сказочный мир детства – Ребенок в детском саду

Содержание

Автор статьи — педагог-психолог Шмаль Светлана Викторовна, СП Лекотека ГБОУ детский сад № 865 (г. Москва). 

Первая лекотека была создана в Швеции в 1963 году. Родители и педагоги создали своеобразную «библиотеку»(собрание) развивающих игр и игрушек. Слово лекотека переводится как «хранилище игрушек».

Наша лекотека открылась в детском саду № 865 в 2008 году, и с тех пор дети, которые не могут посещать государственные образовательные учреждения по состоянию здоровья, с удовольствием приходят на занятия к нам.

Наша лекотека бесплатно обеспечивает психолого-педагогическое сопровождение детей от 2 до 7 лет с ограниченными возможностями здоровья (нарушениями в физическом и/или психическом развитии, в том числе с тяжёлыми нарушениями речи) и особыми образовательными потребностями.

Каждый ребенок уникален, но иногда детям нужна особенная помощь. Для детей с особыми нуждами, чтобы учиться и развиваться, в той или иной степени необходима дополнительная стимуляция, помощь и поддержка взрослых. У таких детей имеются специфические проблемы, ограничивающие их способности к развитию.

Эту помощь и поддержку оказывают специалисты нашей лекотеки: педагог-психолог, учитель-логопед и учитель-дефектолог.

Педагоги нашей лекотеки помогают детям перейти на новый уровень, постепенно расширяя рамки игровой деятельности и помогая справиться со специфическими трудностями. Детям с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) многое дается гораздо труднее, чем другим. Зачастую они не испытывают особой тяги к экспериментированию с игрушками и изучению окружающего мира.

Наша педагогическая задача состоит в том, чтобы найти, чем можно было бы заинтересовать ребенка с ОВЗ; определить мотивацию ребенка исходя из его интересов.

Посещая вместе с ребенком лекотеку, семья обретает дополнительную помощь и поддержку. В ходе проведения занятий родители и педагоги являются равноправными участниками данного процесса — партнерами, осуществляющими совместную деятельность. Родителям даются рекомендации с описанием конкретных индивидуальных занятий и приемов работы с ребенком. Родителей знакомят с задачами каждого занятия в детском саду, проводится обучение родителей приемам установления эмоционального контакта: тактильного, эмоционально-речевого воздействия, умениям привлекать внимание, отсроченного речевого сопровождения, поощрения; формирование чувствительности к совместному взаимодействию со своим ребенком.

На подгрупповых занятиях родители учатся приемам установления эмоционального контакта ребенка со сверстниками, организации эмоционально практического взаимодействия ребенка с другим детьми, учатся наблюдать за детьми и «подключать» своего ребенка к действиям партнера по игре. Родители «особенных детей» счастливы, когда видят, что ребенку приятно, что он весел и доволен.

Отличительной особенностью лекотеки является работа с каждым ребенком по индивидуальной программе.

Посещать лекотеку могут дети разного возраста, имеющие существенно разное состояние здоровья, разный уровень эмоционального, интеллектуального и речевого развития. Это делает невозможным использование единой образовательной программы. Специалисты лекотеки индивидуально для каждого ребенка подбирают направления и конкретное содержание психолого-педагогической помощи.

Индивидуальные программы, по которым проводятся занятия с детьми, строятся на основе современных программ для детей с ограниченными возможностями здоровья, с использованием последних достижений специальной психологии и коррекционной педагогики. При организации занятий применяются игровой и деятельностный методы с элементами арт-терапевтических техник

Основной метод работы нашей лекотеки – это игра.

С ребенком нужно делать все через игру.
Д. Б. Эльконин.

Мы проводим как индивидуальные, так и групповые игровые сеансы с детьми (в присутствии родителей и с их участием).

Дети посещают лекотеку 2-3 раза в неделю. Продолжительность игрового сеанса составляет 60 минут. Дети, как и другие воспитанники детского сада, принимают активное участие в конкурсах и досугах, посвященных праздникам.

Основная цель, которую мы ставим перед собой — создание благоприятных условий для развития личности каждого ребенка средствами расширения социального пространства и освоения способов общения и взаимодействия со сверстниками и взрослыми.

Мы стараемся создать эмоционально благоприятную атмосферу для адаптации детей, оказать благотворное влияние на развитие их личности, развитие у них игровой, трудовой, продуктивной и познавательной деятельностей. Мы развиваем творческую активность, а также коммуникативные, двигательные и художественные навыки детей в соответствии с их индивидуальными особенностями и возможностями.

Так, в ноябре 2012 года наша воспитанница участвовала в районном фестивале детского и молодежного творчества «Гольяновские дарования» в номинации декоративно-прикладное искусство и получила грамоту за рисунок на тему: « Мама, папа, я — спортивная семья».

Способствуем сплочению детей и взрослых, готовности к освоению новых видов деятельности и совместному преодолению возникающих трудностей.

Помочь детям адаптироваться, освоить необходимые социальные навыки, личностно раскрыться и поверить в свои силы — вот, что мы считаем главным на сегодня.

Для этого мы внимательно и тщательно выбираем доступный, но разнообразный материал. В работе с детьми используется специальное оборудование DUSIMA, направленное на:

  • развитие тактильно-двигательного восприятия;
  • развитие мелкой и крупной моторики;
  • экспериментирование: вес, вкус, звук, цвет;
  • экспериментирование: изучаем движение и свойства воды;
  • экспериментирование: оптические эффекты;
  • художественное творчество,
  • развитию координации движений.

