
Воспитательный аспект
- воспитывать бережное отношение и любовь к животным, чувство сострадания,
- продолжить формирование умения работать в парах.
Этапы урока:
Организационный момент.
Вхождение в урок: дети продолжают стоять у своих мест и вместе с учителем инсценируют стихотворение.
Из глубокого колодца (руки буквой «О»)
Солнце медленно встаёт (руки поднимаются над головой).
Свет его на нас прольётся (руки вытянуты перед собой ладошками вверх).
Луч его нам улыбнётся (руки в стороны).
Новый день оно начнёт (руки широко вниз).
А мы начинаем новый урок литературного чтения.
Актуализация знаний учащихся:
Работа в парах :
(каждая пара получает лист, на котором напечатаны названия произведений: «Старый дед и внучек», «Акула», » Слон и Моська», » Два товарища», «Филиппок»).
- Прочитайте названия произведений.
- Какое произведение «лишнее» и почему?
- К какому жанру относятся? Что такое рассказ, басня?
- Кто автор данной басни? Кто написал остальные произведения?
- С творчеством, какого писателя мы продолжим знакомство?
(появляется портрет Л.Н.Толстого).
Работа над стихотворением:
Бедная собака — бросили её.
Старая собака — где твоё жильё?
Злой хозяин, вредный, выгнал за порог!
Перед нею, бедной, нет уже дорог.
Чтение стихотворения «про себя». С какой интонацией надо прочитать данное стихотворение? Почему? У кого дома есть домашние любимцы? Как вы к ним относитесь?
В последнее время на улицах городов бродит много бездомных собак. Бездомная собака - брошенный друг. Друг, которого предали, довели до озлобления. А ведь собака более 6000 лет живёт рядом с человеком. Это первое прирученное им животное.
Чтение стихотворения вслух, выразительно, хоровое чтение, прочитайте с логическим ударением.
Прочитав данное стихотворение, назовите главного героя произведения.
(появляется иллюстрация собаки).
Работа по теме урока:
Цель: познакомить с новым произведением Л.Н.Толстого, обогащать словарный запас детей, учить самостоятельно, работать с текстом, анализируя произведение.
Сегодня мы продолжим знакомство с творчеством Льва Николаевича Толстого, поэтому я вновь говорю: «Здравствуйте, замечательный русский писатель Л.Н.Толстой» (портрет — рядом с ним иллюстрации собаки , льва , волка, тигра).
Кого вы видите? Одного главного героя вы уже сумели определить — это собака. Как вы думаете, кто из данных животных может быть тоже главным персонажем? (предположения детей). Назовите главных героев нашего произведения.
Назовите полностью тему урока.
Л.Н.Толстой «Лев и собачка».
История, о которой расскажет нам Л.Н.Толстой, произошла давно, в далёком от берегов России городе Лондоне. Может быть, об этой истории ему рассказал какой-нибудь моряк, который там бывал. Кто знает. Но дело в том, что маленький Толстой был очень чувствителен — когда он слушал печальные истории или видел, например убитую птичку, котёнка со сломанной лапкой, то плакал. Эта черта? сострадание, сохранилось в нём до конца жизни. (сообщение ребёнка).
Как вы понимаете слово «сострадание»? (умение чувствовать чужую боль, переживать и сочувствовать.)
Тему сострадания мы увидим в новом произведении Л.Н.Толстого.
Откройте учебник. Прочитайте заголовок. О чём нам может рассказать название? Что такое быль? (то, что было в прошлом, в действительности).
Назовите главных героев.
Работа в парах: каждая пара получила листок с научным тестом » Собака», » Лев».
Маркировка текста
Собака: наш самый верный друг из домашних животных. Семь тысяч лет назад человек приручил собаку. Собака помогает человеку на охоте, в домашнем хозяйстве охраняет жилище и скот. Существует более400 пород собак: мастифф, английский бульдог, боксёр, немецкая овчарка, сенбернар, русская борзая. Многие представители данных пород помогают спасать людей, согревают их своим телом. Самая маленькая собака в мире ? чихуахуа. Её рост -15-20см.
Маркировка текста
Лев: царь зверей. Смотрит куда- то вверх, словно не замечая вас. У льва — грива, а у львицы гривы не бывает. Грива указывает на власть льва: она ему и скипетр, и держава. У льва не рёв? «гром небесный». Он может ползать по-пластунски и даже в невысокой траве так скроется, что его не заметишь. Лев может развивать скорость до 50км/час. Может лазить по деревьям. Царь зверей уступает дорогу взрослым носорогам, слонам, бегемотам, остерегается их. Всех ли лев сильнее? Оказывается, нет. В схватке с тигром лев в силе ему уступает.
Маркировка текста (используется на стадии осмысления при работе над текстом: «+» —ставится, когда то, что читает ученик, ему знакомо; «-» — ставится, если ему это не знакомо; «?» — ставится, если ученик желает получить более подробную информацию по данному вопросу). Самопроверка.