Оборудование включает в себя такие разделы, как:

  • Пишем и рисуем на песке.
  • Я и мой волшебный дом.
  • Сортировка.
  • Мягкие забавы.
  • Игры для развития и коррекции: шарик в лабиринте, зоопарк из Тарамбуко, магнитный лабиринт, мольберт гонщик, Формидо, игровой стол для занятий с водой и песком, материалы Никитиных и М. Монтессори, кубики логические, кубики напольные, «кочки на болоте», кукольный театр, компьютерные технологии по методике Г. Домана и многое другое.

Нашу лекотеку посещают дети с различными нарушениями в развитии, и каждому из них мы стараемся дать возможность ощутить собственную значимость, включая в процесс сопровождения точечную инклюзию: наши детки участвуют в досугах, праздниках совместно с другими воспитанниками.

Суть инклюзии заключается в том, что система обучения и воспитания подстраивается под ребенка, а не ребенок под систему.

В следующем учебном году двое наших воспитанников идут в общеобразовательные школы, двое — в детские сады, и мы за них очень рады.

Завершить свою статью я хотела бы словами В. А. Сухомлинского :

«Имея доступ в сказочный дворец, имя которому — Детство, я всегда считал необходимым стать в какой-то мере ребенком. Только при этом условии дети не будут смотреть на вас как на человека, случайно проникшего за ворота их сказочного мира, как на сторожа, охраняющего этот мир, сторожа, которому безразлично, что делается внутри этого мира».

В нашей лекотеке рады принять Вас и Вашего ребенка!

Вас ждут:

  • Сеансы индивидуальной и групповой игротерапии.
  • Сеансы музыкотерапии и движения под музыку.
  • Дидактические игровые занятия с целью формирования у ребенка новых навыков и знаний, предпосылок к учебной деятельности.
  • Специалисты нашей лекотеки, имеющие углубленные знания во многих областях психологии, медицины и специальной педагогики. Ориентированы в особенностях нормального и патологического психомоторного развития детей, владеют навыками практической работы с семьями, воспитывающими детей дошкольного возраста с отклонениями в развитии.

Наши координаты:

Адрес: Москва, район Гольяново, ул. Хабаровская, д. 12, ГБОУ детский сад комбинированного вида № 865 СП «Лекотека».

Задать свои вопросы вы можете по телефонам: 8-909-670-27-05 , 8-916-887-68-28.

deti-club.ru

что это такое? Центр «Лекотека»

Многие родители, услышав от врачей, что их ребенок — инвалид, не знают, что делать дальше. Многие воспринимают это как личное оскорбление, начинают стесняться, бояться. Конечно же, они продолжают любить своих деток, но не знают, как их обучать и как правильно развивать. К сожалению, немногие знают, что подобные проблемы решает лекотека. Что это такое, как она сказывается на развитии ребенка?

Определение понятия

Лекотека — это служба, оказывающая раннюю психолого-педагогическую помощь тем детям, которые имеют ограниченные возможности.

Уникальным является то, что она направлена на работу не только с детьми, но и с их родителями. А это очень важно для семьи. В переводе со шведского «leko» обозначает «игрушка», а «tek» с греческого переводится как «собрание».

Центр «Лекотека» создается для таких детей, которые не имеют возможности вместе с другими посещать школы или сады. Им необходима помощь дефектолога, логопеда, психолога. Кроме того, обеспечивается психолого-педагогическое сопровождение семьи. С этой целью разработаны специальные программы, которые учитывают особенности психофизического развития детей и их индивидуальные потребности.

Особенности службы

Необходимо подчеркнуть, что создается лекотека для детей-инвалидов и тех малышей, которые имеют различные отклонения в эмоциональном, физическом и психическом состоянии. Здесь организовано пространство для детей, которые имеют задержку в развитии, есть специальная территория со множеством игрушек. Последние помогают развивать зрительное и слуховое восприятие, сенсорику и моторику, а также активизируют познавательные процессы.

Существует и специальная фонотека, которая направлена на всестороннее развитие детей. Многие возьмутся утверждать, что сейчас в продаже есть множество игрушек, поэтому вовсе не обязательно посещать такие учреждения. Однако большинство родителей не знают, что делать с таким материалом.

История лекотеки

В 1963 году в Швейцарии начала действовать описываемая структура. В России она возникла только в 2001 году. Сегодня в Москве находится одно из самых крупных подразделений. Следует отметить, что существует лекотека в ДОУ и как отдельная самостоятельная единица. Возникла она в связи с проблемами, которые существуют на сегодняшний день. С каждым годом число детей-инвалидов растет. Во многих регионах нашей страны, к сожалению, нет подразделений, которые могли бы выполнять подобные функции. Если детям с ДЦП ныне уделяют внимание, то тем, кто имеет проблемы со зрением и слухом, деваться некуда. Специалистов практически нет. Недостаточно одних занятий с дефектологом или логопедом.

Для того чтобы помочь таким малышам, нужно создать комплекс мер, который будет направлен на то, чтобы помогать ребенку, имеющему задержку в физическом или психическом развитии.

Особенности занятий в центре

Детям, которые имеют проблемы в интеллектуальном, психическом и физическом плане, существенную помощь окажет лекотека. Что это такое, для какого возраста она рассчитана? Уже годовалый малыш может начинать занятия в подобных центрах. Здесь пространство организовано правильно, все игрушки направлены на развитие ребенка. Работают врачи узкой специализации: нарколог, психотерапевт, социальный педагог, педагог-организатор, психолог и прочие. В определенное время родители вместе со своими малышами приходят в центр, где специалисты обучают их тому, как правильно развивать детей и играть с ними.

По окончании курсов участникам выдаются пособия для выполнения домашних заданий. После ребенок вновь возвращается на занятия. При необходимости создается дополнительный курс. Специалисты обучаются в Москве.

Там им объясняют, как работает лекотека, что это такое, как правильно организовать всестороннее развитие и поддержку детей и их семей.

Базовые концепции

Лекотека для детей-инвалидов имеет основную идею. Она заключается в том, чтобы при помощи игры в раннем возрасте научить малышей правильно контактировать с окружающим миром. Создаются специальные технологии, которые адаптированы под их возможности. Они учатся играть, воспринимать мир и явления в нем, а также правильно реагировать на происходящее вокруг. Элизабет Ньюсон — британский психолог — изложила некоторые теоретические основы. Она издала книгу «Игрушки и Игрушки», в которой активно дискутирует на тему игры и ее влияния на общее развитие и формирование личности.

Формирование службы в ДОУ

Во многих дошкольных учреждениях нашей страны начинает функционировать лекотека. Что это такое, уже знает множество семей, которые имеют детей с ограниченными возможностями. Здесь специальным образом подбираются игрушки, учитывающие все потребности малыша.

Специалисты очень внимательно работают над тем, чтобы все изделия имели требуемые коммуникативные, физические, интеллектуальные и сенсорные характеристики.

Сегодня часто можно встретить детей, которые имеют дефицит внимания. У них наблюдаются признаки аутизма или гиперактивности. Для них все характеристики в игрушке должны быть тщательно сбалансированы. Прекрасно подойдут радиоуправляемые модели. Они очень просты в использовании, визуально и с помощью звуков стимулируют малыша и подсказывают, как действовать. Такой материал дает возможность очень просто установить причинно-следственные связи, учит ориентироваться в пространстве и оперировать понятиями «вправо-влево», «назад-вперед». Вскоре малыш начинает понимать отношения «над-под».

Важно отметить, что в процессе игры ребенок развивает мелкую моторику пальцев, учится правильно планировать свои действия. Результат сразу же обрабатывается, отслеживается объект и концентрируется внимание на правильности его движений.

Таким образом, мы видим, что лекотека, программы который направлены на всеобщее развитие детей с ограниченными возможностями, является прекрасным средством оказания помощи не только малышам, но и их родителям, ведь чаще всего в подобных ситуациях взрослые не знают, как правильно заниматься со своим чадом, как его приспособить к реальной жизни.

fb.ru

Что такое лекотека?. Альтернативные формы работы ДОУ. Лекотека. Лекотека. МБДОУ «Детский сад №117» г. Чита


ЛЕКОТЕКА

«Вместе Мы сможем больше!»

В последнее время в системе образования мы всё чаще сталкиваемся с новыми незнакомыми для нас терминами. Одним из таких терминов является слово «лекотека». Итак, давайте разберёмся, что же это такое, ответив на восемь основных вопросов, которые чаще всего задают родители.
Вопрос первый: Что же такое «ЛЕКОТЕКА»?
Прежде всего лекотека – это такая новая форма дошкольного образования.
Само слово лекотека (произошло от шведского слова leco- игрушка и греческого theke- хранилище — это служба психологического сопровождения и специальной педагогической помощи родителям, воспитывающим детей с выраженными нарушениями и проблемами развития.
Иными словами она подразумевает еженедельные, бесплатные, индивидуально-коррекционные занятия для детей с особенностями развития не имеющими возможности посещать дошкольное учреждение.
Вопрос второй: сложно ли попасть в Лекотеку?


Попасть к нам несложно. Очередей в настоящее время в лекотеке нет, но её посещают только те дети , которые не ходят в детский сад по разным причинам. В этом смысле в настоящее время это островки благополучия. Дети направляются врачами поликлиники на психолого-медико-педагогическую комиссию, по решению которой ребёнок будет зачислен в Лекотеку.
Вопрос третий: с какого возраста ребёнок может посещать Лекотеку?
Мы можем включать в систему образования детей, начиная с 3 лет до 8 лет включительно.
Вопрос четвёртый : дети с какими нарушениями могут посещать Лекотеку?
К нам могут обращаться семьи, воспитывающие детей со сложными дефектами развития, не посещающие дошкольное учреждение. Это и ранний детский аутизм, эписиндром, детский церебральный паралич с множественными поражениями, синдром Дауна, органические поражения с умственной отсталостью и другие любые нарушения.
Вопрос пятый: какие методы коррекции используются при работе с детьми, посещающими Лекотеку, как проходят занятия?

В своей работе специалисты Лекотеки используют различные методы, приёмы и техники. Например, арт-терапевтические техники, метод глобальной коммуникации и многое другое, но особенностью Лекотеки является то, что в ней нет занятий, есть игровые сеансы. Януш Корчак сказал: «Не снизойти до ребёнка, а подняться до его уровня понимания». А что понятно и интересно ребёнку дошкольного возраста? – игра. Игровые сеансы проводятся от 1 -2 раза в неделю в соответствии с потребностями и возможностями ребёнка и семьи. Игровые сеансы могут быть индивидуальными или групповыми. Индивидуальный игровой сеанс –это когда присутствует ребёнок с мамой и специалист. Групповой игровой сеанс – это группа из 4-6 детей и их родителей. Основные задачи группы: стимуляция развития детей и их социальная адаптация, организация помощи родителям.
Вопрос шестой: сколько времени длятся игровые сеансы?