Что для вас было новым в тексте? О чём захотели узнать больше?
Об этом мы поговорим с вами на уроках окружающего мира.
Физминутка.
(дыхательная гимнастика, упражнения для мышц спины и ног).
Работа с текстом:
Цель: совершенствовать навык чтения, учить выделять главное, обобщать, доказывать, воспитывать доброе отношение, сострадание к животным.
Речевая разминка.
Цель: отработать правильное произношение звуков, подготовить речевой аппарат к процессу чтения.
Артикуляционная гимнастика: упр. «Улыбка», «Трубочка», «Лошадка».
Дыхательная гимнастика: упр. «В цветочном магазине», «В лифте».
- Чтение текста хорошо читающими детьми (по ходу чтения разбирается лексическое значение некоторых слов: зверинец, ощетинился, хлестать, метался).
- Какие чувства родились при чтении этого рассказа? (высказывания детей)
- Рассмотрите иллюстрацию в тексте. К какому моменту она относится? Найдите подтверждение из текста. Какую надпись вы бы сделали к данной иллюстрации?
- Прочитайте, как начинается рассказ? ( в Лондоне показывали:::..брали на корм диким зверям).
- Как вы думаете, почему автор так начал свой рассказ? Что он хотел нам показать? (люди безжалостны, жестоки, вместо того, чтобы брать деньги, они уничтожали животных и смотрели на эту расправу).
- Кого Л.Н.Толстой противопоставил этому злу и жестокости? (собачку и льва. Они добрые).
Деление текста на смысловые части
На сколько частей можно разделить данный текст? Индивидуальная работа учащихся.
Озаглавливание частей рассказа
Работа в парах. Памятка:
- Прочитайте рассказ друг другу по частям.
- Озаглавьте каждую часть.
— Сколько частей у вас получилось?
- Составление и запись единого плана на доске по результатам работы в группах:
- Встреча льва и собачки.
- Дружба животных.
- Смерть друзей.
Работа по содержанию
- Кто главные герои каждой части?
- Как автор относится к собачке? Какими словами он пишет о ней?
- Как вы думаете, собачке было страшно оказаться в клетке со львом? Подтвердите словами из текста.
- Как лев относился к собачке?
- В чём проявилась забота льва по отношению к собачке? Расскажите.
- Какими словами автор показал горе льва после смерти собачки? Подтвердите словами из текста.
- Какие части речи преобладают в данном описании?
- Что произошло дальше? ( лев умирает от тоски). Как об этом пишет автор?
- Можно сказать, что Л.Н.Толстой говорит о льве и собачке как о людях? Найдите и прочитайте эти слова. (собачка заболела, на шестой день лев умер).
- Вы прочитали научный и художественный тексты, в которых говорилось о собаке и льве. В каком из текстов показаны яркие образы данных персонажей? Где больше вам пришлось переживать и сочувствовать? В этом и проявилось авторское мастерство писателя.
Физминутка
Составление синквейна
Одни пары на собачку, другие — на льва.
Синквейн (собачка)
Название (1 сущ.)____собачка_______________________________________________
Описание (3 прил.) _маленькая, ласковая, беззащитная ________________________
Действия (3 глагола) _прижалась, вскочила, заболела ______________________________
Чувства (фраза из 3-х слов)_Собачка понравилась льву._____________________________
Суть (существ.)_дружба___________
Синквейн (лев)
Название (1 сущ.-ное)____лев___________________________________________________
Описание (3 прил.- ных) _сильный, верный, заботливый____________________________
Действия (3 глагола) _ понюхал, играл, тосковал___________________________________
Чувства (фраза из 3-х слов)._Лев полюбил собачку.________________________________
Суть (существ.)_верность_________
Чтение составленных синквейнов.
Творческое задание.
Если бы лев и собачка умели разговаривать, какой диалог мог бы состояться между ними при первой встрече? Работа в парах . Инсценирование.
Какие пословицы вы могли подобрать к данному произведению? (Старый друг лучше новых двух. Нет друга -ищи, а нашёл — береги. Вещь хороша, когда новая, а друг — когда старый.)
Итог урока.
Цель: обобщить и сделать вывод о прочитанном произведении.
- Зачем автор написал данное произведение?
- Что Л.Н.Толстой хотел сказать потомкам?
Рефлексия: оцените свою работу на уроке (пары поднимают карточки).
Задание на дом.
Придумайте свою концовку рассказа, чтобы она была радостной.
18.11.2011
xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai
Сказка Лев и собачка — Лев Толстой, читать онлайн
В Лондоне показывали диких зверей и за смотренье брали деньгами или собаками и кошками на корм диким зверям.
Одному человеку захотелось поглядеть зверей: он ухватил на улице собачонку и принёс её в зверинец. Его пустили смотреть, а собачонку взяли и бросили в клетку ко льву на съеденье.