Продолжительность индивидуальных игровых сеансов от 20 до 40 минут . Групповые игровые сеансы – 30-50 минут. Родители всё время находятся рядом с своим ребёнком.
Вопрос седьмой: оказываете ли вы помощь родителям, в семье которых растет особенный ребёнок?
Родители детей, имеющих проблемы в развитии, требуют особого внимания и поддержки. Для них мы организуем консультации специалистов, родительские семинары, которые решают задачу обучения методам и приёмам взаимодействия с детьми.
Специалисты нашей ЛЕКОТЕКИ реализуют индивидуально-ориентированные коррекционно-развивающие программы и проводят работу по психологическому сопровождению семьи.
Вопрос восьмой: сколько стоят сеансы лекотеки?
Все занятия и сеансы бесплатные !
Ну и вопрос девятый: как с нами связаться ?
Это довольно просто МДОУ № 117 находится по адресу Онискевича 15, телефон 24-24-09.
Поэтому приходите к нам, мы Вас с удовольствием примем!

  
         
           Лекотека
  «Островок детства»
 

117chita.detkin-club.ru

Персональный сайт — Лекотека

Лекотека  «Растём вместе».   Что такое лекотека?

           Есть дети, которые не могут посещать обычную группу детского сада в силу того, что у них есть психологические, интеллектуальные особенности, или особенности здоровья, сильно отличающие их от других детей. Это дети с аутизмом, дети с задержкой речевого и психического развития, дети с детским церебральным параличом, дети с минимальной мозговой дисфункцией,  или другими диагнозами. Но им также – и даже в большей степени, чем другим! – требуется особое внимание, причём со стороны специалистов-профессионалов. То, чем нормально развивающийся ребёнок овладевает спонтанно, сам по себе (учится разговаривать, играть, рисовать, переходить от одного дела к другому, общаться с детьми и взрослыми и многое другое – даже просто есть) таким  детям самим освоить сложно или невозможно. И даже их родители, которые относятся к ним с любовью и вниманием, не всегда знают, как можно им помочь. Для них в нашем детском саду   создана и функционирует  «Лекотека» —  новая форма дошкольного образования для детей от 2  до 8 лет, имеющих серьёзные проблемы со здоровьем, с социальной адаптацией, с физическим и психическим развитием.

     Это умное и малоизвестное  «лекотека» («lekotek») произошло от шведского «leko», что значит «игрушка», и греческого «tek» — «собрание», «коллекция». (Первая Лекотека была основана в 1963 году в университетской клинике Стокгольма по инициативе родителей и педагогов с целью смягчить психотравмирующее воздействие госпитализации на детей при помощи игры. Первая американская Лекотека была открыта в 1980 году,сейчас в США развита сеть Лекотек для детей с проблемами в развитии и их семей. Лекотеки облегчают детям с особыми потребностями в развитии вхождение в социум, помогают им адаптироваться быстрее и легче к семейной и общественной жизни. )

Дети  с ограниченными возможностями здоровья нуждаются в особом индивидуально-ориентированном подходе, включающем поддержку их личностного развития, формирование психологических предпосылок обучения, оптимизацию родительско-детского взаимодействия. С такими детьми нельзя проводить обычные занятия, которые так нравятся их сверстникам из обычных групп детского сада. Но и игра, и игрушки для них тоже должны быть особого рода. Психолог, дефектолог, логопед, музыкальные и физкультурные работники, понимая возможности ребёнка, создают для него такие ситуации, в которых он в игре  сможет продвинуться в своём развитии. Система психолого-педагогического сопровождения основана на игре, т.е. деятельности, приносящей ребенку удовольствие и создающей условия для формирования средств общения и социально ориентированного поведения. Игра для ребенка – это добровольно выбранная активность, в которой ребенок: чувствует себя безопасно, успешен, испытывает удовольствие, получает новый опыт.Отличительной особенностью лекотеки является работа с каждым ребенком по индивидуальной программе. Посещать лекотеку могут дети разного возраста, имеющие существенно разное состояние здоровья, разный уровень эмоционального, интеллектуального и речевого развития. Поэтому специалисты лекотеки индивидуально для каждого ребенка подбирают направления и конкретное содержание психолого-педагогической помощи.

Специалистами учреждения бесплатно   проводятся: индивидуальные консультации, семинары, мастер -классы, беседы, тренинги для родителей (законных представителей),  индивидуальные и групповые занятия с детьми, имеющими ограниченные  возможности здоровья, направленные на развитие первичных социальных навыков, развитие моторной, эмоционально-волевой, познавательной, речевой сфер по индивидуальным образовательным маршрутам и программам, в которых участвуют не только сами дети, но и их родители. Игра — основной метод ««Лекотеки»». Равноправное партнерство специалистов и родителей – главное условие эффективной работы.

Индивидуальные программы, по которым проводятся занятия с детьми, строятся на основе современных программ для детей с ограниченными возможностями здоровья, с использованием последних достижений специальной психологии и коррекционной педагогики. При организации образовательной деятельности применяются: игровой и деятельностный методы с элементами арт-терапевтических техник, акустических техник, песочной терапии, совместная деятельность в  сенсорной комнате.

Основными задачами, для решения которых создана лекотека, являются: достижение максимально возможной социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья, оказание благотворного влияния на развитие их личности, развитие у них игровой, трудовой, продуктивной и познавательной деятельности.

Столь же важной задачей лекотеки является и оказание психолого-педагогической и консультативной помощи родителям этих детей. Родители, оказавшиеся в этой непростой жизненной ситуации, по разным причинам иногда не могут самостоятельно оказать ребенку необходимую помощь.

Посещая вместе с ребенком лекотеку, семья обретает дополнительную помощь и поддержку.  Хотя  Лекотека для нашей страны и является довольно новой формой работы с детьми, но она уже хорошо зарекомендовала себя и в нашем детском саду.

Бланк заявления на оказание методической, диагностической и консультативной помощи в вопросах обучения, воспитания и развития ребенка — скачать

Положение о деятельности лекотеки — скачать

Отчёт о деятельности МБДОУ «Детский сад № 55 комбинированного вида» г. Воркуты по использованию вариативных моделей и форм дошкольного образования в 2017-2018 учебном году — скачать

Приказ «Об организации деятельности вариативной формы дошкольного образования Лекотеки  для детей с ОВЗ и их родителей (законных представителей), не посещающих дошкольные образовательные учреждения и воспитывающихся в условиях семьи в 2019 году» — скачать

Приказ «Об организации деятельности по использованию вариативных организационных моделей и форм дошкольного образования в 2019 году» — скачать

График работы лекотеки — скачать

Сведения о методическом обеспечении деятельности вариативных форм дошкольного образования — скачать

 

mbdou-55chudesa.ucoz.ru

ОПЫТ СОЗДАНИЯ ЛЕКОТЕКИ НА БАЗЕ ДОУ (Автор: Гродина Татьяна Францевна)

ОПЫТ СОЗДАНИЯ ЛЕКОТЕКИ НА БАЗЕ ДОУ

 

Гродина Татьяна Францевна.

Новосибирск, МКДОУ «Детский сад № 262 комбинированного вида», старший воспитатель, педагог-психолог, [email protected].

 

Аннотация. В статье представлен опыт создания службы лекотеки на базе дошкольной образовательной организации. Описаны этапы работы, проблемное поле создания службы в современном детском саду. Представлен опыт работы по внедрению инклюзивного образования в дошкольной организации.

Ключевые слова: лекотека, дети с ОВЗ, инклюзивное образование.

 

THE EXPERIENCE OF THE LEKOTEKA CREATION

ON THE BASIS OF ChEE

 

Grodina Tatyana Frantsevna.

Novosibirsk, MKChEE «Kindergarten № 262 combined type», senior teacher, teacher-psychologist, [email protected].

 

Abstract. The article presents the experience of creating a lekoteka service on the basis of preschool educational organization. The stages of work, a problem field of service creation in a modern kindergarten are described. The implementation experience of inclusive education in preschool organization is presented.

Key words: lekoteka, children with disabilities, inclusive education.

 

В настоящее время коренным образом изменяется система и содержание образования в нашей стране. Сегодня никого не удивляет организация такой службы психологического сопровождения и специальной педагогической помощи родителям, воспитывающим детей с выраженными нарушениями и проблемами развития, как лекотека.

В переводе со шведского «leko» обозначает «игрушка», а «tek» с греческого переводится как «собрание».

Лекотеки создается для таких детей от 1,5 до 7 лет, которые не имеют возможности вместе с другими посещать детские сады или школы. Но в тоже время им необходима помощь дефектолога, логопеда, психолога. Уникальным является то, что направлена она не только на работу с детьми, но и с их родителями. А для семьи это очень важно.

Предпосылками внедрения проекта открытия лекотеки является опыт дошкольного образовательного учреждения по разработке сопровождения инклюзивного образования. Актуальность выбора данного направления работы обусловлена ростом процента детей, имеющих ограниченные возможности здоровья не только для освоения программ образования, успешной социализации и интеграции в детское сообщество, но даже не позволяющие в целом посещать дошкольное образовательное учреждение.

В настоящее время государственная политика в области образования детей с ограниченными возможностями здоровья (Закон об образовании РФ [1], ФГОС ДО РФ [2]) дает дошкольникам возможность посещать образовательное учреждение любого вида, где ребенок может воспитываться, обучаться независимо от состояния здоровья, при наличии в ДОУ условий для коррекционной работы.

Обеспечение внедрения федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования и образования, обучающихся с ОВЗ – это одна из задач Федеральной целевой программы развития образования на 2016–2020 годы, принятой Правительством РФ в 2015 году [3]. Ряд мероприятий, предусмотренных программой, направлены не только на повышение качества образовательных услуг, но и на улучшение инфраструктуры дошкольных организаций. В частности, важным элементом данной задачи станет поддержка инноваций в сфере образования детей с ОВЗ, инвалидностью.

Целевой аудиторией деятельности лекотеки являются дети со сложными нарушениями развития или выраженными психогенными расстройствами (дети с расстройством аутистического спектра (РАС), дети с детским церебральным параличом (ДЦП) и другими двигательными нарушениями, дети с интеллектуальной недостаточностью, дети с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью (СДВГ), дети с тяжелыми сенсорными нарушениями, дети с болезнью Дауна), их семьи, нуждающиеся в грамотном медико-психолого-педагогическом сопровождении, а также и педагоги ДОУ.