Собачка поджала хвост и прижалась в угол клетки. Лев подошёл к ней и понюхал её.
Собачка легла на спину, подняла лапки и стала махать хвостиком.
Лев тронул её лапой и перевернул.
Собачка вскочила и стала перед львом на задние лапки.
Лев смотрел на собачку, поворачивал голову со стороны на сторону и не трогал её.
Когда хозяин бросил льву мяса, лев оторвал кусок и оставил собачке.
Вечером, когда лев лёг спать, собачка легла подле него и положила свою голову ему на лапу.
С тех пор собачка жила в одной клетке со львом, лев не трогал её, ел корм, спал с ней вместе, а иногда играл с ней.
Один раз барин пришёл в зверинец и узнал свою собачку; он сказал, что собачка его собственная, и попросил хозяина зверинца отдать ему. Хозяин хотел отдать, но, как только стали звать собачку, чтобы взять её из клетки, лев ощетинился и зарычал.
Так прожили лев и собачка целый год в одной клетке.
Через год собачка заболела и издохла. Лев перестал есть, а всё нюхал, лизал собачку и трогал её лапой.
Когда он понял, что она умерла, он вдруг вспрыгнул, ощетинился, стал хлестать себя хвостом по бокам, бросился на стену клетки и стал грызть засовы и пол.
Целый день он бился, метался в клетке и ревел, потом лёг подле мёртвой собачки и затих. Хозяин хотел унести мёртвую собачку, но лев никого не подпускал к ней.
Хозяин думал, что лев забудет своё горе, если ему дать другую собачку, и пустил к нему в клетку живую собачку; но лев тотчас разорвал её на куски. Потом он обнял своими лапами мёртвую собачку и так лежал пять дней.
На шестой день лев умер.
nukadeti.ru
Воспитание гуманизма в были Л. Н. Толстого «Лев и собачка» — Рулит.РФ
Лев Николаевич Толстой (1828 – 1910) родился в родовой усадьбе графов Толстых — Ясной Поляне Тульской губернии. Он рано потерял своих родителей и был воспитан опекунами, характеры которых впоследствии были отражены в некоторых произведениях. Получив хорошее домашнее образование, Толстой поступает в Казанский университет, но учеба его тяготит, и он возвращается в Ясную Поляну, откуда вскоре уезжает служить на Кавказ. Именно там появляются его первые произведения.
Спросите любого взрослого человека – какие книги Льва Николаевича Толстого он знает, и каждый вам ответит – «Анна Каренина» и «Война и мир». Безусловно, именно они принесли ему всемирную известность. Но Лев Толстой писал не только взрослые произведения, был еще и Лев Толстой для детей. Одними из первых были рассказы о собаке Бульке, о ее преданности своему хозяину.
Детские рассказы Льва Толстого пронизаны любовью к детям, особенно к крестьянским («Филиппок»), они бесхитростные и простые, мораль в них на поверхности, но в то же время они лишены пафосных нравоучений. Прочтите заново поучительные басни Льва Толстого «Дележ наследства», «Хорек», «Голова и хвост змеи», «Журавль и аист», «Волк и старик» или трогательный до слез рассказ «Лев и собачка». Именно такие произведения закладывают в детях понятия добра и справедливости.
Несмотря на то что Толстой был дворянского сословия, он всегда находил время для общения с крестьянскими детьми, а в своем имении даже открыл для них школу.
Великий русский писатель, человек прогрессивных взглядов, Лев Толстой умер в поезде на станции Астапово. По завещанию он был похоронен в Ясной Поляне, на холме, где в детстве маленький Лев искал «зеленую палочку», которая помогла бы сделать всех людей счастливыми.
«Лев и собачка», это микрорассказ, который ходит в сборники «Вторая русская книга для чтения» 1875 года, В «Хрестоматию детской литературы» 1975 года выпуска (рис.2) , в сборник микрорассказов Л. Н. Толстого 1981 года « Лев и собачка» (рис.3) , в этот сборник также входят микрорассказы, как «Орел», «Пожарные собаки», «Булька». Микрорассказ — это очень короткий рассказ.
Эта история произошла давно в далёком от берегов России городе Лондоне. Может быть, об этой истории Толстому рассказал какой-нибудь моряк, который там бывал. Кто знает, но дело в том, что маленький Толстой был очень чувствителен. Он плакал, когда слушал печальные истории или видел, например, убитую птичку, котёнка со сломанной лапкой. Эта черта сострадания сохранилась в нём до конца жизни.
Произведение «Лев и собачка» является былью. Быль -и, ж. 1. То, что было в прошлом (устар.) 2. То, что было в действительности, действительное происшествие, в отличие от небылицы (разг.). [1.65]
Название рассказа говорит о том, что речь пойдет о диком животном льве и о домашнем животным маленькой собачке. Не зная о чем рассказ, мы не можем сказать какие у них взаимоотношения, кто они друг другу и что их связывает, но зная, что рассказ является былью, мы можем предположить, что сюжет будет связан с жизнью этих двух животных.
В словаре С. И. Ожегова ЛЕВ ( Рис. 4)- это крупное хищное животное семейства кошачьих с короткой желтоватой шерстью и с длинной гривой у самцов.[1.320]. Слово собачка в том же словаре, это уменьшительно — ласкательное от слова «собака» образованное с помощью суффикса –чка-. СОБАКА ( Рис.5)- домашнее животное семейства псовых.[1.739]
В названии союз «и» [1.235]соединяет два слова лев И собачка. Почему именно этот союз? Союз «и» является соединительным союзом. В произведении «Лев и собачка» союз «и» соединяет противоположности между семейством кошачьих и псовых, но по названию мы не можем сказать, что их объединяет или показывала их вражду. Поэтому перейдем к построчному анализу произведения.
Первый абзац: «В Лондоне показывали диких зверей и за смотренье брали деньгами или собаками и кошками на корм диким зверям» является завязкой данного произведения. Читатель видит здесь противопоставления между дикими и домашними животными, у этих животных разный темперамент, разная среда обитания. Лев относится к семейству кошачьих, а собачка к псовым, кошки и собаки это вечные враги, но по названию и первому предложению читатель не видит вражды между ними.
Кошки, собаки и деньги уравниваются. В тексте эти слова соединении союзом «или». Если нет денег, то домашних животных, друзей человека, можно отдать на корм диким зверям. Это предложение вызывает у читателя неприятные ощущения, появляется чувство жалости к домашним животным.
В предложении «Одному человеку захотелось поглядеть зверей: он ухватил на улице собачонку и принес ее в зверинец».Проявляется человеческое любопытство и ради того чтобы его удовлетворить его, человек идет на такой шаг. Один человек, не говориться кто именно не имени этого человека ни статуса, просто один из множества людей это мог быть кто угодно, тут человек показывается с отрицательной стороны, у него нет жалости по отношению к маленькому животному. Он просто взял собачку на улице, даже не взял, а ухватил ее, автор употребляет слово «ухватил» в значении действовал необдуманно, случайно ухватил то, что подвернулось под руку.
«Его пустили смотреть, а собачонку взяли и бросили в клетку ко льву на съеденье». Этот человек проявил жестокость по отношению к бедной маленькой собаки, он знал, что собачку бросят на съедение к дикому зверю и даже не проявил жалости к ней. В этом предложении используется слово «собачонка», 1. уменьш. к сущ. собака 2. Уничижительное к сущ. Собака[2.739], в этом случае, собачонка употребляется, как уничижительное значение, отношение не ласковое, а пренебрежительное. Человек, пришедший в этот зверинец, не проявил сострадание к собачке и ее бросили в клетку на съедение ко льву. Слово «Бросили», употребляется в значении «причинили страдания».
Вызывает чувство жалости, сострадания, а человек неприятие.
В абзаце «Собачка поджала хвост и прижалась в угол клетки. Лев подошел к ней и понюхал ее» говориться уже о самой собачке и льве. В своем произведении Л.Н. Толстой не описал внешность собачки и льва, не рассказал об их переживаниях подробно, но он много написал о поведении этих животных.
«Собачка поджала хвост и прижалась в угол клетки». По этому предложению можно понять состояние собачки, она испугана, «поджать» подобрать под себя или прижать к себе, она прижала к себе хвост, это значит у животных испуг. [1.535]«Лев подошел к ней и понюхал ее» он не набросился сразу и не растерзал ее. И читатель думает, почему он так сделал? Скорей всего лев был сыт. Если бы лев был голоден, то он бы съел собачку. Лев не воспринимается как отрицательный герой, диким животным тоже надо есть.
В предложении « Собачка легла на спину, подняла лапки и стала махать хвостиком» (Рис.6) . собаки проявляют свое дружелюбие и доверие. Она была очень добрая, игривая и ласковая, приветливо махала хвостиком. Собачка признала его силу. Автор употребляет по отношению к собачке такие слова как, «лапки», «хвостик», «собачка», «собачонка» почему автор так ласково относится к ней? Наверно он любит ее, потому что она маленькая, добрая, беззащитная, ласковая.
А в предложении, «Лев тронул ее лапой и перевернул», у льва «лапа» нет уменьшительно- ласкательного сопоставления, потому что лев — это хищник, царь зверей, крупное животное.Используется слово « тронул» прикоснуться к кому — чему-либо рукой или в данном случае лапой[1.812]. Он сделал это ласково, слегка прикоснулся. Лев заинтересовался собачкой, она ему понравилась, лев поступил с собачкой не грубо, как ожидал читатель.
«Собачка вскочила и стала перед львом на задние лапки» (Рис.7). Она встала на задние лапки, увидев во льве нового хозяина. Собачка поступает необычно, словно хочет развлечь льва за то, что он ее не съел. Собачка была домашняя, дрессированная у нее были хозяева, которые научили ее этому.