Традиционно, в рамках лекотеки, оказывается профессиональная помощь всеми необходимыми специалистами ребенку и его родителям (законным представителям) по вопросам организации процесса воспитания и обучения ребенка с ОВЗ.

Деятельность лекотеки основана на гуманистическом подходе с использованием игровых методов, арт-терапевтических техник для проведения психопрофилактики, психокоррекции, осуществления психологической поддержки развития личности детей с особыми потребностями.

Организация лекотеки на базе ДОУ начинается с создания нормативно-правового обеспечения его деятельности. Издается приказ по учреждению, согласно которому определяется состав специалистов центра «Лекотека», включающий педагога-психолога, учителя-дефектолога, учителя-логопеда, музыкального руководителя, инструктора по физической культуре. Руководство лекотекой возлагается на старшего воспитателя. Все специалисты должны соответствовать требованиям к уровню образования и направлению подготовки, а руководитель лекотеки – иметь степень магистра в области психологии.

Лекотека подразумевает еженедельные, бесплатные, индивидуально-коррекционные занятия для детей с особенностями развития, не имеющими возможности посещать дошкольное учреждение.

Следующим шагом в обеспечении деятельности лекотеки на базе ДОУ является методическое оснащение службы – создание программ деятельности специалистов лекотеки (педагога-психолога, учителя-дефектолога, учителя-логопеда, музыкального руководителя и инструктора по физической культуре). На основе научно-методических разработок и рекомендаций, имеющихся в литературе, создается база диагностических методик, комплексов игр и упражнений для детей с ОВЗ для организации диагностической и коррекционно-развивающей работы в рамках лекотеки.

Третьим шагом в запуске лекотеки должна стать подготовка материально-технического оснащения службы. Для этого в ДОУ необходимо организовать условия для создания кабинетов, приобретение оборудования, утверждение кадрового состава. Для детей с ОВЗ и их родителей создаются все необходимые условия, чтобы они чувствовали себя комфортно, безопасно и могли получить квалифицированную помощь специалистов учреждения.

Специальные помещения, выделенные и оформленные, предназначены: для индивидуальной работы с ребенком и его семьей; для групповой работы с детьми; для проведения групповых родительских тренингов; для работы с педагогами ДОУ.

Для оказания образовательных услуг должны быть дополнительные помещений: музыкальный зал, спортивный зал, сенсорная комната, кабинет ИЗО-деятельности, кабинеты узких специалистов (учителя-логопеда, педагога-психолога, учителя-дефектолога).

Последний шаг при запуске работы службы – распространение информации о работе лекотеки: через информирование родителей детского сада, создание и распространение буклетов, презентации проекта.

На сегодняшний день в рамках работы центра «Лекотека» проведена работа с воспитанниками детского сада, которые по причине сложности дефекта не могут посещать детский сад постоянно на равных условиях с другими детьми и лекотека для данных детей и их семей явилась вариантом получения квалифицированной помощи и сопровождения специалистов.

Таким образом, организация и запуск службы лекотеки на базе ДОУ имеет ряд особенностей, связанных с необходимостью нормативно-правовой, методической, материально-технической и кадровой подготовки учреждения.

Проблемным полем деятельности лекотеки является недостаточная распространенность информации об особенностях такой формы помощи среди семей детей с ОВЗ, что при всей востребованности пока не позволяет запустить их в полном объеме.

 

Библиографический список:

  1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ (последняя редакция) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/
  2. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования: письма и приказы Минобрнауки. – М.: ТЦ Сфера, 2015. – 96 с.
  3. Постановление Правительства РФ от 26.12.2017 № 1642 (ред. от 26.04.2018) «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие образования»» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_286474/

sispp.ru

Созвездие — Что такое лекотека?

Что такое «Лекотека»?

Лекотека – вариативная форма дошкольного образования, реализующая инклюзивную практику.

Само слово «лекотека» произошло от шведского слова «leco» — игрушка и греческого «theke» — хранилище.

Лекотека  — это служба психологического сопровождения и специальной педагогической помощи родителям, воспитывающим детей с выраженными нарушениями и проблемами развития.

Иными словами,  она подразумевает еженедельные, бесплатные, индивидуально-коррекционные занятия для детей  с особыми образовательными потребностями,   не имеющими возможности посещать дошкольное образовательное учреждение.

Отправной точкой сотрудничества с родителями является оказание им помощи в понимании сущности имеющихся у ребенка отклонений и динамики их развития, в идентификации и осознании сильных и слабых сторон ребенка.

Для чего нужна Лекотека?

Основной целью лекотеки, является социализация ребенка , развитие сенсорных навыков, развитие речи, психологическая помощь родителям детей с  ОВЗ. Посещать такие учреждения могут малыши от 2 месяцев до 7 лет не имеющие возможности по разным причинам посещать дошкольные учереждения.

Педагоги лекотеки помогают деткам с нарушениями развития, формирования у них предпосылок учебной деятельности, поддерживают развитие личности детей, оказывают психолого-педагогическую помощь родителям. Обучение проходит в коррекционно — обучающей форме игровой деятельности , индивидуальный подход к каждому ребенку .

Преподаватели лекотеки уверены, что взрослые, воспитывающие ребенка с особыми нуждами, должны воспринимать игру, как жизненную необходимость для детей раннего возраста. Ведь это основной источник знаний, навыков и хорошего настроения. Родители должны быть готовы обыграть любую текущую ситуацию. А действия взрослых при этом должны быть выразительными, мягкими и адекватными возможностям ребенка.