«Лев смотрел на собачку, поворачивая голову со стороны на сторону, и не трогал ее» Она была маленькая и беззащитная, поэтому он ее не трогал. «Не трогал» употребляется тут как, не обижал, не беспокоил, не задевал.
В следующем предложении «Когда хозяин бросил льву мяса, лев оторвал кусок и оставил собачке», автор рассказывает о том, как лев делиться едой с собачкой, ему для ее ни чего не жалко и они теперь друзья, а с друзьями надо делиться, не обижать их. Она понравилась льву. Лев относился к ней ласково, подружился с ней, полюбил ее. Эта собачка его единственный друг ему было одиноко в своей клетке, а теперь он не один. Слово «оторвал» 1. кого (что). Отделить рывком, дёрнув, натянув. [1.476]Значит что он хищник он не откусил, а именно оторвал кусок мяса, таким образом, лев проявил заботу по отношению к собачке, что бы собачка не осталась голодной.
«Вечером, когда лев лег спать, собачка легла подле него, положила свою голову ему на лапу». (Рис. 8) В этом предложении у собачки проходит чувство страха перед львом ,«… легла подле него…», «подле» -(устар. и книжн.). нареч. Около, близко, совсем рядом, [1.537]легла близко это значит что она доверяет льву, «доверие» -я, ср. Уверенность в чьей-н. добросовестности, искренности, в правильности чего-н. [1.170]Это значит, что собачка была уже уверенна в том, что лев не причинит ей зла, она была в нем уверена. Может положиться на него, доверяет ему, он не обидит ее, не предаст.
В следующем абзаце «С тех пор собачка жила в одной клетке со львом, лев не трогал её, ел корм, спал с ней вместе, а иногда играл с ней» говориться о том, что между львом и собачкой завязалась дружба. Употребляется наречие «иногда», время от времени, порой. [1.248]
«Один раз барин пришел в зверинец и узнал свою собачку; он сказал, что собачка его собственная, и попросил хозяина зверинца отдать ему» «Барин» -, -а, мн. господа, -од и. 1. В дореволюционной России: человек из привилегированных классов (помещик, чиновник), а также обращение к нему. 2. перен. Человек, к-рый не любит трудиться сам и предпочитает перекладывать работу на других (разг.). || ж. барыня, -и; тин. и ласк. барынька, -и, ж. (к 1 знач.). || прил. барский, -ая, -ое. [1.36]У барина нет искренней привязанности к собачке, нет сигналов что ее ему не хватает, она ему не нужна, он хотел вернуть свое, свою собственность. «Собственность»- , -и, ж. Право на владение кем-чем-н. [2. 740]Но собачка не обрадовалась появлению своего хозяина, наверно потому, что она очень полюбила льва и подружилась с ним и не хотела расставаться.
«Хозяин хотел отдать, но, как только стали звать собачку, чтобы взять ее из клетки, лев ощетинился и зарычал» (Рис.9). Лев тоже очень любил собачку и не хотел ее терять, поэтому он ощетинился и зарычал. Слово «Ощетинился», в толковом словаре Ожегова смотрим слово «щетинить»- подняться торчком, встопорщиться (о щетине, шерсти животного) при защите или нападении. [2.904]В этот момент лев встал на защиту собачки, и хозяин зверинца не смог ее забрать, побоялся льва.
«Так прожили лев и собачка целый год в одной клетке». Жизнь льва и собачки изложена только в одно предложение потому, что в клетке, в неволе жизнь не весела, и не особо богата событиями.
« Через год собачка заболела и издохла» не говориться почему заболела собачка не говориться почему умерла, но все таки она прожила целый год со львом в одной клетке и это значит что лев и собачка подружились. В этом предложении употребляется глагол «издохла» в значении умерла, который употребляют к животным. Собачка умерла, и лев остался один. Поведение льва отличалось от его привычного поведения, необычность его поведения заключалось в том что, «Лев перестал есть, а все нюхал, лизал собачку и трогал ее лапой». Все он это делал от безысходности, он не знал, как вернуть своего друга. Скорей всего лев не сразу понял, что собачка умерла, может он думал, что она спит и пытался ее «разбудить» этими действиями.
«Когда он понял, что она умерла, он вдруг вспрыгнул, ощетинился, стал хлестать себя хвостом по бокам, бросился на стену клетки и стал грызть засовы и пол»… Он был зол от потери своего единственного друга. «…бросился на стену клетки и стал грызть засовы и пол…» он места себе не находил, он не знает, как вернуть своего друга. Лев страдает и не может больше оставаться в клетке, он пытается вырваться на свободу, но не может этого сделать.