ИГРА — основной метод лекотеки

Деятельность Лекотеки связана с использованием вспомогательных средств, обеспечивающих полноценное вовлечение ребенка с особыми нуждами и окружающих его людей в игровую активность для обучения и развития общения в игре. Эти средства должны перекрывать все основные потребности ребенка с особыми нуждами, связанные с организацией его игровой деятельности. Материальная база Лекотеки включает следующие разделы:

  • специальное оборудование для детей с нарушениями движений;
  • оборудование для развития общей подвижности;
    игрушки для развития ручных навыков;
  • игрушки для развития тактильного восприятия;
  • игрушки и средства для развития зрительного восприятия;
  • игрушки для развития слухового восприятия;
  • игрушки для развития мышления;
  • игрушки для развития речи и языка;
  • игрушки для поддержки социально-эмоционального развития;
  • игрушки для игры с водой;
  • игрушки для игры с сыпучими материалами;
  • материалы для изобразительного творчества;
  • музыкальные игрушки;
  • книги для детей;
  • фонотека;
  • видеотека;
  • компьютерные игры;
  • книги для родителей;
  • средства для развития невербальной коммуникации;
  • выставка самодельных игрушек;
  • специальное оборудование для детей со сложным дефектом.

Следует отметить, что многие игрушки могут использоваться для развития различных сторон психики ребенка. Специалист подбирает средства, необходимые малышу, демонстрирует варианты игры с ребенком его родственникам или няне.

Самым главным принципом работы нашей лекотеки является взаимодействие с родителями.

Лекотека — это система психолого-педагогического сопровождения семей, воспитывающих детей с проблемами развития.

Родители – полноправные участники реабилитационного процесса:

  • получают полную информацию о перспективах развития ребёнка;
  • принимают участие при обсуждении индивидуально-ориентированной программы;
  • вовлекаются в процесс совместной продуктивной деятельности с ребёнком;
  • обучаются приёмам формирования в семье реабилитационных условий, обеспечивающих оптимальное развитие ребёнка.

 

ФОТООТЧЁТ О РАБОТЕ «ЛЕКОТЕКИ»>>>

 Наши специалисты:

Старший воспитатель.

Деятельность старшего воспитателя направлена на координирование  деятельности всех участников коррекционно – образовательного процесса Лекотеки.

Учитель-дефектолог

Формирует или развивает представления об окружающем мире, элементарные математические представления, мышление, восприятие, моторику, сенсорные эталоны на индивидуальных и подгрупповых занятиях с учетом индивидуальных особенностей детей.

Учитель-логопед

Проводит диагностику речи, участвует в создании индивидуальных программ развития детей, проводит индивидуальные занятия с детьми по коррекции речевого развития, проводит подготовку артикуляционного аппарата к постановке звуков.

Педагог-психолог

Осуществляет психолого-педагогическую поддержку семьи и участвует в проведении игровых сеансов, способствует созданию благоприятных условий для развития личности ребенка, принимает участие в социальной адаптации семьи, имеющей ребенка с ограниченными возможностями здоровья, осуществляет индивидуальное и групповое сопровождение семьи.

Тьютор

Деятельность тьютора направлена на обеспечение  воспитанников индивидуализированного психолого-педагогического сопровождения.

Музыкальный руководитель

Развивает музыкальные способности, эмоциональную сферу и творческую деятельность воспитанников.

Инструктор по физической культуре

Работает над  сохранением и укреплением здоровья всех детей и их физического развития,  организует спортивные праздники, досуги и развлечения.

Педагог дополнительного образования (ИЗО)

Выявляет творческие способности воспитанников, создает условия, способствующих их развитию.

Воспитатель

Его деятельность направлена на обеспечение всестороннего развития всех воспитанников.

Режим работы  Лекотеки.

Организованы две группы:

  • Утренняя  (с 9.00 до 12.00)  понедельник-пятница
  • Вечерняя (с 15.00 до 18.00)  понедельник-пятница

Количество детей в группе до 8 человек.

 

ОКНО В МИР РЕБЁНКА>>>

 О работе  «Лекотеки»  в СМИ:

15.01.2015 «ОСОБЫМ ДЕТЯМ – ОСОБЫЕ УСЛОВИЯ»

14.01.2015 «В бассейне чебоксарского детсада установили специальный подъемник для детей с ограниченными возможностями»

14.01.2015  «Как работает инклюзивное образование в чебоксарском детском саду «Созвездие»»

12.11.2014″ОСОБЕННЫЕ ДЕТИ В ОБЫЧНОЙ СРЕДЕ «

7.11.2014 В ЧЕБОКСАРСКИХ ДЕТСАДАХ РАЗВИВАЮТСЯ НОВЫЕ МЕТОДЫ РАБОТЫ С «ОСОБЕННЫМИ ДЕТЬМИ»

6.11.2014″ОБЩЕНИЕ НА РАВНЫХ»

31.10.2014″В  Чебоксарах работа по образованию детей-инвалидов ведется на высоком уровне»

31.10.2014″Раççейре чăвашсенчен вĕренсе сывлăхпа хавшакраххисем валли ача сачĕсем уçаççĕ»

zvezda21.ucoz.ru

МКДОУ «Детсад №6 «Колокольчик» Каменка

Что такое  «Лекотека»?