«Целый день он бился, метался в клетке и ревел, потом лег подле мертвой собачки и затих» Целый день лев не мог найти себе места от потери своего друга. Такие понятия, как бился, метался, ревел указывают на то , какое горе испытывает лев от потери друга. «Биться» — ударяться, колотиться, «метаться»- суетливо, в волнении ходить, двигаться в разных направлениях, «реветь» — кричать, издавая протяжные, громкие и напряженные звуки. Они все включены в один ряд, означающие горе льва от потери своего друга, с котором он прожил целый год, с другом, с которым делился едой, спал и играл. Затем, лев затих он перестал издавать какие- либо звуки, перестал действовать. Перестал метаться по клетке, кричать и реветь. Он просто лег рядом с ней и ничего не делал.
Лев не хотел расставаться с собачкой «Хозяин хотел унести мертвую собачонку, но лев никого не подпускал к ней», он горевал по ней и не хотел, чтобы ее отняли у него. Для хозяина зверинца это была всего лишь мертвая собачонка, а для льва это был лучший друг.
«Хозяин думал, что лев забудет свое горе, если ему дать другую собачку, и пустил к нему в клетку живую собачку; лев тотчас разорвал ее на куски». Хозяин зверинца попытался изменить ситуацию. Он дал живую собачку льву, «живая» такой, который живёт, обладает жизнью[1.193], но лев ее убил, разорвал на части, потому что у льва не остыла боль утраты, он остался верен своему другу, друзей не меняют, лев был предан своей собачке. Толстой изобразил льва, как человека, показал, как он переживает горе, утрату своего друга, так же как человек переживает утрату близких людей.
Развязка этой истории обозначена в двух последних строках. « Потом он обнял своими лапами мертвую собачку и так лежал пять дней». «На шестой день лев умер» (Рис 10). Лев был преданным другом, поэтому потрясённый гибелью собачки умер, пережив её на несколько дней. Лев умер от тоски. Это свойственное людям чувство. «Тоска» -душевная тревога, уныние.[1.805]
Эта история доказывает нам то, что и диким животным свойственно чувство привязанности и люди должны быть к ним гуманны. Гуманизм- это человеческая черта и человек должен быть человечен не только по отношению к другим людям, но и к животным. «Гуменный», -ая, -ое; -анен, -анна. Направленный на благо других; человеколюбивый и отзывчивый. Гуманное поведение. Гуманные цели. Поступить гуманно (нареч.). || сущ. гуманность, -и, ж.[1.149]
На примере рассказа « Лев и собачка» хочется сделать вывод о том, что люди распоряжаются животными, их судьбами как хотят. Поведение льва – урок людям. Урок доброты, верности, преданности, гуманности.
rulit.online
3. Сообщение темы и постановка целей урока | 1. Прочитайте запись на доске. «Только чуткому сердцу откроются тайны». Как вы понимаете эти слова? 2. Если правильно расшифруете, то узнаете, кто из великих людей сказал то, что вы сейчас читали. 64 65 35 23 34 54 33 64 15 65 35 34 62 12 33 64 63 12 33 44 Что вы знаете об этом писателе? Давайте всмотримся в его глаза. Говорят, что глаза — зеркало души. Какие они? | Только человек с чутким сердцем может сопереживать, радоваться, грустить, печалиться Лев Николаевич Толстой Сообщение заранее подготовленного ученика Добрые, внимательные, мудрые | 4. Разминка | 1. Правильно, осознанно и выразительно читать – это целое искусство и поэтому мы с вами осваиваем это искусство. Для красивого чтения нужно хорошее дыхание. Сядьте правильно, плечи расправьте, животик подтяните. А сейчас прочитайте стихотворение про себя Бедная собака – бросили её Ребята, как вы думаете, каким тоном будем читать стихотворение? Почему? А сейчас прочитаем вслух, соблюдая выбранную интонацию. В последнее время на улицах городов и сёл бродят бездомные собаки. Бездомная собака – брошенный друг. Друг, которого предали и довели до озлобления и отчаяния. Дети, а у кого из вас есть собаки? Как вы заботитесь о них? А знаете ли вы, что собака шесть тысячелетий живёт рядом с человеком? Это первое прирученное им животное. Помните! Мы в ответе за тех, кого приручили. 2. Сейчас я включу голос животного, а вы определите, принадлежит ли он собаке. А какому животному принадлежит? (звучит рычание льва) Да вы правы, это голос льва. Кто из вас был в зоопарке? Кто видел льва? Что вы о нём можете рассказать? 3. Название рассказа. О чём нам может рассказать заголовок? Прочитайте слово под заголовком. Что оно обозначает? Что означает слово «быль»? Посмотрите, могут ли два абсолютно разных животных (по темпераменту и среде обитания) найти общий язык? Об этом мы узнаем в ходе работы над этим произведением. | Читают стихотворение про себя Чтение стихотворения хором Грустно, печально. Прослушивание Рассказы детей. Лев – это хищное животное из семейства кошачьих с короткой желтоватой шерстью и длинной гривой у самцов. Длина тела достигает 2 м 40 см, вес более 230 кг. Лев обладает отличным зрением и слухом, очень осторожен. Голос у него необычной силы. Страх и сильное смятение овладевают дикими и домашними животными, когда они слышат это могучее рычание. В зоопарке они доживают до 50 лет. Читают название. Рассуждают о содержании произведения. Это быль – то, что было; рассказ о действительном происшествии. | 5. Работа по теме урока | 1. Первичное восприятие текста. Я предлагаю вам послушать историю, которая произошла очень давно в далеком городе Лондоне, столице Англии. Л. Н. Толстой не был в Англии, никогда не был в Лондоне. Возможно, эту историю писателю рассказал кто-нибудь из моряков, кто бывал в Лондонском порту. И, услышав ее, Лев Николаевич не остался к ней равнодушен, а написал об этом рассказ «Лев и собачка». 2. Нацеливание. После чтения ответьте на вопрос: о чем (а не о ком) эта быль? Понравился рассказ? 3. Словарная работа. Ребята, поработаем над сложными словами и вместе раскроем значение этих слов. Зверинец – место, где в клетках содержат зверей для показа. Сейчас он называется зоопарком. Барин – богатый человек, который имеет прислугу. Ощетиниться – поднять шерсть на спине, готовясь защищаться или нападать. Бился – ударялся, колотился, совершал резкие движения. Метался – беспокойно двигался из стороны в сторону. Издохла – умерла. Засовы – большие дверные задвижки. 4. Определение нравственного смысла произведения. Вы очень внимательно слушали эту историю. Ответьте на вопрос: о чем эта быль? Скажите, что вы почувствовали, слушая этот рассказ? Назовите главных героев были. Где происходит действие? Какой эпизод показался вам самым напряженным? – Было ли вам кого-нибудь жалко? Было ли вам кого-нибудь жалко? | Внимательно слушают. Прослушивание записи рассказа Делятся своими впечатлениями. Определяют совместно с учителем толкование слов. О любви и привязанности животных друг к другу. Печаль, грусть, тревогу. Лев и собачка. В зверинце. Очень жалко льва и собачку. Лев не просто привязался к собачке, а полюбил ее. Он добрый – поделился с ней мясом, хотя поначалу встретил ее с удивлением. | 6. Физминутка | Все ребята дружно встали (Выпрямиться) И на месте зашагали. (Ходьба на месте.) На носочках потянулись, (Встать на носки, потянуться.) А потом назад прогнулись. (Прогнуться назад, руки за голову.) Как пружинки мы присели (Присесть.) Все ребята дружно встали (Выпрямиться) И на месте зашагали. (Ходьба на месте.) На носочках потянулись, (Встать на носки, потянуться.) А потом назад прогнулись. (Прогнуться назад, руки за голову.) Как пружинки мы присели (Присесть.) Все ребята дружно встали (Выпрямиться) И на месте зашагали. (Ходьба на месте.) На носочках потянулись, (Встать на носки, потянуться.) А потом назад прогнулись. (Прогнуться назад, руки за голову.) Как пружинки мы присели (Присесть.) Все ребята дружно встали (Выпрямиться) И на месте зашагали. (Ходьба на месте.) На носочках потянулись, (Встать на носки, потянуться.) А потом назад прогнулись. (Прогнуться назад, руки за голову.) Как пружинки мы присели (Присесть.) Все ребята дружно встали. И на месте зашагали. На носочках потянулись А потом назад прогнулись Как пружинки мы присели И тихонько разом сели | Выполняют движения | 7. Продолжение работы над темой. | 1. Анализ произведения В своем произведении Л. Н. Толстой не описал подробно ни внешность собачки и льва, ни их переживания. Но он много рассказал о поведении этих животных. Расскажите, как собачка попала в клетку ко льву? Как вы думаете, собачке было страшно оказаться в клетке вместе со львом? Подтвердите словами из текста. Какие словосочетания использует писатель, чтобы показать страх собачки? Если бы лев и собачка умели разговаривать, какой диалог мог бы состояться между ними при первой встрече? Проверка. (на голове детей маски льва и собаки)