Лекотека  – вариативная форма дошкольного образования, реализующая инклюзивную практику.

Само слово «лекотека» произошло от шведского слова «leco» — игрушка и греческого «theke» — хранилище.

Лекотека  — это служба психологического сопровождения и специальной педагогической помощи родителям, воспитывающим детей с выраженными нарушениями и проблемами развития.

Иными словами,  она подразумевает еженедельные, бесплатные, индивидуально-коррекционные занятия для детей  с особыми образовательными потребностями,   не имеющими возможности посещать дошкольное образовательное учреждение.

Отправной точкой сотрудничества с родителями является оказание им помощи в понимании сущности имеющихся у ребенка отклонений и динамики их развития, в идентификации и осознании сильных и слабых сторон ребенка.

Для чего нужна Лекотека?

Основной целью лекотеки, является социализация ребенка, развитие сенсорных навыков, развитие речи, психологическая помощь родителям детей с  ОВЗ. Посещать такие учреждения могут малыши от 2 месяцев до 7 лет не имеющие возможности по разным причинам посещать дошкольные учреждения.

Педагоги лекотеки помогают деткам с нарушениями развития, формирования у них предпосылок учебной деятельности, поддерживают развитие личности детей, оказывают психолого-педагогическую помощь родителям. Обучение проходит в коррекционно-обучающей форме игровой деятельности, индивидуальный подход к каждому ребенку .

Преподаватели лекотеки уверены, что взрослые, воспитывающие ребенка с особыми нуждами, должны воспринимать игру, как жизненную необходимость для детей раннего возраста. Ведь это основной источник знаний, навыков и хорошего настроения. Родители должны быть готовы обыграть любую текущую ситуацию. А действия взрослых при этом должны быть выразительными, мягкими и адекватными возможностям ребенка.

ТЕСТ НА  АУТИЗМ  (пройдите по ссылке)

Тест, который во всем мире называется М-CHAT — модифицированный скриннинговый тест на аутизм для детей раннего возраста, применяется с 16 до 30 месяцев. Тест направлен на выявление детей, которые нуждаются во внимательной диагностике сложностей в развитии, в том числе диагностике, направленной на выявление симптомов аутизма.

История проекта «Лекотека»

Модель «Российская лекотека» разрабатывается с 2000 года коллективом авторов — членов Региональной общественной организации Содружество «Утешение» и работающих в Государственном образовательном учреждении — Центре психолого-медико-социального сопровождения «Лекотека» (до 2004 года — «Психолого-медико-социальный центр Северного административ­ного округа города Москвы»). Над проектом также работали сотрудники Мо­сковского городского психолого-педагогического университета (МГППУ, ка­федра клинической психологии раннего детства факультета клинической и специальной психологии).

В 2001 году Р00 Содружество «Утешение» запустила проект «Российская лекотека», что дало возможность разработать модель российской лекотеки. Этот проект финансировался Агентством США по международному развитию (AMP США) в рамках программы «Помощь детям-сиротам в России» совместно с «Холт Интернешнл Чилдренс Сервиз» (Holt) и «Чаритиз Эйд Фаундэйшн» (CAF). По результатам гранта подготовлен и издан методический материал «Российская лекотека». В этом же году на базе Психолого-медико-социально­го центра Северного административного округа г. Москвы была открыта пер­вая Московская лекотека. Модель «Российская лекотека» прошла экспертизу в Министерстве образования Российской Федерации.

В декабре 2001 года она была представлена на российской выставке «Но­вые технологии в образовании» и отмечена Золотой медалью. В это же время создание лекотек в Москве включено в государственную программу «Столичное образование».

 

         

 

Второй проект программы «Помощь детям-сиротам в России» — «Россий­ская лекотека в доме ребенка» — начал свою работу в апреле 2002 года на базе Дома ребенка № 9 г. Москвы. В сентябре 2002 года, когда проект завершил­ся, был выпущен цветной каталог «Российская лекотека в доме ребенка».

С сентября 2003-го по январь 2004 годов был успешно запущен в действие третий проект программы «Помощь детям-сиротам в России»: «Информаци­онное пространство российской лекотеки», в результате которого был создан сайт www.lekoteka.ru.

С 2003 года на базе факультета повышения квалификации МГППУ ежегод­но проводятся бюджетные курсы повышения квалификации для специали­стов лекотек.

В 2005 году развитие их системы в Москве вошло в программу модерни­зации московского образования «Столичное образование-4», по которой лекотеки планируется открыть в каждом округе Москвы.

А в 2004-2005 годах Р00 Содружество «Утешение» осуществила очеред­ной проект программы «Помощь детям-сиротам в России» — «Российская ле­котека как региональная модель службы ранней помощи для детей-сирот до­мов ребенка». В его рамках обучались специалисты домов ребенка Тверской области, открылась лекотека в Конаковском специализированном доме ре­бенка.

В сентябре-декабре 2005 года был сделан новый шаг: получен опыт вне­дрения лекотеки в нейрохирургическом отделении Морозовскои детской го­родской клинической больницы (Департамент здравоохранения г. Москвы). Проект «Лекотека как служба психологического сопровождения семей, вос­питывающих детей с нейроонкологическими заболеваниями» был частью программы «Ралли Белых ночей», финансируемой благотворительным бри­танским фондом «Charities Aid Foundation» («CAF»).

 

detsadkolokolch.ucoz.ru

Советы рукодельницам