Как лев относился к собачке? Найдите и прочитайте этот момент в тексте. 2. Работа по иллюстрации учебника. Рассмотрите иллюстрацию. К какому моменту она относится? Как повёл себя лев после смерти собачки? Подтвердите словами из текста. С помощью каких слов автор передаёт чувства льва? Зачитайте. Хозяин попытался изменить ситуацию? Как? Найдите этот момент в тексте и прочитайте. Почему он убил другую собачку? Отчего лев умер? Л.Н.Толстой чувствовал и понимал боль животных. Мне бы хотелось, чтобы вы этому тоже научились. 3. Вывод формулируют в паре. Какой конец в этой истории? Кого вам сейчас жалко? Почему? Скажите, так могут ли совершенно разные животные по размеру, образу жизни, характеру испытывать глубокие и сильные чувства друг к другу? Чему учит эта история? | Выполняют задания, отвечают на вопросы. Поджала хвост, прижалась в угол, легла на спину, подняла лапки, встала на задние лапки Подошел к ней, понюхал, посмотрел с любопытством, тронул ее лапой… Ему стало её жалко, она ему понравилась. Работа в паре С тех пор собачка жила в одной клетке со львом, лев не трогал её, ел корм, спал с ней вместе, а иногда играл с ней. Когда животные подружились, и лев не хотел никому отдавать собачку . Лев на всех смотрит гордо. Не зря говорят, что он царь зверей. А собачка рада, что она в клетке у льва. Ей одной было плохо, её часто обижали. Теперь она ничего не боится, лев её защитит. Дружба животных. Нам вместе очень весело. Он вдруг вспрыгнул, ощетинился, стал хлестать себя хвостом по бокам, бросился на стену клетки и стал грызть засовы и пол. Целый день он бился, метался в клетке и ревел, потом лёг подле мёртвой собачки и затих. Дал новую собачку Не остыла боль утраты, остался верен своей подруге. Он не хотел оставаться один, так как потерял друга. Чтобы мы были добрее к животным и заботились о них. Составляют конструкт-предложения. Конец — ….(печальный, веселый, грустный, смешной, забавный). Это — … (трагедия или комедия). Мне больше всего жалко…, потому что… Совершенно разные животные по размеру, образу жизни, характеру … (могут, не могут) испытать глубокие и сильные чувства. Эта история доказывает нам то, что животные, так же как и люди, … сердце, они … (понимают, чувствуют происходящее, переживают, могут быть внимательными и заботливыми друг к другу). Очень часто они оказываются … (мудрее, чувствительнее, добрее и преданнее нас). | 9. Итог урока | А теперь прикоснитесь каждый к своему сердцу. Вы слышите его? У вас на партах лежат сердечки, напишите, какие чувства возникли в ваших сердцах и выберите образ того льва, который вам запомнился больше. Что дал вам этот урок? Что нам открыл автор в этом рассказе? Какова была цель писателя? Дети, прислушайтесь к слову “посочувствовали”. К чему же обращается писатель? Замечательно! Читая рассказы, мы радуемся и огорчаемся, веселимся и грустим, испытываем чувство страха и чувство восторга, любви и ненависти, сражаемся, побеждаем, разочаровываемся, страдаем, празднуем вместе с героями, то плачем от горя, то смеёмся до слез. Рассказ прекрасный. Спасибо Л.Н.Толстому за его добрые рассказы, они дают новые знания, знакомят с чужим жизненным опытом, учат добру и справедливости. | Делают выводы и обобщения. Чтобы мы пожалели животных… Посочувствовали им. К нашим чувствам. |
multiurok.ru
Читать книгу Лев и собачка Льва Толстого : онлайн чтение
Лев Николаевич Толстой
Лев и собачка
Быль
В Лондоне показывали диких зверей и за смотренье брали деньгами или собаками и кошками на корм диким зверям.
Одному человеку захотелось поглядеть зверей: он ухватил на улице собачонку и принёс её в зверинец. Его пустили смотреть, а собачонку взяли и бросили в клетку ко льву на съеденье.
Собачка поджала хвост и прижалась в угол клетки. Лев подошёл к ней и понюхал её.
Собачка легла на спину, подняла лапки и стала махать хвостиком.
Лев тронул её лапой и перевернул.
Собачка вскочила и стала перед львом на задние лапки.
Лев смотрел на собачку, поворачивал голову со стороны на сторону и не трогал её.
Когда хозяин бросил льву мяса, лев оторвал кусочек и оставил собачке.
Вечером, когда лев лёг спать, собачка легла подле него и положила свою голову ему на лапу.
С тех пор собачка жила в одной клетке со львом, лев не трогал её, ел корм, спал с ней вместе, а иногда играл с ней.
Один раз барин пришёл в зверинец и узнал свою собачку; он сказал, что собачка его собственная, и попросил хозяина зверинца отдать ему. Хозяин хотел отдать, но как только стали звать собачку, чтобы взять её из клетки, лев ощетинился и зарычал.
Так прожили лев и собачка целый год в одной клетке.
Через год собачка заболела и издохла. Лев перестал есть, а всё нюхал, лизал собачку и трогал её лапой.
Когда он понял, что она умерла, он вдруг вспрыгнул, ощетинился, стал хлестать себя хвостом по бокам, бросился на стену клетки и стал грызть засовы и пол.
Целый день он бился, метался в клетке и ревел, потом лёг подле мёртвой собачки и затих. Хозяин хотел унести мёртвую собачку, но лев никого не подпускал к ней.
Хозяин думал, что лев забудет своё горе, если ему дать другую собачку, и пустил к нему в клетку живую собачку; но лев тотчас разорвал её на куски. Потом он обнял своими лапами мёртвую собачку и так лежал пять дней.
На шестой день лев умер.
iknigi.net